Конституция рф (ст. 41, 72, 76)
Конституционное право – это главная часть национальной правовой системы, поскольку равновесие внутри государственного механизма является основным условием правопорядка в обществе.
Конституция РФ (ст. 41) обеспечивает реализацию прав граждан, как одной из функций физической культуры и спорта – охрану здоровья. В Российской Федерации финансируются федеральные программы охраны и укрепления здоровья населения, поощряется деятельность, способствующая укреплению здоровья каждого, развитию физической культуры и спорта.
К совместному ведению Российской Федерации и субъектов РФ относятся (ст. 72): общие вопросы воспитания, образования, науки, культуры, физической культуры и спорта; координация вопросов здравоохранения, социальная защита, установление общих принципов налогообложения и сборов в РФ; координация международных и внешнеэкономических связей субъектов РФ.
С учетом федерального характера устройства Российской Федерации, Конституция РФ обладает высшей юридической силой по сравнению с другими нормативными актами, действующими на территории России. В связи с этим в ст. 76 предусмотрено, что по предметам ведения РФ принимаются федеральные конституционные законы и федеральные законы, имеющие прямое действие на всей территории РФ:
По предметам совместного ведения Российской Федерации и субъектов РФ издаются федеральные законы и принимаемые с ними законы и иные нормативные правовые акты субъектов РФ.
Федеральные законы не могут противоречить федеральным конституционным законам.
Вне пределов ведения РФ, совместного ведения РФ и субъектов РФ республики, края, области, города федерального значения, автономные области и автономные округа осуществляют собственное правовое регулирование, включая принятие законов и иных нормативных правовых актов.
Законы и иные нормативные правовые акты субъектов РФ не могут противоречить федеральным законам. В случае противоречия между федеральным законом и иным актом, изданным в РФ, действует федеральный закон.
В случае противоречия между федеральным законом и нормативным актом субъекта РФ, действует нормативный правовой акт субъекта РФ.
Возведение физической культуры и спорта как самостоятельной отрасли социально-культурного строительства на конституционный уровень подчеркивает важную роль этой отрасли в деле формирования всесторонне развитых и физически совершенных людей.
Для понимания значимости формирования нового законодательства в области физической культуры и спорта следует обратиться к фактам. Так, на начало 2001 г. в России действовало 1450 общих законодательных актов (с учетом приказов Президента РФ, распоряжений правительства и министерств – 121 тысяча), и если добавить нормативные акты субъектов Федерации, постановления судов, то общее количество возрастет до 500 тысяч. В настоящее время в сфере физической культуры и спорта действует один Федеральный закон «О физической культуре и спорте в Российской Федерации» и несколько десятков законов о физкультуре и спорте субъектов Российской Федерации. Безусловно, одни лишь количественные критерии не отражают объективной правовой картины, но как показывает практика, отсутствие законодательной базы во времена СССР приводило к ряду отрицательных моментов развития физкультурно-спортивного движения.
– отсутствие спортивного законодательства лишало российских спортсменов социальной защиты и допускало в их отношении произвол со стороны властей (так, имели место случаи, когда после поражений всю команду «разгоняли»);
– профессиональный спорт не был легитимным, так как не был признан правовыми нормами, что, в свою очередь, ставило спортсменов в двусмысленное положение: с одной стороны, профессиональный спорт в нашей стране отсутствовал, и все спортсмены признавались любителями (именно в таком качестве они выступали на Олимпийских играх, куда ранее спортсмены-профессионалы не допускались); с другой стороны, профессиональный спорт и его инфраструктура у нас де-факто существовали, однако спортсмены-профессионалы числились на заводах и фабриках рабочими, выступавшие за армейские клубы (СКА, ЦСКА) – офицерами; при этом спортсмены получали вознаграждение за свой труд не в статусе футболистов, хоккеистов и прочих спортсменов, а как рабочие, инженеры, военнослужащие;
– отсутствие правового признания (легитимности) профессионального спорта делало невозможным легальный переход российских спортсменов в зарубежные клубы; это обстоятельство создало «черный рынок» среди российских спортсменов, – они стали уезжать из страны явочным порядком: так поступили известные фигуристы Л. Белоусова и О. Протопопов, хоккеист А. Могильный и многие другие.
– отсутствие законов о физической культуре и спорте невыгодно и самому государству: вследствие утечек за рубеж наиболее известных и перспективных спортсменов теряется зрелищность и результативность соревнований, падает престиж государства, уменьшаются суммы налоговых поступлений, и т.д.
Российские законодатели в определенной мере учли имеющийся отечественный и зарубежный опыт функционирования физкультуры и спорта в условиях правового вакуума и постарались ликвидировать имеющиеся юридические проблемы, как на федеральном, так и на местном уровнях.
В настоящее время Федеральный закон «О физической культуре и спорте в Российской Федерации» является правовым регулятором современных отношений в сфере физической культуры и спорта. На основе Федерального закона разработаны соответствующие законы субъектов Российской Федерации. Однако развитие государства и общества в новых условиях постоянно требует внесения в закон определенных дополнений. Указы и распоряжения Президента Российской Федерации являются инструментом нормативно-правового регулирования определенных правоотношений в физической культуре и спорте.
Подзаконные нормативно-правовые акты Правительства Российской Федерации, являющиеся инструментом нормативно-правового регулирования определенных правоотношений в физической культуре и спорте, позволяют оперативно решать отдельные проблемы. Подзаконные нормативно-правовые акты Правительства Российской Федерации, иных органов исполнительной власти также в определенной степени воздействуют на функционирование и развитие физической культуры и спорта. Конкретное решение проблем отражено в федеральных программах отраслевого и межотраслевого характера в области физической культуры и спорта. К ним также относятся ведомственные подзаконные нормативные акты о физической культуре и спорте.
Следует отметить, что на основе федерального законодательства разработаны нормативные правовые и местные подзаконные акты о физической культуре и спорте в субъектах Российской Федерации.
В новых социально-экономических условиях России особое значение имеет правовое регулирование деятельности коммерческих физкультурно-спортивных организаций. В законодательных актах установлен порядок государственной регистрации физкультурно-спортивных организаций как юридических лиц в Российской Федерации. Изложены организационно-правовые формы коммерческих физкультурно-спортивных организаций как хозяйствующих субъектов (товарищества и общества, акционерные общества, дочерние и зависимые общества, унитарные предприятия, производственные кооперативы, и т.д.).
Каждое из них имеет свои особенности для создания и организации деятельности в различных организационно-правовых формах. Поэтому наряду с общими законодательными актами они руководствуются учредительными документами: уставом, лицензией, сертификатом качества, стандартом.
В России предоставлено право на деятельность некоммерческих физкультурно-спортивных организаций общественным организациям, фондам, некоммерческим партнерствам, учреждениям, автономным некоммерческим организациям, ассоциациям и союзам. В Федеральном законе «О физической культуре спорте в Российской Федерации» для них разработаны особые требования для создания и организации деятельности в различных организационно-правовых формах; в своей деятельности они также руководствуются учредительными документами.
Наряду с этим физкультурно-спортивная деятельность основывается на правовом регулировании отдельных направлений. Например, организация и проведение спортивных соревнований осуществляется в соответствии с правилами спортивных соревнований, положениями о спортивных соревнованиях. Разработана нормативно-правовая основа присвоения спортивных и судейских разрядов и званий – Единая всероссийская спортивная классификация. С ее помощью присуждаются спортивные разряды и звания для спортсменов, а также почетные звания заслуженного мастера спорта России, заслуженного тренера России и др.
В Трудовом законодательстве определяются договорные отношения в сфере физической культуры и спорта, которые включают классификацию, порядок и форму заключения, изменения и расторжения договоров. Договоры (например, спонсорский договор, договор купли-продажи, договор аренды, договор проката) могут заключаться по отдельным направлениям деятельности в физической культуре и спорте.
При заключении трудовых договоров необходимо обращать внимание на различные особенности (например, на содержание контракта спортсмена, на отличительные особенности контрактов с зарубежными спортсменами).
Международные договоры Российской Федерации регулируют различные правоотношения в области физической культуры и спорта. Организация международной спортивной деятельности России нашла отражение также в Федеральном законе «О физической культуре спорте в Российской Федерации».
В процессе физкультурно-спортивной деятельности могут возникнуть различного рода споры, конфликты, нарушения прав спортсменов, тренеров, специалистов, а также некачественное предоставление услуг, товаров, и т.д. Для этого разработаны нормативные акты по защите прав спортсменов, тренеров, специалистов и потребителей физкультурно-спортивных товаров (услуг) на получение информации о товарах (услугах) и их изготовителях, на безопасность товаров (услуг). Разработаны государственная и общественная защита прав потребителей физкультурно-спортивных товаров и услуг, правила продажи отдельных видов товаров физкультурно-спортивного назначения, правила предоставления отдельных видов физкультурно-спортивных услуг.
Спорные вопросы разрешаются в обычных или арбитражных судах различного уровня. В решении спорных вопросов важную роль играет Международный спортивный арбитраж как правовой институт разрешения межгосударственных конфликтов в области физической культуры и спорта.
Нормативно-правовая основа регулирования государственной политики в сфере физической культуры и спорта в Российской Федерации
Законодательство о физической культуре и спорте — комплексная по своему характеру и значительная по объему часть законодательства РФ, включающая нормы конституционного, гражданского, трудового, международного права. Оно тесно связано с законодательством об образовании, о социальной защите населения, о здравоохранении, о предпринимательской деятельности, о приватизации, о местном самоуправлении и представляет собой обширный массив законодательных актов, регламентирующих правоотношения, возникающие в ходе реализации прав граждан на занятия физической культурой и спортом, на сохранение здоровья средствами активного образа жизни и, таким образом, непосредственно относится к числу важных средств современной государственной политики в сфере обеспечения качества жизни граждан РФ.
Итак, система правового и нормативного обеспечения развития физической культуры и спорта в России включает в себя:
- — Конституцию Российской Федерации от 12 декабря 1993 года;
- — Кодекс законов Российской Федерации о труде, о градостроительстве, о налогах и другие, в которых отражены вопросы физической культуры и спорта;
- — основы законодательства об образовании, о здравоохранении и другие, в которых отражены вопросы физической культуры и спорта;
- — Федеральные законы о физической культуре и спорте (о профессиональном спорте, об общественных физкультурно-спортивных объединениях и организациях, об олимпийском движении, о государственной поддержке развития физической культуры и спорта, о социальной защите спортсменов, о детско-юношеском спорте и др.);
- — другие федеральные законы, в которых отражены вопросы физической культуры и спорта;
- — законы субъектов Российской Федерации о физической культуре и спорте;
- — указы и распоряжения Президента Российской Федерации по вопросам физической культуры и спорта;
- — постановления и распоряжения Правительства Российской Федерации по вопросам физической культуры;
- — решения федеральных органов исполнительной власти по вопросам физической культуры и спорта;
- — нормативные акты общественных физкультурно-спортивных объединений и организаций, федераций (союзов, ассоциаций) по видам спорта и Олимпийского комитета по вопросам развития физической культуры и спорта в пределах своей компетенции.
Предметом правового регулирования являются многие аспекты функционирования и развития физической культуры и спорта:
- — в нормах права закрепляются наиболее важные с точки зрения государства социальные функции физической культуры и спорта. В качестве примера, иллюстрирующего это положение, можно привести ст. 41 Конституции Российской Федерации, которая устанавливает, что в России «…поощряется деятельность, способствующая укреплению здоровья человека, развитию физической культуры и спорта». Это конституционное положение детализируется в Федеральном законе «О физической культуре и спорте в Российской Федерации». В ст. 1 этого Закона констатируется, что он «рассматривает физическую культуру и спорт как одно из средств профилактики заболеваний, укрепления здоровья, поддержания высокой работоспособности человека, воспитания патриотизма граждан, подготовки их к защите Родины, развития и укрепления дружбы между народами и гарантирует права граждан на равный доступ к занятиям физическими упражнениями и спортом»;
- — право упорядочивает, закрепляет и регулирует существующие отношения в сфере физической культуры и спорта, и содействует развитию в ней новых социально-экономических, организационных и нравственных отношений. Так, отражая федеративное устройство Российской Федерации, Конституция России относит общие вопросы физической культуры и спорта к совместному ведению Российской Федерации и ее субъектов (ст. 72 Конституции РФ);
- — право придает юридически властный характер государственному управлению физической культурой и спортом. Теория и практика физической культуры. Научно-теоретический журнал, № 7, 2006 г. Статья О.А.Шевченко «Физическая культура и спорт как сфера правового регулирования». [Электронный ресурс]. — Ресурс доступа: http://lib.sportedu.ru/Press/TPFK/2006N7/p6-9.htm
Юридически властные полномочия государственных органов управления физической культурой и спортом, выступающих от имени государства, проявляются:
- — в издании от имени государства юридических, т. е. обязательных для соответствующей территории нормативных правовых актов по вопросам физической культуры и спорта;
- — в осуществлении контроля исполнения законодательных и нормативных актов.
Текущая исполнительно-распорядительная деятельность государственных органов управления физической культурой и спортом осуществляется в соответствии с действующим законодательством, т. е. носит подзаконный характер.
Наконец, право выполняет охранительную функцию. Суть охранительной функции выражается в:
- — законодательном недопущении к профессиональной педагогической деятельности по физической культуре и спорту лиц, не имеющих документа о профессиональном физкультурном образовании (ст. 28, п. 1 Закона «О физической культуре и спорте в Российской Федерации);
- — соблюдении правил безопасности, охране здоровья, чести и достоинства граждан при проведении занятий физической культурой и спортом, спортивных соревнований и физкультурно-спортивных зрелищных мероприятий (ст. 34);
- — законодательной социальной защите спортсменов и работников физкультурно-спортивных организаций (ст. 32);
- — охране здоровья граждан при занятиях физической культурой и спортом и др Теория и практика физической культуры. Научно-теоретический журнал, № 7, 2006 г. Статья О.А.Шевченко «Физическая культура и спорт как сфера правового регулирования». [Электронный ресурс]. — Ресурс доступа: http://lib.sportedu.ru/Press/TPFK/2006N7/p6-9.htm .
Таким образом, правовое регулирование представляет собой воздействие при помощи системы юридических норм на социально-педагогические и организационно-экономические отношения в сфере физической культуры и спорта в соответствии с прогрессивными тенденциями. Юридической формой такого регулирования являются правовые нормы. Правовая регламентация предусматривает установление определенного порядка в создании и функционировании организаций физкультурно-спортивной направленности.
По своей юридической силе нормативные правовые акты по вопросам физической культуры и спорта неодинаковы. Это связано с тем, что деятельность государства по развитию физической культуры и спорта обеспечивается не одним, а целой системой государственных органов разного уровня.
Первая группа — нормативные акты федеральных органов государственной власти: Конституция и федеральные законы РФ, а также указы и распоряжения Президента России. Они обладают высшей юридической силой.
Вторая группа — нормативные акты (постановления и решения) о физической культуре и спорте федеральных органов государственного управления, имеющие подзаконный характер (постановления Правительства, Федерального агентства РФ по физической культуре и спорту, Минобразования и науки России и т. д.).
Третья группа — законы и подзаконные акты субъектов РФ — республик в составе России, краев, областей, автономных округов, городов Москвы и Санкт-Петербурга.
И, наконец, четвертая группа нормативных актов — постановления и решения органов местного самоуправления.
Сфера физической культуры и спорта делится на две большие части: профессиональный спорт (спорт высших достижений) и массовая физическая культура и спорт. Профессиональным спортом занимаются федеральные и региональные органы государственной власти, массовой физической культурой и спортом — органы местного самоуправления. Яндекс словари. [Электронный ресурс]. — Ресурс доступа: http://slovari.yandex.ru/физическая%20культура%20и%20спорт%20это/БСЭ/Физическая%20культура%20и%20спорт/
Федеральный закон «О физической культуре и спорте в Российской Федерации» (ст. 9) к полномочиям органов местного самоуправления в данной области относит:
- 1) определение основных задач и направлений развития физической культуры и спорта с учетом местных условий и возможностей, принятие и реализация местных программ развития физической культуры и спорта;
- 2) популяризация физической культуры и спорта среди различных групп населения;
- 3) организация проведения муниципальных официальных физкультурных мероприятий и спортивных мероприятий, а также организация физкультурно-спортивной работы по месту жительства граждан;
- 4) утверждение и реализация календарных планов физкультурных мероприятий и спортивных мероприятий муниципальных образований;
- 5) организация медицинского обеспечения официальных физкультурных мероприятий и спортивных мероприятий муниципальных образований;
- 6) содействие обеспечению общественного порядка и общественной безопасности при проведении на территориях муниципальных образований официальных физкультурных мероприятий и спортивных мероприятий; осуществление иных полномочий. Юриспруденция. Е.А.Пулов «Физическая культура и массовый спорт — здоровье нации». Статьи по предмету Административное право. [Электронный ресурс]. — Ресурс доступа: http://www.justicemaker.ru/view-article.php?id=25&art=2858
Для Чудовского муниципального района эта сфера представляет значительный интерес, поскольку физическая культура и массовый спорт являются той сферой, которая в значительной мере обеспечивает физическое здоровье всего населения района. Власти Чудовского муниципального района стремятся к тому, чтобы чудовцы, несмотря на существующие экологические проблемы в нашем регионе, вследствие принадлежности к основным промышленным районам Новгородской области, сохраняли свое здоровье, работоспособность, общественную и политическую активность. Поэтому муниципальную политику в области физической культуры и спорта можно рассматривать как важную задачу современности.
Такая группировка определяет уровень и масштабы действия принимаемых нормативных правовых актов.
Физическая культура и спорт являются отраслью, составной частью социально-культурного комплекса страны, на нее действуют все современные российские нормы права, вся современная система законодательства.
Говоря о международных документах нужно начать с Декларации ООН «Международная хартия физического воспитания и спорта» от 21 ноября 1978 г. где в статье 1 предусмотрено, что «занятия физическим воспитанием и спортом — основное право каждого человека».
Конституционной основой развития физической культуры и спорта в России являются две статьи Конституции Российской Федерации: статья 41 — говорится о том, что поощряется деятельность, способствующая укреплению здоровья человека, развитию физической культуры и спорта; статья 72 — говорится о том, что в совместном ведении Российской Федерации и субъектов Российской Федерации находятся вопросы воспитания, образования, науки, культуры, физической культуры и спорта.
Основу законодательства Российской Федерации о физической культуре и спорте составляет Федеральный закон от 4 декабря 2007 г. N 329-ФЗ «О физической культуре и спорте в Российской Федерации» (с изменениями и дополнениями).
Распоряжением Правительства Российской Федерации от 7 августа 2009 г. № 1101-р утверждена Стратегия развития физической культуры и спорта в Российской Федерации на период до 2020 года.
Государственная программа «Развитие физической культуры и спорта» разработана во исполнение распоряжения Правительства Российской Федерации от 11 ноября 2010 г. № 1950-р.
Концепция федеральной целевой программы «Развитие физической культуры и спорта в Российской Федерации на 2016 — 2020 годы», утвержденной распоряжением Правительства Российской Федерации от 20 марта 2013 г. № 402-р, и стратегий социально-экономического развития федеральных округов, разработана в целях практической реализации целей и задач Стратегии, государственной программы Российской Федерации «Развитие физической культуры и спорта».
На сегодняшний день основным нормативным правовым актом, регламентирующим полномочия федеральных органов государственной власти, органов государственной власти субъектов РФ и органов местного самоуправления, в том числе в области физической культуры и спорта, является Федеральный закон от 6 октября 2003 года № 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» (изменения внесены Федеральным законом от 21.07.2014 № 217-ФЗ). Этот закон призван совершенствовать систему управления в области физической культуры и спорта по вертикали (федеральный центр — субъекты Российской Федерации — местный уровень), а также наполнить систему управления качественным содержанием.
В настоящее время можно выстроить схему взаимодействия и определить управленческие функции и вопросы ведения каждого из указанных выше уровней. При этом важно исходить из приоритета территориального принципа на основе самоуправления местных физкультурно-спортивных организаций.
- — выработка стратегии государственной политики развития физической культуры и спорта в новых социально-экономических условиях;
- — обеспечение реализации основных положений федеральной целевой программы «Развитие физической культуры и спорта в Российской Федерации на 2013-2020 годы»;
- — межотраслевая координация и функциональное регулирование в области физической культуры и спорта;
- — создание нормативной правовой базы поддержки физкультурно-спортивного движения, профессионального спорта, спорта высших достижений, включая участие в разработке проектов федеральных законов в рассматриваемой сфере;
- — создание научно-обоснованной системы оздоровления и физического воспитания населения;
- — разработка и реализация федеральных целевых программ по вопросам развития физкультуры и спорта с учетом основных видов деятельности;
- — подготовка и переподготовка кадров;
- — обеспечение подготовки и выступления сборных команд на международных соревнованиях, включая Олимпийские и Паралимпийские игры;
- — создание условий для развития спортивной индустрии в стране, для привлечения инвестиций в сферу физкультуры и спорта;
- — взаимодействие с федеральными органами исполнительной власти, органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации, органами местного самоуправления, общественными объединениями и иными организациями;
- — организация и проведение работ по обязательной сертификации продукции и услуг в области физической культуры и спорта, в пределах своей компетенции;
- — осуществление контрольных функций и полномочий в сфере своей компетенции.
Прерогативой региональных органов власти и муниципальных образований должна стать конкретная, практическая работа по развитию физической культуры и спорта. Ее основное направление — создание условий для занятий физической культурой и спортом по месту жительства, в образовательных учреждениях, в трудовых коллективах, среди всех возрастных групп и категорий населения.
- — совершенствование регионального законодательства в сфере физической культуры и спорта;
- — формирование регионального бюджета с учетом принципа приоритета физкультурно-спортивной работы в социальной политике местных властей;
- — разработка и осуществление конкретизированных региональных и межмуниципальных программ и проектов в области физической культуры и спорта, в том числе по массовому приобщению различных групп населения к систематическим занятиям физкультурой и спортом.
- — разработка, используя имеющийся опыт, эффективных систем управления и организации физкультурно-спортивной работы на местах;
- — разработка программ реконструкции и строительства учебно-спортивной базы образовательных учреждений, обеспечение их необходимым оборудованием и инвентарем;
- — организация строительства простейших спортивных сооружений и ФОКов;
- — организация центров физкультурно-спортивного досуга по месту жительства на базе подростковых клубов, дошкольных учреждений, школ, образовательных учреждений профессионального образования, физкультурно-спортивных комплексов предприятий и коммерческих структур;
- — привлечение на взаимовыгодных условиях трудовых коллективов, первых руководителей конкретных предприятий и учреждений к работе по строительству физкультурно-спортивных сооружений и комплексов, использованию уже имеющихся по назначению;
- — организация и проведение муниципальных смотров-конкурсов на лучшую постановку массовой физкультурной, оздоровительной работы по месту жительства, в образовательных учреждениях, в трудовых коллективах;
- — материальное и моральное стимулирование всех видов и форм физкультурно-спортивной деятельности, ведущих спортсменов трудового коллектива, города, района;
- — пропаганда и поддержка, шефства спортсменов, студентов спортивных вузов, сотрудников военных организаций и МВД над учреждениями образования, интернатскими учреждениями, детскими и молодежными объединениями;
- — осуществление работы по созданию материально-спортивной базы по месту жительства и определению механизма оплаты инструкторов-методистов. Федеральный закон от 4 декабря 2007 г. N 329-ФЗ «О физической культуре и спорте в Российской Федерации» (с изменениями и дополнениями). [Электронный ресурс]. — Ресурс доступа: http://base.garant.ru/12157560/#ixzz3ELHWaJpx
Структура управления сферой физической культуры и спорта тоже разноуровневая.
Рис. 1. Структура управления физической культурой и спортом в РФ Министерство спорта РФ. [Электронный ресурс]. — Ресурс доступа: http://www.minsport.gov.ru/ministry/structure/
Не только на уровне государства, но и на региональном уровне созданы структуры руководства сферой физкультуры и спорта. Но реорганизация коснулась и этих. Например, в Новгородской области в августе 1944 года был создан Комитет по делам физкультуры и спорта. С 1996 года происходит объединение Новгородского городского и областного комитета, а в 1998 году комитет по физической культуре и спорту переименован в комитет по делам молодежи, физической культуре и спорту области.
11 января 2008 года Губернатор Новгородской области Сергей Митин в соответствии с Уставом Новгородской области и областным законом от 29.07.2004 № 310-ОЗ «О системе органов исполнительной власти Новгородской области» постановил переименовать комитет по делам молодежи, физической культуре и спорту области в комитет по физической культуре и спорту Новгородской области.
С апреля 2011 года комитет переименован в комитет по физической культуре, спорту и туризму Новгородской области, а 7 марта 2012 года комитет переименован в комитет по физической культуре и спорту Новгородской области. С 1 мая 2013 года комитет переименован в департамент по физической культуре и спорту Новгородской области.
Основной задачей департамента является создание условий для укрепления здоровья, формирования здорового образа жизни, гармоничного развития личности, организации физически активного отдыха населения области, эффективного использования объектов физической культуры и спорта, находящихся на территории области, подготовки спортивного резерва, поддержки олимпийского движения, привлечения инвестиций в сферу физической культуры и спорта. Нормативным документом, регламентирующим деятельность департамента, является Положение о департаменте по физической культуре и спорту.
Закон Новгородской области «О физической культуре и спорте» от 05 февраля 2010 года № 680-ОЗ принят в соответствии с Федеральным законом от 4 декабря 2007 года № 329-ФЗ «О физической культуре и спорте в Российской Федерации» в целях осуществления правового регулирования отношений в сфере физической культуры и спорта на территории Новгородской области, а также разграничения полномочий областной Думы и Администрации области в данной сфере. Деятельность департамента физической культуры и спорта осуществляет реализацию государственной политики в сфере физической культуры и спорта на основе Долгосрочной областной целевой программы «Развитие физической культуры и спорта в Новгородской области на 2011-2015 годы», утверждённой постановлением Администрации Новгородской области от 30 сентября 2010 г. № 463. Департамент по физической культуре и спорту Новгородской области. Закон новгородской области «О физической культуре и спорту». [Электронный ресурс]. — Ресурс доступа: http://www.sportnov.ru/official/218/
Таким образом, нормативно-правовые документы разных уровней власти устанавливают правовые, организационные, экономические и социальные основы деятельности физкультурно-спортивных организаций, определяет принципы государственной политики в области физической культуры и спорта в Российской Федерации, в регионах и олимпийского движения России, создает условия для развития массовых и индивидуальных форм физкультурно-оздоровительной и спортивной работы в учреждениях, на предприятиях, в организациях независимо от их организационно-правовых форм и форм собственности, с детьми дошкольного возраста и с обучающимися в образовательных учреждениях, работниками организаций, в том числе работниками агропромышленного комплекса, инвалидами, пенсионерами и другими категориями населения. Нормативно-правовые акты рассматривают физическую культуру и спорт как одно из средств профилактики заболеваний, укрепления здоровья, поддержания высокой работоспособности человека, воспитания патриотизма граждан, подготовки их к защите Родины, развития и укрепления дружбы между народами и гарантирует права граждан на равный доступ к занятиям физическими упражнениями и спортом.
Статья 3. Основные принципы законодательства о физической культуре и спорте
Законодательство о физической культуре и спорте основывается на следующих принципах:
1) обеспечение права каждого на свободный доступ к физической культуре и спорту как к необходимым условиям развития физических, интеллектуальных и нравственных способностей личности, права на занятия физической культурой и спортом для всех категорий граждан и групп населения;
2) единство нормативной правовой базы в области физической культуры и спорта на всей территории Российской Федерации;
3) сочетание государственного регулирования отношений в области физической культуры и спорта с саморегулированием таких отношений субъектами физической культуры и спорта;
4) установление государственных гарантий прав граждан в области физической культуры и спорта;
5) запрет на дискриминацию и насилие в области физической культуры и спорта, на противоправное влияние на результаты официальных спортивных соревнований (манипулирование официальными спортивными соревнованиями);
6) обеспечение безопасности жизни и здоровья лиц, занимающихся физической культурой и спортом, а также участников и зрителей физкультурных мероприятий и спортивных мероприятий;
7) соблюдение международных договоров Российской Федерации в области физической культуры и спорта;
8) содействие развитию физической культуры и спорта инвалидов, лиц с ограниченными возможностями здоровья и других групп населения, нуждающихся в повышенной социальной защите;
9) взаимодействие федерального органа исполнительной власти в области физической культуры и спорта, органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации, органов местного самоуправления со спортивными федерациями;
10) непрерывность и преемственность физического воспитания граждан, относящихся к различным возрастным группам;
11) содействие развитию всех видов и составных частей спорта, в том числе детско-юношеского спорта (включая школьный спорт) и студенческого спорта, с учетом уникальности спорта, его социальной и образовательной функций, а также специфики его структуры, основанной на добровольной деятельности его субъектов.
Научная статья на тему «К вопросу о правовом регулировании физической культуры и спорта»
Аннотация. В статье исследуются уровни правового регулирования физической культуры и спорта в Российской Федерации. Развитие и поддержка физической культуры и спорта определяются как одна из приоритетных функций российского государства в настоящее время.
Вместе с тем в статье рассматриваются проблемы правового регулирования физической культуры и спорта, связанные с отсутствием некоторых норм международных договоров и конвенций в национальном законодательстве. Данные нормы представляют особый интерес, потому как содержат основополагающие принципы, цели совершенствования законодательства в исследуемой области. В то же время в качестве решения проблемы предлагается анализ Концепции развития физической культуры и спорта в Российской Федерации на 2006–2015 гг., содержащей основные цели, задачи, предполагаемые результаты развития исследуемого явления, а также нормы и принципы международного права в области физической культуры и спорта.
Ключевые слова: физическая культура, спорт, индивид, общество, государство, законодательство.
В настоящее время развитие физической культуры и спорта в России является приоритетной функцией государства, от которой зависит физическое и интеллектуальное развитие способностей человека, общества, совершенствования двигательной активности индивида и формирования здорового образа жизни нации в целом, социальной адаптации путем физического воспитания, физической подготовки и физического развития.
Реализация рассматриваемой функции находится в непосредственной зависимости от правового регулирования физической культуры и спорта в Российской Федерации, его совершенствования. В связи с этим исследование системы нормативного правового обеспечения физической культуры и спорта в России на современном этапе представляется актуальным.
Законодательство, регулирующее физическую культуру и спорт, включает в себя Конституцию РФ, федеральные конституционные законы, федеральные законы, указы и распоряжения Президента Российской Федерации, постановления и распоряжения Правительства Российской Федерации, нормативные правовые акты федеральных органов исполнительной власти, законы и иные нормативные правовые акты высших органов государственной власти субъектов Российской Федерации, нормативные правовые акты органов местного самоуправления, локальные нормативные акты, общепризнанные принципы и нормы международного права и международных договоров Российской Федерации.
В соответствии с ч. 4 ст. 15 Конституции РФ общепризнанные принципы и нормы международного права и международные договоры Российской Федерации являются составной частью ее правовой системы. Если международным договором Российской Федерации установлены иные правила, чем предусмотренные законом, то применяются правила международного договора [1]. Таким образом, соответствующие нормативноправовые акты, принятые наднациональными органами, и международные договоры Российской Федерации являются структурными элементами системы правового регулирования физической культуры и спорта. В частности, к их числу можно отнести: Международную хартию физического воспитания и спорта 1978 года, Спортивную хартию Европы 1992 года и др. [5, с. 256].
Основной закон Российской Федерации является основным правовым источником, регулирующим физическую культуру и спорт. В ч. 2 ст. 41 Конституции РФ провозглашено, что в России финансируются федеральные программы охраны и укрепления здоровья населения, поощряется деятельность, способствующая развитию физической культуры и спорта. Вместе с тем положение п. «е» ч. 1 ст. 72 Конституции РФ относит регулирование общих вопросов физической культуры и спорта к совместному ведению Российской Федерации и ее субъектов.
По мнению М. Г. Вулах, именно второе из приведенных конституционных положений в совокупности с нормами ч. 2 ст. 76 Конституции РФ, устанавливающей, что по предметам совместного ведения России и ее субъектов издаются федеральные законы и принимаемые в соответствии с ними законы и иные нормативные правовые акты субъектов Федерации, предопределили структуру законодательства о физической культуре и спорте. Часть 1 указанной статьи выделяет два уровня данного законодательства: 1) акты федерального законодателя, например Федеральный закон «О физической культуре и спорте в Российской Федерации»; 2) законодательные акты субъектов Российской Федерации, которые принимаются в соответствии с указанным законом о спорте и другими федеральными законами, образующими спортивную отрасль законодательства [6, с. 23].
Нужна помощь в написании статьи?
Мы — биржа профессиональных авторов (преподавателей и доцентов вузов). Пишем статьи РИНЦ, ВАК, Scopus. Помогаем в публикации. Правки вносим бесплатно.
В то же время А. П. Затеев отмечает, что при анализе ч. 1 ст. 4 Закона о спорте необходимо обратить внимание на то обстоятельство, что понятие «законодательство» используется в строгом его понимании, т.е. как совокупность только законодательных актов, в отличие от широкого понимания, охватывающего не только непосредственно законодательные акты, но и иные нормативные правовые акты [7, с. 85].
Вместе с тем в ч. 2. ст. 4 говорится и о «иных» нормативных правовых актах, содержащих нормы, регулирующие отношения в области физической культуры и спорта. На федеральном уровне такими актами являются указы Президента Российской Федерации, постановления Правительства РФ и нормативные правовые акты федеральных органов исполнительной власти, а на региональном – нормативные акты органов исполнительной власти субъектов Федерации.
Следующий уровень системы правового обеспечения физической культуры и спорта представлен актами Президента РФ, которые направлены на регулирование вопросов по совершенствованию федеральной политики в исследуемой области, мер государственной поддержки и материального обеспечения работников физической культуры и спорта, а также решению иных проблем, связанных с упорядочением управленческих отношений в области физической культуры и спорта.
Издание Президентом РФ указов, как и распоряжений, предусмотрено ч. 1 ст. 90 Конституции РФ. Согласно ч. 2 данной статьи указы и распоряжения Президента обязательны для исполнения на всей территории России. Частью 3 этой же статьи установлено, что указы и распоряжения Президента РФ не должны противоречить Конституции и федеральным законам.
В качестве отдельной группы источников правоотношений в области физической культуры и спорта можно выделить нормативные правовые акты Российской Федерации. Правительство Российской Федерации принимает постановления и издает распоряжения по вопросам, непосредственно связанным с реализацией положений действующего законодательства в рассматриваемой сфере общественных отношений.
Необходимо отметить, что особое место в системе нормативных правовых актов Правительства РФ занимают утверждаемые его постановлениями положения о государственных органах управления физической культурой и спортом и их полномочиях, а также федеральные целевые программы и концепции в исследуемой области социальной сферы.
Одной из наиболее важных федеральных целевых программ является программа «Развитие физической культуры и спорта в Российской Федерации на 2006–2015 годы». Целью программы является создание условий для укрепления здоровья населения путем развития инфраструктуры спорта, популяризации массового и профессионального спорта (включая спорт высших достижений) и приобщения различных слоев общества к регулярным занятиям физической культурой и спортом. Среди многочисленных задач мы выделили повышение интереса населения Российской Федерации к занятиям физической культурой и спортом; развитие инфраструктуры для занятий массовым спортом в образовательных учреждениях и по месту жительства; создание и внедрение в образовательный процесс эффективной системы физического воспитания, ориентированной на особенности развития детей и подростков; целевая поддержка научных и методических разработок в области спорта высших достижений; развитие материально-технической базы спорта высших достижений, в том числе для подготовки олимпийского резерва [4, с. 58].
Определенный интерес, по нашему мнению, представляют положения, закрепляющие ожидаемые конечные результаты реализации Программы. В частности, среди них можно выделить: увеличение доли граждан Российской Федерации, систематически занимающихся физической культурой и спортом, до 30 % от общего числа граждан Российской Федерации; увеличение показателя обеспеченности спортивной инфраструктурой до 30 объектов на 100 тыс. жителей; увеличение количества квалифицированных тренеров и тренеров-преподавателей физкультурно-спортивных организаций, работающих по специальности, до 300 тыс. человек; обеспечение ежегодного прироста количества граждан, занимающихся в специализированных спортивных учреждениях, на 30 %; обеспечение 100 % охвата российских спортсменов антидопинговым контролем; снижение количества российских спортсменов, дисквалифицированных на международных соревнованиях в связи с выявлением употребления допинговых препаратов, до нуля; обеспечение снижения среднего числа дней временной нетрудоспособности по всем причинам на 15 %.
Нужна помощь в написании статьи?
Мы — биржа профессиональных авторов (преподавателей и доцентов вузов). Пишем статьи РИНЦ, ВАК, Scopus. Помогаем в публикации. Правки вносим бесплатно.
Издание Правительством РФ постановлений, регулирующих отношения в области физической культуры и спорта, прямо предусматривают нормы ч. 3 и 6 ст. 7, ст. 23, ч. 7 ст. 29 и ч. 3 ст. 35 Закона о спорте [2]. До принятия Федерального закона «О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации в связи с совершенствованием осуществления полномочий Правительства Российской Федерации» этих норм было еще больше.
Вместе с тем данным законом в целях повышения эффективности деятельности органов исполнительной власти с 1 января 2009 г. предусмотрено закрепление более 500 полномочий Правительства РФ за иными федеральными органами исполнительной власти в таких сферах общественных отношений, как государственное управление и местное самоуправление, образование и наука, охрана здоровья граждан, градостроительство, строительство и жилищные отношения, сельское хозяйство, пенсионное обеспечение, культура и социальная защита, а также в ряде других сфер. Соответственно в результате изменений, внесенных указанным законом, предусматривается издание нормативных правовых актов, регулирующих отношения в области физической культуры и спорта, не Правительством РФ, а уполномоченным им федеральным органом исполнительной власти.
Стоит отметить, что данные изменения с опережением были учтены при издании Постановления Правительства РФ «О Министерстве спорта, туризма и молодежной политики Российской Федерации» [3], которым утверждено Положение о Министерстве спорта, туризма и молодежной политики Российской Федерации. Положение не только устанавливает, что Минспорттуризм России является федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по выработке и реализации государственной политики и правовому регулированию в сфере физической культуры, спорта, туризма и молодежной политики, а также по оказанию государственных услуг (включая противодействие применению допинга) и управлению государственным имуществом в сфере физической культуры и спорта, что основано на положении п. 2 Указа Президента РФ «Вопросы системы и структуры федеральных органов исполнительной власти», в соответствии с которым и образован Минспорттуризм России с возложением на него функций по выработке государственной политики и правовому регулированию в этой сфере, но и указывает, что Минспорттуризм России принимает ряд нормативных правовых актов [8, с. 16].
Важное место в системе источников регулирования физической культуры и спорта занимают нормативные правовые акты федеральных органов исполнительной власти, где основную роль играют акты специально уполномоченного органа исполнительной власти Российской Федерации в области физической культуры и спорта – Министерства спорта, туризма и молодежной политики РФ. В систему нормативных актов, регулирующих отношения в сфере физической культуры и спорта, входят законодательные и иные акты субъектов Российской Федерации, а также нормативные правовые акты органов местного самоуправления, принимаемые по вопросам, отнесенным к их компетенции.
Источниками регулирования отношений в области физической культуры и спорта в Российской Федерации являются и корпоративные нормативные акты физкультурно-спортивных организаций и их объединений (ассоциаций, лиг и т.д.), принимаемые в соответствии с порядком, закрепленным в их учредительных документах.
Необходимо отметить, что на современном этапе развития и совершенствования правового регулирования в области физической культуры и спорта корпоративные акты приобретают особое значение. По нашему мнению, наиболее разработанной является система корпоративных нормативных актов, регулирующих отношения в сфере профессионального спорта.
Более того, к источникам правового регулирования отношений в области физической культуры и спорта также можно отнести нормативно-правовые договоры, такие как соглашения, заключаемые между федеральными органами исполнительной власти и органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации; учредительный договор о создании физкультурно-спортивного учреждения и т.д.
Проанализировав структуру нормативных правовых актов, регулирующих развитие физической культуры и спорта в Российской Федерации, мы отмечаем, что в настоящее время определенный интерес представляют Концепции федеральных целевых программ, основанные на нормативном уровне.
Нужна помощь в написании статьи?
Мы — биржа профессиональных авторов (преподавателей и доцентов вузов). Пишем статьи РИНЦ, ВАК, Scopus. Помогаем в публикации. Правки вносим бесплатно.
В частности в них отражены конкретные предложения и ожидаемые результаты, что также, по нашему мнению, является достаточно эффективной мерой в реализации пропаганды здорового образа жизни в обществе, формирования спортивного потенциала государства.
Более того, отметив международный уровень правового регулирования физической культуры и спорта, считаем необходимым акцентировать внимание на нормах международных договоров и конвенций, которые содержат в себе основополагающие принципы, цели совершенствования законодательства в исследуемой области.
В целом совершенствование правового регулирования одной из приоритетных функций Российского государства – развития и всесторонней поддержки физической культуры и спорта – является важной задачей Российской Федерации, от которой зависят жизнь и здоровье не только отдельного индивида, но и общества в целом.
Список использованных источников
1. Конституция Российской Федерации // СЗ РФ. – 2009. – № 4. – Ст. 445.
2. Федеральный закон «О физической культуре и спорте в Российской Федерации» от 4 декабря 2007 г. № 329-ФЗ // СЗ РФ. – 2007. – № 51. – Ст. 4169.
3. Постановление Правительства Российской Федерации «О Министерстве спорта, туризма и молодежной политики Российской Федерации» от 29 мая 2008 г. № 408 // СЗ РФ. – 2008. – № 24. – Ст. 3466.
4. Распоряжение Правительства РФ от 15 сентября 2005 г. № 1433-р «Концепции федеральной целевой программы «Развитие физической культуры и спорта в Российской Федерации на 2006–2015 годы»// СЗ РФ. – 2005. – № 38. – Ст. 3866.
5. Андреев, С. А. Сборник международных нормативных актов / С. А. Андреев. – М.: Стар, 2011. – 356 с.
6. Вулах, М. Г. Конституционные основы физической культуры и спорта / М. Г. Вулах. – М.: Пресс, 2012. – 210 с.
7. Затеев, А. П. Правовое обеспечение здоровья нации / А. П. Затеев. – М.: Антей, 2010. – 218 с.
8. Скоблин, И. Т. Особенности применения закона «О физической культуре и спорте в Российской Федерации» / И. Т. Скоблин. – М.: Ника, 2013. – 320 с.