Что такое служебная информация ограниченного распространения
Перейти к содержимому

Что такое служебная информация ограниченного распространения

  • автор:

Определение и виды служебной тайны в законе

Закон о служебной тайне — существует ли нормативный акт с таким названием, как расшифровывается понятие «служебная тайна» и где можно ознакомиться с перечнем составляющих служебную тайну сведений, узнайте из нашего материала.

Какой федеральный закон расшифровывает понятие «служебная тайна»

В настоящее время отсутствует действующий федеральный закон, посвященный служебной тайне (СТ) и раскрывающий содержание этого термина.

Группа депутатов Госдумы подготовила проект закона «О служебной тайне» (№ 124871-4). Среди расшифрованной в нем терминологии присутствует и определение СТ. Это конфиденциальные сведения:

  • образующиеся в процессе управленческой работы органа или организации или получаемые ими в законном порядке в соответствии с их компетенцией;
  • распространение которых негативно сказывается на реализации органом или организацией законных полномочий (или препятствует ей).

Существует еще одна законодательно оформленная расшифровка понятия СТ, о которой расскажем в одном из следующих разделов.

СТ также можно определить как один из видов информации:

  • доступной ограниченному кругу лиц в силу исполнения ими должностных функций в государственных или муниципальных органах;
  • защищаемой законом.

Подробнее о разных видах сведений, доступ к которым ограничен и защищается законом, узнайте на нашем портале:

  • «Закон о банковской тайне в российском законодательстве».
  • «Является ли информация об уплате налогов контрагентом налоговой тайной?»

Служебная информация: ограниченного доступа и общедоступная

Исходя из специфики деятельности госорганов, к СТ можно отнести разнообразную специфическую информацию, включающую:

  • тайну следствия;
  • военную тайну;
  • налоговую тайну и др.

Не признаваемые СТ сведения можно объединить в следующие группы:

  • общенормативные;
  • административно-предупредительные;
  • форс-мажорные;
  • обеспечительные;
  • информирующие;
  • обязательно раскрываемые.

Детальную информацию о составе указанных групп см. на схеме:

Детальную информацию о составе указанных групп

О разнообразных сведениях, с необходимостью представления которых сталкиваются хозяйствующие субъекты в своей работе, узнайте из материалов:

  • «Сведения о финансовом состоянии организации — форма П-3».
  • «Подаем сведения о среднесписочной численности работников».

Какие нормативные акты (указы Президента, постановления Правительства РФ, ведомственные инструкции) посвящены вопросам служебной тайны

Отдельными нормативными актами определяется схема работы с информацией, признаваемой СТ в зависимости от сферы применения. Например:

  • постановление Правительства РФ от 03.11.1994 № 1233, устанавливающее схему обращения со служебной информацией ограниченного распространения в федеральных органах власти, уполномоченном органе управления использованием атомной энергии и уполномоченном органе по космической деятельности;
  • инструкции (положения, порядки) об отнесении служебной информации к разряду ограниченного распространения и алгоритмы обращения с ней:
    • в научной сфере (инструкция утверждена приказом Минобрнауки от 30.12.2010 № 2233);
    • в автодорожной сфере (утв. приказом Росавтодора от 17.03.2014 № 78);
    • на воздушном транспорте (утв. приказом Росавиации от 18.12.2014 № 841);
    • в системе Следственного комитета РФ (утв. приказом Следственного комитета от 23.12.2014 № 109);
    • иные (утв. приказом МПР от 12.01.2044 № 8, приказом ФМБА от 21.01.2009 № 20).

    Указом Президента РФ от 30.11.1995 № 1203 утвержден перечень сведений, отнесенных к государственной тайне — отдельному набору информации, не относящемуся к СТ (нормативное разграничение сведений, составляющих гостайну, и информации, относимой к СТ, закреплено в абз. 2 п. 1.1 постановления Правительства РФ № 1233). Перечень состоит из 118 позиций, объединенных в 4 блока и содержащий сведения в областях:

    • военной;
    • экономики, науки и техники;
    • внешней политики и экономики;
    • разведывательной, контрразведывательной и оперативно-розыскной деятельности;
    • противодействия терроризму и обеспечения безопасности лиц, в отношении которых принято решение о применении мер госзащиты.

    Другим Указом Президента РФ (от 06.03.1997 № 188) утвержден перечень сведений конфиденциального характера, включающий:

    • информацию о частной жизни граждан (сведениях, фактах, обстоятельствах), их персональных данных (кроме подлежащих размещению в СМИ в соответствии с законом);
    • информацию, составляющую тайну следствия и судопроизводства;
    • иную информацию, связанную с профессиональной деятельностью, доступ к которой ограничен законом.

    Из п. 3 Перечня, утвержденного данным Указом, можно сделать вывод, что к СТ относится только часть конфиденциальной информации, а именно сведения, доступ к которым ограничен органами госвласти в соответствии с ГК РФ и федеральными законами (определение в законе служебной тайны).

    В следующем разделе расскажем о том, какое влияние нормы ГК РФ оказывают на попадание сведений в разряд СТ.

    Нормы действующей редакции ГК РФ о служебной тайне

    В ГК РФ до 01.01.2008 действовала ст. 139 «Служебная и коммерческая тайна» — она устанавливала, что информация составляет служебную или коммерческую тайну, если:

    • она имеет коммерческую ценность в силу неизвестности ее третьим лицам;
    • к ней законодательно ограничен доступ;
    • ее обладатель принимает меры к охране ее конфиденциальности.

    В настоящее время в ГК РФ статья, прямо посвященная вопросам СТ, отсутствует. Тем не менее в разных разделах ГК РФ содержатся аспекты описательного и ограничительного характера в отношении разных видов информации, часть которых может быть отнесена к СТ. Объектом СТ нижеперечисленная информация может стать, если доступ к ней будет получен в связи с исполнением госслужащими и (или) сотрудниками следственных, судебных и иных органов своих должностных обязанностей.

    • ст. 857 — перечислены сведения, относящиеся к банковской тайне (сведения о клиенте и банковском вкладе), а также указан ограниченный круг субъектов, имеющих к ним доступ (сами клиенты, бюро кредитных историй, должностные лица госорганов);
    • ст. 946 — установлен список сведений, которые не вправе разглашать страховщик (о страхователе, застрахованных лицах, выгодоприобретателе, состоянии их здоровья, их имущественном положении);
    • ст. 1123 — определены сведения, составляющие тайну завещания (имеющие доступ к нотариальной информации лица не вправе до открытия наследства разглашать сведения о содержании завещания, его совершении, изменении или отмене);
    • иные статьи ГК РФ (ст. 727, 771 и др.).

    Отдельные виды информации, которые можно отнести к СТ, рассматриваются в различных нормативных актах, например:

    • в законе о коммерческой тайне от 29.07.2004 № 98-ФЗ;
    • НК РФ (ст. 102, посвященная налоговой тайне, ст. 313, определяющая данные налогового учета как информацию, относящуюся к налоговой тайне);
    • иных НПА (аудиторская тайна в ст. 9 закона «Об аудиторской деятельности» от 30.12.2008 № 307-ФЗ, тайна связи — ст. 63 закона «О связи» от 07.07.2003 № 126-ФЗ, ст. 15 закона «О почтовой связи» от 17.07.1999 № 176-ФЗ и др.).

    Нюансы применения разнообразных законов изучайте с материалами нашего портала:

      ..

    Итоги

    Определение служебной тайны можно найти в Указе Президента от 06.03.1997 № 188, содержащем перечисление признаваемых конфиденциальными сведений. Характерные отличительные свойства такой информации — получение сведений в процессе служебной деятельности и ограничение к ним доступа.

    Виды служебной тайны определены различными нормативными актами с учетом специфики работы госорганов.

    Порядок работы со служебной информацией ограниченного распространения

    Порядок работы со служебной информацией ограниченного распространения, содержащейся в паспорте безопасности объекта (территории), иных документах и на других материальных носителях информации в МУ «Комплексный центр» (далее — Порядок; Учреждение), устанавливает порядок работы со служебной информацией ограниченного распространения, содержащейся в паспорте безопасности объекта (территории), иных документах и на других материальных носителях информации, определяет обязанности лиц, допущенных к служебной информации ограниченного распространения, в том числе лиц, ответственных за хранение паспорта безопасности и иных документов ограниченного распространения, содержащих сведения о состоянии антитеррористической защищенности мест массового пребывания людей и принимаемых мерах по ее усилению.

    Данный Порядок разработан в соответствии с Федеральным законом от 27 июля 2006 года № 149-ФЗ «Об информации, информационных технологиях и о защите информации», Положением о порядке обращения со служебной информацией ограниченного распространения, утвержденного постановлением Правительства РФ от 3 ноября 1994 года № 1233.

    К служебной информации ограниченного распространения относится несекретная информация, касающаяся деятельности Учреждения, ограничение на распространение которой обусловлено требованиями обеспечения антитеррористической защищенности Учреждения.

    На документах, содержащих служебную информацию ограниченного распространения, проставляется пометка «ДСП» («Для служебного пользования»)

    П. Категории должностных лиц, уполномоченных хранить, передавать служебную информацию ограниченного распространения.

    2.1 Директор МУ «Комплексный центр» определяет: категории должностных лиц, имеющих право хранения, ознакомления и пользования служебной информацией ограниченного распространения; порядок передачи служебной информации ограниченного распространения другим лицам и органам, организациям (за исключением имеющих на это право); порядок снятия пометки "Для служебного пользования" с носителей информации ограниченного распространения; организацию защиты служебной информации ограниченного распространения.

    1. Должностное лицо, принявшее к ознакомлению, документы к работе со служебной информацией ограниченного распространения, несет персональную ответственность за соблюдение ограничений, предусмотренных пунктом 2.1.
    2. Служебная информация ограниченного распространения без санкции соответствующего должностного лица не подлежит разглашению (распространению).
    3. За разглашение служебной информации ограниченного распространения, а также нарушение порядка обращения с документами, содержащими такую информацию, работник организации может быть привлечен к дисциплинарной или иной предусмотренной законодательством ответственности.
    4. В случае ликвидации Учреждения, решение о дальнейшем использовании служебной информации ограниченного распространения принимает директор МУ «Комплексный центр».
    5. Относить служебную информацию к разряду ограниченного распространения, имеет право директор МУ «Комплексный центр»
    6. Установлены следующие категории должностных лиц, имеющих право ознакомления и пользования служебной информацией ограниченного распространения

    юрисконсульт; начальник хозяйственной службы.

    1. Ответственным лицом за хранение служебной информацией ограниченного распространения является директор. Хранится служебная информация ограниченного распространения в надежно закрываемых опечатываемых шкафах (ящиках, хранилищах).

    Ш. Прием, учет (регистрация) документов, содержащих информацию ограниченного распространения.

    1. Необходимость проставления пометки "Для служебного пользования" на документах и изданиях, содержащих служебную информацию ограниченного распространения, определяется исполнителем и директором Учреждения, подписывающим или утверждающим документ.
    1. Указанная пометка и номер экземпляра проставляются в правом верхнем углу первой страницы документа, на обложке и титульном листе издания, а также на первой странице сопроводительного письма к таким документам.
    1. Прием, учет (регистрация) документов, содержащих информацию ограниченного распространения, осуществляет юрисконсульт.
    2. Документы с пометкой "Для служебного пользования":
    1. Создаются на автоматизированном рабочем месте с закрытым доступом. На обороте последнего листа каждого экземпляра документа исполнитель должен указать количество отпечатанных экземпляров, свою фамилию и дату печатания документа.
    2. Отпечатанные и подписанные документы вместе с черновиками и вариантами передаются для регистрации юрисконсульту. Черновики и варианты уничтожаются юрисконсультом с отражением факта уничтожения в учетных формах;
    3. Учитываются отдельно от несекретной информации. При незначительном объеме таких документов разрешается вести их учет совместно с другими несекретными документами. При регистрации указанных документов к регистрационному индексу документа добавляется пометка "ДСП";
    4. Передаются работникам под расписку; пересылаются сторонним организациям фельдъегерской связью, заказными или ценными почтовыми отправлениями, а также могут быть переданы нарочным;
    5. Размножаются (тиражируются) только с письменного разрешения директора МУ «Комплексный центр».

    Учет размноженных документов осуществляется поэкземплярно.

    Перед размножением на титульном листе оригинала документа проставляется отметка о размножении с указанием регистрационного номера по журналу учета размножения служебных документов.

    На обороте последнего листа оригинала размножаемого экземпляра документа исполнитель должен указать регистрационный номер по журналу учета размножения служебных документов, количество размноженных экземпляров, свою фамилию и дату размножения документа.

    Нумерация дополнительно размноженных экземпляров производится от последнего номера ранее учтенного экземпляра этого документа;

    1. Хранятся в надежно закрываемых и опечатываемых шкафах (ящиках, хранилищах).
    1. Запрещается сканирование — введение в систему электронного документооборота электронной версии документов с пометкой "Для служебного пользования".
    2. При необходимости направления документов с пометкой "Для служебного пользования" в несколько адресов составляется указатель рассылки, в котором поадресно проставляются номера экземпляров отправляемых документов.

    Указатель рассылки подписывается исполнителем документа и руководителем Учреждения, подготовившего документ.

    Глава 1. Правовой статус служебной информации ограниченного распространения

    Настоящий материал (информация) произведён, распространён или направлен иностранным агентом Автономная некоммерческая организация «Институт права и публичной политики» либо касается деятельности иностранного агента Автономная некоммерческая организация «Институт права и публичной политики».

    Порядок обращения со служебной информацией ограниченного распространения регламентируется Положением о порядке обращения со служебной информацией ограниченного распространения в федеральных органах исполнительной власти, уполномоченном органе управления использованием атомной энергии и уполномоченном органе по космической деятельности, утверждённым Постановлением Правительства РФ от 3 ноября 1994 года № 1233 (далее — Положение, Положение о порядке обращения со служебной информацией ограниченного распространения). Положение определяет, какая информация относится к категории служебной информации ограниченного распространения, какие сведения не могут быть отнесены к ней, как проставляется и снимается пометка «Для служебного пользования», как распространяются документы с такой пометкой и т. д.

    Примечательно, что Постановление, принятое в 1994 году, само имело пометку «Для служебного пользования», то есть было отнесено к служебной информации ограниченного распространения. В связи с этим данное Постановление не было официально опубликовано в течение десяти лет. Оно было опубликовано только в 2005 году благодаря усилиям адвоката Ивана Павлова, который через суд добивался снятия ограничения на доступ к Постановлению, получил отказ в удовлетворении требований, однако в итоге Правительство РФ всё равно опубликовало документ 1 См.: Павлов И.Ю. Некоторые аспекты понимания служебной тайны // Информационное право. 2010. № 3. С. 6–10. .

    Согласно Положению служебная информация ограниченного распространения определяется как «несекретная информация, касающаяся деятельности организаций, ограничения на распространение которой диктуются служебной необходимостью, а также поступившая в организации несекретная информация, доступ к которой ограничен в соответствии с федеральными законами» (пункт 1.2).

    В силу прямого указания в пункте 1.1 Положения его требования распространяются на порядок обращения не только с документами, но и с другими материальными носителями служебной информации ограниченного распространения, например фото-, кино-, видео- и аудиоплёнками, машинными носителями информации и т. д.

    Служебная информация ограниченного распространения не подлежит разглашению и распространению без санкции уполномоченного должностного лица (пункт 1.7 Положения). По сути, служебная информация ограниченного распространения — это информация, которую государство хочет скрыть, хотя — в соответствии с Законом РФ от 21 июля 1993 года № 5485–1 «О государственной тайне» (далее — Закон о государственной тайне) — оснований для её отнесения к государственной тайне нет.

    1.1. Разграничение служебной информации ограниченного распространения и иных видов тайн

    Как представляется, основные трудности возникают при отграничении служебной информации ограниченного распространения от государственной тайны и коммерческой тайны.

    О соотношении «служебной информации ограниченного распространения» и «коммерческой тайны»

    До 1 января 2008 года в Гражданском кодексе РФ была статья 139 «Служебная и коммерческая тайна», которая содержала следующие положения:

    «Информация составляет служебную или коммерческую тайну в случае, когда информация имеет действительную или потенциальную коммерческую ценность в силу неизвестности ее третьим лицам, к ней нет свободного доступа на законном основании и обладатель информации принимает меры к охране ее конфиденциальности. Сведения, которые не могут составлять служебную или коммерческую тайну, определяются законом и иными правовыми актами» (пункт 1 статьи 139).

    Данный законодательный подход критиковался экспертами, поскольку:

    • данная недостаточно чёткая формулировка не позволяла выделить объект правового регулирования «служебной тайны»;
    • понятия «коммерческая тайна» и «служебная тайна» смешивались, и последнее необоснованно рассматривалось как относящееся к сфере гражданского оборота.

    В настоящий момент правовой режим коммерческой тайны регулируется Федеральным законом от 29 июля 2004 года № 98-ФЗ «О коммерческой тайне» (далее — Закон о коммерческой тайне), который определяет коммерческую тайну как

    «режим конфиденциальности информации, позволяющий ее обладателю при существующих или возможных обстоятельствах увеличить доходы, избежать неоправданных расходов, сохранить положение на рынке товаров, работ, услуг или получить иную коммерческую выгоду» (пункт 1 статьи 3).

    Закон о коммерческой тайне также указывает, в отношении каких сведений может быть установлен данный режим, а именно:

    «информация, составляющая коммерческую тайну, — сведения любого характера (производственные, технические, экономические, организационные и другие), в том числе о результатах интеллектуальной деятельности в научно-технической сфере, а также сведения о способах осуществления профессиональной деятельности, которые имеют действительную или потенциальную коммерческую ценность в силу неизвестности их третьим лицам, к которым у третьих лиц нет свободного доступа на законном основании и в отношении которых обладателем таких сведений введен режим коммерческой тайны» (пункт 2 статьи 3).

    Право на отнесение информации к информации, составляющей коммерческую тайну, принадлежит обладателю такой информации (часть 1 статьи 4). Закон о коммерческой тайне не определяет, какие субъекты могут быть обладателями коммерческой тайны, однако исходя из положений действующего законодательства, в соответствии с которыми коммерческой тайной признаются лишь сведения, касающиеся предпринимательской деятельности, можно заключить, что субъектами права на коммерческую тайну являются лица, занимающиеся такой деятельностью 2 См.: Пресняков М.В., Чаннов С.Е. Комментарий к Федеральному закону от 29 июля 2004 года № 98-ФЗ «О коммерческой тайне» (постатейный). М. : Теис, 2010. .

    Из вышеизложенного следует, что коммерческая тайна — это режим конфиденциальности информации, установленный лицом, осуществляющим предпринимательскую деятельность, который позволяет её обладателю получать или сохранять коммерческую выгоду. Таким образом, есть два основных отличия служебной информации ограниченного распространения от коммерческой тайны:

    • сохранение конфиденциальности служебной информации ограниченного распространения обусловлено не её коммерческой ценностью, а служебной необходимостью;
    • служебная информация ограниченного распространения связана с деятельностью органов власти, а не бизнеса.

    О соотношении «служебной информации ограниченного распространения» и «государственной тайны»

    Иногда органы власти умышленно или неумышленно наделяют документы, содержащие служебную информацию ограниченного распространения, большей «сакральностью» и даже путают пометку «Для служебного пользования», называя её «грифом», с государственной тайной и грифами «особой важности», «совершенно секретно» и «секретно». Однако между пометкой «Для служебного пользования» и названными грифами огромная разница.

    Государственная тайна в России — это особый институт, чёткое правовое регулирование которого отсутствует и сегодня. Российское законодательство о государственной тайне имеет три уровня:

    1. В 1993 году, ещё до вступления в силу Конституции России, был принят Закон о государственной тайне, который определяет перечень категорий сведений, составляющих государственную тайну (статья 5).
    2. На основании статьи 4 Закона о государственной тайне Президентом РФ утверждён перечень сведений, отнесённых к государственной тайне, с указанием органа, наделённого полномочиями по распоряжению соответствующими сведениями (Указ Президента РФ от 30 ноября 1995 года № 1203 «Об утверждении Перечня сведений, отнесенных к государственной тайне»). И Закон о государственной тайне, и Указ № 1203 являются открыто опубликованными актами.
    3. В Перечне отнесённых к государственной тайне сведений, утверждённом Президентом РФ, каждый из 119 пунктов сопровождается указанием на органы власти и организации, которые разрабатывают и утверждают уже более развёрнутые перечни сведений, подлежащих засекречиванию. И, несмотря на то что в соответствии со статьёй 9 Закона о государственной тайне целесообразность засекречивания таких перечней определяется их содержанием, в действительности эти ведомственные перечни секретны. Таким образом, без соответствующего допуска невозможно узнать, что именно засекречено, а что нет. Более того, лицо с допуском к государственной тайне может знать, что подлежит засекречиванию в его ведомстве, но не обладать информацией о сведениях, подлежащих засекречиванию в других ведомствах. Иными словами, возможно, никто не знает точный перечень конкретных сведений, составляющих государственную тайну в России.

    Таким образом, в России существует проблемная трёхуровневая система законодательства о государственной тайне 3 См.: Павлов И.Ю. Современные проблемы правового регулирования государственной и служебной тайны в России // Ленинградский юридический журнал. 2013. № 1 (31). С. 29–37. . Закон о государственной тайне содержит 27 пунктов сведений, составляющих государственную тайну, Перечень, утверждённый Указом Президента № 1203, — 119, а ведомственные перечни могут содержать сотни и даже тысячи пунктов. О серьёзных проблемах правового регулирования при привлечении к ответственности по статьям, связанным с государственной тайной, высказывалась и Венецианская комиссия в 2014 году, которая пришла к следующему выводу:

    «138. Новые положения, введённые “Законом о государственной измене” (Закон № 190-ФЗ), являются чрезмерно широкими и расплывчатыми и могут наделить неограниченными полномочиями по ограничению свободы выражения мнений тех, кому поручено его исполнение. Хотя преследование за государственную измену и разглашение государственной тайны допускается законом, Венецианская комиссия считает необходимым, чтобы соответствующие уголовные положения были сформулированы как можно точнее. Поэтому она призывает российские власти соответствующим образом пересмотреть “Закон о государственной измене”» 4 Venice Commission. Opinion CDL-AD(2014)025 on Federal Law N. 121-FZ on Non-Commercial Organisations («Law on Foreign Agents»), on Federal Laws N. 18-FZ and N. 147-FZ and on Federal Law N. 190-FZ on making amendments to the criminal code («Law on Treason») of the Russian Federation. 27 June 2014. § 138. URL: https://www.venice.coe.int/webforms/documents/default.aspx?pdffile=cdl-ad(2014)025-e (дата обращения: 26.09.2021). .

    Во всяком случае, информация в документах с пометкой «Для служебного пользования» не является государственной тайной. Положение о порядке обращения со служебной информацией ограниченного распространения прямо указывает, что служебная информация ограниченного распространения — это несекретная информация (пункт 1.2 Положения). Однако если коротко охарактеризовать положения действующего законодательства, то можно сказать, что служебная информация ограниченного распространения — это та информация, которую государство не хочет делать доступной для общества, но в силу разных причин не может отнести к государственной тайне в соответствии с Законом о государственной тайне.

    1.2. Порядок отнесения информации к категории ограниченного распространения и субъекты, принимающие решение о необходимости проставления пометки «Для служебного пользования»

    Основанием отнесения тех или иных сведений к служебной информации ограниченного распространения является «служебная необходимость», что представляет собой субъективную оценку. Необходимость проставления пометки «Для служебного пользования» определяется исполнителем документа и должностным лицом, подписывающим или утверждающим его (пункт 2.1 Положения о порядке обращения со служебной информацией ограниченного распространения). Категории должностных лиц, уполномоченных относить служебную информацию к разряду ограниченного распространения, определяются руководителем федерального органа исполнительной власти, уполномоченного органа управления использованием атомной энергии, уполномоченного органа по космической деятельности (пункт 1.5 Положения).

    Каждое ведомство разрабатывает свою внутреннюю инструкцию по данному вопросу. Например, действуют:

    • Приказ МВД России от 9 ноября 2018 года № 755 «О некоторых вопросах обращения со служебной информацией ограниченного распространения в системе МВД России» (вместе с «Инструкцией по организации деятельности по обращению со служебной информацией ограниченного распространения в системе МВД России») 5 Приказ Министерства внутренних дел РФ от 9 ноября 2018 года № 755 «О некоторых вопросах обращения со служебной информацией ограниченного распространения в системе МВД России» (далее — Приказ МВД России № 755). URL: http://publication.pravo.gov.ru/Document/View/0001201812060036?index=0 (дата обращения: 26.09.2021). ;
    • Приказ Росгвардии от 30 мая 2017 года № 155 «Об упорядочении обращения со служебной информацией ограниченного распространения в войсках национальной гвардии Российской Федерации» (вместе с «Порядком передачи служебной информации ограниченного распространения другим органам и организациям», «Порядком снятия пометки “Для служебного пользования” с носителей информации ограниченного распространения») 6 Приказ Федеральной службы войск национальной гвардии РФ от 30 мая 2017 года № 155 «Об упорядочении обращения со служебной информацией ограниченного распространения в войсках национальной гвардии Российской Федерации». URL: http://publication.pravo.gov.ru/Document/View/0001201706270056 (дата обращения: 26.09.2021). ;
    • Приказ Минюста России от 7 октября 2010 года № 250 «Об упорядочении обращения со служебной информацией ограниченного распространения в Минюсте России и его территориальных органах» (вместе с «Порядком передачи служебной информации ограниченного распространения другим органам и организациям», «Порядком снятия пометки “Для служебного пользования” с носителей информации ограниченного распространения») 7 Приказ Министерства юстиции РФ от 7 октября 2010 года № 250 «Об упорядочении обращения со служебной информацией ограниченного распространения в Минюсте России и его территориальных органах» (далее — Приказ Минюста России № 250). URL: https://rg.ru/2010/11/12/minyust-info-dok.html (дата обращения: 26.09.2021). .

    Так, в МВД России уполномоченными на отнесение информации к категории служебного распространения являются: Министр внутренних дел Российской Федерации; заместители Министра внутренних дел; начальники подразделений центрального аппарата МВД России и их заместители; начальники управлений, входящих в состав подразделений центрального аппарата МВД России, и их заместители; руководители (начальники) территориальных органов МВД России и их заместители; начальники структурных подразделений территориальных органов МВД России и их заместители; начальники образовательных, научных, медицинских (в том числе санаторно-курортных) организаций системы МВД России, окружных управлений материально-технического снабжения системы МВД России и их заместители; руководители (начальники) иных организаций и подразделений, созданных для выполнения задач и осуществления полномочий, возложенных на МВД России, и их заместители 8 Пункт 3 Инструкции по организации деятельности по обращению со служебной информацией ограниченного распространения в системе МВД России, утверждённой приказом МВД России № 755 (далее — Инструкция МВД России). .

    Внутренние инструкции определяют также порядок передачи служебной информации ограниченного распространения другим органам и организациям, порядок снятия пометки «Для служебного пользования» и организацию защиты информации.

    Согласно анализу Положения о порядке обращения со служебной информацией ограниченного распространения, к общим правилам обращения со служебной информацией ограниченного распространения относятся следующие:

    • служебная информация ограниченного распространения без санкции соответствующего должностного лица не подлежит разглашению (распространению) (пункт 1.7 Положения);
    • пометка «Для служебного пользования» и номер экземпляра проставляются в правом верхнем углу первой страницы документа, на обложке и титульном листе издания, а также на первой странице сопроводительного письма к таким документам (пункт 2.1 Положения);
    • документы с пометкой «Для служебного пользования» набираются в определенном порядке; учитываются, как правило, отдельно от другой документации; передаются работникам подразделений под расписку; пересылаются в особом порядке; тиражируются только с письменного разрешения руководителя, и размноженные документы учитываются поэкземплярно; хранятся в надёжно запираемых и опечатываемых шкафах (пункт 2.3 Положения).

    1.3. Информация, которая не может быть отнесена к служебной информации ограниченного распространения

    Пункт 1.3 Положения о порядке обращения со служебной информацией ограниченного распространения определяет перечень информации, которая не может быть отнесена к служебной информации ограниченного распространения, это:

    • акты законодательства, устанавливающие правовой статус государственных органов, организаций, общественных объединений, а также права, свободы и обязанности граждан, порядок их реализации;
    • сведения о чрезвычайных ситуациях, опасных природных явлениях и процессах, экологическая, гидрометеорологическая, гидрогеологическая, демографическая, санитарно-эпидемиологическая и другая информация, необходимая для обеспечения безопасного существования населённых пунктов, граждан и населения в целом, а также производственных объектов;
    • описание структуры органа исполнительной власти, его функций, направлений и форм деятельности, а также его адрес;
    • порядок рассмотрения и разрешения заявлений, а также обращений граждан и юридических лиц;
    • решения по заявлениям и обращениям граждан и юридических лиц, рассмотренным в установленном порядке;
    • сведения об исполнении бюджета и использовании других государственных ресурсов, о состоянии экономики и потребностей населения;
    • документы, накапливаемые в открытых фондах библиотек, информационных системах организаций, необходимые для реализации прав, свобод и обязанностей граждан;
    • информация, содержащаяся в архивных документах архивных фондов (за исключением сведений и документов, доступ к которым ограничен законодательством Российской Федерации).

    Как будет продемонстрировано в докладе далее, на практике данные ограничения далеко не всегда соблюдаются органами власти.

    1.4. Порядок снятия с документа пометки «Для служебного пользования»

    Внутренние инструкции определяют более подробный порядок снятия пометки «Для служебного пользования». К сожалению, федеральные органы исполнительной власти не публикуют информацию о своей деятельности по обращению со служебной информацией ограниченного распространения. Поэтому какая-либо публичная статистика о снятии пометки «Для служебного пользования» с документов и информация о причинах, побуждающих органы власти снимать пометку, отсутствуют.

    Как бы то ни было, пометка «Для служебного пользования» может быть снята по инициативе органа, который принял решение о её проставлении, или в принудительном порядке.

    Например, вышеупомянутая Инструкция МВД России 9 См.: Инструкция МВД России. указывает следующие факультативные и обязательные основания для снятия пометки «Для служебного пользования»:

    • необоснованное или осуществлённое в нарушение законодательных и иных нормативных правовых актов Российской Федерации присвоение документу пометки «Для служебного пользования»;
    • наличие вступившего в законную силу решения суда, содержащего предписание о снятии ограничений на распространение содержащихся в документе сведений;
    • изменение объективных обстоятельств, вследствие которых разглашение (распространение) конкретных сведений не нанесёт ущерба интересам МВД России и их защита становится нецелесообразной;
    • взятие на себя Российской Федерацией международных обязательств (в том числе в виде соглашений МВД России с соответствующими зарубежными организациями) по открытому обмену информацией, доступ к которой был ограничен 10 Пункт 44 Инструкции МВД России. .

    Снятие пометки «Для служебного пользования» по инициативе органа, который принял решение о её проставлении

    Во-первых, поскольку проставление пометки диктуется служебной необходимостью, то пометка может быть снята самим органом при изменении обстоятельств, вследствие которого дальнейшая защита документа, содержащего служебную информацию ограниченного распространения, нецелесообразна. Например, МВД России использует следующую формулировку:

    «Основаниями для снятия пометки “Для служебного пользования” с документов являются: …изменение объективных обстоятельств, вследствие которых разглашение (распространение) конкретных сведений не нанесет ущерба интересам МВД России, и их защита становится нецелесообразной» 11 Там же. .

    Сходную формулировку использует и Минюст России:

    «При изменении обстоятельств, вследствие которых дальнейшая защита документов, содержащих служебную информацию ограниченного распространения, нецелесообразна, по решению должностных лиц Минюста России, его территориальных органов, уполномоченных относить служебную информацию к разряду ограниченного распространения, с них снимается пометка “Для служебного пользования”» 12 Пункт 3 Приложения № 3 к Приказу Минюста России № 250. .

    Снятие пометки «Для служебного пользования» в принудительном порядке

    Во-вторых, пометка «Для служебного пользования» может быть снята с документа в принудительном порядке: в административном порядке, когда в рамках внутренней проверки было установлено необоснованное или незаконное проставление пометки «Для служебного пользования»; или на основании судебного решения.

    Оспаривание проставления пометки «Для служебного пользования» может осуществляться в порядке главы 22 Кодекса административного судопроизводства РФ как оспаривание решения об отнесении информации к служебной информации ограниченного распространения. В соответствии с Положением о порядке обращения со служебной информацией ограниченного распространения отнесение служебной информации к разряду ограниченного распространения — это именно решение должностного лица (пункт 1.6 Положения). На это указывается также и в Решении Верховного Суда РФ от 22 декабря 2005 года по делу № ГКПИ05-1426: если условия отнесения информации к категории служебной информации ограниченного распространения были нарушены, то заинтересованные лица вправе «оспорить конкретные решения о необоснованном отнесении информации к категории информации с ограниченным доступом в судебном порядке» 13 Верховный Суд РФ. Карточка производства по делу № ГКПИ05-1426. URL: https://vsrf.ru/lk/practice/cases/5390933 (дата обращения: 26.09.2021). .

    В качестве примера можно привести дело, в котором член общественной наблюдательной комиссии (ОНК) Санкт-Петербурга обратилась в суд в порядке главы 22 КАС РФ с административным исковым заявлением о признании незаконными решения Министерства юстиции РФ об отнесении Приказа Министерства юстиции РФ от 15 февраля 2006 года № 21-дсп «Об утверждении инструкции по охране исправительных учреждений, следственных изоляторов уголовно-исполнительной системы» и утверждённой данным приказом инструкции к служебной информации ограниченного распространения 14 См.: Курилова А. Наблюдатели просят Минюст открыть секреты // Коммерсантъ. 2017. 2 марта. № 36. URL: https://www.kommersant.ru/doc/3229968 (дата обращения: 26.09.2021); Красногвардейский районный суд города Санкт-Петербурга. Карточка производства по делу № 2а-2317/2017. URL: https://kgv–spb.sudrf.ru/modules.php?name=sud_delo&srv_num=1&name_op=case&case_id=425081635&case_uid=85aeeaf3-bc2a-4f8c-9c30-464ff314f7d6&delo_id=1540005 (дата обращения: 26.09.2021). . По мнению заявительницы, в нарушение пункта 1.3 Положения о порядке обращения со служебной информацией ограниченного распространения Минюст России отнёс к служебной информации ограниченного распространения указанную выше инструкцию, которая среди прочего устанавливает права и обязанности членов ОНК, порядок их реализации, в том числе право проходить на территорию исправительных учреждений и следственных изоляторов без специального разрешения и право не быть досмотренными.

    Другой вариант — когда граждане обращаются в суд с заявлением о признании акта с пометкой «Для служебного пользования» недействующим (полностью или в части). Этот вариант может быть реализован, если известны конкретные положения оспариваемого акта (что не всегда возможно) и есть основания полагать, что они противоречат нормативным правовым актам, имеющим большую юридическую силу. Примерами могут служить следующие вынесенные по обращениям граждан судебные решения:

    • Решение Верховного Суда РФ от 15 января 2015 года № АКПИ14-1334 15 См.: Верховный Суд РФ. Карточка производства по делу № АКПИ14-1334 URL: https://vsrf.ru/lk/practice/cases/5409571#5409571 (дата обращения: 26.09.2021). — член ОНК просил признать недействующими пункты Инструкции о работе специальных отделов (групп) исправительных колоний, воспитательных колоний и лечебно-исправительных учреждений, утверждённой приказом Министерства юстиции РФ от 15 августа 2007 года № 161-дсп, как противоречащие положениям Федерального закона от 10 июня 2008 года № 76-ФЗ «Об общественном контроле за обеспечением прав человека в местах принудительного содержания и о содействии лицам, находящимся в местах принудительного содержания»;
    • Определение Апелляционной коллегии Верховного Суда РФ от 18 октября 2012 года № АПЛ12-556 16 Определение Апелляционной коллегии Верховного Суда РФ от 18 октября 2012 года № АПЛ12-556. URL: http://vsrf.ru/stor_pdf.php?id=510872 (дата обращения: 26.09.2021). об оставлении без изменения решения Верховного Суда РФ от 18 июня 2012 года по делу № АКПИ12-543 17 Решение Верховного Суда РФ от 18 июня 2012 года по делу № АКПИ12-543. URL: http://vsrf.ru/stor_pdf.php?id=492794 (дата обращения: 26.09.2021) , которым было отказано в удовлетворении заявления о признании недействующим Приказа Министерства юстиции РФ от 25 августа 2006 года № 268-дсп «Об утверждении Наставления по организации и порядку производства обысков и досмотров в исправительных учреждениях уголовно-исполнительной системы, на режимных территориях, транспортных средствах» (в целом) и пункта 107 указанного Наставления — заявители оспаривали эти акты с пометкой «Для служебного пользования», ссылаясь на то, что ведомственным неопубликованным актом неправомерно устанавливается порядок проведения полного обыска осуждённых, в том числе порядок обследования естественных полостей тела осуждённых;
    • Определение Верховного Суда РФ от 27 декабря 2011 года № КАС11-765 18 Определение Верховного Суда РФ от 27 декабря 2011 года № КАС11-765. URL: http://vsrf.ru/stor_pdf.php?id=471738 (дата обращения: 26.09.2021). об оставлении без изменения решения Верховного Суда РФ от 13 октября 2011 года по делу № ГКПИ11-1143 19 Решение Верховного Суда РФ от 13 октября 2011 года по делу № ГКПИ11-1143. URL: http://vsrf.ru/stor_pdf.php?id=462800 (дата обращения: 26.09.2021) , которым отказано в удовлетворении заявления о признании недействующим абзаца первого пункта 167 Инструкции по служебной деятельности специальных подразделений уголовно-исполнительной системы по конвоированию, утверждённой приказом Министерства юстиции РФ и Министерства внутренних дел РФ от 24 мая 2006 года № 199дсп/369дсп, — заявитель оспаривал норму посадки осуждённых и лиц, содержащихся под стражей, в спецвагон.

    Однако, как показывает практика, оспаривание проставления пометки «Для служебного пользования» в судебном порядке редко увенчивается успехом. Из причин такой практики можно отметить, прежде всего, подход к рассмотрению этих дел со стороны судов, которые зачастую ограничиваются формальной и поверхностной оценкой наличия у органа полномочия на принятие такого акта и отнесение информации к категории служебной.

    Так, в вышеприведённом деле № АКПИ12-543, где заявители оспаривали в суде то, что проведение полного обыска осуждённых, в том числе обследование естественных полостей тела, проводится на основании неопубликованного ведомственного нормативного правового акта, Верховный Суд РФ указал, что, действительно, любые нормативные правовые акты, затрагивающие права, свободы и обязанности человека и гражданина, не могут применяться, если они не опубликованы официально для всеобщего сведения. Вместе с тем Верховный Суд пришёл к следующему выводу: часть 7 статьи 82 Уголовно-исполнительного кодекса РФ наделяет Минюст России как федеральный орган исполнительной власти, осуществляющий функции по выработке и реализации государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере исполнения уголовных наказаний, правом определять порядок производства обысков и досмотров, а Положение о порядке обращения со служебной информацией ограниченного распространения наделяет Минюст России правом относить информацию к разряду ограниченного распространения. Этих оснований, по мнению Верховного Суда РФ, достаточно для того, чтобы, не оценивая соблюдение конституционного запрета применять неопубликованные акты, регулирующие права человека (часть 3 статьи 15), соблюдение конституционного права человека на личную неприкосновенность (часть 1 статьи 22), а также соблюдение части 3 статьи 55 Конституции, сделать следующий парадоксальный вывод:

    «Оспариваемый нормативный правовой акт содержит служебную информацию ограниченного распространения с пометкой “Для служебного пользования”. Наставление определяет назначение и виды, организационные основы, порядок проведения обысков и досмотров, меры безопасности при их проведении. Следовательно, не могут служить основанием для удовлетворения заявленных требований ссылки заявителей на то, что оспариваемый нормативный правовой акт не опубликован в установленном порядке» 20 Решение Верховного Суда РФ от 18 июня 2012 года по делу № АКПИ12-543. .

    Более того, иногда суды принимают решение, что нормативный правовой акт с пометкой «Для служебного пользования» соответствует нормативным правовым актам, имеющим большую юридическую силу, даже без ознакомления с текстом оспариваемого акта. Так, например, было в вышеупомянутом деле члена ОНК Санкт-Петербурга 21 См.: Курилова А. Наблюдатели просят Минюст открыть секреты; Красногвардейский районный суд города Санкт-Петербурга. Карточка производства по делу № 2а-2317/2017. URL: https://kgv–spb.sudrf.ru/modules.php?name=sud_delo&srv_num=1&name_op=case&case_id=425081635&case_uid=85aeeaf3-bc2a-4f8c-9c30-464ff314f7d6&delo_id=1540005 (дата обращения: 26.09.2021). . Ни суд первой инстанции, ни суд апелляционной инстанции не истребовали текст Инструкции с пометкой «Для служебного пользования», которая являлась предметом спора, и отказали в удовлетворении ходатайства административного истца об истребовании из Минюста России текста данной Инструкции. Определением судьи Верховного Суда РФ от 31 мая 2018 года по данному делу № 78-КФ18-863 было отказано в передаче кассационной жалобы для рассмотрения в судебном заседании Судебной коллегии по административным делам Верховного Суда РФ 22 Верховный Суд РФ. Карточка производства по делу № 78-КФ18-863. URL: https://vsrf.ru/lk/practice/appeals/9970335#9970335 (дата обращения: 26.09.2021). .

    Вместе с тем такой формализм противоречит позициям Конституционного Суда РФ, в соответствии с которыми судебная проверка законности и обоснованности действий органов власти не может сводиться к формальному подтверждению наличия оснований для применения нормы. Напротив, в порядке судебного контроля необходимо проводить проверку законности и обоснованности по существу 23 См.: Постановление Конституционного Суда РФ от 16 мая 2000 года № 8-П. . В рассматриваемых ситуациях можно использовать по аналогии позицию Конституционного Суда РФ, согласно которой суды общей юрисдикции должны в полном объёме осуществлять судебный контроль законности и обоснованности решений об аннулировании разрешения на временное проживание 24 Определение Конституционного Суда РФ от 24 декабря 2020 года № 2876-О. URL: http://doc.ksrf.ru/decision/KSRFDecision511574.pdf (дата обращения: 26.09.2021). и не могут ограничиваться выводом о том, что «давать оценку целесообразности принятого УФСБ решения по вопросам, относящимся к его ведению, суд не вправе» 25 Таланова Д. Депортации под грифом «секретно» // Новая газета. 2021. 5 января. URL: https://novayagazeta.ru/articles/2021/01/05/88604-deportatsii-pod-grifom-sekretno (дата обращения: 26.09.2021). . Это означает, что при судебной проверке обоснованности отнесения нормативного правового акта или иного документа к категории «для служебного пользования» суд должен истребовать акт, являющийся предметом спора, и в полном объёме проверить обоснованность принятого должностными лицами решения об отнесении тех или иных сведений к служебной информации ограниченного распространения и соблюдение при этом указанных ограничений в отношении документов, на которых не может быть проставлена пометка «Для служебного пользования» (см. раздел 1.3 настоящего доклада).

    Оспаривание и проверка применения актов с пометкой «Для служебного пользования» также существенно затрудняются тем, что о существовании таких неопубликованных актов может быть и не известно (например, устные требования в СИЗО и колониях), и это незнание не позволяет гражданам оценить, правомерно ли действуют по отношению к ним должностные лица, чем ограничивается реальная возможность оспорить произвол — «оспорь то, не знаю что». Зачастую обжаловать акт с пометкой «Для служебного пользования» оказывается возможным только в случае, если удалось случайно узнать о его существовании.

    1.5. Ответственность за разглашение служебной информации ограниченного распространения

    Пункт 1.8 Положения о порядке обращения со служебной информацией ограниченного распространения указывает, что за разглашение служебной информации ограниченного распространения, а также за нарушение порядка обращения с документами, содержащими такую информацию, государственный служащий (работник организации) может быть привлечён к дисциплинарной или иной предусмотренной законодательством ответственности.

    С учётом того что обладателями служебной информации ограниченного распространения являются государственные органы и подведомственные организации и проставлением пометки «Для служебного пользования» занимаются конкретные должностные лица, основным видом ответственности является дисциплинарная. И Трудовой кодекс РФ, и отраслевые законы о прохождении различных видов государственной службы закрепляют различные виды ответственности вплоть до увольнения для лиц, разгласивших служебную информацию ограниченного распространения или иным образом нарушивших порядок обращения с такими документами.

    КоАП РФ в статье 13.14 также предусматривает административную ответственность лица за разглашение полученной им в связи с исполнением служебных или профессиональных обязанностей информации, доступ к которой ограничен федеральным законом (в случаях, если разглашение такой информации не влечёт уголовную ответственность), в виде административного штрафа в размере от пятисот до одной тысячи рублей с граждан и от четырёх до пяти тысяч рублей — с должностных лиц. Однако представляется, что нельзя привлекать ни к административной, ни к уголовной ответственности лицо, разгласившее информацию с пометкой «Для служебного пользования», если и поскольку доступ к такой информации ограничивается постановлением Правительства РФ, а не федеральным законом. Тем более что ограничение права на распространение и доступ к информации, как и ограничение других конституционных прав и свобод, особенно при формулировании оснований публичной деликтной ответственности, не может находиться в сфере дискреции органов исполнительной власти и её должностных лиц.

    О пометке «ДСП» в вопросах и ответах

    В КАКИХ НОРМАТИВНЫХ АКТАХ УСТАНОВЛЕН ПОРЯДОК ОБРАЩЕНИЯ С ДОКУМЕНТАМИ С ПОМЕТКОЙ «ДСП»?

    Порядок обращения с документами и фото-, кино-, видео- и аудиопленками, машинными носителями информации, содержащими служебную информацию ограниченного распространения, содержится в Положении о порядке обращения со служебной информацией ограниченного распространения в федеральных органах исполнительной власти, уполномоченном органе управления использованием атомной энергии и уполномоченном органе по космической деятельности[1] (далее – Положение № 1233).

    В п. 1.1 Положения № 1233 указано, что его действие распространяется на федеральные органы исполнительной власти, уполномоченный орган управления использованием атомной энергии и уполномоченный орган по космической деятельности, а также на подведомственные им предприятия, учреждения и организации. Во многих субъектах Российской Федерации и отдельных ведомствах приняты свои нормативные акты, которые регулируют работу со служебной информацией ограниченного доступа[2].

    В организации должен быть утвержден Перечень должностных лиц, которые имеют доступ к информации ограниченного использования. Помимо этого, обязанность работника работать с документами с пометкой «ДСП» должна быть закреплена в его должностной инструкции.

    НА КАКИХ ДОКУМЕНТАХ СТАВИТЬ ПОМЕТКУ «ДСП»?

    Согласно п. 1.4 Положения № 1233 пометку «Для служебного пользования» (далее – «ДСП») проставляют на документах, содержащих информацию ограниченного распространения. Согласно п. 1.2 Положения № 1233 к информации ограниченного распространения относится:

    1. Информация о деятельности организации, если ограничения на ее распространение обусловлены служебной необходимостью. К такой информации следует относить служебную информацию, запрет на распространение которой установлен решением уполномоченного должностного лица.

    В соответствии с п 1.5 Положения № 1233 руководители федеральных органов исполнительной власти вправе определять:

    • категории должностных лиц, уполномоченных относить служебную информацию к разряду ограниченного распространения;
    • порядок передачи служебной информации ограниченного распространения другим органам и организациям;
    • порядок снятия пометки «Для служебного пользования» с носителей информации ограниченного распространения;
    • организацию защиты служебной информации ограниченного распространения.

    Такие документы утверждены многими федеральными органами исполнительной власти. Например, они размещены в соответствующих приложениях к приказам Минфина России[3], Росгвардии[4], Минюста России[5].

    2. Информация, которая поступила в организацию и доступ к которой ограничен законодательством. Как правило, эти сведения государственные органы получают от граждан и организаций, не связанных с государственной службой, и запрет на их распространение устанавливается в интересах лиц, предоставивших сведения.

    Согласно п. 1.3 Положения № 1233 к информации ограниченного распространения не относятся:

    • правовые акты, устанавливающие статус госорганов, организаций, общественных объединений;
    • правовые акты, устанавливающие права, свободы и обязанности граждан, порядок их реализации;
    • сведения о чрезвычайных ситуациях и других опасных явлениях и процессах, которые необходимы для обеспечения безопасности населения и производственных объектов;
    • описание структуры госоргана и его функций, а также его адрес;
    • порядок рассмотрения обращений граждан и юридических лиц, а также вынесенные по таким обращениям решения;
    • сведения об исполнении бюджета, состоянии экономики и потребностей населения;
    • документы, которые хранятся в открытых фондах библиотек и архивов, информационных системах организаций и которые необходимы для реализации прав, свобод и обязанностей граждан.

    КАК СВЯЗАНЫ ГОСУДАРСТВЕННАЯ, КОММЕРЧЕСКАЯ И СЛУЖЕБНАЯ ТАЙНЫ С ПОМЕТКОЙ «ДСП»?

    С 01.01.2008 из Гражданского кодекса Российской Федерации (далее – ГК РФ) исключена ст. 139 «Служебная и коммерческая тайна», в которой информация, составляющая служебную тайну, относилась к объектам гражданских прав.

    Отметим, что информация в документах с пометкой «ДСП» не секретная, а потому не является государственной тайной. Кроме этого, ее нельзя считать и коммерческой тайной, так как она имеет отношение к работе органов власти, государственных корпораций и подведомственных им юридических лиц. Согласно части четвертой ст. 9 Федерального закона от 27.07.2006 № 149-ФЗ «Об информации, информационных технологиях и о защите информации»[6] (далее – ФЗ № 149-ФЗ) условия отнесения информации к сведениям, составляющим коммерческую тайну, служебную тайну и иную тайну, обязательность соблюдения конфиденциальности такой информации, а также ответственность за ее разглашение устанавливаются федеральными законами. В п. 3 Перечня сведений конфиденциального характера[7] указано, что служебной тайной являются служебные сведения, доступ к которым ограничен органами государственной власти в соответствии с ГК РФ и федеральными законами. Однако ни один федеральный закон не регламентирует порядок и условия ограничения доступа к служебной информации.

    DSP

    Какая ответственность предусмотрена за разглашение служебной тайны?

    Согласно п. 2.1 Положения № 1233 решение о проставлении пометки «Для служебного пользования» на документах и изданиях, содержащих служебную информацию ограниченного распространения, принимает исполнитель и должностное лицо, которое подписывает или утверждает документ. Как указано в п. 1.6 Положения № 1233, должностные лица, уполномоченные руководителем государственного органа и государственной корпорации относить служебную информацию к информации ограниченного использования, несут персональную ответственность за обоснованность принятия такого решения.

    DSP

    Согласно ст. 13.14 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях разглашение информации, доступ к которой ограничен федеральным законом (за исключением случаев, если разглашение такой информации влечет уголовную ответственность), лицом, получившим доступ к такой информации в связи с исполнением служебных или профессиональных обязанностей, влечет наложение административного штрафа на граждан в размере от пятисот до одной тысячи рублей; на должностных лиц – от четырех тысяч до пяти тысяч рублей.

    В отдельных случаях (например, когда информация относится к двум и более видам тайн) за разглашение служебной тайны предусмотрена уголовная ответственность в соответствии со ст. 138, 285, 310, 311 Уголовного кодекса Российской Федерации.

    Однако основным видом юридической ответственности за разглашение служебной тайны является дисциплинарная ответственность. В Трудовом кодексе Российской Федерации (далее – ТК РФ) и отраслевом законодательстве о прохождении различных видов государственной службы (подп. в п. 6 части первой ст. 81 ТК РФ, подп. в п. 3 части первой ст. 37 Федерального закона от 27.07.2004 № 79-ФЗ «О государственной гражданской службе Российской Федерации»[8], п. 5 части второй ст. 49, п. 6 части второй ст. 82 Федерального закона от 30.11.2011 № 342-ФЗ «О службе в органах внутренних дел Российской Федерации и внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации»[9] и т.д.) закреплена возможность увольнения лиц, допустивших разглашение охраняемой законом тайны.

    Чтобы обосновать законность увольнения за разглашение служебной тайны, работодателю следует доказать три факта:

    • факт 1: сведения, которые работник разгласил, в соответствии с действующим законодательством относятся к служебной или иной охраняемой законом тайне;
    • факт 2: сведения стали известны работнику в связи с исполнением им трудовых обязанностей;
    • факт 3: работник обязывался не разглашать такие сведения[10].

    [1] Утв. Постановлением Правительства Российской Федерации от 03.11.1994 № 1233 (в ред. от 18.03.2016).

    [2] См, например, Инструкцию о порядке обращения со служебной информацией ограниченного распространения в Минобрнауки России (утв. Приказом Минобрнауки России от 30.12.2010 № 2233; в ред. от 10.08.2012).

    [3] См. Приказ Минфина России от 19.06.2019 № 98н.

    [4] См. Приказ Росгвардии от 30.05.2017 № 155.

    [5] См. Приказ Минюста России от 07.10.2010 № 250.

    [6] В ред. от 02.12.2019.

    [7] Утв. Указом Президента Российской Федерации от 06.03.1997 № 188 (в ред. от 13.07.2015).

    [8] В ред. от 16.12.2019.

    [9] В ред. от 16.12.2019.

    [10] См. п. 43 Постановления Пленума Верховного суда Российской Федерации от 17.03.2004 № 2 «О применении судами Российской Федерации Трудового кодекса Российской Федерации» (в ред. от 24.11.2015).

    Н.В. Артонкина,
    документовед, архивист

    Материал публикуется частично. Полностью его можно прочитать в журнале «Секретарь-референт» № 5, 2020.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *