Отличие технического регламента от национального стандарта и национального стандарта от стандарта организации
Регламент — документ, принятый органом власти, содержащий обязательные правовые нормы.
Технический регламент (ТР) — регламент, содержащий технические требования либо непосредственно, либо путем ссылки на стандарты, технические условия или кодекс установившейся практики, либо путем включения в себя содержания этих документов. ТР принимается международным договором Российской Федерации, ратифицируется в порядке, установленном законодательством Российской Федерации, или межправительственным соглашением, заключенным в порядке, установленном законодательством Российской Федерации или федеральным законом, или указом Президента Российской Федерации, или постановлением Правительства Российской Федерации, или нормативным правовым актом федерального органа исполнительной власти по техническому регулированию.
В отличие от привычных ГОСТов, технический регламент — это закон, соблюдение которого является обязательным. И именно поэтому технический регламент должен содержать не числовые показатели, касающиеся характеристик и качества продукции, а лишь набор условий, обеспечивающих безопасное применение продукции.
И еще одно отличие — порядок утверждения технического регламента. Установлен порядок его утверждения Постановлением либо Правительства, либо Госдумы, либо Президента РФ либо федеральным органом исполнительной власти по техническому регулированию.
Стандарт в Российской Федерации — документ, в котором в целях добровольного многократного использования устанавливаются характеристики продукции, правила осуществления и характеристики процессов проектирования (включая изыскания), производства, строительства, монтажа, наладки, эксплуатации, хранения, перевозки, реализации и утилизации, выполнения работ или оказания услуг.
Стандарт также может содержать правила и методы исследований (испытаний) и измерений, правила отбора образцов, требования к терминологии, символике, упаковке, маркировке или этикеткам и правилам их нанесения. Некоторые стандарты в России могут иметь статус обязательных к применению на время перехода к системе технических регламентов.
Стандарт может быть разработан на материальные предметы (продукцию, эталоны, образцы веществ), работу (процесс создания продукции) и услугу (процесс создания нематериальной продукции), подлежащие или подвергшиеся стандартизации.
Стандарты разрабатывают на наиболее распространенные и типовые ситуации. В частности, объектом стандартизации может быть конкретное изделие, параметрические ряды однотипных изделий, отдельные свойства изделия, меры и единицы измерения, нормы, правила, требования, условия, термины и определения, обозначения и т.д., имеющие перспективу многократного применения в различных сферах деятельности человека. Все правила до оформления их в стандарты проходят длительную проверку на практике, и поэтому заключают в себе богатый опыт инженеров и ученых.
Национальный стандарт — стандарт, утвержденный национальным органом Российской Федерации по стандартизации.
Национальные стандарты разрабатывают, утверждают, обновляют и отменяют в соответствии с ГОСТ Р 1.2-2004. Национальный стандарт применяют добровольно, после чего все его требования становятся обязательными для соблюдения.
Национальные стандарты разрабатываются любым лицом и утверждаются национальным органом по стандартизации в соответствии с процедурой, установленной ст.16 ФЗ «О техническом регулировании» (опубликование уведомлений о разработке, сбор замечаний в срок не менее двух месяцев, публичное обсуждение, опубликование уведомлений о завершении обсуждения, экспертиза и пр.).
Утверждение национальных стандартов без соблюдения указанной процедуры является незаконным. Перевод ранее действовавших стандартов в статус национальных по процедуре аналогичен принятию новых национальных стандартов.
Поскольку национальные стандарты не могут противоречить техническим регламентам, их принятие возможно только после принятия технических регламентов. Технические регламенты могут содержать требования к продукции, но не к конструкции или исполнению, за исключением специально оговоренных случаев (п.4 ст.7 ФЗ «О техническом регулировании»).
Стандарты же могут содержать как характеристики продукции, так и параметры конструкции и (или) исполнения. Стандарты также могут содержать нормы, связанные с отдельными позициями не одного, а нескольких технических регламентов.
Кроме того, области применения стандартов могут не совпадать с областями применения технических регламентов.
Стандарты могут содержать нормы, соответствующие лишь отдельным позициям технического регламента, а также нормы, связанные с отдельными позициями не одного, а нескольких технических регламентов.
Таким образом, корреляция требований стандартов и требований технических регламентов осуществляется, как правило, не на уровне документов в целом, а на уровне конкретных объектов технического регулирования.
Поскольку Законом о техническом регулировании предусмотрена норма, согласно которой стандарты не могут противоречить техническим регламентам, в описании области применения стандартов должно указываться ее соответствие объектам технического регулирования в конкретных технических регламентах.
Национальным стандартом в Российской Федерации является Государственный стандарт РФ (ГОСТ Р) — стандарт, утвержденный Федеральным агентством по техническому регулированию и метрологии (Ростехрегулированием).
Базовым принципом новой системы технического регулирования в соответствии с принятым в 2004г Федеральным законом «О техническом регулировании» является последовательное разделение требований на:
а) обязательные для соблюдения требования технических регламентов;
б) предназначенные для добровольного применения требования стандартов.
Принципиальный смысл этого разграничения заключается в прекращении ведомственного нормотворчества и в переводе всех обязательных требований на законодательный уровень.
Любые обязательные для соблюдения требования могут вводиться только через технические регламенты, то есть с неукоснительным соблюдением всех процедур, предписанных законом «О техническом регулировании» в отношении принятия технических регламентов в статусе федеральных законов, указов Президента Российской Федерации, ратифицируемых международных договоров Российской Федерации, постановлений Правительства Российской Федерации.
И наоборот: никакие требования не могут вводиться как обязательные через какие-либо иные акты, не являющиеся техническими регламентами, то есть в обход указанных процедур.
В процессе создания технического законодательства все обязательные для исполнения требования, содержавшиеся в ранее введенных стандартах (и других нормативных актах — СанПиНах, СНИПах и пр.) после ревизии и необходимой коррекции переходят в технические регламенты.
Стандарты в новой системе технического регулирования будут иметь статус документов исключительно рекомендательного характера.
Вместе с тем в Федеральном законе «Технический регламент о безопасности зданий и сооружений» №384 ФЗ, который разработан и введен с развитие Федерального закона «О техническом регулировании» в статье 6 поручается Правительству РФ утвердить перечень национальных стандартов и сводов правил (частей таких стандартов и сводов правил), в результате применения которых на обязательной основе обеспечивается соблюдение требований настоящего Федерального закона.
Правила (ПР) — документ, устанавливающий обязательные для применения организационно-технические и (или) общетехнические положения, порядки и методы выполнения работ.
Перечень обязательных к применению стандартов и сводов правил (а СНиПы теперь считаются как своды правил) приведен в Распоряжении Правительства РФ №1047-р от 21.06.2010г. (Приложение 4). В этом документе определены 8 стандартов (ГОСТ и ГОСТ Р) и 83 Свода правил (СП и СНиП), которые в полном объеме или частично определены как обязательные для выполнения Федерального закона «Технический регламент о безопасности зданий и сооружений» №384 ФЗ.
Правительство РФ ведет работу по актуализации стандартов и сводов правил. Так в настоящее время 27 СНиП актуализированы и имеют другую индексацию (приложение 5).
Согласно ст.12 ФЗ «О техническом регулировании», не допускается принятие и применение стандартов, противоречащих техническим регламентам.
Адекватность соотнесения областей применения национальных стандартов и технических регламентов обеспечивается предусмотренными ФЗ «О техническом регулировании» процедурами разработки и принятия национальных стандартов.
В отношении иных стандартов (стандартов организаций) такая адекватность обеспечивается обычными режимами оценки соответствия продукции, с сохранением аналогичных рисков и ответственности.
Поскольку технические регламенты содержат минимально необходимые требования по обеспечению безопасности (п.1 ст.7), требования любого стандарта по определению не могут быть ниже соответствующих требований, предъявляемых техническим регламентом, а также не могут содержать параметры конструкции или изготовления, не обеспечивающих выполнения требований соответствующего технического регламента.
Таким образом, при соблюдении любого стандарта, соответствующего нормам закона «О техническом регулировании», обеспечивается выполнение соответствующих требований технического регламента.
Стандарты, не обеспечивающие выполнение норм технического регламента, не соответствуют предъявляемым к стандартам требованиям Закона, а потому не могут применяться на территории Российской Федерации. Таким образом, перечни национальных стандартов, которые могут применяться для соблюдения технических регламентов, будут носить не нормативный и, тем более, не правовой, а исключительно информационный характер.
Стандарт имеет распространение в пределах компетенции органа стандартизации. В России компетентными органами в области стандартизации являются Росстандарт и Росстрой.
Соответственно пределам компетенции органов стандартизации различают следующие уровни стандартизации:
- Международная стандартизация. Органом по стандартизации является ИСО (ISO). Нормативным документом ИСО являются стандарты ИСО.
- Межрегиональная стандартизация. Охватывает ряд независимых государств (СНГ, ЕЭС и др.). Нормативным документом стран СНГ является межрегиональный стандарт.
- Национальная стандартизация. Это — стандартизация в пределах одного государства. Нормативным документом по национальной стандартизации в России установлен государственный стандарт России — ГОСТ Р, в ФРГ — DIN, в Великобритании — BS, и т.д.
- Правила, нормы и рекомендации в области стандартизации, общероссийские классификаторы технико-экономической и социальной информации.
- Стандарты организаций — отраслевые стандарты (ОСТ), стандарты предприятий (СТП), стандарты обществ и т.п. Это — низший уровень стандартизации.
Государства стремятся к согласованию национальных стандартов и выпуску международных стандартов (например, стандарт ИСО на допуски и посадки), что упрощает обслуживание и ремонт экспортной продукции, облегчает продвижение товара на внешние рынки.
ОСТы имеют применение в выпустивших их отраслях промышленности. Обычно в виде ОСТов оформляются типовые ситуации, которые после дальнейшей практической проверки и подтверждения своей важности служат основой для выпуска соответствующего ГОСТа.
СТП имеют применение только на выпустившем их предприятии. Часто оформляются в виде нормалей, которые устанавливают ограничения на применяемую номенклатуру (перечень) деталей, материалов, норм и т.п., что вызывается особенностями снабжения и производства. Требования стандартов предприятий могут быть обязательными и для других предприятий, если между ними существуют договорные отношения, в том числе устанавливающие обязательность исполнений определенного круга стандартов одного из предприятий. «стандарты организаций».
Поскольку в ст.17 Закона о техническом регулировании указано, что организации могут самостоятельно устанавливать порядок разработки своих стандартов, то они могут принять документально оформленное решение (путем подготовки и утверждения соответствующего организационно-распорядительного документа) о признании и применении разработанных ранее и действующих на текущий момент стандартов предприятия или стандартов общественного объединения в качестве стандартов данной организации. Одновременно может быть решен вопрос о целесообразности постепенного, поэтапного или одномоментного переоформления стандартов предприятия (объединения) и (или) изменения их обозначения для отражения того, что данные стандарты являются стандартами организации.
Целями разработки стандартов организаций являются:
обеспечение качества продукции, выполнения работ и оказания услуг;
распространение и использование полученных в различных областях знаний результатов исследований (испытаний), измерений и разработок.
Вместе с тем стандарты организаций должны служить общим целям стандартизации, к которым относятся:
повышение уровня безопасности жизни или здоровья граждан, имущества физических или юридических лиц, государственного или муниципального имущества, экологической безопасности, безопасности жизни или здоровья животных и растений;
содействие соблюдению требований технических регламентов;
повышение уровня безопасности объектов с учетом риска возникновения чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера;
обеспечение научно-технического прогресса;
повышение конкурентоспособности продукции, работ и услуг;
рациональное использование ресурсов;
техническая и информационная совместимость;
сопоставимость результатов исследований (испытаний) и измерений, технических и экономико-статистических данных;
Преимуществом стандартизации на уровне организации (перед национальной стандартизацией) является возможность установить свои четкие правила разработки и применения собственных стандартов с учетом специфики структуры организации и (или) области ее деятельности.
Конечно, существуют и другие виды текстовых или информативных документов, призванных решать те же задачи, что и стандарты. К этим документам на уровне организаций относятся: различные инструкции (в том числе технологические), правила, нормы, положения, технические условия, методики испытаний, руководящие документы, регламенты (в том числе технологические), рекомендации и т.п.
Рекомендации — документ, содержащий добровольные для применения организационно-технические и (или) общетехнические положения, порядки и методы выполнения работ.
Норма — положение, устанавливающее количественные или качественные критерии, которые должны быть удовлетворены.
Кодекс установившейся практики — документ, рекомендующий практические правила или процедуры проектирования, изготовления, монтажа, технического обслуживания или эксплуатации, оборудования конструкций или изделий. Этот документ может быть стандартом, частью стандарта или самостоятельным документом.
Порядок разработки, утверждения, учета, изменения и отмены стандартов организаций устанавливается ими самостоятельно с учетом ГОСТ Р 1.4.
Проект стандарта организации может представляться разработчиком в технический комитет по стандартизации, который организует проведение, экспертизы данного проекта. На основании результатов экспертизы данного проекта технический комитет по стандартизации готовит заключение, которое направляет разработчику проекта стандарта.
Стандарты организаций применяются равным образом и в равной мере независимо от страны и (или) места происхождения продукции, осуществления процессов производства, эксплуатации, хранения, перевозки, реализации и утилизации, выполнения работ и оказания услуг, видов или особенностей сделок и (или) лиц.
Статья 52. Технические регламенты Союза и стандарты
1. В целях защиты жизни и (или) здоровья человека, имущества, окружающей среды, жизни и (или) здоровья животных и растений, предупреждения действий, вводящих в заблуждение потребителей, а также в целях обеспечения энергетической эффективности и ресурсосбережения в рамках Союза принимаются технические регламенты Союза.
Принятие технических регламентов Союза в иных целях не допускается.
Порядок разработки, принятия, изменения и отмены технических регламентов Союза утверждается Комиссией.
(в ред. Протокола от 01.10.2019)
(см. текст в предыдущей редакции)
Технические регламенты Союза или национальные обязательные требования действуют только в отношении продукции, включенной в утверждаемый Комиссией единый перечень.
Порядок формирования и ведения единого перечня утверждается Комиссией.
Государства-члены не допускают установление в своем законодательстве обязательных требований в отношении продукции, не включенной в единый перечень.
2. Технические регламенты Союза имеют прямое действие на территории Союза.
Порядок введения в действие принятого технического регламента Союза и переходные положения определяются техническим регламентом Союза и (или) актом Комиссии.
3. Для выполнения требований технического регламента Союза и оценки соответствия требованиям технического регламента Союза на добровольной основе могут применяться международные, региональные (межгосударственные) стандарты, а в случае их отсутствия (до принятия региональных (межгосударственных) стандартов) — национальные (государственные) стандарты государств-членов.
Технический регламент и стандарт: общее и различия
Стандартизации в России в наше время предполагает наличие разного уровня нормативных документов. Что такое технический регламент и стандарт: общее и различия мы и разберем в нашей статье.
Что такое стандарт и область его применения
Стандартом называется документ, который утверждает стандартизированный орган, содержащий общие правила для многократного применения, руководящие указания или характеристики для продуктов или связанных процессов с методами производства. Он также может регламентировать терминологию, символы, требованиям, используемые для оформления и дизайна упаковки, маркировки. Так как их применяют к продуктам, методам, производственным процессам.
Стандарты бывают разных форм. Например, в виде определения терминов, спецификации дизайна и конструкции или детализации процедур. С помощью их можно делать измерения характеристик продуктов, процессов.
Стандарты для продуктов и процессов могут иметь несколько специфических функций:
- содействие коммерческому общению;
- распространение или передача технологии;
- повышение продуктивности;
- обеспечение физической и функциональной совместимости
- улучшение управления любого процесса;
- улучшение благосостояния общества;
- взаимозаменяемость и совместимость;
- безопасность, здоровье и защита окружающей среды
С помощью стандартизации обеспечивается основа для технических или торговых соглашений и технических регламентов.
Что такое технический регламент таможенного союза
Технический регламент Cоюза — документ, принятый Евразийской экономической комиссией и устанавливающий обязательные для применения и исполнения на территории Евразийского экономического союза требования к объектам технического регулирования.Внутри него дается описание характеристикам продукта или связанных с ним методов и производственных процессов. Сюда входят используемые административные положения, соблюдать которые обязательно. Он также может включать или иметь дело исключительно с терминологией, символами и требованиями к упаковке, маркировке или маркировке, поскольку они применяются к продукту, процессу или методу производства.
Технический регламент и стандарт: общее и различия
Стандарт и технический регламент отличаются строгостью соблюдения. Соответствие стандартам добровольное дело, технический регламент документ обязательный. У них разное назначение для международной торговли. Когда импортируемые товары не имеют соответствия требованиям, указанным в техническом регламенте, его нельзя продать. В случае стандартов, несоответствующие товары для импорта будут допущены на рынок. Однако тогда их часть в пределах рынка может быть затронута, если потребители предпочтут товары, которые соответствуют местным стандартам, таким как стандарты качества или цвета для текстиля и одежды. В этом случае продавцу требуется получить добровольный сертификат, который доказывает соблюдение требований стандартов.
Соглашения между странами предусматривают, что технические регламенты не должны создавать ненужных препятствий для международной торговли. Потому они не должны быть более ограничивающими торговлю, чем это необходимо для достижения законной цели, принимая во внимание риски, которые могут привести к их невыполнению. Это подтверждается имеющейся научной и технической информацией, технологией обработки или предполагаемым конечным использованием продукции.
По отношению к техническому регламенту,импортируемому товару. должен быть предоставлен не менее благоприятный режим, чем к аналогичным товарам с национальным происхождением и аналогичными товарами из разных иных стран. Международные стандарты должны использоваться в качестве основы для подготовки технических регламентов. Исключаются случаи, когда они не соответствуют законным интересам, например, из-за фундаментальных климатических или географических факторов или фундаментальных технологических проблем. Следует отметить, что соблюдение требований технических регламентов доказывает декларация таможенного союза.
Для правительства избегание ненужных препятствий для торговли означает, что когда оно готовит технический регламент для достижения определенной цели, будь то защита здоровья людей, безопасность, окружающая среда этот регламент не должен ограничивать торговлю, но и регламентировать нормы безопасности.
Напоминаем, что если вам необходимо оформить сертификат деловой репутации или получить сертификат РПО (ГОСТ РПО 2016:2018) звоните по номеру 8 800 505 62 07, звонок по России бесплатный.
Основные отличия стандарта от технического регламента
Технический регламент хотя и разрабатывается с участием всех заинтересованных сторон (как производителей, так и потребителей) и принимается Федеральным Законом или Постановлением Правительства РФ, но в исключительных случаях может приниматься Указом Президента без обязательного получения согласия всех сторон
Требования, предъявляемые к оформлению стандартов.
Особое внимание в ГОСТ 1.5-2001 уделено требованиям к применению и оформлению нормативных ссылок. В частности, введено положение о недопустимости ссылок на стандарты и другие документы, не действующие на межгосударственном уровне (например, на конкретные технические условия). Единственное допущение – ссылки на международные стандарты в межгосударственном стандарте, идентичном международному, в случаях, указанных выше.
Важный результат пересмотра ГОСТ 1.5 – установление в нем требований к национальным информационным данным, что призвано способствовать применению межгосударственных стандартов в отдельных странах. Известно, что такие данные уже широко применяются на практике, однако отсутствие соответствующих регламентирующих положений приводило к нарушению принципов межгосударственной стандартизации. В результате возможны прецеденты, когда в разных странах действует один и тот же межгосударственный стандарт, но с различным содержанием. В ГОСТ 1.5-2001 четко оговаривается содержание национальных информационных данных, формы и методы их представления.
Кроме этого, в ГОСТ 1.5-2001 включены требования к оформлению раздела «Термины и определения» и элемента «Библиография», которые все чаще приводятся в межгосударственных стандартах. Причем, установлено требование, что в библиографии приводят сведения только о ссылочных нормативных документах, действующих на межгосударственном уровне, за исключением случая, когда оформляют стандарт, идентичный международному. При этом полностью воспроизводится библиография данного международного стандарта и допускается использовать язык оригинала, если это способствует поиску ссылочных документов. Кроме этого, в ГОСТ 1.5-2001 включены требования к оформлению раздела библиографии. Теперь библиографию не следует оформлять как приложение.
Принимая во внимание то, что многие положения ГОСТ 1.5 устанавливают требования к оформлению межгосударственных стандартов, то ГОСТ 1.5-2001 оформлен с учетом этих требований, т. е. сам служит дополнительной иллюстрацией.
В ГОСТ 1.5 -2001 установлены новые требования к оформлению титульных листов стандартов и их предисловий, которые учитывают международную практику. Теперь на титульных листах межгосударственных стандартов будут приведены:
наименование межгосударственной организации по стандартизации (Евразийский совет по стандартизации, метрологии и сертификации)
эмблема этой организации;
трехуровневое обозначение стандарта (на первом уровне – его индекс «ГОСТ», на втором регистрационный номер, на третьем – год принятия);
наименование и обозначение международного стандарта, с которым гармонизирован данный стандарт, и условное обозначение степени гармонизации (IDT – идентичный; MOD – модифицированный);
выходные данные об издательстве по ГОСТ 7.4-95 (п 3.3.6).
В предисловии, наряду со сведениями о разработке и принятии стандарта, будут приведены краткие сведения об организации работ по межгосударственной стандартизации и об общем порядке опубликования информации о введении стандарта в действие, изменениях к стандарту и введении их в действие, прекращении действия стандарта, его пересмотре или отмене.
В связи с тем, что ГОСТ 1.0-92 устанавливает возможность разработки в развитие межгосударственных стандартов еще двух категорий нормативных документов: правила и рекомендации по межгосударственной стандартизации, то целесообразно установить общие требования к этим документам в одном стандарте. ГОСТ 1.5-93 косвенно применялся в отношении построения, изложения и оформления правил и рекомендаций по межгосударственной стандартизации в силу ссылки на данный стандарт в ГОСТ 1.2-97. причем формы титульных листов и первых страниц были непосредственно установлены в ГОСТ 1.2-97, а требования к обозначению – в ПМГ 03-99. Теперь все эти требования перенесены в ГОСТ 1.5-2001.
В процессе пересмотра ГОСТ 1.5 выявилась необходимость привести его наименование в соответствие с установленными в нем требованиями: в заголовке отразить объект стандартизации: «Стандарты межгосударственные, правила и рекомендации по межгосударственной стандартизации» (причем обратный порядок слов обусловлен требованием п. 3.6.8 этого стандарта), а в подзаголовке – краткое выражение обобщенного содержания устанавливаемых стандартом положений (аспект стандартизации): «Общие требования к построению, изложению, оформлению, содержанию и обозначению.
Опыт работы над ГОСТ 1.5-2001 показал, что разработка подобных основополагающих стандартов требует объединения усилий специалистов всех заинтересованных стран. Поэтому все более актуальным становится потребность в создании межгосударственного технического комитета по стандартизации с областью деятельности «Межгосударственная система стандартизации». К его работе целесообразно привлечь наиболее квалифицированных специалистов по стандартизации стран участниц Соглашения о проведении согласованной политики в области стандартизации, метрологии, сертификации и аккредитации в этих областях.
Основополагающие стандарты Государственной системы стандартизации (ГСС).
В соответствии с Законом «О техническом регулировании» в РФ действует Государственная система стандартизации. Методологические вопросы ее организации и функционирования изложены в комплексе государственных основополагающих стандартов «Государственная система стандартизации Российской Федерации», новая редакция которого введена в действие с 1 апреля 1994 г. Данный комплекс включает документы:
ГОСТ Р 1.0-92 «Государственная система стандартизации Российской Федерации. Основные положения»;
ГОСТ Р 1.2-92 «Государственная система стандартизации Российской Федерации. Порядок разработки Государственных стандартов»;
ГОСТ Р 1.4-93 «Государственная система стандартизации Российской Федерации. Стандарты отраслей, стандарты предприятий, научно-технических, инженерных обществ и других общественных объединений. Общие положения»;
ГОСТ Р 1.5-92 «Государственная система стандартизации Российской Федерации. Общие требования к построению, изложению, оформлению и содержанию стандартов»;
ПР 50.1.001-93 «Правила согласования и утверждения технических условий».
Принятая в Российской Федерации система стандартизации обеспечивает и поддерживает в актуальном состоянии единый технический язык, унифицированные ряды важнейших технических характеристик продукции, систему строительных норм и правил; типоразмерные ряды и типовые конструкции изделий для общего машиностроения и строительства; систему классификации технико-экономической информации, достоверные справочные данные о свойствах материалов и веществ.
Работы по государственной стандартизации финансируются в соответствии с положениями Закона «О техническом регулировании». В нем выделены те направления деятельности, которые финансирует государство, и приведены источники финансирования.
Государственное финансирование предусмотрено для:
разработки стандартов, содержащих обязательные требования к объекту стандартизации в соответствии с законодательством России;
работ, связанных с созданием общероссийских классификаторов технико-экономической информации, публикацией информации об издании этих документов;
формирования и ведения федерального фонда государственных стандартов и Государственного реестра продукции и услуг, которые прошли сертификацию на соответствие обязательным требованиям государственных стандартов;
научных работ, связанных с важными проблемами стандартизации, имеющими общегосударственное значение;
деятельности в международных организациях по стандартизации.
Государственный контроль и надзор за соблюдением обязательных требований стандартов также выделяются Законом как важный объект для государственного финансирования.
Источниками денежных поступлений для реализации данного законодательного положения должны быть: реализация изданных (переизданных) государственных стандартов, общероссийских классификаторов технико-экономической информации; каталога сертифицированных продукции и услуг; часть сданных штрафов, взимаемых при госнадзоре.
Государство оказывает поддержку не только тем организациям, которые создают нормативные документы по стандартизации, но и тем субъектам хозяйственной деятельности, которые производят продукцию или предлагают услуги, маркированные знаком соответствия обязательным требованиям государственных стандартов, что подтверждено посредством сертификации.
Особая экономическая поддержка предназначена для тех предприятий, которые выпускают новые перспективные виды продукции в соответствии с предварительными (перспективными) требованиями стандартов.
Контроль и надзор за соблюдением требований стандартов.
Государственный контроль и надзор за соблюдением обязательных требований стандартов осуществляется в России на основании закона РФ «О техническом регулировании» и составляет часть государственной системы стандартизации.
К основным задачам государственного надзора можно отнести: предупреждение и пресечение нарушений обязательных требований государственных стандартов, правил обязательной сертификации и закона «О единстве измерений» всеми субъектами хозяйственной деятельности, предоставление информации органам исполнительной власти и общественным организациям по результатам проверок.
Проводят государственный надзор должностные лица – государственные инспекторы. Главный государственный инспектор России – Председатель Госстандарта РФ, а главные государственные инспекторы республик в составе РФ и других субъектов Федерации – руководители центров стандартизации и метрологии, т. е. территориальных органов государственного надзора.
Государственный контроль за соблюдением обязательных требований стандартов осуществляют и другие организации. Госторгинспекция проводит контроль за качеством и безопасностью потребительских товаров. Государственный комитет по охране окружающей среды осуществляет государственный экологический контроль. Государственной санитарно-эпидемиологической службе предоставлены полномочия по надзору за соблюдением санитарного законодательства при разработке, производстве, применении всех видов продукции.
Проверкам в процессе государственного надзора подвергается продукция (на всех видах ее жизненного цикла); услуги населению, виды работ, которые подлежат обязательной сертификации; техническая документация на продукцию, деятельность испытательных центров, лабораторий и органов по сертификации.
Государственный инспектор имеет право:
свободного доступа в служебные и производственные помещения проверяемого предприятия, получать всю необходимую документацию, проводить отбор проб и образцов, выдавать предписания об устранении выявленных отклонений, запрещать или приостанавливать поставку (реализацию) продукции, несоответствующую обязательным требованиям государственных стандартов, и в случае отказа от предъявления ее к проверке;
по результатам проверок облагать нарушителей штрафами, строгое наказание применяется и к не выполняющим запрет на реализацию – штраф в размере стоимости реализованной продукции. Запрет на реализацию продукции или услуг при их несоответствии обязательным требованиям государственных стандартов распространяющихся на импортную продукцию, тем более, если они не прошли сертификацию;
направлять необходимые материалы в арбитражный суд, органы прокуратуры или суд, если выданные им предписания или постановления не выполняются предприятием – объектом государственного надзора.
Основная форма государственного контроля и надзора – выборочная проверка. В процессе проверки проводятся испытания, измерительный контроль, технический осмотр, идентификация, другие мероприятия, обеспечивающие достоверность и объективность результатов. Государственный надзор за соблюдением обязательных требований государственных стандартов и за сертифицированной продукцией осуществляет государственный инспектор или комиссия, возглавляемая им. Госнадзор за соблюдением правил обязательной сертификации осуществляет комиссия, состав которой определяет председатель Госстандарта.
Контролю подвергается образец (или проба), отбираемый в соответствии с установленной в стандарте на данную продукцию методикой. Идентификация и технический осмотр продукции проводятся государственным инспектором с привлечением специалистов предприятия, а испытания образцов осуществляют сотрудники, проверяемого субъекта хозяйственной деятельности под наблюдением этого инспектора. Результаты испытаний образцов распространяются на всю партию продукции, от которой они отобраны. При отсутствии у проверяемого предприятия испытательной базы испытания должны проводиться в аккредитованных испытательных лабораториях.
Если контроль касается продукции, которая подлежала обязательной сертификации, государственный инспектор проверяет наличие и подлинность, выданного ранее сертификата соответствия, правильность применения знака соответствия до начала испытаний образца.
Проверка соблюдения правил обязательной сертификации касается аккредитованных испытательных центров (лабораторий). Проверяющая комиссия устанавливает: наличие лицензии на право осуществления сертификационных испытаний и аттестата аккредитации испытательного центра, соответствие видов испытуемой продукции профилю лаборатории, состояние нормативной базы и испытательного оборудования, соблюдения программы и методик испытаний. Если проверяется работа органа по сертификации, то комиссия, прежде всего, убеждается в правомочности работы органа и наличии необходимого фонда нормативных документов на сертифицируемую продукцию. Контролируется правильность оформляемой документации (сертификатов соответствия) и ее регистрация, обоснованность выдачи сертификатов.
По результатам испытаний оформляется протокол испытаний, проведенная проверка заканчивается составлением акта. На основании акта государственный надзор выдает проверяемому субъекту предписание или постановление о применении мер действия за нарушения, обнаруженные в ходе проверок. Акт подписывают проверяющая и проверяемая стороны. Проверяемая сторона имеет право отказаться признать результаты, изложив в письменной форме свое особое мнение. Акт направляется: руководству проверенной организации; в Ростест-Москва для подготовки обобщенной информации; в Госстандарт РФ (в случае необходимости определения штрафных санкций).
Законодательно-нормативная база стандартизации.
Законодательную и нормативно-правовую основу проведения работ в области стандартизации и связанных с ней областей деятельности (сертификация, метрология) с 1993 года составляли Законы РФ:
«О защите прав потребителей»;
«О сертификации продукции и услуг»;
«Об обеспечении единства измерений».
27.12.2002г. принят принципиально новый стратегический ФЗ «О техническом регулировании», который регулирует отношения, возникающие при разработке, принятии, применении и исполнении обязательных и на добровольной основе требований к продукции, процессам производства, эксплуатации, хранения, перевозки, реализации, утилизации, выполнению работ и оказанию услуг, а также при оценке соответствия (технические регламенты и стандарты должны обеспечить практическое выполнение законодательных актов).
С введением ФЗ «О техническом регулировании» Законы «О стандартизации» и «О сертификации продукции» утратили силу (с середины 2003 года). Законы «О защите прав потребителей» и «Об обеспечении единства измерений» действуют по настоящее время.
Большую роль в развитии правовых основ стандартизации сыграл Закон РФ «О стандартизации», который:
устанавливал на территории РФ нормы регулирования единого механизма реализации государственной политики по вопросам стандартизации;
определял компетенцию федеральных органов власти;
определял права и обязанности в области стандартизации юридических и физических лиц, вовлеченных в сферу хозяйственной деятельности.
Введение Закона «О техническом регулировании» направлено на реформирование системы технического регулирования, стандартизации и обеспечения качества и вызвано развитием рыночных отношений в обществе.
Экономическая база стандартизации.
Стандартизация, сертификация и метрология призваны решать одну общую задачу – обеспечить необходимый уровень качества продукции, процессов, услуг.
В СССР до введения единой системы конструкторской документации (ЕСКД) использовалось 18 систем чертежного хозяйства. Были огромные потери времени и квалифицированного труда на перевод проекта с языка одной системы, используемой проектным институтом, конструкторским бюро на язык другой системы, применяемый строительной организацией или заводом-изготовителем. Такие проблемы были и есть не только в нашей стране. Передовая в техническом смысле Страна США до сих пор пользуется старой ненаучной дюймовой системой мер, что приводит к ежегодным потерям США на международном рынке порядка 20 миллиардов долларов в год. И сегодня с неоправданным разнообразием мы ежедневно сталкиваемся на производстве и в быту. Экономическая цель стандартизации – снижение неоправданных затрат при производстве и эксплуатации продукции.
Экономическая функция стандартизации выражает себя через вклад в научно-технический прогресс:
стандартизация оказывает активное влияние на все составляющие производственного процесса (способствует совершенствованию предметов и средств труда, технологии и самого труда);
с помощью нормативных документов предупреждается неоправданное разнообразие деталей, изделий, материалов, технологических процессов (устанавливается рациональная номенклатура);
определяются оптимальные параметрические и стандартные ряды;
обеспечивается высокий уровень взаимозаменяемости;
устанавливаются в качестве обязательных оптимальные качественные характеристики.
Все вышеперечисленные функции стандартизации создают предпосылки для специализации, следовательно, для широкого внедрения автоматизации производственных процессов, снижения себестоимости изделий, увеличения прибыли.
Поскольку стандартизация предусматривает повышение (оптимизацию) уровня качества продукции, создаются условия для наиболее полного удовлетворения требований потребителя, снижения затрат на эксплуатацию и ремонт.
Сравнение целей стандартизации, установленных с разницей в 10 лет (1993 и 2003 годы), показывает, что хотя они и во многом совпадают, последние становятся более емкими, охватывают больший круг вопросов и отвечают требованиям развития науки и техники сегодняшнего дня, имеют ярко выраженную экономическую направленность. Если в 1993 году речь шла только о повышении качества продукции в соответствии с развитием науки и техники, потребностями населения и народного хозяйства, то в новом Законе конкретно стоит вопрос о развитии экономических рыночных отношений:
повышение конкурентоспособности продукции, работ и услуг (важнейший шаг развития отечественной промышленности и социально-экономической сферы);
обеспечение рационального использования материальных ресурсов экономических субъектов.
Главная цель Национальной системы стандартизации – с помощью стандартизации содействовать обеспечению динамичного и пропорционального развития всех отраслей промышленности и услуг, что должно привести к повышению общего уровня экономического развития государства.
В 1998 году в связи с подготовкой вступления России в ВТО была принята Концепция национальной системы стандартизации. Новая концепция определила приоритетные направления и объекты стандартизации, в ней подчеркивается, что цели стандартизации, установленные в РФ, полностью соответствуют целям международной и зарубежных систем стандартизации. В Концепции определено, что исходными предпосылками развития и совершенствования стандартизации в РФ в настоящее время являются:
ориентация развития экономики на рыночные отношения;
интеграция экономики России с европейскими и мировой экономиками, проведение практических мероприятий по обеспечению вступления России в ВТО;
партнерство в рамках стран СНГ;
снижение импортозависимости отечественного рынка и повышение конкурентоспособности российских товаров и услуг;
опережающий характер интеграции в науке и технике по отношению к торгово-экономической интеграции; выявление областей науки и техники, где стандартизация должна носить опережающий характер.
Важной задачей является гармонизация отечественных стандартов, а также других нормативных документов с международными стандартами, переход на добровольный характер применения стандартов.
Из Концепции следует, что основными работами по стандартизации на современном этапе развития российской экономики являются:
установление приоритетных направлений и объектов стандартизации;
совершенствование законодательных основ стандартизации;
оптимизация состава и структуры фондов стандартов;
обеспечение качества продукции с целью защиты прав потребителей;
разработка текущего и перспективного планирования;
реформирование системы управляющих и исполняющих органов по стандартизации;
внедрение современных информационных технологий; классификация и кодирование технико-экономической и социальной информации.
Важным аспектом деятельности работ в области стандартизации являются контроль и надзор за соблюдением стандартов. Развитие контроля и надзора должно базироваться на совокупности основополагающих принципов, присущих отечественной и зарубежной практике в этой области деятельности.
Понятие сертификации.
Слово «сертификация» в переводе с латинского означает – подтверждаю, удостоверяю. Наполнение этого понятия новым содержанием связано с:
резким обострением в последнее время проблемы качества товаров и услуг,
глобализацией международной торговли,
большим разнообразием изделий одного и того же функционального назначения, но разного качества,
жесткой конкуренцией товаропроизводителей,
необходимостью гарантировать безопасность продукции для ее потребителей.
Возникла потребность в особом методе, инструменте, который бы независимо от страны-поставщика продукции, фирмы, технологии, системы контроля качества давал бы гарантию того, что продукция, работа, услуга выполнена в полном соответствии с требованиями, установленными документально. Таким инструментом в конце 20 века и стала процедура, обозначаемая термином «сертификация».
Впервые определение «сертификация» было дано Международной организацией по стандартизации (ИСО) в 1982г.:
Сертификация соответствия представляет собой действие, удостоверяющее, что изделие или услуга соответствуют определенным стандартам или другим нормативно-техническим документам. Прохождение процедуры сертификации подтверждается сертификатом соответствия.
Подтверждение соответствия – документальное удостоверение соответствия объектов технического регулирования требованиям технических регламентов, стандартов, условий договоров.
Объекты технического регулирования – продукция, процессы производства, эксплуатации и хранения, перевозки, реализации и утилизации.
Подтверждение соответствия на территории РФ может носить добровольный и обязательный характер. Добровольное подтверждение соответствия осуществляется в форме добровольной сертификации. Обязательное подтверждение соответствия – в форме декларирования соответствия (обязательной сертификации).
Законодательно-нормативная база сертификации.
Сертификация продукции в РФ проводится на основании законов «О техническом регулировании», «О защите прав потребителя», а также законов, относящихся к определенному виду деятельности («Об оружии», «О безопасности дорожного движения», «Об энергоснабжении» и др.).
А) Закон «О защите прав потребителей» был направлен на создание системы сертификации в РФ; закон:
регулирует отношения между потребителями и изготовителями, исполнителями, продавцами при продаже товаров;
устанавливает права потребителей на приобретение товаров определенного качества, безопасных для жизни и здоровья;
определяет предоставление информации о товарах и об их изготовителях.
В Законе говорится о том, что если к качеству товаров установлены определенные требования, то изготовитель должен передать потребителю товар, соответствующий этим требованиям. Закон характеризует требования к товарам, являющиеся обязательными (это требования, обеспечивающие безопасность товара для жизни и здоровья потребителя, окружающей среды, имущества). Содержание обязательных требований к товарам устанавливаются законом или в законном порядке (стандартом или условиями договора).
Изготовитель обязан предоставить потребителю исчерпывающую информацию о товаре:
сведения о потребительских свойствах товара;
условия приобретения товара;
срок годности товара;
место нахождения изготовителя;
обозначение нормативных документов, содержащих обязательные требования, которым должна соответствовать продукция;
информация об обязательном подтверждении соответствия товара (товар маркируется знаком соответствия, информация излагается в документе, подтверждающем соответствие, в котором указываются номер, срок действия и организация, его выдавшая).
Продажа товара без информации об обязательном подтверждении соответствия вышеуказанным требованиям не допускается.
Закон наделяет федеральный орган по стандартизации, метрологии и сертификации (Госстандарт РФ), осуществляющий контроль качества и безопасности продукции, следующими полномочиями:
устанавливать обязательные требования к безопасности товаров и услуг;
осуществлять контроль за соблюдением обязательных требований к безопасности товаров.
Б)Закон «О техническом регулировании» принят с целью нормирования правоотношения в области технического регулирования, а также достижения уровня развитых зарубежных стран. Техническое регулирование охватывает:
аккредитацию органов по сертификации и испытательных лабораторий;
вопросы деятельности таможенных органов;
организацию информационного фонда и др.
Нормативно-методическая база сертификации включает в себя:
совокупность нормативных документов, на соответствие требований которых проводится сертификация продукции, а также документов, устанавливающих методы проверки соблюдения этих требований;
комплекс методических документов, определяющих правила и порядок проведения работ по сертификации.
В документе «Правила по проведению сертификации в РФ» изложены:
основные цели, принципы сертификации;
порядок проведения работ в области сертификации;
функции и права участников сертификации;
основные понятия системы сертификации.
В документе «Порядок проведения сертификации продукции» изложены:
требования к нормативным документам на сертифицируемую продукцию;
порядок проведения сертификации.
В нормативных документах, на соответствие которым проводится сертификация, должны быть установлены:
характеристики (показатели) продукции;
методы испытаний, позволяющие обеспечить полное и достоверное подтверждение соответствия продукции этим требованиям.
Основные требования к нормативным документам:
положения этих документов должны быть сформулированы четко, обеспечивая их точное и однозначное толкование;
размерность и количественные значения характеристик должны быть заданы таким образом, чтобы обеспечить заданную точность при испытаниях;
содержание и изложение сведений должно позволять различным лабораториям получать сопоставимые результаты.
Наиболее крупной системой сертификации в РФ является Система сертификации ГОСТ Р. Все системы сертификации имеют юридическую силу после обязательной государственной регистрации.
Цели и основные принципы подтверждения соответствия.
Цели подтверждения соответствия:
удостоверение соответствия объектов технического регулирования техническим регламентам, стандартам, условиям договоров;
содействие приобретателям в компетентном выборе продукции;
повышение конкурентоспособности продукции на Российском и международных рынках;
создание условий для свободного перемещения товаров по территории РФ, а также для осуществления международного экономического, научно-технического сотрудничества и торговли.
Основные принципы подтверждения соответствия:
доступность информации о порядке осуществления подтверждения соответствия заинтересованным лицам;
недопустимость применения обязательной сертификации к объектам, в отношении которых не установлены требования технических регламентов;
установление перечня форм и схем обязательного подтверждения соответствия в отношении определенных видов продукции в соответствующем техническом регламенте;
уменьшение сроков осуществления обязательного подтверждения соответствия и затрат заявителя;
недопустимость принуждения к осуществлению добровольного подтверждения соответствия, в том числе в определенной системе добровольной сертификации;
защита имущественных интересов заявителей;
соблюдение коммерческой тайны в отношении сведений, полученных при осуществлении подтверждения соответствия;
недопустимость подмены обязательного подтверждения соответствия добровольной сертификацией.
Система сертификации.
Проведение сертификации возможно только в рамках системы сертификации.
Система сертификации – совокупность участников сертификации, правил выполнения работ по сертификации и правил функционирования системы сертификации в целом.
Система сертификации однородной продукции создается для определенного вида однородной продукции (большая группа товаров, имеющих общие признаки: единое функциональное назначение, принципы применения, методы контроля). Например: система сертификации нефтепродуктов, система сертификации продукции и услуг в области пожарной безопасности, система сертификации транспортных средств и т.д.
К участникам системы сертификации относятся:
Национальный орган по сертификации;
Центральный орган по сертификации;
Совет по сертификации;
Органы по сертификации;
Комиссия по апелляции;
Отдельные системы сертификации однородной продукции могут объединяться в единую, более крупную систему. Система сертификации ГОСТ Р является именно такой объединяющей системой.
В 2002 году Госстандарт РФ ввел в действие Систему добровольной сертификации продукции Госстандарта РФ. Эта система предусматривает полный контроль соответствия продукции по всем параметрам, которые регламентирует стандарт. Это гарантирует потребителю высокое качество изделия, а производителю – повышение конкурентоспособности продукции. Кроме того, в Системе возможно проведение сертификации продукции на соответствие не только государственным и межгосударственным стандартам, действующим на территории РФ, но и любым международным, региональным и национальным стандартам.
В Системе добровольной сертификации продукции Госстандарта РФ используется ограниченное количество схем сертификации, которые предъявляют высокие требования к сертифицируемой продукции:
Сертификация серийно выпускаемой продукции предусматривает наличие у производителя сертифицированной системы качества, а также всестороннюю проверку продукции при инспекционном контроле на образцах, изъятых у производителя и у продавца.
Сертификация продукции, носящей разовый характер, основана на испытании каждого изготовленного образца.
Объекты сертификации, сертифицированные в системе добровольной сертификации, могут маркироваться знаками соответствия системы добровольной сертификации.
Государственный реестр объектов и участников системы сертификации ГОСТ Р.
Государственный реестр – совокупность информации в электронном виде и фонд документов о системах, объектах и участниках сертификации, зарегистрированных с целью придания им юридической силы. Госреестр ведет подразделение Управления сертификации Госстандарта РФ.
При ведении Госреестра выполняются следующие работы:
Проверка комплектности и правильности оформления документов, представляемых на регистрацию, и присвоение номеров Госреестра объектам регистрации;
Государственная регистрация систем сертификации и знаков соответствия, действующих в РФ;
Регистрация и ведение объектов и участников Системы сертификации ГОСТ Р, в том числе:
документов Системы сертификации ГОСТ Р;
подсистем сертификации однородной продукции;
результатов аккредитации и уполномочивания, проводимых в рамках Системы сертификации ГОСТ Р;
сертификатов, выданных в Системе сертификации ГОСТ Р;
Актуализация данных Госреестра;
Ведение действующего фонда и архива материалов по объектам регистрации в Госреестре;
Предоставление информации организациям, определенным Госстандартом России для информационного обслуживания по данным Госреестра и их официальной публикации;
Участие в создании и ведении автоматизированной системы Госреестра (АПС «Госреестр»).
Объектами регистрации в Госреестре являются:
Документ «Номенклатура продукции и услуг, в отношении которых законодательными актами РФ предусмотрена их обязательная сертификация»;
Основополагающие документы Системы сертификации ГОСТ Р (Порядок проведения сертификации, Положение о системе сертификации и др.);
Системы сертификации однородной продукции и услуг, действующие в составе Системы сертификации ГОСТ Р в качестве ее подсистем;
Центральные органы по сертификации;
Органы по сертификации и сертификационные центры;
Сертификаты соответствия, выданные в Системе сертификации ГОСТ Р и декларации о соответствии, принятые изготовителем продукции или исполнителем услуги.
Общая структура регистрационных номеров объектов и участников Системы сертификации ГОСТ Р в Госреестре следующая:
РОСС ХХ ХХХХ ХХХХХХ
РОСС – принадлежность к Российской Федерации;
1 – код страны согласно Общероссийскому классификатору стран мира, который обозначается двумя заглавными буквами (для России – RU);
2 – для объектов и участников Системы сертификации ГОСТ Р (за исключением сертификатов соответствия) код органа, организующего работы с объектом регистрации (для Госстандарта – 0001), а для сертификатов соответствия и деклараций о соответствии – последние четыре знака регистрационного номера органа по сертификации, выдавшего сертификат соответствия или декларацию о соответствии);
3 – код типа объекта регистрации (первые два знака) и его номер (оставшиеся четыре знака); код типа объекта регистрации состоит из буквенно-цифровых кодов.
Цифровые коды объектов регистрации:
00 – документы Системы Сертификации ГОСТ Р;
01 – система обязательной сертификации;
03 – система добровольной сертификации;
11- орган по сертификации продукции;
12 – орган по сертификации услуг;
13 – орган по сертификации систем качества;
14 – орган по сертификации производств;
18 – Центральный орган по сертификации;
21 – независимая и технически компетентная испытательная лаборатория;
22 – технически компетентная испытательная лаборатория;
51 – лаборатория, аттестованная в Системе аккредитации аналитических лабораторий
Буквенные коды объектов регистрации:
НО – нефтедобывающее оборудование;
НХ – нефтепродукты и изделия из них;
УХ – услуги по химчистке
Коды типа сертифицированного объекта:
А – образец, партия продукции, сертифицированные в обязательной системе сертификации;
В – серийная продукция, сертифицированная в обязательной системе сертификации;
С – образец, партия продукции, сертифицированная в добровольной системе сертификации;
Н – серийная продукция, сертифицированная в добровольной системе сертификации;
Е – транспортное средство, на которое выдается одобрение типа транспортного средства;
У – услуга, сертифицированная в обязательной системе сертификации;
М – услуга, сертифицированная в добровольной системе сертификации;
К – сертифицированная система качества;
Р – сертифицированное производство;
Д – декларация о соответствии.
Порядок и правила проведения сертификации.
Сертификация продукции состоит из следующих этапов:
Подача заявки на сертификацию;
Принятие решения по заявке, в том числе выбор схемы сертификации;
Отбор, идентификация образцов и их испытания;
Оценка производства (если это предусмотрено схемой сертификации);
Анализ полученных результатов и принятие решения о выдаче (об отказе в выдаче) сертификата соответствия;
Выдача сертификата соответствия;
Осуществление инспекционного контроля за сертифицированной продукцией (если это предусмотрено схемой сертификации);
Разработка и выполнение корректирующих мероприятий при нарушении соответствия продукции установленным требованиям и неправильном применении знака соответствия.
На подготовительном этапе необходимо определиться: подлежит ли производимая продукция обязательному подтверждению соответствия (входит ли продукция в Перечень товаров, подлежащих обязательной сертификации, или в Перечень продукции, соответствие которой может быть подтверждено декларацией о соответствии). Изготовителю необходимо знать, каковы обязательные требования к производимой им продукции; все обязательные требования к продукции изложены в техническом регламенте или других нормативных документах. Изготовитель должен определиться с выбором системы сертификации и компетентного органа по сертификации (по выбору).
Заявка на проведение сертификации направляется в орган по сертификации по установленной форме.
Орган по сертификации рассматривает заявку и сообщает заявителю свое решение. В решении обычно указываются основные условия для проведения сертификации: схема сертификации, предлагаемая аккредитованная испытательная лаборатория, нормативная база подтверждения соответствия.
Отбор образцов происходит случайным образом из готовой продукции, проверенной и принятой соответствующими службами и должностными лицами изготовителя. Отобранные образцы изолируют от основной продукции, упаковывают, пломбируют. Весь процесс документально оформляется.
Испытания проводятся в испытательной лаборатории, аккредитованной на компетентность и независимость. На основе результатов сертификационных испытаний орган по сертификации принимает решение о выдаче или отказе в выдаче сертификата соответствия. Результаты испытаний оформляются в виде протокола испытания и представляются заявителю и в орган по сертификации.
Анализ состояния производства может быть предусмотрен схемой сертификации продукции. В этом случае комиссия органа по сертификации проводит анализ состояния производства и представляет свое заключение. К основным объектам анализа состояния производства относятся: нормативная, техническая и технологическая документация, производственный процесс и оборудование, контроль качества, упаковка и маркировка продукции, метрологическое обеспечение и квалификация персонала. Может быть предусмотрен также анализ гигиенического заключения, сертификат пожарной безопасности и других документов.
Решение о выдаче сертификата соответствия принимается на основе результатов проведенного анализа. Орган по сертификации оформляет сертификат соответствия, регистрирует его и передает заявителю. При отрицательных результатах принимается решение об отказе в выдаче сертификата соответствия с указанием причины отказа.
Объекты сертификации, прошедшие процедуру подтверждения соответствия, маркируются знаком соответствия. Маркировка знаком соответствия национальному стандарту осуществляется заявителем любым удобным для него способом в установленном порядке.
В соответствии с выбранной схемой сертификации орган по сертификации осуществляет инспекционный контроль за сертифицированной продукцией. Он проводится в течение всего срока действия сертификата (не реже одного раза в год). Инспекционный контроль включает в себя анализ информации о сертифицированном объекте и проведение выборочных проверок образцов продукции. Приостановление действия сертификата происходит при выявлении нарушений его использования. В этом случае орган по сертификации предписывает заявителю выполнение корректирующих мероприятий и устанавливает срок их реализации.
Сертификация отечественной и импортной продукции проводится по одним и тем же правилам.
Схемы подтверждения соответствия.
Подтверждение соответствия продукции требованиям технических регламентов, государственных стандартов, условий договоров и других нормативных документов осуществляется согласно схемам подтверждения соответствия. Схемы обязательного подтверждения соответствия завершаются либо выдачей сертификата соответствия, либо принятием декларации о соответствии. Схемы могут включать одну или несколько операций, результаты которых необходимы для подтверждения соответствия продукции установленным требованиям. В том числе:
Испытания (типовых образцов, партий или единиц продукции);
Сертификацию системы качества;
Анализ состояния производства;
Инспекционный контроль за сертифицированной продукцией.
Выбор схем осуществляется с учетом суммарного риска от недостоверной оценки соответствия и ущерба от применения продукции, прошедшей подтверждение соответствия. При выборе конкретной схемы учитываются следующие основные факторы:
степень потенциальной опасности продукции;
чувствительность регламентируемых техническим регламентом показателей безопасности к изменению производственных факторов или эксплуатационных факторов;
степень сложности конструкции (определяется экспертным методом разработчиками технического регламента);
наличие других механизмов оценки соответствия (например, государственного надзора) в отношении декларируемой продукции.
При выборе схем обязательного подтверждения соответствия учитываются особенности производства, испытаний, поставки и использования конкретной продукции, затраты заявителя и требуемый уровень доказательности сертификации. Схему добровольной сертификации определяет заявитель и предлагает ее органу по сертификации.
Схемы, применяемые в тех случаях, когда декларацию о соответствии принимает изготовитель:
Схема 1д включает формирование комплекта технической документации. Техническая документация должна позволять проведение оценки соответствия продукции требованиям технического регламента. Она должна в необходимой для оценки мере отражать проект, способ производства и принцип действия продукции, а также содержать доказательства соответствия продукции техническому регламенту.
Примерный состав комплекта технической документации включает:
общее описание продукции и принцип действия;
проектные данные, чертежи, схемы, технические условия;
перечень полностью или частично используемых стандартов и описание решений для обеспечения соответствия продукции требованиям технического регламента;
результаты проектных расчетов, проведенных проверок;
Конкретные требования к составу технической документации устанавливаются в техническом регламенте на данный вид продукции.
Схема 2д содержит испытания типового образца, проведенные аккредитованной испытательной лабораторией. При этом заявитель предпринимает все необходимые меры, чтобы процесс производства обеспечил соответствие изготовляемой продукции технической документации и требованиям технического регламента.
Схема 3д включает следующие операции:
испытания типового образца, проведенные аккредитованной испытательной лабораторией;
подача заявителем заявки в орган по сертификации на проведение сертификации системы качества;
проведение сертификации системы качества, касающейся производства продукции;
принятие заявителем декларации о соответствии;
инспекционный контроль органа по сертификации за системой качества.
Схема 4д включает следующие операции:
испытания типового образца, проведенные аккредитованной испытательной лабораторией;
подача заявителем заявки в орган по сертификации на проведение сертификации системы качества;
проведение сертификации системы качества, касающейся контроля и испытаний продукции;
принятие заявителем декларации о соответствии;
инспекционный контроль органа по сертификации за системой качества.
Схема 5д включает испытания партий продукции аккредитованной испытательной лабораторией и выдачу протоколов испытаний заявителю.
Схема 6д содержит испытания каждой единицы продукции аккредитованной испытательной лабораторией и выдачу протоколов испытаний.
Схема 7д содержит следующие операции:
испытания типового образца, проведенные заявителем или другой организацией по его поручению;
подача заявителем заявки в орган по сертификации на проведение сертификации системы качества;
проведение сертификации системы качества, касающейся проектирования и производства продукции;
инспекционный контроль органа по сертификации за системой качества.
При применении схем 3д, 4д и 7д заявитель подает заявку на сертификацию своей системы качества применительно к соответствующей продукции в один из аккредитованных органов по сертификации систем качества по своему выбору. В заявке должен быть указан документ, на соответствие которому проводится сертификация системы качества (ГОСТ Р ИСО 9001-2001, ГОСТ Р ИСО 14001-98, ГОСТ Р 12.0. 006-2002, НАССР и т.д.). Система качества должна обеспечивать соответствие изготовляемой продукции технической документации и требованиям технического регламента.
Заявитель в процессе производства данной продукции выполняет требования, вытекающие из положений сертифицированной системы качества, и поддерживает ее функционирование надлежащим образом.
Орган по сертификации осуществляет инспекционный контроль за сертифицированной системой качества с целью удостоверения того, что заявитель продолжает выполнять свои обязательства. Периодичность проверок может устанавливаться в технических регламентах. Результаты инспекционных проверок оформляются актом и доводятся до сведения заявителя.
При получении сертификата на систему качества заявитель принимает декларацию о соответствии, регистрирует ее в установленном порядке и маркирует продукцию, на которую принята декларация, о соответствии, знаком обращения на рынке.
Протокол испытаний типового образца по схемам 2д, 3д, 4д и 7д кроме характеристик продукции должен содержать описание типа продукции непосредственно или в виде ссылки на технические условия или другой аналогичный документ, а также заявление о соответствии образца технической документации, по которой он изготовлен.
Схему 1д можно рекомендовать для продукции, для которой:
степень потенциальной опасности невысока или конструкция признается простой;
показатели безопасности малочувствительны к изменению производственных и эксплуатационных факторов;
предусмотрен государственный контроль на стадии обращения.
Схемы 2д, 3д, 4д применяются, когда затруднительно обеспечить достоверные испытания типового представителя самим изготовителем, а характеристика продукции имеет большое значение для обеспечения безопасности; в тех случаях, когда конструкция признана простой, а чувствительность показателей безопасности продукции к изменению производственных и эксплуатационных факторов высока. Схема 4д выбирается в том случае, когда соответствие продукции можно отслеживать в процессе контроля и испытаний.
Схемы, применяемые в тех случаях, когда декларацию о соответствии принимает продавец:
Схема 1с включает проведение испытаний типового образца аккредитованной испытательной лабораторией и анализ результатов испытаний.
Схема 2с включает следующие операции:
проведение испытаний типового образца аккредитованной испытательной лабораторией;
проведение органом по сертификации анализа состояния производства;
обобщение результатов испытаний и анализа состояния производства.
Схема 3с включает проведение испытаний типового образца аккредитованной испытательной лабораторией и анализ результатов испытаний, а также инспекционный контроль за сертифицированной продукцией.
Схема 4с содержит следующие операции:
проведение испытаний типового образца аккредитованной испытательной лабораторией;
проведение органом по сертификации анализа состояния производства;
обобщение результатов испытаний и анализа состояния производства;
инспекционный контроль за сертифицированной продукцией.
Схема 5с включает следующие операции:
проведение испытаний типового образца аккредитованной испытательной лабораторией;
сертификация системы качества;
анализ результатов испытаний и сертификации системы качества;
инспекционный контроль за сертифицированной продукцией и системой качества.
Схема 6с включает проведение испытаний партии продукции аккредитованной испытательной лабораторией и анализ результатов испытаний.
Схема 7с содержит проведение испытаний единиц продукции аккредитованной испытательной лабораторией, а также анализ результатов испытаний.
Схемы 1с-5с применяются в отношении серийно выпускаемой продукции, схемы 6с, 7с – в отношении отдельных партий или единиц продукции. Схемы 1с и 2с используются для продукции, показатели безопасности которой малочувствительны к изменению производственных факторов, в противном случае целесообразно применять схемы 3с-5с. Схемы 4с и 5с используются также в случаях, когда результаты испытаний типового образца в силу их одноразовости не могут дать достаточной уверенности в стабильности подтвержденных показателей в течение срока действия сертификата соответствия или, по крайней мере, за время до очередного испытательного контроля.
Выбор между схемами 4с и 5с определяется степенью чувствительности значений показателей безопасности продукции к изменению производственных факторов, а также весомости этих показателей для обеспечения безопасности продукции в целом. Схема 5с наилучшим образом решает такие задачи, но она применима не ко всем изготовителям. Например, в сфере малого предпринимательства такая схема будет достаточно обременительна из-за трудности создания в маломасштабном производстве системы качества, соответствующей современным требованиям, и из-за высокой стоимости сертификации системы качества.
Схемы 6с и 7с в основном предназначены для продукции, приобретаемой продавцами и не имеющей сертификата соответствия (например, продукции, закупленной за рубежом).
В отдельных случаях системы 6с и 7с могут применяться и изготовителями, например, при разовой поставке партии продукции или при выпуске уникального изделия.
Основные требования к испытательной лаборатории.
Испытания и измерения при осуществлении обязательного подтверждения соответствия продукции проводятся аккредитованными на компетентность и независимость испытательными лабораториями в пределах своей области аккредитации на условиях договоров с органами по сертификации. Если одно юридическое лицо выполняет одновременно функции испытательной лаборатории и органа по сертификации, используется термин «сертификационный центр».
Основные требования к испытательной лаборатории:
разработка собственной системы качества;
наличие административных и технических ресурсов, применяемых для управления деятельности лаборатории;
лаборатория должна быть стабильной в финансовом отношении;
лаборатория должна располагать руководящим и техническим персоналом, имеющим профессиональную подготовку и полномочия для выполнения своих обязанностей;
лаборатория должна принимать меры, обеспечивающие свободу действий руководства и сотрудников от любого внутреннего и внешнего, финансового и другого давления и влияния, которые могут отрицательно повлиять на качество испытаний;
в лаборатории должны быть разработаны процедуры, позволяющие обеспечить защиту конфиденциальности информации, включая процедуры защиты электронного хранения информации и передачи результатов;
должен быть обеспечен контроль за деятельностью сотрудников, производящих испытания, со стороны руководителя или лиц, хорошо владеющих методами, процедурами и оценкой результатов конкретных видов испытаний;
администрация лаборатории должна нести общую ответственность за техническую деятельность и предоставление необходимых ресурсов для обеспечения требуемого качества работы лаборатории;
процедуры, программы, инструкции системы качества должны быть оформлены в объеме, необходимом для обеспечения качества результатов испытаний;
испытательная лаборатория должна быть оснащена средствами измерений, испытаний и контроля, а также расходными материалами для правильного проведения испытаний;
помещения для испытательных лабораторий должны быть защищены от воздействия таких факторов, как колебания температуры, пыль, влажность, пар, шум, вибрация и т.д.
Сертификационные испытания.
В процессе сертификационных испытаний устанавливается соответствие характеристик объекта испытаний заданным в нормативных документах требованиям. Установление соответствий характеристик определяется путем контроля параметров для каждого объекта сертификации.
С целью проведения сертификационных испытаний испытательная лаборатория проводит отбор образцов продукции. Лаборатория обеспечивает условия хранения контрольных образцов, установленные нормативными документами на данную продукцию.
Главная цель обязательных сертификационных испытаний – полное и достоверное подтверждение соответствия продукции требованиям, установленным в нормативных документах на эту продукцию.
Результаты испытаний считаются положительными, если объект испытания соответствует всем установленным в определяющем документе требованиям. Результат испытаний считается отрицательным, а объект – не выдержавшим испытания, если по результатам испытаний будет обнаружено несоответствие хотя бы одному требованию, установленному в определяющем нормативном документе.
Процедура сертификации должна быть документально оформлена и обеспечена необходимым оборудованием и квалифицированным персоналом. После испытаний оформляется протокол, который должен содержать следующие сведения:
наименование и адрес испытательной лаборатории;
обозначение протокола (порядковый номер) и нумерацию каждой страницы, а также общее количество страниц;
дата и номер акта отбора образца и проведения испытаний;
обозначение технического задания на проведение испытания, описание метода и процедуры;
описание процедуры отбора образцов (выборки);
любые изменения, вносимые в техническое задание на проведение испытаний или другую информацию, относящуюся к определенному испытанию;
данные, касающиеся проведения нестандартных методов испытания или процедур;
измерения, наблюдения и полученные результаты, подтвержденные таблицами, графиками, чертежами и фотографиями, а в случае необходимости и любые зарегистрированные отказы;
констатация погрешности измерения;
подпись должностного лица, ответственного за подготовку протокола испытаний, и дата его составления;
заявление о том, что протокол касается только образцов, подвергнутых испытанию;
заявление, исключающее возможность частичной перепечатки протокола без разрешения испытательной лаборатории.
Все протоколы испытаний хранятся в надлежащем месте с соблюдением конфиденциальности.
Процедура сертификационных испытаний:
Заказ на испытание
Орган по сертификации
Порядок обращения с образцами
Отбор образцов продукции в соответствии с нормативными документами
Акт отбора образцов
Идентификация и маркировка образцов продукции до испытаний
Транспортировка и хранение образцов продукции
Подготовка к испытаниям
Анализ требований заказчика и нормативных документов
Выбор методов и средств испытаний
Подготовка испытываемых образцов и средств испытаний
Проверка условий испытаний
Регистрация и контроль результатов и условий испытаний
Хранение и утилизация образцов
Оформление протокола испытания
Сравнение с нормами
Выдача заказов
Образцы изделий (если предусмотрено заказом).
Организационные принципы аудита системы качества.
Это систематический, независимый и документированный процесс получения свидетельств соответствия качества сертифицированной продукции. Обычно применяется для системы качества предприятия, для процессов или продукции.
Существует семь организационных принципов аудита системы качества:
Принцип единообразия: каждый конкретный аудит осуществляется по единой официально установленной руководством предприятия процедуре, что обеспечивает его упорядоченность, однозначность и сопоставимость.
Принцип системности: планирование и проведение конкретных аудитов по различным элементам должны осуществляться с учетом их установленной структурной взаимосвязи.
Принцип документирования: проведение каждого аудита определенным образом документируется, чтобы обеспечить сохранность и сравнимость информации о фактическом состоянии контролируемого объекта.
Принцип предупредительности: каждый аудит планируется, и персонал проверяемого подразделения заранее уведомляется о цели, области, времени и методах проведения аудита, чтобы иметь возможность наиболее полно подготовиться к аудиту и исключить возможность уклонения персонала от предоставления и демонстрации всех требуемых данных.
Принцип регулярности: аудиты проводятся с определенной периодичностью, чтобы элементы системы качества и все подразделения предприятия были предметом постоянного анализа и оценивания.
принцип независимости: проводящие аудит лица не должны нести непосредственной ответственности за проверяемую работу и не должны зависеть от руководителя проверяемого предприятия, чтобы исключить возможность необъективных результатов аудита.
Принцип открытости: результаты каждого аудита должны носить характер информации, открытой для заинтересованных пользователей.
Сертификация систем качества.
Качество продукции – совокупность свойств, которые обуславливают пригодность продукции удовлетворять определенные потребности в соответствии с ее назначением.
Роль качества продукции является приоритетной в достижении главной цели предпринимательской деятельности – получении прибыли. Система качества – такой способ организации дела на предприятии, который позволяет поставлять потребителю продукцию, которая отвечает его требованиям.
Система качества – совокупность организационной структуры, методик, процессов и ресурсов, необходимых для общего руководства качеством на всех этапах его формирования.
Для потребителя система качества предприятия является аргументом доверия к этому предприятию, гарантом того, что он получит ту продукцию, которая действительно ему необходима. Стандарты на системы управления качеством впервые разработаны в Великобритании в 70-х годах ХХ века, а с середины 80-х годов Международная организация по стандартизации (ИСО) начала разрабатывать международные стандарты этого направления (стандарты серии 9000).
Разработка Международных стандартов ИСО серии 9000 создала единую нормативную базу для сертификации систем качества во многих странах. Основные цели сертификации систем качества:
Удовлетворение требований потребителей;
Льготное кредитование и страхование;
Возможность получения госзаказа;
Сокращение издержек производства;
Сокращение длительности процедур проверок.
Эффективность работы предприятий, внедривших систему качества, повышается в 2-3 раза.
В России в 1995 году была принята Программа работ по развитию сертификации систем качества. Разработана и принята «Система сертификации систем качества» под названием «Регистр систем качества». Регистр – это система добровольной сертификации, однако она является составной частью государственной системы сертификации ГОСТ Р, которая представляет систему обязательной сертификации.
Деятельность по управлению и обеспечению качества заявителя проверяют и оценивают поэлементно на соответствие требованиям ГОСТ Р ИСО 9001 – ГОСТ Р ИСО 9003 согласно заявленной модели.
Качество продукции (услуги) оценивают сначала на основе информационных материалов о качестве, полученных от потребителей, торговых организаций, Госсанэпиднадзора и других организаций, осуществляющих контроль. Затем обеспечение качества продукции в ходе производства оценивается по всей производственной цепочке путем анализа данных о качестве, регистрируемых техническим комитетом предприятия. Сертификация систем качества не предусматривает специальных испытаний, анализов или измерений показателей качества продукции или услуг.
Этапы проведения работ по сертификации систем качества
Сертификация систем качества осуществляется в четыре этапа:
Предсертификационный этап – оформление предстоящих работ по сертификации и их организация;