Какие принципы лежат в основе государственного устройства рф в чем их значение
§14. Вспомним. Задание №1
Почему важно соблюдать законы? Как связаны государство и законы? Что означало слово «республика» в Древнем Риме?
Важно соблюдать законы для того, чтобы в стране был порядок, чтобы не нарушались ничьи права.
Государство принимает законы, чтобы поддерживать общественный порядок, и оно же следит за исполнением этих законов.
В Древнем Риме «республика» − форма правления. В переводе с латинского res publica — «общее дело».
§14. Обсудим вместе. Задание №1
12 декабря в России отмечается День Конституции в память о принятии всенародным голосованием в 1993 г. Конституции РФ. Как ты думаешь, почему день принятия Конституции относится к важнейшим государственным памятным дням? Как отмечается этот день в твоей школе?
День принятия Конституции относится к важнейшим государственным памятным дням, потому что Конституция − основной закон государства. Конституция определяет форму правления и права людей, а также структуру государственной власти.
В этот день в моей школе в каждом классе проходят классные часы, посвященные истории и содержанию Основного закона и просмотр видеоролика «День Конституции».
Страница 133. Задание №1
А приходилось ли тебе наблюдать торжественную церемонию вступления в почётную должность только что избранного Президента страны? Именно над текстом Конституции он даёт клятву (присягу) на верность всему российскому народу и Отечеству. Чем объяснить такое уважительное отношение к Конституции?
Торжественную церемонию вступления в почётную должность только что избранного Президента страны я смотрела по телевизору.
Уважительное отношение к Конституции можно объяснить тем, что Конституция − основной закон государства, который касается всех граждан. Проявляя отношение к Конституции, избранный Президент страны высказывает уважение всему народу.
Страница 134. Задание №1
Вспомни, кому принадлежала власть и звание гражданина в древних Афинах при Перикле.
Приблизительно с 594 по 321 г. до н. э. в Афинском полисе существовала демократическая форма правления. Её называют первой в мире демократической системой. Любой гражданин имел право (и даже обязанность) участвовать в работе Народного собрания. В Собрании участвовали граждане, только мужчины начиная с двадцатилетнего возраста. Как отмечают, в эпоху расцвета афинской демократии около трети граждан одновременно занимали ту или иную государственную должность.
Граждане − коренные афиняне, оба родителя которых были гражданами, имели право участвовать в управлении государством.
Страница 135. Задание №1
К середине XII в. Русь раскололась на множество княжеств и земель, среди которых особое место занимал Господин Великий Новгород − так называли его современники. Высшим органом власти было вече, которое собиралось на городской площади. Формально в новгородском вече могли участвовать все свободные взрослые мужчины, но на деле на вечевой площади, где помещалось не более 300 − 500 человек, присутствовали в основном представители наиболее знатных родов − «300 золотых поясов». Вече объявляло войну и заключало мир, утверждало договоры и законы, избирало высших должностных лиц, приглашало и изгоняло князя.
Высшим должностным лицом был посадник, который выбирался из местных бояр. Он являлся, по современным понятиям, главой правительства Новгорода. Помощник посадника − тысяцкий (воевода) тоже избирался на вече и руководил тысячным ополчением. Если посадник был боярином, то тысяцкий представлял в городском управлении купцов и ремесленников, «меньших людей». Избирался на вече и глава новгородской церкви − архиепископ, но его должность, в отличие от остальных, была пожизненной. Новгород, как независимое государство, просуществовал до 1478 г.
Как ты думаешь, был ли Великий Новгород демократической республикой?
Великий Новгород не был демократической республикой, потому что власть принадлежала не всем гражданам, а определённому кругу людей − боярам.
Страница 136. Задание №1
Поговори с родителями и узнай, как они участвуют в выборах.
Мои родители принимают участие в выборах. Они приходят на избирательный участок, где им выдают бюллетени. Затем они проходят в кабинку для голосования и отдают свой голос за выбранного кандидата (ставят отметку в бюллетени напротив его фамилии). Потом этот бюллетень они опускают в урну для бюллетеней.
Страница 136. Задание №2
Какие ещё общественные организации ты знаешь?
Общественные организации Нижегородской области:
1. Нижегородское межрайонное лесничество.
2. Первая общероссийская ассоциация врачей частной практики.
3. Нижегородский областной комитет солдатских матерей.
4. ИНВАТУР, организация культурной, социально−трудовой реабилитации инвалидов опорников и колясочников.
5. Ассоциация общественных объединений ветеранов боевых действий г. Нижнего Новгорода.
6. СФЕРА, волонтёрская организация.
7. Всероссийское общество охраны памятников истории и культуры.
Страница 137. Задание №1
Вспомни, какие свойства выражают биологическую сущность человека, а какие − социальную.
Биологическая сущность выражается в свойствах человека испытывать потребность в пище, отдыхе, тепле, сне и т.д.
Социальную сущность − это способность человека управлять своими инстинктами, подавлять и регулировать свои желания, заниматься осмысленной и целенаправленной деятельностью, соблюдать правила, принятые в обществе. Она определяет наше поведение и те виды активности, которые мы позволяем себе в повседневной жизни.
Страница 137. Задание №2
Подумай, чему ты учился с момента своего рождения. Объясни, почему право на образование − твоё естественное и неотчуждаемое право. Как ты считаешь, заинтересовано ли общество и государство в твоей учёбе, если «основное общее образование обязательно» (ст. 43)?
С момента рождения я много чему училась: сидеть, ползать, ходить, говорить, есть, одеваться, читать, писать, считать и т.д.
Право на образование − моё естественное и неотчуждаемое право, потому что это необходимое условие для дальнейшей жизни. Для того, чтобы устроиться на работу и иметь средства для жизни, необходимо получить образование. Сначала учёба в школе, а затем в других учебных заведениях. Поэтому право на образование естественное и неотчуждаемое право.
Я считаю, что общество и государство заинтересовано в моей учёбе. Государству нужны хорошие специалисты, получившие образование.
Страница 137. Задание №3
Вспомни, в чём отличие подданного от гражданина.
Подданный − это человек, который подчиняется правителю (королю, царю).
Гражданин − это человек, который подчиняется закону.
Страница 138. Задание №1
Рассмотри фотографии. Подумай, осуществление каких прав человека они иллюстрируют.
Ответ:
На фото 1 − право на образование.
На фото 2 − право на частную собственность (владение автомобилем) или право на труд (если на фото запечатлён мойщик машин за работой).
На фото 3 − право исповедовать любую религию (участие в религиозных праздниках).
страница 139. Задание №1
Задача государства состоит в том, чтобы способствовать успешному осуществлению каждым из нас своих прав, защищать нашу частную жизнь от любого незаконного вмешательства.
Вспомни, как государство решает эту задачу.
Государство решает эту задачу с помощью законов, которые издаются для защиты прав людей. Эти законы охраняет и защищает государство.
Страница 139. Задание №2
В третьей главе рассматривается федеративное устройство России.
Принцип федерализма означает равноправие и самостоятельность субъектов РФ при сохранении единства и целостности государства.
Как же обеспечивается государственная целостность России? Во−первых, в стране действуют единые федеральные органы власти, в которых интересы субъектов представляет Совет Федерации, поэтому его часто называют палатой регионов.
Подумай, что ещё ты можешь к этому добавить? Какова роль Конституции, единых Вооружённых сил, государственного языка? Как осуществляется хозяйственная деятельность на территории страны? Существует ли единая денежная единица?
Я считаю, что ещё можно добавить общие законы, Вооружённые силы страны, единую денежную единицу, единый язык.
Конституция − это основной закон государства. Ни один закон, принятый субъектом РФ не должен противоречить Конституции.
Вооружённые силы едины для страны. В них мобилизуются солдаты из всех субъектов РФ. Ни в одном субъекте РФ нет своей отдельной армии.
Государственный язык объединяет страну, так как все официальные документы пишутся на государственном языке.
В нашей стране существует единая денежная единица − рубль.
Страница 141. Задание №1
Михаил Михайлович Сперанский (1772 − 1839) − выдающийся государственный деятель России XIX в. Он родился в семье бедного сельского священника, но сумел (исключительно благодаря собственным дарованиям!) достигнуть высших постов в государстве и стать графом Российской империи. Современники отмечали его страстную любовь к чтению и размышлениям, большой интерес к людям и их поведению, умение ладить со всеми, добродушие и скромность. А главное − удивительную работоспособность и энциклопедические знания.
В 1826 г. Сперанский по поручению императора Николая I возглавил работу по систематизации всех существующих в России законов. Небольшой коллектив чиновников, руководимый Сперанским, в семилетний срок осуществил грандиозную работу. Одновременно создавался Свод законов Российской империи. Свод облегчил жизнь миллионов людей, уменьшив хаос в управлении и произвол чиновников. За составление Свода законов Сперанский был удостоен высшей награды − ордена Святого Андрея Первозванного.
Как ты думаешь, в чём состояло значение государственной деятельности Сперанского?
Значение государственной деятельности Сперанского состояло в том, что был наведён порядок в правосудии. Благодаря работе Сперанского и его коллектива были собраны воедино все существующие законы в стране, а также был создан Свод законов Российской империи. Свод облегчил жизнь миллионов людей, уменьшив хаос в управлении и произвол чиновников.
§14. Проверим себя. Задание №1
Почему Конституцию РФ называют Основным законом страны?
Конституцию РФ называют Основным законом страны, потому что в ней содержатся самые главные, основные правила общественного и государственного устройства РФ. На основе Конституции базируются все остальные законы и другие важнейшие правила жизни в нашей стране. Конституция обладает высшей юридической силой, прямым действием и применяется на всей терhитории страны.
§14. Проверим себя. Задание №2
Какие принципы лежат в основе государственного устройства РФ? В чём их значение?
Конституция закрепляет главный принцип демократического государства − принцип народовластия (народного суверенитета). Это значит, что верховная власть принадлежит всему народу, всем гражданам РФ (независимо от пола, материального достатка и пр.). Все вопросы жизни страны народ решает сам, самостоятельно и независимо, в своих собственных интересах. Все граждане РФ избирают на определённый срок Президента РФ и своих представителей в Государственную Думу, которым доверяют решение главных государственных вопросов. Кроме того, граждане могут принимать участие в делах государства не через представителей, а прямым голосованием на референдумах (всенародных опросах) и на выборах.
Принцип неотчуждаемости прав человека означает, что права естественны, неотъемлемы (неотделимы) от самого человека, он обладает ими от рождения и до конца жизни.
Принцип федерализма означает равноправие и самостоятельность субъектов РФ при сохранении единства и целостности государства.
§14. Проверим себя. Задание №3
В чём смысл признания государством прав человека? Чем права человека отличаются от прав гражданина?
Задача государства состоит в том, чтобы способствовать успешному осуществлению каждым из нас своих прав, защищать нашу частную жизнь от любого незаконного вмешательства.
Человек, как гражданин РФ, обладает всеми правами. Но Конституция разграничивает права гражданина и права человека.
Права человека − это условия, возможности жизнедеятельности человека, без которых он не может существовать (право на жизнь, личную неприкосновенность, на жилище, на образование и т.д.).
В свою очередь человек должен (обрати внимание!) не нарушать прав других людей, выполнять свои конституционные обязанности.
Правам гражданина связаны с конкретной страной, к ним относятся политические права, непосредственно связанные с участием в государственных делах. Например, избирательное право, право доступа к государственной службе. Только граждане РФ могут избирать и быть избранными в органы государственной власти. Это обусловлено суверенностью российского народа.
§14. Проверим себя. Задание №4
Объясни понятие «федеративное устройство России». Почему Совет Федерации называют палатой регионов?
Федеративное устройство России означает, что страна состоит из равноправных и самостоятельных субъектов.
Совет Федерации называют палатой регионов, потому что он представляет интересы субъектов РФ. В него входят по два представителя от каждого субъекта РФ.
§14. Проверим себя. Задание №5
Какие органы государственной власти относятся к высшим органам РФ? Каковы их обязанности?
Главой государства, является Президент. Президент отвечает за направления внутренней и внешней политики во благо всего народа, гарантирует осуществление всех статей Конституции и является Главнокомандующим Вооружёнными силами РФ.
Законодательную власть представляет Федеральное Собрание, состоящее из двух палат: верхней − Совета Федерации и нижней − Государственной Думы. Они создают законы, учитывающие современные реалии нашей страны.
Исполнительную власть представляет Правительство во главе с Председателем. В состав Правительства входят министры, возглавляющие министерства, каждое из которых отвечает за управление конкретной отраслью страны.
Судебную власть представляет Конституционный и Верховный суды. Они вершат правосудие, отстаивают права и свободы каждого гражданина РФ. Кроме того, суд разрешает конфликтные ситуации, возникающие между людьми и их объединениями.
§14. Проверим себя. Задание №6
Чем должны заниматься органы местного самоуправления?
Органы местного самоуправления решают многие вопросы местного характера, например, благоустройство территории, вывоз мусора и бытовых отходов и др.
§14. В классе и дома. Задание №1
Объясни, почему Конституция РФ − закон прямого действия.
Придание Конституции статуса закона прямого действия означает, что она может непосредственным образом, то есть без привлечения других законов, правовых актов, применяться судебным органами в процессе рассмотрения ими дел, если положения Конституции распространяются на данные дела.
Благодаря принципу прямого действия Конституции России в ряде случаев для истцов, возбуждающих судебное дело, ответчиков по делу и судей достаточно использовать только Конституцию.
§14. В классе и дома. Задание №2
Какие положения Преамбулы Конституции ты считаешь наиболее важными?
Я считаю, что все положения Преамбулы Конституции важны:
Мы, многонациональный народ Российской Федерации,
соединенные общей судьбой на своей земле,
утверждая права и свободы человека, гражданский мир и согласие,
сохраняя исторически сложившееся государственное единство,
исходя из общепризнанных принципов равноправия и самоопределения народов,
чтя память предков, передавших нам любовь и уважение к Отечеству, веру в добро и справедливость,
возрождая суверенную государственность России и утверждая незыблемость ее демократической основы,
стремясь обеспечить благополучие и процветание России,
исходя из ответственности за свою Родину перед нынешним и будущими поколениями,
сознавая себя частью мирового сообщества,
принимаем КОНСТИТУЦИЮ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ.
Все эти положения говорят о том, что несёт Конституция РФ; что мы хотим, чтобы был мир и порядок; что мы будем помнить нашу историю; охранять Родину; защищать права и свободы каждого человека и добиваться процветания России.
§14. В классе и дома. Задание №3
Прочитай статью 8 Конституции РФ. Найди в словарях или Интернете трактовку незнакомых тебе терминов. Объясни смысл этой статьи.
В этой статье мне все слова понятны, незнакомых терминов нет.
Я считаю, что смысл этой статьи заключается в том, что в стране действует свобода торговли и экономических отношений. Человек может заниматься продажей любых товаров, если у него будут соответствующие документы (по необходимости).Также в стране признаются и защищаются равным образом частная, государственная, муниципальная и иные формы собственности.
§14. В классе и дома. Задание №4
Подростки в подъезде чужого дома разбросали по полу пакеты, громко и грубо разговаривали. Какие права человека они нарушили?
Подростки нарушили несколько прав.
Во−первых, это право на частную собственность, потому что подростки вошли в чужой подъезд. Во−вторых, это право на отдых. Человек в своём доме хочет отдохнуть, чтобы ему никто не мешал, а ребята громко и грубо разговаривали, тем самым нарушив покой людей.
§14. В классе и дома. Задание №5
Представь, что поступило предложение выпустить брошюру под названием «Высшие органы государственной власти в фотодокументах». Какие фотографии ты отобрал бы для этой брошюры? Объясни почему.
Зал заседания Совета Федерации
Зал заседания Государственной думы РФ
Зал заседания Правительства РФ
Зал заседания Конституционного суда РФ
Зал заседания Верховного суда РФ
Глава государства − Президент РФ
Выбранные мною фотографии показывают, как работают высшие органы государственной власти. Но мы должны помнить, что они делают огромную работу, которая не может быть показана одним или несколькими снимками.
Страница 143. Задание №1
Рассмотри картину. Как ты думаешь, какие чувства испытывает М. М. Сперанский при вручении ему высшей награды Российской империи?
А. Д. Кившенко (1851 − 1895). Император Николай I награждает Сперанского за составление свода законов. 1880 г. ЦВММ
Я думаю, что М. М. Сперанский испытывает чувство патриотизма, счастья, гордости и благодарности за такую высокую награду.
- Назад
- Вперед
- Вы здесь:
- 7 класс />
- Обществознание />
- ГДЗ ответы к учебнику Обществознание 7 класс, Боголюбов
Принципы государственного устройства Российской Федерации
Принципы государственного устройства Российской Федерации – это основополагающие идеи, закрепленные в нормах конституционного права, на основе которых строится и функционирует РФ как федеративное государство.
К этим принципам относятся:
— принцип приоритета и равенства прав и свобод человека на всей территории Российской Федерации;
— принцип верховенства Конституции РФ и федеральных законов на всей территории Российской Федерации;
— принцип государственной целостности РФ, целостности и неприкосновенности ее территории (субъекты РФ не наделены правом на сецессию);
— принцип единства системы государственной власти в Российской Федерации;
— принцип разграничения предметов ведения и полномочий между органами государственной власти Российской Федерации и органами государственной власти субъектов Российской Федерации;
— принцип равноправия и самоопределения народов в Российской Федерации;
— принцип равноправия субъектов РФ во взаимоотношениях с федеральными органами государственной власти Российской Федерации.
7.3 Правовые основы преобразования структуры Российской Федерации
РФ не является закрытой по своей структуре. Конституция РФ допускает возможность принятия в РФ и образования в ее составе нового субъекта Федерации. В настоящее время такой порядок урегулирован ФКЗ от 17 декабря 2001 г. "О порядке принятия в Российскую Федерацию и образования в ее составе нового субъекта Российской Федерации".
Под принятием в РФ нового субъекта подразумевается процедура, предусматривающая изменение состава субъектов Федерации в результате присоединения к РФ иностранного государства или его части. Образование в составе РФ нового субъекта предполагает процедуру, предусматривающую изменение состава субъектов федерации путем объединения двух и более граничащих между собой субъектов РФ.
Принятие в состав РФ и образование в ее составе нового субъекта осуществляются на добровольной основе, при этом должны соблюдаться государственные интересы России, принципы федеративного устройства, права и свободы человека и гражданина, а также учитываться сложившиеся исторические, хозяйственные и культурные связи субъектов РФ, их социально-экономические возможности.
1. ФКЗ устанавливает условия и порядок принятия в РФ нового субъекта. Инициатором предложения должно выступить иностранное государство в целом. Президент РФ после поступления такого предложения уведомляет о нем Совет Федерации и Государственную Думу, а также Правительство РФ. Принятие решения происходит в результате подписания международного договора, которым могут быть урегулированы следующие вопросы: а) наименование и статус; б) порядок оптации; в) правопреемство в отношении членства иностранного государства в международных организациях; в) действие законодательства РФ на территории нового субъекта и др.
После подписания международного договора Президент РФ обращается в Конституционный Суд РФ с запросом о проверке соответствия Конституции РФ данного международного договора. В случае, если КС признает его соответствующим Конституции РФ, он вносится в Государственную Думу на ратификацию. Одновременно в ГД вносится проект ФКЗ о принятии в Российскую Федерацию нового субъекта, который вступает в силу не ранее вступления в силу для РФ и иностранного государства международного договора.
2. ФКЗ установил порядок и условия образования в составе РФ нового субъекта. Образование нового субъекта возможно в результате объединения двух или более граничащих между собой субъектов РФ. В России варианты образования новых субъектов связывают с объединением автономных округов с областями, краями, в состав которых они входят, экономически слабых субъектов с сильными, сельскохозяйственных регионов с промышленными и т.д. ФКЗ предусматривает только одну форму – объединение граничащих между собой субъектов и исключает дробление России.
Инициатива образования нового субъекта принадлежит субъектам, на территориях которых образуется субъект Федерации. Совместное предложение законодательных органов государственной власти субъектов РФ и высших должностных лиц заинтересованных субъектов об образовании в составе России нового субъекта направляется Президенту РФ. Оно должно быть обосновано и содержать предполагаемые наименование, статус, границы нового субъекта. Президент уведомляет об этом СФ, ГД и Правительство РФ.
В случае поддержки этой инициативы Президентом РФ вопрос об образовании нового субъекта подлежит вынесению на референдумы заинтересованных субъектов и должен получить одобрение в соответствии с законами о референдумах в этих субъектах. Официальные данные представляются Президенту РФ, который вносит в ГД проект ФКЗ об образовании в составе России нового субъекта. Он должен содержать положения о наименовании, статусе, границах нового субъекта, положения о правопреемстве нового субъекта, формировании органов власти нового субъекта и т.д. ФКЗ принимается Федеральным Собранием в порядке, установленном ст. 108 и вступает в силу со дня его официального опубликования. В ст. 65 Конституции РФ вносятся соответствующие изменения.
Федеративное устройство России. Основные принципы
В данный момент вы не можете посмотреть или раздать видеоурок ученикам
Чтобы получить доступ к этому и другим видеоурокам комплекта, вам нужно добавить его в личный кабинет.
Получите невероятные возможности
Конспект урока «Федеративное устройство России. Основные принципы»
Федерализм – это теория и практика создания целостного союзного государства, образованного из ряда политически и юридически равнозначных частей на основе общих интересов, исторических судеб, договорных конституционных отношений.
Основные принципы федерализма в России изложены в третьем пункте пятой статьи Конституции: «Федеративное устройство Российской Федерации основано на её государственной целостности, единстве системы государственной власти, разграничении предметов ведения и полномочий между органами государственной власти Российской Федерации и органами государственной власти субъектов Российской Федерации, равноправии и самоопределении народов в Российской Федерации».
Итак, основополагающими принципами федеративного устройства России являются:
· государственная целостность Российской Федерации;
· единство системы государственной власти;
· разграничение предметов ведения и полномочий между федерацией и её субъектами;
· равноправие и самоопределение народов в Российской Федерации.
Наряду с этими четырьмя основными принципами можно выделить ещё один, который нашёл своё отражение в тексте конституции после внесения поправок в 2020 году, а именно принцип исторической, культурной и религиозной преемственности.
Давайте рассмотрим данные принципы более подробно.
Государственная целостность Российской Федерации
Согласно конституции нашей страны, Российская Федерация обеспечивает целостность и неприкосновенность своей территории.
Территория Российской Федерации включает в себя территории её субъектов, внутренние воды и территориальное море, воздушное пространство над ними.
Действия (за исключением делимитации, демаркации, редемаркации государственной границы Российской Федерации с сопредельными государствами), направленные на отчуждение части территории Российской Федерации, а также призывы к таким действиям не допускаются.
Делимитация – определение общего положения и направления государственной границы между сопредельными государствами путём переговоров.
Демаркация – проведение линии государственной границы на местности с обозначением её специальными пограничными знаками.
Редемаркация – проверка и восстановление государственной границы на местности и обозначение её пограничными знаками на основе ранее составленных документов.
В России – единое гражданство, единый государственный язык (русский), как язык государствообразующего народа, входящего в многонациональный союз равноправных народов Российской Федерации. А также единое экономическое пространство. То есть в стране проводится единая денежная и налоговая политика. Государство даёт гарантии того, что внутри страны не может быть каких-либо таможенных границ, пошлин, сборов и каких-либо иных препятствий для свободного перемещения товаров, услуг и финансовых средств.
Также на территории всей Российской Федерации создаются условия для устойчивого экономического роста страны и повышения благосостояния граждан, для взаимного доверия государства и общества, гарантируются защита достоинства граждан и уважение человека труда, обеспечиваются сбалансированность прав и обязанностей гражданина, социальное партнёрство, экономическая, политическая и социальная солидарность.
Государственная целостность подразумевает и осуждение проявлений сепаратизма, то есть движения за отделение части территории страны с целью создания самостоятельного государства. Субъекты не имеют права выхода из состава федерации в одностороннем порядке.
Кроме того, конституция запрещает создание и деятельность общественных объединений, цели или действия которых направлены на насильственное изменение основ конституционного строя и нарушение целостности Российской Федерации.
Вместе с тем Российская Федерация может участвовать в межгосударственных объединениях и передавать им часть своих полномочий в соответствии с международными договорами, если это не влечёт за собой ограничения прав и свобод человека и гражданина и не противоречит основам конституционного строя.
Решения межгосударственных органов, принятые на основании положений международных договоров в их истолковании, противоречащем конституции в Российской Федерации не подлежат исполнению.
Единство системы государственной власти.
Согласно Конституции, суверенитет Российской Федерации распространяется на всю её территорию.
Суверенитет, по смыслу статей Конституции, предполагает верховенство, независимость и самостоятельность государственной власти, полноту законодательной, исполнительной и судебной власти государства на его территории и независимость в международном общении. Полномочия федеральных органов государственной власти распространяются на всю территорию нашей страны.
Конституция и федеральные законы имеют верховенство на всей территории Российской Федерации, а органы федеральной власти и субъектов федерации составляют общую систему государственной власти.
Президент и правительство обеспечивают в соответствии с Конституцией осуществление полномочий федеральной государственной власти на всей территории Российской Федерации.
Система органов государственной власти субъектов федерации устанавливается ими самостоятельно, в соответствии с основами конституционного строя, а также общими принципами организации законодательной, исполнительной и судебной власти в субъектах федерации.
Президент Российской Федерации может приостанавливать действие актов исполнительной власти субъектов, если они противоречат Конституции и федеральным законам. В большей своей части централизованной является и судебная система государства.
Разграничение предметов ведения и полномочий между федерацией и её субъектами
В исключительном ведении федеральных властей находятся:
В сфере внутренней гражданской политики:
· федеративное устройство и территория Российской Федерации;
· гражданство в Российской Федерации;
· регулирование и защита прав национальных меньшинств;
· организация публичной власти;
· установление системы федеральных органов законодательной, исполнительной и судебной власти, порядка их организации и деятельности;
· формирование федеральных органов государственной власти;
· установление основ федеральной политики и федеральные программы в области государственного, экономического, экологического, научно-технологического, социального, культурного и национального развития Российской Федерации;
· федеральная государственная служба;
· установление ограничений для замещения государственных и муниципальных должностей, должностей государственной и муниципальной службы, в том числе ограничений, связанных с наличием гражданства иностранного государства либо вида на жительство или иного документа, подтверждающего право на постоянное проживание гражданина Российской Федерации на территории иностранного государства, а также ограничений, связанных с открытием и наличием счетов (вкладов), хранением наличных денежных средств и ценностей в иностранных банках, расположенных за пределами территории Российской Федерации;
· федеральные энергетические системы, ядерная энергетика, расщепляющиеся материалы;
· федеральные транспорт, пути сообщения, информация, информационные технологии и связь;
· метрологическая служба, стандарты, эталоны, метрическая система и исчисление времени;
· геодезия и картография;
· наименования географических объектов;
· официальный статистический и бухгалтерский учёт;
· государственные награды и почётные звания Российской Федерации.
В сфере внешней политики:
· внешняя политика и международные отношения Российской Федерации, международные договоры Российской Федерации;
· вопросы войны и мира;
· внешнеэкономические отношения Российской Федерации
· определение статуса и защита государственной границы, территориального моря, воздушного пространства, исключительной экономической зоны и континентального шельфа Российской Федерации.
В сфере обороны и безопасности:
· оборона и безопасность;
· определение порядка продажи и покупки оружия, боеприпасов, военной техники и другого военного имущества;
· производство ядовитых веществ, наркотических средств и порядок их использования;
· обеспечение безопасности личности, общества и государства при применении информационных технологий, обороте цифровых данных.
В сфере экономики:
· установление правовых основ единого рынка;
· финансовое, валютное, кредитное, таможенное регулирование, денежная эмиссия, основы ценовой политики;
· федеральные экономические службы, включая федеральные банки;
· федеральные налоги и сборы;
· федеральные фонды регионального развития.
В сфере права:
· принятие и изменение Конституции Российской Федерации и федеральных законов, контроль за их соблюдением;
· регулирование и защита прав и свобод человека и гражданина;
· установление единых правовых основ системы здравоохранения, системы воспитания и образования, в том числе непрерывного образования;
· уголовное и уголовно-исполнительное законодательство;
· амнистия и помилование;
· правовое регулирование интеллектуальной собственности;
· федеральное коллизионное право, то есть совокупность норм международного частного права, помогающих разрешить противоречия (коллизии), возникающие между теми или иными правовыми системами (национальными, международными) по одному и тому же предмету регулирования.
В совместном ведении Российской Федерации и субъектов Российской Федерации находятся:
В социальной сфере:
· общие вопросы воспитания, образования, науки, культуры, физической культуры и спорта, молодёжной политики;
· координация вопросов здравоохранения, в том числе обеспечение оказания доступной и качественной медицинской помощи, сохранение и укрепление общественного здоровья, создание условий для ведения здорового образа жизни, формирования культуры ответственного отношения граждан к своему здоровью;
· социальная защита, включая социальное обеспечение;
· создание условий для достойного воспитания детей в семье, а также для осуществления совершеннолетними детьми обязанности заботиться о родителях.
В экономической сфере:
· вопросы владения, пользования и распоряжения землёй, недрами, водными и другими природными ресурсами;
· разграничение государственной собственности;
· установление общих принципов налогообложения и сборов в Российской Федерации;
В сфере права:
· обеспечение соответствия конституций и законов республик, уставов, законов и иных нормативных правовых актов краёв, областей, городов федерального значения, автономной области, автономных округов Конституции Российской Федерации и федеральным законам;
· защита прав и свобод человека и гражданина;
· защита прав национальных меньшинств;
· административное, административно-процессуальное, трудовое, семейное, жилищное, земельное, водное, лесное законодательство, законодательство о недрах, об охране окружающей среды;
· защита исконной среды обитания и традиционного образа жизни малочисленных этнических общностей;
· охрана окружающей среды и обеспечение экологической безопасности;
· особо охраняемые природные территории;
· охрана памятников истории и культуры;
· защита семьи, материнства, отцовства и детства;
· защита института брака как союза мужчины и женщины;
· кадры судебных и правоохранительных органов;
· установление общих принципов организации системы органов государственной власти и местного самоуправления;
· координация международных и внешнеэкономических связей субъектов Российской Федерации, выполнение международных договоров Российской Федерации.
В сфере обороны и безопасности:
· обеспечение законности, правопорядка, общественной безопасности;
· режим пограничных зон;
· осуществление мер по борьбе с катастрофами, стихийными бедствиями, эпидемиями, ликвидация их последствий.
Вне пределов ведения федерации и полномочий по предметам совместного ведения Российской Федерации и субъектов, субъекты Российской Федерации обладают всей полнотой государственной власти.
Равноправие и самоопределение народов нашей страны.
Российская Федерация гарантирует права коренных малочисленных народов в соответствии с общепризнанными принципами и нормами международного права и международными договорами.
Государство защищает культурную самобытность всех народов и этнических общностей Российской Федерации, гарантирует сохранение этнокультурного и языкового многообразия.
Российская Федерация гарантирует всем её народам право на сохранение родного языка, создание условий для его изучения и развития.
Республики вправе устанавливать свои государственные языки. В органах государственной власти, органах местного самоуправления, государственных учреждениях республик они употребляются наряду с государственным языком Российской Федерации.
Российская Федерация оказывает поддержку соотечественникам, проживающим за рубежом, в осуществлении их прав, обеспечении защиты их интересов и сохранении общероссийской культурной идентичности.
Значение этого принципа подчёркнуто в преамбуле Конституции. И это не случайно, ведь наша с вами страна многонациональна.
Равноправие народов нашей страны прежде всего проявляется в равных правах на национальное развитие, развитие национальной культуры, сохранение и использование родного языка, а также гарантии равенства прав и свобод человека и гражданина независимо от социального положения, расовой, национальной, языковой или религиозной принадлежности.
Все народы, народности, этнические группы, проживающие на территории России, могут осуществлять право на самоопределение, например в области культуры или образования.
Историческая, культурная и религиозная преемственность
Согласно этому принципу, Российская Федерация является правопреемником Союза ССР на своей территории, а также правопреемником (правопродолжателем) Союза ССР в отношении членства в международных организациях, их органах, участия в международных договорах, а также в отношении предусмотренных международными договорами обязательств и активов Союза ССР за пределами территории Российской Федерации.
Российская Федерация, объединённая тысячелетней историей, сохраняя память предков, передавших нам идеалы и веру в Бога, а также преемственность в развитии Российского государства, признаёт исторически сложившееся государственное единство.
Российская Федерация чтит память защитников Отечества, обеспечивает защиту исторической правды. Умаление значения подвига народа при защите Отечества не допускается.
В конце нашего занятия попробуйте ответить на следующие вопросы:
1. Что такое федерализм?
2. Какие основы федеративного устройства Российской Федерации закреплены в Конституции?
Современные принципы построения Российской Федерации Текст научной статьи по специальности «Политологические науки»
Аннотация научной статьи по политологическим наукам, автор научной работы — Конев Ю. М., Барбаков О. М., Барбакова К. Г.
Рассмотрены основные принципы построения Российской Федерации на основе федерализма, обоснован сбалансированный подход к государственному устройству России .
Похожие темы научных работ по политологическим наукам , автор научной работы — Конев Ю. М., Барбаков О. М., Барбакова К. Г.
Modern Principles of the Formation of the Russian Federation
The article considers main principles of the formation of the Russian Federation on the basis of federalism and substantiates the well-balanced approach to the state structure of Russia .
Текст научной работы на тему «Современные принципы построения Российской Федерации»
СОВРЕМЕННЫЕ ПРИНЦИПЫ ПОСТРОЕНИЯ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ MODERN PRINCIPLES OF THE FORMATION OF THE RUSSIAN FEDERATION
Ю M Конев, О. M Барбаков, К. Г Барбакова
Y. М. Konev, О. M.Barbakov, К. G. Barbakova
Ключевые слова: Российский федерализму федерализация, децентрализация, централизм,
государственное устройство России Key Words: Russian federalism, federalization, decentralization, centralism, state structure of
Рассмотрены основные принципы построения Российской Федерации на основе федерализма, обоснован сбалансированный подход к государственному устройству России.
The article considers main principles of the formation of the Russian Federation on the basis of federalism and substantiates the well-balanced approach to the state structure of Russia.
Федерализация в России идет очень сложным путем. В процессе ее реализации совершено немало ошибок, имеется немало просчетов, и уже выявились существенные недостатки. Противники федерализации используют эти трудности становления федеративных отношений в качестве аргумента невозможности построения в России государственности на принципах федерализма. Более того, их взгляды воспринимаются населением российских регионов, у которого нарастает разочарование в практике федерализма. Эту стадию «отката» проходили все страны, вводившие у себя федеративную систему государственности, и далеко не все прошли ее без особых потерь. И теоретикам, разрабатывающим оптимальные модели федеративного устройства России, и практикам, пытающимся реализовать эти концепции, необходимо, учитывая эти настроения, формировать общественное сознание на основе демонстрации уже имеющихся позитивных фактов федеративного правления и прогнозирования результатов в случае реализации модели унитарного или федеративного управления Россией.
В современных условиях в составе Российской Федерации присутствует большое количество самостоятельных субъектов, построенных как по национальному, так и по территориальному принципам. Это означает, как считают Бай Н.Г , Безбах В.В., Волков Б.С , что в Российской Федерации принцип федерализма сочетается с принципом унитаризма и автономии, обеспечивая тем самым государственную целостность Российской Федерации как единого, самостоятельного государства. Очень важно, что текстом основного закона РФ закреплен поименный состав субъектов Федерации, что означает, что любое изменение общего состава субъектов Федерации требует как минимум внесения изменений в саму Конституцию.
Первым таким принципом Конституция РФ называет государственную целостность, которая лежит в основе устройства Российской Федерации. Государственная целостность означает, что Российская Федерация — цельное, единое и нераздельное, хотя и федеративное, государство, включающее другие государственные образования. Они не имеют права выхода из состава Федерации, что соответствует международным стандартам и мировому опыту федеративного строительства. Целостность — естественная черта независимых государств.
Целостная, хотя и федеративная, государственная организация предполагает единую систему власти. Она проявляется в суверенитете Российской Федерации, наличии обще федеральных органов государственной власти, чьи полномочия распространяются на всю ее территорию, верховенстве федеральных Конституции и законов. Структура государственной власти многосложна. Субъекты федерации пользуются значительной самостоятельностью в осуществлении государственной власти Вне пределов компетенции Российской Федерации эти субъекты обладают всей полнотой государственной власти. Однако они должны признавать конституционное разграничение компетенции между ними и федерацией в целом, верховенство федеральных конституций и законов и исполнять их [1]
Отсутствие принципа добровольного выхода субъектов Российской Федерации из состава целостного единого государства не противоречит принципам демократического общества и вполне соответствует общемировым тенденциям развития федерализма. Но в этой авторы считают недопустимым включение в конституцию автономных республик права выхода из Российской Федерации. Конституция РФ должна предусмотреть недопустимость принятия субъектами федерации законов, противоречащих Конституции.
Итак, современная Российская Федерация — государственное по своей природе объединение всех субъектов федерации. Наличие мощной централизованной власти имеет свою многовековую историю. В течение длительного периода ОНО было многонациональным. Автономные образования в составе Российской Федерации (тогда РСФСР) в основном создавались центральной властью, высшими органами государства Российская Федерация возникла вначале как союз территорий в составе единого государства, а не как договорная федерация, не в результате объединения своих субъектов.
Кутафин А В. отмечает, что в нынешней Конституции Российской Федерации подчеркивается, что многонациональный народ Российской Федерации сохраняет исторически сложившееся государственное единство. Российская Федерация имеет все признаки государства, выступает субъектом международного права. Она имеет общую, единую территорию, охватывающую территории всех субъектов, осуществляет, будучи суверенным государством, территориальное верховенство, обеспечивает свою неприкосновенность. В Российской Федерации существует единая правовая система, в ней гарантируется единство экономического пространства, свободное перемещение людей, товаров, услуг и финансовых средств, она сама устанавливает правовые основы единого рынка. В Конституции Российской Федерации предусмотрены гарантии ее государственной целостности. Президент Российской Федерации играет большую роль в управлении страной, он обязан принимать все меры по охране суверенитета Российской Федерации, ее независимости и государственной целостности.
Важнейшее значение для нормального функционирования российского федерализма имеет принцип установления единого государственного языка на всей территории Российской Федерации, которым является русский язык. Свои государственные языки могут устанавливать и республики. Они используются наряду с государственным ЯЗЫКОМ Российской Федерации в органах государственной власти, органах местного самоуправления и государственных учреждениях этих республик. Вместе с тем Российская Федерация гарантирует всем ее народам право на сохранение родного языка и создание условий для его изучения и развития и гарантирует права коренных малочисленных народов в соответствии с общепризнанными принципами и нормами международного права и международными договорами Российской Федерации.
Кутафин ОЕ выделяет ряд специфических особенностей российского федерализма, отличающий его от федерализма в других странах [2].
• Прежде всего, Россия была в историческом плане провозглашена федерацией, а не создана путем объединения самостоятельных государств. Следовательно, Россия может быть отнесена к конституционной федерации, поскольку она создана на основе Конституции, в которой закреплена политическая самостоятельность отдельных территорий, предоставленная общефедеральной властью.
• С самого начала своего образования Россия представляла собой не конституционнодоговорную федерацию (как США или Швейцария), а конституционно-правовую федерацию. Россия в отличие от абсолютного большинства других федераций создавалась как федерация асимметричная с различными видами субъектов Федерации, созданными как по национально-территориальному (21 республика-государство, 10 автономных округов и 1 автономная область), так и по территориальному признаку (6 краев, 49 областей, 2 города федерального значения).
• Субъекты Федерации с самого начала не обладали правом выхода из ее состава, но статус субъекта Федерации по согласованию с общефедеральными органами власти и на основании специального конституционного закона мог быть изменен. Конституция РФ предусмотрела возможность вступления новых субъектов в состав Российской Федерации.
Ученые-политологи предлагают следующую схему федеративного устройства России [2] (см схему 1)
Схема І. Федеративное устройство России
В.В.Лазарев отмечал, что система государственных органов субъектов федерации устанавливается ими самостоятельно, но в соответствии с основами конституционного строя Российской Федерации и общими принципами организации представительных и исполнительных органов государственной власти, в согласии с федеральным законом. Это направлено на обеспечение единства системы органов Российского государства в целом. Особенно большое значение для единства системы государственной власти имеет то, что федеральные органы исполнительной власти и органы исполнительной власти субъектов федерации образуют единую систему исполнительной власти во всей стране в пределах ведения Российской Федерации и полномочий РФ по предметам совместного ведения федерации и се субъектов. Для реализации компетенции Российской Федерации (а значит, единого государственного руководства в этих пределах на территории всей страны) федеральные органы исполнительной власти могут создавать свои территориальные органы и назначать соответствующих должностных лиц. Серьезная гарантия единства системы государственной власти, прав федерации состоит в том, что Президент и Правительство Российской Федерации обеспечивают осуществление полномочий федеральной государственной власти на всей территории страны |3|.
Поэтому очень важно эгоизму региональному противопоставить общегосударственную идеологию, сбалансированного федерализма.
Эта идеология должна исходить из того, что понятие «федерализм» применяется к политической системе, обладающей двойственной природой. Принцип федерализма предполагает не только самостоятельность субъектов федерации, но и подчинение их единым федеральным законам. Иными словами, федерализм — это определенного рода баланс между децентрализацией и централизмом. Создать дисбаланс в сторону централизма означает: вернуться к у нитарному государству. Сделать главный упор на самостоятельности субъектов — значит ослабить контроль над децентрализацией, пустив се по колес неупорядоченного и стихийного развития. Это в полной мере соотвстствч ет знаменитому лозунгу «берите суверенитета, сколько хотите».
Таким образом, необходим сбалансированный подход к государственном) устройств>' на принципах федерализма суть которого заключается в соблюдении равновесия между децентрализацией и выстроенным на строго правовой основе централизмом. Идея равномерной децентрализации предполагает, что власть не концентрируется в чрезмерных объемах на региональном уровне, а рационально перераспределяется между федерацией, ее субъектами и органами местного самоуправления, не давая ни одному из этих яру сов перевеса, достаточного
для разрушения любого другого. При этом за федерацией закрепляются функции контроля, необходимые для поддержания устойчивости всей системы.
Для успешного функционирования этой системы необходимо позаботиться о создании целого ряда федеральных институтов и механизмов.
Препятствием для развития современного российского федерализма являются некоторые объективные и субъективные факторы, одним из которых можно считать асимметрию Федерации, связанную с разделением субъектов Федерации по национально-территориальному признаку. И, хотя в Конституции четко записано и продекларировано равенство субъектов, некоторые из них, например, республики имеют фактически немало преимуществ. Это вызывает недовольство региональных элит в остальных субъектах Федерации. Однако любые попытки изменить статус республик чреваты громадным политическим риском, даже если статус меняется косвенно, через подъем статуса иных субъектов Федерации.
1. Правоведение. /Бай Н Г., Безбах В В , Волков Б.С. и др. /Под ред. Безбах В.В. и др. —
2. Кутафин О.Е. Правоведение. — М.: Юристъ, 2010. — 400с.
3. Общая теория права и государства: Учебник для юридич. вузов / Под ред. В.В.Лазарева — М : Юрист, 1994
Konev Y. М., Doctor of sociological sciences Professor, Tyumen State Oil and Gas University;
Barbakov О. М., Doctor of sociological sciences Professor, Chair of the Department of Mathe-matic Methods in Economics of Tyumen State Oil and Gas University,
Barbakova K. G., Director of Scientific Research Institute of Investigation of Society of Tyumen State Oil and Gas University, Doctor of Philosophy, professor.