К какой ветви государственной власти относится правительство РФ?
К какой ветви государственной власти относится Правительство Российской Федерации?
На данный момент существует три ветви государственной власти:законодательн ая(парламент,который делится на сенат и палату представителей), судебная(тут все понятно), и исполнительная. (Президент и вице-президент и т.д)
Как раз правительство РФ относится к исполнительной власти
Во всей современных странах где форма государства монархия или республика(президент ская и парламентская не важно) правительство относится к исполнительной ветви власти. А монарх(король), президент и парламент законодательную ветвь. И в любом случае — суд — судебная ветвь власти.
К какой ветви государственной власти относится правительство рф
Статья 1. Исполнительная власть Российской Федерации. Правительство Российской Федерации как орган публичной власти
1. Исполнительную власть Российской Федерации осуществляют Правительство Российской Федерации и иные федеральные органы исполнительной власти в соответствии со структурой федеральных органов исполнительной власти под общим руководством Президента Российской Федерации, а также органы исполнительной власти субъектов Российской Федерации.
2. Правительство Российской Федерации обеспечивает проведение в Российской Федерации единой социально ориентированной государственной политики в области культуры, науки, образования, здравоохранения, социального обеспечения, поддержки, укрепления и защиты семьи, сохранения традиционных семейных ценностей, а также в области охраны окружающей среды.
3. Президент Российской Федерации в соответствии с Конституцией Российской Федерации обеспечивает согласованное функционирование и взаимодействие Правительства Российской Федерации и иных органов, входящих в единую систему публичной власти.
4. Президент Российской Федерации имеет право председательствовать на заседаниях Правительства Российской Федерации и заседаниях Президиума Правительства Российской Федерации.
5. Президент Российской Федерации утверждает по предложению Председателя Правительства Российской Федерации структуру федеральных органов исполнительной власти и вносит в нее изменения.
6. Президент Российской Федерации определяет в структуре федеральных органов исполнительной власти органы, руководство деятельностью которых осуществляет Президент Российской Федерации, и органы, руководство деятельностью которых осуществляет Правительство Российской Федерации.
Исполнительная ветвь власти РФ
Исполнительная власть как ветвь системы государственной власти
Исполнительная ветвь власти РФ – это независимый и самостоятельный вид публичной, государственной власти, который выполняет комплекс функций по управлению государственными делами.
Усложнение общественных отношений и развитие общества привели к постепенному выделению прослойки людей, которые стремились к власти и управлению обществом. Власть отделилась от народа, появились законы, суды, армия. Возникло государство — общность людей, проживающая на одной территории, во главе которой стояла организованная власть (если власть сосредотачивалась в одних руках, то государство было авторитарным или тоталитарным).
Еще Аристотель говорил, что власть надо делить между разными сферами по направлению деятельности. Французский просветитель Шарль-Луи Монтескье подчеркивал необходимость разделения власти между законодательной, судебной и исполнительной ветвями. Благодаря такому разделению можно ограничить любую тиранию или диктатуру.
Одно из условий существования демократического государства – это разделение власти на три независимые друг от друга, но и в достаточной мере друг друга контролирующие ветви:
- законодательную,
- исполнительную,
- судебную.
Законодательная власть принимает законы, исполнительная – их выполняет, а судебная осуществляет правосудие. Система разделения власти существует для того, чтобы ни одна из ветвей не возвышалась над другой.
Форма государственно-территориального устройства России – федерация, где есть определенная самостоятельность у каждого ее субъекта, и есть общий федеральный центр, который создает законы, подчиняющие своей юридической силе деятельность всех субъектов федерации, каждого гражданина в отдельности. Все субъекты РФ скреплены договором, который был подписан в 1992 г.
В любом государстве власть издает законы, следит за их исполнением, а также судит тех людей, которые нарушают эти законы. В рамках РФ исполнительную власть олицетворяет правительство, законодательную – федеральное собрание и судебная ветка власти – система судов РФ.
Исполнительная власть в России принадлежит Правительству РФ. Правовой основой его деятельности является Конституция РФ и федеральный конституционный закон о Правительстве РФ.
Согласно части второй, статьи 110 Конституции, Правительство состоит из:
- Председателя Правительства РФ,
- заместителей Председателя Правительства РФ,
- федеральных министров,
- государственных комитетов, которые имеют нижестоящие структуры на местах.
Правительство возглавляет Председатель Правительства РФ, он назначается Президентом с согласия Государственной Думы. Президент подает кандидатуру будущего Председателя Правительства в Государственную Думу на рассмотрение. Она либо утверждает, либо отклоняет кандидатуру. После утверждения кандидатуры, в течение 7 дней назначенный Председатель Правительства РФ предлагает кандидатуры на пост заместителя Председателя Правительства РФ и министров. Срок полномочия Правительства РФ связан со сроком полномочия президента. В отставку оно идет вместе с президентом. Всего за время существования современной России было 15 правительств.
Признаки исполнительной власти:
- относительно самостоятельная и ограниченная ветвь государственной власти;
- подчинена законодательной власти, то есть подзаконна ей по своим задачам и характеру;
- структурирована в виде четко организованной системы органов исполнительной власти на разных уровнях;
- деятельность исполнительно-распорядительного характера, непрерывная и постоянная во времени;
- исключительный обладатель властных полномочий, носящих принудительный характер и материальных ресурсов.
Структура исполнительной власти
В построении исполнительной власти важную роль играет принцип федерализма, в соответствии с которым выделяют федеральные органы исполнительной власти и органы исполнительной власти субъектов РФ.
Структура исполнительной власти:
- Высший исполнительный орган РФ — Председатель Правительства (высшее должностное лицо), министры.
- Федеральные органы исполнительной власти – МВД (Министерство внутренних дел), ФСЮ (Федеральная служба безопасности), министерство обороны, министерство юстиции, министерство по делам гражданской обороны, чс и ликвидации последствий стихийных бедствий, министерство здравоохранения, министерство образования.
- Органы исполнительной власти субъекта Российской Федерации – Президент РФ, правительство на уровне субъекта Российской Федерации (министерства, гос. комитеты, управления).
- Органы муниципальной власти — мэрия или администрация, департаменты, главные управления, управления, комитеты.
Министерства, подчиняющиеся непосредственно президенту РФ: МВД, МИД, министерство обороны, министерство юстиции, министерство по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий.
Полномочия и функции исполнительной власти
Исполнительная власть – это власть, которая исполняет те законы и законодательные акты, которые пишут законодатели. Чиновники, которые входят в состав исполнительной власти занимаются тем, что определяют, как конкретными мерами исполнить тот или иной написанный законодателем закон или исполнительный акт.
Исполнительная власть должна действовать эффективно и исполнять все пожелания общества, но при этом чиновники не имеют права расходовать средства по своему усмотрению. Например, срочно нужно отремонтировать дорогу, мост или построить новую школу, поликлинику, детский садик, завод. Эти расходы должны быть прописаны в законе, то есть в бюджете, потому что это деньги не чиновника, а налогоплательщика. За работу исполнительной власти отвечает правительство. Если Правительство РФ не справляется с обязательствами, Президент выражает ему недоверие и отправляет его в отставку. Полномочия исполнительной власти записаны в ст. 114 Конституции.
Согласно Конституции РФ, есть два типа полномочий исполнительной власти:
- полномочия власти Российской Федерации;
- полномочия власти субъекта Российской Федерации.
Также, к функциям исполнительной власти относится: подзаконное регулирование; административное правоприменение; управленческая деятельность, ориентированная на контроль за исполнением законов, реализацию в разные сферы общественной жизни государственной политики; реализации политики государства по лицензированию, сертификации, регистрации; административный контроль за соблюдением общеобязательных правил и правовых норм; обеспечение безопасности общества и граждан, охрана правопорядка; информационное обеспечение.
Полномочия федеральной исполнительной власти:
- Разрабатывает и представляет на рассмотрение Государственной Думе федеральный бюджет, следит за его исполнением.
- Обеспечивает проведение в стране единой государственной политики в области науки, культуры, образования, социального обеспечения и здравоохранения.
- Управляет федеральной собственностью.
- Реализует меры по реализации внешней политики, по обеспечению государственной безопасности и обороноспособности страны.
Полномочия исполнительной власти субъектов РФ:
- разрабатывает бюджет субъекта РФ, обеспечивает его исполнение;
- формирует органы исполнительной власти субъекта РФ;
- осуществляет меры по обеспечению законности, прав и свобод граждан, охране собственности и общественного порядка;
- управляет и распоряжается собственностью субъекта РФ; осуществляет реализацию социальных программ.
На сайте Правительства РФ можно посмотреть отчеты о деятельности министров и Председателя Правительства РФ. Также на нем есть обратная связь, благодаря которой можно написать электронное письмо или записаться на прием.
Россия. Органы власти. Исполнительная власть
Исполни́тельная власть в Росси́йской Федера́ции, относительно самостоятельная ветвь единой государственной власти , основным предназначением которой является обеспечение исполнения законов и иных нормативных правовых актов специально созданными органами исполнительной власти и иными субъектами, осуществляющими функции публичного управления.
В действующих нормативных правовых актах понятие исполнительной власти не определяется. Основополагающей конституционной нормой об исполнительной власти является ст. 10 Конституции РФ , согласно которой государственная власть в РФ осуществляется на основе разделения на законодательную , исполнительную и судебную . Органы законодательной, исполнительной и судебной власти самостоятельны. Принцип разделения властей составляет одну из основ конституционного строя России , действует как на федеральном уровне, так и на уровне субъектов РФ, обеспечивая относительную самостоятельность и независимость исполнительной власти по отношению к другим ветвям единой государственной власти [см. правовую позицию Конституционного Суда РФ, изложенную в постановлении от 7 июня 2000 № 10-П «По делу о проверке конституционности отдельных положений Конституции Республики Алтай и Федерального закона "Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации"» ]. В соответствии с п. 7 ч. 1 ст. 2 Федерального закона от 21 декабря 2021 г. № 414-ФЗ «Об общих принципах организации публичной власти в субъектах Российской Федерации» принципом деятельности органов, входящих в единую систему публичной власти в субъекте РФ, является разделение государственной власти на законодательную, исполнительную и судебную.
Существенным принципом исполнительной власти в правовом государстве является принцип, согласно которому права и свободы человека и гражданина определяют смысл, содержание и применение законов, деятельность исполнительной власти ( ст. 18 Конституции РФ).
Традиционной для российского административного права является проблема соотношения понятий «исполнительная власть» и «государственное управление», обусловленная, с одной стороны, тем, что Конституция РФ не использует понятие «государственное управление», а с другой стороны, многозначностью данных понятий ( Мицкевич. 2015. С. 40). Основной аспект взаимоотношения данных категорий состоит в том, что государственное управление как вид государственной деятельности реализуется через исполнительную власть.
В 2020 г. в текст Конституции РФ (Закон Российской Федерации о поправке к Конституции РФ от 14 марта 2020 № 1-ФКЗ «О совершенствовании регулирования отдельных вопросов организации и функционирования публичной власти» ) введено понятие « публичная власть », что повлекло дискуссию о замене термина «государственное управление» понятием «публичное управление», осуществляемое не только через исполнительную власть, но и через местное самоуправление ( Старилов. 2020. С. 20–31).
В настоящий момент отсутствует федеральный закон , который бы регулировал всю систему исполнительной власти. Вместе с тем в науке административного права признаётся, что именно законодательное регулирование исполнительной власти соответствует характеру и уровню данных общественных отношений, обеспечивает стабильность государственного управления ( Хаманева. 2001. С. 50; Сергун. 2020. № 3. С. 245). Федеральный конституционный закон от 6 ноября 2020 г. № 4-ФКЗ «О Правительстве Российской Федерации» , как и ранее действовавший Федеральный конституционный закон от 17 декабря 1997 г. № 2-ФКЗ «О Правительстве Российской Федерации» , не содержит комплексной регламентации всей системы органов исполнительной власти РФ ( Проблемы социально-экономического и политического развития России. 2001. С. 41).
Правительство РФ
В результате реформы 2020 г. правовой статус Правительства РФ был значительно изменён. Согласно ч. 1 ст. 110 Конституции РФ исполнительную власть РФ осуществляет Правительство РФ под общим руководством Президента РФ . Принцип дуализма исполнительной власти нашёл своё конституционное закрепление в ч. 3 ст. 110, в соответствии с которой Правительство РФ руководит деятельностью федеральных органов исполнительной власти , за исключением федеральных органов исполнительной власти, руководство деятельностью которых осуществляет Президент РФ.
В развитие принципа дуализма исполнительной власти в ч. 1 ст. 1 Федерального конституционного закона от 6 ноября 2020 г. № 4-ФКЗ «О Правительстве Российской Федерации» (Закон о Правительстве РФ) определено, что исполнительную власть РФ осуществляют Правительство РФ и иные федеральные органы исполнительной власти в соответствии со структурой федеральных органов исполнительной власти под общим руководством Президента РФ, а также органы исполнительной власти субъектов РФ. В соответствии с ч. 1 ст. 12 руководство деятельностью федеральных министерств и иных федеральных органов исполнительной власти осуществляется Президентом РФ и Правительством РФ в соответствии со структурой федеральных органов исполнительной власти.
Ранее действовавший Федеральный конституционный закон от 17 декабря 1997 г. № 2-ФКЗ «О Правительстве Российской Федерации» ( ст. 1 ) определял правовой статус Правительства РФ как высшего исполнительного органа государственной власти РФ, возглавляющего единую систему исполнительной власти в РФ. Таким образом, произошло изменение статуса Правительства РФ: не будучи на настоящий момент высшим органом исполнительной власти, Правительство РФ осуществляет руководство деятельностью федеральных министерств и иных федеральных органов исполнительной власти, за исключением федеральных министерств и иных федеральных органов исполнительной власти, руководство деятельностью которых осуществляет Президент РФ. Согласно ч. 2. ст. 1 Закона о Правительстве РФ на Правительство РФ возложено обеспечение проведения в России единой социально ориентированной государственной политики в области культуры, науки, образования, здравоохранения, социального обеспечения, поддержки, укрепления и защиты семьи, сохранения традиционных семейных ценностей, а также в области охраны окружающей среды.
Президент РФ в системе исполнительной власти РФ
До внесения изменений и дополнений в Конституцию РФ в 2020 г. констатировалась сложившаяся на практике «юридическая и фактическая двойственность статуса Президента», проявляющаяся в его деятельности как внутри исполнительной власти, так и над всеми ветвями власти ( Проблемы социально-экономического и политического развития России. 2001. С. 38). В результате реформы 2020 г. существенно расширились полномочия Президента РФ в сфере исполнительной власти, а сложившийся принцип дуализма исполнительной власти получил конституционное закрепление ( Виноградова. 2021. С. 255; Мартынов. 2021. С. 122; Ибрагимов. 2021. С. 91; Дзидзоев. 2021. С. 49).
Президент РФ обладает следующими полномочиями в сфере исполнительной власти на федеральном уровне:
формирование органов исполнительной власти (пункты «а», «б», «б.1», «в», «в.1», «д», «д.1» ст. 83 Конституции РФ);
контроль за законностью правовых актов органов исполнительной власти с правом отмены постановлений и распоряжений Правительства РФ (ч. 3 ст. 115 Конституции РФ);
осуществление общего руководства Правительством РФ, правом председательствовать на заседаниях Правительства РФ (п. «б» ст. 83, ч. 1 ст. 110 Конституции РФ).
Президент РФ обладает рядом полномочий и в отношении органов исполнительной власти субъектов РФ, что предусмотрено нормами Федерального закона от 21 декабря 2021 г. № 414-ФЗ «Об общих принципах организации публичной власти в субъектах Российской Федерации» (Закон «Об общих принципах организации публичной власти в субъектах Российской Федерации»), а именно:
формирование исполнительной власти субъекта РФ: назначение временно исполняющего обязанности высшего должностного лица субъекта РФ ( ч. 1 ст. 27 Закона «Об общих принципах организации публичной власти в субъектах Российской Федерации»); отрешение от должности высшего должностного лица субъекта РФ в связи с утратой доверия, а также в других случаях, предусмотренных законом ( п. 3 ч. 1 ст. 28 Закона «Об общих принципах организации публичной власти в субъектах Российской Федерации» и др.);
нормативно-правовое регулирование исполнительной власти субъектов РФ (утверждение перечня показателей для оценки эффективности деятельности высших должностных лиц субъектов РФ и деятельности исполнительных органов субъектов РФ; перечня типовых государственных должностей субъектов РФ) ( ч. 1 ст. 35 Закона «Об общих принципах организации публичной власти в субъектах Российской Федерации»; ч. 1 ст. 5 Закона «Об общих принципах организации публичной власти в субъектах Российской Федерации»);
контроль за законностью правовых актов органов исполнительной власти: приостановление действия акта высшего должностного лица субъекта РФ, а также действия акта исполнительного органа субъекта РФ до решения вопроса соответствующим судом (ч. 2 ст. 85 Конституции РФ; ч. 5 ст. 3 Закона «Об общих принципах организации публичной власти в субъектах Российской Федерации»).
Система и структура федеральных органов исполнительной власти
В соответствии с правовой позицией Конституционного Суда РФ систему федеральных органов исполнительной власти образуют Правительство РФ, а также министерства и другие федеральные органы исполнительной власти ( федеральные службы , федеральные агентства ), которые определяются на основе Конституции РФ, Закона о Правительстве РФ и иных федеральных законов. По вопросам, касающимся системы федеральных органов исполнительной власти, не урегулированным законодательством , Президент РФ может издавать указы , которые не должны противоречить Конституции РФ и федеральным законам [постановление Конституционного Суда РФ от 27 января 1999 № 2-П «По делу о толковании статей 71 (пункт "г"), 76 (часть 1) и 112 (часть 1) Конституции Российской Федерации» ]. Таким образом, система федеральных органов исполнительной власти в отсутствие федерального закона в рамках опережающего правового регулирования определяется Президентом РФ.
В результате реализации административной реформы по организационному разделению функций органов исполнительной власти Указом Президента РФ от 9 марта 2004 г. № 314 «О системе и структуре федеральных органов исполнительной власти» была создана трёхчленная система федеральных органов исполнительной власти ( Шаров. 2005. С. 25–26; Хаманева. 2006. С. 7; Ноздрачев. 2006. С. 11–28; Гришковец. Административная реформа. 2020. С. 140–141). В основу построения данной системы положена корреляция организационно-правовой формы федерального органа исполнительной власти с возложенными на орган функциями.
Федеральное министерство осуществляет функции по выработке государственной политики и нормативно-правовому регулированию в установленной сфере деятельности. Федеральная служба осуществляет функции по контролю и надзору в установленной сфере деятельности, а также специальные функции в области обороны, государственной безопасности , защиты и охраны государственной границы РФ, борьбы с преступностью, общественной безопасности . Федеральное агентство осуществляет в установленной сфере деятельности функции по оказанию государственных услуг , по управлению государственным имуществом и правоприменительные функции, за исключением функций по контролю и надзору.
Каждый из организационно-правовых видов федеральных органов исполнительной власти не вправе осуществлять типы функций, присущие органу исполнительной власти иной организационно-правовой формы, кроме случаев, устанавливаемых указами Президента РФ или постановлениями Правительства РФ. Вместе с тем на практике встречаются случаи наделения федеральных служб и агентств функциями федеральных министерств ( Сергун. 2020. С. 248; Гришковец. Административная реформа. 2020. С. 140–141).
Структура федеральных органов исполнительной власти включает перечень конкретных органов, входящих в систему федеральных органов исполнительной власти и обеспечивающих реализацию Правительством РФ возложенных на него задач и полномочий [постановление Конституционного Суда РФ от 27 января1999 № 2-П «По делу о толковании статей 71 (пункт "г"), 76 (часть 1) и 112 (часть 1) Конституции Российской Федерации» ]. В соответствии с п. «б.1» ст. 83 Конституции РФ Президент РФ утверждает по предложению Председателя Правительства РФ структуру федеральных органов исполнительной власти, вносит в неё изменения; в структуре определяет органы, руководство деятельностью которых осуществляет Президент РФ и органы, руководство деятельностью которых осуществляет Правительство РФ. Согласно ч. 2 ст. 12 Закона о Правительстве Президент осуществляет руководство деятельностью федеральных министерств и иных федеральных органов исполнительной власти, ведающих вопросами обороны, безопасности государства, внутренних дел, юстиции, иностранных дел, предотвращения чрезвычайных ситуаций и ликвидации последствий стихийных бедствий, общественной безопасности и другими вопросами в соответствии со структурой федеральных органов исполнительной власти.
Структура федеральных органов исполнительной власти определена Указом Президента РФ от 21 января 2020 г. № 21 «О структуре федеральных органов исполнительной власти» .
Территориальные органы федеральных органов исполнительной власти
В ч. 1 ст. 78 Конституции РФ предусмотрено право федеральных органов исполнительной власти создавать для осуществления своих полномочий территориальные органы. В соответствии с ч. 3 ст. 1 Закона «Об общих принципах организации публичной власти в субъектах Российской Федерации» федеральные органы государственной власти и иные федеральные государственные органы осуществляют свои полномочия на территории субъекта РФ непосредственно или через создаваемые ими территориальные органы. До настоящего времени порядок создания таких органов регулируется постановлением Правительства РФ от 27 мая 1993 г. № 491 «О порядке создания и деятельности территориальных органов министерств и ведомств Российской Федерации» .
Децентрализованное публичное управление
В современном мире функции публичного управления нередко реализуют децентрализованные организационные единицы, которые создаются в иных организационно-правовых формах, чем органы исполнительной власти ( Административное право зарубежных стран. 2003. С. 58). Наиболее яркими представителями децентрализованных организационных единиц являются государственные корпорации , часть из которых были преобразованы из соответствующих федеральных органов исполнительной власти; публично-правовые компании и т. д. ( Романовская. 2017. С. 143–154 ; Гришковец. Исполнительная власть. 2020. С. 62).
Органы исполнительной власти субъектов Российской Федерации
В соответствии с принципом федерализма исполнительная власть осуществляется как на федеральном уровне, так и на уровне субъектов РФ (статьи 1, 5 Конституции РФ). Система органов государственной власти субъектов РФ устанавливается самостоятельно в соответствии с основами конституционного строя государства и общими принципами организации представительных и исполнительных органов государственной власти, установленными федеральным законом (ч. 1 ст. 77 Конституции РФ). Длительное время общие принципы организации исполнительной власти в субъектах РФ определялись Федеральным законом от 6 октября 1999 г. № 184-ФЗ «Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации» .
В связи с изменениями Конституции РФ в 2020 г. организация исполнительной власти на уровне субъектов РФ регулируется Законом «Об общих принципах организации публичной власти в субъектах Российской Федерации» . В соответствии с ч. 1 ст. 31 данного закона в систему исполнительных органов субъекта РФ входят высшее должностное лицо субъекта РФ, высший исполнительный орган субъекта РФ и иные исполнительные органы субъекта РФ. Частью 3 данной статьи предусмотрено полномочие высшего должностного лица субъекта РФ по утверждению системы и структуры исполнительных органов субъекта РФ. На территории субъекта РФ в соответствии с ч. 2 ст. 32 обеспечение исполнения Конституции РФ, федеральных конституционных законов , федеральных законов и иных нормативных правовых актов РФ, конституции (устава), законов и иных нормативных правовых актов субъектов РФ осуществляет высший исполнительный орган субъекта РФ. Согласно частям 4 и 5 ст. 32 высший исполнительный орган субъекта РФ формируется высшим должностным лицом субъекта РФ и может им возглавляться. В ином случае согласно ч. 5 ст. 32 высшее должностное лицо субъекта РФ учреждает должность председателя высшего исполнительного органа субъекта РФ, если это предусмотрено конституцией (уставом) субъекта РФ. Статьей 34 закона предусмотрено обязательное существование финансового органа субъекта РФ.
В соответствии с принципом единства системы исполнительной власти, предусмотренным ч. 2 ст. 77 Конституции РФ, ч. 2 ст. 31 Закона «Об общих принципах организации публичной власти в субъектах Российской Федерации», в пределах ведения Российской Федерации и полномочий РФ по предметам совместного ведения РФ и субъектов РФ федеральные органы исполнительной власти и органы исполнительной власти субъектов РФ образуют единую систему исполнительной власти в России.
Исполнительная власть на федеральной территории
Согласно ч. 1 ст. 67 Конституции РФ, изменённой в результате реформы 2020 г., на территории России в соответствии с федеральным законом могут быть созданы федеральные территории . Организация публичной власти на федеральных территориях устанавливается соответствующим федеральным законом.
Федеральный закон, единообразно определяющий статус федеральных территорий, отсутствует. На настоящий момент Федеральным законом от 22 декабря 2020 г. № 437-ФЗ «О федеральной территории "Сириус"» создана федеральная территория «Сириус» , представляющая собой публично-правовое образование , имеющее общегосударственное стратегическое значение с собственной системой органов публичной власти. Использование в законе понятия «органы публичной власти федеральной территории» не как обобщающей категории государственных и муниципальных органов, но как их конкретной разновидности является дискуссионным, поскольку не позволяет отнести органы публичного управления федеральной территории «Сириус» ни к одному из уровней публичной власти ( Лексин. 2021. С. 31 ). Компетенция публично-правового образования «федеральная территория "Сириус"» является смешанной и в соответствии с ч. 1 ст. 8 Закона «О федеральной территории "Сириус"» включает в себя полномочия публичной власти всех трёх уровней – РФ, субъектов РФ, органов местного самоуправления городского округа. В соответствии со статьями 10 и 15 данного закона исполнительно-распорядительным органом федеральной территории «Сириус» является администрация территории «Сириус». Компетенция администрации федеральной территории «Сириус» определена в ст. 32 Устава федеральной территории «Сириус» , утверждённой решением Совета федеральной территории «Сириус» от 19 ноября 2021 г. № 1-3/16. Компетенция администрации федеральной территории «Сириус» носит смешанный характер и включает в себя функции и исполнительно-распорядительные полномочия различных уровней публичной власти, например осуществление полномочий собственника федерального имущества (п. 11 ст. 32 Устава) и управление муниципальной собственностью (п. 10 ст. 32 Устава).
Заключение
Исполнительная власть, будучи относительно самостоятельной ветвью единой государственной власти, в результате реформы 2020 г. претерпела существенные изменения. В конституционных нормах получили закрепление на основе принципа дуализма обширные полномочия Президента РФ в сфере исполнительной власти как на уровне Федерации, так и на уровне субъектов РФ, Правительство РФ утратило статус высшего исполнительного органа государственной власти РФ, сохранив при этом функцию координации деятельности федеральных министерств и иных федеральных органов исполнительной власти, руководство деятельностью которых осуществляет Президент РФ.
Реформа 2020 г. повлекла за собой изменения общих принципов организации исполнительной власти в субъектах РФ. На этапе становления находится организация исполнительно-распорядительной деятельности органов публичной власти федеральной территории «Сириус».