Административное приостановление деятельности как мера ответственности
(введена Федеральным законом от 09.05.2005 N 45-ФЗ)
С 01.04.2024 в абз. 1 ч. 1 ст. 3.12 вносятся изменения (ФЗ от 04.08.2023 N 423-ФЗ). См. будущую редакцию.
1. Административное приостановление деятельности заключается во временном прекращении деятельности лиц, осуществляющих предпринимательскую деятельность без образования юридического лица, юридических лиц, их филиалов, представительств, структурных подразделений, производственных участков, а также эксплуатации агрегатов, объектов, зданий или сооружений, осуществления отдельных видов деятельности (работ), оказания услуг. Административное приостановление деятельности применяется в случае угрозы жизни или здоровью людей, возникновения эпидемии, эпизоотии, заражения (засорения) подкарантинных объектов карантинными объектами, наступления радиационной аварии или техногенной катастрофы, причинения существенного вреда состоянию или качеству окружающей среды либо в случае совершения административного правонарушения в области оборота наркотических средств, психотропных веществ и их прекурсоров, растений, содержащих наркотические средства или психотропные вещества либо их прекурсоры, и их частей, содержащих наркотические средства или психотропные вещества либо их прекурсоры, в области противодействия легализации (отмыванию) доходов, полученных преступным путем, финансированию терроризма и финансированию распространения оружия массового уничтожения, в области установленных в соответствии с федеральным законом в отношении иностранных граждан, лиц без гражданства и иностранных организаций ограничений на осуществление отдельных видов деятельности, в области правил привлечения иностранных граждан и лиц без гражданства к трудовой деятельности, в области порядка управления, в области общественного порядка и общественной безопасности, в области производства и оборота этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей продукции, в области градостроительной деятельности, в области транспортной безопасности, в области охраны собственности, в области деятельности по возврату просроченной задолженности, в области деятельности по предоставлению потребительских кредитов (займов), в том числе обязательства заемщика по которым обеспечены ипотекой, в области применения контрольно-кассовой техники, в области реализации входных билетов на матчи чемпионата Европы по футболу UEFA 2020 года или документов, дающих право на получение входных билетов на матчи чемпионата Европы по футболу UEFA 2020 года, а также в случае совершения административного правонарушения, посягающего на здоровье, санитарно-эпидемиологическое благополучие населения и общественную нравственность.
(в ред. Федеральных законов от 05.11.2006 N 189-ФЗ, от 18.12.2006 N 232-ФЗ, от 24.07.2007 N 211-ФЗ, от 19.05.2010 N 87-ФЗ, от 27.07.2010 N 195-ФЗ, от 29.12.2012 N 277-ФЗ, от 05.04.2013 N 58-ФЗ, от 21.10.2013 N 275-ФЗ, от 21.12.2013 N 365-ФЗ, от 21.07.2014 N 210-ФЗ, от 03.07.2016 N 231-ФЗ, от 03.07.2016 N 290-ФЗ, от 05.02.2018 N 13-ФЗ, от 01.05.2019 N 95-ФЗ, от 26.07.2019 N 218-ФЗ, от 11.06.2021 N 203-ФЗ, от 10.07.2023 N 322-ФЗ)
(см. текст в предыдущей редакции)
Административное приостановление деятельности назначается только в случаях, предусмотренных статьями Особенной части настоящего Кодекса, если менее строгий вид административного наказания не сможет обеспечить достижение цели административного наказания.
(в ред. Федерального закона от 23.07.2010 N 171-ФЗ)
(см. текст в предыдущей редакции)
Административное приостановление деятельности назначается судьей. За административное правонарушение, предусмотренное частью 3 статьи 9.1 настоящего Кодекса (в части грубого нарушения требований промышленной безопасности), административное приостановление деятельности назначается должностными лицами, указанными в пунктах 1 и 4 части 2 статьи 23.31 настоящего Кодекса.
(абзац введен Федеральным законом от 28.12.2010 N 421-ФЗ)
В срок административного приостановления деятельности засчитывается срок временного запрета деятельности (ч. 5 ст. 29.6 настоящего документа).
2. Административное приостановление деятельности устанавливается на срок до девяноста суток. Срок административного приостановления деятельности исчисляется с момента фактического приостановления деятельности лиц, осуществляющих предпринимательскую деятельность без образования юридического лица, юридических лиц, их филиалов, представительств, структурных подразделений, производственных участков, а также эксплуатации агрегатов, объектов, зданий или сооружений, осуществления отдельных видов деятельности (работ), оказания услуг.
(в ред. Федерального закона от 18.07.2011 N 225-ФЗ)
(см. текст в предыдущей редакции)
3. Судья, орган, должностное лицо, назначившие административное наказание в виде административного приостановления деятельности, на основании ходатайства лица, осуществляющего предпринимательскую деятельность без образования юридического лица, или юридического лица досрочно прекращают исполнение административного наказания в виде административного приостановления деятельности, если будет установлено, что устранены обстоятельства, указанные в части 1 настоящей статьи, послужившие основанием для назначения данного административного наказания.
Административное приостановление деятельности
В соответствии со ст. 3.12 Кодекса РФ об административных правонарушениях (далее КоАП) под административным приостановлением деятельности понимается временное прекращение деятельности лиц, осуществляющих предпринимательскую деятельность без образования юридического лица, юридических лиц, их филиалов, представительств, структурных подразделений, производственных участков, а также эксплуатации агрегатов, объектов, зданий или сооружений, осуществления отдельных видов деятельности (работ), оказания услуг.
Срок, на который устанавливается административное приостановление деятельности, не может превышать 90 суток.
Административное приостановление деятельности назначается судьей только в случаях, предусмотренных статьями особенной части КоАП и если менее строгий вид наказания не сможет обеспечить достижение цели административного наказания.
В случае совершения правонарушения, по которому может быть назначено наказание в виде административного приостановления деятельности, в обеспечение производства по делу к виновному лицу может быть применен временный запрет деятельности.
В соответствии со ст. 32.12 КоАП постановление судьи об административном приостановлении деятельности исполняется судебным приставом-исполнителем немедленно после вынесения такого постановления.
С учетом п. 2 ст. 32.12 КоАП при административном приостановлении деятельности судебный пристав-исполнитель производит наложение пломб, опечатывает помещения, места хранения товаров и иных материальных ценностей, кассы. Также применяются другие меры по исполнению указанных в постановлении об административном приостановлении деятельности мероприятий, необходимых для исполнения административного наказания в виде административного приостановления деятельности.
Статьей 315 УК РФ предусмотрена уголовная ответственность за злостное неисполнение представителем власти, государственным служащим, служащим органа местного самоуправления, а также служащим государственного или муниципального учреждения, коммерческой или иной организации вступивших в законную силу приговора суда, решения суда или иного судебного акта, или воспрепятствование их исполнению.
Постановления о приостановлении деятельности предприятий устанавливают срок их действия (до 90 дней). Окончание исполнительного производства производится после истечения срока. До этого момента судебный пристав-исполнитель осуществляет контроль соблюдения должником установленных ограничений.
Досрочное прекращение административного приостановления деятельности в случае устранения обстоятельств, послуживших основанием для назначения административного наказания, предусмотрено п.п. 3, 4 ст. 32.12 КоАП. Вопрос о прекращении административного приостановления деятельности рассматривается судом в пятидневный срок со дня поступления ходатайства должника. При этом судьей в обязательном порядке запрашивается заключение об устранении или о неустранении должником обстоятельств, послуживших основанием для назначения административного наказания в виде приостановления деятельности.
Добросовестный должник, конечно, будет стремиться к тому, чтобы устранить обстоятельства, вызвавшие приостановление деятельности. К этому его стимулирует и возможность досрочного прекращения приостановления деятельности. Однако если судебный пристав-исполнитель в ходе исполнения применяет опечатывание, то такой метод может создавать препятствия должнику для устранения указанных обстоятельств.
В соответствии с п. 2 ст. 32.12 КоАП при административном приостановлении деятельности не допускается применение мер, которые могут повлечь необратимые последствия для производственного процесса, а также для функционирования и сохранности объектов жизнеобеспечения.
В этой ситуации судебный пристав-исполнитель может прийти к выводу о невозможности исполнения постановления суда. В соответствии с п. 4 ст. 73 ФЗ «Об исполнительном производстве» в случае невозможности исполнения исполнительного документа, обязывающего должника совершить определенные действия или воздержаться от их совершения, судебный пристав-исполнитель возвращает исполнительный документ в суд или другой орган, его выдавший.
Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:
ОБ УНИКАЛЬНОСТИ АДМИНИСТРАТИВНОГО ПРИОСТАНОВЛЕНИЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ КАК МЕРЫ АДМИНИСТРАТИВНОЙ ОТВЕТСТВЕННОСТИ Текст научной статьи по специальности «Право»
Рассматриваются особенности административного приостановления деятельности как меры административной ответственности . Поднимается проблема несовершенства данного института, предлагаются некоторые пути его совершенствования.
Похожие темы научных работ по праву , автор научной работы — Рыжков Д.Н.
THE MAIN FEATURES OF ADMINISTRATIVE SUSPENSION OF ACTIVITIES AS A MEASURE OF ADMINISTRATIVE RESPONSIBILITY
The article deals with the main features of administrative suspension of activities as a measure of administrative responsibility . The author examines the matter related to the imperfection of the. institution of administrative suspension of activities , suggests some recommendations for legislative improvement.
Текст научной работы на тему «ОБ УНИКАЛЬНОСТИ АДМИНИСТРАТИВНОГО ПРИОСТАНОВЛЕНИЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ КАК МЕРЫ АДМИНИСТРАТИВНОЙ ОТВЕТСТВЕННОСТИ»
ОБ УНИКАЛЬНОСТИ АДМИНИСТРАТИВНОГО ПРИОСТАНОВЛЕНИЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ КАК МЕРЫ АДМИНИСТРАТИВНОЙ ОТВЕТСТВЕННОСТИ
Воронежский государственный университет
Поступила в редакцию 14 апреля 2018 г.
Аннотация: рассматриваются особенности административного приостановления деятельности как меры административной ответственности. Поднимается проблема несовершенства данного института, предлагаются некоторые пути его совершенствования.
Ключевые слова: административное приостановление деятельности, административная ответственность, временный .запрет деятельности, административный штраф, принуждение, наказание, мера.
Abstract: the article deals with the main features of administrative suspension of activities as a measure of administrative responsibility. The author examines the matter related to the imperfection of the. institution of administrative suspension of activities, suggests some recommendations for legislative improvement.
Key words: administrative suspension of activities, administrative responsibility, temporary prohibition of activities, administrative penalty, coercion, punishment, measure.
Административная ответственность представляет собой вид юридической ответственности и административно-правового принуждения, применяемых административными органами (их должностными лицами) в рамках внеслужебного подчинения, а также судьями (судами), выраженной в применении административных наказаний к физическим и (или) юридическим лицам в ходе производства по делам об административных правонарушениях1.
Согласно ст. 2 Конституции РФ человек, его права и свободы являются высшей ценностью.
Необходимо создавать условия реализации этих конституционных 241
ценностей, определять понятные для всех участников общественных-
отношений содержание и порядок действий органов исполнительной власти, их должностных лиц2.
Административное наказание представляет собой установленную государством меру ответственности, применяемую за совершение ад-
1 См.: Бахрах Д. Н., Россинский Б. В., Старилов Ю. А. Административное право. М., 2004. С. 484.
2 См.: Административные процедуры / отв. ред. Л. Л. Попов, С. М. Зубарев. М., 2018. С. 11.
© Рыжков Д. Н., 2018
министративного правонарушения. Административное наказание — это разновидность административного принуждения.
Административное принуждение следует понимать как психическое либо физическое воздействие на сознание и поведение субъектов с целью понудить их путем угрозы применения предусмотренных в законодательстве административных санкций к должностному поведению (совершению предписанных действий, бездействий) либо подчинению установленным запретам и ограничениям, а равно само применение с соблюдением процессуальных требований уполномоченными органами, должностными лицами мер административного воздействия, сопровождающихся отрицательными последствиями личностного, организационного, материального характера3.
Юридическая санкция — последний элемент триады в логической правовой норме — имеет огромное практическое значение, так как придает диспозиции данной нормы потенциальную юридическую силу в виде угрозы наказания за нарушение нормативного предписания4.
Федеральным законом от 9 мая 2005 г. № 45-ФЗ «О внесении изменений в Кодекс Российской Федерации об административных правонарушениях и другие законодательные акты Российской Федерации, а также о признании утратившими силу некоторых положений законодательных актов Российской Федерации» ранее установленная система административных наказаний дополнена новым видом наказания — административным приостановлением деятельности.
Административное приостановление деятельности заключается во временном прекращении деятельности лиц, осуществляющих предпринимательскую деятельность без образования юридического лица, юридических лиц, их филиалов, представительств, структурных подразде-^ лений, производственных участков, а также эксплуатации агрегатов, объектов, зданий или сооружений, осуществления отдельных видов деятельности (работ), оказания услуг (ч. 1 ст. 3.12 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях (далее — КоАП РФ)).
Административное приостановление деятельности как мера административного принуждения характеризуется следующими призна—ками:
242 1) служит формой выражения негативной реакции государства на противоречащие охраняемым им интересам деяния и реализуется в условиях внеорганизационного соподчинения;
2) имеет публично-правовое содержание;
3) выражается в государственно-властном прекращении на определенный временной срок деятельности субъектов и объектов;
3 См.: Административное принуждение и административная ответственность : сборник нормативных актов / сост. Ю. Н. Старилов. М., 1998. С. 18.
4 См.: Фатьянов А. А. Некоторые теоретические и прикладные аспекты законодательного установления видов и величин административных наказаний по проекту общей части КоАП РФ // Административное право и процесс. 2015. № 12. С. 18.
4) имеет юридически обязательный, односторонний, принудительный характер действий государственных органов и их должностных лиц5.
Специфика рассматриваемого вида наказания такова, что оно при- С
меняется только в отношении юридических лиц и индивидуальных §
предпринимателей, которые в данном случае несут административную ы
ответственность, предусмотренную именно для этой группы субъектов, К
а не для должностных лиц. §
Применение наказания означает привлечение к административной °
ответственности, влечет состояние наказанности6. сс
наступлении которых применяется рассматриваемый вид администра- а
В соответствии со ст. 3.12 КоАП РФ определены обстоятельства, при
тивного наказания. Согласно нормативным предписаниям федерального законодательства административное приостановление деятельно- о сти применяется в случае угрозы: и
1) жизни или здоровью людей; о
2) возникновения эпидемии, эпизоотии, заражения (засорения) под-карантинных объектов карантинными объектами;
3) наступления радиационной аварии или техногенной катастрофы;
4) причинения существенного вреда состоянию или качеству окружающей среды.
Законодательно определено, что административное приостановление деятельности в качестве административного наказания может быть и
назначено также при совершении административного правонаруше- и
1) в области оборота наркотических средств, психотропных веществ § и их прекурсоров;
2) в области противодействия легализации (отмыванию) доходов, полученных преступным путем, и финансированию терроризма. §
В соответствии с ч. 2 ст. 3.2 КоАП РФ перечень видов административных наказаний, применяемых к юридическим лицам, носит более ограниченный характер и включает: _
1) предупреждение; 243
2) административный штраф; —
3) конфискацию орудия совершения или предмета административного правонарушения;
4) административное приостановление деятельности7.
5 См.: Калинин Г. И., Калинина Л. Е. К вопросу о применении административного приостановления деятельности // Право и экономика. 2012. № 4. С. 66—67.
6 См.: Бахрах Д. Н. Вопросы системы административных наказаний // Полицейское право. 2008. № 1. С. 78.
7 См.: Кодекс Российской Федерации об административных правонарушениях. Главы 1—10 : постатейный науч.-практ. комментарий / под общ. ред. Б. В. Рос-синского. М., 2014. С. 49.
Следовательно, административное приостановление деятельности в его правовом смысле является высшей санкцией по сравнению с иными мерами ответственности, предусмотренными административным законодательством в отношении юридических лиц (абзац 2 ч. 1 ст. 3.12 КоАП РФ).
Наказание в виде административного приостановления деятельности индивидуального предпринимателя или юридического лица может быть назначено судьей районного суда лишь в случаях, предусмотренных статьями Особенной части КоАП РФ, если менее строгий вид наказания не сможет обеспечить достижение цели административного наказания, что должно быть мотивировано в постановлении по делу об административном правонарушении (абзац второй ч. 1 ст. 3.12, п. 6 ч. 1 ст. 29.10 КоАП РФ).
При назначении этого наказания надлежит учитывать характер деятельности индивидуального предпринимателя или юридического лица, характер совершенных ими действий (бездействия), а также другие обстоятельства, влияющие на создание условий для реальной возможности наступления негативных последствий для жизни или здоровья людей, возникновения эпидемии, эпизоотии, заражения (засорения) подкарантинных объектов карантинными объектами, наступления радиационной аварии или техногенной катастрофы, причинения существенного вреда состоянию или качеству окружающей среды (абзац первый ч. 1 ст. 3.12 КоАП РФ).
Обстоятельства, создающие, по мнению судьи, угрозу причинения вреда, должны быть указаны им в постановлении по делу об административном правонарушении8. см Административное приостановление деятельности может приме-^ няться только в качестве основного административного наказания (например, постановление Первого арбитражного апелляционного суда от 22 июля 2015 г. по делу № А43-4273/2015; определение Верховного Суда ° РФ от 7 сентября 2015 г. по делу № 305-АД15-2611).
Нормативное основание применения административного приоста-244 новления деятельности как основного вида административного наказа-ния играет исключительную роль, так как определяет не только состав
правонарушений, за совершение которых применяется этот вид наказания, но и другие дополнительные условия, указывающие на специфику правоприменения9.
8 О некоторых вопросах, возникающих у судов при применении Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях : постановление Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 24 марта 2005 г. № 5 (П. 23.3). Доступ из справ.-правовой системы «КонсультантПлюс».
9 См.: Горобцова С. Е. Административное приостановление деятельности как вид административного наказания : дис. . канд. юрид. наук. Воронеж, 2008. С. 58-59.
Административное приостановление деятельности назначается только в судебном порядке, а именно — только судьей10.
В целях обеспечения единообразия правоприменения и в связи с возникающими у судов при рассмотрении данной категории дел вопросами О Пленум Верховного Суда РФ в постановлении от 10 июня 2010 г. № 13 дал х ряд разъяснений по поводу привлечения к этому виду ответственности11. р Так, Пленум Верховного Суда РФ обратил внимание на то, что ад- ж министративное приостановление деятельности как вид ответственно- о сти может применяться при совершении категорий правонарушений, перечисленных в ч. 1 ст. 3.12 КоАП РФ, только в том случае, если в б санкции статьи, размещенной в Особенной части КоАП РФ, указано та- н кое наказание. К В иных случаях в соответствии с ч. 2 указанной статьи решение при- ь нимается судьями лишь в случаях, если орган или должностное лицо, к о которым поступило дело о таком административном правонарушении, и передает его на рассмотрение судье. а С 1 января 2011 г. в соответствии с Федеральным законом от 23 июля М 2010 г. № 171-ФЗ «О внесении изменений в КоАП РФ и Федеральный 1 закон «О промышленной безопасности опасных производственных объ- т ектов»12 административное приостановление деятельности изымается а из исключительной компетенции суда и предполагается возможность 0 его назначения также уполномоченными на то контрольно-надзорны- § ми органами. о Общие нормы о содержании постановления по делу об админи- р стративном правонарушении нашли свое отражение в ч. 1 ст. 29.10 §
Законодатель обратил внимание на возможность применения ад- §
министративного приостановления деятельности лишь при условии, л
что менее строгий вид административного наказания не сможет обе- и
спечить достижение целей административного наказания (ч. 2 ст. 3.12 . КоАП РФ).
По мнению О. В. Панковой, подобное положение закона полностью
согласуется с санкциями статей Особенной части КоАП РФ, предусмат-_
ривающими административное приостановление деятельности. 245
Все они содержат альтернативное наказание в виде штрафа. В свя- _ зи с этим исследуются все обстоятельства дела, позволяющие оценить необходимость назначения такого наказания в качестве основного13.
10 См.: Бахрах Д. Н. Вопросы системы административных наказаний // Вестник Уральского ин-та экономики, управления и права. 2009. № 6. С. 8.
11 О внесении изменений и дополнений в некоторые постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации : постановление Пленума Верховного Суда РФ от 10 июня 2010 г. № 13 // Рос. газета (федер. вып.). 2010. 17 июня.
12 Собр. законодательства Рос. Федерации. 2010. № 30. Ст. 4002.
13 См.: Панкова О. В. Настольная книга судьи по делам об административных правонарушениях : науч.-практ. пособие. М., 2009. С. 117.
Так, в постановлении Первого арбитражного апелляционного суда от 22 июля 2015 г. по делу № А43-4273/2015 указано, что признавая правомерным удовлетворение заявления инспекции государственного строительного надзора субъекта РФ о привлечении индивидуального предпринимателя к административной ответственности, предусмотренной ч. 1 ст. 9.5 КоАП РФ, и назначение ему наказания в виде административного приостановления деятельности по реконструкции объекта капитального строительства — нежилого здания сроком на 90 суток, суд указал, что административное приостановление деятельности по отношению к штрафу по ч. 1 ст. 9.5 КоАП РФ является альтернативным видом наказания и назначается с учетом положений ст. 3.12 КоАП РФ, а также требований ч. 2 ст. 29.10 и ст. 32.12 КоАП РФ.
Из ч. 1 ст. 3.12 КоАП РФ следует, что административное приостановление деятельности, обеспечивая реализацию задач законодательства об административных правонарушениях, применяется в отношении конкретного лица, если выявленное в его действиях правонарушение предусматривает такой вид наказания, имеются предусмотренные законом обстоятельства для его назначения и менее строгое наказание не сможет обеспечить достижение целей наказания.
Избранная судом мера наказания принята с учетом того, что индивидуальный предприниматель осуществляет строительство (реконструкцию) объекта капитального строительства — нежилого здания, принадлежащего ему на праве собственности, без разрешения на строительство, что создает существенную угрозу жизни и здоровью людей, и в данном случае назначение наказания в виде приостановления деятельности обеспечивает цели наказания, определяемые ст. 3.1 КоАП РФ.
Определенный интерес представляет также практика арбитражных судов по делам об административных правонарушениях, за совершение которых соответствующей статьей КоАП РФ предусмотрено альтернативное наказание в виде штрафа или административного приоста-
сч новления деятельности.
Это дает возможность выявить проблему, связанную с заменой административного штрафа на административное приостановление деятельности вследствие существенного размера штрафа14.
Арбитражные суды, учитывая разъяснения ВАС РФ, данные в п. 18.2 постановления Пленума от 2 июня 2004 г. № 10 «О некоторых вопросах, возникших в судебной практике при рассмотрении дел об административных правонарушениях», исходят из отсутствия оснований для изменения назначенного наказания (штрафа) на административное приостановление деятельности в связи с тем, что последнее является более строгим видом наказания и может ухудшить положение лица, привлекаемого к административной ответственности (например, по-
14 См.: Селезнёв В. А. Спорные вопросы законодательства об административной ответственности юридических лиц // Журнал рос. права. 2014. № 11. С. 7.
становления от 27 ноября 2012 г. № 8658/12 по делу № А34-3078/2011, № 8651/12 по делу № А06-5128/2011)15.
Поэтому применение административного наказания в виде административного приостановления деятельности влечет усиление административного наказания и ухудшает положение юридического лица, ин- х дивидуального предпринимателя без образования юридического лица. ы
Таким образом, на основании того, что 1) административное при- К остановление деятельности назначается судьей только в случаях, пред- о усмотренных статьями Особенной части КоАП РФ; 2) административ- ° ное приостановление деятельности назначается в случае, если менее о строгий вид наказания не сможет обеспечить достижение цели админи- н стративного наказания, можно сделать вывод, что данный вид админи- а стративного наказания более строгий, чем административный штраф.
В ч. 2 ст. 3.12 КоАП РФ регламентируется только максимальный срок установления административного приостановления деятельности — до 90 суток.
Следует заметить, что Федеральным законом от 23 июля 2013 г. № 207-ФЗ «О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации в целях совершенствования миграционного законодательства и ответственности за его нарушение» был определен т минимальный срок наказания в виде административного приоста- он
новления деятельности по ст. 18.15-18.17 КоАП РФ и установлен срок административного приостановления деятельности от 14 до 90 суток.
Административное приостановление деятельности представляет со- и бой единственное административное наказание с условным сроком ис- С полнения. ан
Судья районного суда, руководствуясь обращением лица, к которо- о му применено такое наказание, досрочно приостанавливает срок его е исполнения, если будет установлено, что лицом устранены обстоятель- я ства, послужившие основанием для его назначения16.
По нашему мнению, существует проблема несовершенства института досрочного прекращения административного наказания в виде административного прекращения деятельности юридических лиц, их _ филиалов, представительств, структурных подразделений этих юридических лиц, их производственных участков, а также эксплуатации агрегатов, объектов, зданий или сооружений и даже оказания отдельных видов услуг или осуществления отдельных видов работ в случае угрозы жизни или здоровью людей и окружающей среде.
В ч. 3 ст. 3.12 КоАП РФ закреплены условия досрочного прекращения судьей, органом, должностным лицом, назначившими администра-
15 См.: Селезнёв В. А. Исполнение отдельных видов административных наказаний // Журнал рос. права. 2016. № 2. С. 8.
16 См.: Агапов А. Б. Административная ответственность : учебник. 3-е изд., перераб. и доп. М., 2007. С. 90.
тивное наказание в виде административного приостановления деятельности, исполнения данного административного наказания:
1) ходатайство лица, осуществляющего предпринимательскую деятельность без образования юридического лица, или юридического лица, которым назначено данное административное наказание;
2) установление факта устранения перечисленных в ч. 1 ст. 3.12 КоАП РФ обстоятельств, послуживших основанием для назначения данного административного наказания17.
Ввиду того что в законодательстве не установлено минимального срока, предприниматель имеет возможность прийти к судье с ходатайством в тот же день.
Это касается особенно тех административных правонарушений, санкции которых предусматривают одновременно с наказанием и устранение обстоятельств, послуживших основанием для назначения данного административного наказания.
На наш взгляд, справедливо законодательно установить право на досрочное прекращение этого административного наказания после отбытия 30 суток установленного срока.
Как показывает практика, административное приостановление деятельности применяется судами не всегда, а срок, на который устанавливается исследуемая мера наказания, в большинстве случаев определяется от 1 до 30 суток18.
Таким образом, КоАП РФ необходимо в соответствующих частях дополнить нормой, допускающей досрочное прекращение исполнения административного наказания в виде административного приостановления ввиду как устранения обстоятельств, указанных в абзаце 1 ч. 1 ст. 3.12 КоАП РФ, так и совершения лицом, чья деятельность приостановлена, иных реабилитирующих действий.
г В связи с вышесказанным предлагаем внести соответствующие изме-о5 нения и дополнения в отдельные положения ст. 3.12 КоАП РФ, а именем но: «Статья 3.12. Административное приостановление деятельности «3. 041 Судья, орган, должностное лицо, назначившие административное на_казание в виде административного приостановления деятельности, на
248 основании ходатайства лица, осуществляющего предпринимательскую _ деятельность без образования юридического лица, или юридического лица по истечении 30 суток досрочно прекращают исполнение административного наказания в виде административного приостановления деятельности, если будет установлено, что устранены обстоятельства, указанные в части 1 настоящей статьи, послужившие основанием для назначения данного административного наказания».
17 Кодекс Российской Федерации об административных правонарушениях. Главы 1-10 : постатейный науч.-практ. комментарий / под общ. ред. Б. В. Россин-ского. С. 320.
18 См.: Брунер Р. А. Административное приостановление деятельности : дис. . канд. юрид. наук. М., 2009. С. 48.
Установлены особые условия исчисления срока административного приостановления деятельности, который начинает течь в сутках с момента фактического приостановления деятельности лиц, осуществляющих предпринимательскую деятельность без образования юри- С дического лица, юридических лиц, их филиалов, представительств, § структурных подразделений, производственных участков, а также экс- р плуатации агрегатов, объектов, зданий или сооружений, осуществле- ж ния отдельных видов деятельности (работ), оказания услуг19. о Административное приостановление деятельности может быть на- с значено судьей на срок не более 90 суток, включая срок временного б запрета деятельности индивидуального предпринимателя или юриди- § ческого лица, если такая мера обеспечения производства по делу об ад- К министративном правонарушении применялась должностным лицом, ь уполномоченным составлять протокол об административном правона- о рушении (ч. 2 ст. 3.12, ч. 5 ст. 29.6 КоАП РФ). и В случае применения названной меры данное обстоятельство долж- 0 но быть отражено в резолютивной части постановления по делу, вклю- М чая время фактического прекращения деятельности, указанное в про- § токоле о временном запрете деятельности (ч. 3 ст. 27.16 КоАП РФ)20. т В связи с внесенными изменениями в КоАП РФ с 1 января 2011 г., а помимо суда, право применять эту меру ответственности было предо- 0 ставлено и Ростехнадзору. о Временный запрет деятельности тесно связан с таким наказанием, ос как административное приостановление деятельности, поскольку при- р меняется только в том случае, если за совершение административного о правонарушения КоАП РФ предусмотрена административная ответ- а ственность в виде административного приостановления деятельности. о
По своей сути временный запрет деятельности практически анало- л
гичен административному приостановлению деятельности21. и
Изучение изложенных нормативных предписаний и иных положе- § ний КоАП РФ, посвященных временному запрету деятельности, позволяет сделать вывод, что условия применения временного запрета пусть
незначительно, но все-таки отличаются от условий назначения наказа-_
ния в виде административного приостановления деятельности22. 249
Схематично приведенные аргументы позволяют сделать следующие _ выводы.
19 Кодекс Российской Федерации об административных правонарушениях. Главы 1-10 : постатейный науч.-практ. комментарий / под общ. ред. Б. В. Россин-ского. С. 361.
20 См.: Панкова О. В. Рассмотрение в судах общей юрисдикции дел об административных правонарушениях. М., 2016. С. 190.
21 См.: Малышев Е. А. Государственное управление в сфере внешней трудовой миграции : теория и практика. М., 2017. С. 121.
22 См.: Комлев В. Н. Административное приостановление деятельности // Административное право и процесс. 2007. № 2. С. 38.
Административное приостановление деятельности
Временный запрет деятельности
Вид административного наказания, который назначается судьей.
Мера обеспечения производства по делу об административном правонарушении, применяемая должностным лицом, уполномоченным состав -лять протокол об административном правонарушении, за совершение которого может быть назначено административное наказание в виде административного приостановления деятельности; обязанность государственного инспектора заключается в формальном составлении протокола.
Назначается по результатам рассмотрения дела судьей; устанавливается на срок до 90 суток и является единственным административным наказанием с условным сроком исполнения; применяется только в отношении юридических лиц и индивидуальных предпринимателей.
Оформляется на стадии возбуждения производства по делу об административном правонарушении; оформляется протоколом, срок его не должен превышать 5 суток; засчитывается в срок административного приостановления деятельности и исчисляется с момента фактического прекращения деятельности вышеперечисленных объектов; не может распространяться на деятельность предприятия в целом; является основанием для принятия решения о назначении административного приостановления деятельности.
Протокол об административном правонарушении и протокол о временном запрете деятельности, составляются только в отношении юридических лиц и индивидуальных предпринимателей.
Протокол о временном запрете деятельности не составляется, если нет намерения направить материалы в районный суд для административного приостановления деятельности; протокол о временном запрете оформляется только на то лицо, на которое составляется основной протокол об административном правонарушении.
Цель — привлечь виновного к ответственности за совершенное правонарушение и в ходе претерпевания неблагоприятных последствий правонарушителем, восстановить нарушенные права.
Цель — кратковременное прекращение деятельности или эксплуатации объектов именно до рассмотрения дела судом.
Таким образом, временный запрет деятельности предполагает срок действия продолжительностью не более 5 суток. Однако это полноценно не обеспечивает той меры ответственности, которая предусмотрена ст. 3.12 КоАП РФ23.
23 См.: Бадыков Л. Ф. К вопросу об административном приостановлении деятельности // Вестник исполнительного производства. 2016. № 2. С. 3.
Итак, особенностями административного приостановления деятельности как меры административной ответственности являются следующие:
1) назначается только в судебном порядке;
2) назначается только в случаях, предусмотренных соответствующими статьями Особенной части КоАП РФ;
3) назначается в случаях, если менее строгий вид административного наказания не может обеспечить достижение цели административного наказания;
4) является высшей санкцией в отношении юридических лиц;
5) устанавливается на срок до 90 суток и является единственным административным наказанием с условным сроком исполнения;
6) в качестве дополнительной меры введен временный запрет деятельности.
Воронежский государственный университет
Рыжков Д. Н., аспирант кафедры административного и административного процессуального права, ведущий специалист-эксперт правового отдела Управления Федеральной налоговой службы по Воронежской области E-mail: dima.ryjkov2018@yandex.ru Тел.: 8-952-554-40-35
Voronezh State University
Ryzhkov D. N., Post-graduate Student of the Administrative and Administrative Procedural Law Department, Leading Specialist-expert of the Legal Department of Voronezh Federal Tax Service
Как работает приостановление деятельности компаний
На днях на интенсиве мне задали вопрос, почему суд приостановил деятельность АО «Каспийский Трубопроводный Консорциум-Р», хотя срок устранения нарушений в предписании еще не истек (в настоящее время суд заменил решение о назначении этого наказания для компании, заменив штрафом). И я решила поговорить в колонке о том, какова природа приостановления деятельности компании, посредством каких правовых институтов оно осуществляется, в чем его особенность и как часто суды пользуются этим инструментом.
Приостановление деятельности – это временное прекращение деятельности лиц, которая создает угрозу жизни или здоровью людей, возникновения эпидемии, эпизоотии, заражения (засорения) подкарантинных объектов карантинными объектами, наступления радиационной аварии или техногенной катастрофы, причинения существенного вреда состоянию или качеству окружающей среды.
С одной стороны, это вид наказания в рамках административной ответственности, с другой – это самостоятельный способ защиты гражданских прав в рамках ст. 1065 Гражданского кодекса РФ.
В доктрине есть споры по поводу соотношения двух таких видов приостановлений, что имеет практическое применение – можно ли заменить административное приостановление иском по ст. 1065 Гражданского кодекса РФ или одновременно предъявить иск и назначить такое наказание? Ученые-правоведы, например, В.Ф. Яковлев, один из «отцов-основателей» нашего Гражданского кодекса РФ, говорили о том, что природа этого требования все же административная.
Не будем останавливаться на вопросе правовой природы подробнее, но отметим, что по сути это один и тот же инструмент: и административное приостановление деятельности, и иск о приостановлении деятельности по ст. 1065 Гражданского кодекса РФ имеют одну цель.
Главное – предотвратить причинение вреда, защитив тем самым охраняемые законом ценности (имущество, здоровье, благоприятную окружающую среду).
Именно поэтому, хотя деятельность лица может быть приостановлена по результатам проведения контрольно-надзорных мероприятий, сам по себе установленный срок устранения выявленных нарушений в предписании не ограничивает органы в принятии превентивных мер для реализации вышеупомянутой цели (угрозу нужно предотвращать здесь и сейчас).
Учитывая совпадение целей, административное приостановление деятельности и иск о приостановлении деятельности по ст. 1065 Гражданского кодекса РФ не могут быть назначены и удовлетворены одновременно. При этом административное приостановление может предшествовать предъявлению иска по ст. 1065 Гражданского кодекса РФ.
Какие еще есть сходства?
Основания для заявления требований в рамках административной ответственности и в рамках гражданско-правового спора совпадают – наличие угрозы причинения вреда в будущем, реальность наступления экологического вреда в результате осуществления ответчиком хозяйственной деятельности либо продолжение причинения экологического вреда (п. 28 постановления Пленума ВС РФ от 30.11.2017 № 49 «О некоторых вопросах применения законодательства о возмещении вреда, причиненного окружающей среде»).
При этом, как и в случае с административным приостановлением деятельности, приостановить деятельность по ст. 1065 Гражданского кодекса РФ можно в случае, если деятельность, создающая угрозу, осуществляется с нарушением требований в области охраны окружающей среды (п. 24 постановления Пленума ВС РФ от 30.11.2017 № 49 «О некоторых вопросах применения законодательства о возмещении вреда, причиненного окружающей среде»).
Что касается внешних различий, то расхождение в институциональной принадлежности (вид административного наказания и способ защиты гражданских прав) не является единственным.
Например, ст. 1065 Гражданского кодекса РФ позволяет не только приостановить, но и полностью прекратить деятельность (п. 2 ст. 1065 Гражданского кодекса РФ). В производстве по делам об административном правонарушении есть отдельный инструмент – временный запрет деятельности как мера обеспечения производства по делу. Он может предварять назначение административного приостановления деятельности, поэтому срок такого временного запрета засчитывается в срок административного приостановления деятельности.
Что важно отметить, в отличие приостановления как административного наказания, по ст. 1065 Гражданского кодекса РФ срок приостановления деятельности какими-либо временными рамками не ограничен. Административное приостановление деятельности конечно – максимальный срок 90 суток (ч. 2 ст. 3.12 КоАП РФ).
Помимо этого, даже при наличии угрозы причинения вреда, в иске о приостановлении деятельности может быть отказано, если ее приостановление либо прекращение противоречит общественным интересам (абз. 2 п. 2 ст. 1065 Гражданского кодекса РФ). Об этом же высказался и Верховный суд РФ в п. 27 Постановления Пленума ВС РФ от 30.11.2017 № 49 «О некоторых вопросах применения законодательства о возмещении вреда, причиненного окружающей среде»: при удовлетворении требования о приостановлении деятельности необходимо соблюдать баланс между потребностями общества в сохранении благоприятной окружающей среды и обеспечении экологической безопасности, с одной стороны, и решением социально-экономических задач, с другой.
При назначении административного приостановления деятельности это воплощается только в недопущении применение мер, которые могут повлечь необратимые последствия для производственного процесса, а также для функционирования и сохранности объектов жизнеобеспечения (абз. 2 ч. 2 ст. 32.12 КоАП РФ).
Статистика по приостановлению деятельности в рамках административной ответственности небольшая – например, для судов общей юрисдикции, которые чаще всего рассматривают дела об административных правонарушениях в сфере охраны окружающей среды, чуть более 50 случаев назначения такого наказания по всей России и за весь 2021 год согласно данным Судебного департамента при Верховном суде РФ. При этом деятельность компаний приостанавливается и по ст. 1065 Гражданского кодекса РФ. Здесь официальных цифр нет, но поверхностный анализ количества дел в базах данных позволяет сделать вывод, что эти случаи также немногочисленны.
Следует отметить, что наличие такой правовой возможности подчеркивает Верховный суд РФ и в постановлениях Пленума, и в обзорах (о необходимости предъявления требования по ст. 1065 Гражданского кодекса РФ суд указал, например, в п. 10 Обзора судебной практики по вопросам применения законодательства об охране окружающей среды, утвержденного Президиумом Верховного Суда РФ 24.06.2022).
В целом, административное приостановление и приостановление деятельности – это по сути единый, но урегулированный разными нормами способ предотвратить причинение экологического и иного вреда. Именно поэтому иск по ст. 1065 Гражданского кодекса РФ не обусловлен наличием административного правонарушения, санкция которого предусматривает приостановление деятельности. По этой же причине административное приостановление и требование о приостановлении деятельности по ст. 1065 Гражданского кодекса РФ не могут быть реализованы одновременно, при этом ограниченное по сроку административное приостановление может предшествовать более длительному приостановлению деятельности по ст. 1065 Гражданского кодекса РФ. В общей массе дел случаи приостановления скорее служат исключением, но все же встречаются в практике, чему способствуют в том числе особые указания Верховного суда РФ.
Полина Позднякова, эксперт по экологическому праву и комплаенсу, основатель бюро экологического комплаенса FUTUR, автор Telegram-канала «FUTUR ecology»