Когда россия выйдет из вто
Перейти к содержимому

Когда россия выйдет из вто

  • автор:

Зачем России ВТО, если нам там не помогают? Надо ли выходить оттуда?

22 августа 2012 года Россия официально стала полноправным членом ВТО. Переговоры о присоединении России к Всемирной торговой организации велись 18 лет – с 1993 года. Через 2 года на Россию, вопреки правилам ООН посыпались экономические санкции, ограничивающие свободные торговые отношения, но все иски от России ВТО проигнорировало. Зачем мы туда вступали, и нужно ли оттуда выходить?

Всемирная торговая организация была создана 1 января 1995, по состоянию на 2021 год в неё входило 164 государства и территории, и ещё 25 являлись наблюдателями. Создавалась эта организация с целью либерализации межгосударственной торговли и формирования справедливых условий для конкуренции. Основой ВТО послужило ГАТТ от 1947 года — Генеральное соглашение по тарифам и торговле. Штаб-квартира ВТО находится в столице Швейцарии, высшим органом ВТО является Министерская конференция, которая должна собираться раз за два года, также работают различные комиссии, комитеты и рабочие группы. ВТО должно отвечать за формирование и продвижение новых торговых договоров, она должна контролировать соблюдение её членами всех ратифицированных норм и страны-члены союза обладают относительно высоким уровнем таможенно-тарифной защиты. Основными принципами организации позиционируются взаимность, равенство и прозрачность, при разрешении торговых споров ВТО должна выступать в качестве независимого арбитра. Ну, вроде бы всё хорошо.

У ВТО есть много критиков с кучей аргументов, как против самой организации, так и против эффективности её работы. Мир то неоднороден, есть страны бедные и богатые, развитые и развивающиеся, одни торгуют готовыми товарами и услугами, а другие в основном сырьём или продовольствием. Развитые страны получают свободный доступ на рынки развивающихся, товары которых не выдерживают конкуренции, а защитных барьеров в виде тарифов и пошлин уже нет. Как в таких условиях развивать свои «молодые» отрасли? К тому же усиливаются позиции транснациональных корпораций в ущерб местному бизнесу.

Торговые споры в ВТО, и так разбиравшиеся годами, вообще зависли потому, что в апелляционном органе ВТО остался один судья, у двух других истекли полномочия, а назначение новых ещё в 2019 году заблокировано США. Кризис ВТО многие связывают с Дональдом Трампом, в частности его не устраивали проигрыши США в торговых спорах, хотя выигрывали они в 6 раз больше, видимо проигрывать американцы вообще не должны.

Вообще правила ВТО соблюдаются всё меньше, некоторые страны заключают различные соглашения в обход правил ВТО.

ВТО критикуют так же за то, что торговые правила по-прежнему неблагоприятны для развивающихся стран. Развитые страны позволяют себе не слабую такую поддержку своих производителей, процветают протекционизм и санкции, направленные в частности против Ирана, Венесуэлы и России.

Претензий к организации ещё очень и очень много, но нас интересует Россия.

Зачем же Россия вступала в эту проблемную организацию? Ведь многие противники ВТО предупреждали о негативных последствиях, в частности о том, что российские предприятия не выдержат конкуренции с иностранцами, вынуждены будут сократить производство, что грозит ростом безработицы. Сильные удары получат сельское хозяйство, автопром, снижение импортных и экспортных пошлин уменьшит поступления в бюджет страны. Специалисты считали, что выгода отечественных предприятий после вступления в ВТО составит около 30 млрд. долларов, а вот потери – около 90. Противники членства России в ВТО утверждали, что многие отрасли обрабатывающей промышленности, особенно машиностроение, вряд ли готовы к вступлению в ВТО, так как с момента развала СССР промышленность только и делала, что «загибалась».

Но, не смотря ни на что Россия, стала членом ВТО 22 августа 2012 года, с 1993 года велись переговоры о вступлении, их начинал ещё Советский Союз, но против участия СССР тогда выступали США, дескать, плановая экономика не совместима со свободным рынком. Да и вступлению в ВТО России долго противились как зарубежные «партнёры», так и различные партии и деятели внутри страны.

Отбросим в сторону различные пропагандистские лозунги типа «улучшение имиджа страны на мировой арене» и гордость от участия в различных конференциях ВТО и попробуем разобраться в том, чего ожидала и что получила Россия от этой организации.

Членство в организации наложило на Россию определенные обязательства, обязывающиеся снижать импортные пошлины на многие товары, а также уплату членских взносов. Стоит упомянуть, что Россия входила в ВТО, выторговав себе льготные условия, на несколько лет растянув перестройку таможенной политики, но по различным оценкам произошло почти двукратное снижение тарифного барьера, который ранее защищал российских производителей от зарубежных конкурентов внутри страны.

Безусловно, улучшились условия доступа российских товаров и услуг на внешние рынки, Россия приобрела инструмент защиты своего экспорта в виде механизма разрешения споров по правилам ВТО. Расширились возможности российских инвесторов в государствах-членах ВТО, в свою очередь повысилась инвестиционная привлекательность для иностранцев в самой России.

Многим странам пришлось отменить часть своих протекционистских мер по отношении к российским конкурентам. К примеру, США отменили поправку Джексона-Вэника, которая запрещала предоставлять России режим наибольшего благоприятствования в сфере торговли, хотя потом появился «акт Магницкого», но это вообще отдельная история. В основе ВТО лежат два принципа, первый «о национальном режиме», означающий, что налоговые, процессуальные и частно-правовые правила равнозначны как для граждан своего государства, так и для иностранных лиц. Второй принцип — «о благоприятствуемой нации». Если страна предоставит благоприятный режим для граждан одной страны-члена ВТО, то такой режим автоматически подействует на всех остальных лиц любого другого члена организации. Этот принцип базовый для ВТО, он позволяет исключить дискриминацию между иностранными товарами, услугами и поставщиками, а также ставит их в равные условия. В 2022 году с началом «санкционной войны» многие страны участники ВТО отменили «режим благоприятствуемой нации» в отношении России.

ВТО могла бы стать хорошим стимулом модернизации экономики России. Выход на мировой рынок заставил бы производителей обратить более пристальное внимание на качество своей продукции, если бы конечно не похоронил их в условиях жёсткой конкуренции. Были же снижены кредитные ставки для населения и бизнеса. Снижение пошлин на импортные лекарства, одежду, бытовую технику, IT-продукцию и другие товары сделало их доступнее для населения.

Правда России почему-то не получилось изменить структуру экспорта в пользу высокотехнологичной продукции, более половины экспорта по-прежнему приходилось на ресурсы. Каждая страна стремится выступать в качестве производителя и поставщика товаров с высокой степенью обработки, специализация на сырье – признак ее отсталости. Возможно, конечно России рановато вступила в ВТО, осложняя себе возможности по модернизации экономики, и страна вдруг могла бы пережить настоящий экономический подъем. Но…

Случились крымский кризис, украинский конфликт, правила ВТО перестали работать и посыпались санкции на Россию.

Вообще-то, ВТО могла бы вмешаться в процесс, было же время, когда она требовала от России ограничить производство «слишком дешевой» гидроэнергии или боролась с Китаем, который поставил на поток производство пиратских копий голливудских фильмов. А касательно санкций против России «томное молчание».

А получилось так, что в деятельность ВТО прочно внедрилась политика, которую вершат США и их сателлиты, которые есть даже в тех организациях, где США формально не состоят, да в 21 веке даже спорт политизирован.

Правила ВТО нарушаются постоянно, западные государства в кризисное время вводят различные ограничения и протекционистские меры для помощи своим экономикам или устранения конкурентов.

К тому же США со времён Трампа блокируют работу апелляционного органа, чем мешают завершить ещё старые споры, в том числе и российские, не говоря уже о новых.

Стоит добавить, что многие члены ВТО не горели желанием прекратить дискриминацию России даже после ее присоединения к организации и в сложившихся условиях рады присоединиться к очередным ограничениям и запретам. Российские ресурсы за недорого нужны всем, только видеть Россию равным партнёром хотят не все.

Далее США и коллективный Запад за ними ввели санкции, по сути, с поправкой на статью ГАТТ (в основе ВТО), по которой они, да кто бы сомневался, имеют право вводить ограничения из соображений национальной безопасности. Пользуются они этой своей «национальной безопасностью» уже не в первый раз, эту формулировку оспаривать в ВТО почти бесполезно. И трактуют они эту свою безопасность, а так же ширину и глубину санкций как захотят в «белом доме», более никто не указ.

Можно долго спорить и о злоупотреблении правом, и о лигитимности односторонних санкций вообще, и о произвольном толковании различных норм, но пока в ВТО не работает защита от любого недобросовестного поведения. К тому же, если не соображения безопасности, так что-нибудь другое, дядя Сэм вытащит «очередного кролика из шляпы».

С другой стороны и по поводу ответных санкций со стороны России ВТО молчит, может быть и потому, что правовые основания для ответных санкций у России есть, хотя организация и про обход своих правил и принципов тоже давно помалкивает. Вообще есть мнения, что ВТО это довольно дохлая организация, которую никто не слушает и от которой остались только штаб, да вывеска.

И вот на фоне потока санкций и бездействия со стороны ВТО опять активизировались противники этой организации с призывами покинуть её. Их аргументы звучат приблизительно так:

  • Россия никакого иска в ВТО не выиграет, против санкций все молчат, и вообще эта организация заточена под американцев. Правила они пишут для других, сами же их не соблюдают;
  • Пользы от ВТО никакой, развиваться она не даёт, а вот выход из ВТО должен помочь российским производителям и сельскому хозяйству. Можно будет принимать меры по защите собственных отраслей производства.

Можно было бы ещё пару страниц аргументов написать, но тут интересно другое – помимо лишения России статуса «наиболее благоприятствуемой нации» довольно много стран предлагали исключить её из ВТО. А вот это уже интересно, и пожалуй, стоит послушать сторонников организации:

  • Помимо санкций супротив российских компаний действует ещё множество ограничений, в рамках ВТО их удаётся постепенно снимать, нельзя лишать их этого инструмента, усугубляя и так сложное положение. К тому же ВТО дает бизнесменам чёткие правила работы на внешнем рынке.
  • ВТО реформируется, идут дискуссии, возможно, будут приниматься новые правила торговли и очень желательно, чтобы Россия участвовала в установлении этих правил.
  • Выход России из ВТО может привести к потере защиты от внутренних торговых барьеров иностранных государств: от высоких налогов, акцизов, таможенных пошлин и т.д., могут появиться ограничения на инвестиции для российского бизнеса.
  • Выход из организации приведет к закрытию внутреннего российского рынка. И некоторые очень заинтересованные иностранные государства могут перестать рассматривать экономику России как рыночную, а это опять различные манипуляции с ценами, претензиями и спорами, ограничения и т.д. и где всё это оспорить?
  • Кроме того это усложнит торговлю и с теми странами, которые не вводили санкции против России, а их большинство.
  • И обращаться в орган по разрешению споров ВТО уже будет нельзя.
  • Российские предприниматели в большинстве своём лишатся возможности продавать свои товары за рубежом, что тогда будет с отраслями?
  • ВТО смогла заменить для России более 120 различных торговых соглашений, неужели придётся опять возвращаться к ним, на подписание таких договоров могут уйти годы.

Где-то правы одни, где-то правы другие, но как «говорил Малдер» — истина где-то рядом. ВТО не помешал вводить против России санкции, угрозой вторичных санкций распугали множество торговых партнёров, однако в условиях санкций Россия может принимать защитные меры, которые в обычных условиях были бы названы протекционистскими.

Санкции нарушают правила ВТО о честной торговле, и мир уже расплачивается за это — растут цены на энергию и продовольствие, растёт инфляции, лихорадит валютные курсы, фондовые рынки. Это цена, которую мир уже платит за нарушения правил торговли.

Никто и никогда ещё не выходил из ВТО, смогут ли исключить Россию без её желания? Пока, наверное, нет. Что ждёт саму организацию? Может медленное затухание, может раскол на несколько региональных блоков, а может быть всё-таки честная игра по правилам, ибо не многие любят игру совсем без правил, тем более в одни ворота.

И, как обычно, если вам было интересно, подпишитесь на мой канал в Телеграме, там еще больше полезной и интересной информации.

Знают торг: в Госдуме осенью обсудят выход России из ВТО

Госдума в осеннюю сессию может рассмотреть законопроект о выходе России из Всемирной торговой организации (ВТО), который находится в работе нижней палаты около пяти лет. Об этом «Известиям» рассказал один из авторов документа, депутат нижней палаты Юрий Афонин. По мнению коммунистов, желающих денонсации договора, среди преимуществ этого решения — прекращение оплаты членских взносов и сохранение их в бюджете, а также развитие торговых отношений в Таможенном союзе и Евразийском союзе. Однако экономисты уверены: покидать ВТО Москве не стоит — это почти не повлияет на мировую торговлю, а Россия понесет убытки. Кто настаивает на выходе из протокола и каковы возможные последствия от этого для международного рынка — в материале «Известий».

Зрелый вопрос

Политические споры о выходе России из Всемирной торговой организации не утихают с начала спецоперации на Украине: за это время Москва покинула ряд международных объединений и столкнулась с многочисленными санкциями, связанными в том числе с поставками. Законопроекты о выходе РФ из протокола о присоединении страны к Марракешскому соглашению, которое учреждало ВТО, вносились в Госдуму неоднократно разными парламентскими партиями, однако ближе всего к рассмотрению оказался лишь документ коммунистов.

— В 2018 году мы внесли соответствующий законопроект, который всё еще не прошел первое чтение. В настоящее время он находится на рассмотрении комитета по экономической политике. В осеннюю сессию мы будем настаивать на том, чтобы этот законопроект вынесли на обсуждение. Обязательно поднимем этот вопрос на Совете Думы. Уверен, что осенью палата его рассмотрит, — рассказал «Известиям» первый зампредседателя комитета ГД по безопасности и противодействию коррупции, соавтор документа Юрий Афонин.

Законопроект уже получил проекты решений Совета Госдумы, правительства. Он отправлялся на доработку, был изменен и в 2019 году включен в примерную программу весенней сессии. Однако затем рассмотрение было перенесено для проведения консультаций. Пока ответственный комитет Госдумы по экономической политике его не рассматривал, сказал «Известиям» его глава Максим Топилин. Однако, по мнению депутата, сегодня выходить из организации нет необходимости.

ВТО — это не только недружественные страны, это общие правила игры со всеми государствами, все страны БРИКС — участники ВТО. И у нас с ними есть определенные правила, договоренности, — сказал «Известиям» Максим Топилин.

Первый зампред комитета Совфеда по экономической политике Иван Абрамов пояснил, что уже в эту сессию может быть принято решение о выходе или о продолжении участия РФ в ВТО. Однако пока альтернативы международной площадке в мире нет, в противном случае каждая страна сможет игнорировать международные обязательства и реализовывать любые сделки «в угоду своим мимолетным интересам», подчеркнул он.

Я согласен, что этот вопрос можно изучить и обсудить на площадке Государственной думы, на площадке Совета Федерации. Минфин и наши финансовые структуры, которые занимаются внешними торговыми оборотами, имеют сухие цифры: выгодно это для РФ или нет. После уже можно делать вывод. Сейчас закинули для обсуждения, потому что вопрос очень серьезный. Это предмет обсуждения парламентских слушаний или отдельного заседания палат, — сказал сенатор.

Коммунисты же считают, что очевидных выгод от присутствия РФ во Всемирной торговой организации нет. Среди преимуществ денонсации договора они назвали прекращение оплаты членских взносов и сохранение их в бюджете, а также развитие торговых отношений в Таможенном союзе и Евразийском союзе. Более того, Всемирная торговая организация ни разу не встала на защиту РФ, против которой регулярно вводили санкции: при этом все ее члены должны быть в равных условиях. Саму организацию же используют как инструмент давления на Россию, считает Юрий Афонин.

Схожую позицию ранее высказывали и ведущие парламентарии нижней палаты. В частности, о необходимости денонсировать договор говорил зампредседателя Госдумы Петр Толстой. По его словам, организация уже пренебрегла своими обязательствами в отношении России. Позднее он подтвердил, что выход Москвы из Всемирной торговой организации (ВТО) обсуждается.

Всемирная торговая организация — специализированное учреждение ООН, осуществляющее разработку и внедрение новых соглашений в области мировой торговли, а также надзор за их исполнением. В настоящее время объединяет 164 страны. Россия вступила в ВТО в 2012 году и официально стала 156-й страной-членом, чему предшествовал 18-летний марафон переговорного процесса.

«Международная торговля почувствует какой-то дискомфорт»

Обращал внимание на проблему и Владимир Путин: еще в августе 2022 года он заявил, что западные страны, принимая санкции против России, выбросили принципы ВТО «на помойку». Он поручил правительству оценить принятые странами – членами ВТО меры по ограничению торговли с РФ на их соответствие правилам структуры. Кроме того, глава государства распорядился «представить предложения по обжалованию РФ таких мер в рамках организации, а также по актуализации стратегии участия России во Всемирной торговой организации». «Известия» направили запрос в правительство.

Однако Россия не спешит выходить из организации, куда вступала целых 18 лет. Постоянный представитель РФ при ВТО Дмитрий Лякишев ранее заметил, что санкции стран Запада против Москвы действительно разрушают систему правил международной структуры, но в МИДе называли такую идею контрпродуктивной, даже несмотря на рестрикции. Там назвали выход из ВТО подарком недругам. Свою позицию уже обозначило и Минэкономразвития. В ведомстве посчитали, что инициатива о выходе Москвы из протокола к Марракешскому соглашению будет негативно воспринята добросовестными участниками международной торговли, которые не присоединились к санкциям. При этом введенные рядом стран антироссийские рестрикции с точки зрения самой ВТО действительно незаконны, добавили в Минэке. «Известия» направили запросы в МИД и в Минэкономразвития.

В постпредстве РФ при ВТО также резюмировали, что Москва выступает против политизации структуры и попыток обсуждения на ее площадке украинского кризиса. Напомним, что на фоне СВО на Украине в середине марта ВТО даже получила заявление от 14 членов организации о лишении России режима наибольшего благоприятствования в торговле.

Всемирная торговая организация в целом не приносит никакого вреда России: не вводит отдельные ограничения против Москвы, не выступает с поддержкой санкций странами – членами ВТО, считает директор Центра конъюнктурных исследований НИУ ВШЭ Георгий Остапкович. Структура действительно занимает позицию большинства. При этом выход РФ на мировую торговлю повлияет несильно, а больше скажется на самой России.

Международная торговля из-за потенциального выхода России из ВТО, конечно, почувствует какой-то дискомфорт с точки зрения, к примеру, регулирования сырьевых товаров, но дело в том, что доля России в мировом ВВП где-то 2%. Какой-то дискомфорт будет, но это не тот удар, который может привести к каким то выдающимся для нас результатам. В первую очередь убытки понесет Россия, потому что не будет пользоваться льготами ВТО, — сказал экономист.

По его мнению, в целом сегодня присутствие России на международной площадке приносит скорее позитивные результаты для Москвы, ведь по-прежнему доступны торговые льготы.

Россия торопится на выход

Почему власти хотят прекратить сотрудничество с ВТО

Россия может выйти из Всемирной торговой организации. МИД предложил Госдуме расторгнуть соглашения с ВТО и ВОЗ, сообщил вице-спикер нижней палаты парламента Петр Толстой. Депутат добавил, что Россия уже вышла из Совета Европы (СЕ), а теперь на очереди выход из организаций, которые «пренебрегли всеми обязательствами» в отношении России.

Фото: Александр Миридонов, Коммерсантъ

Фото: Александр Миридонов, Коммерсантъ

По словам Толстого, нужно пересмотреть договоры, которые приносят стране «не пользу, а прямой ущерб». Российские власти полагают, что масштабные санкции из-за военных действий на Украине разрушают систему правил ВТО. Экономист Андрей Нечаев не считает, что выход из организации — правильное решение: «Здесь чистая политика — экономикой тут и не пахнет. Мы много лет боролись за вступление в ВТО, и, если мы эту организацию покинем, с экономической точки зрения это будет крайне печально, поскольку мы лишимся режима наибольшего благоприятствования в торговле, получим повышенные пошлины. У нас не будет возможности использовать ее арбитраж для каких-то своих споров по внешнеэкономическим отношениям. Плюсов я, к сожалению, не вижу».

ВЭФ оценил сценарии развития глобальной торговли

Ранее статуса «наиболее благоприятствуемой нации» Россию лишили США и Япония, после чего ВТО получила такие же заявления еще от 14 стран. Это значит, что отечественный импорт в эти государства будет облагаться более высокими тарифами. Однако выход из организации может усложнить торговлю и с дружественными странами, отмечает директор Института международной экономики и финансов Всероссийской академии внешней торговли Александр Кнобель: «Скорее всего, решение относительно членства или не членства в ВТО будет принимать президент. И, на мой взгляд, России выгодно оставаться в организации, поскольку с Индией, Китаем, странами Юго-Восточной Азии, Африки, Южной Америки режим наибольшего благоприятствования и вообще нормы ВТО как соблюдались, так и соблюдаются.

При этом в торгово-экономических взаимоотношениях со странами ЕС, США, Канадой, Австралией, Новой Зеландией, Норвегией и Швейцарией они не соблюдаются вне зависимости от того, является ли Россия членом ВТО.

При выходе оттуда в том числе дружественные государства никак не будут ограничены в том, чтобы вводить торговые санкции по отношению к РФ, пошлины или иные меры, и это не будет нарушением каких-либо обязательств с их стороны. Поскольку альтернативной организации, объединяющей почти все страны мира в некую систему соглашений о торговле, не существует, то и смысла в таких действиях тоже нет».

Законопроект о выходе России из ВТО внесли в Госдуму в середине марта. Депутаты посчитали, что это нужно для защиты экономики и ответа на санкции. Однако тогда в МИДе не согласились с предложением и назвали его «подарком недругам», который не принесет дивидендов российской экономике.

МИД заявил, что вопрос о выходе России из ВТО не обсуждается

Александр Панкин

Россия не собирается самостоятельно выходить из ВТО, а процедурно исключить ее из этой организации невозможно. Об этом, выступая на Петербургском международном экономическом форуме (ПМЭФ), заявил замглавы МИД России Александр Панкин.

«Не обсуждается. Мы не пойдем на эти шаги, потому что, как бы сложно ни было в ВТО, мы вступили в организацию осознанно на основе тех выгод, на которые рассчитывали и получали. Хлопать дверью не собираемся», — сказал он, отвечая на вопрос журналистов о возможном выходе России из ВТО (цитата по «РИА Новости»).

При этом Панкин подчеркнул, что «процедурно, легально вывести Россию из ВТО нельзя».

Фото:Denis Balibouse / Reuters

Россия вступила в ВТО в 2012 году. На фоне военной операции на Украине в середине марта организация получила заявление от 14 членов о лишении России режима наибольшего благоприятствования в торговле. В ответ российское представительство в ВТО предупредило об опасностях для многосторонней торговой системы из-за «агрессивных и политически мотивированных» торговых ограничений. Миссия также обвинила страны Запада в попытках подорвать экономику России с помощью санкций.

21 марта депутаты «Справедливой России — За правду» внесли в Госдуму законопроект о выходе России из ВТО. Как указали его авторы, из-за ухудшения отношений с Евросоюзом, США и другими странами с 2014 года преимущества России в организации стали сокращаться. «В целях защиты национальных интересов Российской Федерации, необходимости проведения протекционистской политики, в качестве ответных мер на санкционное давление и в качестве самозащиты [стране следует покинуть ВТО]», — подчеркивали депутаты.

В то же время директор департамента экономического сотрудничества МИД России Дмитрий Биричевский подчеркивал, что выход России из Всемирной торговой организации (ВТО) стал бы плохим сигналом для мирового сообщества и «подарком недругам». В Минэкономразвития называли ВТО «единственной площадкой, на которой можно защитить интересы России».

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *