Кто обеспечивает информационную безопасность в рф
Статья 11.2. Обеспечение информационной безопасности
(введена Федеральным законом от 30.06.2003 N 86-ФЗ)
Обеспечение информационной безопасности — деятельность органов федеральной службы безопасности, осуществляемая ими в пределах своих полномочий:
при формировании и реализации государственной и научно-технической политики в области обеспечения информационной безопасности, в том числе с использованием инженерно-технических и криптографических средств;
при обеспечении криптографическими и инженерно-техническими методами безопасности информационно-телекоммуникационных систем, сетей связи специального назначения и иных сетей связи, обеспечивающих передачу шифрованной информации, в Российской Федерации и ее учреждениях, находящихся за пределами Российской Федерации.
Законодательство об информационной безопасности: 5 ФЗ о том, как хранить и защищать информацию
В России действуют законы, где описано, как правильно работать с информацией: кто отвечает за ее сохранность, как ее собирать, обрабатывать, хранить и распространять. Стоит знать их, чтобы случайно что-нибудь не нарушить.
Мы собрали для вас пять основных ФЗ о защите информации и информационной безопасности и кратко рассказали их ключевые моменты.
149-ФЗ «Об информации, информационных технологиях и о защите информации»
149-ФЗ — главный закон об информации в России. Он определяет ключевые термины, например, говорит, что информация — это любые данные, сведения и сообщения, представляемые в любой форме. Также там описано, что такое сайт, электронное сообщение и поисковая система. Именно на этот закон и эти определения нужно ссылаться при составлении документов по информационной безопасности.
В 149-ФЗ сказано, какая информация считается конфиденциальной, а какая — общедоступной, когда и как можно ограничивать доступ к информации, как происходит обмен данными. Также именно здесь прописаны основные требования к защите информации и ответственность за нарушения при работе с ней.
Ключевые моменты закона об информационной безопасности:
- Нельзя собирать и распространять информацию о жизни человека без его согласия.
- Все информационные технологии равнозначны — нельзя обязать компанию использовать какие-то конкретные технологии для создания информационной системы.
- Есть информация, к которой нельзя ограничивать доступ, например сведения о состоянии окружающей среды.
- Некоторую информацию распространять запрещено, например ту, которая пропагандирует насилие или нетерпимость.
- Тот, кто хранит информацию, обязан ее защищать, например, предотвращать доступ к ней третьих лиц.
- У государства есть реестр запрещенных сайтов. Роскомнадзор может вносить туда сайты, на которых хранится информация, запрещенная к распространению на территории РФ.
- Владелец заблокированного сайта может удалить незаконную информацию и сообщить об этом в Роскомнадзор — тогда его сайт разблокируют.
152-ФЗ «О персональных данных»
Этот закон регулирует работу с персональными данными — личными данными конкретных людей. Его обязаны соблюдать те, кто собирает и хранит эти данные. Например, компании, которые ведут базу клиентов или сотрудников. Мы подробно рассматривали этот закон в отдельной статье «Как выполнить 152-ФЗ о защите персональных данных и что с вами будет, если его не соблюдать»
Ключевые моменты закона:
- Перед сбором и обработкой персональных данных нужно спрашивать согласие их владельца.
- Для защиты информации закон обязывает собирать персональные данные только с конкретной целью.
- Если вы собираете персональные данные, то обязаны держать их в секрете и защищать от посторонних.
- Если владелец персональных данных потребует их удалить, вы обязаны сразу же это сделать.
- Если вы работаете с персональными данными, то обязаны хранить и обрабатывать их в базах на территории Российской Федерации. При этом данные можно передавать за границу при соблюдении определенных условий, прописанных в законе — жесткого запрета на трансграничную передачу данных нет.
При построении гибридной инфраструктуры для хранения персональных данных на платформе VK Cloud (бывш. MCS) вы получаете облачную инфраструктуру, уже соответствующую всем требованиям законодательства. При этом частный контур нужно аттестовать, в этом могут помочь специалисты VK, что позволит быстрее пройти необходимые процедуры.
98-ФЗ «О коммерческой тайне»
Этот закон определяет, что такое коммерческая тайна, как ее охранять и что будет, если передать ее посторонним. В нем сказано, что коммерческой тайной считается информация, которая помогает компании увеличить доходы, избежать расходов или получить любую коммерческую выгоду.
Ключевые моменты закона о защите информации компании:
- Обладатель информации сам решает, является она коммерческой тайной или нет. Для этого он составляет документ — перечень информации, составляющей коммерческую тайну.
- Некоторые сведения нельзя причислять к коммерческой тайне, например, информацию об учредителе фирмы или численности работников.
- Государство может затребовать у компании коммерческую тайну по веской причине, например, если есть подозрение, что компания нарушает закон. Компания обязана предоставить эту информацию.
- Компания обязана защищать свою коммерческую тайну и вести учет лиц, которым доступна эта информация.
- Если кто-то разглашает коммерческую тайну, его можно уволить, назначить штраф или привлечь к уголовной ответственности.
63-ФЗ «Об электронной подписи»
Этот закон касается электронной подписи — цифрового аналога физической подписи, который помогает подтвердить подлинность информации и избежать ее искажения и подделки. Закон определяет, что такое электронная подпись, какую юридическую силу она имеет и в каких сферах ее можно использовать.
Ключевые моменты закона:
- Для создания электронной подписи можно использовать любые программы и технические средства, которые обеспечивают надежность подписи. Вы не обязаны использовать для этого какое-то конкретное государственное ПО.
- Подписи бывают простые, усиленные неквалифицированные и усиленные квалифицированные. У них разные технические особенности, разные сферы применения и разный юридический вес. Самые надежные — усиленные квалифицированные подписи, они полностью аналогичны физической подписи на документе.
- Те, кто работает с квалифицированной подписью, обязаны держать в тайне ключ подписи.
- Выдавать электронные подписи и сертификаты, подтверждающие их действительность, может только специальный удостоверяющий центр.
187-ФЗ «О безопасности критической информационной инфраструктуры Российской Федерации»
Этот закон касается компаний, которые работают в сферах, критически важных для жизни государства — таких, что сбой в их работе отразится на здоровье, безопасности и комфорте граждан России.
К таким сферам относится здравоохранение, наука, транспорт, связь, энергетика, банки, топливная промышленность, атомная энергетика, оборонная промышленность, ракетно-космическая промышленность, горнодобывающая промышленность, металлургическая промышленность и химическая промышленность. Также сюда относят компании, которые обеспечивают работу предприятий из этих сфер, например, предоставляют оборудование в аренду или разрабатывают для них ПО.
Если на предприятии из этой сферы будет простой, это негативно отразится на жизни всего государства. Поэтому к IT-инфраструктуре и безопасности информационных систем на этих предприятиях предъявляют особые требования.
Ключевые моменты закона об информационной безопасности критически важных структур:
Кто входит в состав системы обеспечения информационной безопасности?
Основными элементами организационной основы системы обеспечения информационной безопасности Российской Федерации являются: Президент Российской Федерации, Совет Федерации Федерального Собрания Российской Федерации, Государственная Дума Федерального Собрания Российской Федерации, Правительство Российской Федерации, .
В ГOCT 45.127-99 дается следующее определение: Служба информационной безопасности ( англ. Service of infosecurity ) — организационно-техническая структура системы обеспечения информационной безопасности, реализующая решение определенной задачи, направленной на противодействие той или иной угрозе информационной безопасности.
Структура и численности Службы безопасности предприятия зависит от размера организации, сферы деятельности, уровня конфиденциальности информации. Численность и состав Службы информационной безопасности должны быть достаточными для выполнения всех задач безопасности и защиты информации. ↑ Национальный стандарт РФ «Информационная технология.
Информационной безопасностью является система методов, которая помогает в защите технологий, обеспечивающих кибербезопасность внутри государства или компании. Информация, безопасность которой необходимо обеспечить, используется в разнообразных сферах жизни: политической, экономической, социальной и духовной.
Какие органы занимаются информационной безопасности?
Федеральная служба по техническому и экспортному контролю (ФСТЭК, в составе Министерства обороны); Служба внешней разведки Российской Федерации (СВР); □ Федеральная служба безопасности Российской Федерации (ФСБ); □ Федеральная служба охраны Российской Федерации (ФСО).
Кто отвечает за информационную безопасность на предприятии?
На уровне предприятия за информационную безопасность отвечают отделы информационных технологий, экономической безопасности, кадров и другие службы.
Кто отвечает в организации за организацию информационной безопасности?
2) Организация защиты информации в системах и средствах информатизации и связи возлагается на руководителей органов государственной власти и предприятий заказчиков и разработчиков систем и средств информатизации и связи, руководителей подразделений, эксплуатирующих эти системы и средства, а ответственность за .
Кто должен отвечать за информационную безопасность?
Отвечать за информационную безопасность должен соответствующий профильный отдел. Этот отдел не должен подчиняться отделу ИТ, и отдел ИТ не должен подчиняться ему. Выбор инструментов обеспечения ИБ — компетенция отдела ИБ, а не руководства компании.
Кто входит в состав системы обеспечения информационной безопасности? Ответы пользователей
В составе Государственной Думы сформированы два комитета: Комитет по безопасности и Комитет по информационной политике. Правительство Российской Федерации (http .
Система обеспечения информационной безопасности – совокупность органов, . Гостехкомиссия России и региональные центры входят в состав государственных.
Программные средства защиты входят в состав ПО (программного обеспечения), АИС или являются элементами аппаратных систем защиты. Такие средства осуществляют .
32. Состав системы обеспечения информационной безопасности определяется Президентом Российской Федерации. 33. Организационную основу системы .
Комплексные системы обеспечения информационной безопасности · ИБ в России и в мире · ЗАЩИТА ИНФОРМАЦИИ . В информационную систему входят такие элементы:.
В состав решения также входит разработка всей необходимой организационно-распорядительной документации, регламентирующей вопросы обеспечения информационной .
В состав системы обеспечения информационной безопасности Российской Федерации могут входить подсистемы (системы), ориентированные на решение .
Цели создания системы обеспечения информационной безопасности . Системные администраторы обычно входят в штат подразделений автоматизации (информатизации) .
В состав основных федеральных органов исполнительной власти, обеспечивающих информационную безопасность РФ, входят следующие государственные органы и службы: .
Прокурор разъясняет — Прокуратура Ханты-Мансийского автономного округа — Югры
С 5 декабря 2016 вступил в действие Указ Президента РФ от 05.12.2016 № 646, которым утверждена доктрина информационной безопасности РФ.
Данная Доктрина представляет собой систему официальных взглядов на обеспечение национальной безопасности Российской Федерации в информационной сфере.
При этом под информационной сферой понимается совокупность информации, объектов информатизации, информационных систем, сайтов в информационно-телекоммуникационной сети "Интернет", сетей связи, информационных технологий, субъектов, деятельность которых связана с формированием и обработкой информации, развитием и использованием названных технологий, обеспечением информационной безопасности, а также совокупность механизмов регулирования соответствующих общественных отношений.
Национальными интересами в информационной сфере являются:
а) обеспечение и защита конституционных прав и свобод человека и гражданина в части, касающейся получения и использования информации, неприкосновенности частной жизни при использовании информационных технологий, обеспечение информационной поддержки демократических институтов, механизмов взаимодействия государства и гражданского общества, а также применение информационных технологий в интересах сохранения культурных, исторических и духовно-нравственных ценностей многонационального народа Российской Федерации;
б) обеспечение устойчивого и бесперебойного функционирования информационной инфраструктуры, в первую очередь критической информационной инфраструктуры Российской Федерации (далее — критическая информационная инфраструктура) и единой сети электросвязи Российской Федерации, в мирное время, в период непосредственной угрозы агрессии и в военное время;
в) развитие в Российской Федерации отрасли информационных технологий и электронной промышленности, а также совершенствование деятельности производственных, научных и научно-технических организаций по разработке, производству и эксплуатации средств обеспечения информационной безопасности, оказанию услуг в области обеспечения информационной безопасности;
г) доведение до российской и международной общественности достоверной информации о государственной политике Российской Федерации и ее официальной позиции по социально значимым событиям в стране и мире, применение информационных технологий в целях обеспечения национальной безопасности Российской Федерации в области культуры;
д) содействие формированию системы международной информационной безопасности, направленной на противодействие угрозам использования информационных технологий в целях нарушения стратегической стабильности, на укрепление равноправного стратегического партнерства в области информационной безопасности, а также на защиту суверенитета Российской Федерации в информационном пространстве.
Реализация национальных интересов в информационной сфере направлена на формирование безопасной среды оборота достоверной информации и устойчивой к различным видам воздействия информационной инфраструктуры в целях обеспечения конституционных прав и свобод человека и гражданина, стабильного социально-экономического развития страны, а также национальной безопасности Российской Федерации.
Определены стратегические цели обеспечения информационной безопасности.
В частности, стратегической целью обеспечения информационной безопасности в области обороны страны является защита жизненно важных интересов личности, общества и государства от внутренних и внешних угроз, связанных с применением информационных технологий в военно-политических целях, противоречащих международному праву, в том числе в целях осуществления враждебных действий и актов агрессии, направленных на подрыв суверенитета, нарушение территориальной целостности государств и представляющих угрозу международному миру, безопасности и стратегической стабильности.
Стратегическими целями обеспечения информационной безопасности в области государственной и общественной безопасности являются защита суверенитета, поддержание политической и социальной стабильности, территориальной целостности Российской Федерации, обеспечение основных прав и свобод человека и гражданина, а также защита критической информационной инфраструктуры.
В экономической сфере — являются сведение к минимально возможному уровню влияния негативных факторов, обусловленных недостаточным уровнем развития отечественной отрасли информационных технологий и электронной промышленности, разработка и производство конкурентоспособных средств обеспечения информационной безопасности, а также повышение объемов и качества оказания услуг в области обеспечения информационной безопасности.
В области науки, технологий и образования такими целями являются поддержка инновационного и ускоренного развития системы обеспечения информационной безопасности, отрасли информационных технологий и электронной промышленности.
Формирование устойчивой системы неконфликтных межгосударственных отношений в информационном пространстве является целью обеспечения информационной безопасности в области стратегической стабильности и равноправного стратегического партнерства.
Обеспечение информационной безопасности осуществляется на основе сочетания законодательной, правоприменительной, правоохранительной, судебной, контрольной и других форм деятельности государственных органов во взаимодействии с органами местного самоуправления, организациями и гражданами.
Состав системы обеспечения информационной безопасности определяется Президентом Российской Федерации.