Валютный контроль в РФ: что изменилось в 2020 году
В текущем году в России начинают действовать изменения в регулировании валютного рынка. Они коснутся россиян, у которых есть средства в банках за рубежом.
В текущем году в России начинают действовать изменения в регулировании валютного рынка. Они коснутся россиян, у которых есть средства в банках за рубежом.
Как оформить иностранный счёт по новым правилам
Новые правила касаются резидентов — физлиц и юрлиц, имеющих счета за границей. Изменения коснулись порядка открытия и ведения таких счетов.
Правила открытия и ведения зарубежных счетов регулирует 173 ФЗ о валютном регулировании. После принятия в 2003 году его дополнили и расширили. В 2019 году были приняты изменения, которые и начинают действовать в 2020 году. Основные законодательные новации валютного контроля:
- Граждане России, которые являются валютными резидентами, должны предоставлять налоговые отчеты. По закону «О валютном регулировании» это граждане РФ или граждане, имеющие ВНЖ в России, и находятся на территории нашей страны более полугода (183 дня). Второе гражданство не освобождает от отчетных обязательств.
- П. 2 ст. 12 обязывает сообщать в налоговую службу об открывающихся или закрывающихся счетах в банках и иных финансовых организациях, изменениях их реквизитов. Подробный перечень небанковских организаций представлен в ст. 142.1 Налогового кодекса РФ.
- При общей сумме поступивших за год на счет средств менее 600 тыс. руб., отчеты не требуются. Это существенный шаг к либерализации требований 173 ФЗ «О валютном регулировании».
- Нововведения закона о валютном регулировании запрещают переводы на зарубежные счета россиян из стран, не присоединившихся к системе CRS, т.е. не поддерживающих информационный обмен с налоговой службой РФ.
Список разрешенных валютных операций для резидентов стал шире
В рамках валютного контроля в 2020 году появились нововведения:
- Уточнены условия получения от плательщика-нерезидента рублевых поступлений на иностранные счета.
- Физлица, имеющие статус резидента, могут отправлять валюту за товары и услуги со своих российских счетов на иностранные счета физлиц-резидентов, если те находятся за границами России более 183 дней в году и занимаются за границей предпринимательством без оформления юрлица. Но по требованиям ч. 4 ст. 23 закона о валютном регулировании продавец должен предоставить свидетельство, разрешающее предпринимательство без образования юрлица (аналогично свидетельству ИП в России).
- Дополнения в 173 ФЗ о валютном регулировании разрешают физлицам в статусе резидентов получать от нерезидентов перечисления в любой валюте на свои зарубежные счета. Но они должны быть открыты в странах-членах ОЭСР или ФАТФ, или с этой страной налажен автоматический информационный обмен для налоговой службы.
Особенности валютного контроля экспортно-импортных операций
Валютный контроль в 2020 году способствует упрощению экспортных сделок:
- Если договор и платежи основаны на рублевых взаиморасчетах, то нет необходимости в репатриации рублевой выручки.
- Не требуется репатриация при экспорте несырьевых или неэнергетических товаров.
- При экспорте сырья не требуется репатриация 10% от стоимости сделки.
Таким образом регулирование валютного рынка стимулируют рублевые расчеты.
Как накажут за невыполнение требований законодательства
За нарушения требований валютного законодательства нормами КоАП РФ и УК РФ предусмотрена административная и уголовная ответственность. Административные наказания следуют за следующие нарушения (ст. 15):
- Операции, проведенные не через уполномоченные банки или кредитные организации. Штраф составит 75-100% от суммы незаконной сделки.
- Непредоставление налоговым органам информации об открытом или закрытом валютном счете, смене его реквизитов в течение 30 календарных дней. Штрафы — от 1,5 тыс. руб. для физлиц до 1 млн руб. для юрлиц.
- Непредоставление годового отчета налоговому органу.
- Нарушения сроков поступления выручки на счет.
Уголовная ответственность предусмотрена ст. 186 Уголовного Кодекса России. Она применяется к изготовителям и распространителям поддельной валюты и ценных бумаг. Фальшивомонетчик или распространитель, пользователь фальшивых денег наказывается штрафом 1 млн. руб. и лишением свободы до 12 лет.
Регулирование валютного рынка несет, в основном, либерализацию контроля. Но при этом оно ужесточает ответственность за сомнительные валютные операции.
Рекомендуем
В ходе семинара будут рассмотрены изменения, вступившие в силу в 2020 году и вступающие в силу в 2021 году. Слушатели узнают об изменениях порядка открытия и ведения зарубежных счетов резидентов — физических и юридических лиц, об изменениях перечня разрешенных валютных операций между резидентами, о возможностях зачисления валютной выручки на счета в зарубежных банках, об особенностях осуществления валютного контроля внешнеторговых операций, о специфики процедур репатриации валютной выручки, о видах ответственности за нарушения требований валютного законодательства и актов органов валютного регулирования и валютного контроля в соответствии с нормами КоАП РФ и УК РФ.
Минфин запустил либерализацию валютного контроля. Что нужно знать участникам ВЭД
В этом году с большими проблемами сталкиваются импортеры и экспортеры. Из-за логистических ограничений участники внешнеэкономической деятельности не могут вовремя и в полном объеме исполнить контракты, а иностранные контрагенты, пользуясь условиями выхода из контракта, взыскивают пени, штрафы, размеры убытков и упущенную выгоду. В дополнении ситуация влечет за собой риски, связанные с неисполнением требований валютного законодательства России.
Импортер, согласно валютному законодательству, обязан репатриировать, т.е. вернуть, на свой банковский счет уплаченную в качестве аванса валюту за непоставленные товары или неоказанные услуги. В случае невозврата аванса российский импортер попадает под штраф.
У экспортеров, в свою очередь, присутствует риск неполучения экспортной выручки, что также приводит к штрафам.
Минфин России принял ряд мер, направленных на послабление в части валютного контроля. Изменяются условия наступления и меры административной и уголовной ответственности за нарушение российского валютного законодательства при невыполнении обязанности по репатриации резидентами денежных средств по договорам с нерезидентами.
В июне Минфин представил проект закона о поэтапной отмене репатриации. Планируется, что в будущем валютный контроль заменит контроль за сомнительными операциями, будут оцениваться риски. А пока с 1 января 2021 года можно будет не возвращать до 10% выручки, с 2022 года — до 30% и далее по возрастающей. Планируется, что полная отмена произойдет к 2025 году.
Правда Минфин поддерживает несырьевых экспортеров, а вот Центробанк предлагает более радикальный подход — отменить репатриацию для всех. При этом ЦБ выступает с инициативой закрепить в законе понятие сомнительной валютной операции, чтобы оставалась возможность препятствовать выполнению сделок в сфере теневой экономики.
Для участников ВЭД приняты послабляющие изменения
Установлена дифференциация размеров штрафов за нарушения резидентами порядка репатриации, снижены размеры штрафов.
Размер штрафа за нарушение срока репатриации теперь зависит от валюты обязательств, вида внешнеторгового контракта и статуса самого резидента. Размер штрафа от суммы денежных средств, не зачисленных в установленный срок на банковские счета в уполномоченных банках, будет определяться следующим образом (ч. 4, ч. 4.2. ст. 15.25 КоАП РФ в редакции закона 218-ФЗ):
- от 3 до 10 % от суммы, если во внешнеторговом договоре сумма обязательств определена в валюте РФ и предусмотрена оплата в валюте РФ,
- от 5 до 30 % если с нерезидентом заключен внешнеторговый договор (контракт), предусматривающий оплату в иностранной валюте,
- от 5 до 30 % если с нерезидентом заключен договор займа,
- от 3 до 5 % если резидент, допустивший нарушение, включен в перечень профессиональных участников внешнеэкономической деятельности.
Ранее размер штрафа за аналогичные нарушения составлял от 75 до 100%.
Предусмотрена ответственность за невыполнение резидентом в установленный срок обязанности по исполнению или прекращению обязательств по внешнеторговому договору (контракту), заключенному между резидентом и нерезидентом, на который распространяются требования валютного законодательства РФ в виде штрафа:
в размере от 5 до 30 % суммы денежных средств, причитающихся резиденту от нерезидента;
на должностных лиц — от 20 000 до 30 000 рублей (ч.4.3. ст. 15.25 КоАП РФ в редакции закона 218-ФЗ).
Дифференцированы и уменьшены размеры штрафа за нарушение срока репатриации денежных средств, уплаченных за неввезенные в РФ товары, невыполненные работы, неоказанные услуги либо за непереданные информацию или результаты интеллектуальной деятельности, в том числе исключительные права на них. Размер штрафа составит:
- от 3 до 10 % суммы не возвращенных в установленный срок в РФ денежных средств, уплаченных нерезиденту по условиям внешнеторгового договора (контракта), сумма обязательств по которому определена в валюте РФ и условиями которого предусмотрена оплата в валюте РФ,
- от 5 до 30 % от той же суммы, если контракт в иностранной валюте;
- от 3 до 5 % если резидент, допустивший нарушение, включен в перечень профессиональных участников внешнеэкономической деятельности.
При значительных нарушениях сумма штрафа осталась прежней. Если сумма не своевременно зачисленных денежных средств в течение одного года превышает 100 миллионов рублей, то сумма штрафа определяется, как и раньше — от 75 до 100%.
Административная ответственность за нарушение срока представления резидентом в уполномоченный банк форм учета и отчетности по валютным операциям, подтверждающих документов и информации при осуществлении валютных операций предусмотрена только за просрочку на 90 дней и более, размер штрафа составит:
- на должностных лиц — от 4 000 до 5 000 рублей;
- на юридических лиц — от 40 000 до 50 000 рублей.
Установлены случаи освобождения от административной ответственности за нарушение порядка проведения валютных операций:
за нарушение срока репатриации, если сумма контракта равна или не превышает 200 тысяч рублей (или эквиваленту этой суммы в иностранной валюте);
если расчеты произведены, минуя счета в уполномоченных банках, но в течение 45 дней резидент зачислил их на вклад или счет в российском банке;
Введен дополнительный срок, после истечения которого возможно применение ответственности за нарушение валютного законодательства. Административная ответственность за нарушение срока репатриации применяется только по истечении 45 дней после окончания срока, установленного для выполнения соответствующей обязанности, в случае ее невыполнения в течение указанного времени.
Как теперь проходит валютный контроль
Чтобы поставить на учет экспортный контракт, передайте банку общую информацию о вашем договоре, включите туда данные о валюте и сумме, сроки исполнения обязательств, дату завершения контракта и реквизиты иностранного контрагента. В течение 15 рабочих дней после постановки на учет не забудьте предоставить контракт в банк.
Чтобы поставить на учет импортный контракт, необходимо предоставить в банк сам контракт.
Контракт поставят на учет в течение 1 рабочего дня, присвоив ему уникальный номер и открыв на него ведомость банковского контроля.
Сообщайте банку обо всех изменениях контракта, отправляя соответствующую документацию. Если у контрагента поменялись реквизиты достаточно просто заявления. Если вы хотите снять ваш контракт с учета — пишите заявление, сопроводив его документами, объясняющими этот шаг;
При желании вы можете поменять обслуживающее вас финансовое учреждение, передав новому банку контракт и его уникальный номер.
Об изменениях в валютном законодательстве с 1 января 2020 года
В течение трех с половиной лет Федеральная таможенная служба Российской Федерации реализует функции органа валютного контроля.
На протяжении 2017-2019 гг. валютное законодательство Российской Федерации постоянно находится в процессе реформирования. Только в 2018 г. законодатель принял 10 законов о внесении изменений в Федеральный закон от 10 декабря 2003 г. № 173-ФЗ «О валютном регулировании и валютном контроле» (далее – Закон) и 3 – в 2019 г. В целом вносимые поправки направлены на либерализацию валютного законодательства.
Основные изменения, вступившие в силу в первой половине 2018 г., ввели требование об указании во внешнеторговом контракте сроков исполнения сторонами обязательств, о представлении уполномоченным банкам информации о сроках репатриации иностранной валюты и валюты Российской Федерации. С 1 марта 2018 г. отношения резидентов с уполномоченными банками выстраиваются в соответствии с требованиями Инструкции от 16 августа 2017 г. № 181 И «О порядке представления резидентами и нерезидентами уполномоченным банкам подтверждающих документов и информации при осуществлении валютных операций, о единых формах учета и отчетности по валютным операциям, порядке и сроках их представления», положения которой уже исключают понятия паспорта сделки и справки о валютных операциях.
В 2019 г. значимые изменения в валютное законодательство вносят два закона.
1. Федеральный закон от 2 августа 2019 г. № 265-ФЗ «О внесении изменений в Федеральный закон «О валютном регулировании и валютном контроле» в части либерализации ограничений на совершение валютных операций резидентами с использованием счетов (вкладов), открытых в банках, расположенных за пределами территории Российской Федерации, и репатриации денежных средств» (далее – Закон № 265-ФЗ). Данный документ вступает в силу с 1 января 2020 года, за исключением отдельных положений. Его основные нововведения, касающиеся внешнеторговой деятельности юридических лиц – резидентов, следующие.
В Законе появилась новая формулировка «организации финансового рынка». С 1 января 2020 г. требования валютного законодательства будут распространены на счета резидентов, открытые не только в иностранных банках, но и в так называемых «иных организациях финансового рынка». Согласно определению, содержащемуся в новой редакции ч. 1 ст. 12 Закона, такие организации в соответствии со своим личным законом имеют право оказывать услуги, связанные с привлечением от резидентов и размещением денежных средств или иных финансовых активов для хранения, управления, инвестирования и (или) осуществления иных сделок в интересах резидента, либо прямо или косвенно за счет резидента. Законодатель не раскрыл полностью это понятие. Однако ясно, что это не только организации с лицензией банка, но и другие. Возможно к ним следует относить организации, имеющие финансовые лицензии какого-либо регулятора, в частности, иностранные брокеры, депозитарии, операторы платежных систем.
Резиденты будут обязаны уведомлять налоговые органы об открытии, изменении реквизитов и закрытии счетов в иностранных организациях финансового рынка, а также представлять в налоговые органы отчеты о движении средств по таким счетам. В Законе прописано, что Банк России должен установить перечень случаев, когда денежные средства могут быть зачислены на счета в таких организациях, либо списаны с них. И есть перспектива, что перечень охватит расчеты в валюте Российской Федерации при осуществлении внешнеторговой деятельности.
Следующее и главное нововведение – это отмена требований о репатриации доходов в российской валюте по внешнеторговым контрактам.
Во-первых, вводится поэтапная отмена требований о репатриации резидентами экспортной выручки в отношении внешнеторговых контрактов, сумма обязательств по которым определена в валюте Российской Федерации и условиями которых предусмотрена оплата в валюте Российской Федерации в отношении экспорта большей части сырьевых товаров под установленными Законом кодами ТН ВЭД ЕАЭС (в частности, нефти и нефтепродуктов, природного газа, отходов и лома металлов, драгоценных камней) в следующем порядке:
- с 1 января 2020 года – в отношении не более 10% суммы внешнеторгового контракта;
- с 1 января 2021 года – в отношении не более 30% суммы внешнеторгового контракта;
- с 1 января 2022 года – в отношении не более 50% суммы внешнеторгового контракта;
- с 1 января 2023 года – в отношении не более 70% суммы внешнеторгового контракта;
- с 1 января 2024 года – в отношении всей суммы внешнеторгового контракта.
Во-вторых, с 1 января 2020 г. полностью, т. е. в отношении всей суммы контракта, отменяется требование о репатриации резидентами экспортной выручки в отношении внешнеторговых контрактов, сумма обязательств по которым определена в валюте Российской Федерации и условиями которых предусмотрена оплата в валюте Российской Федерации, в отношении иных несырьевых товаров, за исключением товаров некоторых категорий, соответствующих определенным кодам единой ТН ВЭД ЕАЭС (например, древесины, древесного угля, лесоматериалов).
Как видно, новые положения валютного законодательства об отмене репатриации содержат отсылку к классификации товаров в соответствии с ТН ВЭД ЕАЭС, следовательно, валютный контроль проявит повышенное внимание и тщательный анализ внешнеторгового контракта на предмет наименования экспортируемого товара. Но указанные либеральные положения Закона не применяются в отношении внешнеторговых контрактов, заключенных между резидентами, являющимися участниками бюджетного процесса на федеральном уровне, федеральными государственными бюджетными (автономными) учреждениями, федеральными государственными унитарными предприятиями, и нерезидентами.
Законом № 265-ФЗ ч. 5 ст. 12 Закона дополнена абзацем 2, дающим право резидентам зачислять денежные средства в валюте Российской Федерации по внешнеторговым контрактам, в отношении которых требования о репатриации, установленные п. 1 ч. 1 ст. 19 Закона, были отменены, на свои счета, открытые в банках за пределами территории Российской Федерации. Т. е. рублёвую экспортную выручку можно будет оставлять за границей, поэтапно увеличивая её объём.
Несмотря на либеральность новаций ст. 24 Закона дополнена ч. 4, устанавливающей для резидентов обязанность обеспечить надлежащее исполнение или прекращение обязательств по внешнеторговым контрактам, которые заключены между резидентами и нерезидентами и на которые распространяются требования Закона, иных актов органов валютного регулирования и органов валютного контроля, путем получения от нерезидентов на свои банковские счета в уполномоченных банках денежных средств, причитающихся в соответствии с условиями указанных контрактов, или иными способами, разрешенными законодательством Российской Федерации, если в отношении внешнеторговых контрактов, заключенных между такими резидентами и нерезидентами, требования, установленные пунктом 1 части 1 статьи 19 Закона, были отменены. При этом в ст. 23 Закона включен п. 21, закрепляющий право агентов валютного контроля запрашивать у резидентов документы, подтверждающие исполнение или прекращение обязательств нерезидентов по внешнеторговым контрактам в соответствии с ч. 4 ст. 24 Закона.
В целях совершенствования информационного взаимодействия для выполнения задач валютного контроля в ч. 6.1 ст. 23 Закона внесена поправка, согласно которой таможенные органы передают Банку России и уполномоченным банкам в электронном виде не только информацию о зарегистрированных декларациях на товары, а также о статистических формах учета перемещения товаров.
2. Федеральный закон от 16.10.2019 №341-ФЗ «О внесении изменений в статьи 19 и 23 Федерального закона «О валютном регулировании и валютном контроле» в части осуществления валютных операций между резидентами и нерезидентами с использованием переводных (трансферабельных) аккредитивов». Документ действует с 27 октября 2019 г.
Данный документ дополнил ст. 19 Закона в части признания резидента исполнившим обязанность по репатриации иностранной валюты и валюты Российской Федерации двумя случаями.
- Ч. 6 ст. 19 Закона признано обоснованным зачисление выручки за вычетом сумм комиссионного вознаграждения, уплаченного банкам-корреспондентам за осуществление операций по переводу денежных средств.
- Ч. 7 ст. 19 Закона резидент, являющийся получателем средств в соответствии с условиями переводного (трансферабельного) аккредитива, при осуществлении расчетов в рамках заключенного с нерезидентом внешнеторгового контракта за переданные нерезиденту товары, признается исполнившим обязанность, предусмотренную п. 1 ч. 1 ст. 19 Закона, в случае, если он обеспечил в сроки, предусмотренные таким контрактом, получение в соответствии с условиями переводного (трансферабельного) аккредитива от банка, расположенного за пределами территории Российской Федерации, или от уполномоченного банка, которому дано поручение на перевод переводного (трансферабельного) аккредитива (исполняющий банк), иностранной валюты и (или) валюты Российской Федерации на свои банковские счета в уполномоченных банках и (или) на банковские счета в уполномоченных банках второго получателя средств — резидента, которому должно производиться исполнение переводного (трансферабельного) аккредитива в соответствии с условиями договора, заключенного между резидентом, являющимся получателем средств, и вторым получателем средств.
Кроме того, ст. 23 Закона дополнена перечнем документов, которые имеют право запрашивать агенты валютного контроля у резидентов, подтверждающих осуществление резидентами расчетов с использованием переводного (трансферабельного) аккредитива.
В настоящее время внешнеторговые операции с нерезидентами, осуществляющиеся через посредников, занимают значительное место в международной торговле. Как правило, российский поставщик заинтересован в получении от российского посредника, подписавшего внешнеторговый контракт, гарантий оплаты товара до его отгрузки в адрес иностранного покупателя. Потребностям расчетов при таких сделках полностью отвечает переводной (трансферабельный) аккредитив, представляющий собой наиболее оптимальную форму расчетов, надежно защищающий интересы всех сторон, участвующих в сделке: иностранного покупателя, российского посредника и российского поставщика экспортного товара. Использование переводных (трансферабельных) аккредитивов во внешней торговле позволит защитить интересы российских производителей экспортных товаров, гарантируя поступление в их пользу экспортной валютной выручки.
Изменения валютного законодательства для физических лиц с 1 января 2020 г.
С 01 января 2020 года в ФЗ-173 "О валютном регулировании и валютном контроле", который регулирует использование российскими валютными резидентами своих зарубежных счетов, вносятся существенные изменения.
Новые поправки в ФЗ-173 вступают в силу с 01 января 2020 г. (указанный ниже обзор приведен с учетом самых последних изменений).
Необходимо уведомлять о наличии счетов в "иных организациях финансового рынка" (напр., брокерских счетов) и подавать по ним отчеты о движении средств
С 1 января 2020 г. необходимо уведомлять ИФНС об открытии / закрытии / изменении реквизитов не только банковских счетов, но и счетов, открытых в "иных организациях финансового рынка" — п.2 ст.12 ФЗ-173. В первую очередь, это становится актуально для владельцев брокерских счетов и счетов в платежных системах. По указанным счетам с 2020 г. необходимо также ежегодно подавать отчеты о движении средств.
Какие организации относятся к "иным организациям финансового рынка"
В соответствии с ч.1 ст.12 ФЗ-173 "иные организации финансового рынка" — организации, которые в соответствии с личным законом имеют право оказывать услуги, связанные с привлечением от резидентов и размещением денежных средств или иных финансовых активов для хранения, управления, инвестирования и (или) осуществления иных сделок в интересах резидента либо прямо или косвенно за счет резидента.
Для ориентира, в соответствии с законодательством РФ к таким организациям относятся (п.1 ст.3 ФЗ "О саморегулируемых организациях в сфере финансового рынка" №223-ФЗ)
- брокеры
- дилеры
- управляющие
- депозитарии
- регистраторы
- инвестиционные фонды и управляющие компании инвестиционных фондов, ПИФы
- специализированные депозитарии
- негосударственные пенсионные фонды
- страховые организации
- страховые брокеры
- общества взаимного страхования
- микрофинансовые организации
- кредитные потребительские кооперативы
- жилищные накопительные кооперативы
- сельскохозяйственные кредитные потребительские кооперативы
- форекс-дилеры
- инвестиционные советники
И как следует из изначального определения — к указанному списку можно также добавить счета в платежных системах, такие популярные в настоящее время как, например, Vialet, PayPal, E-payments, Payoneer, Paysera, TransferWise, SatchelPay и др.).
В какой срок уведомить о наличии уже открытого у меня брокерского и др. счета в "иных организациях финансового рынка"
ФЗ-173 НЕ устанавливает обязанности для подачи уведомлений по уже открытым по состоянию на 01.01.2020 счетам в "иных финансовых организациях". Это довольно странно. При этом, на официальном сайте ФНС РФ (в разделе "вопросы-ответы" дан комментарий на эту тему:
Уведомлять налоговые органы об открытых до 01.01.2020 счетах в расположенных за пределами территории Российской Федерации организациях финансового рынка, не являющихся банками, не требуется.
Физические лица — резиденты обязаны с 01.01.2020 представлять отчеты о движении средств по счетам в расположенных за пределами территории Российской Федерации организациях финансового рынка, начиная с отчета за 2020 год (до 01.06.2021 года, а в случае закрытия счета — в месячный срок со дня закрытия счета).
В связи с принятием Закона №265-ФЗ ФНС России ведется работа по внесению изменений в формы уведомлений об открытии (закрытии) счетов (вкладов) и об изменении реквизитов счетов (вкладов) в банках, расположенных за пределами территории Российской Федерации. Правительством РФ готовятся изменения в форму и порядок представления отчета о движении средств по счетам (вкладам) в зарубежном банке.
Таким образом, уведомления по существующим счетам в "иных организациях финансового рынка" подавать не требуется, однако, по таким счетам до 1 июня 2021 года за 2020 год необходимо подать отчет о движении средств.
Напоминаю, что обязанность по уведомлению о факте открытия/закрытия/изменении реквизитов счетов НЕ относится к лицам, которые суммарно находились или планируются находиться за пределами РФ более 183 дней в году, в котором открывается счет.
Как подавать отчеты о движении средств по счетам в "иных организациях финансового рынка"
Действующая (утвержденная) форма отчета о движении средств физического лица-резидента по счету (вкладу) в банке за пределами территории РФ (КНД 1112520) в формате EXCEL предусматривает возможность указания ТОЛЬКО денежных средств. Часто возникают вопросы, как указывать, например, наличие портфеля ценных бумаг. На официальном сайте ФНС РФ в разделе "вопросы-ответы" сотрудники ФНС рекомендовали указывать оценочную стоимость портфеля на начало и конец года, ОДНАКО, это всего лишь их рекомендация и не существует законодательного требования указывать в отчете что-либо кроме денежных средств. Таким образом, считаю, что в случае, если по Вашему счету НЕ проходит движении денежных средств, а например, только хранятся ценные бумаги — Вы вправе подавать "нулевой" отчет. Возможно налоговиками в скором будущем будут приняты новые формы отчетов или новые требования по указанию в них чего-либо еще кроме денежных средств.
Какие операции можно совершать по счетам, открытым в "иных организациях финансового рынка"
В соответствии с абз. 5 ч.4 ст.12 ФЗ-173 Денежные средства могут быть зачислены на счета (во вклады) резидентов, открытые в иных организациях финансового рынка, расположенных за пределами территории Российской Федерации, или списаны с таких счетов (вкладов) в случаях, установленных Центральным банком Российской Федерации.
В соответствии с п.1 Проекта Указания Банка России “О зачислении денежных средств на счета (во вклады) резидентов, открытые в иных организациях финансового рынка, расположенных за пределами территории Российской Федерации, и списании денежных средств с таких счетов (вкладов)” (по состоянию на 21.11.2019) — Зачисление денежных средств на счета (во вклады) резидентов, открытые в иных организациях финансового рынка, расположенных за пределами территории Российской Федерации, и списание денежных средств с таких счетов (вкладов) осуществляется без ограничений. В соответствии с пояснительной запиской к проекту Указания ЦБ — "операции по зачислению и списанию денежных средств с использованием таких счетов (вкладов) не будут ограничены ни видами операций, ни суммами, на которые они совершаются.".
При этом, положения Проекта будут распространяться на все категории резидентов (физических лиц, физических лиц, являющихся индивидуальными предпринимателями или лицами, занимающихся в установленном законодательством Российской Федерации порядке частной практикой, юридических лиц), имеющих открытые счета (вклады) в иных организациях финансового рынка, расположенных за пределами территории Российской Федерации, либо планирующих открытие таких счетов (вкладов).
Таким образом, можно сделать вывод, что зачисление средств на счета, открытые в "иных организациях финансового рынка" разрешено без ограничений по сумме, по любым основаниям и независимо от страны нахождения таких счетов. Исходя из указанной формулировки, складывается впечатление, что разрешены и операции в валюте между резидентами, однако, этот момент является очень рискованным и спорным.
Владельцам страховых полисов
Открытие, например, полиса страхования жизни явялется очень популярным за рубежом. Владельцам такого стархового полиса необходимо, в первую очередь, определить, открывался ли в страховой организации счет. Если счет НЕ открывался — уведомлять налоговую о наличии ТОЛЬКО страхового полиса — НЕ требуется. Настоятельно рекомендую направить подобный официальный запрос в страховою компанию и полученный ответ — использовать в качестве защитного файла в случае возникновения каких-либо вопросов в будущем.
Возможность зачислять средства на зарубежные счета по любым основаниям от нерезидентов при соблюдении определенных условий. Ретроспективность на отношения с 01.01.2018
Напомню, что валютное законодательство физических лиц работает по принципу "все, что прямо не разрешено, то — запрещено". Напомню также, что ДО 01 января 2020 года все операции с использованием зарубежных счетов можно было условно разделить на 4 категории:
- Зачисления, разрешенные на ВСЕ зарубежные счета
- Зачисления, разрешенные ТОЛЬКО на счета в странах ОЭСР/ФАТФ
- Зачисления, разрешенные ТОЛЬКО на счета в странах ОЭСР/ФАТФ + наличие автоматического обмена с РФ
- Запрещенные валютные операции
С 01 января 2020 года первая (1) категория валютных операций — расширяется (см. ниже), а во вторую (2) и третью (3) категории вносятся изменения: из текста ФЗ-173 исключаются "страны ОЭСР/ФАТФ" и ВМЕСТО них вводятся 2 новые категории.
На зарубежные счета становится возможным зачислять средства от нерезидентов ПО ЛЮБЫМ ОСНОВАНИЯМ, при соблюдении ЛЮБОГО из двух условий — п. 5.1. и п.5.2. ст.12 ФЗ-173:
- счет открыт в государстве-члене ЕАЭС (Беларусь, Армения, Казахстан, Киргизия)
ИЛИ
- счет открыт в государстве, с которым у России имеется двустороннее соглашение об автоматическом обмене финансовой информацией (см. ниже)
Обращаю внимание, что для определения таких стран необходимо ориентироваться на перечень стран, утвержденный ИСКЛЮЧИТЕЛЬНО соответствующим приказом ФНС РФ (Приказ ФНС России от 04.12.2018 N ММВ-7-17/784@ — утрачивает силу с 2020 года
Приказ ФНС России от 21.11.2019 г. N ММВ-7-17/582@ — опубликован 25.12.2019, начинает действовать с 05.01.2020
"Об утверждении Перечня государств (территорий), с которыми осуществляется автоматический обмен финансовой информацией"), а НЕ на перечень стран, публикуемых на сайте ОЭСР, указанный список может служить ли ориентиром к тому, какие страны, возможно, будут включены в список стран, обменивающихся с РФ.
Страны НЕ обменивающиеся с Россией в автоматическом режиме (из наиболее популярных стран) — в соответствии с Приказом ФНС России от 21.11.2019 г. N ММВ-7-17/582@:
- Великобритания (Соединенное Королевство), Остров Мэн и Нормандские острова (Гернси, Джерси)
- США
- Канада
- Литва
- Турция
- Черногория
- Сербия
- Македония
- Албания
- Грузия
- Украина
- Тайланд
По сравнению с предыдущим списком в актуальный список обмена ДОБАВЛЕНЫ: Израиль, Доминика, Панама; ИСКЛЮЧЕНЫ: Литва, Великобритания (Соединенное Королевство), Остров Мэн и Нормандские острова (Гернси, Джерси)
Таким образом, с 01 января 2020 года на банковские счета в указанных странах НЕЛЬЗЯ зачислять денежные средства, например, в виде кредитов от банков , расположенных в указанных странах, от сдачи в аренду недвижимого имущества или от продажи недвижимого имущества в этой стране, или дивиденды, или доход от операций с ЦБ (актуально для американских банков-брокеров) и др. — это будет считаться незаконной валютной операцией со штрафом 75-100% от суммы операции.
Как Вы видите, в список стран включено большинство стран Европы, списко достаточно обширный и расширяется с каждым годом — в этом и заключается либерализация валютного законодательства для физических лиц. Таким образом, с 2020 года лица, имеющие банковские счета в большинстве стран Европы могут без ограничения зачислять на них средства по любым основаниям от нерезидентов.
ОБРАЩАЮ ВНИМАНИЕ, что указанные новые правила рапространяются на зачисления средств ТОЛЬКО от нерезидентов, запрет на расчеты в валюте между валютными резидентами РФ (за исключением прямо предусмотренных случаев) — сохраняется.
Распространение на правоотношения, возникшие с 01.01.2018 г.
Еще одним очень положительным моментом явялется то, что в соответствии с п.3.1. ФЗ-256 — Действие новых положений ч. 5.2 ст.12 и абз.3 ч. 7 ст. 12 ФЗ-173 распространяется на правоотношения, возникшие с 1 января 2018 года. Это означает, что в случае, если физическим лицом была соверешена валютная операция, считавшаяся в соответствии со старыми правилами незаконной валютной, НО такая операция была связана с зачислением средств на зарубежный счет, открытый в стране-члене ЕАЭС или в стране, с которой у России имелось соглашение об автоматическом обмене финансовой информацией за год, в котором была соверешена операция — в описанном случае физическое лицо НЕ подлежит привлечению к административной ответственности за такие совершенные незаконные валютные операции.
Представляется, что ретроспективность нормы крайне выгодна лицам, совершившим незаконные валютные операции, например, по зачислению средств от продажи недвижимости на счет, например, на Кипре или, например, возвратившим займ от своей компании на зарубежный счет и т.д. — привлечение к административной ответственности за указанные незаконные валютные операции с 01 января 2020 года — невозможно.
Дополнен список разрешенных ранее валютных операций
С 1 января 2020 года расширяется список операций, которые также можно совершать с использованием зарубежных банковских счетов:
Между резидентами в виде исключений разрешено совершать следующие валютные операции:
переводы физическими лицами — резидентами иностранной валюты со своих российских счетов в виде оплаты за товары, выполненных для них работ, оказанных им услуг, переданных им информации и результатов интеллектуальной деятельности, в том числе исключительных прав на них НА ЗАРУБЕЖНЫЕ СЧЕТА физических лиц — резидентов, срок пребывания которых за пределами территории РФ составит более 183 дней и которые осуществляют предпринимательскую деятельность без образования юридического лица в соответствии с законодательством иностранного государства своего пребывания — п.п.31) ч.1 ст.9 ФЗ-173 (прим автора — иными словами, россиянин со своего российского валютного счета может перечислить другому россиянину на его зарубежный счет валюту в счет оплаты за какой-либо товар, выполненную работу и т.д., при условии, что продавец находится за пределами территории РФ более 183 дней. Т.е. появялется возможность оплачивать товар в валюте при заказе его у россиянина из-за границы);
От нерезидентов разрешено зачисление денежных средств на любые банковские счета:
денежные средства в валюте РФ (т.е. в рублях — прим. автора) получаемые резидентами по внешнеторговым контрактам, заключенным с нерезидентами, в отношении которых были отменены требования о репатриации, установленные п. 1 ч. 1 ст. 19 ФЗ-173 — абз 2 ч.5 ст.12 ФЗ-173
Что можно и что нельзя зачислять на зарубежные счета с 01 января 2020 года — сводная таблица
Таким образом с 01 января 2020 года все операции с нерезидентами с использованием зарубежных счетов можно условно разделить на 3 категории:
- Зачисления, разрешенные на ЛЮБЫЕ зарубежные банковские счета (ч.5 ст.12 ФЗ-173) от третьих лиц-НЕРЕЗИДЕНТОВ. Указанные ниже операции становятся единственными разрешенными валютными операциями для зачисления на зарубежные счета в странах, с которыми РФ не имеет соглашений об автоматическом обмене.
- денежные средства, требуемые на открытие счета (вклада) в качестве минимального взноса
- наличные денежные средства, вносимые в качестве пополнения счета (вклада)
- суммы процентов по вкладам, суммы процентов на остаток средств
- суммы налогов, возвращенных налоговыми органами
- выплачиваемые в виде заработной платы и иных выплат, связанных с выполнением физическими лицами — резидентами за пределами территории РФ своих трудовых обязанностей по заключенным ими с нерезидентами трудовым договорам (контрактам), а также выплачиваемые в виде оплаты и (или) возмещения расходов таких физических лиц — резидентов, связанных с их служебными командировками, осуществляемыми в рамках выполнения физическими лицами — резидентами за пределами территории РФ своих трудовых обязанностей;
- по решению иностранных судов (за исключением международного коммерческого арбитража)
- в виде пенсий, стипендий, алиментов и иных выплат социального характера
- в виде страховых выплат по страховым случаям, когда страховщиками выступают нерезиденты
- выплачиваемые в порядке возврата ранее уплаченных физическими лицами — резидентами денежных средств, включая возврат ошибочно перечисленных денежных средств, возврат денежных средств за возвращаемый физическим лицом — резидентом нерезиденту ранее купленный им у такого нерезидента товар, оплаченную такому нерезиденту услугу
- денежные средства в валюте РФ (т.е. в рублях — прим. автора) получаемые резидентами по внешнеторговым контрактам, заключенным с нерезидентами, в отношении которых были отменены требования о репатриации, установленные п. 1 ч. 1 ст. 19 ФЗ-173 — вступает в силу с 01.01.2020
- денежные средства, выплачиваемые в силу требований законодательства иностранного государства, минуя счета в уполномоченных банках, в виде доходов от реализации драгоценных металлов, учитываемых на счетах резидентов, открытых в банках, расположенных за пределами территории Российской Федерации — вступает в силу с 01.01.2020
Зачисления, разрешенные ТОЛЬКО на счета в странах ЕАЭС ИЛИ в странах, с которыми есть автоматический обмен
- суммы кредитов и займов в иностранной валюте, полученные по кредитным договорам и договорам займа с организациями-нерезидентами, являющимися агентами правительств иностранных государств, а также по кредитным договорам и договорам займа, заключенным с резидентами государств — членов ЕАЭС или с резидентами иностранных государств, которые имеют автоматический обмен финансовой информацией с РФ, на срок свыше двух лет — ч.5.1. ст.12 ФЗ-173
- без ограничений денежные средства (Т.Е. ПО ЛЮБЫМ ОСНОВАНИЯМ), получаемые от нерезидентов, при условии, что такие банки расположены на территории государства — члена ЕАЭС или на территории иностранного государства, которое имеет автоматический обмен финансовой информацией с РФ — ч.5.2. ст.12 ФЗ-173. Из новой редакции ФЗ-173 исключены абз. 2-3 и 5-9, т.е. при соблюдении условия о наличии автоматического обмена с РФ становится возможным зачислять средства от нерезидентов по любым основаниям, в том числе:
- доход от сдачи в аренду недвижимого имущества
- доход в виде дивидендов
- купонный (процентный) доход от владения ЦБ
- денежные средства, полученные физическим лицом — резидентом в результате отчуждения им внешних ценных бумаг — НЕВАЖНО, ЛИСТИНГУЮТСЯ ЛИ БУМАГИ НА ПЕРЕЧНЕ БИРЖ;
- иной доход по иным ценным бумагам иностранных эмитентов (облигации, векселя и т.д.). Выплаты при уменьшении уставного капитала эмитента ЦБ
- доход от передачи в доверительное управление денежных средств и (или) ценных бумаг доверительному управляющему — нерезиденту и денежные средства, выплачиваемые в порядке возврата суммы денежных средств, ранее переданных таким физическим лицом в доверительное управление доверительному управляющему — нерезиденту;
- денежные средства от продажи транспортного средства;
- денежные средства от продажи недвижимости
- переводы денежных средств без оснований между третьими лицами (до 01.01.2020 — считалась незаконной валютной операцией)
- доход физического лица — резидента по договорам об оказании услуг нерезиденту (от предпринимательской деятельности) (до 01.01.2020 — считалась незаконной валютной операцией)
- доход физического лица-резидента от продажи любого имущества (например, личного имущества и т.д.) (до 01.01.2020 — считалась незаконной валютной операцией)
- зачисление средств в виде возврата тела займа и начисленных процентов по договору займа с нерезидентом (до 01.01.2020 — считалась незаконной валютной операцией)
- доход физического лица — резидента от продажи акций непубличных иностранных компаний (до 01.01.2020 — считалась незаконной валютной операцией)
- доход резидента (компании) от продажи иностранных акций непубличных компаний (до 01.01.2020 — считалась незаконной валютной операцией)
- доход от погашения ценных бумаг (до 01.01.2020 — считалась незаконной валютной операцией)
- средства от ликвидации иностранной организации (до 01.01.2020 — считалась незаконной валютной операцией)
-
- операции с нерезидентами, не входящие ни в первую, ни во вторую группы
Сравнение изменений 2020 и 2018 годов. Выводы. Незаконные валютные операции
С одной стороны валютное законодательство действительно упрощается, НО с 2020 года под резкое ограничение операций подпадают счета в странах, НЕ обменивающихся с РФ в автоматическом режиме финансовой информацией (см. выше).
Напоминаю, что до 01.01.2020 большое количество валютных операций было разрешено при условии, что счет открыт в странах ОЭСР/ФАТФ:
Страны, которые НЕ входят в ОЭСР/ФАТФ:
- Кипр (есть автоматический обмен)
- Мальта (есть автоматический обмен)
- Лихтенштейн (есть автоматический обмен)
- Монако (есть автоматический обмен)
- Андорра (есть автоматический обмен)
- Болгария (есть автоматический обмен)
- Черногория (НЕТ автоматического обмена)
- Хорватия (есть автоматический обмен)
- Сербия (НЕТ автоматического обмена)
- ОАЭ (есть автоматический обмен)
- Тайланд (НЕТ автоматического обмена)
- Грузия (НЕТ автоматического обмена)
- Армения (входит в ЕАЭС)
- Беларусь (входит в ЕАЭС)
- Украина (НЕТ автоматического обмена)
Таким образом, до 01 января 2020 по счетам, открытым в указанных странах, НЕЛЬЗЯ было совершать большое количество операций. А с 01.01.2020 совершение всех валютных операций становится законным в странах, с которыми Россия обменивается финансовой информацией.
Особенности валютных операций по зачислению средств от продажи зарубежной недвижимости
В связи с актуальностью вопроса поясню некоторые особенности. С 01 января 2020 исключается требование о законности зачисления средств от продажи зарубежной недвижимости только при условии, что счет находится в стране нахождения самой недвижимости. С 01.01.2020 законно зачисление средств от продажи зарубежной недвижимости на любые зарубежные счета, если они открыты в стране, с которой у Росии есть автоматический обмен финансовой информацией. Если же недвижимость находится в стране, с которой нет автоматического обмена (см.выше) — достаточно зачислить средства от продажи такого объекта на счет, открытый в стране, с которой обмен есть.
Как я писал выше, новая норма распространяется также на сделки, совершенные с 01.01.2018, т.е. привлечение к ответственности за совершение незаконных валютных операций по зачислению на зарубежные счета средств от сделок по продаже недвижимости, находившейся в странах, не входящих в ОЭСР/ФАТФ (см. выше), но с которыми у РФ есть автоматический обмен, с 01.01.2020 — НЕВОЗМОЖНО, т.к. с 01.01.2020 такие операции становятся законными валютными операциями.
Сделки по продаже недвижимости, находившейся в Черногории, Сербии, Грузии, Украине, Тайланде и пр., продолжают считаться незаконными валютными. Предлагается рассмотреть вариант участия в 3-ей амнистии капитала с целью их амнистирования, если они были совершены.
Сделки про продаже недвижимости, находившейся в Великобритании и Литве, совершенные до 05.01.2020, считаются законными валютными операциями, а с 05.01.2020 — считаются незаконными валютными операциями.
Сделки про продаже недвижимости, находящейся в США, Канаде, Турции, Черногории, Сербии, Македонии, Албании, Грузии, Украине, Тайланде и др. — продолжают считаться незаконными валютными операциями.
Сделки про продаже недвижимости, находившейся в Израиле, совершенные до 05.01.2020, считаются НЕзаконными валютными операциями, ОДНАКО, привлечение к ответственности за соверешние таких сделок — НЕВОЗМОЖНО, т.к. с 05.01.2020 Израиль включен в список стран, обменивающихся с РФ в автоматическом режиме, а новый закон — имеет обратную силу и распространяется на сделки, совершенные с 01.01.2018.
Право не представлять в ИФНС отчеты о движении денежных средств при соблюдении определенных условий. Ретроспективность на отношения с 01.01.2018
Напомню, что лица, которые по итогам года находились за пределами РФ более 183 дней, вправе НЕ подавать за такой год отчет о движении средств.
С 01 января 2020 года отчет о движении средств по счету в зарубежном банке или иной финансовой организации можно НЕ подавать при соблюдении ЛЮБОГО из следующих условий — абз. 3 ч.7 ст.12 ФЗ-173:
- общая сумма денежных средств, зачисленных на указанный счет ИЛИ списанных с указанного счета, за отчетный год, НЕ ПРЕВЫШАЕТ эквивалента 600.000 рублей (т.е. ни отдельно списания, ни отдельно поступления НЕ должны превышать 600 тыс руб.) ИЛИ
- остаток денежных средств на указанном счете по состоянию на конец отчетного года НЕ ПРЕВЫШАЕТ эквивалента 600.000 рублей, ЕСЛИ в течение отчетного года зачисление денежных средств на счет НЕ осуществлялось (т.е. на счет не должны зачисляться средства и при этом на конец года должна получиться сумма меньше 600 тыс. руб)
(пересчет иностранной валюты в рубли должен производиться по курсу ЦБ РФ по состоянию на 31 декабря отчетного года). Очень странно, что законодательно берется НЕ среднегодовой курс валюты, а курс на 31 декабря.
При этом, должно выполняться также ЛЮБОЕ из указанных ниже уловий:
- счет открыт в государстве-члене ЕАЭС (Беларусь, Армения, Казахстан, Киргизия)
ИЛИ
- счет открыт в государстве, с которым у России имеется двустороннее соглашение об автоматическом обмене финансовой информацией (см.выше)
Распространение на правоотношения, возникшие с 01.01.2018 г.
Действие новых положений абз.3 ч. 7 ст. 12 ФЗ-173 распространяется на правоотношения, возникшие с 1 января 2018 года. Это означает, что при соблюдении условий, достаточных для НЕпредставления отчета о движении средств по зарубежному счету за 2019 и 2018 годы — физическое лицо вправе НЕ представлять отчет о движении средств за 2019 год (до 1 июня 2020), а также такое лицо НЕ подлежит привлечению ответственности за непредставление отчета о движении средств за 2018 год в случае его непредставления.