Экстерриториальный регистрационный учет граждан рф что такое
Статья 3. Регистрационный учет граждан Российской Федерации по месту пребывания и по месту жительства в пределах Российской Федерации
(в ред. Федерального закона от 21.12.2013 N 376-ФЗ)
(см. текст в предыдущей редакции)
В целях обеспечения необходимых условий для реализации гражданином Российской Федерации его прав и свобод, а также исполнения им обязанностей перед другими гражданами, государством и обществом вводится регистрационный учет граждан Российской Федерации по месту пребывания и по месту жительства в пределах Российской Федерации.
Граждане Российской Федерации обязаны регистрироваться по месту пребывания и по месту жительства в пределах Российской Федерации. Регистрация или отсутствие таковой не может служить основанием ограничения или условием реализации прав и свобод граждан, предусмотренных Конституцией Российской Федерации, федеральными законами, конституциями (уставами) и законами субъектов Российской Федерации.
При регистрации по месту пребывания и по месту жительства в пределах Российской Федерации граждане Российской Федерации представляют заявления по форме, установленной федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по выработке и реализации государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере внутренних дел, в сфере контроля за оборотом наркотических средств, психотропных веществ и их прекурсоров, в сфере миграции, а также правоприменительные функции по федеральному государственному контролю (надзору) в указанных сферах (далее — федеральный орган исполнительной власти в сфере внутренних дел), и иные документы, предусмотренные настоящим Законом и правилами регистрации и снятия граждан Российской Федерации с регистрационного учета по месту пребывания и по месту жительства в пределах Российской Федерации.
(в ред. Федерального закона от 27.12.2018 N 528-ФЗ)
(см. текст в предыдущей редакции)
Заявления и документы, указанные в части третьей настоящей статьи, представляются в органы регистрационного учета в сроки, установленные статьями 5 и 6 настоящего Закона. В случае непредставления гражданином указанных документов в орган регистрационного учета для регистрации по месту пребывания или по месту жительства наниматель (собственник) жилого помещения, в котором проживает данный гражданин, по истечении установленного срока в течение трех рабочих дней уведомляет орган регистрационного учета о проживании данного гражданина в указанном жилом помещении. Форма и порядок такого уведомления устанавливаются правилами регистрации и снятия граждан Российской Федерации с регистрационного учета по месту пребывания и по месту жительства в пределах Российской Федерации.
Регистрация граждан Российской Федерации по месту пребывания и регистрация граждан Российской Федерации по месту жительства в пределах Российской Федерации производятся бесплатно.
Правила регистрации и снятия граждан Российской Федерации с регистрационного учета по месту пребывания и по месту жительства в пределах Российской Федерации и перечень лиц, ответственных за прием и передачу в органы регистрационного учета документов для регистрации и снятия с регистрационного учета граждан Российской Федерации по месту пребывания и по месту жительства в пределах Российской Федерации, утверждаются Правительством Российской Федерации.
Контроль за соблюдением гражданами Российской Федерации, нанимателями (собственниками) жилых помещений, должностными лицами и лицами, ответственными за прием и передачу в органы регистрационного учета документов для регистрации и снятия с регистрационного учета граждан Российской Федерации по месту пребывания и по месту жительства в пределах Российской Федерации, правил регистрации и снятия граждан Российской Федерации с регистрационного учета по месту пребывания и по месту жительства в пределах Российской Федерации возлагается на федеральный орган исполнительной власти в сфере внутренних дел, его территориальные органы.
(в ред. Федерального закона от 27.12.2018 N 528-ФЗ)
(см. текст в предыдущей редакции)
Федеральный орган исполнительной власти в сфере внутренних дел ведет базовый государственный информационный ресурс регистрационного учета граждан Российской Федерации по месту пребывания и по месту жительства в пределах Российской Федерации (далее — база данных), содержащий в себе информацию, полученную от граждан, федеральных органов исполнительной власти, исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации и иных полномочных органов, органов местного самоуправления, а также учреждений, осуществляющих в соответствии со статьей 5 настоящего Закона регистрацию и снятие граждан Российской Федерации с регистрационного учета по месту пребывания.
(часть восьмая введена Федеральным законом от 28.12.2013 N 387-ФЗ; в ред. Федерального закона от 27.12.2018 N 528-ФЗ)
(см. текст в предыдущей редакции)
Федеральный орган исполнительной власти в сфере внутренних дел и его территориальные органы вправе осуществлять обработку персональных данных, содержащихся в базе данных, в соответствии с требованиями законодательства Российской Федерации.
(часть девятая введена Федеральным законом от 28.12.2013 N 387-ФЗ; в ред. Федерального закона от 27.12.2018 N 528-ФЗ)
(см. текст в предыдущей редакции)
Информация, содержащаяся в базе данных, подлежит защите в соответствии с законодательством Российской Федерации об информации, информационных технологиях и о защите информации, законодательством Российской Федерации о государственной тайне, коммерческой тайне и иной охраняемой законом тайне, а также законодательством Российской Федерации в области персональных данных.
(часть десятая введена Федеральным законом от 28.12.2013 N 387-ФЗ)
В базе данных содержится следующая информация:
фамилия, имя, отчество (последнее — при наличии);
дата и место рождения;
адрес и дата регистрации (снятия с регистрационного учета) по месту жительства (месту пребывания);
данные основного документа, удостоверяющего личность гражданина Российской Федерации на территории Российской Федерации (в отношении лиц, не достигших четырнадцатилетнего возраста, реквизиты свидетельства о рождении (серия, номер, дата выдачи и кем выдано) и (или) реквизиты записи акта о рождении (наименование органа, которым произведена государственная регистрация рождения в соответствии с Федеральным законом от 15 ноября 1997 года N 143-ФЗ «Об актах гражданского состояния», дата составления и номер) либо документа, выданного компетентным органом иностранного государства в удостоверение факта регистрации рождения (наименование соответствующего компетентного органа, серия, номер, дата выдачи);
(в ред. Федерального закона от 27.01.2023 N 4-ФЗ)
(см. текст в предыдущей редакции)
реквизиты свидетельства о смерти (серия, номер, дата выдачи и кем выдано) и (или) реквизиты записи акта о смерти (наименование органа, которым произведена государственная регистрация смерти в соответствии с Федеральным законом от 15 ноября 1997 года N 143-ФЗ «Об актах гражданского состояния», дата составления и номер) либо документа, выданного компетентным органом иностранного государства в удостоверение факта регистрации смерти (наименование соответствующего компетентного органа, серия, номер, дата выдачи), — при снятии с регистрационного учета умершего;
(в ред. Федерального закона от 27.01.2023 N 4-ФЗ)
(см. текст в предыдущей редакции)
наименование и дата решения суда, вступившего в законную силу, — при снятии с регистрационного учета по месту жительства гражданина Российской Федерации, признанного безвестно отсутствующим либо выселенного из занимаемого жилого помещения или признанного утратившим право пользования жилым помещением;
(в ред. Федерального закона от 31.12.2014 N 525-ФЗ)
(см. текст в предыдущей редакции)
страховой номер индивидуального лицевого счета в системе обязательного пенсионного страхования (при наличии).
(часть одиннадцатая введена Федеральным законом от 28.12.2013 N 387-ФЗ)
Граждане имеют право на ознакомление с информацией о себе, содержащейся в базе данных, на защиту такой информации и на исправление содержащихся в ней ошибок.
(часть двенадцатая введена Федеральным законом от 28.12.2013 N 387-ФЗ)
В целях предоставления информации о регистрации граждан Российской Федерации по месту пребывания и по месту жительства в пределах Российской Федерации (далее — адресно-справочная информация) федеральный орган исполнительной власти в сфере внутренних дел организует и ведет адресно-справочную работу.
(часть тринадцатая введена Федеральным законом от 28.12.2013 N 387-ФЗ; в ред. Федерального закона от 27.12.2018 N 528-ФЗ)
(см. текст в предыдущей редакции)
Адресно-справочная информация предоставляется физическим и юридическим лицам по их запросам территориальным органом федерального органа исполнительной власти в сфере внутренних дел при наличии согласия лица, в отношении которого такая информация запрашивается. Собственник жилого помещения вправе получать адресно-справочную информацию в отношении лиц, зарегистрированных по месту пребывания или по месту жительства в жилом помещении, принадлежащем ему на праве собственности, в объеме, предусмотренном абзацами вторым, третьим и пятым (в части сведений о дате регистрации по месту жительства (месту пребывания) части одиннадцатой настоящей статьи, без их согласия. Порядок предоставления адресно-справочной информации и порядок организации и ведения адресно-справочной работы устанавливаются федеральным органом исполнительной власти в сфере внутренних дел.
(часть четырнадцатая в ред. Федерального закона от 14.07.2022 N 304-ФЗ)
(см. текст в предыдущей редакции)
Информация, содержащаяся в базе данных, также предоставляется органам государственной власти, органам местного самоуправления и Фонду пенсионного и социального страхования Российской Федерации в случаях, когда это необходимо для осуществления ими своих полномочий, в том числе для предоставления государственных и муниципальных услуг.
(часть пятнадцатая введена Федеральным законом от 28.12.2013 N 387-ФЗ; в ред. Федеральных законов от 01.04.2019 N 48-ФЗ, от 28.12.2022 N 569-ФЗ)
(см. текст в предыдущей редакции)
Порядок формирования, ведения и использования базы данных устанавливается Правительством Российской Федерации.
Экстерриториальный принцип подачи документов через МФЦ заработал во всех субъектах России
Росреестр заявляет, механизм подачи документов по экстерриториальному принципу через МФЦ заработал во всех субъектах Российской Федерации. Экстерриториальность – это возможность обращаться за государственной регистрацией прав и постановкой на государственный кадастровый учет независимо от места расположения объекта недвижимости.
Данное нововведение по достоинству оценили уже многие россияне. Альбина Шилина, наша землячка, несколько лет проживающая в Санкт-Петербурге, воспользовалась данной услугой и стала владелицей дачного хозяйства в Чувашской Республике. «Год назад я перевезла к себе бабушку, которой под 80 лет, чтобы ухаживать за ней. В благодарность бабуля решила подарить мне дачный домик на берегу Волги, где я очень любила проводить время в детстве. Уже готовились к поездке в Чебоксары для переоформления дачи, как узнали, что теперь можно зарегистрировать право без выезда. Бабуля моя любит порядок во всем, ранее она уже воспользовалась «дачной амнистией» и зарегистрировала свое право на земельный участок и постройку на нем в Росреестре. Нам оставалось лишь оформить договор дарения в простой письменной форме, оплатить госпошлину в размере 350 рублей и подать документы в питерский офис МЦФ. Конечно же мы с радостью воспользовалась услугой Росреестра. Через 5 дней без хлопот я стала законным владельцем дачи, где буду с удовольствием проводить отпуск.»
Руководитель Управления Росреестра по Чувашии Екатерина Карпеева поясняет, задача нашей службы – сделать процедуру подачи документов по экстерриториальному принципу максимально комфортной и быстрой для заявителей. Граждане, проживая в одном регионе, дистанционно могут поставить на кадастровый учет и зарегистрировать права на любое недвижимое имущество, находящееся в другом субъекте. Для этого необходимо подать документы через любой офис МФЦ. Местные специалисты проведут первичную проверку документов и по электронным каналам связи направят их в орган регистрации по месту нахождения недвижимости. После проведения регистрационных или учетных действий, документы вернутся в точку отправления, где будут выданы заявителю.
Услуга пользуется популярностью у населения. В 2020 году чувашское Управление приняло и обработало 3 735 заявлений и перенаправило их в другие регионы. В нашу республику на регистрацию в минувшем году по экстерриториальной линии поступило 5 704 пакета.
Екатерина Владимировна прогнозирует рост экстерриториальной регистрации, поскольку это действительно быстро, удобно и экономично, не надо тратить время и деньги на поездку для оформления недвижимости.
МФЦ начали принимать документы на недвижимость по экстерриториальному принципу во всех регионах
Во всех российских регионах начал действовать механизм подачи документов, необходимых для оформления прав на недвижимость, через МФЦ по экстерриториальному принципу, сообщает «Интерфакс». Граждане, проживающие в одном регионе, могут дистанционно зарегистрировать права на объекты недвижимости, расположенные в другом регионе, пояснил руководитель Росреестра Олег Скуфинский. Также можно дистанционно поставить объект на государственный кадастровый учет.
Подать документы удаленно можно через любой МФЦ или онлайн. Документы по экстерриториальному принципу уже принимает около трех тысяч МФЦ по всей стране. Подать документы также можно на сайте Росреестра. Данной услугой могут воспользоваться физические и юридические лица. Подать документы для оформления прав на недвижимость можно независимо от местоположения объекта. При подаче заявления по экстерриториальному принципу регистрацию осуществляет орган по месту расположения объекта недвижимости.
Услуги при совершении учетно-регистрационных действий по экстерриториальному принципу оказываются в такие же сроки, что и при обычном способе подачи документов. Для кадастрового учета срок оказания услуги составляет пять рабочих дней. Для регистрации права собственности установлен срок семь рабочих дней. Если процедуры регистрации прав на недвижимость и постановки на кадастровый учет проводятся одновременно, на оказание услуги отводится десять рабочих дней.
Механизм подачи документов по экстерриториальному принципу через МФЦ заработал во всех субъектах Российской Федерации.
Теперь документы по экстерриториальному принципу можно подать через МФЦ в каждом субъекте РФ.
Экстерриториальный принцип оказания услуг Росреестра – это возможность обращаться за государственной регистрацией прав и постановкой на государственный кадастровый учет независимо от места расположения объекта недвижимости.
В случае подачи заявления по экстерриториальному принципу регистрацию проводит орган по месту нахождения объекта недвижимости. Процедура проводится на основании электронных документов, созданных органом регистрации по месту приема документов.
Учетно-регистрационные действия по экстерриториальному принципу проводятся в те же сроки, что и при обычном способе подачи документов для учета и регистрации и составляют пять рабочих дней – для кадастрового учета, семь рабочих дней – для регистрации права собственности, а для одновременной процедуры кадастрового учета и регистрации прав – всего десять рабочих дней.
Прием документов экстерриториально уже осуществляется в трех тысячах МФЦ страны и на сайте Росреестра.
В Свердловской области данная услуга в офисах МФЦ доступна гражданам с 2017 года. За 2020 год более 22 тысяч жителей Свердловской области воспользовались возможностью подачи заявления на регистрацию прав и кадастровый учет объектов недвижимости по экстерриториальному принципу, что в 1,4 раза превышает данный показатель 2019 года (15,9 тыс.). За 1 квартал 2021 года Управление Росреестра по Свердловской области обработало уже порядка 2,9 тыс. заявлений.
«Теперь граждане, проживая в одном регионе РФ, дистанционно могут поставить на учет и зарегистрировать права на любое недвижимое имущество, находящееся в другом. Это стало возможным благодаря тесному взаимодействию с Минэкономразвития РФ и администрациями субъектов РФ, поддержке и консультации региональных команд», – рассказал глава Росреестра Олег Скуфинский.
За 2020 год в Управление Росреестра по Свердловской области поступило более 6 тысяч экстерриториальных заявлений, принятых в других субъектах Российской Федерации по объектам недвижимости, расположенным в Свердловской области. А в 1 квартале 2021 — 2,44 тыс. заявлений, тогда как за 1 квартал 2020 года экстерриториальных заявлений обработано 1784.