Номер путевого листа как присваивается
Перейти к содержимому

Номер путевого листа как присваивается

  • автор:

Путевые листы 2023 — форма, примеры заполнения

С 1 марта 2023 года начал свое действие Приказ Минтранса от 28.09.2022 N 390 (далее — Приказ N 390). Прежний аналогичный Приказ Минтранса от 11.09.2020 N 368 утратил силу несмотря на то, что изначально его срок действия устанавливался до 01.01.2027.

    Обновил состав обязательной информации и правила заполнения путевых листов (далее будем пользоваться сокращением «ПЛ»). Так, из списка обязательных сведений исключили наименование и номер ПЛ. Их можно продолжать указывать, но это уже на выбор того, кто составляет документ. Вместо информации о собственнике (владельце) транспортного средства (далее — ТС) теперь в путевой лист надо вносить данные о юрлице или ИП, которые его выписали.

Обязанность оформлять ПЛ в 2023 году по-прежнему лежит на собственнике транспорта. Поэтому информация о владельце все равно попадает в ПЛ, только теперь как о составителе путевого листа. А если авто передано в аренду, ПЛ должен сделать арендодатель.

Формат электронного путевого листа под нормы Приказа N 390 утвержден Приказом ФНС от 17.02.2023 N ЕД-7-26/116@. Оформить ПЛ по этому формату можно в том числе в Государственной информационной системе перевозочных документов — ГИС ЭПД.

Если электронный ПЛ применяется при приеме груза для перевозки, водителю или представителю перевозчика нужно предъявить ПЛ грузоотправителю для сверки. Предъявлять можно в электронной или в бумажной форме. Для предъявления в бумажном варианте электронный ПЛ распечатывается (создается бумажная копия ПЛ).

Порядок предъявления ПЛ грузоотправителю в 2023 году в электронном виде прописан в п. 1 ст. 10 Устава автомобильного транспорта, утв. Законом от 08.11.2007 N 259-ФЗ. Последовательность действий такая:

  1. Водитель или перевозчик предъявляет отправителю груза подтверждение формирования электронного ПЛ. Для этого отправителю направляется файл обмена ПЛ через оператора информсистем электронных перевозочных документов.
  2. Водитель (или представитель перевозчика), указанный в электронном ПЛ, предъявляет грузоотправителю документ, удостоверяющий личность. С 01.03.2023 водитель также может предъявить в качестве документа, удостоверяющего личность, свои водительские права.

Из правил формирования и ведения путевых листов исключили указание на необходимость ведения журнала их регистрации. Таким образом, с 01.03.2023 журнал учета ПЛ стал необязательным регистром. Хотя, если есть такое желание или необходимость, составители путевых листов могут продолжать его вести.

Сравнение старого и нового порядка формирования путевых листов в 2023 году мы сделали в материале Изменения в путевых листах с 2023 года

А в этой статье рассмотрим практические примеры заполнения путевых листов по новым правилам с 1 марта 2023 года.

Форма нового путевого листа

Обязательных к применению бланков путевых листов, оформляемых на бумаге, в 2023 году нет. Каждый составитель вправе разработать свой бланк, включив в него обязательный набор и перечень информации. С 01.03.2023 это нужно делать в соответствии с Приказом N 390н.

Разрабатывать свою форму (бланк) путевого листа можно только для его бумажной версии. Если пользоваться документом в электронной форме, необходимо соблюдать формат, установленный ФНС.

Поскольку документ достаточно сложный, на практике для разработки своих бланков компании и ИП чаще всего берут за основу типовые межотраслевые формы путевого листа, утв. Постановлением Госкомстата от 28.11.1997 N 78. Так же поступили и мы при подготовке этого материала.

Пример путевого листа легкового автомобиля после 01.03.2023

В качестве примера возьмем ситуацию, когда ПЛ оформляется для легкового авто, используемого в служебных целях частной компанией.

У транспортного средства один водитель, и ПЛ выписан в одном экземпляре. Возможные вариации и указания на изменения в путевых листах с 01.03.2023 приведены в примечаниях к путевому листу:

Формулировки для указания вида перевозки и вида сообщения особо представлены в п. 7 и п. 8 Приказа Минтранса N 390.

Новыми правилами уточнен порядок внесения показаний одометра для случаев, когда на авто работает не один водитель. В нашем примере он один, а что делать в ситуации с несколькими —представлено в примечании на схеме:

Путевой лист грузового автомобиля — пример заполнения после 01.03.2023

ПЛ для грузового транспорта представим на примере мебельного фургона, принадлежащего фирме, выполняющей грузоперевозки по заказам.

Наш путевой лист выписан на один день и на одного водителя. Как следовало бы поступить, если бы ПЛ оформлялся на срок более одного дня — смотрите в примечании:

А если бы в течение этого дня по правилам внутреннего распорядка компании автомобиль мог использовать не один водитель, но при этом оформлялся один ПЛ, то в бланк нужно было бы добавить дополнительные графы для указания всех необходимых сведений о еще одном водителе. В том числе графы для указания задания и отметках о медосмотре для каждого водителя. Заполнять такие графы путевого листа с 01.03.2023 нужно по порядку, предусмотренному Приказом N 390.

По другим частям ПЛ для грузового авто существенных изменений c 01.03.2023 не произошло. Они формируются под индивидуальные задачи исполнителя и заказчика грузоперевозок и, при необходимости, по согласованию между ними.

Например, так в нашем примере выглядит отрывной талон путевого листа грузового автомобиля после изменений 2023 года:

Запомните

  • Приказ Минтранса от 11.09.2020 N 368, по которому формировали путевые листы в 2022 году и в начале 2023 года, утратил силу раньше срока. Вместе него с 01.03.2023 действует приказ Минтранса от 28.09.2022 N 390.
  • Новый приказ изменил обязательное содержание путевого листа и порядок его заполнения. Порядок сделали более подробным и конкретным, например, расписали формулировки, применимые при внесении данных о виде перевозки и виде сообщения.
  • Обязательных бланков для путевых листов в 2023 году не появилось. Их можно разработать и использовать свой вариант. Главное — чтобы были указаны все обязательные сведения.
  • В 2023 году путевой лист может быть электронным. В таком случае следует использовать формат по Приказу ФНС от 17.02.2023 N ЕД-7-26/116@. При этом самостоятельные нововведения в нем уже не допускаются. Для простого и быстрого заполнения можно использовать систему ГИС ЭПД.
См. также:

Подписывайтесь на наши YouTube и Telegram чтобы не пропустить
важные изменения 1С и законодательства

Помогла статья?

Получите еще секретный бонус и полный доступ к справочной системе БухЭксперт8 на 14 дней бесплатно

Похожие публикации

    ЕФС-1 в 2023 году предполагался как единый отчет для всех.Образец заполнения отчета ЕФС-1 — один из самых популярных бухгалтерских.Уведомления об исчисленных налогах в 2023 году нужно сдавать в.Раздел 2 нового отчета ЕФС-1 в 2023 году заменяет переставшую.

(4 оценок, среднее: 3,50 из 5)

Номер путевого листа как присваивается

II. Обязательные реквизиты путевого листа

3. Путевой лист должен содержать следующие обязательные реквизиты:

1) наименование и номер путевого листа;

2) сведения о сроке действия путевого листа;

3) сведения о собственнике (владельце) транспортного средства;

4) сведения о транспортном средстве;

5) сведения о водителе.

4. Сведения о сроке действия путевого листа включают дату (число, месяц, год), в течение которой путевой лист может быть использован, а в случае если путевой лист оформляется более чем на один день — даты (число, месяц, год) начала и окончания срока, в течение которого путевой лист может быть использован.

5. Сведения о собственнике (владельце) транспортного средства включают:

1) для юридического лица — наименование, организационно-правовую форму, местонахождение, номер телефона, основной государственный регистрационный номер юридического лица;

(в ред. Приказа Минтранса России от 07.11.2017 N 476)

(см. текст в предыдущей редакции)

2) для индивидуального предпринимателя — фамилию, имя, отчество, почтовый адрес, номер телефона, основной государственный регистрационный номер индивидуального предпринимателя.

(в ред. Приказа Минтранса России от 07.11.2017 N 476)

(см. текст в предыдущей редакции)

6. Сведения о транспортном средстве включают:

1) тип транспортного средства (легковой автомобиль, грузовой автомобиль, автобус, троллейбус, трамвай) и модель транспортного средства, а в случае если грузовой автомобиль используется с автомобильным прицепом, автомобильным полуприцепом, кроме того — модель автомобильного прицепа, автомобильного полуприцепа;

2) государственный регистрационный знак легкового автомобиля, грузового автомобиля, грузового прицепа, грузового полуприцепа, автобуса, троллейбуса;

3) показания одометра (полные км пробега) при выезде транспортного средства с парковки (парковочного места), предназначенной для стоянки данного транспортного средства по возвращении из рейса и окончании смены (рабочего дня) водителя транспортного средства (далее — парковка);

(в ред. Приказа Минтранса России от 21.12.2018 N 467)

(см. текст в предыдущей редакции)

4) дату (число, месяц, год) и время (часы, минуты) выезда транспортного средства с парковки и его заезда на парковку;

(в ред. Приказа Минтранса России от 21.12.2018 N 467)

(см. текст в предыдущей редакции)

5) дату (число, месяц, год) и время (часы, минуты) проведения предрейсового или предсменного контроля технического состояния транспортного средства (если обязательность его проведения предусмотрена законодательством Российской Федерации).

(пп. 5 введен Приказом Минтранса России от 07.11.2017 N 476; в ред. Приказа Минтранса России от 21.12.2018 N 467)

(см. текст в предыдущей редакции)

7. Сведения о водителе включают:

1) фамилию, имя, отчество водителя;

2) дату (число, месяц, год) и время (часы, минуты) проведения предрейсового и послерейсового медицинского осмотра водителя.

8. На путевом листе допускается размещение дополнительных реквизитов, учитывающих особенности осуществления деятельности, связанной с перевозкой грузов, пассажиров и багажа автомобильным транспортом или городским наземным электрическим транспортом.

Очередные изменения требований к путевым листам с осени 2023 г. и ответственность за их нарушение

I. Обновление правил оформления путевых листов с 01.09.2023

С 1 сентября 2023 г. Минтранс уже второй раз за текущий год меняет правила оформления (формирования) путевых листов.

Главные нововведения для организаций и ИП, эксплуатирующих автотранспорт, таковы:

  • серию, номер и дату выдачи водительского удостоверения;
  • СНИЛС.
  • оформление (формирование) одного путевого листа на один рейс длительностью более одного рабочего дня (смены) водителя (водителей);
  • оформление нескольких путевых листов на бумажных носителях на одно транспортное средство раздельно на каждого водителя, в том числе на каждого последующего водителя после выпуска транспортного средства на линию;
  • оформление или формирование одного путевого листа на несколько рейсов, если в течение рабочего дня (смены) водитель транспортного средства совершает один или несколько рейсов. Фактически, эта новая формулировка подтверждает право оформлять один путевой лист на любое разумное количество дней по желанию экономического субъекта. Форму такого путевого листа и особенности его ведения нужно закрепить в учетной политике. При этом сведения о сроке действия путевого листа должны содержать даты (число, месяц, год) начала и окончания срока, в течение которого он может быть использован.

Кроме того, в новой редакции Приказа Минтранса России от 28.09.2022 № 390 описаны особенности оформления путевого листа физическим лицом, не являющимся индивидуальным предпринимателем, осуществляющим деятельность по перевозке пассажиров и багажа легковым такси (п. 4, 5 Состава сведений путевого листа, п. 14 Порядка оформления (формирования) путевого листа). Эти новации связаны с вступлением в силу с 1 сентября 2023 г. Федерального закона от 29.12.2022 № 580-ФЗ «Об организации перевозок пассажиров и багажа легковым такси в Российской Федерации, о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации и о признании утратившими силу отдельных положений законодательных актов Российской Федерации».

За год это уже вторая волна нововведений. Выходит, что первые два месяца года (с 1 января по 28 февраля 2023 г.) следовало руководствоваться старыми правилами оформления путевых листов согласно ранее действовавшему Приказу Минтранса от 11.09.2020 № 368. Затем полгода (с 1 марта по 31 августа 2023 г.) нужно было придерживаться правил первоначальной редакции нового Приказа Минтранса № 390. А с 1 сентября – снова переучиваться. Немудрено начать допускать ошибки при оформлении путевых листов.

Давайте разберемся, какие из них могут привести к штрафным санкциям и какие органы контроля уполномочены их налагать.

II. Выпуск машины на линию без путевого листа

Согласно п. 1 ст. 6 Устава автомобильного транспорта путевой лист подлежит оформлению собственником (владельцем) транспортного средства на каждое транспортное средство, осуществляющее движение по дорогам при перевозке пассажиров и багажа, грузов в городском, пригородном и междугородном сообщениях.

Если осуществляется именно такая перевозка, но водитель не имеет при себе путевого листа, его оштрафуют на 500 руб. или ограничатся предупреждением (ч. 2 ст. 12.3 КоАП РФ). Составить протокол об административном правонарушении уполномочен сотрудник ГИБДД (пп. 1 ч. 2 ст. 28.3 КоАП РФ).

Работодателя непосредственно за сам факт отсутствия у водителя путевого листа не наказывают, но в глазах ГИБДД и Минтранса (см. Письмо Минтранса России от 02.02.2021 № Д3-194-ПГ) это нарушение неразрывно связано с нарушениями требований обеспечения безопасности перевозок пассажиров и багажа, грузов автомобильным транспортом, предусмотренными ч. 2 и 3 ст. 12.31.1 КоАП РФ. Так, Минтранс считает, что путевой лист является документом, в том числе подтверждающим прохождение медицинского осмотра водителем транспортного юридического лица, несут административную ответственность как юридические лица. Если путевого листа нет, штрафы по ч. 2 и 3 ст. 12.31.1 КоАП РФ для водителя, организации, ИП становятся практически неизбежны.

III. Перевозки с нарушением требований медосмотров водителей и технического контроля состояния ТС

  • за осуществление перевозок пассажиров и багажа, грузов автомобильным транспортом и городским наземным электрическим транспортом с нарушением требований о проведении предрейсовых и послерейсовых медицинских осмотров водителей транспортных средств административный штраф налагается на граждан в размере 3 000 рублей; на должностных лиц – 5 000 рублей; на юридических лиц и ИП – 30 000 рублей (ч. 2 ст. 12.31.1 КоАП РФ);
  • за осуществление перевозок пассажиров и багажа, грузов автомобильным транспортом и городским наземным электрическим транспортом с нарушением требований о проведении предрейсового контроля технического состояния транспортных средств административный штраф налагается на граждан в размере 3 000 рублей; на должностных лиц – 5 000 рублей; на юридических лиц и ИП – 30 000 рублей (ч. 3 ст. 12.31.1 КоАП РФ).

Важно обратить внимание, что в силу примечания к этой статье ИП несут административную ответственность как юридические лица.

Успешное прохождение процедур медосмотра и контроля технического состояния ТС перед рейсом сопровождается соответствующими отметками в путевом листе. Если их нет (в том числе, по причине отсутствия самого путевого листа), штраф обеспечен.

КС РФ в своем Определении от 29.01.2019 № 234-О пояснил, что к ответственности по ч. 2 и ч. 3 ст. 12.31.1 КоАП РФ должны привлекаться не только работодатель, его должностные лица, но и сам водитель, которого контролерам надлежит рассматривать как одного из субъектов правонарушения: он не должен был выходить в рейс не только не пройдя медосмотр, но и не удостоверившись в положительных результатах предрейсового контроля технического состояния транспортного средства.

Указанные санкции вправе налагать (в пределах своей компетенции) ГИБДД (за исключением легковых такси), органы Ространснадзора и органы исполнительной власти субъектов Российской Федерации, осуществляющие региональный государственный контроль в сфере перевозок пассажиров и багажа легковым такси (в части легковых такси) (ст. 23.3, 23.36, 23.36.1 КоАП РФ).

Напомним, что обязанности по организации и проведению медосмотров водителей и технического контроля ТС перед рейсом возложены ст. 20 (п. 2) и 23 (п. 3-5) Федерального закона от 10.12.1995 № 196-ФЗ «О безопасности дорожного движения» на работодателей – организации и ИП. Причем обязательные периодические медицинские осмотры проводятся в течение всего времени работы лица в качестве водителя транспортного средства и обязательность их прохождения распространяется также на ИП, самостоятельно управляющих автотранспортом, осуществляющим перевозки; предрейсовый или предсменный контроль технического состояния транспортных средств должен проводиться юридическими лицами и ИП, осуществляющими коммерческие перевозки пассажиров и (или) грузов, а также перевозки пассажиров и (или) материальных объектов автобусами и грузовыми автомобилями для собственных нужд.

«Такском» предлагает организациям-перевозчикам выбрать оптимальное решение для электронного документооборота и готов оказать экспертную поддержку при переходе к обмену электронными документами с контрагентами.

IV. Допуск водителя к работе без обязательного медосмотра

Инспекторов труда заинтересует допуск работника к исполнению им трудовых обязанностей без прохождения в установленном порядке периодических (в течение трудовой деятельности) медицинских осмотров и обязательных медицинских осмотров в начале рабочего дня (смены), а также при наличии медицинских противопоказаний (ч. 1 ст. 23.12). За такое нарушение ч. 3 ст. 5.27.1 КоАП РФ предусматривает наложение административного штрафа на должностных лиц и ИП в размере от 15 000 до 25 000 рублей; на юридических лиц – от 110 000 до 130 000 рублей.

При повторном нарушении такого рода, допущенном лицом, ранее подвергнутым административному наказанию за аналогичное административное правонарушение, штраф на должностных лиц вырастает до 30 000 – 40 000 рублей (нарушитель также может быть дисквалифицирован на срок от одного года до трех лет). ИП может быть оштрафован на такую же сумму; организация поплатится штрафом в размере от 100 000 до 200 000 рублей. Альтернативное наказание юрлица или ИП — административное приостановление судом деятельности на срок до девяноста суток (ч. 5 ст. 5.27.1, ч. 1 ст. 23.1 КоАП РФ).

Повторным нарушением будет считаться деяние, совершенное в период, когда лицо считается подвергнутым административному наказанию, т. е., в течение 1 года со дня окончания исполнения постановления о назначении административного наказания за предыдущее аналогичное нарушение (пп. 2 ч. 1 ст. 4.3, ч. 1 ст. 4.6 КоАП РФ).

V. Нарушение порядка проведения обязательных предварительных, периодических, предрейсовых или послерейсовых медосмотров водителей

Статья 11.32 КоАП РФ предусматривает за нарушение установленного порядка проведения обязательных медосмотров водителей штраф для должностных лиц в размере от 2 000 до 3 000 рублей; для юридических лиц и ИП (с учетом примечания к статье) – в размере от 30 000 до 50 000 рублей.

Составить протокол об административном правонарушении, предусмотренном этой статьей, может орган Росздравнадзора (ст. 28.3 КоАП РФ, Положение о Федеральной службе по надзору в сфере здравоохранения, утв. Постановлением Правительства РФ от 30.06.2004 № 323), а дело будет рассматривать судья (ч. 1 ст. 23.1 КоАП РФ). При этом субъекты нарушения – лица, проводящие медосмотры, т. е., медицинские организации, а также работодатели, в штате которых состоят медработники, занятые проведением указанных медосмотров.

VI. Сроки давности

Сроки давности привлечения к административной ответственности по перечисленным правонарушениям таковы (ст. 4.5 КоАП РФ):

* Здесь и далее – при длящемся административном правонарушении сроки давности начинают исчисляться со дня обнаружения административного правонарушения. Длящимся является такое административное правонарушение, которое выражается в длительном непрекращающемся невыполнении или ненадлежащем выполнении предусмотренных законом обязанностей. Днем обнаружения длящегося административного правонарушения считается день, когда должностное лицо, уполномоченное составлять протокол об административном правонарушении, выявило факт его совершения (ч. 2 ст. 4.5 КоАП РФ, п. 14 Постановления Пленума Верховного Суда РФ от 24.03.2005 № 5 (ред. от 23.12.2021) «О некоторых вопросах, возникающих у судов при применении КоАП РФ»).

VII. А как же налоговый контроль?

Как видим, если речь идет о привлечении к ответственности за нарушения в оформлении путевых листов и непосредственно им сопутствующие, то это вне компетенции налоговых органов. Тем не менее, рассматривая путевые листы как первичные учетные документы, налоговые инспекторы не упускают возможности указать налогоплательщикам на ошибки в них, по мнению проверяющих, свидетельствующие о неправомерности учета связанных с эксплуатацией автотранспорта расходов, в том числе, и на отсутствие отметок о медосмотре водителя и о результате контроля технического состояния самого автомобиля.

Такой подход сомнителен, ведь эти огрехи не могут сами по себе свидетельствовать о налоговых правонарушениях, но это суровая реальность, с которой приходится сталкиваться бухгалтеру.

Отсутствие путевых листов (если они должны были оформляться) будет рассматриваться контролерами как отсутствие первичных учетных документов, что считается грубым нарушением правил налогового учета расходов и может повлечь штраф, предусмотренный п. 3 ст. 120 НК РФ в размере 20 % от суммы неуплаченного налога, но не менее 40 000 рублей, а также административный штраф в отношении виновных должностных лиц в размере от 5 000 до 10 000 рублей (ч. 1 ст. 15.11 КоАП РФ).

Какой порядок заполнения путевых листов — образец, бланк

В каких НПА можно найти образец заполнения путевых листов

Главный источник права, в котором зафиксирован порядок заполнения путевых листов, — приказ Минтранса России от 28.09.2022 № 390. Он применяется с 01.03.2023 до 01.03.2029. А с 01.09.2023 дейстует в новой редакции — приказа Минтранса от 05.05.2023 № 159. О нововведениях с 1 сентября читайте здесь.

С 01.03.2023 возможно оформление путевых листов в электронном виде.

Кроме того, правила заполнения первички регулируются законом о бухучете и ФСБУ 27/2021.

ВАЖНО! С 01.01.2013 использование унифицированных форм документов необязательно. Организации вправе разработать собственные бланки со всеми обязательными реквизитами первичных документов и утвердить их в учетной политике. А с 01.01.2022 вступил в силу ФСБУ 27/2021 «Документы и документооборот в бухгалтерском учете», который устанавливает перечень реквизитов первичных документов, их форматы в электронном виде и порядок работы с ними. Положение о том, что документы следует хранить только на территории РФ, вступает в силу с 01.01.2024. Подробнее об этом мы писали в статье.

Выделим ключевые положения:

  • путевые листы должны заполняться на каждый отдельно взятый вид транспортного средства; при посменном использовании машины разными водителями формируется отдельный лист на каждого из них;
  • путевой лист оформляют на смену или на рейс, в зависимости от того, что длительнее. Можно ли составлять путевые листы на месяц, см. здесь.
  • в наименовании документа фиксируется тип машины, в заголовке — номер путевого листа и дата составления (в соответствии с нумерацией, установленной в фирме);
  • в документе, помимо основных реквизитов отправителя: названия, адреса и телефона – должен указываться ОГРН;

Образец заполнения можно скачать здесь.

  • в путевом листе должны указываться показания одометра в корреляции с датой и временем выезда машины на задание, а также ее возврата в гараж, скрепленные подписями ответственных лиц компании или ИП, а если ИП сам выполняет работу водителя, то им лично.
    С 01.09.2023 показания одометра (полные километры пробега) вносятся при выпуске транспортного средства на линию, по его возвращении с линии по завершении последнего рейса, а также при приеме-сдаче транспортного средства последующему водителю по окончании рабочего дня (смены) предыдущего водителя, если оформляется несколько путевых листов в бумажном виде на одно ТС;
  • в сведениях о водителе с 01.09.2023 в числе прочего указываются реквизиты его водителького удостоверения и СНИЛС;
  • в путевом листе должно фиксироваться заключение о медосмотрах, которые проводятся до выезда в рейс и после возвращения из него, — они проставляются сотрудником медицинского профиля, непосредственно участвовавшим в осмотре, а также заверяются его подписью при обязательном указании Ф. И. О.;
  • обязательным реквизитом путевого листа является отметка о проведении перед выездом в рейс (перед сменой) контроля технического состояния транспортного средства — контролирующим лицом, проводящим осмотр, указываются дата и время его проведения, заверяемые подписью с расшифровкой до инициалов;
  • заполненные путевые листы могут регистрироваться в специальном журнале, который заводится собственником транспорта (с 01.03.2023 вести журнал не обязательно, но целесообразно);
  • все путевые листы должны содержать сведения о перевозке, которые включают информацию о видах сообщения и видах перевозок.

Заполненные листы должны храниться в организации, использующей транспортные средства, не менее 5 лет.

Нужен ли путевой лист ИП? На эту тему рассуждают эксперты КонсультантПлюс. Оформите пробный доступ к системе и переходите в Ответ эксперта.

Таковы положения главного НПА, регулирующего заполнение бланков путевых листов. Крайне важно заполнять путевые листы корректно. Что будет, если пренебречь этим, рассмотрим на примере нескольких арбитражных разбирательств.

Ошибки в путевом листе и налоговые последствия

Весьма неприятными для налогоплательщика могут быть правовые последствия ошибок, допущенных в таком документе, как путевой лист.

Например, обращают на себя внимание случаи, свидетельствующие об отказе ФНС в признании права на вычет по НДС по той причине, что путевые листы отсутствовали или были заполнены некорректно (например, постановления АС Волго-Вятского округа от 24.04.2023 по делу № А28-2249/2021, АС Московского округа от 21.08.2018 по делу № А40-76951/2017 и др.).

Также случаются споры из-за расходов по налогу на прибыль. Например, чиновники отказывают в учете расходов по выплате компенсации сотрудникам за использование личных автомобилей для служебных целей (письмо Минфина от 13.04.2007 № 14-05-07/6), расходов на транспортные услуги сторонних организаций (постановление ФАС Восточно-Сибирского округа от 09.12.2009 по делу № А33-15933/2008).

Подробнее о спорных ситуациях и аргументах для защиты от них читайте в КонсультантПлюс: ЭСС по НДС, ЭСС по налогу на прибыль. Пробный доступ к системе бесплатный.

Правила оформления путевого листа для бухгалтерии в 2023 году

На практике может использоваться довольно широкий спектр путевых листов — все зависит от типа транспортного средства, способа его задействования, а также специфики деятельности организации. За основу можно брать те бланки, которые утверждены постановлением Госкомстата от 28.11.1997 № 78. Но в них нужно обязательно добавлять те реквизиты, которые периодически добавляет в свои НПА Минтранс.

Какая ответственность предусмотрена за отсутствие путевого листа или его составление с нарушениями, читайте в готовом решении от КонсультантПлюс. Пробный доступ к системе бесплатный.

Также эксперты КонсультантПлюс подготовили образец заполнения путевого листа по форме № 3 для легкового автомобиля. Получите пробный демо-доступ к системе и бесплатно скачайте документ с комментариями по его оформлению:

Наиболее часто используемые бланки путевых листов и образцы их заполнения вы можете скачать в наших статьях:

    ;

Итоги

Путевой лист — документ, который может иметь самостоятельно разработанную форму, но должен содержать ряд обязательных реквизитов и заполняться в соответствии с законодательно установленными требованиями. Нарушение порядка заполнения может привести к налоговым последствиям для владельца транспорта.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *