Налог на рекламу какой вид налога
Перейти к содержимому

Налог на рекламу какой вид налога

  • автор:

Кто и где должен платить налог на рекламу

То, что реклама является во многом двигателем торговли, является аксиомой. Эта деятельность может приносить значительную прибыль, часть которой в виде налога не должна проходить мимо государственного бюджета.

Однако налога под этим названием нет в Налоговом кодексе РФ с начала 2005 года. Несмотря на это, он по-прежнему актуален, но не как налогообложение продвижения результатов предпринимательской деятельности (товаров, работ, услуг), а под другими наименованиями, в случае подпадания рекламной активности под другие налоговые сборы или законы других стран.

Рассмотрим, кто в 2017 году в РФ должен платить налог на рекламу, в каких формах это происходит, как правильно вычислить сумму и сопроводить платеж нужной документацией. Все о налоге на рекламу в современном отечественном бизнесе читайте в этой статье.

Реклама и законы

Главные законодательные акты, которым не должно противоречить местное самоуправление в части принятия норм относительно налога на рекламу:

  • Налоговый кодекс Российской Федерации (в рамках, устанавливающих для каждого налога основные существенные признаки: базу, ставку, плательщиков, льготников, учетный период и др. – для налога на рекламу все они в наличии);
  • Закон Российской Федерации № 108-Ф3 «О рекламе», утвержденный в 1995 году, в который много раз вносились изменения, в частности, самое свежее датируется 2017 годом.

СПРАВКА! На территории г. Москвы уплата налога на рекламу регламентируется Законом № 59 от 21.11.2001 года.

Данный вид налога также кратко упоминается в Федеральном законе от 27 декабря 1991 г. № 2118-1 «Об основах налоговой системы в Российской Федерации», где утверждается его ставка.

Примерные рекомендации по вычислению суммы этого налога приводятся в Положении о порядке исчисления и уплаты налога на рекламу, утвержденного Письмом Минфина РФ от 02 июня 1992 года № 04-05-20, ФНС России от 02 июня 1992 года № ИЛ-6-04/176 и Комиссии Совета республик ВС РФ по бюджету, налогам и ценам от 04 июня 1992 года № 5.1/693.

Все остальные законодательные тонкости прописываются в региональных нормативных актах, поскольку данный налог является местным.

Итак, можно дать следующее определение налогу о рекламе – это местный сбор, берущийся с предпринимателей, в чьи расходные статьи входят траты на продвижение собственной продукции.

Основные категории рекламной деятельности

Осуществление рекламной деятельности – это любая форма донесения информации о своих товарах, услугах, работах и др. продукции до общественности через средства массовой информации (печать, телевидение, радио) или иллюстративные средства (табло, «бегущая строка», вывеска, плакат, афиша и т.п.).

Рекламодатель – это юридическое или физическое лицо, несущее расходы на рекламную деятельность, от чьего имени она осуществляется.

Рекламоизготовитель (распространитель) – лицо или организация, изготовившая (и/или разместившая) рекламную информацию по заказу или поручению рекламодателя.

Рекламный носитель – место и способ размещения рекламы.

Не относятся к рекламе следующие сведения, переведенные в публичную форму:

  • вывески, информирующие о часах работы заведения;
  • любое оформление данных о правилах обслуживания клиентов;
  • оповещения и перемене места, режима работы, контактов или реквизитов организации;
  • государственные уведомления;
  • предупреждающие или запрещающие надписи;
  • другие информационные сообщения.

Кому предстоит платить налог на рекламу, а кому – нет

Плательщиками данного вида налогового платежа являются физические и/или юридические лица любой формы собственности или ведомства, которые осуществляют рекламные действия касательно своей продукции. Деятельность должна отвечать таким критериям:

  • рекламируемая продукция должна находиться в собственности рекламодателя;
  • рекламодатель как предприниматель должен быть зарегистрирован на территории соответствующего субъекта Российской Федерации.

ОБРАТИТЕ ВНИМАНИЕ! Если иностранный гражданин зарегистрировал свою предпринимательскую деятельность на территории под юрисдикцией РФ, налог на рекламу относится к нему в той же степени, что и к гражданам России.

Не платят налог на рекламу:

  • организации, проводящие политические кампании (агитацию формально не относят к рекламной деятельности);
  • лица, чья рекламируемая продукция или услуги продвигаются без цели получения прибыли;
  • центры по реабилитации и адаптации;
  • социальные и благотворительные организации.

К СВЕДЕНИЮ! Плательщиком налога может быть не только сам рекламодатель, но и его комитент – организация, осуществляющая для него рекламную деятельность. В таком случае к сумме оплаты этих услуг по договору добавляются средства в размере налогового платежа. Ответственность же за неуплату или ошибки остается на рекламодателе.

С каких сумм исчисляется данный налог

Налоговой базой этого вида муниципальных платежей является конкретная цифра, обозначающая расходы фирмы (или ИП), отнесенные на рекламную деятельность, обозначенную таковой в законодательстве. Траты, считающиеся рекламными:

  • активы, затраченные на разработку, производство и размещение рекламной продукции, заказанной у рекламоизготовителя и разместителя;
  • финансы, в которые вылилось приобретение материалов и самостоятельное изготовление рекламы или участие в ней;
  • вложение средств в продвижение от другого предпринимателя (организации), то есть помощь спонсоров.

К этим видам трат относятся не только материальные расходы, но и отчисления на амортизацию и оплату наемного труда.

Не входят в налоговую базу по рекламе следующие расходы:

  • внесение платы за разрешение на рекламную кампанию;
  • средства, затраченные на информирование о будущей рекламной акции.

Как вычислить сумму налога на рекламу

Порядок исчисления не отличается от других налоговых сборов: численный показатель налоговой базы нужно умножить на ставку, которая по данному налогу неизменна и составляет 5%. Данные о расходах берутся из бухгалтерского учета. Они списываются как траты, уменьшающие базу по налогу на прибыль, причем некоторые в полной сумме, а отдельные – только в размере 1% от выручки. Из потраченных на рекламу средств исключается НДС.

ВАЖНО! Если оплата за рекламную деятельность производилась не в рублях, а в иностранной валюте, то для исчисления налога нужно произвести переоценку валютных остатков, то есть перевести показатели в рубли по текущему курсу Центробанка РФ.

Сроки уплаты

Тонкости, касающиеся сроков, устанавливаются муниципальным (региональным) законодательством. Обычно период расчета, уплаты и предоставления декларации составляет:

  • для юридических лиц – квартал;
  • для физических лиц – год.

Ответственность за налоговые нарушения

Юридически значимыми нарушениями уплаты налога на рекламу, влекущими за собой ощутимые последствия, могут быть следующие:

  1. Неправильное вычисление суммы налога, в результате чего образуется недоимка.
  2. Ошибка, повлекшая за собой переплату.
  3. Несвоевременное внесение данного платежа.
  4. Непредоставление налоговой декларации или предоставление ее с нарушениями сроков.

В первом и втором случае у предпринимателя есть декада на исправление допущенной неточности, далее насчитываются пени (при недоимке) или излишнюю сумму уже нельзя будет вернуть или перезачесть (при переплате).

Вся правда о налоге на рекламу

Большинство бухгалтеров сталкиваются с рекламой и соответственно налогом на нее. Но в некоторых ситуациях даже опытный счетовод не может сказать: платить налог или нет? И неудивительно. Налог на рекламу без труда возьмет первый приз в номинации «самый непонятный и запутанный налог России».

Налог в стиле минимализма

Всем «нормальным» налогам – от НДС до налога на игорный бизнес – посвящены отдельные главы Налогового кодекса. Но налог на рекламу не таков. Главу о нем вы в кодексе не найдете.

Чтобы убедиться, что такой налог в нашей стране все-таки существует, придется открыть закон «Об основах налоговой системы в Российской Федерации» (Федеральный закон от 27 декабря 1991 г. № 2118-1). В статье 21 этого закона про налог на рекламу написано. одно предложение: «Налог уплачивают юридические и физические лица, рекламирующие свою продукцию, по ставке, не превышающей 5 процентов стоимости услуг по рекламе».

Правда, в этой же статье есть важная оговорка: вводить налог на рекламу должны местные власти городов и районов. Этого мы коснемся чуть позже, а пока вспомним, что статья 17 Налогового кодекса говорит о существенных элементах, без которых ни один налог не может обойтись: объект, база, налогоплательщики, ставка, налоговый период и т. д.

Конечно, когда был принят закон об основах налоговой системы, кодекса еще не существовало. Не было ничего слышно и о том, что такое «существенные элементы налогообложения». Тем не менее в столь лаконичном определении законом налога на рекламу эти элементы присутствуют.

Во-первых – налогоплательщики. Налог платят фирмы или предприниматели, которые рекламируют свою продукцию. Тут есть два нюанса. Первый: реклама должна относиться к продукции, которая принадлежит фирме на праве собственности. И второй: под словом «продукция» обычно понимают нечто материальное. Следовательно, налог нужно платить фирмам, которые рекламируют товары, а вот реклама услуг налогом не облагается. Можно сделать и такой вывод: своя продукция – это только те товары, которые произвела сама фирма, а не те, что куплены ею для перепродажи.

Во-вторых – объект налогообложения. Если понимать текст федерального закона буквально, то налог платить нужно только со стоимости рекламных услуг. Например, с платы за размещение рекламного объявления в газете или с расходов на рекламную кампанию, заказанную сторонней фирме. Рекламная акция, проведенная своими силами, к возникновению налога приводить не должна (фирма же не может оказать услугу самой себе). Равно как и затраты на рекламные товары – например, покупка и раздача авторучек с логотипом фирмы.

И наконец, в-третьих – ставка налога. Она ограничена 5 процентами, но местные власти могут установить и более низкую ставку.

«Но позвольте! – возразят искушенные читатели, – налог на рекламу при рекламе услуг и работ платят точно так же, как и при рекламе товаров. И начислять его приходится со всех рекламных расходов, а не только по услугам других организаций». Действительно, с налогом на рекламу дела обстоят не так просто.

Особенности национального налогообложения

По идее муниципальные власти должны определить только то, о чем федеральный закон умалчивает: конкретную ставку налога, отчетный период, сроки уплаты и т. д.

Но не тут-то было. Местные законодатели этими рамками свою фискальную фантазию не ограничивают. Они по-своему решают, кто, как и с каких именно затрат должен платить этот налог. И, хотя конкретные формулировки и определения в местных положениях о рекламе могут быть очень своеобразными, цель у них одна – обеспечить максимальные поступления в муниципальный бюджет. Поэтому легко выделить общие черты большинства местных законов.

Начинаются такие законы с определений. И когда доходит очередь до понятия «налогоплательщик», поначалу все выглядит довольно прозаично: плательщики налога на рекламу – это организации, рекламирующие свою продукцию. Но затем нередко следует добавление: «а также филиалы, представительства и прочие обособленные подразделения, расположенные на территории города N-ска». Поясним, что это означает. Предположим, ваша фирма зарегистрирована в Москве. Но деятельность фирма ведет не только в столице, но и в московской области, поэтому у вас есть филиал, к примеру, в г. Электрогорске. Организовав в этом городе рекламную акцию, вы, следуя местному положению, должны будете заплатить в городской бюджет налог на рекламу.

Теперь допустим, что вы решили провести рекламную кампанию в рамках всей области. В таком случае целый ряд городских и районных областных бюджетов будет претендовать на заветные 5 процентов налога. Но налог также придется заплатить в бюджет Москвы, то есть по месту регистрации фирмы. Понятно, что эта ситуация абсурдна.

По этой причине арбитражные суды целиком или частично отменили не одно местное положение о налоге на рекламу. Такова, например, участь положения о рекламе в г. Перми. Арбитражный суд пермской области решил, что муниципальные власти нарушили федеральный закон об основах налоговой системы, включив в состав налогоплательщиков все обособленные подразделения, которые зарегистрированы в г. Перми (постановление от 6 октября 2003 г. по делу № А50-8340/

2003-А6). Добавим, что при этом была нарушена и статья 19 Налогового кодекса, которая указывает: обособленные подразделения исполняют обязанности фирмы по уплате налогов только в случаях, когда это прямо предусмотрено кодексом.

Вообще, решение пермских судей очень показательно и затрагивает целый ряд спорных вопросов. Поэтому мы к нему еще вернемся.

А пока сделаем вывод: независимо от того, что написано в региональных законах, платить налог на рекламу нужно по месту основной регистрации фирмы. При этом не имеет значения, где конкретно проходит рекламная кампания. Отчасти это признают и налоговые инспекторы. Но, например, управление МНС России по Санкт-Петербургу все же делает оговорку: «Филиалы и иные обособленные подразделения привлекаются к уплате налога, если рекламируется деятельность только данного филиала» (письмо от 1 апреля 2003 г. № 07-04/6624). Впрочем, эта оговорка бессмысленна, так как филиал не может вести никакой самостоятельной деятельности. Филиалы и любые другие обособленные подразделения не являются юридическими лицами, и деятельность через них ведет сама головная фирма.

В Санкт-Петербурге ситуация вообще экзотическая. Налог на рекламу самостоятельно установили отдельные муниципальные округа северной столицы, введя свои налоговые и отчетные периоды, сроки уплаты и другие условия. В результате в пределах одного города картина получилась довольно пестрая.

Этого не скажешь о Москве – здесь налог на рекламу один для всех, и налогоплательщики определены в нем очень корректно: налог в бюджет столицы обязаны платить только московские фирмы-рекламодатели. Впрочем, и в московском, и в других муниципальных законах предостаточно других «вольностей». Например в том, как определен объект налогообложения.

Больше, чем вы думали

Вспомним: из закона об основах налоговой системы следовало, что налог на рекламу нужно платить только при рекламе товаров. Но все муниципальные законодатели в один голос требуют платить налог также при рекламе услуг и работ.

Казалось бы, противоречие федеральному закону налицо, и требования местных положений о рекламе можно не выполнять. Но в арбитражных судах такие рассуждения не проходят. В уже упомянутом пермском деле фирма, обратившаяся в суд с требованием отменить местное положение о рекламе, настаивала: требование платить налог при рекламе работ и услуг – незаконно. Но судьи постановили, что «возложение обязанностей по уплате налога на рекламу только на рекламодателей товаров. нарушало бы основные принципы налогового законодательства, носило бы дискриминационный характер».

К аналогичным выводам приходят арбитражные суды в спорах по конкретным налоговым проверкам (см., например, постановление ФАС Волго-Вятского округа от 3 января 2002 г. по делу № А43-5270/01-30-153). Таким образом, платить налог придется как при рекламе товаров, так и при рекламе работ и услуг.

Примерно такая же ситуация с другой проблемой: платить или не платить налог, если фирма провела рекламную акцию самостоятельно. С одной стороны, «услуг по рекламе» в этом случае не возникает, а с другой – местные положения все равно требуют заплатить налог и арбитражные суды с этим соглашаются.

Вопрос о том, как именно следует уплачивать налог, казалось бы, не должен вызывать никаких трудностей. Но именно этому вопросу законодатели уделяют особое внимание, проявляя недюжинную изобретательность.

Здравствуйте, я ваш рекламный агент

В некоторых регионах установлено, что распространители рекламы – то есть те фирмы, которые размещают рекламу и оказывают рекламные услуги, – должны получить от рекламодателя не только оплату своих услуг, но и сам налог. На практике это означает, что в счете такой фирмы отдельной строкой значится. налог на рекламу.

Как правило, этим грешат законодатели на периферии. Ведь известно, что значительная часть бизнеса «прописана» в Москве или в Санкт-Петербурге. Соответственно налог на рекламу уходит в бюджеты этих городов. Эту несправедливость и стремятся поправить власти в регионах. Особенно «продвинутые» в налоговом плане законодатели при этом называют фирмы, распространяющие рекламу, налоговыми агентами.

Это незаконно. Например, Федеральный арбитражный суд Западно-Сибирского округа отменил положение о налоге на рекламу Новосибирской области, поскольку в нем плательщиками налога были названы фирмы, которые оказывают рекламные услуги (постановление от 11 марта 2003 г. по делу № Ф04/1034-255/А45-2003). Нельзя привлекать распространителей рекламы к уплате налога и в качестве налоговых агентов. Хотя бы потому, что налоговые агенты по определению не получают, а сами выплачивают суммы, из которых они обязаны удержать налог (ст. 24 НК РФ).

Тем не менее в большинстве случаев незаконные местные положения остаются в силе. Более того, иногда рекламным агентствам запрещают размещать рекламу прежде, чем они заплатят налог в местную казну. Простого решения у этой проблемы не существует. Ведь если даже вы уплатите налог на рекламу по счету, который выставило рекламное агентство, при проверке инспекторы смогут доначислить налог по месту основной регистрации фирмы. И формально они будут правы.

Вы можете попробовать убедить фирму, оказывающую вам рекламные услуги, не включать в счет налог на рекламу. То, что распространителей рекламы нельзя считать налоговыми агентами, подтверждают и арбитражные суды (см., например, постановление ФАС Волго-Вятского округа от 18 июня 2001 г. по делу № А82-91/2001-А/1). Если это не пройдет – вы должны быть готовы к спору со своей инспекцией. Не исключено, что свои интересы фирме придется отстаивать в арбитражном суде.

Судебные перспективы у такого спора неплохие. Так, например, судьи Федерального арбитражного суда Восточно-Сибирского округа постановили: если фирма заплатила налог на рекламу по счету рекламного агентства, то доначислять этот налог еще раз инспекция не вправе (постановление от 11 сентября 2003 г. по делу № А33-18259/02-С3н-Ф02-2827/03-С1).

Несмотря на своеобразие и неповторимость каждого конкретного положения о налоге на рекламу, почти везде местные власти едины в одном: платить налог нужно по максимальной ставке – 5 процентов. Но, пожалуй, ставка – это единственное, в чем бухгалтерам сомневаться не приходится. Дальше снова возникают вопросы. Что вообще нужно считать рекламой? В какой момент нужно начислять налог? Об этом – следующая статья.

внимание

Чтобы узнать, когда, по какой ставке и с каких расходов вашей фирме нужно платить налог на рекламу, следует прочитать положение о налоге на рекламу того региона, в котором фирма зарегистрирована. Поскольку налог местный, это положение принимают власти в масштабах города, района и т. д. Обратите внимание: налог нужно перечислять по месту регистрации фирмы независимо от того, где проводится рекламная акция.

внимание

Нужно ли сдавать «нулевые» декларации по налогу на рекламу?

Из статьи 80 Налогового кодекса следует, что декларации должны сдавать только налогоплательщики. В большинстве местных положений о налоге на рекламу сказано, что плательщики налога – это «организации, рекламирующие продукцию (работы, услуги)». Следовательно, если ваша фирма ничего не рекламирует, она не является налогоплательщиком. Поэтому сдавать пустые декларации по налогу на рекламу вы не обязаны.

Расходы на рекламу: как учитывать и на какие проблемы можно натолкнуться

Участие в форумах и конференциях, организация собственных выставок и показов, листовки, брошюры, буклеты, наружные вывески, СМИ, интернет. Без рекламы современный бизнес существовать не может, и тут нет разницы, большой игрок или маленький.

Иллюстрация: Anna Shvets/pexels

Однако, правомерность учета таких расходов вызывает споры и противоречия и неопределенности.

Объявление – двигатель прогресса.

Людвиг Метцель, основатель первого в России рекламного бюро, 1878 год

Рекламные бюджеты достигают в некоторых компаниях до 10% от прибыли. А когда речь заходит о вновь открывшемся бизнесе, то и того более, ведь новичкам нужно активнее рекламироваться.

Но не все так просто и однозначно с маркетинговыми затратами, поэтому давайте разбираться.

Какие бывают расходы

В первую очередь обратимся к основному регламентирующему документу – Налоговому кодексу, который позволяет учитывать рекламные расходы в составе прочих (п. 4 ст. 264).

Чтобы понять, как принимать расходы, в каком объеме для уменьшения налогов, нужно разобраться с двумя понятиями: «нормируемые» и «ненормируемые» рекламные расходы. Мы должны сортировать затраты с целью определения правомерности принятия в налоговом учете. А далее нам надо обратиться к закону «О рекламе», чтобы найти определение понятия рекламы.

Реклама – информация, распространенная любым способом, в любой форме и с использованием любых средств, адресованная неопределенному кругу лиц и направленная на привлечение внимания к объекту рекламирования, формирование или поддержание интереса к нему и его продвижение на рынке.

Выделяем и запоминаем слова «неопределенному кругу лиц».

Расходы признаются полностью в налоговом учете, как при расчете налога на прибыль (для тех, кто на ОСНО), так и для применяющих УСН 15% (доход-расход), если они направлены к неопределенному кругу лиц и являются одними из перечисленных ниже ненормируемых расходов:

  • Реклама в средствах массовой информации (печать, радио- и телепередачи, через сеть Интернет, и при кино- и видеосервисах).
  • Наружная реклама, световая и иная, в том числе изготовление стендов и рекламных щитов (например билборды).
  • Расходы на организацию участия в выставках, ярмарках, экспозициях.
  • Оформление витрин, выставок-продаж, комнат образцов, демо- выставочных залов; изготовление листовок, брошюр, каталогов и иной аналогичной рекламной продукции, содержащих информацию о работах, товарах, услугах, товарных знаках, знаках обслуживания или самой организации.
  • Уценка товаров, полностью или частично утративших свое первоначальное качество в процессе экспонирования.

Второй вид – нормируемые расходы, по сути своей – все иные виды рекламы, не перечисленные в Налоговом кодексе.

Если ваша реклама адресная, то есть можно определить тех лиц, на кого она направлена, такие расходы являются весьма спорными и, по мнению фискальных органов, не могут быть приняты к учёту в составе затрат на рекламу в полном объеме.

Из определения следует, что существует некий норматив, то есть для уменьшения налога можно принять к учёту только сумму, которая составляет не более 1% от выручки (считается нарастающим итогом с начала года).

Если не уложились в норматив в текущем квартале, затраты можно списать в следующих отчётных периодах или по итогам года.

Важно: особенность расходов на рекламу при УСН 15%, для определения показателя в 1% нужно считать выручку с учётом поступивших авансов.

Всем известный факт что расходы организации должны быть экономически обоснованы, документально подтверждены и направлены на получение дохода.

А для применяющих УСН 15% еще и оплачены.

Какие документы подготовить заранее

Налоговые инспекторы очень любят копаться в затратах на рекламу и маркетинг. Для того чтобы избежать доначислений нужно заранее обладать документальным подтверждением.

Рекомендуется создавать такие документы как:

  1. Положение о маркетинговой политике.
  2. Разработку рекламной стратегии.
  3. Приказ руководителя о проведении рекламной компании.
  4. Договора с подробным и детальным описанием состава рекламы.
  5. Акты об оказанных услугах.
  6. Документы, подтверждающие размещение рекламы (особенно касается размещения в социальных сетях, здесь подойдут выписки и отчеты из личных рекламных кабинетов, скрин-шоты страниц в Интернет, документы подтверждающие трафик рекламной компании и т. д.).
  7. Документы, подтверждающие факт оплаты.

Нужно заранее понимать, иметь четкое представление о видах рекламных расходов и верно классифицировать их. Иметь документальное подтверждение и обоснованность своих действий и быть заранее готовым к возможным вопросам от фискалов.

Прочие маркетинговые расходы

Кроме того, у вас есть затраты, которые не попадают под определения рекламных, но условно являются разновидностью маркетингового продвижения. Так как реклама сейчас весьма разнообразна, и порой очень трудно определить, как и к какому виду отнести расходы.

Обратите внимание: Налоговый кодекс имеет открытый перечень принимаемых затрат. В том числе, если затраты направлены на извлечение прибыли, то компания имеет право учесть их в составе прочих расходов, связанных с производством и реализацией.

Важно. Эта норма действует для компаний, применяющих общую систему налогообложения. Для УСН 15% перечень расходов закрытый и не подлежит расширенному толкованию.

Тут отдельно хочется выделить ИП, которые применяют ОСН, так как вместо налога на прибыль они рассчитывают и оплачивают НДФЛ. И в таком случае расходы на рекламу также делятся на нормируемые и не нормируемые, и списываются аналогично с налогом на прибыль у организаций.

Бухгалтерский учет

Что же касается бухгалтерского учёта, то тут все проще. Затраты на рекламу признаются коммерческим и расходами по обычным видам деятельности. Нет никаких дополнительных понятий и определений для принятия к учету.

Списываются в периоде, когда были произведены. Порядок прописывается в учетной политике.

Налог на рекламу

Предприниматели сталкиваются с вопросом: надо ли платить налог на рекламу и по какой ставке? В сети можно встретить статьи о старом законе на рекламу и новом законопроекте о «гуманитарном сборе». Расскажем, надо ли платить налог на рекламу и как учитывать рекламные расходы.

Налог на рекламу

Действует ли местный налог на рекламу в 2022 году

В начале нулевых годов действовал местный налог на рекламу. Например, в Москве он регламентировался законом № 59 от 21.11.2001 года. В других регионах местные власти вводили такой налог и устанавливали тарифы.

Но с 2005 года этот налог отменен на федеральном уровне (Федеральный закон от 29.07.2004 N 95-ФЗ), так что теперь он не действует.

Что с новым законопроектом 2020 года о налоге на рекламу

В 2020 году Госдума рассматривала законопроект № 979423-7, согласно которому планировалось введение «Гуманитарного сбора». Глава с таким названием должна была появиться в Налоговом кодексе.

Предполагалось, что плательщиками сбора станут компании и ИП, которые любым способом и в любой форме распространяют рекламу. Они должны были платить сбор ежеквартально по ставке 5% от дохода, который получен от распространения рекламы. Средства от сбора направлялись бы для помощи гражданам, которые попали в трудную жизненную ситуацию или нуждаются в лечении.

Но законопроект был отклонен после рассмотрения в первом чтении в июне 2021 года. Сбор с рекламных доходов не ввели.

Что делать блогерам с доходами от рекламы в сети

Многие блогеры или ведущие Ютуб-каналов размещают на своих страницах рекламные материалы, которые приносят им доход. Если они выступают как физлица, то должны уплачивать НДФЛ с этих доходов по ставке 13% (гл. 23 НК РФ, письмо ФНС от 16.06.2021 № БС-4-11/8412@). Нужно самостоятельно рассчитать и уплатить налог и подать декларацию 3-НДФЛ до 30 апреля текущего года за предыдущий календарный год.

Если блогер зарегистрирован как ИП, он должен уплачивать налог с доходов согласно выбранной системе налогообложения — например, УСН 6%. Еще блогер может зарегистрироваться как самозанятый и уплачивать 4-6% налог с доходов. Это более выгодная ставка по сравнению с 13% НДФЛ физлиц.

Как учитывать расходы на рекламу для расчета налога

Расходы на рекламу можно признавать и учитывать при расчете налога, но закон вводит особые условия:

  • некоторые виды рекламных расходов нормируется;
  • информация, которую распространяет предприятие, должна подходить под понятие рекламы;
  • такие расходы должны документально подтверждаться, быть экономически оправданными и направленными на получение прибыли.

1. Нормируемые и ненормируемые расходы на рекламу

При расчете налога на прибыль или налога УСН при объекте «Доходы минус расходы» учет расходов на рекламу зависит от типа таких расходов (п. 4 ст. 264 НК РФ). Они бывают нормируемые и ненормируемые.

Ненормируемые рекламные расходы можно без ограничений учитывать при расчете налога на прибыль или налога УСН. К этому типу относится:

  • реклама через интернет и СМИ, при кино- и видеообслуживании;
  • наружная и световая реклама;
  • участие в ярмарках и выставках, оформление стендов и демо-залов;
  • уценка товаров, которые участвовали в выставках и потеряли часть своих качеств;
  • печать брошюр и каталогов о товарах, услугах и самой компании.

Например, компания напечатала рекламные листовки, разместила рекламу на биллборде и запустило звуковую рекламу рядом со своим магазином. Все эти виды рекламы относятся к ненормируемым, все затраты по ним можно будет принять в расходы в полном объеме.

Нормируемые рекламные расходы — это все остальные затраты на рекламу. При расчете налога их можно учитывать в размере не более 1% выручки от продаж (без учета акцизов и НДС) за налоговый период, в который сделаны эти затраты. Для расчета выручки авансы от поставщиков тоже учитываются как доходы в периоде поступления. При возврате аванса доход для расчета уменьшается.

Например, компания провела дегустацию своей продукции в гипермаркете. Такая реклама — нормируемая. Придется посмотреть на объемы продаж без НДС и акцизов в квартале и принять в расходы ту часть затрат на дегустацию, которая не превышает 1% от квартальной выручки.

С рекламой в общественном транспорте не все просто. Минфин полагает, что такая реклама не относится к наружной, так что расходы по ней нормируются (письмо от 02.11.2005 № 03-03-04/1/334). В то же время в 2019 году суд постановил, что расходы на рекламу в наземном общественном транспорте не нормируются (Определение ВС РФ от 30.05.2019 № 305-ЭС19-4394). Чтобы избежать недоразумений, обратитесь за разъяснением в свою налоговую инспекцию.

2. Соответствие понятию рекламы

Информация, которая распространяется как реклама, должна соответствовать понятию рекламы. Это понятие раскрывается в п. 1 ст. 3 № 38-ФЗ от 13.03.2006 и уточняется в письме Федеральной антимонопольной службы от 20.06.2018 № АД/45557/18. Вот признаки рекламы:

  • распространяется в любой форме, любыми средствами и способами;
  • предназначена для неопределенного круга лиц — то есть информация неперсонифицированная, даже если она имеет целевую аудиторию направлена конкретной группе лиц, при этом она должна быть доступна широкому кругу лиц помимо целевой аудитории;
  • ее цель — привлечь внимание к объекту, создать или поддержать интерес к нему для продвижения на рынке.

3. Критерии расходов для целей налогообложения

Еще один момент: расходы на рекламу должны соответствовать требованиям ст. 252 НК РФ — то есть их цель состоит в получении дохода, они экономически оправданы и подтверждены документами.

Документы для подтверждения рекламных затрат оформляются согласно законам страны: это договоры, акты выполненных работ и отчеты о проделанной работе, платежные документы, графики выхода рекламных роликов или статей. Такие документы нужно хранить в течение 4 лет (пп. 8 п. 1 ст. 23 НК РФ).

Если компания покупает рекламные услуги в агентстве по агентскому договору, то в расходы можно будет включить:

  • стоимость рекламных услуг или работ по договору;
  • дополнительные затраты, которые заказчик возмещает агентству (без НДС);
  • комиссионное вознаграждение.

Ведите учет рекламных и всех других расходов в веб-сервисе Контур.Бухгалтерия. Система подскажет, какие затраты можно принять в расходы, автоматически рассчитает налог, зарплату, сформирует отчетность для государства и управленческие отчеты для руководителя. Все новички могут бесплатно тестировать сервис 14 дней.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *