Какую роль исполняет государство на финансовом рынке
Перейти к содержимому

Какую роль исполняет государство на финансовом рынке

  • автор:

Базовый экзамен ФСФР. Вопросы и ответы с 1 по 10

Базовый экзамен ФСФР. Вопросы и ответы с 1 по 10

Путь не близкий, но что делать. Начинаем разбираться от и до по каждому вопросу. Если каждый день брать в оборот по 20 вопросов, то через 3 месяца закончим. Если по 10 вопросов, то примерно через полгода. Если по 5, то через год. Хе, забавно, но учитывая то, что вопросы меняются очень редко, то до следующей замены точно успеваем! Ха-ха-ха! Поехали!

Итак, начнём по порядку. Часть вопросов имеют очень логичные ответы, в которых ошибиться, ну крайне сложно. Они наверное, скажем так, для отсева. Первые кстати публикации думаю будут оформлены по разному, но мы придём со временем к общему стандарту.

Глава 1. Рынок ценных бумаг

Тема 1.1. Функционирование финансового рынка

Код вопроса: 1.1.1

Финансовый рынок представляет собой:

Ответы:

A. Механизм перераспределения капитала между кредиторами и заемщиками при помощи посредников на основании спроса и предложения на капитал

B. Совокупность кредитно-финансовых организаций страны, перераспределяющих потоки денежных средств между субъектами, имеющими временно свободные денежные средства и субъектами, испытывающими недостаток в финансовых ресурсах

C. Институт, трансформирующий сбережения в инвестиции

D. Все перечисленное

Здесь полагаю всё должно быть понятно. Все пункты A, B и C как раз и описывают финансовый рынок.

Код вопроса: 1.1.2

Договор, в результате которого возникает финансовый актив у одной организации и финансовое обязательство или долевой инструмент у другой, называется:

Ответы:

A. Срочный контракт

B. Акция

C. Депозит

D. Финансовый инструмент

Вопрос и ответ целиком взяты из википедии, смотрите:

Финансовый инструмент это

Статья как раз называется «финансовый инструмент». Собственно, это терминологический вопрос и его просто нужно понимать.

Код вопроса: 1.1.3

К функциям финансового рынка относятся следующие, кроме:

Ответы:

A. Аккумулирование временно свободных средств

B. Формирование рыночных цен на отдельные финансовые инструменты

C. Доведение товаров до потребителей

D. Осуществление квалифицированного посредничества между продавцом и покупателем финансовых инструментов (брокеры, дилеры)

Обратите внимание на слово «кроме«. Всё имеет отношение к финансовому рынку, кроме конечно же доведения товаров до потребителей. Почему? Потому что данная функция относится к логистике (товародвижение) и к финансовому рынку отношения не имеет.

    1. Финансового актива;
    2. Финансового обязательства;
    3. Права на лицензионную компьютерную программу;
    4. Права на объект недвижимости.

    Тоже вопрос решается логическим путём. Причём тут компьютерные программы и право на объёкт недвижимости не понятно, а потому они отсеиваются и остаются финансовый актив и обязательство.

    1. Валюта;
    2. Ценные бумаги;
    3. Производные финансовые инструменты;
    4. Права на объекты недвижимости;
    5. Авторские права на компьютерные программы.

    Один в один, как и предыдущий вопрос.

    1. Выступает как кредитор;
    2. Выступает в качестве заемщика;
    3. Устанавливает общие правила функционирования финансового рынка, осуществляет повседневный контроль над ним, проводит денежно-кредитную политику.

    Да, конечно здесь всё имеет отношение к роли государства. Государство представлено в виде таких инстанциий, как ФСФР (в прошлом), ЦБ, МинФин и Федеральная Служба Страхового надзора. Не так давно ФСФР прикрыли и теперь он внутри ЦБ. Но да, государство выступает как кредитор (например, для бюджетных организаций). В качестве заёмщика — тоже, потому как выпускает облигации. И конечно как контролирующий орган, так сказать, априори.

      1. Валютный рынок;
      2. Кредитный рынок;
      3. Фондовый рынок;
      4. Страховой рынок;
      5. Рынок деривативов;
      6. Рынок государственных услуг.

      К финансовому рынку не относится рынок государственных услуг, просто по логике или просто запомните это.

      1. Ставка дисконтирования;
      2. Процентная ставка;
      3. Стоимость капитала;
      4. Сумма, указанная в процентном выражении к сумме кредита, которую платит получатель кредита за пользование им в расчете на определенный период.
      1. I, II
      2. IV
      3. Все, кроме III
      4. Все перечисленное

      Это всё вокруг одного, поэтому — всё перечисленное.

      1. Товарный рынок;
      2. Денежный рынок и рынок капиталов;
      3. Фондовый рынок и рынок деривативов;
      4. Рынок земли.
      1. I и III
      2. II и III
      3. I и IV
      4. II и IV

      В данном вопросе рассматриваются разные группы рынков. Обычно, по отношению к «купле-продаже» относят пять групп рынков: товарно-сырьевые, финансовые, недвижимости, земли и труда. Как видим, сюда входит финансовый рынок, который делится ещё на пять групп: фондовый, срочный, денежный, валютный и рынок капиталов. Как очевидно, денежный и фондовый рынки — являются правильными ответами.

      1. Ставка инфляции
      2. Номинальная процентная ставка с учетом инфляции
      3. Ключевая ставка
      4. Рыночная ставка

      Что такое номинальная процентная ставка? Это обычная рыночная ставка, которая не учитывая инфляцию. Хорошо, а тогда реальная? А реальная — это номинальная, которая учитывает инфляцию, т.е. номинальная минус инфляция. На примере. Номинальная ставка 10%, а инфляция 4%, значит реальная ставка считается: 10% — 4% = 6%. Вот и всё.

      2.1. Государство и финансовый рынок

      Взаимоотношения государства и финансового рынка многоплановы. Государство может выступать кредитором и заемщиком, устанавливать общие правила функционирования рынка и осуществлять контроль за ним, проводить официальную денежно-кредитную политику. Государство может также поощрять и защищать развитие финансового рынка, от которого зависит устойчивость национальной экономики. В первую очередь такая политика проводится через придание рынку организационной завершенности, стандартизацию операций и жесткий контроль. В отдельных европейских странах государство участвует в создании и поддержании рынков отдельных финансовых активов, принимает “защитные” законы, ограждающие от иностранного проникновения и излишней конкурентности

      Сущность и эволюция развития рынка ценных бумаг, его функции и структура

      Накопление денежного капитала играет важную роль в рыночной экономике.

      Непосредственно самому процессу накопления денежного капитала предшествует

      этап его производства. После того как денежный капитал создан или

      произведен, его необходимо разделить на часть которая вновь направляется в

      производство, и ту часть, которая временно высвобождается. Последняя, как

      правило, и представляет собой сводные денежные средства предприятий и

      корпораций, аккумулируемые на рынке ссудных капиталов кредитно-финансовыми

      институтами и рынком ценных бумаг.

      Возникновение и обращение капитала, представленного в ценных бумагах, тесно

      связанно с функционированием рынка реальных активов, т.е. рынка, на котором

      происходит купля-продажа материальных ресурсов. С появлением ценных бумаг

      (фондовых активов) происходит как бы раздвоение капитала. С одной стороны,

      существует реальный капитал, представленный производственными фондами, с

      другой — его отражение в ценных бумагах.

      Появление этой разновидности капитала связано с развитием потребности в

      привлечении все большего объема кредитных ресурсов вследствие усложнения и

      расширения коммерческой и производственной деятельности. Таким образом,

      фондовый рынок исторически начинает развиваться на основе ссудного

      капитала, т.к. покупка ценных бумаг означает не что иное, как передачу

      части денежного капитала в ссуду.

      Ключевой задачей, которую должен выполнять рынок ценных бумаг является

      прежде всего обеспечение условий для привлечения инвестиций на предприятия,

      доступ этих предприятий к более дешевому, по сравнению с банковскими

      Рынок ценных бумаг.

      Фондовый рынок является чутким барометром состояния экономики. Ныне

      основными целями на российском рынке ценных бумаг являются цели становления

      и закрепления отношений собственности, а главными участниками этого рынка —

      Участники российского рынка ценных бумаг имеют общую задачу —

      получение прибыли. Именно под воздействием источников и условий, прикоторых

      она образуется, и складывается структура отечественного фондового рынка,

      одной из отличительных черт которой стало существенное преобладание

      государственных ценных бумаг. Кроме того, весьма характерно для

      отечественного фондового рынка и то, что основная часть ценных бумаг

      проходит только стадию первичного размещения, почти не обращаясь на

      Поскольку управлять экономикой может только тот, кто владеет

      собственностью, то и рынок ценных бумаг приобретает особую экономическую и

      Как и любой другой рынок, РЦБ складывается из спроса, предложения и

      уравновешивающей их цены. Спрос создается компаниями и с некоторых пор

      государством, которым не хватает собственных доходов для финансирования

      инвестиций. Бизнес и правительства выступают на РЦБ чистыми заемщиками

      (больше занимают, чем одалживают), а чистыми кредитором является население,

      личный сектор, у которого по разным причинам доход превышает сумму расходов

      на текущее потребление и инвестиции в материальные активы (главным образом

      Роль фондового рынка как инструмента рыночного регулирования должно

      рассматриваться особо, поскольку его закономерности очень сложны и

      неоднозначны и представвляют особый коммерческий интерес. К тому же до сих

      пор считается, что выявить эти закономерности с приемлемой точностью

      Классификация ценных бумаг.

      Ценной бумагой является документ, удостоверяющий с соблюдением

      установленной формы и обязательных реквизиторов имущественные права,

      осуществление или передача которых возможны только при его предъявлении.

      С передачей ценной бумаги переходят все удостоверяемые ею права в

      В случаях, предусмотренных законом или в установленном им порядке, для

      осуществления и передачи прав, удостоверенных ценной бумагой, достаточно

      доказательств их закрепления в специальном реестре (обычном или

      компьютеризированном). [ Гражданский кодекс РФ, статья 142 ]

      Таким образом, ценные бумаги выступают разновидностью денежного

      капитала, движение которого опосредует последующее распределение

      В прошлом ценные бумаги существовали исключительно в физически

      осязаемой, бумажной форме и печатались типографическим способом на

      специальных бумажных бланках. Ценные бумаги, как правило, изготовляются с

      достаточно высокой степенью защищенности от возможных подделок. В

      последнее время в связи со значительным увеличением оборота ценных бумаг

      многие из них стали оформляться в виде записей в книгах учета, а также на

      счетах, ведущихся на различных носителях информации, то есть перешли в

      физически неосязаемую (безбумажную) форму. Поэтому на рынке ценных бумаг

      выпускаются, обращаются и погашаются как собственно ценные бумаги, , так и

      их заменители. Объекты сделок на рынке ценных бумаг также называют

      инструментами рынка ценных бумаг, фондами (в значении денежные фонды) или

      В случае, если ценные бумаги не существуют в физически осязаемой форме

      или если их бумажные бланки помещаются в специальные хранилища,

      владельцу ценной бумаги выдается документ, удостоверяющий его право

      собственности на ту или иную фондовую ценность. Этот документ называется

      сертификатом ценной бумаги. Сертификаты ценных бумаг на предъявителя могут

      выпускаться для замещения собой несколько однородных ценных бумаг

      (подобно денежным купюрам различного достоинства). В последнем случае

      сертификат не обязательно содержит информацию о владельце фондовой

      Экономическую суть и рыночную форму каждой ценной бумаги можно

      одновременно рассматривать с разных точек зрения, в связи с чем каждая

      ценная бумага обладает целым набором характеристик. Это предопределяет

      и возможность классификации ценных бумаг по разным признакам, что обычно

      диктуется практическими потребностями.

      Возможно прежде всего разделить все ценные бумаги на две большие

      группы: денежные и капитальные или фондовые ценные бумаги, то есть те,

      которые обращаются на рынке капиталов, который называют также финансовым,

      или фондовым, рынком.

      Ценные бумаги денежного рынка -оформляют заимствование денег — это долговые

      ЦБ. К ним относятся векселя, депозитные и сберегательные сертификаты и

      другие. Доход по этим ЦБ носит разовый характер и получается либо за счет

      покупки их по цене ниже номинальной стоимости, либо за счет получения

      процентов при их погашении. Денежные ЦБ, как правило являются

      краткосрочными (со сроком погашения менее одного года). Экономическая роль

      ценных денежных бумаг состоит в обеспечении непрерывности кругооборота

      промышленного, коммерческого и банковского капитала, бесперебойности

      бюджетных расходов, в ускорении процесса реализации товаров и услуг, то

      есть в конечном счете в обеспечении процесса каждого индивидуального

      воспроизводства, предполагающего непрерывность притока денежного капитала к

      исходному пункту. Существование таких ценных бумаг позволяет банкам,

      реализовать все высвобождающиеся на короткие сроки средства в качестве

      В группу капитальных ценных бумаг включают акции, облигации, паи

      кооперативов, инвестиционные сертификаты, закладные листы и их

      разновидности. Средства, полученные путем эмиссии и продажи этих ценных

      бумаг, предназначены для образования или увеличения капитала

      производительных предприятий, нацеленных на получение прибыли, которой

      они затем поделятся с покупателями (держателями). Рынок капитальных

      ценных бумаг является важнейшей частью экономики, функционирующей на

      рыночных принципах: без него немыслимо формирование капитала крупного

      Многие ценные бумаги выпускаются частными компаниями и потому получили

      название частных (коммерческих). Частные инструменты фондового рынка

      являются менее надежными по сравнению с государственными, по которым

      правительство гарантирует выполнение условий выпуска.

      К частным ценным бумагам относятся как долговые обязательства, так и

      долевые ценные бумаги (акции). Каждая из указанных разновидностей фондовых

      ценностей имеет свои специфические особенности.

      Долговые обязанности выпускаются коммерческими организациями в целях

      заимствования на финансовом рынке денежных средств, необходимых для

      решения стоящих перед ними текущих и перспективных задач. Наиболее

      распространенной формой частных долговых обязательств являются облигации.

      Облигация — ценная бумага, удостоверяющая внесение ее владельцем

      денежных средств и подтверждающая обязательство возместить ему номинальную

      стоимость этой ценной бумаги в предусмотренный в ней срок, с уплатой

      фиксированного процента (если иное не предусмотрено условиями выпуска).

      Облигации могут выпускаться государством, а также частными компаниями

      с целью привлечения заемного капитала. Выпускаются они обычно под залог

      определенного имущества. Облигации, обеспеченные закладной, дают их

      держателям дополнительную гарантию по потери своих средств, поскольку

      закладная дает право держателю облигаций продавать заложенное имущество в

      случае, если предприятие не в состоянии осуществить надлежащие платежи.

      Однако существуют и беззакладные облигации, представляющие собой долговые

      обязательства, основанные лишь на доверии к кредитоспособности

      предприятия, но не обеспеченные каким — либо имуществом. Выпускают такие

      облигации предприятия с устойчивым финансовым положением.

      Держатель облигаций, в отличии от держателя акций, не имеет право

      голоса в управлении предприятием.

      1. Купонные облигации или облигации на предъявителя.

      2. Именные облигации.

      3. «Балансовые» облигации.

      Классификация облигаций в зависимости от обеспечения

      1. Обеспечение облигации. Эти облигации имеют реальное обеспечение

      активами. Их можно разбить на три подтипа:

      а) облигации с залогом имущества, которые обеспечиваются основным

      капиталом предприятия (ее недвижимостью) и иным вещным имуществом;

      б) облигации залогом фондовых бумаг, которые обеспечиваются

      находящимися в собственности компании-эмитента ценными бумагами какой-либо

      другого предприятия (но не компании-эмитента) — как правило, ее филиала или

      с) облигации с залогом оборудования. Такие облигации обычно

      выпускаются транспортными предприятиями, которые в качестве залогового

      обеспечения используют, например, транспортные средства (самолеты,

      локомотивы и тп.).

      2. Необеспеченные облигации. Эти облигации не обеспечиваются какими-либо

      материальными активами, они подкрепляются «добросовестностью компании-

      3. Другие виды облигаций.

      А) Облигации с доходом на прибыль

      б) Гарантированные облигации

      в) Бескупонные облигации

      Котировки и рейтинг облигаций.

      Облигации обладают свойством обратимости, то есть с ними могут

      осуществляется операции по купле-продаже. Некоторые облигации обращаются на

      бирже, но большинство сделок осуществляется на внебиржевом рынке. Торговля

      облигациями обычно менее интенсивная, чем операции с акциями.

      Цена облигации. Как и акции, облигации имеют номинальную стоимость и

      рыночную цену.Облигации могут продаваться по цене выше номинала — с

      надбавкой, или с премией, или ниже номинала — со скидкой, или с дисконтом.

      Рыночная цена обычно зависит от их надежности (финансовой стабильности

      корпорации-эмитента) и от ставки процента.

      Рейтинг. Его имеют большинство облигаций предприятий,устанавливаемый

      независимыми фирмами. Облигации, имеющие наиболее высокий

      рейтинг,называются облигациями «инвестиционного класса». Облигации, имеющие

      рейтинг ниже определенного, считаются спекулятивными, в том числе так

      называемые бросовые облигации. Чем ниже рейтинг, тем выше риск неплатежа. В

      целом, чем выше рейтинг, тем ниже доход по ним.

      Стоит отметить, что в современной практике различия между акциями и

      облигациями предприятий постепенно стираются. С одной стороны , происходит

      узаконивание выпуска «не голосующих» акций, а с другой — появились

      «голосующие» облигации. Стиранию этих различий также способствует также

      эмиссия конвертируемых облигаций и выпуск так называемых «гибридных

      Акция — ценная бумага,свидетельствующая о внесении пая в капитал

      акционерного общества. Дает ее владельцу право на присвоение части прибыли

      в форме дивиденда.

      В современном капиталистическом мире основной формой организации бизнеса

      являются корпорации или акционерные общества, которые имеют значительные

      преимущества по сравнению с другими формами. Два наиболее важных из них это

      — ограниченная ответственность их участников , которые несут убытки лишь в

      размере своего взноса, сильно упрощенная процедура передачи прав

      собственности (продажа акций), а также (и это, наверное, основное

      преимущество) огромные возможности по мобилизации капитала через эмиссию

      акций и облигаций, что, в свою очередь, составляет основу быстрого и

      продуктивного роста компании.

      Акционерные общества являются наиболее удобной формой деловой организации

      для субъектов, не занимающихся мелким бизнесом, в силу целого ряда причин.

      1) акционерные общества могут иметь неограниченный срок

      существования, в то время как период действия предприятий, основанных

      на индивидуальной собственности или товарищества с участием физических

      лиц, как правило, ограничен рамками жизни их учредителей.

      2) акционерные общества благодаря выпуску акций получают более широкие

      возможности в привлечении дополнительных средств по сравнению с

      3) поскольку акции, как правило, обладают достаточно высокой

      ликвидностью, их гораздо проще обратить в деньги при выходе из

      акционерного общества, чем получить назад долю в уставном капитале

      товарищества с ограниченной ответственностью.

      Акции можно рассматривать как единицы измерения собственнических интересов

      членов акционерного общества — акционеров. Собственнический интерес — это

      объем правомочий, получаемых акционером в обмен на передаваемый ими

      акционерному обществу капитал. Таким образом, акция как объект права

      собственности по своему характеру представляет собой категорию прав, а не

      вещей в их телесном виде. Право собственности на акцию это право

      собственности на права, которые ее обладатель имеет.

      Акции имеют стоимость.

      Различают различные виды стоимости акций:

      1. Нарицательная стоимость (номинал) — произвольная стоимость,

      устанавливаемая при эмиссии и отражаемая в акционерном

      сертификате.Номинал практически не связан с реальной стоимостью , и

      поэтому в последнее время на западе перестали указывать на акциях их

      2. Балансовая стоимость, исчисляемая как частное от деления чистых активов

      корпорации на количество выпушенных и распространенных акций.

      3. Рыночная стоимость ( продажная цена акции, курс ) — текущая стоимость

      акции на бирже или во внебиржевом обороте (к примеру, последняя котировка

      ). Это наиболее важный вид стоимости, поскольку именно она (а точнее —

      прогноз ее изменения ) играет основную роль в обращении акций данной

      Документ, свидетельствующий о владении акциями, называется акционерным

      сертификатом. В нем указываются данные об эмитенте, и данные о

      зарегистрированном держателе или держателях, номинал (если таковой имеется

      ), тип и число акций, находящихся в собственности держателя сертификата, и

      соответствующие права на голосование.

      Права, предоставляемые акционерным обществом своим акционерам:

      Большинство обыкновенных акций дает их держателю право голоса на

      ежегодных собраниях акционеров

      2. Право на участие в прибыли АО (на получение дивидендов).

      Акции дают их держателям на получение части прибыли компании в форме

      Дивиденды — это часть прибыли корпорации,распределяемая среде

      акционеров в виде определенной доли от стоимости их акций (иначе говоря,

      пропорционально числу акций, находящихся в собственности). Дивиденды по

      обыкновенным акциям выплачиваются только после уплаты всех налогов,

      процентов по облигациям и дивидендов по привилегированным акциям (если

      такие выпущены). Дивиденды наличными обычно устанавливаются в рублях на

      акцию. Дивиденды в форме имущества обычно представляют собой акции дочерних

      компаний, но это может быть и продукция самой компании.

      Дробление акций — это увеличение количества выпущенных акций, не

      влекущее за собой изменения совокупной рыночной стоимости активов

      корпорации и относительных долей держателей акций.

      3. Преимущественное право на покупку новых акций.

      Право, дающее существующим акционерам возможность закупить акции

      нового выпуска прежде, чем они будут предложены другим лицам. Цель этого

      преимущественного права в защите существующих акционеров (в первую очередь

      держателей крупных пакетов) от «размывания» пропорциональных долей их

      участия в АО. Как правило в законодательстве предусматривается, что наличие

      таких прав должно прямо оговариваться в уставе общества.

      4. Право при ликвидации (роспуске) корпорации.

      Ликвидация — это практические действия АО по прекращению дел и

      реализации имущества. Стадия прекращения легального существования

      называется роспуском, а фактического — ликвидацией. По закону РФ претензии

      к акционерному обществу при ликвидации удовлетворяются ею в следующем

      порядке: государственные претензии (уплата налогов и пошлин, расчет по

      государственным кредитам), претензии других кредиторов (коммерческих

      банков, владельцев векселей и облигаций, и тд.),претензии владельцев

      привилегированных акций, и только после этого претензии владельцев

      обыкновенных акций. Незнание этого положения (или непонимание того, что

      акционер является совладельцем АО) в нашей стране в последнее время

      приводит к конфликтам между учредителями и акционерами ликвидировавшихся

      5. Права на инспекцию (проверку).

      Все акционеры имеют право на проверку некоторых документов и

      отчетностей своих акционерных обществ (списка акционеров, протоколов

      собраний акционеров, некоторых бухгалтерских отчетов и тп.).

      1 Привилегированные акции

      Как и обыкновенные акции, привилегированные акции представляют собой ценную

      бумагу, указывающую на долю участия ее держателя в корпорации. От

      обыкновенных акций их отличает следующее:

      1. дивиденды на привилигированные акции, как правило, устанавливаются

      по фиксированной ставке;

      2. они выпускаются с указанием номинала и размера дивиденда в

      процентах или в долларах на акцию;

      3. дивиденды по привилегированным акциям выплачивается до выплат по

      обыкновенным акциям и не зависят от прибыли акционерного общества;

      4. держатели привилегированных акций имеют преимущественное право на

      определенную долю активов акционерного общества при ее ликвидации;

      5. как правило, держатели привилегированных акций не имеют

      преимущественных прав на покупку акций нового выпуска и права

      Другие виды ценных бумаг.

      1. Вексель:(нем.Wechsel, буквально — обмен) вид ценной бумаги, денежное

      обязательство. Бесспорный и безусловный долговой документ. Различают

      простой и переводной вексель. Передача векселя от одного лица другому

      оформляется передаточной надписью — индоссаментом. В международной

      торговле а также во внутреннем обороте капиталистических стран вексель —

      одно из основных средств оформления кредитно-расчетных отношений.

      2. Подписные сертификаты (варранты). Это особый вид ценных бумаг,

      которые выпускаются вместе с облигациями или привилегированными акциями и

      дают их держателю право на покупку обыкновенных акций по оговоренной цене в

      течение определенного периода ( несколько лет ). ( В отличие от

      преимущественных прав на покупку акций нового выпуска, подписной сертификат

      предусматривает более высокую по сравнению с текущим курсом цену на акции,

      которые могут быть куплены в оговоренный в нем период.)

      Складской варрант – дает право на конкретный товар находящийся на

      3. Приватизационные чеки (ваучеры). Эти государственные ценные бумаги

      были выпущены в России (аналоги имеются и в некоторых других бывших

      соцстранах) для опосредования процесса передачи государственной

      собственности в частные руки, и в то же время предоставления равных

      начальных возможностей всем гражданам страны. Имеют ограниченный срок

      4. Коноссамент – документ удостоверяющий право собственности на товар

      отгруженный морским путем, является одновременным договором морской

      перевозки и распиской капитана в получении груза к перевозке.

      Участники рынков ценных бумаг: эмитенты, инвесторы.

      Состав участников рынка ценных бумаг зависит от той ступени на какой

      находится производство и банковская система, а также каковы экономические

      функции государства. Этим определяется способ финансирования производства

      и государственных расходов. Важным является также и объем накопления

      средств у населения сверх удовлетворения необходимых текущих потребностей.

      Если мелкое производство финансируется за счет собственных накоплений и

      капиталов собственников — владельцев производства и банковских кредитов,

      то крупное акционерное производство финансирует свои капитальные затраты

      почти полностью за счет эмиссии акций и облигаций. Результатом является

      отделение собственности и финансирования предприятий от самого

      производства. Государство в лице центрального правительства и местных

      органов власти со временем все в большей степени прибегает к заимствованию

      средств для финансирования бюджетных расходов в дополнение к взиманию

      налогов, а также в интервалах между поступлениями налогов. Главную массу

      эмитентов акций составляют нефинансовые компании. они же выпускают

      среднесрочные и долгосрочные облигации, предназначенные как для пополнения

      их основного капитала, так и для реализации различных инвестиционных

      программ, связанных с расширением и модернизацией производства.

      Правительство выпускает долговые обязательства широкого спектра

      сроков от казначейских векселей сроком в 3 месяца до облигаций сроком 30, а

      иногда и 50 лет.

      Таким образом, эмитентами ценных бумаг являются те, кто заинтересован

      в краткосрочном или долгосрочном финансировании своих текущих и

      капитальных расходов и при этом может доказать, что ему как заемщику,

      должнику и предпринимателю можно доверять.

      В принципе эмитенты ценных бумаг могут сами разместить (то есть

      продать) свои обязательства в виде ценных бумаг. Однако сложный механизм

      эмиссии в условиях конкуренции, потребность в гарантированном размещении

      ценных бумаг требует не только больших расходов, но и профессиональных

      знаний, специализации, навыков. Поэтому эмитенты в подавляющем большинстве

      случаев прибегают к услугам профессиональных посредников — банков,

      финансовых брокеров, инвестиционных компаний. Все они в данном случае, как

      организаторы и гаранты, являются посредниками на рынке ценных бумаг.

      Те, кто вкладывает средства в ценные бумаги с целью извлечения

      дохода, являются инвесторами. На рынке денежных ценных бумаг в качестве

      инвесторов доминируют банки, которые в то же время как посредники

      частично размещают краткосрочные бумаги у своих клиентов (например,

      коммерческие банки одних предприятий предлагают другим предприятиям). На

      рынке капитальных ценных бумаг наблюдается историческая эволюция от

      преобладания индивидуальных инвесторов к доминированию институциональных

      инвесторов. Появление институциональных инвесторов — важный этап в развитии

      рынка ценных бумаг., Возникает возможность чрезвычайного расширения круга

      покупателей финансовых инструментов , а соответственно рассредоточения

      риска помещения средств в ценные бумаги.

      Частные лица, как масса, население начинают вкладывать средства в

      ценные бумаги лишь тогда, когда они достигают достаточной степени

      личного богатства, которым нужно управлять, то есть держать в форме

      капитала — финансовых активов, приносящих доход.

      Виды профессиональной деятельности на фондовом рынке.

      Важнейшими структурами рынка ценных бумаг как финансовой категории

      являются участники рынка ценных бумаг, осуществляющие свою

      Профессиональная деятельность — это специализированная деятельность на

      рынке ценных бумаг по перераспределению денежных ресурсов на основе ценных

      бумаг, по организационно- техническому и информационному обслуживанию

      выпуска и обращения ценных бумаг.

      Профессиональная деятельность на рынке ценных бумаг подразделяется на

      — перераспределение денежных ресурсов и финансовое посредничество,

      — деятельность по организации торговли ценными бумагами,

      — организационно-техническое обслуживание операций с ценными бумагами,

      — деятельность по ведению и хранению реестра акционеров,

      — расчетно-клиринговая деятельность по ценным бумагам,

      — расчетно-клиринговая деятельность по денежным средствам (в связи с

      операциями с ценными бумагами).

      Профессиональный участник РЦБ – это физическое или юридическое лицо

      имеющее лицензию или квалификационный аттестат ФКЦБ на право работы с

      1) Организатор торговли – юридическое лицо имеющее лицензию ФКЦБ на право

      торговли ЦБ и способное создать условия для современных цивилизованных

      А) Полная информированность о участниках торгов

      Б) Современная техническая оснащенность торгов

      В) Полная безопасность участников торгов

      Г) Поведение в соответсвии с кодексом организации торговли (биржи,

      2) Брокер, физичекое или юридическое лицо которое осуществляет операции с

      ценными бумагами клиента за его счет и в его интересах и получает

      3) Диллер – юридическое лицо осуществляет операции с цб за свой счет и в

      своих интересах (банк, инвестиционный фонд)

      4) Трэйдер – представитель брокера или диллера непосредственно участвующий

      в биржевых торгах.

      5) Реестродержатель (регистратор) – юридескоелицо которое по договору с

      эмитентом ведет список владельцев ценых бумаг (реестр инвесторов)

      6) Депозитарий – хранилище в котором находятся ценные бумаги инвесторов по

      их договору с эмитентом

      7) Платежный агент, трансфертагент, клиринговый агент, — юридические лица

      которые по договору с эмитентом производят выплаты инвесторам

      8) Управляющий ценными бумагами – лицо осуществляющее постоянные операции с

      ценными бумагами клиента в соответствии с договором доверительного

      9) Информационные и инвестиционные консультанты (физические или юридические

      лица оказывающие клиентам рынка ценных бумаг платные консультации.

      Подгтовка обзоров для рынка ценных бумаг и для печати Составляют прогнозы

      РЦБ на будущее. Дают советы инветорам.

      Понятие денежно-кредитной политики.

      Денежно-кредитная политика представляет собой комплекс мероприятий вобласти денежного обращения и кредита, направленных на регулированиеэкономического роста, сдерживание инфляции, обеспечение занятости ивыравнивание платежного баланса. Денежно-кредитная политика служит одним изважнейших методов вмешательства государства в процесс воспроизводства.

      Основные цели денежно-кредитной политики.

      Основополагающей целью кредитно-денежной политики является помощьэкономике в достижении общего уровня производства, характеризующейся полнойзанятостью и отсутствием инфляции. Кредитно-денежная политика состоит визменении денежного предложения с целью стабилизации совокупного объемапроизводства, занятости и уровня цен. Центральный банк главный, но неединственный орган регулирования. Существует целый комплекс регулирующихорганов. Осуществляя кредитное регулирование, государство преследуетследующие цели: воздействуя на кредитную деятельность коммерческих банков инаправляя регулирование на расширение или сокращение кредитованияэкономики, оно, таким образом, достигает стабильного развития внутреннейэкономики, укрепления денежного обращения, поддержки национальныхэкспортеров на внешнем рынке. Таким образом, воздействие на кредитпозволяет достичь более глубоких стратегических задач развития всегохозяйства в целом. Например, недостаток у предприятий свободных денежныхсредств затрудняет осуществление коммерческих сделок, внутренних инвестицийи т.д. С другой стороны, избыточная денежная масса имеет свои недостатки:обесценение денег, и, как следствие, снижение жизненного уровня населения,ухудшение валютного положения в стране. Соответственно в первом случаеденежно-кредитная политика должна быть направлена на расширение кредитнойдеятельности банков, а во втором случае — на ее сокращение, переходу кполитике «дорогих денег».

      С помощью кредитного регулирования государство стремится смягчитьэкономические кризисы, сдержать рост инфляции, в целях поддержанияконъюнктуры государство использует кредит для стимулированиякапиталовложений в различные отрасли народного хозяйства.

      Кредитная политика осуществляется косвенными и прямыми методамивоздействия. Различие между ними состоит в том, что центральный банк либооказывает косвенное воздействие через ликвидность кредитных учреждений,либо устанавливает лимиты кредитования экономики (т.е. количественныеограничения кредита).

      В условиях высокоразвитой рыночной экономики в основе денежно-кредитной политики лежит принцип «компенсационного регулирования». Принципкомпенсационного регулирования включает сочетание двух комплексовмероприятий: . политики денежно-кредитной рестрикции (ограничения кредитных операций, повышения уровня процентных ставок, торможения темпов роста денежной массы в обращении; . политики денежно-кредитной экспансии (стимулирование кредитных операций через снижение нормы процента и увеличение денежной массы в обращении.

      Политика денежно-кредитной рестрикции (политика «дорогих денег») применяется в условиях циклического оживления хозяйственной конъюнктуры.

      Политика денежно-кредитной экспансии (политика «дешевых денег») применяется в кризисной фазе цикла, в условиях падения производства и увеличения безработицы. Она заключается в стимулировании кредитных операций банков, введении более льготных условий кредитования в целях хозяйственного оживления.

      По мнению автора, основные цели денежно — кредитной политикигосударства меняются в зависимости от уровня социально-экономическогоразвития, на котором находится это государство.

      Приоритет целей денежно-кредитной политики определяется состояниемгосударственных финансов, стабильностью экономики государства или ееотсутствием, наличием сбалансированности доходов и расходовгосударственного бюджета или его дисбалансом.

      В связи с этим, представляется нецелесообразным пытаться описатьподробно цели денежно-кредитной политики без их привязки к характеристикесоциально-экономического уровня развития государства. В общем случае,основными целями денежно-кредитной политики государства являются: . регулирование экономической активности агентов экономических отношений; . достижение уровня производства, характеризующегося минимальной безработицей; . создание безинфляционной экономики.

      Основные концепции денежно-кредитной политики.

      Поскольку в основе денежно-кредитной политики лежит теория денег,изучающая, в том числе, процесс воздействия денег и денежно-кредитнойполитики на состояние экономики в целом, постольку содержание той или инойконцепции денежно-кредитной политики напрямую зависит от того, в рамкахкакого направления современной экономической мысли она сформирована.

      Кейнсианская теория денег

      Основные положения, отстаиваемые кейнсианцами в области теории денег,следующие:

      . Рыночная экономика представляет собой неустойчивую систему с многими внутренними «пороками». Поэтому государство должно регулярно использовать различные инструменты регулирования экономики, в том числе денежно-кредитные.

      . Цепочка причинно-следственных связей предложения денег и номинального

      ВНП такова: изменение денежного предложения является причиной изменения уровня процентной ставки, что, в свою очередь, приводит к изменению в инвестиционном спросе и через мультипликативный эффект — к изменению в номинальном ВНП.

      . Основное теоретическое уравнение, на котором базируется кейнсианство:

      Y=C + G + I ± NX,где

      Y — номинальный объем ВНП;

      С — потребительское расходы;

      G — государственные расходы на покупку товаров и услуг;

      I — частные плановые инвестиции;

      NX — чистый экспорт.

      . Кейнсианцы отмечают, что цепь причинно-следственных связей между предложением денег и номинальным ВНП достаточно велика, а центральный банк при проведении денежно-кредитной политики должен обладать значительным объемом экономической информации (например, о том, как скажется на инвестиционном спросе изменение процентной ставки и, соответственно, как изменится величина BНП). Кроме того, между приростом денег в обращении, инвестициями и наполнением рынка товарами и услугами существует определенный временной лаг. И, наконец, наращивание денежного предложения при неизменном спросе может завести экономику, помимо прочего, в так называемую «ликвидную ловушку»: процентная ставка может снизиться до критического уровня, что будет означать исключительно высокое предпочтение ликвидности. (Напомним: низкая процентная ставка свидетельствует о том, что ценные бумаги слишком дороги, следовательно, люди отказываются от их приобретения, держат сбережения в виде денег). Если при этом предложение денег продолжает увеличиваться, то процентная ставка может уже не реагировать на это, т.к. ниже определенного уровня она не может опуститься. Если же ставка процента не реагирует на изменение денежного предложения, то рвется цепь причинно-следственных связей между ростом количества денег в обращении и номинальным ВНП.

      . В связи с вышеизложенным, кейнсианцы считают монетарную (денежно- кредитную) политику не столь эффективным средством стабилизации экономики, как, например, фискальная или бюджетная политика.

      В целом в 70-х гг. нашего столетия наблюдался кризис кейнсианскойшколы. В экономической науке преобладающем стало неоклассическоенаправление, в том числе, его современная форма – монетаризм.

      Главный теоретик современного монетаризма — известный американскийэкономист, лауреат Нобелевской премии М. Фридмен. В самых общих чертах основные положения современного монетаризма таковы:

      . Монетаризм базируется на убеждении, что рыночная экономика — внутренне устойчивая система. Все негативные моменты — результат некомпетентного вмешательства государства в экономику, которое надо свести к минимуму.

      . Корреляция между денежным фактором (массой денег в обращении) и номинальным объемом ВНП обнаруживается более тесная, чем между инвестициями и ВНП. Динамика ВНП следует непосредственно за динамикой денег. Монетаристы отмечают, что существует определенная взаимосвязь между количеством денег в обращении и общим объемом проданных товаров и услуг в рамках национальной экономики. Эта связь выражается уравнением обмена И. Фишера, или, иначе, уравнением количественной теории денег:

      M x V = P x Q,где М — количество денег в обращении, V — скорость обращения денег, Р — средняя цена товаров и услуг, Q — количество товаров и услуг, произведенных в рамках национальнойэкономики в течение определенного периода времени (обычно за год).

      Произведение Р х Q равно совокупному объему денежных средств,обернувшихся в течение года. Количество проданных товаров и услуг заопределенное время (Qt) примерно равно объему производства за тот же период (Yt). Тождества здесь нет, т.к. за период t могут перепродаваться товары,которые были созданы ранее, скажем, за период (t-1). Эти товары войдут впоказатель Qt, но не войдут в показатель текущего объема производства Yt. Поскольку доля таких товаров в общем кругообороте достаточно мала,экономисты допускают равенство Qt = Yt.

      Если Р — средняя цена единицы произведенной продукции, то’

      M x V = P x Y,где Р х Y — объем производства в денежном выражении, или номинальный объем ВНП. Тогда Y можно рассматривать как реальный объем ВНП, а Р — как дефлятор ВНП. Отсюда: |М= |номинальный объем ВНП | | |V |

      . Сторонники количественной теории денег полагают, что вполне корректно сделать допущение о постоянстве скорости обращения денег.

      Государство как фактор воздействия на поведение и развитие финансовых рынков Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

      В статье рассматривается роль государства в развитии финансовых рынков на современном этапе. Внимание уделяется не только административному воздействию государства на финансовый рынок посредством создания соответствующей нормативно-правовой базы, но и возрастающей роли государственных органов в регулировании рынка (в том числе путем непосредственного вмешательства в его работу); влиянию первых лиц государства, представителей исполнительной и законодательной ветвей власти на ход торгов на отечественных и зарубежных финансовых рынках, что в совокупности и составляет фактор государства. Проводится анализ реализованных мероприятий в сфере государственного регулирования финансового рынка с позиции их эффективности как с точки зрения профессиональных участников, так и с точки зрения инвестора. Предлагается комплекс мер по реструктуризации действующего законодательства.

      Похожие темы научных работ по экономике и бизнесу , автор научной работы — Ломтатидзе О.В.

      Текст научной работы на тему «Государство как фактор воздействия на поведение и развитие финансовых рынков»

      государство как фактор воздействия на поведение и развитие финансовых рынков

      О.В. ЛОМТАТИДЗЕ, кандидат экономических наук, Европейско-Азиатский институт управления и предпринимательства, г. Екатеринбург

      В статье рассматривается роль государства в развитии финансовых рынков на современном этапе. Внимание уделяется не только административному воздействию государства на финансовый рынок посредством создания соответствующей нормативно-правовой базы, но и возрастающей роли государственных органов в регулировании рынка (в том числе путем непосредственного вмешательства в его работу); влиянию первых лиц государства, представителей исполнительной и законодательной ветвей власти на ход торгов на отечественных и зарубежных финансовых рынках, что в совокупности и составляет фактор государства.

      Проводится анализ реализованных мероприятий с сфере государственного регулирования финансового рынка с позиции их эффективности как с точки зрения профессиональных участников, так и с точки зрения инвестора. Предлагается комплекс мер по реструктуризации действующего законодательства.

      Ключевые слова: финансовый рынок, рынок ценных бумаг, регулирование финансового рынка.

      Одним из принципов обеспечения финансовой стабильности является эффективное регулирование финансового рынка. Обеспечение такого регулирования — задача государства. Именно государство должно обеспечить справедливость, прозрачность финансового рынка, снижение системного риска и защиту интересов инвесторов (вкладчиков), установив требования к деятельности финансовых институтов и санкции за нарушения этих требований.

      Роль фактора государства в развитии финансовых рынков. Финансовый кризис вновь побуждает российских участников рынка ценных бумаг культивировать идею о недостаточно эффективном

      влиянии фактора государства, как на развитие финансовых рынков в целом, так и на текущую их конъюнктуру в частности. Сама идея не нова, полемична, многогранна и неоднозначна. Поэтому, рассматривая государственное влияние на фондовый рынок, обратим внимание только одну из наиболее актуальных сегодня ее составляющих и характерную для развивающихся рынков взаимозависимость складывающейся на рынке ситуации от направления движения иностранного капитала. В данном случае под ситуацией на рынке понимаются в первую очередь такие параметры функционирования рынка, на которые ориентируются участники рынка в своей практической деятельности (общий уровень ликвидности, степень торговой активности инвесторов, объем совершаемых ими сделок, общий размер их открытых позиций в деньгах и ценных бумагах).

      Российский фондовый рынок относится к категории развивающихся рынков с высокой долей нерезидентов, в силу чего указанная взаимозависимость проявляется как свойство (к примеру, по оценкам некоторых участников рынка, доля иностранного капитала на отечественном рынке акций, на относительно стабильный период начала 2008 г. составила порядка 60—80 %) [6].

      Практическое действие данного свойства заключается в том, что если движение капитала направлено к рынку, т. е. ощущается приток денежной массы — движение сопровождается ростом котировок и индексов, если движение направлено от рынка, т. е. наблюдается отток денежной массы — движение сопровождается падением рынка. Отток

      иностранного капитала сильнее и болезненнее отражается именно на развивающихся рынках, которые в данной ситуации оторваны от внутренней экономической жизни страны, а участники-резиденты получают все связанные с этим риски [9]. Таким образом, российские участники поставлены в зависимость не только от объективных рыночных условий, но и в зависимость от таких субъективных условий, как поведение иностранных инвесторов, которые, в свою очередь, при принятии инвестиционных решений руководствуются не только экономическими рисками, но и рисками регулятивного и политического характера.

      По мнению участников отечественного рынка, подобные риски могут быть рассмотрены нерезидентами в рамках представлений о зарегулирован-ности российского рынка; о возрастающей роли государственных органов в его регулировании (в том числе путем непосредственного вмешательства в его работу); о влиянии первых лиц государства, представителей исполнительной и законодательной ветвей власти на ход торгов на отечественных и зарубежных финансовых рынках, что в совокупности и составляет фактор государства.

      Конечно, бесспорно, что излишняя степень регулирования и бюрократизация ведут рынок к стагнации вне зависимости от его отраслевой принадлежности. В то же время российский фондовый рынок нельзя однозначно отнести к категории «зарегулированных» рынков, поскольку под влиянием структуры законодательной базы, качества ее функционирования, уровня развития юридической техники сложилась ситуация дуализма правового регулирования (зарегулировано-нерегулируемо-го рынка). Это связано с тем, что отечественные финансовые рынки в истории развития мировых финансовых рынков занимают достаточно малый временной промежуток. Они сформировались совсем недавно, но работающие на них экономические субъекты хотят использовать те же или подобные финансовые инструменты, которые существуют на развитых рынках. Приходилось выбирать: либо самостоятельно разработать эти инструменты и институты, внедрить их и обеспечить им должный уровень регулирования; либо перенять их у стран с развитой экономикой. В результате проявился смешанный тип развития и регулирования, при котором институты и инструменты заимствовались и адаптировались с учетом российской специфики и имеющихся экономических и правовых условий.

      Именно по этой причине сложился дуализм регулирования финансового сектора экономики.

      Ни один сложный объект не может за короткий период пройти путь развития, на который потребовались десятилетия. В рамках своих задач система государственного регулирования предпринимает шаги, направленные на построение по частям полнофункционального организованного рынка ценных бумаг, заимствуя или разрабатывая при этом новый институт, пытается его внедрить и наладить его работу. В результате основные вопросы функционирования рынков, условия и правила осуществления профессиональной и иной инвестиционной деятельности на рынке ценных бумаг, статус и регламент работы финансовых институтов регулируются законодательной базой, состоящей из огромного числа нормативно-правовых актов, где одни и те же вопросы одновременно могут регулироваться несколькими равными по своей юридической силе актами, но в то же время остается большое количество неурегулированных вопросов, отсутствует или находится в разработке ряд институтов, присущих развитому рынку. Чтобы составить себе правильное понимание существующего положения дел с точки зрения инвестора, необходимо добавить, что все это наблюдается на фоне перманентной доработки и ротации нормативных актов. Необходимость руководствоваться такой неупорядоченной совокупностью нормативных документов отягощает инвестиционный процесс не только для инвестора, но и для самого участника рынка — ведь для разрешения какой-либо нестандартной ситуации или осуществления нетрадиционной операции участнику необходимо найти и вычленить применимые нормы, собрать их воедино и сформировать из них полную правовую конструкцию (решение). Далее участник рынка должен провести обязательные дополнительные консультации в соответствующих регулирующих органах на предмет превалирующей в настоящий момент нормы законодательства, в случаях, когда есть разночтения в разных нормативных документах равной юридической силы.

      Необходимая коррекция законодательства. Выходом из сложившегося положения может быть комплекс мер по реструктуризации действующего законодательства. Первостепенным в данном случае является сокращение количества нормативно-правовых актов и их унификация. Это необходимо для любой категории инвесторов, поскольку для соблюдения требований законодательства инвестору необходимо четко представлять: какие требования он должен соблюдать в каждом конкретном случае, какие обязанности на него

      возложены, какие права для их выполнения ему предоставлены.

      Следующим, не менее важным, этапом должно стать разграничение нормативных актов по вопросам регулирования. Акты законодательства, обладающие равной юридической силой, не должны пересекаться по предмету регулирования, они не должны содержать однотипных, уточняющих или противоречащих друг другу норм. Должны быть исключены нередкие ситуации, когда в нормативном акте прописаны требования, не относящиеся к вопросам его регулирования, в то время как профилирующий нормативный акт данных требований не предусматривает. Наличие таких норм в федеральных законах, актах Правительства РФ и актах федерального органа исполнительной власти по рынку ценных бумаг, не просто отягощают инвестиционный процесс, а в большинстве случаев требует разъяснений о применении указанных норм.

      Одним из способов нормализации процесса регулирования рынков может стать увеличение сроков действия подзаконных нормативных актов, т. е. принятие Федеральной службой по финансовым рынкам нормативных актов на долгосрочную перспективу. Безусловно, де-юре очень малое количество актов законодательства содержат статьи, согласно которым действие акта ограничено во времени. Однако огромное количество правовых актов через достаточно короткий период времени замещается другими актами, происходит постоянная ротация законодательства, в рамках которого проводятся не изменение и дополнение правовых документов, а разработка и введение новых норм.

      Недостатком системы государственного регулирования является и регулирование правонарушений в сфере законодательства о рынке ценных бумаг. С одной стороны, все кажется простым и понятным. Существуют три основных метода воздействия на правонарушителей: приостановление или аннулирование лицензии; аннулирование квалификационного аттестата; привлечение к административной ответственности в виде административных штрафов. С другой стороны, на данное время среди участников рынка нет единого понимания пределов их ответственности; нет четкого разграничения санкций (где находится грань между штрафом и аннулированием лицензии); когда наступает неоднократность правонарушений (которая является основанием для применения самого серьезного вида ответственности — аннулирования лицензии и дисквалификации); как отличить грубое нарушение от обычного нарушения; имеет

      ли определяющее значение при определении наказания форма вины должностных лиц. Этот список может быть продолжен.

      Реализованные мероприятия в сфере регулирования. Относительно опасений участников по поводу возрастающей роли государственных регулирующих органов в процессе работы рынков, надо заметить, что, действительно, начиная с осени 2008 г. государство, в лице уполномоченных органов, стало проявлять небывалую активность в вопросах реализации своих полномочий. В частности Федеральной службой по финансовым рынкам и Центральным банком России инициирован процесс санации финансового сектора, в первую очередь путем прореживания его участников, повышения контрольных функций и т. д. Однако недовольство участников связано больше с применением ограничительных санкций, в частности практики применения приостановки биржевых торгов. По этому поводу у всех участников есть и общие точки соприкосновения мнений, и то, где мнения расходятся. Общей чертой является в данном случае восприятие участниками предписаний ФСФР о приостановке торгов как негативного фактора. Разница лишь в том, что часть участников относится к приостановке как к необходимой мере при объективно сложившейся негативной ситуации на рынке, а часть участников являются принципиальными противниками такой практики, поскольку считают применение таких мер не только не разумным, но и вредным для рынка в целом решением.

      Позиция противников сводится к тому, что практику приостановки торгов на российском рынке западные инвесторы относят в список новых рисков, сопряженных с вложениями в акции российских эмитентов, а это немедленно отражается на и без того сложной ситуации на российском фондовом рынке. Более того, поскольку данные действия ФСФР не приносят явных позитивных событий на рынке, противники приостановки торгов считают, что своими решениями о регулярной приостановке торгов государство расписывается в недееспособности денежных мер по поддержанию финансового рынка [1].

      Однако объективный подход участников представляется более благоразумным, поскольку приостановка биржевых торгов является традиционным механизмом (в том числе и для развитых рынков) по стабилизации рынка и защиты инвесторов от неконтролируемых потерь. Сложившаяся международная практика, как правило, предусматривает два основных подхода.

      Первый подход предусматривает приостановку торгов при обнародовании информации о корпоративных и иных событиях, способных оказать существенное влияние на изменение цен.

      Второй подход предусматривает приостановку торгов, исходя из контрольных значений и изменении расчетных цен или индексов. Механизм приостановки торгов, основанный на измерении отклонения расчетных цен или индексов, является наиболее удобным с позиции практической реализации. Применение регламентированных приостановок торгов отдельной ценной бумагой или рынка в целом при превышении определенными параметрами рынка установленных пределов (значением цены ценной бумаги или значением индекса) осуществляется с целью локального уменьшения волатильности. Считается, что приостановка торгов механически ограничивает развитие панических настроений и снижает эмоциональную составляющую в действиях участников рынка [4]. На практике подобные действия ФСФР не приносят на российский развивающийся фондовый рынок явных позитивных событий, переломить тренд фондового рынка такими мерами не удается, но государство на данном этапе и не ставит перед собой таких задач, первостепенным здесь является снизить динамику падения. Тут можно найти позитивные моменты, поскольку, с одной стороны, ФСФР пытается сбить панику на рынке, а, с другой стороны, профессиональным участникам рынка предоставляется возможность осуществить необходимую оценку текущей конъюнктуры рынка и перегруппировать конгломерат заявок по операциям. Самым главным для участников и регуляторов рынка во всей этой ситуации остается то, чтобы правила и механизмы остановки торгов были публичны и понятны всем участникам [5].

      Примерно с 2003 г. участники рынка стали говорить о том, что в России присутствуют повышенные политические риски. Эти риски выражаются в способности государственных чиновников первого ранга своими действиями или высказываниями влиять на ход торгов на отечественных рынках, что воспринимается всеми участниками рынка с негативным настроем. Как показали последние события, такое влияние они способны оказывать не только на отечественный фондовый рынок, но и на ход торгов по производным инструментам российских эмитентов обращающихся на зарубежных фондовых биржах. Очень часто ссылаются на действия Премьер-министра РФ Владимира Путина, когда на совещании по металлургии он

      выразил недовольство сбытовой политикой ОАО «Мечел» и действиями его руководителя и владельца Игоря Зюзина [8]. По итогам оценки данного события иностранными инвесторами, последовало падение котировок депозитарных расписок данной компании на Нью-Йоркской бирже, в результате капитализация компании всего за несколько часов упала с $15,2 млрд до $9,5 млрд [2]. В дальнейшем падение продолжилось уже на российском рынке в сфере угольно-добывающих и металлургических компаний [7].

      Безусловно, с точки зрения конкретного отдельно взятого участника торгов, инвестировавшего средства в данную компанию, итоги данной и подобных ситуаций довольно печальны, они непосредственным образом отражаются на его финансовом состоянии, на самой компании и на восприятии России западными инвесторами. Однако при анализе и оценке указанных рисков, а также, прежде чем давать характеристику данным действи -ям, необходимо учитывать ряд обстоятельств.

      Государство в лице Президента РФ и Правительства РФ уделяет достаточно большое внимание перспективам развития российского рынка ценных бумаг, рассматривая его как необходимую и крайне важную отрасль экономики. Второй срок В. Путина на посту Президента РФ открыл новую эру отношений государства с субъектами, составляющими этот рынок. Первым шагом стало посещение Премьер-министром РФ М. Фрадковым Московской межбанковской валютной биржи, затем проведенное им в ФСФР совещание, посвященное развитию инфраструктуры российского рынка [3].

      Повышение внимания государства в отношении фондового рынка необходимо. Формирование фондового рынка, его роль в экономике России и в социальной жизни россиян постепенно растет, он развивается поступательно, растут доходы населения и вовлеченность частных инвесторов в операции на нем. Однако пока доля финансового сектора в ВВП России остается крайне низкой (около 4 %У, государство будет воспринимать его как спекулятивный сектор, где отечественные эмитенты, в том числе и компании с государственным участием, будут заимствовать ликвидность. Государство должно самостоятельно определять, готово ли оно ради стабильности фондового рынка пожертвовать стабильностью в реальном секторе экономики, будь то нефтяная отрасль, металлургия или угледобыча. Россия неоднократно проходила подобное и в си-

      1 Информация предоставлена Агентством «РосБизнесКонсалтинг» 04.02.2009.

      туации с ЮКОСом, и в ситуации с Мечелом, выбор решения был всегда неизменным, независимо от того, как это будет воспринято«спекулянтами».У первых лиц государства подобные вопросы не соотносились сполитическими рискам и фондового рынка, а рассматривгшись в плоскости проблем и рисков добросовестности эмитента.

      В заютючение необходимо отметить, чтофон-довый рынок является специфической частью экономического организма общества, которому свойствення сверхчувствительность на все события, так или иначе способные повлиять на экономику и финансовое состояние отдельных его субъектов, включая не только экономические или политические события, но и явления природы. В этом смысле государство всегда являетсяфактором влияния нафондовыерынки, вне зависимости от своей активности. Считаем, что постулат о формальном ограничении влияния фактора государства на фондовые рынки является неверным и даже онтина^ным. Более правильная постановка вопроса о государственном влиянии на фондовые рынки заключается в определении принципов, вектора и силы применения подобного регулирования, которое, с точыи зрениянепосредственных участниковрынка,вкаждомконкретном случае

      может проявляться совершенно незаметно, или, наоборот, с большой интенсивностью

      1. ТенкелъА. Р егуляторыосложняют жизн ь: ком -ментарий аналитика ОАО «АЛЬФА-БАНК» / Агентство экономическойинформации «ПРАЙМ-ТАСС».17.11.2008.

      2. Хренников И., ГерасимоваА Главный «медведь»// Smart monPy. №27 (117) от28.07.2008.

      3. Чувиляев П. Премьерные торги // Деньги. 10.09.2007. № 35 (641).

      4. Шевеленков Г. Управление волатильностью // Биржевое обозрение. 2006. № 10 (36).

      5. Интервью Президента Группы компаний БКС О. Михасенко // Коммерсантъ. 16.10.2008. № 188 (4005).

      6. Кр изисный сценарий уже в действии //Экс -перт. 2008. № 6 (595).

      7. Правила игры // Коммерсантъ. 05.08.2008. № 136 (3953).

      8. Речь ценой в $5 млрд. // Ведомости. 25.07.2008. № 137 (2159).

      9. Российский фондовый рынок:основные тенден-ции// Эконо мика России: XXI век. 2006. № 22.

      Издательский дом «ФИНАНСЫ и КРЕДИТ» также занимается выпуском монографий, деловой и учебной литературы.

      Что такое монетарная политика

      Рис. 1. Динамика баланса ФРС (млн долл.). Источник — сайт ФРС

      Откройте счёт с тарифом «Всё включено» за 5 минут, не посещая офис.

      проект «Открытие Инвестиции»

      Открыть брокерский счёт

      Тренировка на учебном счёте

      Об «Открытие Инвестиции»

      Москва, ул. Летниковская,
      д. 2, стр. 4

      8 800 500 99 66

      Согласие на обработку персональных данных

      Размещённые в настоящем разделе сайта публикации носят исключительно ознакомительный характер, представленная в них информация не является гарантией и/или обещанием эффективности деятельности (доходности вложений) в будущем. Информация в статьях выражает лишь мнение автора (коллектива авторов) по тому или иному вопросу и не может рассматриваться как прямое руководство к действию или как официальная позиция/рекомендация АО «Открытие Брокер». АО «Открытие Брокер» не несёт ответственности за использование информации, содержащейся в публикациях, а также за возможные убытки от любых сделок с активами, совершённых на основании данных, содержащихся в публикациях. 18+

      АО «Открытие Брокер» (бренд «Открытие Инвестиции»), лицензия профессионального участника рынка ценных бумаг на осуществление брокерской деятельности № 045-06097-100000, выдана ФКЦБ России 28.06.2002 (без ограничения срока действия).

      ООО УК «ОТКРЫТИЕ». Лицензия № 21-000-1-00048 от 11 апреля 2001 г. на осуществление деятельности по управлению инвестиционными фондами, паевыми инвестиционными фондами и негосударственными пенсионными фондами, выданная ФКЦБ России, без ограничения срока действия. Лицензия профессионального участника рынка ценных бумаг №045-07524-001000 от 23 марта 2004 г. на осуществление деятельности по управлению ценными бумагами, выданная ФКЦБ России, без ограничения срока действия.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *