9. Выборы и референдумы
Специфическую форму избирательной активности граждан представляет собой референдум (от лат. referendum – то, что должно быть сообщено). Первый в истории референдум был проведен в 1439 г. в Швейцарии.
Референдум – это особый тип всенародного голосования, объектом которого является не тот или иной кандидат, а какой-либо важный государственный вопрос, по которому необходимо выяснить мнение всего населения страны.
Различие между выборами и референдумом заключается в том, что выборы – это механизм представительной демократии, т. е. избиратели определяют, какие кандидаты будут представлять их интересы в законодательном собрании или органах исполнительной власти; референдум же – механизм прямой демократии, т. е. избиратели сами принимают решение по определенному вопросу, вынесенному на голосование.
Конституции многих современных государств предусматривают проведение референдума.
Основные вопросы, выносимые на общенациональный референдум:
– принятие конституции страны и поправок к ней;
– изменение формы государственного устройства или формы правления;
– принятие новых законов либо отмена старых;
– вступление страны в международную организацию или сообщество (например, вопрос о вступлении стран Европы в Евросоюз решался в этих странах при помощи референдума);
– присоединение к международному соглашению и т. д.
Избирательные округа при подготовке к референдуму не создаются, а принятым является решение, за которое проголосовало большинство граждан – две трети принявших участие в голосовании. В случае, если по предложенному вопросу не сформировалось большинство, через некоторое время он опять выносится на обсуждение.
Референдум как способ принятия важного политического решения имеет много недостатков:
– велико число не участвующего в референдуме населения;
– решение выносится незначительным большинством голосов;
– не учитываются нюансы принимаемого решения;
– так как общественное мнение подвержено резким колебаниям, результаты референдума вскоре после его проведения могут уже не отвечать настроениям общества;
– участники референдума лишены возможности вносить изменения в текст бюллетеня и должны только подтвердить или отвергнуть уже сформулированные решения.
Выборы – процедура непосредственного избрания тех или иных лиц путем открытого или тайного голосования для выполнения каких-либо государственных или общественных (в том числе партийных) функций.
Демократия – режим, при котором правители назначаются посредством свободных и честных выборов. Свободные и демократические выборы возможны при следующих условиях:
1) их альтернативности (избиратель имеет возможность предпочесть одного из нескольких кандидатов);
2) свободы (правовой и информационной) проведения избирательной кампании;
3) свободы волеизъявления избирателей.
Обязательные элементы процедуры выборов:
– назначение выборов и даты их проведения;– определение избирательных округов и избирательных участков;– создание избирательных комиссий (Центральной, окружных, территориальных, участковых);– составление списков избирателей;– выдвижение и регистрация кандидатов;– проведение предвыборной агитации;– голосование;– подсчет голосов;– обнародование результатов голосования;– проведение в случае необходимости повторного голосования и повторных выборов, контроль за ходом голосования;– контроль подсчета голосов;– связь со СМИ;– юридическое сопровождение для оперативного реагирования на факты нарушения законодательства о выборах;– обеспечение явки избирателей для голосования.
Выборы бывают президентские, парламентские, в местные органы самоуправления – региональные (областные), муниципальные (городские), выборы судей и т. д. Кроме того, выборы бывают очередными, внеочередными, дополнительными.
Всеобщность выборов предполагает право всех дееспособных граждан, достигших установленного законом возраста, участвовать в выборах.
Избирательная система – порядок организации и проведения выборов в представительные учреждения или индивидуального руководящего представителя (например, президента страны), закрепленный в юридических нормах, а также сложившейся практикой деятельности государственных и общественных организаций (мажоритарные и пропорциональные системы).
Избирательная процедура – это мероприятия государства по организации и проведению выборов. Избирательная процедура включает в себя назначение выборов, издание избирательных органов, ответственных за их проведение, организацию избирательных округов, районов, участков, регистрацию кандидатов в депутаты, определенную финансовую поддержку выборов, охрану порядка в ходе их проведения, определение результатов голосования.
Избирательная кампания – это действия непосредственных участников выборов, соперничающих на выборах сторон – партий, различных общественных организаций, самих кандидатов. Избирательная кампания предусматривает выдвижение кандидатов противоборствующими политическими силами, агитацию за них и т. п. Избирательная кампания завершается подсчетом голосов, определением и объявлением итогов выборов.
Избирательная борьба – основное поле деятельности политической партии в демократическом обществе. Каждая партия проявляет заботу о расширении своего электората. Электорат – это контингент избирателей, голосующих за какую-либо партию на выборах.
Выборы и референдум – отличия и сходства
В современном обществе каждый человек, достигший совершеннолетия, имеет право участвовать в политической жизни, влияя тем самым на принятие важных государственных вопросов. Основными формами такого участия являются выборы и референдум. Узнаем, в чем состоит их сходство и различие.
Голосование
Это одна из форм участия граждан в политике. Голосовать можно на выборах и референдумах. В этом состоит избирательное право.
Виды избирательного права: активное (участие дееспособных лиц, достигших 18 лет, в выборах президента, представительных органов власти), пассивное (право быть избранным в представительные органы власти: в нашей стране – с 21 года в депутаты, с 35 лет в президенты).
Процедура голосования
- регистрация избирателей по месту жительства;
- тайное голосование;
- использование единого списка кандидатов и бланков для всех регионов страны;
- присутствие независимых наблюдателей для гарантии честности процедуры;
- подсчет голосов специальными комиссиями;
- официальное представление или обнародование результатов.
Здесь необходимо отметить некоторые важные аспекты.Тайна голосования обеспечивается наличием на избирательных участках специальных кабинок и отсутствие какой-либо подписи избирателя на бюллетенях. Во время голосования избирателям представляются два или более кандидатов. Выборы могут происходить в один или два тура, то есть могут быть назначены дополнительные выборы, если ни один из кандидатов не набрал больше половины голосов.
Людей, выступающих и отдающих свои голоса за определенную партию, называют электоратом. За него борются все партии, так как именно отданные за них голоса позволяют им играть свою роль в политике государства.
Выборы и референдум
Две основные формы участия граждан в политической жизни обладают рядом общих и отличительных черт.
Представим в виде таблицы “Отличия и сходства выборов и референдума”.
которые читают вместе с этой
Выборы
Референдум
Формы непосредственной демократии – участия граждан в политической жизни
Участвуют все граждане (дееспособные и совершеннолетние)
Результаты обязательны для исполнения государственными органами
Выборы президента или участников представительных органов власти
Решение каких-либо иных важных вопросов
Самый популярный способ участия в политической жизни
Отодвинут многими странами на второй план, проводится на местном уровне
Обязательно участие большинства населения
Не обязательно участие большинства населения
Что мы узнали?
Выборы и референдум – формы участия людей в политической жизни государства, выражения своего мнения по тем или иным важным вопросам, результаты которых обязательно должны быть исполнены. Но выборы организуются при назначении президента или лиц в представительные органы и являются одним из самых популярных способов народного волеизъявления. Референдум назначается для решения важных вопросов, касающихся государства, но в последнее время потерял свое значение и больше используется на местном региональном уровне. В этом состоят отличия и сходства выборов и референдума.
Выборы и референдум: чем они отличаются?
Выборы и референдумы являются одними из способов выражения гражданской позиции и участия в принятии важных решений. Однако, несмотря на некоторое сходство в целях и механизмах применения, между ними существуют существенные отличия.
Выборы – это гражданский процесс, при котором на определенный срок назначаются государственные органы власти в соответствии с законодательством. При этом выборы охватывают широкий круг кандидатов, связанных с политическими, экономическими и социальными процессами в стране, обычно проходят под бдительным наблюдением ОНГ и зарегистрированных кандидатов.
Референдум, в свою очередь, представляет собой форму директного голосования избирателей по окончательным вопросам государственной или общественной значимости. Такой принцип нередко вызывает ожесточенные дебаты, призывы и запрещения за интересы тех или иных социальных групп в стране, и в отличие от выборов, участие в нем может быть ограничено.
Несмотря на определенные отличия, главным общим моментом между выборами и референдумами является то, что они действуют на основе демократических принципов и стремятся выразить мнение общества в целом.
Основные понятия
Выборы
Выборы – это процедура, при которой население представительского органа избирает лиц, которые будут его представлять и принимать решения, касающиеся жизни общества в целом. Выборы могут быть проведены на разных уровнях – от местного до федерального – и имеют свою специфику в каждом случае.
Выборы делятся на прямые, когда граждане сами голосуют за кандидатов, и косвенные, когда народ избирает определенное количество делегатов, которые позже голосуют за кандидатов. Разные страны могут использовать разные варианты проведения выборов.
Референдум
Референдум – это процедура, при которой власти обращаются к гражданам страны с вопросами, касающимися политической жизни общества. Граждане должны ответить на вопрос «за» или «против», после чего власти принимают решение в соответствии с результатами голосования. Референдум может быть проведен как на национальном, так и на местном уровнях.
В зависимости от того, кто инициирует референдум, он может быть обязательным или консультативным. Обязательный референдум означает, что власти обязаны принять решение, согласно результатам голосования, а консультативный – что это решение не обязательно будет принято во внимание.
Принципы выборов
Выборы — это процесс голосования за кандидатов на государственные должности. Они основаны на принципах демократии, которые включают в себя равенство голосов, тайное голосование и свободу выражения воли.
Равенство голосов предполагает, что каждый голос имеет одинаковый вес и все голоса учитываются при подведении итогов. Тайное голосование означает, что голосующий может свободно выразить свою волю, не опасаясь преследований за свое мнение. Свобода выражения воли означает, что каждый гражданин имеет право выбирать кандидата, который наиболее отражает его интересы и убеждения.
Для обеспечения принципов выборов существуют специальные органы, ответственные за проведение голосования и подсчет голосов. Также проводятся тщательные проверки на предмет возможных мошенничеств и нарушений законодательства.
Выборы являются важнейшим инструментом демократии и обеспечивают право каждого гражданина на участие в управлении страной и принятии важных решений. Это отличает выборы от референдума, который является более специализированным голосованием, касающимся конкретного вопроса.
Тема: Выборы и референдум: чем они отличаются?
Задачи референдума
Референдум – это форма непосредственного участия граждан в решении политических вопросов. Основная задача референдума – дать возможность гражданам высказать свою позицию по вопросу, который представляет интерес для всех. Результаты референдума могут стать основой для принятия решений государственными органами и политическими деятелями.
Задачи референдума могут быть различными: изменение конституции, проведение реформ, внесение изменений в законы, обсуждение национальных вопросов и многое другое. Например, в 2020 году в России был проведен референдум о поправках в конституцию, который определял ряд важных правил и принципов государственной власти.
Существуют два типа референдумов: обязательный и инициативный. Обязательный референдум проводится по предложению государственных органов и общественных организаций. Инициативный референдум инициируется общественными организациями и гражданами, которые собирают подписи и выдвигают идеи для обсуждения на референдуме.
Референдум – это важный механизм участия граждан в процессе принятия решений, который позволяет поднять важные вопросы на общенациональный уровень и выработать общественное мнение на них.
Формы референдума
Правительственный референдум
При правительственном референдуме вопросы, на которые должны проявить свою позицию избиратели, вносит правительство. Данный вид референдума может использоваться для поддержки политики правительства и принятия трудных решений.
- Преимущества: быстрое принятие решений, подтверждение поддержки правительственной политики.
- Недостатки: ограничение свободы выбора, возможность манипуляции правительства.
Инициативный референдум
Инициативный референдум может быть инициирован определенными группами граждан и сообществами, а не правительством. Целью может быть изменение или отмена законодательства или ратификационный референдум.
- Преимущества: широкий круг вопросов, в которых избиратели могут выразить свою позицию.
- Недостатки: дорогостоящий, требующий много времени, отсутствие гарантий, что принятое решение будет эффективным или удовлетворительным.
Повестка референдума
Повестка референдума включает в себя вопрос, на который должны ответить все избиратели. В России она может быть предложена президентом, федеральным законодательным собранием или не менее одной пятой депутатов Государственной Думы.
- Преимущества: относительно быстрое принятие решения, подтверждение мнения большинства населения.
- Недостатки: ограничение выбора вопросов, возможность нарушения прав граждан.
Ответственность за результаты выборов
Выборы – это процесс, который заключается в выборе населением представителей в органы государственной власти. Ответственность за результаты выборов несут все участники данного процесса – избиратели, кандидаты, избирательные комиссии и другие участники.
Кандидаты, намеревающиеся стать членами органов государственной власти, имеют особую ответственность за результаты выборов. Они должны представлять интересы своих избирателей и работать на их благо.
Избирательные комиссии, которые организуют и проводят выборы, несут ответственность за честность и правильность проведения голосования. Они должны соблюдать все нормы законодательства и предоставлять равные условия всем кандидатам.
Вместе с тем, и избиратели также несут ответственность за результаты выборов. Их голоса помогают избрать наиболее достойных кандидатов в органы власти. Избиратели должны осознавать свою ответственность и нести ее как перед государством, так и перед обществом.
В целом, ответственность за результаты выборов является важным аспектом проведения выборов. Ответственное отношение каждого участника процесса может гарантировать честность, прозрачность и объективность результатов выборов.
Ответственность за результаты референдума
Референдум, как и выборы, один из способов участия населения в принятии важных решений. Однако, если при выборах на выборы ответственны кандидаты, то при референдуме ответственность за результат лежит на самом населении.
Это означает, что каждый голосовавший должен серьезно отнестись к вопросу референдума и принять обоснованное решение. Несерьезное отношение к голосованию или принятие решения по эмоциям может привести к непредсказуемым результатам, которые могут негативно повлиять на общество.
В случае победы стороны, которая проголосовала на референдуме, возникает ответственность за реализацию принятого решения. Важно понимать, что любое решение имеет последствия и необходимо грамотно их предвидеть и учитывать при реализации.
Кроме того, при проведении референдума необходимо обеспечить максимальную ясность вопроса и информировать население о его последствиях. Также следует обеспечить честность проведения голосования и учитывать мнение меньшинства.
В целом, результаты референдума зависят от ответственности каждого голосующего, поэтому важно понимать свои обязанности и внимательно подходить к голосованию.
Различие между выборами и референдумом
Участие граждан в выборах
Выборы – это процесс, посредством которого граждане страны выбирают представителей в органы власти, такие как парламенты, муниципалитеты и т.д. Участие граждан в выборах предполагает право каждого избирателя выбрать кандидата, который наиболее соответствует их представлениям.
Граждане могут выразить свою волю путем голосования на выборах. Каждому избирателю предоставляется возможность выбрать одного или нескольких кандидатов из списка, представленного на голосование. Победитель выборов определяется по количеству голосов, полученных от избирателей.
Важно знать: участие в выборах является правом граждан, которые достигли 18-летнего возраста и имеют право голоса. Для участия в выборах нужно зарегистрироваться списком избирателей и явиться на избирательный участок в день голосования.
Участие граждан в референдуме
Референдум – это процесс, посредством которого народ выражает свое мнение или решает вопросы, которые являются важными для государства или общества в целом. Референдум предполагает широкую участие граждан в принятии решения.
Участие граждан в референдуме осуществляется через голосование. Граждане должны ответить «за» или «против» на вопрос, представленный на голосование. Победителем считается вариант, который получил большее количество голосов.
Важно знать: для участия в референдуме гражданам необходимо быть зарегистрированными на территории страны и иметь право голоса. Кроме того, референдум может быть обязательным или консультативным и проводится по решению правительства или парламента.
Различия в правовой базе и процедурах проведения выборов и референдума
Правовая база
Выборы и референдум регулируются разными правовыми актами. В Российской Федерации выборы регулируются Федеральным законом «О выборах Президента Российской Федерации», «О выборах депутатов Государственной Думы Федерального Собрания Российской Федерации», а также другими законами и нормативными актами. Референдум регулируется Федеральным законом «О референдуме в Российской Федерации».
Процедуры проведения выборов и референдума также отличаются. Например, на выборах можно выдвигать кандидатов на должности, а на референдуме голосовать только за один из предложенных вопросов. Также необходимо учитывать сроки проведения, порядок подачи документов, количество подписей, необходимых для регистрации кандидата или референдума, и другие нюансы.
Сам процесс
В процессе выборов и референдума также есть отличия. Например, на выборах голосование проходит в участковых избирательных комиссиях, а на референдуме — в специальных учреждениях, где люди могут проголосовать в течение всего дня проведения референдума.
Кроме того, на выборах голосование проходит в период времени, определенный законодательством, а на референдум можно прийти и проголосовать в течение всего времени, отведенного на проведение референдума.
Итоги выборов и референдума
Результаты выборов и референдума также имеют свои отличия. Например, на выборах объявляется конкретный кандидат на занимаемую должность, а на референдуме голосование может пройти как «за», так и «против» конкретного вопроса.
В целом, выборы и референдум — это два разных механизма выражения воли народа, которые имеют свои отличия как в правовой базе, так и в процедурах проведения.
Выборы – процесс избрания путём голосования депутатов, должностных лиц, членов организаций.
Уровни проведения выборов в РФ.
Федеральный.
Избираются:
- Президент РФ
- депутаты Государственной Думы.
Региональный.
Избираются:
- депутаты законодательного (представительного) орган государственной власти субъектов РФ: государственного собрания, законодательного собрания, думы и т.д.
- высшее должностное лицо: руководитель высшего исполнительного органа государственной власти субъектов РФ (президенты, губернаторы).
Местный (муниципальный).
Избираются:
- депутаты представительных органов местного самоуправления (МСУ): советов, дум, земств, муниципальных комитетов и т.д.
- главы муниципальных образований (мэры, старосты и т.д.)
- иные должностные лица МСУ.
Значение выборов:
- обеспечивают систематическое обновление и подотчётность власти,
- защищают общество от застоя, злоупотреблений, опасности диктатуры.
Стадии процессов выборов в РФ.
1.Подготовительная.
- Назначение сроков выборов.
- Создание избирательных участков не более 3000 избирателей).
- Формирование избирательных комиссий.
- Регистрация и учёт избирателей.
2.Выдвижение и регистрация кандидатов (оставление списков кандидатов).
3.Предвыборная агитация.
- Цель – побудить избирателей к участию в выборах, к голосованию за тех или иных кандидатов или против них.
- Способы агитации: статьи в СМИ, теледебаты кандидатов, митинги, выпуск агитационных материалов, другие не запрещённые законом средства.
4.Голосование и подведение итогов.
Избирательное право.
Избирательное право граждан – это конституционное право избирать и быть избранным в органы государственной власти и в выборные органы местного самоуправления.
Нормы избирательного права.
- Нормы, определяющие избирательные права граждан.
- Нормы, обеспечивающие справедливость участия граждан в управлении страной непосредственно и через своих представителей в органах власти.
Виды избирательного права.
- Активное – право избирать.
- Пассивное – право быть избранным.
Избиратель – это гражданин, обладающий активным избирательным правом.
Граждане России, находящиеся или проживающие за границей, обладают всеми избирательными правами.
Принципы избирательного права в РФ.
Всеобщее право.
Каждый гражданин, достигший 18 лет, имеет право участвовать в выборах, независимо от пола, национальности, социального положения, вероисповедания, образования, места жительства.
Не могут участвовать в выборах:
- лица, содержащиеся в метах лишения свободы по приговору суда;
- признанные в судебном прядке недееспособными, то есть не способными по своему умственному, психическому состоянию осуществлять свои права.
Равное право – каждый избиратель имеет только один голос.
Прямое право — каждый избиратель голосует непосредственно (то есть нельзя проголосовать за кого-то, например, по доверенности; если человек болен, то по его заявлению члены комиссии приходят домой).
Тайное голосование – обеспечивается тайна волеизъявления гражданина, избиратель голосует в специальных кабинах, имеет право не говорить, за кого проголосовал.
Свободное и добровольное участие в выборах – никто не вправе оказывать воздействие на гражданина РФ с целью принудить его к участию или неучастию в выборах, а также на то, за кого голосовать.
РЕФЕРЕНДУМ.
Референдум (от лат. то, что должно быть сообщено) – это всенародное голосование граждан по наиболее важным вопросам государственного значения: законопроектом, существующим законом и т.д.
Виды референдумов в РФ.
- Общероссийский – проводится на всей территории РФ.
- Региональный – проводится на территории субъектов РФ.
- Местный – проводится на территории муниципального образования.
Референдумы проводятся на основе всеобщего, равного, прямого избирательного права при тайном голосовании.
Участники — граждане РФ с 18 лет.
Вопросы, которые могут быть вынесены на референдум.
- Изменение статуса субъекта (субъектов) РФ.
- О досрочном прекращении или продлении сроков полномочия Президента РФ, депутатов Государственной Думы.
- О персональном составе федеральных органов власти
- О принятии чрезвычайных и срочных мер по обеспечению здоровья и безопасности населения.
- Амнистии и помилования и др.
В каких случаях НЕЛЬЗЯ назначать и проводить референдум?
- В период военного или чрезвычайного положения на территории РФ, а также в течение трёх месяцев со дня его отмены.
- В последний год полномочий Президента РФ, Государственной Думы.
- В период избирательной кампании, проводимой на вей территории РФ.
- Проведение повторного референдума по тому же вопросу в течение двух лет со дня официального объявления результатов предыдущего референдума.
Принятое на референдуме решение обладает высшей юридической силой, то есть является общеобязательным и не нуждается в дополнительном утверждении.