Классификация научных исследований
Формой существования и развития науки- является научное исследование. В Федеральном законе закона РФ от 23 августа 1996 г. «О науке и государственной научно-технической политике» научно-исследовательская деятельность определена как деятельность, направленная на получение и применение новых знаний.
Научное исследование — процесс изучения, эксперимента, концептуализации и проверки теории, связанный с получением научных знаний. Не всякое знание можно рассматривать как научное. Нельзя признать научными те знания, которые получает человек лишь на основе простого наблюдения. Эти знания играют в жизни людей важную роль, но они не раскрывают сущности явлений, взаимосвязи между ними, которая позволила бы объяснить, почему данное явление протекает так или иначе, и предсказать дальнейшее его развитие. Правильность научного знания определяется не только логикой, но, прежде всего обязательной проверкой его на практике. Научные знания принципиально отличаются от слепой веры, от беспрекословного признания истинным того или иного положения, без какого-либо логического его обоснования и практической проверки. Раскрывая закономерные связи действительности, наука выражает их в абстрактных понятиях и схемах, строго соответствующих этой действительности.
Объектом научного исследования- являются материальная или идеальная системы
Предметом научного исследования— структура системы, взаимодействие ее элементов, различные свойства, закономерности развития.
Цель научного исследования — определение конкретного объекта и всестороннее, достоверное изучение его структуры, характеристик, связей на основе разработанных в науке принципов и методов познания, а также получение полезных для деятельности человека результатов, внедрение в производство с дальнейшим эффектом.
Результаты научных исследований оцениваются тем выше, чем выше научность сделанных выводов и обобщений, чем достовернее они и эффективнее. Они должны создавать основу для новых научных разработок.
Одним из важнейших требований, предъявляемых к научному исследованию, является научное обобщение,- которое позволит установить зависимость и связь между изучаемыми явлениями и процессами и сделать научные выводы. Чем глубже выводы, тем выше научный уровень исследования.
Сущность и классификация научных исследований
Целью науки является постижение истины, а способом постижения истины является научное исследование.
Научное исследование – процесс изучения, экспериментирования, концептуализации и проверки теории, связанный с получением научных знаний.
Познание – это сложный процесс движения человеческого сознания, человеческой мысли от незнания к знанию, от неполных или неточных знаний к более полным и точным знаниям, которое осуществляется с помощью исследований.
Научное исследование, как процесс включает в себя три основных компонента (составляющих):1.целесообразную деятельность человека, т.е. собственно сам научный труд;2.предмет научного труда;3.средства научного труда.
В результате целесообразная научная деятельность человека, опирающая на совокупность конкретных методов познания, необходимая для достижения новых или уточнённых знаний об объекте исследования (предмет труда), использует соответствующее научное оборудование (измерительное, вычислительное и др.), т.е. средства труда.
Научные исследования в зависимости от своего целевого назначения, степени связи с природой или промышленным производством, глубины и характера научной работы подразделяются на несколько основных типов:
1.фундаментальные, 2.прикладные,3.разработки.
Фундаментальные исследования — получение принципиально новых знаний и дальнейшее развитие системы уже накопленных знаний. Цель фундаментальных исследований — открытие новых законов природы, вскрытие связей между явлениями и создание новых теорий. На их основе решаются многие прикладные задачи применительно к потребностям конкретных отраслей науки, техники и производства. Фундаментальные исследования связаны со значительным риском и неопределённостью с точки зрения получения конкретного положительного результата, вероятность которого не превышает 10%.Несмотря на это, именно фундаментальные исследования составляют основу развития как самой науки, так и общественного производства.
Прикладные исследования представляют собой поиск и решение практических задач развития отдельных отраслей производства на основе результатов фундаментальных исследований. Они связаны с созданием новых, либо совершенствованием существующих технологий, средств производства, предметов потребления и т.п. Например, прикладные исследования в области техники не имеют, как правило, непосредственного дела с природой. Объектом исследования в них обычно являются машины, технология или организационная структура, т.е. «искусственная» природа. Практическая ориентация (направленность) и отчетливое целевое назначение прикладных исследований делает вероятность получения ожидаемых от них результатов весьма значительной, не менее 80-90%.
Разработки— использование результатов прикладных исследований для создания и отработки опытных моделей техники (машин, продуктов), технологии производства, а также усовершенствование существующей техники. На этапе разработки результаты, продукты научных исследований принимают такую форму, которая позволяет использовать их в других отраслях общественного производства.
Научные исследования классифицируются по различным основаниям: по методам решения поставленных задач, сфере применения результатов исследования, видам исследуемого объекта и другим факторам исследования могут быть теоретическими, теоретико-экспериментальными и экспериментальными. Отнесение исследования к одному из этих видов зависит от применяемых методов и средств научного исследования.
Теоретические исследования базируются на применении математических и логических методов познания объекта. Результатом теоретического исследования является установление новых зависимостей, свойств и закономерностей происходящих явлений. Результаты теоретических исследований должны быть подтверждены практикой.
Теоретико-экспериментальные исследования предусматривают последнюю экспериментальную проверку результатов теоретических исследований на натурных образцах или моделях.
Экспериментальные исследования осуществляются на натурных образцах или моделях в лабораторных условиях, при которых устанавливаются новые свойства, зависимости и закономерности, а также служат для подтверждения выдвинутых теоретических предположений.
По составу исследуемых свойств объекта исследования подразделяются на комплексные и дифференцированные.
Комплексные исследования представляют собой изучение разнородных свойств одного объекта, каждое из которых может предусматривать применение различных методов и средств исследования. Выполняются они в различное время и в различных местах. Примером комплексного исследования может служить оценка надежности нового автомобиля. Надежность автомобиля является интегральным свойством и обусловливается такими его отдельными свойствами, как безотказность, ремонтопригодность, сохраняемость и долговечность деталей и т.д.
Дифференцированным исследованием называется такое исследование, в котором познается одно из свойств или группа однородных свойств. В рассмотренном примере исследование каждого в отдельности свойства надежности автомобиля является дифференцированным.
По признаку места их проведения исследования; именуются лабораторными или производственными. Исследуемый объект может быть натурным или представлять его модель. В каждом случае выбор вида исследуемого объекта подлежит обоснованию.
По стадиям выполнения исследования подразделяются ; поисковые,научно-исследовательские и опытно-промышленные разработки.
При разработке крупной научно-технической проблемы .Первой стадией является поисковое исследование, в результате которого устанавливаются принципиальные основы, пути и методы решения поставленной задачи. Вторая стадияпредставляет собой научно-исследовательские разработки, целью которых является установление необходимых зависимостей, свойств и закономерностей, создающих предпосылки для дальнейших инженерных решений. Третья стадия — опытно-промышленная разработка, главная задача которой состоит в доведении исследования до практической реализации, т.е. его апробации в условиях производства. На основе результатов опытно-производственной проверки вносятся коррективы в техническую документацию для широкого внедрения разработки в производство.
Каждое научное исследование можно отнести к определенному научному направлению. Под научным направлением понимается наука или комплекс наук, в области которых ведутся исследования. В связи с этим различают техническое, биологическое, физико-техническое, историческое и другие направления с возможной их последующей детализацией.
Структурными единицами научного направления являются комплексные проблемы, проблемы, темы и научные вопросы.
Выбор направления, проблемы, темы научного исследования и постановка научных вопросов являются весьма ответственной задачей. Так, в частности актуальные направления и комплексные проблемы исследований стратегического масштаба формулируются в директивных документах правительства страны. В научном учреждении направление исследования часто предопределяется спецификой этого научного учреждения или отраслью науки, в которых работает тот или иной исследователь.
Выбранное направление исследований часто становится стратегией научного работника или научного коллектива на длительный период. Однако необходимо иметь в виду, что в процессе научных разработок возможны и некоторые изменения в тематике по предложению заказчика.
Научное исследование основывается на ряде постулатов (допущений):
1.Упорядоченности социальной природы мира, более того – многие социальные феномены находятся между собой в системных отношениях и отдельные события следуют друг за другом в упорядоченной последовательности, которая может быть подвергнута наблюдению, описана и предсказана;
2.Все события имеют некую причину, в соответствии с принципом детерминизма;
3.Экономии доводов, который важен для проведения обобщений о более высоких уровнях человеческого поведения – он позволяет ученым экстраполировать от конкретных данных к общим положениям;
4.В основе поведения и мышления лежит некая базовая реальность, которую можно исследовать путем научного анализа.
Так, например, в основе психологического исследования лежит постулат, утверждающий, что человек по природе своей система очень сложная, но все же система, которая может быть понята и объяснена посредством научного экспериментирования и рационального анализа проведенных экспериментов.
Для успеха научного исследования его необходимо правильно организовать, спланировать и выполнять в определенной последовательности.
В структурном в себя отношении научное исследование включает 5 этапов:
1-появление проблемы, 2—выдвижение первоначальной гипотезы,3- проведение теоретических исследований,4-проверка полученных в ходе теоретических исследований на практике – проведение эксперимента,5- формулирование выводов и рекомендаций.
Таким образом, формой осуществления и развития науки является научное исследование, т.е. изучение явления с помощью научных методов явлений и процессов, анализ влияния на него различных факторов, а также изучение взаимодействия между различными явлениями с целью получить убедительно доказанные и полезные для науки и практики решения с максимальным эффектом.
Научные исследования классифицируют
1. По виду практической деятельности: промышленность, сельское хозяйство, строительство, транспорт, экономика, наука, литература и искусство, другие отрасли практической деятельности общества;
2. По области науки: естественная, гуманитарная, техническая;
3. По цели исследования: глобальные, отраслевые, локальные, квалификационные;
4. По административно территориальным границам исследования: исследования в рамках международных и национальных программ, исследования по планам министерств и ведомств, исследования по планам предприятий (вузов, НИУ);
5. По значимости для развития науки и практики: фундаментальные, прикладные, теоретические, научно-исследовательские и опытно-конструкторские разработки (НИОКР);
Целью фундаментальных исследований является получение новых законов, вскрытие связей между явлениями, создание новых теорий. Они составляют основу развития науки. Вероятность получения положительного результата – 10 %.
Целью прикладных исследований является привязка результатов фундаментальных исследований к конкретным условиям проектирования, производства. Объектом их исследования являются технические системы и новые технологии. Вероятность получения положительного результата – 20-90 %.
Целью НИОКР является создание на базе результатов прикладных исследований опытных образцов техники, новых технологических процессов.
6. По способу реализации: теоретические, экспериментальные;
В ходе теоретического исследования определяются методы и критерии исследования, задаются необходимые ограничения, описываются связи и т.д.
В ходе экспериментального исследования создается модель исследуемого объекта, снимаются и обрабатываются необходимые данные и т.д., т.е. проводится проверка теоретических исследований и их дальнейшее развитие и уточнение.
7. По длительности разработки: долгосрочные (срок исполнения более 5-ти лет), среднесрочные (1-5 лет), краткосрочные (до 1-го года);
8. По степени закрытости информации: открытые, закрытые, секретные, для служебного пользования;
9. По источнику финансирования: госбюджетные, хоздоговорные, инициативные (нефинансируемые из внешних источников).
Ссылки на статью:
Скачать полностью статью "Анализ и классификация научных исследований в психологии" можно в правом верхнем углу перейдя по нижеуказанной ссылке:
НАУЧНАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ
«. Научная деятельность — творческая деятельность, направленная на получение новых знаний о природе, человеке и обществе и на использование научных знаний и новых способов их применения в интересах научно-технического прогресса, экономического благосостояния, гуманитарного сотрудничества, культурного и нравственного развития, обеспечения здоровья людей, безопасности их жизнедеятельности и сохранения окружающей среды. «
Источник:
«МОДЕЛЬНЫЙ ЗАКОН О СТАТУСЕ УЧЕНОГО И НАУЧНОГО РАБОТНИКА»
(Принят в г. Санкт-Петербурге 25.11.2008 Постановлением 31-14 на 31-ом пленарном заседании Межпарламентской Ассамблеи государств-участников СНГ)
Научная деятельность
Нау́чная де́ятельность, любая систематическая и творческая деятельность , направленная на увеличение объёма научных знаний и их применения (подпункт аа п. 2.1 Рекомендации ЮНЕСКО «О стандартизации международной статистики в области науки и техники». 1978 ); творческая деятельность, направленная на получение новых знаний о природе, обществе, человеке и на использование этих знаний для поиска и актуализации новых способов их применения [ст. 1 Модельного закона «О научной и научно-технической деятельности» (принят в г. Санкт-Петербург 25 ноября 2008 Постановлением 31-15 на 31-м пленарном заседании Межпарламентской ассамблеи государств – участников СНГ)]; творческая деятельность, направленная на получение новых знаний о природе, человеке и обществе и на использование научных знаний и новых способов их применения в интересах научно-технического прогресса , экономического благосостояния, гуманитарного сотрудничества, культурного и нравственного развития, обеспечения здоровья людей, безопасности их жизнедеятельности и сохранения окружающей среды [ст. 2 Модельного закона «О статусе учёного и научного работника» (принят в г. Санкт-Петербург 25 ноября 2008 Постановлением 31-14 на 31-м пленарном заседании Межпарламентской ассамблеи государств – участников СНГ)].
В РФ в соответствии со ст. 2 Федерального закона от 23 августа 1996 г. № 127-ФЗ «О науке и государственной научно-технической политике» категории «научно-исследовательская деятельность» и «научная деятельность» рассматриваются как тождественные. Научная деятельность – это деятельность, направленная на получение и применение новых знаний. Закон признаёт три формы научной деятельности:
фундаментальные научные исследования – экспериментальная или теоретическая деятельность, направленная на получение новых знаний об основных закономерностях строения, функционирования и развития человека, общества, окружающей среды;
прикладные научные исследования – исследования, направленные преимущественно на применение новых знаний для достижения практических целей и решения конкретных задач;
поисковые научные исследования – исследования, направленные на получение новых знаний в целях их последующего практического применения (ориентированные научные исследования) и/или на применение новых знаний (прикладные научные исследования) и проводимые путём выполнения научно-исследовательских работ.
В рамках ст. 1 рекомендаций ЮНЕСКО 1978 г. выделяются две равнозначные области научной деятельности:
Сфера естественных, технических, медицинских и сельскохозяйственных наук, где научная деятельность – это любая систематическая и творческая деятельность с целью установления связей и сущности явлений природы, познания её законов и содействия практическому использованию познанных законов, сил и веществ природы.
Сфера социальных и гуманитарных наук, в пределах которой научная деятельность – любая систематическая и творческая деятельность, задачей которой является расширение или улучшение полученных знаний о человеке, культуре и обществе, включая их использование для решения социальных и гуманитарных проблем.
В зависимости от характера научная деятельность в любой из указанных сфер может быть представлена в виде фундаментальных или прикладных исследований. Руководство Фраскати (2015) предлагает выделять два подвида фундаментальных исследований: ориентированные и чистые, где первые являются базисными исследованиями для создания фонда знаний и формирования «стратегических исследований», государственных программ, а вторые проводятся с целью получения новых знаний (п.1.32-1.36 Frascati Manual. 2015 ; Богачева. 2015. С. 18–30 ).
Научная деятельность характеризуется целым рядом специфических признаков, вытекающих из понятия « наука ». Основным критерием является творчество , которое неразрывно связано с личностью учёного, его профессиональным уровнем, навыками, компетенцией. Вторым важным признаком можно считать знания как непосредственную цель и ожидаемый результат научной деятельности, причём последний характеризуется критерием неизвестности. Особенностью является обезличенность, абстрактность научной деятельности. Научная деятельность изучает действительность, базируясь на рациональном обосновании и практическом подтверждении полученных знаний. Специфика научной деятельности состоит в сочетании оригинальности и новаторства с традиционностью и преемственностью. Научную деятельность также отличает наличие специального языка – системы категорий, знаков, символов, характеризующихся точностью и ясностью, формируемых и используемых в каждой области научных исследований с целью получения, обработки, систематизации, хранения и применения новых знаний. Научную деятельность можно классифицировать по следующим критериям: субъектному составу, объекту, средствам (методам) осуществления деятельности и др. ( Едронова. 2013. С. 3–4 ).
Научная деятельность может быть индивидуальной [учёный, научный работник (сотрудник)] и коллективной (научные коллективы, научные организации , учреждения, обеспечивающие получение высшего и послевузовского образования, повышение квалификации и переподготовку кадров) (ст. 4 Модельного закона СНГ «О научной и научно-технической деятельности». 2008).
Организационные формы осуществления коллективной научной деятельности законодательно не установлены. Как правило, это государственные и общественные академии наук, научно-исследовательские сектора государственных и частных высших учебных заведений , самостоятельные научные центры и научно-исследовательские институты и т. п. Научные организации могут иметь статус временных научных коллективов как в виде самостоятельных субъектов, так и в качестве подразделений действующих научных организаций. Научная деятельность может быть не основным видом деятельности предприятий и организаций всех форм собственности, для её осуществления создаются отдельные научно-исследовательские подразделения в соответствии с положениями уставных (учредительных) документов.
В соответствии со ст. 7 Модельного закона СНГ «О научной и научно-технической деятельности» 2008 г. основными принципами осуществления научной деятельности являются:
свобода творчества , с предоставлением субъектам научной деятельности права выбора направлений и методов проведения научных исследований и экспериментальных разработок ;
свобода доступа к научной информации, за исключением случаев государственной , служебной или коммерческой тайны ;
финансирование проектов, выполняемых по государственным заказам .
Целью научной деятельности является получение научного результата – нового знания, приобретённого в процессе фундаментальных или прикладных научных исследований и зафиксированного на носителях научной информации в форме отчёта, научной статьи, научного доклада, научного сообщения о проведённой научно-исследовательской работе, научного открытия, опубликованной монографии. Если речь идёт о научно-прикладном результате, то это новое конструктивное или технологическое решение, экспериментальный образец, законченное испытание, разработка, которая внедрена или может быть внедрена в общественную практику. Научно-прикладной результат может быть представлен в форме отчёта, эскизного проекта, конструкторской или технологической документации на научно-техническую продукцию, натурного образца (ст. 1 Модельного закона СНГ «О научной и научно-технической деятельности» . 2008). Научный результат может быть конечным, промежуточным и побочным.
Страны ЕС имеют единое исследовательское пространство и осуществляют регулирование научной деятельности в рамках исследовательских программ ЕС, в частности, Horizon Europe 2021–2027. У каждого государства также есть собственные программные документы и национальные законы. Во Франции действует Закон № 2013–660 от 22 июля 2013 г. «О высшем образовании и исследованиях» , в соответствии с которым разрабатываются национальные стратегии исследований Франции с указанием приоритетных направлений. В Германии приняты Стратегия высоких технологий до 2025 г. и Стратегия интернационализации науки и исследований 2017–2022, а также Гессенский пакт о высшем образовании 2021–2025, на конституционном уровне закреплён принцип академической свободы (п. 3 ст. 5 Основного закона ФРГ) и др.
В Китае научную деятельность регулирует ряд нормативно-правовых актов: Закон Китая «О научно-техническом прогрессе» 1993 г., Закон КНР «О распространении научно-технических знаний» 2002 г., Закон КНР «Об инновационной политике» 2002 г., Государственная долгосрочная и среднесрочная программа развития талантов, программа Государственного научного фонда по финансированию обучения китайцев в зарубежных вузах, Программа планирования повышения качества науки в стране и т. д.
В США действует титул 20 гл. 28 Свода законов США (US Code), который соответствует Закону США «О высшем образовании» 1965 г. с поправками и редакциями. В области регулирования научной деятельности хорошо известны такие акты, как Закон Бэя-Доула 1980 г., Закон «О технологических инновациях» Стивенсона-Уайдлера 1980 г., Закон «Об инновационном развитии в малом бизнесе» 1982 г., Федеральный закон «О трансфере технологий» 1986 г., Закон о восстановлении и реинвестировании Америки 2009 г. и др. Большинство из них посвящено финансированию научных исследований и развитию инновационной деятельности. В рамках распределения бюджета на 2015 г. научно-исследовательские работы рассматривались Правительством США как «совокупность усилий, направленных на получение более глубоких знаний или понимание и применение знаний для производства полезных материалов, устройств и методов». Сами исследования подразделялись на пять категорий. При этом под фундаментальными исследованиями понимались фундаментальные аспекты наблюдаемых явлений, результаты которых имеют широкое приложение. Прикладное исследование направлено на получение знаний для удовлетворения признанной и конкретной потребности. Разработка представляет собой применение знаний или понимания для производства полезных материалов, устройств и методов, включая изготовление прототипов ( Analytical Perspectives. 2015. С. 312–315). Федеральный закон о публичном доступе к исследованиям ( Federal Research Public Access Act of 2006 ) обеспечивает открытый публичный доступ к исследованиям, финансируемым Федеральными агентствами США.
Понятие науки и классификация наук
Понятие «наука» имеет несколько основных значений. Во-первых, под наукой понимается сфера человеческой деятельности, направленной на выработку и систематизацию новых знаний о природе, обществе, мышлении и познании окружающего мира. Во втором значении наука выступает как результат этой деятельности – система полученных научных знаний. В-третьих, наука понимается как одна из форм общественного сознания, социальный институт.
Непосредственная цель науки – постижение объективной истины, полученой как результат знаний об объективном и о субъективном мире.
Задачи науки: собирание, описание, анализ, обобщение и объяснение фактов; обнаружение законов движения природы, общества, мышления и познания; систематизация полученных знаний; объяснение сущности явлений и процессов; прогнозирование событий, явлений и процессов; установление направлений и форм практического использования полученных знаний.
Наибольшую известность получила классификация наук, данная Ф. Энгельсом в «Диалектике природы». Исходя из развития движущейся материи от низшего к высшему, он выделил механику, физику, химию, биологию, социальные науки. На этом же принципе субординации форм движения материи основана классификация наук Б.М. Кедрова. Он различал шесть основных форм движения материи: субатомно-физическую, химическую, молекулярно-физическую, геологическую, биологическую и социальную.
В настоящее время в зависимости от сферы, предмета и метода познания различают науки:
1) о природе – естественные;
2) об обществе – гуманитарные и социальные;
3) о мышлении и познании – логика, гносеология, эпистемология и др.
Оригинальную классификацию наук предложил Л.Г. Джахая. Разделив науки о природе, обществе и познании на теоретические и прикладные, он внутри этой классификации выделил философию, основные науки и отпочковавшиеся от них частные науки. Например, к основным теоретическим наукам об обществе он отнес историю, политэкономию, правоведение, этику, искусствоведение, языкознание. Эти науки имеют более дробное деление, например, история делится на этнографию, археологию и всемирную историю. Государствоведению как основной прикладной науке корреспондируют политика, управленческое дело, судопроизводство, криминалистика, военное дело, архивное дело. Кроме того, он дал классификацию так называемых «стыковых» наук: промежуточные науки, возникшие на границе двух соседствующих наук (например, математическая логика, физическая химия); скрещенные науки, которые образовались путем соединения принципов и методов двух отдаленных друг от друга наук (например, геофизика, экономическая география); комплексные науки, которые образовались путем скрещивания ряда
теоретических наук (например, океанология, кибернетика, науковедение).
В статистических сборниках обычно выделяют следующие секторы науки: академический, отраслевой, вузовский и заводской.
Научное исследование
Формой существования и развития науки является научное исследование. Научная (научно-исследовательская) деятельность – это деятельность, направленная на получение и применение новых знаний. Научное исследование – это деятельность, направленная на всестороннее изучение объекта, процесса или явления, их структуры и связей, а также получение и внедрение в практику полезных для человека результатов.
Его объектом являются материальная или идеальная системы, а предметом – структура системы, взаимодействие ее элементов, различные свойства, закономерности развития и т.д.
Научные исследования классифицируются по различным основаниям. По источнику финансирования различают научные исследования бюджетные, хоздоговорные и нефинансируемые.
Бюджетные исследования финансируются из средств бюджета РФ или бюджетов субъектов РФ.
Хоздоговорные исследования финансируются организациями-заказчиками по хозяйственным договорам.
Нефинансируемые исследования могут выполняться по инициативе ученого, индивидуальному плану преподавателя.
В нормативных правовых актах о науке научные исследования делят по целевому назначению на фундаментальные, прикладные, поисковые и разработки.
Фундаментальные научные исследования – это экспериментальная или теоретическая деятельность, направленная на получение новых знаний об основных закономерностях строения, функционирования и развития человека, общества, окружающей природной среды.
Прикладные научные исследования – это исследования, направленные преимущественно на применение новых знаний для достижения практических целей и решения конкретных задач. Иными словами, они направлены на решение проблем использования научных знаний, полученных в результате фундаментальных исследований, в практической деятельности людей.
Поисковыми называют научные исследования, направленные на определение перспективности работы над темой, отыскание путей решения научных задач.
Разработкой называют исследование, которое направлено на внедрение в практику результатов конкретных фундаментальных и прикладных исследований.
По длительности научные исследования можно разделить на долгосрочные, краткосрочные и экспресс-исследования.
В зависимости от форм и методов исследования некоторые авторы выделяют экспериментальное, методическое, описательное, экспериментально-аналитическое, историко-биографическое исследования и исследования смешанного типа.
В теории познания выделяют два уровня исследования: теоретический и эмпирический.
Теоретический уровень исследования характеризуется преобладанием логических методов познания. На этом уровне полученные факты исследуются, обрабатываются с помощью логических понятий, умозаключений, законов и других форм мышления. Здесь исследуемые объекты мысленно анализируются, обобщаются, постигаются их сущность, внутренние связи, законы развития. На этом уровне познание с помощью органов чувств (эмпирия) может присутствовать, но оно является подчиненным. Структурными компонентами теоретического познания являются проблема, гипотеза и теория.
Проблема – это сложная теоретическая или практическая задача, способы решения которой неизвестны или известны не полностью. Различают проблемы неразвитые (предпроблемы) и развитые. Неразвитые проблемы характеризуются следующими чертами:
1) они возникли на базе определенной теории, концепции;
2) это трудные, нестандартные задачи;
3) их решение направлено на устранение возникшего в познании противоречия;
4) пути решения проблемы не известны.
Развитые проблемы имеют более или менее конкретные указания на пути их решения.
Гипотеза есть требующее проверки и доказывания предположение о причине, которая вызывает определенное следствие, о структуре исследуемых объектов и характере внутренних и внешних связей структурных элементов. Научная гипотеза должна отвечать следующим требованиям:
1) релевантности, т.е. относимости к фактам, на которые она опирается;
2) проверяемости опытным путем, сопоставляемости с данными наблюдения или эксперимента (исключение составляют непроверяемые гипотезы);
3) совместимости с существующим научным знанием;
4) обладания объяснительной силой, т.е. из гипотезы должно выводиться некоторое количество подтверждающих ее фактов, следствий. Большей объяснительной силой будет обладать та гипотеза, из которой выводится наибольшее количество фактов;
5) простоты, т.е. она не должна содержать никаких произвольных допущений, субъективистских наслоений.
Различают гипотезы описательные, объяснительные и прогнозные.
Описательная гипотеза – это предположение о существенных свойствах объектов, характере связей между отдельными элементами изучаемого объекта.
Объяснительная гипотеза – это предположение о причинноследственных зависимостях.
Прогнозная гипотеза – это предположение о тенденциях и закономерностях развития объекта исследования.
Этапы научно-исследовательской работы
Для успеха научного исследования его необходимо правильно организовать, спланировать и выполнять в определенной последовательности. Эти планы и последовательность действий зависят от вида, объекта и целей научного исследования. Так, если оно проводится на технические темы, то вначале разрабатывается основной предплановый документ – технико-экономическое обоснование, а затем осуществляются теоретические и экспериментальные исследования, составляется научно-технический отчет и результаты работы внедряются в производство.