Кто осуществляет контроль за условно осужденными
УИК РФ Статья 188. Порядок осуществления контроля за поведением условно осужденных
1. Уголовно-исполнительные инспекции осуществляют персональный учет условно осужденных в течение испытательного срока, контролируют с участием работников соответствующих служб органов внутренних дел соблюдение условно осужденными общественного порядка и исполнение ими возложенных судом обязанностей.
(в ред. Федерального закона от 09.01.2006 N 12-ФЗ)
(см. текст в предыдущей редакции)
2. При назначении условно осужденному в качестве дополнительного наказания лишения права занимать определенные должности или заниматься определенной деятельностью уголовно-исполнительная инспекция в полном объеме осуществляет мероприятия, предусмотренные статьями 33 — 38 настоящего Кодекса.
3. Утратил силу. — Федеральный закон от 05.04.2010 N 46-ФЗ.
(см. текст в предыдущей редакции)
4. Условно осужденные обязаны отчитываться перед уголовно-исполнительными инспекциями и командованием воинских частей о своем поведении, исполнять возложенные на них судом обязанности, возмещать вред, причиненный преступлением, в размере, определенном решением суда, являться по вызову в уголовно-исполнительную инспекцию. При неявке без уважительных причин условно осужденный может быть подвергнут приводу.
(в ред. Федерального закона от 28.12.2013 N 432-ФЗ)
(см. текст в предыдущей редакции)
5. В случае уклонения условно осужденного от контроля за его поведением уголовно-исполнительная инспекция проводит первоначальные мероприятия по установлению его места нахождения и причин уклонения.
6. Если периодичность явки условно осужденного для регистрации не была определена судом, то указанная периодичность, а также дни явки условно осужденного устанавливаются уголовно-исполнительной инспекцией.
Статья 187 УИК РФ. Органы, осуществляющие контроль за поведением условно осужденных
1. Контроль за поведением условно осужденных в течение испытательного срока осуществляется уголовно-исполнительными инспекциями по месту жительства условно осужденных, а в отношении условно осужденных военнослужащих — командованием их воинских частей.
2. В порядке, предусмотренном законодательством Российской Федерации и нормативными правовыми актами, к осуществлению контроля за поведением условно осужденных привлекаются работники соответствующих служб органов внутренних дел.
Комментарии к ст. 187 УИК РФ
1. Комментируемая статья возлагает основные обязанности по осуществлению контроля в отношении условно осужденных на уголовно-исполнительные инспекции. Кроме уголовно-исполнительных инспекций, в контроле за условно осужденными несовершеннолетними должны участвовать и другие органы и учреждения, входящие в систему профилактики безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних (см. комментарий к ст. 183 УИК РФ).
В отношении условно осужденных военнослужащих, согласно положениям ч. 1 комментируемой статьи, контроль осуществляется командованием их воинских частей. При этом оно действует в соответствии с ведомственными нормативными правовыми актами Минобороны России.
2. В процессе контроля могут возникать проблемы, решить которые уголовно-исполнительные инспекции не в состоянии без помощи органов внутренних дел, например при изучении поведения условно осужденного в быту, в общественных местах, при его розыске и др. Поэтому закон позволяет привлекать к осуществлению контроля за условно осужденными участковых уполномоченных, сотрудников криминальной милиции и других служб органов внутренних дел. Однако их участие носит эпизодический характер и не снимает с уголовно-исполнительной инспекции ответственности за поведение условно осужденных, находящихся под ее контролем.
Прокурор разъясняет — Прокуратура Республики Коми
В последние годы условное осуждение в Российской Федерации применяется достаточно часто, практически к каждому второму осужденному. По данным ГУФСИН России по Республике Коми за 2011 год удельный вес условно осужденных, ежегодно проходящих по учетам уголовно-исполнительных инспекций, составил 68,4% от общего количества осужденных, состоящих в них на учете.
Суть условного осуждения в соответствии с действующим уголовным законодательством, а именно ст. 73 УК РФ, заключается в том, что суд, назначив виновному лицу наказание в виде исправительных работ, ограничения по военной службе, ограничения свободы, содержания в дисциплинарной воинской части или лишения свободы, приходит к выводу о возможности достижения целей уголовной ответственности без отбывания осужденным наказания.
В таком случае суд постановляет считать назначенное наказание условным, реально не исполняемым, если условно осужденный в течение испытательного срока не нарушит предъявляемые к нему законом требования. Контроль в отношении условно осужденных нельзя отождествлять только с деятельностью специализированных государственных органов — уголовно-исполнительных инспекций по учету и регистрации совершаемых осужденными правонарушений.
Контроль за поведением условно осужденных представляет собой специфическую форму реализации уголовной ответственности, проявляющуюся, с одной стороны, в установлении для осужденных определенных ограничений (обязанностей), а с другой — в применении к ним комплекса профилактических и воспитательных мер. В ч. 5 ст. 73 УК РФ законодателем указаны некоторые обязанности, исполнение которых может быть возложено на условно осужденных. Их перечень не является исчерпывающим, но, поскольку они нашли свое закрепление в УК РФ, с точки зрения законодателя именно указанные обязанности наиболее распространены и, вероятно, наиболее важны для условно осужденного.
В связи с этим необходимо рассмотреть значение каждой из них для процесса реализации контроля за условно осужденными. Обязанность не менять постоянного места жительства, работы, учебы без уведомления уголовно-исполнительной инспекции имеет цель создать условия для контроля за поведением осужденного со стороны уголовно-исполнительной инспекции на период испытательного срока, что в конечном счете должно способствовать его исправлению.
Суть рассматриваемой обязанности заключается в том, что осужденный не должен как на временной, так и на постоянной основе менять своего постоянного места жительства, работы, учебы без сообщения об этом в уголовно-исполнительную инспекцию. Данную обязанность в целях повышения эффективности выполнения задачи по контролю за условно осужденными желательно сочетать с обязанностью периодически являться для регистрации в уголовно-исполнительную инспекцию. В том случае, когда нахождение условно осужденного, например, в ресторане, вечернем или ночном кафе, пивном баре, т.е. там, где возможно употребление спиртных напитков, а также наркотических средств, способствует возникновению благоприятной обстановки для совершения нового правонарушения или даже преступления, на лиц, являющихся постоянными посетителями таких мест, необходимо возложение обязанности не посещать определенные места.
В комментируемой статье законодатель выделил две группы органов, осуществляющих контроль за поведением условно осужденных в течение установленного судом испытательного срока, которыми являются: — во-первых, уголовно-исполнительные инспекции по месту жительства условно осужденных; — во-вторых, в отношении условно осужденных военнослужащих — командование воинских частей, где они проходят военную службу.
В целом контроль за условно осужденными включает в себя проведение следующих мероприятий: — персональный учет условно осужденных в течение испытательного срока; — контроль уголовно-исполнительной инспекции с участием работников соответствующих служб органов внутренних дел за соблюдением осужденными общественного порядка и исполнением ими возложенных судом обязанностей; — проведение первоначальных розыскных мероприятий; — проведение иных мероприятий, предусмотренных действующим законодательством.
Основанием для постановки условно осужденного на учет в уголовно-исполнительной инспекции (УИИ) является приговор суда с распоряжением об обращении его к исполнению. При невыполнении условно осужденным требований, предъявляемых к нему в период испытательного срока, законом предусмотрена определенная ответственность, реализация которой осуществляется путем, во-первых, продления испытательного срока (ч. 2 ст. 74 УК РФ), во-вторых, возложения на условно осужденного дополнительных обязанностей и, в-третьих, направления осужденного для реального отбывания назначенного наказания в связи с отменой условного осуждения.
- Вконтакте
- LiveJournal
Прокуратура
Республики Коми
Прокуратура Республики Коми
27 февраля 2012, 00:00
Порядок осуществления контроля за поведением условно-осужденных
В последние годы условное осуждение в Российской Федерации применяется достаточно часто, практически к каждому второму осужденному. По данным ГУФСИН России по Республике Коми за 2011 год удельный вес условно осужденных, ежегодно проходящих по учетам уголовно-исполнительных инспекций, составил 68,4% от общего количества осужденных, состоящих в них на учете.
Суть условного осуждения в соответствии с действующим уголовным законодательством, а именно ст. 73 УК РФ, заключается в том, что суд, назначив виновному лицу наказание в виде исправительных работ, ограничения по военной службе, ограничения свободы, содержания в дисциплинарной воинской части или лишения свободы, приходит к выводу о возможности достижения целей уголовной ответственности без отбывания осужденным наказания.
В таком случае суд постановляет считать назначенное наказание условным, реально не исполняемым, если условно осужденный в течение испытательного срока не нарушит предъявляемые к нему законом требования. Контроль в отношении условно осужденных нельзя отождествлять только с деятельностью специализированных государственных органов — уголовно-исполнительных инспекций по учету и регистрации совершаемых осужденными правонарушений.
Контроль за поведением условно осужденных представляет собой специфическую форму реализации уголовной ответственности, проявляющуюся, с одной стороны, в установлении для осужденных определенных ограничений (обязанностей), а с другой — в применении к ним комплекса профилактических и воспитательных мер. В ч. 5 ст. 73 УК РФ законодателем указаны некоторые обязанности, исполнение которых может быть возложено на условно осужденных. Их перечень не является исчерпывающим, но, поскольку они нашли свое закрепление в УК РФ, с точки зрения законодателя именно указанные обязанности наиболее распространены и, вероятно, наиболее важны для условно осужденного.
В связи с этим необходимо рассмотреть значение каждой из них для процесса реализации контроля за условно осужденными. Обязанность не менять постоянного места жительства, работы, учебы без уведомления уголовно-исполнительной инспекции имеет цель создать условия для контроля за поведением осужденного со стороны уголовно-исполнительной инспекции на период испытательного срока, что в конечном счете должно способствовать его исправлению.
Суть рассматриваемой обязанности заключается в том, что осужденный не должен как на временной, так и на постоянной основе менять своего постоянного места жительства, работы, учебы без сообщения об этом в уголовно-исполнительную инспекцию. Данную обязанность в целях повышения эффективности выполнения задачи по контролю за условно осужденными желательно сочетать с обязанностью периодически являться для регистрации в уголовно-исполнительную инспекцию. В том случае, когда нахождение условно осужденного, например, в ресторане, вечернем или ночном кафе, пивном баре, т.е. там, где возможно употребление спиртных напитков, а также наркотических средств, способствует возникновению благоприятной обстановки для совершения нового правонарушения или даже преступления, на лиц, являющихся постоянными посетителями таких мест, необходимо возложение обязанности не посещать определенные места.
В комментируемой статье законодатель выделил две группы органов, осуществляющих контроль за поведением условно осужденных в течение установленного судом испытательного срока, которыми являются: — во-первых, уголовно-исполнительные инспекции по месту жительства условно осужденных; — во-вторых, в отношении условно осужденных военнослужащих — командование воинских частей, где они проходят военную службу.
В целом контроль за условно осужденными включает в себя проведение следующих мероприятий: — персональный учет условно осужденных в течение испытательного срока; — контроль уголовно-исполнительной инспекции с участием работников соответствующих служб органов внутренних дел за соблюдением осужденными общественного порядка и исполнением ими возложенных судом обязанностей; — проведение первоначальных розыскных мероприятий; — проведение иных мероприятий, предусмотренных действующим законодательством.
Основанием для постановки условно осужденного на учет в уголовно-исполнительной инспекции (УИИ) является приговор суда с распоряжением об обращении его к исполнению. При невыполнении условно осужденным требований, предъявляемых к нему в период испытательного срока, законом предусмотрена определенная ответственность, реализация которой осуществляется путем, во-первых, продления испытательного срока (ч. 2 ст. 74 УК РФ), во-вторых, возложения на условно осужденного дополнительных обязанностей и, в-третьих, направления осужденного для реального отбывания назначенного наказания в связи с отменой условного осуждения.
Контроль ОВД за лицами УДО и административный надзор за лицами, освобожденными из млс
Контроль ОВД за лицами УДО — это контроль за поступками и поведением условно-досрочно освобожденных лиц на постпенитенциарной стадии, охватывающей период с момента досрочного освобождения лица до момента истечения части наказания, являющейся не отбытой. Контроль за лицами УДО осуществляет уголовно-исполнительная инспекция.
УПК регламентирует вопросы и положения контроля за условно осужденными лицами (ч. 1 ст. 187). Согласно Закону «О полиции» (п. 26 ст. 12) полиция должна осуществлять надзор (контроль) за соблюдением установленных судом ограничений и запретов лицами, которые были освобождены из мест заключения. Данный контроль осуществляют участковые уполномоченные милиции и уголовно-исполнительная инспекция. Участковый уполномоченный обязан заводить на освобожденных лиц учетно-профилактические дела, в отношении которых законом установлены ограничения. Заведение таких дел, приобщение к ним материалов, характеризующих осужденного, уклоняющегося от исполнения обязанностей или совершившего нарушение общественного порядка, позволяет направить представление об отмене досрочного освобождения в суд.
Содержание деятельности ОВД по контролю за условно-досрочно освобожденными значительно отличается от содержания деятельности уголовно-исполнительных инспекций. ОВД осуществляют контрольно-профилактические функции (предупреждение новых преступлений и правонарушений). Инспекции осуществляют контрольно-исполнительные функции. ОВД и представители уголовно-исполнительной инспекции должны тесно взаимодействовать и содействовать друг другу в достижении правоохранительных целей — обеспечение правопорядка и противодействие преступлениям.
Условно-досрочно освобожденные лица обязаны не реже 1 раза в месяц являться в уголовно-исполнительную инспекцию, где они отчитываются о возложенных на них обязанностей (судом). Инспекции имеют право вызывать данную категорию лиц для дачи разъяснений по разного рода вопросам, для профилактических бесед.
Для повышения эффективности и результативности контроля за лицами УДО рекомендуется использовать положительный опыт зарубежных коллег Франции, Бельгии, Англии. Целесообразно внедрять в практику работы исполнительных инспекций электронные браслеты. Условно освобожденные лица должны носить эти устройства на протяжении всего периода не отбытой части наказания. Браслеты помогают без труда определять местонахождение УДО лица в любое время, в их программу закладываются возможные допустимые маршруты передвижения лица (в магазин, на работу и др.). Отклонение от заданных маршрутов фиксируется на пульте дежурного.
Административный надзор за лицами, освобожденными из мест лишения свободы
Административный надзор — это мера профилактики, применяемая к лицам, освобожденным из мест отбывания наказания и имеющим склонность к рецидивам (повторным правонарушениям). Основная цель административного надзора — воспитательное воздействие и предупреждение совершения новых правонарушений и преступлений.
Административный надзор — это мера предупреждения правонарушений и преступлений, оказание на освобожденное лицо индивидуально профилактического воздействия. Установление надзора при наличии оснований, предусмотренных федеральным законодательством, согласуется с нормами Конституции (ч. 3 ст. 55), допускающими ограничение прав и свобод гражданина, выступающими соразмерными конституционно защищаемым целям.
Административный надзор устанавливается, если поведение осужденного в период отбывания наказания указывает на систематическое нарушение требований законодательства в отношении лиц, освобожденных из мест лишения свободы, упорное нежелание исправиться и др.
При освобождении лица ему объявляется постановление об установлении административного надзора. Ознакомление с постановлением происходит под расписку, в нем объясняются права и обязанности бывшего осужденного.
При административном надзоре контроль за лицами осуществляют органы внутренних дел. Освобожденный должен приходить по вызову в ОВД, давать любые объяснения, касающиеся вопросов надзора, уведомлять сотрудников органов внутренних дел о перемене места учебы, работы, жительства, информацию о факте выезда за пределы населенного пункта.
Ограничения, установленные административным надзором в отношении освобожденных из мест лишения свободы:
- запрет покидать место проживания в строго определенное время;
- запрет на пребывание в каких-либо определенных районах города, или в местах сбора антиобщественных элементов и др.
Административные ограничения устанавливает начальник ОВД частично или в полном объеме, что обусловлено особенностями личности освобожденного, его семейного положения, особенностей и графика работы и некоторых иных обстоятельств. Ограничения при необходимости могут меняться, как в сторону ужесточения, так и сторону смягчения.
ОВД имеют право по собственной инициативе устанавливать за освобожденными из мест отбывания наказания лицами административный надзор, если в отношении них такой надзор установлен не был, а после освобождения эти лица совершают правонарушения и ведут антиобщественный образ жизни.
Административный надзор может быть установлен сроком от 6 месяцев до 1 года, в отдельных случаях и при необходимости такой надзор может продлеваться каждые полгода в пределах сроков погашения судимости. Продление сроков надзора объявляется под расписку. Административный надзор прекращается по истечении установленного срока досрочно, если было установлено, что поднадзорный не совершает никаких нарушений надзора, твердо встал на путь исправления, положительно характеризуется по месту учебы, работы, проживания. Поднадзорные лица несут ответственность за нарушение правил и требований административного надзора, за совершение правонарушений, предусмотренных Кодексом об административных правонарушениях.