О правилах установления санитарно-защитных зон (СЗЗ)
В целях обеспечения безопасности населения вокруг объектов и производств, являющихся источниками воздействия на среду обитания и здоровье человека, устанавливается специальная территория с особым режимом использования (СЗЗ), размер которой обеспечивает уменьшение воздействия загрязнения на атмосферный воздух (химического, биологического, физического) до значений, установленных гигиеническими нормативами, а для предприятий I и II класса опасности — как до значений, установленных гигиеническими нормативами, так и до величин приемлемого риска для здоровья населения. По своему функциональному назначению санитарно-защитная зона является защитным барьером, обеспечивающим уровень безопасности населения при эксплуатации объекта в штатном режиме.
В СЗЗ не могут располагаться – жилая застройка, включая отдельные жилые дома, ландшафтно-рекреационные зоны, зоны отдыха, территории курортов, санаториев и домов отдыха, территории садоводческих товариществ и коттеджной застройки, коллективных или индивидуальных дачных и садово-огородных участков, а также другие территории с нормируемыми показателями качества среды обитания; спортивные сооружения, детские площадки, образовательные и детские учреждения, лечебно-профилактические и оздоровительные учреждения общего пользования, объекты по производству лекарственных веществ, лекарственных средств и (или) лекарственных форм, склады сырья и полупродуктов для фармацевтических предприятий; объекты пищевых отраслей промышленности, оптовые склады продовольственного сырья и пищевых продуктов, комплексы водопроводных сооружений для подготовки и хранения питьевой воды, которые могут повлиять на качество продукции.
В случае, если в СЗЗ находится какой-либо нормируемый объект, то предприятие должно обосновать возможность сокращения установленной ему СЗЗ таким образом, чтобы нормируемый объект был выведен за границы установленной СЗЗ. В случае сокращения (изменения) размеров СЗЗ, установленных СанПиН, предприятие, после установления расчетной СЗЗ обязано подтвердить расчетную границу выполнением инструментальных (натурных) измерений. При этом обязательно учесть, что минимальное количество измерений для объектов 1-2 класса — не менее 50 дней в течение года; для объектов 3-5 классов — не менее 30 дней в течение года. Места (контрольные точки), где выполняется контроль, определяются проектом расчетной СЗЗ. И после проведения контроля устанавливается окончательный размер расчетной СЗЗ.
Кто должен разрабатывать СЗЗ и каков должен быть ее размер?
Проект СЗЗ должно иметь любое предприятие, имеющее класс опасности 1-3 согласно классификации, гл. 7 СанПиН 2.2.1/2.1.1.1200-03, а также любое предприятие, не включенное в классификацию по указанному СанПиН.
Предприятия 4 класса по СанПиН разрабатывают проект СЗЗ в случае, если не выдерживается установленная СанПиН расчетная СЗЗ (100 метров).
СанПиН 2.2.1/2.1.1.1200-03 определяет 5 классов опасности предприятий. Примерные размеры санитарно-защитной зоны определяются в зависимости от класса опасности объектов и производств:
— I класс (чрезвычайно опасные для человека) — от 1000 м
— II класс (высоко опасные для человека) — от 500 м
— III класс (умеренно опасные) — от 300 м
— IV класс (мало опасные) — от 100 м
— V класс (практически не опасные) — от 50 м.
Что нужно для установления СЗЗ?
— Заявление об установлении СЗЗ (форма утверждена приказом Роспотребнадзора от 05.12.2018 № 1000).
— Экспертное заключение о проведении санитарно-эпидемиологической экспертизы в отношении проекта СЗЗ.
— Исследования (измерения) атмосферного воздуха, уровней физического и (или) биологического воздействия на атмосферный воздух за контуром объекта (в случаях, предусмотренных положениями постановление Правительства Российской Федерации от 03.03.2018 № 222 и СанПиН 2.2.1/2.1.1.1200-03).
-XML-схемы TerritoryToGKN_v01 и ZoneToGKN_v05, утвержденные приказом Росреестра № П/0465 от 15.09.2016г. (глава 4 Федерального закона от 13 июня 2015г. № 218-ФЗ «О государственной регистрации недвижимости»).
Что такое проект СЗЗ?
Это набор сведений об объекте, а также все необходимые данные, на основании которых может быть обоснован размер СЗЗ. Он включает в себя следующие разделы:
— Сведения о размерах и границах СЗЗ.
— Расчеты рассеивания выбросов вредных (загрязняющих) веществ в атмосферном воздухе, физического воздействия на атмосферный воздух.
— Перечень ограничений использования земельных участков, а также обоснования отсутствия части ограничений (при необходимости).
— Для объектов 1 и 2 классов опасности обязательна оценка риска здоровью населения (кроме случаев, когда расстояние от объекта до нормируемой территории в два раза превышает ориентировочный размер, или объект относится к животноводческим и птицеводческим предприятиям, кладбищам).
Куда отправлять заявление об установлении СЗЗ?
Если объект 1 класса, то заявление об установлении СЗЗ направляется в Федеральную службу по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека (Вадковский переулок дом 18, строение 5 и 7, г. Москва, 127994). Если объект 2-5 класса опасности, то заявление и материалы к нему направляются в территориальный орган Роспотребнадзора (Ойунского дом 9, г. Якутск, 677027).
Неклассифицированные объекты рассматриваются в соответствии с положениями СанПиН 2.2.1/2.1.1.1200-03 с учётом расчётов и наличия новых, недостаточно изученных технологий.
Материалы можно подать в печатном, электронном виде (при подаче в электронном виде материалы должны быть заверены усиленной квалифицированной электронной подписью) или через сайт госуслуги.
Как проходит рассмотрение?
По окончанию 15 рабочих дней будет принято решение об установлении СЗЗ или направлен отказ в установлении СЗЗ.
Соответствующая информация будет направлена заявителю.
В случае отказа требуется внести правки и внести материалы заново в полном объеме.
При принятии решения об установлении СЗЗ Роспотребнадзором организуется работа по внесению соответствующих сведений в ЕГРН и документы территориального планирования.
Обращаем внимание, что согласно Федеральному закону от 30.03.1999 № 52-ФЗ проекты СЗЗ утверждаются при наличии санитарно-эпидемиологического заключения о соответствии указанных проектов санитарным правилам.
Нормативно-правовая база.
На сегодняшний день установление, изменение ли прекращение санитарно-защитной зоны регламентируют следующие нормативные документы:
1. Федеральный закон от 3 августа 2018 г. № 342-ФЗ «О внесении изменений в Градостроительный кодекс Российской Федерации и отдельные законодательные акты Российской Федерации»;
2. Федеральный закон от 27.12.2019 N 455-ФЗ «О внесении изменений в Федеральный закон «Об особенностях регулирования отдельных правоотношений в связи с присоединением к субъекту Российской Федерации — городу федерального значения Москве территорий и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации» и отдельные законодательные акты Российской Федерации»;
3. Градостроительный кодекс РФ (ГрК РФ) от 29 декабря 2004 г. N 190-ФЗ;
4. Федеральный закон от 30.03.1999 N 52-ФЗ «О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения»;
5. Постановление Правительства РФ от 03.03.2018 N 222 «Об утверждении Правил установления санитарно-защитных зон и использования земельных участков, расположенных в границах санитарно-защитных зон»;
6. СанПиН 2.2.1/2.1.1.1200-03 «Санитарно-защитные зоны и санитарная классификация предприятий, сооружений и иных объектов»;
7. Приказ Федеральной службы по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека от 19 июля 2007 г. N 224 «О санитарно-эпидемиологических экспертизах, обследованиях, исследованиях, испытаниях и токсикологических, гигиенических и иных видах оценок»;
8. Приказ Федеральной службы по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека от 05.12.2018г. № 1000 «Об утверждении форм заявлений об установлении, изменении или о прекращении существования санитарно-защитной зоны».
Какие сроки?
Ориентировочная, расчетная (предварительная) СЗЗ. Если у хозяйствующего субъекта была определена только ориентировочная, расчетная (предварительная) СЗЗ, то до 01.10.2024 г. необходимо подать заявление об установлении либо о прекращении существования СЗЗ в адрес Управления Роспотребнадзора по Республике Саха (Якутия) (п. 13 ст. 26 Федерального закона от 03.08.2018 № 342-ФЗ).
Если ранее границы СЗЗ были установлены, но не внесены в ЕГРН, то до 01.01.2025 хозяйствующие субъекты должны направить сведения об установленной СЗЗ в ЕГРН (п. 12 ст. 26 Федерального закона от 03.08.2018 № 342-ФЗ) ППК «Роскадастр» по Республике Саха (Якутия).
До 01.01.2025 СЗЗ считается установленной, в случае отсутствия ее в ЕГРН, если СЗЗ установлена до 01.01.2022 одним из указанных способов: решением исполнительного органа государственной власти, органа местного управления, суда, нормативно- правовым актом, а также согласованием уполномоченным органом исполнительной власти границ зоны с особыми условиями (п. 8 ст. 26 Федерального закона от 03.08.2018 № 342-ФЗ).
Таким образом, СЗЗ считается установленной с момента выдачи Решения до 2025 г.
© УПРАВЛЕНИЕ ФЕДЕРАЛЬНОЙ СЛУЖБЫ ПО НАДЗОРУ В СФЕРЕ ЗАЩИТЫ
ПРАВ ПОТРЕБИТЕЛЕЙ И БЛАГОПОЛУЧИЯ ЧЕЛОВЕКА ПО РЕСПУБЛИКЕ САХА (ЯКУТИЯ) , 2023
Если Вы не нашли необходимую информацию, попробуйте
зайти на наш старый сайт
Разработка и продвижение сайта – FMF
Почтовый адрес:
677027 Республика Саха (Якутия), г. Якутск, ул. Ойунского, 9
3.1. Классификация радиационных объектов по потенциальной опасности
3.1.1. Потенциальная опасность радиационного объекта определяется его возможным радиационным воздействием на население при радиационной аварии.
Потенциально более опасными являются радиационные объекты, в результате деятельности которых при аварии возможно облучение не только работников объекта, но и населения. Наименее опасными радиационными объектами являются те, где исключена возможность облучения лиц, не относящихся к персоналу.
По потенциальной радиационной опасности устанавливается четыре категории объектов.
3.1.2. К I категории относятся радиационные объекты, при аварии на которых возможно их радиационное воздействие на население и могут потребоваться меры по его защите.
3.1.3. Во II категории объектов радиационное воздействие при аварии ограничивается территорией санитарно-защитной зоны.
3.1.4. К III категории относятся объекты, радиационное воздействие при аварии которых ограничивается территорией объекта.
3.1.5. К IV категории относятся объекты, радиационное воздействие при аварии от которых ограничивается помещениями, где проводятся работы с источниками излучения.
3.1.6. Категория радиационных объектов должна устанавливаться на этапе их проектирования по согласованию с органами государственного надзора в области обеспечения радиационной безопасности. Для действующих объектов категории устанавливаются администрацией по согласованию с органами государственного санитарно-эпидемиологического надзора.
К какой категории радиационно опасных объектов роо относится санитарно защитная зона сзз роо
ГОСУДАРСТВЕННОЕ САНИТАРНО-ЭПИДЕМИОЛОГИЧЕСКОЕ НОРМИРОВАНИЕ
Главный государственный санитарный врач
по обслуживаемым организациям
и обслуживаемым территориям
Дата введения: с момента утверждения.
2.6.5. АТОМНАЯ ЭНЕРГЕТИКА И ПРОМЫШЛЕННОСТЬ
КАТЕГОРИИ ПОТЕНЦИАЛЬНОЙ РАДИАЦИОННОЙ ОПАСНОСТИ
Установление категории потенциальной радиационной опасности радиационного объекта: Методические указания. — М.: Федеральное медико-биологическое агентство, 2019. — 13 с.
1. Разработаны творческим коллективом в составе:
От ФГБУ «Государственный научный центр Российской Федерации — Федеральный медицинский биофизический центр им. Л.И. Бурназяна» (ФГБУ ГНЦ — ФМБЦ им. А.И. Бурназяна) ФМБА России:
канд. техн. наук Ю.В. Абрамов, канд. мед. наук А.В. Симаков, Н.Л. Проскурякова
От ФБУН «Научно-исследовательский институт радиационной гигиены имени профессора П.В. Рамзаева» (ФБУН НИИРГ):
доктор мед. наук, член-корр. РАН И.К. Романович
От Федерального радиологического центра:
От ФГБОУ дополнительного профессионального образования «Российская медицинская академия непрерывного профессионального образования» Министерства здравоохранения Российской Федерации (ФГБОУ ДПО РМАНПО Минздрава России):
канд. мед. наук, доцент Е.П. Ермолина
2. Рекомендованы к утверждению Подкомиссией по специальному нормированию ФМБА России (протокол N 01/2019 от 04.04.2019).
3. Утверждены Главным государственным санитарным врачом по обслуживаемым организациям и обслуживаемым территориям ФМБА России В.В. Романовым 04.04.2019.
4. Введены в действие с момента утверждения.
1. Область применения
1.1. Настоящие методические указания «Установление категории потенциальной радиационной опасности радиационного объекта» (далее — МУ) определяют требования по установлению категории потенциальной радиационной опасности радиационного объекта организаций, обслуживаемых ФМБА России, в соответствии с принятыми в данном документе гигиеническими критериями.
1.2. Методические указания предназначены для использования территориальными органами ФМБА России, осуществляющими федеральный государственный санитарно-эпидемиологический надзор (далее — госсанэпиднадзор), руководителями радиационных объектов, проектных организаций, занимающимися проектированием радиационных объектов, службами радиационной безопасности (радиационного контроля) организаций, где имеются источники ионизирующего излучения, а также органами исполнительной власти, на территории которых размещаются радиационные объекты.
2. Нормативные ссылки
2.1. Федеральный закон от 9 января 1996 г. N 3-ФЗ «О радиационной безопасности населения» (Собрание законодательства Российской Федерации, 1996, N 3, ст. 141, с изменениями от 22.08 2004 N 122-ФЗ и от 23.07.2008 N 160-ФЗ; от 18.07.2011 N 242-ФЗ; от 19.07.2011 N 248-ФЗ).
2.2. Федеральный закон от 30 марта 1999 г. N 52-ФЗ «О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения» (Собрание законодательства Российской Федерации, 1999, N 14, ст. 1650, с изменениями от 30.12.2001 N 196-ФЗ, 2002, N 1, ст. 2, от 10.01.2003 N 86-ФЗ, 2003, N 27, ч. 1 ст. 2700, от 22.08.2004 N 122-ФЗ, 2004, N 35, ст. 3607, от 09.05.2005 N 45-ФЗ, 2005, N 19, ст. 1752, от 31.12.2005 N 199-ФЗ, от 18.12.2006 N 232-ФЗ, от 29.12.2006 N 258-ФЗ, от 30.12.2006 N 266-ФЗ, от 26.06.2007 N 118-ФЗ, от 08.11.2007 N 258-ФЗ, от 01.12.2007 N 309-ФЗ, от 14.07.2008 N 118-ФЗ, от 23.07.2008 N 160-ФЗ, от 30.12.2008 N 309-ФЗ, от 28.09.2010 N 243-ФЗ, от 28.12.2010 N 394-ФЗ, от 18.07.2011 N 215-ФЗ, от 18.07.2011 N 242-ФЗ, от 18.07.2011 N 243-ФЗ, от 19.07.2011 N 248-ФЗ, от 07.12.2011 N 417-ФЗ, от 05.06.2012 N 52-ФЗ, от 25.06.2012 N 93-ФЗ, от 02.07.2013 N 185-ФЗ, от 23.07.2013 N 246-ФЗ, от 25.11.2013 N 317-ФЗ).
2.3. Федеральный закон от 21.11.1995 N 170-ФЗ «Об использовании атомной энергии» (Собрание законодательства Российской Федерации, 1995, N 48, ст. 4552, 1997, N 7, ст. 808, 2002, N 13, ст. 1180, 27.11.1995, N 48, ст. 4552, 17.02.1997, N 7, ст. 808, 16.07.2001, N 29, ст. 2949, 07.01.2002, N 1 (ч. 1), ст. 2, 01.04.2002, N 13, ст. 1180, 17.11.2003, N 46 (ч. 1), ст. 4436, с изменениями от 11.07.2011 N 190-ФЗ, ст. 35).
2.4. Федеральный закон «О защите населения и территорий от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера» N 68-ФЗ от 21.12.94.
2.5. Федеральный закон «О Государственной корпорации по атомной энергии «Росатом» N 317-ФЗ от 01.12.2007 (Собрание законодательства Российской Федерации, 2007, N 49, ст. 6078, 2010, N 48, ст. 6246, с изменениями от 11.07.2011 N 190-ФЗ, ст. 39).
2.6. Федеральный закон от 18.07.2011 N 242-ФЗ «О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации по вопросам осуществления государственного контроля (надзора) и муниципального контроля».
2.7. Постановление Правительства РФ от 24.07.2000 N 554 «Об утверждении Положения о государственной санитарно-эпидемиологической службе Российской Федерации и Положения о государственном санитарно-эпидемиологическом нормировании» (Собрание законодательства РФ, 2000, N 31, ст. 3295, 2004, N 8, ст. 663, N 47, ст. 4666, 2005, N 39, ст. 3953).
2.8. Нормы радиационной безопасности (НРБ-99/2009) СанПиН 2.6.1.2523-09. Утверждены Постановлением Главного государственного санитарного врача Российской Федерации от 07.07.2009 N 47. Зарегистрированы в Министерстве юстиции Российской Федерации 14.08.2009, регистрационный N 14534.
2.9. Основные санитарные правила обеспечения радиационной безопасности (ОСПОРБ 99/2010). СП 2.6.1.2612-10 Зарегистрированы в Министерстве юстиции Российской Федерации 11.08.2010, регистрационный N 18115, в редакции изменений N 1, утвержденных Постановлением Главного государственного санитарного врача Российской Федерации от 16.09.2013 N 43.
3. Термины и определении
В рамках настоящего документа используются следующие термины и определения:
Авария радиационная — потеря управления источником ионизирующего излучения, вызванная неисправностью оборудования, неправильными действиями работников (персонала), стихийными бедствиями или иными причинами, которые привели к облучению людей выше установленных норм или радиоактивному загрязнению окружающей среды.
Авария радиационная максимальная — наибольшая по масштабу возможная радиационная авария на данном объекте.
Аварийная ситуация — внештатная ситуация, возникшая вследствие превышения установленных пределов безопасной эксплуатации, которая не привела к облучению людей выше установленных норм или радиоактивному загрязнению окружающей среды, но требует принятия оперативных мер для смягчения возможных неблагоприятных последствий для здоровья и безопасности человека, имущества или окружающей среды.
Воздействие радиационное аварийное — потенциальное облучение персонала и/или населения вследствие максимальной возможной на объекте радиационной аварии, при котором максимальная эффективная доза облучения превышает уровни, установленные в п. 5.1 данных МУ.
Группа населения критическая — группа лиц из населения, которая подвергается наибольшему радиационному воздействию за счет данного радиационного объекта.
Зона наблюдения — территория за пределами санитарно-защитной зоны радиационного объекта I категории, размер которой рассчитывается исходя из информативности радиационного контроля на этой территории при нормальной эксплуатации радиационного объекта.
Информативность радиационного контроля — показатель, определяющий достоверность минимально регистрируемых над фоном уровней измеряемого параметра и полезность радиационного контроля для оценки радиационной обстановки.
Категория радиационного объекта — характеристика объекта по степени его потенциальной радиационной опасности для населения и персонала в условиях возможной максимальной для данного объекта радиационной аварии. Категория радиационного объекта определяет, в каких пространственных зонах возможно аварийное радиационное воздействие при максимальной радиационной аварии.
Контроль радиационный — получение информации о радиационной обстановке на объекте, в окружающей среде и об уровнях облучения людей.
Максимальная эффективная доза потенциального облучения — максимальная эффективная доза потенциального облучения для критической группы населения или максимальная эффективная индивидуальная доза персонала, которая может быть получена за счет максимальной радиационной аварии на данном радиационном объекте в течение первого календарного года после нее при условии отсутствия защитных мероприятий.
Облучение потенциальное — облучение, которого нельзя ожидать с абсолютной уверенностью, но которое может иметь место в результате радиационной аварии с источником.
Обстановка радиационная — совокупность радиационных факторов в пространстве и во времени, сопровождающих функционирование (использование) радиационного объекта и способных вызвать облучение персонала, населения и радиоактивное загрязнение окружающей среды.
Объект радиационный — физический объект (сооружение, здание, огороженный комплекс зданий), где осуществляется обращение с техногенными источниками ионизирующего излучения.
Пределы безопасной эксплуатации — установленные проектом и/или нормативными документами значения параметров и характеристик технологического процесса, отклонение от которых может привести к радиационной аварии.
Производственное помещение — ограниченное строительными конструкциями пространство, в котором размещено технологическое оборудование и/или осуществляется трудовая деятельность персонала.
Промышленная площадка (промплощадка) — охраняемая и огражденная территория размещения производственных, административных, санитарно-бытовых и вспомогательных зданий и сооружений предприятия (радиационного объекта).
Санитарно-защитная зона — территория вокруг радиационного объекта, за пределами которой уровень облучения населения за счет нормальной эксплуатации радиационного объекта не превышает дозу облучения населения 1 мЗв в год или установленное допустимое значение (квоту).
4. Общие положения
4.1. Настоящие МУ устанавливают порядок практической реализации положений раздела 3.1 Основных санитарных правил обеспечения радиационной безопасности (ОСПОРБ 99/2010), в соответствии с которыми радиационные объекты делятся на четыре категории потенциальной радиационной опасности.
4.2. Целью настоящих МУ является введение в действие системы критериев для определения категории потенциальной опасности радиационных объектов, превышение которых в результате радиационной аварии характеризуется как аварийное радиационное воздействие.
4.3. При установлении категории потенциальной радиационной опасности радиационного объекта оцениваются эффективные дозы потенциального облучения персонала и населения в результате максимальной радиационной аварии в следующих пространственных зонах:
— помещения, где осуществляется непосредственное обращение с источниками ионизирующего излучения (производственное помещение);
— остальная территория радиационного объекта (промышленная площадка);
— санитарно-защитная зона (СЗЗ) радиационного объекта;
— территория за пределами санитарно-защитной зоны.
По результатам этих оценок определяется территория возможного распространения аварийного радиационного воздействия.
4.4. Основой для установления категории потенциальной опасности является характеристика максимальной радиационной аварии на радиационном объекте, при которой масштаб (территория) аварийного радиационного воздействия на персонал или население является наибольшим.
4.5. Установление категории радиационного объекта базируется на оценке последствий аварий, возникновение которых не связано с транспортированием источников ионизирующего излучения за пределами территории объекта и гипотетическим внешним воздействием (например, взрывы в результате попадания ракеты или террористического акта и т.п.).
4.6. При установлении категории радиационного объекта должны рассматриваться возможные радиационные аварии как на территории радиационного объекта, так и в местах постоянного или временного хранения относящихся к данному объекту транспортабельных установок, содержащих источники ионизирующего излучения (например, переносные дефектоскопы, передвижные медицинские рентгеновские установки и другие).
4.7. При установлении категории потенциальной опасности радиационного объекта расчеты эффективных доз потенциального облучения выполняются без учета проведения дополнительных защитных мероприятий.
4.8. При проектировании радиационного объекта организация, разрабатывающая проект, разрабатывает сценарии возможных радиационных аварий на объекте, среди которых должна быть выделена максимальная по масштабу радиационного воздействия авария. В проекте для максимальной радиационной аварии приводится оценка эффективных доз потенциального облучения персонала и населения на территории радиационного объекта, в его санитарно-защитной зоне и за ее пределами.
4.9. В случае, если на радиационном объекте изменились условия (размещение источников, технология использования, системы защиты и т.п.), влияющие на масштаб максимальной радиационной аварии, категория радиационного объекта может быть изменена по согласованию с органами, осуществляющими госсанэпиднадзор.
5. Критерии для установления категории
5.1. При установлении категории радиационного объекта для определения масштабов возможного аварийного радиационного воздействия на различные категории облучаемых лиц используются следующие уровни (гигиенические критерии) эффективных доз потенциального облучения:
— для персонала группы А — 20 мЗв/год;
— для персонала группы Б — 5 мЗв/год;
— для населения — 1 мЗв/год.
5.2. При оценке доз потенциального облучения различных категорий облучаемых лиц (персонал группы А, персонал группы Б, население) необходимо учитывать возможность их нахождения в различных пространственных зонах радиационного объекта с учетом установленного на нем режима посещения. При определении категории потенциальной опасности радиационного объекта учитывается потенциальное облучение в различных пространственных зонах только тех категорий облучаемых лиц, нахождение которых в них возможно.
5.3. Если за пределами санитарно-защитной зоны радиационного объекта при максимальной радиационной аварии возможно получение населением эффективной дозы потенциального облучения более 1,0 мЗв/год, объекту присваивается I категория.
5.4. Если радиационный объект не относится к I категории и в его санитарно-защитной зоне, которая не совпадает с территорией объекта, при максимальной радиационной аварии возможно получение хотя бы одной из категорий облучаемых лиц, нахождение которых в ней допускается установленным на объекте режимом посещения, эффективной дозы потенциального облучения, превышающей уровни, приведенные в п. 5.1, объекту присваивается II категория.
5.5. Если радиационный объект не относится ни к I, ни ко II категории и на его территории вне помещений, где осуществляется непосредственное обращение с источниками ионизирующего излучения, при максимальной радиационной аварии возможно получение хотя бы одной из категорий облучаемых лиц, нахождение которых на территории объекта допускается установленным на нем режимом посещения, эффективной дозы потенциального облучения, превышающей уровни, приведенные в п. 5.1, объекту присваивается III категория.
5.6. Всем остальным радиационным объектам присваивается IV категория потенциальной радиационной опасности.
6. Порядок и методология установления категории
6.1. Определение категории потенциальной опасности радиационного объекта проводит проектная организация при его проектировании в соответствии с требованиями ОСПОРБ-99/2010 и настоящих МУ.
Для действующих радиационных объектов категории потенциальной опасности устанавливаются администрацией по согласованию с органами, осуществляющими федеральный государственный санитарно-эпидемиологический надзор.
6.2. При наличии на радиационном объекте нескольких источников ионизирующего излучения (установок, содержащих источники ионизирующего излучения) категория его потенциальной опасности определяется отдельно для каждого источника (установки), а радиационному объекту в целом присваивается максимальная из определенных для имеющихся на нем источников ионизирующего излучения категорий.
6.3. При расчетах эффективных доз потенциального облучения на территории радиационного объекта и в его СЗЗ время пребывания там облучаемых лиц следует принимать равным 8 часам в день, а за пределами СЗЗ пребывание населения следует считать постоянным.
6.4. Установление категории потенциальной опасности радиационного объекта осуществляется на основании анализа официальных материалов проекта, включающих сценарии максимальных радиационных аварий для всех имеющихся установок, содержащих источники ионизирующего излучения.
6.5. В соответствии с категорией потенциальной опасности радиационного объекта ОСПОРБ-99/2010 устанавливают для него ряд санитарно-гигиенических требований, приведенных в приложении.
Аварии на радиационно-опасных объектах (РОО) и их последствия. Определение РОО, санитарно-защитная зона. Виды радиационного воздействия на человека.
В настоящее время практически в любой отрасли народного хозяйства и науки во все более возрастающих масштабах используются радиоактивные вещества и источники ионизирующих излучений. Особенно высокими темпами развивается ядерная энергетика. Атомная наука и техника таят в себе огромные возможности, но вместе с тем и большую опасность для людей и окружающей среды.
Ядерные материалы приходится возить, хранить, перерабатывать, что создает дополнительный риск радиоактивного загрязнения окружающей среды, поражения людей, животных и растительного мира.
Среди техногенных источников ЧС наибольшую опасность по тяжести поражения, масштабам и долговременности действия поражающих факторов представляют радиационные катастрофы. В обычных условиях радиационная обстановка в стране определяется, во-первых, природной радиоактивностью, включая космические излучения; во-вторых, радиоактивным фоном обусловленным проведенными с 1945 по 1989 г. не менее 1820 испытаниями ядерного оружия; в-третьих, наличием территорий, загрязненных радиоактивными веществами вследствие произошедших в предыдущие годы аварий на предприятиях атомной промышленности и энергетики; в-четвертых, эксплуатацией ядерно- и радиационно — опасных объектов.
Радиационно-опасный объект (РОО) — предприятие, на котором при авариях могут произойти массовые радиационные поражения.
Радиационная авария — происшествие, приведшее к выходу (выбросу) радиоактивных продуктов и ионизирующих излучений за предусмотренные проектом пределы (границы) в количествах, превышающих установленные нормы безопасности.
Радиационные аварии подразделяются на три типа:
- — Локальная — нарушение в работе РОО, при котором не произошел выход радиоактивных продуктов или ионизирующих излучений за предусмотренные границы оборудования, технологических систем, зданий и сооружений в количествах, превышающих установленные для нормальной эксплуатации предприятия значения.
- — Местная — нарушение в работе РОО. при котором произошел выход радиоактивных продуктов в пределах санитарно-защитной зоны и в количествах, превышающих установленные нормы для данного предприятия.
- — Общая — нарушение в работе РОО, при котором произошел выход радиоактивных продуктов за границу санитарно-защитной зоны и в количествах, приводящих к радиоактивному загрязнению прилегающей территории и возможному облучению проживающего на ней населения выше установленных норм.
К типовым радиационноопасным объектам следует отнести:
- — атомные станции,
- — предприятия по изготовлению ядерного топлива,
- — по переработке отработавшего топлива и захоронению радиоактивных отходов,
- — научно-исследовательские и проектные организации, имеющие ядерные реакторы,
- — ядерные энергетические установки на транспорте.
Классификация радиационных аварий
Аварии, связанные с нарушением нормальной эксплуатации РОО, подразделяются на проектные и запроектные.
Проектная авария — авария, для которой проектом определены исходные события и конечные состояния, в связи с чем предусмотрены системы безопасности.
Запроектная авария — вызывается не учитываемыми для проектных аварий исходными событиями и приводит к тяжелым последствиям. При этом может произойти выход радиоактивных продуктов в количествах, приводящих к радиоактивному загрязнению прилегающей территории, возможному облучению населения выше установленных норм. В тяжелых случаях могут произойти тепловые и ядерные взрывы.
В зависимости от границ зон распространения радиоактивных веществ и радиационных последствий потенциальные аварии на АЭС делятся на шесть типов: локальная, местная, территориальная, региональная, федеральная, трансграничная.
Cанитарно-защитная зона (СЗЗ) — территория вокруг объекта, на которой уровень облучения людей в условиях нормальной эксплуатации объекта может превысить предельно допустимую дозу (ПДД);
Последствия для населения и территорий.
Рассмотрим образование поражающих факторов и их воздействие при аварии на АЭС.
- 1. Световое излучение и явление проникающей радиации может оказать воздействие, в основном, на работающую смену персонала.
- 2. Радиоактивное заражение местности в результате выбросов продуктов распада в атмосферу во всех случаях будет значительным и на больших площадях.
- 3. Ударная волна (сейсмическая) образуется только при ядерном взрыве реактора, при тепловом взрыве ее действие на окружающую среду незначительно.
При ядерном взрыве и образовании следа для людей главную опасность представляет внешнее облучение (90-95% от общей дозы). При аварии на АЭС с выбросом активного материала картина иная. Значительная часть продуктов деления ядерного топлива находится в парообразном и аэрозольном состоянии. Вот почему доза внешнего облучения здесь составляет 15%, а внутреннего — 85%.
Специалисты выделяют следующие потенциальные последствия радиационных аварий:
- 1. немедленные смертельные случаи и травмы среди работников предприятия и населения;
- 2. латентные смертельные случаи заболевания настоящих и будущих поколений, в том числе изменения в соматических клетках, приводящие к возникновению онкологических заболеваний, генетические мутации, оказывающие влияние на будущие поколения, влияние на зародыш и плод вследствие облучения матери в период беременности;
- 3. материальный ущерб и радиоактивное загрязнение земли и экосистем;
- 4. ущерб для общества, связанный с боязнью относительно потенциальной возможности использования ядерного топлива для создания ядерного оружия.
К последствиям серьезных радиационных аварий относится и наличие косвенного риска для здоровья и жизни людей.
Косвенный риск возникает при непосредственном осуществлении мер безопасности, эвакуации при аварии.
Например: эвакуационные мероприятия, вызванные радиационной аварией, обусловливают возникновение множества косвенных рисков: смертельные случаи вследствие дорожно-транспортных происшествий, увеличение числа сердечных приступов у эвакуируемого населения, психические травмы, вызванные стрессовой ситуацией во время эвакуации, и т.п.