Формы прямой демократии
В современном мире и политике демократия выступает одним из наиболее часто употребляемых понятий, что, в том числе, объясняется сложностью и многоаспектностью соответствующей категории. При этом необходимо отметить, что одним из наиболее древних типов (форм) демократии по праву признается ее прямая (или непосредственная) разновидность.
В общем виде, понятие прямой демократии может быть сформулировано следующим образом:
Прямая (непосредственная) демократия – форма политической организации и общественного устройства, сущностной характеристикой которой выступает то, что наиболее важные для развития и жизнедеятельности общества решения инициируются, принимаются и исполняются непосредственно гражданами.
Иными словами, прямая демократия характеризуется непосредственным осуществлением процедуры принятия решений самим населением, в том числе, в результате нормотворчества в соответствующей сфере.
При этом в современной литературе отмечается, что определенная универсальность непосредственной демократии, на протяжении исторического развития позволяла ей как выступать в качестве отдельной целостной системы (например, в древнегреческих государствах-полисах), так и в виде элемента более крупной социально-политической организации современных государств.
Признаки прямой демократии
Сущностные признаки прямой (непосредственной) демократии, в том числе те их них, которые могут быть сформулированы исходя из содержания приведенного выше определения рассматриваемой категории, оказывают непосредственное влияние на те формы, в которых она может воплощаться в общественной жизни. В этой связи, представляется целесообразным подробнее остановиться на выделяемых в специальной литературе признаках прямой (непосредственной) демократии. В частности, в числе таковых принято называть:
- Основной источник власти – это народ, на который возлагается не только сам процесс разработки, принятия и реализации политически значимых решений, но и ответственность за соответствующую деятельность;
- В рамках прямой демократии обнаруживаются различные варианты и направления для инициирования подлежащих решению вопросов, в том числе – от отдельных граждан, социальных групп, общественных организаций, органов государственной власти и местного самоуправления, политических партий, и т.д.
Кроме того, следует обратить внимание на то, что наряду с положительными сторонами прямой демократии, к которым, безусловно, можно отнести оперативность постановки и принятия конкретных решений на уровне относительно небольших социальных групп, рассматриваемая форма отличается наличием определенных недостатков.
Так, например, слабой стороной непосредственной демократии признается то, что исходя из содержания ее сущности, применение прямых демократических механизмов достаточно сложно на больших территориях, в том числе, в связи со сложностью формирования вопросов подлежащих разрешению, затягиванием соответствующих процессов, трудностью согласования несовпадающих (а нередко – и прямо противоположных) интересов больших социальных групп, и т.д.
Таким образом, рассмотрев приведенное понятие, признаки и сущностные особенности прямой (непосредственной) демократии, перейдем к рассмотрению тех форм, посредством которых возможно реализация соответствующих механизмов.
Формы непосредственной демократии
В наиболее общем виде определение форм прямой демократии может быть представлено следующим образом:
Формы прямой демократии – совокупность конкретных мероприятий и мер, посредством осуществления которых становится возможным реализация механизмов непосредственной демократии.
При этом, исходя из сложности демократии как политического режима в целом, и многоаспектности прямой демократии в частности, могут выделяться самые разнообразные формы ее непосредственного осуществления, наиболее распространенными из которых принято называть:
- Народное голосование (референдум) – принятие общеобязательных нормативных актов в результате прямого голосования граждан, обладающих соответствующим правом. Как правило, круг вопросов по которым на референдуме могут применяться обязательные распоряжения, достаточно широк, и представлен вопросами, непосредственно затрагивающими стороны жизнедеятельности и направления развития общества. Однако, в настоящее время, в том числе в Российской Федерации наблюдается тенденция ограничения круга соответствующих вопросов. Так, например, в РФ граждане не могут в результате народного голосования принимать или отклонять бюджет, решать вопрос о введении или отмене общеобязательных налогов и сборов, и т.д.;
- Народное обсуждение – форма прямой демократии, предполагающая право группы избирателей инициировать внесение предложения об изменении и дополнении отдельных пунктов, разделов или глав уже принятых и действующих в государстве нормативных правовых актов;
- Народная инициатива – процедура внесения группой граждан проектов нормативных актов при наличии обязанности законодательного органа его рассмотреть и принять решение либо о принятии (в том числе после изменения отдельных положений первоначального проекта), либо об отказе в принятии; мандат – право народа принимать наказы обязательные для отдельных депутатов или судей, право народа отзывать отдельных депутатов или судей, обязанность отдельных депутатов или судей регулярно отчитывать перед народом и право народа требовать внеочередной отчёт от них.
Кроме того, говоря о характеристике форм прямой (непосредственной) демократии в Российской Федерации, выделяются также такие механизмы как проведение публичных слушаний, сбор граждан, и т.д.
Формы демократии: прямая демократия и представительная демократия
Определение прямой и представительной форм демократии
Прямая и представительная демократия – это такие формы политической организации общества и осуществления власти, при которых решения принимаются непосредственно гражданами – в случае прямой, или через представительные органы – в случае представительной демократии.
И прямую демократию, и представительную Конституция РФ относит к основам конституционного строя. Власть народа может осуществляться как непосредственно, так и через представительные органы.
Примером представительных органов являются органы государственной власти, органы местного самоуправления.
Согласно статье 3 Конституции РФ, высшим прямым выражением власти народа являются свободные выборы и референдум. Каждый гражданин, согласно статье 2 Конституции РФ, имеет право быть избранным в органы местного самоуправления или в органы государственной власти. Каждый гражданин имеет право избирать представителей в государственные или местные органы власти.
Конституция РФ особо подчеркивает роль прямой демократии в местном самоуправлении (ст. 130). Порядок проведения референдумов регулирует Федеральный конституционный закон.
Непосредственная демократия
Непосредственную демократию также называют прямой.
Прямая демократия – это такая форма осуществления власти, при которой решения инициируют, принимают и исполняют непосредственно граждане страны.
Прямая или непосредственная демократия предполагает совокупность различные способы и формы самостоятельного участия в процессе принятия общеобязательных решений, создании и работе представительной системы, влияние на государственную политику. В этом процессе могут участвовать каждый гражданин или коллективы, например, партии, хозяйственные и общественные объединения и т. д.
Прямая демократия может быть общего и местного характера.
Основной чертой непосредственной демократии является использование граждан, которые несут прямую ответственность за принятие и исполнение принятых решений.
Преимущество прямой демократии – это быстрота принятия решений в небольших группах для решения частных вопросов и вопросов местного характера.
Основной недостаток прямой демократии – это трудности при ее использовании на больших территориях. К таким сложностям относятся, например, проблемы постановки вопросов, длительные сроки при согласовании отдельных вопросов и, собственно, само осуществление голосования без применения средств связи и компьютерной техники.
Формы прямой демократии это:
- народное обсуждение;
- народная инициатива;
- выборы;
- народное голосование (референдум);
- императивный мандат.
Помимо этого, к методам прямой демократии относится и участие в политических процессах, которое не позволяет решать вопросы, касающиеся жизни страны, прямо, однако предоставляют возможность влиять на процесс принятия этих решений.
Примером стран с прямой демократией являются Италия, Лихтенштейн, Швейцария, а также штат США – Калифорния и прочие страны, в которых при принятии политических решений используются референдумы.
Такие формы прямой демократии, как народная инициатива и народное голосование используются в большинстве современных государств, однако, главные вопросы политической жизни государства не выносятся на рассмотрение на референдуме.
Примером стран, в которых применяется императивный мандат, могут послужить КНР, КНДР, Народно-демократическая Республика Лаос, Социалистическая Республика Вьетнам и пр.
Репрезентативная (представительная) демократия
Репрезентативная (прямая) демократия – это такая форма демократии, при которой основным источником власти являются граждане страны, но государственное управление осуществляется представительными органами и избираемыми гражданами.
Представительная демократия является наиболее распространенной формой демократии, видом политического участия граждан в современных государствах.
При представительной демократии граждане принимают участие в принятии решений опосредованно, участвуя в выборах в органы власти, которые должны выражать интересы граждан и принимать законы.
К проявлениям представительной демократии относится следующее:
- принятие законов, ратификация и денонсация международных договоров, а кроме того, принятие бюджетов, введение налогов и сборов;
В большинстве случаев в современном мире в странах с демократическим режимом законы и бюджет принимаются парламентом, а утверждаются президентом или монархом, которые имеют право возвращать проекты законов или бюджета на повторные рассмотрение.
- формирование парламентом правительства – утверждение парламентом кандидатуры главы правительства и членов правительства;
- законодательная инициатива – правом законодательной инициативы в большинстве демократических государств обладают группы депутатов, отдельные депутаты, президент или монарх;
- контроль правительства парламентом – например, утверждение программ правительства, обязанность министров и правительства регулярно отчитываться перед парламентом и пр.
Важный и основной недостаток представительной демократии – это формирование органов власти посредством выборов. При этом избиратели, как правило, вынуждены голосовать за кандидатов им неизвестных или малознакомых, которые, зачастую, не представляют интересы всех слоев общества.
К формам прямой непосредственной демократии не относится 1) проведение референдума
Пожалуйста, войдите или зарегистрируйтесь для публикации ответа на этот вопрос.
решение вопроса
Связанных вопросов не найдено
- Все категории
- экономические 43,679
- гуманитарные 33,657
- юридические 17,917
- школьный раздел 612,460
- разное 16,911
Популярное на сайте:
Как быстро выучить стихотворение наизусть? Запоминание стихов является стандартным заданием во многих школах.
Как научится читать по диагонали? Скорость чтения зависит от скорости восприятия каждого отдельного слова в тексте.
Как быстро и эффективно исправить почерк? Люди часто предполагают, что каллиграфия и почерк являются синонимами, но это не так.
Как научится говорить грамотно и правильно? Общение на хорошем, уверенном и естественном русском языке является достижимой целью.
26. Формы осуществления власти народа. Непосредственная (прямая) и представительная (непрямая) демократия, их взаимосвязь.
Конституция РФ провозглашает суверенитет народа: носителем суверенитета и единственным источником власти в РФ является ее многонациональный народ (ч. 1 ст. 3). Это характерно для демократического правового государства с республиканской формой правлеения.
Суверенитет народа означает, что именно ему принадлежит суверенная государственная власть, имеющая такие свойства, как верховенство и независимость; народ обладает всей полнотой власти на территории страны. Народу принадлежит верховенство в государстве, в системе власти, его суверенная государственная воля обязательна для всех органов гос. власти, органов МС, вообще всех лиц, организаций на территории государства. Никто, никакая часть народа, организация, лицо не должны присваивать власть в РФ. Захват власти или присвоение властных полномочий преследуются по ФЗ – гласит ч. 4 ст. 3 Конституции РФ. Власть должна исходить только от народа – ее единственного источника.
Конституция РФ (ст. 3), закрепляя основные формы осуществления власти народа, выделяет:
Наряду с органами гос. власти органы МСУ, которые не входят в систему органов гос. власти. Это дает основания выделить в системе единой власти народа гос. власть и власть МСУ (муниципальную власть).
Конституция определяет, что народ осуществляет свою власть непосредств. (через референдум, свободные выборы, др. формы прямой демократии) и опосредованно — через органы публ. власти.
При этом формы прямой демократии используются и при осуществлении народом гос. власти (решение гос. вопросов), и при осуществлении им муниципальной власти (решение вопросов местного значения).
Важнейшие органы государства избираются голосованием народа, получают свои властные полномочия от него. Все гос. органы, должностные лица, органы МС, осуществляя властные полномочия, должны действовать в соответствии с волей народа, выраженной в законах, в его интересах. Для осуществления власти необходим механизм властвования. Сам народ непосредственно осуществляет власть в современных государствах нечасто, в основном он это делает через систему гос. органов и МС.
Действующая Конституция РФ устанавливает, что народ осуществляет свою власть непосредственно, а также через органы гос. власти и органы МС. Закрепляются, таким образом, следующие каналы осуществления народовластия: непосредственная (прямая) демократия, органы государственной власти, органы местного самоуправления. Особую роль в осуществлении народом власти выполняют выборные представительные органы, воплощающие представительную демократию. Представительные органы имеются среди и органов государственной власти, и органов местного самоуправления.
Опосредованное осуществление народом своей власти происходит через органы гос. власти и органы МСУ. При этом имеются в виду не только законодат. и представит. органы власти, традиционно олицетворяющие представит. демократию, но и Президент РФ, высшие должн. лица субъектов РФ, выборные должн. лица МСУ, избираемые непосредственно гражданами, а также иные органы публ. власти в государстве (исполнительные, судебные).
Под непосредственной демократией понимается прямое волеизъявление народа или его части по вопросам государственного или местного значения. Конституция РФ закрепляет ряд институтов (форм) непосредственной демократии, в том числе как высшее непосредственное выражение власти народа – референдум и свободные выборы. К этим институтам относятся также: собрания, митинги, шествия, демонстрации, пикетирование, народная инициатива проведения референдумов.
Отличительные черты непосредственной демократии:
круг субъектов, обусловленный особыми требованиями к ним (многонац. народ России, народ субъекта РФ, население муницип. образования);
прямое волеизъявление, т. е. граждане непосредств. выражают свою волю или мнение по тем или иным вопросам гос. и обществ. жизни. Поэтому непосредств. народовластие обеспечивает единство воли и субъекта ее выражения, а также осуществление власти данным субъектом от своего имени;
особые формы реализации власти народа (референдум, выборы, сходы, отзыв);
юридические последствия использования форм непосредственной демократии:
окончат. решение населением опред. вопросов гос. и обществ. жизни. В данном случае идет речь об императивных формах непосредств. народовластия. К ним прежде всего относятся референдум и свободные выборы. Именно с помощью этих форм происходит императивное волеизъявление носителя власти — народа. К императивным формам следует также отнести формы непосредств. демократии, с помощью которых население может решать вопросы своей жизни, организации власти на местах: сходы, отзыв выборных лиц и др.;
выражение мнения по тому или иному вопросу гос. и обществ. жизни, которое должно рассматриваться компетентными органами публ. власти, их должн. лицами, принимающими окончат. решение по данным вопросам. В этом случае используются консультативные формы непосредств. демократии (публ. слушания, обществ. обсуждения, опросы и др.);
инициирование гражданами принятия компетентными органами публ. власти решений, т. е. использование форм непосредств. демократии, с помощью которых граждане привлекают внимание органов публ. власти к вопросам, требующим своего разрешения. К этим формам непосредств. демократии относятся: обращения граждан, правотворческая инициатива, наказы избирателей, собрания и др.
Институты прямой демократии разнообразны. Среди них есть способы принятия окончательных, общеобязательных решений (выборы, референдум) и формы выражения мнения (например, обсуждения проектов законов, митинги), имеющие лишь совещательное, консультативное значение, а не обязательные для государственных органов, должностных лиц, граждан. Посредством ряда форм свою волю, мнение может выражать народ в целом – это референдум РФ, всенародные выборы; с помощью других форм – его часть, население субъекта Федерации – митинга.
В системе институтов непосредственной демократии важнейшее место принадлежит выборам – форме наиболее широкого участия граждан в управлении гос. делами. Посредством выборов формируются гос. органы, органы МС, определяется их персональный состав. Избираются представительные (законодательные) органы: ГД Федерального Собрания РФ, законодательные органы субъектов Федерации. Помимо этого избираются и представительные органы местного самоуправления. В настоящее время таким образом избирается и ряд должностных лиц: Президент РФ, президенты республик в ее составе (там, где предусмотрен этот пост), главы администраций, мэры городов.
Наряду со свободными выборами высшим непосредственным выражением власти народа является референдум. Законодательство предусматривает референдум РФ, референдумы субъектов Федерации, местный референдум. О референдуме РФ говорится в Конституции РФ, подробно же его организация и проведение регламентированы ФКЗ «О референдуме РФ» от 10 октября 1995 г., а также ФЗ «Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан РФ».
РФ единственный источник власти – народ. Народовластие – волеизъявление народа в управлении государством непосредственно или через представителей, которое осуществляется свободно народом, но в соответствии с требованиями закона, его суверенной волей и интересами государства. В РФ власть легитимируется и контролируется народом, гражданами РФ.
Элементы народовластия в РФ:
коллективный субъект – граждане РФ;
Формы народовластия:
непосредственная (прямая) демократия;
представительная (косвенная) демократия.
Непосредственное народовластие – это прямое волеизъявление народа или его части по разрешению важнейших для государства вопросов регулирования общественной жизни.
Виды непосредственной демократии:
мирные собрания, митинги, демонстрации, шествия, пикетирования и т. п.;
народная правотворческая инициатива в органы местного самоуправления, инициатива граждан по проведению референдума;
индивидуальные и коллективные обращения граждан в государственные органы и органы местного самоуправления. Высшие формы непосредственной демократии: референдум и выборы.
Конституционные гарантии народовластия – выборы в РФ проводятся на основе:
В зависимости от содержания института институты прямой демократии могут быть:
способами принятия обязательного и окончательного решения (свободные выборы, референдум);
формами выражения народного мнения, имеющими консультативное, но необязательное значение для принятия решения органами власти (митинги, демонстрации, обсуждение проекта закона.
Представительная демократия (народовластие) – это осуществление власти народом через представительные органы государственной власти и местного самоуправления. Органы представительной демократии:
высшие коллегиальные органы законодательной власти (Государственная Дума ФС РФ, парламенты субъектов РФ, городские думы);
единоличные органы (Президент РФ, президенты республик в составе РФ, губернаторы краев, областей и автономий, мэры городов).
В зависимости от непосредственности волеизъявления граждан и влияния его на управление властью в формировании органов власти выделяются представительства народа различных степеней:
органы, прямо избираемые народом (Государственная Дума, Президент РФ);
органы, образуемые представительными органами первой степени (Правительство РФ, Уполномоченный по правам человека);
органы, формируемые представительными органами второй степени (Счетная палата).
Формы косвенного народовластия:
обсуждение проектов законов и других важнейших вопросов общественной жизни государства;
народная правотворческая инициатива в законодательные органы РФ;
участие граждан в управлении обществом через органы местного самоуправления, общественные организации, сходы и собрания граждан;
индивидуальные и коллективные обращения граждан в органы государственной власти и органы местного самоуправления по всем вопросам
Особое место в системе органов публ. власти занимают представит. органы, непосредств. формируемые народом. В них находит свое материальное воплощение представительная демократия.
в широком смысле содержание народного представительства составляют отношения, связанные с формированием, функционированием и ответственностью особого вида органов, соц. назначением которых являются формирование и выражение интересов разл. соц. групп и слоев общества на соотв. уровне гос. и муницип. власти.
в узком смысле слова включает законодат., представит. органы власти: ФС и законодат. (представит.) органы власти субъектов РФ, которые принимают законы, а также представит. органы МСУ, в исключит. ведении которых находится решение важнейших местных вопросов (принятие местных бюджетов, установление местных налогов).