Архивная справка фсб что это
Перейти к содержимому

Архивная справка фсб что это

  • автор:

Что нужно знать о поиске информации о репрессированных?

Поиск информации о жертвах политических репрессий — дело не всегда простое, и этому много причин. Прежде всего, дело в закрытости советской системы исполнения наказаний. Эта система включала в себя многочисленные практики умолчания: выдачу родным репрессированных ложных справок и свидетельств, невозможность на протяжении долгих лет узнать, что именно случилось с близким человеком после ареста. Более того, часто сама тема репрессий – в семье и в обществе в целом – замалчивалась, и сведения о репрессированных просто терялись. Но если информации сохранилось совсем немного, это не значит, что не стоит продолжать поиск. В первую очередь имеет смысл обратиться к архивам, где сегодня хранятся документы, которые могут помочь узнать больше.

1. С чего начать поиск?

Для начала поиска архивной информации о репрессированных необходимо собрать минимальный набор данных о человеке или группе людей, подвергшихся репрессии: фамилия, имя и отчество разыскиваемого человека (и все возможные их вариации, если неизвестен точный вариант), дата рождения, место жительства человека на момент репрессии.

Не лишним будет попробовать восстановить информацию и о месте рождения, это может пригодиться в дальнейшем поиске.

Если вы ищете информацию о репрессированном родственнике или друге семьи, то этот набор данных можно поискать в семейных воспоминаниях и архивах: для начала расспросить родственников, что они помнят о репрессированных родных, сохранились ли в семье какие-то документы, связанные с ними, фотографии, письма, дневники или другие источники личного происхождения. Если сохранились, их надо внимательно изучить, так как там могут содержаться важные зацепки. Например, в письмах могут сохраниться упоминания о названиях лагерей и другие подобные детали.

Почтовая открытка матери от дочери в Карагандинский ИТЛ.
Архив Международного Мемориала

Но если в семейных воспоминаниях и архивах сведений не сохранилось, можно попытаться восстановить их другим путем: например, обратиться в архивы ЗАГСов по месту рождения репрессированного или в государственные архивы. Там могут храниться — в метрических или актовых книгах (это зависит от года рождения родственника) — сведения о рождении, смерти, а также о заключении и расторжении брака. Подробнее о поиске биографических сведений мы рассказываем в статье «Как доказать родство?».

Фото: Дмитрий Борко

2. Поиск в базах данных

С этим набором сведений можно двигаться дальше: искать дополнительную информацию в базах данных, содержащих информацию о жертвах политических репрессий. Например, в онлайн-базе данных «Жертвы политического террора в СССР», составленной Международным Мемориалом на основе Книг памяти жертв политических репрессий, выпущенных или подготовленных к выпуску в разных регионах бывшего СССР. Некоторые Книги памяти (правда, далеко не все) тоже бывают доступны онлайн: их список и другие онлайн-базы данных мы собрали в разделе «Электронные ресурсы».

Введя сведения в поля базы данных и начав поиск, можно сразу найти нужного человека. Но можно и сразу несколько человек, у которых совпадает не только фамилия, имя и отчество, но и даже, например, год рождения. В этом случае пригодятся уточняющие сведения и зацепки – прежде всего, место проживания на момент репрессии, а также место рождения и другие сведения. Сопоставив данные, можно сделать вывод, тот ли это человек, которого вы ищете, или нет. Если дополнительных сведений нет, верифицировать данные из базы будет сложно. В таком случае помогут только запросы в архив и непосредственно знакомство с документами или получение архивной справки по ним.

Если нет сомнений в том, что в базе данных или Книге памяти нашлись сведения о нужном вам человеке, то можно идти дальше. Часто в базе данных приведены сведения о том, какому именно виду репрессии был подвергнут человек. Это важный момент для дальнейшего поиска, так как порой в семьях репрессированных – чаще всего уже у их внуков и правнуков – нет точного знания, какому виду репрессии подвергался их родственник. Ведь в семье могли об этом совсем не говорить, сохраняя в памяти только сам факт репрессии. А от вида репрессии, которому подвергался человек, зависит дальнейший алгоритм поиска и обращения в архивы.

Иллюстрация на примере base.memo.ru

Подробнее о разных видах репрессии и дальнейших алгоритмах поиска мы рассказываем в разделе «Инструкция по поиску архивной информации для разных категорий репрессированных», здесь же рассказываем об особенностях запросов в разные инстанции.

3. Архивы ФСБ

Какие документы хранятся в этих архивах?

В архивных подразделениях ФСБ хранятся:

  • архивно-следственные дела на осужденных по политическим статьям, как реабилитированных, так и нереабилитированных
  • фильтрационно-проверочные дела на бывших советских военнопленных, а также угнанных на принудительные работы в Германию в 1941–1945 гг.

Из следственного дела можно узнать о предъявленном человеку обвинении, ходе следствия и приговоре. Также следственное дело может стать источником и биографических сведений о человеке. Иногда таких сведений в деле мало, иногда – много. Нередко в следственных делах имеются и материалы по реабилитации (обращения с просьбой о реабилитации, решения о реабилитации и т.д.), а порой и некоторые личные вещи или документы арестованного: письма, дневники, фотографии, заметки и так далее. Подробнее о типах документов, имеющихся в следственном деле, мы рассказываем в разделе «Галерея документов».

Какие услуги оказывает архив?

Архивы ФСБ оказывают услуги по выдаче архивных справок и копий архивных документов на реабилитированных репрессированных. Также у заявителя есть возможность ознакомиться с документами по месту их хранения. Увы, для ознакомления с делом по месту жительства заявителя дела из одного архива ФСБ в другой не пересылаются (даже если заявитель живет во Владивостоке, а дело хранится в Москве).

Услуга по выдаче архивных справок и копий архивных документов (только для родственников, предоставившим документы о подтверждении родства с репрессированным) оказывается бесплатно.

Какими нормативными правовыми актами регулируется оказание услуг архивом?

Кроме основных нормативных правовых актов, регулирующих доступ к информации и архивным документам, архив представляет услуги в соответствии с:

  • Законом «О реабилитации жертв политических репрессий» («тройственным приказом»)
Кто может стать заявителем?
  • гражданин РФ
  • юридическое лицо
  • их уполномоченный представитель, если по той или иной причине сам заявитель не может отправить запрос или не может приехать в архив посмотреть документы (но в этом случае на этого человека нужно будет оформить доверенность)
Как составить запрос?

Запрос в архив можно составить в свободной форме или воспользоваться формой запроса, которую предлагает ФСБ. В запрос добавьте все имеющиеся сведения о разыскиваемом человеке, включая и сведения из баз данных или Книг памяти.

Сколько ждать ответ?

Срок исполнения запроса архивами ФСБ — 30 календарных дней с момента регистрации запроса. Если для ответа сотрудникам архива нужно будет осуществить дополнительный, более сложный поиск, срок может быть продлен еще на 30 дней.

Как можно отправить запрос?
  • через сайт ФСБ
  • на электронную почту нужного подразделения (электронные адреса региональных подразделений ФСБ доступны в разделе «Адреса инстанций»)
  • через портал Госуслуги
  • личным обращением
Что еще важно знать?

Если с момента создания документов из дела уже прошло 75 лет и более, то можно ознакомиться с делом в читальном зале архива, а также получить архивную справку по делу без документов о подтверждении родства. Такой срок устанавливает пункт 3 статьи 25 Федерального закона «Об архивном деле в Российской Федерации»: доступ к документам, которые могут содержать сведения о частной жизни человека, ограничен именно на 75 лет. До этого срока, доступ к архивным документам (которые могут содержать сведения о личной и семейной тайне гражданина, его частной жизни) может получить либо сам гражданин, либо, после его смерти, его наследники, предоставившие документы о подтверждении родства.

Архивные подразделения ФСБ действительно по истечении 75-летнего срока выдают архивные справки по делам реабилитированных жертв репрессий не только родственникам, но и всем желающим ознакомиться с делом. Также после этого срока любой желающий может ознакомиться с делом в читальном зале архива.

Другое дело — копии архивных документов. Их архивы ФСБ делают только родственникам репрессированных, предоставившим документы, подтверждающие родство. Основа для такого решения — статья 11 Закона «О реабилитации жертв политических репрессий», в которой сказано о праве родственников на получение копий прекращенных уголовных или административных дел. При этом обычно делаются копии только некоторых страниц, в общей сумме составляющих не более 10–20 процентов документов из дела. Эта услуга оказывается бесплатно, платные услуги по копированию документов из следственных дел архивы ФСБ не предоставляют.

Родственники репрессированного, на сегодняшний день не являющиеся гражданами РФ, могут запросить копии документов через консульство своей страны в РФ.

Самостоятельное фотокопирование документов в читальном зале архива ФСБ запрещено. Разрешается только делать выписки из документов от руки или с помощью компьютера (с собой в читальный зал можно взять ноутбук).

Также согласно той же статье 11 Закона РФ «О реабилитации жертв политических репрессий» наследники реабилитированных репрессированных имеют право получить оригиналы фотографий, рукописей и других личных документов, которые могли быть приобщены к делу и сохранились в нем. Просьбу выдать вам сохранившиеся документы можно прописать отдельно либо в запросе в архив, либо, если вы увидели сохранившиеся документы уже при знакомстве с делом в читальном зале архива, отдельным заявлением.

4. Информационные центры МВД

Какие документы хранятся в этих архивах?

В архивных подразделениях МВД хранятся несколько разных типов документов, касающихся судеб жертв политических репрессий. Например:

  • документы из архивов исправительно-трудовых лагерей: чаще всего архивы расформированных лагерей, находившихся в том или ином регионе, передавались на хранение в соответствующее региональное архивное подразделение МВД. Это могут быть личные дела умерших в лагере заключенных (а вот дела на освободившихся из лагеря уничтожались), а также учетные карточки, в которых указывалась основная биографическая информация о человеке
  • документы персонального учета спецпоселенцев и ссыльных: как раскулаченных, а затем высланных, так и тех, кто был выслан по национальному признаку
  • документы о привлеченных к принудительному труду (трудармия)
Какие услуги оказывает архив?

Информационные центры МВД оказывают услуги по выдаче архивных справок, копий архивных документов или выписок из них. Также у заявителя есть возможность ознакомиться с документами в читальном зале того архивного подразделения МВД, в котором они хранятся. Хотя на практике количество приглашений в читальные залы МВД для ознакомления с документами очень мало, даже для родственников репрессированных.

Услуга по выдаче архивных справок и копий архивных документов оказывается бесплатно (но копии делаются только для родственников, предоставивших соответствующие документы).

Какими нормативными правовыми актами регулируется оказание услуг архивом?

Кроме основных нормативных правовых актов, регулирующих доступ к информации и архивным документам, архив представляет услуги в соответствии с:

Кто может стать заявителем?
  • гражданин РФ
  • иностранный гражданин
  • лица без гражданства
  • уполномоченный представитель заявителя, если по тем или иным причинами сам заявитель не может отправить запрос в архив или ознакомиться с делом в читальном зале архива. В таком случае на уполномоченного представителя нужно оформить доверенность
Как составить запрос?

Запрос в архив можно составить в свободной форме, опираясь на этот образец запроса, или воспользовавшись формой запроса, которую предлагают сами Информационные центры МВД. Чаще всего образцы запросов о выдаче архивных справок или копий архивных документов можно найти на сайте МВД нужного вам региона. Найти эти образцы на сайтах не всегда просто, но чаще всего алгоритм поиска такой: Главная страница сайта → раздел «Для граждан» → подраздел «Государственные услуги» → далее — «Государственные услуги по линии информационно-справочной работы» → Предоставление государственной услуги по выдаче архивных справок.

В этом же подразделе обычно можно найти всю необходимую информацию об оказании услуги Информационным центром нужного вам региона.

Сколько ждать ответ?

Срок исполнения запроса – 30 календарных дней с даты регистрации запроса.

Как можно отправить запрос?
  • почтой (адреса региональных Информационных центров МВД можно посмотреть в подразделе «Адреса инстанций»)
  • личным обращением

Если вы отправляете запрос почтой, то лучше отправить его заказным письмом, чтобы была возможность отследить по трек-номеру информацию о том, когда письмо было получено и зарегистрировано Информационным центром. Это поможет понять, когда ожидать ответ: нужно отсчитать 30 календарных дней со дня регистрации отправления (на нее выделяется 1 день после получения письма) + примерный срок пересылки письма вам.

Что еще важно знать?

Ограничение на доступ к документам, в которых могут быть сведения о частной жизни человека, его личной или семейной тайне, согласно ФЗ «Об архивном деле» устанавливается на срок 75 лет со дня создания того или иного документа. После истечения 75-летнего срока требовать от заявителей документов о подтверждении родства архивы не должны.

Необходимо помнить, что на архивные документы не распространяется и федеральный закон «О персональных данных». Биографические сведения человека, которые содержатся в документах архивного фонда, не могут быть конфиденциальными, если специально не был обозначен особый порядок доступа. То есть по умолчанию доступ к архивным документам должен быть открыт: до истечения 75 лет со дня создания документов – родственникам репрессированного, спустя 75 лет – всем исследователям.

Но многие региональные архивы МВД трактуют биографическую информацию из документов именно как персональную. И порой требуют от людей, отправивших запрос о репрессированном, быть не только его родственником и наследником (и, конечно, предоставить документы о подтверждении родства), но еще и предоставить справку о смерти человека. Но это требование абсурдно: зачастую родственники или исследователи как раз и ищут информацию о судьбе человека после того, как он попал в лагерь или на спецпоселение, им неизвестно, например, умер человек в лагере или уже после освобождения. Как в таком случае можно предоставить справку о смерти человека? Где ее взять?

В соответствии с законом, документы, касающиеся репрессированных в 1920–1930-х и начале 1940-х годов должны быть открыты для всех исследователей, а не только для родственников. Но архивные службы МВД даже спустя 75 лет со дня создания документов требуют доказать родство. И для многих людей, которые сталкиваются с этим требованием, оно становится непреодолимым: немало историй поиска информации о репрессированных, требующих обращения в архивные подразделения МВД, заканчивается именно так.

5. Федеральные и региональные архивы

Какие документы хранятся в этих архивах?

В государственных архивах – федеральных и региональных – может хранится множество разных типов документов, касающихся репрессированных. В том числе в госархивах на хранении могут оказаться и те документы, которые чаще всего хранятся в ведомственных архивах. Например, архивно-следственные дела осужденных по политическим статьям чаще хранятся в архивах ФСБ, но в некоторых регионах такие дела или их часть были переданы на хранение в федеральные (например, ГАРФ в Москве) или областные и краевые архивы.

Разобраться с вопросом, какие документы хранятся в ведомственных архивах, а какие – в государственных, не всегда просто, конкретного перечня нет. Часто получить ответ можно только с помощью запросов в сами архивы.

Итак, какие документы можно найти в государственных архивах?

  • документы лишенных избирательных прав – списки «лишенцев» и личные дела ходатайствующих о восстановлении избирательных прав
  • документы о раскулачивании – документы о конфискации имущества, решения сельсоветов, рай-/гор-/облисполкомов, записи о высылке и т.д.
  • архивно-следственные дела осужденных по политическим статьям, переданные из архивов управлений ФСБ
  • фильтрационно-проверочные дела на бывших советских военнопленных и угнанных на принудительные работы в Германию в 1941–1945 гг., переданные из архивов управлений ФСБ
  • документы исправительно-трудовых учреждений
  • и другие
Какие услуги оказывает архив?

Федеральные и региональные архивы оказывают услуги по выдаче архивных справок, копий архивных документов или выписок из них. Также у заявителя есть возможность ознакомиться с документами в читальном зале архива.

Обычно запросы о применении политических репрессий относятся к социально-правовым – то есть запросам, которые подтверждают информацию, нужную для получения заявителем различных социальных льгот. В случае с репрессированными это могут быть, например, льготы для реабилитированных, предусмотренные в законе «О реабилитации жертв политических репрессий». Социально-правовые запросы выполняются бесплатно, но в таком случае некоторые архивы могут потребовать обоснование, для чего заявителю необходимы запрашиваемые сведения.

Но правоприменение в российских архивах часто работает по-разному, поэтому в одном архиве запрос о применении репрессий могут посчитать социально-правовым, в другом – тематическим. Тематические же запросы выполняются платно, согласно прейскуранту конкретного архива.

Копии документов о применении репрессий выдаются родственникам репрессированных, предоставивших документы о подтверждении родства, бесплатно.

Какими нормативными актами регулируется оказание услуг архивом?

Кроме основных нормативных правовых актов, регулирующих доступ к информации и архивным документам, архив представляет услуги в соответствии с:

  • законом «Об архивном деле» того региона, в котором находится тот или иной региональный архив
  • уставом архива
  • правилами предоставления услуг, оказываемых архивом (например, по выполнению социально-правовых запросов)

Для каждого региона и архива нормативные акты и соответствующие документы нужно смотреть отдельно. Чаще всего они есть на сайте нужного архива, в разделах «Нормативно-правовая база»/«Документы» и т.д.

Кто может стать заявителем?
  • гражданин РФ
  • иностранный гражданин
  • лицо без гражданства
  • организация и общественное объединение
  • орган государственной власти или местного самоуправления
Как составить запрос?

Обычно образцы запросов можно найти на сайте конкретного архива. Если на сайте образца нет, можно составить запрос в свободной форме, указав суть запроса, все сведения, известные о репрессированном, а также свои личные данные для ответа (ФИО, почтовый/электронный адрес, телефон).

Сколько ждать ответ?

По-разному, например, запросы социально-правового характера обычно выполняются в срок 30 календарных дней со дня регистрации, но в сложных случаях этот срок может увеличиться. Поэтому сроки оказания услуги лучше уточнять в самом архиве.

Как можно отправить запрос?

Здесь также нужно уточнять, каким способом можно отправить запрос в конкретный архив. Но обычно варианты такие:

  • личным обращением
  • через электронную почту архива
  • почтой
  • через сайт архива
  • через сайт Госуслуги
Что еще важно знать?

Бесплатно ли можно получить информацию о репрессированном в федеральных и региональных архивах, а также копии документов – часто неоднозначный вопрос. Обычно возникает и множество других вопросов: если я родственник, то можно бесплатно получить копии, а если нет, то вообще нельзя или за деньги все-таки можно? Какую справку мне дадут в рамках социально-правового запроса? Почему там так мало информации? Как узнать больше?

Мы готовим отдельную статью, чтобы разобраться в этих вопросах.

«Личное дело каждого» — это руководство к действию для граждан, которые хотят реализовать свои права на доступ к документальным свидетельствам о политических репрессиях, проводившихся в СССР, и узнать информацию о судьбе собственных родственников. Цель проекта — создание сообщества исследователей, которые имеют дело с различными практиками доступа к архивным материалам.

Данный материал (информация) произведен, распространен и (или) направлен некоммерческой организацией, выполняющей функции иностранного агента, либо касается деятельности такой организации (по смыслу п. 6 ст. 2 и п. 1 ст. 24 Федерального закона от 12.01.1996 № 7-ФЗ).

Проблемы доступа к документам в архивах ФСБ

разбор случаев отказа в доступе, обсуждение нарушений, тактики отстаивания прав

Харкiв(перша столиця УКРАЇНИ!)
Сообщений: 9254
На сайте с 2004 г.
Рейтинг: 16219

Тула
Сообщений: 1902
На сайте с 2017 г.
Рейтинг: 1275

Москва
Сообщений: 510
На сайте с 2009 г.
Рейтинг: 297

Родственник — это не обязательно потомок. Можно быть родственником по боковой линии.

Москва
Сообщений: 510
На сайте с 2009 г.
Рейтинг: 297

Екатеринбург
Сообщений: 3028
На сайте с 2018 г.
Рейтинг: 3519

Скорее всего копия должна быть заверенный архивом

Столкнулась с тем, что консульство Израиля отказывается принимать архивные и загсовские заверенные справки и требуют заверенную ксерокопию, говоря что русские «жулики» и напишут что угодно, верить простой бумажке нельзя, это может быть подделка.

А загсы ксерокопии не предоставляют как известно

Будет консульский суд, если я это правильно называю

Тула
Сообщений: 1902
На сайте с 2017 г.
Рейтинг: 1275

Тула
Сообщений: 1902
На сайте с 2017 г.
Рейтинг: 1275

В развитие темы публикую тексты:

I) отзыва юриста УФСБ на мое административное исковое заявление

Объяснения административного истца
Предоставление копий архивных документов — это способ обеспечения доступа к архивным документам (ч. 1.1 ст. 24 Федерального закона от 22.10.2004 № 125-ФЗ «Об архивном деле в Российской Федерации»), Следовательно, отсутствие законодательно установленного ограничения на доступ к архивным документам означает отсутствие ограничения на предоставление копий.
В этом случае требование подтверждения полномочий для получения копий архивных документов, на чем настаивает административный ответчик, не соответствует федеральному законодательству, ограничивает доступ к архивным документам и нарушает соответствующее право, гарантированное ч. 1 ст. 24 Федерального закона № 125-ФЗ.
Законность этого требования — в той мере, в какой речь идет о получении копий архивных документов, не содержащих государственную тайну и созданных ранее 12.11.1945 — мной и оспаривается. Заявленные исковые требования поддерживаю в полном объеме.
Поскольку в суд уже представлены письменные объяснения представителя административного ответчика Сафроновой Е. В. от 12.01.2021, пояснять, почему исковые требования мной поддержаны, я буду исходя из этих объяснений оппонента.
Судя по ним, административный ответчик не признает административный иск.
Согласно ч. 2 ст. 62 КАС РФ, представитель УФСБ России по Омской области обязан доказать законность оспариваемого решения, т. е. обязан доказать законность требования предоставить дополнительные документы, подтверждающие полномочия заявителя (в частности, копии документов, подтверждающих родство с Алексеевым В. В.). Причем доказывать это он должен, учитывая известные фактические обстоятельства, а не игнорируя их.
Представитель административного ответчика, судя по формулировкам в письменных объяснениях, намерен решать эту задачу, идя от противного, то есть доказывая незаконность отказа от предоставления дополнительных документов.
Именно так я воспринимаю заявление представителя административного ответчика, что «доводы, изложенные в административном исковом заявлении и заявлении об уточнении административного иска Дондуковского М. В., являются незаконными, необоснованными и не подлежат удовлетворению» (абз. 1 л. 2 объяснений).
Иначе я просто не понимаю, что означает выражение «незаконные доводы».
Как бы то ни было, значение здесь имеет только одно — обладает аргументация представителя административного ответчика доказательной силой или нет. Способна ли эта аргументация доказать незаконность отказа от предоставления подтверждающих документов? Способна ли она доказать законность требования предоставить подтверждающие документы?
Анализ содержания письменных объяснений представителя административного ответчика позволяет понять, что вышеупомянутое доказательство состоит из трех частей. Каждую часть можно представить в виде самостоятельной группы доводов, не зависящих от доводов из других групп. Для удобства назовем эти три группы следующим образом: «аргументация от соцзащиты», «аргументация от гостайны», «аргументация от конфиденциальности». Рассмотрим каждую из этих аргументаций, восстанавливая доводы из текста объяснений.

«АРГУМЕНТАЦИЯ ОТ СОЦЗАЩИТЫ»
1. Административный истец требует от госоргана предоставить копии архивных документов (абз. 2 л. 5).
2. Для получения от госоргана копий архивных документов не существует иных законных оснований, кроме социальной защиты и реабилитации жертв политических репрессий (абз. 3, 5–7 л. 3).
3. Требование административного истца не связано с этими основаниями (абз. 8 л. 3).
Данная аргументация страдает двумя изъянами, сводящими на нет ее доказательность.
Во-первых, даже если бы все эти доводы были верны, они доказывали бы не то, что подлежит доказыванию (т. е. законность требования дополнительных документов для получения запрошенных копий архивных документов), а вообще невозможность получения от госоргана копий архивных документов в случае запроса, не связанного с соцзащитой или реабилитацией.
Во-вторых, довод о том, что для предоставления госорганами копий архивных документов по запросам граждан федеральное законодательство не предусматривает никаких иных оснований, кроме двух вышеупомянутых, неверен.
Здесь имеет место неправильное толкование нормы, изложенной в ч. 3 ст. 26 Федерального закона № 125-ФЗ. Эта норма обязывает госорганы бесплатно предоставлять копии архивных документов, связанные с соцзащитой, но не содержит никаких указаний на то, что госорган не может предоставлять копии архивных документов по иным поводам. Если какое-то действие по закону является обязательным при одних условиях, заключать исходя из этого о недопустимости иных действий при альтернативных условиях логически ошибочно. Представим, что закон обязывает в праздники носить одежду только белого цвета. Из этого следует лишь то, что по закону люди в праздники не могут носить, например, красную одежду, но вовсе не следует, что они не могут делать этого в будние дни.
В указанной норме Федерального закона № 125-ФЗ цели соцзащиты обусловливают исключительно бесплатность предоставления копий архивных документов, а не вообще предоставление копий архивных документов как таковое. В подтверждение своей позиции сошлюсь на п. 5.7 Правил организации хранения, комплектования, учета и использования архивных документов в органах государственной власти, органах местного самоуправления и организациях, утвержденных приказом Минкультуры России от 31.03.2015 № 526 (далее — Правила): «Основными формами использования документов архива организации являются… исполнение запросов пользователей, в том числе запросов граждан социально-правового характера… предоставление копий архивных документов по запросам пользователей, в том числе в форме электронных документов». Если бы госорганы не могли исполнять запросы, не связанные с соцзащитой (т. е. запросы, не являющиеся социально-правовыми), об этом было бы четко сказано в Правилах. Однако Правила явным образом подразделяют запросы на тематические и социально-правовые (п. 5.9) и не ограничивают исполнение запросов только социально-правовыми целями.
Таким образом, в «аргументации от соцзащиты» налицо подмена тезиса (доказывается не то, что подлежит доказыванию согласно исковым требованиям), а также неверное истолкование нормы федерального законодательства, ведущее к ошибочному выводу. Это значит, что «аргументация от соцзащиты» не имеет доказательной силы и не может быть принята в качестве доказательства.
Обращу внимание еще на два момента, демонстрирующих легкомысленное отношение к доказыванию. Так, представитель административного ответчика, верно заметив, что мой запрос не является социально-правовым, добавляет, что «истец… приложить какие-либо документы, свидетельствующие о родстве с Алексеевым В. В., отказался» (абз. 8 л. 3). Но зачем вообще упоминать здесь о подтверждении родства, коль скоро представитель административного ответчика своими доводами пытается подкрепить утверждение, что госорган предоставляет копии архивных документов только в двух случаях: когда запрос связан с соцзащитой и когда запрос связан с реабилитацией жертв политических репрессий? Каким образом подтверждение родства может превратить тематический запрос в социально-правовой? Никаким. Характер запроса определяется целью использования архивных документов, а не процедурными условиями доступа к ним.
И наконец, в том месте объяснений, где представлена «аргументация от соцзащиты», присутствует ссылка на ч. 1 ст. 25 Федерального закона № 125-ФЗ, в которой говорится о возможности ограничения доступа к архивным документам в соответствии с законодательством Российской Федерации (абз. 4 л. 3). Зачем представитель административного ответчика поместил эту ссылку туда, где она совершенно излишня, поскольку не несет никакой доказательной нагрузки, не относясь к «аргументации от соцзащиты», я не знаю. Эта ссылка была бы уместна там, где развивается «аргументация от гостайны» и «аргументация от конфиденциальности». Поскольку в «аргументации от соцзащиты» вообще не затрагивается вопрос архивных документов со сведениями, составляющими гостайну, ничто не препятствует мне апеллировать к вышеназванным Правилам при разборе данной группы доводов.

«АРГУМЕНТАЦИЯ ОТ ГОСТАЙНЫ»
1. Архивные документы из личного дела бывшего сотрудника органов безопасности, на доступ к которым претендует административный истец, содержат сведения, составляющие государственную тайну (абз. 4, 5 л. 4).
2. Для доступа к подобным архивным документам законодательство предусматривает подтверждение полномочий (родства) (абз. 5, 6 л. 5).
3. Административный истец не предоставил документы, подтверждающие полномочия пользователя архивными документами (абз. 7 л. 5).
Подобно первой группе доводов, «аргументация от гостайны» также логически порочна.
В этой аргументации используется положение, которое само нуждается в доказательстве. Представитель административного ответчика, сначала подчеркнув, что предположение об отсутствии гостайны в архивном личном деле Алексеева В. В. не соответствует действительности, затем выдвигает и никак не обосновывает довод, что для доступа к архивным документам в отношении Алексеева В. В. законодательство предусматривает подтверждение полномочий (родства). Между тем такое обоснование — процессуальная обязанность представителя административного ответчика (ч. 2 ст. 62 КАС РФ). Не будучи обоснован, данный довод не может использоваться в логически корректном доказывании.
В соответствии с ч. 2 ст. 25 Федерального закона № 125-ФЗ к архивным документам, содержащим сведения, составляющие государственную тайну, доступ ограничивается. При этом, согласно ст. 25 Закона РФ от 21.07.1993 № 5485-I «О государственной тайне», порядок доступа гражданина к сведениям, составляющим государственную тайну, устанавливается нормативными документами, утверждаемыми Правительством Российской Федерации. Согласно п. 4 Инструкции о порядке допуска должностных лиц и граждан Российской Федерации к государственной тайне, утвержденной Постановлением Правительства РФ от 06.02.2010 № 63, доступ граждан к сведениям, составляющим государственную тайну, разрешается только при наличии у них допуска к государственной тайне по соответствующей форме.
Дело за малым. Представителю административного ответчика нужно доказать, что существует норма федерального законодательства, согласно которой подтверждение родства с лицом, документы о котором содержат сведения, составляющие гостайну, является основанием для предоставления доступа к этим документам.
До тех пор, пока это не будет сделано, «аргументация от гостайны» остается бессильной и бесполезной для доказывания.
Помимо этого, хочу обратить внимание уважаемого суда на отсутствие в ответах УФСБ России по Омской области от 09.11.2020 и 01.12.2020 указаний на то, что запрошенные мной сведения составляют государственную тайну, а их носители (т. е. архивные документы) засекречены. Также прошу учесть, что, по свидетельству представителя административного ответчика, «в отношении административного истца не было принято решение об отказе в доступе» (абз. 7 л. 5).
«АРГУМЕНТАЦИЯ ОТ КОНФИДЕНЦИАЛЬНОСТИ»

1. Административный истец истребует сведения, содержащие персональные данные о третьих лицах (абз. 5 л. 5).
2. Административный истец не предоставил документы, подтверждающие полномочия заявителя (абз. 7 л. 5).
3. Нарушение прав на неприкосновенность частной жизни, личную и семейную тайну недопустимо (абз. 5 л. 6).
В этой аргументации проигнорированы известные фактические обстоятельства, а именно тот факт, что в обращении в УФСБ России по Омской области от 12.11.2020 мной были запрошены копии архивных документов, созданных ранее 12.11.1945.
Это условие запроса связано с соблюдением нормы федерального законодательства, обеспечивающей защиту личной и семейной тайны гражданина в архивных документах (ч. 3 ст. 25 Федерального закона № 125-ФЗ). По истечении 75 лет со дня создания подобных документов федеральное законодательство не предусматривает каких-либо ограничений на доступ к ним в целях защиты личной и семейной тайны.
Ясно, что на дату направления запроса в УФСБ России по Омской области этот ограничительный срок истек. Поэтому представителю административного ответчика, если он хочет доказать незаконность моего отказа от предоставления подтверждающих документов (законность требования предоставить такие документы), необходимо указать норму федерального законодательства, согласно которой заявитель обязан подтвердить полномочия для доступа к архивным документам, которые не находятся в частной собственности и созданы более 75 лет назад. Кроме того, эта необходимость прямо вытекает из содержания п. 16 Административного регламента ФСБ России по предоставлению государственной услуги по выдаче архивных справок или копий архивных документов, утвержденного приказом ФСБ России от 28.08.2013 № 459 (действовавшего на момент моего обращения в УФСБ России по Омской области), согласно которому в известных случаях «дополнительно представляются документы, подтверждающие полномочия заявителя, предусмотренные законодательством Российской Федерации».
До тех пор, пока представитель административного ответчика не укажет такую норму федерального законодательства, «аргументация от конфиденциальности» не доказывает подлежащее доказыванию.
В заключение остается констатировать следующее: а) в ответе УФСБ России по Омской области от 01.12.2020 высказана готовность предоставить запрошенные сведения после выполнения заявителем требования о предоставлении дополнительных документов, однако б) в письменных объяснениях представителя административного ответчика отсутствуют доводы, доказывающие законность этого требования.
В связи с изложенным считаю заявленные исковые требования подлежащими удовлетворению в полном объеме.

Направление или выдача архивной справки, копии архивного документа, архивной выписки, уведомления о пересылке запроса в другую организацию по принадлежности либо уведомления о невозможности исполнения запроса

48. Основанием для начала административной процедуры является получение сотрудником архивного подразделения, ответственным за исполнение запроса, документов, подписанных начальником органа безопасности или архивного подразделения либо его заместителем.

49. Способ направления или выдачи подписанных документов соответствует способу получения документов, избранным заявителем при представлении запроса.

50. Документы направляются подразделениями органов безопасности, ответственными за прием и регистрацию поступающей корреспонденции, либо архивными подразделениями на почтовый адрес, указанный заявителем.

Ответ на запрос, полученный по электронной почте либо в форме электронного документа с использованием Единого портала, направляется по почтовому адресу, указанному в запросе, или в виде электронного сообщения по указанному в запросе адресу электронной почты.

Ответ на запрос двух и более лиц направляется на почтовый адрес либо адрес электронной почты первого подписавшего его лица (если в запросе не оговорено конкретное лицо) или каждому из заявителей.

51. Выдача подписанных документов заявителю либо его представителю (на основании доверенности от заявителя) на руки осуществляется сотрудником архивного подразделения, ответственным за исполнение запроса, при предъявлении заявителем либо его представителем (на основании доверенности от заявителя) документа, удостоверяющего личность.

52. Направление документов заявителям, проживающим (находящимся) за пределами Российской Федерации, за исключением проживающих (находящихся) на территориях государств — участников СНГ, осуществляется через МИД России.

53. В случае если запрос поступил через МИД России, ответы направляются непосредственно в его адрес.

54. Максимальный срок исполнения административной процедуры не должен превышать 3 дней с момента получения сотрудником архивного подразделения, ответственным за исполнение запроса, документов, подписанных начальником органа безопасности или архивного подразделения либо его заместителем.

Право на пенсию по выслуге лет: что значит архивная справка из Центрального пограничного архива ФСБ РФ и подсчет выслуги лет в МВД?

Здравствуйте. Вопрос такой? Мне пришла архивная справка из центрального пограничного архива ФСБ РФ, где все расписана вся моя служба, выслуга лет сколько лет, месяцев и дней в календарном и льготном исчисление и номер приказа командира части. На данный момент я хочу уволится из МВД на пенсию по выслуге лет. Почему мне в отделе кадров МВД говорят что эта справка нечего не значит для подсчета выслуги лет для выхода на пенсию? Справка имеет ли юридическую силу чтоб ссылаться на нее в случай спора? Или так себе бумажка

Добрый день! Справка вполне может быть расценена судом как доказательство. Вам нужно обратиться письменно к ним за разъяснением, чтобы получить письменный ответ. Установленного образца заявления не существует. Пишется в свободной форме с изложением и пояснением обстоятельств по делу. От кого, ваши адрес и телефон, кому (ФИО или название организации, должности), что, где, когда, что просите или что хотите узнать. Дата, подпись.

Здравствуйте, Рустам. Справка из ФСБ РФ если она выполнена на официальном бланке, имеет подпись и дату является официальным подтверждением вашей выслуги в службе безопасности. Для того чтобы оспаривать этот вопрос в суде, по Вашему ходатайству суд может запросить приказ о зачисление на службу и об увольнении, а также необходимо Ваши должностные инструкции и справку-объективку, За более подробной консультацией либо составлением правовых документов, возможно обратиться через личные сообщения к любому юристу. Всего доброго!

Читайте также:

Учет службы в ФСИН при начислении пенсии в ВС: календарная выслуга или со льготой?

Я военнослужащий и имею выслугу 18 календарных лет в ВС, из них-2 года службы в Забайкалье с льготным исчислением (год за полтора). При этом есть ещё 5 лет календарной выслуги выслуги в ФСИН, где также было исчисление выслуги год за полтора. Для получения права на пенсию мне необходима календарная выслуга в ВС 20 лет. Будет-ли учитываться служба в ФСИН при начислении пенсии? И в каком виде-только календарная выслуга или со льготой?

Отсутствие календарной выслуги лет у пенсионера-гражданского персонала МВД и возможность получения % надбавки за выслугу лет

Я являюсь пенсионером МВД, продолжающим работу гражданским персоналом в санаторно-курортном учреждении системы МВД (санаторий МВД РФ). Ушёл на пенсию по выслуге лет, но не в календарном, а в льготном исчислении. Т.е. нет календарной выслуги 20 лет. Кадровики говорят, что поэтому мне не положена % надбавка за выслугу лет. Правы ли они?

Вопрос выслуги лет украинского летчика после присоединения Крыма: пересчет при выходе на пенсию и правовые споры

На момент присоединения Крыма стоял на должности летчика, моя выслуга составляла в льготном исчислении 18 лет (норму налета я не выполнял но льготная выслуга засчитывалась из за нехватки топлива согласно приказа министра обороны Украины) на данный момент пересчет выслуги делать не хотят (засчитали только календарную) так как говорят Указ президента о засчете званий, выслуги и документов полученных в Украине не разъясняет как именно платить надбавку за выслугу лет, пересчет говорят будет лишь при выходе на пенсию, но по опыту тех военнослужащих которые уже стали пенсионерами выслуга засчитывалась только в те года когда летчик выполнял норму налета-8 часов (года где выслуга была зачтена в связи с нехваткой топлива не засчитывали). Подскажите законно ли это? стоит ли мне пытаться решить спор в судебном порядке? (Все выписки командира о засчитывании льготной выслуги имеются)

Вопрос о признании выслуги лет при переходе из ФСКН России в систему МВД

Я являюсь действующим оперативным сотрудником ФСКН России, календарная выслуга лет составляет более 13 лет, с учетом учебы (2 года учебы за 1 год выслуги) и льготного исчисления выслуги лет, (коэффициент 1,33) общая выслуга составляет более 20 лет, т.е. могу выйти на пенсию, однако, в связи с ликвидацией ФСКН собираюсь переходить в систему МВД, но их отдел кадров говорит что мою (как и многих других наших сотрудников), льготную выслугу лет они засчитывать к пенсии не будут, т.к. в их приказах и т.п., наша федеральная служба не указана, т.е. мне еще предстоит для выхода на пенсию проработать около 7 лет в системе МВД. Так ли это? И что можно сделать чтобы моя выслуга осталась в системе МВД?

Проблемы с подсчетом выслуги лет и перерасчетом пенсии при увольнении из ВС РФ: долгий процесс, невыполненные обещания

При увольнении из ВС РФ при подсчете выслуги лет мне не хватило до 20 лет льготном исчеслении 5 лет, (ранее я служил в МВД служба 1.5) потребовали справку из мвд о том что служба было 1.5, в итоге уволили без этой справки саазали военкомат подсчитает, когда справку принесешь. В итоге я принес справку о том что в мвд где я служил год за полтора. Военкомат отправил личное дело на подсчет, дело на подсчете ходило 8 месяцев, когда л/д пришло в нем говорилось что я имею право на пенсию (выслуга в льготном 22 года), после этого вленкомат около 1 месяца решал как отпрвить справку о мрей выслуше лет в в/ч гдея проходил службу и откуда уволился, что бы ОК внес мои данные по выслуге лет в ЕРЦ, для того что бы запросить денежный аттестат, в итоге продлилось это 3 месяца! Ьеперь мне не хотят делать перерасчет пенсии при назначении т.к. прошло больше 12 месяцев. (Уволен из части 1 декабря 2019 г.) Правомерно ли это? Хотя ранее меня уверяли, что будет перерасчет с момента увольнения из части т.к. в момент увольнения хоть личное дело и было подсчитано и не хватало из за справки 5 лет, фактичпски право наступило в момент увольнени т.к. справку я донес и выслуги после подсчета хватило! 2. Дожен ли я сам был предоставлять справку из МВД или это дожны были сделать отдел кадров в/ч где я проходил службу! Стомт ли обратиться суд, что бы пересчитали пенсию с момента увольнения!? Почему вонкомат не запросил справку из мвд!

У меня такой вопрос, увольняюсь из органов МВД по льготной выслуги на пенсию, в календарном исчислении выслуга составляет 19 лет

Порядок расчета выслуги лет в МЧС: периоды и коэффициенты при увольнении на пенсию

Выслуга лет в МЧС, Порядок расчета выслуги лет в льготном исчислении при увольнении со службы на пенсию по выслуге лет. Какие периоды входят и с каким коэффициентом.

Военный контракт закончился, но увольнение задерживается

11.03.2021 года закончился контракт, за 4 месяца мною был написан рапорт на увольнение с военной службы по окончанию контракта. Выслуга в календарном исчислении составляет 15 лет и 9 месяцев (в льготном исчислении 23 года и 6 месяцев). Сегодня пришёл приказ об увольнении, но личное дело пришло без подсчёта выслуги лет. Командование части заставляет писать рапорт на сдачу дел и должности, и предлагает мне ходить на службу 1 раз в 10 дней, пока не состоится приказ об исключении из списков части. Приказ этот они не могут сделать, пока не посчитают мою выслугу. Так они могут ещё год считать, а я не могу устроиться на работу, да и на голый оклад семью не прокормишь. Правомерно ли решение командира части? И могут ли исключить из списков части без подсчёта выслуги? Спасибо.

Уволенный из армии с ошибками в расчете выслуги лет: стоит ли подавать в суд на командира?

Я уволен, но не исключён из списков части. Прохожу службу в военном комиссариате. Перед увольнением меня вызволи и довели мне расчётные данные по выслуге лет, где я обнаружил существенные ошибки при подсчёте. Как в календарной выслуге, так и в льготной. О чём сразу доложил командиру, о не согласии с расчётом. Но это не кого не интересовало! Аттестационная комиссия проводилась формально, я только заполнил лист беседы где указал, что не согласен с расчётом выслуги лет. Меня заставили написать рапорт об увольнении из рядов вооружённых сил, где я писал что прошу уволить после перерасчёта выслуги лет. И вот 9 марта состоялся приказ об увольнении, но к сожалению выслуга лет пересчитана опять не правильно. Командир говорит что исключит из писков части, а потом судитесь. В данный момент нахожусь на больничном, до 20 лет в календарном исчислении не хватает 3 месяца. Не был в отпуске за 2010 год.

Есть ли смысл подать в суд на командира? Так как он грубо нарушил общее положение увольняемых с военной службы. В статье 22 говорится, что командир не имел право отправлять документы на увольнение пока не решил вопрос с подсчётом выслуги лет. Могу ли я надеяться, что суд обяжет командира отправить документы на правильный перерасчёт выслуги лет, и только после этого исключить меня из списков части? Прошу ответить как можно скорее, так как время поджимает.

За ранее большое спасибо!

Как служба в МВД влияет на начисление денежного довольствия и выход на пенсию по выслуге лет?

Я сейчас прохожу военную службу по контракту, общая календарная выслуга 15 лет и 5 месяцев. Так же проходил службу в МВД там выслуга составила 5 лет и 6 месяцев. Вопрос: при начислении денежного довольствия и для выхода на пенсию по выслуге лет отдел кадров должен учитывать службу в МВД? Спасибо.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *