Закон как источник права тгп
Перейти к содержимому

Закон как источник права тгп

  • автор:

10. Закон как источник права

Закон – это нормативный акт, принимаемый законодательным органом (иногда непосредственно народом), в особом, заранее установленном порядке и обладающий высшей юридической силой.

Законы принято называть актами первичного характера в том смысле, что в условиях элементарной законности все другие юридические акты в государстве обязательно основываются на требованиях закона, не могут им противоречить, в этом смысле логически производны от законов, вторичны по отношению к ним.

Высшая юридическая сила закона состоит в том, что все иные юридические акты не могут им противоречить и принимаются во исполнение требований законов. Во всех случаях наличия противоречий между законом и другим юридическим актом применению подлежит закон (за исключением государств, в которых существует т. н. конституционный контроль).

Законы могут быть отменены или изменены только законами же, т. е. актами такой же юридической силы (за исключением государств, в которых существует конституционный контроль).

Например, Верховный суд США или Конституционный Суд РФ могут принимать акты, которые признают те или иные законы, их отдельное положение, после чего такие законы не подлежат применению, утрачивают свою юридическую силу, это значит, что акты эти акты имеют большую юридическую форму, чем законы.

Особая процедура принятия законов означает, что существует заранее установленный и строго обязательный порядок принятия законов законодательными органами.

Вся процедура законотворчества подчинена строгой процедуре, предусмотренной специальными нормативными актами, например, Государственная Дума ФС РФ осуществляет законотворческую деятельность на основе регламента Государственной Думы, в котором детально урегулированы все процедурные вопросы (порядок разработки законопроектов, вынесение их на обсуждение, внесение в них дополнений и изменений, голосование по ним и т. д.). Соответственно этому законы, принимаемые с нарушением требований регламента должны считаться непринятыми.

Особая, усложнённая процедура принятия законов имеет целью повышения качества законотворческой работы, качества принимаемых законов, признана исключить возможность принятия неподготовленных, т. н. «сырых» законопроектов, кроме того, она обеспечивает и относительную стабильность, и относительную неизменность уже действующего законодательства, ибо любое изменение закона, принятие нового и т.д. – это длительное по времени и очень сложная в организационном отношении процедура.

В свою очередь, все законы также подразделяют на 2 большие группы по такому критерию, как юридическая сила, а также особенности принятия, изменения, отмены: на конституционные законы и законы обыкновенные.

К конституционным законам относят саму Конституцию как основной закон страны, и, собственно, т. н. конституционные законы, т. е. законы, имеющих статус конституционных.

Конституция – это закон, обладающий наивысшей юридической силой в системе законов государства, всех юридических актов в стране, имеющий учредительный характер, принимаемый, изменяемый, отменяемый в особом, более сложном порядке, чем другие законы.

Учредительный характер Конституции состоит в том, что именно Конституция учреждает, устанавливает основы государства и общественного строя, определяет принадлежность власти, основу правового положения личности, учреждает важнейшие государственные органы и определяет их компетенцию, а также регулирует другие вопросы, имеющих наибольшее общественное значение.

В различных странах конституции принимаются, изменяются, отменяются различным образом (можно привести здесь в качестве примера порядок принятия Конституции в РФ).

С точки зрения науки общепризнанно, что конституционные законы – это прежде всего такие законы, которые вносят изменения, дополнения в текст конституции. В некоторых странах конституционными могут считать и такие законы, принятие которых предусматривается непосредственно текстом конституции.

По смыслу Конституция РФ 1993 г. статус конституционных законов могут иметь только те законы, которые приняты по тем вопросам, по которым и только по ним должны быть приняты именно конституционные законы. В частности, статус конституционных законов РФ должен иметь закон «о референдуме», «о Конституционном суде РФ», «о Правительстве РФ», «о судебной системе РФ» и некоторые другие, в то же время, например, закон «о Прокуратуре РФ», Гражданский Кодекс РФ, Уголовный Кодекс РФ и т. д. – это законы, которые конституционными не являются (хотя они тоже имеют большое социальное значение).

Конституционные законы имеют большую юридическую силу в сравнении с другими законами, и обычно порядок их принятия, изменения и отмены отличается от порядка принятия, изменения, отмены обыкновенных законов и является более сложным (можно привести пример порядок принятия конституционных законов в РФ).

Все законы, не отнесённые к разряду конституционных, принято называть обыкновенными.

Доктринально (теоретически) в РФ обыкновенный закон также принято подразделять на 2 разновидности: кодификационные законы и текущие законы.

К кодификационным относят т. н. кодексы РФ и Основы законодательства РФ.

Кодекс – это такие законы, которые призваны системно, комплексно урегулировать какой-то важный вид общественных отношений, и включающую в себя важнейшие нормы, основную массу норм, регулирующих данный вид общественных отношений.

В отличие от других законов кодекс – это наиболее ёмкий по объёму и содержанию документ.

Преимущество кодекса и процесс кодификации, т.е. создание кодексов, усматриваются в том, что в рамках этого процесса устраняются возможные противоречия между правовыми нормами, содержащимися в различных актах, принятых различными органами и в разное время, но регулирующих те же самые общественные отношения, одни и те же отношения.

В кодексе все или большинство норм, регулирующих какой-то вид отношений, сведены в единый текст, в логически непротиворечивое целое. Считается также, что создание кодексов существенно облегчает процесс ознакомления содержания правовых норм, процесс нахождения таковых. Например, в РФ действуют такие кодексы, как ГК, УК, Семейный, Трудовой и др.

Основы законодательства РФ – это такие законы, которые устанавливают общие принципы, общие положения правового регулирования тех или иных общественных отношений. Предполагается, что дальнейшее правового регулирование уже должно и будет опираться на положения Основ, не будет им противоречить.

Все иные обыкновенные законы, не отнесённые к разряду т. н. кодификационных, принято называть текущими. Например, закон РФ о полиции, о противопожарной безопасности, о прокуратуре и др.

Также в РФ есть деление на федеральные законы и законы субъектов, которые не могут противоречить любым федеральным нормативно-правовым актам.

Закон принимается особым субъектом. От иных НПА закон отличается субъектом, уполномоченным принимать законы. Однако следует иметь в виду, что

в развитых странах есть делегированное законодательство;

законодательство РФ предусматривает возможность вынесения проекта закона на референдум.

Закон как источник права

Главным и единственным источником права в России был и остается нормативно-правовой акт, в отличие от стран англо-саксонской системы права (США, Великобритания), в которых источником права остается прецедент.

Признаки закона

Определение закона может быть дано через его признаки. К основным признакам закона относятся:

  • это письменный документ, закрепляющий юридические нормы, обязательные для исполнения.
  • это результат деятельности специальных высших органов представительной власти, в том числе органов представительной власти субъекта страны. В исключительных случаях (референдум) закон является результатом голосования всего народа. Процедура, в которой принимается закон, а также вводятся изменения и дополнения к нему, строго определена и регламентирована.
  • это нормативный акт, который обладает конкретной юридической силой в зависимости от его расположения в иерархии законом. Нормативные акты, находящиеся ниже закона, не могут ему противоречить. Также закон не может отменить какой-либо орган кроме того, что его принял.
  • закон издается по важным вопросам, касающимся регулирования государственной и общественной жизни, то есть по главным проблемам в сфере правового регулирования общественных отношений в экономической, политической или социальной сфере.
  • в законе содержатся первичные нормы, конкретизирующиеся и развивающиеся в иных подзаконных актах.
  • в законе выражается воля большинства жителей страны.

В правовом государстве, как правило, именно закон является основой правовой системы, а также занимает первое место среди всех источников правового регулирования. Также закон тесно переплетается с моралью.

Система законов

В зависимости от того, какой орган издал закон, а также от той территории, на которую он распространяет свое действие, следует выделять:

  • Конституцию России;
  • федеральные конституционные законы;
  • федеральные законы;

Федеральные конституционные законы издаются для регулирования вопросов, прямо указанных в Конституции. Для них характерна более сложная процедура принятия и изменения. Например, федеральным конституционным законом является закон о судебной системе в РФ. В конституционных законах в каком-то смысле продолжается Конституция, они являются ко всему прочему источниками конституционного права. Такими закона регулируется деятельность президента, правительства, органов представительной власти. Аналогично такими законами закрепляются основные положения о государственном флаге, гербе и гимне.

Действие федеральных законов распространяется на всю территории страны, однако они легче поддаются изменениям, чем конституционные законы. Федеральные законы регулируют наиболее важные сферы общественных отношений. Например, уголовно-процессуальный кодекс РФ является по своей сути федеральным законом. По сути именно федеральные законы составляют основу правовой системы государства, так как представляют абсолютное большинство среди иных способов правового регулирования.

Среди разновидностей федеральных законов выделяются органические и чрезвычайные законы.

Органическими (или кодифицированными) законами именуются юридически цельные, внутренне систематизированные правовые акты. Такие документы отличаются высоким уровнем обобщения и структурированности и призваны заниматься комплексным регулированием определенной сферы общественной жизни. Сюда могут относятся Основы законодательства и кодексы в различных отраслях законодательства.

Чрезвычайные законы могут быть приняты при тех или иных чрезвычайных обстоятельствах, которые могут быть вызваны природными, экологическими, социальными и иными причинами, и носить временный характер.

Закон как источник права современного правового российского государства Текст научной статьи по специальности «Право»

Среди множества источников современного права автором рассмотрен закон как основной источник права большинства современных государств. Исследован характер данного источника права в современной России, выделены его основные признаки. Отмечена особенность современного развития российского законодательства принятие законов нацелено на преобразования, на реформы, на введение новых правовых решений. Представлена сравнительная характеристика законодательства и закона . Сделан вывод о том, что законодательство характеризуется системными свойствами, производными от качества и динамики общественных отношений, их ценностей и приоритетов. Дана оценка различных взглядов ученых на исследуемую проблему с точки зрения исторических этапов развития общества. Подчеркивается необходимость соблюдения принципа иерархии источников права ( Конституция Федеральный конституционный закон закон указ и т.д.) в рамках правового демократического государства. Определены приоритеты в отношении направления и цели правовой реформы в современной России, обеспечивающие верховенство интересов граждан над интересами системы власти. В связи с низким качеством принимаемых в Российской Федерации законов сделан вывод о необходимости оказания научно-методической помощи органам законодательной власти по улучшению качества законов . Предложены меры по совершенствованию действующего законодательства . Сделаны выводы о необходимости разработки единой теории правотворческих и правоприменительных ошибок и учёта объективных потребностей общественной жизни в субъективной правотворческой деятельности законодателя.

Похожие темы научных работ по праву , автор научной работы — Якушева Наталья Геннадьевна

THE LAW AS A SOURCE OF LAW OF MODERN LEGAL RUSSIAN STATE

Among the many sources of modern law , the author considers the law as the main source of law for most modern states. The nature of this source of law in modern Russia is investigated, its main features are highlighted. A specific feature of the modern development of Russian legislation is noted the adoption of laws is aimed at transformations, reforms, and the introduction of new legal decisions. A comparative description of legislation and law is presented. It is concluded that the legislation is characterized by systemic properties derived from the quality and dynamics of social relations, their values and priorities. An assessment of different views of scientists on the problem under study is given from the point of view of the historical stages of society development. The necessity of observing the principle of the hierarchy of sources of law (the Constitution the Federal Constitutional Law the law the decree, etc.) in the framework of a legal democratic state is emphasized. Priorities are identified in relation to the direction and purpose of legal reform in modern Russia, ensuring the supremacy of citizens' interests over the interests of the power system. Due to the low quality of laws adopted in the Russian Federation, it is concluded that it is necessary to provide scientific and methodological assistance to legislative bodies to improve the quality of laws . Measures to improve existing legislation are proposed. Conclusions are drawn about the need to develop a unified theory of law-making and law-enforcement mistakes and to take into account the objective needs of public life in the subjective law-making activity of the legislator.

Текст научной работы на тему «Закон как источник права современного правового российского государства»

ВЕСТНИК УДМУРТСКОГО УНИВЕРСИТЕТА

УДК 340.13 Н.Г. Якушева

ЗАКОН КАК ИСТОЧНИК ПРАВА СОВРЕМЕННОГО ПРАВОВОГО РОССИЙСКОГО ГОСУДАРСТВА

Среди множества источников современного права автором рассмотрен закон как основной источник права большинства современных государств. Исследован характер данного источника права в современной России, выделены его основные признаки. Отмечена особенность современного развития российского законодательства — принятие законов нацелено на преобразования, на реформы, на введение новых правовых решений. Представлена сравнительная характеристика законодательства и закона. Сделан вывод о том, что законодательство характеризуется системными свойствами, производными от качества и динамики общественных отношений, их ценностей и приоритетов. Дана оценка различных взглядов ученых на исследуемую проблему с точки зрения исторических этапов развития общества. Подчеркивается необходимость соблюдения принципа иерархии источников права (Конституция — Федеральный конституционный закон — закон — указ и т.д.) в рамках правового демократического государства.

Определены приоритеты в отношении направления и цели правовой реформы в современной России, обеспечивающие верховенство интересов граждан над интересами системы власти. В связи с низким качеством принимаемых в Российской Федерации законов сделан вывод о необходимости оказания научно-методической помощи органам законодательной власти по улучшению качества законов. Предложены меры по совершенствованию действующего законодательства. Сделаны выводы о необходимости разработки единой теории правотворческих и правоприменительных ошибок и учёта объективных потребностей общественной жизни в субъективной правотворческой деятельности законодателя.

Ключевые слова: источник права, закон, нормативный правовой акт, конституция, правило поведения, законодательство, качество законов.

В большинстве современных государств главным источником права является закон. Этимологически слово «закон» происходит от древнерусского слова «кон», которое означало границу, предел чего-либо.

В современной юридической науке и практике термин «закон» употребляется двояко: во-первых, как юридический нормативный акт высшего органа власти, принятый в особом порядке; во-вторых, как нормативный акт любого органа государства, который содержит юридические нормы, обязательные правила поведения [1].

Общепринято, что закон — это обладающий высшей юридической силой нормативный правовой акт, принятый в особом процессуальном порядке высшим представительным органом государственной власти или непосредственно народом, регулирующий наиболее важные социально значимые общественные отношения [2]. Приведенное определение позволяет выделить следующие существенные признаки исследуемого феномена:

1) закон — это юридический документ, содержащий нормы права;

2) закон является результатом правотворческой деятельности высшего органа государственной власти или всего народа;

3) закон принимается в особом процедурном порядке;

4) закон регулирует наиболее значимые типичные отношения в обществе;

5) закон обладает высшей юридической силой;

6) закон является фундаментальным юридическим документом, служит базовым ориентиром нормотворческой деятельности иных государственных органов;

7) закон изменяется и подлежит отмене в особом процессуальном порядке.

Чем выше степень цивилизованности, развитости и гуманности общества, тем большую потребность оно испытывает в законах. Это предъявляет повышенные требования к содержанию закона. Содержание закона должно быть правовым, то есть соответствующим неотъемлемым, неотчуждаемым и естественным правам человека. Степень соблюдения прав человека в законе — критерий качества самого закона, показатель его сущности и полезности, справедливости и ориентированности на свободу.

Принципиально важно, что в последнее время в федеральных законах по-разному трактуется понятие «законодательство». В одних случаях определяется, что законодательство РФ включает в себя федеральные законы и законы субъектов Федерации, в других — обозначается самостоятельно законодательство РФ и законодательство региона.

Конституция Российской Федерации не содержит разъяснения понятия «законодательство». Однако сопоставление ст. 71 и 72, с одной стороны, и ст. 105 Конституции Российской Федерации, которая посвящена принятию законов, — с другой, позволяет сделать вывод, что Конституция РФ различает термины «законодательство» и «закон». По этой причине можно, очевидно, говорить о понимании термина «законодательство» в широком и узком смысле: в узком — это только законы, в широком — законы и другие нормативные акты.

Довольно часто законодательство трактуется как совокупность законодательных и иных нормативных правовых актов. В прежние годы к нему относили и указы Президиума Верховного Совета СССР, и постановления Центрального Комитета Коммунистической партии Советского Союза и Совета Министров СССР общего характера, теперь часто и нормативные указы Президента, и постановления парламента РФ. При нехватке законов с этим можно было бы мириться, при их изобилии — нет.

Законодательство в узком, точном смысле слова — это структурированная, упорядоченная система законов. Оно характеризуется рядом свойств, которые отражают разные грани данного явления, причем не статичного, а динамичного, действующего.

Законодательство, говоря о нём образно, — это живой организм, реально отражающий нормативную сторону всех социально значимых аспектов общественных отношений. И поскольку государство и общество находятся в постоянном и непрерывном развитии, постольку законодательство представляет собой динамическую систему, призванную опосредованно способствовать их эволюции.

Объективно отражая социальные связи и отношения, складывающиеся в различных сферах общественной и государственной жизнедеятельности, законодательство характеризуется системными свойствами, производными от качества и динамики общественных отношений, их ценностей и приоритетов. Учитывая данное обстоятельство, с определенной долей уверенности можно предположить, что отдельные элементы системы законодательства необходимым образом должны находиться во взаимосвязи и взаимодействии, как между собой, так и с отдельными элементами всей системы общественных отношений, свойственных для данного государства на данном этапе его эволюции. Это указывает на комплексный характер законодательства.

Таким образом, ведущими признаками качественного законодательства являются, прежде всего: реальность, объективность, динамизм, системность, комплексность, рациональность и др.

Однако следует отметить, что приведенные свойства законодательства, характерные для наиболее полного удовлетворения потребностей государства и общества и реализации своего предназначения и роли, на всем протяжении истории развития российского государства так и не получили должного воплощения в практике законотворческой деятельности.

Проведенный анализ показывает, что наиболее значимыми причинами развития этой ситуации могут быть признаны низкий уровень правосознания и правовой культуры российского общества, отсутствие демократических правовых традиций, отсутствие научно-обоснованных концепций развития государства и приоритетных направлений законодательного регулирования.

Российское законодательство современного периода развития общества и государства можно характеризовать следующим образом:

— во-первых, оно представляет собой целостную систему со своими задачами, принципами, взаимосвязанными составными элементами и является основной частью правовой системы Российской Федерации;

— во-вторых, установлены официальная классификация законов и их соотношение между собой, процедуры предотвращения и преодоления юридических коллизий;

— в-третьих, определены субъекты законодательной компетенции на уровне Федерации и ее субъектов;

— в-четвертых, регламентирован законодательный процесс;

— в-пятых, проводится структуризация законодательного массива и его членение на отрасли, подотрасли, институты, нормативные массивы;

— в-шестых, российское законодательство является действующим и применяемым в решении правовых вопросов.

Система законодательства — это совокупность юридических актов, которые являются формой объективного выражения правовых норм. Иными словами, — это средство реального проявления нормативных предписаний должного или возможного поведения [3].

Следует отметить, что система законодательства строится по иному принципу, хотя и прямо производна от системы права. В ее формировании значительное место занимает субъективный фактор, обусловленный потребностью юридической практики и состоянием юридической техники.

Как отмечает В.Н. Хропанюк, «в определенные сферы человеческой деятельности объективно включаются многие виды и разновидности социальных связей. Не всегда можно обнаружить такую изолированную область общественной жизни, где бы доминировал только один вид общественных отношений, являющийся предметом регулирования одной отрасли права. Отсюда практическая необходимость охватить общим правовым регулированием все многообразие общественных отношений, возникающих в различных сферах человеческой жизнедеятельности. Законодатель должен учитывать объективные потребности общественной жизни в своей субъективной правотворческой деятельности, однако не волен изменять содержание правовых норм, регулирующих определенный отраслевой вид общественных отношений» [4].

Первичным элементом системы законодательства является статья нормативно-правового акта, которая, как правило, заключает в себе описание структурных элементов правовой нормы — гипотезы, диспозиции и санкции. Вместе с тем указанные элементы в ряде случаев не всегда присутствуют. В подавляющем большинстве статьи содержат гипотезу и диспозицию, а санкция содержится в другой статье данного нормативно-правового акта (отсылочный способ изложения) или в другом акте (бланкетный способ изложения). Более того, в одном и том же нормативном акте могут содержаться нормы различных отраслей права, которые обеспечиваются санкциями, содержащимися в других нормативных актах.

Система законодательства включает в себя следующие основные отрасли законодательства:

1) отраслевое законодательство — содержит нормы, которые регулируют качественно определенный вид общественных отношений, являющийся предметом одной отрасли права (уголовное право, гражданское право, земельное, семейное и др.);

2) внутриотраслевое законодательство — выражает нормы подотрасли или института права, которые регулируют разновидность отраслевых общественных отношений (в гражданском праве — это наследственное право, патентное, институт юридических лиц, обязательственное право и др.; в уголовном праве — это институт наказаний и др.);

3) комплексное законодательство — включает нормы нескольких отраслей права, которые регулируют различные по своему видовому содержанию общественные отношения, составляющие относительно самостоятельную сферу общественной жизни (хозяйственное, торговое и др.).

В период коренных общественных преобразований в России со всей остротой встает вопрос о роли права, об обновлении и развитии законодательства. Без его решения нельзя обеспечить проведение экономических и социальных реформ, приостановить рост правонарушений, успешно формировать правовое государство и институты гражданского общества. Законодательство должно быть средством легализации права государством во имя интересов граждан и общества в целом. Необходимо пересмотреть взгляды на сущность права в разрезе разграничения права и закона.

Представляется возможным выделить основные направления правовой реформы в современной России:

1) законодательное обеспечение процесса становления России как социального государства;

2) упрочение и правовая защита основ конституционной законности;

3) завершение реформирования судебной системы;

4) законодательное развитие положений Конституции РФ;

5) правовое обеспечение функционирования инновационной, цифровой экономики;

6) кадровое обеспечение правовой реформы, усиление качественной подготовки квалифицированных юристов;

7) совершенствование правовых основ федерализма в Российской Федерации;

8) правовое обеспечение эффективного функционирования местного самоуправления в государстве.

Качественное законодательство и эффективная система его периодического обновления являются одними из основных правовых гарантий. Научно-обоснованная и развитая система правовых актов — важнейшее условие и исходный элемент законности и правопорядка.

Качество закона оказывает огромное влияние на укрепление правопорядка в стране, поскольку правопорядок предполагает наличие законов высокого качества. Это основной показатель эффективности законодательства, характеризующий степень его возможности достичь желаемых изменений в политико-правовой и социально-экономической сферах. При этом закон является качественным в случае его соответствии потребностям общественного развития и способности реального достижения заданных результатов.

Законодательство может быть признано совершенным, если оно имеет должный качественный уровень с точки зрения юридической отработанности как всей системы нормативно-правовых актов, так и отдельно взятого акта.

Состояние законодательства может быть проанализировано с позиции ряда показателей. В связи с этим представляется значимой позиция Ю.А. Тихомирова, предлагающего использовать в качестве таковых следующие факторы:

— меру отражения конституционных принципов;

— наличие базовых законов в государстве;

— равномерность развития отраслей законодательства;

— соответствие принципам и нормам международного права;

— адекватность решаемым задачам экономического, социального и политического развития, обеспечения прав граждан;

— открытость и доступность;

— уменьшение правонарушений в стране.

Кроме того, как полагает С.И. Никулин, при оценке степени эффективности, например, норм-запретов, нельзя сбрасывать со счетов ограниченность тех или иных правовых ресурсов в достижении желаемого социального результата [5].

Развитие законодательства должно подчиняться следующим факторам:

— удовлетворение основных общественных потребностей с помощью законов, подготовленных на основе научного анализа и прогнозов;

— законодательное обеспечение государственных реформ и программ по важнейшим направлениям экономического и социально-культурного развития России;

— совершенствование структуры законодательства с учетом обеспечения развития системы и отраслей права и основных правовых институтов;

— децентрализация правового регулирования на основе федеративных начал и самоуправления;

— укрепление системных связей между законами и подзаконными актами, между законами и договорами (соглашениями);

— обеспечение устойчивой правопреемственности в стране, когда действие основных правовых актов и норм не прерывается из-за политических и иных изменений, а служит фундаментом устойчивого государственного и социально-экономического развития.

На сегодняшний день совершенно очевидно, что упорядочение правотворческой деятельности предполагает оказание научно-методической помощи органам законодательной власти по улучшению качества законов. По этому поводу в юридической литературе не раз высказывалось мнение о необходимости принятия «закона о законах», который установил бы порядок принятия всех федеральных законов.

Интересы устойчивого и прогрессивного развития государства и общества настоятельно требуют, чтобы каждый закон, каждая правовая норма реализовывались в соответствии с тем содержанием, какое вложено в них законодательством. Наличие подобных недостатков неизбежно влечет неэффективность закона, которая может быть усилена в результате ошибок правоприменения. В этой связи заслуживает внимания идея о создании банка ошибок, возникающих в ходе правотворчества и правоприменения, чтобы на основе их анализа можно было разработать единую теорию правотворческих и правоприменительных ошибок.

В ходе законодательного процесса следует объективно учитывать разные правовые установки. В то же время, как показывает практика, нередко борьба вокруг законопроектов возникает не только из-за желания найти и применить оптимальный вариант, но и в интересах фракций и групп отдельных депутатов. Сказывается отрицательное лоббистское давление органов государственной власти и финансовых структур. Расхождение между позициями депутатов Госдумы и Совета Федерации подчас объясняется расхождением общих и региональных интересов, даже региональных элит [6].

Такие явления приводят к задержке или «провалу» фундаментальных законов, вместо которых принимаются законы, удобные для региональных или финансовых элит, для президентских или правительственных структур, к примеру, отклонение Советом Федерации в 1996 и 1999 гг. Федерального закона «О процедуре преодоления разногласия и разрешения споров между органами государственной власти РФ и органами государственной власти субъектов Федерации», принятого Государственной Думой. В результате такого разногласия интересов не решаются государственные задачи, а законодательство развивается противоречиво.

Усиленная правотворческая деятельность из-за нечеткого понимания законодательства, противостояния органов власти Федерации и ее субъектов, различных политических сил и т.п. порождает и ряд других негативных явлений. Также одной из причин бездействия законов является слабое информационное обеспечение правотворческой деятельности. Запрашиваемая и предоставляемая информация, используемая в процессе правотворчества, зачастую не является объективной и достоверной, своевременной и полной. Иногда в процессе правотворчества достоверная информация интерпретируется в угоду различным политическим элитам.

Нынешнее законодательство не является системным, оно хаотично. Здесь не всегда согласованно действуют акты Российской Федерации и международно-правовые. Положение ст. 15 Конституции Российской Федерации от 12 декабря 1993 г. о том, что «если международным договором Российской Федерации установлены иные правила, чем предусмотренные законом, то применяются правила международного договора» [7], требует корректировки. Предлагается такая формулировка: «Российская Федерация признаёт принципы и нормы международного права, если они не противоречат Конституции Российской Федерации и Федеральным конституционным законам». Кроме того, требует законодательного закрепления положение о том, что не подтверждённые установленным законом способом принципы и нормы международного права не являются обязательными для Российской Федерации. К таким законным способам можно отнести референдум, ратификация Федеральным конституционным законом и иные.

Велико число ведомственных актов. В то же время имеются законы, регулирующие мелкие, незначительные вопросы, которые целесообразно решать подзаконными актами. Не обеспечивается строгое соблюдение принципов построения системы права, что ведет к нарушению «внутренней логики» отраслей законодательства. Большое число противоречий, несогласованностей внутри единой системы российского законодательства даже при регулировании однородных вопросов снижает его эффективность и авторитет.

Особенностью современного развития российского законодательства является то обстоятельство, что принятые законы в основной своей массе нацелены на преобразования, на реформы, на введение новых правовых решений.

В соответствии с Основным Законом обязательные для реализации на всей территории России указы и распоряжения Президента РФ «не должны противоречить Конституции РФ и федеральным законам» [7]. В данной ситуации из-за пробелов в законодательстве не соблюдается принцип иерархии источников права (Конституция — закон — указы и т.д.) в рамках правового демократического государства. Думается, данный принцип требовал иной формулировки, а именно: «Указы и распоряжения Президента РФ издаются на основании и во исполнение Конституции РФ и федеральных законов».

Отсутствие должного уровня и качества законодательного регулирования приводит к распространению порочной практики восполнения нормативных пробелов актами органов исполнительной власти, а также Президента Российской Федерации. Представляется, что указное нормотворчество, какие бы основания и аргументы в оправдание его существования и жизнеспособности ни приводились, нарушает принцип верховенства закона и полномочия законодательных органов. Кроме этого, оно негативно отражается и на общих правовых основаниях всей правовой системы российского государства. Следовательно, данную коллизию целесообразно разрешить в пользу верховенства закона, а одним из способов достижения названного следует выделить соответствующее толкование Конституции РФ.

1. Общая теория государства и права: учебник / под ред. С.Ю. Наумова, А.С.Мордовца, Т.В.Касаевой. Саратов: Саратовский социально-экономический институт (филиал) РЭУ им. В.Г.Плеханова, 2018. 392 с.

2. Теория государства и права / под ред. С.С. Алексеева. М.: Юрид. лит., 1985. 119 с.

3. Алексеев С.С. Общая теория права: в 2 т. М.: Юрид. лит., 1982. Т. II. С. 215.

4. Хропанюк В.Н. Теория государства и права: учеб. пособие для высших учебных заведений / под ред. В.Г. Стре-козова. М.: Дабахов. Ткачев. Димов, 1995. С. 296.

5. Никулин С.И. Изучение эффективности законодательства — приоритетная научная задача современного отечественного правоведения // Вестник российской правовой академии. 2005. № 1. С. 74.

6. Сударенков В. Лоббизм в Совете Федерации // Государственная служба. 2002. № 2. С. 4-11.

7. Конституция Российской Федерации (принята всенародным голосованием 12.12.1993) (с учетом поправок, внесенных Законами РФ о поправках к Конституции РФ от 30.12.2008 № 6-ФКЗ, от 30.12.2008 № 7-ФКЗ, от 05.02.2014 № 2-ФКЗ, от 21.07.2014 № 11-ФКЗ).

Поступила в редакцию 02.10.2019

Якушева Наталья Геннадьевна, кандидат юридических наук, доцент ФГБОУ ВО «Удмуртский государственный университет» 426034, Россия, г. Ижевск, ул. Университетская, 1 (корп. 4) E-mail: nata74949@mail.ru

THE LAW AS A SOURCE OF LAW OF MODERN LEGAL RUSSIAN STATE

Among the many sources of modern law, the author considers the law as the main source of law for most modern states. The nature of this source of law in modern Russia is investigated, its main features are highlighted. A specific feature of the modern development of Russian legislation is noted — the adoption of laws is aimed at transformations, reforms, and the introduction of new legal decisions. A comparative description of legislation and law is presented. It is concluded that the legislation is characterized by systemic properties derived from the quality and dynamics of social relations, their values and priorities. An assessment of different views of scientists on the problem under study is given from the point of view of the historical stages of society development. The necessity of observing the principle of the hierarchy of sources of law (the Constitution — the Federal Constitutional Law — the law — the decree, etc.) in the framework of a legal democratic state is emphasized.

Priorities are identified in relation to the direction and purpose of legal reform in modern Russia, ensuring the supremacy of citizens' interests over the interests of the power system. Due to the low quality of laws adopted in the Russian Federation, it is concluded that it is necessary to provide scientific and methodological assistance to legislative bodies to improve the quality of laws. Measures to improve existing legislation are proposed. Conclusions are drawn about the need to develop a unified theory of law-making and law-enforcement mistakes and to take into account the objective needs of public life in the subjective law-making activity of the legislator.

Keywords: source of law, law, normative legal act, constitution, rule of conduct, legislation, quality of laws.

14.3 Законы как источник права. Виды законов

Закон представляет собой нормативный правовой акт, принятый представительным законодательным органом власти в особом порядке, регулирующий наиболее важные общественные отношения и обладающий высшей юридической силой.

Закон имеет ряд преимуществ по сравнению с другими нормативными правовыми актами. Закон, во-первых, занимает самое высокое место в системе законодательства, поскольку обладает высшей юридической силой. Другие акты не могут противоречить закону; во-вторых, первичным образом регулирует общественные отношения, т. е. те отношения, для которых впервые устанавливаются рамки их правового бытия. Это, как правило, базовые, фундаментальные общественные отношения, например отношения собственности, земельные; в-третьих, действует прямо, непосредственно, без посредующих актов; в-четвертых, обладает большими материальными и финансовыми ресурсами для исполнения. Например, в ст. 104 Конституции РФ установлено, что законопроекты финансового характера — о — введении новых или отмене налогов, освобождении от их уплаты, о выпуске государственных займов и др. — могут быть внесены в законодательный орган только при наличии заключений Правительства РФ. В отношении других нормативных правовых актов таких установлений нет; в-пятых, имеет эффективный механизм обеспечения: государство устанавливает общий надзор прокуратуры за соблюдением законности, Уполномоченный по правам человека призван способствовать восстановлению нарушенных прав и свобод человека на территории Российской Федерации; в-шестых, к подготовке закона и его прохождению в законодательном органе предъявляются более строгие требования, чем к другим актам.

Таким образом, закон является несущей конструкцией и системообразующим фактором всей системы законодательства государства.

Законы, как известно, неоднородны. В настоящее время в российской правовой системе существуют следующие виды законов:

1. Возглавляет всю систему Конституция Российской Федерации. Конституцию РФ принимают и субъекты Федерации — республики. Остальные субъекты имеют свои уставы. Конституция РФ занимает верховное место в иерархии системы законодательства, абсолютно все акты государства не могут противоречить Конституции РФ.

2. Конституционные федеральные законы занимают следующее после Конституции место в иерархии нормативных правовых актов. Для конституционных законов характерны следующие черты:

а) они являются продолжением действия конституционных норм и принципов и позволяют избегать частых поправок в текст Конституции РФ;

б) обладают повышенной стабильностью и более широкой сферой действия, чем другие законы;

в) регулируют основополагающие, достигшие определенной степени зрелости устойчивые общественные отношения;

г) имеют более высокую юридическую силу по сравнению с текущими законами;

д) имеют четко очерченную сферу регламентации, т. е. в ранге конституционных принимаются только те законы, которые прямо перечислены в тексте Конституции РФ;

е) принимаются в первоочередном порядке после вступления в силу новой Конституции и особом порядке (отсутствие вето Президента РФ, квалифицированное большинство голосов в палатах Федерального Собрания): при принятии они должны получить 2/3 голосов депутатов Государственной Думы и 3/4 — в Совете Федерации).

3. К разновидностям закона относят в последнее время закон о поправке к Конституции РФ. Этот вид закона выделен решением Конституционного Суда РФ от 31 октября 1995 г. о толковании статьи 136 Конституции РФ. Этот закон обладает особой юридической силой и принимается в порядке, предусмотренном для федерального конституционного закона, т. е. не менее чем 2/3 голосов от общего числа депутатов Государственной Думы и 3/4 — от общего числа членов Совета Федерации. При этом вводится особое условие для вступления поправок в силу: необходимость их одобрения органами законодательной власти не менее 2/3 субъектов Федерации. Вступивший в законную силу закон о поправке подлежит подписанию Президентом РФ и опубликованию.

Таким образом, Президент РФ подписывает закон, уже вступивший в действие. Хотя это и несколько противоречивое положение, однако оно объясняется тем, что данный закон не только создает новую редакцию Конституции РФ, но и становится неотъемлемой частью Конституции и даже может изменить существо некоторых вопросов. Например, принятые в 2008 г. законы о поправках в ст. 81 и ст. 96 Конституции РФ увеличили сроки полномочий Президента РФ до шести лет, а Государственной Думы — до пяти лет.

4. Кодекс — самая распространенная форма закона. К этой форме часто прибегают и субъекты Федерации, принимая законы в виде кодексов.

Кодексы содержат в систематизированном виде все или большинство норм, регулирующих однородные общественные отношения. Кодексы обычно создаются, когда необходимо изменить правовое регулирование в той или иной сфере общественных отношений либо если накоплен большой нормативный материал, требующий новых способов структурирования. Важно также внести единообразие в регулирование общественных отношений, добиться непротиворечивости материала, определенной системы, вместо множественности актов, действующих в этой сфере, установить один акт. Форма кодекса целесообразна для отраслевого правового регулирования, что позволяет кодексу выступать нормативным центром отрасли и служить ориентиром для отраслевого регулирования актами подзаконного характера.

Следует отметить, что кодексы не имеют более высокой юридической силы, чем другие законы того же уровня.

5. Основы законодательства в наибольшей мере соответствуют принципам разграничения компетенции по предметам ведения между Российской Федерацией и ее субъектами. Основы — форма законов, которые характерны исключительно для федерального государства. Они призваны установить главные нормативно-сущностные характеристики институтов и заложить нормативную базу для принятия субъектами Федерации конкретных законов по предметам совместного ведения Российской Федерации и субъектов.

6. Законы о ратификации и денонсации международных договоров выделяются в литературе в качестве разновидности законов. В пользу существования данного вида законов приводятся следующие аргументы: а) в них точно определен предмет регулирования; б) особая процедура принятия, так как представляются документы, содержащие оценку соответствующего договора; в) закон содержит лишь формулировку «ратифицировать международный договор… подписанный…». По нашему мнению, здесь отсутствует какая-либо специфика, поскольку такого рода законы принимаются как текущие. Нет специфики и в оценке договора, поскольку аналогичные оценки даются и при представлении в законодательный орган законов финансового характера. Формулировка же закона — «утвердить» есть и в других законах об утверждении положения или регламента.

7. Модельные законы появились после создания СНГ. Цель этих актов — обеспечить единство в правовом поле СНГ. Модельные законы носят рекомендательный характер, служат ориентиром для законодательства государств — членов СНГ при регулировании определенных сфер общественных отношений. Но модельные законы могут быть полезными и для внутренних отношений федеративного государства, поскольку призваны гармонизировать правовое регулирование в масштабе всей страны. Чаще всего модельные законы разрабатываются по вопросам исключительного ведения субъектов Федерации и оказывают последним своего рода правовую помощь. Обычно в модельном законе указывается целесообразная его структура, учитывается федеральное законодательство и предлагаются варианты регулирования отдельных вопросов с учетом специфики субъекта.

8. Делегированное законодательство — новый вид для России и на федеральном уровне не использовался. Но в региональном законодательстве этот вид законов предусмотрен. Причем делегирование полномочий возможно не только внутри данного субъекта, но и между органами республики и федеральными органами.

В принципе делегированных законов нет в нашей стране, но в ряде государств мира существуют, например во Франции, Швеции, Австралии, ФРГ, Италии, Швейцарии.

Суть делегированных законов состоит в том, что законодательные (представительные) органы государства делегируют исполнительным органам (например, правительству) право принимать акты в форме законов. Это делается в целях оперативного решения некоторых важных проблем, например защиты прав и свобод человека и гражданина, поскольку, как известно, прохождение законов в представительных органах довольно длительный процесс и нет никакой гарантии, что данный закон будет принят. Однако, делегируя исполнительному органу законодательные полномочия, законодатель предусмотрел определенные гарантии, с тем чтобы не было злоупотребления этими полномочиями. Такими гарантиями являются: во-первых, точный перечень вопросов, которые могут стать предметом законодательного регулирования со стороны исполнительных органов; во-вторых, указывается срок, на который делегируются законодательные полномочия (чаще всего на полгода или год); в-третьих, законы, принятые на основе делегирования, находятся под контролем законодательных органов, и они вправе отменить данные акты, если будет обнаружено злоупотребление делегированными полномочиями.

9. В качестве еще одного из видов законов называют законы, принимаемые в порядке референдума. Эти законы обладают высшей юридической силой и могут быть отменены только референдумом. Но такого рода законы принимаются очень редко, поскольку проведение референдумов требует больших материальных, финансовых и организационных средств.

Данный текст является ознакомительным фрагментом.

Продолжение на ЛитРес

Читайте также

4. Конституция РФ как источник аграрного права

4. Конституция РФ как источник аграрного права Конституция РФпринята 1 2 декабря 1993 г., обладает высшей юридической силой – составляет фундамент для формирования и развития аграрного права, регулирует в общей форме в качестве Основного Закона государства и гражданского

2. Конституция РФ как источник аграрного права

2. Конституция РФ как источник аграрного права Конституция РФ обладает огромной юридическая функцией – она составляет фундамент для формирования и развития аграрного права, регулирует в общей форме в качестве Основного Закона государства и гражданского общества

9. Правовой обычай как источник римского права

9. Правовой обычай как источник римского права Обычное право — древнейшая форма образования римского права. Обычное право — совокупность общеобязательных правил поведения, сложившихся в Древнем Риме в результате их неоднократного использования, санкционированных и

10. Закон как источник римского права. Виды законов. Сенатусконсульт

10. Закон как источник римского права. Виды законов. Сенатусконсульт Законы (leges) — главное воплощение римского писаного права.Для признания правового предписания в качестве закона необходимо было, чтобы он исходил от имеющего соответствующие полномочия органа, т. е. так

11. Эдикт магистрата как источник римского права. Преторские эдикты

11. Эдикт магистрата как источник римского права. Преторские эдикты Эдикт (edictum) (от dico — «говорю») — устное объявление магистрата по тому или иному вопросу.С течением времени эдикт получил специальное значение программного объявления, какое по установившейся практике

12. Деятельность юристов как источник римского права

12. Деятельность юристов как источник римского права Формирование юриспруденции как самостоятельного и важного источника права началось примерно в III в. до н. э.В период республики деятельность юристов сводилась к:— консультации граждан, обратившихся за юридической

УК РФ – единственный источник уголовного права России

УК РФ – единственный источник уголовного права России На нормативное содержание уголовного права России оказывали и продолжают оказывать влияние нормы международного права. В соответствии с ратифицированными нашим государством конвенциями в новый Уголовный кодекс

§ 5.2. Понятие и виды законов

§ 5.2. Понятие и виды законов Закон — нормативный акт, принятый в особом порядке высшим представительным органом законодательной власти либо непосредственным волеизъявлением населения путем референдума и регулирующий наиболее важные и устойчивые общественные

§ 5. Неправо как источник права

§ 5. Неправо как источник права Мы уже видели (§ 1), что по способу своего возникновения источники права представляют нам два резко различных типа. Нормально всякое правообразование совершается с правоубеждением и в то же время с изменением действующего права:

2.3. Жилищное законодательство субъектов РФ как источник жилищного права

2.3. Жилищное законодательство субъектов РФ как источник жилищного права Как указывалось выше, жилищное законодательство относится к сфере совместного ведения Российской Федерации и ее субъектов. Согласно ст. 76 Конституции по предметам совместного ведения Российской

60. Законодательные акты королей как источник права

60. Законодательные акты королей как источник права По мере усиления королевской власти во Франции все более важное место среди других источников права стали занимать законодательные акты королей: установления, ордонансы, эдикты, приказы, декларации и др. Начиная с

72. «Саксонское зерцало» как источник права средневековой Германии

72. «Саксонское зерцало» как источник права средневековой Германии Конец XII-начало XIII в. характеризуются политическим и правовым распадом Германии. Феодальные войны, междуцарствия, сепаратизм были на руку крупным немецким феодалам. Этот период ознаменован расцветом

3.1. Излишне издавать законы, если эти законы, будучи изданными, не будут проводиться в жизнь

3.1. Излишне издавать законы, если эти законы, будучи изданными, не будут проводиться в жизнь Всё изложенное в разделе 2 относится ко всем без исключения юридическим системам, которые знала история и которые знает современность. Но поскольку

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *