Что входит в понятие обращение с отходами
Статья 1. Основные понятия
1. В настоящем Федеральном законе используются следующие основные понятия:
отходы производства и потребления (далее — отходы) — вещества или предметы, которые образованы в процессе производства, выполнения работ, оказания услуг или в процессе потребления, которые удаляются, предназначены для удаления или подлежат удалению в соответствии с настоящим Федеральным законом. К отходам не относится донный грунт, используемый в порядке, определенном законодательством Российской Федерации, а также вскрышные и вмещающие горные породы, которые подлежат использованию в соответствии с Законом Российской Федерации от 21 февраля 1992 года N 2395-I «О недрах»;
(в ред. Федеральных законов от 29.12.2014 N 458-ФЗ, от 16.12.2019 N 431-ФЗ, от 14.07.2022 N 343-ФЗ)
(см. текст в предыдущей редакции)
абзац утратил силу. — Федеральный закон от 30.12.2008 N 309-ФЗ;
(см. текст в предыдущей редакции)
обращение с отходами — деятельность по сбору, накоплению, транспортированию, обработке, утилизации, обезвреживанию, размещению отходов;
(в ред. Федерального закона от 29.12.2014 N 458-ФЗ)
(см. текст в предыдущей редакции)
размещение отходов — хранение и захоронение отходов;
хранение отходов — складирование отходов в специализированных объектах сроком более чем одиннадцать месяцев в целях утилизации, обезвреживания, захоронения;
(в ред. Федерального закона от 29.12.2014 N 458-ФЗ)
(см. текст в предыдущей редакции)
захоронение отходов — изоляция отходов, не подлежащих дальнейшей утилизации, в специальных хранилищах в целях предотвращения попадания вредных веществ в окружающую среду;
(в ред. Федеральных законов от 30.12.2008 N 309-ФЗ, от 29.12.2014 N 458-ФЗ)
(см. текст в предыдущей редакции)
утилизация отходов — использование отходов для производства товаров (продукции), выполнения работ, оказания услуг, включая повторное применение отходов, в том числе повторное применение отходов по прямому назначению (рециклинг), их возврат в производственный цикл после соответствующей подготовки (регенерация), извлечение полезных компонентов для их повторного применения (рекуперация), а также использование твердых коммунальных отходов в качестве возобновляемого источника энергии (вторичных энергетических ресурсов) после извлечения из них полезных компонентов на объектах обработки, соответствующих требованиям, предусмотренным пунктом 3 статьи 10 настоящего Федерального закона (энергетическая утилизация);
(в ред. Федеральных законов от 29.12.2014 N 458-ФЗ, от 27.12.2019 N 450-ФЗ)
(см. текст в предыдущей редакции)
обезвреживание отходов — уменьшение массы отходов, изменение их состава, физических и химических свойств (включая сжигание, за исключением сжигания, связанного с использованием твердых коммунальных отходов в качестве возобновляемого источника энергии (вторичных энергетических ресурсов), и (или) обеззараживание на специализированных установках) в целях снижения негативного воздействия отходов на здоровье человека и окружающую среду;
(в ред. Федеральных законов от 29.12.2014 N 458-ФЗ, от 27.12.2019 N 450-ФЗ)
(см. текст в предыдущей редакции)
объекты размещения отходов — специально оборудованные сооружения, предназначенные для размещения отходов, в том числе отходов недропользования (за исключением объектов хранения вскрышных и вмещающих горных пород, которые подлежат использованию в соответствии с Законом Российской Федерации от 21 февраля 1992 года N 2395-I «О недрах»), и включающие в себя объекты хранения отходов и объекты захоронения отходов;
(в ред. Федерального закона от 14.07.2022 N 343-ФЗ)
(см. текст в предыдущей редакции)
трансграничное перемещение отходов — перемещение отходов с территории, находящейся под юрисдикцией одного государства, на территорию (через территорию), находящуюся под юрисдикцией другого государства, или в район, не находящийся под юрисдикцией какого-либо государства, при условии, что такое перемещение отходов затрагивает интересы не менее чем двух государств;
лимит на размещение отходов — предельно допустимое количество отходов конкретного вида, которые разрешается размещать определенным способом на установленный срок в объектах размещения отходов с учетом экологической обстановки на данной территории;
норматив образования отходов — установленное количество отходов конкретного вида при производстве единицы продукции;
паспорт отходов — документ, удостоверяющий принадлежность отходов к отходам соответствующего вида и класса опасности, содержащий сведения об их составе;
(в ред. Федерального закона от 30.12.2008 N 309-ФЗ)
(см. текст в предыдущей редакции)
вид отходов — совокупность отходов, которые имеют общие признаки в соответствии с системой классификации отходов;
лом и отходы цветных и (или) черных металлов — пришедшие в негодность или утратившие свои потребительские свойства изделия из цветных и (или) черных металлов и их сплавов, отходы, образовавшиеся в процессе производства изделий из цветных и (или) черных металлов и их сплавов, а также неисправимый брак, возникший в процессе производства указанных изделий;
(абзац введен Федеральным законом от 29.12.2000 N 169-ФЗ)
сбор отходов — прием отходов в целях их дальнейших обработки, утилизации, обезвреживания, размещения;
(в ред. Федерального закона от 14.07.2022 N 268-ФЗ)
(см. текст в предыдущей редакции)
транспортирование отходов — перевозка отходов автомобильным, железнодорожным, воздушным, внутренним водным и морским транспортом в пределах территории Российской Федерации, в том числе по автомобильным дорогам и железнодорожным путям, осуществляемая вне границ земельного участка, находящегося в собственности индивидуального предпринимателя или юридического лица либо предоставленного им на иных правах;
(в ред. Федерального закона от 02.07.2021 N 356-ФЗ)
(см. текст в предыдущей редакции)
накопление отходов — складирование отходов на срок не более чем одиннадцать месяцев в целях их дальнейших обработки, утилизации, обезвреживания, размещения;
(в ред. Федерального закона от 31.12.2017 N 503-ФЗ)
(см. текст в предыдущей редакции)
обработка отходов — предварительная подготовка отходов к дальнейшей утилизации, включая их сортировку, разборку, очистку;
(абзац введен Федеральным законом от 29.12.2014 N 458-ФЗ)
твердые коммунальные отходы — отходы, образующиеся в жилых помещениях в процессе потребления физическими лицами, а также товары, утратившие свои потребительские свойства в процессе их использования физическими лицами в жилых помещениях в целях удовлетворения личных и бытовых нужд. К твердым коммунальным отходам также относятся отходы, образующиеся в процессе деятельности юридических лиц, индивидуальных предпринимателей и подобные по составу отходам, образующимся в жилых помещениях в процессе потребления физическими лицами;
(абзац введен Федеральным законом от 29.12.2014 N 458-ФЗ)
норматив накопления твердых коммунальных отходов — среднее количество твердых коммунальных отходов, образующихся в единицу времени;
(абзац введен Федеральным законом от 29.12.2014 N 458-ФЗ)
объекты захоронения отходов — предоставленные в пользование в установленном порядке участки недр, подземные сооружения для захоронения отходов I — V классов опасности в соответствии с законодательством Российской Федерации о недрах;
(абзац введен Федеральным законом от 29.12.2014 N 458-ФЗ)
объекты хранения отходов — специально оборудованные сооружения, которые обустроены в соответствии с требованиями законодательства в области охраны окружающей среды и законодательства в области обеспечения санитарно-эпидемиологического благополучия населения и предназначены для долгосрочного складирования отходов в целях их последующих утилизации, обезвреживания, захоронения;
(абзац введен Федеральным законом от 29.12.2014 N 458-ФЗ)
объекты обезвреживания отходов — специально оборудованные сооружения, которые обустроены в соответствии с требованиями законодательства в области охраны окружающей среды и законодательства в области обеспечения санитарно-эпидемиологического благополучия населения и предназначены для обезвреживания отходов;
(абзац введен Федеральным законом от 29.12.2014 N 458-ФЗ)
оператор по обращению с твердыми коммунальными отходами — индивидуальный предприниматель или юридическое лицо, осуществляющие деятельность по сбору, транспортированию, обработке, утилизации, обезвреживанию, захоронению твердых коммунальных отходов;
(абзац введен Федеральным законом от 29.12.2014 N 458-ФЗ)
региональный оператор по обращению с твердыми коммунальными отходами (далее также — региональный оператор) — оператор по обращению с твердыми коммунальными отходами — юридическое лицо, которое обязано заключить договор на оказание услуг по обращению с твердыми коммунальными отходами с собственником твердых коммунальных отходов, которые образуются и места накопления которых находятся в зоне деятельности регионального оператора;
(абзац введен Федеральным законом от 29.12.2014 N 458-ФЗ; в ред. Федерального закона от 31.12.2017 N 503-ФЗ)
(см. текст в предыдущей редакции)
группы однородных отходов — отходы, классифицированные по одному или нескольким признакам (происхождению, условиям образования, химическому и (или) компонентному составу, агрегатному состоянию и физической форме);
(абзац введен Федеральным законом от 29.12.2014 N 458-ФЗ)
баланс количественных характеристик образования, утилизации, обезвреживания, захоронения твердых коммунальных отходов на территории субъекта Российской Федерации — соотношение количества образовавшихся твердых коммунальных отходов и количественных характеристик их утилизации, обезвреживания, захоронения, передачи в другие субъекты Российской Федерации (поступления из других субъектов Российской Федерации) для последующих утилизации, обезвреживания, захоронения;
(абзац введен Федеральным законом от 29.12.2014 N 458-ФЗ)
С 01.01.2024 абз. 30 п. 1 ст. 1 излагается в новой редакции (ФЗ от 04.08.2023 N 451-ФЗ). См. будущую редакцию.
отходы от использования товаров — отходы, образовавшиеся после утраты товарами, упаковкой товаров полностью или частично своих потребительских свойств;
(в ред. Федерального закона от 31.12.2017 N 503-ФЗ)
(см. текст в предыдущей редакции)
абзац утратил силу. — Федеральный закон от 31.12.2017 N 503-ФЗ;
(см. текст в предыдущей редакции)
федеральный оператор по обращению с отходами I и II классов опасности — юридическое лицо, уполномоченное в соответствии с настоящим Федеральным законом обеспечивать и осуществлять деятельность по обращению с отходами I и II классов опасности на территории Российской Федерации (далее также — федеральный оператор);
(абзац введен Федеральным законом от 26.07.2019 N 225-ФЗ)
российский экологический оператор — публично-правовая компания, создаваемая в соответствии с указом Президента Российской Федерации в целях формирования комплексной системы обращения с твердыми коммунальными отходами, обеспечения управления указанной системой, предотвращения вредного воздействия таких отходов на здоровье человека и окружающую среду, вовлечения таких отходов в хозяйственный оборот в качестве сырья, материалов, изделий и превращения во вторичные ресурсы для изготовления новой продукции и (или) получения энергии, а также в целях ресурсосбережения;
(абзац введен Федеральным законом от 26.07.2019 N 225-ФЗ)
оператор по обращению с отходами I и II классов опасности — индивидуальный предприниматель или юридическое лицо, которые обладают правом в соответствии с настоящим Федеральным законом осуществлять деятельность по обращению с отходами I и II классов опасности, полученными от иных индивидуальных предпринимателей, юридических лиц, в результате хозяйственной и (или) иной деятельности которых образуются отходы I и II классов опасности, и имеют лицензии на деятельность по сбору, транспортированию, обработке, утилизации, обезвреживанию, размещению отходов I — IV классов опасности в отношении соответствующих видов работ с отходами I и II классов опасности;
(абзац введен Федеральным законом от 26.07.2019 N 225-ФЗ)
вторичные ресурсы — отходы, которые или части которых могут быть повторно использованы для производства товаров, выполнения работ, оказания услуг или получения энергии и которые получены в результате раздельного накопления, сбора или обработки отходов либо образованы в процессе производства;
(абзац введен Федеральным законом от 14.07.2022 N 268-ФЗ)
фосфогипс — вещество, образующееся при производстве минеральных удобрений из фосфоритной породы и не являющееся целью данного производства;
(абзац введен Федеральным законом от 14.07.2022 N 343-ФЗ)
золошлаковые отходы от сжигания угля — продукты термической обработки угля (золошлаковая смесь, зола-унос, шлаки), полученные в результате его сжигания в целях производства электрической и (или) тепловой энергии.
(абзац введен Федеральным законом от 14.07.2022 N 343-ФЗ)
С 01.01.2024 п. 1 ст. 1 дополняется абз. (ФЗ от 04.08.2023 N 451-ФЗ). См. будущую редакцию.
2. В настоящем Федеральном законе понятие «отходы недропользования» используется в значении, указанном в преамбуле Закона Российской Федерации от 21 февраля 1992 года N 2395-I «О недрах».
Обращение с отходами производства и потребления Понятие и классификация отходов
отходами производства и потребления принято называть остатки сырья, материалов, полуфабрикатов, иных изделий или продуктов, которые образовались в процессе производства или потребления, а также товары (продукция), утратившие свои потребительские свойства.
Опасными отходами называются отходы, содержащие вещества, которые обладают опасными свойствами: токсичностью, взрывоопасностью, пожароопасностью, высокой реакционной способностью, содержат возбудителей инфекционных болезней, а также представляющие опасность для окружающей среды и здоровья человека самостоятельно или при вступлении в контакт с другими веществами.
Санитарные правила установления класса опасности токсических отходов производства и потребления СП 2.1.7.1386-03 устанавливают пять классов опасности отходов:
отходы I класса опасности (чрезвычайно опасные), к ним относятся например, ртутные лампы, отработанные люминесцентные ртутьсодержащие трубки;
отходы II класса опасности (высокоопасные), например отходы, содержащие пыль и/или опилки свинца;
отходы III класса опасности (умеренно опасные): пыль цементная;
отходы IV класса опасности (малоопасные): коксовая пыль, отходы абразивных материалов в виде пыли и порошка;
отходы V класса опасности (практически неопасные): отходы песка, не загрязненного опасными веществами.
Обращение с отходами
Обращение с отходами – деятельность, в процессе которой образуются отходы, а также производится сбор, использование, обезвреживание, транспортировка и размещение отходов.
Размещение отходов – хранение и захоронение отходов.
Хранение отходов предусматривает содержание отходов в объектах размещения отходов в целях их последующего захоронения, обезвреживания или использования.
Объекты размещения отходов – специально оборудованные сооружения: полигоны, шламохранилища, отвалы горных пород и др.
Захоронение отходов – изоляция отходов, не подлежащих дальнейшему использованию, в специальных хранилищах, исключающих попадание вредных веществ в окружающую природную среду.
Обезвреживание отходов – обработка отходов, в том числе сжигание на специализированных установках в целях предотвращения вредного воздействия отходов на человека и окружающую природную среду.
Каждому производителю продукции устанавливается норматив образования отходов, т.е. количество отходов конкретного вида при производстве единицы продукции, и рассчитывается лимит на размещение отходов – предельно допустимое количество отходов в течение года.
Методы переработки отходов
Основными методами переработки отходов являются биоразложение, компостирование и сжигание.
Компостирование – это биологический метод обезвреживания твердых бытовых отходов (ТБО), содержащих большое количество органики. Сущность процесса заключается в следующем. Разнообразные, в основном теплолюбивые, микроорганизмы активно растут и развиваются в толще мусора, в результате чего происходит его соморазогревание до 60 о С. При этой температуре погибают патогенные микроорганизмы. Разложение твердых органических веществ в бытовых отходах продолжается до получения относительно стабильного материала, подобного гумусу. При этом более сложные соединения разлагаются и переходят в более простые. Недостатком компостирования является необходимость складирования и обезвреживания некомпостируемой части мусора, объем которой составляет значительную часть общего количества мусора. Эта проблема может быть решена путем сжигания, пиролиза или вывоза отходов на полигоны.
Биоразложение органических отходов считается наиболее экологически приемлемым и экономически целесообразным методом их переработки.
В настоящее время многие разбавленные промышленные отходы обрабатываются биологическими способами. Обычно используется аэробная технология, основанная на окислении, осуществляемом микроорганизмами в аэротенках, биофильтрах и биопрудах. Существенным недостатком аэробных технологий являются энергозатраты на аэрацию и проблемы утилизации образующегося избыточного активного ила – до 1,5 кг биомассы микроорганизмов на каждый удаленный килограмм органических веществ.
Анаэробная обработка методом метанового сбраживания лишена указанных недостатков: при этом не требуется затрат электроэнергии на аэрацию, уменьшается объем осадка и, кроме того, образуется ценное органическое вещество – метан. Механизм анаэробной микробиологической конверсии органических веществ весьма сложен и не до конца изучен. Тем не менее промышленные технологии анаэробной очистки получили широкое распространение за рубежом. В нашей стране интенсивные анаэробные технологии пока не используются.
Термические методы переработки отходов. Твердые бытовые отходы содержат до 30 % по массе углерода и до 4 % водорода. Теплотворная способность отходов определяется именно этими элементами. Разработаны различные технологии огневого обезвреживания отходов. Главными продуктами сгорания углерода и водорода являются соответственно СО2 и Н2О.
При неполном сгорании образуются нежелательные продукты: монооксид углерода, низкомолекулярные органические соединения, полициклические ароматические углеводороды, сажа и др. При сжигании необходимо учитывать, что в составе отходов присутствуют потенциально опасные элементы, характеризующиеся высокой токсичностью и летучестью: различные соединения галогенов, азота, серы, тяжелых металлов (меди, цинка, свинца и др.).
В промышленной практике в настоящее время существует два направления термической переработки ТБО, основанные на принудительном перемешивании и перемещении материала:
слоевое сжигание на колосниковых решетках при температуре 900 …1000 о С;
сжигание в кипящем слое при температуре 850 … 950 о С.
Сжигание в кипящем слое обладает рядом экологических и технологических преимуществ, но требует обязательно подготовки отходов к такому процессу, поэтому распространено значительно меньше.
Наиболее экологически приемлемым представляется использование отходов в качестве вторичных материальных ресурсов. Для реализации этого направления необходимы по меньшей мере два условия: во-первых, наличие достаточно полной и легко доступной информации по источникам и накоплению реализуемых отходов; во-вторых, выгодная экономическая конъюнктура.
Что входит в понятие обращение с отходами
ОБРАЩЕНИЕ С ОТХОДАМИ ПРОИЗВОДСТВА И ПОТРЕБЛЕНИЯ
ОПРЕДЕЛЕНИЕ ОТХОДА (ФЗ №89):
отходы производства и потребления (далее — отходы) |
вещества или предметы, которые образованы в процессе производства, выполнения работ, оказания услуг или в процессе потребления, которые удаляются, предназначены для удаления или подлежат удалению в соответствии с ФЗ №89. |
твердые коммунальные отходы | отходы, образующиеся в жилых помещениях в процессе потребления физическими лицами, а также товары, утратившие свои потребительские свойства в процессе их использования физическими лицами в жилых помещениях в целях удовлетворения личных и бытовых нужд. К твердым коммунальным отходам также относятся отходы, образующиеся в процессе деятельности юридических лиц, индивидуальных предпринимателей и подобные по составу отходам, образующимся в жилых помещениях в процессе потребления физическими лицами. |
лом и отходы цветных и (или) черных металлов | пришедшие в негодность или утратившие свои потребительские свойства изделия из цветных и (или) черных металлов и их сплавов, отходы, образовавшиеся в процессе производства изделий из цветных и (или) черных металлов и их сплавов, а также неисправимый брак, возникший в процессе производства указанных изделий |
отходы от использования товаров | готовые товары (продукция), утратившие полностью или частично свои потребительские свойства и складированные их собственником в месте сбора отходов, либо переданные в соответствии с договором или законодательством Российской Федерации лицу, осуществляющему обработку, утилизацию отходов, либо брошенные или иным образом оставленные собственником с целью отказаться от права собственности на них. |
вторичные материальные ресурсы | отходы производства и потребления, образующиеся в народном хозяйстве, для которых существует возможность повторного использования непосредственно или после дополнительной обработки (ГОСТ 30772-2001, статья 3.3). |
ОТХОДЫ ПОДРАЗДЕЛЯЮТ НА КЛАССЫ ОПАСНОСТИ В ЗАВИСИМОСТИ ОТ ИХ ОПАСНЫХ СВОЙСТВ (ПОЖАРООПАСНОСТЬ, ВЗРЫВООПАСНОСТЬ, ТОКСИЧНОСТЬ, И Т.Д.)
санитарно-эпидемиологическое заключение,
Роспортебнадзор
УДАЛЕНИЕ ОТХОДОВ:
ОБРАБОТКА
(СОРТИРОВКА)
УТИЛИЗАЦИЯ
(ИСПОЛЬЗОВАНИЕ)
РАЗМЕЩЕНИЕ
предварительная подготовка отходов к дальнейшей утилизации, включая их сортировку, разборку, очистку;
сортировка отходов — разделение и/или смешение отходов согласно определенным критериям на качественно различающиеся составляющие (ГОСТ 30772-2000)
хранение и захоронение отходов:
хранение -складирование отходов в специализированных объектах сроком более чем одиннадцать месяцев в целях утилизации, обезвреживания, захоронения;
захоронение -изоляция отходов, не подлежащих дальнейшей утилизации, в специальных хранилищах в целях предотвращения попадания вредных веществ в окружающую среду.
Объекты размещения отходов — специально оборудованные сооружения, предназначенные для размещения отходов (полигон, шламохранилище, в том числе шламовый амбар, хвостохранилище, отвал горных пород и другое) и включающие в себя объекты хранения отходов и объекты захоронения отходов. Инвентаризация объектов размещения отходов проводится юридическими лицами и индивидуальными предпринимателями, эксплуатирующими эти объекты по Приказу Минприроды России от 25 февраля 2010 г. № 49. Разъяснения МПР по объектам захоронения.
Запрещается:
- захоронение в объектах размещения отходов производства и потребления продукции, утратившей свои потребительские свойства и содержащей озоноразрушающие вещества , без рекуперации данных веществ из указанной продукции в целях их восстановления для дальнейшей рециркуляции (рециклирования) или уничтожения.
- захоронение отходов в границах населенных пунктов, лесопарковых, курортных, лечебно-оздоровительных, рекреационных зон, а также водоохранных зон, на водосборных площадях подземных водных объектов, которые используются в целях питьевого и хозяйственно-бытового водоснабжения. Запрещается захоронение отходов в местах залегания полезных ископаемых и ведения горных работ в случаях, если возникает угроза загрязнения мест залегания полезных ископаемых и безопасности ведения горных работ.
- размещение отходов на объектах, не внесенных в государственный реестр объектов размещения отходов (ГРОРО).
В целях государственного учета обращения озоноразрушающих веществ юридические лица и индивидуальные предприниматели, осуществляющие производство, использование, транспортировку, хранение, рекуперацию, восстановление, рециркуляцию (рециркулирование) и уничтожение озоноразрушающих веществ на территории Российской Федерации (Письмо МПР РФ от 4 декабря 2014 г. N 03-13-44/27840
Об отчетности по озоноразрушающим веществам):
- ведут учет произведенных, использованных, транспортированных, находящихся на хранении, рекуперированных, восстановленных, рециркулированных и уничтоженных озоноразрушающих веществ;
- представляют ежегодно, начиная с 2015 года, не позднее 1 апреля, в Министерство природных ресурсов и экологии Российской Федерации отчетность за прошедший год о произведенных, использованных, транспортированных, находящихся на хранении, рекуперированных, восстановленных, рециркулированных и уничтоженных озоноразрушающих веществах по форме согласно приложению № 1;
- обеспечивают своевременность представления отчетности о произведенных, использованных, транспортированных, находящихся на хранении, рекуперированных, восстановленных, рециркулированных и уничтоженных озоноразрушающих веществах и достоверность сведений, указанных в отчетности.
Объекты хранения отходов — специально оборудованные сооружения, которые обустроены в соответствии с требованиями законодательства в области охраны окружающей среды и законодательства в области обеспечения санитарно-эпидемиологического благополучия населения и предназначены для долгосрочного складирования отходов в целях их последующих утилизации, обезвреживания, захоронения.
Объекты обезвреживания отходов — специально оборудованные сооружения, которые обустроены в соответствии с требованиями законодательства в области охраны окружающей среды и законодательства в области обеспечения санитарно-эпидемиологического благополучия населения и предназначены для обезвреживания отходов.
ТРЕБОВАНИЯ ЗАКОНА К ОБРАЩЕНИЮ С ОТХОДАМИ:
- Индивидуальные предприниматели, юридические лица, в процессе деятельности которых образуются отходы
I — V классов опасности, обязаны осуществить отнесение соответствующих отходов к конкретному классу опасности для подтверждения такого отнесения в порядке, установленном Приказом МПР РФ №541 от 05.12.2014. - Подтверждение отнесения к конкретному классу опасности отходов, включенных в федеральный классификационный каталог отходов (ФККО), предусмотренный статьей 20 Федерального закона №89, а также пункта 3 Приказа МПР РФ №541 от 05.12.2014, не требуется!
- На отходы, не включенные в федеральный классификационный каталог отходов, индивидуальные предприниматели и юридические лица обязаны подтвердить отнесение таких отходов к конкретному классу опасности в течение 90 дней со дня их образования в порядке, установленном Министерством природных ресурсов и экологии Российской Федерации, для их включения в федеральный классификационный каталог отходов.
На основании данных о составе отходов, оценки степени их негативного воздействия на окружающую среду составляется паспорт отходов I — IV классов опасности (пример). Порядок паспортизации отходов и типовые формы паспортов отходов устанавливаются Постановлением Правительства РФ от 16 августа 2013 г. № 712 «О порядке проведения паспортизации отходов I — IV классов опасности».
Состав отхода определяется производителем (собственником) отхода самостоятельно или с привлечением аккредитованных в установленном порядке организаций. Относительное содержание каждого компонента в общей массе отхода Ci (в %) должно представлять собой верхнюю границу содержания данного компонента в общей массе отхода, т.е. соответствовать термину «не более». Сумма величин Ci для всех компонентов, из которых состоит отход, должна быть близка к 100%, но не менее 95%. Ответственным за достоверность сведений о составе отхода является его производитель (собственник).
Отнесение отходов к классу опасности проводится по Приказу Минприроды от 04.12.2014г. N 536 «Об утверждении критериев отнесения отходов к 1-5 классам опасности по степени НВОС». В соответствии с п.3 критериями отнесения отходов к 1-5 классам опасности по степени НВОС являются:
- Степень опасности отхода для окружающей среды (Критерий 1);
- Кратность разведения водной вытяжки, при которой вредное воздействие на гидробионтов отсутствует (биотестирование) (Критерий 2).
В соответствии с п.15 для установления класса опасности отхода применяется либо критерий 1 либо критерий 2.
В соответствии с критериями Приказа МПР РФ №541:
Химический и (или) компонентный состав вида отходов устанавливается на основании сведений, содержащихся в технологических регламентах, технических условиях, стандартах, проектной документации .
В случае отсутствия сведений о химическом и (или) компетентном составе вида отходов в указанной документации, химический и (или) компонентный состав вида отходов устанавливается по результатам количественных химических анализов , в ыполняемых с соблюдением установленных законодательством Российской Федерации об обеспечении единства измерений требований к измерениям и средствам измерений.
Копия паспорта, заверенного индивидуальными предпринимателями и юридическими лицами, а также копии документов, подтверждающих отнесение вида отхода к конкретному классу опасности, направляются в территориальный орган Федеральной службы по надзору в сфере природопользования по месту осуществления хозяйственной деятельности индивидуальными предпринимателями и юридическими лицами через портал ГКО.
Паспорт действует бессрочно!
ПРИ ОТСУТСТВИИ ПАПОРТА ПРЕДПРИЯТИЮ ГРОЗИТ ШТРАФ И ОТКАЗ ЛИЦЕНЗИРОВАННОЙ ОРГАНИЗАЦИИ В ПРИЕМЕ ОТХОДОВ!
Деятельность по сбору, транспортированию, обработке, утилизации, обезвреживанию, размещению отходов I – IV классов опасности подлежит ЛИЦЕНЗИРОВАНИЮ.
Важно! Накопление отходов на площадке предприятия (менее 11 месяцев) лицензированию не подлежит !
Лицензию нужно получать только тогда, когда организация принимает отходы от других физических или юридических лиц (сбор), если производится обзвреживание отходов , если отход повторно применяется или возвращается в производственный процесс после соответствующей подготовки, осуществляется самостоятельное транспортирование отходов на полигон или отходы хранятся на площадке предприятия более 11 месяцев.
ЭКОЛОГИЧЕСКИЙ СБОР.
Начиная с 2015 года законодательством установлен порядок самостоятельной утилизации производимых товаров в соответствии с Перечнем готовых товаров, подлежащих утилизации после утраты ими потребительских свойств, включая упаковку (распоряжение Правительства РФ от 24.09.2015 № 1886-р).
Перечень сформирован на основании общероссийского классификатора продукции по видам экономической деятельности ОК 034-2014 (КПЕС 2008). Для импортёров, обязанных обеспечивать утилизацию отходов от использования товаров, перечень содержит указания наименований и кодов по единой Товарной номенклатуре внешнеэкономической деятельности Евразийского экономического союза.
В перечень вошли товары, которые составляют основную часть твердых коммунальных отходов: бумага и картон – 25–32%, полимеры – 7–15%, стекло – 5–8%, текстиль и швейные изделия – 4–7%, кожа и резина – 2–5%, чёрные металлы – 3–6%, цветные металлы – 0,5–1,5%, элементы питания – 0,5–1,5%.
Всего в данном перечне 36 групп товаров. Производители и импортеры, которые сами не утилизируют отходы от таких товаров, раз в год платят экологический сбор . Срок уплаты – до 15 апреля года, следующего за отчетным. Отчетность по уплате сдается в Росприроднадзор через личный кабинет природопользователя.
Экологический сбор рассчитывается посредством умножения ставки экологического сбора на массу готового товара или на количество единиц подлежащего утилизации готового товара (в зависимости от вида товаров), выпущенного в обращение на территории Российской Федерации, либо на массу упаковки, использованной для производства такого товара, и на норматив утилизации, выраженный в относительных единицах.
Расчёт экологического сбора выполняется в модуле природопользователя в разделе «Отчёты» по кнопке «Добавить отчёт Расчёт экологического сбора». Инструкция по заполнению приведена на сайте Росприроднадзора.
Взимание экологического сбора, контроль за правильностью исчисления, полнотой и своевременностью его уплаты осуществляет Федеральная служба по надзору в сфере природопользования.
Уплата экологического сбора осуществляется плательщиком путем перечисления денежных средств в валюте Российской Федерации на счет территориального органа Федеральной службы по надзору в сфере природопользования в Федеральном казначействе.
ВАЖНО! Экологический сбор в отношении товаров, которые подлежат утилизации и вывозятся из Российской Федерации , не уплачивается.
ДЕКЛАРАЦИЯ ВЫПУЩЕННЫХ ТОВАРОВ
Производители и импортеры обязаны декларировать подлежащие утилизации товары. Декларация представляется в Росприроднадзор (его территориальный орган). Производители включают в декларацию информацию о количестве выпущенных в обращение на территории России за отчетный период товаров на основании первичных учетных документов. Импортеры — на основании таможенных документов. Отчетный период — календарный год. Декларация представляется в форме электронного документа, подписанного простой ЭП через Модуль природопользователя. Инструкция по заполнению приведена на сайте Росприроднадзора. Срок — до 1 апреля года, следующего за отчетным. Если нет возможности направить декларацию через личный кабинет, она подается на бумажном носителе. Это делается лично или посредством почтового отправления. При этом нужно предоставить копию декларации на электронном носителе. Росприроднадзор проверяет декларацию в течение 3 месяцев.
ОТЧЕТ О ВЫПОЛНЕНИИ НОРМАТИВОВ УТИЛИЗАЦИИ
Производители и импортеры обязаны отчитываться о выполнении нормативов утилизации произведенных товаров, содержащихся в Перечне №1886-р. Отчетность представляется в отношении каждого наименования товара по установленной форме. Она направляется в Росприроднадзор в электронном виде с простой электронной подписью через личный кабинет природопользователя с применением программного Модуля природопользователя. Инструкция по заполнению приведена на сайте Росприроднадзора. Если по техническим причинам отчетность невозможно подать в электронном виде, то она направляется по почте с описью вложения и уведомлением о вручении или представляется на бумажном носителе лично. В последнем случае производитель товара подает отчетность в территориальный орган Росприроднадзора по месту его госрегистрации, а импортер — в Службу. Отчетность представляется до 1 апреля года, следующего за отчетным.
УЧЕТ В ОБЛАСТИ ОБРАЩЕНИЯ С ОТХОДАМИ:
- проведение инвентаризации отходов;
- подготовка проектов нормативов образования отходов и лимитов на их размещение (ПНООЛР);
- подготовка технических отчетов о неизменности производственного процесса, используемого сырья и об образующихся отходах;
- отчетность об образовании, использовании, обезвреживании и размещении отходов (для МСП);
- ведение федеральных статистических наблюдений (2-ТП Отходы);
- расчет платы за негативное воздействие на окружающую среду (в части размещения отходов).
Учет в области обращения с отходами ведется отдельно по каждому территориально обособленному подразделению либо филиалу (при их наличии) и по юридическому лицу (индивидуальному предпринимателю) в целом. Учет в области обращения с отходами ведется на основании фактических измерений количества использованных, обезвреженных, переданных другим лицам или полученных от других лиц, размещенных отходов. В случае невозможности произвести фактические измерения количества использованных, обезвреженных, переданных другим лицам или полученных от других лиц, размещенных отходов, учет ведется на основании следующих источников:
- технической и технологической документации;
- бухгалтерской документации;
- актов приема-передачи;
- договоров.
Получить ответы на Ваши вопросы, возникающие при осуществлении деятельности по обращению с отходами можно через
Обращение с отходами — порядки, законы и правила
С каждым годом люди нуждаются все в большем количестве энергии, более современной технике, электронике и других атрибутах благополучия. Из-за стремительного роста потребления, увеличивается и количество производимого мусора. Даже относительно безопасные отходы в большом количестве нарушают экологический баланс, способствуют глобальному потеплению и отравлению окружающей среды.
Спасти экологию от попадания вредных веществ и обеспечить безопасность здоровью людей можно только путем правильного обращения с отходами, о чем мы и поговорим в этой статье.
Что входит в понятие обращения с отходами
Обращение с отходами — это комплексное понятие, которое включает все виды процессов, через которые проходит мусор от сбора до утилизации. В это понятие входят следующие процессы:
Накопление — временное помещение мусора в специально оборудованные места сроком до одиннадцати месяцев или иным, установленным санитарными правилами.
Хранение — помещение мусора в емкости или специальные комнаты для длительного хранения перед вывозом.
Обеззараживание — уничтожение патогенных организмов и других вредных веществ силами предприятия перед отправкой на краткосрочное или длительное хранение.
Сбор — прием мусора профильной организацией в целях его обработки, утилизации и размещения на полигонах.
Транспортировка — вывоз отходов с территории заказчика при помощи специализированного транспорта, соответствующего требованиям законодательства и санитарным нормам.
Обработка — подготовка отходов к уничтожению или переработке, включающая этапы сортировки, разборки и очищения.
Обезвреживание — изменение состояния отходов посредством специального оборудования с целью уничтожения вредных элементов в составе мусора и нейтрализации токсинов.
Утилизация — уничтожение мусора одним из используемых методов, их вторичная переработка для дальнейшего применения в разных сферах промышленности или размещения на свалках.
Захоронение — распределение неподходящего для утилизации мусора в специально предусмотренных местах для предотвращения распространения опасных веществ.
Кроме перечисленных процессов в правила обращения с отходами также входит оформление всей необходимой документации, создание схем и регламентов.
Законодательные нормы, регулирующие процесс
Основным законом, регулирующим обращение с отходами можно назвать Федеральный закон № 89-ФЗ. Также нужно руководствоваться законом № 7–ФЗ, СанПиН 2.1.7.1322-03, а также приказами Минприроды от 04.12.2014 № 536 и от 15.06.2001 № 511.
В соответствии с законом № 89-ФЗ утилизировать отходы могут только лицензированные организации, которые обладают необходимыми производственными мощностями, площадью и техническим оснащением. Только с такими организациями субъекты хозяйственной деятельности могут заключать договора на предоставление услуг утилизации.
Тот же закон и приказ № 536 Минприроды определяют 5 классов опасности мусора по уровню их ущерба для экологии:
Чрезвычайно опасные — мусор, не имеющий скора разложения и наносящий непоправимый ущерб экологии. К нему относятся отходы радиации, соли свинца, бензапирен, диэтилртуть.
Высокоопасные — серьезно нарушают экологический баланс и после прекращения их воздействия требуется более 30 лет на восстановление природы.
Умеренно опасные — наносят вред окружающей среде, от которого она способна оправиться в течение 10 лет.
Малоопасные — воздействуют на экосистему наименее агрессивно, однако ей потребуется более 3 лет на самостоятельное восстановление.
Безопасные — отходы практически не наносят вреда, однако их скопление занимает большие площади и привлекает разносчиков болезней.
Критерии, по которым определяется класс опасности установлены постановлением Минприроды РФ № 511. Для обращения с отходами разной опасности законодательством определены требования, по которым нужно правильно организовывать хранение и перевозку мусора в целях безопасности.
В нормах СанПиН каждому в зависимости его свойств и степени опасности присвоены требования к хранению и накоплению. Для этого могут использоваться специально отведенные наружные площадки, закрытые склады и производственные комнаты, тара для жидких и твердых отходов. Во время обращения с отходами 1-3 класса необходимо соблюдать особые требования — они должны храниться в герметичной таре для недопущения распространения вредных веществ. Это могут быть пластиковые контейнеры с крышкой или мешки из плотного полиэтилена. К мусору 4-5 класса применяют менее серьезные требования — их можно хранить в открытой таре или насыпью. Однако это не касается отходов с летучими вредными веществами в составе. Отходы без герметичной тары должны размещаться на специальных площадках, соответствующих следующим критериям:
Находиться на отдалении не менее 20 метров от жилых зданий и иметь легких подъезд транспорта.
Площадки должны быть оборудованы навесом, а при его отсутствии отходы должны быть накрыты пленкой или брезентом.
Материал площадки должен обладать устойчивостью к воздействию агрессивной химии и быть твердо уложенным.
На площадке должен присутствовать отдельный ливневый сток с очистными сооружениями, не выходящий в водоемы.
Площадки для сбора твердых бытовых отходов дополнительно ограждаются с трех сторон забором высотой не менее 3 метров.
В понятие безопасного обращения с отходами также входит организация их доставки на утилизацию, требования к которой также прописаны в законе. Чтобы исключить загрязнение природы, заражение водителя или угрозу пожара, необходимо перевозить отходы на специально оборудованном для этого автотранспорте с соблюдением всех правил безопасности. Требования к транспортировке мусора отличаются в зависимости от класса опасности, но во всех случаях требуется наличие:
Специально оборудованного транспорта, на котором есть маркировка с классом опасности.
Паспорта отходов, заполненного по установленной форме.
Квалифицированного персонала со средствами персональной защиты.
Соблюдения техники безопасности во время транспортировки.
Сопроводительных документов с информацией об отходах.
Правильность выполнения всех процессов обращения с отходами проверяют компетентные органы, в числе которых Роспотребнадзор и СанПиН. Неправильное обращение с отходами может повлечь за собой административную ответственность руководства компании, наложение штрафных санкций или приостановление деятельности организации сроком до 90 дней.
Порядок обращения с отходами
Мусор всех видов, образующийся в результате работы субъекта хозяйственной деятельности должен получить паспорт отходов. Форма и содержание паспорта определяется постановлением правительства № 712. Паспортизации подлежат отходы 1-4 класса опасности, отношение к которым определяется на основании Приказа от 04.12.2014 № 536.
По характеристикам, указанным в паспорте, разрабатывается регламент для безопасного обращения с отходами — организация мест хранения, требования к персоналу и транспортировке, а также выбираются оптимальные методы утилизации. Паспорт отходов — это необходимый документ для заключения договоров с утилизирующими организациями, начисления НВОС и составления ПНООЛР, а также предоставления в контролирующие органы.
В соответствии с требованиями законодательства все субъекты предпринимательской деятельности должны классифицировать свои отходы, что также необходимо для разработки паспорта. Процесс определения класса опасности состоит из следующих этапов:
Инвентаризация. Составляется список всех отходов, которые образуются в процессе работы предприятия с указанием их физических характеристик и состава.
Определение класса опасности путем сопоставления характеристик с данными из перечня в Федеральном Классификационном Каталоге Отходов. В нем собраны большинство видов отходов, которым присвоены коды. Если все характеристики сходятся с параметрами ФККО, то отходам присваивается тот же номер. Согласно Приказу от 15.08.2007 г. №570, отходы, которые уже есть в перечне ФККО не требуют дополнительных расчетов класса опасности.
Если отходов нет в ФККО, класс определяется расчетным или экспериментальным методом на основании критериев, указанных в приказе Минприроды от 15.06.2001 № 511 и законе № 89-ФЗ. Для определения состава или подтверждения пятого класса опасности отходов потребуется обращаться в аккредитованную лабораторию для проведения химического анализа и биотестирования.
После определения класса опасности нужно отправить в Роспотребнадзор заявление и подтверждающие документы для включения отходов в ФККО и получения номера.
Копии расчета и подтверждения класса опасности нужно отправить в Роспотребнадзор.
После определения класса опасности и получения номера информация вносится в паспорт отходов. Далее на основании информации в паспорте руководство субъекта хозяйственной деятельности должно разработать схему и регламенты обращения с отходами, а также назначить ответственных лиц. Схема устанавливает требования к организации хранения и накопления мусора, согласно которой нужно оборудовать комнаты или площадки для расположения отходов, установить подходящие емкости в соответствии с санитарными правилами. Также для работы с опасными отходами руководству предприятия необходимо обучить ответственный персонал и обеспечить его СИЗ.
Согласно ФЗ № 89 для законной утилизации мусора компании необходимо заключить договор с профильной организацией, у которой есть лицензия и необходимые условия для утилизации этого класса мусора. Утилизирующая компания берет на себя задачи:
Транспортировки отходов с территории заказчика специализированным транспортом.
Сортировке и обезвреживания мусора перед дальнейшей обработкой.
Утилизации отходов оптимальным методом или переработке на вторсырье.
Размещению не перерабатываемого мусора на законных полигонах.
Оформлению документов, подтверждающих законность утилизации отходов.
После этого руководству организации остается предоставить подтверждающую документацию в компетентные госорганы для отчета.
Правильная утилизация мусора — это сложный процесс, регулируемым государственными органами, необходимый для защиты природы. Оформление всей документации, организация хранения и вывоза отходов требуют от компании наличия в штате опытных юристов и экологов для следования всем требованиям законодательства.
Однако не у каждой компании есть свои ресурсы для самостоятельной организации правильного обращения с отходами. Поэтому наша компания предлагает полный комплекс экологических услуг для помощи бизнесу в работе с отходами. Мы проводим обучение по обращению с отходами, предоставляем экологическое сопровождение, разрабатываем паспорта и протоколы отходов. У нас также можно заказать расчет класса опасности под ключ — мы своими силами проводим лабораторные исследования, направляем запрос в Роспотребнадзор на включение отходов в классификатор.
Мы предоставляем услуги разовой утилизации отходов и постоянное обслуживание предприятий любой сферы деятельности. Наш опыт работы в нише составляет более 13 лет, свою деятельность мы осуществляем на основании действующей лицензии. Мы используем современные методы утилизации, что позволяет безопасно уничтожать отходы без вреда экологии.