Публичность результатов обязательного аудита
Индивидуальные предприниматели и юридические лица обязаны публиковать все значимые сведения о своей деятельности в СМИ, в частности на Федресурсе. Он представляет собой общедоступную электронную базу данных, которая создана, чтобы сделать бизнес открытым и прозрачным, уменьшить затраты и риски контрагентов. С этой целью нужно публиковать на Федресурсе бухгалтерскую отчетность, причем в соответствии с установленными сроками и рядом других правил.
Основание для публикации бухотчетности на Федресурсе
Обязанность раскрывать сведения о бухгалтерской (финансовой) отчетности в СМИ закреплена пп. «л.2» ст. 7.1 Федерального закона №129-ФЗ. Данный пункт был добавлен в документ в июле 2016 года. Изменения были внесены в соответствии с Федеральным законом от 03.07.2016 №360-ФЗ, вступившим в силу 1 октября 2016 года. Именно с этой даты стало обязательным размещение бухгалтерской отчетности на Федресурсе. Это специализированное СМИ, созданное специально для публикации таких сведений и информирования о них контрагентов.
Из тех же соображений нужно публиковать на Федресурсе сообщение о ликвидации юридического лица, банкротстве, отказе от моратория на него, а также о реорганизации, уменьшении уставного капитала и других значимых событиях в деятельности.
Кто должен размещать отчетность на Федресурсе
Согласно упомянутому выше закону, в список тех, кто обязан осуществлять публикацию отчетности на Федресурсе, входят:
- публичные и непубличные акционерные общества (ПАО и НАО), в чью деятельность входит публичное размещение облигаций и других ценных бумаг;
- ПАО, которые имеют до 50 акционеров и публикуют бухотчетность в СМИ.
В какие сроки нужно публиковать отчетность
Срок размещения бухгалтерской отчетности на Федресурсе — не позже 3 рабочих дней после ее публикации в уполномоченном информационном агентстве. В качестве последнего может выступать только агентство, аккредитованное Банком России и обновляемое в режиме реального времени. В список таких изданий входят ООО «Интерфакс — Центр раскрытия корпоративной информации», ООО «Система комплексного раскрытия информации и новостей», ЗАО «Анализ, Консультации и Маркетинг», АО «Агентство экономической информации «ПРАЙМ» и АНО «Ассоциация защиты информационных прав инвесторов».
Важно знать! Обязанность публиковать отчетность на Федресурсе возникает у юридических лиц только после раскрытия ими данных в одном из информационных агентств, имеющих лицензию СМИ и аккредитацию ЦБ РФ.
В какой форме публикуется бухотчетность
Мы разобрались с тем, когда и кто публикует отчетность на Федресурсе. Теперь коснемся вопроса, в каком виде должны быть размещены эти сведения. Информация публикуется в виде сообщения, в котором указывают:
- тип издания, где опубликована бухотчетность (одно из перечисленных выше);
- его полное название;
- номер лицензии;
- ссылка на публикацию в виде номера издания;
- сведения об отчетности, включая стандарт, тип, периодичность, отчетный период, тип документа и дату наступления оснований для публикации в открытом доступе).
Важно знать! К составлению текста сообщения нужно подойти со всей серьезностью, поскольку ошибки могут привести к наступлению административной ответственности. На Федресурсе должны размещаться только актуальные достоверные данные о бухгалтерской отчетности.
Что будет, если не публиковать отчетность на Федресурсе
В соответствии со статьями 6-8 Кодекса административных правонарушений, если вовремя не опубликовать бухотчетность на Федресурсе, можно получить предупреждение или штраф в размере до 50000 руб. При повторном нарушении есть риск дисквалификации должностного лица на срок 1-3 года. При банкротстве компании для контролирующего лица наступает субсидиарная ответственность, которая обязывает его выплатить долги разорившейся организации из собственных средств.
Как быстро опубликовать отчетность и сделать все правильно
Больше всего времени занимает самостоятельное размещение отчетности на Федресурсе. Даже если вы не торопитесь, это все равно может стать проблемой, поскольку нужно не просто опубликовать данные, но и уложиться в срок.
При самостоятельной публикации вам предстоит зайти на Федресурс, зарегистрироваться, после чего приобрести квалифицированную электронную подпись и установить на компьютер ПО для ее работы. КЭП платная, как и сама публикация на Федресурсе, причем после оплаты госпошлины средства зачисляются не сразу, что тоже стоит учитывать, чтобы уложиться в срок. Немало времени уйдет на заполнение заявки, где важно указать все требуемые сведения и нигде не ошибиться, поскольку при размещении ложных или неточных сведений сообщение не будет «засчитано», и придется делать все заново.
Можно переложить заботы на нотариуса, который может подписать электронное сообщение своей ЭП, что немного ускорит и упростит процесс. Но нужно понимать, что не каждый нотариус вообще знает, что может оказывать такую услугу. Поэтому придется поискать кандидата, который имеет такой опыт.
Полезно знать! Нотариус не обязан консультировать вас по вопросам публикации, составлять текст уведомления или рассказывать об ответственности за неразмещение.
Самый простой и быстрый способ — это онлайн-размещение бухгалтерской отчетности на Федресурсе. Здесь вам вообще ничего не нужно делать, кроме как заполнить заявку, что займет не более 2 минут. Не нужно выпускать ЭП и составлять сообщение для публикации, поскольку это делает специалист. Документы можно предоставить в виде фото или сканированных копий.
Публикация сведений о бухгалтерской отчетности на Федресурсе с помощью онлайн-сервиса Федресурс 24 осуществляется за один рабочий день, а при выборе экспресс-размещения — в течение 2 часов. Благодаря этому вы гарантировано успеете все сделать в соответствии со сроками, установленными законодательством, а также без ошибок, которые могут привести к затягиванию процесса и наступлению административной ответственности. В результате вы сможете продолжить спокойно вести свой бизнес, и все это без бумажной волокиты и сверхзатрат.
Кто должен публиковать бухгалтерскую отчетность на федресурсе
Статья 7.1. Порядок опубликования сведений, предусмотренных настоящим Федеральным законом
(введена Федеральным законом от 18.07.2011 N 228-ФЗ)
1. Сведения, подлежащие опубликованию в соответствии с законодательством Российской Федерации о государственной регистрации юридических лиц, вносятся в Единый федеральный реестр юридически значимых сведений о фактах деятельности юридических лиц, индивидуальных предпринимателей и иных субъектов экономической деятельности (далее также — Единый федеральный реестр сведений о фактах деятельности юридических лиц).
(в ред. Федеральных законов от 02.06.2016 N 172-ФЗ, от 12.11.2019 N 377-ФЗ)
(см. текст в предыдущей редакции)
2. Единый федеральный реестр сведений о фактах деятельности юридических лиц представляет собой федеральный информационный ресурс и формируется посредством внесения в него сведений, предусмотренных настоящим Федеральным законом, а также другими федеральными законами.
(в ред. Федерального закона от 02.06.2016 N 172-ФЗ)
(см. текст в предыдущей редакции)
Сведения, содержащиеся в Едином федеральном реестре сведений о фактах деятельности юридических лиц, являются открытыми и общедоступными, за исключением сведений, доступ к которым ограничен в соответствии с законодательством Российской Федерации.
Сведения, содержащиеся в Едином федеральном реестре сведений о фактах деятельности юридических лиц, подлежат размещению в информационно-телекоммуникационной сети «Интернет», если иное не установлено настоящим Федеральным законом.
(в ред. Федерального закона от 31.12.2017 N 481-ФЗ)
(см. текст в предыдущей редакции)
Абзацы четвертый — пятый утратили силу. — Федеральный закон от 27.12.2018 N 514-ФЗ.
(см. текст в предыдущей редакции)
Формирование и ведение Единого федерального реестра сведений о фактах деятельности юридических лиц осуществляются оператором Единого федерального реестра сведений о фактах деятельности юридических лиц.
Оператор Единого федерального реестра сведений о фактах деятельности юридических лиц осуществляет доработку программно-аппаратного комплекса Единого федерального реестра сведений о фактах деятельности юридических лиц, в том числе для обеспечения соответствия функций Единого федерального реестра сведений о фактах деятельности юридических лиц требованиям законодательства, оптимизации работы указанного реестра, обеспечения безопасности и защиты содержащейся в нем информации.
(абзац введен Федеральным законом от 29.12.2015 N 391-ФЗ)
Оператор Единого федерального реестра сведений о фактах деятельности юридических лиц обеспечивает возможность передачи размещенных в информационно-телекоммуникационной сети «Интернет» открытых и общедоступных сведений, предусмотренных подпунктом «н.1» пункта 7 настоящей статьи, пунктом 3 статьи 10 Федерального закона от 29 октября 1998 года N 164-ФЗ «О финансовой аренде (лизинге)», а также сведений о купле-продаже с сохранением права собственности за продавцом, внесенных в Единый федеральный реестр сведений о фактах деятельности юридических лиц в соответствии с подпунктом «п» пункта 7 настоящей статьи, по поисковым запросам, направленным с использованием федеральной государственной информационной системы «Единый портал государственных и муниципальных услуг (функций)» с указанием критериев поиска. Критериями поиска являются:
(абзац введен Федеральным законом от 12.11.2019 N 370-ФЗ)
идентификаторы лица или лиц, предоставивших обеспечение, содержащиеся в Едином федеральном реестре сведений о фактах деятельности юридических лиц (для юридических лиц — наименование, идентификационный номер налогоплательщика, основной государственный регистрационный номер; для индивидуальных предпринимателей — фамилия, имя, отчество, идентификационный номер налогоплательщика, основной государственный регистрационный номер индивидуального предпринимателя; для физических лиц — фамилия, имя, отчество, идентификационный номер налогоплательщика, страховой номер индивидуального лицевого счета);
(абзац введен Федеральным законом от 12.11.2019 N 370-ФЗ)
описание и идентификаторы имущества или обязательства (для имущества — описание, в том числе цифровое, буквенное обозначения или их комбинация, для обязательства — наименование, дата заключения и номер договора или иной сделки, на основании которой или вследствие совершения которой возникает обязательство (при наличии в Едином федеральном реестре сведений о фактах деятельности юридических лиц таких сведений);
(абзац введен Федеральным законом от 12.11.2019 N 370-ФЗ)
дата размещения сведений в информационно-телекоммуникационной сети «Интернет».
(абзац введен Федеральным законом от 12.11.2019 N 370-ФЗ)
Лицом, предоставившим обеспечение, в соответствии с подпунктом «н.1» пункта 7 настоящей статьи считается залогодатель, в соответствии с пунктом 3 статьи 10 Федерального закона от 29 октября 1998 года N 164-ФЗ «О финансовой аренде (лизинге)» — лизингополучатель, в отношении сведений о купле-продаже с сохранением права собственности за продавцом — покупатель. Порядок информационного взаимодействия Единого федерального реестра сведений о фактах деятельности юридических лиц и федеральной государственной информационной системы «Единый портал государственных и муниципальных услуг (функций)» устанавливается соглашением между оператором Единого федерального реестра сведений о фактах деятельности юридических лиц и оператором федеральной государственной информационной системы «Единый портал государственных и муниципальных услуг (функций)».
(абзац введен Федеральным законом от 12.11.2019 N 370-ФЗ)
Для целей настоящего Федерального закона оператором Единого федерального реестра сведений о фактах деятельности юридических лиц является юридическое лицо, которое зарегистрировано на территории Российской Федерации, владеет техническими средствами, позволяющими обеспечивать формирование и ведение указанного реестра в электронной форме, и определено по результатам конкурса для осуществления данных функций в порядке и в соответствии с критериями, которые установлены уполномоченным Правительством Российской Федерации федеральным органом исполнительной власти.
(в ред. Федерального закона от 29.12.2014 N 457-ФЗ)
(см. текст в предыдущей редакции)
Порядок проведения конкурса на определение оператора Единого федерального реестра сведений о фактах деятельности юридических лиц устанавливается уполномоченным Правительством Российской Федерации федеральным органом исполнительной власти и должен обеспечивать возможность участия в таком конкурсе всех лиц, соответствующих критериям, которые установлены этим органом.
(в ред. Федеральных законов от 29.12.2014 N 457-ФЗ, от 30.03.2015 N 67-ФЗ)
(см. текст в предыдущей редакции)
2.1. Правительство Российской Федерации вправе определить случаи, в которых сведения о юридических лицах, указанные в подпунктах «л.2», «н.1», «н.2», «н.3» и «о» (за исключением сведений, предусмотренных законодательством Российской Федерации о несостоятельности (банкротстве), законодательством Российской Федерации об исполнительном производстве, законодательством Российской Федерации о саморегулируемых организациях) пункта 7 настоящей статьи, не подлежат размещению в информационно-телекоммуникационной сети «Интернет», а также лиц, указанные сведения о которых не подлежат размещению в информационно-телекоммуникационной сети «Интернет».
Если Правительством Российской Федерации определены случаи и (или) лица, указанные в абзаце первом настоящего пункта, при внесении сведений, указанных в подпунктах «н.1», «н.3» и «о» пункта 7 настоящей статьи, в Единый федеральный реестр сведений о фактах деятельности юридических лиц не подлежат размещению в информационно-телекоммуникационной сети «Интернет» следующие сведения:
сведения о залогодержателях (в отношении сведений, предусмотренных подпунктом «н.1» пункта 7 настоящей статьи);
сведения о финансовом агенте (в отношении сведений, предусмотренных подпунктом «н.3» пункта 7 настоящей статьи);
сведения о лизингодателе (в отношении сведений, предусмотренных законодательством Российской Федерации о финансовой аренде (лизинге).
Иные предусмотренные абзацами вторым — пятым настоящего пункта сведения вносятся в Единый федеральный реестр сведений о фактах деятельности юридических лиц и размещаются в информационно-телекоммуникационной сети «Интернет».
(п. 2.1 введен Федеральным законом от 27.12.2018 N 514-ФЗ)
2.2. При ограничении доступа к содержащимся в едином государственном реестре юридических лиц сведениям (документам, содержащим сведения) о юридическом лице (абзац третий пункта 1 статьи 6 настоящего Федерального закона) такие сведения не подлежат размещению в информационно-телекоммуникационной сети «Интернет» (размещение таких сведений в информационно-телекоммуникационной сети «Интернет» прекращается не позднее трех рабочих дней с даты получения оператором Единого федерального реестра сведений о фактах деятельности юридических лиц соответствующих сведений от федерального органа исполнительной власти, осуществляющего государственную регистрацию юридических лиц).
(п. 2.2 введен Федеральным законом от 27.12.2018 N 514-ФЗ)
3. Порядок формирования и ведения Единого федерального реестра сведений о фактах деятельности юридических лиц, в том числе порядок формирования этого реестра в электронной форме, порядок и сроки внесения юридическими лицами и уполномоченным федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим государственную регистрацию юридических лиц, сведений в Единый федеральный реестр сведений о фактах деятельности юридических лиц, порядок, срок и плата за их размещение в информационно-телекоммуникационной сети «Интернет», размер которой может увеличиваться не чаще чем один раз в год на индекс роста потребительских цен за прошедший год, вид электронной подписи, используемой для их внесения в Единый федеральный реестр сведений о фактах деятельности юридических лиц, устанавливаются уполномоченным Правительством Российской Федерации федеральным органом исполнительной власти и не должны быть препятствием для быстрого и свободного доступа любого заинтересованного лица к содержащимся в этом реестре сведениям.
(в ред. Федерального закона от 29.12.2014 N 457-ФЗ)
(см. текст в предыдущей редакции)
4. Ответственность за достоверность и корректность сведений, внесенных в Единый федеральный реестр сведений о фактах деятельности юридических лиц и размещенных в информационно-телекоммуникационной сети «Интернет», несет лицо, внесшее соответствующие сведения в Единый федеральный реестр сведений о фактах деятельности юридических лиц.
5. Лицо, осуществляющее в соответствии с настоящим Федеральным законом, другими федеральными законами, нормативными правовыми актами уполномоченного Правительством Российской Федерации федерального органа исполнительной власти внесение сведений в Единый федеральный реестр сведений о фактах деятельности юридических лиц, подписывает информацию в электронной форме, включающую в себя соответствующие сведения, электронной подписью, если иное не установлено законодательством Российской Федерации.
Сведения, внесенные в Единый федеральный реестр сведений о фактах деятельности юридических лиц в соответствии с пунктом 8 настоящей статьи, подписываются квалифицированной электронной подписью нотариуса, совершившего соответствующее нотариальное действие.
(абзац введен Федеральным законом от 29.12.2014 N 457-ФЗ)
Сведения, внесенные в Единый федеральный реестр сведений о фактах деятельности юридических лиц в соответствии с пунктом 8.2 настоящей статьи, подписываются квалифицированной электронной подписью арбитражного управляющего.
(абзац введен Федеральным законом от 12.11.2019 N 377-ФЗ)
6. Размещение в информационно-телекоммуникационной сети «Интернет» сведений, внесенных в Единый федеральный реестр сведений о фактах деятельности юридических лиц, юридическим лицом, на которого возложена обязанность по внесению соответствующих сведений, осуществляется за плату.
Размещение в информационно-телекоммуникационной сети «Интернет» указанных сведений органами государственной власти, органами местного самоуправления и Банком России осуществляется без взимания платы.
(в ред. Федерального закона от 23.07.2013 N 251-ФЗ)
(см. текст в предыдущей редакции)
7. Обязательному внесению в Единый федеральный реестр сведений о фактах деятельности юридических лиц подлежат следующие сведения:
а) запись о создании юридического лица (в том числе о создании юридического лица путем реорганизации);
а.1) коды по Общероссийскому классификатору видов экономической деятельности;
(пп. «а.1» введен Федеральным законом от 31.07.2020 N 289-ФЗ)
б) запись о том, что юридическое лицо находится в процессе реорганизации;
в) запись о том, что юридическое лицо находится в процессе ликвидации;
г) решение уполномоченного федерального органа исполнительной власти, осуществляющего государственную регистрацию юридических лиц, о предстоящем исключении юридического лица из единого государственного реестра юридических лиц;
д) запись об исключении юридического лица из единого государственного реестра юридических лиц или о ликвидации юридического лица;
е) запись о прекращении унитарного предприятия, имущественный комплекс которого продан в порядке приватизации или внесен в качестве вклада в уставный капитал открытого акционерного общества;
ж) запись об уменьшении или увеличении уставного капитала;
з) запись о назначении или прекращении полномочий единоличного исполнительного органа юридического лица;
з.1) запись о недостоверности содержащихся в едином государственном реестре юридических лиц сведений о юридическом лице;
(пп. «з.1» введен Федеральным законом от 30.03.2015 N 67-ФЗ)
з.2) сведения о том, что юридическим лицом принято решение об изменении места нахождения;
(пп. «з.2» введен Федеральным законом от 30.03.2015 N 67-ФЗ)
и) запись об изменении адреса юридического лица;
(в ред. Федерального закона от 29.06.2015 N 209-ФЗ)
(см. текст в предыдущей редакции)
к) сведения о стоимости чистых активов юридического лица, являющегося акционерным обществом, на последнюю отчетную дату;
л) сведения о стоимости чистых активов юридического лица, являющегося обществом с ограниченной ответственностью, в случаях, предусмотренных Федеральным законом от 8 февраля 1998 года N 14-ФЗ «Об обществах с ограниченной ответственностью»;
л.1) сведения о возникновении признаков недостаточности имущества в соответствии с законодательством о несостоятельности (банкротстве);
(пп. «л.1» введен Федеральным законом от 03.07.2016 N 360-ФЗ)
л.2) сведения о бухгалтерской (финансовой) отчетности и консолидированной финансовой отчетности (при наличии) в случаях, если федеральным законом установлена обязанность по раскрытию такой отчетности в средствах массовой информации, с указанием периода, за который составлена бухгалтерская (финансовая) отчетность (консолидированная финансовая отчетность), и даты, по состоянию на которую составлена указанная отчетность, даты составления бухгалтерской (финансовой) отчетности (консолидированной финансовой отчетности), даты утверждения бухгалтерской (финансовой) отчетности, если федеральными законами и (или) учредительными документами юридического лица предусмотрено ее утверждение, даты представления бухгалтерской (финансовой) отчетности в государственный информационный ресурс бухгалтерской (финансовой) отчетности, предусмотренный статьей 18 Федерального закона от 6 декабря 2011 года N 402-ФЗ «О бухгалтерском учете» (далее — государственный информационный ресурс бухгалтерской (финансовой) отчетности), адреса страницы (сайта) в информационно-телекоммуникационной сети «Интернет», используемого для раскрытия бухгалтерской (финансовой) отчетности (консолидированной финансовой отчетности (при наличии) и даты ее раскрытия, а также в отношении бухгалтерской (финансовой) отчетности (консолидированной финансовой отчетности), подлежащей обязательному аудиту, с указанием наименования аудиторской организации или фамилии, имени, отчества (при наличии) индивидуального аудитора и идентифицирующих аудиторскую организацию (индивидуального аудитора) данных (идентификационного номера налогоплательщика, основного государственного регистрационного номера), даты аудиторского заключения, а в случае, если указанная отчетность и аудиторское заключение о ней не подлежат представлению в государственный информационный ресурс бухгалтерской (финансовой) отчетности, с указанием мнения аудиторской организации или индивидуального аудитора о достоверности этой отчетности и обстоятельств, которые оказывают или могут оказать существенное влияние на ее достоверность, за исключением случаев, если указанные сведения составляют государственную или коммерческую тайну, а также иных случаев, установленных федеральными законами;
(пп. «л.2» в ред. Федерального закона от 30.12.2021 N 435-ФЗ)
(см. текст в предыдущей редакции)
До 2030 года требования по внесению информации, предусмотренной пп. «м», не применяются в отношении юр. лиц, признанных лицензиатами в соответствии с п. 6 ст. 3 ФЗ «О лицензировании отдельных видов деятельности» (Постановление Правительства РФ от 12.03.2022 N 353).
м) сведения о получении лицензии, приостановлении, возобновлении действия лицензии, переоформлении лицензии, об аннулировании лицензии или о прекращении по иным основаниям действия лицензии на осуществление конкретного вида деятельности (за исключением сведений о лицензиях на осуществление деятельности, связанной с защитой государственной тайны);
(в ред. Федерального закона от 04.11.2022 N 427-ФЗ)
(см. текст в предыдущей редакции)
н) сведения о вынесении арбитражным судом определения о введении наблюдения;
С 01.07.2020 оператор ЕФРС обеспечивает возможность размещения в Интернете сведений, указанных в пп. «н.1» — «н.3» п. 7 ст. 7.1, за ежемесячную плату в размере, определенном п. 6 ст. 4 ФЗ от 12.11.2019 N 377-ФЗ.
н.1) сведения об обременении залогом принадлежащего юридическому лицу движимого имущества;
(пп. «н.1» введен Федеральным законом от 21.12.2013 N 379-ФЗ)
н.2) сведения о выдаче независимой гарантии, за исключением независимых гарантий, выдаваемых государственной корпорацией развития «ВЭБ.РФ» и кредитными организациями (банковских гарантий), с указанием идентификаторов бенефициара и принципала (идентификационный номер налогоплательщика, основной государственный регистрационный номер при их наличии), а также существенных условий данной гарантии;
(в ред. Федеральных законов от 28.12.2016 N 471-ФЗ, от 29.07.2017 N 226-ФЗ, от 28.11.2018 N 452-ФЗ)
(см. текст в предыдущей редакции)
н.3) сведения о заключении клиентом договора финансирования под уступку денежного требования между юридическими лицами или индивидуальными предпринимателями с указанием даты заключения договора и указанных в подпункте «н.2» настоящего пункта идентификаторов всех сторон договора, за исключением сведений, составляющих государственную, коммерческую или иную охраняемую законом тайну;
(пп. «н.3» в ред. Федерального закона от 28.12.2016 N 471-ФЗ)
(см. текст в предыдущей редакции)
н.4) сведения о продаже предприятия или передаче его в аренду;
(пп. «н.4» введен Федеральным законом от 12.11.2019 N 377-ФЗ)
н.5) уведомление о ликвидации юридического лица с указанием сведений о принятом решении о ликвидации юридического лица, ликвидационной комиссии (ликвидаторе), описания порядка, сроков и условий для предъявления требований его кредиторами, иных сведений, предусмотренных федеральным законом;
(пп. «н.5» введен Федеральным законом от 12.11.2019 N 377-ФЗ)
н.6) уведомление о реорганизации юридического лица с указанием сведений о каждом участвующем в реорганизации, создаваемом или продолжающем деятельность в результате реорганизации юридическом лице, форме реорганизации, описания порядка, сроков и условий для предъявления требований его кредиторами, иных сведений, предусмотренных федеральным законом;
(пп. «н.6» введен Федеральным законом от 12.11.2019 N 377-ФЗ)
н.7) уведомление об уменьшении уставного (складочного) капитала юридического лица с указанием способа, порядка и условий уменьшения уставного (складочного) капитала, описания порядка, сроков и условий для предъявления требований его кредиторами, иных сведений, предусмотренных федеральным законом;
(пп. «н.7» введен Федеральным законом от 12.11.2019 N 377-ФЗ)
о) сведения, внесение которых предусмотрено другими федеральными законами;
п) утратил силу. — Федеральный закон от 12.11.2019 N 377-ФЗ.
(см. текст в предыдущей редакции)
8. Сведения, указанные в пункте 7 настоящей статьи, а также иные сведения, внесение которых в Единый федеральный реестр сведений о фактах деятельности юридических лиц является обязательным, подлежат внесению в Единый федеральный реестр сведений о фактах деятельности юридических лиц соответствующим лицом, за исключением сведений, внесение которых является обязанностью федерального органа исполнительной власти, осуществляющего государственную регистрацию юридических лиц.
(п. 8 в ред. Федерального закона от 12.11.2019 N 377-ФЗ)
(см. текст в предыдущей редакции)
8.1. Сведения, подлежащие внесению в Единый федеральный реестр сведений о фактах деятельности юридических лиц, могут быть внесены в него в порядке, установленном статьей 86 Основ законодательства Российской Федерации о нотариате от 11 февраля 1993 года N 4462-1.
(п. 8.1 введен Федеральным законом от 12.11.2019 N 377-ФЗ)
8.2. Сведения, подлежащие внесению в Единый федеральный реестр сведений о фактах деятельности юридических лиц, могут быть внесены в него арбитражным управляющим посредством формирования электронного сообщения путем переноса таких сведений с бумажных носителей, переданных арбитражному управляющему лицом, обязанным в соответствии с настоящей статьей внести такие сведения в Единый федеральный реестр сведений о фактах деятельности юридических лиц.
(п. 8.2 введен Федеральным законом от 12.11.2019 N 377-ФЗ)
8.3. Федеральный орган исполнительной власти, осуществляющий государственную регистрацию юридических лиц, вносит в Единый федеральный реестр сведений о фактах деятельности юридических лиц сведения, указанные в подпунктах «а» — «и» пункта 7 настоящей статьи, а также иные сведения, предусмотренные законодательством Российской Федерации.
(п. 8.3 введен Федеральным законом от 12.11.2019 N 377-ФЗ)
8.4. Если иное не предусмотрено федеральными законами, при внесении сведений в Единый федеральный реестр сведений о фактах деятельности юридических лиц указываются:
а) в отношении физического лица — фамилия, имя и, если имеется, отчество на русском языке, а также буквами латинского алфавита при наличии таких сведений, дата и место рождения, субъект Российской Федерации, в котором проживает лицо (для лица, проживающего на территории Российской Федерации), или страна постоянного проживания (для лица, проживающего на территории иностранного государства), идентификационный номер налогоплательщика (при его наличии);
б) в отношении юридического лица — полное и сокращенное наименование на русском языке, а также буквами латинского алфавита при наличии таких сведений, идентификационный номер налогоплательщика, в отношении юридического лица, зарегистрированного в соответствии с законодательством Российской Федерации, также основной государственный регистрационный номер, иного юридического лица — страна регистрации (за исключением международных организаций, имеющих права юридических лиц) и регистрационный номер (при его наличии).
(п. 8.4 введен Федеральным законом от 12.11.2019 N 377-ФЗ)
9. Сведения, внесение которых в Единый федеральный реестр сведений о фактах деятельности юридических лиц является обязанностью уполномоченного федерального органа исполнительной власти, осуществляющего государственную регистрацию юридических лиц, подлежат внесению в Единый федеральный реестр сведений о фактах деятельности юридических лиц не позднее чем в течение пяти рабочих дней после внесения этих сведений в единый государственный реестр юридических лиц.
(в ред. Федерального закона от 03.07.2016 N 360-ФЗ)
(см. текст в предыдущей редакции)
Сведения, подлежащие внесению в Единый федеральный реестр сведений о фактах деятельности юридических лиц лицом, на которого возложена обязанность по опубликованию соответствующих сведений, за исключением сведений, внесение которых в Единый федеральный реестр сведений о фактах деятельности юридических лиц является обязанностью уполномоченного федерального органа исполнительной власти, осуществляющего государственную регистрацию юридических лиц, подлежат внесению указанным лицом в Единый федеральный реестр сведений о фактах деятельности юридических лиц в течение трех рабочих дней с даты возникновения соответствующего факта, если иное не предусмотрено федеральными законами.
(в ред. Федерального закона от 28.04.2023 N 167-ФЗ)
(см. текст в предыдущей редакции)
Сведения, содержащиеся в Едином федеральном реестре сведений о фактах деятельности юридических лиц, представляются федеральному органу исполнительной власти, осуществляющему государственную регистрацию юридических лиц, без взимания платы.
(абзац введен Федеральным законом от 12.11.2019 N 377-ФЗ)
10. Оператор Единого федерального реестра сведений о фактах деятельности юридических лиц отказывает субъекту, осуществляющему внесение сведений, указанных в пункте 7 настоящей статьи, в Единый федеральный реестр сведений о фактах деятельности юридических лиц, во внесении соответствующих сведений в указанный реестр и (или) в размещении их в информационно-телекоммуникационной сети «Интернет» при наличии следующих оснований:
а) информация в электронной форме, включающая в себя соответствующие сведения, не подписана электронной подписью установленного вида субъекта, осуществляющего внесение сведений в Единый федеральный реестр сведений о фактах деятельности юридических лиц;
б) субъект, внесший сведения в Единый федеральный реестр сведений о фактах деятельности юридических лиц, не произвел оплату размещения в информационно-телекоммуникационной сети «Интернет» сведений, внесенных в Единый федеральный реестр сведений о фактах деятельности юридических лиц.
10.1. Для получения сведений от уполномоченного федерального органа исполнительной власти, осуществляющего государственную регистрацию юридических лиц, подлежащих внесению в Единый федеральный реестр сведений о фактах деятельности юридических лиц, оператор Единого федерального реестра сведений о фактах деятельности юридических лиц вправе использовать систему межведомственного электронного взаимодействия.
(п. 10.1 введен Федеральным законом от 29.12.2015 N 391-ФЗ)
11. Правила, предусмотренные настоящей статьей, применяются также к внесению в Единый федеральный реестр сведений о фактах деятельности юридических лиц сведений в отношении индивидуальных предпринимателей.
Регистрирующий орган в отношении индивидуальных предпринимателей включает записи о государственной регистрации физического лица в качестве индивидуального предпринимателя, о прекращении физическим лицом деятельности в качестве индивидуального предпринимателя, идентификационный номер налогоплательщика, коды по Общероссийскому классификатору видов экономической деятельности.
(в ред. Федерального закона от 31.07.2020 N 289-ФЗ)
(см. текст в предыдущей редакции)
Сведения, предусмотренные подпунктами «м» — «п» пункта 7 настоящей статьи в отношении индивидуального предпринимателя, и уведомление о прекращении физическим лицом деятельности в качестве индивидуального предпринимателя подлежат внесению в Единый федеральный реестр сведений о фактах деятельности юридических лиц соответствующим физическим лицом, осуществляющим деятельность в качестве индивидуального предпринимателя.
(п. 11 введен Федеральным законом от 29.12.2014 N 457-ФЗ)
Третьи лица считаются извещенными об установленных правах / ограничениях (при условии однозначной идентификации их объекта) со дня, следующего за днем опубликования в ЕФРС соответствующего сообщения, за исключением случаев, указанных в п. 5 ст. 4 ФЗ от 12.11.2019 N 377-ФЗ.
12. В Единый федеральный реестр сведений о фактах деятельности юридических лиц могут быть внесены следующие сведения:
а) о наличии права на обратный выкуп имущества, в том числе имущественного права, переданного по договору, — стороной договора, предусматривающего право на обратный выкуп;
б) об ограничениях прав по договору — стороной договора, предусматривающего ограничения прав собственника (владельца) вещи;
в) об удержании вещи и условиях прекращения права удержания — стороной, удерживающей вещь;
г) о сохранении права собственности на товар за стороной договора — стороной, имеющей право на сохранение права собственности на товар;
д) о поручительстве — кредитором лица, за которое выдано поручительство;
е) иные сведения, внесенные юридическим лицом или индивидуальным предпринимателем о себе по своему усмотрению, за исключением сведений, доступ к которым ограничен в соответствии с законодательством Российской Федерации;
ж) иные сведения в случаях, установленных федеральными законами и иными нормативными правовыми актами.
(п. 12 введен Федеральным законом от 12.11.2019 N 377-ФЗ)
13. В случаях, предусмотренных пунктом 12 настоящей статьи, внесению в Единый федеральный реестр сведений о фактах деятельности юридических лиц подлежат сведения о сторонах соответствующих договоров, а также о существенных условиях возникновения и прекращения прав и (или) ограничений при условии, если соответствующие права и (или) ограничения возникают в силу договора, за исключением условий, которые в соответствии с договором отнесены к конфиденциальным.
Лицо, включившее в Единый федеральный реестр сведений о фактах деятельности юридических лиц сведения, предусмотренные пунктом 12 настоящей статьи, в трехдневный срок вносит сведения о прекращении прав и (или) ограничений, а также об изменении сведений о таких правах и (или) об ограничениях.
(п. 13 введен Федеральным законом от 12.11.2019 N 377-ФЗ)
14. После опубликования сведений о прекращении договора, прав и (или) ограничений, а также в случае истечения сроков, указанных в опубликованных сведениях о договоре, правах и (или) об ограничениях, соответствующие сведения, включая сведения о прекращении договора, прав и (или) ограничений, предоставляются в открытом доступе в течение трех месяцев с даты опубликования сведений о прекращении договора, прав и (или) ограничений или истечения сроков, указанных в опубликованных сведениях о договоре, правах и (или) об ограничениях.
(п. 14 введен Федеральным законом от 12.11.2019 N 377-ФЗ)
15. По заявлению лица, указанного в опубликованных сведениях, либо его представителя или иного лица в отношении соответствующих сведений оператор Единого федерального реестра сведений о фактах деятельности юридических лиц выдает выписку из Единого федерального реестра сведений о фактах деятельности юридических лиц.
О сведениях, утративших силу в связи с опубликованием сведений об аннулировании или о прекращении соответствующих прав и (или) ограничений, в выписке делается запись об утрате ими силы.
Заявление о выдаче выписки может быть направлено оператору Единого федерального реестра сведений о фактах деятельности юридических лиц в электронной форме с использованием программных средств Единого федерального реестра сведений о фактах деятельности юридических лиц.
Выписка из Единого федерального реестра сведений о фактах деятельности юридических лиц может быть изготовлена по просьбе лица, указанного во внесенных сведениях, или иного лица в форме электронного документа, подписана усиленной квалифицированной электронной подписью оператора Единого федерального реестра сведений о фактах деятельности юридических лиц и направлена заявителю по указанному им адресу электронной почты.
С 2022 года в Федресурсе: аудиторское заключение и финансовая отчетность публикуются как 2 сообщения всеми организациями, которые проводят аудит
С 1 января 2022 года подп. "л.2" п. 7 ст. 7.1 ФЗ №129 внесены изменения в порядок размещения сведений об аудите и финансовой отчетности. Существовавшие отдельно друг от друга обязанности по публикации этих двух видов сообщений были объединены в одну в рамках консолидации российского законодательства (согласно Информационному письму Минфина России от 13.01.2022 N ИС-учет-36 "Новое в бухгалтерском законодательстве: факты и комментарии"). Каким образом эти изменения законодательства влияют на деятельность компаний и что необходимо учитывать организациям?
Как теперь публикуются аудит и отчетность в Федресурс?
Отныне компании, которые ранее должны были вносить сведения о проведенном аудите в реестр, теперь публикуют сведения об аудиторской проверке в рамках сообщения о фин. отчетности. На кого конкретно распространяется обязанность после законодательных изменений? Можно выделить 3 группы юридических лиц:
- ЧЬЯ ФИНАНСОВАЯ ОТЧЕТНОСТЬ ПОДЛЕЖИТ ОБЯЗАТЕЛЬНОМУ АУДИТУ. Эта категория юрлиц должна вносить в Федресурсе информацию о фин. отчетности с указанием следующих сведений:
- наименования аудиторской организации;
- ИНН, ОГРН и другими основными идентификаторами аудитора;
- датой подписания аудиторского заключения.
- ЧЬЯ ОТЧЕТНОСТЬ И АУДИТОРСКОЕ ЗАКЛЮЧЕНИЕ О НЕЙ НЕ ПОДЛЕЖАТ ПРЕДСТАВЛЕНИЮ ГИРБО. Этой группе организаций необходимо публиковать в Федресурсе сообщение о финансовой отчетности с указанием:
- наименования аудиторской организации;
- ИНН, ОГРН и другими основными идентификаторами аудитора;
- датой подписания аудиторского заключения;
- мнения аудиторской организации или индивидуального аудитора о достоверности этой отчетности и обстоятельств, которые оказывают или могут оказать существенное влияние на ее достоверность.
- КТО РАЗМЕЩАЕТ СВЕДЕНИЯ ОБ ОТЧЕТНОСТИ В СМИ (например, на сайтах уполномоченных информационных агентств, аккредитованных Банком России: ООО «Интерфакс – ЦРКИ», АО «АЭИ «ПРАЙМ», АО «СКРИН», ЗАО «АК&М», АНО «АЗИПИ»). Этой категории компаний нужно размещать в реестре публикацию о финансовой отчетности и результатах аудита с дополнительным с указанием сведений о публикации в СМИ.
Изменения законодательства не могли не оказать влияния на сам реестр. Федресурс под нововведения подстроился и предусмотрел возможность публикации сведений о проведенном аудите в рамках сообщения об отчетности для всех указанных выше категорий юрлиц. Они могут опубликовать обязательную информацию независимо друг от друга.
Какое количество публикаций об аудите и отчетности нужно вносить в Федресурс?
С момента действия новых правил – 2 сообщения. Подробно объясняем, почему так.
Обращаясь к нормам ФЗ №402 о бухгалтерском учете, мы знаем, что датой утверждения финансового отчета является дата ее подписания руководителем юридического лица. Именно эта дата является отправной точкой для начала отсчета 3 рабочих дней, в течение которых соответствующая информация должна появиться в Федресурсе.
Однако на момент утверждения финансового отчета аудиторская проверка (если компания должна ее осуществлять) еще не будет проведена. Временной разрыв между датой подписания фин. отчетности и датой подписания аудиторского заключения может составлять от 1 до 10 месяцев. Подобная ситуация вызвана тем, что аудиторскую проверку можно провести и подать заключение о ней в налоговую либо до конца I квартала года, следующего за отчетным, либо до конца года, следующего за отчетным.
Подобная ситуация оказалась для многих организаций проблемной – до проведения аудита они могли разместить в Федресурсе только информацию о фин. отчетности и заполнить из новой, объединенной формы сообщения в реестре поля, имеющие отношение к отчетности.
Однако и это учли разработчики реестра, чтобы у компаний была возможность своевременно публиковать необходимые сведения в реестр и не сталкиваться со штрафными санкциями. Федресурс оставил в форме сообщения поля и блоки для их заполнения сведениями о финансовой отчётности и аудите независимыми друг от друга. Соответственно, порядок раскрытия информации в реестре теперь такой:
- Сначала нужно внести в Федресурс сообщение со сведениями о финансовой отчетности – в течение 3 рабочих дней с даты ее утверждения.
- Затем опубликовать второе сообщение, заполнив в нем повторно поля об отчетности и впервые – о результатах аудиторской проверки (в течение 3 рабочих дней с даты подписания заключения об аудите).
Вместе с тем пользователи, привыкшие к публикации сведений об аудите по старому порядку, имеют возможность воспользоваться и им. Так что каждый решает самостоятельно, каким именно образом исполнять обязанность: делать это в рамках второй публикации, повторно заполнив сведения об отчетности, либо разместить информацию об аудите отдельной публикацией, как раньше.
В любом случае, какой бы способ не казался вам более удобным, факт остается фактом – закон требует публиковаться в реестре дважды! Потому что даты утверждения финансового отчета и подписания аудиторского заключения не сходятся между собой.
Если у вас аудит уже проведен, но остаётся ряд вопросов, вы можете задать их специалисту по раскрытию информации в рамках бесплатной консультации. Оставляйте заявку на сайте fedresurs.online.
Почему так важна публикация сведений об аудите и отчетности в Федресурс?
Это важно для того, чтобы ваша организация не столкнулась с последствиями, предусмотренными ч.6-8 ст.14.25 КоАП РФ. К санкциям относятся штраф до 50.000 рублей и дисквалификация должностного лица на срок до 3 лет. С 2021 года усилился надзор госорганов за исполнением обязанности, поэтому сотни компаний сталкиваются с негативными правовыми последствиями. Ниже по ссылкам вы можете ознакомиться с примерами:
Обратите внимание, что в предписании, направленном ФНС России за аудит, юрлица дополнительно привлекаются к административной ответственности по:
- ст. 19.7 КоАП РФ за непредставление аудиторского заключения;
- ст. 15.11 КоАП РФ за отсутствие первичных учетных и иных финансовых документов, хранение которых является обязательным.
Теперь форма сообщения о финансовой отчетности с указанием сведений о результатах аудита выглядит следующим образом:
Техническая поддержка реестра дала ряд разъяснений относительно нового порядка раскрытия аудита и отчетности в Федресурсе. Предлагаем вам ознакомиться с ними:
«В новой форме внесения сведений в Федресурс каждая из 3 обязанных групп юридических лиц может вносить конкретный блок сведений о себе независимо от ряда полей, предусмотренных для другой группы».
Для более четкого понимания приведем несколько примеров:
1 и 2 категории компаний (которые провели аудит, размещают сведения о нем и заполняют основные поля о фин. отчетности) строку «Ссылка на публикацию» могут оставить незаполненной. И при таком раскладе реестр опубликует ваше сообщение.
Идентичная ситуация и в отношении поля «Дата раскрытия», где поддержка реестра дала разъяснения, что публикатор, размещающий сведения в средствах массовой информации (3 группа), вносит в нее дату публикации в СМИ. А публикатор, который в СМИ не размещает сведения о финансовой отчетности (1 и 2 группа), но обязан опубликовать сообщение из-за проведенного аудита, может внести в нее ту же дату, когда происходит публикация в Федресурсе.
Это не единственные поля и строки, которые могут вызвать затруднения у пользователей. Служба поддержки Федресурса разъяснила тонкости заполнения поля «Комментарий пользователя»:
«В случае публикации сообщения о финансовой отчетности необходимую информацию об отсутствии обязанности по публикации в СМИ можно отразить в этом поле, а также использовать его для любых иных пояснений от публикатора сведений на его усмотрение. К примеру, о том, что мнение аудитора с оговоркой содержится в подгруженном файле в виде приложения, поскольку текст мнения не поместился в поле «Мнение о достоверности отчетности».
Что мы имеем в итоге? Юридические лица, на которые ранее распространялась обязанность по раскрытию сведений об аудите, с момента законодательных изменений подпадают под обязанность 1-2 группы в рамках публикации сообщения о финансовой отчётности (а ряд организаций – сразу под критерии всех 3 категорий компаний в случае размещения информации в СМИ). Они теперь должны вносить в Федресурс сообщение о фин. отчетности с указанием сведений об аудиторе, дате подписания заключения, а в ряде случаев (2 группа) и результатах аудита (мнение аудитора).
То есть число организаций, которые проводили аудит и обязаны публиковать сведения о его результатах в Федресурс, остается таким же. Все что произошло – объединение с сообщением о финансовой отчетности.
Какие сведения организации должны публиковать на Федресурсе и что ждет нарушителей
Единый федеральный реестр сведений о фактах деятельности юридических лиц и индивидуальных предпринимателей (ЕФРСФДЮЛ) — ресурс, на котором организации должны размещать информацию, например, о реорганизации или ликвидации юрлица, о получении лицензий, об уменьшении уставного капитала, публиковать аудиторские заключения и т.д. Обязанность публиковать сведения на Федресурсе установлена статьей 7.1. Федерального закона от 08.08.2001 № 129-ФЗ.
Какие сведения публикуются на Федресурсе автоматически
Большинство сведений, публикуемых на Федресурсе , появляются там автоматически, без участия организаций. Публикуют их в том числе налоговые органы на основании данных госреестров, размещаемых в интернете. В частности, без участия компаний в Федресурсе публикуются (п. 8.3 ст. 7.1 Федерального закона от 08.08.2001 № 129- ФЗ «О государственной регистрации юридических лиц и индивидуальных предпринимателей»):
- записи о создании организаций (в том числе путем реорганизации);
- коды созданных организаций по ОКВЭД;
- записи о том, что организации находятся в процессе реорганизации, ликвидации;
- решения о предстоящем исключении организации из ЕГРЮЛ;
- записи об исключении организаций из ЕГРЮЛ или о ликвидации организаций;
- записи о недостоверности содержащихся в ЕГРЮЛ сведений;
- записи о прекращении унитарных предприятий, имущественный комплекс которых продан в порядке приватизации или внесен в качестве вкладов в уставный капитал;
- записи об уменьшении или увеличении уставного капитала;
- записи о назначении или прекращении полномочий единоличного исполнительного органа компаний;
- записи о недостоверности содержащихся в ЕГРЮЛ сведений о компаниях.
Кроме того, налоговики публикуют в Федресурсе сведения о том, что организациями было принято решение об изменении места нахождения и записи об изменении адреса организаций. Другие сведения, напрямую касающиеся деятельности компаний, обязаны размещать на Федресурсе сами организации.
Какие сведения компании публикуют на Федресурсе самостоятельно
В соответствии с п. 8 ст. 7.1 Федерального закона от 08.08.2001 № 129- ФЗ организации обязаны самостоятельно размещать в Федресурсе следующие данные:
- сведения о стоимости чистых активов АО на последнюю отчетную дату;
- сведения о стоимости чистых активов ООО;
- сведения о возникновении у компании признаков недостаточности имущества в соответствии с законодательством о несостоятельности (банкротстве);
- сведения о бухгалтерской (финансовой) отчетности и консолидированной финансовой отчетности, публикуемые компаниями, обязанными раскрывать такие сведения;
- сведения о получении лицензии, приостановлении, переоформлении, возобновлении действия лицензии;
- сведения об аннулировании лицензии или о прекращении действия лицензии на осуществление конкретного вида деятельности;
- сведения о вынесении арбитражным судом определения о введении наблюдения;
- сведения об обременении залогом принадлежащего организации движимого имущества;
- сведения о выдаче независимых гарантий;
- сведения о заключении клиентами договоров финансирования под уступку денежного требования;
- сведения о продаже предприятий или передаче их в аренду;
- уведомление о ликвидации или реорганизации компании;
- уведомления об уменьшении уставного (складочного) капитала организации.
Какие еще сведения должны размещать компании на Федресурсе
Наряду с перечисленными выше данными компании обязаны публиковать на Федресурсе сведения в соответствии с требованиями специальных законов. Например, закона о банкротстве, об исполнительном производстве и оценочной деятельности. Согласно данными требованиям, организации в обязательном порядке должны размещать на Федресурсе:
- уведомления должников об обращении в арбитражный суд с заявлением о признании организаций-должников банкротами – п. 4 ст. 37 Федерального закона от 26.10.2002 № 127-ФЗ «О несостоятельности»);
- уведомления кредиторов о намерении обратиться с заявлением о признании должника банкротом (п. 2.1 ст. 7 Федеральный закон от 26.10.2002 № 127-ФЗ);
- сведения о том, что организация отказывается от применения моратория на возбуждение дел о банкротстве (абз. 3 п. 1 ст. 9.1 Федерального закона от 26.10.2002 № 127-ФЗ)
- уведомления должников об обращении взыскания на принадлежащее ему имущество (п. 3 ст. 94 Федерального закона от 02.10.2007 № 229-ФЗ «Об исполнительном производстве»);
- сведения о заключении договора финансовой аренды (лизинга), представляемые лизингодателями (п. 3 ст. 10 Федерального закона от 29.10.1998 № 164-ФЗ «О финансовой аренде»);
- сведения об отчете об оценке объекта оценки (ст. 8.1 Федерального закона от 29.07.1998 № 135-ФЗ «Об оценочной деятельности в Российской Федерации»);
- сведения о членстве в саморегулируемой организации (п. 5 ст. 5 Федерального закона от 01.12.2007 № 315-ФЗ «О саморегулируемых организациях»);
- сведения концедентов о перечне незарегистрированного недвижимого имущества (ст. 39 Федерального закона от 21.07.2005 № 115-ФЗ «О концессионных соглашениях»);
- сведения о возврате долга при помощи сторонних лиц (коллекторов), размещаемые организациями-кредиторами (ст. 9 Федерального закона от 03.07.2016 № 230-ФЗ «О защите прав и законных интересов физических лиц при осуществлении деятельности по возврату просроченной задолженности»).
Все указанные выше сведения публикуются на Федресурсе с соблюдением установленной процедуры.
Как публиковать сведения на Федресурсе
Публиковать сведения на Федресурсе можно из «Личного кабинета» , доступ к которому осуществляется при помощи сертификата ключа проверки электронной подписи, выданного авторизованным удостоверяющим центром. Электронная подпись может выдаваться как на руководителя компании, так и на представителя по доверенности и должна подтверждать право публикации сведений на Федресурсе.
После получения ЭЦП представитель компании может создавать и подписывать обязательные сообщения для публикации на Федресурсе. Перед публикацией необходимо оплатить соответствующие услуги сервиса. Стоимость одной публикации составляет порядка 900 рублей.
Создание счета на оплату происходит только в личном кабинете при формировании счета на предварительную оплату или при формировании счета для оплаты конкретного сообщения. Сообщения размещаются в ресурсе не позднее следующего рабочего дня после даты поступления денежных средств на счет оператора.
В последнее время в интернете появилось довольно много разного рода онлайн-сервисов, которые предлагают компаниям услуги по быстрой публикации сведений на Федресурсе. И если организация не планирует себя утруждать публикацией обязательных сведений, она вполне может доверить публикации таким посредникам. Однако нужно понимать, что услуги таких сервисов всегда оказываются на платной основе. И помимо самой публикации придется дополнительно оплатить еще и услуги посредника.
Кроме того, перед тем как доверить публикации посреднику, не мешает проверить легальность его деятельности и ознакомиться с отзывами о нем представителей других компаний. Сотрудничество с мошенниками грозит не только потерей денег, но и возможными проблемами в связи с отсутствием в Федресурсе обязательных публикаций.
Неразмещение в Федресурсе обязательных сведений, равно как и размещение там заведомо ложной информации, является основанием для привлечения к административной ответственности.
Ответственность за неразмещение информации на Федресурсе
Сами компании не несут ответственности за неисполнение обязанности по публикации сведений на Федресурсе. Административную ответственность за данное нарушение несут должностные лица организаций – их руководители и те, на кого непосредственно возложена обязанность по публикации информации на Федресурсе. Согласно ч. 6 ст. 14.25 КоАП РФ, несвоевременное опубликование сведений на Федресурсе влечет предупреждение или наложение административного штрафа на должностных лиц в размере 5 000 рублей.
Под несвоевременной публикацией понимается нарушение сроков размещения сведений, установленных законодательством. Например, уведомление о планируемом банкротстве организации должны публиковать в Федресурсе не менее чем за 15 календарных дней до даты подачи соответствующего заявления в арбитражный суд (п. 4 ст. 37 Федерального закона от 26.10.2002 № 127-ФЗ «О несостоятельности»). Поэтому если компания пропустит данный срок, ее руководителя могут привлечь к ответственности именно по ч. 6 ст. 14.25 КоАП РФ за несвоевременное представление сведений.
Если организация вообще не опубликует сведения на Федресурсе, которые она обязана публиковать в силу требований законодательства, ее должностные лица понесут ответственность по ч. 7 ст. 14.25 КоАП РФ. Данное нарушение влечет наложение административного штрафа на должностных лиц в размере от 5 000 до 10 000 рублей. Такой же штраф назначат и за публикацию на Федресурсе недостоверных сведений.
Самые строгие меры ответственности предусмотрены за повторную непубликацию сведений на Федресурсе и повторную публикацию на нем заведомо ложных сведений. Эти нарушения повлекут наложение административного штрафа на должностных лиц в размере от 10 000 до 50 000 рублей или дисквалификацию на срок от 1 года до 3 лет (ч. 8 ст. 14.25 КоАП РФ).