Как взыскать с виновника дтп ущерб не покрытый страховкой
Перейти к содержимому

Как взыскать с виновника дтп ущерб не покрытый страховкой

  • автор:

Как подать иск на виновника ДТП

Иски о возмещении ущерба от ДТП — это заявления об урегулировании спора между владельцем транспортного средства и страховой компанией (или виновником ДТП), рассматриваемые в судебном порядке, с целью компенсации причиненного вреда.

Порядок обращения в суд

Дорожно-транспортное происшествие невольно делает его участников субъектами правоотношений по возмещению причиненного ущерба. Ответственность каждого водителя подлежит страхованию ( Федеральный закон от 25.04.2002 № 40-ФЗ ), поэтому процедура взаимодействия со страховщиком регулируется указанным нормативным актом.

Перед тем как подать иск на виновника ДТП или иного ответчика, необходимо соблюсти ряд действий:

  1. Уведомление страховщика (лицо, которому причинен ущерб, направляет уведомление о возникновении страхового случая).
  2. Предоставление документов для возмещения (потерпевшая сторона направляет в страховую компанию заявление о возмещении убытков по форме, установленной положением Банка России от 19.09.2014 № 431-П , с предоставлением дополнительных документов).
  3. Осмотр и принятие решения о выплате (страховщик организовывает осмотр транспортного средства, которому причинен ущерб, и принимает решение об отказе или осуществлении выплаты с установлением размера; максимальный размер выплаты по договорам ОСАГО за ущерб имуществу установлен в размере 400 000 руб.).
  4. Уведомление страховщика о несогласии с размером возмещения (если потерпевшая сторона не согласна с решением страховой компании, направляется соответствующее уведомление со своим вариантом расчета суммы возмещения и приложением экспертного заключения).
  5. Составляется иск после ДТП к виновнику или иному ответчику и предъявляется в суд (при игнорировании условий, изложенных в уведомлении, следует составить иск, отразив в нем все обстоятельства дела, и определить требования; после этого направить документы в суд).
  • как подать иск в мировой суд;
  • как подать апелляцию на решение суда.

Вам пригодятся онлайн-калькуляторы

Кому предъявлять исковые требования

Лицо, которому предъявляются исковые требования о взыскании ущерба при ДТП, влияет на выбор суда, в котором будет разрешаться спор и нормы процессуального права, подлежащие применению.

Возможны следующие разновидности ответчиков по рассматриваемой категории дел:

  1. Страховая компания — выступает в качестве ответчика, если ответственность виновника была застрахована по договору ОСАГО или КАСКО.
  2. Виновник ДТП — иск к виновнику ДТП о возмещении ущерба подается при отсутствии договора ОСАГО, если возмещение страховой не покрывает весь причиненный ущерб.
  3. Российский союз автостраховщиков — является ответчиком в случае отзыва лицензии у страховщика или если виновник ДТП не установлен.

Для быстрого разрешения спора следует точно определить, к кому вы собираетесь обратиться с исковыми требованиями.

В суде много зависит от правильного иска. Составить его поможет система КонсультантПлюс. В системе не только найдете готовые шаблоны, но сможете изучить судебные решения по аналогичным делам. Найти их поможет база судебной практики в КонсультантПлюс. В ней собраны решения всех российских судов, а поиск такой же простой, как в Яндексе.

Как составить иск

При составлении заявления избирается официальный стиль изложения. Законом официально не установлен образец иска, поэтому следует руководствоваться нормами ст. 131 , 132 ГПК РФ и ст. 125 , 126 АПК РФ.

Рекомендуется придерживаться следующих принципов при написании иска:

  1. Краткость. Максимальный объем — не более 5 страниц. Вы должны четко определить границы спора и указывать только обстоятельства, которые относятся к делу.
  2. Обоснованность. Иск о возмещении ущерба в результате ДТП должен содержать ссылки на нормы материального и процессуального права — статьи закона, которые, по-вашему, нарушил ответчик.
  3. Точность и сжатость цитирования. Используйте названия правовых актов и законов в сокращении: после того как вы первый раз полностью укажете название законодательного акта, в последующем ограничьтесь написанием его номера.
  4. Приемлемое форматирование. На протяжении всего текста следует придерживаться одного размера и типа шрифта, избегать чрезмерного использования выделения слов, рекомендуемый размер — 14, интервал — не менее 1,5.

В текст заявления включите следующую информацию:

  • наименование суда, в который направляется иск;
  • наименование истца и ответчика;
  • суть спора: в чем заключается нарушение прав;
  • ссылки на применяемые или нарушенные нормы права;
  • требования к ответчику;
  • перечень прилагаемых документов.

Образец иска,1 стр

Образец иска, стр. 2

Какие документы приложить к иску дополнительно

Исковое заявление содержит в себе перечень прилагаемых документов, на основании которых истец основывает требования и подтверждает определенные действия. Перечень не является закрытым, поэтому истец вправе предоставить любой документ, имеющий отношение к делу, подтверждающий его правовую позицию.

Среди обязательных документов, прилагаемых к иску, выделяют следующие:

  • квитанция об оплате госпошлины;
  • документ, подтверждающий отправку копии документов лицам, участвующим в деле;
  • претензия, подтверждающая досудебный порядок урегулирования спора.

Для юридических лиц обязательно предоставление:

  • выписки из ЕГРЮЛ;
  • свидетельства о регистрации;
  • подтверждения полномочий лица, подписавшего заявление.

В зависимости от обстоятельств дела исковое заявление пострадавшего в ДТП дополняется следующими документами:

  • заключение экспертизы;
  • порядок расчета суммы взыскания;
  • документы по страховому случаю;
  • справка о ДТП;
  • медицинское заключение о характере причиненных травм;
  • документы, подтверждающие утраченный трудовой доход.

Перед тем как подать иск в суд о возмещении материального ущерба от ДТП, отдельное внимание следует уделить отправлению досудебной претензии. Факт отправки следует подтвердить квитанцией об отправке либо уведомлением о вручении письма. Рекомендуем сделать опись вложения и зафиксировать перечень отправления с указанием номера, даты и темы документа.

  • как составить иск о выселении из квартиры или дома;
  • как взыскать через суд и без него заложенное имущество.

Суд вынес решение. Что делать дальше

Если исковые требования удовлетворены и решение вступило в законную силу, необходимо обратиться в суд с заявлением о выдаче исполнительного листа. После получения исполнительного листа вы можете обратиться в службу судебных приставов или банк, в котором открыт расчетный счет должника.

Рекомендуем делать первоначальное обращение в банк должника. При наличии на счетах денежных средств так получить сумму долга удастся быстрее.

Доплата за ремонт после ДТП: с кого взыскать деньги

Доплата за ремонт после ДТП: с кого взыскать деньги

В декабре 2017-го в Hyundai Solaris Надежды Бурковой* въехал грузовик Scania, который принадлежал обществу «Каштак». Оказалось, что в ДТП виноват водитель грузовика.

Страховая компания «Согласие», где Буркова оформляла ОСАГО, выплатила ей 51 000 руб. на ремонт машины. При расчете этой суммы учли износ поврежденных деталей, как это позволяет сделать единая методика Центробанка. Но на ремонт Буркова потратила намного больше – почти 110 000 руб. Разницу в 59 000 руб. женщина решила получить с «Каштака», ведь в аварии виноват его водитель. Добровольно компания платить деньги не стала. Если ущерб не превышает 400 000 руб., его должна возместить страховая компания, решило общество.

Буркова подала иск в Сакский районный суд Крыма. Но тот подтвердил позицию «Каштака». Недоплаченную сумму страхового возмещения нужно взыскивать со страховой компании причинителя вреда, разъяснила первая инстанция (дело № 2-1141/2019). Апелляция и первая кассация согласились с этим. Тогда Буркова обратилась в Верховный суд.

ВС: доплачивает виновник ДТП

В Верховном суде спор рассмотрела «тройка» под председательством Александра Киселева. Если страховой выплаты не хватает на ремонт, потерпевший может взыскать разницу с виновника ДТП, решили судьи (дело № 127-КГ21-5-К4).

Размер ущерба для выплаты страхового возмещения по договору ОСАГО и размер ущерба, который возмещает причинитель вреда, определяются по разным правилам, напомнил ВС.

Во-первых, страховая учитывает износ деталей. Из-за этого потерпевший получает меньше денег. А во-вторых, отличаются и цены. Единая методика Центробанка при взыскании ущерба напрямую с виновника ДТП не применяется. В этом случае по ОСАГО должна платить страховая потерпевшего, а не виновника аварии. Но она не может дать больше, чем позволяет единая методика.

Разницу между страховым возмещением и рыночной ценой ремонта нужно взыскивать с виновника ДТП, считает ВС.

ВС Республики Крым, куда гражданская коллегия вернула спор на новое рассмотрение, отменила решение первой инстанции и удовлетворила иск – но акт апелляционного суда еще не опубликован (№ 33-6021/2021).

А точно ли не платит страховая?

Потерпевший может взыскать разницу с виновника ДТП, но только если получил от страховой 400 000 руб. – максимально возможную сумму, считает Александр Домнин из Национальная Юридическая Служба АМУЛЕКС Национальная Юридическая Служба АМУЛЕКС Федеральный рейтинг. × . Но если бы вред компенсировали так, как этого требует закон об ОСАГО, потерпевший получил бы полностью отремонтированный новыми деталями автомобиль, подчеркивает юрист. И все это за счет страховой.

Вред легковым машинам, которые принадлежат россиянам и зарегистрированы в РФ, по общему правилу возмещается не деньгами, а ремонтом. Его оплачивает страховая, используются только новые детали.

Если страховая не дает направление на ремонт, нужно обращаться не к виновнику ДТП, а через суд требовать от страховой либо это направление, либо компенсацию деньгами.Стоимость ремонта страховая оплачивает без учета износа запчастей.

Ольга Туренко из Бородин и Партнеры Бородин и Партнеры Федеральный рейтинг. группа Банкротство (споры mid market) группа Налоговое консультирование и споры (Налоговые споры) группа Разрешение споров в судах общей юрисдикции группа Уголовное право × видит в позиции ВС и полезный акцент. Суд подчеркнул, что размер ущерба для выплаты по ОСАГО и размер ущерба, который возмещает виновник ДТП, определяются по-разному. Во втором случае потерпевший не ограничен лимитами и может претендовать на полное возмещение вреда, объясняет она.

Но есть проблема, добавляет Домнин. При экспертизе стоимости восстановительного ремонта практически все оценщики используют единую методику Центробанка, говорит эксперт. И если размер ущерба определен исходя из фактических затрат на ремонт, у суда может возникнуть вопрос, почему эти затраты больше стоимости, рассчитанной по средним ценам региона в соответствии с единой методикой. Судья может решить, что потерпевший злоупотребляет своим правом. А значит, есть риск отказа в иске.

Должен ли виновник ДТП доплачивать потерпевшему из своего кармана?

Аватар автора

Потерпевший сразу обратился в страховую и договорился урегулировать убытки без технической экспертизы. По соглашению он получил 120 000 ₽, а через полгода написал, что потратил на ремонт 210 000 ₽ и долго ждал, пока машину восстановят. Просит, чтобы я возместил ему разницу в 90 000 ₽ и расходы на такси по чекам из приложения.

Ситуация кажется мне несправедливой. Потерпевший сам договорился на маленькую выплату и выбрал медленный автосервис. Он показал мне сомнительный заказ-наряд от какого-то ИП — я почти уверен, что там не все работы связаны с ДТП. К тому же машине потерпевшего 15 лет. Разве я должен платить за новые детали взамен сильно изношенных? Да и на такси он ездил ради личного комфорта, в нашем городе есть автобусы.

Подскажите, должен ли я доплачивать? Разве потерпевший не решает все денежные вопросы со страховой компанией? Я не хочу судебных разбирательств и предпочел бы заплатить, но только если действительно должен по закону.

Вы правы: именно страховая компенсирует потерпевшему расходы на ремонт авто. Но полис ОСАГО покрывает не всю вашу ответственность. Если ремонт стоил больше, чем заплатила страховая компания, потерпевший может взыскать деньги с вас: он понес убытки, а по закону их должны возместить полностью.

Но вы точно должны не 90 000 ₽ и можете не компенсировать расходы на такси. Объясню, как страховые рассчитывают стоимость ремонта и на какую сумму договориться с потерпевшим.

Как страховые компании возмещают ущерб по ОСАГО

В случае ДТП страховая компания обязана в приоритетном порядке направить потерпевшего на ремонт. Запчасти и работы она оплачивает напрямую СТО — это называют натуральным возмещением.

В некоторых случаях страховая может предложить потерпевшему деньги: до 400 000 ₽ на восстановительный ремонт и до 500 000 ₽ на возмещение ущерба здоровью. Бывает, что потерпевший не видит перспектив ремонта по направлению от страховой и настаивает на выплате.

Под восстановительным ремонтом понимают расходы на запчасти и работы по их замене. При этом стоимость запчастей рассчитывают с учетом степени износа по единой методике Банка России, чтобы владелец мог привести машину в состояние, в каком она была до аварии.

По закону максимальный износ деталей — 50%. То есть страховщик не может возместить меньше половины их рыночной стоимости. Чем меньше износ, тем больше компенсация. Страховая по-разному рассчитает сумму ремонта двух идентичных автомобилей с одинаковыми повреждениями, но разного года выпуска. Для более нового авто компенсация будет выше.

Если после ДТП потерпевший получил от страховой деньги и будет ремонтировать машину самостоятельно, есть риск, что ему придется доплачивать в мастерской из своих денег. Так случится, если страховая посчитает износ максимальным и выплатит половину стоимости деталей, а владелец автомобиля не найдет их за эти деньги даже на разборке или сразу решит ставить новые.

Обложка статьи

Что произошло в вашем случае

По закону страховая компания виновника обязана осмотреть машину потерпевшего и зафиксировать повреждения. Дальше есть два пути:

  1. страховщик выдает потерпевшему направление на ремонт в конкретную организацию и потом напрямую оплачивает часть ремонта с учетом износа. Недостающую сумму придется доплатить потерпевшему;
  2. страховая предлагает денежную выплату, и потерпевший письменно на нее соглашается. Если нет разногласий по поводу повреждений машины и стоимости ремонта, экспертизу могут не проводить. В будущем оспорить сумму компенсации можно будет, только если в автомобиле найдут скрытые повреждения, которых нет в акте осмотра.

Если стороны не могут договориться о сумме выплаты, страховщик организует независимую техническую экспертизу и оценку, чтобы определить стоимость восстановительного ремонта.

Обложка статьи

В вашей ситуации потерпевший решил быстрее получить деньги от страховой, поэтому согласился на предложенную сумму и отказался от экспертизы. Скорее всего, по результатам независимой оценки он получил бы больше, но уже не может ничего требовать со страховой компании: она исполнила свои обязательства.

Чтобы компенсировать разницу между расходами на ремонт и страховой выплатой, потерпевший решил взыскать деньги с вас.

Должны ли вы доплачивать потерпевшему

С одной стороны, второй участник ДТП мог получить больше денег, если бы согласился на экспертизу. Однако выплата все равно была бы меньше фактических расходов, так как реальную стоимость запчастей страховая снижает на степень износа. Машине потерпевшего 15 лет, поэтому износ, скорее всего, сочли бы максимальным.

В этой ситуации вам придется компенсировать потерпевшему часть расходов на ремонт авто. Вот почему.

Во-первых, об этом говорит гражданский кодекс. По закону тот, чье право нарушили, может требовать от виновника полностью возместить убытки — в вашем случае расходы на ремонт авто.

Если виновник застраховал свою гражданскую ответственность в пользу потерпевшего, он должен возместить разницу между фактическим размером ущерба и страховым возмещением, если его недостаточно, чтобы компенсировать причиненный вред.

Кроме того, так постановил Конституционный суд. До 2017 года в случаях, когда страховой выплаты на ремонт авто не хватало, взыскать деньги с виновника нельзя было даже через суд. Считалось, что ущерб от ДТП рассчитывается по методике Банка России, то есть с учетом износа, а значит, выплат по ОСАГО достаточно.

По обращению нескольких автовладельцев в вопросе разобрался Конституционный суд. Он пояснил, что страховая действительно должна учитывать степень износа, когда рассчитывает компенсацию. Но реальный ущерб может быть выше, и потерпевший вправе требовать разницу с виновника.

Судебная практика подтверждает, что вам лучше заплатить потерпевшему.

  • Например, в Крыму женщина получила от страховой виновника ДТП 51 000 ₽ на ремонт и потребовала с него еще 58 000 ₽, чтобы полностью восстановить авто.
  • Три судебные инстанции ей отказали, так как сочли, что общая сумма ремонта не превышает страховой лимит в 400 000 ₽. Значит, требовать доплаты нужно со страховой компании, а не с виновника ДТП.
  • Однако Верховный суд РФ пояснил, что страховая справедливо рассчитала выплату с учетом износа и выполнила свои обязательства. А убытки потерпевшего — это все расходы на ремонт автомобиля. Их нужно рассчитывать по рыночным ценам без учета износа, а доплачивать должен виновник.

Нужно ли компенсировать расходы на такси

Платить за такси в вашем случае не придется. Если потерпевший захочет взыскать эти расходы через суд, ему нужно будет подтвердить их размер и необходимость передвигаться на такси вместо общественного транспорта. Как правило, это сложно.

На практике суды взыскивают деньги за такси в редких случаях. Например, если человек серьезно пострадал в ДТП и не мог добраться до больницы иначе.

  • Так, в Липецкой области женщина ездила на такси в больницу к пострадавшему в аварии сыну. Она потребовала взыскать 12 500 ₽ компенсации, но не смогла доказать, что поездки в принципе были нужны. А тем более на такси. Суд ей отказал.
  • В похожей ситуации житель Ростова требовал 83 000 ₽. Он пострадал в ДТП, долго лежал в больнице далеко от дома, ходил на костылях и не мог пользоваться общественным транспортом.
  • Суд согласился взыскать только 32 800 ₽ за поездки пострадавшего в больницу и обратно, к ортопеду и на УЗИ. Еще в сумму включили расходы на такси, на котором жена привезла в больницу костыли и ортопедические подушки. Остальные поездки жены суд не учел — даже те, когда она привозила еду и лекарства.

В вашей ситуации потерпевший мог пользоваться общественным транспортом: в ДТП он не пострадал. Маловероятно, что суд согласится взыскать расходы на такси.

Обложка статьи

Аргумент, что машину долго ремонтировали, не имеет значения. Если бы потерпевший отдал ее страховой для ремонта, а не забрал деньги, по закону ему бы вернули автомобиль через 30 рабочих дней. Но потерпевший получил деньги на руки и отдал машину на СТО, которую выбрал сам. Вы не отвечаете за последствия его решения.

О какой сумме договариваться с потерпевшим

Сейчас второй участник ДТП требует заплатить разницу между страховой выплатой и реальными расходами на ремонт. Однако вы должны компенсировать только разницу между среднерыночными затратами на ремонт без учета износа и стоимостью ремонта с учетом износа: страховая ее не рассчитывала.

Если бы потерпевший решил проводить оценку, то получил бы от страховой компании деньги на ремонт с учетом износа, а возникшую в связи с износом разницу мог бы требовать с вас. Но он согласился на предложенную выплату, то есть понимал, что может получить меньше денег. Так что вы должны ему меньше, чем он просит.

Автомобиль старый, и не исключено, что независимая экспертиза могла признать полную гибель транспортного средства — в случае, если ремонт оказался бы дороже рыночной стоимости машины. При тотале компенсацию считают иначе: пострадавшему выплачивают разницу между рыночной стоимостью авто и стоимостью годных остатков. Эта сумма могла оказаться как раз в пределах 120 000 ₽, и потерпевший не смог бы потребовать с вас деньги на ремонт.

Обложка статьи

Автосервис мог завысить стоимость работ. Заказ-наряд доказывает, что потерпевший заплатил за ремонт 210 000 ₽ конкретному ИП. Но неясно, насколько эти цены обоснованны. Может быть, они вдвое выше средних по городу.

Я рекомендую договариваться на половину требований потерпевшего — 45 000 ₽. Примерно столько он сможет получить, если обратится в суд.

Обложка статьи

Перед тем как предложить конкретную сумму, удостоверьтесь, что потерпевший не пытается получить лишнее:

  1. Запросите у него копию акта осмотра и фотографии с него — их можно получить в страховой. Также понадобится справка о ДТП — ее можно запросить в ГИБДД.
  2. Сравните повреждения машины по акту осмотра, справке о ДТП и заказ-наряду, по которому потерпевший оплачивал ремонт. Обратите внимание, как именно ремонтировали машину. Может оказаться, что на фото с осмотра дверь поцарапана и ее просто покрасили, а в заказ-наряде написали, что заменили.
  3. На всякий случай проверьте машину потерпевшего по VIN на сайте ГИБДД. Если она попадала в ДТП и получала похожие повреждения, потерпевший может включить в сумму ремонта запчасти, которые вышли из строя еще до вашего ДТП.

Передавайте деньги по расписке. Пусть потерпевший укажет свои паспортные данные, место и дату, а также напишет, что не имеет к вам претензий по ДТП.

Что делать, если потерпевший не согласится с суммой

Объясните потерпевшему, что вам обоим невыгодно идти в суд. Вы можете заплатить ему прямо сейчас, а в суде оба потеряете время и деньги.

Вот аргументы, которые вы можете привести:

  1. Если потерпевший решит идти в суд, ему придется заплатить за экспертное заключение, чтобы обосновать требования чем-то более весомым, чем заказ-наряд от СТО. Эксперт рассчитает стоимость восстановительного ремонта автомобиля по рыночным ценам и с учетом износа, а также выяснит рыночную стоимость машины на момент аварии. Если экспертизу назначит суд, выйдет значительно дороже: за каждый вопрос эксперту потерпевший заплатит 5000—10 000 ₽ . Чтобы вернуть деньги, нужно выиграть суд — тогда расходы компенсируете вы.
  2. Эксперт может признать полную гибель авто, если выяснится, что стоимость ремонта с учетом износа дороже или равна стоимости машины. В таком случае размер ущерба придется считать не по разнице стоимости ремонта с износом и без него, а по разнице между стоимостью авто до ДТП и стоимостью оставшихся от машины деталей. В этом случае суд сочтет требования к вам необоснованными и откажет потерпевшему в иске. Вам не придется возмещать ущерб и расходы на экспертизу и даже получится компенсировать собственные затраты на юриста.
  3. Если экспертиза выяснит, что средняя стоимость ремонта ниже, чем по заказ-наряду потерпевшего, он получит еще меньше денег.
  4. Неясно, в каком состоянии машина была до ДТП и как она могла пострадать с момента аварии до ремонта на СТО. Чтобы выяснить, какие повреждения авто относились к вашему ДТП, понадобится трасологическая экспертиза — она стоит от 20 000 ₽.
  5. Неизвестно, в чью пользу суд примет решение. Потерпевший рискует остаться в минусе.

Что в итоге

Полис ОСАГО покрывает не всю вашу ответственность, а только в пределах 400 000 ₽ за каждую поврежденную машину и только с учетом износа авто потерпевшего. Если выплаты по ОСАГО не хватит для восстановления автомобиля, виновник компенсирует разницу самостоятельно.

Виновник ДТП также должен доплачивать потерпевшему разницу между стоимостью ремонта без учета и с учетом износа. Даже если полная стоимость ремонта меньше 400 000 ₽.

Обложка статьи

Вам не стоит соглашаться со всеми требованиями потерпевшего — договаривайтесь на половину суммы: примерно столько он сможет получить в суде. Расходы на такси можно не компенсировать: потерпевший вряд ли сможет доказать их целесообразность.

Если другой участник ДТП не согласится с предложенной суммой, объясните ему, почему вам обоим невыгодно судиться.

Загрузка

Вот это прикол. страхуешь свою гражданскую автоответственность, а с тебя ещё и денег могут поиметь за ДТП, даже если ремонта меньше чем на 400 тыщ.
Что за бред?! Страховка для этого и покупается, чтобы ограничить свои убытки размером страховой премии, а так получается, немного кого-то помял, чувак решил, что страховая мало ему выплатила, подам-ка я в суд на виновника��‍♂️

Niki, Хватит размазывать сопли . А надо уметь отвечать за свои "дела" как виновнику ДТП. Пострадавший в ДТП сразу сталкивается с кучей проблем, расходов, потерей времени. нервов и т.д добиваясь реальной суммы к выплате. Как минимум половина из Вас недовольных крикунов когда окажетесь потерпевшим в ДТП. В один момент переобуетесь и заговорите с точностью до наоборот. Про все что Вы здесь пишите в один момент забудьте. Вот и вся реальность. Так что лучше помолчите и не позортесь.

Гребаные страховые и Конституционный суд, елси я застроховал свою отвественность на 400тыс. То какого черта страховая может не покрыть расходы в рамках этой суммы. Смысл от такой страховки?

Неожиданно. Спасибо за статью, предполагала что в пределах 400 тыс., полностью покрывает СК.

Постоянно читаю статьи на т-ж и обычно все грамотно и понятно, но не в этот раз.
Ремонт предусмотрен без учета износа и это ключевой момент! Деньгами можно получать только в предусмотренных законом случаях и судя по описанию-это не тот случай. Значит пострадавший, вопреки требованиям закона ОСАГО, потребовал выплату деньгами и сам лишил себя права получить возмещение без учета износа! У нас даже есть подобная судебная практика.
Так что виновнику ничего платить не нужно, тем более заказ-наряд о сумме ремонта не является надлежащим доказательством. И если будет суд, то виновнику нужно грамотно аргументировать свою позицию с запросом материалов страхового дела.

Максим Привалов

Александр, Стоп! Закон позволяет потерпевшему выбрать выплату деньгами — тогда заключается соглашение со страховой, и эти деньги выплачиваются. Никакого нарушения закона я тут не вижу.

Максим, заключая соглашение вы реализуете ваше право на возмещение ущерба (в том числе о его размере), соответственно о возмещении износа речи уже не идет.

Максим Привалов

Александр, Верховный Суд в новом ППВС № 31 от ноября 2022 года разобрал этот момент — взыскание разницы с виновника ДТП не противоречит закону. Можно сколько угодно спорить, но у потерпевших теперь развязаны руки. И у судов тоже.

Максим, спасибо за информацию-ознакомлюсь с данным Пленумом. Кажется, что данный Пленум от 08.11.2022г.?

Максим, я изучил данный Пленум и могу сказать, что вы с ним ознакомились невнимательно. Пункт 65 подтверждает изложенную мной позицию.

Александр, а можете дать ссылку на решение, что за практика? Везде про эту компенсацию с виновника с учетом износа пишут немного разные вещи. Вот пример: допустим влетел ты немного сзади в 10 летнюю машину, сломал бампер, усилитель бампера к примеру. Страховая с учетом износа в тот же день предлагает пострадавшему допустим 15 тысяч. Хотя оригинал стоит около 20+ усилитель тысяч 10 + работа около 10. Вобщем тысяч на 40-50 расходов. И пострадавший говорит, окей беру деньги.

Но ведь он мог поехать ремонтироваться как вы пишете. Хотя верховный суд почему-то считает, что можно взять 15 и потом еще 30 требовать с виновника. Странно же.

Сергей, в примере, который вы приводите-не видел таких Определений Верховного суда. Но есть практика, подтверждающая мои слова, например дело № 33-6216/2018 Вологодского областного суда.

Очуметь. Почему я оплачивая ОСАГО, должен оплачивать ущерб человеку, если 400к он не превысил.
Почему нельзя обращаться к страховщику виновника, везде себя эти конторки прикрыли. Так без последних штанов могут оставить.

Шрек, потому что свою страховую вы сами выбираете, а виновник может застраховаться в страховой с плохой репутацией. Как раз для удобства потерпевшего ввели прямое возмещение убытков.

Алиса, людей не должна волновать репутация, для этого есть государственный регулятор

Алиса, а какая разница, какую страховую он выбирает. Если есть действующая лицензия у страховой, то правила осаго действую для неё также, как и для других. Вопрос то был именно в том, почему страхуясь на 400 тысяч , появляется какая-то такая странная методика расчетов, что можно насчитать ремонт на 50 тысяч, а еще 100 требовать с виновника. При этом общая сумма 150 тысяч находится в пределах этих 400 тысяч.

"К тому же машине потерпевшего 15 лет. Разве я должен платить за новые детали взамен сильно изношенных? Да и на такси он ездил ради личного комфорта, в нашем городе есть автобусы." — вот всегда удивляет этот вопрос про такси — человек ездил на машине ,по вашей вине его машина в ремонте. Почему он должен пересесть на автобус и потерять в комфорте еще больше?
и на тему новых запчастей — как подбирать старые запчасти для ремонта и оценивать их пригодность для установки по страховому ремонту, да и зачем человеку заморачиваться и искать их по разборкам .оценивая состояние, когда можно просто поставить новые за счет виновника и страховой?)

темич, вот как раз мыслящих аналогично вам ". когда можно просто поставить новые за счет виновника и страховой?). " данный пункт о неполной выплате и ввели.
Иначе были бы миллионы желающих подставляться в мелкие ДТП, что бы прогнившие детали менять на полностью новые бесплатно.

Сергей, проблемы виновника ДТП меня в принципе волновать не должны. Он уже по определению потратил мое время и нервы, когда устроил ДТП. Купить новые запчасти — пойти по пути наименьшего сопротивления, а не бегать искать хорошие б/у, чтобы неаккуратному водителю было дешевле. Вот и вся моя логика.

темич, как говорится "от сумы, да от тюрьмы" ))
Я посмотрю как изменится ваша логика, когда вы случайно стукните гнилое корыто, которое 50 тысяч в базарный день стоит, а с вас начнут требовать миллион.
Тогда вы повторите свои тезисы про то, что это правильно?

темич, А теперь смотрим с реальной стоимости. Пострадавший хотел продать машину до аварии за 700000 руб. А теперь, после аварии и ремонта, вынужден ставить галочку "битая" в объявлении и более 600000 руб ему никто за битую и толстый слой шпаклевки никто не даст. Так кто будет доплачивать разницу минус 100000 руб?

Денис, пример и цены высосаны из пальца.
И что значит "толстый слой шпатлевки" — это по вашему ремонт?
Другой пример. человек хотел продать машину с помятым капотом или крылом, но не успел и снова маленькое ДТП. и теперь он требует, что бы ему поменяли эти детали на абсолютно новые без доплат. Кто оплатит разницу в этом случае? ))

Сергей, По текущей ситуации виновник. Даже если это в сумме меньше 400 тыс.

Sb, ну давайте не платить?) Какие выходы у нас в этойкоррумпированной системе? Ваши предложения.

темич, Выходы в обращении в страховую компанию и требования выплат от страховой компании по закону, можно за небольшую доплату купить расширение к ОСАГО которое увеличивает сумму выплат до пары миллионов рублей. И выплаты с учетом износа совершенно справедливы, вы если будете продавать машину то не получите за нее цену новой и почему ремонт вам должны оплачивать как за новую машину. А то ведь так можно любую древнюю рухлядь продать как новую.

Sb, в меня въехали, сломали бампер, новый бампер стоит 10к, страховая даёт мне 5к, мне как за 5к себе бампер восстановить? допустим на разборках и авито б/у бампера по 7к и что мне делать? в меня въехали, а мне ещё потом и мозги себе делать как бампер восстановить?

Сергей, доброго дня вам, просто мне ответьте, в меня въехали, что мне делать? Стразовая платит столько, за сколько я не могу отремонтировать своё авто и что мне делать? А допустим я работать без авто не могу, а оно из-за этого ездить не может. Я не понимаю, почему я из-за кого-то должен нести потери/убытки/терять в удобстве, я этого понять не могу.

Ситуация, если я въехал в москвича 1989 года, а он весь стоит 30 000 рублей, но я ему вывернул допустим колесо, без которого он дальше ну никак ездить не может, а это колесо в сборе стоит около 5 000р, то есть 15% его рыночной стоимости, мне теперь чё, платить ему (или моей страховой) 2500 и пусть он мучается как хочет, доплачивает сам? Млять, какая-то патовая ситуация.

Станислав, в чём тогда, по Вашей логике, смысл страхования? Заплатить за полис, а потом возмещать убытки (причём самой же страховой), если наступит страховой случай? Конечно, судя по этому случаю, ситуации могут быть самыми бредовыми с точки зрения здравого смысла, но благо они единичные.
И в данном случае, мне кажется, Вы путаете понятие "суброгации" и "регресса".
Пример: виновник ДТП въехал в потерпевшего. У потерпевшего КАСКО. Всё оформили, потерпевший по КАСКО отремонтировал свой авто, допустим на 500 тыс. Страховая потерпевшего направляет требование на возмещение своих расходов страховой виновника, но страховая виновника возместит только 400 тыс. в рамках ОСАГО. А вот 100 тыс. страховая потерпевшего по регрессу будет требовать напрямую с виновника.

USA, т.е. Вас без вины виноватыми признали?)

я фигею, каждый год отвали сумму, а если ДТП, так ещё и доплачивать придётся, зачем тогда вообще страховка, что за узаконенная мзда?

Дмитрий, так вас не принуждают участвовать в ДТП. Ездите аккуратно и старайтесь не становиться виновником аварий.

Алиса, так а если я не виновник, я про это и пишу. В меня въедут, а денег дадут столько, что отремонтировать машину нельзя.

Дмитрий, но у вас будет право забрать разницу с виновника.

Алиса, здравствуйте у меня похожая ситуация, я виновник, суд проигран, сейчас приставы одолевают. Сумма за сотку. Что делать.

Владимир, платить, очевидно.

Дмитрий, вот мы и оказались в этой ситуации.
Страховая выплатила на 50 тысяч меньше стоимости ремонта..
Теперь пытаюсь составить досудебку..

Алиса, думаю что вы когда писали про принуждение не учитывали такие вещи как дорожные условия, состояние дорог и разметки и другие причины не зависящие от уровня водительского мастерства водителей.

Сергей, тогда пускай или страховая или виновник бегают и ищут такой же старый бампер за 5000 на разборках или как? Почему по чужой вине страдать, терять своё время, деньги должен я?

Мария, читайте статью выше.

Алиса, Автор статьи в какой страховой трудится?

Добрый день! Муж также оказался виновником ДТП. Иномарка оказалась старой, с огромным пробегом, 80% износ. Страховщики считают максимальный износ 50%, т.е. цена всех запчастей делится на 2. Потерпевший очевидно ремонтировать свою старушку даже и не собирался, а страховая на радостях и предложила деньгами с учетом износа 70 тыс. и отправила его к виновнику за полным ущербом. Заказали экспертизу, наняли автоюриста, которому тоже кушать хочется, тем более что оплата юриста по суду будет на виновнике, общая сумма ущерба 200 тысяч. И сразу нам прилетает иск на 130 тысяч, (разница между полным ущербом и страховой выплатой) и завтра уже судебное заседание, поскольку уведомление пришло на праздниках, а мы и не проверяли ящик почтовый, никаких досудебных претензий, сразу в суд и судебные издержки 25 тысяч тоже уже на нас. А мы сначала и не поняли, муж ведь застрахован по ОСАГО и уже забыл про эту аварию. Мы естественно подумали, что какой-то развод, откуда 200 тыс. Выяснили, как считают страховые, калькулятор есть на сайте РСА, и у нас без износа получилось 130 тысяч, а не 200 тыс, за счет того что две детали в справочника РСА указаны как аналоги со стоимостью в два раза ниже, чем оригиналы, ведь оригинальные запчасти на рынке сейчас недоступны официально, VW ушел же с рынка. Ну и на радостях мы заказали судебную экспертизу, чтоб, так сказать, ткнуть носом недобросовестного оценщика. Стоимость судебной экспертизы 16 тысяч рублей. В результате экспертизы ущерб увеличился до 206 тыс., ибо оказывается существует еще одна методика расчета именно реального ущерба при дтп, предложенная Минюстом, где берутся рыночные цены из интернет-магазинов (про эту методику кстати никакой информации вообще нигде нет). И там то и нашлись оригинальные запчасти ушедшего концерна со стоимостью в два три раза превышающие среднерыночные цены по справочникам РСА. Плюс эксперт добавил еще пару деталюшек, которые пропустил оценщик потерпевшего. Но при этом страховое возмещение, рассчитанное по Единой методике Центробанка, тоже выросло до 80 тыс рублей, и разница выплаты с износом и без составила 126 тыс. У нас немного отлегло, хоть 4 тыс, да наши. Но не тут то было. Мужу присудили все 136 тысяч с копейками, то есть взяли полный ущерб по судебной экспертизе 206 тыс минус страховую выплату 70 тысяч, уже полученную потерпевшим первично + судебные издержки (оплата представителя была чуть снижена). Получается, что муж теперь как виновник берет на себя еще и выплату страховой, т.е 10 тыс, которые дополнительно должна была бы заплатить страховая, тоже повесили на виновника. Мы в этом видим нарушение прав виновника как застрахованного лица, но подавать апелляцию смысла уже нет, ибо это нецелесообразно , учитывая судебные расходы по апелляции. Либо нам что теперь требовать эти 10 тысяч со страховой на основе судебной экспертизы? Очень хочется понять, насколько такое решение суда правомерно. Разум, как говорится , кипит, ведь потерпевший даже не ремонтировал автомобиль, и доказать фактические расходы на ремонт не может и сам согласился на низкую выплату вместо ремонта. Плюс получается, что в справочниках РСА и при оценке реального ущерба в расчет взяты совершенно разные детали, с разными каталожными номерами? Будьте внимательные на дорогах, только и остается пожелать. Может быть наш опыт кому-то пригодится, в плане как не надо поступать, если ты виновник, и как надо, если потерпевший) Мы, кстати, предлагали мировую на половину заявленной суммы, но зачем, если дело все равно в шляпе.

Вот из за таких ИДИТСКИХ законов. СТРАДАЮТ ЛЮДИ с обоих сторон, суды переполнены. Я виновница в ДТП слава Богу без ущерба здоровья для всех, в итоге СТРАховая выплатила 51 000, а я по суду должна еще 250 000. ГДЕ БЛИН СПРАВЕДЛИВОСТЬ . ЭТО ПРИ ВСЕМ ЧТО У ВСЕХ ЕСТЬ ЭТИ БУМАЖКИ ПОЛЮСА ОСАГО с которыми только по ходу в туалет подтереться. Ушла с дороги, пока эти идиотские ЗАКОНЫ будут действовать. Прикрыли свои задницы какими -то коэффициентами и износами. ССС. ки ! Вот барахтаемся теперь в судах , они просили меня 100 000 я им сказала идите в суд, думала подадут ну буду платить в рассрочку т.к. многодетная мать с 3 мя детьми одна, два кредита, а они в суд заявили 250 000. ПРОСТИТЕ КОНЕЧНО , но я то понимаю что ЖИЗНЬ МОЯ ТЕПЕРЬ ИСПОРЧЕНА . ЧИНОВНИКИ ВЫ в СВОЕМ УМЕ? Лучше наладьте страхование, которого у нас по факту и НЕТ,

Ева, пока Вы уверены, что Вы в порядке, а законы дурацкие (начальники дураки и кто-то еще ) -так и будете жить в несправедливом мире)). Никак не хотят люди понимать, что законы для всех одинаковы и там, где он "не справедлив" по отношению к Вам, как к виновнику ДТП, вполне себе будет "справедлив" когда Вы потерпевший. Любой водитель и в той и в другой роли может оказаться с вероятностью в 50%. Эффективное взаимодействие с законом имеет место лишь тогда, когда начинаешь уважать и руководствоваться им. Еще ,конечно, не плохо перестать юристов считать дармоедами, а себя "в какой-то степени юристом", смешно смотреть в суде на таких безумцев. И помимо обязательного ОСАГО, которое не полностью снимает материальную ответственность с виновника — есть дополнительны (необязательные) страховые программы, которые вместе с ОСАГО будут работать на 100%.

Анна, вам и пытаются донести. Почему страховая выплачивает за запчасть 50%, а я должен платить за запчасть 100%. Я застраховал машину на 400 000р. Так пусть страховая и оплачивает ремонт на 400 000. Всё, что выше я готов оплатить. Страховщиков государство прикрыло ,а я как гражданин иди лесом.

Страховые сознательно занижают стоимость ремонта. Сам слышал в страховой сотрудник разговаривал с начальником Москва насчитала 120 тысяч, а потерпевшему начальник сказал предложить 60 тысяч!

Регресс по ОСАГО с виновника ДТП

Виновник аварии после возмещения ущерба страховой компанией потерпевшему не должен успокаиваться. К нему страховщик может выдвинуть регрессивное требование для возмещения своих убытков. Мы расскажем, в каких случаях это происходит, когда регресс невозможен, что делать при выдвижении регрессивных требований. Приведем типичные ошибки.

Что такое регресс в страховании ОСАГО

Регресс по ОСАГО – это требование страховой компании о возмещении выплаченного ущерба к виновнику происшествия или станции техобслуживания.

Что говорит закон

Право регрессивного требования дано страховым компаниям в Законе об ОСАГО №40-ФЗ от 25.04.2002 г.

В статье 14 определено, что в установленных случаях право требования потерпевшего к виновнику ДТП переходит страховой компании, в размере выплаченного страхового возмещения.

В каких случаях возможны регрессивные требования

Регрессивные требования выставляются в случаях, которые не признаются страховыми компаниями в качестве страховых, т.е. ДТП произошло в результате умышленных противоправных действий виновника.

Когда выставляются требования возврата компенсации виновником:

  • Страхователь ТС представил при заключении договора недостоверные сведения, которые привели к снижению суммы страховой премии;
  • У виновника аварии не было права вождения автомобиля, в т. ч., если водительское удостоверение показалось просроченным;
  • Если отсутствует доверенность на управление чужим транспортным средством;
  • Причиной ДТП стало алкогольное, наркотическое или другое опьянение виновного;
  • Если виновник сбежал с места совершения автомобильной аварии;
  • Отсутствие права у виновника управлять транспортным средством, т. е. он не был вписан в полис ОСАГО;
  • Если доказано, что виновник специально спровоцировал аварию;
  • Если ДТП произошло не в период, указанный в страховом полисе;
  • Если виновный начал ремонтировать свое пострадавшее ТС ранее чем через 15 дней после ДТП, при оформлении по европротоколу, и не предъявил страховщику автомобиль для осмотра;
  • Если на момент аварии истек срок действия диагностической карты;
  • Когда в ДТП участвовал грузовой автомобиль с прицепом, но в договоре ОСАГО нет информации о такой возможности.

Регрессивное требование к СТО предъявляется в том случае, когда доказано, что в диагностическую карту не были внесены сведения о неисправности автомобиля, которые привели к страховому случаю, если они могли быть выявлены во время техосмотра.

Когда регресс от страховой невозможен

По Закону регресс по ОСАГО не предъявляется, если транспортное средство пострадало из-за пешехода, когда был нанесен вред его здоровью, а в случае его смерти в результате ДТП, к его родственникам или наследникам.

Срок исковой давности

Право на предъявление регрессивных требований сохраняется в течение 2 лет с момента выплаты по происшествию. Если возмещение касалось жизни и здоровья потерпевшего, страховая может выставить требование к возмещению убытков в течение 3-х лет.

Если есть обоснованные причины, страховщик имеет право продлить срок исковой давности, обратившись в суд.

Правильные действия при регрессивных требованиях и частые ошибки

Если к вам страховая компания выставила регрессивные требования, действуйте следующим образом:

  • Убедитесь, что ваш случай допускает это по закону;
  • Проверьте соответствие сумм, сколько было выплачено пострадавшему и сколько требует возместить страховая компания в поручении на оплату;
  • Если вы не согласны с суммой выплаты, направьте в адрес страховщика обоснованную обратную претензию;
  • Не подавайте в суд на страховую компанию самостоятельно, дождитесь, чтобы это сделала СК.

Ответы на вопросы

Какой объем регрессивных требований может выставить СК?

Регрессивные требования выставляются в сумме, выплаченной в качестве возмещения ущерба.

Можно ли подать возражения на регрессный иск, оспорить расчет убытков по ОСАГО.

Да, в судебном процессе.

Возможен частичный отказ от иска?

Если размер требований завышен, либо расчет, представленный страховой компанией, выполнен с нарушением методики ЦБ РФ, можно иск признать только в обоснованной части. Это доказывается в суде.

Подведем итоги

Регресс по ОСАГО с виновника ДТП 2021 может быть выставлен только в случаях, установленных Законом.

Регрессивные требования могут выставлены к СТО.

Если вы не согласны с требованиями страховой компании, но не готовы к юридическим разборкам, обратитесь к специалисту.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *