Что такое система управления охраной труда
Перейти к содержимому

Что такое система управления охраной труда

  • автор:

Как составить положение об организации работы по охране труда

Наши коллеги из clubtk.ru написали материал: как составить положение об организации работы по охране труда. С их разрешения мы перепечатываем статью полностью.

Организация безопасных условий работы — это одно из первоочередных обязательств предприятия по отношению к персоналу. Законодательство, в свою очередь, требует от работодателя надлежащего ведения соответствующей документации. Зафиксировать все, что необходимо в связи с обеспечением процесса охраны труда, призвано соответствующее положение.

Для чего необходимо

Главным предназначением, которое выполняет положение об организации работы по охране труда в организации (ОТ), является описание всех аспектов обеспечения безопасности жизни и здоровья сотрудников предприятия: организационного, правового, технического, социального, реабилитационного, профилактического. Таким образом, в локальном нормативном акте фиксируется:

перечень ответственных за ОТ лиц, их права и обязанности;

порядок разработки и осуществления мероприятий по обеспечению ОТ;

порядок осуществления контролирующих мероприятий в области ОТ;

порядок прохождения обучения для руководителей и специалистов;

порядок финансирования мероприятий по ОТ (бюджет, статьи расходов, источники денежных средств);

процедура назначения членов комиссии по специальной оценке условий труда.

Порядок утверждения

Обязанность по составлению и утверждению на предприятии правил по ОТ продиктована ч. 2 ст. 212 ТК РФ. В Письме Минтруда от 30.06.2016 № 15-2/ООГ-2373 разъясняется, что организация вправе самостоятельно устанавливать, какие разделы и требования включать в документ в зависимости от специфики ее деятельности.

Следовательно, локальный нормативный акт, который утвердит образец положения по охране труда в организации на 2019 год, подписывает руководитель предприятия.

Что касается разработки документа, то ответственное за нее лицо назначается на усмотрение работодателя. Обычно эта обязанность закрепляется за специалистом по ОТ. Наиболее эффективной является коллегиальная схема разработки положения, задействующая представителей бухгалтерии, кадровой, юридической службы и, самое главное, представителей производственных подразделений. Это позволит учесть все возможные нюансы, в том числе производственного характера, и минимизировать вероятность замечаний от различных контролирующих органов.

Типовое положение

При разработке документа по ОТ рекомендуется придерживаться структуры, предложенной Приказом от 19.08.2016 № 438н «Об утверждении типового положения о системе управления охраной труда».

Цель, нормативная база

Принципы обеспечения безопасности рабочих условий

Цели работодателя в области ОТ

Обеспечение функционирования системы управления ОТ

Распределение обязанностей по ОТ между должностными лицами

Процедуры по обеспечению ОТ

Порядок обучения и ознакомления с принципами ОТ. Перечень профессий, мероприятий по ОТ и рисков

Планирование мероприятий по реализации процедур

Порядок подготовки, пересмотра и обновления плана процедур

Описание мероприятий по оценке условий труда

План по усовершенствованию системы ОТ

Реагирование на аварии, травмы и несчастные случаи

Алгоритм действий в чрезвычайной ситуации

Правила ведения и хранения документов по ОТ

Образец положения

ПОЛОЖЕНИЕ О СИСТЕМЕ УПРАВЛЕНИЯ ОХРАНОЙ ТРУДА

СЛУЖБА ОХРАНЫ ТРУДА

Служба охраны труда создается для организации работы по охране труда директором Общества.

Функции службы охраны труда в Обществе возлагаются на должностное лицо, ответственное за организацию работы по охране труда, которое подчиняется непосредственно директору Общества.

Должностное лицо, ответственное за организацию работы по охране труда, осуществляет свою деятельность во взаимодействии с комиссией по охране труда.

Должностное лицо, ответственное за организацию работы по охране труда, в своей деятельности руководствуется законами и иными нормативными правовыми актами об охране, соглашениями (отраслевыми), коллективным договором, соглашением по охране труда, другими локальными нормативными правовыми актами Общества.

Основные задачи должностного лица, ответственного за организацию работы по охране труда:

организация работы по обеспечению выполнения работниками требований охраны труда;

контроль за соблюдением работниками законов и иных нормативных правовых актов об охране труда, коллективного договора, соглашения по охране труда, других локальных нормативных правовых актов Общества;

организация профилактической работы по предупреждению производственного травматизма, профессиональных заболеваний и заболеваний, обусловленных производственными факторами, и работы по улучшению условий труда;

обеспечение работы кабинета охраны труда, оснащение его необходимыми пособиями, средствами обучения и т. п.;

разработка и пересмотр устаревших инструкций по охране труда;

контроль в предусмотренных случаях проведения предварительных (при поступлении на работу) и периодических медицинских осмотров работников;

контроль за выдачей работникам, занятым на производстве с вредными и(или) опасными условиями труда, на работах, связанных с загрязнениями или выполняемых в неблагоприятных температурных условиях, спецодежды, спецобуви и других необходимых средств индивидуальной защиты;

контроль за своевременным обеспечением работающих смывающими средствами в соответствии с установленными нормами;

контроль за своевременным проведением специальной оценки условий труда, паспортизации санитарно-технического состояния условий труда, разработкой и выполнением по их результатам мероприятий по приведению условий и охраны труда в соответствие с нормативными требованиями;

изучение и распространение передового опыта по охране труда, пропаганда вопросов охраны труда.

ОБЩИЕ ПОЛОЖЕНИЯ

Настоящее Положение разработано в соответствии с Трудовым кодексом Российской Федерации, Типовым положением о системе управления охраной труда, утвержденном Приказом Министерства труда и социальной защиты Российской Федерации от 19.08.2016 № 438н, межгосударственным стандартом ГОСТ 12.0.230-2007 «Система стандартов безопасности труда. Системы управления охраной труда. Общие требования», национальным стандартом РФ ГОСТ Р 12.0.007-2009 «Система стандартов безопасности труда. Система управления охраной труда в организации. Общие требования по разработке, применению, оценке и совершенствованию» и иными нормативно-правовыми актами об охране труда.

Система управления охраной труда (СУОТ) — часть общей системы управления, обеспечивающая управление рисками и в области охраны здоровья и безопасности труда, связанными с деятельностью Общества.

Органы управления Общества образуют Систему управления охраной труда.

Настоящее положение определяет порядок и структуру управления охраной труда в Обществе, служит правовой и организационно-методической основой формирования управленческих структур, нормативных документов.

Объектом управления является охрана труда как система сохранения жизни и здоровья работников в процессе трудовой деятельности, включающая в себя правовые, социально-экономические, организационно-технические, санитарно гигиенические, лечебно-профилактические, реабилитационные и иные мероприятия.

ПОЛИТИКА В ОБЛАСТИ ОХРАНЫ ТРУДА

Основными принципами системы управления охраной труда в Обществе являются:

обеспечение приоритета сохранения жизни и здоровья работников и лиц в процессе их трудовой деятельности и организованного отдыха;

гарантии прав работников на охрану труда;

деятельность, направленная на профилактику и предупреждение производственного травматизма и профессиональной заболеваемости;

обеспечение выполнения требований охраны труда, содержащихся в законодательстве Российской Федерации, отраслевых правилах по охране труда, в правилах безопасности, санитарных и строительных нормах и правилах, государственных стандартах, организационно-методических документах, инструкциях по охране труда, для создания здоровых и безопасных условий труда;

наличие квалифицированных специалистов по охране труда;

планирование мероприятий по охране труда;

неукоснительное исполнение требований охраны труда работодателем и работниками, ответственность за их нарушение.

Основные задачи Системы управления охраной труда в Обществе:

реализация основных направлений политики организации в сфере охраны труда и выработка предложений по ее совершенствованию;

разработка и реализация программ улучшения условий и охраны труда;

создание условий, обеспечивающих соблюдение законодательства по охране труда, в том числе обеспечение безопасности эксплуатации зданий и сооружений, используемых в трудовом процессе, оборудования, приборов и технических средств трудового процесса;

формирование безопасных условий труда;

контроль за соблюдением требований охраны труда;

обучение и проверка знаний по охране труда, в том числе создание и совершенствование непрерывной системы образования в области обеспечения охраны труда;

предотвращение несчастных случаев с лицами, осуществляющими трудовую деятельность в Обществе;

охрана и укрепление здоровья персонала, лиц, осуществляющих трудовую деятельность в Обществе, организация их лечебно-профилактического обслуживания, создание оптимального сочетания режимов труда, производственного процесса, организованного отдыха.

ЦЕЛИ РАБОТОДАТЕЛЯ В ОБЛАСТИ ОХРАНЫ ТРУДА

Основные цели работодателя в области охраны труда содержатся в Политике в области охраны труда, определенной разделом 2 настоящего Положения, и достигаются путем реализации работодателем соответствующих процедур.

ОБЕСПЕЧЕНИЕ ФУНКЦИОНИРОВАНИЯ СУОТ

Структура системы управления охраной труда. Организационно система управления охраной труда является трехуровневой.

Управление охраной труда на первом уровне, в соответствии с имеющимися полномочиями, осуществляет работодатель в лице директора Общества.

Управление охраной труда на втором уровне, в соответствии с имеющимися полномочиями, осуществляет должностное лицо, ответственное за организацию работы по охране труда.

Управление охраной труда на третьем уровне, в соответствии с имеющимися полномочиями, осуществляет комиссия по охране труда.

Порядок организации работы по охране труда в Обществе определяется ее Уставом, Правилами внутреннего трудового распорядка, должностными инструкциями и в соответствии с требованиями настоящего Положения.

ФУНКЦИИ ДИРЕКТОРА ОБЩЕСТВА ПРИ ОСУЩЕСТВЛЕНИИ УПРАВЛЕНИЯ ОХРАНОЙ ТРУДА

Директор Общества в порядке, установленном законодательством:

осуществляет общее управление охраной труда Общества;

обеспечивает соблюдение действующего законодательства о труде, выполнение постановлений и распоряжений вышестоящих органов, нормативных (правовых) документов по вопросам охраны труда, предписаний органов государственного надзора и контроля, решений трудового коллектива, коллективного договора в части охраны труда;

организует работу по созданию и обеспечению условий работы в соответствии с действующим законодательством о труде, межотраслевыми и ведомственными нормативными документами и иными локальными актами по охране труда и Уставом Общества;

обеспечивает безопасную эксплуатацию зданий и сооружений, инженерно-технических коммуникаций, оборудования и принимает меры по приведению их в соответствие с действующими стандартами, правилами и нормами по охране труда. Своевременно организует осмотры и ремонт зданий (помещений) Общества;

утверждает должностные обязанности по обеспечению охраны труда и инструкции по охране труда для рабочих и служащих Общества;

обеспечивает разработку и реализацию планов мероприятий по охране труда, целевых программ по охране труда;

принимает меры по внедрению предложений коллектива, направленных на дальнейшее улучшение и оздоровление условий работы;

выносит на обсуждение производственных совещаний и собраний трудового коллектива вопросы организации работы по охране труда;

отчитывается на собраниях трудового коллектива о состоянии охраны труда, выполнении мероприятий по улучшению условий труда, принимаемых мерах по устранению выявленных недостатков;

обеспечивает финансирование мероприятий по охране труда и осуществляет контроль за эффективностью их использования, организует обеспечение работников Общества спецодеждой, спецобувью и другими средствами индивидуальной защиты в соответствии с действующими типовыми нормами и инструкциями, а также лиц, проходящих производственную практику, при проведении общественно полезного и производительного труда и т. п.;

осуществляет поощрение работников Общества за активную работу по созданию и обеспечению здоровых и безопасных условий труда;

осуществляет привлечение к дисциплинарной ответственности лиц, виновных в нарушении законодательства о труде, правил и норм по охране труда;

проводит профилактическую работу по предупреждению травматизма и снижению заболеваемости работников, лиц, проходящих производственную практику;

контролирует своевременное проведение диспансеризации работников;

обеспечивает выполнение директивных и нормативных документов по охране труда, предписаний органов управления, государственного надзора и технической инспекции труда;

сообщает о групповом, тяжелом несчастном случае и случае со смертельным исходом в Государственную инспекцию труда, Фонд социального страхования, прокуратуру, городскую администрацию, территориальный орган профсоюзов, Ростехнадзор (если на опасном производственном объекте), Роспотребнадзор (если острое отравление), родителям (лицам, их заменяющим) пострадавшего лица, осуществляющего трудовую деятельность или проходящего производственную практику; принимает все возможные меры к устранению причин, вызвавших несчастный случай, обеспечивает необходимые условия для проведения своевременного и объективного расследования согласно действующим положениям;

заключает и организует совместно с профессиональным союзом выполнение ежегодных соглашений по охране труда. Подводит итоги выполнения соглашения по охране труда один раз в полугодие;

утверждает по согласованию с профессиональным союзом инструкции по охране труда для работающих, лиц, проходящих производственную практику;

организует проведение вводного инструктажа по охране труда с вновь поступающими на работу лицами, инструктаж на рабочем месте с сотрудниками Общества;

планирует в установленном порядке периодическое обучение работников Общества по вопросам обеспечения охраны труда на краткосрочных курсах и семинарах;

принимает меры совместно с профессиональным союзом по улучшению организации питания, ассортимента продуктов, созданию условий для качественного приготовления пищи в столовой;

принимает меры совместно с медицинскими работниками по улучшению медицинского обслуживания и оздоровительной работы;

обеспечивает нагрузку работающих с учетом их психофизических возможностей, организует оптимальные режимы труда и отдыха;

запрещает проведение работ при наличии опасных условий для здоровья лиц, задействованных в трудовой деятельности;

обеспечивает оплату больничных листов нетрудоспособности и доплату лицам, работающим в неблагоприятных условиях труда;

несет персональную ответственность за обеспечение здоровых и безопасных условий труда в Обществе.

Где хранится и сколько

Порядок хранения локального нормативного акта по ОТ определяется на усмотрение работодателя. Типовое положение об охране труда в 2019 году — не исключение. Для этой цели издается приказ, в котором указывается место хранения документа и ответственное за него лицо.

Что касается срока хранения документа, то он регламентирован законом — Приказом Минкультуры России от 25.08.2010 № 558 «Об утверждении Перечня типовых управленческих архивных документов, образующихся в процессе деятельности государственных органов, органов местного самоуправления и организаций, с указанием сроков хранения». В соответствии с этим законодательным актом, положение об ОТ подлежит хранению в течение 45 лет, а при наличии тяжелых, вредных и опасных условий труда — в течение 75 лет.

Новое положение о СУОТ: что нужно знать про оценку профессиональных рисков и СОУТ

Новое положение о СУОТ: что нужно знать про оценку проведения профессиональных рисков и СОУТ

С 1 марта в охране труда произошло очень много изменений, в том числе касающихся СУОТ. Рассказываем, о чем говорят изменения Трудового кодекса в статьях 217 и 218, что требуется от работодателя и как избежать штрафов.

Подпишитесь на нашу рассылку и получите список документов по охране труда в 2022 году!

Статьи 217 и 218 ТК РФ: изменения в СУОТ и оценке профрисков

  • выявлять опасности и профессиональные риски, проводить их регулярный анализ и оценку;
  • проводить мероприятия по улучшению условий охраны труда;
  • разрабатывать меры по обеспечению безопасных условий труда перед вводом в эксплуатацию производственных объектов;
  • контролировать органы профсоюза в области соблюдения трудового законодательства и иных актов;
  • вести учет и расследование микротравм.

Сперва напомним, что такое СУОТ и для чего она нужна.

Она разрабатывается для того, чтобы исключить или снизить профессиональные риски в области охраны труда и управления такими рисками.

  • выявление опасностей;
  • оценку профрисков (ОПР);
  • разработку и применение мер по снижению уровня профрисков или недопущение их повышения;
  • контроль и пересмотр выявленных профессиональных рисков.

Пять новых требований в Положении о СУОТ 2022

Разобравшись с общими изменениями в охране труда, перейдем к более конкретной теме — как изменилось Положение о СУОТ с 1 марта 2022 года.

Ранее Типовое положение по СУОТ было установлено приказом Минтруда № 438 н, но теперь его заменил приказ № 776 н, утвердивший новое Примерное положение о системе управления охраной труда.

  • оценка профрисков;
  • управление рисками;
  • выполнение соответствующих мероприятий;
  • оценка результатов;
  • корректировка планов.

Так в соответствии с новыми правилами, Положение о СУОТ необходимо обновить. Для этого нужно включить в него следующие разделы и подразделы.

  • предоставление соответствующих механизмов, времени и ресурсов, необходимых для участия работников в обеспечении безопасности на своих рабочих местах;
  • обеспечение своевременного доступа к четкой, понятной и актуальной информации по вопросам функционирования СУОТ;
  • определение и устранение препятствий для участия работников в СУОТ;
  • разработка, планирование и функционирование СУОТ на всех уровнях управления;
  • обеспечение времени и ресурсов для участия работников в обсуждении вопросов охраны труда.

Три последних пункта являются подразделами «Обеспечения функционирования СУОТ».

  • внести требуемые изменения в уже действующую структуру положения о СУОТ, издав приказ — подходит, если в организации менее 50 сотрудников и нет повышенной опасности;
  • отменить действующее положение и утвердить новое, издав два приказа.

Как ознакомить сотрудников с новым Положением о СУОТ и как поддерживать его в рабочем состоянии

Поскольку Положение о СУОТ является основным локальным нормативным документом по охране труда, то его нужно согласовать с профсоюзом организации, другими руководителями и ответственными специалистами по охране труда.

Кроме этого, он распространяется на всех работников компании, учитывая деятельность не только на имеющихся рабочих местах в конкретной организации, но и во всех структурных подразделениях.

Поэтому, с утвержденным работодателем Положением о СУОТ должен быть ознакомлен каждый сотрудник. Для этого им нужно подписать лист ознакомления с приказом, утвердившим положение.

А чтобы поддерживать систему управления охраной труда в организации, организуйте мероприятия по ОТ, разработайте и выполните корректировку и обеспечьте управление документацией СУОТ.

  • Политика и цели в области охраны труда — нужно пересматривать не реже 1 раза в 3 года;
  • Положение о СУОТ с распределением ответственности;
  • Управление документацией;
  • Перечень процессов ОТ по результатам оценки профрисков и СОУТ;
  • Порядки, регламенты выполнения мероприятий по ОТ, контроля над их выполнением;
  • Документы по результатам специальной оценки условий труда (СОУТ) и оценке рисков;
  • План мероприятий по охране труда;
  • Порядок реализации мониторинга и оценки эффективности функционирования СУОТ, результаты мониторинга и контроля;
  • Планы улучшений;
  • Квалификационные требования к персоналу;
  • Перечень профессий для стажировки, обучения ОТ, освобожденных от обучения и повторных инструктажей, ответственных за инструктажи;
  • Программы инструктажей;
  • Положение о комиссии по проверке знаний, приказ о составе комиссии.

По всем вопросам обращайтесь к нам по телефону, в онлайн-чате или оставляйте данные в форме обратной связи.

Что такое СУОТ, СОУТ и ОПР?

В каждой организации должен быть разработан главный документ по охране труда — это Положение СУОТ. Обязательность прописана в ст.214 ТК РФ.

Этот документ включает все вопросы охраны труда (ОТ) на предприятии, а именно:

  • проведение обучения по ОТ;
  • проведение специальной оценки условий труда — СОУТ;
  • правила взаимодействия с подрядными организациями;
  • порядок формирования и работы комиссий по ОТ;
  • положение об организации оценки рисков (ОПР);
  • правила проведения инструктажей по ОТ для собственных работников и для работников организации-подрядчика и др.

Типовое положение о СУОТ утверждено приказом Минтруда от 29.10.2021 № 776н. Положение постоянно актуализируется в случаях изменений как на самом предприятии, так и в нормативных документах по ОТ. Другие документы по охране труда на предприятии — локальные нормативные акты (ЛНА) разрабатываются в соответствии с этим положением СУОТ.

Работники обязательно знакомятся под роспись с документами по ОТ, а базовые вещи, такие как характеристики условий труда и компенсации (для вредных или опасных условий) должны быть указаны в трудовом договоре. В соответствии с ТК РФ работники должны знать:

  • характеристики условий труда на рабочем месте;
  • гарантии и компенсации тем, кто работает во вредных или опасных условиях труда;
  • условия труда для тех, у кого они оптимальные или допустимые;
  • комплект СИЗ, который положен работнику в зависимости от выполняемой им работы;
  • мероприятия по оценке рисков и план по снижению их уровней.

СОУТ — специальная оценка условий труда.

Каждый работодатель обязан обеспечивать безопасные условия труда для своих работников ст. 214 ТК РФ и раз в 5 лет проводить специальную оценку условий труда (СОУТ) в соответствии с п. 4 ст. 8, ФЗ от 28.12.2013 г. № 426-ФЗ «О специальной оценке условий труда».

Смысл всей процедуры – определить рабочие места с вредными и опасными производственными факторами и проверить соответствуют ли они установленным нормам.

В 2023 году как раз пройдет 5 лет как был введена эта процедура и большинству организаций потребуется провести СОУТ заново, но не всем.

Не обязательно проводить СОУТ организациям, в которых по результатам ранее проведенной оценке не выявлено вредных и опасных условий труда и эти рабочие места не относятся к части 6 ст. 10 закона о СОУТ., но им нужно подавать декларацию соответствия условий труда. Также для некоторых видов предприятий, субъектов малого предпринимательства, предусмотрена самостоятельная процедура СОУТ.

СОУТ могут проводить только специальные аккредитованные организации, имеющие в своем составе собственную испытательную лабораторию и экспертов, имеющих сертификаты на право выполнения работ по специальной оценке. Как например, наша организация – НПО «Техкранэнерго» —

По всем вопросам Вы можете связаться: Никифорова Жанна Викторовна, , +7 (910) 660-3904

ОПР – оценка профессиональных рисков.

С 2022 года изменениями в ТК РФ введены обязательные требования для всех работодателей по систематическому выявление опасностей и профессиональных рисков, их регулярный анализ и оценку. Целями и задачами ОПР является исключение, предотвращение производственного травматизма и его последствий.

Организация имеет право провести оценку и управление рисками как самостоятельно, так и заключить договор на оценку рисков со сторонней организацией.

ОПР проводится каждый раз, как только происходят значительные изменения условий труда и в отличии от СОУТ не проверяются конкретные рабочие места, а оценивается вся деятельность работника с точки зрения опасности и риска получить травму.

Результатом ОПР является реестр опасностей, определение уровней риска и план мероприятий по их снижению.

И в конце хотелось бы отметить, что основная цель всех этих введенных процедур и СУОТ и СОУТ и ОПР – это создание безопасных условий труда для работников всех категорий и надеемся она будет достигнута.

5 Система управления охраной труда в организации

Обеспечение охраны труда, включая соответствие требованиям охраны труда, установленным национальными законами и правилами, входит в обязательства и обязанности работодателя. Работодатель должен продемонстрировать свои безусловное руководство и приверженность деятельности по охране труда в организации и организовать создание системы управления охраной труда. Основные элементы системы управления охраной труда — политика, организация, планирование и осуществление, оценка и действия по совершенствованию.

[ГОСТ 12.0.230-2007, раздел 4]

Права работников на условия труда, отвечающие требованиям безопасности и гигиены, должны и могут быть реализованы на всех рабочих местах всех работодателей. Работодатель, являющийся собственником рабочих мест, средств и орудий труда, организатором производства и нанимателем рабочей силы, имеет все законные основания (права собственности и распоряжения) и все материальные, финансовые и трудовые ресурсы для обеспечения этих прав нанятых им работников. Именно поэтому общество в лице государства возлагает на работодателя обязанности и ответственность по созданию и обеспечению функционирования системы управления охраной труда. Однако работодатель несет не только обязанности и связанную с ними ответственность, он может абсолютно добровольно взять на себя дополнительные обязательства по охране труда и безопасности производства (и связанную с ними ответственность за их выполнение).

От реальных действий работодателя и его должностных лиц зависят поведение и действия остальных работников, а потому работодателю (и его должностным лицам, особенно первому руководителю) следует быть примером и лидером в вопросах охраны труда, проявлять активность и явную заинтересованность в эффективной системе управления охраной труда и тем самым показывать свою приверженность в выполнении установленных государством требований и взятых на себя обязательств.

Приверженность руководства организации к вопросам охраны труда — основная составляющая успешного функционирования системы управления охраной труда. Для обеспечения максимальной эффективности системы управления охраной труда этот принцип должен распространяться сверху вниз на все уровни управления организации.

Приверженность и личный пример высшего руководства организации обеспечивают реальную значимость системы управления охраной труда и гарантируют поддержку каждому из ее элементов. Для обеспечения наиболее эффективных результатов функционирования системы управления охраной труда в рамках всей организации высшему руководству следует постоянно подтверждать своими действиями, что обеспечение безопасности и сохранения здоровья и трудоспособности работников являются такими же важными составляющими деятельности организации, как завоевание рынков сбыта, обеспечение высокого качества продукции и/или услуг, их низкой себестоимости, выполнение всех договорных обязательств и т.п.

Приверженность охране труда всех руководителей организации должна быть очевидной и наглядной, носить характер, обеспечивающий непрерывное совершенствование. Наглядная и активная приверженность руководителей принципам системного управления охраной труда и так называемым «культуре безопасности» и/или «культуре профилактики в охране труда» состоит в осуществлении таких действий, как:

— поощрение любых инициатив любого работника, связанных с улучшением состояния условий и охраны труда, и руководство внедрением этих инициатив в практику;

— проявление личной инициативы и активного участия в руководстве деятельностью по улучшению условий труда, соблюдению требований охраны труда, повышению эффективности и результативности функционирования системы управления охраной труда;

— строгое личное выполнение и постоянный контроль за выполнением работниками требований охраны труда и требований безопасности, определенных технологическими регламентами (инструкциями).

При этом всем руководителям в своих подразделениях в пределах полномочий и по своим направлениям следует обеспечивать наличие людских (человеческих), материальных и финансовых ресурсов, позволяющих эффективно разрабатывать, внедрять, пересматривать и поддерживать систему управления охраной труда.

При возникновении противоречий между стратегическими целями в области охраны труда, провозглашенными в политике, и другими производственными задачами организации высшее руководство организации должно разрешать их таким образом, чтобы принятые решения отвечали требованиям системы управления охраной труда.

Основными разделами системы управления охраной труда являются:

— политика <1>, то есть стратегия и стиль управления, совокупность видения организацией своей миссии в сфере безопасности производства и в охране труда, концепции и стратегии деятельности по реализации этого видения и миссии, стратегических целей и задач;

<1> От английского «policy» — курс, направление действий. Следует отличать от английского «politics» — политическая деятельность.

— организация <1>, то есть организационная деятельность по созданию всех необходимых системе управленческих структур, процедур, распределения обязанностей между работниками и подразделениями и т.п.;

<1> От английского «organizing» — организационная структура. Следует отличать от английского «organization» — процесс.

— планирование <1> и применение <2>, то есть сочетание элемента системы управления, направленного на установление целей и определяющего необходимые действия и соответствующие ресурсы для достижения заданных целей с элементом системы управления, направленным на осуществление/выполнение требуемых для достижения целей мероприятий;

<1> От английского «planning» — см. 3.12.

<2> От английского «implementation» — внедрение, реализация.

— оценка <1>, то есть оценка результативности системы, внесение корректив в деятельность и тем самым поддержание процесса непрерывного усовершенствования системы управления и, следовательно, ее результативности/эффективности;

<1> От английского «evaluation».

— действия по совершенствованию <1>, то есть постоянный процесс, состоящий из предупредительных/превентивных действий, то есть действий по устранению причины/причин потенциального возникновения несоответствия или другой нежелательной, но потенциально возможной ситуации; корректирующих действий, то есть действий по устранению причины/причин выявленного несоответствия или другой нежелательной ситуации, предпринимаемых для предотвращения повторного возникновения несоответствия и собственно действия по непрерывному усовершенствованию/постоянному улучшению системы управления охраной труда.

<1> От английского «action for improvement».

Каждый из вышеназванных разделов системы управления охраной труда сам представляет систему элементов (или как принято говорить в теории систем — подсистему) мероприятий и процедур.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *