Правовой Режим Луны и иных небесных тел Текст научной статьи по специальности «Право»
В статье исследуются общие положения правового регулирования Луны и небесных тел, также затрагивается вопрос о юридической силе сертификатов на приобретенные права на поверхность Луны и небесные тела.
Похожие темы научных работ по праву , автор научной работы — Бурнаев С.С., Волкова Н.А.
Текст научной работы на тему «Правовой Режим Луны и иных небесных тел»
Бурнаев С.С.1, Волкова Н.А.2 ©
1 Студент; 2Старший преподаватель кафедры социальных систем и права. Самарский государственный аэрокосмический университет имени академика С.П. Королева (национальный исследовательский университет), Самара
ПРАВОВОЙ РЕЖИМ ЛУНЫ И ИНЫХ НЕБЕСНЫХ ТЕЛ
В статье исследуются общие положения правового регулирования Луны и небесных тел, также затрагивается вопрос о юридической силе сертификатов на приобретенные права на поверхность Луны и небесные тела.
Ключевые слова: договор о космосе, соглашение о Луне, «Лунное Посольство».
Keywords: Outer Space Treaty, the Moon Agreement, «Lunar Embassy».
В современном мире изучение и освоение космоса становится все более значимым и популярным направлением в научной, политической и других сферах деятельности человека. На Земле существуют десятки функционирующих космодромов, в будущем планируются экспедиции на Марс и освоение Луны. Такое понятие, как космический туризм неново и широкоизвестно в нашем обществе. Тот факт, что полет в космос может быть оплачен из частных средств в развлекательных или познавательных целях, все более заостряет внимание на определенных юридических вопросах: кому принадлежит космическое пространство, можно ли купить участок на Луне и прочее.
Законы в космическом пространстве регулируются с помощью международных договоров, среди которых первостепенное значение имеет, так называемый, Договор о космосе (далее, Договор). 27 января 1967 года первыми участниками Договора стали Советский Союз, Соединенные Штаты Америки и Великобритания. На сегодняшний день более 100 стран являются государствами-участниками Договора.
Данный документ определяет основные правовые рамки и положения международного космического права. Особое внимание следует уделить следующим двум принципам, прописанным в Договоре: во-первых, космос является демилитаризованной зоной. Это значит, что на данной территории запрещены любые военные действия, в том числе строительство военных сооружений, содержание вооружённых сил, возведение укреплений, выполнение маневров[1]. Во-вторых, космическое пространство и небесные тела признаны общечеловеческим достоянием. Соответственно, они не могут быть присвоены одним государством или, тем более, частным лицом[1].
Наряду с Договором о космосе существует Соглашение о Луне и других небесных телах (далее, Соглашение), регламентирующее деятельность государств на Луне. Данный документ был подписан 18 декабря 1979 года и распространяет международное право на Луну и все другие небесные тела, кроме Земли, включая орбиты вокруг этих тел.
Однако, статус Соглашения спорный, так как, несмотря на то, что оно является частью международного права, оно не подписано ни одним государством — членом «Большой восьмёрки» и ни одним государством, обладающим космической
программой (разве что Казахстаном, на территории которого находится космодром «Байконур», но его арендует Россия).
Соглашение о Луне допускает только мирный характер использования Луны и других небесных тел, провозглашает принцип равенства прав всех государств на исследования небесных тел, принцип недопустимости заявления претензии со стороны любого государства на суверенитет в отношении любого небесного тела.
© Бурнаев С.С., Волкова Н.А., 2016 г.
Когда заходит речь о регулировании законов в космическом пространстве, вспоминается имя Дэнниса Хоупа.
В 1980 году житель Калифорнии (США) Дэннис Хоуп обрел мировую известность, благодаря тому, что объявил себя владельцем всех космических объектов Солнечной системы (за исключением Земли и Солнца) и начал продавать земельные участки на Луне и других планетах. Пункт Договора о космосе, в котором космическому пространству и его объектам присвоен статус общечеловеческого достояния, Дэннис Хоуп расценил как запрет на владение звёздами и планетами лишь государствам и корпорациям. «Продавец лунных участков» решил, что на частных лиц данный запрет не распространяется и открыл организацию «Лунное Посольство».
С помощью специалистов американского Института космических исследований поверхность видимой стороны Луны и других планет была разбита на участки с четкими координатами и регистрационным номером. Стандартный размер лунного участка составляет 1 акр, что приравнивается 40 соткам. Таким образом, Дэннис Хоуп создал своего рода «лунный кадастр». Каждая сделка фиксируется в головном офисе Лунного Посольства в США и ей присваивается регистрационный номер. Продажа участка одновременно нескольким лицам исключена. Вместе с Договором (Сертификатом) купли-продажи владелец участка получает карту поверхности планеты с отмеченным на ней участком и бланк Конституции, подтверждающий его права, как нового гражданина Межпланетной республики.
На сегодняшний день обладателями иноземных участков стали около 4 млн. жителей Земли из 180 стран мира. В числе владельцев инопланетных участков 53 всемирно известных политика, среди которых бывшие Президенты США Джимми Картер, Рональд Рейган и Джордж Буш, главы 1753 крупнейших трансконтинентальных корпораций, 40 астронавтов НАСА и 25 европейских космонавтов, включая российских, свыше 500 мировых кинозвезд, музыкантов и спортсменов, среди которых Джордж Лукас, Мик Джаггер, Патрик Стюарт, Джон Траволта, Том Круз, Николь Кидман, Клинт Иствуд, Арнольд Шварценеггер, Деннис Хоппер, Рональдо и многие другие[2]. Среди владельцев земельных участков на Луне и других планетах известные российские политики и бизнесмены, звезды кино, театра, эстрады, спорта.
При покупке участка на Луне можно получить несколько видов документов (иногда за отдельную плату): «Свидетельство о собственности», «Лунную Конституцию», «Карту Луны» и «Лунный паспорт»[3].
Дэннис Хоуп далеко не единственный, кто расценил такую трактовку в Договоре как лазейку в законе. Луна давно была объектом имущественных притязаний. Ещё в 1937 году А. Д. Линсдей из штата Джорджия предъявил претензии на «все планеты, острова в космосе и другие материи». В 1940-х годах многие посылали запросы в Администрацию по управлению землями на лунные участки. В 1948 году Джеймс Томас Манган из Чикаго объявил себя Первым Представителем Нации Звёздного Пространства и решил продавать «участки космоса» заинтересованным покупателям. В дальнейшем были и другие многочисленные попытки застолбить лунные земли, планеты и звёзды.
В Российской Федерации также продают участки на Луне, Марсе и космические объекты. Наиболее известными компаниями по продаже космических объектов являются: филиал «Лунное Посольство»[4], филиал «World Cosmos Catalog»[5], филиал «Star Kosmos International»[6].
Однако, подводя итог, можно с уверенностью заявить, что все сертификаты о покупке каких-либо участков в космическом пространстве не имеют никакой юридической силы. Большинством людей они покупаются как сувениры.
Что касается попыток оспорить вышеупомянутые нормативно правовые акты о космосе, то на государственном и международном уровнях всё достаточно мирно. Документы обсуждаются и подписываются практически всеми странами единогласно, так как нет практического смысла в том, чтобы их оспаривать. Однако, на частном уровне не
обходится без примеров несогласия с тем, что космическое пространство есть общечеловеческое достояние. Американец Грегори Немитц подал в суд на NASA за то, что они приземлили свой космический аппарат на астероид EROS 433, который Немитц открыл и считал, что он принадлежит ему. Тот же Дэннис Хоуп пытался провозгласить Лунную Республику и объявить Луну территорией нового государства, со своей конституцией, гражданами которого являются владельцы продаваемых им участков. В общем, действующим космическим законам противостоят в основном отдельные люди и проигрывают.
1. Официальный сайт МИД РФ. Договор о принципах деятельности государств по исследованию и
Вопросы и перспективы правового регулирования колонизации планеты Марс
В 2012 году американский предприниматель и инженер Илон Маск впервые открыто заявил о возможности колонизации Марса [1]. В 2016 году глава SpaceX представил программу по колонизации Красной планеты. В соответствии с которой при помощи ракеты собственного производства Big Falcon Rocket первые грузовые челноки со всем необходимым для создания базы должны были быть отправлены в 2022 году, человек на Марс может полететь уже 2024 году. В связи с этим особую актуальность приобретает вопрос правового регулирования колонизации Марса и определение его правового статуса в международном космическом праве.
Отметим, что на данный момент международное космическое право в отношении небесных тел развито достаточно слабо и на данный момент регулирует их правовой статус в общих чертах. По сути, на сегодняшний день существует лишь несколько правовых актов, которые регулируют вопросы международных отношений между государствами по поводу небесных тел, основным из которых является «Соглашение о деятельности государств на Луне и других небесных телах» [2], которое принято резолюцией 34/68 Генассамблеи ООН от 5 декабря 1979 года. Как видно из названия данных актов, основным предметом регулирования в них выступает Луна, так как другие«небесные тела» упоминаются только в первых статьях данного акта и указывается, что данное соглашение применяется и к другим небесным телам, в случае, если в их отношении нет отдельных нормативно-правовых, т.о. указывается перспектива принятия отдельных актов, которые регулируют правовой статус конкретного небесного тела (планеты). Также с учетом того, что существующие акты международного космического права были приняты в 1960-1970-е годы, а также повышения уровня развития космической отрасли в период с 1990–2010-х годов вопрос принятия специальных актов по отдельным планетам становится все актуальнее.
Разумеется, при принятии таких актов будут учитываться особенности субъектов, начавшие колонизацию, следовательно нормы соглашения о Луне, которые распространяются на только на государства, подписавшие и рацифицировавшие данный акт, не будут распространяться на частные компании, учрежденные на территории государства. В случае нарушения норм права, установленных данным соглашением международно-правовую ответственность понесут государства, а компании будут отвечать за свои нарушения в соответствии с национальным законодательством.
Необходимо учитывать, что ни США, ни РФ не являются сторонами данного соглашения, т.о. его действие на данные страны не распространяется. В то же время данные государства являются сторонами Договора о космосе 1966 года [3], в соответствии с которым они не должны нарушать и обязаны соблюдать основные принципы международного и международного космического права.
Сложность колонизации Марса состоит преимущественно в разграничении ведения и особенности взаимоотношений государств-колонизаторов на его территории. На наш взгляд, наиболее логичным является использование опыта, основанного на документах, регламентирующих взаимоотношения государств на территории Антарктики и МКС, то есть территориально разграничить сферы влияния государств, будет разрешена постройка модулей, необходимых для жизни и исследования поверхности Марса, однако не закреплять абсолютное право на территорию за какой-либо из стран, провозгласить принципы взаимопомощи и сотрудничества [4]. Данный способ сможет урегулировать ситуацию на какое-то время, но не навсегда. Это связано с тем, что со временем разработка Марса, а следовательно, его население будет увеличиваться, что поставит вопрос о более детальном регламентировании жизни переселенцев, так как земные законы не могут всецело и объективно регулировать отношения, возникшие на планете, условия существования на которой хоть и наиболее близки к земным из всех планет Солнечной системы, однако кардинально от них отличаются. Рано или поздно колонисты, находящиеся в тяжелых условиях, начнут совершать преступления и правонарушения и, следовательно, должны будут нести ответственность. Не совсем ясным остается вопрос о том, по какому праву понесут ответственность космонавт. В соответствии с земным законодательством наиболее логичным является применения института экстрадиции, однако, как уже говорилось выше, нельзя полностью признавать возможность регулирования отношений современным земным правом на территории Марса ввиду особенностей данной планеты. Так, например необходимо предусмотреть право на кислород (право на защитные средства за пределами модуля, на непригодной для жизни поверхности и т.д.) как на естественное и неотчуждаемое право колониста. Также, при расследовании преступлении и правонарушений на неземной поверхности, скорее всего, будет невозможным в силу объективных причин, в связи с этим уполномоченные лица не смогут осуществить возложенные на них законом обязанности. Наиболее приемлемым является на наш взгляд принятие новых нормативных актов на международном и последующее их закрепление на внутригосударственном уровне, которые бы регламентировали все необходимые и возможные отношения, возникающие между колонистами и могут существенно отличаться от законов Земли.
Несмотря на то, что международное право закрепляет отсутствие частной собственности и запрещает её как государству так и гражданину, однако с развитием колонизации Марса, увеличением его населения и развития правоотношений (в том числе и экономических) между самими колонистами право собственности на какие-либо объекты на территории планеты будет передаваться в результате сделок. Весьма удобно на наш взгляд будет создание нормативной базы, которая бы регулировала какие сделки можно совершать непосредственно на Марсе и в соответствии с его законами, а какие будут требовать дополнительной регистрации на Земле.
Что касается положения коренных марсиан, то на данный момент международное право полностью ориентировано на человека как своего субъекта, и ни в науке, ни на практике не затрагивается вопрос о правовом положении инопланетян, однако можно предположить, что в силу общих принципов и духа права инопланетянам гарантируется уважительное отношение с соблюдением их прав и свобод.
В заключении также хотелось бы отметить, что перспективным направлением для дальнейших исследований выступает частноправовой аспект таких, казалось бы, максимально публичных сфер как космическое право.
Бывший президент США Д. Трамп в начале 2020 года издавал указ о статусе космических ресурсов [5] и, пользуясь определенной «мягкостью» международного права в целом, а международного космического в частности, признал, что объекты космоса (т.е. Луна, Марс, а также иные космические тела) по своей сути не являются общечеловеческим достоянием вопреки нормам договора «О принципах деятельности государств по исследованию и использованию космического пространства, включая Луну и другие небесные тела» (1967) и соглашения о деятельности государств на Луне и других небесных телах (1979) [6], а следовательно, подлежат разработки силами отдельных лиц. Более того, в указанных выше международных документах ответственность за его неисполнение предусмотрена для государств-участников как субъектов публичного права, однако ничего не сказано о частных организациях. Очевидно, что в 1960х-1970-х годах составители этих международных документов просто не могли представить, что в относительно ближайшем будущем на государственном уровне будет обсуждаться вопрос о возможности инициативной, без какого-либо участия государства, компании, которая способна самостоятельно проводить исследования ресурсов космического пространства, а главное – их добычу.
Очеповский А.И., являющийся атташе в Посольстве РФ в США отмечает в своей работе [7], что в основной проблемой в сфере освоения космоса в США является их не гарантированность. С одной стороны, даже примерные оценки полезных ископаемых в космосе сулят большую прибыль, однако их разработки, даже по исследованию, весьма дороги, не говоря уже о транспортировки грузов на Землю. В связи с этим, в высших политических кругах США лоббируется идея о признании Луны и Марса «продолжением Земли», следовательно, распространение на территорию космоса законов Земли, идет активный пересмотр положений Договор о космосе 1967.
Таким образом, полагаем, что регулирование правоотношений в сфере космоса, а тем более Марса должно быть тщательно пересмотрено. Необходимо разрешить вопросы и проблемы регулирования как публичного, так и частного характера.
Сыылка: Вопросы и перспективы правового регулирования колонизации планеты Марс // Вестник студенческого научного общества ГОУ ВПО «ДОННУ». – Донецк: ДОННУ, 2022. – Вып. 14, том 4: Юриспруденция, часть 1. С. 95-99.
Интересная юриспруденция. Внимательно читайте тект Закона (или 1 га на Марсе)
Как раз в сегодняшнюю дату, 27 января, но только 1967 года между США и СССР был подписан и ратифицирован ООН «Договор о принципах деятельности государств по исследованию и использованию космического пространства, включая Луну и другие небесные тела». Этот договор предусматривает, в том числе, что ни одно космическое тело не подлежит национальному присвоению.
И вот, некий американский товарищ Деннис Хоуп узрел — этот Договор не содержит нормы, которая запрещала бы право собственности на космические объекты физических и юридических лиц. Так? Так. И в 1980 году он умудрился воспользоваться этим пробелом в законодательстве и просто объявил себя законным владельцем всех объектов естественного происхождения в космосе, за исключением Солнца и Земли. А затем он элементарно уведомил об этом факте некоторые страны и ООН, но никто не воспринял его слова серьезно, поэтому ответа от них он попросту не получил.
А 22 ноября 1980 года он не поленился, а просто-напросто оформил как того требовало международное законодательство свою «Декларацию о собственности» на планеты Солнечной системы – Венеру, Марс, Меркурий и спутники планет – Луну и Ио. И никто этого не оспорил – все сделано без нарушений норм международного законодательства!
И пока некоторые крутили и крутят до сих пор пальцем у виска, Деннис, с помощью космического агентства, поделил видимые части планет на части, присвоил им координаты и начал эти участки продавать! Так и покупают же! Владельцами космической недвижимости являются, в том числе, более 10 000 наших соотечественников, то есть россиян. Счастливый владелец получает на руки Сертификат купли-продажи и Карту поверхности планеты, на которой отмечен приобретенный им участок. А Деннис Хоуп уже миллионер.
Кстати, если кто желает, может и сейчас купить кусочек Луны или Марса, в Питере и в Москве открыты представительства компании Денниса Хоупа. Да и через Интернет это сделать тоже можно. Но сразу хочу предупредить – если на планете Альфа-Центавра нашелся такой же умник и тоже развернул бизнес по продаже космических земель, то можно попасть и придется судиться за свой гектар на Марсе с жителем какой-нибудь планеты Тумба-Юмба на предмет оспаривания права собственности.
Эх, а вот если был реестр земель, что я купил на Марсе, так и не спорили бы — подумает покупатель гектара на Марсе…
5 юридических фактов о колонизации Марса
1. Ни одно государство не может присвоить марсианскую территорию. В 1967 был подписан «Договор о принципах деятельности государств по исследованию и использованию космического пространства, включая Луну и другие небесные тела», где говорится, что космическое пространство не подлежит национальному присвоению. Таким образом, на Марсе не появятся колонии в том смысле, в котором они были в Новом Свете или Африке. Власть государства распространяется на космические корабли, который как бы находятся во вселенском аналоге международных вод. Соответственно, на Марсе не может быть и частной собственности на Землю, ведь право на владение ею гарантируется государством.
2. МКС может стать прообразом для космического партнерства. Международная космическая станция – отличный пример того, как государства, соперничающие на Земле, могут продуктивно сотрудничать на благо планеты в космосе. Соглашение об МКС 1989 года предусматривает, что страны-партнеры сохраняют юридическую власть над предоставленными ими элементами орбитальной станции, а их граждане на станции несут юридическую ответственность согласно законам своей страны, независимо на чьей части модуля они находятся.
3. Частные колонии также будут подчиняться законам. Сегодня, когда государства не имеют монополии на освоение космоса, и компании вроде SpaceX создают собственные технологии для колонизации Марса и других планет, вопрос создания универсальных для всех выходцев с Земли правил стоит как никогда остро. Реализуется это через выдачу разрешений. Таким образом, частная компания обязуется соблюдать законы страны, где оно выдано, как космические, так и внутренние. В РФ частные компании должны пройти лицензирование, однако специальных разрешений на колонизацию космоса пока нет ни в одной стране.
4. Инопланетяне не являются субъектом права. Еще Карл Саган говорил, что если на Марсе есть жизнь, то она принадлежит местным микробам. Тем не менее, человечество продолжает разработку колониальных планов. Ни одно международное или внутреннее соглашение, касающееся космоса, не рассматривает возможность наличия жизни на других планетах. Все законы, относительно колонизации, освоения космоса и его совместного пользования касаются только землян. Таким образом, в фантастическом случае контакта с иными цивилизациями Земля окажется без правого поля, регулирующего такие ситуации.
5. Колония не может стать независимой. Во всяком случае, до тех пор, пока это технически нереализуемо. Независимое государство должно быть в первую очередь экономически самостоятельным. Поскольку любые марсианские колонии будут зависеть от поставок с Земли и не смогут предложить взамен собственное производство, чтобы покупать необходимые товары, любые проявления человеческой цивилизации на Марсе будут лишь придатком планеты-метрополии.