Какие положения можно отнести к экономическим основам конституционного строя
Перейти к содержимому

Какие положения можно отнести к экономическим основам конституционного строя

  • автор:

Экономические основы конституционного строя

Собственность как составляющая экономической основы конституционного строя

Экономическая основа конституционного строя – это различные формы собственности, принципы управления экономикой, закрепленные Конституцией Федерации.

Собственность – это общественная форма присвоения материальных благ. В Конституции РФ (ст. 8) признаются и защищаются государственная, частная, муниципальная и другие формы собственности.

Основные формы собственности:

  1. Государственная собственность. Это имущество, которое принадлежит на правах собственности РФ (федеральная собственность) и субъектам Федерации. К объектам государственной собственности относится достаточно широкий круг объектов. Только к государственной собственности относятся: ядерная энергетика, энергетические системы Федерации, расщепляющиеся материалы; деятельность в космосе; информация и связь, пути сообщения, федеральный транспорт; производство наркотических средств, ядовитых веществ; оборонное производство и т.п. Систему управления определяет государство.
  2. Частная собственность. Понятие более широкое, чем личная собственность. Частная собственность распространяется на предметы потребления (машина, дом, гараж, дача), на средства производства, которые преследуют извлечение прибыли. К субъектам права частной собственности относятся как юридические, так и физические лица. Все субъекты обязаны платить налоги, соблюдать законы, владеть, распоряжаться и пользоваться имуществом единолично или совместно с другими лицами. Лишиться частной собственности законно можно только по решению суда. Принудительное отчуждение имущества возможно при условии равноценного и предварительного возмещения. Наследование частной собственности гарантировано государством.
  3. Муниципальная собственность. Собственность, которой владеет, распоряжается и пользуется население, муниципальной собственностью могут управлять органы местного самоуправления (Конституция РФ, ст. 130, 132). К муниципальной собственности относятся: торговые организации, небольшие промышленные предприятия, учреждения образования и здравоохранения, жилые дома, жилищно-коммунальное хозяйство и др.
  4. Собственность общественных объединений (профсоюзов, политических партий, религиозных объединений). К объектам данного вида собственности относятся: гостиницы, санатории, профилактории, дома отдыха, административные здания, промышленные предприятия, автобазы, денежные средства.
  5. Коллективная собственность. Ее разновидностями являются: общая, общая долевая и совместная собственность.

Особым объектом разных форм собственности являются природные ресурсы и земля. В Конституции земля и природные ресурсы закреплены в качестве основы жизнедеятельности народов. Земля и разные природные ресурсы могут находиться в государственной, частной, муниципальной и других формах собственности.

Принципы управления экономикой

Основные принципы управления рыночной экономикой закреплены в Конституции РФ (Часть 1, ст. 8). В России гарантируются единство экономического пространства, свобода экономической деятельности, поддержка конкуренции, свободное перемещение товаров, финансовых средств и услуг.

Принципы управления экономикой:

  • Единство экономического пространства. Единое правовое регулирование отношений в сфере экономики, методов, форм защиты нарушенных прав и свобод человека и гражданина на всей территории страны, единство метрической системы, стандартов, бухгалтерского учета и статистики. Единство обеспечения экономического пространства закреплено в соответствующем Указе Президента.
  • Свободное перемещение финансовых средств, товаров и услуг, снятие будь-каких ограничений на пути перемещения товаров по всей территории России. Одинаковый фактический и правовой статус всех предпринимателей страны, вне зависимости от их расположения или места регистрации, отсутствие таможенных внутренних границ. Гарантиями принципа являются: запрет на таможенные границы, сборы и пошлины, введение единых правил лицензирования разных видов предпринимательской деятельности, введение единых стандартов сертификации и государственных стандартов правового регулирования. Гарантии обеспечивают свободу банковской деятельности и торговли, создание механизмов, препятствующих развитию экономического сепаратизма. Данная экономическая сфера регулируется соответствующим Федеральным законом и Договором о Таможенном союзе между бывшими союзными республиками.
  • Поддержка конкуренции. Для ее обеспечения государство ограничивает монополистическую деятельность, и тем самым стимулирует производителей к снижению издержек производства, к применению достижений научно-технического прогресса. Конкуренция – сильнейшая движущая сила в механизме распределения ресурсов между регионами, отраслями и предприятиями. Она является фактором, позволяющим разнообразить товары и услуги, улучшить их качество, поднять жизненный уровень населения. Вопросы конкуренции отображены в соответствующем федеральном законе. Достижению целей законов способствует создание Государственного комитета по поддержке экономических структур с собственными органами территориального управления, антимонопольной политике. Антимонопольные органы могут вносить предписания о пресечении действий, обладающих монополистическим характером, налагать штрафы. Убытки, причиненные гражданам от монополистической деятельности, возмещаются в судебном порядке.
  • Свобода экономической деятельности. Характеризуется правовой защитой интересов как производителей, так и потребителей. Их экономическая свобода обеспечивается охраной права собственности между хозяйствующими субъектами и институтом частной собственности. Общие условия заключения договоров аренды, купли- продажи, поставок, стандарты качества определяет государство. Оно контролирует их соблюдение, а также добивается соответствующей ответственности за соблюдение условий контрактов. Особую роль в формировании свободной экономической деятельности играет развитие разветвленной банковской системы, пенсионных и инвестиционных фондов, бирж, страховых компаний, торгово-промышленных палат и т.д. Свобода экономической деятельности означает использование в регулировании хозяйственной деятельности предпринимателей диспозитивного метода. Государственные органы не вправе вмешиваться в предпринимательскую деятельность, ее регулирование осуществляется через гражданское (закрепляет юридические формы) и финансовое (устанавливает налоги на доходы от предпринимательства) законодательство.
  • Многообразие и равная защита форм собственности. Устанавливается равенство всех форм собственности. Государственную и муниципальную собственность часто объединяют под общим названием «публичная собственность».

Экономическая роль государства

В Конституции РФ отображена экономическая роль государства. Государство несет огромное количество различных обязанностей в экономической сфере, что обуславливает саморегуляцию экономики и ее самостоятельность.

В Конституции РФ утверждена действенность принципов рыночной экономики на всей территории федеративного государства. Сформулированные в ст. 8 основы конституционного строя не исключают мощного влияния государственного сектора в экономическом секторе, вмешательство административных органов.

Российская Федерация, формируя социальное рыночное хозяйство, стремится к обеспечению свободы предпринимательства, экономической деятельности, общественную пользу и добросовестную конкуренцию, для регулирования хозяйственной жизни государством, осуществляемой в интересах общества и человека, производителя и покупателя.

Производство и распределение благ в условиях формирующейся рыночной экономики реализуется посредством государственных и частных предприятий и учреждений (в том числе, субъектов РФ).

Государство в разных формах ответственно за самые важные стороны организации производства, распределения и перераспределения благ по территории страны. Это подразумевает гарантии роста производства, участие в производстве работоспособных лиц, снабжение населения всем необходимым, смягчение последствий экономической нестабильности и колебаний спроса на международном рынке и др.

Вопрос 16. Экономические основы конституционного строя рф

Экономическая система общества – совокупность экономических отношений, исторически обусловленных характером собственности, существующей в обществе. Это отношения:

КРФ исходит из принципа социально ориентированной рыночной экономики (хотя он не нашел в ней своей четкой формулировки) – это сочетание саморегулирования общества с необходимой степенью государственного регулирования.

Гос.регулирование (свобода конкуренции, запрет монополизма) не должно вести к насилию по отношению к естественным процессам экономического развития.

КРФ закрепляет основные принципы:

Свобода экономической деят-ти (ч.1 ст.8) – разнообразие форм собственности, свобода ППД, свобода труда.

Единство экономического пространства – исключение таможенных барьеров и других преград для экономического сотрудничества.

Собственность – исходная база эк-их отношений. Существует а) частная, б) гос-ая, в) муниципальная собственность (ч.2 ст.8). Каждый вправе иметь имущество в соб-ти, владеть, пользоваться, распоряжаться им единолично или совместно с другими лицами (ч.2 ст.35)

Свобода ППД – КРФ устанавливает свободное использование способностей и имущества для ППД, разрешенной законом (ч.1 ст.34). ППД может осуществляться индивидуально или коллективно, необходима лицензия (ФРС – Федеральная Регистрационная Служба, орган Юстиции)

Свобода конкуренции – обязательный элемент рынка

Создание кооперативов, что поощряет государство

Инвестиции – свобода обмена, либерализация цен, свобода торговли

Труд свободен (ст.37)

Экономическую основу конституционного строя РФ составляет находящееся в стадии становления социальное рыночное хозяйство, в рамках которого производство и распределение товаров и благ осуществляется посредством рыночных отношении. Участниками их выступают частные субъекты хозяйствования, которые находятся между собой в отношениях конкуренции. РФ поддерживает эту конкуренцию, принимает меры к предотвращению монопольных привилегий и осуществляет соответствующий контроль.

«В РФ, — указывается в Конституции РФ (ст. 8), — гарантируется единство экономического пространства, свободное перемещение товаров, услуг и финансов, поддержка конкуренции, свобода экономической деятельности».

В РФ также действует Закон «О конкуренции и ограничении монополистической деятельности на товарных рынках» от 22 марта 1991 г. Он определяет организационные и правовые основы предупреждения, ограничения и пресечения монопольной деятельности и недобросовестной конкуренции и направлен на обеспечение условий, способствующих созданию и эффективному функционированию товарных рынков.

Законом запрещаются действия хозяйствующего субъекта, занимающего доминирующее положение, которые имеют своим результатом существенное ограничение конкуренции или ущемление интересов др. хозяйствующих субъектов или граждан, в т.ч. такие действия, как изъятие товаров из обращения с целью создания или поддержания их дефицита на рынке или повышения цен; включение в договор дискриминирующих условий, ставящих конкурента в неравное положение по сравнению с др. хозяйствующими субъектами; создание препятствий для доступа на рынок др. хозяйствующим субъектам; нарушение установленного нормативными правовыми актами порядка ценообразования и т.д.

Законом запрещаются и в установленном порядке признаются недействительными достигнутые в любой форме соглашения конкурирующих хозяйствующих субъектов, занимающих к совокупности доминирующее положение на рынке, если такие соглашения имеют своим результатом существенное ограничение конкуренции, в том числе согласованные действия, направленные, в частности, на установление цен, скидок, надбавок, наценок: повышение, снижение или поддержание цен на аукнионах и торгах; раздел рынка по территориальному принципу, объему продаж или закупок, ассортименту реализуемых товаров, кругу продавцов или покупателей.

Органам власти законом запрещается принимать акты и совершать действия, ограничивающие самостоятельность хозяйствующих субъектов, создающие дискриминирующие или, напротив, благоприятствующие условия для деятельности отдельных хозяйствующих субъектов, если такие акты имеют своим результатом существенное ограничение конкуренции и ущемление интересов хозяйствующих субъектов.

В целях предупреждения завоевания отдельными хозяйствующими субъектами доминирующего положения закон предусматривает осуществление предварительного гос. контроля за созданием, слиянием и присоединением союзов, ассоциаций, концернов и др. объединений предприятий; преобразованием органов управления и хозяйствующих субъектов в такие объединения, а также за созданием, слиянием, присоединением и ликвидацией акционерных обществ, товариществ с ограниченной ответственностью и др. хозяйствующих субъектов.

Закон предусматривает также гос. контрольза соблюдением антимонопольного законодательства при приобретении акций, паев, долей, участие в уставном капитале хозяйствующих субъектов.

Создавая социальное рыночное хозяйство, РФ стремится к тому, чтобы обеспечивать свободу экономической деятельности, предпринимательства и труда, чтобы регулирование государством хозяйственной жизни осуществлялось в интересах человека и общества.

Вместе с тем государство в различных формах несет ответственность за наиболее важные стороны организации производства и распределения в стране в целом. Речь идет в первую очередь о надежности снабжения населения всем необходимым: о гарантиях роста производства и обеспечения участия в производстве и распределении всех работоспособных лиц; о смягчении последствий нестабильности в экономике; о снятии внутреннего напряжения в регионах и между отдельными сферами жизни и группами людей.

Для экономической системы РФ характерно многообразие форм собственности. Правовое регулирование отношений собственности осуществляется посредством различных правовых норм, центральное место среди которых принадлежит конституционным нормам, служащим основой для всего правового регулирования отношений собственности в государстве.

Конституционное регулирование определяет главной задачей юридическое закрепление форм собственности, признаваемых государством.

Конституция РФ (ст.8) исходит из того, что экономической системе РФ присуща собственность вее различных формах — частной, государственной, муниципальной и др.

В Конституции также устанавливается (ст.9), что земля и др. природные ресурсы могут находиться в частной, государственной, муниципальной и иных формах собственности. Они используются и охраняются в РФ как основа жизни и деятельности народов, проживающих на соответствующей территории.

В Конституции указывается (ст.36), что иметь землю в частной собственности вправе граждане и их объединения. Владение, пользование и распоряжение землей и другими природными ресурсами осуществляются их собственниками свободно, если это не наносит ущерба окружающей среде и не нарушает прав и законных интересов иных лиц.

Условия и порядок пользования землей определяются на основе ФЗ. В настоящее время в соотв. с Указом Президента РФ от 27 октября 1993 г. «О регулировании земельных отношений и развитии аграрной реформы в России» граждане и юридические лица — собственники земельных участков — имеют право продавать, передавать по наследству, дарить, сдавать в залог, аренду, обменивать, а также передавать земельный участок в качестве взноса в уставные фонды акционерных обществ, товариществ. Они могут образовывать общую совместную или долевую собственность путем добровольного объединения своих земельных долей, но законодательно это не закреплено.

Важнейшим направлением создания рыночного хозяйства в России являются приватизация и разгосударствление экономически значимой собственности. При всем критическом подходе к ваучернойприватизации, методам и формам приватизации в стране в целом нельзя отрицать, что в ее результате в России заложены основы рыночной экономики. Главное, что формируется принципиально иная экономика, система экономических отношений.

Конституция РФ устанавливает (ст.35), что в РФ каждый вправе иметь имущество в собственности, пользоваться и распоряжаться им как единолично, так и совместно с др. лицами. Никто не может быть лишен своего имущества иначе, как по решению суда. Принудительное отчуждение имущества для гос. нужд может быть произведено только при условии предварительного и равноценного возмещения.

В РФ отношения собственности, не предусмотренные Конституцией, регулируются ГК и иными законодательными актами РФ, а также законодательными актами республик в составе РФ, краев, областей, городов, изданными в пределах их полномочий.

Экономические и социальные основы Конституции РФ

Экономические основы конституционного строя и социальные основы конституционного строя РФ требуются для того, чтобы обеспечить достойный уровень жизни общества, укрепить российскую рыночную экономику и сформировать условия благоприятного развития для любого человека в стране.

Экономическими основами нашего государства могут являться:

  • свобода ведения хозяйственной деятельности;
  • защита конкуренции;
  • равенство и разнообразие используемых форм собственности, включая неприкосновенность собственности;
  • единство экономического пространства.

В Конституции РФ закрепляются первые основы развития рыночной экономики, гарантируется ведение хозяйственной деятельности. При этом государственный строй осуществляя правовое регулирование экономических отношений, формирует собственные предприятия и учреждения (государственные), осуществляет контроль работы и деятельности любого рыночного субъекта.

Проявление свободы экономической (хозяйственной) деятельности характеризуется отсутствием препятствий для создания юридических лиц, которые ведут хозяйственную деятельность коммерческого и некоммерческого характера, что способствует развитию всех областей экономики. Предпринимательская деятельность ограничивается с помощью федерального закона и только в такой степени, в которой это требуется для защиты основ конституционного общественного строя, включая здоровье, нравственность, права и законные интересы лиц, обеспечение обороны государства и его безопасности.

Граждане вправе вести хозяйственную деятельность без образования юридического лица. Примерами являются крестьянские, фермерские и личные подсобные хозяйства, дачное хозяйство в индивидуальном порядке. Любое лицо может приобретать и осуществлять собственные гражданские права посредством своей воли и для собственного интереса. Они обладают свободой в установлении своих прав и обязанностей через договор и в определении любого не противоречащего закону условию договора.

В области торговли правовое регулирование отношений осуществляется с помощью норм ГК РФ, ФЗ № 381 «Об основах государственного регулирования торговой деятельности в Российской Федерации», Законом РФ № 2300-1 «О защите прав потребителей» и др. Отношения, которые связаны с организацией розничных рынков, организацией и ведением деятельности по реализации продукции в розницу, регулирует ФЗ № 271 «О розничных рынках и о внесении изменений в Трудовой кодекс России».

Органами местного самоуправления формируются муниципальные правовые акты, которые касаются вопросов, связанных с условиями обеспечения жителей муниципальных образований торговыми услугами.

Для всех форм собственности характерно разнообразие и равенство, а также собственность должна быть неприкосновенна. В соответствии со ст. 8 Конституции РФ, в нашем государстве признана и подлежит защите равным образом собственность, включая частную, государственную, муниципальную и др. По этой причине имущество может быть в собственности юридических лиц и граждан, а также самой страны, ее муниципальных образований и субъектов РФ.

Нюансы приобретения и прекращения права собственности на имущество, владение, пользование и распоряжение имуществом в соответствии с тем, находится ли оно в собственности гражданина или юридического лица, страны, ее субъекта или муниципального образования, могут быть установлены только с помощью закона. Он же определяет типы имущества, способные находиться лишь в собственности государства или муниципалитета (например, лесной участок в составе земли лесного фонда, водный объект в собственности РФ, равно как и земли, которые изъяты из оборота).

Поддержание и защита конкуренции ведется с помощью антимонопольного законодательства.

Конкуренция представляет собой соперничество предприятий (хозяйствующих субъектов), когда самостоятельные действия каждого исключают или ограничивают возможность другого в одностороннем порядке оказывать воздействие на общие условия обращения продукции на любом из товарных рынках.

ФЗ «О защите конкуренции» установлены единые правовые основы защиты конкуренции, которые используются на финансовых и товарных рынках. Положения рассматриваемого закона концентрируются на предупреждении и пресечении монополистической деятельности и конкуренции недобросовестного характера, устранении конкурентного противодействия со стороны органов власти и управления. В этой области Закон запрещает:

  • распространение ложной, искаженной, неточной информации, которая способна причинить убыток хозяйствующим субъектам или нанести ущерб их деловой репутации;
  • введение в заблуждение по отношению к характеру, способу и месту производства, потребительским свойствам, качествам и количеству продукции или по отношению к его производителям;
  • неточное сравнение предприятием выпускаемой или продаваемой продукции или продукции, которая производится или реализуется прочими предприятиями;
  • реализация, обмен и другое введение в оборот продукции, если при этом происходит незаконное использование результатов интеллектуальной деятельности, включая приравненные к ним средства индивидуализации компании, товаров, услуг, работ;
  • незаконное получение, применение, разглашение сведений, которые представляют собой коммерческую, служебную тайну.

Единое экономическое пространство и свобода в перемещении продукции, услуг и финансовых средств характеризуется тем, что продукция, услуги и финансовые средства перемещаются по всей территории РФ в свободном порядке. На территории нашего государства недопустимо создание таможенных границ, пошлин, сбора или определенных препятствий для свободы перемещения. Ограничения в перемещении продукции и услуг могут быть введены по федеральному закону, если это требуется для целей безопасности, защиты здоровья, жизни человека, охраны природы и ценностей культуры.

На территории Республики Беларусь, Республики Казахстан и РФ сформирована единая таможенная территория таможенного союза, на которой в действие вступает Таможенный кодекс Таможенного союза.

Социальные основы Конституции РФ

Социальные конституционные основы могут быть отражены социальной политикой страны. Они требуются для того, чтобы регулировать отношений по поводу благосостояния людей, удовлетворять их материальные и духовные потребности, обеспечивать для каждого человека достойные условия существования.

Конституция нашей страны характеризует социальное государство в качестве государства, основная задача социальной политики которого заключена в формировании условий, которые могут обеспечивать достойную жизнь и свободу в развитии человека.

Социальные основы включают:

  • охрану здоровья и систему здравоохранения;
  • основы трудовых прав и охрану труда;
  • охрану института семьи, социально незащищенных лиц и систему их поддержки и социальные службы;
  • пенсионное обеспечение.

Статья 41 Конституции РФ устанавливает, что любой человек обладает правом на охрану здоровья и медицинскую помощь. Оказание медицинской помощи, которое проводят государственные и муниципальные учреждения здравоохранения, должно осуществляться бесплатно с помощью средств соответствующего бюджета, сумм страховых взносов и прочих поступлений. В нашем государстве происходит финансирование федеральных программ охраны и укрепления здоровья, принятие мер в области развития государственной, муниципальной, частной системы здравоохранения, поощрение деятельности, которая способствует укреплению здоровья, развитию физической культуры и спорта, приводит к экологическому и санитарному, эпидемиологическому благополучию.

Охрана здоровья граждан, проживающих в России, представляет собой систему мер политического, экономического, правового, социального, научного, медицинского, а также санитарного противоэпидемического (профилактического) характера. Она проводится государственными органами власти страны, органами власти субъектов, местного самоуправления, предприятиями, их должностными лицами и прочими лицами, гражданами для профилактики болезней, сохранения и укрепления физического и психического здоровья любого гражданина, поддержания его долголетней активной жизни, предоставления соответствующей и необходимой медицинской помощи.

Рассмотренные мероприятия регулирует № 323-ФЗ «Об основах охраны здоровья граждан в РФ» и № 326-ФЗ «Об обязательном медицинском страховании в РФ».

Основные принципы охраны здоровья включают в свой состав процессы:

  • соблюдения гражданских прав в области охраны здоровья, а также обеспечение связанных с ними гарантий государства;
  • приоритетного положения интереса пациентов в ходе оказания медицинской помощи;
  • приоритетного положения охраны детского здоровья;
  • социальной защиты граждан при утрате здоровья;
  • ответственности органов власти и органов местного самоуправления в государстве, должностных лиц предприятий за то, чтобы обеспечивать права граждан в области охраны здоровья;
  • доступности и соответствующего качества медицинской помощи;
  • недопустимости отказа в оказании медицинской помощи;
  • приоритетного положения профилактики в области охраны здоровья;
  • соблюдения врачебной тайны.

Основа трудовых прав и охрана труда регулируется ТК РФ и актами трудового законодательства. Конституционные гарантии в этой состоят в определении минимума в размере оплаты труда, свободе выбора своей профессии и рода деятельности, трудовых гарантиях, гарантиях в случае увольнения.

Охрана труда представляет собой систему сохранения жизни и здоровья персонала в ходе трудовой деятельности. Она состоит из правовых, социально-экономических, организационно-технических, санитарно-гигиенических, лечебно-профилактических, реабилитационных и прочих мер.

В ходе осуществления трудовых функций важно соблюдать стандарты, утвержденные в сфере охраны труда. Помимо этого, закон обязал работодателя обеспечивать безопасность персонала в процессе эксплуатации зданий, сооружений, оборудования, осуществлении технологических процессов. Также это касается инструментов, сырья и материалов, которые используются в производстве. Они должны пройти обязательную сертификацию или декларирование соответствия в соответствующем закону порядке.

Защита семьи и пенсионное обеспечение в качестве социальных основ Конституции

Охрана института семьи, а также социально незащищенных лиц осуществляется с помощью системы их поддержки и соответствующих социальных служб. Категории материнство и детство, семья защищает государство в соответствии со ст. 38 Конституции РФ. Важные принципы охраны включают непременную заботу о детях со стороны родителей и государства, заботу о трудоспособных детях, которые достигли 18 лет, о нетрудоспособных родителях.

Государственная забота о детях — обязанность государства, более подробно раскрытая в № 81-ФЗ «О государственных пособиях гражданам, имеющим детей». Установление порядка и условий назначения и выплаты пособий от государства (включая пособие по беременности и родам; единовременное пособие для женщин, которые встали на учет на ранних сроках беременности; единовременное пособие в случае рождения ребенка; ежемесячное пособие по уходу за ребенком и ежемесячное пособие на детей; единовременное пособие в случае передачи детей на воспитание в семьи и др.) происходит уполномоченным Правительством РФ федеральным органом исполнительной власти по той части, которая не определена указанным ФЗ.

Существует гарантия социального обеспечения для любого гражданина в соответствии с возрастом, болезнью, инвалидностью, потерей кормильца, воспитанием детей и в прочих случаях, которые установил закон.

Что касается пенсионного обеспечения, то оно заключается в выдаче и установлении государственных пенсий и социальных пособий посредством государства и закона. Самая распространенная пенсионная гарантия представлена трудовой пенсией в виде ежемесячной денежной выплаты, которая осуществляется для компенсации зарплаты и прочих выплат и вознаграждений, которые лицо утрачивает по причине наступления нетрудоспособности (например, старость или инвалидность), а нетрудоспособным членам семьи застрахованных лиц в виде зарплаты и прочих выплат и вознаграждений кормильца, которые были утрачены по причине смерти этих застрахованных лиц. В этом случае наступление нетрудоспособности и утрата зарплаты и прочих выплат (вознаграждений) предполагаются, не требуя доказательств. ФЗ № 173 «О трудовых пенсиях в РФ» установил основу возникновения и порядок реализации прав всех лиц, проживающих на территории Российской Федерации, на трудовые пенсии.

18. Экономические основы конституционного строя

Экономические основы представляют собой экономический базис конституционного строя и складываются из отношений собственности, обмена, распределения и потребления материальных и духовных благ.

Экономические отношения возникают и развиваются объективно, вместе с тем общество и государство, используя законодательство и социальные нормы, могут оказывать на них существенное влияние. Были открыты две модели экономической системы: рыночная и планово-регулируемая.

Составляющими элементами экономических основ конституционного строя являются:

– отношения собственности (две основные формы собственности – частная и публичная, все остальные формы производны от них);

– производство материальных благ, в основе которого лежит созидательный труд человека.

Публичная собственность является, в отличие от частной, неделимой. Субъектами права публичной собственности могут являться государство в целом, его составные части (в федерации – субъекты, в унитарном государстве – административно-территориальные единицы), самоуправляющиеся местные территориальные общности или их органы.

Публичная собственность имеет коллективный характер и предполагает равный для всех объем имущественных прав.

Частная собственность выступает в различных видах:

– солидарная и др.

Субъектами права частной собственности признаются любые физические и юридические лица.

Возможен также перевод из частной собственности в публичную – национализация, а также из публичной в частную – приватизация.

Конституция провозглашает признание и защиту частной, государственной, муниципальной и иных форм собственности. Тем самым устанавливается равенство всех форм собственности, а их перечень не является исчерпывающим.

В собственности граждан и юридических лиц может находиться любое имущество, за исключением отдельных его видов, которые определены законом. Каждый вправе иметь имущество в собственности, и никто не может быть лишен его иначе как по решению суда. Принудительное отчуждение имущества для государственных нужд может быть произведено только при условии предварительного и равноценного возмещения. Не ограничиваются ни количество, ни стоимость находящегося в собственности граждан и юридических лиц имущества.

Государственной собственностью является имущество, принадлежащее на праве собственности РФ (федеральная собственность), и имущество, принадлежащее субъектам РФ на праве собственности.

К государственной собственности относятся также земля и другие природные ресурсы, не находящиеся в собственности граждан, юридических лиц либо муниципальных образований (ст. 214 ГК РФ).

Находящееся в государственной собственности имущество закрепляется за государственными предприятиями и учреждениями.

Муниципальной собственностью является имущество, принадлежащее на праве собственности городским и сельским поселениям, а также другим муниципальным образованиям. Данное имущество закрепляется за муниципальными предприятиями и учреждениями.

На базе частной собственности и муниципальной собственности могут возникать и другие формы собственности.

Содержание собственности как юридической категории раскрывается через правомочия собственника.

Каждый собственник вправе потребовать свое имущество из чужого незаконного владения. Он может потребовать устранения всяких нарушений его права собственности.

Другим важным элементом экономической основы конституционного строя является материальное производство.

В основе трудовых отношений лежит право граждан свободно распоряжаться своими способностями к производительному и творческому труду. Большое значение придается предпринимательской деятельности.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *