Как называется специальное разрешение на осуществление конкретного вида деятельности
Перейти к содержимому

Как называется специальное разрешение на осуществление конкретного вида деятельности

  • автор:

Как называется специальное разрешение на осуществление конкретного вида деятельности

Статья 3. Основные понятия, используемые в настоящем Федеральном законе

Для целей настоящего Федерального закона используются следующие основные понятия:

1) лицензирование — деятельность лицензирующих органов по предоставлению лицензий, продлению срока действия лицензий в случае, если ограничение срока действия лицензий предусмотрено федеральными законами, оценке соблюдения соискателем лицензии, лицензиатом лицензионных требований, приостановлению, возобновлению, прекращению действия и аннулированию лицензий, формированию и ведению реестра лицензий, формированию государственного информационного ресурса, а также по предоставлению в установленном порядке информации по вопросам лицензирования;

(в ред. Федерального закона от 11.06.2021 N 170-ФЗ)

(см. текст в предыдущей редакции)

2) лицензия — специальное разрешение на право осуществления юридическим лицом или индивидуальным предпринимателем конкретного вида деятельности (выполнения работ, оказания услуг, составляющих лицензируемый вид деятельности), которое подтверждается записью в реестре лицензий;

(в ред. Федерального закона от 27.12.2019 N 478-ФЗ)

(см. текст в предыдущей редакции)

3) лицензируемый вид деятельности — вид деятельности, на осуществление которого на территории Российской Федерации и на иных территориях, над которыми Российская Федерация осуществляет юрисдикцию в соответствии с законодательством Российской Федерации и нормами международного права, требуется получение лицензии в соответствии с настоящим Федеральным законом, в соответствии с федеральными законами, указанными в части 3 статьи 1 настоящего Федерального закона и регулирующими отношения в соответствующих сферах деятельности;

(в ред. Федерального закона от 04.03.2013 N 22-ФЗ)

(см. текст в предыдущей редакции)

4) лицензирующие органы — уполномоченные федеральные органы исполнительной власти и (или) их территориальные органы, органы исполнительной власти субъектов Российской Федерации, осуществляющие лицензирования в рамках полномочий субъектов Российской Федерации по предметам совместного ведения Российской Федерации и субъектов Российской Федерации, либо в случае передачи осуществления полномочий Российской Федерации в области лицензирования органам государственной власти субъектов Российской Федерации, а также Государственная корпорация по космической деятельности «Роскосмос»;

(п. 4 в ред. Федерального закона от 11.06.2021 N 170-ФЗ)

(см. текст в предыдущей редакции)

5) соискатель лицензии — юридическое лицо (в том числе иностранное юридическое лицо, если возможность осуществления лицензируемого вида деятельности иностранным юридическим лицом установлена в соответствии с частью 4 статьи 12 настоящего Федерального закона) или индивидуальный предприниматель, обратившиеся в лицензирующий орган с заявлением о предоставлении лицензии;

(в ред. Федерального закона от 11.06.2021 N 170-ФЗ)

(см. текст в предыдущей редакции)

6) лицензиат — юридическое лицо (в том числе иностранное юридическое лицо, если возможность осуществления лицензируемого вида деятельности иностранным юридическим лицом установлена в соответствии с частью 4 статьи 12 настоящего Федерального закона) или индивидуальный предприниматель, имеющие лицензию;

(в ред. Федерального закона от 11.06.2021 N 170-ФЗ)

(см. текст в предыдущей редакции)

7) лицензионные требования — обязательные требования, которые связаны с осуществлением лицензируемых видов деятельности, установлены положениями о лицензировании конкретных видов деятельности, основаны на соответствующих требованиях законодательства Российской Федерации и (или) положениях международных договоров Российской Федерации, не требующих издания внутригосударственных актов для их применения и действующих в Российской Федерации, направлены на обеспечение достижения целей лицензирования и оценка соблюдения которых осуществляется в порядке, предусмотренном настоящим Федеральным законом;

(п. 7 в ред. Федерального закона от 11.06.2021 N 170-ФЗ)

(см. текст в предыдущей редакции)

8) место осуществления отдельного вида деятельности, подлежащего лицензированию (далее — место осуществления лицензируемого вида деятельности), — производственный объект (здание, помещение, сооружение, линейный объект, территория, в том числе водные, земельные и лесные участки, транспортное средство и другой объект), который предназначен для осуществления лицензируемого вида деятельности и (или) используется при его осуществлении, соответствует лицензионным требованиям, принадлежит соискателю лицензии или лицензиату на праве собственности либо ином законном основании, а также территория, которая предназначена для осуществления лицензируемого вида деятельности и (или) используется при его осуществлении. Место осуществления лицензируемого вида деятельности имеет почтовый адрес и (или) другие данные, позволяющие его идентифицировать. Место осуществления лицензируемого вида деятельности может совпадать с местом нахождения соискателя лицензии или лицензиата. Положением о лицензировании конкретного вида деятельности может быть предусмотрено, что местом осуществления лицензируемого вида деятельности не могут являться помещения, здания, сооружения жилого назначения;

(п. 8 в ред. Федерального закона от 11.06.2021 N 170-ФЗ)

(см. текст в предыдущей редакции)

9) уполномоченное должностное лицо лицензирующего органа — руководитель лицензирующего органа, иное должностное лицо лицензирующего органа, уполномоченное на принятие решения, осуществление иного действия в сфере лицензирования.

Инструкция по получению лицензии для отдельных видов деятельности в 2023 году

Лицензия — специальное разрешение на право осуществления юридическим лицом либо индивидуальным предпринимателем определенного вида деятельности. Она предоставляется лицензирующим органом, который правомочен выдавать разрешения на ведение деятельности в той или иной сфере. Обязательным критерием для получения лицензии является соблюдение четких условий и оплата государственной пошлины.

2. Направления предпринимательской деятельности, подлежащие лицензированию

Лицензированию подлежат следующие сферы деятельности:

  • создание, написание и продажа шифровальных (криптографических) программ, информационных и телекоммуникационных систем, которые защищены с помощью шифровальных (криптографических) средств, проработка заказов, а также оказание услуг в области кодирования информации, техническое сопровождение шифровальных (криптографических) средств, информационных и телекоммуникационных систем, которые закодированы с применением шифровальных (криптографических) средств (исключение — техобслуживание шифровальных (криптографических) средств, информационных и телекоммуникационных систем, при защите которых используются шифровальные (криптографические) средства, предназначено для удовлетворения собственных потребностей юр. лица либо ИП);
  • разработка, производство, реализация, приобретение в целях продажи специальных технических средств, которые предназначены для негласного получения данных;
  • деятельность по выявлению электронных устройств, предназначенных для негласного получения информации (исключение — указанная деятельность ведется для обеспечения личных потребностей юр. лица или ИП);
  • создание и производство средств защиты конфиденциальной информации;
  • деятельность по технической защите засекреченной информации;
  • производство и реализация продукции полиграфии, которая защищена от подделок;
  • разработка, производство, испытание и ремонт авиатехники;
  • разработка, производство, испытание, установка, монтаж, техобслуживание, ремонт, утилизация и реализация вооружения и военной техники;
  • разработка, производство, испытание, хранение, ремонт и утилизация оружия гражданского и служебного назначения, базовых элементов огнестрельного оружия, торговля гражданским и служебным оружием и основными частями огнестрельного оружия;
  • разработка, производство, испытание, хранение, реализация и утилизация боеприпасов (сюда же относят патроны для гражданского и служебного оружия, составные элементы патронов), пиротехнических изделий IV и V классов согласно национальному стандарту, применение пиротехнических изделий IV и V классов по техническому регламенту;
  • хранение и уничтожение химоружия;
  • эксплуатация взрывопожароопасных и химически опасных производственных объектов относящихся к I, II и III классам опасности;
  • деятельность по тушению пожаров в населенных пунктах, на объектах производственного значения и инфраструктуры, по тушению лесных пожаров (не относится деятельность добровольной пожарной охраны);
  • монтаж, техническое обслуживание и ремонт средств обеспечения пожарной безопасности зданий и сооружений;
  • производство лекарственных средств;
  • производство и техническое обслуживание медицинской техники (исключение составляет техническое обслуживание, осуществляемое для обеспечения личных нужд юр. лица или ИП);
  • оборот наркотических и психотропных веществ, их прекурсоров, выращивание наркосодержащих растений;
  • деятельность в области использования возбудителей инфекционных заболеваний человека и животных (за исключением случая, если указанная деятельность осуществляется в медицинских целях) и генно-инженерно-модифицированных организмов III и IV степеней потенциальной опасности, осуществляемая в замкнутых системах;
  • пассажирские перевозки внутренним водным и морским транспортом;
  • перевозки внутренним водным и морским транспортом опасных грузов;
  • пассажирские перевозки воздушным транспортом (не относится к деятельности, которая осуществляется для обеспечения собственных нужд юр. лица, ИП);
  • перевозки грузов воздушным транспортом (за исключением случая, если указанная деятельность осуществляется для обеспечения собственных нужд юр. лица либо ИП);
  • пассажирские перевозки автотранспортом, которые оборудованы для перевозок свыше 8 человек (исключение составляет работа по заказам или в целях обеспечения собственных нужд юр. лица либо ИП);
  • перевозки ж/д транспортом пассажиров;
  • перевозки ж/д транспортом грузов, представляющих опасность;
  • погрузка и разгрузка опасных грузов на ж/д транспорте;
  • погрузка и разгрузка опасных грузов на внутреннем водном транспорте и в морских портах;
  • деятельность по осуществлению буксировок морским транспортом (за исключением случая, если указанная деятельность осуществляется для обеспечения собственных нужд юридического лица или индивидуального предпринимателя);
  • деятельность по обезвреживанию и размещению отходов I — IV классов опасности;
  • деятельность по организации и проведению азартных игр в букмекерских конторах и тотализаторах;
  • частная детективная и охранная деятельность;
  • заготовка, хранение, переработка и реализация лома черных и цветных металлов;
  • содействие трудоустройству российских граждан за пределами территории России;
  • предоставление услуг связи;
  • теле- и радиовещание;
  • изготовление экземпляров аудиовизуальных произведений, программ для ЭВМ, баз данных и фонограмм на разных носителях (исключение — деятельность самостоятельно осуществляется лицами, которые обладают правами на использование данных объектов авторских и смежных прав в силу федерального законодательства либо иных официальных бумаг);
  • применение источников ионизирующего излучения (генерирующих) (не касается источников, используемых в медицине);
  • образование (исключение — частные образовательные фирмы, располагающиеся на территории «Сколково»);
  • деятельность в сфере освоения космоса;
  • геодезические и картографические работы, относящиеся к федеральному назначению. Их результаты должны быть значимы на общегосударственном и межотраслевом уровнях. Не затрагивает направления, связанного с инженерными изысканиями для подготовки проектной документации, строительства, реконструкции, капремонта объектов капитального строительства);
  • выполнение маркшейдерских работ;
  • воздействие на гидрометеорологические, геофизические явления и процессы;
  • гидрометеорология и схожие ей области (не касается аналогичных направлений работы, проводимых в процессе инженерных изысканий для подготовки проектной документации, строительства, реконструкции объектов капитального строительства);
  • деятельность в сфере медицины (не затрагивает медицинские и иные организации, которые имеют статус частных предприятий и находятся в пределах «Сколково»)
  • реализация лекарственных препаратов;
  • сохранение объектов культурного наследия народов РФ;
  • осуществление экспертизы промбезопасности;
  • обращение взрывчатых материалов, используемых в промышленности.

Вышеуказанный перечень видов деятельности утвержден федеральным законодательством.

Срок действия лицензии, как правило, не ограничен, но есть исключения. У ряда направлений предпринимательской деятельности срок действия разрешения жестко регламентирован и предусмотрена возможность его пролонгации. При изменении основных реквизитов ООО или ИП придётся заменить лицензию.

Заявление на получении лицензии подаётся после прохождения процедуры государственной регистрации либо перед началом осуществления конкретного направления работы, требующего лицензирования.

3. Перечень лицензирующих органов

Органы исполнительной власти, которые на федеральном уровне уполномочены рассматривать вопросы о лицензировании определенных сфер деятельности и принимать соответствующие решения, указаны в Постановлении Правительства РФ от 21 ноября 2011 г. № 957. Это:

  • Федеральная служба безопасности;
  • Федеральная служба по техническому и экспортному контролю;
  • Федеральная налоговая служба;
  • Министерство промышленности и торговли России;
  • Федеральная служба по экологическому, технологическому и атомному надзору;
  • Министерство Российской Федерации по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий;
  • Федеральная служба по ветеринарному и фитосанитарному надзору;
  • Федеральная служба по надзору в сфере здравоохранения;
  • Федеральная служба по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека;
  • Федеральная служба по надзору в сфере транспорта;
  • Федеральное агентство воздушного транспорта;
  • Федеральная служба по надзору в сфере природопользования;
  • Федеральная миграционная служба;
  • Федеральная служба по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций;
  • Федеральная служба по надзору в сфере образования и науки;
  • Государственная корпорация по космической деятельности «Роскосмос»;
  • Федеральная служба государственной регистрации, кадастра и картографии;
  • Федеральная служба по гидрометеорологии и мониторингу окружающей среды;
  • Министерство культуры РФ;
  • Федеральная служба войск национальной гвардии Российской Федерации.

4. Требования для получения лицензии

Требования, предъявляемые к соискателю на получение лицензии:

  • квалифицированные работники, имеющие высшее образование и определенный опыт работы, с которыми заключены трудовые договоры;
  • помещение и оборудование (в собственности или аренде), а также необходимые документы;
  • контроль качества и безопасности на должном уровне и т. д.

Данные требования специфичны и, как правило, определяются исходя из конкретного вида деятельности, для реализации которой необходима лицензия.

Если Вам нужно узнать требования, необходимые для получения лицензии в определенной сфере деятельности, обратитесь в соответствующий лицензирующий орган.

5. Документы для лицензии

В лицензирующий орган в первую очередь следует предоставить заявление о выдаче разрешения, а также весь перечень необходимых документов (ст. 13 Федерального закона от 04.05.2011 № 99-ФЗ). Бланки заявлений различаются, т. к. большое количество лицензирующих органов, курируют отдельные виды деятельности.

Информация, указываемая в заявлении:

  1. Название, организационно-правовая форма организации, адрес (юридический и фактический), e-mail и контактный телефон, ОГРН и название регистрирующего органа с указанием его адреса.
  2. ИНН, а также информация, содержащаяся в документе о постановке на учет в ИФНС.
  3. Вид деятельности, подлежащий лицензированию.
  4. Квитанция, свидетельствующая об уплате госпошлины.
  5. Документы, которые подтверждают соответствие соискателя установленным требованиям для конкретного вида лицензируемой деятельности.

К заявлению прикладываются ксерокопии документов. Их перечень установлен положением о лицензировании определенного вида деятельности. Кроме того, в общем пакете документов должны находиться документы, свидетельствующие о соответствии соискателя установленным требованиям, и их опись.

6. Размер государственной пошлины за получение лицензии

В большинстве случаев за получение лицензии необходимо будет уплатить госпошлину в размере 7500 рублей. Данная величина установлена налоговым законодательством. Однако, существуют направления предпринимательской деятельности, где размер госпошлины гораздо больше:

  • производство, хранение, покупка, поставка этанола и алкогольной продукции: 800 000 — 9 500 000 рублей;
  • продажа алкоголя в розницу: 65 000 рублей. Уплата госпошлины осуществляется за каждый год срока действия лицензии;
  • предпринимательская деятельность в сфере управления многоквартирными домами: 30 000 рублей;
  • операции в банковском секторе: 0,1 % от величины уставного капитала, но не более 500 000 рублей.

Срок действия лицензии, как правило, не ограничен, но есть исключения. У ряда направлений предпринимательской деятельности срок действия разрешения жестко регламентирован и предусмотрена возможность его пролонгации. К примеру, срок действия лицензии на продажу алкогольной продукции – 5 лет.

Если Вы получили отказ в получении лицензии, ранее уплаченную госпошлину вернуть не удастся.

7. Процедура получения разрешения на ведение деятельности

Прежде всего, необходимо узнать, какой из лицензирующих органов стоит обратиться. Затем требуется собрать весь пакет необходимых документов. Направить их можно следующими способами:

  • путем личного обращения в орган, отвечающий за выдачу лицензий по тому направлению работы, которое Вы планируете осуществлять;
  • направить заказное письмо (обязательно с уведомлением о вручении);

Также бумаги можно направить в электронном виде, при этом следует помнить, что они должны быть подписаны ЭЦП.

После предоставления всех необходимых документов Вам предоставят копию описи с указанием даты приема (орган, осуществляющий лицензирование той или иной деятельности, можно посетить как лично, так и получить заказное письмо с уведомлением). В случае, когда в ранее направленном Вами пакете документов отсутствует какой-либо документ либо речь идет о несоблюдении утвержденных требований, в течение 3 дней Вам должны вручить лично или направить почтовое уведомление с указанием того, что следует скорректировать. Срок исправления ошибок — 30 дней.

Устранив ранее выявленные недочеты и направив документы повторно, в течение 3 рабочих дней Вам обязаны сообщить о ходе рассмотрения документов на получение лицензии или о возврате заявления.

Спустя 5 рабочих дней, Вам должны направить документ, в котором будет указано о решении предоставить лицензию (если документы соответствуют установленным требованиям). Решение могут вручить как заявителю лично, так и направить заказным письмом с уведомлением. Сделать это должны в течение 3 рабочих дней после принятия окончательного решения.

Лицензия имеет типовую форму. Она утверждена Постановлением Правительства РФ от 06.10.2011г. № 826. При порче (утрате) разрешения его дубликат предоставляется на основании правил, которые прописаны в ст.17 Федерального закона № 99-ФЗ.

Лицензия не имеет каких-либо границ относительно территории своего действия. Нужно лишь помнить о том, что при перемене региона реализации предпринимательской деятельности Вы должны будете уведомить об этом лицензирующий орган согласно фактическому месту ведения бизнеса.

8. Лицензия: переоформление, приостановление и возобновление действия

Федеральным законодательством определено: при изменении какой-либо информации, следует обратиться в лицензирующий орган для переоформления разрешения. Его необходимо осуществить при:

  • изменении названия организации и ее юр. адреса;
  • смене адреса, по которому осуществлялся бизнес, подлежащий лицензированию;
  • создании новой организации через реорганизацию ранее действующего юр. лица;
  • смене места жительства бизнесмена, а также изменении персональных данных.

Величина государственной пошлины при переоформлении лицензии: 600 — 2 600 рублей.

Лицензирующий орган отвечает как за непосредственную выдачу разрешений, так и контролирует деятельность лицензиата. Если в процессе проведения проверки будут обнаружены нарушения лицензионных требований, то по данному факту будет выписано предписание с указанием сроков для ликвидации выявленных недочетов. Срок действия лицензии может быть приостановлен, если замечания не будут устранены.

При устранении всех недочетов, отмеченных в предписании, действие лицензии будет возобновлено.

9. Аннулирование и прекращение срока действия лицензии

Лицензия может быть аннулирована при:

  • игнорировании предписания лицензирующего органа;
  • приостановлении срока ее действия.

Основанием для аннулирования лицензии является исковое заявление лицензирующего органа. После вынесения судебного решения действие лицензии будет прекращено в течение 10 рабочих дней.

Действие лицензии можно приостановить добровольно, когда:

  • юридическое лицо закончило вести свою деятельность (реорганизация к данному пункту отношение не имеет);
  • физическое лицо потреяло статус индивидуального предпринимателя;
  • предоставлено заявление о прекращении осуществления работы по лицензии.

При прекращении своей деятельности ООО или ИП не должно сообщать об этом в лицензирующий орган, информацию в соответствующие инстанции предоставит ФНС.

10. Взыскания при осуществлении лицензируемого вида деятельности с нарушениями

Если не соблюден порядок получения лицензии или при осуществелении деятельности подлежащего лицензированию могут быть выписаны штрафы.

  1. Нарушение требований при выдаче разрешения:
    • для организаций: 30 000 – 40 000 рублей;
    • для предпринимателей: 3 000 – 4 000 рублей.
  2. Существенные отступления от условий выдачи лицензии:
    • для организаций: 40 000 – 50 000 рублей;
    • для предпринимателей: 4 000 – 5 000 рублей (приостановление работы на период, не превышающий 90 дней).
  3. Отсутствие разрешения:
    • для организаций: 40 000 – 50 000 рублей;
    • для предпринимателей: 4 000 – 5 000 рублей.

Помимо всего прочего может быть изъяты продукция, сырье, материалы и оборудование.

Могут изъять сырье, полуфабрикаты, товары, оборудование, транспорт или другие предметы, которые применялись для производства и реализации.

При ведении бизнеса без оформления разрешения, при условии причинения значительного ущерба государству, компаниям, гражданам, а также, если от его осуществления получена прибыль свыше 1 500 000 рублей, возможна уголовная ответственность в виде штрафа до 300 000 рублей или арест на срок 6 месяцев.

Что такое лицензирование деятельности?

Что такое лицензирование деятельности?

Регистрации бизнеса недостаточно, чтобы начать зарабатывать. На этапе его планирования нужно ознакомиться с законодательными актами и определиться, нужно ли оформлять специальные разрешения. Если вид деятельности субъекта хозяйствования включен в перечень занятий, подлежащих лицензированию, то без получения лицензии не обойтись. Что же такое лицензирование деятельности, с какой целью оформляется лицензия, что для этого нужно, и как ее получить? На все эти вопросы можно найти ответы в этой статье.

Что такое лицензирование деятельности

Лицензия является инструментом регулирования и контроля деятельности, которая потенциально может нанести вред обществу. Она выдается лицензирующим органом, специализирующимся на оценке субъекта хозяйствования в определенной нише. Для получения разрешения нужно привести в соответствие характеристики бизнеса и его документацию.

В зависимости от специфики деятельности, на которую оформляется лицензия, различают ее несколько видов:

  • исключительная, без права передачи третьему лицу – выдается на управление имуществом или денежными средствами;
  • простая, с привязкой к территории;
  • перекрестная с возможностью предоставления патентных прав;
  • полная – на ведения определенной деятельности, в рамках которой выполнятся конкретные действия;
  • электронная, не имеющая бумажного дубликата;
  • сублицензия, имеющая отношение к праву на интеллектуальную собственность;
  • патент, регулирующий отношения субъектов в научно-технической сфере;
  • бизнес лицензия в формате лицензионного договора, которые заключается между двумя субъектами, деятельность которых не имеет отношение к государству;
  • открытая – для разрешения использования благ материального и нематериального, коммерческого и некоммерческого значения.

Как выглядит лицензия

Лицензия на любые виды деятельности оформляется по типовой форме, регламентированной в правительственном Постановлении №826 от 06.10.2011г. В ней отображена информация:

  • название документа и организации, которая его выдала;
  • дата регистрации;
  • регистрационный номер документа;
  • вид деятельности, на который выдано разрешение;
  • наименование компании, получившей лицензию, а также ее регистрационные и учредительные данные;
  • юридический и фактический адреса;
  • срок действия документа;
  • о решении, на основании которого была выдана лицензия;
  • о приложениях к документу, если они есть;
  • об уполномоченном представителе лицензирующего органа, который подписал документ.

Есть ли территориальные ограничения

Действие полной лицензии территориально не ограничивается. Ее обладатель вправе сменить фактический адрес при условии сохранения всех условий деятельности, которые были оценены при получении разрешительного документа. О таком решении ему нужно уведомить лицензирующий орган в регионе прибытия для ведения бизнеса. Обладателям простой лицензии при смене региона ведения предпринимательской деятельности придется получать разрешительный документ заново.

Срок действия

Разрешительный документ на ведение большинства видов деятельности выдается бессрочно. Для некоторых занятий в законе предусмотрена необходимость пролонгации действия лицензии после истечения регламентированного срока.

Зачем нужно лицензирование

Деятельность субъектов хозяйствования затрагивает интересы граждан, партнеров по бизнесу и государства в целом. Она часто оказывает влияние на окружающую среду, безопасность общества, а также на оборонные способности страны и на ее объекты культурного наследия. Лицензирование предотвращает нарушение прав, исключает риски для здоровья и жизни людей, а также гарантирует надежность сотрудничества с соблюдением всех требований действующего законодательства.

Кому нужно получать лицензию

Вопросы лицензирования индивидуальных предпринимателей и юридических лиц регулируются ФЗ-99 от 04.05.2011г. В статье 12 закона приведен перечень деятельностей, которыми запрещено заниматься, не получив разрешение от контролирующего этот вопрос уполномоченного органа.

В список включены занятия, которые могут быть потенциально опасными для интересов общественности, государства, контрагентов и партнеров или для окружающей среды. Для каждого вида деятельности приняты отдельные нормативные акты, регулирующие ее и регламентирующие определенные правила и порядки, которым нужно соответствовать.

Обращаться в уполномоченный орган за лицензией придется представителю бизнеса, если его деятельность находится в таких нишах, как;

  • охрана;
  • перевозки пассажиров и грузов, в том числе и опасных, всеми видами транспортных средств;
  • обработка информации, в том числе шифрование и защита;
  • военная техника и оружие;
  • образование;
  • медицина и фармация;
  • связь, телевидение и радиовещание;
  • компьютерные программы;
  • финансы и кредиты;
  • производство и продажа алкогольной продукции.

В законе охватываются и другие виды деятельности, требующие ответственного организационного и реализационного подхода. На этапе планирования открытия бизнеса, следует ознакомиться со списком занятий, для которых нужно разрешение, изучить выдвигаемые в нормативных актах требования и оценить свои возможности их выполнить.

4dc0a2e9800552f0c4e824e1f25bb159.jpg

Условия получения лицензии

Чтобы получить лицензию, нужно привести в соответствие не только документацию, но и условия, в которых планируется вести деятельность. Для этого нужно обратить внимание на такие вопросы, как:

  • размер уставного капитала;
  • квалификация работников, с которыми подписан трудовой договор – оценивается по образованию и опыту работы;
  • помещение и необходимое для работы оборудование, которые может быть в аренде или приобретено, в том числе в кредит;
  • транспорт, если его наличие обязательно для ведения деятельности;
  • обеспечение безопасности при реализации производственного процесса для работников, людей, проживающих поблизости, для экологии, обороны и государства в общем;
  • способы осуществления контроля качества продукции или услуги.

Все эти требования специфичны и зависят от конкретного вида деятельности, под который оформляется разрешение. Ознакомиться с ними можно в действующем законодательстве, регулирующем нишу занятий. Помогут в этом вопросы и специалисты организации, занимающейся вопросами лицензирования.

Как получить лицензию

Схема оформления лицензии не отличается сложным алгоритмом. Гораздо труднее привести в соответствие требованиям законодательства субъект хозяйствования. Если этот этап уже завершен, то дальнейшие действия по алгоритму:

  • определение лицензирующего органа, который отвечает за выдачу разрешения по конкретному виду деятельности;
  • cбор пакета документации;
  • оплата государственной пошлины;
  • оформление заявления;
  • подача заявления и комплекта бумаг в приложении в уполномоченный орган лично, по почте или в электронном виде, если есть возможность подписать все электронной цифровой печатью;
  • получение описи всех принятых документов;
  • рассмотрение пакета бумаг на протяжении 15 рабочих дней и получение решения о предоставлении лицензии или об отказе в ее выдаче.

Основанием для выдачи лицензии является заявление. Форма бланка определяется лицензирующим органом, курирующим вид деятельности, на который требуется получение разрешение. В любом случае, заявление формируется из нескольких разделов:

  • регистрационная и контактная информация о субъекте хозяйствования, инициирующем обращение в уполномоченный орган;
  • указание вида деятельности, ссылки на нормативные акты, в которых регламентированы требования, которым нужно соответствовать;
  • отображение намерения получить лицензию;
  • данные квитанции об оплате государственной пошлины;
  • опись приложения.

К заявлению нужно приложить пакет документации, подтверждающей соответствие претендента требованиям законодательства относительно ведения деятельности в выбранной нише. В нем также отображен перечень бумаг, содержимое которых будет подвергаться анализу и оценке. Большая часть из них предоставляется в ксерокопированном и заверенном виде.

Одним из условий получения разрешения на работу в выбранной нише, является оплата государственной пошлины. Платеж производится единоразово, на этапе оформления лицензии. Ее размер регламентируется налоговым законодательством и зависит от направления хозяйствования.

В статье 333.33 Налогового кодекса РФ, величина пошлины определена суммой 7500 рублей. Однако существуют такие виды деятельности, где ее величина значительно отличается размерами. Это обусловлено сложностью анализа условий работы претендента представителями уполномоченного органа, а также большими временными затратами на проверку соответствия их требованиям законодательства.

Госпошлина увеличена по таким видам деятельности, как:

  • розничная торговля алкоголесодержащими напитками – 65000 рублей, которые уплачиваются каждый год на протяжении действия разрешительного документа;
  • производство, хранение и поставки этилового спирта и продукции с его содержанием – 800000-9500000 рублей;
  • управление многоквартирными домами – 30000 рублей;
  • банковский сектор – 0,1% от размера уставного капитала, но не более 500000 рублей.

Без оплаты государственной пошлины документы претендента не будут рассматриваться. Однако в случае получения отказа в выдаче разрешения по любой причине, госпошлину не возвращают. При следующем обращении в уполномоченный орган, ее придется оплачивать заново.

52252552.jpg

Возможные проблемы

Отказать в выдаче разрешительной документации могут в случае нарушения правил оформления заявления или бумаг из приложения к нему, а также в ситуации, когда характеристики субъекта хозяйствования не отвечают законодательным требованиям. В первом случае вопрос может быть решен без финансовых затрат. Если представители уполномоченного органа выясняли, что в пакете документации отсутствуют нужные документы или они неправильно составлены, то они уведомят заявителя письмом, которое вручается лично или отправляется по почте на протяжении трех дней с даты регистрации первичного обращения. В нем должно быть указано, что именно нужно откорректировать. На это законом выделяется 30 дней.

Если не вложиться в этот срок, то весь процесс придется начинать заново. Также придется повторно оплатить государственную пошлину. Поэтому важно соблюдать сроки, чтобы не переплачивать.

После повторной подачи бумаг схема процедуры не изменяется. Сотрудники уполномоченного органа должны рассмотреть их на протяжении трех дней и возвратить их, если они не соответствуют требованиям нормативных актов, или уведомить о ходе рассмотрения.

Если лицензирующий орган выносит решение об отказе в выдаче разрешения на ведение деятельности, то в нем должны содержаться его причины. При этом важно, чтобы в письме присутствовали ссылки на законодательные акты, обосновывающие отказ, или на акты проверки.

Когда нужно переоформлять

При смене любых данных о предприятии, отображенных в лицензии, требуется ее переоформление. Пренебрежение этим требованием, может стать причиной штрафных санкций и запрета на ведение деятельности, поскольку предъявленное субъектом хозяйствования разрешение может интерпретироваться контролирующими органами при проверке как недействительное. Основания для обращения в лицензирующий орган для переоформления могут стать изменения:

  • в структуре субъекта хозяйствования в статусе юридического лица;
  • в личных данных или в месте проживания индивидуального предпринимателя;
  • в названии компании и в ее местонахождении, в том числе и в месте проведения деятельности.

Деятельность без лицензии

Если ниша бизнеса есть в списке ФЗ-99 от 04.05.2011г., то без ее получения запрещено вести хозяйствование. При выявлении проигнорированного законодательного требования контролирующими органами, по отношению к индивидуальному предпринимателю или к юридическому лицу будут применены штрафные санкции в размере до 50000 рублей. При этом производится конфискация произведенной продукции, сырье и даже оборудования.

Приостановление действия

Лицензия выдается субъекту хозяйствования, если его руководитель организовал все процессы в соответствии с законодательными требованиями. В его обязанности входит соблюдение всех правил, которые были проверены на этапе получения разрешения на протяжении всего периода его действия. Контроль за этим возложен на лицензирующий орган. Он осуществляется в формате плановых и внеплановых проверок. Если в ходе этих мероприятий выявляются нарушения, то уполномоченный к таким действиям проверяющий выписывает предписание об их устранении в определенные сроки.

При отсутствии реакции со стороны руководителя бизнеса, действие лицензии приостанавливается. Пока не будет решен вопрос с устранением нарушения, вести деятельность запрещается.

Возобновление деятельности

Возобновление лицензии возможно после выполнения требований выданного проверяющими предписания. Для этого нужно уведомить об этом уполномоченных представителей лицензирующего органа, которые после проверки произведут соответствующую запись в реестре и выдадут документ.

Принудительное аннулирование

В ситуации, когда руководство компании или индивидуальный предприниматель не предпринимает действий для возобновления действия разрешительного документа, лицензирующий орган направляет в судебные инстанции иск с требованием его аннуляции. Суд всегда принимает сторону истца и выносит решение о прекращения действия лицензии. Она аннулируется через 10 дней после его регистрации.

Добровольное аннулирование

При закрытии бизнеса, действие лицензии автоматически прекращается по инициативе лицензирующего органа, который уведомляет Налоговая Служба. Аннулировать разрешительный документ можно по заявлению индивидуального предпринимателя или руководства субъекта хозяйствования, что актуально в случае отсутствия планов зарабатывать, ведя деятельность, на которую оформлена лицензия.

Помощь в получении лицензии

Лицензия нужна не на все виды деятельности, а лишь на те, которые представляют потенциальную угрозу обществу, природе или государству. Разобраться с вопросом, нужен ли разрешительный документ или нет, помогут специалисты Центра лицензирования и СРО «ЮКВ-Бизнес». Они посодействуют в получении лицензии, сертификата, во вступлении в СРО, а также окажут профессиональные юридические услуги.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *