Организатор распространения информации в сети интернет кто это
Перейти к содержимому

Организатор распространения информации в сети интернет кто это

  • автор:

Sorry, you have been blocked

This website is using a security service to protect itself from online attacks. The action you just performed triggered the security solution. There are several actions that could trigger this block including submitting a certain word or phrase, a SQL command or malformed data.

What can I do to resolve this?

You can email the site owner to let them know you were blocked. Please include what you were doing when this page came up and the Cloudflare Ray ID found at the bottom of this page.

Cloudflare Ray ID: 808042c91cd426f8 • Your IP: Click to reveal 178.175.133.133 • Performance & security by Cloudflare

ОРИ: кто такие организаторы распространения информации и как выполнить требования закона в 2023

В этой статье мы разберем понятие «организатора распространения информации в сети Интернет‎‎‎», расскажем, какие требования к ним предъявляет закон и предложим новую услугу от DDoS-Guard, которая поможет значительно облегчить жизнь.

ОРИ_ как выполнить требования закона.jpg

Кто такие организаторы распространения информации

Организатор распространения информации в сети Интернет (далее ОРИ) — термин для российского законодательства относительно новый. Он был введен в 2014 году в статье 10.1, которую добавили к Федеральному закону от 27.07.2006 N 149-ФЗ. Эта статья дает определение, кто является ОРИ, и регулирует его обязанности перед законом.

Согласно законодательству, ОРИ — это любое физическое или юридическое лицо, владеющее сайтом, на котором присутствует возможность коммуникации между пользователями.

При этом тип коммуникации может быть разным. Данное в законе определение позволяет трактовать это понятие достаточно широко. Например, под определение подпадает как механизм обмена сообщениями, так и возможность оставления публичных пользовательских комментариев (отзывов, обратной связи).

Реестр организаторов распространения информации в сети Интернет

ОРИ, действующие на территории РФ, должны быть включены в соответствующий реестр , созданный в 2014 году. Изначально в него записывали крупные сервисы, созданные для общения, например, соцсети и популярные коммуникационные площадки. Затем Роскомнадзор начал включать в реестр и другие сайты, где есть возможность комментирования, например, СМИ.

У компании или физлица есть два способа попасть в реестр ОРИ.

Первый способ — добровольный. В этом случае человек или организация, которые понимают, что они по закону подходят под критерии ОРИ, пишут заявление в Роскомнадзор и просят включить себя в реестр. После этого новый участник реестра обязуется соблюдать все обязанности в качестве ОРИ, которые прописаны в федеральном законе.

Второй способ — принудительный. Если сайт или сервис подходит под критерии ОРИ, но владелец не спешит об этом уведомлять государство, он может дождаться официального уведомления от Роскомнадзора. Надзорный орган реагирует на обращения ФСБ о том, что ресурс не соблюдает требования закона, и присылает его владельцу уведомление о необходимости подать документы в реестр через форму на сайте Роскомнадзора. Получатель письма обязан подать документы в течение 10 дней, в противном случае он будет нести ответственность по закону — в частности, доступ к сайту могут заблокировать.

На кого распространяются требования законодательства

К ОРИ относятся в первую очередь:

  • соцсети (но не паблики в них);
  • мессенджеры;
  • игровые сервисы;
  • файловые хранилища;
  • видеохостинги;
  • сайты знакомств;
  • СМИ, онлайн-магазины и сайты с наличием обратной связи (пользовательских рецензий, отзывов, комментариев);
  • блоги, если в них есть комментарии;
  • площадки объявлений.

Вместе с тем, как было сказано выше, ОРИ достаточно широкое понятие, в которое может быть включен практически любой современный сайт.

Какие документы регулируют деятельность ОРИ

Приказ Министерства цифрового развития, связи и массовых коммуникаций Российской Федерации от 29.10.2018 г. № 571 « Об утверждении Требований к оборудованию и программно-техническим средствам, используемым организатором распространения информации в сети Интернет в эксплуатируемых им информационных системах, для проведения уполномоченными государственными органами, осуществляющими оперативно-розыскную деятельность или обеспечение безопасности Российской Федерации, мероприятий в целях реализации возложенных на них задач »
Федеральный закон от 27.07.2006 № 149-ФЗ «Об информации, информационных технологиях и о защите информации» ( PDF )
Постановление Правительства РФ от 26.02.2022 № 256 «Об утверждении Правил хранения организатором распространения информации в информационно-телекоммуникационной сети «Интернет» текстовых сообщений пользователей информационно-телекоммуникационной сети «Интернет», голосовой информации, изображений, звуков, видео-, иных электронных сообщений пользователей информационно-телекоммуникационной сети «Интернет» ( PDF )
Постановление Правительства РФ от 12.11.2020 № 1824 «Об утверждении Правил уведомления организаторами распространения информации в информационно-телекоммуникационной сети «Интернет» Федеральной службы по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций о начале осуществления деятельности по обеспечению функционирования информационных систем и (или) программ для электронных вычислительных машин, которые предназначены и (или) используются для приема, передачи, доставки и (или) обработки электронных сообщений пользователей информационно-телекоммуникационной сети «Интернет», а также ведения реестра указанных организаторов» ( PDF )
Постановление Правительства РФ от 20.10.2021 № 1801 «Об утверждении Правил идентификации пользователей информационно-телекоммуникационной сети «Интернет» организатором сервиса обмена мгновенными сообщениями» ( PDF )
Постановление Правительства РФ от 23.09.2020 № 1526 «О Правилах хранения организаторами распространения информации в информационно-телекоммуникационной сети «Интернет» информации о фактах приема, передачи, доставки и (или) обработки голосовой информации, письменного текста, изображений, звуков, видео- или иных электронных сообщений пользователей информационно-телекоммуникационной сети «Интернет» и информации об этих пользователях и предоставления ее уполномоченным государственным органам, осуществляющим оперативно-разыскную деятельность или обеспечение безопасности Российской Федерации» (PDF)

Полный перечень нормативных актов, регулирующих деятельность ОРИ, есть на официальном сайте Роскомнадзора.

Также по смыслу ОРИ тесно связаны с двумя законопроектами 2016 года, известными как пакет или закон Яровой.

Что такое «закон Яровой»

«Пакет Яровой» (он же «закон Яровой», по имени автора, депутата Ирины Яровой) — устоявшееся в СМИ неофициальное название пакета законодательных поправок. Эти антитеррористические инициативы были приняты в 2016 году и касаются нескольких разных сфер. Нас интересует та часть поправок, которая обязывает операторов связи и ОРИ с 1 октября 2018 года хранить переписку, телефонные звонки, исходящий трафик и метаданные всех российских пользователей, а также предоставлять эти данные по запросу спецслужб. Контент должен храниться в течение полугода, метаданные — в течение трех лет.

Правила хранения данных ОРИ

Организаторы распространения информации по закону обязаны:

  1. Хранить на территории РФ в течение одного года информацию о фактах приема, передачи, доставки или обработки всех сообщений от пользователей (включая тексты, голосовые сообщения, видео и т.д.) и информацию об этих пользователях.
  2. В течение шести месяцев хранить сами сообщения пользователей и содержащиеся в них файлы-вложения.
  3. Предоставлять эту информацию государственным органам, которые осуществляют оперативно-розыскную деятельность, в первую очередь ФСБ.
  4. Предоставлять ФСБ при надобности информацию для декодирования электронных сообщений (ключи шифрования).
  5. Разработать программу взаимодействия с ФСБ, назначить сотрудника, ответственного за это взаимодействие, и установить специализированное оборудование для обеспечения удаленного доступа ФСБ.

Ответственность ОРИ за невыполнение требований

Штрафы за неисполнение обязанностей ОРИ прописаны в статье 13.31 Кодекса об административных правонарушениях.

За отказ добровольно войти в реестр ОРИ (ч.1 ст. 13.31) предусмотрены штрафы до 300 тысяч рублей для юрлиц, за повторное нарушение до 1 млн рублей.

Еще более серьезные санкции предусмотрены (ч.ч. 2-2.1 ст. 13.31 КоАП) за отказ хранить или предоставлять ФСБ информацию о фактах приема, передачи, доставки или обработки сообщений пользователей и информацию о самих пользователях, а также за отказ представлять ФСБ ключи для декодирования сообщений: до 1 млн рублей юрлицам за первое нарушение и до 6 млн рублей за повторное.

Аналогичные штрафы влечет за собой и отказ устанавливать специализированное оборудование для выполнения закона Яровой.

Как выполнить требования законодательства к ОРИ

  • Проверьте, подходите ли вы под требования законодательства к ОРИ.
  • Если это так, подайте заявление о вступлении в реестр.
  • Установите специализированное оборудование для хранения и передачи данных.
  • Организуйте взаимодействие с ФСБ и передайте им при необходимости ключи шифрования.
  • После регистрации в реестре соблюдайте требования закона к ОРИ.

Решение DDoS-Guard: как мы поможем ОРИ

Благодаря своему опыту в построении высоконагруженных систем DDoS‑Guard предлагает уникальное решение по обработке ключей шифрования для ОРИ — как дополнительный модуль услуги «Защита сайта от DDoS-атак».

Плюсы передачи всего процесса хранения и обработки ключей шифрования к нам на аутсорс:

  • Быстрое внедрение решения, так как этап пусконаладки упрощается за счет имеющегося у нас опыта.
  • Снизится нагрузка на инженеров компании, занимающихся поддержанием работоспособности систем.
  • Уменьшаются затраты на первоначальное внедрение в случае, когда под решение потребовалась бы закупка дополнительного оборудования — у нас клиент платит только за тот объём, что будет фактически использован.

Что такое обработка ключей шифрования

Это решение позволяет выполнить требования закона по хранению, обработке и передаче данных, которые предоставляют пользователи при установлении сессии с сайтом и/или информационной системой.

Как это работает

Передача информации для декодирования (ИД) производится напрямую в режиме реального времени с применением фильтра от устройств предварительной обработки потоков на комплекс технических средств (КТС) через программно-аппаратный комплекс (АПК) получения информации для декодирования.

При установлении сессии с защищаемым сайтом, пользователь предоставляет DDoS-Guard свой цифровой отпечаток (ключ шифрования). Мы можем обеспечить безопасное хранение этих данных и возможность регулятору забирать их по API. Если клиент желает самостоятельно организовать хранение, мы можем передавать данные клиенту, а он — напрямую регулятору.

Схема работы ОРИ.jpgПринцип работы сервиса обработки ключей шифрования — DDoS-Guard

Как рассчитывается стоимость услуги

Стоимость услуги рассчитывается индивидуально для каждого проекта, исходя из необходимого количества ресурсов для получения ИД и объема данных для ее хранения.

Как заказать услугу

Для заказа услуги оставьте заявку на сайте, свяжитесь с нами по телефону +7 (800) 333-17-63 или напишите нам на info@ddos-guard.net .

Законодательство требует, чтобы ОРИ соблюдали обязанность хранить и передавать данные пользователей, а также ключи шифрования. За несоблюдение этих требований юрлицам грозят серьезные штрафы. Удобное решение — отдать обработку ключей шифрования на аутсорс в составе услуги защиты от DDoS-атак. Таким образом, вы не только защитите свой сайт, но и выполните требования законодательства к ОРИ.

Организатор распространения информации в сети интернет кто это

ФЕДЕРАЛЬНАЯ СЛУЖБА ПО НАДЗОРУ В СФЕРЕ СВЯЗИ, ИНФОРМАЦИОННЫХ ТЕХНОЛОГИЙ И МАССОВЫХ КОММУНИКАЦИЙ

Реестр организаторов распространения информации
в сети «Интернет»

Сайт создан в рамках реализации Федерального закона от 5 мая 2014 года № 97-ФЗ «О внесении изменений в Федеральный закон «Об информации, информационных технологиях и о защите информации» и отдельные законодательные акты Российской Федерации по вопросам упорядочения обмена информацией с использованием информационно-телекоммуникационных сетей»

Федеральный закон от 27.07.2006 № 149-ФЗ

«Об информации, информационных технологиях и о защите информации» (PDF)

Постановление Правительства Российской Федерации от 12.11.2020 № 1824

«Об утверждении Правил уведомления организаторами распространения информации в информационно-телекоммуникационной сети «Интернет» Федеральной службы по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций о начале осуществления деятельности по обеспечению функционирования информационных систем и (или) программ для электронных вычислительных машин, которые предназначены и (или) используются для приема, передачи, доставки и (или) обработки электронных сообщений пользователей информационно-телекоммуникационной сети «Интернет», а также ведения реестра указанных организаторов» (PDF)

Постановление Правительства Российской Федерации от 23.09.2020 № 1526

«О Правилах хранения организаторами распространения информации в информационно-телекоммуникационной сети «Интернет» информации о фактах приема, передачи, доставки и (или) обработки голосовой информации, письменного текста, изображений, звуков, видео- или иных электронных сообщений пользователей информационно-телекоммуникационной сети «Интернет» и информации об этих пользователях и предоставления ее уполномоченным государственным органам, осуществляющим оперативно-разыскную деятельность или обеспечение безопасности Российской Федерации» (PDF)

Постановление Правительства Российской Федерации от 31.07.2014 № 747

«О перечне личных, семейных и домашних нужд, удовлетворение которых не влечет исполнения обязанностей, предусмотренных частями 2 — 4 статьи 10.1 Федерального закона «Об информации, информационных технологиях и о защите информации» (PDF)

Постановление Правительства Российской Федерации от 31.07.2014 № 743

«Об утверждении Правил взаимодействия организаторов распространения информации в информационно-телекоммуникационной сети «Интернет» с уполномоченными государственными органами, осуществляющими оперативно-разыскную деятельность или обеспечение безопасности Российской Федерации» (PDF)

Постановление Правительства Российской Федерации от 31.07.2014 № 745

«О порядке взаимодействия Федеральной службы по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций с организатором распространения информации в информационно-телекоммуникационной сети «Интернет» (PDF)

Постановление Правительства Российской Федерации от 31.07.2014 № 744

«Об утверждении Правил информирования граждан (физических лиц) об ограничении доступа к информационным системам и (или) программам для электронных вычислительных машин, которые предназначены и (или) используются для приема, передачи, доставки и (или) обработки электронных сообщений пользователей информационно-телекоммуникационной сети «Интернет» и функционирование которых обеспечивается организатором распространения информации в информационно-телекоммуникационной сети «Интернет» (PDF)

Постановление Правительства Российской Федерации от 31.07.2014 № 742

«Об отдельных полномочиях Федеральной службы по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций» (PDF)

Приказ Роскомнадзора от 22.12.2014 № 188

«Об утверждении Порядка ведения реестра организаторов распространения информации в сети «Интернет» (PDF)

о неисполнении обязанностей, предусмотренных статьей 10.1 Федерального закона «Об информации, информационных технологиях и о защите информации» (PDF)

Организатором распространения информации в сети «Интернет» является лицо, осуществляющее деятельность по обеспечению функционирования информационных систем и (или) программ для электронных вычислительных машин, которые предназначены и (или) используются для приема, передачи, доставки и (или) обработки электронных сообщений пользователей сети «Интернет».

    Организатор распространения информации в сети «Интернет» обязан:
  • уведомить Роскомнадзор о начале осуществления деятельности;
  • хранить на территории Российской Федерации информацию о фактах приема, передачи, доставки и (или) обработки голосовой информации, письменного текста, изображений, звуков или иных электронных сообщений пользователей сети «Интернет» и информацию об этих пользователях в течение шести месяцев с момента окончания осуществления таких действий, а также предоставлять указанную информацию уполномоченным государственным органам, осуществляющим оперативно-разыскную деятельность или обеспечение безопасности Российской Федерации, в случаях, установленных федеральными законами;
  • обеспечивать реализацию установленных федеральным органом исполнительной власти в области связи по согласованию с уполномоченными государственными органами, осуществляющими оперативно-разыскную деятельность или обеспечение безопасности Российской Федерации, требований к оборудованию и программно-техническим средствам, используемым указанным организатором в эксплуатируемых им информационных системах, для проведения этими органами в случаях, установленных федеральными законами, мероприятий в целях реализации возложенных на них задач, а также принимать меры по недопущению раскрытия организационных и тактических приемов проведения данных мероприятий.

В случае неисполнения организатором распространения информации в сети «Интернет» обязанностей, доступ к информационным системам и (или) программам для электронных вычислительных машин, которые предназначены и (или) используются для приема, передачи, доставки и (или) обработки электронных сообщений пользователей сети «Интернет» и функционирование которых обеспечивается данным организатором, до исполнения таких обязанностей ограничивается оператором связи, оказывающим услуги по предоставлению доступа к сети «Интернет», на основании вступившего в законную силу решения суда.

Обязанности не распространяются на операторов государственных информационных систем, операторов муниципальных информационных систем, операторов связи, оказывающих услуги связи на основании соответствующей лицензии, в части лицензируемой деятельности, а также не распространяются на граждан (физических лиц), осуществляющих указанную деятельность для личных, семейных и домашних нужд.

Сведения, содержащиеся в реестре организаторов распространения информации в сети «Интернет» доступны в формате открытых данных на официальном сайте Роскомнадзора.

Почти любой сайт может попасть в реестр Роскомнадзора

Год назад мы рассказали о штрафах за нарушение закона о персональных данных. Стало понятно, что о законе, которому много лет, мало кто знал и многие владельцы сайтов его не соблюдали. Раньше штрафы были небольшие, а с 1 июля из-за одного нарушения можно потерять до 75 тысяч рублей. Все сразу решили в нем разобраться.

Потом была шумиха с реестром Роскомнадзора, в который включали соцсети, сайты знакомств и мессенджеры. Кто не соглашался — тех блокировали (мы чуть не лишились Телеграма, помните?). В этот реестр Роскомнадзор включает организаторов распространения информации. И там может оказаться ваш сайт, ваша компания и вы лично.

Организатором могут признать почти любой сайт. Для этого достаточно дать пользователям возможность комментировать, обмениваться сообщениями и писать отзывы о товарах.

Всем владельцам сайтов, блогов и форумов нужно разобраться в том, как работает закон для организаторов распространения информации. Скорее всего, вы даже не думаете, что он вас касается и у вас есть дополнительные обязанности. Но если их не выполнить, есть опасность штрафа. Например, 300 тысяч рублей за то, что вы не уведомили Роскомнадзор о начале работы. Или миллион рублей за то, что вы не храните данные о пользователях и их сообщениях или храните их не в России.

Кто такие организаторы распространения информации?

Аватар автора

Это владельцы сайтов, программ и любых инструментов, которые помогают обмениваться электронными сообщениями в интернете: отправлять, получать, делать рассылки и как-то их обрабатывать.

В законе нет ограничения, что это должны быть только юридические лица или официально зарегистрированные предприниматели. Это просто какое-то лицо. И нет условия, что у этого лица должен быть бизнес, большой портал или мессенджер с миллионами пользователей по всему миру. Нет вообще никаких условий, кроме этого определения.

Кого могут признать таким организатором?

Формально статус и обязанности организатора возникают по умолчанию. Чтобы им стать, достаточно запустить сайт, сервис или программу, где пользователи могут отправлять и получать какие-то сообщения.

Для организаторов распространения информации Роскомнадзор ведет реестр. Присутствие в этом реестре означает только одно: у государства есть полная информация о владельце конкретного сайта. Ведомства знают, кому принадлежат сайты из реестра, как связаться с этой компанией и людьми, что с них можно спрашивать, кому отправлять запросы или выставлять штрафы.

Если сайта нет в реестре, это не значит, что он не организатор и не должен выполнять обязанности по закону. Это значит, что пока Роскомнадзор и спецслужбы не обратили на сайт внимания.

Сейчас в реестре 98 записей: есть мессенджеры, женские форумы, правовые порталы, региональные СМИ , платформы блогов и поисковые системы. Кто-то зарегистрировался сам, кого-то внес Роскомнадзор.

На днях сайт «Роем-ру» писал, что тоже попал в список, хотя не считает себя организатором. Несколько лет назад на сайте можно было отправлять личные сообщения. Роскомнадзор узнал об этом и внес сайт в реестр. Потом личные сообщения удалили и руководство портала захотело выйти из реестра: никакого сервиса для обмена сообщениями они больше не предоставляли. По крайней мере, им так казалось с учетом неопределенности в законе.

Но Роскомнадзор решил иначе и не исключил сайт из реестра. Все дело в комментариях под новостями — этого оказалось достаточно, чтобы сайт считался организатором распространения информации в интернете. Сейчас ООО «Роем» по-прежнему в реестре под номером 7-РР.

Кого можно считать организатором распространения информации:

  1. Любой сайт, у которого есть комментарии под статьями. Даже если комментарии там никто не оставляет, а посещаемость 20 человек в день.
  2. Интернет-магазин с отзывами о товарах, которые могут комментировать другие пользователи.
  3. Форум рыболовов, домохозяек и бухгалтеров. Вообще любой форум без ограничения по темам и активности участников.
  4. Сайт с сообщениями от робота в личном кабинете или при заполнении формы.
  5. Личный блог или корпоративный журнал с комментариями.

Про мессенджеры, крупные порталы и соцсети все понятно и так.

Комментарии и отзывы — это тоже электронные сообщения?

В статье 2 закона 149- ФЗ написано, что такое электронное сообщение. Это любая информация, которую передают и получают в интернете. Комментарии под статьями, отзывы с возможностью комментирования и неформальная переписка где-то внутри сервиса — это тоже электронные сообщения.

Так считают эксперты, которые консультируют Роскомнадзор: кандидаты юридических наук, научные сотрудники и специалисты по информационному праву. Если вам тоже интересно разобраться, прочитайте комментарий к закону об информации А. И. Савельева.

В Конвенции ООН , которая действует и для России, тоже есть понятие электронного сообщения. Там оно даже шире, чем в российском законе: даже файл на флешке может быть электронным сообщением.

Системные сообщения тоже делают сайт организатором?

Да, формально системные сообщения тоже попадают под определение электронных. Но в отличие от сообщений, которые пользователи отправляют друг другу или оставляют в комментариях, здесь есть юридические нюансы. На системные сообщения не распространяются правила о хранении данных, которые установило правительство. Для них не нужен сервер в России, и они не интересны госорганам.

Уведомление Роскомнадзора о начале работы

Если вы запускаете сайт и становитесь организатором распространения информации, нужно составить уведомление. Правительство утвердило для этого специальные правила. На основании уведомления сайт вносят в реестр.

Вы можете уведомить Роскомнадзор сами или отправить данные в ответ на его запрос. И здесь вот такая штука. По закону сайт считается организатором распространения информации, когда на нем можно оставлять сообщения, а не когда он попадет в реестр. Решили ввести комментарии под статьями — вы автоматически организатор. И вы сразу же должны отправить уведомление в Роскомнадзор, а не ждать, пока он вас заметит и пришлет запрос. Иначе есть повод для штрафа даже у физлиц.

Пока практика складывается так, что Роскомнадзор сам решает, кого надо внести в реестр, и направляет им запросы. Дальше владелец сайта соглашается, заполняет уведомление и его вносят в реестр. Или не соглашается, и к нему блокируют доступ. Кажется, что организаторами считаются только те, кто уже в реестре, но это не так. Реестр нужен для удобства ведомств и органов. Так им легче найти владельца сайта, чтобы запросить нужную информацию.

Сейчас в реестре меньше ста сайтов, но это не значит, что другие не организаторы. У Роскомнадзора нет столько времени и ресурсов, чтобы проверять и учитывать все форумы, новостные порталы и корпоративные блоги. Да и цели всех контролировать тоже нет.

Это не значит, что завтра вас не оштрафуют из-за уведомления — по закону имеют право. В то же время, даже если Роскомнадзор пришлет вам уведомление и вы вовремя на него ответите, штрафа вполне может не быть. Сейчас на практике это работает именно так, но в законе требования жестче, и они официально действуют.

Вы сами решайте, подавать уведомление или ждать запроса. Может быть, вам никогда не придет такой запрос и вами вообще не заинтересуется государство. А может быть, оно вами уже заинтересовалось и пока присматривается к вашим публикациям. Или с вашими публикациями все нормально, а вот в комментариях есть что-то интересное.

Хранение данных

Все организаторы распространения информации должны хранить данные о пользователях и их сообщениях в течение года: протоколы, логи, авторизации, платежи и даже спам.

Сейчас это касается только фактов сообщений: один пользователь написал другому какой-то текст или оставил комментарий такого-то числа и прикрепил к нему видео. С 1 июля 2018 года хранить нужно и сами сообщения: тексты, видео, картинки и звуки. Правда, только полгода.

В правилах правительства написано, что и как нужно хранить. Все данные в течение этого времени должны храниться в России. Параллельно сервер может быть и за границей, но в России — обязательно.

Предоставление доступа к информации

Еще одна обязанность организаторов — предоставлять органам любую информацию о пользователях и их сообщениях. Таких органов несколько, и это не только ФСБ .

Правительство утвердило специальные правила, как именно владелец сайта должен взаимодействовать с органами. Если интересно — почитайте пункты 7—15 и отдельный документ. Добавим только, что решения суда для этого не нужно, а рассказывать о взаимодействии запрещено.

Допустим, у вас есть сайт с комментариями. Туда приходят странные спамеры и оставляют какие-то сообщения из бессмысленных слов. Вы трете эти комментарии. Спустя несколько дней к вам приходят из ФСБ и просят показать текст сообщений и все логи: откуда пришли люди, когда и что написали. Вдруг оказалось, что это были не бессмысленные слова, а какие-то коды. Такой запрос нельзя проигнорировать. Если информация не сохранилась или вы хранили ее не в России, придется платить штраф — до 5 тысяч для физлиц и до миллиона для ИП и компании.

Может быть, из-за спама к вам и не придут, а вот из-за комментариев с незаконными призывами, запрещенной рекламой или разжиганием вражды — вполне возможно.

Еще есть требования по автоматизации доступа и декодированию сообщений. Там все пока не очень понятно. И это точно касается только тех сайтов, которые представляют интерес для органов. Но за это тоже штрафуют. Телеграму, например, выписали 900 тысяч рублей, и оспорить этот штраф не удалось даже в Верховном суде.

Если вы пишете про рыбалку, личные финансы или косметику, соблюдая при этом закон и контролируя содержание комментариев, вас это вряд ли когда-нибудь коснется. А вот если вы или ваши гости обсуждаете происшествия, политику, законы, религию, суды или что-то незаконное, то может коснуться по-серьезному. Это не значит, что такое нельзя обсуждать, но у свободы слова и тайны переписки есть ограничения даже по Конституции. Если вдруг к вам поступит запрос, то следовать нужно точно не советам в интернете. Как минимум вы будете разрабатывать отдельный план с ФСБ , но никому об этом не расскажете. И вряд ли узнаете, что какой-то другой сайт уже разработал такой план и дал доступ к перепискам: по закону об этом говорить нельзя.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *