Федеральный закон от 21.07.1997 г. № 114-ФЗ
Настоящий Федеральный закон определяет порядок прохождения службы в таможенных органах и организациях Федеральной таможенной службы (далее — таможенные органы) и основы правового положения должностных лиц таможенных органов. (В редакции Федерального закона от 29.06.2004 № 58-ФЗ)
Глава I. Общие положения
Статья 1. Служба в таможенных органах
Служба в таможенных органах является особым видом государственной службы граждан Российской Федерации (далее — граждане), осуществляющих профессиональную деятельность по реализации функций, прав и обязанностей таможенных органов, входящих в систему правоохранительных органов Российской Федерации.
Статья 2. Правовая основа службы в таможенных органах
Правовую основу службы в таможенных органах составляют Конституция Российской Федерации, законодательство Российской Федерации о таможенном деле, настоящий Федеральный закон, другие федеральные законы и иные нормативные правовые акты Российской Федерации, регулирующие порядок прохождения службы в таможенных органах.
(Статья в редакции Федерального закона от 06.12.2011 № 409-ФЗ)
Статья 3. Должностные лица таможенных органов
Должностными лицами таможенных органов являются граждане, замещающие должности сотрудников в указанных органах, которым присвоены специальные звания (далее — сотрудники таможенных органов), и федеральные государственные гражданские служащие таможенных органов.
(Статья в редакции Федерального закона от 06.12.2011 № 409-ФЗ)
Статья 4. Работники таможенных органов
1. В целях технического обеспечения деятельности таможенных органов в их штатных расписаниях предусматриваются соответствующие должности работников таможенных органов. Перечень указанных должностей определяется руководителем Федеральной таможенной службы. (В редакции Федерального закона от 29.06.2004 № 58-ФЗ)
2. Трудовые отношения работников таможенных органов регулируются законодательством Российской Федерации о труде.
Статья 5. Специальные звания и должности сотрудников таможенных органов
1. Гражданам, принятым на службу в таможенные органы, и сотрудникам таможенных органов присваиваются следующие специальные звания сотрудников таможенных органов (далее — специальные звания):
1) прапорщик таможенной службы;
2) старший прапорщик таможенной службы;
3) младший лейтенант таможенной службы;
4) лейтенант таможенной службы;
5) старший лейтенант таможенной службы;
6) капитан таможенной службы;
7) майор таможенной службы;
8) подполковник таможенной службы;
9) полковник таможенной службы;
10) генерал-майор таможенной службы;
11) генерал-лейтенант таможенной службы;
12) генерал-полковник таможенной службы;
13) действительный государственный советник таможенной службы Российской Федерации.
2. Должности, занимаемые сотрудниками таможенных органов, и соответствующие этим должностям специальные звания подразделяются на следующие группы:
1) младший состав: прапорщик таможенной службы, старший прапорщик таможенной службы;
2) средний начальствующий состав: младший лейтенант таможенной службы, лейтенант таможенной службы, старший лейтенант таможенной службы, капитан таможенной службы;
3) старший начальствующий состав: майор таможенной службы, подполковник таможенной службы, полковник таможенной службы;
4) высший начальствующий состав: генерал-майор таможенной службы, генерал-лейтенант таможенной службы, генерал-полковник таможенной службы, действительный государственный советник таможенной службы Российской Федерации.
3. Перечни должностей сотрудников таможенных органов младшего состава, среднего начальствующего состава и старшего начальствующего состава и соответствующих этим должностям специальных званий, а также квалификационные требования к сотрудникам таможенных органов, занимающим указанные должности, утверждаются руководителем Федеральной таможенной службы. (В редакции Федерального закона от 29.06.2004 № 58-ФЗ)
С учетом уровня профессионального образования, стажа службы в таможенных органах или стажа (опыта) работы по специальности в соответствии с полученным профессиональным образованием, профессиональных знаний и навыков сотрудникам таможенных органов в порядке, установленном руководителем Федеральной таможенной службы, присваиваются следующие квалификационные звания: специалист третьего класса, специалист второго класса, специалист первого класса, мастер (высшее квалификационное звание). (Дополнение абзацем — Федеральный закон от 30.12.2012 № 283-ФЗ) (В редакции Федерального закона от 02.07.2013 № 185-ФЗ)
4. Перечень должностей сотрудников таможенных органов высшего начальствующего состава и соответствующих этим должностям специальных званий утверждается Президентом Российской Федерации.
5. Порядок присвоения специальных званий должностным лицам таможенных органов, работающим в таможенных органах на день вступления в силу настоящего Федерального закона, устанавливается Президентом Российской Федерации.
6. При увольнении сотрудника таможенного органа со службы в таможенных органах с правом на получение пенсии к специальному званию добавляются слова «в отставке».
Глава II. Поступление на службу в таможенные органы
Статья 6. Условия поступления на службу в таможенные органы
1. Сотрудниками таможенных органов могут быть граждане, достигшие возраста 18 лет, способные по своим личным и деловым качествам, уровню образования и состоянию здоровья обеспечивать выполнение функций, возложенных на таможенные органы.
2. Поступление на службу в таможенные органы граждан является добровольным и осуществляется на условиях контракта о службе в таможенных органах (далее — контракт).
3. Гражданин при поступлении на службу в таможенные органы представляет:
1) личное заявление;
2) документ, удостоверяющий личность;
3) трудовую книжку и (или) сведения о трудовой деятельности, оформленные в установленном законодательством порядке; (В редакции Федерального закона от 31.07.2020 № 268-ФЗ)
4) документы об образовании и о квалификации; (В редакции Федерального закона от 02.07.2013 № 185-ФЗ)
5) медицинское заключение о состоянии здоровья;
7) данные о месте рождения, местах работы (обучения) и месте жительства отца (матери), мужа (жены), сына (дочери), родного брата (родной сестры) или лица, на воспитании которого он находился (далее — близкие родственники). (В редакции Федерального закона от 02.07.2013 № 185-ФЗ)
4. Требования к состоянию здоровья граждан, поступающих на службу в таможенные органы, и сотрудников таможенных органов, занимающих соответствующие должности, устанавливаются Правительством Российской Федерации.
5. При поступлении граждан на службу в таможенные органы сведения и документы, указанные в пункте 3 настоящей статьи, подлежат проверке в порядке, предусмотренном федеральным законом.
При установлении в процессе проверки обстоятельства, препятствующего поступлению гражданина на службу в таможенные органы, указанный гражданин в течение одного месяца со дня принятия решения об отказе в приеме на службу в таможенные органы информируется в письменной форме о причине отказа.
Статья 7. Ограничения в приеме на службу в таможенные органы и при ее прохождении
1. Гражданин не может быть принят на службу в таможенные органы или не может проходить службу в таможенных органах в случаях признания его недееспособным или ограниченно дееспособным вступившим в законную силу решением суда либо наличия у него неснятой или непогашенной судимости, в случае наличия у него гражданства (подданства) иностранного государства либо вида на жительство или иного документа, подтверждающего право на постоянное проживание гражданина на территории иностранного государства, приобретения им статуса иностранного агента, а также в случае лишения его вступившим в законную силу решением суда права проходить службу в таможенных органах в течение определенного срока. (В редакции федеральных законов от 25.07.2002 № 112-ФЗ, от 30.04.2021 № 116-ФЗ, от 05.12.2022 № 498-ФЗ)
2. Сотрудник таможенного органа не вправе:
1) заниматься другой оплачиваемой деятельностью, кроме педагогической, научной и иной творческой деятельности. При этом педагогическая, научная и иная творческая деятельность не может финансироваться исключительно за счет средств иностранных государств, международных и иностранных организаций, иностранных граждан и лиц без гражданства, если иное не предусмотрено международным договором Российской Федерации или законодательством Российской Федерации; (В редакции федеральных законов от 02.03.2007 № 24-ФЗ; от 02.07.2013 № 185-ФЗ)
2) совмещать службу в таможенных органах с исполнением обязанностей депутата федерального органа законодательной власти, органов законодательной власти субъектов Российской Федерации, органов местного самоуправления;
3) заниматься предпринимательской деятельностью лично или через доверенных лиц;
4) состоять членом органа управления коммерческой организации, а также членом органа управления, попечительского или наблюдательного совета, иного органа иностранной некоммерческой неправительственной организации либо действующего на территории Российской Федерации ее структурного подразделения, за исключением случаев, предусмотренных статьей 21 настоящего Федерального закона, если иное не предусмотрено международным договором Российской Федерации или законодательством Российской Федерации; (В редакции Федерального закона от 02.03.2007 № 24-ФЗ)
5) быть поверенным или представителем по делам третьих лиц в таможенных органах;
6) использовать в неслужебных целях средства материально-технического и информационного обеспечения, финансовые средства, другое государственное имущество, а также служебную информацию;
7) получать гонорары за публикации и выступления, связанные с исполнением должностных обязанностей;
8) получать от физических и юридических лиц подарки, денежные вознаграждения, ссуды, услуги, средства на оплату развлечений, отдыха, транспортных расходов и иные вознаграждения, связанные с исполнением должностных обязанностей;
9) принимать без разрешения Президента Российской Федерации награды, почетные и специальные звания иностранных государств, международных и иностранных организаций;
10) выезжать в служебные командировки за пределы Российской Федерации за счет средств физических и юридических лиц, за исключением служебных командировок, осуществляемых в соответствии с международными договорами Российской Федерации или на взаимной основе по договоренности федеральных органов государственной власти с государственными органами иностранных государств, международными организациями;
11) использовать свое служебное положение в интересах политических партий, общественных, в том числе религиозных, объединений для пропаганды отношения к ним; в таможенных органах недопустимо образование структур политических партий, общественных, в том числе религиозных, объединений, за исключением профессиональных союзов.
3. Сотрудник таможенного органа обязан передавать в доверительное управление на время прохождения службы в таможенных органах находящиеся в его собственности доли (пакеты акций) в уставном капитале коммерческих организаций в порядке, установленном законодательством Российской Федерации.
4. Сотрудникам таможенных органов, являющимся близкими родственниками или состоящим между собой в свойстве (братья, сестры, родители, дети супругов и супруги детей), запрещается проходить службу в одном и том же таможенном органе, если их служба связана с непосредственной подчиненностью или подконтрольностью одного из них другому. (В редакции Федерального закона от 21.11.2011 № 329-ФЗ)
Статья 71. Ограничения, запреты и обязанности, связанные с прохождением службы в таможенных органах
На сотрудника таможенного органа распространяются ограничения, запреты и обязанности, установленные Федеральным законом «О противодействии коррупции», частью 1 статьи 11 Федерального закона от 14 июля 2022 года № 255-ФЗ «О контроле за деятельностью лиц, находящихся под иностранным влиянием» и пунктом 10 части 1 статьи 15, пунктами 6 и 7 части 1 статьи 16, статьями 17, 18 и 20 Федерального закона от 27 июля 2004 года № 79-ФЗ «О государственной гражданской службе Российской Федерации», за исключением ограничений, запретов и обязанностей, препятствующих исполнению сотрудником таможенного органа обязанностей по осуществлению оперативно-розыскной деятельности. Установление таких исключений и определение сотрудников таможенных органов, в отношении которых применяются данные исключения, в каждом отдельном случае осуществляются в порядке, устанавливаемом нормативными правовыми актами Российской Федерации. (В редакции федеральных законов от 30.04.2021 № 116-ФЗ, от 05.12.2022 № 498-ФЗ)
(Дополнение статьей — Федеральный закон от 25.12.2008 № 280-ФЗ)
Статья 8. Предоставление сведений о доходах, об имуществе и обязательствах имущественного характера
1. Граждане при поступлении на службу в таможенный орган, а также сотрудники таможенного органа в соответствии с законодательством Российской Федерации ежегодно не позднее 30 апреля года, следующего за отчетным, представляют начальнику таможенного органа сведения о доходах, об имуществе и обязательствах имущественного характера в порядке, установленном Президентом Российской Федерации. Сотрудники таможенного органа в соответствии с законодательством Российской Федерации ежегодно не позднее 30 апреля года, следующего за отчетным, представляют начальнику таможенного органа сведения о расходах в порядке, установленном Президентом Российской Федерации. (В редакции Федерального закона от 03.12.2012 № 231-ФЗ)
2. Сведения о доходах, расходах, об имуществе и обязательствах имущественного характера, представляемые гражданами и сотрудниками в соответствии с настоящей статьей, являются сведениями конфиденциального характера. (В редакции Федерального закона от 03.12.2012 № 231-ФЗ)
(Статья в редакции Федерального закона от 26.06.2008 № 103-ФЗ)
Статья 9. Испытание при приеме на службу в таможенные органы
1. Для гражданина, поступающего на службу в таможенные органы, может устанавливаться испытание продолжительностью до шести месяцев в зависимости от уровня его квалификации и должности, на которую он поступает. В этом случае гражданин назначается на соответствующую должность стажером без присвоения ему специального звания. (В редакции Федерального закона от 02.07.2013 № 185-ФЗ)
2. Продолжительность испытания указывается в приказе о назначении на должность. Срок испытания может быть сокращен по решению начальника таможенного органа, назначившего указанного гражданина на должность.
Порядок и условия прохождения испытания устанавливаются руководителем Федеральной таможенной службы. (В редакции Федерального закона от 29.06.2004 № 58-ФЗ)
3. Для выпускников образовательных организаций Федеральной таможенной службы, а также для граждан, поступающих на службу в таможенные органы на конкурсной основе, испытание не устанавливается. (В редакции федеральных законов от 29.06.2004 № 58-ФЗ; от 02.07.2013 № 185-ФЗ)
4. Расходы, связанные с прохождением гражданином, поступающим на службу в таможенные органы, врачебной комиссии медицинской организации государственной системы здравоохранения или муниципальной системы здравоохранения (далее — врачебная комиссия), возмещаются Федеральной таможенной службой. (В редакции федеральных законов от 29.06.2004 № 58-ФЗ; от 25.11.2013 № 317-ФЗ)
Статья 10. Контракт о службе в таможенных органах
1. Контракт заключается в письменной форме между гражданином и соответствующим таможенным органом в лице его начальника на срок один год, три года, пять или десять лет, а также до достижения гражданином предельного возраста пребывания на службе в таможенных органах с соблюдением требований настоящего Федерального закона.
2. Перечень должностей сотрудников таможенных органов, при назначении на которые контракт заключается вышестоящими таможенными органами, определяется руководителем Федеральной таможенной службы. (В редакции Федерального закона от 29.06.2004 № 58-ФЗ)
3. Порядок заключения контракта и его типовая форма устанавливаются руководителем Федеральной таможенной службы. (В редакции федеральных законов от 29.06.2004 № 58-ФЗ; от 26.06.2008 № 103-ФЗ)
4. В контракте предусматривается ответственность сторон за невыполнение взятых на себя обязательств.
5. Контракт может быть заключен на новый срок по соглашению сторон до истечения срока его действия.
6. Гражданину, принятому на службу в таможенные органы, после заключения с ним впервые контракта присваиваются в течение одного месяца первое специальное звание и личный номер.
7. Сотрудникам таможенных органов выдаются служебные удостоверения и жетоны, образцы которых установлены Федеральной таможенной службой. (В редакции Федерального закона от 29.06.2004 № 58-ФЗ)
Статья 11. Поступление на службу в таможенные органы на конкурсной основе
Перечень должностей в таможенных органах, которые могут занимать граждане на конкурсной основе, а также условия проведения конкурса определяются руководителем Федеральной таможенной службы. (В редакции Федерального закона от 29.06.2004 № 58-ФЗ)
Глава III. Порядок присвоения специальных званий
Статья 12. Общие условия присвоения специальных званий
1. Специальные звания присваиваются сотрудникам таможенных органов в соответствии с занимаемыми должностями.
2. Специальные звания, присваиваемые сотруднику таможенного органа, подразделяются на первое и очередные.
3. Первое специальное звание сотруднику таможенного органа младшего состава и очередные специальные звания до капитана таможенной службы включительно присваиваются начальниками таможенных органов, которым такое право предоставлено руководителем Федеральной таможенной службы. (В редакции Федерального закона от 29.06.2004 № 58-ФЗ)
4. Первое специальное звание сотруднику таможенного органа, назначенному на должность среднего начальствующего состава или старшего начальствующего состава, и очередные специальные звания от майора таможенной службы до полковника таможенной службы включительно присваиваютс
Служебный распорядок государственного органа определяется нормативным актом государственного органа, регламентирующим режим службы (работы) и время отдыха.
Пункт 2 Дисциплинарного устава таможенной службы Российской Федерации (утв. Указом Президента РФ от 16.11.1998 N 1396):
" 2. Служебная дисциплина состоит в строгом выполнении всеми сотрудниками таможенных органов (далее именуются — сотрудники) должностных обязанностей, установленных законодательством Российской Федерации, нормативными правовыми актами Федеральной таможенной службы, правилами внутреннего распорядка в таможенном органе, должностными инструкциями сотрудников, приказами начальников таможенных органов, а также условиями контракта о службе в таможенных органах.
3. Служебная дисциплина основывается на соблюдении каждым сотрудником Конституции Российской Федерации и законодательства Российской Федерации, на сознательном исполнении служебного долга, а также на личной ответственности сотрудников за экономическую безопасность Российской Федерации.
4. Служебная дисциплина обеспечивается за счет:
1) личной ответственности каждого сотрудника за исполнение своих должностных обязанностей;
2) строгого соблюдения сотрудниками правил внутреннего распорядка в таможенном органе, порядка работы со служебной информацией, установленных правил ношения форменной одежды, корректного поведения при исполнении своих должностных обязанностей;
3) поддержания каждым сотрудником уровня квалификации, необходимого для исполнения своих должностных обязанностей;
Постоянного контроля начальника таможенного органа за исполнением подчиненными своих должностных обязанностей, умелого сочетания и справедливого применения начальниками мер убеждения и принуждения.
Приказ — письменное или устное распоряжение начальника таможенного органа, отданное в пределах его должностных полномочий и обязательное для исполнения подчиненными сотрудниками.
Приказ должен быть выполнен точно и в срок с представлением доклада о его выполнении начальнику, отдавшему приказ.
Приказ по службе сотрудник получает, как правило, от своего непосредственного начальника. Если приказ получен от вышестоящего начальника, сотрудник обязан его выполнить, известив об этом своего непосредственного начальника.
Отменить приказ имеет право только начальник, его отдавший, либо вышестоящий начальник.
Сотрудник в случае сомнения в правомерности полученного им для исполнения приказа обязан незамедлительно сообщить об этом в письменной форме непосредственному начальнику, начальнику, отдавшему приказ, или вышестоящему начальнику таможенного органа. Если непосредственный начальник, а в его отсутствие вышестоящий начальник подтверждает этот приказ, сотрудник обязан его исполнить, за исключением случаев, когда исполнение приказа является административно либо уголовно наказуемым деянием.
Ответственность за исполнение сотрудником неправомерного приказа несет подтвердивший этот приказ начальник".
Определение понятия служебной дисциплины на гражданской службе представлено в п. 1 ст. 56 Закона о государственной гражданской службе. Служебная дисциплина на гражданской службе — обязательное для гражданских служащих соблюдение служебного распорядка государственного органа и должностного регламента, установленных в соответствии с настоящим Федеральным законом, другими федеральными законами, иными нормативными правовыми актами, нормативными актами государственного органа и со служебным контрактом. Из определения следует, что служебная дисциплина проявляется, прежде всего, в обязанности гражданских служащих соблюдать установленные в государственном органе правила осуществления служебной деятельности и добросовестно исполнять функции по замещаемой должности. Основными документами, необходимыми для оценки соблюдения гражданскими служащими служебной дисциплины, являются служебный распорядок и должностной регламент.
В соответствии с п. 3 ст. 56 Закона о государственной гражданской службе служебный распорядок государственного органа определяется нормативным актом государственного органа, регламентирующим режим службы и время отдыха. Для государственных гражданских служащих ФТС России Служебный распорядок утвержден Приказом ФТС России от 18.09.2006 N 891 " Об утверждении Служебного распорядка ФТС России". Служебный распорядок ФТС России содержит требования к установлению продолжительности и режима служебного времени, порядок привлечения гражданских служащих к исполнению должностных обязанностей сверх установленного служебного времени, порядок учета служебного времени. Кроме этого, документ определяет основные права и обязанности гражданских служащих и представителя нанимателя.
Перечень прав гражданских служащих содержит положения ст. 14 Закона о государственной гражданской службе. В перечень обязанностей гражданских служащих включены положения ст. ст. 15 и 18 того же Закона.
Согласно п. 2 ст. 56 Закона о государственной гражданской службе представитель нанимателя обязан создавать условия, необходимые для соблюдения гражданскими служащими служебной дисциплины.
Служебный распорядок ФТС России конкретизирует обязанности представителя нанимателя. Представитель нанимателя обязан: 1) соблюдать законодательство о государственной гражданской службе Российской Федерации; 2) обеспечивать прохождение гражданским служащим гражданской службы и замещение должности гражданской службы; 3) создавать необходимые условия для безопасной и эффективной работы, обеспечивающие исполнение должностных обязанностей; 4) оборудовать рабочее место в соответствии с правилами охраны труда и техники безопасности; 5) своевременно и в полном объеме выплачивать гражданским служащим денежное содержание и иные выплаты, предусмотренные федеральными законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации; 6) обеспечивать медицинское обслуживание гражданских служащих, в том числе после выхода на пенсию. От выполнения представителем нанимателя перечисленных обязанностей напрямую зависит состояние служебной дисциплины в государственном органе. В целях повышения уровня информированности гражданских служащих о правовых актах и ответственности за их выполнение Служебным распорядком ФТС России установлено обязательное требование: служебный распорядок доводится до сведения всех гражданских служащих под подпись и вывешивается в каждом отделе структурного подразделения ФТС России на видном месте. Приказом ФТС России от 18.09.2006 N 891 начальникам таможенных органов предписано разработать и утвердить в возглавляемых таможенных органах с учетом особенностей их деятельности служебный распорядок для государственных гражданских служащих этих таможенных органов.
В пункте 4 ст. 56 Закона о государственной гражданской службе установлен порядок утверждения служебного распорядка в государственном органе. Этот порядок предусматривает его утверждение представителем нанимателя с учетом мнения выборного профсоюзного органа данного государственного органа. Учет мнения выборного профсоюзного органа осуществляется по правилам ст. 372 Трудового кодекса РФ, регламентирующей процедуру учета мнения выборного профсоюзного органа при принятии локальных нормативных актов. При отсутствии в государственном органе выборного профсоюзного органа представитель нанимателя принимает служебный распорядок единолично.
Общие требования к содержанию должностного регламента государственного гражданского служащего установлены в ст. 47 Закона о государственной гражданской службе. Конкретные требования к порядку разработки, утверждению и содержанию должностного регламента государственного гражданского служащего таможенных органов определены Приказом ФТС России от 11.08.2009 N 1458 " Об утверждении Положения о порядке разработки и утверждения должностной инструкции сотрудника таможенного органа РФ и должностного регламента государственного гражданского служащего таможенного органа РФ". Согласно данному Положению должностной регламент — это акт, издаваемый для регулирования профессиональной служебной деятельности гражданского служащего, утверждаемый представителем нанимателя и являющийся составной частью административного регламента таможенного органа Российской Федерации, регламентирующий содержание и результаты деятельности государственного гражданского служащего таможенного органа при осуществлении им профессиональной служебной деятельности согласно занимаемой должности.
В должностной регламент включаются следующие разделы: 1) общие положения; 2) квалификационные требования; 3) должностные обязанности, права и ответственность; 4) перечень вопросов, по которым гражданский служащий вправе или обязан самостоятельно принимать управленческие и иные решения; 5) перечень вопросов, по которым гражданский служащий вправе или обязан участвовать при подготовке проектов нормативных правовых актов и (или) проектов управленческих и иных решений; 6) сроки и процедуры подготовки, рассмотрения проектов управленческих и иных решений, порядок согласования и принятия данных решений; 7) порядок служебного взаимодействия гражданского служащего в связи с исполнением им должностных обязанностей с гражданскими служащими таможенного органа, гражданскими служащими иных государственных органов, гражданами и организациями; 8) перечень государственных услуг, оказываемых гражданам и организациям в соответствии с административным регламентом ФТС России; 9) показатели эффективности и результативности профессиональной служебной деятельности гражданского служащего. Должностной регламент содержит положения, упорядочивающие служебную деятельность каждого гражданского служащего, тем самым наряду со служебным распорядком создает основу для поддержания и укрепления служебной дисциплины в государственном органе.
Закон о службе в таможенных органах не содержит определения понятия " служебная дисциплина сотрудников таможенных органов". Оно закреплено в п. 2 Дисциплинарного устава таможенной службы РФ. Служебная дисциплина состоит в строгом выполнении всеми сотрудниками таможенных органов должностных обязанностей, установленных законодательством Российской Федерации, нормативными правовыми актами Государственного таможенного комитета Российской Федерации (в настоящее время — ФТС России), правилами внутреннего распорядка в таможенном органе, должностными инструкциями сотрудников, приказами начальников таможенных органов, а также условиями контракта о службе в таможенных органах. Из определения следует, что основой служебной дисциплины является, прежде всего, четкая регламентация должностных обязанностей сотрудников таможенных органов. Такая регламентация осуществляется законодательством РФ и нормативными правовыми актами ФТС России, правилами внутреннего распорядка в таможенном органе, контрактом о службе в таможенных органах. Кроме того, должностные обязанности устанавливаются приказами начальников таможенных органов.
В пункте 1 ст. 17 Закона о службе в таможенных органах установлен общий перечень служебных обязанностей сотрудников таможенных органов с учетом специфики такого рода службы (правоохранительной службы).
В правилах внутреннего распорядка обязанности сотрудников таможенных органов конкретизируются применительно к особенностям деятельности конкретного таможенного органа. Порядок утверждения правил внутреннего распорядка определен в ст. 33 Закона о службе в таможенных органах. В частности, руководитель Федеральной таможенной службы утверждает типовые правила внутреннего распорядка таможенных органов, на основе которых начальники таможенных органов утверждают правила внутреннего распорядка в конкретном таможенном органе. Типовые правила внутреннего распорядка таможенных органов утверждены Приказом ФТС России от 18.09.2006 N 892 " Об утверждении Типовых правил внутреннего распорядка таможенных органов Российской Федерации". Документ определяет для сотрудников таможенных органов продолжительность, начало, окончание и порядок учета служебного времени, время перерыва для отдыха и питания, графики дежурства (сменности) при организации дежурств (сменной работы), порядок привлечения сотрудников к исполнению должностных обязанностей сверх установленного ежедневного служебного времени, а также в выходные и праздничные дни. Типовые правила устанавливают обязательное требование о доведении правил внутреннего распорядка до сведения всех сотрудников таможенного органа под подпись, а также об их размещении в каждом таможенном органе на видном месте.
В соответствии с п. 2 ст. 17 Закона о службе в таможенных органах обязанности сотрудника по занимаемой должности определяются должностной инструкцией. Порядок разработки и утверждения должностной инструкции устанавливается руководителем Федеральной таможенной службы. В настоящее время действует Приказ ФТС России от 11.08.2009 N 1458 " Об утверждении Положения о порядке разработки и утверждения должностной инструкции сотрудника таможенного органа РФ и должностного регламента государственного гражданского служащего таможенного органа РФ". Согласно этому документу должностная инструкция — основной организационно-правовой акт, определяющий права, обязанности и ответственность сотрудника таможенного органа Российской Федерации при осуществлении им служебной деятельности согласно занимаемой должности. В содержание должностной инструкции включаются следующие разделы: 1) общие положения; 2) права сотрудника таможенного органа; 3) должностные обязанности сотрудника таможенного органа; 4) ответственность сотрудника таможенного органа.
Понятие приказа начальника таможенного органа содержится в п. 5 Дисциплинарного устава таможенной службы РФ. Приказ — письменное или устное распоряжение начальника таможенного органа, отданное в пределах его должностных полномочий и обязательное для исполнения подчиненными сотрудниками. Приказ должен быть выполнен точно и в срок с представлением доклада о его выполнении начальнику, отдавшему приказ.
Общие требования к форме и содержанию контракта о службе в таможенных органах определены в ст. 10 Закона о службе в таможенных органах. Порядок заключения контракта и его типовая форма установлены Приказом ФТС России от 01.12.2008 N 1504 " Об утверждении Положения о порядке заключения контракта о службе в таможенных органах РФ и типовой формы контракта о службе в таможенных органах РФ". Согласно этому документу обязанности сотрудника таможенного органа отнесены к категории обязательных условий контракта.
Дисциплинарный устав таможенной службы РФ не только закрепляет определение служебной дисциплины, но также раскрывает сущность служебной дисциплины в таможенных органах через положения об основах ее соблюдения и средствах обеспечения. Служебная дисциплина основывается на соблюдении каждым сотрудником Конституции Российской Федерации и законодательства Российской Федерации, на сознательном исполнении служебного долга, а также на личной ответственности сотрудников за экономическую безопасность Российской Федерации. Служебная дисциплина обеспечивается за счет: 1) личной ответственности каждого сотрудника за исполнение своих должностных обязанностей; 2) строгого соблюдения сотрудниками правил внутреннего распорядка в таможенном органе, порядка работы со служебной информацией, установленных правил ношения форменной одежды, корректного поведения при исполнении своих должностных обязанностей; 3) поддержания каждым сотрудником уровня квалификации, необходимого для исполнения своих должностных обязанностей; 4) постоянного контроля начальника таможенного органа за исполнением подчиненными своих должностных обязанностей, умелого сочетания и справедливого применения начальниками мер убеждения и принуждения.
Особая роль в обеспечении служебной дисциплины отведена начальнику таможенного органа. В соответствии со ст. 30 Закона о службе в таможенных органах права, обязанности и ответственность начальника таможенного органа по поддержанию служебной дисциплины устанавливаются Дисциплинарным уставом таможенной службы РФ. Согласно п. 7 Дисциплинарного устава начальник таможенного органа несет персональную ответственность за состояние служебной дисциплины в таможенном органе, которым он руководит. В целях поддержания служебной дисциплины начальник таможенного органа обязан: 1) обеспечивать соблюдение Конституции Российской Федерации и исполнение законодательства Российской Федерации, четко отдавать приказы подчиненным, проверять точность и своевременность их исполнения; 2) обеспечивать гласность и объективность в оценке служебной деятельности подчиненных; 3) создавать необходимые условия для исполнения подчиненными своих должностных обязанностей, повышения ими уровня своей квалификации и физической подготовки; 4) справедливо поощрять достойных и налагать дисциплинарные взыскания на сотрудников, допустивших нарушение служебной дисциплины; 5) обеспечивать достаточный уровень знания подчиненными Конституции Российской Федерации и законодательства Российской Федерации применительно к исполнению ими соответствующих должностных обязанностей; 6) обеспечивать соблюдение подчиненными режима секретности; 7) обеспечивать сохранность подчиненными документов строгой отчетности, а также имущества, задержанного или конфискованного при осуществлении таможенного оформления или таможенного контроля; 8) воспитывать у подчиненных бережное отношение к имуществу таможенных органов, выявлять и устранять причины и условия, способствующие порче или утрате этого имущества; 9) организовывать проведение воспитательных и профилактических мероприятий с подчиненными, выявлять и своевременно пресекать дисциплинарные проступки; 10) подавать личный пример образцового исполнения должностных обязанностей.
Вспомогательную роль в обеспечении служебной дисциплины играют выборные общественные органы — собрания сотрудников таможенных органов. Возможность их создания в таможенных органах предусмотрена ст. 31 Закона о службе в таможенных органах. Одной из задач собрания является оказание помощи начальнику таможенного органа в воспитательно-профилактической работе по укреплению служебной дисциплины. Порядок создания и деятельности собраний установлен Приказом ГТК РФ от 15.07.1999 N 438 " Об утверждении Положения о Собрании сотрудников таможенных органов Российской Федерации".
Об утверждении служебного распорядка ФТС России
В соответствии с Федеральным законом от 27.07.2004 79-ФЗ О государственной гражданской службе Российской Федерации (Собрание законодательства Российской Федерации, 2004, 31, ст. 3215; 2006, 6, ст. 636) приказываю:
1. Утвердить прилагаемый служебный распорядок ФТС России.
2. Начальникам структурных подразделений ФТС России обеспечить доведение служебного распорядка до сведения всех подчиненных государственных гражданских служащих и принять необходимые меры по его неукоснительному выполнению.
3. Начальникам таможенных органов разработать и утвердить в возглавляемых таможенных органах с учетом особенностей их деятельности служебный распорядок для государственных гражданских служащих в месячный срок со дня вступления в силу настоящего приказа.
Контроль за исполнением настоящего приказа оставляю за собой.
Руководитель
генерал-полковник таможенной службы
А.Ю.Бельянинов
Приложение
к приказу ФТС России
от 18.09.2006 891
Служебный распорядок ФТС России
I. Общие положения
1. Настоящий служебный распорядок ФТС России (далее — Служебный распорядок) разработан в соответствии с Федеральным законом от 27.07.2004 79-ФЗ О государственной гражданской службе Российской Федерации (далее — Закон).
2. Служебный распорядок определяет основные права и обязанности государственных гражданских служащих ФТС России (далее — гражданские служащие) и представителя нанимателя, а также режим служебного времени и отдыха.
II. Основные права гражданских служащих
3. Гражданский служащий имеет право на:
1) обеспечение надлежащих организационно-технических условий, необходимых для исполнения должностных обязанностей;
2) ознакомление с должностным регламентом и иными документами, определяющими его права и обязанности по замещаемой должности гражданской службы, критериями оценки эффективности исполнения должностных обязанностей, показателями результативности профессиональной служебной деятельности и условиями должностного роста;
3) отдых, обеспечиваемый установлением нормальной продолжительности служебного времени, предоставлением выходных дней и нерабочих праздничных дней, а также ежегодных оплачиваемых основного и дополнительных отпусков;
4) оплату труда и другие выплаты в соответствии с Законом, иными нормативными правовыми актами Российской Федерации и со служебным контрактом;
5) получение в установленном порядке информации и материалов, необходимых для исполнения должностных обязанностей, внесение предложений о совершенствовании деятельности государственного органа;
6) доступ в установленном порядке к сведениям, составляющим государственную тайну, если исполнение должностных обязанностей связано с использованием таких сведений;
7) доступ в установленном порядке в связи с исполнением должностных обязанностей в государственные органы, органы местного самоуправления, общественные объединения и иные организации;
8) ознакомление с отзывами о его профессиональной служебной деятельности и другими документами до внесения их в его личное дело, материалами личного дела, а также на приобщение к личному делу его письменных объяснений и других документов и материалов;
9) защиту сведений о гражданском служащем;
10) должностной рост на конкурсной основе;
11) профессиональную переподготовку, повышение квалификации и стажировку в порядке, установленном Законом и другими федеральными законами;
12) членство в профессиональном союзе;
13) рассмотрение индивидуальных служебных споров в соответствии с Законом и другими федеральными законами; 14) проведение по его заявлению служебной проверки;
15) защиту своих прав и законных интересов на гражданской службе, включая обжалование в суд их нарушения;
16) медицинское страхование в соответствии с Законом и федеральным законом о медицинском страховании государственных служащих Российской Федерации;
17) государственную защиту своих жизни и здоровья, жизни и здоровья членов своей семьи, а также принадлежащего ему имущества;
18) государственное пенсионное обеспечение в соответствии с федеральным законом.
4. Гражданский служащий вправе с предварительным уведомлением представителя нанимателя выполнять иную оплачиваемую работу, если это не повлечет за собой конфликт интересов.
III. Основные обязанности гражданских служащих
5. Гражданский служащий обязан:
1) соблюдать Конституцию Российской Федерации, федеральные конституционные законы, федеральные законы, иные нормативные правовые акты Российской Федерации;
2) исполнять должностные обязанности в соответствии с должностным регламентом;
3) исполнять поручения соответствующих руководителей, данные в пределах их полномочий, установленных законодательством Российской Федерации;
4) соблюдать при исполнении должностных обязанностей права и законные интересы граждан и организаций;
5) соблюдать служебный распорядок государственного органа;
6) поддерживать уровень квалификации, необходимый для надлежащего исполнения должностных обязанностей;
7) не разглашать сведения, составляющие государственную и иную охраняемую федеральным законом тайну, а также сведения, ставшие ему известными в связи с исполнением должностных обязанностей, в том числе сведения, касающиеся частной жизни и здоровья граждан или затрагивающие их честь и достоинство;
8) беречь государственное имущество, в том числе предоставленное ему для исполнения должностных обязанностей;
9) представлять в установленном порядке предусмотренные федеральным законом сведения о себе и членах своей семьи, а также сведения о полученных им доходах и принадлежащем ему на праве собственности имуществе, являющихся объектами налогообложения, об обязательствах имущественного характера (далее — сведения о доходах, об имуществе и обязательствах имущественного характера);
10) сообщать о выходе из гражданства Российской Федерации или о приобретении гражданства другого государства в день выхода из гражданства Российской Федерации или в день приобретения гражданства другого государства;
11) соблюдать ограничения, выполнять обязательства и требования к служебному поведению, не нарушать запреты, которые установлены Законом и другими федеральными законами;
12) сообщать представителю нанимателя о личной заинтересованности при исполнении должностных обязанностей, которая может привести к конфликту интересов, принимать меры по предотвращению такого конфликта.
6. Гражданский служащий не вправе исполнять данное ему неправомерное поручение. При получении от соответствующего руководителя поручения, являющегося, по мнению гражданского служащего, неправомерным, гражданский служащий должен представить в письменной форме обоснование неправомерности данного поручения с указанием положений законодательства Российской Федерации, которые могут быть нарушены при исполнении данного поручения, и получить от руководителя подтверждение этого поручения в письменной форме. В случае подтверждения руководителем данного поручения в письменной форме гражданский служащий обязан отказаться от его исполнения.
7. В случае исполнения гражданским служащим неправомерного поручения гражданский служащий и давший это поручение руководитель несут дисциплинарную, гражданско-правовую, административную или уголовную ответственность в соответствии с федеральными законами.
8. Гражданские служащие подлежат обязательной государственной дактилоскопической регистрации в случаях и порядке, установленных федеральным законом.
IV. Требования к служебному поведению гражданского служащего
9. Гражданский служащий обязан:
1) исполнять должностные обязанности добросовестно, на высоком профессиональном уровне;
2) исходить из того, что признание, соблюдение и защита прав и свобод человека и гражданина определяют смысл и содержание его профессиональной служебной деятельности;
3) осуществлять профессиональную служебную деятельность в рамках установленной законодательством Российской Федерации компетенции государственного органа;
4) не оказывать предпочтение каким-либо общественным или религиозным объединениям, профессиональным или социальным группам, организациям и гражданам;
5) не совершать действия, связанные с влиянием каких-либо личных, имущественных (финансовых) и иных интересов, препятствующих добросовестному исполнению должностных обязанностей;
6) соблюдать ограничения, установленные Законом и другими федеральными законами для гражданских служащих;
7) соблюдать нейтральность, исключающую возможность влияния на свою профессиональную служебную деятельность решений политических партий, других общественных объединений, религиозных объединений и иных организаций;
8) не совершать поступки, порочащие его честь и достоинство;
9) проявлять корректность в обращении с гражданами;
10) проявлять уважение к нравственным обычаям и традициям народов Российской Федерации;
11) учитывать культурные и иные особенности различных этнических и социальных групп, а также конфессий;
12) способствовать межнациональному и межконфессиональному согласию; 13) не допускать конфликтных ситуаций, способных нанести ущерб его репутации или авторитету государственного органа;
14) соблюдать установленные правила публичных выступлений и предоставления служебной информации.
V. Основные обязанности представителя нанимателя
10. Представитель нанимателя в соответствии с Законом, другими федеральными законами, иными нормативными правовыми актами о гражданской службе и со служебным контрактом обязан создавать условия, необходимые для соблюдения гражданскими служащими служебной дисциплины.
11. Представитель нанимателя обязан:
1) соблюдать законодательство о государственной гражданской службе Российской Федерации;
2) обеспечивать прохождение гражданским служащим гражданской службы и замещение должности гражданской службы;
3) создавать необходимые условия для безопасной и эффективной работы, обеспечивающие исполнение должностных обязанностей;
4) оборудовать рабочее место в соответствии с правилами охраны труда и техники безопасности;
5) своевременно и в полном объеме выплачивать гражданским служащим денежное содержание и иные выплаты, предусмотренные федеральными законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации;
6) обеспечивать медицинское обслуживание гражданских служащих, в том числе после выхода на пенсию.
VI. Продолжительность служебного времени
12. Служебное время — время, в течение которого гражданский служащий в соответствии со Служебным распорядком или графиком службы либо условиями служебного контракта должен исполнять свои должностные обязанности, а также иные периоды, которые в соответствии с федеральными законами и иными нормативными правовыми актами относятся к служебному времени.
Для гражданских служащих устанавливается пятидневная служебная неделя с продолжительностью служебного времени 40 часов. Начало служебного времени — 9 часов 00 минут. Окончание служебного времени в понедельник -четверг — 18 часов 00 минут, в пятницу — 16 часов 45 минут.
В предпраздничные дни продолжительность служебного времени сокращается на 1 час.
Продолжительность ежедневного перерыва для отдыха и питания устанавливается 45 минут. Время предоставления ежедневного перерыва для отдыха и питания устанавливает начальник структурного подразделения ФТС России с учетом специфики его деятельности. Если по условиям службы ежедневный перерыв для отдыха и питания установить нельзя, то гражданским служащим должна быть предоставлена возможность приема пищи в течение служебного времени. Перечень таких должностей государственной гражданской службы утверждается начальником соответствующего структурного подразделения ФТС России.
13. Гражданским служащим может устанавливаться неполное служебное время в порядке и на условиях, предусмотренных трудовым законодательством Российской Федерации.
14. Для гражданских служащих, исполняющих свои должностные обязанности в соответствии с графиком дежурства (сменности), начало и окончание служебного времени определяются графиком дежурства (сменности), который утверждается начальником соответствующего структурного подразделения ФТС России и доводится до сведения гражданских служащих не позднее чем за месяц до введения его в действие.
Запрещается оставлять место службы до прихода сменяющего гражданского служащего. В случае неявки сменяющего, гражданский служащий докладывает об этом соответствующему начальнику, который должен незамедлительно принять меры по замене гражданского служащего, окончившего дежурство.
Запрещается работа в течение двух смен подряд.
Компенсация гражданским служащим, исполнявшим должностные обязанности по независящим от них обстоятельствам сверх времени, установленного графиком дежурства (сменности), осуществляется согласно пункту 15 настоящего Служебного распорядка.
VII. Порядок привлечения гражданских служащих к исполнению должностных обязанностей сверх установленного служебного времени
15. В случаях, установленных законодательством Российской Федерации, приказом ФТС России гражданские служащие с их письменного согласия могут привлекаться к исполнению должностных обязанностей за пределами установленной продолжительности служебного времени, а также в выходные и нерабочие праздничные дни.
В этих случаях оплата производится в порядке и размерах, определенных трудовым законодательством Российской Федерации и иными нормативными правовыми актами.
Работа за пределами установленной продолжительности служебного времени не должна превышать четырех часов в течение двух дней подряд и 120 часов в год для каждого гражданского служащего.
16. Ненормированный служебный день устанавливается для гражданских служащих, замещающих высшие и главные должности гражданской службы.
Гражданским служащим, замещающим должности гражданской службы иных групп, ненормированный служебный день устанавливается по соответствующему перечню должностей и служебному контракту.
В этом случае им предоставляется ежегодный дополнительный оплачиваемый отпуск за ненормированный служебный день следующей продолжительности:
— гражданским служащим, замещающим должности младшей группы — три календарных дня;
— гражданским служащим, замещающим должности старшей группы — пять календарных дней;
— гражданским служащим, замещающим должности ведущей группы — восемь календарных дней.
Если такой отпуск не предоставляется, с письменного согласия гражданского служащего, для которого установлен ненормированный служебный день, исполнение им должностных обязанностей за пределами нормальной продолжительности служебного времени оплачивается как сверхурочная работа.
Порядок и условия предоставления ежегодного дополнительного оплачиваемого отпуска федеральным гражданским служащим, имеющим ненормированный служебный день, устанавливаются Правительством Российской Федерации.
VIII. Порядок учета служебного времени
17. Начальник структурного подразделения ФТС России обязан организовать учет служебного времени подчиненных гражданских служащих, в том числе сверхурочного времени, фактически отработанного каждым гражданским служащим, а также гражданским служащим в условиях ненормированного служебного дня.
Гражданский служащий обязан докладывать о прибытии на службу непосредственному начальнику (лицу, его замещающему), а при убытии в командировку, срок которой не превышает ежедневного служебного времени, или в случаях длительного отсутствия — отмечать время убытия в журнале учета командировок и иных случаев длительного отсутствия гражданских служащих в течение ежедневного служебного времени.
Журнал учета командировок и иных случаев длительного отсутствия гражданских служащих в течение ежедневного служебного времени ведется в каждом структурном подразделении ФТС России.
IX. Заключительные положения
18. Настоящий Служебный распорядок доводится до сведения всех гражданских служащих под подпись.
Служебный распорядок вывешивается в каждом отделе структурного подразделения ФТС России на видном месте.
Должностные регламенты федеральных государственных гражданских служащих таможенных органов
Как известно, в системе Федеральной таможенной службы представлены два вида государственной службы: государственная гражданская служба и правоохранительная служба. Должностные регламенты федеральных государственных гражданских служащих относятся к четвертому элементу административного регламента ФТС России. Государственный гражданский служащий осуществляет свою профессиональную деятельность в соответствии с актом о назначении на должность, служебным контрактом и должностным регламентом. На государственную гражданскую службу вправе поступать граждане Российской Федерации, достигшие возраста 18 лет, владеющие государственным языком Российской Федерации и соответствующие квалификационным требованиям, установленным Федеральным законом от 27 июля 2004 г. № 79-ФЗ «О государственной гражданской службе Российской Федерации».
Речь идет о требованиях к уровню профессионального образования, стажу государственной службы или опыту работы по специальности, профессиональным знаниям и навыкам, необходимым для исполнения должностных обязанностей. Квалификационные требования к профессиональным знаниям и навыкам, необходимым для исполнения должностных обязанностей, устанавливаются нормативным актом соответствующего государственного органа с учетом его задач и функций и включаются в должностной регламент государственного гражданского служащего. Должностной регламент входит в список существенных условий служебного контракта. Гражданин, поступающий на государственную гражданскую службу, при заключении служебного контракта обязуется исполнять должностные обязанности в соответствии с должностным регламентом и соблюдать служебный распорядок государственного органа. Запрещается требовать от государственного гражданского служащего исполнения должностных обязанностей, не установленных служебным контрактом и должностным регламентом.
Элементами правового статуса государственного гражданского служащего являются: права, обязанности, ограничения, гарантии, поощрения и ответственность. В законодательно определенном списке основных прав гражданского служащего упоминается о его праве на ознакомление с должностным регламентом наряду с иными документами, определяющими его права и обязанности по замещаемой должности гражданской службы, критериями оценки эффективности исполнения должностных обязанностей, показателями результативности профессиональной служебной деятельности и условиями должностного роста. С другой стороны, исполнение должностных обязанностей в соответствии с должностным регламентом входит в официальный перечень основных обязанностей государственного гражданского служащего.
Примерные должностные регламенты утверждаются соответствующим органом по управлению государственной службой. Персональный должностной регламент государственного гражданского служащего утверждается представителем нанимателя и является составной частью административного регламента соответствующего государственного органа. Представителем нанимателя признается руководитель государственного органа, лицо, замещающее государственную должность, либо представитель указанных субъектов, осуществляющие полномочия нанимателя от имени Российской Федерации или ее субъекта. Представитель нанимателя является стороной служебного контракта. Он обязан создавать условия, необходимые для соблюдения государственными гражданскими служащими служебной дисциплины. Под служебной дисциплиной понимается обязательное для гражданских служащих соблюдение служебного распорядка государственного органа и должностного регламента, установленных в соответствии с Федеральным законом от 27 июля 2004 г. № 79-ФЗ, другими федеральными законами, иными нормативными правовыми актами, нормативными актами государственного органа и со служебным контрактом.
В должностной регламент включаются:
квалификационные требования к уровню знаний и навыков, предъявляемые к гражданскому служащему, замещающему соответствующую должность государственной гражданской службы, а также к образованию, стажу государственной службы или опыту работу по специальности;
должностные обязанности, права и ответственность за неисполнение (ненадлежащее исполнение) должностных обязанностей в соответствии с административным регламентом государственного органа, задачами и функциями структурного подразделения государственного органа и функциональными особенностями замещаемой в нем должности;
перечень вопросов, по которым гражданский служащий вправе или обязан самостоятельно принимать управленческие и иные решения;
перечень вопросов, по которым гражданский служащий вправе или обязан участвовать в подготовке проектов нормативных правовых актов и (или) проектов управленческих и иных решений;
сроки и процедуры подготовки, рассмотрения проектов управленческих и иных решений, порядок согласования и принятия данных решений;
порядок служебного взаимодействия гражданского служащего в связи с исполнением им должностных обязанностей с другими гражданскими служащими, гражданами и организациями;
перечень государственных услуг, оказываемых гражданам и организациям в соответствии с административным регламентом государственного органа;
показатели эффективности и результативности профессиональной служебной деятельности гражданского служащего.
Результаты исполнения государственным гражданским служащим должностного регламента учитываются при проведении конкурса на замещение вакантной должности гражданской службы или включении государственного гражданского служащего в кадровый резерв, оценке его профессиональной служебной деятельности при проведении аттестации, квалификационного экзамена либо поощрении гражданского служащего.
Упорядочение и конкретизация полномочий государственных служащих, которые должны быть закреплены в должностных регламентах, названы в списке задач Федеральной программы «Реформирование и развитие системы государственной службы Российской Федерации (2009-2013 годы)» утвержденной Указом Президента Российской Федерации от 10 марта 2009 г. № 261. В рамках такого направления ее реализации, как повышение эффективности государственной службы и результативности профессиональной служебной деятельности государственных служащих, предполагается:
осуществить разработку моделей должностных регламентов, позволяющие упорядочить и конкретизировать должностные (служебные) обязанности государственных служащих, замещающие должности разных категорий;
внедрить методики разработки должностных регламентов государственных служащих и их пересмотра при изменении административных регламентов исполнения государственных функций или предоставления государственных услуг;
усовершенствовать методику оценки профессиональных знаний и навыков государственных служащих, предусмотренных в их должностных регламентах.
Одним из ожидаемых результатов выполнения Программы является унификация и методическое сопровождение разработки должностных регламентов государственных служащих.