Какие нормы регулируют деятельность государства
Общество воздействует на политическую систему посредством митингов, пикетов, забастовок, путчей, выдвигая общественную инициативу и так далее. К примеру, октябрь 1991 года и разгром Правительства РФ.
Политическая система воздействует на общество посредством режима, указов, принимаемых законов, конкретных решений. Например, Указы Правительства воздействуют на общество, Майские Указы Президента и так далее.
Политическая система имеет множество функций. Например, политическая система обеспечивает власть социальной группой; политическая система управляет всеми сферами общественной жизни; мобилизует ресурсы (от финансовых до человеческого), выявляет и удовлетворяет интересы субъектов политических отношений; интегрирует общество, создавая условия; реализует политическую социализацию; легитимирует политическую власть.
Государство как политический институт концентрирует властные полномочия и управляет социальными отношениями.
Политические нормы (в законах, обычаях, традициях) регулируют деятельность государства. Конституционное право есть основная политическая норма в данном вопросе, так как это регулирует основные общественные отношения (конституционный строй, основы правового положения личности, государственное устройство, система, принципы организации государственных органов власти).
Формы государства (упрощенно): монархия (абсолютная, конституционная, дуалистическая) и республика (президентская, парламентская, смешанная, суперпрезидентская)
Монархия предполагает правление и представительство монарха, передачу власти по наследству, власть монарха бессрочна, он не несет ответственности за действия, а перед Богом.
Республика предполагает представительство парламента в лице премьер-министра или президента, власть которых ограничена, и в любой момент может быть приостановлена народов (за исключением суперпрезидентских республик), работает принцип разделения властей, парламент или правительство несут ответственность перед друг другом и народом.
Федеративное государство предполагает союз единиц территории, которые обладают государственностью. Унитарное государство – единое национальное государство.
Политический режим является способами, формами, методами, с помощью которых власть реализуется. По сути, это условия работы органов власти, общественных организаций. Режим показывает насколько в государстве общество свободно, как реализуются взаимоотношения власти, общества и личности и так далее.
Чаще всего называют три типа: демократический, авторитарный, тоталитарный.
Авторитарный режим монополизирует только политическую сферу жизни общества, остальные – свободны. То есть власть имеет некоторые признаки диктатуры, но таковой не является. Авторитарный режим всегда опирается на силу (спецслужбы, полицию, армию и так далее). Авторитарный режим не допускает наличие политической оппозиции. Тоталитарный режим подразумевает тотальный контроль над всеми сферами жизни общества, включая отдельного индивида. Тоталитарный режим имеет официальную государственную идеологию, монополизирует власть в лице одного человека. Экономика также подчинена «вождю».
Демократический режим: разделение властей, принцип сдержек и противовесов, верховенство права, народовластие (участие населения в политике), принцип большинства, право на оппозицию, парламентаризм (спорно – США – президентская республика – индекс демократии 86%), политический плюрализм.
Преимущества – учет интересов общества, участие народа в политическом процессе, наличие прав и их реализация, некоторая справедливость, успешное развитие общества и благосостояния.
Противоречия – бюрократизм, несовпадение возможностей разных слоев общества.
Развитию демократии в России не мешает ничего кроме СМИ, заблуждающееся в том, что у россиян иное мышление, и власти, которая хочет, чтобы мы так думали. Халатность и прочие недостатки политической культуры могут быть решены грамотным управлением, подчинению законам, децентрализацией и ведению адекватного федерализма.
Изменились институты, территориально-административное деление, форма государства – путь демократизации, с избираемым властным представительством, появился плюрализм, нормативная база и так далее.
Приведите примеры воздействия общества на политическую систему и воздействия политической системы на общество. 4 В чём заключаются функции политической системы? 5 Охарактеризуйте государство как политический институт. Какие нормы регулируют деятельность государства? 6 Чем отличаются друг от друга различные формы государства? В чём состоит различие формы территориального устройства ? 7 Что такое политический режим ? Назовите типы политических систем , различные по политическим режимам. 8 Чем отличаются друг от друга тоталитарный и авторитарный политические режимы ? 9 Каковы основные принципы и ценности демократической политической системы ? В чём её преимущества перед иными типами политических систем ? В чём состоят противоречия демократии? 10 Назовите главные изменения российской политической системы в 1990-x г. Что препятствует развитию демократии в России ? только напишите не большие ответы ) СРОЧНО НАДОООООООООО.
Общество воздействует на политическую систему посредством митингов, пикетов, забастовок, путчей, выдвигая общественную инициативу и так далее. К примеру, октябрь 1991 года и разгром Правительства РФ.
Политическая система воздействует на общество посредством режима, указов, принимаемых законов, конкретных решений. Например, Указы Правительства воздействуют на общество, Майские Указы Президента и так далее.
4Политическая система имеет множество функций. Например, политическая система обеспечивает власть социальной группой; политическая система управляет всеми сферами общественной жизни; мобилизует ресурсы (от финансовых до человеческого), выявляет и удовлетворяет интересы субъектов политических отношений; интегрирует общество, создавая условия; реализует политическую социализацию; легитимирует политическую власть. 5Государство как политический институт концентрирует властные полномочия и управляет социальными отношениями. Политические нормы (в законах, обычаях, традициях) регулируют деятельность государства. Конституционное право есть основная политическая норма в данном вопросе, так как это регулирует основные общественные отношения (конституционный строй, основы правового положения личности, государственное устройство, система, принципы организации государственных органов власти). 6Формы государства (упрощенно): монархия (абсолютная, конституционная, дуалистическая) и республика (президентская, парламентская, смешанная, суперпрезидентская)Монархия предполагает правление и представительство монарха, передачу власти по наследству, власть монарха бессрочна, он не несет ответственности за действия, а перед Богом.Республика предполагает представительство парламента в лице премьер-министра или президента, власть которых ограничена, и в любой момент может быть приостановлена народов (за исключением суперпрезидентских республик), работает принцип разделения властей, парламент или правительство несут ответственность перед друг другом и народом. Федеративное государство предполагает союз единиц территории, которые обладают государственностью. Унитарное государство – единое национальное государство.
Политический режим является способами, формами, методами, с помощью которых власть реализуется. По сути, это условия работы органов власти, общественных организаций. Режим показывает насколько в государстве общество свободно, как реализуются взаимоотношения власти, общества и личности и так далее.
Чаще всего называют три типа: демократический, авторитарный, тоталитарный.
8Авторитарный режим монополизирует только политическую сферу жизни общества, остальные – свободны. То есть власть имеет некоторые признаки диктатуры, но таковой не является. Авторитарный режим всегда опирается на силу (спецслужбы, полицию, армию и так далее). Авторитарный режим не допускает наличие политической оппозиции. Тоталитарный режим подразумевает тотальный контроль над всеми сферами жизни общества, включая отдельного индивида. Тоталитарный режим имеет официальную государственную идеологию, монополизирует власть в лице одного человека. Экономика также подчинена «вождю». 9
Демократический режим: разделение властей, принцип сдержек и противовесов, верховенство права, народовластие (участие населения в политике), принцип большинства, право на оппозицию, парламентаризм (спорно – США – президентская республика – индекс демократии 86%), политический плюрализм.
Преимущества – учет интересов общества, участие народа в политическом процессе, наличие прав и их реализация, некоторая справедливость, успешное развитие общества и благосостояния.
Противоречия – бюрократизм, несовпадение возможностей разных слоев общества.
Развитию демократии в России не мешает ничего кроме СМИ, заблуждающееся в том, что у россиян иное мышление, и власти, которая хочет, чтобы мы так думали. Халатность и прочие недостатки политической культуры могут быть решены грамотным управлением, подчинению законам, децентрализацией и ведению адекватного федерализма.
Изменились институты, территориально-административное деление, форма государства – путь демократизации, с избираемым властным представительством, появился плюрализм, нормативная база и так далее.
Охарактеризуйте государство как политический институт какие нормы регулируют деятельность кратко
2. Государство как фундаментальный институт политической системы.
3. Признаки государства.
4. Функции государства.
5. Типы государства.
Сфера политики— социальное пространство, образующееся совокупностью организованных действий и взаимоотношений людей. Одной из форм такой организации выступают политические институты. В состав политического института входят:• определенные группы людей, уполномоченных обществом выполнять социально-политически значимые функции; • организации для выполнения людьми тех или иных функций; • совокупность материальных и иных средств деятельности, позволяющих организациям или группам лиц выполнять установленные политические действия; • совокупность политических ролей и норм, реализация которых имеет важное значение для определенных социальных групп и общества в целом.
Политический институт— система учреждений и организаций, упорядочивающих политические и другие общественные отношения с помощью материальных и идеальных средств и на основе определенных норм. К политическим институтам относятся государство, государственные и политические органы и политические учреждения, политические партии. Политические институты действуют в сфере политических отношений, обеспечивают осуществление политической власти. Они предназначены для удовлетворения политических потребностей и интересов отдельных индивидов или их групп.
Элементы политических институтов;цели, функции и роли, вытекающие из целей, средства, учреждения, санкции. Целями политических институтовявляются вопросы, составляющие сферу их деятельности. Это могут быть контроль над общественной и политической жизнью, выработка методов удержания, захвата и укрепления власти, формирование политического сознания граждан, их политического выбора. Средства политических институтовсоставляют материальные, идеальные и символические формы управления, имеющие социальную и политическую значимость.
Политические институты изменяются вместе с изменением общественных структур, с которыми они связаны политическими отношениями. Политические институты пронизаны политическими ценностями(вид социальных ценностей, признаваемых не отдельными людьми, а большими группами, целыми сообществами). Объективной основой политических ценностей являются общие жизненные потребности и долговременные интересы больших социальных групп и индивидов. Политические ценности преимущественно имеют субъективное значение, поэтому необходимы формы их объективации. Одной из форм объективации ценностей служат политические символы.
Политические символы— ценности и признанные в обществе отношения, которые они выражают. Воплощая в себе общественно-исторический опыт, ценности выступают объективными элементами политических институтов. Через ценности устанавливается определенное отношение индивидов к политическим институтам. Приверженность граждан к данным политическим ценностям является необходимым условием стабильной работы политических институтов и способности выполнять свои роли.
Государство— особый политический институт, качественно отличающийся тем, что определяет правила, по которым протекает политическая жизнь, отвечает за соблюдение и изменение этих правил.
Значениегосударства: • государство является самой массовой политической организацией, так как оно включает в себя всех членов общества независимо от степени их активности; • любой человек способен участвовать в жизни государства как политической организации, так как его поведение — активное или пассивное — влечет за собой те или иные политические процессы; • государство обладает суверенитетом или полной независимостью от других политических образований как внутри общества, так и за его пределами. Это значит, что оно обладает верховенством по отношению ко всем гражданам, к политическим и неполитическим объединениям; •государство является собственником ресурсов и средств производства. Это право государства может осуществляться в абсолютной форме, когда оно выступает в качестве монополиста, или частично, когда государственная собственность ограничена другими формами собственности; • государство обладает развитой системой юридических средств, при помощи которых оно может осуществлять контроль и регулирование в политической жизни. Средствами контроля и регулирования являются законодательные акты, издающиеся государственными органами; • государство имеет специальный аппарат, который следит за соблюдением положений законодательства и помогает государству достигать стоящих перед ним целей. К таким органам относятся суд, прокуратура.
Особое внимание уделяется вопросу о происхождении государства. В политологии выделяются пять концепций происхождения государства:
• патриархальная теория— концепция происхождения государства как продолжения отцовской опекунской власти в семье, осуществляемой к общей пользе. Она зародилась в Древней Греции и получила теоретическое обоснование в XVII в. в работах английского мыслителя Р. Фильмера;
•теологическая концепция— теория, согласно которой государство является священным и неприкосновенным институтом, дарованным Богом для организации жизни людей;
•теория общественного договора— концепция происхождения государства, в соответствии с которой возникновение государства есть результат договора находящихся в догосударственном состоянии индивидов с целью обеспечить правопорядок, гарантирующий пользование естественными правами. Она получил распространение в XVII—XVIII вв. в трудах Г. Гроция, Т. Гоббса, Ж.-Ж. Руссо;
В вопросе о сущности государствавыделились две основные линии. Перваявосходит к классической традиции в истории политической мысли и ее представляют политические теории Аристотеля, Т. Гоббса, Ж.-Ж. Руссо, К. Маркса. Государство рассматривается как необходимая форма организации общества, его политического бытия. Вторая линияуделяет внимание институциональной стороне государства. Государство— политический институт, понимаемый как система норм, содержанием которых является определение поведения людей в обществе. Государство есть союз людей, политическая общность, подчиненная единой верховной власти. Оно представляет собой организацию, которая управляет обществом на основе системы норм. Они регулируют поведение людей и имеют своей целью обеспечение общих интересов, защиту прав и свобод человека.
Признакамигосударства как политического института являются:
•наличие группы людей, осуществляющей верховную власть от имени определенного класса или большинства общества и управляющей общими делами;
•монополия на принуждение в отношении членов общества в интересах господствующего меньшинства или большинства данной страны;
•право от имени общества осуществлять внутреннюю и внешнюю политику;
•исключительное право издания законов и правил, обязательных для всего населения в пределах данной территории, право взимания налогов для собственного содержания и общественных нужд.
Государство — политический институт особого рода, представляющий высшую ступень политического сообщества людей. Ему свойственны также другие социально-политические характеристики:
•наличие институтов, обеспечивающих права человека и систему социально-политических и правовых ценностей, единого языка как средства общения;
•наличие единого экономического и культурного пространства;
•материально-природной основой политического сообщества является территория. В соединении с государством она превращается в социально-политическое пространство. Ее социальное значение состоит в том, что она составляет среду для жизнедеятельности данного сообщества. Политическое значение ее в том, что она составляет пространственные границы действия государства;
•население также имеет значение для государства. Оно представляет собой социальную группу, которая под воздействием государства объединяется в народ, обретающий общие существенные черты образа жизни, общественного сознания и психологии.
Как субъект политической жизни государство отличается сложной структурой.В ее состав в зависимости от политического режима, исторических традиций и других факторов могут входить институт президентства, правительство, институты местной власти, институт судебной власти. Они выполняют законодательные, исполнительные и судебные функции.
Государство является устойчивой структурой политической организации общества. Оно составляет ее основу в силу того, что выполняет ряд отличительных функций. Функции государства— обязанности, круг деятельности, назначение и роль государства в обществе в наиболее обобщенной форме. Принято выделять внутренние и внешние функции.
К внутреннимфункциям государства относятся;
1) политическая функция— действия государства, связанные с осуществлением политической власти, поддержанием политического господства доминирующего в государстве класса, подавлением воли угнетаемых классов, обеспечением политической стабильности. Она позволяет устанавливать отношения с политическими партиями, профсоюзами, другими общественными институтами по вопросам формирования государственных структур. Благодаря ей осуществляются властные полномочия, вырабатывается программно-стратегические цели и задачи развития общества;
2) правовая функция— действия государства по осуществлению правотворчества, установлению правовых норм и принятию законов. Она позволяет регулировать общественные отношения и поведение граждан. Правовые нормы — это правила поведения, санкционируемые государством, нарушение которых влечет за собой меры наказания;
3) экономическая функция— действия государства по выработке и осуществлению налоговой политики, выделению кредитов, использованию экономических санкций, стимулов в развитии отраслевой экономики. Она позволяет влиять на транспорт, энергетику, использовать долгосрочное планирование и программирование;
4) социальная функция— действия государства, включающие удовлетворение потребностей людей в работе, жилье, поддержании здоровья. Она способствует осуществлению социальной защиты престарелых, инвалидов, молодежи, безработных, страхованию жизни, здоровья, собственности;
5) образовательная функция— действия государства, направленные на реформирование системы образования, на выработку образовательной политики, охватывающей весь процесс образования от дошкольного до университетского. Государство обеспечивает демократизацию образования, его непрерывность, предоставляет людям равные возможности его получения;
6) культурно-воспитательная функция— действия государства, служащие условиями для удовлетворения культурных запросов людей, формирования высокой духовности и гражданственности. Для осуществления этой деятельности государство привлекает такие социальные структуры, как церковь, теле- и радиокомпании, печать, издательства, негосударственные общественные организации.
Внешние функции государствасвязаны с внешней политикой и международными отношениями:
•оборонная функция— действия государства, направленные на защиту границ, территории страны;
•военно-агрессивная функция— действия государства, направленные на вмешательство в дела других государств;
•дипломатическая функция— действия государства по поддержанию и развитию межгосударственных отношений, осуществлению внешней торговли, координации совместной деятельности с другими государствами в различных сферах, участие в блоках, союзах.
Государства не однородны и разделяются по разным признакам. По степени устойчивости политической жизни,постоянства и преемственности в основах ее развития государства разделяют на: а) стабильные государства— характеризуются высокой степенью преемственности в политической жизни, постоянством государственных и политических структур; б) неустойчивые государства— отличаются частой сменой президентов, парламентов, правительств, конституций, длинной чредой путчей.
В зависимости от того, какой сфере отдается преимуществов государстве, какие государственные функции развиваются в первую очередь, можно выделить: а) государства военного и полицейского типа— преобладают структуры и функции государственного насилия — армии, военно-промышленные комплексы, органы охраны порядка и безопасности, угрозы и репрессии; б) социальное государство— приоритетно развивает социальную сферу и проводит активную социальную политику, направленную на улучшение жизни всего населения, на предупреждение и смягчение социальных конфликтов; в) в правовом государствевсе социально-политические процессы подчинены верховенству закона, который направлен на обеспечение всеобщего равноправия и социальной справедливости.
По существующим в странах политическим режимамвыделяются три типа государства: тоталитарное, авторитарное и демократическое. Они различаются по степени обеспечения гражданских прав и свобод.
Тоталитарное государство – такой тип государства, для которого характерны насильственное политическое господство обществе, запрещение конституционных прав, тотальный контроль за всеми сферами общественной жизни, цензура в средствах массовой информации, господство единой, общей для всех идеологии, нетерпимость к инакомыслию.
Авторитарное государство – тип государственной власти, основанный на сильной неограниченной власти одного человека или группы лиц. Главной задачей такого государства является обеспечение безопасности правящей верхушки и установление порядка в обществе, развитие внешней политики и обороны страны.
Демократическое государство – тип государства, характеризующийся тем, что источником власти является народ, он непосредственно или через своих представителей участвует в разработке или принятии законов. В таком государстве гарантируются права и свободы всем гражданам, существует выборность органов.
Социальный институт является одной из древнейших форм организации деятельности людей, которая направлена на удовлетворение человеческих потребностей.
Политические социальные институты – это совокупность принципов, норм и правил, которая регулирует процессы в сфере политики, выступает регулятором политического поведения людей, ссылаясь на установленные законы, правила и порядки в конкретном государстве. Каждый из политических институтов выполняет свою определенную функцию по управлению обществом.
Признаки политических институтов:
В каждом государстве присутствует политическая деятельность, которую регулируют и стабилизируют политические институты. Главная функция политических институтов – сохранение власти и управление обществом. Политика – это взаимоотношения людей по поводу власти, из этого можно сделать вывод, что политические институты взаимодействуют друг с другом и с народом, чтобы поддерживать власть в государстве.
Структура властных органов в государстве:
- Законодательная власть: парламент (В РФ это верхняя и нижняя палата Федерального Собрания – Совет Федерации и Государственная Дума), съезд, сенат и другое.
- Исполнительная власть: Правительство, государственные комитеты, федеральные министерства, надзоры, службы.
- Судебная власть: конституционный суд, суды общей юрисдикции, арбитражные суды.
Функций у политических институтов довольно много. Например, политическая социализация граждан, адаптация народа к политической культуре конкретного государства, усвоение политических норм и ценностей. Выработка политических программ, интеграция социальных слоев в политические отношения, регулирование политической деятельности граждан, закрепление и воспроизводство политических отношений, поддержание равновесия и стабильности в общественно-политических процессах.
Государство по всем признакам является политическим социальным институтом, но так как в каждом государстве существуют иные социальные институты, то его можно в контексте называть так, как в заголовке.
Государство – это форма политической власти, которая располагает специальным аппаратом управления обществом для обеспечения его цельности, стабильности, организованности и сохранения порядка в нем.
Признаки государства как социального института:
- Установленные образцы поведения, нормы и ценности.
- Государственная символика: герб, флаг, национальный гимн и язык.
- Законодательство: нормативные правовые акты, конституция и иные документы.
- Идеология.
Однако, необходимо подметить, что государство – это не просто социальный институт, оно обладает рядом других уникальных признаков. То есть, если сравнить политическую партию и государство Российская Федерация, то нельзя сказать, что это одно и тоже. Несмотря на то, что как партия, так и РФ – это политические институты.
Для государства характерно:
- Суверенитет (независимость от других государств).
- Учреждения и органы, которые осуществляют верховную власть.
- Исключительное право сбор налоговых средств (никакая другая организация не имеет права взимать налоги с физических и юридических лиц, кроме государства).
- Система общих правил поведения, установленная государством.
- Единая территория, на которую распространяется власть.
Как появилось государство? Теории возникновения
Теологическая: государство было создано по воле Божьей. Сторонником данной теории был средневековый философ Фома Аквинский.
Патриархальная: автором является Аристотель. Государство происходит из семьи, а власть царя – это продолжение власти отца.
Теория общественного договора (Жан Жак Руссо): люди заключают договор и объединяются в государство для организации общих целей и задач.
Классовая теория (Карл Маркс и Фридрих Энгельс): государство создают богатые для эксплуатации бедных. Государство защищает интересы исключительно богатых и состоятельных людей.
Технико-экономическая: государство возникает для организации масштабных общественных работ.
Государство выполняет внешние и внутренние функции.
Внутренние функции – это основные направления деятельности государства, в которых выражается его социальное значение и сущность:
- правовая функция – обеспечение правопорядка, упорядочение властной деятельности, установление правовых норм и наблюдение за их исполнением, охрана прав и свобод граждан;
- политическая функция – осуществление властных полномочий, обеспечение политической стабильности, укрепление основ власти;
- экономическая функция – охрана форм собственности, обеспечение макроэкономической стабильности, организация регулирования экономических отношений с помощью налоговой и кредитной политики;
- культурная функция – развитие системы образования и научно-технического прогресса, создание условий для удовлетворения культурных потребностей людей;
- социальная функция – удовлетворение потребностей граждан в работе, жилье, образовании, поддержка незащищенных групп населения.
Внешние функции государства – это задачи, которые решает государство за границами своей территории:
- дипломатическая функция – поддержание отношений с другими странами, заключение международных договоров, участие в международных собраниях, событиях, отстаивание интересов государства на международной арене, поддержание мира;
- обеспечение безопасности и обороноспособности страны, защита территориальной целостности;
- участие в мировой экономике, поддержание выгодного экономического сотрудничества с другими странами и странами-соседями.
По мере того, как государство организовывает выполнение своих функций, можно судить о позитивной и негативной стороне государства как организации жизни людей. В основном оно играет позитивную роль – управляет общественными массами, создает возможности для развития народа.
Политологи упоминают, что государства могут выходить за рамки своих полномочий – это и является негативной стороной (склонность к бюрократизации, происходящие войны).
Из этого появились две тенденции развития государств в современном мире:
- Этатитстская – усиление позиций государства во всех сферах общественной жизни.
- Деэтатистская – ослабление государственных функций и полномочий.
Таким образом, можно сделать вывод о том, что однозначного мнения по этому поводу нет, и все зависит от состояния общества, экономики и других процессов стране.
Государство —политический институт, осуществляющий функции управления обществом.
Признаки государства:
- суверенитет;
- наличие территории;
- система органов и механизмов осуществления публичной власти;
- публичный характер власти (то есть власть распространяется на всё общество);
- исключительное право использовать общеобязательные правовые нормы;
- право законно использовать принуждение силами армии, органов охраны порядка и безопасности;
- исключительное право взимания налогов и иных обязательных платежей.
Функции государства:
Внешние функции государства:
- обеспечение национальной безопасности страны,
- участие в решении глобальных проблем,
- развитие взаимовыгодного сотрудничества,
- отстаивание государственных интересов в международных отношениях.
Внутренние функции государства:
- политическая – управление государством,
- законотворческая,
- экономическая – регулирование экономических процессов,
- хозяйственная – производство общественных благ,
- охранительная – обеспечение правопорядка и безопасности, соблюдение прав и свобод граждан;
- социальная – развитие образования, здравоохранения, поддержка социально незащищённых категорий населения;
- экологическая – защита и сохранение окружающей среды.
- культурно-просветительская – создание условий для развития культуры,
- идеологическая (воспитательная) – воспитание членов общества, формирование гражданских и патриотических ценностей.
Форма государства.
Форма государства — это структура, внутреннее устройства государства, включающее его территориальную организацию, принципы, способы образования и взаимодействия органов государственной власти, методы осуществления власти, обеспечивающие проведение определенной государственной политики.
Определение государства. Теории происхождения государства — классовая, договорная, патриархальная и другие. Основные признаки государства. Функции государства: внутренние и внешние. Формы государства: что такое форма правления, форма территориально-государственного устройства и политический режим.
Государство – это политико-территориальная суверенная организация публичной власти, располагающая аппаратом управления и способная делать свои веления обязательными для населения всей страны , учит российских школьников учебник по обществознанию.
Говоря простыми словами, государство — это верховная власть на территории определенной страны .
Государство — важнейший общественный институт, один из основных субъектов политических отношений.
Теории происхождения государства
Самые старые из известных нам государств — государства Древнего Востока, располагавшиеся в междуречье Тигра и Евфрата, в Египте, Индии и Китае. Мыслители не один век спорят о том, почему возникло государство. Есть различные теории на этот счет, и ни одна из них не считается единственно верной.
Теологическая теория гласит, что государство дано от Бога. Об этом писали, в частности, богословы Фома Аквинский и Августин Блаженный.
Классовая теория учит, что государство — продукт классовой борьбы, орудие угнетения в руках господствующих классов. Об этом писали Карл Маркс, Фридрих Энгельс и Владимир Ильич Ленин.
Патриархальная теория предполагает, что государство выросло из семейных отношений. Сторонники этой теории – древнегреческий философ Аристотель, английский мыслитель Роберт Филмер, русский социолог Николай Михайловский.
Договорная теория считает государство продуктом общественного договора, взаимовыгодного соглашения между людьми. Эту теорию разрабатывали английские философы Томас Гоббс и Джон Локк, французский просветитель Жан-Жак Руссо.
Теория насилия гласит, что государство возникло в результате завоевания, когда победители подчинили себе побежденных. Сторонники этой теории — немецкий мыслитель Карл Дюринг, шотландский философ Дэвид Юм, польский социолог Людвиг Гумплович.
Ирригационная теория связывает появление первых государств с необходимостью обслуживания сети оросительных каналов и строительства плотин на Древнем Востоке. Ирригационную теорию развивал немецкий китаевед Карл Виттфогель.
Золотая погребальная маска египетского фараона Тутанхамона. Фото: Reuters
Признаки государства
Чтобы называться государством, необходимы определенные признаки:
1. Территориальная организация . Наличие государственной границы и гражданства.
2. Суверенитет , внутренний и внешний.
Внутренний суверенитет — верховенство государственной власти внутри страны.
Внешний суверенитет — независимость на международной арене.
3. Наличие государственного аппарата . Государство невозможно без органов власти и государственных учреждений. Важная часть госаппарата — полиция, армия, суды.
4. Публичный характер власти. Государство и общество — не одно и то же, государство представляют специальные органы и люди.
6. Исключительное право на взимание налогов и эмиссию денег . Только государство может собирать налоги, пошлины, печатать национальную валюту.
7. Исключительное право принимать законы . Только государство может издавать правовые акты, обязательные для населения.
8. Государственная символика . Государственный герб, флаг и гимн.
Люди с государственным флагом России. Москва, 2016 год. Фото: Reuters
Функции государства
Общее предназначение государства — охранять права и свободы граждан; способствовать экономическому развитию страны; организовывать общество; поддерживать закон и порядок, обеспечивать безопасность граждан. Функции государства можно разделить на внутренние и внешние.
Внутренние функции государства
1. Политическая . Государство — главный носитель политической власти, обеспечивает деятельность политических и социальных институтов.
2. Экономическая . Государство регулирует экономические отношения.
3. Правовая . Государство устанавливает законы.
4. Социальная . Государство играет важную роль в здравоохранении и социальном обеспечении — например, в выплате пенсий и пособий.
5. Образовательная . Государство занимается детскими садами, школами и вузами, просвещением граждан.
6. Культурно-воспитательная , идеологическая. Государство воспитывает новых членов общества, формирует гражданские и патриотические ценности.
Внешние функции государства
1. Обеспечение национальной безопасности.
2. Защита государственных интересов в международных отношениях.
3. Развитие взаимовыгодного сотрудничества с другими странами и международными организациями.
4. Защита граждан, находящихся за рубежом.
5. Участие в решении глобальных проблем.
Формы государства
В силу исторических, культурных, экономических и прочих причин государства могут быть организованы по-разному.
Форма государства — это его структура, модель внутреннего устройства. Форма государства включает в себя три вещи: форму правления, форму территориально-государственного устройства и политический режим.
Форма государственного правления — это способ организации государственной власти, ее высших органов. По форме правления государства принято делить на республики и монархии.
Монархия — форма правления, при которой власть принадлежит пожизненному правителю и передается по наследству.
Монархия может быть абсолютной, ограниченной и дуалистической.
Примеры абсолютных монархий — Российская империя или сегодняшняя Саудовская Аравия, где вся высшая власть сосредоточена в руках короля.
Примеры ограниченных монархий — современная парламентская монархия в Великобритании или Нидерланды, где монархи играют символическую роль.
Пример дуалистической монархии — Марокко, где существует парламент, но король имеет реальное право назначить или сменить правительство.
Республика — форма правления, где верховная власть избирается.
Республика может быть президентской, парламентской и смешанной.
Примеры президентских республик — Россия и США, где президент избирается всенародным голосованием, руководит страной и имеет широчайшие полномочия.
Примеры парламентских республик — Германия и Италия, где главой государства является премьер-министр, лидер победившей на выборах парламентской партии.
Пример смешанной республики — Франция, где широкими полномочиями обладают и парламент, и президент.
Канцлер Германии Ангела Меркель и президент России Владимир Путин. Фото: Reuters
Государственно-территориальное устройство – это способ взаимосвязи территориальных образований. По территориальному устройству государства делятся на унитарные, федеративные и конфедеративные.
Унитарное государство — форма государственного устройства, при которой в составе страны нет самостоятельных образований, все регионы подчиняются единым центральным органам власти.
Примеры: Великобритания, Испания, Япония.
Федерация — форма государственного устройства, при которой части страны обладают определенной политической самостоятельностью.
Примеры: Российская Федерации, США, Германия.
Конфедерация — союз независимых государств, созданный для достижения определенных политических целей, обычно временный.
Примеры: Конфедеративные Штаты Америки — объединение противников федеральной власти в годы Гражданской войны в США (1861-65).
Современная Швейцария по традиции официально называется Швейцарской Конфедерацией, но по сути имеет все признаки федеративной республикой.
Флаг американской Конфедерации времен Гражданской войны. Фото: Reuters
Политический режим – это совокупность методов и способов осуществления государственной власти и управления. Политический режим может быть демократическим, авторитарным и тоталитарным.
Демократия — политический режим, в основе которого лежит метод коллективного принятия решений с равными правами участников.
Пример: современные Франция, Швеция, Индия.
Тоталитаризм — политический режим, при котором государство стремится к полному контролю над всеми аспектами жизни общества и человека.
Пример: нацистская Германия, КНДР времен Ким Ир Сена, СССР сталинской эпохи.
Демократические выборы. Грузинский патриарх Илия II голосует на президентских выборах 2018 года. Фото: Reuters
§ 4. Регулятивные нормы в государственном управлении
Виды регулятивных норм. Государственное управление — это распорядительная, организационная, контрольная и иная деятельность. Важнейшее значение для регулирования этой деятельности имеют различные правила, нормы. В обществе существует много разных правил, которые используются в управленческой деятельности. Значительную роль играют нормы морали, особенно на том уровне, где управленческая деятельность смыкается с публичной политикой (например, нарушение моральных заповедей или невыполнение обещаний, данных главой государства, правительством, депутатами, неэтичное публичное поведение высших должностных лиц государства оказывает прямое влияние на отношение граждан к государственной власти, к выполнению ее требований). Доверие и объективная информация, соблюдение требований морали со стороны руководителей и подчиненных необходимы на всех ступенях государственной службы, а также между управляющими и управляемыми.
В государственном управлении используются обычаи (например, на должность председателя нижней палаты парламента обычно выбирается представитель крупнейшей фракции в палате, а его заместителями — представители других наиболее многочисленных фракций), действуют иногда многовековые традиции (например, в британском парламенте). При комплектовании государственного аппарата, назначении на должности в некоторых странах Востока ведущие государственные посты распределяются с учетом места рождения, рода, племени, религиозной принадлежности. Огромную роль в управлении играют устанавливаемые государством стандарты, технические правила, необходимые, в частности, в производственной деятельности, в торговле (в том числе с зарубежными странами). В деятельности органов государства, учреждений складываются организационные нормы и обыкновения. Они используются, например, при отчетах выборных (а иногда и иных) должностных лиц перед гражданами (выбор времени, места для отчета, порядок проведения собрания и т.д.).
Хотя неправовые нормы создаются не государством, это вовсе не значит, что оно безразлично к ним. Государство поддерживает некоторые из них, отвечающие его интересам, пропагандистскими и воспитательными мерами, противодействует другим, прямо запрещает третьи, если они не соответствуют интересам общества (например, нормы поведения, складывающиеся в некоторых религиозных сектах).
Право как основная регулятивная подсистема в государственном управлении. Основным регулятором государственного воздействия является право. В конечном счете многие другие нормы восходят к праву, например, стандарты утверждаются правовыми актами, а некоторые нормы морали с течением времени становятся правовыми. Право — это система государственных или санкционированных (утвержденных) государством норм, обязательных правил поведения, выражающих, с одной стороны, общие интересы всего данного политического сообщества, а с другой — волю доминирующего в государстве определенного социального слоя (в демократическом государстве — большинства населения), исходящих из принципов общечеловеческих ценностей и обеспечиваемых государственным принуждением. В данном определении — несколько его составляющих.
Первый элемент права — это правовая норма. Право представляется наблюдателю как огромное число самых различных правил, которые установлены или санкционированы органами государства. Правовые нормы содержатся в письменных правовых актах и иных документах (кроме устных норм обычного права). Важнейший правовой акт — конституция государства. Далее в иерархии следуют законы парламента, указы главы государства, постановления правительства. Особое место занимают постановления органов конституционного контроля (конституционных судов, конституционных советов и др.), публично-правовые договоры (например, Федеративный договор России с ее субъектами 1992 г.). В некоторых странах (в основном — странах англосаксонского права) правовые нормы содержатся в судебных прецедентах (решения высших судов, которым должны следовать нижестоящие суды, рассматривая аналогичные дела), в религиозных источниках (в мусульманских странах — в Коране), в международно-правовых актах, ратифицированных (утвержденных, воспринятых) данным государством, например, в пактах о правах человека 1966 г. В единичных странах в качестве источника права при решении дел в суде используется правовая доктрина (выводы выдающихся ученых-юристов). Локальными (местными) источниками права могут быть акты субъектов федерации, политических и иных автономий, акты органов местного самоуправления (в том числе их основополагающие акты — уставы). В отличие от норм морали правовые нормы обязательны, их следует соблюдать, ими должно руководствоваться под угрозой неблагоприятных последствий для нарушителя со стороны государства. Эти правила регулируют, например, порядок выборов в парламент, регистрацию граждан по месту жительства, ответственность президента (импичмент), наследование имущества, порядок приема на работу и т.д. Поскольку такие правила регулируют общественные, а не сугубо личные отношения людей, они имеют социальный характер. Все они в какой-то мере составляют часть организующей, упорядочивающей деятельности государства, хотя к собственно управленческой деятельности относится их меньшинство. Подавляющее большинство норм гражданского или трудового кодексов, кодекса о браке и семье не регулируют порядок осуществления государственной власти, управленческую деятельность органов государства или государственных служащих.
Норма права в своей полной форме включает три составные части: гипотезу, диспозицию и санкцию. Гипотеза устанавливает условия применения нормы, диспозиция определяет характер действия или бездействия, санкция — ответственность (наказание, иной ущерб) за нарушение нормы.
Второй элемент, составляющий определение права, — его системный характер. Право должно составлять непротиворечивое единство норм, институтов, отраслей, охватывающих системным регулированием жизнь общества, тех общественных отношений, которые могут и должны регулироваться правовыми (а не иными) нормами. Противоречия норм ведут к хаосу.
Третий элемент — волевой характер права. Это связано с тем, что право направляет поведение людей, их различных коллективов, регулирует деятельность органов государства (в конечном счете — тоже людей, государственных служащих). Право формировалось постепенно, вырастая из доправовых социальных норм, обычаев. Они выражали волю всего неполитического сообщества людей данного племени, территории. По мере выделения элиты и формирования в обществе социальной асимметрии многие социальные нормы сохранили свой «общечеловеческий» характер (например, нормы о защите жизни и здоровья людей, правила -договора займа, разумного использования земли и т.д.), но некоторые из них трансформировались под влиянием доминирующего социального слоя (в том числе и «среднего класса») или создавались под его влиянием как защищающие прежде всего его интересы (в прошлом — нормы о рабовладении, о зависимых от помещиков крестьянах, позже — о запрещении профсоюзов и забастовок, что впоследствии было отменено, и т.д.). В определение права включены оба аспекта (общечеловеческий и конкретно-социальный) волевого содержания права.
Право и сейчас, как и в условиях родового строя, может возникать «снизу», вырастая из потребностей общества урегулировать те или иные отношения (так появились нормы атомного, информационного, космического права и т.д.). Как уже говорилось, некоторые обычаи или моральные номы могут превращаться в правовые, но происходит это в результате деятельности государства. Юридически правовые нормы творятся публичной властью (государством, а в локальных масштабах — государственным образованием, муниципальными органами). Они могут и непосредственно создаваться волеизъявлением народа (референдум), но, по общему правилу, право, вырастая из потребностей жизни, юридически формулируется государством, оно создает или санкционирует нормы, призванные регулировать, направлять поведение людей в нужном ему направлении. Государство выражает в праве государственную волю с учетом интересов различных социально-политических сил.
Четвертым элементом в определении права (если оно не оформляет государственный произвол) являются общечеловеческие ценности (постулаты добра, справедливости, демократии, общего блага и др.). В современных условиях право, чтобы быть правом, должно им соответствовать, они имеют огромное ориентирующее значение и в государственном управлении. Введенный в определение права элемент соответствия его общечеловеческим ценностям имеет принципиальное значение для определения характера правовой системы в той или иной стране. Право неодинаково, а то и принципиально различно в демократических и тоталитарных государствах.
Наконец, право отличается от других социальных норм, действующих в обществе (морали, обычаев, традиций и др.), тем, что его выполнение обеспечивается государственным принуждением. Разумеется, принуждение не всегда необходимо. Напротив, огромное большинство правовых норм выполняется людьми сознательно и добровольно. Добропорядочные граждане не крадут вещи друг у друга, платят налоги, установленные законом, соблюдают правила дорожного движения, материально поддерживают престарелых родителей и т.д., иногда даже не зная, что во многих случаях их действия регулируются правом (например, сдавая пальто в гардероб и получая номерок, человек обычно не думает, что он заключает правовую сделку — договор хранения). При нарушении правовых норм устанавливается юридическая ответственность. Она не ограничивается моральным осуждением со стороны общества, окружения человека, как это бывает в случае нарушения норм морали (например, человек лжет о своих подвигах или сорит в общественных местах), а предполагает государственные санкции. Санкции могут быть уголовно-правовыми (например, тюремное заключение должностного лица по судебному приговору за государственную измену), гражданско-правовыми (возмещение вреда, причиненного незаконными распоряжениями начальника милиции), административно-правовыми (наложение штрафа на руководителя учреждения противопожарной инспекцией за невыполнение ее неоднократных требований), дисциплинарно-правовыми (выговор, объявленный в приказе министра начальнику департамента за упущения по службе).
Правовые нормы объективно, по своему содержанию, и субъективно (в результате классификаторской деятельности исследователей) группируются по институтам права. Институт — система норм, регулирующих какое-либо однородное общественное отношение в пределах данной отрасли права (гражданского, трудового, уголовного и др.). В гражданском праве это, например, институт залога имущества (для получения, скажем, кредита под залог), в административном — институт государственной службы, в конституционном — институт гражданства, в трудовом — институт трудового договора и т.д.
Однородные институты в своей совокупности образуют ту или иную отрасль права. В настоящее время происходит формирование новых отраслей права. Наряду с традиционными отраслями — гражданским, уголовным, уголовно-процессуальным, гражданским процессуальным и т.д. правом — выделятся экологическое, банковское, предпринимательское право и другие отрасли. Многие из них создаются на основе синтеза норм и институтов нескольких прежних отраслей, другие — отпочковываются от них.
Управленческая деятельность и государственный режим. Государство, его органы, государственные служащие функционируют в определенной среде, включающей огромное количество слагаемых — от; географических условий до политической и правовой культуры населения. В результате деятельности органов государства, должностных лиц в стране складывается тот или иной государственный режим. Это — обобщенная характеристика форм и методов осуществления государственной власти в той или иной стране. В зависимости от содержания этих форм и методов в стране может существовать полуфео-; дально-теократический (султанат Оман и др.), тоталитарный (КНДР), авторитарный (Марокко), полудемократический (Филиппины) или демократический режим (Великобритания, Франция и др.). Данное понятие тесно связано не со структурной, организационной стороной государства (как это имеет место в случае с системой органов государства), а с динамической стороной государственной власти, характери-. зует функциональный компонент государства как системы.
Формы и методы деятельности государства лишь в своей основе обусловлены функциями, т.е. основными направлениями деятельности государства, рассматриваемыми ниже. Абсолютной предопределенности в данном случае нет. При осуществлении экономической функции государства так же применяется, например, метод запрета (запрещение экономического монополизма), как и при реализации идеологической функции (запрет пропаганды национальной вражды). Политическая функция предполагает дозволение (свободу образования общественных объединений), равно как и функция социальная (свобода выбора формы образования).
Классификация форм и методов управленческой деятельности государства. Обычно принято различать экономические, административные и идеологические методы управленческой деятельности. В их рамках существует множество частных методов, способов, приемов. Экономические методы состоят в создании государством таких условий, чтобы управляемому объекту было выгодно действовать так, как этого желает государство (субъект управления). Например, государство снижает налоги на производство детских товаров, стимулируя его рост, или устанавливает повышенные стипендии для студентов-отличников, заботясь о качестве подготовки кадров. Административные методы — это команды государства (требования, запреты и т.д.), обязывающие поступать определенным образом. Они могут быть экономически выгодны государству, а могут быть необходимы по другим причинам (например, заказ на производство дорогостоящей техники для обороны страны). Идеологические методы — это государственное воздействие на сознание людей, пропаганда и агитация со стороны государства (например, шариат объявлен во многих мусульманских странах нормой жизни людей, на коробках с сигаретами от имени государства — министерства здравоохранения есть надпись, предупреждающая о том, что курение опасно для здоровья).
Методы управленческой деятельности могут быть легальными (соответствующими закону) и легитимными (правильными, оправданными в представлениях населения), легальными, но не легитимными, легитимными, но не легальными, правовыми и неправовыми.
Различают правовые и неправовые формы и методы деятельности органов государства, его должностных лиц. К правовым относятся те, которые совершаются на основе конституции, законов, иных правовых актов, в пределах и в соответствии с процедурой, установленной ими. Среди основных правовых форм различают законодательствова-ние, управление, правосудие, контроль.
Законодательствование — это установление правил наиболее общего характера по важнейшим вопросам общественной жизни, определяющих поведение и деятельность физических и юридических лиц., организаций, учреждений, предприятий, коллективов и т.д. Указанным правилам должны соответствовать подзаконные правовые акты (указы президента, постановления правительства и т.д.). Законы обычно принимаются высшим представительным органом государства — парламентом, но могут быть приняты и другим способом, например путем референдума (голосования избирателей).
Государственное управление в узком смысле этих слов — это, как говорилось выше, исполнительно-распорядительная, организационная деятельность государства, его органов, должностных лиц. Для его осуществления также издаются правовые акты, но в этой сфере деятельности особенно широко применяются организационно-технические методы, приемы, способы.
Правосудие осуществляется судом. Суд призван в особой процессуальной форме разрешать конфликты, возникающие между гражданами, органами государства, физическими и юридическими лицами и т.д. Суд рассматривает конкретные дела и споры в судебной коллегии (незначительные дела может решать единолично судья). Решения суда (после вступления их в силу) должны выполняться всеми органами государства (в том числе и главой государства, а также парламентом, если суд осуществляет конституционный контроль в отношении законов), юридическими и физическими лицами, объединениями и т.д.
Контрольная деятельность государства выражается в форме инспектирования, проверки соответствия деятельности органов государства, должностных лиц законам, актам вышестоящих органов, путем проверки выполнения должностных обязанностей, соблюдения установленных стандартов, правил противопожарной, противоэпидемической и т.д. безопасности. Контрольной деятельностью занимаются в ряде стран прокуратура (проверка соблюдения законности), конституционные суды и советы (конституционный контроль), специальные органы (контрольные палаты или управления в Польше, Чехии, Словакии), генеральные контролеры, генеральные ревизоры, омбудсманы с подчиненным им аппаратом. Контрольные органы, как правило, не могут давать каких-то обязательных указаний, распоряжений. Они устанавливают факты, часто составляют акт о нарушениях и обращаются к парламенту, правительству, к вышестоящим (по отношению к проверяемому объекту) органам, в некоторых странах при обнаружении грубых нарушений могут возбудить дело в суде.
Неправовые (но не противоправные) формы и методы — это главным образом повседневная организационно-техническая, оперативная деятельность (учет, беседы с подчиненными и начальниками, совещания и т.д.). Их процедуры детально правом не регулируются. От неправовых следует отличать противоправные формы и методы управления (насилие, угрозы, унижение достоинства подчиненных, требования выполнять незаконные действия и т.д.). За применение противоправных методов в нарушение закона может нести ответственность и само государство. Это возможно во внутригосударственных отношениях (например, за причинение ущерба лицу незаконными актами, за судебную ошибку), в сфере международно-правовых отношений за агрессию, преступления против человечества, использование методов принуждения, запрещенных международным правом. Современная Германия выплачивает государственную компенсацию лицам, насильственно угнанным фашистами в Германию во время Второй мировой войны из оккупированных территорий, за их подневольный труд.
С точки зрения особенностей волеизъявления государства, его органов различают методы стимулирования (поощрения), дозволения, охраны, требования, запрета, ответственности, репрессии и др.
Стимулирование широко применяется в государственном управлении. Оно используется для ориентации поведения и деятельности участников общественных отношений (граждан, юридических лиц, органов государства и т.д.) в таком направлении, которое государство считает необходимым. Это одна из форм «мягкого» государственного руководства. Так, путем установления льгот стимулируется объединение крестьян в кооперативы любого уровня (это повышает производительность труда, обеспеченность населения товарами, да и государственным органам удобнее иметь дело с организациями, чем с распыленными мелкими хозяйствами). Формой стимулирования являются государственные награды, премии, присвоение почетных званий за успехи в труде.
В отличие от стимулирования, которое выражает прямую заинтересованность государства, метод дозволения в определенной мере характеризует нейтральную, но благожелательную позицию государственной власти по отношению к тем или иным общественным явлениям, процессам, видам деятельности. Государство не поощряет те или иные виды деятельности, но и не запрещает их — граждане, юридические лица сами решают, воспользоваться ли предоставляемыми возможностями. Метод дозволения широко используется при регулировании основных прав и свобод личности.
Метод охраны используется прежде всего для обеспечения стабильности существующих общественных отношений, сложившегося правового порядка. Охранительная деятельность государства осуществляется специализированным аппаратом (полиция, суды, прокуратура и др.) и его другими органами, выполняющими эту задачу попутно. Для защиты государства от агрессии создается армия, для защиты от внутренних угроз — внутренние войска.
Требование должного поведения выражает активную заинтересованность государства в определенных действиях со стороны физических и юридических лиц, государственных служащих, учреждений, организаций, коллективов, в развитии общественных отношений в таком направлении, которое оно считает необходимым. В данном случае воля государства проявляется более отчетливо и в жестких формах. Данный метод прежде всего возлагает на участников отношений обязанности от имени государства. Он используется в конституционном праве (требование информации от должностного лица в «час вопросов» в парламенте), административном (требование регистрации общественного объединения для получения прав юридического лица) налоговом (платить налоги) и других отраслях права.
Запреты — действенная форма отрицательного отношения государства к тем или иным явлениям, поступкам, поведению. В форм^ запретов государство исключает вредную, нежелательную для него общества, человека деятельность. В конституционном праве, например, запрещена пропаганда религиозной нетерпимости, в административном — несанкционированные демонстрации, мешающие прохожий и движению транспорта, в уголовном — посягательства на жизнь человека, в земельном — изменение целевого назначения сельскохозяйственных земель, в гражданском — торговля частных лиц ядами и т.д. Метод установления ответственности — это предостережение государства о вредных последствиях, которые могут последовать для лица, организации, иного субъекта при несоблюдении требований или запретов государственных органов, должностных лиц, а также санкций (сами неблагоприятные последствия). Юридическая ответственность предусмотрена многими правовыми актами и имеет разные формы: ограничение свободы правонарушителя, роспуск общественного объединения, систематически нарушающего свой устав, уплата пени или штрафов при просрочке платежа и т.д. Наиболее острая форма ответственности — репрессия, связанная с прямым насилием. Незаконна демонстрация может быть рассеяна с применением технических средств. Возможна конфискация доходов, с которых не уплачены налоги. По решению суда лицо может быть лишено родительских прав. Используя те или иные методы государственного управления, органы государства, должностные лица применяют конкретные способы административного воздействия. К их числу относятся: адресные задания, назначение или освобождение от должности, регистрация определенных действий, установление стандартов и квот, учет и статистика, оформление государственных заказов, распоряжение объектами государственной собственности, образование, реорганизация или ликвидация подведомственных объектов, приостановление или отмена правовых актов подведомственных органов и должностных лиц, технические операции и т.д. 1
С методами и формами управленческой деятельности тесно связаны также управленческие процедуры. Среди них выделяют, во-первых, подготовку, принятие и исполнение решений. Решение и его осуществление — один из узловых моментов государственного управления.
1 См.: Административное право / Под ред. Ю.М. Козлова и Л.Л. Попова. М, 1999. С. 289-290.
Оно может быть коллегиальным или единоличным. Управленческое решение должно быть тщательно подготовлено, взвешены возможности его осуществления, просчитаны последствия, предусмотрено его обеспечение и, если необходимо, ответственность за выполнение, причем все эти компоненты, включая ответственных лиц или органы, должны быть конкретизированы.
Во-вторых, управленческие процедуры зачастую тесно связаны с координацией управленческой (а если необходимо, то и иной) деятельности. Координация обеспечивает экономию ресурсов и средств, позволяет более эффективно выполнять соответствующие задачи. Поэтому, принимая решение, следует проанализировать возможности координации с другими вышестоящими, подчиненными и неподчиненными органами или должностными лицами.
В-третьих, управленческая деятельность связана с организационными, регистрационными, разрешительными или учетно-уведомитель-ными формами работы. Органы государства проводят организационные мероприятия по обеспечению выборов в представительные органы (парламент, законодательные собрания в субъектах федераций, органы местного самоуправления). Они регистрируют политические партии (обычно это делают органы министерства юстиции, а в Болгарии, Польше — городские суды столицы), частные предприятия, выдают лицензии (разрешения) на определенные виды деятельности, разрешают или не разрешают (например, в случае угрозы публичному порядку) массовые уличные демонстрации, обеспечивают проведение митингов и т.д. При регистрации взимается пошлина и плата за услуги.
В-четвертых, органы государства, государственные учреждения, государственные служащие занимаются консультативной и информационной деятельностью. Она осуществляется в отношении нижестоящих органов, граждан, неподчиненных государственных учреждений, негосударственных организаций. Государственные служащие обязаны разъяснять гражданам законы, внимательно относиться к их нуждам, объяснять, почему конкретный орган или должностное лицо приняло именно такое решение по вопросу, касающемуся гражданина. Органы государства должны представлять информацию вышестоящим органам, а также средствам массовой информации. Информационные регулярные сообщения о ситуации в стране пребывания регулярно направляют в министерство иностранных дел дипломатические представители государства.
В-пятых, сферой деятельности государственного управления являются учетные, аналитические, программные формы работы, а также отчетность. В некоторых государственных органах, их подразделениях учет имеет очень важное значение (например, в отделах районных
военных комиссариатов, в паспортных отделах милиции). Аналитической работой занимаются все органы государственного управления по крайней мере когда представляют периодические годовые отчеты с своей работе. Прогнозы и программы служат для ориентации деятель; ности того или иного органа, выявлению перспектив, направлений работы.
Наконец, все государственные органы и государственные служащие в разной мере и в разных формах используют процедуры контроля. Вышестоящие органы и должностные лица проверяют и контролируют деятельность нижестоящих, контролируется ситуация на определенной территории и т.д.