Энциклопедия решений. НДС в организациях бюджетной сферы
В общем случае на основании п.1 ст. 146 НК РФ НДС облагается реализация товаров (работ, услуг) на территории Российской Федерации, а также передача имущественных прав, включая безвозмездную передачу товаров, безвозмездное выполнение работ, оказание услуг.
Не признаются объектом обложения НДС следующие операции, осуществляемые организациями госсектора.
Операция, не признаваемая объектом обложения НДС
Выполнение работ (оказание услуг ) органами власти (местного самоуправления)
1. Обязательность выполнения соответствующих работ (оказания услуг) должна быть установлена :
— законодательством субъектов РФ;
— актами органов местного самоуправления.
2. Выполнение работ (оказание услуг) должно осуществляться в рамках выполнения возложенных на орган исключительных полномочий в определенной сфере деятельности — возможность осуществления аналогичных операций иными органами и (или) третьими лицами не должна быть предусмотрена законодательством.
Если услуги (работы) не отвечают приведенным выше критериям, должен уплачиваться НДС, например:
— операции по передаче имущества в аренду;
— услуги по предоставлению владельцам рекламных конструкций за плату возможности установки и эксплуатации рекламных конструкций, см. письма Минфина России от 04.08.2017 N 03-07-11/50018, от 06.04.2016 N 03-07-11/19520, от 08.05.2015 N 03-07-11/26714).
— при реализации права ограниченного пользования чужим земельным участком (сервитута) (письмо Минфина России от 31.08.2017 N 03-07-11/55858)
Выполнение любых работ и оказание любых услуг казенными учреждениями
Приведенное выше правило в полной мере распространяется на операции по сдаче в аренду имущества (письма Минфина России от 11.07.2017 N 03-07-11/43774, от 02.10.2015 N 03-07-11/56570, от 28.04.2015 N 03-03-05/24417), а также на предоставление коммунальных услуг казенными учреждениями-исполнителями.
Однако операции по реализации казенными учреждениями коммунальных ресурсов (тепловой энергии и горячей воды) исполнителям коммунальных услуг подлежат обложению НДС в общеустановленном порядке (письмо Минфина России от 12.01.2017 N 03-07-11/530).
Норма пп. 4.1 п. 2 ст. 146 НК РФ не применяется при операциях по реализации имущественных прав .
В частности, операции по реализации на торгах прав на заключение договора на установку и эксплуатацию рекламных конструкций подлежат обложению НДС (письма Минфина России от 26.01.2018 N 03-07-11/4405, от 27.12.2016 N 03-07-11/78126)
Выполнение работ (оказание услуг ) бюджетными и автономными учреждениями в рамках государственного (муниципального) задания , источником финансового обеспечения которого является субсидия из соответствующего бюджета
Финансовое обеспечение выполнения задания осуществляется путем предоставления бюджетным и автономным учреждениям субсидий согласно абзацу первому п. 1 ст. 78.1 БК РФ.
Вопрос о налогообложении операций по выполнению работ (оказанию услуг) в рамках мероприятий, финансовое обеспечение которых осуществляется путем предоставления субсидий на иные цели (абзац второй п. 1 ст. 78.1 БК РФ), не связанных с выполнением государственного (муниципального) задания, остается открытым.
При формальной трактовке положений главы 21 НК РФ контролирующие органы могут сделать вывод: данные операции должны облагаться НДС в общеустановленном порядке (письмо Минфина России от 18.03.2014 N 03-07-15/11691, письмо ФНС России от 21.04.2014 N ГД-4-3/7601@)
Внимание
Положения ст. 146 НК РФ не позволяют исключать из объекта налогообложения НДС операции по реализации (передаче) организациями госсектора имущества (товаров) и имущественных прав . Если иное не предусмотрено главой 21 НК РФ, при осуществлении таких операций НДС должен быть исчислен и уплачен в общеустановленном порядке (см. в частности, письмо Минфина России от 20.06.2012 N 03-07-15/62; письма ФНС России от 17.07.2012 N ЕД-4-3/11763@, от 15.04.2014 N СА-4-7/7201). Например:
— операции по выдаче работодателем работникам трудовых книжек или вкладышей в них, в том числе по стоимости их приобретения, являются операциями по реализации товаров и, соответственно, объектом налогообложения НДС (письма Минфина России от 19.05.2017 N 03-03-06/1/30818, от 30.09.2015 N 03-07-11/55714, п. 6 письма Минфина России от 16.08.2013 N 03-03-05/33508).
— предоставление учреждением права ограниченного пользования земельным участком (сервитута) является объектом обложения НДС. При этом налоговая база определяется исходя из всех доходов, связанных с расчетами по оплате имущественных прав, полученных в денежной и (или) натуральной формах (п. 2 ст. 153 НК РФ, письмо Минфина России от 16.08.2017 N 03-07-11/52468).
Таким образом, в общем виде порядок уплаты НДС организациями государственного сектора выглядит следующим образом.
Организация государственного сектора
Оказание услуг, выполнение работ в рамках задания (полномочий)
Оказание услуг, выполнение работ
Передача имущества в аренду
Реализация имущества, имущественных прав
Орган власти, местного самоуправления
Ряд положений НК РФ, в которых перечислены не признаваемые объектом налогообложения НДС операции, распространяется на организации всех форм собственности, однако применяются преимущественно организациями госсектора.
Операция, не признаваемая объектом обложения НДС
Безвозмездная передача основных средств :
— органам власти (местного самоуправления)
— государственным и муниципальным учреждениям (казенным, бюджетным и автономным)
При безвозмездной передаче любыми организациями госсектора любым организациям госсектора основных средств НДС уплачиваться не должен.
Если же речь идет о передаче объектов имущества, которые не учитываются в составе основных средств, может быть применена норма пп. 3 п. 3 ст. 39 НК РФ (см. операцию N 2 в данной Таблице)
Передача некоммерческим организациям :
Согласно данной норме не являются объектом налогообложения НДС операции по передаче от организации госсектора любым некоммерческим организациям (в том числе казенным, бюджетным и автономным учреждениям) любого имущества .
Правда, есть одно ограничение — имущество должно передаваться на осуществление основной уставной деятельности, не связанной с предпринимательской деятельностью.
Таким образом, если имущество передается для одновременного использования в уставной и приносящей доход деятельности, то операция должна облагаться НДС в общеустановленном порядке (см. письмо Минфина России от 21.08.2009 N 03-03-06/1/542)
Безвозмездная передача органам власти (местного самоуправления) , эксплуатирующим организациям объектов:
— дорог, электрических сетей, подстанций, газовых сетей, водозаборных сооружений и др. подобных объектов
Подобные операции осуществляются, в частности, в ходе передачи соответствующих объектов из федеральной в муниципальную собственность.
Норма применяется, в частности, при передаче:
Передача в безвозмездное пользование объектов основных средств :
— органам власти (местного самоуправления)
— государственным и муниципальным учреждениям (казенным, бюджетным и автономным)
При передаче в безвозмездное пользование любыми организациями госсектора любым организациям госсектора основных средств НДС уплачиваться не должен (см. письма Минфина России от 23.03.2018 N 03-03-06/1/18466, от 07.07.2014 N 03-07-11/32826).
Если же речь идет о передаче в безвозмездное пользование объектов имущества, которые не учитываются в составе основных средств, может быть применена норма пп. 10 п. 2 ст. 146 НК РФ (см. операцию N 5 в данной Таблице)
Передача некоммерческим организациям в безвозмездное пользование имущества казны
Согласно данной норме не являются объектом налогообложения НДС операции по передаче в безвозмездное пользование от организации госсектора любым некоммерческим организациям (в том числе казенным, бюджетным и автономным учреждениям) имущества, учитываемого в составе казны любого публично-правового образования.
При передаче учреждением в безвозмездное пользование иной организации госсектора любого имущества НДС может не уплачиваться при выполнении следующих условий:
1) передача была осуществлена «через казну» ;
2) имущество предназначено для использования получателем (некоммерческой организацией) при осуществлении уставной деятельности
Передача в собственность на безвозмездной основе имущества государственной (муниципальной) казны
— образовательным некоммерческим организациям;
— научным некоммерческим организациям
на осуществление уставной деятельности
Эта норма применяется с 1 декабря 2015 года в отношении любого имущества, учитываемого в составе государственной (муниципальной) казны (п. 1 ст. 1, п.п. 1, 6 ст. 4 Федерального закона от 29.12.2015 N 396-ФЗ).
Обязательные условия применения:
1) имущество казны передается образовательным и научным некоммерческим организациям;
2) имущество предназначено для использования получателем при осуществлении уставной деятельности
Передача организации госсектора — правопреемнику :
Передача жилых помещений физическим лицам в домах государственного или муниципального жилищного фонда при проведении приватизации
В соответствии с положениями ст. 145 НК РФ госучреждение вправе получить освобождение от исполнения обязанностей налогоплательщика НДС.
Помимо этого, ст. 149 НК РФ в отношении ряда социально значимых оказываемых учреждениями услуг, в том числе связанных с культурой, наукой и образованием, предусмотрена льгота в виде освобождения от налогообложения НДС при выполнении определенных условий.
Внимание
Освобождение от исполнения обязанностей налогоплательщика НДС включает и освобождение от исполнения обязанности по представлению Налоговой декларации по НДС (если организация госсектора не выставляет покупателям счета-фактуры с выделенной суммой НДС и не исполняет обязанности налогового агента). А вот осуществление операций, освобожденных от НДС (не являющихся объектом обложения НДС), не освобождает от обязанности по представлению Налоговой декларации по НДС.
*(1) Положения пп. 4.1 п. 2 ст. 146 НК РФ распространяются на правоотношения, возникшие с 1 января 2011 года.
*(2) НДС обязан исчислить, удержать из доходов, уплачиваемых арендодателю, и уплатить в бюджет налоговый агент — арендатор государственного (муниципального) имущества (подробнее см. материал Определение налоговой базы по НДС при предоставлении на территории РФ органами государственной власти, местного самоуправления имущества в аренду).
*(3) При реализации органами власти (местного самоуправления) имущества казны по общему правилу НДС должен быть исчислен, удержан и уплачен налоговыми агентами — покупателями (получателями) имущества (подробнее см. материал Налогообложение операций по реализации имущества органами власти (местного самоуправления)).
Вы можете открыть актуальную версию документа прямо сейчас.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Информационный блок " Бюджетная сфера: учет, отчетность, финконтроль " — это совокупность уникальных актуализируемых аналитических материалов по наиболее популярным вопросам, возникающим в деятельности организаций бюджетной сферы.
Материалы информационного блока помогут в короткие сроки и на высоком уровне решать задачи в области бухучета, использования бюджетной классификации, финансового контроля, а также правильно применять нормативные правовые акты в условиях совершенствования правового положения государственных (муниципальных) учреждений.
Каждый материал блока подкреплен ссылками на нормативные правовые акты, учитывает сложившуюся судебную практику и актуализируется по мере изменения законодательства.
Перечень сокращений, используемых в информационном блоке :
Закон N 402-ФЗ — Федеральный закон от 06.12.2011 N 402-ФЗ "О бухгалтерском учете"
Инструкция N 157н — Инструкция по применению Единого плана счетов бухгалтерского учета для государственных органов власти (государственных органов), органов местного самоуправления, органов управления государственными внебюджетными фондами, государственных академий наук, государственных (муниципальных) учреждений, утв. приказом Минфина России от 01.12.2010 N 157н
Инструкция N 162н — Инструкция по применению Плана счетов бюджетного учета, утв. приказом Минфина России от 06.12.2010 N 162н
Инструкция N 174н — Инструкция по применению плана счетов бухгалтерского учета бюджетных учреждений, утв. приказом Минфина России от 16.12.2010 N 174н
Инструкция N 183н — Инструкция по применению плана счетов бухгалтерского учета автономных учреждений, утв. приказом Минфина России от 23.12.2010 N 183н
Порядок N 209н — Порядок применения классификации операций сектора государственного управления, утв. приказом Минфина России от 29.11.2017 N 209н
Порядок N 82н — Порядок формирования и применения кодов бюджетной классификации Российской Федерации, их структура и принципы назначения, утв. приказом Минфина России от 24.05.2022 N 82н
Приказ N 61н — Приказ Минфина России от 15.04.2021 N 61н "Об утверждении унифицированных форм электронных документов бухгалтерского учета, применяемых при ведении бюджетного учета, бухгалтерского учета государственных (муниципальных) учреждений, и Методических указаний по их формированию и применению"
Приказ N 52н — Приказ Минфина России от 30.03.2015 N 52н "Об утверждении форм первичных учетных документов и регистров бухгалтерского учета, применяемых органами государственной власти (государственными органами), органами местного самоуправления, органами управления государственными внебюджетными фондами, государственными (муниципальными) учреждениями, и Методических указаний по их применению"
Инструкция N 33н — Инструкция о порядке составления, представления годовой, квартальной бухгалтерской отчетности государственных (муниципальных) бюджетных и автономных учреждений, утв. приказом Минфина России от 25.03.2011 N 33н
Инструкция N 191н — Инструкция о порядке составления и представления годовой, квартальной и месячной отчетности об исполнении бюджетов бюджетной системы Российской Федерации, утв. приказом Минфина России от 28.12.2010 N 191н
КБК — коды бюджетной классификации
КОСГУ — Классификация операций сектора государственного управления
КФО — код вида финансового обеспечения (деятельности)
План ФХД — План финансово-хозяйственной деятельности
ГРБС — главный распорядитель бюджетных средств
ПБС — получатель бюджетных средств
Орган-учредитель — орган, осуществляющий функции и полномочия учредителя бюджетного или автономного учреждения
Закон N 326-ФЗ — Федеральный закон от 29.11.2010 N 326-ФЗ "Об обязательном медицинском страховании в Российской Федерации"
Правила N 108н — Приказ Минздрава России от 28.02.2019 N 108н "Правила обязательного медицинского страхования в Российской Федерации"
ВМП — высокотехнологичная медицинская помощь
Специалисты министерств, ведомств и научных организаций, независимые эксперты и эксперты ГАРАНТа
Бычков С.С., заместитель директора Департамента бюджетной методологии и финансовой отчетности в государственном секторе Минфина России
Семенюк А.А., государственный советник РФ 3 класса, с 2019 по 2022 год — заместитель главного бухгалтера Федеральной таможенной службы (ФТС России)
Пименов В.В., руководитель направления "Бюджетная сфера" компании "Гарант", эксперт Лаборатории анализа информационных ресурсов НИВЦ МГУ им. М.В. Ломоносова (МГУ)
Панкратова Г.А., заместитель директора ГКУ Камчатского края "Центр финансового обеспечения", с 2013 по 2020 год — главный бухгалтер Министерства здравоохранения Камчатского края
Крохина Ю.А., заведующая кафедрой правовых дисциплин Высшей школы государственного аудита МГУ им. М.В. Ломоносова (МГУ), доктор юридических наук, профессор
Волгина Ю.Н., главный бухгалтер ФГБУ "Национальный медицинский исследовательский центр имени академика Е.Н. Мешалкина" Минздрава России
Кулаков А.С., начальник отдела учета и отчетности ФГБУ "Главный военный клинический госпиталь им. академика Н.Н. Бурденко" Минобороны России, профессиональный бухгалтер
Железнева Ю.С., ведущий аналитик, с 2020 по 2023 год — главный бухгалтер ФГБУ "Национальный медицинский исследовательский центр имени академика Е.Н. Мешалкина" Минздрава России, профессиональный бухгалтер
Янчарин Е.А., ведущий аналитик, с 2016 по 2018 год — заместитель начальника Управления организации капстроительства ДТ МВД России
Жуковский Д.В., начальник отдела автоматизации бюджетного учета, специалист по внедрению программных продуктов фирмы "1С" в организациях бюджетной сферы
Операции, не подлежащие налогообложению НДС: виды и особенности
Не облагаемые НДС операции и товары для реализации (или использования для собственных нужд) собраны в список, который является исчерпывающим и не подлежит расширению. Перечень отображен в пп. 1–3 ст. 149 НК РФ:
I. Деятельность по передаче помещений в аренду нерезидентам (физлицам и юрлицам), получившим аккредитацию в России (п. 1 ст. 149 НК РФ). Список иностранных государств, в отношении граждан и/или организаций которых может применяться освобождение от НДС, перечислен в общем приказе МИД и Минфина России от 08.05.2007 № 6498/40н.
При этом к деятельности такого типа можно отнести и эксплуатационное (коммунальное) обслуживание сдаваемых в аренду помещений на условиях, указанных выше, если такой вид услуг указан в договоре аренды (постановление ФАС Московского округа от 22.04.2010 № КА-А40/2596-10).
II. Продажа товаров, оказание услуг, в том числе и для собственных нужд, указанных в п. 2 ст. 149 НК РФ, также не облагается НДС. Перечень довольно объемный — он состоит из более чем 30 позиций, но стоит упомянуть их все. Большинство из перечисленных в данном пункте позиций имеет явную социально ориентированную направленность:
- Медицинские товары (отечественные и зарубежные) в соответствии с перечнем, утвержденным постановлением Правительства РФ от 30.09.2015 № 1042 (с учетом изменений, внесенных постановлениями Правительства РФ от 31.12.2016 № 1581, от 22.11.2017 № 1404).
К ним относятся:
- медицинские изделия;
Что нужно представить в ИФНС, чтобы получить освобождение по НДС в отношении медицинских изделий, смотрите по ссылке.
- протезы и комплектующие к ним;
- техсредства (в т. ч. автотранспорт) для инвалидов;
- очки и линзы, предназначенные для коррекции зрения, оправы для таких очков.
- Медуслуги, которые оказывают организации и ИП, осуществляющие меддеятельность (кроме ветеринарных и санэпидемиологических услуг):
- оказываемые в рамках страховых полисов по обязательному медстрахованию;
- профилактика, диагностика и лечение населения — перечень разрешенных мероприятий утвержден постановлением Правительства от 20.02.2001 № 132;
- сбор крови у населения;
- экстренная медпомощь населению;
- услуги сиделки;
- услуги патологоанатома;
- медпомощь беременным, новорожденным, наркозависимым и инвалидам.
- Услуги, осуществляемые в помощь инвалидам, больным или престарелым в соответствии с выданными медучреждениями или органами соцзащиты предписаниями.
- Оказываемые несовершеннолетним услуги по присмотру, уходу в рамках реализации дошкольных образовательных программ, а также проведение занятий в детских секциях и кружках.
- Продуктовые товары, изготавливаемые непосредственно в столовых медицинских и образовательных учреждений, либо завозимые туда уже готовыми. Разъяснение по этой позиции содержится в письме ФНС от 19.10.2011 № ЕД-4-3/17283@. При этом существует спорная ситуация в отношении индивидуальных предпринимателей. Так, Минфин считает, что ИП не могут использовать преимущества от того, что это является деятельностью, не облагаемой НДС (письмо ведомства от 14.09.2009 № 03-07-14/95). Но имеется и положительная для предпринимателей судебная практика. В частности, определение ВАС РФ от 07.02.2007 № 649/07.
- Услуги архивариусов (разъяснения содержатся в письме УФНС Москвы от 03.07.2009 № 16-15/068560).
- Перевозка населения пассажирским транспортом: городским, за исключением маршрутных и обычных такси, по единым, согласованным (кроме договорных (письмо Минфина от 05.02.2013 № 03-07-07/2476)) с местной властью тарифам (дополнительные разъяснения содержатся в письме Минфина от 17.11.2009 № 03-07-07/75).
- Ритуальные услуги (производство памятников, декорирование надгробий, продажа ритуальной утвари) в соответствии со списком, утвержденным постановлением Правительства от 31.07.2001 № 567. При этом как именно следует понимать слово «ритуальный», разъяснено в письме Минфина от 14.11.2011 № 03-07-07/69.
- Почтовые марки, открытки и конверты (маркированные), лотерейные билеты.
- Предоставление в пользование жилья всех форм собственности, причем, несмотря на то что Минфин России исключает из этого перечня общежития (письмо от 22.08.2012 № 03-07-07/88), судебная практика по разрешению возможного конфликта с ФНС в основном положительна (постановления ФАС Северо-Кавказского округа от 03.10.2011 по делу № А32-34416/2010, ФАС Московского округа от 29.12.2011 по делу № А40-120210/10-116-467, ФАС Поволжского округа от 25.03.2010 № А12-3432/2009).
- Монеты из драгметаллов, находящиеся в обращении в России или других государствах (подтвердить статус монет можно разъяснениями Банка России (письма Минфина от 17.03.2017 № 03-07-05/15462, от 15.08.2016 № 03-07-07/47731)).
- Доли в УК компаний, паи в кооперативах и инвестфондах, ценные бумаги и фининструменты срочных сделок, а также:
- услуги депозитариев (МВФ, МБРР, МАР), при этом Центробанк России выступает депозитарием в рублях;
- услуги, оказываемые специализированными организациями на основе лицензии и связанные с ценными бумагами.
- Утратил силу с 01.01.2019.
- Образовательные услуги некоммерческих организаций. Что касается оказания дополнительных образовательных услуг, указанных в лицензии, то подробное разъяснение о применении освобождения от налогообложения содержится в письме Минфина от 24.06.2014 № 03-07-Р3-30162. Консультационные услуги в перечень не входят.
Когда образовательные услуги облагаются НДС, а когда нет, узнайте из этой публикации.
14.1. Услуги по социальному обслуживанию и связанные с ними.
- Сохранение культурных и исторических памятников, сооружений, зданий, включая консервацию, реставрацию, ремонт и прочее (подробные разъяснения содержатся в письме ФНС от 07.09.2012 № АС-20-3/970).
- Работы в рамках строительства жилья, социально-культурных объектов, сопутствующей инфраструктуры и центров профпереподготовки военнослужащих.
16.1. Услуги в рамках арбитража, оплачиваемые через некоммерческую организацию, подразделением которой является это постоянно действующее арбитражное учреждение.
- Услуги, связанные с взиманием госпошлины и других видов пошлин и сборов, в том числе:
- услуги по проведению аттестации операторов (страховщиков) для техосмотра ТС;
- услуги техосмотра (подробности по применению освобождения — в письме ФНС от 19.10.2012 № ЕД-4-3/17723@).
- Беспошлинные товары.
- Товары и услуги (кроме подакцизных) в рамках оказания безвозмездной помощи (содействия) Российской Федерации.
- Услуги в сфере искусства и культуры (кинотеатры, планетарии, экскурсионные бюро и прочее, за исключением океанариумов, в отношении которых есть разъяснение в письме Минфина от 12.12.2011 № 03-07-07/83). По отношению к операциям по продаже входных билетов имеется разъяснение в письме Минфина от 07.08.2012 № 03-07-11/259, а вот дополнительные услуги не освобождены от НДС (письмо Минфина от 04.02.2013 № 03-07-07/2235).
- Изготовление кинопродукции организациями кинематографии, передача прав на использование данной продукции (дополнительные сведения содержатся в письмах Минфина от 05.12.2012 № 03-07-11/527 и ФНС от 13.02.2013 № ЕД-4-3/2345@). При этом реализация копий кинопродукции подлежит налогообложению (письмо УФНС Москвы от 18.10.2010 № 16-15/108644). Кроме того, ИП не освобождаются от НДС по этой позиции товаров и услуг (письмо Минфина от 29.07.2011 № 03-07-14/79). Также освобожены от НДС права на использование охраняемых результатов интеллектуальной деятельности, использованных и (или) возникших при создании кинопродукции, получившей удостоверение национального фильма.
- Услуги в аэропортах и воздушном пространстве России по обслуживанию воздушных судов (подробности в письме Минфина от 07.08.2012 № 03-07-08/242).
- Обслуживание в портах водного транспорта (морских судов, судов смешанного и внутреннего плавания) во время стоянки (подробности — в письме Минфина от 18.05.2012 № 03-07-07/52). Оказывать услуги могут лишь лица, которые обеспечивают судам эксплуатацию — иначе такие услуги облагаются налогом (письмо Минфина от 08.07.2011 № 03-07-08/210).
- Фармацевтические услуги аптек по изготовлению лекарственных средств, ремонту и изготовлению очков, слуховых аппаратов и ортопедических протезов.
- С 01.01.2018 этот пункт ст. 149 НК РФ утратил силу (закон от 27.11.2017 № 335-ФЗ). С указанной даты реализация лома и отходов черных и цветных металлов облагается НДС. Но уплачивать его будут покупатели (кроме физлиц, не являющихся ИП) — п. 8 ст. 161 НК РФ возлагает на них обязанности налогового агента по НДС.
- Исключительные (авторские) права, а также франшизы.
- Утратил силу с 01.01.2017.
- Азартные игры (услуги по их проведению).
- Доверительное управление пенсионными накоплениями застрахованных граждан.
- Операции, связанные непосредственно с уступкой права требования по обязательствам в рамках использования фининструментов срочных сделок, которые также освобождены от налогообложения.
- Утратил силу с 01.01.2019 года. Макулатура теперь облагается НДС, но начислять и уплачивать налог обязаны покупатели.
- Услуги по реализации иностранными лицами прав на проведение чемпионата мира FIA «Формула-1», рекламные услуги, реализуемые организацией, которая приобрела эти права на территории объекта «Трасса для проведения шоссейно-кольцевых автомобильных гонок серии «Формула-1″» в Сочи.
- Услуги по передаче медицинских изделий (указанных в абз. 4 подп. 1 п. 2 ст. 149 НК РФ), имеющих соответствующее регистрационное удостоверение, по договорам финансовой аренды (лизинга) с правом выкупа.
- Материальные ценности, выпускаемые из государственного материального резерва ответственным хранителям и заемщикам в связи с их освежением, заменой и в порядке заимствования в соответствии с законом «О государственном материальном резерве» от 29.12.1994 № 79-ФЗ.
- Услуги по техническому управлению морскими судами и судами смешанного (река — море) плавания, оказываемых иностранным лицам, не состоящим на учете в налоговых органах в качестве налогоплательщиков и эксплуатирующим морские суда и суда смешанного (река — море) плавания, зарегистрированные в судовых реестрах иностранных государств. Перечень указанных услуг по техническому управлению морскими судами определяется Правительством Российской Федерации.
- С 01.01.2020 — услуги по обращению с твердыми коммунальными отходами, оказываемые региональными операторами по обращению с твердыми коммунальными отходами.
III. Хозяйственные операции, не облагаемые НДС, указанные в п. 3 ст. 149 НК РФ:
- Продажа (использование для своих нужд) товаров, имеющих религиозное значение. Перечень таких товаров указан в постановлении Правительства РФ от 31.03.2001 № 251.
- Продажа (передача для собственных нужд) товаров (исключение — подакцизные товары, минеральное сырье, полезные ископаемые), производимых общественными организациями, в которых трудоустроено не меньше 80% инвалидов (подробная информация — в письме ФНС от 29.03.2011 № КЕ-4-3/4902 @). При этом если организация поставила целью именно получение дохода, то такая деятельность не подлежит освобождению от налогообложения (постановление ВАС РФ от 14.09.2010 № 1814/10). Кроме того, освобождение по НДС не применяется, если организации инвалидов используют услуги субподрядчиков (постановление Президиума ВАС РФ от 14.06.2011 № 16970/10). Эту же льготу могут применять организации, уставный капитал которых полностью состоит из вкладов общественных организаций инвалидов, при условии, что среднесписочная численность инвалидов среди их работников составляет не менее 50%, а их доля в фонде оплаты труда – не менее 25%.
- Банковские операции, осуществляемые банками (кроме инкассации). При этом услуги по подготовке, сбору документов для заключения кредитных и обеспечительных договоров к таким операциям не относятся (письмо Минфина от 31.05.2013 № 03-07-05/20027). Также освобождены от НДС операции с банковскими картами, операции исполнению банковских гарантий, выдаче поручительств и др.
- Процессинговые услуги. Перечень услуг также можно найти в письме Минфина от 18.07.2012 № 03-07-05/21.
- Банковские операции, которые можно осуществлять без лицензии Центробанка России (подробности — в письме Минфина от 31.03.2010 № 03-07-05/15).
- Продажа изделий народного промысла, имеющих художественную ценность, если образцы зарегистрированы в соответствии с постановлением Правительства РФ от 18.01.2001 № 35.
- Операции по оказанию страховых услуг.
- Проведение лотерей (подробности о порядке применения освобождения — в письме Минфина от 12.04.2013 № 03-07-07/12331).
- Продажа концентратов, руды, лома, в которых содержатся драгметаллы, Госфонду драгоценных металлов и камней, из фондов субъектов РФ — международным организациям, Центробанку и другим банковским учреждениям (дополнительная информация имеется в письмах Минфина от 02.05.2012 № 03-07-05/11 и ФНС от 08.02.2013 № ЕД-2-3-93@).
- Продажа неограненных алмазов.
- Продажа (использование для собственных и внутрисистемных нужд) товаров, изготовленных заключенными.
- Безвозмездная передача товаров (оказание услуг) в рамках благотворительности, за исключением подакцизной продукции (письмо Минфина от 20.10.2011 № 03-07-07/61). Дополнительная информация о применении освобождения от НДС — в письмах Минфина от 26.10.2011 № 03-07-07/66 и УФНС Москвы от 02.12.2009 № 16-15/126825.
- Продажа входных билетов, отпечатанных на бланках строгой отчетности спортивными учреждениями на проводимые ими мероприятия; предоставление в пользование спортсооружений для проведения указанных выше мероприятий. При этом важное значение имеет целевое назначение сдаваемого в аренду помещения (письмо Минфина от 27.11.2013 № 03-07-07/51187).
- Оказание адвокатских услуг.
- Заем в ценных бумагах или деньгами (подробности — в письме Минфина от 02.11.2012 № 03-07-07/113), в том числе и клиринговые услуги.
- Проведение научно-исследовательских и конструкторских работ, оплачиваемых из бюджета и спецфондов (в письмах Минфина от 18.01.2017 № 03-03-06/3/1931, ФНС России от 18.11.2016 № СД-4-3/21926@ содержатся требования по представлению подтверждающих документов).
- Исключен.
- Услуги санаториев и профилакториев, домов отдыха и оздоровления детей, размещенных на территории России, если путевки оформляются на бланках строгой отчетности (больше информации — в письмах Минфина от 18.04.2016 № 03-07-07/22314, от 19.02.2016 № 03-07-07/9546,04.02.2010 № 03-07-11/18).
- Работы по пожаротушению в лесных массивах.
- Продажа собственной сельскохозяйственной продукции (при доле в товарообороте не менее 70%).
- Исключен.
- Продажа жилой недвижимости (письма Минфина от 10.04.2017 № 03-07-14/21073, от 09.03.2016 № 03-07-08/128704, от 16.05.2011 № 03-07-05/11 и ФНС от 17.07.2012 № ЕД-4-3/11746@).
- Оформление доли в общем праве на имущество многоквартирного дома при ее передаче (реализация квартиры), в т. ч. и услуги застройщиков по договорам долевого участия (письмо Минфина от 14.03.2011 № 03-07-10/04 указывает, что лица, которые не являются застройщиками, не получают освобождения от НДС). Также освобождены от НДС услуги застройщика по ДДУ.
- Исключен.
- Маркетинговая передача товаров, если расходы на приобретение одной штуки не превышают 300 руб. (до 30.08.2023 включительно 100 руб.) с учетом разъяснения Пленума ВАС РФ о распространении рекламных материалов (постановление от 30.05.2014 № 33).
- Уступка права требования по обязательствам кредиторами.
- Портовые работы, оказываемые резидентами ОЭЗ.
- Бесплатное предоставление печатной площади или эфирного времени в соответствии с выборным законодательством.
- Оказание коммунальных услуг (дополнительные сведения — в письмах Минфина от 23.01.2017 № 03-07-11/2838, от 31.01.2017 № 03-07-11/469, от 23.09.2015 № 03-07-15/54498, от 22.10.2012 № 03-07-07/110 и ФНС от 28.05.2010 № ШС-37-3/2791@) управляющими организациями.
- Оказание услуг по содержанию общедомового хозяйства многоквартирных домов (письма Минфина от 03.03.2017 № СД-19-3/40@, 21.11.2011 № 03-07-14/112 и ФНС от 17.06.2016 № СД-3-3/2768@, от 15.03.2013 № АС-3-3/904).
- Утратил силу.
- Безвозмездное изготовление или распространение рекламы социального характера (письмо ФНС от 18.11.2011 № ЕД-4-3/19322@).
- По договору об инвесттовариществе — услуги по ведению дел (общих) товарищей.
- Передача имущественных прав (вкладов) по договору инвесттоварищества, в т. ч. и передача прав участнику такого товарищества при выделении его доли.
- Реализация (передача для собственных нужд) племенного скота, птицы при наличии племенного свидетельства.
- Оказание агентских услуг при продаже и сдаче в аренду госимущества.
- Услуги по ремонту и техобслуживанию товаров на гарантии.
Какие не облагаемые НДС операции можно причислить к льготам
В связи с тем, что налогоплательщики при проведении некоторых хозяйственных операций, перечисленных в пп. 1–3 ст. 149 НК РФ, не уплачивают НДС, многие считают, что это своего рода льготы. Но это не совсем так, ведь льготами обычно могут пользоваться лишь определенные категории предпринимателей, а совершать освобожденные от НДС операции может кто угодно, лишь бы в наличии были необходимые разрешительные документы.
Тем не менее, пользуясь результатами анализа Пленума ВАС РФ, изложенными в постановлении от 30.05.2014 № 33, можно выделить отдельные операции из ст. 149 НК РФ, которые можно причислить к разряду льгот. Речь идет о передаче товаров (услуг), указанных в подп. 5 п. 2, а также хозоперациях, перечисленных в подп. 1, 2, 14 п. 3 этой статьи НК РФ.
По мнению Минфина, к льготируемым операциям можно отнести передачу (использование в своих целях) товаров или услуг, указанных в подп. 5 п. 2 ст. 149 НК РФ (письмо Минфина России от 03.12.2014 № 03-07-15/61906).
Как отразить применение льготы в декларации по НДС, разъяснили эксперты «КонсультантПлюс». Получите пробный доступ к системе КонсультантПлюс и бесплатно переходите в готовое решение.
Если имеется деятельность, не облагаемая НДС и облагаемая
В том случае, если организация кроме деятельности, освобожденной от налогообложения, занимается и другими видами, по которым НДС исчисляется, необходимо вести раздельный учет. Это положение закреплено в п. 4 ст. 149 НК РФ.
При этом необходимо и входящий НДС по приобретенным товарам или полученным услугам учитывать отдельно (для налогооблагаемой и освобожденной деятельности). Правила такого учета налога приведены в п. 4 ст. 170 НК РФ.
Что характерно, в главе 21 НК РФ нет четкого указания, как именно следует вести раздельный учет, поэтому предприятиям дается право самим установить методику его ведения. Такая методика закрепляется в учетной политике компании.
Условия применения освобождения от НДС
Для того чтобы полноправно воспользоваться освобождением от НДС при проведении операций, перечисленных в ст. 149 НК РФ, необходимо иметь разрешительную документацию. По мнению фискального ведомства, в первую очередь речь идет о лицензии.
Заметим, что большинство из перечисленных в ст. 149 НК РФ видов операций легально можно осуществлять, лишь получив лицензию. Осуществление такой деятельности без лицензии не только влечет наложение финансовых и административных санкций, но еще и чревато доначислением НДС.
Перечень лицензируемых видов деятельности указан в законе «О лицензировании…» от 04.05.2011 № 99-ФЗ. В соответствии со ст. 9 данного закона лицензии имеют неограниченный срок действия. Переоформлять их требуется лишь в 2 случаях:
- если она была оформлена до ноября 2011 года и срок, на который она была выдана, истек;
- было изменено наименование вида деятельности, на выполнение которого была оформлена лицензия.
В случае если срок действия лицензии закончился, а новая еще не оформлена, то, по мнению налоговой службы, компания теряет право заниматься лицензируемой деятельностью. В то же время существует позитивная для налогоплательщиков судебная практика, когда ими было сделано все необходимое, но лицензия не была оформлена по вине госорганов (постановления ФАС Поволжского округа от 07.07.2011 № А55-20211/2010 и ФАС Дальневосточного округа от 19.04.2010 № Ф03-2182/2010).
Кроме того, во многих случаях при осуществлении видов деятельности, освобожденных от уплаты НДС, требуется предоставление и других разрешительных документов. Например, при продаже жизненно необходимых медизделий при проверке налоговой потребуется предоставить регистрационное удостоверение. При продаже комплектующих или запчастей для медицинских изделий также потребуются такие удостоверения (письмо Минфина России от 17.02.2017 № 03-07-14/9027).
По какой ставке платить НДС, если срок регистрационного удостоверения на лекарство истек, узнайте по ссылке.
Посредники и освобожденные от НДС операции
В соответствии с п. 7 ст. 149 НК РФ право воспользоваться освобождением от НДС при осуществлении перечисленных в пп. 1–3 этой статьи операций не распространяется на посредников. То есть если лицо выполняет такую деятельность в чьих-то интересах, то оно обязано уплачивать полную ставку НДС с размера своего вознаграждения (письма Минфина России от 31.03.2010 № 03-07-05/15 и УФНС Москвы от 19.07.2010 № 16-15/075620).
При этом исключение составляют операции по продаже товаров или оказанию услуг, которые освобождены от НДС на основании п. 1, подп. 1 и 8 п. 2, подп. 6 п. 3 ст. 149 НК РФ (основание — п. 2 ст. 156 НК РФ).
Как отказаться от освобождения от НДС
Некоторым компаниям может быть невыгодно пользоваться освобождением от НДС при осуществлении операций, указанных в п. 3 ст. 149 НК РФ (отказ от освобождения НДС для хозопераций из пп. 1 и 2 данной статьи невозможен). Специально для них предусмотрена возможность отказа от такого освобождения (п. 5 ст. 149 НК РФ).
Можно написать отказ от освобождения от НДС как по одной операции, так и по нескольким, предусмотренным разными подпунктами или в рамках одного из них. При этом запрашиваемый период должен быть не меньше года.
Отказаться от своего права применять освобождение в налогообложении можно путем направления заявления в территориальную ИФНС. Заявление составляется в произвольной форме. При этом следует уложиться до 1-го числа месяца того налогового периода, в котором компания собирается прекратить пользование данными привилегиями (с учетом рекомендаций, изложенных в письме ФНС РФ от 26.08.2010 № ШС-37-3/10064).
Отказ от льготы дает право на применение вычета входного НДС.
Итоги
Итак, исчерпывающий перечень хозяйственных операций, которые освобождены от НДС, содержится в пп. 1–3 ст. 149 НК РФ. Использовать право на освобождение от налогообложения, в соответствии с этой статьей, могут все налогоплательщики, у которых есть необходимые разрешительные документы. При этом лицензия обязательна лишь при осуществлении деятельности, подлежащей лицензированию.
Существуют ограничения при выполнении посреднической деятельности: в большинстве случаев посредники лишены права воспользоваться освобождением от НДС (подробнее сказано в п. 7 ст. 149 НК РФ).
В случае если налогоплательщик посчитает, что ему невыгодно пользоваться освобождением от НДС (например, когда принятый к вычету НДС превышает размер уплачиваемого налога), он может отказаться от своего права на срок более года на основании п. 5 ст. 149 НК РФ.
Освобождены от НДС государственные и муниципальные услуги в социальной сфере
Федеральный закон от 13.07.2020 г. № 191-ФЗ освободил от НДС государственные и муниципальные услуги в социальной сфере, оказываемые в рамках государственного или муниципального социального заказа. Рассмотрим подробно.
Субсидия на выполнение госзадания
Субсидии на выполнение государственного задания — это бюджетные средства, выделенные учреждениям на обеспечение основных целей финансово-хозяйственной деятельности.
За счет такого финансирования бюджетные учреждения, в частности, проводят госзакупки.
Основной документ – это соглашение о предоставлении субсидии. К нему в обязательном порядке готовится график перечисления субсидии на выполнение государственного задания, и в дальнейшем все средства направляются в соответствии с этим документом.
Включаются ли субсидии, выделяемые бюджетному учреждению на цели, связанные с выполнением государственного задания, в базу по налогу на добавленную стоимость?
Услуги казенных учреждений и НДС
В соответствии с пп. 4.1. п. 2 ст. 146 Налогового кодекса не признаются объектом налогообложения выполнение работ (оказание услуг) казенными учреждениями, а также бюджетными и автономными учреждениями в рамках государственного (муниципального) задания, источником финансового обеспечения которого является субсидия из соответствующего бюджета бюджетной системы РФ.
То есть статья 146 освобождает от НДС услуги бюджетных учреждений в рамках государственного (муниципального) задания, источником финансового обеспечения которых являются госсубсидии.
Освобождены от НДС социальные услуги негосударственных организаций
В отношении государственных (муниципальных) услуг в социальной сфере для организаций иной организационно-правовой формы сейчас такого освобождения от НДС нет.
Поэтому при оказании государственных и муниципальных услуг в социальной сфере негосударственные организации находятся в заведомо неравных условиях с государственными (муниципальными) учреждениями.
В связи с этим комментируемый закон дополняет пункт 2 статьи 149 Налогового кодекса новым подпунктом. Он освобождает от НДС государственные и муниципальные услуги, оказанные в соответствии с соглашениями о государственном (муниципальном) заказе на оказание услуг в социальной сфере.
Как отмечают чиновники: «это позволит создать равные условия налогообложения при оказании таких услуг для госучреждений и негосударственных социально-ориентированных организаций».
Закон вступает в силу с 1 октября 2020 года.
Федеральный закон
№ 191-ФЗ от 13.07.2020
О ВНЕСЕНИИ ИЗМЕНЕНИЯ В СТАТЬЮ 149 ЧАСТИ ВТОРОЙ НАЛОГОВОГО КОДЕКСА РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ В СВЯЗИ С ПРИНЯТИЕМ ФЕДЕРАЛЬНОГО ЗАКОНА "О ГОСУДАРСТВЕННОМ (МУНИЦИПАЛЬНОМ) СОЦИАЛЬНОМ ЗАКАЗЕ НА ОКАЗАНИЕ ГОСУДАРСТВЕННЫХ (МУНИЦИПАЛЬНЫХ) УСЛУГ В СОЦИАЛЬНОЙ СФЕРЕ"
Принят
Государственной Думой
7 июля 2020 года
Одобрен
Советом Федерации
8 июля 2020 года
Внести в пункт 2 статьи 149 части второй Налогового кодекса Российской Федерации (Собрание законодательства Российской Федерации, 2000, № 32, ст. 3340, 3341; 2001, № 1, ст. 18; № 53, ст. 5015; 2002, № 22, ст. 2026; № 30, ст. 3027; 2003, № 1, ст. 2; № 28, ст. 2886; 2004, № 27, ст. 2711; № 34, ст. 3524; № 45, ст. 4377; 2005, № 30, ст. 3130; 2006, № 10, ст. 1065; № 31, ст. 3436; № 45, ст. 4628; № 50, ст. 5279; 2007, № 23, ст. 2691; № 31, ст. 3991; № 45, ст. 5417; 2008, № 30, ст. 3616; № 48, ст. 5504, 5519; № 52, ст. 6237; 2009, № 29, ст. 3598; № 48, ст. 5731, 5737; № 51, ст. 6155; № 52, ст. 6455; 2010, № 25, ст. 3070; № 31, ст. 4198; № 32, ст. 4298; № 45, ст. 5756; № 48, ст. 6247; № 49, ст. 6409; 2011, № 1, ст. 7; № 27, ст. 3881; № 29, ст. 4291; № 30, ст. 4583, 4593; № 45, ст. 6335; № 48, ст. 6731; № 49, ст. 7014; № 50, ст. 7359; 2012, № 31, ст. 4334; № 53, ст. 7596, 7619; 2013, № 23, ст. 2889; № 30, ст. 4031, 4048; № 48, ст. 6165; № 52, ст. 6985; 2014, № 23, ст. 2938; № 48, ст. 6647; 2015, № 1, ст. 17, 32; № 48, ст. 6684, 6692; 2016, № 23, ст. 3298; № 26, ст. 3856; № 27, ст. 4175; № 49, ст. 6844; 2017, № 1, ст. 4; № 11, ст. 1534; № 30, ст. 4441; № 45, ст. 6579; № 47, ст. 6842; № 49, ст. 7307, 7315, 7318; 2018, № 1, ст. 50; № 18, ст. 2565, 2568; № 24, ст. 3410; № 45, ст. 6847; № 49, ст. 7496; № 53, ст. 8419; 2019, № 16, ст. 1826; № 30, ст. 4112, 4113, 4114; 2020, № 13, ст. 1857) изменение, дополнив его подпунктом 37 следующего содержания:
«37) государственных (муниципальных) услуг в социальной сфере, оказываемых в соответствии с соглашениями, заключенными по результатам отбора исполнителей государственных (муниципальных) услуг в социальной сфере в соответствии с законодательством Российской Федерации о государственном (муниципальном) социальном заказе на оказание государственных (муниципальных) услуг в социальной сфере (за исключением соглашения о предоставлении субсидии на финансовое обеспечение выполнения государственного (муниципального) задания).».
Настоящий Федеральный закон вступает в силу по истечении одного месяца со дня его официального опубликования, но не ранее 1-го числа очередного налогового периода по налогу на добавленную стоимость.
Счет-фактура: ликбез для бюджетников
Обладая статусом юридического лица, бюджетное учреждение по общему правилу признается плательщиком НДС. Правда, далеко не все учреждения ежеквартально исчисляют и уплачивают в бюджет НДС. Большинство используют преференции, установленные гл. 21 НК РФ, позволяющие им не начислять и не уплачивать косвенный налог.
Между тем в ряде случаев учреждения все-таки совершают операции, которые признаются объектом обложения НДС, а учреждения, в свою очередь, — плательщиками НДС. В таких случаях они обязаны предъявить контрагенту по сделке НДС, который указывается отдельной строкой в первичных документах и, разумеется, в счете-фактуре. О нюансах оформления этого документа и отражения его показателей в книге продаж и пойдет речь в данном материале.
В 2023 году много важных нюансов по НДС: как учесть их все и правильно сдать отчетность? Больше того, ошибки с этим налогом ― прямой путь к штрафам и даже уголовной ответственности.
Вывод простой: для работы с НДС нужна особая квалификация . «Клерк» предлагает именно такую.
На курсе повышения квалификации по НДС научитесь всем нюансам учета и отчетности по этому налогу, а еще получите официальное удостоверение. Скидка 65% на обучение до 17 сентября, 18800 6499 руб.
Успейте записаться
В каких случаях возникает обязанность плательщика НДС
Порядок исчисления и уплаты НДС в бюджет установлен гл. 21 НК РФ. Плательщиками НДС в силу ст. 143 НК РФ признаются организации, а бюджетные учреждения являются таковыми. Причем никаких специальных норм в отношении них ни эта статья, ни какая-либо другая не содержит. Поэтому бюджетные учреждения признаются плательщиками указанного налога наравне с прочими организациями. Однако обязанность по уплате НДС (повторимся) возникает только при совершении учреждением налогооблагаемых операций (то есть операций, которые признаются объектами налогообложения (на основании ст. 39, п. 1 ст. 146 НК РФ), или в отношении операций, которых не поименованы в п. 2 и 3 ст. 149 НК РФ).
Налогооблагаемые операции
Основным объектом обложения НДС выступают операции по реализации товаров (работ, услуг), имущественных прав на территории РФ, в том числе реализация предметов залога и передача товаров (результатов выполненных работ, оказание услуг) по соглашению о предоставлении отступного или новации, а также передача имущественных прав на возмездной или безвозмездной основе (п. 1 ст. 146 НК РФ). Как подчеркнуто в Письме Минфина РФ от 03.07.2019 № 02-07-10/49449, положениями Налогового кодекса не предусмотрено, что выполнение работ (оказание услуг) бюджетными учреждениями, признаваемых в целях исчисления НДС реализацией, не подлежит налогообложению.
Помимо них объектом налогообложения признаются следующие операции:
передача на территории РФ товаров (выполнение работ, оказание услуг) для собственных нужд, расходы на которые не принимаются к вычету (в том числе через амортизационные отчисления) при исчислении налога на прибыль организаций;
выполнение СМР для собственного потребления;
ввоз товаров на территорию РФ и иные территории, находящиеся под ее юрисдикцией.
Операции, не облагаемые НДС
В то же время бюджетному учреждению нужно помнить, что не все операции по реализации товаров (работ, услуг) на территории РФ признаются налогооблагаемыми операциями.
К примеру, не признаются объектом обложения НДС операции, перечисленные в п. 3 ст. 39 НК РФ.
Перечень операций, не признаваемых объектом налогообложения, приведен также в п. 2 ст. 146 НК РФ. Среди них значится операция, напрямую касающаяся бюджетных учреждений. Так, согласно пп. 4.1 названного пункта не является объектом обложения НДС выполнение работ (оказание услуг) бюджетными учреждениями в рамках государственного (муниципального) задания, источником финансового обеспечения которого является субсидия из соответствующего бюджета бюджетной системы РФ. Иными словами, услуги (работы), оказываемые (выполняемые) бюджетным учреждением в рамках государственного (муниципального) задания и финансируемые за счет субсидий, не образуют объекта обложения по НДС.
Документами, подтверждающими правомерность применения бюджетным учреждением освобождения, предусмотренного пп. 4.1 п. 2 ст. 146 НК РФ, являются:
государственное (муниципальное) задание, составленное по соответствующей форме;
соглашение о порядке и условиях предоставления субсидии;
выписка из лицевого счета бюджетного учреждения.
И еще. Так как выполнение работ (оказание услуг) в рамках государственного (муниципального) задания за счет бюджетных субсидий не образует у учреждения объекта налогообложения, при их оказании (выполнении) учреждение не только не должно начислять НДС, но и «входной» налог по приобретенным учреждением имуществу (работам, услугам) должно учесть в их стоимости на основании п. 2 ст. 170 НК РФ.
Не возникнет у учреждения обязанностей плательщика НДС и в случае совершения операций, не подлежащих налогообложению (освобождаемых от налогообложения) на основании п. 2 и 3 ст. 149 НК РФ (перечень таких операций довольно обширен).
Обязанности плательщика НДС
Наличие у бюджетного учреждения статуса плательщика НДС влечет за собой возникновение у него обязанностей по его исчислению, уплате и декларированию. В чем именно заключается каждая их этих обязанностей, показано в таблице.
Обязанности плательщика НДС
На что обратить внимание при исполнении обязанностей плательщика НДС
Сумма налога рассчитывается как произведение налоговой базы, определяемой в порядке, установленном ст. 154 НК РФ, и соответствующей ставки налога, размеры которой установлены ст. 164 НК РФ. При этом сумма налога, подлежащая уплате в бюджет, определяется как сумма налога, указанная в соответствующем счете-фактуре, переданном покупателю товаров (работ, услуг).
Если бюджетное учреждение при совершении операций, освобожденных от обложения НДС, выставит контрагенту счет-фактуру, в котором выделит налог отдельной строкой, то оно в силу п. 5 ст. 173 НК РФ обязано уплатить эту сумму налога в бюджет
Уплата налога в бюджет
Уплата НДС по операциям, признаваемым объектом налогообложения, производится по итогам каждого налогового периода равными долями не позднее 25-го числа каждого из трех месяцев, следующего за истекшим налоговым периодом, если иное не говорится в гл. 21 НК РФ (ст. 174 НК РФ). Сумма налога уплачивается по месту учета учреждения в налоговых органах. Нарушение сроков уплаты налога чревато для учреждения мерами налоговой ответственности, предусмотренными ст. 120 и 122 НК РФ
Декларация по НДС (ее форма утверждена Приказом ФНС РФ от 29.10.2014 № ММВ-7-3/558@) по общему правилу подается в электронной форме по каналам ТКС через оператора электронного документооборота в срок не позднее 25-го числа месяца, следующего за истекшим налоговым периодом (п. 5 ст. 174 НК РФ). Данная декларация может быть представлена на бумажном носителе налоговыми агентами, не являющимися плательщиками НДС или являющимися таковыми, но освобожденными от исполнения обязанностей налогоплательщика, связанных с исчислением и уплатой налога (п. 3 ст. 80, п. 5 ст. 174 НК РФ).
Если декларацию по НДС учреждение должно подать в электронной форме, а представит ее на бумаге, то она будет считаться непредставленной (п. 5 ст. 174 НК РФ). В таком случае учреждение будет оштрафовано (ст. 119 НК РФ). Кроме того, у него могут быть заблокировать счета и переводы электронных денег (пп. 1 п. 3, п. 11 ст. 76 НК РФ)
Правила составления счета-фактуры
Являясь плательщиком НДС, бюджетное учреждение при совершении налогооблагаемой операции обязано выставить счет-фактуру в порядке, определенном п. 3 ст. 168 НК РФ.
Согласно ему счета-фактуры подлежат выставлению не позднее пяти календарных дней, считая со дня отгрузки товара (выполнения работ, оказания услуг), со дня передачи имущественных прав или со дня получения сумм оплаты, частичной оплаты в счет предстоящих поставок товаров (выполнения работ, оказания услуг), передачи имущественных прав.
Счета-фактуры могут оформляться на бумаге или в электронном виде.
Электронные счета-фактуры выставляются в порядке, установленном Приказом Минфина РФ от 10.11.2015 № 174н, в случае, если стороны согласны на обмен электронными счетами-фактурами и у них есть для этого совместимые технические средства (п. 1 ст. 169 НК РФ, Письмо ФНС РФ от 24.10.2018 № ЕД-4-15/20755). Подписываются такие счета-фактуры с применением усиленной квалифицированной электронной подписью руководителя учреждения или уполномоченного им лица. Подпись главного бухгалтера на них не требуется (п. 6 ст. 169 НК РФ).
Счет-фактура в электронной форме выставляется по следующим форматам:
с 02.02.2019 по 31.12.2019 — на выбор налогоплательщика по формату, утвержденному Приказом ФНС РФ от 24.03.2016 № ММВ-7-15/155@;
с 01.01.2020 — только по формату, утвержденному Приказом ФНС РФ № ММВ-7-15/820@.
Перечень реквизитов, которые должны быть указаны в счетах-фактурах, выставляемых при реализации товаров (работ, услуг), передаче имущественных прав, установлен п. 5, 5.1 и 6 ст. 169 НК РФ, это:
порядковый номер и дата составления документа;
наименование, адрес и ИНН продавца (покупателя);
наименование и адрес грузоотправителя (грузополучателя);
номер платежного документа в случае получения авансовых платежей;
наименование поставляемых (отгруженных) товаров (описание выполненных работ, оказанных услуг) и единица измерения (при возможности ее указания);
количество (объем) поставляемых (отгруженных) товаров (работ, услуг) исходя из принятых по нему единиц измерения (при возможности их указания);
идентификатор государственного контракта, договора (соглашения) (при наличии);
цена (тариф) за единицу измерения (при возможности ее указания) по договору (контракту) без учета налога (в случае применения государственных регулируемых цен (тарифов), включающих в себя налог, — с учетом суммы налога);
стоимость товаров (работ, услуг), имущественных прав за все количество поставляемых (отгруженных) по счету-фактуре товаров (выполненных работ, оказанных услуг), переданных имущественных прав без налога;
сумма акциза по подакцизным товарам;
сумма налога, предъявляемая покупателю;
стоимость всего количества поставляемых (отгруженных) по счету-фактуре товаров (выполненных работ, оказанных услуг), переданных имущественных прав с учетом суммы налога;
страна происхождения товара;
номер таможенной декларации;
код вида товара в соответствии с единой Товарной номенклатурой внешнеэкономической деятельности ЕАЭС (при наличии).
Отметим: несмотря на то что счет-фактура содержит все реквизиты первичного документа, фактически таким документом он не является, поскольку требования к содержанию счета-фактуры установлены Налоговым кодексом, а не Федеральным законом от 06.12.2011 № 402-ФЗ «О бухгалтерском учете».
Ошибки при заполнении счетов-фактур
При заполнении указанных реквизитов налогоплательщики иногда допускают ошибки, которые для целей налогообложения разделяются на существенные и на несущественные. Подчеркнем: такие ошибки влекут за собой негативные последствия прежде всего для покупателей, а не для продавца. В частности, существенные ошибки могут стать причиной отказа покупателю в вычете НДС, поскольку счет-фактура в силу п. 2 ст. 169 НК РФ является основанием для принятия предъявленных покупателю продавцом сумм налога к вычету.
Приведем примеры существенных и несущественных ошибок, допускаемых плательщиками НДС при составлении счетов-фактур (см. таблицу).
Ошибки в реквизитах счета-фактуры
Несущественные*
Существенные
Ошибки в адресе продавца. Не влекут негативных последствий:
указание неполного по сравнению с ЕГРЮЛ (ЕГРИП) адреса (см. Письмо Минфина РФ от 30.08.2018 № 03-07-14/61854);
Неверное указание КПП (или его отсутствие в счете-фактуре), поскольку КПП не является обязательным реквизитом
Ошибки в наименовании продавца или покупателя и их ИНН (см. Письмо ФНС РФ от 09.01.2017 № СД-4-3/2@)**
Отсутствие в счете-фактуре номера платежного поручения
Неверно указанное наименование отгруженных товаров (работ, услуг, имущественных прав) (см. Письмо Минфина РФ от 14.08.2015 № 03-03-06/1/47252)
Неверное указание (неуказание) кода или названия страны происхождения товара либо номера таможенной декларации (см. Письмо ФНС РФ от 04.09.2012 № ЕД-4-3/14705@)
Ошибки в стоимостных показателях, если они не позволяют определить стоимость товаров (работ, услуг) и сумму предъявленного налога (например, из-за неверно указанной налоговой ставки) (см. Письмо Минфина РФ от 19.04.2017 № 03-07-09/23491)
*Несущественными считаются те ошибки в счетах-фактурах, которые не препятствуют идентификации продавца и покупателя, наименования и стоимости товаров (работ, услуг, имущественных прав), ставки и суммы налога.
** Указание наименования покупателя с ошибкой в организационно-правовой форме, по мнению Минфина, не является существенной ошибкой (см. Письмо от 15.05.2019 № 07-01-09/34738).
Отражение счета-фактуры в налоговых регистрах
Выставленные в адрес покупателей счета-фактуры бюджетное учреждение должно зарегистрировать в книге продаж (п. 3 ст. 169 НК РФ). Формы и правила ее ведения установлены в приложении 5 к Постановлению Правительства РФ №-1137. Подчеркнем: данную книгу учреждение вправе вести как на бумажном носителе, так и в электронном виде по правилам, установленным названным постановлением.
Регистрация счетов-фактур в книге продаж производится в хронологическом порядке в том налоговом периоде, в котором возникло налоговое обязательство. Отметим: единой регистрации подлежат счета-фактуры (включая корректировочные), составленные как на бумажном носителе, так и в электронном виде.
Вести журнал учета выставленных и полученных счетов-фактур (форма и правила ведения которого определены названным выше постановлением) учреждение не обязано. По смыслу п. 3 ст. 169 НК РФ ведение указанного журнала является правом, но не обязанностью плательщика НДС.