Голосование по одномандатным округам это какая избирательная система
Перейти к содержимому

Голосование по одномандатным округам это какая избирательная система

  • автор:

Территориальная избирательная система

Избирательный участок – это особая территориальная единица, которая создается в период референдумов и выборов для проведения голосования и последующего подсчета голосов. К избирательным участкам относятся пункты (помещения) для голосования.

На территории отдельных избирательных участков функционируют участковые избирательные комиссии, там же составляются списки избирателей, которые обладают на соответствующей территории активным избирательным правом.

Территория, от которой избираются депутаты представительного органа, а также выборные должностные лица, называется избирательным округом.

Виды избирательных округов в избирательном праве РФ:

  1. Одномандатный избирательный округ – это округ, от которого избирается только один депутат. Голосование при этом может организовываться по мажоритарной избирательной системе абсолютного или относительного большинства. — это округ, в котором избирают несколько депутатов. За каждого из депутата избиратель голосует лично. Голосование может быть организовано по системе единственного непередаваемого голоса, системе ограниченного вотума или блоковой системе.
  2. Единый избирательный округ — это округ, который включает в себя территорию, на которой проводится избирательная компания по пропорциональной избирательной системе в представительный орган, по спискам кандидатов, или территория, от которой проводится выбор должностного лица.

Схема избирательных округов (одномандатных и многомандатных) определяет избирательная комиссия, которая организует выборы на основе данных об избирателях и их численности.

Избирательные округа создаются с соблюдением принципа равенства количества избирателей на депутатский мандат. Не допускается формирование избирательного округа из территорий, которые не граничат между собой (исключение – анклавные территории).

Джерримендеринг как территориальная избирательная система

Джерримендеринг – произвольное разделение избирательных округов для искусственного изменения соотношения в них различных политических сил и, следовательно, в целом на территории, где проводится избирательная компания.

Иногда джерримендеринг используется для нивелирования неравенства при административном делении территории страны. В результате джерримендеринга нарушается равенство избирательных прав населения, принцип равного представительства, при котором представлено равное количество депутатов от равного количества избирателей.

Джерримендеринг широко используется в странах, в которых выборы в парламент проводятся по мажоритарной системе и присутствует сильная партийная система. Чтобы в парламент попало как можно больше «своих» депутатов, избирателей о оппозиционной партии «собирают» всего в нескольких избирательных округах, а в остальных округах делают пусть и незначительный, но уверенный перевес собственной политической партии. Этого добиваются путем создания округов с неравным числом избирателей, а также избирательных округов, имеющих нехарактерную территориальную форму.

К примеру, В Соединенных Штатах изменение границ избирательных округов широко применялось для снижения роли избирателей негроидной расы. Округа создавались таким образом, чтобы в избиратели попало как можно больше представителей афроамериканцев (разделение проходило под эгидой «позитивной дискриминации», меры по предоставлению преимущественных привилегий или прав для отдельных групп населения, которые используются для статического равновесия в различных вопросах).

Таким образом отдельные округа в Луизиане и Флориде получили абсолютно парадоксальную конфигурацию (например, в виде змеи на несколько десятком километров и шириной в улицу). Это позволило провести в органы власти большее число представителей национальных меньшинств, которые официально считались «недопредставленными» и угнетенными в органах власти.

Территориальная избирательная система США (Федеративная демократия) характеризуется тем, что в избирательной компании голосуют скорее отдельные регионы, а не конкретный избиратель. Побеждает тот кандидат, за которого проголосовало большинство штатов – субъектов американской федерации. В зависимости от численности населения каждый штат имеет определенное количество выборщиков. Так, несмотря на то, что южные и центральные штаты Америки густонаселены и по количеству избирателей превышают так называемые «средние и бедные» регионы, последние одерживают победу именно по количеству штатов, а не населению.

Способы улучшения территориальной избирательной системы

Территориальная избирательная система, доминирующая во все мире, не является идеальной системой. Избиратель, приходящий на участок, чаще всего не имеет никакого представления о лицах, которые значатся в бюллетене. Возникает естественное желание ни за кого не голосовать. Это способствует тому, что в обществе растут депрессия и аполитизм, которые могут приобрести действительно огромные размеры.

30. Мажоритарные избирательные системы (относительного большинства по одномандатным округам, голосование блоком, голосование партийным блоком, двухтуровая система).

Отличительной чертой мажоритарных систем относительного большинства является использование ими, почти во всех случаях, одномандатных (униноминальных) округов. В системе FPTP, известной также как система относительного большинства одномандатного округа, победителем считается кандидат, набравший наибольшее число голосов, которое не обязательно является абсолютным большинством голосов. Когда эта система используется в многомандатных округах, она преобразуется в систему Голосования Блоком. Избиратели имеют такое же количество голосов, сколько имеется вакантных мест, а кандидаты, получающие наибольшее число голосов, занимают должности вне зависимости от процента действительно поданных за них голосов. Мажоритарные системы, такие как Альтернативное Голосование, в Австралии и Французская Двухтуровая система голосования призваны обеспечить получение кандидатом-победителем абсолютного большинства голосов. По существу, в каждой системе используется второе предпочтение избирателей для избрания победителя большинством голосов, если тот не был избран в первом раунде голосования.

Последней разновидностью мажоритарной системы относительного большинства, используемой для выборов в парламент, является двухтуровая система (TRS), также известная как система, включающая последний (часто второй) тур выборов с участием двух ведущих кандидатов (не получивших абсолютного большинства) или двойного голосования. Каждое из названий указывает на основную черту системы: т.е. то, что голосование проходит в течение не одного, а двух раундов, зачастую с разрывом в одну или две недели. Первый раунд проводится также как и обычное голосование FPTP. Если кандидат получает абсолютное большинство голосов, он считается избранным автоматически. Однако, если никто из кандидатов не получает абсолютного большинства, проводится второй раунд голосования, и кандидат, вышедший в нем победителем, объявляется избранным.

Особенности проведения второго раунда варьируется от страны к стране. Наиболее простой способ, использованный на Украине, предполагает прямое противостояние во втором туре между двумя кандидатами, получившими наибольшее количество голосов в первом раунде. Это – так называемая мажоритарная система с последним туром выборов. Она дает чисто мажоритарные результаты в том, что один из двух кандидатов обязательно получит абсолютное большинство голосов и будет объявлен победителем. Во Франции, стране, наиболее часто ассоциируемой с Двухтуровым голосованием, одна из разновидностей этой процедуры используется для проведения выборов в законодательные органы. Во время этих выборов каждый кандидат, получивший голоса более чем 12,5 % зарегистрированного электората в первом круге голосования, может остаться и во втором круге. А тот, кто получает наибольшее количество голосов во втором раунде, считается, затем, избранным, вне зависимости от того, было ли это большинство голосов абсолютным или нет. В отличие от прямой мажоритарной системы с последним туром, эта система не является вполне мажоритарной, ибо соревноваться во втором раунде выборов могут до пяти-шести кандидатов. И, тем не менее, мы называем ее вариантом мажоритарной системы относительного большинства Двухтурового Голосования.

В более чем тридцати странах двухтуровая система используется для выборов в парламент, но еще более распространен этот метод для выборов на должность президента. Кроме Франции, многие другие независимые государства, применяющие двухтуровую систему, являются либо территориально зависимыми от Французской Республики, либо исторически испытывали определенного рода влияние со стороны Франции. Эта система используется во франкоязычных странах в Суб-Сахарской Африке, Центральной Африканской Республике, Мали, Того, Чаде, Габоне, Мавритании и Конго, как и в Северной Африке и Египте. Куба, Гаити, Иран, Кирибати и Коморские острова также используют двухтуровую систему для избрания в законодательные органы, равно как и такие государства, пост советского блока, как Беларусь, Кыргызстан, Македония, Молдова, Таджикистан, Украина и Узбекистан. Не удивительно, что в Западной Европе к Франции в использовании двухтуровой системы присоединилась Монако. В Албании и Литве двухтуровые выборы проводятся наряду с выборами Пропорционального Представительства по спискам в качестве части их параллельных систем, в то время в Венгрии двухтуровая система используется, чтобы разрешить результаты мажоритарного окружного избирательного компонента смешанной пропорциональной системы MMP пропорционального представительства PR.

Альтернативное Голосование (AV) представляет собой необычную избирательную систему, ныне используемую лишь в Австралии, и, в несколько измененной форме, в Науру. Не так давно, в Великобритании появилось мнение о том, что эта система является наилучшей альтернативой системе FPTP. Альтернативное Голосование использовалось в Папуа Новой Гвинее в период с 1964 по 1975 годы, а в 1996 году было рекомендовано в качестве новой избирательной системы на Фиджи. Таким образом, представляется хороший пример упоминавшегося ранее распределения избирательных систем: большинство случаев использования АГ в прошлом, настоящем и, вероятно, будущем имело место в районе Океании.

Как и в системе First Past the Post (FPTP), альтернативные выборы обычно проводятся в одномандатных избирательных округах. Однако альтернативное голосование дает избирателям гораздо больше выбора, чем FPTP в части, касающейся отметок на избирательных бюллетенях. В условиях альтернативного голосования избиратели не просто отмечают кандидатов по своему выбору, но распределяют их в порядке предпочтения, помечая цифрой «1» самого лучшего, по их мнению (первая преференция), цифрой «2» – менее предпочтительного (вторая преференция), цифрой «3» — еще менее желательного и так далее. Таким образом, эта система дает избирателям возможность распределить кандидатов по степени желательности, а не просто отметить своего кандидата. По этой причине такой тип голосования в странах, где оно используется, его часто называют «преференциальным голосованием».

Альтернативное голосование отличается от FPTP и в способе подсчета голосов. Как и в системах FPTP и двухтуровой, кандидат, получивший абсолютное большинство голосов (пятьдесят процентов плюс 1), избирается немедленно. Однако, если ни один кандидат не получает абсолютного большинства голосов, согласно правилам альтернативного голосования, кандидат с наименьшим количеством первых преференций «исключается» из процесса подсчета и его баллотировка рассматривается уже с учетом вторых преференций. Эти последние затем определяются в отношении оставшихся кандидатов в порядке пометок на бюллетене. Этот процесс повторяется до тех пор, пока один из кандидатов не получит абсолютного большинства и не будет объявлен соответствующим образом избранным. По этой причине, Альтернативное голосование часто относится в разряд мажоритарных систем, поскольку кандидату для получения места необходимо набрать абсолютное, а не относительное большинство голосов.

Голосование Блоком представляет собой простое использование системы First Past the Post (FPTP) (См. Система FPTP) в многомандатных округах. Каждому избирателю дается возможность подать столько голосов, сколько мест должно быть заполнено, и они также свободно могут проголосовать за отдельных кандидатов вне зависимости от их партийной принадлежности. В большинстве систем Голосования Блоком можно использовать по желанию либо наибольшее, либо наименьшее количество голосов. По состоянию на сентябрь 1997 года, избирательные системы голосования блоком использовались палестинским руководством, на Бермудах, Фиджи, в Лаосе, на Американских Виргинских островах, в Таиланде, на Мальдивах, в Кувейте, на Филиппинах и Маврикии. Эта система также применялась в Иордании в 1989 году и в Монголии в 1992 году, но была изменена в обеих странах в силу неблагоприятных результатов, которые она дала. Несколько мест в британской Палате общин, в частности Университетские места, вплоть до 1945 года избирались именно Голосованием Блоком.

Голосование Партийным Блоком (ПБ)

Для избрания ряда членов своего парламента (в Джибути и Ливане – всех, в Сингапуре, Тунисе и Сенегале – почти всех) в пяти странах используется избирательная система, которая находится где-то посередине между FPTP и голосованием блоком, как описывалось выше. Мы будем называть эту систему Голосование Партийным Блоком. Как и в процессе FPTP, избиратели, обычно, имеют право на один голос, но в отличие от FPTP, выборы проводятся в многомандатных округах, а избиратели скорее выбирают между партийными списками кандидатов, а не отдельных лиц. Партия, набравшая наибольшее число голосов, получает все места в данном округе, и весь список ее кандидатов соответствующим образом избирается. Как и при FPTP, здесь нет необходимости в получении абсолютного большинства голосов.

В некоторых странах ГПБ применяется с тем, чтобы обеспечить сбалансированное этническое представительство, поскольку это дает возможность партиям представлять на выборах разнообразные с этнической точки зрения списки кандидатов. Например, в Ливане каждый партийный список должен включать различных кандидатов из разных этнических групп. В Сингапуре существует ряд одно и многомандатных округов. И в то время как члены парламента, получающие места от одномандатных округов, избираются по системе FPTP, большинство членов парламента избираются от многомандатных округов, так называемых избирательных округов коллективного представительства, каждый из которых возвращает от трех до шести членов из единого списка партии или отдельных кандидатов. Из числа кандидатов, занесенных в каждый список от партии или группы, по крайней мере, один должен быть малайцем, индийцем или представителей какого-либо иного меньшинства. Избиратели должны выбрать один из этих различных списков кандидатов, при этом они могут проголосовать лишь один раз. Имея право только на один голос, в большинстве округов избиратели фактически выбирают всех членов одним голосованием. В Сингапуре в некоторых обстоятельствах практикуется выделение мест для «сильнейшего проигравшего» из числа кандидатов оппозиции, так же как и в Эквадоре, где, если партия, занявшее второе место по числу голосов, получает половину от количества голосов, поданных за ведущую партию, ей в награду предоставляется место.

Голосование по одномандатным округам это какая избирательная система

Статья 12. Образование одномандатных избирательных округов

1. Для проведения выборов депутатов Государственной Думы, избираемых по одномандатным избирательным округам, на территории Российской Федерации образуется 225 одномандатных избирательных округов. Образование одномандатных избирательных округов осуществляется на основании сведений о численности избирателей, участников референдума, зарегистрированных на территориях субъектов Российской Федерации в соответствии с требованиями, предусмотренными статьей 16 Федерального закона «Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации». Границы одномандатных избирательных округов определяются исходя из численности избирателей, зарегистрированных на территориях субъектов Российской Федерации, по состоянию на ближайшую ко дню принятия Центральной избирательной комиссией Российской Федерации решения о представлении на рассмотрение Государственной Думы схемы одномандатных избирательных округов дату (на 1 января или на 1 июля).

2. Одномандатные избирательные округа образуются на основе единой нормы представительства избирателей, определяемой путем деления общего числа избирателей, зарегистрированных в Российской Федерации, на общее число одномандатных избирательных округов (225).

3. После определения единой нормы представительства избирателей для одномандатного избирательного округа число избирателей, зарегистрированных на территории каждого субъекта Российской Федерации, делится на число, составляющее единую норму представительства избирателей. Целая часть полученного частного является предварительно установленным числом одномандатных избирательных округов для соответствующего субъекта Российской Федерации.

4. Субъектам Российской Федерации, в которых число зарегистрированных избирателей меньше единой нормы представительства избирателей, выделяется по одному одномандатному избирательному округу из общего числа одномандатных избирательных округов.

5. Оставшиеся одномандатные избирательные округа распределяются по одному между субъектами Российской Федерации, у которых частное, определенное в соответствии с частью 3 настоящей статьи, больше единицы и имеет наибольшую дробную часть.

6. Если распределение одномандатных избирательных округов, предусмотренное частями 3 и 4 настоящей статьи, приводит к тому, что число распределенных одномандатных избирательных округов окажется больше 225, то их распределение производится по следующим правилам. В первую очередь одномандатные избирательные округа выделяются по одному субъектам Российской Федерации, указанным в части 4 настоящей статьи. Затем общее число избирателей, зарегистрированных на территориях остальных субъектов Российской Федерации, делится на число нераспределенных одномандатных избирательных округов. Полученное частное является вторичной единой нормой представительства избирателей для одномандатного избирательного округа. После этого число избирателей, зарегистрированных на территории каждого такого субъекта Российской Федерации, делится на число, составляющее вторичную единую норму представительства избирателей. Целая часть полученного частного является предварительно установленным числом одномандатных избирательных округов для соответствующего субъекта Российской Федерации. Оставшиеся нераспределенными одномандатные избирательные округа распределяются по одному между субъектами Российской Федерации, у которых указанное частное имеет наибольшую дробную часть.

(в ред. Федерального закона от 09.03.2016 N 66-ФЗ)

(см. текст в предыдущей редакции)

7. Одномандатные избирательные округа образуются в соответствии со следующими требованиями:

1) должно соблюдаться примерное равенство одномандатных избирательных округов по числу зарегистрированных на их территориях избирателей с допустимым отклонением от средней нормы представительства избирателей в пределах одного субъекта Российской Федерации не более чем на 10 процентов, а в труднодоступных или отдаленных местностях — не более чем на 15 процентов. Средняя норма представительства избирателей определяется путем деления общего числа избирателей, зарегистрированных на территории субъекта Российской Федерации, на число одномандатных избирательных округов, распределенных этому субъекту Российской Федерации. Перечень труднодоступных и отдаленных местностей устанавливается законом субъекта Российской Федерации, действующим на день принятия Центральной избирательной комиссией Российской Федерации решения о представлении на рассмотрение Государственной Думы схемы одномандатных избирательных округов;

2) не допускается образование одномандатных избирательных округов из территорий, не граничащих между собой, за исключением территорий, не граничащих с другими территориями в данном субъекте Российской Федерации;

3) не допускается образование одномандатного избирательного округа из территорий двух и более субъектов Российской Федерации;

4) на территории каждого субъекта Российской Федерации должно быть образовано не менее одного одномандатного избирательного округа;

5) распределение одномандатных избирательных округов между субъектами Российской Федерации должно обеспечивать максимально возможное с учетом требований, предусмотренных пунктами 3 и 4 настоящей части, равенство представительства в Государственной Думе избирателей от каждого субъекта Российской Федерации;

6) в наименование одномандатного избирательного округа должно быть включено наименование соответствующего субъекта Российской Федерации.

8. При образовании в соответствии с требованиями, предусмотренными частью 7 настоящей статьи, одномандатных избирательных округов учитываются границы муниципальных образований и населенных пунктов.

Ст. 12 (в ред. ФЗ от 29.05.2023 N 184-ФЗ) применяется к правоотношениям, возникшим в связи с проведением выборов, назначенных после 29.05.2023.

9. В целях распределения депутатских мандатов между зарегистрированными кандидатами, включенными в федеральные списки кандидатов, избиратели, проживающие за пределами территории Российской Федерации, приписываются к одномандатным избирательным округам, образованным на территории Российской Федерации. Число избирателей, приписанных к одномандатному избирательному округу, определяется на основании сведений о численности избирателей, участников референдума, зарегистрированных за пределами территории Российской Федерации в соответствии с требованиями статьи 16 Федерального закона «Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации». Число избирателей в одномандатном избирательном округе, к которому приписываются избиратели, проживающие за пределами территории Российской Федерации, должно быть меньше единой нормы представительства избирателей. Число избирателей, приписанных к одномандатному избирательному округу, не должно превышать 10 процентов от числа избирателей, зарегистрированных на территории этого одномандатного избирательного округа.

(в ред. Федерального закона от 29.05.2023 N 184-ФЗ)

(см. текст в предыдущей редакции)

10. Центральная избирательная комиссия Российской Федерации разрабатывает и не позднее чем за 80 дней до дня истечения срока, на который была утверждена прежняя схема одномандатных избирательных округов, представляет в установленном порядке на рассмотрение Государственной Думы новую схему одномандатных избирательных округов и ее графическое изображение. В схеме одномандатных избирательных округов указываются:

1) наименование каждого одномандатного избирательного округа и его номер;

2) перечень входящих в каждый одномандатный избирательный округ муниципальных образований или населенных пунктов. Если одномандатный избирательный округ включает в себя часть территории муниципального образования или населенного пункта, в перечне должны быть описаны границы данной части территории муниципального образования или населенного пункта. Если одномандатный избирательный округ включает в себя всю территорию субъекта Российской Федерации, перечень включенных в него муниципальных образований или населенных пунктов не приводится;

3) число избирателей, зарегистрированных в каждом одномандатном избирательном округе;

4) число избирателей, приписанных в соответствии с частью 9 настоящей статьи к одномандатным избирательным округам, с указанием иностранных государств, в которых эти избиратели проживают.

11. При образовании одномандатных избирательных округов и определении их схемы может использоваться ГАС «Выборы».

12. Схема одномандатных избирательных округов утверждается федеральным законом сроком на 10 лет. Указанный федеральный закон должен быть опубликован не позднее чем за 20 дней до истечения срока, на который была утверждена прежняя схема одномандатных избирательных округов. В случае, если такой федеральный закон не опубликован в указанный срок, новая схема одномандатных избирательных округов утверждается Центральной избирательной комиссией Российской Федерации не позднее чем через один месяц со дня истечения этого срока. В случае роспуска Государственной Думы на досрочных выборах депутатов Государственной Думы применяется прежняя схема одномандатных избирательных округов.

Избирательные системы

В данный момент вы не можете посмотреть или раздать видеоурок ученикам

Чтобы получить доступ к этому и другим видеоурокам комплекта, вам нужно добавить его в личный кабинет.

Получите невероятные возможности

Конспект урока «Избирательные системы»

В большинстве современных государств выборы – важнейшее политическое событие. Их результаты решают, как будет развиваться страна в ближайшей перспективе. Амбициозные, обладающие лидерскими качествами люди могут проявить себя, войти в состав органов власти.

Выборы предоставляют гражданам не так уж часто появляющуюся возможность непосредственно воздействовать на политику государства.

Государственный строй во многом определяется тем, как именно проходят выборы, какая избирательная система существует в стране. В широком смысле слова этот термин включает в себя не только организацию выборов, но и избирательное право, его основные принципы.

О них мы уже достаточно подробно говорили. Сейчас разберёмся с тем, какие существуют системы голосования, какими способами определяются его результаты.

Выделяют два основных типа избирательной системы – мажоритарную и пропорциональную.

Слово majorité переводится с французского как «большинство». Или можно вывести этот термин от английского major – «главный», «более важный». В обоих случаях суть этой избирательной системы передаётся очень хорошо. На выборах побеждает конкретный человек – кандидат, за которого проголосовало большинство избирателей, который оказался «более важным».

Мажоритарная система используется очень долго, и за это время появились различные её разновидности. Познакомимся с некоторыми из них.

Если речь идёт об избрании президента, губернатора, мэра и так далее, то страна не делится на множество избирательных округов. Создаётся один – единый.

Это и понятно. В стране только один президент, в регионе – один губернатор, в городе – один мэр.

Когда же избираются депутаты общегосударственного или местного парламента, то одним округом дело не обходится. Их создаётся столько, сколько человек нужно избрать. Это если речь идёт об одномандатных избирательных округах.

Но округа могут быть и многомандатными. То есть от каждого из них будет избрано несколько представителей в выборный орган. У вас может возникнуть вопрос о том, зачем это нужно. Ведь это усложняет процедуру выборов. Безусловно, но в некоторых случаях для создания многомандатных округов есть очень веские причины.

Мы с вами уже говорили о важности соблюдения принципа равенства во время выборов. Один из путей его обеспечить – «нарезать» округа таким образом, чтобы численность относящихся к ним избирателей была примерно равной. Однако иногда это невозможно или неудобно. Скажем, придётся «делить» многоквартирный дом или деревню.

Особенно часто это бывает на выборах в местные органы самоуправления, когда число избирателей сравнительно невелико.

Кроме того, в условиях невысокой политической активности многомандатный округ – способ повысить конкуренцию на выборах. Обеспечить осуществление принципа альтернативности для каждого одномандатного округа бывает затруднительно – желающих выдвинуть свою кандидатуру может быть немного. А в многомандатных округах альтернативность обеспечивается даже тогда, когда в среднем на одно место приходится меньше двух кандидатов.

Как в таких условиях голосуют избиратели? Существует несколько вариантов. Представим себе некий гипотетический округ N. От него нужно избрать 3 депутата. А кандидатов на это место 5. Каждый избиратель имеет 3 голоса, то есть в бюллетене он отмечает три кандидатуры из пяти. Поданные голоса суммируются, и определяются 3 победителя. Это называется блоковой системой неограниченного вотума.

Но вотум может быть и ограниченным. Это значит, что у каждого избирателя голосов меньше числа депутатских мандатов. В нашем случае, скажем, их будет 2.

А если избиратель должен выбрать только одну кандидатуру (он имеет лишь 1 голос), то это система единого непереходного (или непередаваемого) голоса. Подведение итогов происходит так же, как и в первом случае.

Правда, тут может возникнуть одна проблема: а что, если все избиратели отдадут свои голоса только одному или только двум кандидатам? Придётся проводить ещё один тур голосования?

Мы с вами видим, что в многомандатных округах действует система относительного большинства. Повторим ещё раз, что это значит: побеждают те, кто получил больше голосов, чем другие. При этом неважно, сколько именно. Такая система может использоваться и в одномандатных округах. Выборы проходят быстро, в один тур. Ну, разве что в бюллетенях есть графа «против всех» и все избиратели поставили отметку именно в ней. Это чисто гипотетический вариант. Насколько нам известно, нигде в мире такого не происходило.

Более вероятно, хотя тоже редко случается, что за двух кандидатов проголосует абсолютно одинаковое число избирателей. Из этой ситуации законодатели «выкручиваются» по-разному. В России избранным будет считаться тот кандидат, который раньше зарегистрировался. Где-то в таких случаях предусматривается проведение второго тура голосования. А в некоторых штатах США претендентам предложат сыграть в какую-нибудь азартную игру – чтобы всё решил слепой случай.

Но есть и другие виды большинства. Абсолютное – это больше половины, хотя бы на один голос. При этом обычно оговариваются, что речь идёт о половине от «принявших участие в голосовании». Это может очень сильно отличаться от половины голосов всех избирателей, относящихся к данному округу.

При такой системе второй тур не одна из возможностей, а необходимость. Ведь ситуация, когда ни один из кандидатов не наберёт абсолютного большинства, вполне реальна в условиях высокой конкуренции. Во второй тур выходят только два кандидата. Исход борьбы между ними может определяться как по системе абсолютного, так и относительного большинства.

Квалифицированное большинство предполагает, что закон устанавливает некий конкретный необходимый минимум голосов, который нужно набрать. Обычно он выше абсолютного большинства – 2/3 или 3/4 голосов. Но это совсем не обязательно. Например, в конце 1990 – начале 2000-х годов для того, чтобы быть избранным губернатором Приморского края, кандидат должен был получить больше голосов избирателей, чем остальные претенденты, но не менее 35 %. В принципе, и 50 % можно считать квалифицированным большинством – это ведь тоже точное число. Но на практике системы абсолютного и квалифицированного большинства всё же различают, квалифицированное большинство определяют более высокими рамками и на выборах практически не применяют. Чаще оно используется в сфере законотворчества. Вспомните, кстати, где именно мы с ним встречались.

Прежде, чем идти дальше, подведём промежуточный итог и представим наши знания о мажоритарной избирательной системе в виде схемы.

Название «пропорциональная система» также говорящее. Депутатские мандаты в выборных органах распределяются между списками кандидатов пропорционально количеству голосов, поданных за них. Если схематично, то так: получил список поддержку 50 % избирателей, занимайте половину мест в парламенте. 20 % – значит пятую часть.

В реальности процент полученных на выборах голосов и процент депутатских мандатов отличается. И не только потому, что иногда цифры приходится округлять – не может же какое-то избирательное объединение послать в представительный орган, скажем, пять с половиной депутатов.

В большинстве стран, где используется пропорциональная избирательная система, существует так называемый процентный, или электоральный барьер. Он не даёт возможности получить места в законодательном органе мелким партиям. То есть законодательство устанавливает необходимый минимум голосов избирателей, которые список кандидатов должен получить, чтобы иметь право на хотя бы один депутатский мандат.

В России такой барьер при выборах в Государственную Думу по партийным спискам составляет 5 %. Допустим, за список какой-либо партии проголосовало 3 % избирателей. Если бы никаких барьеров не было, то эта партия получила бы 3 % мандатов. По партийным спискам с 2016 года избирается половина депутатов Думы – 225 человек. 3 % от этого числа – 6,75, в общем, 7 мест.

Но барьер установлен. То есть эта партия в Госдуму не пройдёт. Однако число депутатских мест от этого не изменится, не так ли? Они будут распределены между теми партиями, которые процентный барьер преодолели. Тоже пропорционально количеству полученных на выборах голосов.

Каков результат существования подобных барьеров? Они отсекают мелкие или недостаточно влиятельные партии от участия в парламентской деятельности. И способствуют снижению их влияния на население. Сомневаясь, что партия, которой они симпатизируют, пройдёт процентный барьер, избиратели предпочтут проголосовать за более перспективную в этом смысле партию. Хорошо это или плохо, решите сами. Но один факт для размышления подкинем: на выборах 1995 года в российскую Госдуму и на парламентских выборах 2002 года в Турции в парламент по партийным спискам не прошли партии, в сумме набравшие более 45 % голосов избирателей.

Что ещё нужно знать о пропорциональной избирательной системе? Мы не раз повторяли, что таким образом избирают депутатов. Понятно, что, когда речь идёт о выборах на должности, существующие в одном экземпляре, никаких списков составляться не может.

Откуда, кстати, эти списки берутся? Мы упоминали партийные списки, но закон может предусматривать и возможность создания непартийных избирательных объединений. В любом случае списки кандидатов в депутаты утверждаются на съездах партий или объединений. В некоторых случаях, чтобы они были зарегистрированы избирательной комиссией, необходимо собрать в их поддержку определённое число подписей избирателей. Изучая механизм формирования органов государственной власти в России, мы об этом упоминали.

Списки могут быть закрытыми и открытыми. В первом случае избиратели голосуют за список в целом, не имея возможности высказать своё мнение в отношении включённых в него кандидатов. После подведения итогов выборов депутатские места занимают кандидаты, находящиеся в верхней части списка, – первые пять, десять или сто, в зависимости от того, сколько мандатов они получили.

Система открытых списков означает, что избиратели не только голосуют за ту или иную партию, но и могут отдать предпочтение отдельному кандидату (или кандидатам), поменять их расположение в списке. При этом используются разные методы – отмечаются те кандидаты, которых избиратель хочет видеть в парламенте, или он ранжирует их (расставляет номера напротив фамилий).

Выборы по партийным спискам в России проходят по единому округу. Но в других государствах создаётся несколько многомандатных округов. В Польше, например, при выборе депутатов Сейма – сорок один. От каждого, в зависимости от размера, в парламент проходит от семи до девятнадцати депутатов.

Пожалуй, один из наиболее сложных вопросов при выборах по пропорциональной системе – подсчёт количества мест, которые может занять та или иная партия (объединение, блок). Используются разные методы, например, в России методы Хэра (избирательной квоты) и Империале (метод делителей). Но их подробная характеристика выходит за рамки нашего курса.

Подытожим наши знания о пропорциональной избирательной системе.

Ни одна из двух основных избирательных систем не является идеальной. У каждой из них есть свои достоинства и недостатки. Поэтому в ряде государств используются смешанная или гибридная избирательные системы.

Смешение означает параллельное существование, а гибрид – синтез двух систем. То есть либо половину депутатов избирают по партийным спискам, а вторую – по одномандатным округам, либо выдвижение и голосование проходят по разным системам.

Какие плюсы и минусы мажоритарной и пропорциональной избирательных систем вы можете назвать? Что, на ваш взгляд, перевешивает, какая из систем более оптимальна?

Порассуждайте об этом чуть позже, а пока познакомьтесь со схемой «Избирательная система Российской Федерации».

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *