Состояние окружающей среды которое определяется по конкретным показателям называется ее
Перейти к содержимому

Состояние окружающей среды которое определяется по конкретным показателям называется ее

  • автор:

Проверочный тест знаний по экологическому праву.

Нажмите, чтобы узнать подробности

Контрольны йтест знаний по теме "Экологическое право".

Просмотр содержимого документа
«Проверочный тест знаний по экологическому праву.»

1. Какими зонами являются участки территории РФ, где происходят устойчивые отрицательные изменения в окружающей среде, угрожающие здоровью населения, состоянию естественных экологических систем?
а) зонами чрезвычайной экологической ситуации
б) зонами экологического бедствия+
в) зонами экологической опасности
г) зонами отчуждения

2. Какие правила и нормы будут применены в случае, если правила, установленные международным договором РФ в области охраны окружающей среды, противоречат правилам Федерального закона «Об охране окружающей среды»?
а) правила Федерального закона
б) правила Конституции РФ
в) в зависимости от территории, на которой они применяются
г) правила международного договора+

3. Что такое объект животного мира?
а) дикие и домашние животные
б) организм животного происхождения+
в) се живые организмы, обитающие на Земле
г) популяция диких животных+
д) дикое животное+

4. Отраслью какого права является экологическое право?

-Это самостоятельная отрасль российского права;+

— Это подотрасль гражданского права;

— Это институт конституционного права.

5. Основным источником экологического права, имеющим наивысшую юридическую силу, является:

— Конституция РФ;+

— международные договоры;

— Постановления Правительства РФ.

6. Принципы экологического права:

-составляют отдельный институт этой отрасли;+

— образуют подотрасль экологического права;

— нормативного закрепления не получили.

7. Что из указанного относится к международным источникам экологического права?

-Договор о запрещении испытания ядерного оружия в атмосфере, космическом пространстве и под водой от 1963 г.;+

— Конвенция ООН против пыток от 1984 г.;

— Красная книга РФ.

8. Состояние окружающей среды, которое определяется по конкретным показателям, называется ее:

— загрязнением;

9. Экологическую экспертизу проводят для:

— определения соответствия документации о планируемой хозяйственной деятельности нормам экологического законодательства;+

— установления степени вреда, причиненного окружающей среде экологическими правонарушениями;

— определения качества окружающей среды с использованием нормативных показателей.

10. Распространение знаний в области экологической безопасности, состояния качества окружающей среды и об использовании ресурсов природы – это:

— экологическое просвещение;+

— экологическая агитация;

— экологический надзор.

11. Комплексное наблюдение за состоянием окружающей среды, протекающими в ней процессами и явлениями, оценка и прогноз изменений ее характеристик называется:

— государственным экологическим мониторингом;+

— экологическим аудитом;

— экологической экспертизой.

12. Государственными природными заказниками являются территории:
а) сохранения и изучения естественного хода природных процессов, отдельных видов и сообществ растений и животных, типичных и уникальных экологических систем
б) относящиеся к уникальным природным объектам и природным комплексам, имеющим реликтовое, научное, историческое, экологическое значение
в) имеющие особое значение для сохранения и восстановления природных комплексов и их компонентов и поддержания экологического баланса+
г) включающие природные комплексы и объекты, имеющие особую экологическую, эстетическую и историческую ценность, и предназначенные для использования в природоохранных, просветительских, научных и культурных целях

13. К видам негативного воздействия на окружающую среду в соответствии со статьей 16 федерального закона от 10 января 2002 г. № 7-ФЗ “Об охране окружающей среды” не относится (ятся):
а) загрязнение недр, почв
б) размещение отходов производства и потребления
в) выбросы в атмосферный воздух загрязняющих веществ
г) переработка отходов производства и потребления+

14. В чьем ведении находятся вопросы владения, пользования и распоряжения недрами?
а) в ведении субъектов Российской Федерации
б) в ведении Российской Федерации+
в) в ведении МПР и экологии России г) совместном ведении Российской Федерации и субъектов Российской Федерации
д) в ведении частного лица (владельца или пользователя)

2. Вставьте недостающее слово в определение:
Экологическое право — это отрасль … права.
а) гражданского
б) конституционного
в) частного
г) публичного+

3. Правовые институты составляют существенную часть экологического права и определяют:
а) охрану земель и недр+
б) правовой режим лесопользования
в) экологический контроль
г) экологическую экспертизу
д) правовой режим особо охраняемых природных территорий+

Какие объекты могут находиться в муниципальных формах собственности в соответствии с законом РФ от 21 февраля 1992 г. № 2395-1 «О недрах»?
а) участки недр Российской Федерации
б) полезные ископаемые Российской Федерации
в) добытые в Российской Федерации полезные ископаемые
г) недра в границах Российской Федерации+

. С какой целью действует нормирование в области охраны окружающей среды?
а) с целью наблюдения за состоянием окружающей среды в районах расположения источников антропогенного воздействия
б) с целью наблюдения за состоянием воздействия источников антропогенного воздействия на окружающую среду
в) с целью обеспечения потребности государства, юридических и физических лиц в достоверной информации
г) с целью государственного регулирования воздействия хозяйственной и иной деятельности на окружающую среду+

Отметьте виды лицензий, которые связаны с использованием и охраной объектов животного мира:
а) бессрочная
б) краткосрочная
в) именная разовая+
г)долгосрочная+
д) распорядительная+

Экологическое право это отрасль права, предмет которой составляют отношения, которые:

касаются природопользования, охраны окружающей среды, защиты прав и законных интересов физических и юридических лиц в указанных сферах;+

— возникают при использовании природных ресурсов, их добыче, переработке и реализации, в том числе путем экспорта;

— связаны с охраной флоры и фауны, обеспечением окружающего мира в надлежащем и пригодном для жизни состоянии.

5. Особенностью источников экологического права является то, что:

— правовые нормы указанной отрасли содержатся в иных самостоятельных отраслях права, а также то, что отсутствует единый экологический кодекс;+

— они устанавливаются и принимаются исключительно на федеральном уровне власти;

— они четко определены конкретными нормативно-правовыми актами, главным из которых является Экологический кодекс РФ

6. Одним из основных принципов экологического права является:

— презумпция опасности любой экологической деятельности;+

— презумпция невиновности государственных органов в сфере природопользования;

— презумпция безвозмездности природопользования.

7. К специальным принципам международного экологического права относится:

— абсолютный суверенитет каждого государства над собственными природными ресурсами;+

— принцип мирного урегулирования споров;

— добросовестность в выполнении международных обязательств государствами.

8. Механическое загрязнение окружающей среды предполагает:

— ее засорение предметами, которые не вызывают физико-химических последствий;+

— снижение ее качества в результате естественных природных катаклизмов;

— отклонение от нормы ее физических свойств: температуры, энергии, радиации и т.п.

9. Какой вид ответственности за нарушение экологического законодательства законом РФ не предусмотрен?

— международная;+

— имущественная;

— дисциплинарная.

10 Кто не обязан предоставлять декларацию о воздействии на окружающую среду?

— индивидуальные предприниматели;

— организации.

11 Не являются приоритетным направлением деятельности на территории лесопаркового зеленого пояса:

+ строительство капитальных объектов;+

— развитие туризма;

— проведение научных исследований.

12. Нормирование в области охраны окружающей среды осуществляется в целях:
а) наблюдения за состоянием окружающей среды в районах расположения источников антропогенного воздействия
б) наблюдения за состоянием воздействия источников антропогенного воздействия на окружающую среду
в)обеспечения потребности государства, юридических и физических лиц в достоверной информации

г) государственного регулирования воздействия хозяйственной и иной деятельности на окружающую среду+

13. Под особым природопользованием понимается пользование природными ресурсами:
а) осуществляемое на основе полученной в установленном порядке лицензии
б) в результате деятельности, связанной с нуждами обороны и безопасности страны+
в) без необходимости осуществления юридических действий
г) принадлежащими каждому гражданину с момента рождения

14. Вставьте недостающее слово в определение:
Экологическое право — это отрасль … права.
а) гражданского
б) конституционного
в) частного
г) публичного+

Каким субъектом решение об учреждении государственного природного заповедника?
а) Правительством РФ+
б) Федеральным Собранием РФ
в) специально уполномоченным органом исполнительной власти
г) Президентом РФ
д) законом субъекта РФ

Какая из перечисленных организаций является наиболее авторитетной международной организацией в области охраны окружающей среды?
а) Всемирная организация охраны дикой природы и фауны
б) Организация всемирного культурного наследия
в) Международный валютный фонд
г) Организация Объединенных Наций+
д) Гринпис

3.. На кого из перечисленных распространяется право на приоритетное пользование животным миром?
а) на местное население среды обитания объектов животного мира
б) на граждан Российской Федерации
в) на коренные малочисленные народы и этнические общности+
г) на общественные природоохранные объедения (организации)

4. К какому виду источников экологического права относится устав перерабатывающего предприятия?

— К локальным нормативным правовым актам;+

— К муниципальным нормативным правовым актам;

— К правовым обычаям.

5. Система экологического права включает в себя институт:

— мониторинга;+

— преступлений против окружающей среды;

— надзора в сфере природопользования.

6. Объектами экологического права являются:

— окружающая природа, ее объекты, ресурсы и комплексы, а также экологические права граждан и юридических лиц;+

— совокупность норм права, которые регулируют отношения в области пользования и охраны природы и е ресурсов;

— взгляды и убеждения на практические проблемы правоприменения экологического законодательства.

7. Субъектом международного экологического права не является:

— отдельный гражданин;+

— государство;

— межправительственная организация.

8. Что относится к полномочиям органов государственной власти субъектов РФ в области охраны окружающей среды?

— подача исков о возмещении вреда окружающей среде в результате нарушения экологического законодательства;+

— организация мероприятий по защите окружающей среды в зонах экологического бедствия;

— государственная экологическая экспертиза.

9. Список редких и исчезающих видов животных, растений и других организмов называется:

-Красной книгой;+

— государственным учетом.

10. К объектам охраны окружающей среды не относятся:

— антропогенные объекты;+

— компоненты природной среды;

— природные комплексы.

11. Использование разными способами водных объектов в целях удовлетворения потребностей субъектов такого использования называется:

— водопользованием+;

— водопотреблением;

— охраной водных объектов.

12. В соответствии с законом РФ от 21 февраля 1992 г. № 2395-1 “О недрах” в муниципальной и иных формах собственности могут находиться:
а)участки недр Российской Федерации
б) полезные ископаемые Российской Федерации
в) добытые в Российской Федерации полезные ископаемые
г)
недра в границах Российской Федерации+

13.В Уголовном кодексе Российской Федерации в основном сформулированы … составы экологических преступлений
а) общие
б) формальные
в) материальные+
г) специальные

14 Правовые институты составляют существенную часть экологического права и определяют:
а) охрану земель и недр+
б) правовой режим лесопользования
в) экологический контроль
г) экологическую экспертизу
д) правовой режим особо охраняемых природных территорий+

3. Экологическая оценка

Экологическая оценка – одна из основных функций экологического мониторинга. Экологическая оценка определяется по состоянию окружающей природной среды и степени влияния на нее антропогенных процессов. Оценка — действие по оцениванию (определению ценности) уровня или значения какого-либо объекта. Качество окружающей среды – состояние окружающей среды, которое характеризуется физическими, химическими, биологическими и иными показателями и (или) их совокупностью. Критерии экологических оценок. Экологический стандарт — количественный и качественный показатель состояния природных объектов или природных процессов. Экологический стандарт входит в систему правовых актов, устанавливающих режим использования природных ресурсов. Нормативы в области охраны окружающей среды (далее также – природоохранные нормативы) – установленные нормативы качества окружающей среды и нормативы допустимого воздействия на нее, при соблюдении которых обеспечивается устойчивое функционирование естественных экологических систем и сохраняется биологическое разнообразие.

Оценки применяются для нахождения количественных значений свойств, среди них качество среды, устойчивость экосистемы, трофический статус, экологическое благополучие территории и т.п. При этом исходные характеристики, определяющие уровень оцениваемого свойства, могут быть очень разнообразны.

Экологическая оценка – определение состояния среды жизни или степени влияния на нее каких-то факторов (Реймерс, 1990).

Современные экологические нормы и правила позволяют дать оценку качества с позиций гигиенических критериев, использования ресурсов и сохранения природной среды.

Экологические критерии — признаки, на основании которых производится оценка, определение или классификация экологических систем, процессов и явлений. В зависимости от направленности оценок могут предлагаться нижеследующие критерии.

Природозащитные критерии разрабатываются для сохранения целостности популяции, вида, экосистемы. Антропоэкологические или санитарно-гигиенические критерии позволяют оценить воздействие вредного фактора на человека. Эколого-ресурсные, как правило, стимулируют экономное расходование и максимальное извлечение ресурсов. Воздействие на социальные структуры и функции общества измененной природы осуществляется через эколого-социальные критерии.

Кроме того, предлагаются разнообразные эколого-хозяйственные критерии, которые оценивают воздействие на системы «природа – население — хозяйство». Некоторые исследователи в отдельную группу выделяют критерии качества окружающей среды — признаки, по которым производится оценка качества природной среды и отдельных компонентов и элементов ландшафтов. Стандарты качества окружающей среды являются научно обоснованными предельно допустимыми нормативами состояния компонентов природы, превышение которых создает угрозу для человека, биоты ландшафта, ландшафта в целом.

Экологические нормативы

При экологическом нормировании используют различные виды экологических критериев. Результатом экологического нормирования является установление пространственных и временных норм, регламентов и нормативов антропогенного воздействия на элементы и компоненты ландшафтов. Данные нормативы должны обеспечивать регулирование антропогенной нагрузки, при котором не происходит структурно-функциональных изменений ландшафтов, экосистем.

Также оценивается радиоактивность и радиоактивное загрязнение, шум, вибрация, электромагнитные волны, воздействие транспорта, промышленных и бытовых отходов, сточных вод и их осадков, минеральных удобрений, безопасность в чрезвычайных ситуациях, рекультивация и, наконец, пищевые продукты.

В настоящее время существуют государственные стандарты охраны окружающей среды, которые представляют собой узкофункциональные руководства и инструкции, регламентирующие различные виды хозяйственной деятельности, объясняющие термины, а также определяющие некоторые задачи, связанные с планированием и проектированием. Стандартизация по охране окружающей среды, начатая в 80-е гг. XX в., завершилась разработкой совокупности ГОСТов: охраны и преобразования ландшафтов (Ландшафты); рационального использования и охраны недр (Недра); охраны и использования почв (Почвы); улучшения использования земель (Земли); охраны и использования вод (Гидросфера); охраны атмосферы (Атмосфера); рационального использования биологических ресурсов (Биологические ресурсы); охраны флоры (Флора); охраны фауны (Фауна).

Кроме того, существуют стандарты качества окружающей среды. Они выступают как критерии ее состояния и определяются предельно допустимыми нормативами вредных воздействий, превышение которых создает угрозу для здоровья человека и биоты.

Деятельность по нормированию допустимого загрязнения природной среды (ПДК), в частности водных объектов, начала развиваться в 1930-е гг. в связи с принятием «Правил об условиях сброса сточных вод в водоемы» (1939). Несколько позже, в 50-х гг., была начата работа по нормированию предельно допустимого загрязнения атмосферы. Нормативы воздействия на природу в виде ПДВ и ПДС начали действовать в РФ с 70—80-х гг. прошлого века.

Первая группа — санитарно-гигиенические нормативы: приводятся нормы предельно допустимых концентраций (ПДК) вредных веществ в воздухе, воде, почве, пище. Нормативы предельно допустимого вредного воздействия на окружающую среду определяют: предельно допустимые выбросы в атмосферу; предельно допустимые сбросы в воду; предельно допустимые уровни шума, вибрации, магнитных полей и других вредных физических воздействий; предельно допустимый уровень радиационного воздействия; предельно допустимые нормы применения агрохимикатов в сельском хозяйстве, нормы (лимит) размещения отходов и т.д.

Следующая группа нормативов, производная от первой, устанавливает требования к источнику вредного воздействия. Это нормативы ПДВ в атмосферу и ПДС – в водные объекты, они определяют предельно допустимые уровни вредных физических воздействий (шума, облучения, радиационного воздействия и др.), по ним делается разрешение на вывоз и захоронение твердых отходов.

Третья группа содержит нормы и правила, регламентирующие различные виды деятельности, включая использование ресурсов и охрану природы. К ним относятся предельно допустимые нормы нагрузки на окружающую природную среду (ПДН), это нормативы стимулирования экономного использования природных ресурсов, выдачи различных разрешений и установления ограничений на землепользование и лесопользование, определения квот вылова рыбы и добычи диких животных. Нормативы использования (изъятия) природных ресурсов принимаются с целью предупреждения истощения природных ресурсов, рационального их использования. Конкретным природопользователям устанавливаются объемы предельного изъятия природных ресурсов. Использование природных ресурсов ограничивается на определенный срок по каждому их виду.

Все природопользователи разрабатывают проекты нормативов по предельно допустимым выбросам газов в атмосферу (ПДВ), предельно допустимым сбросам загрязняющих веществ в водные объекты (ПДС), по лимитам размещения отходов. Устанавливаются как «технические» нормативы выброса вредного (загрязняющего) вещества в атмосферный воздух, так и предельно допустимые выбросы. ПДВ и ПДС определяются как для стационарных источников, так и их совокупности, т.е. для объекта в целом. Если по технологическим причинам невозможно соблюдать нормы ПДВ, разрабатываются нормативы временно согласованных выбросов (ВСВ). Разработка ПДВ и ВСВ осуществляется как в рамках процесса проектирования, так и для действующих производств. Порядок разработки и утверждения экологических нормативов выбросов и сбросов, лимитов использования природных ресурсов, размещения отходов обеспечивается соответствующими законодательными и нормативными актами.

Постоянно используются и оптимизируются строительные нормы и правила, нормативы санитарно-защитных зон. В настоящее время все чаще разрабатываются экологические требования к технике, технологии, продукции. Как правило, рекомендуется иметь экологические обоснования хозяйственной деятельности. До сегодняшнего дня сохранилось лицензирование деятельности по обращению с отходами.

Нормативы качества окружающей среды устанавливаются в целях сохранения экологических систем, генетического фонда растений, животных и безопасности жизнедеятельности населения. Последний вариант закона «Об охране окружающей среды» перечисляет следующие виды нормативов:

нормативы в области охраны окружающей среды (природоохранные нормативы) – установленные нормативы качества окружающей среды и нормативы допустимого воздействия на нее, при соблюдении которых обеспечивается устойчивое функционирование естественных экологических систем и сохраняется биологическое разнообразие;

нормативы качества окружающей среды – нормативы, которые установлены в соответствии с физическими, химическими, биологическими и иными показателями для оценки состояния окружающей среды и при соблюдении которых обеспечивается благоприятная окружающая среда;

нормативы допустимого воздействия на окружающую среду – нормативы, которые установлены в соответствии с показателями воздействия хозяйственной и иной деятельности на окружающую среду и при которых соблюдаются нормативы качества окружающей среды;

нормативы допустимой антропогенной нагрузки на окружающую среду – нормативы, которые установлены в соответствии с величиной допустимого совокупного воздействия всех источников на окружающую среду и (или) отдельные компоненты природной среды в пределах конкретных территорий и (или) акваторий и при соблюдении которых обеспечивается устойчивое функционирование естественных экологических систем и сохраняется биологическое разнообразие;

нормативы допустимых выбросов и сбросов химических веществ, в том числе радиоактивных, иных веществ и микроорганизмов (далее также – нормативы допустимых выбросов и сбросов веществ и микроорганизмов) – нормативы, которые установлены для субъектов хозяйственной и иной деятельности в соответствии с показателями массы химических веществ, в том числе радиоактивных, иных веществ и микроорганизмов, допустимых для поступления в окружающую среду от стационарных, передвижных и иных источников в установленном режиме и с учетом технологических нормативов, и при соблюдении которых обеспечиваются нормативы качества окружающей среды;

технологический норматив – норматив допустимых выбросов и сбросов веществ и микроорганизмов, который устанавливается для стационарных, передвижных и иных источников, технологических процессов, оборудования и отражает допустимую массу выбросов и сбросов веществ и микроорганизмов в окружающую среду в расчете на единицу выпускаемой продукции;

нормативы предельно допустимых концентраций химических веществ, в том числе радиоактивных, иных веществ и микроорганизмов (далее также – нормативы предельно допустимых концентраций) – нормативы, которые установлены в соответствии с показателями предельно допустимого содержания химических веществ, в том числе радиоактивных, иных веществ и микроорганизмов в окружающей среде и несоблюдение которых может привести к загрязнению окружающей среды, деградации естественных экологических систем;

нормативы допустимых физических воздействий – нормативы, которые установлены в соответствии с уровнями допустимого воздействия физических факторов на окружающую среду и при соблюдении которых обеспечиваются нормативы качества окружающей среды;

лимиты на выбросы и сбросы загрязняющих веществ и микроорганизмов (далее также – лимиты на выбросы и сбросы) – ограничения выбросов и сбросов загрязняющих веществ и микроорганизмов в окружающую среду, установленные на период проведения мероприятий по охране окружающей среды, в том числе внедрения наилучших существующих технологий, в целях достижения нормативов в области охраны окружающей среды.

Для территорий и акваторий с определенным режимом охраны, а также для особо охраняемых природно-территориальных и природно-антропогенных комплексов устанавливаются более строгие нормативы, с учетом природных региональных и локальных особенностей территории.

Нормативы предельно допустимой антропогенной нагрузки (ПДАН) на окружающую среду устанавливаются для субъектов хозяйственной и иной деятельности с целью оценки и регулирования воздействий всех источников в пределах конкретной территории или акватории. Эти нормативы устанавливаются по видам влияния хозяйственной деятельности и по совокупному воздействию всех источников на определенную территорию или акваторию с учетом ее природных особенностей.

Экологические нормативы предлагается подразделить на три временные категории – текущие, перспективные и конечные.

Текущие экологические нормативы – совокупность унифицированных и стандартизированных регламентов и нормативов антропогенных воздействий, которые достижимы при данном научно-техническом уровне развития производительных сил в конкретных экологических условиях ведения хозяйственной деятельности и которые позволяют оптимальным образом сочетать краткосрочные интересы природопользователей и долгосрочные интересы общества.

Перспективный уровень экологического нормирования – совокупность унифицированных и стандартизированных регламентов и нормативов антропогенных воздействий, которые должны быть достигнуты к определенному сроку на основе внедрения в хозяйственную деятельность научно-технических, экологических инноваций и экономического стимулирования экономного использования ресурсов в предшествующий период действия текущих нормативов.

Конечные экологические нормативы – совокупность унифицированных и стандартизированных регламентов и нормативов антропогенных воздействий, которые соответствуют критерию ноосферосовместимости, т.е. обеспечивают восстановление в ранее освоенных регионах и сохранение в регионах нового освоения высокого качества окружающей среды.

Такой временной комплекс нормативов должен позволить поступательно улучшать состояние экологической обстановки в стране.

Экологическая оценка состояния окружающей природной среды – необходимая составляющая экологического мониторинга, позволяющая определить качество среды обитания, придать целесообразность и эффективность сети наблюдений.

Вопросы для самоконтроля

Роль и последовательность экологической оценки при выполнении задач мониторинга.

Дайте определение экологической оценки.

Приведите основные критерии качества окружающей природной среды.

Объясните назначение санитарно-гигиенических критериев оценки состояния окружающей среды и обоснуйте ограниченность их применения.

Роль ГОСТов, СНИПов, СанПиНов в регулировании качества окружающей среды.

Приведите классификацию экологических оценок на основании различных подходов.

Тесты по Экологическому праву с ответами

— связаны с охраной флоры и фауны, обеспечением окружающего мира в надлежащем и пригодном для жизни состоянии.

3. К какому виду источников экологического права относится устав перерабатывающего предприятия?

+ К локальным нормативным правовым актам;

— К муниципальным нормативным правовым актам;

— К правовым обычаям.

4. Основным источником экологического права, имеющим наивысшую юридическую силу, является:

— Постановления Правительства РФ.

5. Особенностью источников экологического права является то, что:

+ правовые нормы указанной отрасли содержатся в иных самостоятельных отраслях права, а также то, что отсутствует единый экологический кодекс;

— они устанавливаются и принимаются исключительно на федеральном уровне власти;

— они четко определены конкретными нормативно-правовыми актами, главным из которых является Экологический кодекс РФ.

6. Система экологического права включает в себя институт:

— преступлений против окружающей среды;

— надзора в сфере природопользования.

7. Экологическое право регулирует общественные отношения в сфере:

+ оба ответа верные;

— использования и охраны природных ресурсов;

— защиты экологических прав граждан и организаций.

8. Принципы экологического права:

+ составляют отдельный институт этой отрасли;

— образуют подотрасль экологического права;

— нормативного закрепления не получили.

9. Одним из основных принципов экологического права является:

+ презумпция опасности любой экологической деятельности;

— презумпция невиновности государственных органов в сфере природопользования;

— презумпция безвозмездности природопользования.

тест 10. Объектами экологического права являются:

+ окружающая природа, ее объекты, ресурсы и комплексы, а также экологические права граждан и юридических лиц;

— совокупность норм права, которые регулируют отношения в области пользования и охраны природы и е ресурсов;

— взгляды и убеждения на практические проблемы правоприменения экологического законодательства.

11. Экологическое право относится к числу:

12. Что из указанного относится к международным источникам экологического права?

+ Договор о запрещении испытания ядерного оружия в атмосфере, космическом пространстве и под водой от 1963 г.;

— Конвенция ООН против пыток от 1984 г.;

— Красная книга РФ.

13. К специальным принципам международного экологического права относится:

+ абсолютный суверенитет каждого государства над собственными природными ресурсами;

— принцип мирного урегулирования споров;

— добросовестность в выполнении международных обязательств государствами.

14. Субъектом международного экологического права не является:

15. Проявлением какого метода правового регулирования в экологическом праве является государственный экологический контроль?

16. Окружающая среда в экологическом праве означает:

+ совокупность природных и антропогенных объектов;

— объекты, созданные человеком;

— объекты природного мира: ресурсы, система экологии, ландшафт и прочие.

17. Как наука экологическое право является:

+ системой взглядов, теорий и знаний в сфере экологического права;

— совокупностью научных работ в сфере природопользования;

— комплексом тем по изучению норм экологического права студентами ВУЗов.

18. Соотношение экологического права с другими отраслями, которое проявляется во включении в последние норм по защите окружающей среды, называется:

19. Нормы экологического права, которые регламентируют охрану и пользование отдельными видами природных объектов, например, лесов, земли, недр и т.п. – это нормы:

тест_20. Классификация экологических правоотношений в зависимости от оснований их возникновения:

+ общие и конкретные;

— абсолютные и относительные;

— материальные и процессуальные.

21. Состояние окружающей среды, которое определяется по конкретным показателям, называется ее:

22. Механическое загрязнение окружающей среды предполагает:

+ ее засорение предметами, которые не вызывают физико-химических последствий;

— снижение ее качества в результате естественных природных катаклизмов;

— отклонение от нормы ее физических свойств: температуры, энергии, радиации и т.п.

23. Что относится к полномочиям органов государственной власти субъектов РФ в области охраны окружающей среды?

+ подача исков о возмещении вреда окружающей среде в результате нарушения экологического законодательства;

— организация мероприятий по защите окружающей среды в зонах экологического бедствия;

— государственная экологическая экспертиза.

24. Целью экологического страхования является:

+ защита имущественных прав лиц при наличии экологических рисков;

— защита прав и законных интересов лиц в области охраны окружающей среды;

— возмещение морального вреда, причиненного правонарушениями и преступлениями в области природопользования.

25. Кем определяются области, в которых применяют наилучшие доступные технологии?

— Министерством природных ресурсов РФ;

26. Экологическую экспертизу проводят для:

+ определения соответствия документации о планируемой хозяйственной деятельности нормам экологического законодательства;

— установления степени вреда, причиненного окружающей среде экологическими правонарушениями;

— определения качества окружающей среды с использованием нормативных показателей.

27. Какой вид ответственности за нарушение экологического законодательства законом не предусмотрен?

28. Список редких и исчезающих видов животных, растений и других организмов называется:

29. Распространение знаний в области экологической безопасности, состояния качества окружающей среды и об использовании ресурсов природы – это:

тест*30. Кто не обязан предоставлять декларацию о воздействии на окружающую среду?

31. К объектам охраны окружающей среды не относятся:

— компоненты природной среды;

32. Сочетание определенных типов рельефа, флоры, почвы, которые сформировались в одном климате характеризует понятие:

33. Комплексное наблюдение за состоянием окружающей среды, протекающими в ней процессами и явлениями, оценка и прогноз изменений ее характеристик называется:

+ государственным экологическим мониторингом;

34. Не являются приоритетным направлением деятельности на территории лесопаркового зеленого пояса:

+ строительство капитальных объектов;

— проведение научных исследований.

35. Использование разными способами водных объектов в целях удовлетворения потребностей субъектов такого использования называется:

— охраной водных объектов.

36. По своему целевому предназначению все леса классифицируются на:

+ защитные, резервные и эксплуатационные;

— противоэрозионные, грунтоувлажняющие, почвозащитные, полезащитные;

— лиственные, хвойные, смешанные.

37. С какого возраста наступает уголовная ответственность за совершение экологических преступлений?

Статья 1. Основные понятия

В настоящем Федеральном законе используются следующие основные понятия:

окружающая среда — совокупность компонентов природной среды, природных и природно-антропогенных объектов, а также антропогенных объектов;

природная среда (далее также — природа) — совокупность компонентов природной среды, природных и природно-антропогенных объектов;

компоненты природной среды — земля, недра, почвы, поверхностные и подземные воды, атмосферный воздух, растительный, животный мир и иные организмы, а также озоновый слой атмосферы и околоземное космическое пространство, обеспечивающие в совокупности благоприятные условия для существования жизни на Земле;

природный объект — естественная экологическая система, природный ландшафт и составляющие их элементы, сохранившие свои природные свойства;

природно-антропогенный объект — природный объект, измененный в результате хозяйственной и иной деятельности, и (или) объект, созданный человеком, обладающий свойствами природного объекта и имеющий рекреационное и защитное значение;

антропогенный объект — объект, созданный человеком для обеспечения его социальных потребностей и не обладающий свойствами природных объектов;

естественная экологическая система — объективно существующая часть природной среды, которая имеет пространственно-территориальные границы и в которой живые (растения, животные и другие организмы) и неживые ее элементы взаимодействуют как единое функциональное целое и связаны между собой обменом веществом и энергией;

природный комплекс — комплекс функционально и естественно связанных между собой природных объектов, объединенных географическими и иными соответствующими признаками;

природный ландшафт — территория, которая не подверглась изменению в результате хозяйственной и иной деятельности и характеризуется сочетанием определенных типов рельефа местности, почв, растительности, сформированных в единых климатических условиях;

охрана окружающей среды — деятельность органов государственной власти Российской Федерации, органов государственной власти субъектов Российской Федерации, органов местного самоуправления, общественных объединений и некоммерческих организаций, юридических и физических лиц, направленная на сохранение и восстановление природной среды, рациональное использование и воспроизводство природных ресурсов, предотвращение негативного воздействия хозяйственной и иной деятельности на окружающую среду и ликвидацию ее последствий (далее также — природоохранная деятельность);

качество окружающей среды — состояние окружающей среды, которое характеризуется физическими, химическими, биологическими и иными показателями и (или) их совокупностью;

благоприятная окружающая среда — окружающая среда, качество которой обеспечивает устойчивое функционирование естественных экологических систем, природных и природно-антропогенных объектов;

негативное воздействие на окружающую среду — воздействие хозяйственной и иной деятельности, последствия которой приводят к негативным изменениям качества окружающей среды;

природные ресурсы — компоненты природной среды, природные объекты и природно-антропогенные объекты, которые используются или могут быть использованы при осуществлении хозяйственной и иной деятельности в качестве источников энергии, продуктов производства и предметов потребления и имеют потребительскую ценность;

использование природных ресурсов — эксплуатация природных ресурсов, вовлечение их в хозяйственный оборот, в том числе все виды воздействия на них в процессе хозяйственной и иной деятельности;

загрязнение окружающей среды — поступление в окружающую среду вещества и (или) энергии, свойства, местоположение или количество которых оказывают негативное воздействие на окружающую среду;

загрязняющее вещество — вещество или смесь веществ и микроорганизмов, которые в количестве и (или) концентрациях, превышающих установленные для химических веществ, в том числе радиоактивных, иных веществ и микроорганизмов нормативы, оказывают негативное воздействие на окружающую среду, жизнь, здоровье человека;

нормативы в области охраны окружающей среды — установленные нормативы качества окружающей среды и нормативы допустимого воздействия на нее, при соблюдении которых обеспечивается устойчивое функционирование естественных экологических систем и сохраняется биологическое разнообразие;

нормативы качества окружающей среды — нормативы, которые установлены в соответствии с физическими, химическими, биологическими и иными показателями для оценки состояния окружающей среды и при соблюдении которых обеспечивается благоприятная окружающая среда;

нормативы допустимого воздействия на окружающую среду — нормативы, которые установлены в соответствии с показателями воздействия хозяйственной и иной деятельности на окружающую среду и при которых соблюдаются нормативы качества окружающей среды;

нормативы допустимой антропогенной нагрузки на окружающую среду — нормативы, которые установлены в соответствии с величиной допустимого совокупного воздействия всех источников на окружающую среду и (или) отдельные компоненты природной среды в пределах конкретных территорий и (или) акваторий и при соблюдении которых обеспечивается устойчивое функционирование естественных экологических систем и сохраняется биологическое разнообразие;

нормативы допустимых выбросов — нормативы выбросов загрязняющих веществ в атмосферный воздух, которые определяются как объем или масса химических веществ либо смеси химических веществ, микроорганизмов, иных веществ, как показатели активности радиоактивных веществ, допустимые для выброса в атмосферный воздух стационарными источниками;

нормативы допустимых сбросов — нормативы сбросов загрязняющих веществ в составе сточных вод в водные объекты, которые определяются как объем или масса химических веществ либо смеси химических веществ, микроорганизмов, иных веществ, как показатели активности радиоактивных веществ, допустимые для сброса в водные объекты стационарными источниками;

нормативы предельно допустимых концентраций химических веществ, в том числе радиоактивных, иных веществ и микроорганизмов (далее также — нормативы предельно допустимых концентраций) — нормативы, которые установлены в соответствии с показателями предельно допустимого содержания химических веществ, в том числе радиоактивных, иных веществ и микроорганизмов в окружающей среде и несоблюдение которых может привести к загрязнению окружающей среды, деградации естественных экологических систем;

нормативы допустимых физических воздействий — нормативы, которые установлены в соответствии с уровнями допустимого воздействия физических факторов на окружающую среду и при соблюдении которых обеспечиваются нормативы качества окружающей среды;

временно разрешенные выбросы — объем или масса химических веществ либо смеси химических веществ, микроорганизмов, иных веществ, разрешенные для выброса в атмосферный воздух и устанавливаемые для действующих стационарных источников в целях достижения нормативов допустимых выбросов на период выполнения плана мероприятий по охране окружающей среды или достижения технологических нормативов на период реализации программы повышения экологической эффективности;

временно разрешенные сбросы — объем или масса химических веществ либо смеси химических веществ, микроорганизмов, иных веществ в сточных водах, разрешенные для сброса в водные объекты на период выполнения плана мероприятий по охране окружающей среды или достижения технологических нормативов на период реализации программы повышения экологической эффективности;

оценка воздействия на окружающую среду — вид деятельности по выявлению, анализу и учету прямых, косвенных и иных последствий воздействия на окружающую среду планируемой хозяйственной и иной деятельности в целях принятия решения о возможности или невозможности ее осуществления;

государственный экологический мониторинг (государственный мониторинг окружающей среды) — комплексные наблюдения за состоянием окружающей среды, в том числе компонентов природной среды, естественных экологических систем, за происходящими в них процессами, явлениями, оценка и прогноз изменений состояния окружающей среды;

абзац тридцатый утратил силу с 1 января 2012 г.;

Информация об изменениях:

контроль в области охраны окружающей среды (экологический контроль) — система мер, направленная на предотвращение, выявление и пресечение нарушения законодательства в области охраны окружающей среды, обеспечение соблюдения юридическими лицами и индивидуальными предпринимателями требований, в том числе нормативов и нормативных документов, федеральных норм и правил, в области охраны окружающей среды;

требования в области охраны окружающей среды (далее также — природоохранные требования) — предъявляемые к хозяйственной и иной деятельности обязательные условия, ограничения или их совокупность, установленные законами, иными нормативными правовыми актами, нормативами в области охраны окружающей среды, федеральными нормами и правилами в области охраны окружающей среды и иными нормативными документами в области охраны окружающей среды;

экологический аудит — независимая, комплексная, документированная оценка соблюдения юридическим лицом или индивидуальным предпринимателем требований, в том числе нормативов и нормативных документов, федеральных норм и правил, в области охраны окружающей среды, требований международных стандартов и подготовка рекомендаций по улучшению такой деятельности;

наилучшая доступная технология — технология производства продукции (товаров), выполнения работ, оказания услуг, определяемая на основе современных достижений науки и техники и наилучшего сочетания критериев достижения целей охраны окружающей среды при условии наличия технической возможности ее применения;

вред окружающей среде — негативное изменение окружающей среды в результате ее загрязнения, повлекшее за собой деградацию естественных экологических систем и истощение природных ресурсов;

экологический риск — вероятность наступления события, имеющего неблагоприятные последствия для природной среды и вызванного негативным воздействием хозяйственной и иной деятельности, чрезвычайными ситуациями природного и техногенного характера;

объекты природного наследия — природные объекты, природные памятники, геологические и физиографические образования и строго ограниченные зоны, природные достопримечательные места, подпадающие под критерии выдающейся универсальной ценности и определенные Конвенцией об охране всемирного культурного и природного наследия;

объекты всемирного природного наследия — объекты природного наследия, включенные в Список всемирного наследия;

экологическая безопасность — состояние защищенности природной среды и жизненно важных интересов человека от возможного негативного воздействия хозяйственной и иной деятельности, чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера, их последствий;

вещества, разрушающие озоновый слой (далее — озоноразрушающие вещества), — химические вещества и их смеси, перечень которых определяется Правительством Российской Федерации в соответствии с международными договорами Российской Федерации в области охраны озонового слоя атмосферы;

обращение озоноразрушающих веществ — производство, использование, транспортировка, хранение, рекуперация, восстановление, рециркуляция (рециклирование) и уничтожение озоноразрушающих веществ, ввоз в Российскую Федерацию и вывоз из Российской Федерации озоноразрушающих веществ;

рекуперация озоноразрушающих веществ — извлечение, сбор и хранение озоноразрушающих веществ, содержащихся в машинах и оборудовании, их составных частях, контейнерах, в ходе их технического обслуживания или перед выводом их из эксплуатации;

восстановление озоноразрушающих веществ — обработка рекуперированных озоноразрушающих веществ путем фильтрации, сушки, дистилляции, химической обработки в целях восстановления потребительских свойств озоноразрушающих веществ;

рециркуляция (рециклирование) озоноразрушающих веществ — повторное использование рекуперированных озоноразрушающих веществ после их восстановления;

уничтожение озоноразрушающих веществ — процесс разрушения озоноразрушающих веществ, приводящий к их разложению или превращению в вещества, не являющиеся озоноразрушающими веществами;

потребление озоноразрушающих веществ в Российской Федерации — количество произведенных в Российской Федерации озоноразрушающих веществ и ввезенных в Российскую Федерацию озоноразрушающих веществ, за исключением количества озоноразрушающих веществ, которые:

вывезены из Российской Федерации;

произведены в Российской Федерации и подлежат уничтожению с применением технологий, утвержденных в порядке, установленном международными договорами Российской Федерации;

произведены в Российской Федерации и используются исключительно как сырье для производства других химических веществ;

произведены в Российской Федерации или ввезены в Российскую Федерацию для обеспечения основных видов применения, определенных в соответствии с международными договорами Российской Федерации;

объект, оказывающий негативное воздействие на окружающую среду, — объект капитального строительства и (или) другой объект, а также их совокупность, объединенные единым назначением и (или) неразрывно связанные физически или технологически и расположенные в пределах одного или нескольких земельных участков;

комплексное экологическое разрешение — документ, который выдается уполномоченным федеральным органом исполнительной власти юридическому лицу или индивидуальному предпринимателю, осуществляющим хозяйственную и (или) иную деятельность на объекте, оказывающем негативное воздействие на окружающую среду, и содержит обязательные для выполнения требования в области охраны окружающей среды;

технологические нормативы — нормативы выбросов, сбросов загрязняющих веществ, нормативы допустимых физических воздействий, которые устанавливаются с применением технологических показателей;

технологические показатели — показатели концентрации загрязняющих веществ, объема и (или) массы выбросов, сбросов загрязняющих веществ, образования отходов производства и потребления, потребления воды и использования энергетических ресурсов в расчете на единицу времени или единицу производимой продукции (товара), выполняемой работы, оказываемой услуги;

технические нормативы — нормативы, которые установлены в отношении двигателей передвижных источников загрязнения окружающей среды в соответствии с уровнями допустимого воздействия на окружающую среду;

стационарный источник загрязнения окружающей среды (далее — стационарный источник) — источник загрязнения окружающей среды, местоположение которого определено с применением единой государственной системы координат или который может быть перемещен посредством передвижного источника загрязнения окружающей среды;

передвижной источник загрязнения окружающей среды — транспортное средство, двигатель которого при его работе является источником загрязнения окружающей среды;

накопленный вред окружающей среде — вред окружающей среде, возникший в результате прошлой экономической и иной деятельности, обязанности по устранению которого не были выполнены либо были выполнены не в полном объеме;

объекты накопленного вреда окружающей среде — территории и акватории, на которых выявлен накопленный вред окружающей среде, объекты капитального строительства и объекты размещения отходов, являющиеся источником накопленного вреда окружающей среде;

система автоматического контроля — комплекс технических средств, обеспечивающих автоматические измерения и учет показателей выбросов загрязняющих веществ и (или) сбросов загрязняющих веществ, фиксацию и передачу информации о показателях выбросов загрязняющих веществ и (или) сбросов загрязняющих веществ в государственный реестр объектов, оказывающих негативное воздействие на окружающую среду;

информация о состоянии окружающей среды (экологическая информация) — сведения (сообщения, данные) независимо от формы их представления об окружающей среде, в том числе о ретроспективном, текущем и прогнозируемом состоянии окружающей среды, ее загрязнении, происходящих в ней процессах и явлениях, а также о воздействии на окружающую среду осуществляемой и планируемой хозяйственной и иной деятельности, о проводимых и планируемых мероприятиях в области охраны окружающей среды;

вторичное сырье — продукция, полученная из вторичных ресурсов непосредственно (без обработки) или в соответствии с технологическими процессами, методами и способами, предусмотренными документами в области стандартизации Российской Федерации, которая может использоваться в производстве другой продукции и (или) иной хозяйственной деятельности;

грунт — поверхностный слой земли, состоящий из минеральных и (или) органических веществ;

вечномерзлый грунт — грунт, находящийся в криогенном (мерзлотном) состоянии более трех лет подряд;

состояние многолетней (вечной) мерзлоты — совокупность характеристик вечномерзлых грунтов;

деградация вечномерзлого грунта — процесс периодического протаивания, характеризующийся постепенным повышением среднегодовой температуры вечномерзлого грунта, приводящим к понижению верхней поверхности слоя вечномерзлого грунта и повышению нижней поверхности слоя вечномерзлого грунта;

государственный фоновый мониторинг состояния многолетней (вечной) мерзлоты — проводимые в целях выявления деградации вечномерзлых грунтов долгосрочные наблюдения за явлениями и процессами, происходящими в вечномерзлых грунтах на природных объектах, в рамках которых осуществляется получение информации о состоянии многолетней (вечной) мерзлоты, на основе которой проводятся анализ, оценка и прогнозирование состояния многолетней (вечной) мерзлоты.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *