Кто может выдвигать кандидатов на выборах
Перейти к содержимому

Кто может выдвигать кандидатов на выборах

  • автор:

Выдвижение и регистрация кандидатов в депутаты

Основным субъектом избирательного процесса является кандидат, который претендует на выборную должность.

Под выдвижением кандидата в соответствии с положениями Федерального закона «Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации» от 12.06.2002 года № 67-ФЗ (далее – Федеральный закон) понимается самовыдвижение кандидата и инициатива избирательного объединения в определении кандидата в выборный орган, на выборную государственную или муниципальную должность.

Кандидатом считается лицо, выдвинутое в установленном порядке в качестве претендента на определенную должность в орган госвласти либо в орган местного самоуправления.

Граждане РФ, которые обладают пассивным избирательным правом, могут быть выдвинут двумя путями:

  • самовыдвижение;
  • выдвижение избирательным объединением — политической партией либо общественным объединением.

В составе списка кандидатов.

Период выдвижения предполагает сбор подписей за кандидата (если это выборы в федеральные органы власти, то в срок не менее 40 дней, в органы госвласти субъектов РФ – не менее 30 дней, в органы местного самоуправления – не менее 20 дней).

Также при выдвижении существуют определенные ограничения. Если гражданин РФ не обладает пассивным правом и не соответствует возрастному критерию, то он не может быть выдвинут в кандидаты. Также один и тот же кандидат не может быть выдвинут на выборах по нескольким избирательным округам. Не имеют права быть избраными недееспособные граждане или граждане, содержащиеся в местах лишения свободы. Не могут быть избранными на соответствующие должности граждане РФ, которые имеют второе иностранное государство, или вид на жительство, или иной документ, который подтверждает право постоянного проживания гражданина РФ на территории иностранного государства.

Сам порядок выдвижения кандидата включает в себя следующие этапы:

  1. Уведомление о выдвижении
  2. Создание избирательного фонда и открытие специального избирательного счета
  3. Сбор подписей и представление документов на регистрацию
  4. Проверка документов и подписанных листов
  5. Принятие решения либо о регистрации кандидата, либо об отказе в регистрации.

Документы при выдвижении кандидат, кроме тех, случаев, когда он выдвинут в списке, обязан предоставить лично.

В случае, если лицо, являющееся кандидатом, не имеет возможности предоставить документы лично по инвалидности, то оно может воспользоваться помощью другого лица, у которого нотариальной доверенностью определены соответствующие полномочия.

Избирательная комиссия обращается с представлением о проверке достоверности сведений о кандидатах в соответствующие органы, которые обязаны в течение 10 дней, а в отношении сведений о размере и об источниках доходов кандидата — в течение 20 дней, сообщить о результатах проверки.

Сведения, предоставленные кандидатом, должны соответствовать действительности, иначе комиссия может принять решение об отказе в регистрации такого кандидата.

Порядок регистрации кандидатов на выборы

Избирательный процесс состоит из многих этапов и одним из них является регистрация кандидатов.

Регистрация кандидатов на выборы – это этап избирательного процесса, который предусмотрен законодательством РФ и заключается в официальном подтверждении статуса кандидата на выборах.

Регистрацией кандидатов занимается избирательная комиссия. С точки зрения теории, регистрация является юридическим фактом, который открывает возможность перейти к следующему этапу.

Регистрация кандидатов по своей сути – это заключительный этап избирательного процесса. Главным условие регистрации является представление кандидатом или избирательным блоком необходимого перечня документов.

Порядок регистрации определен российским законодательством. Рассмотрим его подробнее.

После выдвижения кандидата создается избирательный фонд, далее избирательное объединение либо сам кандидат собирают и представляют в избирательную комиссию собранные подписи. Регистрация кандидатов строго регламентированный процесс с четкими правилами, которые должны быть соблюдены в обязательном порядке.

Представитель избирательного объединения предъявляет документы в избирательную комиссию не ранее чем за 85 дней до голосования и не позже, чем за 55 дней до дня голосования до 18 часов по местному времени.

После этого избирательная комиссия проверяет документы и в случае обнаружении ошибок или неточностей, у кандидата или у представителя есть время для их исправления.

Также законом установлен список документов, обязательных к предъявлению в избирательную комиссию, в него входят:

  • подписные листы с подписями избирателей, собранными в поддержку выдвижения кандидата;
  • протокол об итогах сбора подписей избирателей на бумажном носителе в двух экземплярах по форме, установленной Центральной избирательной комиссией Российской Федерации;
  • сведения об изменениях в данных о кандидате, представленных ранее;
  • сведения о размере и источниках доходов кандидата (данные сведения предоставляются в виде копий деклараций о доходах гражданина);
  • сведения об имуществе, принадлежащем кандидату на праве собственности;
  • первый финансовый отчет кандидата (о расходовании средств его избирательного фонда).

Количество представляемых для регистрации подписей может превышать количество, необходимое для регистрации, не более чем на 15 процентов.

Избирательная комиссия может принять решение об отказе в регистрации кандидата. По закону это могут быть следующие случаи:

  • грубое нарушение установленного законодательством порядка сбора подписей;
  • отсутствие документов или их ненадлежащее оформление;
  • недостаточное количество подписей;
  • недостоверные сведения, которые предъявлены кандидатом или представителем.

Также могут быть и иные основания отказа в регистрации кандидата, которые усмотрела избирательная комиссия.

1. Взаимодействие с зарегистрированными кандидатами

Кандидат – лицо, выдвинутое в установленном Федеральным законом «Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации» 1 (далее – Федеральный закон), иным Федеральным законом, законом субъекта Российской Федерации порядке в качестве претендента на замещаемую посредством прямых выборов должность или на членство в органе (палате органа) государственной власти или органе местного самоуправления либо зарегистрированное соответствующей избирательной комиссией в качестве кандидата (пп. 35 ст. 2 Федерального закона).

Кандидат может быть выдвинут на выборах как непосредственно (самовыдвижение, выдвижение избирательным объединением), так и в составе списка кандидатов, выдвинутого политической партией по единому избирательному округу (п. 3 ст. 32 Федерального закона).

1 Федеральный закон от 12.06.2002 № 67-ФЗ (ред. от 07.05.2013) «Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации» // Собрание законодательства РФ. 2002. № 24. Ст. 2253.

Кандидат зарегистрированный (зарегистрированный кандидат) – лицо, зарегистрированное соответствующей избирательной комиссией в качестве кандидата (пп. 36 ст. 2 Федерального закона).

Зарегистрированный кандидат вправе представлять свои интересы в участковой избирательной комиссии, осуществляющей деятельность по подготовке и проведению выборов в пределах избирательного округа, в котором он баллотируется лично либо посредством направления в комиссию таких участников избирательного процесса, как член участковой избирательной комиссии с правом совещательного голоса, доверенное лицо и наблюдатель.

Назначение члена участковой избирательной комиссии с правом совещательного голоса осуществляется кандидатом (за исключением кандидата, зарегистрированного только в составе списка кандидатов), избирательным объединением посредством составления и представления в эту комиссию письменного заявления. Участковая избирательная комиссия рассматривает соответствующее заявление и выдает назначенному членом этой комиссии с правом совещательного голоса лицу удостоверение. Кандидат, избирательное объединение вправе назначить в участковую избирательную комиссию только одного члена этой комиссии с правом совещательного голоса.

Гражданин наделяется полномочиями доверенного лица кандидата (за исключением кандидата, зарегистрированного только в составе списка кандидатов), избирательного объединения на основании решения о регистрации доверенного лица, принимаемого избирательной комиссией, зарегистрировавшей кандидата (список кандидатов). Полномочия доверенного лица подтверждаются удостоверением, выдаваемым соответствующей комиссией и являющимся действительным только при предъявлении паспорта гражданина Российской Федерации либо документа, его заменяющего. В помещении для голосования при голосовании, а также при установлении его итогов вправе присутствовать любое из доверенных лиц, назначенных кандидатом. Закон не содержит ограничений и на одновременное присутствие в помещении для голосования двух и более доверенных лиц, назначенных одним зарегистрированным кандидатом. Поэтому участковой избирательной комиссией следует обладать полной и достоверной информацией обо всех доверенных лицах, назначенных всеми кандидатами. Эту информацию необходимо получить в вышестоящей избирательной комиссии (окружной, территориальной или в избирательной комиссии муниципального образования).

Назначение в участковую избирательную комиссию наблюдателя осуществляется зарегистрированным кандидатом (за исключением кандидата, зарегистрированного только в составе списка кандидатов) либо избирательным объединением посредством выдачи наделяемому соответствующими полномочиями лицу направления. Направление может быть подписано не только самим кандидатом (избирательным объединением), но и любым из доверенных лиц, уполномоченным представителем избирательного объединения. В направлении в обязательном порядке указываются следующие сведения: фамилия, имя и отчество наблюдателя, адрес его места жительства, номер избирательного участка, наименование комиссии, куда наблюдатель направляется, а также делается запись об отсутствии ограничений, препятствующих возможности исполнения полномочий наблюдателя. Направление действительно только при предъявлении паспорта или документа, заменяющего паспорт гражданина.

В день голосования зарегистрированный кандидат (доверенное лицо, наблюдатель) вправе прибыть в помещение для голосования в любое время с начала работы участковой избирательной комиссии и находиться в нем до момента окончания работы участковой избирательной комиссии (до получения сообщения о принятии вышестоящей избирательной комиссией протокола об итогах голосования, а также при повторном подсчете голосов избирателей на избирательном участке).

По прибытии кандидата (доверенного лица, наблюдателя) в помещение для голосования председателю участковой избирательной комиссии либо ее секретарю следует:

— удостовериться в личности кандидата (доверенного лица, наблюдателя);

— внести сведения о кандидате (доверенном лице, наблюдателе) в список лиц, присутствовавших в помещении для голосования в день голосования и при установлении его итогов, зафиксировав время его прибытия (в последующем в реестре следует фиксировать моменты выхода кандидата (доверенного лица, наблюдателя) из помещения для голосования и возвращения в него);

— довести до сведения членов участковой избирательной комиссии с правом решающего голоса, иных лиц, присутствующих в помещении для голосования, информацию о том, что в помещении для голосования находится кандидат (доверенное лицо, наблюдатель), представить кандидата руководству комиссии;

— ознакомить кандидата (доверенное лицо, наблюдателя) под роспись с решениями участковой избирательной комиссии, связанными с организацией деятельности комиссии в день голосования и при установлении его итогов;

— разъяснить кандидату (доверенному лицу, наблюдателю), что по всем вопросам, связанным с организацией и осуществлением избирательного процесса в помещении для голосования, ему следует обращаться к председателю участковой избирательной комиссии, а в случае его отсутствия – к заместителю председателя или секретарю;

предложить кандидату (доверенному лицу, наблюдателю) занять место, определенное участковой избирательной комиссией для наблюдения за голосованием.

Необходимо также обратить внимание на внешний вид и состояние зарегистрированного кандидата (доверенного лица, наблюдателя): одежда кандидата не должна содержать признаков предвыборной агитации, проведение которой запрещено в день голосования. Поэтому, если одежда кандидата (доверенного лица, наблюдателя) содержит признаки предвыборной агитации, кандидат (доверенное лицо, наблюдатель) должен быть удален из помещения для голосования на основании письменного мотивированного решения участковой избирательной комиссии.

Присутствуя в помещении для голосования во время подготовки к голосованию и в процессе его проведения, зарегистрированный кандидат (доверенное лицо, наблюдатель) вправе:

— убедиться перед началом голосования в том, что ящики для голосования (емкости технических средств подсчета голосов) пусты;

— наблюдать за процессами выдачи избирательных бюллетеней и голосования избирателей, не нарушая при этом тайну голосования;

— обращаться к председателю участковой избирательной комиссии с вопросами и замечаниями, касающимися организации процесса голосования;

— обжаловать являющиеся, по его мнению, незаконными действия участковой избирательной комиссии либо ее членов в саму комиссию, вышестоящую избирательную комиссию или в районный (городской) суд.

Присутствуя в помещении для голосования при установлении итогов голосования, зарегистрированный кандидат (доверенное лицо, наблюдатель) вправе:

— наблюдать за подсчетом голосов избирателей и осуществлением участковой комиссией работы со списком избирателей, с избирательными бюллетенями, открепительными удостоверениями, протоколами об итогах голосования;

— по окончании работы участковой комиссии со списком избирателей визуально ознакомиться с полученными итоговыми результатами и с самим списком;

— присутствовать при упаковке избирательных бюллетеней в отдельные пачки, мешки (коробки), поставить на мешки или коробки, в которые упакованы пачки избирательных бюллетеней, свои подписи;

— получить заверенную копию протокола об итогах голосования (это единственный избирательный документ, выдачи копии которого вправе требовать зарегистрированный кандидат);

— незамедлительно после составления протокола ознакомиться со вторым экземпляром протокола об итогах голосования;

— присутствовать при повторном составлении протокола участковой избирательной комиссии об итогах голосования, а также при проведении повторного подсчета голосов избирателей;

— обращаться к председателю участковой избирательной комиссии с вопросами и замечаниями, касающимися соблюдения процедур установления итогов голосования;

— обжаловать являющиеся, по его мнению, незаконными действия участковой избирательной комиссии либо ее членов в саму комиссию, вышестоящую избирательную комиссию или в районный суд.

Наблюдая за установлением итогов голосования, зарегистрированный кандидат (доверенное лицо, наблюдатель) не вправе совершать действия, препятствующие работе участковой избирательной комиссии.

Гарантии деятельности зарегистрированного кандидата (доверенного лица, наблюдателя) в день голосования и при подсчете голосов избирателей:

— все участковые избирательные комиссии, осуществляющие проведение голосования и установление его итогов в пределах избирательного округа, в котором баллотируется зарегистрированный кандидат, обязаны обеспечить ему свободный доступ на заседания и в помещения, в которых осуществляется работа со списками избирателей, избирательными бюллетенями, открепительными удостоверениями и протоколами об итогах голосования;

— кандидату (доверенному лицу, наблюдателю), присутствующему при непосредственном подсчете голосов избирателей, должен быть обеспечен полный обзор действий членов участковой избирательной комиссии;

— кандидат (доверенное лицо, наблюдатель), присутствовавший в помещении для голосования при составлении протокола об итогах голосования, обязан быть уведомлен о принятии решения участковой избирательной комиссией о составлении протокола об итогах голосования с отметкой «Повторный» и приглашен для проведения повторного подсчета голосов избирателей и составления протокола об итогах голосования с отметкой «Повторный подсчет голосов».

Зарегистрированный кандидат (доверенное лицо, наблюдатель) может быть удален из помещения для голосования, если он нарушает законодательство о выборах. Мотивированное решение об этом принимается участковой избирательной комиссией в письменной форме (образцы соответствующих решений прилагаются). Правоохранительные органы обеспечивают исполнение указанного решения и принимают меры по привлечению удаленного кандидата (доверенного лица кандидата) к ответственности, предусмотренной федеральными законами.

Кто может выдвигать кандидатов на выборах

Статья 32. Право выдвижения кандидатов

1. Граждане Российской Федерации, обладающие пассивным избирательным правом, могут быть выдвинуты кандидатами непосредственно либо в составе списка кандидатов в соответствии с настоящим Федеральным законом, иным законом.

2. Непосредственное выдвижение кандидатов может быть осуществлено путем самовыдвижения, выдвижения избирательным объединением. Самовыдвижение кандидата на должность высшего должностного лица субъекта Российской Федерации может предусматриваться законом субъекта Российской Федерации.

(в ред. Федеральных законов от 21.07.2005 N 93-ФЗ, от 02.05.2012 N 40-ФЗ, от 14.03.2022 N 60-ФЗ)

(см. текст в предыдущей редакции)

3. Выдвижение кандидатов в составе списка кандидатов может быть осуществлено политической партией, имеющей в соответствии с федеральным законом право участвовать в выборах, либо ее региональным отделением или иным структурным подразделением, имеющими в соответствии с федеральным законом право участвовать в выборах соответствующего уровня.

(в ред. Федеральных законов от 21.07.2005 N 93-ФЗ, от 05.04.2009 N 42-ФЗ)

(см. текст в предыдущей редакции)

3.1. Если конституцией, уставом, законом субъекта Российской Федерации предусмотрено, что в законодательном органе субъекта Российской Федерации, представительном органе муниципального образования все депутатские мандаты распределяются между списками кандидатов пропорционально числу голосов избирателей, полученных каждым из списков кандидатов, законом субъекта Российской Федерации должны быть предусмотрены гарантии реализации права граждан Российской Федерации, не являющихся членами избирательных объединений, быть избранными депутатами соответственно этого законодательного органа субъекта Российской Федерации, представительного органа муниципального образования.

(п. 3.1 введен Федеральным законом от 21.07.2005 N 93-ФЗ; в ред. Федерального закона от 14.03.2022 N 60-ФЗ)

(см. текст в предыдущей редакции)

4. Гражданин Российской Федерации, замещавший должность Президента Российской Федерации и досрочно прекративший исполнение полномочий Президента Российской Федерации в случае отставки, стойкой неспособности по состоянию здоровья осуществлять принадлежащие ему полномочия или отрешения от должности, не может быть выдвинут кандидатом на выборах, назначенных в связи с указанными обстоятельствами.

5. Утратил силу. — Федеральный закон от 11.12.2004 N 159-ФЗ.

(см. текст в предыдущей редакции)

5.1. Гражданин Российской Федерации, замещавший должность высшего должностного лица субъекта Российской Федерации и отрешенный от этой должности Президентом Российской Федерации, в течение пяти лет, исчисляемых со дня вступления в силу указа Президента Российской Федерации об отрешении его от должности, не может быть выдвинут кандидатом на указанную должность ни в одном субъекте Российской Федерации. Указанный в настоящем пункте срок должен истечь до дня назначения выборов высшего должностного лица субъекта Российской Федерации.

(п. 5.1 в ред. Федерального закона от 14.03.2022 N 60-ФЗ)

(см. текст в предыдущей редакции)

5.2. Гражданин Российской Федерации, замещавший должность высшего должностного лица субъекта Российской Федерации и досрочно прекративший полномочия в связи с отставкой по собственному желанию или в связи с выражением ему недоверия законодательным органом субъекта Российской Федерации, не может быть выдвинут кандидатом на выборах, назначенных в связи с указанными обстоятельствами, за исключением случая, предусмотренного пунктом 5.3 настоящей статьи.

(п. 5.2 введен Федеральным законом от 02.05.2012 N 40-ФЗ; в ред. Федерального закона от 14.03.2022 N 60-ФЗ)

(см. текст в предыдущей редакции)

5.3. Гражданин Российской Федерации, наделенный полномочиями высшего должностного лица субъекта Российской Федерации и осуществлявший эти полномочия не менее одного года, с согласия Президента Российской Федерации может быть выдвинут кандидатом на выборах высшего должностного лица субъекта Российской Федерации, если эти выборы назначены в связи с досрочным прекращением указанных полномочий на основании пункта 2 части 1 статьи 28 Федерального закона от 21 декабря 2021 года N 414-ФЗ «Об общих принципах организации публичной власти в субъектах Российской Федерации».

(п. 5.3 введен Федеральным законом от 02.05.2012 N 40-ФЗ; в ред. Федерального закона от 14.03.2022 N 60-ФЗ)

(см. текст в предыдущей редакции)

6. Гражданин Российской Федерации, замещавший должность главы муниципального образования и ушедший с указанной должности в отставку по собственному желанию, в том числе в связи с избранием его депутатом либо на иную выборную должность, замещение которой несовместимо со статусом главы муниципального образования, либо отрешенный от должности главы муниципального образования высшим должностным лицом субъекта Российской Федерации, не может быть выдвинут кандидатом на выборах, назначенных в связи с указанными обстоятельствами.

(в ред. Федеральных законов от 21.07.2005 N 93-ФЗ, от 14.03.2022 N 60-ФЗ)

(см. текст в предыдущей редакции)

6.1. Лица, являвшиеся депутатами представительного органа муниципального образования, распущенного на основании части 2.1 статьи 73 Федерального закона от 6 октября 2003 года N 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» (за исключением лиц, в отношении которых судом установлен факт отсутствия вины за непроведение представительным органом муниципального образования правомочного заседания в течение трех месяцев подряд), не могут быть выдвинуты кандидатами на выборах, назначенных в связи с указанными обстоятельствами.

(п. 6.1 введен Федеральным законом от 03.02.2015 N 8-ФЗ)

7. При проведении повторных и дополнительных выборов для замещения вакантного депутатского мандата в действующем законодательном (представительном) органе государственной власти, представительном органе муниципального образования не может быть выдвинуто кандидатом лицо, являющееся депутатом (членом) этого органа.

(в ред. Федерального закона от 21.07.2005 N 93-ФЗ)

(см. текст в предыдущей редакции)

8. Не может быть выдвинут кандидатом гражданин Российской Федерации, не обладающий пассивным избирательным правом на соответствующих выборах.

9. Кандидат не может быть выдвинут на одних и тех же выборах по нескольким избирательным округам. Данное правило не применяется при выдвижении кандидата одним и тем же избирательным объединением одновременно на одних и тех же выборах по одномандатному (или многомандатному) избирательному округу и в составе списка кандидатов.

(в ред. Федерального закона от 21.07.2005 N 93-ФЗ)

(см. текст в предыдущей редакции)

10. Кандидат не может дать согласие на выдвижение на одних и тех же выборах более чем одному инициатору выдвижения.

98. Выдвижение и регистрация кандидатов.

Выдвижение и регистрация кандидатов — стадия избирательного процесса, содержание которой составляют избирательные действия, связанные с реализацией пассивного избирательного права гражданами Российской Федерации.

Граждане, обладающие пассивным избирательным правом, могут быть выдвинуты кандидатами непосредственно либо в составе списка кандидатов. Непосредственное выдвижение кандидатов может быть осуществлено путем:

выдвижения избирательным объединением.

Выдвижение кандидатов в составе списка кандидатов может быть осуществлено:

политической партией либо ее региональным отделением,

иным структурным подразделением, имеющими в соответствии с федеральным законом право участвовать в выборах соответствующего уровня.

Регистрация кандидата, списка кандидатов осуществляется соответствующей избирательной комиссией при наличии документов, указанных избирательным законом. (Регистрацию смотрим в 100 вопросе)

Не могут выдвигаться:

Гражданин Российской Федерации, замещавший должность Президента Российской Федерации и досрочно прекративший исполнение полномочий Президента Российской Федерации в случае отставки, стойкой неспособности по состоянию здоровья осуществлять принадлежащие ему полномочия или отрешения от должности.

Гражданин Российской Федерации, замещавший должность высшего должностного лица субъекта Российской Федерации (руководителя высшего исполнительного органа государственной власти субъекта Российской Федерации) и отрешенный от этой должности Президентом Российской Федерации, в течение двух лет, исчисляемых со дня вступления в силу указа Президента Российской Федерации об отрешении его от должности и до дня назначения выборов высшего должностного лица субъекта Российской Федерации (руководителя высшего исполнительного органа государственной власти субъекта Российской Федерации).

Гражданин Российской Федерации, замещавший должность высшего должностного лица субъекта Российской Федерации (руководителя высшего исполнительного органа государственной власти субъекта Российской Федерации) и досрочно прекративший полномочия в связи с отставкой по собственному желанию или в связи с выражением ему недоверия законодательным (представительным) органом государственной власти субъекта Российской Федерации.

Гражданин Российской Федерации, замещавший должность главы муниципального образования и ушедший с указанной должности в отставку по собственному желанию, в том числе в связи с избранием его депутатом либо на иную выборную должность, замещение которой несовместимо со статусом главы муниципального образования, либо отрешенный от должности главы муниципального образования высшим должностным лицом субъекта Российской Федерации (руководителем высшего исполнительного органа государственной власти субъекта Российской Федерации).

Лица, являвшиеся депутатами представительного органа муниципального образования, распущенного на основании части 2.1 статьи 73 Федерального закона от 6 октября 2003 года N 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» (за исключением лиц, в отношении которых судом установлен факт отсутствия вины за непроведение представительным органом муниципального образования правомочного заседания в течение трех месяцев подряд).

При проведении повторных и дополнительных выборов для замещения вакантного депутатского мандата в действующем законодательном (представительном) органе государственной власти, представительном органе муниципального образования не может быть выдвинуто кандидатом лицо, являющееся депутатом (членом) этого органа.

Не может быть выдвинут кандидатом гражданин Российской Федерации, не обладающий пассивным избирательным правом на соответствующих выборах.

Кандидат не может быть выдвинут на одних и тех же выборах по нескольким избирательным округам. Данное правило не применяется при выдвижении кандидата одним и тем же избирательным объединением одновременно на одних и тех же выборах по одномандатному (или многомандатному) избирательному округу и в составе списка кандидатов.

Статья 33. Условия выдвижения кандидатов

1. О выдвижении кандидата (кандидатов), в том числе в составе списка кандидатов, избирательная комиссия уведомляется в установленном законом порядке.

2. Соответствующая избирательная комиссия считается уведомленной о выдвижении кандидата, а кандидат, за исключением случая, предусмотренного пунктом 14.3 статьи 35 настоящего Федерального закона, считается выдвинутым, приобретает права и обязанности кандидата, предусмотренные настоящим Федеральным законом, иным законом, после поступления в нее заявления в письменной форме выдвинутого лица о согласии баллотироваться по соответствующему избирательному округу с обязательством в случае его избрания прекратить деятельность, несовместимую со статусом депутата или с замещением иной выборной должности.

В заявлении указываются:

фамилия, имя, отчество,

дата и место рождения,

адрес места жительства,

серия, номер и дата выдачи паспорта или документа, заменяющего паспорт гражданина,

наименование или код органа, выдавшего паспорт или документ, заменяющий паспорт гражданина,

идентификационный номер налогоплательщика (при наличии),

сведения о профессиональном образовании (при наличии) с указанием организации, осуществляющей образовательную деятельность, года ее окончания и реквизитов документа об образовании и о квалификации, основное место работы или службы, занимаемая должность (в случае отсутствия основного места работы или службы — род занятий).

Кандидат вправе указать в заявлении свою принадлежность к политической партии либо не более чем к одному иному общественному объединению, зарегистрированному не позднее чем за один год до дня голосования в установленном законом порядке.

2.1. Если у кандидата имелась или имеется судимость, в заявлении указываются сведения о судимости кандидата, а если судимость снята или погашена, — также сведения о дате снятия или погашения судимости.

3. Вместе с заявлением в соответствующую избирательную комиссию должны быть представлены сведения о размере и об источниках доходов кандидата (каждого кандидата из списка кандидатов), а также об имуществе, принадлежащем кандидату (каждому кандидату из списка кандидатов) на праве собственности (в том числе совместной собственности), о вкладах в банках, ценных бумагах.

5. Документы кандидат (кроме кандидата, выдвинутого в списке кандидатов) обязан представить лично.

6. Избирательная комиссия обращается с представлением о проверке достоверности сведений о кандидатах.

7. Избирательная комиссия доводит до сведения избирателей сведения о кандидатах, представленные при их выдвижении, в объеме, установленном организующей выборы избирательной комиссией.

8. Избирательная комиссия направляет в средства массовой информации сведения о выявленных фактах недостоверности представленных кандидатами сведений.

9. Установленный законом период, включающий в себя выдвижение кандидатов, списков кандидатов, а также сбор подписей избирателей в поддержку выдвижения кандидатов, списков кандидатов либо иные формы поддержки выдвижения:

при выборах в федеральные органы государственной власти должен составлять не менее 40 дней (при досрочных выборах — не менее 30 дней),

при выборах в органы государственной власти субъектов Российской Федерации — не менее 30 дней,

при выборах в органы местного самоуправления — не менее 20 дней.

Статья 34. Выдвижение кандидатов в порядке самовыдвижения

1. Самовыдвижение кандидатов производится путем уведомления об этом избирательных комиссий, в которых будет осуществляться регистрация кандидатов, с последующим сбором подписей в поддержку самовыдвижения кандидатов, за исключением случая, предусмотренного пунктом 17 статьи 38 настоящего Федерального закона. (При проведении выборов в представительные органы муниципальных образований со средней нормой представительства избирателей, установленной законом, но не более десяти тысяч сбор подписей избирателей в поддержку выдвижения кандидатов может не осуществляться, если законом субъекта Российской Федерации предусмотрен заявительный порядок регистрации кандидатов.)

2. Федеральным законом может быть предусмотрено, что для поддержки самовыдвижения кандидата необходимо также создать группу избирателей с определенным числом участников.

Статья 35. Выдвижение кандидатов, списков кандидатов избирательными объединениями

1. Избирательные объединения вправе выдвигать кандидатов, списки кандидатов. В одномандатном избирательном округе избирательное объединение вправе выдвинуть одного кандидата. В многомандатном избирательном округе избирательное объединение вправе выдвинуть кандидата на каждый депутатский мандат, подлежащий замещению в этом округе. В едином избирательном округе избирательное объединение вправе выдвинуть один список кандидатов, а при проведении выборов выборного должностного лица — одного кандидата. Кандидат может упоминаться в списке кандидатов по единому избирательному округу только один раз.

1.1. Законом субъекта Российской Федерации может быть предусмотрено выдвижение избирательным объединением кандидатов по одномандатным (многомандатным) избирательным округам списком, в котором определяется, по какому одномандатному (многомандатному) избирательному округу выдвигается каждый кандидат (далее — список кандидатов по одномандатным (многомандатным) избирательным округам). В этом случае законом субъекта Российской Федерации также может быть предусмотрено заверение списка кандидатов по одномандатным (многомандатным) избирательным округам организующей выборы избирательной комиссией.

2. Выдвижение кандидатов, списков кандидатов политическими партиями осуществляется в соответствии с Федеральным законом «О политических партиях». Выдвижение кандидатов иными общественными объединениями осуществляется на съездах (конференциях, собраниях) указанных общественных объединений, их региональных или местных отделений тайным голосованием, а также с соблюдением иных требований, предъявляемых федеральным законом к выдвижению кандидатов для политических партий.

9. Федеральный орган исполнительной власти, уполномоченный на осуществление функций в сфере регистрации общественных объединений и политических партий, его территориальные органы составляют список политических партий, региональных отделений и иных структурных подразделений политических партий, иных общественных объединений, имеющих право принимать участие в выборах в качестве избирательных объединений, по состоянию на день официального опубликования (публикации) решения о назначении выборов и не позднее чем через три дня со дня официального опубликования (публикации) решения о назначении выборов публикуют указанный список в государственных или муниципальных периодических печатных изданиях, размещают его на своих официальных сайтах в информационно-телекоммуникационной сети «Интернет», а также в этот же срок направляют указанный список в избирательную комиссию, организующую выборы.

14. Список кандидатов, выдвинутый избирательным объединением, представляется в избирательную комиссию, организующую выборы, вместе с документами, указанными в статье 33 настоящего Федерального закона. Одновременно со списком кандидатов в указанную избирательную комиссию представляется официально заверенный постоянно действующим руководящим органом политической партии, ее регионального отделения или иного структурного подразделения список граждан, включенных в соответствующий список кандидатов и являющихся членами данной политической партии. Законом может быть предусмотрено, что указанные лица составляют не менее 50 процентов от числа кандидатов, включенных в список кандидатов.

Законом может быть предусмотрено, что список кандидатов должен быть разбит на:

общерегиональную часть (часть списка кандидатов, не относящуюся к какой-либо региональной группе) и региональные группы,

только на региональные группы.

При этом законом должно быть установлено минимальное и максимальное число региональных групп, на которые разбивается список кандидатов, либо определено максимальное число региональных групп, а также минимальное и максимальное число кандидатов в общерегиональной части и региональной группе.

Избирательная комиссия в течение трех дней со дня приема документов заверяет список кандидатов, выдвинутый избирательным объединением.

Основаниями для отказа в заверении списка кандидатов являются:

отсутствие документов, указанных в законе,

несоблюдение требований к выдвижению списка кандидатов, предусмотренных Федеральным законом «О политических партиях», настоящим Федеральным законом.

15. После представления списка кандидатов в избирательную комиссию его состав и порядок размещения в нем кандидатов не могут быть изменены, за исключением изменений, вызванных выбытием (в том числе исключением) кандидатов. Законом может быть предусмотрено, что избирательное объединение с согласия кандидата, выдвинутого этим избирательным объединением по одномандатному (многомандатному) избирательному округу, вправе изменить избирательный округ, по которому этот кандидат первоначально был выдвинут.

16. Не менее 25 процентов депутатских мандатов в законодательном (представительном) органе государственной власти субъекта Российской Федерации либо в одной из его палат распределяются между списками кандидатов, выдвинутыми избирательными объединениями, пропорционально числу голосов избирателей, полученных каждым из списков кандидатов. Данное положение не распространяется на выборы депутатов законодательных (представительных) органов государственной власти городов федерального значения Москвы и Санкт-Петербурга.

Статья 35.1. Поддержка выдвижения кандидатов, списков кандидатов на выборах депутатов законодательных (представительных) органов государственной власти, представительных органов муниципальных образований

1. Необходимым условием регистрации кандидата, списка кандидатов на выборах депутатов законодательных (представительных) органов государственной власти, представительных органов муниципальных образований является поддержка выдвижения кандидата, списка кандидатов избирателями, наличие которой определяется по результатам выборов, указанным в настоящей статье, либо подтверждается необходимым числом подписей избирателей, собранных в поддержку выдвижения кандидата, списка кандидатов.

3. На выборах депутатов законодательных (представительных) органов государственной власти субъектов Российской Федерации, представительных органов муниципальных образований выдвижение политической партией, ее региональным отделением или иным структурным подразделением кандидата по одномандатному (многомандатному) избирательному округу, списка кандидатов считается поддержанным избирателями и не требует сбора подписей избирателей в случае, если федеральный список кандидатов, выдвинутый политической партией, по результатам последних выборов депутатов Государственной Думы Федерального Собрания Российской Федерации был:

допущен к распределению депутатских мандатов,

получил не менее 3 процентов голосов избирателей, принявших участие в голосовании по федеральному избирательному округу.

4. На выборах депутатов законодательного (представительного) органа государственной власти субъекта Российской Федерации, представительных органов муниципальных образований в данном субъекте Российской Федерации выдвижение политической партией, на которую не распространяется действие пункта 3 настоящей статьи, кандидата по одномандатному (многомандатному) избирательному округу, списка кандидатов считается поддержанным избирателями и не требует сбора подписей избирателей на соответствующих выборах в случае, если список кандидатов, выдвинутый политической партией, по результатам последних выборов депутатов законодательного (представительного) органа государственной власти данного субъекта Российской Федерации был допущен к распределению депутатских мандатов или получил не менее 3 процентов голосов избирателей, принявших участие в голосовании по единому избирательному округу.

5. На выборах депутатов законодательного (представительного) органа государственной власти субъекта Российской Федерации выдвижение политической партией, на которую не распространяется действие пунктов 3 и 4 настоящей статьи, кандидата по одномандатному (многомандатному) избирательному округу, списка кандидатов считается поддержанным избирателями и не требует сбора подписей избирателей на указанных выборах в любом из следующих случаев:

а) список кандидатов, выдвинутый политической партией, по результатам последних выборов в представительные органы муниципальных образований данного субъекта Российской Федерации был допущен к распределению депутатских мандатов хотя бы в одном из них;

б) на последних выборах в представительные органы муниципальных образований данного субъекта Российской Федерации за списки кандидатов, выдвинутые политической партией, в сумме проголосовало не менее 0,5 процента от числа избирателей, зарегистрированных на территории данного субъекта Российской Федерации.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *