К какой ветви государственной власти относятся органы местного самоуправления
Перейти к содержимому

К какой ветви государственной власти относятся органы местного самоуправления

  • автор:

Органы местного самоуправления в системе публичной власти

Публичная власть имеет двухуровневую структуру: государственный уровень (органы государственной власти, в том числе органы исполнительной власти) и местный (муниципальный) уровень (органы местного самоуправления, в том числе местная администрация). На уровне местного самоуправления создаются исполнительные органы негосударственного характера, так как органы местного самоуправления не входят в систему органов исполнительной власти. Однако для того, чтобы увидеть систему организации публичной власти и ее исполнительных органов в комплексе, целесообразно коротко рассмотреть вопрос о назначении, задачах, функциях, компетенции и видах органов местного самоуправления, а также об истории их становления и формирования в России.

Законодатель устанавливает виды организаций, которые относятся к органам местного самоуправления, в самой общей форме. В соответствии с Федеральным законом «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» органами местного самоуправления считаются избираемые непосредственно населением (выборные) и (или) образуемые представительным органом муниципального образования органы, наделенные собственными полномочиями по решению вопросов местного значения и не входящие в систему органов государственной власти.

Местное самоуправление осуществляется на всей территории РФ в городских, сельских поселениях, муниципальных районах, городских округах и на внутригородских территориях городов федерального значения. Границы территорий муниципальных образований устанавливаются и изменяются законами субъектов РФ в соответствии с требованиями, предусмотренными указанным Законом.

Органы местного самоуправления — это органы муниципального образования, создаваемые им для осуществления функций публичного управления на своей территории в целях обеспечения публичных интересов, развития экономики и социально-культурной сферы и решения местных вопросов жизнедеятельности населения. Органы местного самоуправления для выполнения задач и функций публичного местного управления получают соответствующие полномочия, компетенцию.

К органам местного самоуправления относятся:

представительный орган муниципального образования;

глава муниципального образования;

местная администрация (исполнительно-распорядительный орган муниципального образования);

контрольный орган муниципального образования;

иные органы местного самоуправления, предусмотренные уставом муниципального образования и обладающие собственными полномочиями по решению вопросов местного значения.

Обязательным является наличие выборных органов местного самоуправления муниципальных образований и местной администрации (исполнительно-распорядительного органа муниципального образования). Порядок формирования, полномочия, срок полномочий, подотчетность, подконтрольность органов местного самоуправления, а также иные вопросы организации и деятельности указанных органов определяются уставом муниципального образования. Наименования представительного органа муниципального образования, главы муниципального образования, местной администрации устанавливаются законом субъекта РФ с учетом исторических и иных местных традиций.

Представительным органом муниципального образования является выборный орган местного самоуправления, обладающий правом представлять интересы населения и принимать от его имени решения, действующие на территории муниципального образования. Этот орган состоит из депутатов, которые избираются населением путем всеобщего равного и прямого избирательного права при тайном голосовании на основе соответствующих законодательных актов РФ и ее субъектов. Представительный орган муниципального образования может осуществлять свои полномочия в случае избрания не менее двух третей от установленной численности депутатов. Устав муниципального образования определяет численный состав представительного органа местного самоуправления и его полномочия.

Представительный орган муниципального образования принимает решения в коллегиальном порядке. В исключительной компетенции этого выборного органа находятся:

принятие устава муниципального образования и внесение в него изменений;

утверждение местного бюджета и отчета о его исполнении;

установление, изменение и отмена местных налогов и сборов в соответствии с законодательством РФ о налогах и сборах;

принятие планов и программ развития муниципального образования, утверждение отчетов об их исполнении;

определение порядка управления и распоряжения имуществом, находящимся в муниципальной собственности;

определение порядка принятия решений о создании, реорганизации и ликвидации муниципальных предприятий и учреждений, а также об установлении тарифов на услуги муниципальных предприятий и учреждений;

определение порядка участия муниципального образования в организациях межмуниципального сотрудничества;

определение порядка материально-технического и организационного обеспечения деятельности органов местного самоуправления;

контроль за исполнением органами местного самоуправления и должностными лицами местного самоуправления полномочий по решению вопросов местного значения.

Иные полномочия представительных органов муниципальных образований определяются федеральными законами и принимаемыми в соответствии с ними конституциями (уставами), законами субъектов РФ, уставами муниципальных образований.

Органы местного самоуправления имеют установленную различными законами и иными нормативными правовыми актами (уставами муниципальных образований) компетенцию, под которой понимаются полномочия этих органов публичной власти, осуществляемые ими в рамках предметов ведения местного самоуправления и для решения местных вопросов муниципального образования.

Глава муниципального образования является высшим должностным лицом муниципального образования и наделяется уставом муниципального образования собственными полномочиями по решению вопросов местного значения. Глава муниципального образования подконтролен и подотчетен населению и представительному органу муниципального образования. Указанный Закон устанавливает случаи досрочного прекращения полномочий главы муниципального образования (например, смерть, отставка по собственному желанию, отрешение от должности, отзыв избирателями).

Местная администрация как исполнительно-распорядительный орган муниципального образования наделяется уставом муниципального образования полномочиями по решению вопросов местного значения и полномочиями для осуществления отдельных государственных полномочии, переданных органам местного самоуправления федеральными законами и законами субъектов РФ. Местной администрацией руководит глава местной администрации на принципах единоначалия. Главой местной администрации может быть глава муниципального образования либо лицо, назначаемое на должность главы местной администрации по контракту, заключаемому по результатам конкурса на замещение указанной должности на срок полномочий, который определяется в уставе муниципального образования. Представительный орган муниципального образования устанавливает порядок проведения конкурса на замещение должности главы местной администрации. Из числа кандидатов, представленных конкурсной комиссией по результатам конкурса, представительный орган муниципального образования назначает соответствующее лицо на должность главы местной администрации.

Представительный орган муниципального образования утверждает структуру местной администрации по представлению ее главы. В структуру местной администрации могут входить отраслевые (функциональные) и территориальные органы местной администрации. Законодатель устанавливает запреты, органичения и полномочия главы местной администрации, случаи их прекращения, порядок расторжения с ним контракта.

В соответствии с уставом муниципального образования на муниципальных выборах или представительным органом муниципального образования формируется контрольный орган муниципального образования (контрольно-счетная палата, ревизионная комиссия и др.). Он образуется в целях контроля за исполнением местного бюджета, соблюдением установленного порядка подготовки и рассмотрения проекта местного бюджета, отчета о его исполнении, а также в целях контроля за соблюдением установленного порядка управления и распоряжения имуществом, находящимся в муниципальной собственности.

Выборные должностные лица местного самоуправления могут осуществлять свои полномочия на постоянной основе в соответствии с Федеральным законом «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» и уставом муниципального образования.

Необходимым элементом компетенции органов местного самоуправления и деятельности должностных лиц местного самоуправления являются подготовка и издание правовых актов по вопросам их ведения. Наименование и виды правовых актов органов местного самоуправления, выборных и других должностных лиц местного самоуправления, полномочия по изданию указанных актов, порядок их принятия и вступления в силу определяются уставом муниципального образования в соответствии с законами субъектов РФ. Нормативные правовые акты органов местного самоуправления и должностных лиц местного самоуправления, затрагивающие права, свободы и обязанности человека и гражданина, вступают в силу после их официального опубликования (обнародования).

Органы местного самоуправления и должностные лица местного самоуправления несут ответственность перед населением муниципального образования, государством, физическими и юридическими лицами в соответствии с федеральными законами. Ответственность органов местного самоуправления и должностных лиц местного самоуправления перед государством наступает на основании решения соответствующего суда в случае нарушения ими Конституции РФ, федеральных конституционных законов, федеральных законов, конституции (устава), законов субъекта РФ, устава муниципального образования, а также в случае ненадлежащего осуществления указанными органами и должностными лицами переданных им отдельных государственных полномочий.

Высшее должностное лицо субъекта РФ может издать правовой акт об отрешении от должности главы муниципального образования или главы местной администрации в случаях:

издания должностным лицом местного самоуправления нормативного правового акта, противоречащего российскому законодательству, если такие противоречия установлены соответствующим судом, а данное должностное лицо в течение двух месяцев со дня вступления в силу решения суда либо в течение иного предусмотренного решением суда срока не приняло в пределах своих полномочий мер по исполнению решения суда;

совершения должностным лицом местного самоуправления действий, в том числе издания им правового акта, не носящего нормативного характера, влекущих нарушение прав и свобод человека и гражданина, угрозу единству и территориальной целостности Российской Федерации, национальной безопасности России и ее обороноспособности, единству правового и экономического пространства Российской Федерации, нецелевое расходование субвенций из федерального бюджета или бюджета субъекта РФ, если это установлено соответствующим судом, а должностное лицо не приняло в пределах своих полномочий мер по исполнению решения суда.

Срок, в течение которого высшее должностное лицо субъекта РФ издает правовой акт об отрешении от должности главы муниципального образования или главы местной администрации, не может быть менее одного месяца со дня вступления в силу последнего решения суда, необходимого для издания указанного акта, и не может превышать шесть месяцев со дня вступления в силу этого решения суда. Акт об отрешении от должности может быть обжалован в судебном порядке в течение 10 дней со дня его официального опубликования. Суд рассматривает жалобу и принимает решение по делу не позднее чем через 10 дней со дня ее подачи.

Органы прокуратуры РФ и другие уполномоченные федеральным законом органы осуществляют надзор за исполнением органами местного самоуправления и должностными лицами местного самоуправления Конституции РФ, федеральных конституционных законов, федеральных законов, конституций (уставов), законов субъектов РФ, уставов муниципальных образований, муниципальных правовых актов. Уполномоченные органы государственной власти осуществляют контроль за реализацией органами местного самоуправления и должностными лицами местного самоуправления переданных им отдельных государственных полномочий.

Решения, принятые путем прямого волеизъявления граждан, решения и действия (бездействие) органов местного самоуправления и должностных лиц местного самоуправления могут быть обжалованы в суд или арбитражный суд в установленном законом порядке.

К какой ветви государственной власти относятся органы местного самоуправления?

· Допускается по договорам между Председателем Правительством Российской Федерации и главами субъектов Российской Федерации, если это не противоречит Конституции Российской Федерации и федеральным законам

· Допускается при условии, если органы исполнительной власти субъектов Российской Федерации передадут часть своих полномочий федеральным органам исполнительной власти

· Допускается, если передается часть полномочий федеральных органов исполнительной власти по соглашению с органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации и если это не противоречит Конституции Российской Федерации и федеральным законам

Каким образом подчинены друг другу нижеперечисленные государственные органы?

· Органы исполнительной власти подчинены органам законодательной власти

· Органы судебной власти подчинены органам законодательной власти

· Органы исполнительной власти подчинены органам судебной власти

· Органы законодательной, исполнительной и судебной власти самостоятельны

Сколько субъектов в составе Российской Федерации?

293. Субъектом Российской Федерации не является:

· город федерального значения

Какой из субъектов Российской Федерации имеет приоритет во взаимоотношениях с федеральными государственными органами?

· все перечисленные субъекты равноправны

Чем определяется статус республики, входящей в состав Российской Федерации?

· Конституцией Российской Федерации

· Конституцией Российской Федерации и федеральным законом о республике

· Конституцией Российской Федерации и конституцией республики

· Конституцией Российской Федерации и уставом республики

Как определяется статус края, входящего в состав Российской Федерации?

· Конституцией Российской Федерации

· Конституцией Российской Федерации и федеральным законом о крае

· Конституцией Российской Федерации и конституцией края

· Конституцией Российской Федерации и уставом края

297. Устанавливать свои государственные языки наряду с русским языком как государственным языком Российской Федерации вправе:

· республики Российской Федерации

· все субъекты Российской Федерации

· субъекты Российской Федерации, имеющие в своем составе этническое большинство, являющееся носителем иного (не русского) языка

· не имеет права ни один субъект Российской Федерации

298. Вопрос об образовании в составе Российской Федерации нового субъекта решается:

· на референдуме заинтересованных субъектов Российской Федерации по согласованию с Президентом Российской Федерации

· Президентом Российской Федерации

· Советом Федерации Федерального Собрания Российской Федерации

· законодательными (представительными) органами государственной власти заинтересованных субъектов Российской Федерации

299. В соответствии с Конституцией Российской Федерации границы между субъектами Российской Федерации:

· могут быть изменены с согласия одного из субъектов Российской Федерации

· могут быть изменены с взаимного согласия соответствующих субъектов Российской Федерации

· могут быть изменены по решению Российской Федерации

· не могут быть изменены

300. В соответствии с Конституцией Российской Федерации государственную власть в субъектах Российской Федерации осуществляют:

· образуемые субъектами Российской Федерации органы государственной власти

· федеральные органы государственной власти

· органы местного самоуправления

· образуемые субъектами Российской Федерации органы государственной власти и органы местного самоуправления

301. Структура исполнительных органов государственной власти субъекта Российской Федерации формируется:

· Президентом Российской Федерации

· Правительством Российской Федерации

· высшим должностным лицом субъекта Российской Федерации

302. В соответствии с Конституцией Российской Федерации по предметам совместного ведения Российской Федерации и субъектов Российской Федерации издаются:

· федеральные законы и принимаемые в соответствии с ними законы и иные нормативные правовые акты субъектов Российской Федерации

· федеральные конституционные законы и федеральные законы

· законы и иные нормативные правовые акты субъектов Российской Федерации

303. В соответствии с Конституцией Российской Федерации устав края, области, города федерального значения, автономной области, автономного округа принимается:

· населением соответствующего субъекта Российской Федерации на референдуме

· исполнительным органом соответствующего субъекта Российской Федерации

· законодательным (представительным) органом соответствующего субъекта Российской Федерации

· Президентом Российской Федерации

304. Создание системы судебных и правоохранительных органов направлено на:

· исполнение силовых функций государства

· обеспечение соблюдения и защиты прав и свобод человека

· урегулирование спорных вопросов

· обеспечение состязательности судебного процесса

305. В соответствии с Конституцией Российской Федерации правосудие в Российской Федерации осуществляется:

· судом и правоохранительными органами

· судом и создаваемыми в соответствии с законом внесудебными органами

306. Какой орган является высшим судебным органом по разрешению экономических споров:

· Высший Арбитражный Суд Российской Федерации

· Верховный Суд Российской Федерации

· Конституционный Суд Российской Федерации

· Экономические споры разрешаются международными судами

307. В соответствии с Конституцией Российской Федерации судьи:

· подчиняются только Конституции Российской Федерации и федеральному закону

· подчиняются главе Верховного Суда Российской Федерации

· подчиняются судьям вышестоящих судов

· подчиняются Президенту Российской Федерации

Дата добавления: 2018-02-28 ; просмотров: 167456 ; Мы поможем в написании вашей работы!

Органы местного самоуправления в системе власти: иерархия муниципальных органов власти

Согласно действующему законодательству, органы местного самоуправления входят в систему власти. При этом у них достаточно большие полномочия. Тут есть представители исполнительной и законодательной ветви власти. Но надо понимать, что их правовые акты не могут противоречить федеральным законам. По Конституции РФ, федеральные правовые акты считаются главенствующими. Далее идут региональные, муниципальные, районные и так далее. При этом не допускается противоречие нижестоящего закона вышестоящему. Федеральные акты не могут идти вразрез с положениями Конституции.

О том, кто осуществляет исполнительную власть в РФ, вы можете прочитать в нашей статье здесь.

Закон о местном самоуправлении

Стоит рассмотреть основные внутренние и международные правовые акты, которые предусматривают возможность децентрализации власти.

  • Европейская хартия местного самоуправления;
  • Конституция РФ;
  • ФЗ-131 от 06.10.2003 года;
  • уставы муниципальных образований;
  • решения региональных властей и другие правовые акты.

Выписка из статьи 34 ФЗ-131 от 06.10.2003 года

Выписка из статьи 34 ФЗ-131 от 06.10.2003 года

Стоит рассмотреть подробнее конституционные основы децентрализации власти. КРФ – это основной документ, который регулирует правоотношения между различными ветвями власти на разных уровнях.

Таблица 1. Территориальные основы реализации муниципальной власти

Уровень местной власти Краткое описание
Муниципальный район Несколько поселений городского или сельского типа, объединенные одной администрацией
Сельское или городское поседение Поселковые населенные пункты
Городской округ Город с прилегающими к нему территориями
Город федерального значения Несколько населенных пунктов, которые имеют общую территорию, но которые не считаются отдельными муниципальными образованиями
Городской округ с внутригородским делением Москва, Санкт-Петербург и Севастополь
Внутригородской район Внутригородские муниципальные образования (администрации районов)

Все муниципальные границы субъектов РФ установлены муниципальной реформой, которая проводилась с 2003 по 2005 год. Внутреннее деление субъектов определяется на основании внутренних правовых актов.

Федеральный закон "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации"

Федеральный закон «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации»

Иерархия муниципальных органов власти

Иерархия строго определена положениями действующих законов. При этом все образования подчиняются федеральным властям. Таким образом, они должны издавать свои указы, исходя из действующего правового поля на территории страны. Рассмотрим подробнее, как происходит деление власти на практике.

  1. Субъекты РФ обладают возможностью издавать указы, постановления и иные правовые акты, которые будут действовать на их территории. За рамками региона закон не имеет юридической силы.
  2. Городские образования могут издавать указы, которые будут действовать на территории населенного пункта. Но прилагаемые к нему территории они не смогут затрагивать.
  3. Районные акты – это указы глав районных администраций или поселков.

Структура органов самоуправления

Структура органов самоуправления

Таким образом, такая иерархия действует на всей территории страны. Стоит отметить, что часто на территории муниципального образования находятся федеральные предприятия. Они не подчиняются внутренним законам, а продолжают работать в рамках федерального законодательства.

Цели создания муниципальных образований

Существует несколько причин для создания муниципальных органов власти. Дело в том, что федеральные чиновники не могут управлять большой территорией из центра. Таким образом, требуется децентрализация власти. Она не должна нарушать территориальную целостность страны. При этом такая мера значительно повышает эффективность управления на местах. Рассмотрим подробнее основные цели создания административного деления.

Карта России с регионами

Карта России с регионами

Развитие социальной сферы

Власти на местах должны обеспечивать нормальное социальное развитие. Их задача – сглаживать напряженность в обществе. Однако это не единственная цель.

  • повышения качества жизни на территории муниципального образования;
  • реализация социальных проектов, которые разработаны и приняты на федеральном или региональном уровне;
  • увеличение уровня вовлеченности населения в социально значимых мероприятиях;
  • развитие школ, детских садов, больниц и других бюджетных учреждений;
  • ведение работы по увеличению среднего уровня заработка населения;
  • выполнение определенных мер для увеличения продолжительности жизни.

Митинг

Это основные социальные задачи, которые стоять перед каждым регионом. При этом у каждого главы региона, города или района есть четкие цели. Например, к определенному году увеличить количеств мест в детских садах. По выполнению плана оценивается эффективность работы власти на местах.

Развитие экономической сферы

На местах легче контролировать развитие экономических показателей. Вот основные задачи муниципальных властей в этой сфере:

  • рост ВВП и ВНП;
  • рост оборота малого и среднего предпринимательства;
  • увеличение объема производства;
  • рост показателей производительности труда;
  • управление муниципальными землями и предприятиями;
  • контроль за приватизацией бюджетных учреждений, которые находятся в муниципальном ведомстве;
  • снижение безработицы.

Таким образом, с помощью власти на местах удается решить несколько вопросов, за счет чего увеличивается эффективность выполнения законов.

Выполнение контрольно-надзорной функции и сбор налогов

Муниципалитет выполняет несколько важных функций на местах:

  • контроль за соблюдением общественного порядка;
  • сбор налогов на основании положений Налогового кодекса РФ;
  • выполнение необходимых мер для увеличения муниципального бюджета;
  • использование бюджетных средств для обеспечения нормального уровня жизни населения муниципального образования;
  • осуществление хозяйственной деятельности;
  • развитие внешних связей, инвестиционной и туристической привлекательности региона, а также заключение договоров для поставки производимых товаров;
  • управление человеческими ресурсами.

Отделение полиции

Это основные обязанности местных властей. Существуют определенные критерии эффективности их работы, которые постоянно меняются. Необходимо учитывать их главам муниципальных образований, чтобы понимать, насколько хорошо они работают. За невыполнение требований вышестоящих властей допускается смещение с должности.

Как происходит создание административного округа – пошаговая инструкция

Требуется понимать, как происходит процесс создания новых административных округов. Сегодня границы субъектов РФ уже сформированы. Изменение может происходить только на основании внутренних референдумов на территории заинтересованных регионов или согласно соответствующему федеральному закону. Поэтому рассмотрим, как происходит вопрос выделения нового административного округа на территории города. Это весьма актуально, так как строят новые микрорайоны. Когда район становится большим, его делят на несколько

Шаг 1

Изучение проблемы о необходимости создания нового административного округа. Для этого требуется изучить эффективность работы действующей административной единицы, число жителей и ряд других нюансов. Требуется юридически и экономически обосновать необходимость создания новой единицы.

Изучение проблемы о необходимости создания нового административного округа

Изучение проблемы о необходимости создания нового административного округа

Шаг 2

Рассмотрение вопроса о выделении территории новому административному округу. Этот вопрос должен решаться на законодательном уровне. Таким образом, совет депутатов обязан определить границы муниципальной единицы.

Рассмотрение вопроса о выделении территории новому административному округу

Рассмотрение вопроса о выделении территории новому административному округу

Шаг 3

Передача законопроекта руководителю муниципального округа для подписания. Он должен его подписать. После этого происходит публикация закона в местной государственной газете. После этого он получает юридическую силу.

Передача законопроекта руководителю муниципального округа для подписания

Передача законопроекта руководителю муниципального округа для подписания

Шаг 4

Передача закона представителям исполнительной власти. Они должны создать новый административный округ, набрать штат и обеспечить нормальное функционирование территориального органа.

Передача закона представителям исполнительной власти

Передача закона представителям исполнительной власти

Таким образом, процесс принятия закона происходит также, как на федеральном уровне. Однако действующими лицами являются представители власти на местах.

Избрание представителей законодательной власти

Стоит понимать, что избрание в законодательные органы региональной власти происходит на основании закона о выборах, который каждый год обновляется. При этом необходимо проводить выборы с определенной частотой. Срок полномочий определяется самими депутатами. Обычно он составляет 4 года, но в некоторых регионах увеличен до 5 лет.

Стоит понимать, что голосование должно быть открытым и гласным. То есть, оно проводится так же, как выборы президента, только уровень ниже. При этом избираться могут по одномандатному округу или по партийному списку. Как именно это происходит в конкретно взятом регионе должны решать представители совета депутатов.

Проведение выборов

Стоит отметить, что представители законодательной власти имеют право отменить прямые выборы мэра и губернатора. Тогда они сами будут назначать их. То есть, будет проводиться голосование среди членов совета депутатов. Это не является нарушением конституционных прав граждан и избирательных свобод. Зато позволяет сэкономить региональный бюджет. Однако представители общественных организаций утверждают, что это не демократично, так как электорат сам должен решать, кто будет управлять городом, регионом или другим муниципальным образованием.

Важно! Все выборы, независимо от их уровня, контролируются ЦИКом. То есть, необходимо полученные протоколы из участковых избирательных комиссий аккумулировать в территориальной. Далее ТИК предоставляет сводный протокол в городскую или областную избирательную комиссию (зависит от уровня выборов), а их представители передают информацию ЦИКу. Однако на уровне ТИК все сведения заносятся в систему ГАС Выборы. Это значит, что подделать результаты невозможно, так как вся информация сразу становится доступна в режиме онлайн после того, как у председателя УИК примут протокол о проведении выборов на избирательном участке.

Глава муниципального округа

Как уже было указано выше, главу муниципального округа назначают представители законодательной власти путем непрямого голосования. То есть, они должны избрать одного из претендентов на пост главы муниципального округа, после чего провести его назначение. Однако так происходит не всегда. Доступны также следующие способы:

  1. Проведение прямых выборов. Например, выборы мэра или губернатора. Тут граждане, которые имеют регистрация на территории административного округа, должны передать свое волеизъявление в день голосования. При этом не все могут лично прийти, тогда можно вызвать сотрудников УИК домой для проведения голосования вне помещения для голосования.
  2. Назначение президентом. Некоторые регионы отказались от выборов губернатора, их назначает президент самостоятельно. Это позволяет снизить расходы на проведение выборов, однако часто происходит, когда глава государства назначает неизвестных никому людей. Например, выходцев из других регионов, которые не знают особенности предоставленного им в управление субъекта РФ. Такой подход обладает рядом достоинств и недостатков тоже.
  3. Назначение руководителем муниципального образования более крупного уровня. Речь идет о том, когда мэр назначает глав городских районов или губернатор руководителей сельских административных округов, если там не проводятся прямые выборы. Аналог вышеуказанного метод, но происходит все на другом уровне.

Виктор Толоконский - бывший глава Новосибирской области и Красноярского края

Виктор Толоконский — бывший глава Новосибирской области и Красноярского края

Важно понимать, что глава административного округа – это выборная должность. Это является представитель исполнительной власти, однако у него есть право законодательной инициативы. Это значит, что он может подавать проекты законов для обсуждения депутатами.

Таким образом, органы местного самоуправления подчиняются федеральным властям. Они осуществляют хозяйственную деятельность на местах и предоставляют отчет о своей работы наверх. По ним оценивают эффективность. Существует несколько уровней административных округов, которые отвечают на местах за вверенную им территорию. Закон позволяет определять на местах самостоятельно, как будет происходить административное деление более низкого уровня, что дает субъектам РФ самостоятельность принимать различные решения, которые влияют на скорость и особенность развития административных округов.

Структура органов местного самоуправления

Общая характеристика структуры органов местного самоуправления

В Российской Федерации в структуре публичной власти выделяют два уровня:

  • во-первых, уровень государственного управления, представленный органами государственного управления федерального и регионального уровня;
  • во-вторых, уровень муниципального управления, представленный органами муниципального управления различного характера.

Органы местного самоуправления не входят в систему органов государственного управления.

В общем виде структура органов местного самоуправления включает в свой состав такие органы как исполнительный, представительный, контрольный, а также главу муниципального образования.

В любых типах муниципальных образований в обязательном порядке присутствует исполнительный и представительный орган муниципального управления, а также глава. Наличие контрольного органа муниципального управления определяется, как правило, величиной муниципального образования.

Включение иных органов в структуру муниципального управления может предусматриваться уставом муниципального образования.

Представительный орган муниципального управления

Данный орган муниципального управления является выборным. Он наделяется правом представления интересов местного населения и принятия решений от имени населения по вопросам, имеющим местную значимость. Действие решений представительного органа муниципального управления распространяется на территорию муниципального образования, в систему органов управления которым входит этот орган.

В состав данного органа включаются депутаты, избираемые населением муниципального образования в ходе прямых, всеобщих и равных выборов посредством тайного голосования.

Число депутатов данного органа определяется уставом муниципального образования.

Основная цель деятельности представительного органа муниципального управления состоит в формировании правовой базы осуществления муниципального управления на территории муниципального образования.

Данный орган муниципального управления призван осуществлять реализацию следующих полномочий:

  • во-первых, утверждение устава муниципального образования и его корректировка;
  • во-вторых, принятие муниципального бюджета, контроль соблюдения порядка его исполнения;
  • в-третьих, определение организационных и правовых основ управления муниципальной собственностью;
  • в-четвертых, формирование основ межмуниципального сотрудничества;
  • в-пятых, определение основ осуществления организационного и материально-технического обеспечения функционирования органов муниципального управления и так далее.

Состав полномочий представительного органа муниципального управления определяется федеральным законодательством, региональным законодательством и уставами муниципальных образований.

Глава муниципального образования

Глава муниципального образования представляет собой высшее должностное лицо этого образования, в соответствии с уставом наделенное рядом полномочий в сфере муниципального управления.

Глава муниципального образования несет ответственность перед населением муниципального образования за свои действия, а также подотчетен представительной ветви муниципального управления.

Глава муниципального образования может либо возглавлять представительную ветвь муниципального управления, либо исполнительную власть.

Региональные власти наделены правом отрешения от должности главы муниципального образования.

Реализация этого права главой региона может осуществляться в ряде конкретных случаев, к числу которых относятся:

  • во-первых, при издании главой муниципального образования нормативных актов, вступающих в противоречие с федеральным законодательством (данный факт должен быть установлен судом, а глава муниципального управления должен бездействовать при исполнении решения суда в течение двух месяцев);
  • во-вторых, при совершении главой муниципального управления действий, направленных на нарушение прав и свобод гражданина и человека, угрозу национальной безопасности, единству и территориальной целостности страны, ее обороноспособности и прочему.

Муниципальная администрация

Исполнительную ветвь власти на муниципальном уровне представляет муниципальная администрация, которая в соответствии с уставом муниципального образования наделяется полномочиями практического решения вопросов, имеющих местную значимость.

Во главе муниципальной администрации может находиться либо глава муниципального образования, либо наемный специалист, действующий по контракту. Во втором случае глава муниципального образования возглавляет представительную ветвь власти.

Срок полномочий специалиста, возглавляющего муниципальную администрацию, определяется уставом муниципального образования.

Региональные власти имеют право отрешить главу муниципальной администрации от занимаемой должности по тем же причинам, что и главу муниципального образования.

Замещение данной должности осуществляется на конкурсной основе.

Утверждение структуры муниципальной администрации осуществляется представительным органом муниципального управления. Проект структуры муниципальной администрации представляется ее главой.

Органы муниципальной администрации могут делиться на отраслевые или функциональные и территориальные.

Контрольный орган муниципального управления

Структура органов муниципального управление при определенных обстоятельствах включает в свой состав контрольный орган, в качестве которого могут выступать контрольно-счетная палата, ревизионная комиссия и прочее.

Данный орган формируется с целью осуществления контрольной деятельности в отношении муниципального бюджета, соблюдение порядка его формирования и использования, а также контроля процесса управления муниципальной собственностью.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *