Мораторные проценты: вторая жизнь после прекращения банкротства
После инициации процедуры банкротства на задолженность банкрота не начисляются штрафные санкции и проценты за пользование чужими денежными средствами. Однако, поскольку такое безвозмездное пользование денежными средствами, представляется необоснованным, в Федеральном законе от 26 октября 2002 г. № 127-ФЗ «О несостоятельности (банкротстве)» (далее – Закон № 127-ФЗ) содержатся нормы права, позволяющие начислять на реестровые требования проценты.
В период процедуры наблюдения на возникшие до возбуждения дела о банкротстве требования кредиторов (как заявленные в процедуре наблюдения, так и не заявленные в ней) по аналогии с абз. 10 п. 1 ст. 81, абз. 3 п. 2 ст. 95 и абз. 3 п. 1 ст. 126 Закона № 127-ФЗ подлежащие уплате по условиям обязательства проценты, а также санкции не начисляются. Вместо них на сумму основного требования по аналогии с п. 2 ст. 81, абз. 4 п. 2 ст. 95 и п. 2.1 ст. 126 Закона № 127-ФЗ с даты введения наблюдения и до даты введения следующей процедуры банкротства начисляются проценты в размере ставки рефинансирования, установленной Банком России на дату введения наблюдения.
Правовое значение мораторных процентов
Мораторные проценты не включаются в реестр требований кредиторов и не учитываются при определении количества голосов, принадлежащих кредитору на собраниях кредиторов.
При этом, мораторные проценты начисляются только на сумму основного требования и не начисляются на проценты.
Несмотря на то, что мораторные проценты не предоставляют право голоса, они гасятся одновременно с основным долгом до начала гашения санкций. Об этом указано в п. 7 Постановления Пленума ВАС РФ от 6 декабря 2013 г. № 88 «О начислении и уплате процентов по требованиям кредиторов при банкротстве» (далее – Постановление № 88).
Такое регулирование, помимо прочего, направлено на частичную компенсацию имущественных потерь кредитора (в том числе в результате задержки в возврате денежных средств) от ограничений, наступающих в связи с введением процедуры банкротства в отношении должника (Определение СК по экономическим спорам Верховного Суда РФ от 30 ноября 2017 г. № 308-ЭС17-10332 по делу № А32-31715/2011).
Несмотря на то, что такие проценты не являются голосующими, они также подлежат исчислению и могут быть уступлены при уступке реестрового права требования. Данный вывод также следует из вышеуказанного Определения ВС РФ.
Период начисления мораторных процентов
Как указано выше, при процедуре банкротства юридического лица мораторные проценты начисляются с момента введения процедуры наблюдения.
Что касается момента, с которого возникает право на начисления мораторных процентов в процедуре банкротства физического лица, ранее возникали споры, поскольку такая норма содержалась в ст. 213.19 Закона № 127-ФЗ и относилась к плану реструктуризации.
Точку поставил Верховный Суд Российской Федерации в Определении от 14 февраля 2019 г. № 304-ЭС17-2162, указав, что главой X Закона № 127-ФЗ предусмотрено, что мораторий наступает непосредственно после введения первой процедуры – реструктуризации (абз. 4 п. 2 ст. 213.11 Закона № 127-ФЗ). При этом положения о начислении мораторных процентов содержатся только в норме о последствиях утверждения плана реструктуризации (п. 2 ст. 213.19 Закона № 127-ФЗ). Очевидно, что даты введения процедуры реструктуризации и утверждения соответствующего плана (либо отказа в его утверждении и введения следующей процедуры) не совпадают, разрыв между названными датами, как правило, составляет несколько месяцев (например, ст. 213.8, ст. 213.12 и ст. 213.17 Закона о банкротстве).
Поскольку в отношении требований кредитора действует мораторий, из-за которого он лишается права на договорные или законные санкции и проценты, то такой кредитор не может быть лишен специальных процентов (как правило, в пониженном размере), установленных на случай моратория законодательством о банкротстве. Иное бы приводило к тому, что кредитор при неизменности собственного статуса оказывался бы в разном положении в рамках одной процедуры реструктуризации в зависимости от того, утвержден план или нет, а для должника нахождение в процедуре реструктуризации без утвержденного плана становилось бы крайне выгодным, поскольку вовсе отсутствовали бы какие-либо негативные последствия от невозврата долга.
Таким образом, ВС РФ указал на необходимость исчисления мораторных процентов с момента введения процедуры реструктуризации при банкротстве гражданина.
Когда мораторные проценты не начисляются?
Закон № 127-ФЗ прямо указывает на обстоятельства, при которых мораторные проценты не начисляются.
Так, на реестровые требования работников по основному долгу не распространяются положения о компенсации потерь, вызванных просрочкой исполнения, через механизм начисления мораторных процентов (п. 4 ст. 63, п. 2 ст. 81, абз. 4 п. 2 ст. 95 и п. 2.1 ст. 126 Закона № 127-ФЗ).
Вместо этого в силу привилегированного положения трудящихся федеральный законодатель в п. 1 ст. 136 Закона № 127-ФЗ установил особые правила о компенсациях, причитающихся работникам в связи с нарушением установленных трудовым законодательством сроков выплат: на требования работников по основному долгу начисляются проценты в соответствии с трудовым законодательством, которые удовлетворяются в составе требований кредиторов второй очереди.
Судебный акт о начислении суммы процентов не выносится, в реестр требований кредиторов они не включаются. Эти суммы исчисляются самим арбитражным управляющим при расчетах с кредиторами и погашаются им одновременно с погашением основных требований работников до расчетов с реестровыми кредиторами третьей очереди удовлетворения.
Гашение требований и злоупотребление. Можно ли противостоять этому?
Нередко процедура банкротства длится не один год. При значительном размере реестровой задолженности мораторные проценты могут быть не просто соразмерны таким суммам, но и превышать их.
При погашении требований кредиторов в результате погашения должником всех включенных в реестр требований в ходе наблюдения или погашения таких требований в ходе любой процедуры банкротства третьим лицом в порядке ст. 113 или ст. 125 Закона № 127-ФЗ, мораторные проценты не гасятся.
Здесь возникает вопрос о возможном злоупотреблении правом со стороны должника и аффилированных с ним лиц в условиях реальной угрозы отчуждения имущества должника и гашения не только реестровой задолженности, но и мораторных процентов. Желая сохранить часть имущества в условиях определенного риска отчуждения имущества и гашения задолженности, должник, действуя синхронно с аффилированным третьим лицом, принимает решение о подаче заявления о погашении требований кредиторов третьим лицом, понимая, что в такой ситуации гасится только реестровая задолженность.
Недавняя позиция ВС РФ (Определение СК по экономическим спорам Верховного Суда РФ от 1 октября 2020 г. № 305-ЭС17-3119 (5, 6) по делу № А40-45790/2012) при ответе на вопрос о возможности понуждения гашения не только реестровой, но и мораторной задолженности поддерживает формальное прочтение норм права. Буквальное содержание ст. 113 и ст. 125 Закона № 127-ФЗ не предполагает в целях удовлетворения заявления о намерении необходимости погашать требования кредиторов по текущим платежам [в целом спор касался и мораторных процентов. – Авт.]. В случае неисполнения должником своих обязательств перед данными кредиторами после прекращения дела, они вправе инициировать новый банкротный процесс.
Учитывая мотивировку ВС РФ можно сказать, что она относима и к мораторным процентам.
Данный вывод коррелирует с п. 9 Постановления № 88, в соответствии с которым в случае прекращения производства по делу о банкротстве по основанию, предусмотренному абз. 7 п. 1 ст. 57 Закона № 127-ФЗ (в том числе в результате погашения должником всех включенных в реестр требований в ходе наблюдения или погашения таких требований в ходе любой процедуры банкротства третьим лицом в порядке ст. 113 и ст. 125 Закона № 127-ФЗ), кредитор вправе предъявить должнику в общеисковом порядке требования о взыскании оставшихся мораторных процентов, которые начислялись за время процедур банкротства по правилам Закона № 127-ФЗ.
Можно ли этому что-то противопоставить?
Представляется, что такие возможности есть.
Во-первых, в соответствии с п. 11 Постановления № 88 если при рассмотрении дела о банкротстве суд в ходе любой процедуры банкротства установит, что должник либо аффилированный с ним кредитор обращались с заявлением о признании должника банкротом, зная об имеющей место на самом деле платежеспособности должника и преследуя цель необоснованного неправомерного получения должником выгод от введения процедур банкротства (таких, как, например, указанное снижение процентной ставки, или приостановление исполнительного производства, или снятие арестов), то суд с учетом ст. 10 Гражданского кодекса вправе, если должник продолжает к этому моменту оставаться платежеспособным и это соответствует интересам кредиторов, прекратить производство по делу о банкротстве применительно к п. 1 ч. 1 ст. 150 Арбитражного процессуального кодекса. В таком случае должник обязан уплатить проценты, подлежащие начислению по условиям обязательства (а не мораторные проценты), за период процедур банкротства. Если данные обстоятельства будут установлены судом при прекращении производства по делу на ином основании (в частности, в силу абз. 7 п. 1 ст. 57 Закона № 127-ФЗ), то суд также вправе указать в определении о таком прекращении на обязанность должника уплатить за период процедур банкротства подлежащие начислению по условиям обязательства, а не мораторные, проценты.
Представляется, что можно постараться использовать данное разъяснение для более расширенного толкования. В частности, при установлении обстоятельства гашения реестра требований кредиторов со стороны аффилированного должнику лица при установлении факта наличия в конкурсной массе достаточного имущества для гашения не только реестра, но и мораторных процентов. В данной ситуации вопрос платежеспособности должника можно будет доказать фактом наличия у него имущества (в том числе скрываемого), а воля на гашение реестра аффилированным лицом будет вызвана общим интересом с должником минимизировать размер погашаемой задолженности.
Начисление процентов и пени по договорам займа и кредитным договорам в процедурах наблюдения и внешнего управления
Согласно п. 1 ст. 4 ФЗ «О несостоятельности (банкротстве)» состав и размер денежных обязательств и обязательных платежей, возникших до принятия судом заявления о признании должника банкротом и заявленных после принятия судом такого заявления и до принятия решения о признании должника банкротом и об открытии конкурсного производства, определяются на дату введения каждой процедуры банкротства, следующей после наступления срока исполнения соответствующего обязательства.
Буквальное прочтение данного положения позволяет сделать вывод об отсутствии каких-либо исключений для отдельных видов денежных обязательств с точки зрения порядка установления даты, на которую определяется состав и размер денежных обязательств. Однако, это не совсем так.
Существуют денежные обязательства, которые могут быть установлены на дату введения процедуры наблюдения, а впоследствии – доначислены и включены в реестр требований кредиторов в размере, определенном на дату введения следующей процедуры.
И напротив, есть денежные обязательства, которые могут быть включены в реестр требований кредиторов единожды, и сумма требований, основанных на данных обязательствах, включенных в реестр требований кредиторов, не может быть впоследствии увеличена.
К числу последних из указанных обязательств относятся обязательства по уплате процентов по договорам займа и кредитным договорам.
Соответствующий подход нашел отражение в постановлении Пленума ВАС РФ от 23.07.2009 № 63 «О текущих платежах по денежным обязательствам в деле о банкротстве». В п. 4 названного постановления указано, что по смыслу норм п. 1 ст. 4 Закона о банкротстве проценты, подлежащие уплате на сумму займа (кредита) соответственно на дату подачи в суд заявления о признании должника банкротом или на дату введения соответствующей процедуры банкротства, присоединяются к сумме займа (кредита). В реестр требований кредиторов подлежит включению требование об уплате получившейся денежной суммы, размер которой впоследствии не изменяется.
Таким образом, после включения в реестр требования по заемному (кредитному) обязательству (в состав которого входит уплата процентов) размер задолженности по нему раз и навсегда фиксируется и предусмотренные договором проценты на сумму займа (кредита) больше не начисляются. Ни в текущей, ни в последующих процедурах доначислить эти проценты на сумму займа (кредита) и дополнительно включить их в реестр требований кредиторов нельзя.
Несколько отличный от вышеприведенного подход имеет место в случаях, когда кредитор, обратившийся с заявлением об установлении требований по процентам, начисленным по договорам займа (кредита), одновременно являлся заявителем по делу о несостоятельности (банкротстве). В силу п. 2 ст. 7, п. 3 ст. 40 Закона о банкротстве право на обращение в арбитражный суд возникает у конкурсного кредитора по денежным обязательствам, подтвержденным вступившим в законную силу решением суда, рассматривавшего требование конкурсного кредитора к должнику. Соответственно, по результатам проверки обоснованности заявления конкурсного кредитора о несостоятельности (банкротстве) должника, основанного на решении суда о взыскании основного долга и процентов по договору займа (кредитному договору), в реестр требований кредиторов могут быть включены требования по процентам, начисленным на дату вынесения решения суда.
С учетом положений п. 1 ст. 4 Закона о банкротстве конкурсный кредитор, одновременно являющийся заявителем по делу о банкротстве, вправе в любой из процедур доначислить проценты по договору займа и заявить соответствующие требования за период с даты вынесения судом решения до даты введения в отношении должника процедуры, в ходе которой данный кредитор заявит соответствующее требование.
Однако в судебной практике встречается подход, согласно которому конкурсный кредитор, одновременно являющийся заявителем по делу о банкротстве, вправе в любой из процедур доначислить проценты по договору займа и заявить соответствующие требования только за период с даты вынесения судом решения до даты обращения с заявлением о признании должника банкротом (Постановления ФАС Поволжского округа от 15.07.2010 по делу № А12-16139/2009, от 16.07.2010 по делу № А12-16138/2009). Данный подход является ошибочным как несоответствующий положениям ст. 4 и 63 Закона о банкротстве, и не оправданно ограничивающий права конкурсного кредитора, выступающего заявителем по делу о банкротстве, доначисление процентов на дату введения в отношении должника процедуры наблюдения.
Трудно согласиться с мнением, согласно которому на дату введения наблюдения определяется и размер денежных обязательств, требования по которым впервые заявлены в процедурах финансового оздоровления и внешнего управления. По мнению сторонников такого подхода, данный вывод следует из системного толкования абз. 2 п. 1 ст. 4 во взаимосвязи с п. 3 ст. 63 Закона о банкротстве. Согласно данного подходам (Телюкина М.В.), если, например, срок исполнения требования наступил до принятия заявления о банкротстве, а заявлено это требование было на стадии финансового оздоровления, то состав и размер платежей будут определяться на дату введения наблюдения.
Полагаем, что признание наступившим срока исполнения обязательств по договору займа (кредитному договору) не является основанием для прекращения начисления процентов за пользование денежными средствами в процедурах, предшествующих процедуре, в ходе которой кредитором впервые было заявлено соответствующее требование.
На наш взгляд ответ на данный вопрос связан с проблемой соотношения процентов, начисляемых по договорам займа (кредитным договорам), и процентов, предусмотренных п. 2 ст. 81 и п. 2 ст. 95 Закона о банкротстве.
Начисление предусмотренных вышеуказанными нормами процентов продиктовано необходимостью компенсации имущественных (экономических) потерь кредиторов, возникших в связи с отсрочкой и рассрочкой платежей в соответствии с графиком погашения задолженности должника, в отношении которого введена процедура финансового оздоровления, или в связи с мораторием на удовлетворение требований кредиторов во внешнем управлении и не заменяет начисления процентов за пользование заемными средствами.
При буквальном толковании абз 10 п.1 ст. 81 Закона о банкротстве проценты, являющиеся платой за пользование чужими денежными средствами (например, по кредитному договору), а не санкциями, продолжают начисляться.
Таким образом, у кредиторов по заемным (кредитным) обязательствам есть возможность выбора. Они могут предъявить свое требование к должнику раньше, потеряв возможность доначислить проценты на заемные средства в последующих процедурах банкротства, и получить права, связанные со статусом конкурсного кредитора. Либо кредиторы могут с целью установления большей суммы процентов не заявлять о включении своего требования в реестр до открытия конкурсного производства, лишаясь при этом возможности влиять на ход дела о банкротстве в предшествующих процедурах.
Следует отметить, что само обязательство по уплате процентов, подлежащих начислению в соответствии с условиями договора на сумму займа (кредита) в период наблюдения, финансового оздоровления, внешнего управления после установления требования кредитора не прекращается, а лишь не может быть исполнено в рамках дела о банкротстве в силу специального порядка удовлетворения требований конкурсных кредиторов. В случае же, если платежеспособность должника будет восстановлена и дело о банкротстве будет прекращено, такой кредитор будет вправе получить предусмотренные договором проценты в полном объеме за все время пользования займом (кредитом).В силу вышеизложенной правовой позиции в практике возникает вопрос о том, распространяется ли данный подход на иные платежи, по кредитному договору, в частности, на штрафные санкции?
Судебная практика по данному вопросу противоречива.
В одних случаях, суды указывают, что содержащиеся в п. 4 постановления Пленума ВАС РФ от 23.07.2009 № 63 разъяснения распространяются и на иные платежи по кредитному договору, в том числе и на штрафные санкции (постановление ФАС Волго-Вятского округа от 23.03.2011 по делу № А79-13404/2009 и от 17.03.2011по делу № А43-19794/2009; постановление ФАС Центрального округа от 13.05.2010 № Ф10-1584/10; постановление ФАС Поволжского округа от 17.11.2010 по делу № А65-13774/2009.)
В других случаях, суды считают правомерным доначисление санкций, предусмотренных договором займа (кредитным договором) до даты введения в отношении должника процедуры конкурсного производства (постановления ФАС Поволжского округа от 15.07.2010 по делу № А12-16139/2009 и от 16.07.2010 по делу № А12-16138/2009; постановления ФАС Северо-Кавказского округа от 03.03.2011 по делу № А32-34327/2009 и от 24.02.2011 по делу N А32-36099/2009; постановление 12-го Арбитражного апелляционного суда от 23.08.2010 по делу № А12-18257/2009.)
Последняя позиция представляется наиболее верной, поскольку Закон о банкротстве не содержит каких-либо норм, ограничивающих начисление неустоек и иных санкций в процедуре наблюдения. Соответствующие ограничения содержатся в п. 1 ст. 81 Закона о банкротстве применительно к процедуре финансового оздоровления, в п. 1 ст. 126 Закона о банкротстве применительно к процедуре конкурсного производства.
В заключение хотелось бы отметить, что применяемая в настоящее время судами правовая позиция о невозможности доначисления процентов по договорам займа (кредитным договорам), содержащаяся в п. 4 постановления Пленума ВАС РФ от 23.07.2009 № 63, представляется необоснованно ограничивающей права кредиторов. При буквальном толковании вышеприведенных норм проценты, являющиеся платой за пользование чужими денежными средствами (например, по кредитному договору), а не санкциями, продолжают начисляться в процедурах наблюдения, финансового оздоровления и внешнего управления.
Постановление Пленума ВАС РФ от 06.12.2013 N 88 «О начислении и уплате процентов по требованиям кредиторов при банкротстве»
В связи с возникающими в судебной практике вопросами, связанными с начислением и уплатой процентов по требованиям кредиторов при банкротстве, Пленум Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации, руководствуясь статьей 13 Федерального конституционного закона от 28.04.1995 N 1-ФКЗ «Об арбитражных судах в Российской Федерации», постановляет дать арбитражным судам следующие разъяснения.
1. Исходя из пункта 1 статьи 4 и пункта 1 статьи 5 Федерального закона от 26.10.2002 N 127-ФЗ «О несостоятельности (банкротстве)» (далее — Закон о банкротстве, Закон), если основное требование кредитора к должнику возникло до возбуждения дела о банкротстве, то и все связанные с ним дополнительные требования имеют при банкротстве тот же правовой режим, то есть они не являются текущими и подлежат включению в реестр требований кредиторов.
Для указанных целей под основными требованиями понимаются требования о возврате суммы займа (статья 810 Гражданского кодекса Российской Федерации; далее — ГК РФ), об уплате цены товара, работы или услуги (статьи 485 и 709 ГК РФ), суммы налога или сбора и т.п.
К упомянутым дополнительным требованиям относятся, в частности, требования об уплате процентов на сумму займа (статья 809 ГК РФ) или за неправомерное пользование чужими денежными средствами (статья 395 ГК РФ), неустойки в форме пени (статья 330 ГК РФ), пени за просрочку уплаты налога или сбора (статья 75 Налогового кодекса Российской Федерации) и т.п. (далее — проценты) и об уплате неустойки в форме штрафа.
2. Если судебным актом, подтверждающим требования кредитора, обратившегося с заявлением о признании должника банкротом (заявителя), взысканы проценты по дату фактического исполнения судебного акта, то на основании абзаца первого пункта 1 статьи 4 Закона о банкротстве в реестр требований кредиторов по результатам проверки обоснованности этого заявления включается сумма этих процентов, рассчитанная на дату подачи в суд заявления о признании должника банкротом, поскольку в таком случае вся эта сумма подтверждена судебным актом.
Для целей применения абзаца первого пункта 1 статьи 4 Закона о банкротстве под датой подачи заявления понимается дата его поступления в суд, а не дата вынесения судом определения о его принятии.
Если же судебным актом взысканы проценты по состоянию на определенную дату в конкретной сумме, то в реестр требований кредиторов включается только эта взысканная судом сумма процентов, а проценты за период с упомянутой даты до даты подачи заявления о признании должника банкротом, поскольку они не подтверждены судебным актом, не могут быть включены в реестр на стадии проверки обоснованности данного заявления.
С учетом требований пунктов 1 и 2 статьи 3 и пункта 2 статьи 4 Закона о банкротстве при определении общего размера требований заявителя для целей пункта 2 статьи 33 Закона учитывается вся сумма процентов, рассчитанная по указанным правилам; трехмесячной же просрочки не по основному требованию, а по процентам не требуется.
Проценты по требованию, на котором было основано заявление о признании должника банкротом, за период с даты, на которую они были установлены при введении наблюдения, до даты введения наблюдения могут быть предъявлены заявителем в деле о банкротстве в общем порядке по правилам статей 71 или 100 Закона.
Разъяснения, данные в пункте 3, применяются при рассмотрении судами дел о банкротстве, по которым первая процедура банкротства введена после опубликования данного документа на сайте Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации.
3. Поскольку Закон о банкротстве позволяет предъявлять при банкротстве требования, срок исполнения которых по их условиям не наступил (пункт 3 статьи 63 и абзац второй пункта 1 статьи 126), при определении размера такого требования для целей включения его в реестр требований кредиторов надлежит учитывать следующее.
Если на сумму основного требования до наступления срока его исполнения не начисляются по условиям обязательства проценты, то размер такого требования уменьшается на сумму процентов, исчисляемых за период с даты введения наблюдения до даты наступления согласованного срока исполнения обязательства исходя из учетной ставки банковского процента на дату введения наблюдения.
Кроме того, если будет доказано, что размер основного требования был определен сторонами обязательства фактически с учетом процентов за пользование имевшим место кредитом (в том числе коммерческим кредитом), в частности путем увеличения обычной цены аналогичного товара или увеличения суммы векселя по сравнению с выданным путем его приобретения кредитом, то суд вправе уменьшить размер требования исходя из среднего размера ставки по краткосрочным кредитам на пополнение оборотных средств, выдаваемым кредитными организациями субъектам предпринимательской деятельности в месте нахождения должника на момент введения наблюдения. Такое уменьшение может быть произведено судом и в том случае, если для вида при одновременном фактическом включении процентов по кредиту в размер основного требования стороны обязательства также установили символические по размеру проценты, начисляемые до наступления срока исполнения обязательства.
При включении в реестр требований кредиторов требований по кредитному договору, по условиям которого кредит возвращается заемщиком путем ежемесячной уплаты в течение определенного периода фиксированной денежной суммы, в составе которой в первую очередь учитываются проценты за весь указанный в договоре срок пользования кредитом (аннуитетный порядок возврата кредита), если при этом наблюдение было введено до истечения срока возврата кредита, размер непогашенного основного долга пересчитывается исходя из размера процентов, рассчитанных по дату введения наблюдения.
Содержащиеся в настоящем пункте правила определения размера требования могут не применяться судом в случае незначительности периода между введением наблюдения и сроком исполнения обязательства (в частности, если он составляет менее одного месяца).
Разъяснения, данные в пункте 4, применяются при рассмотрении судами дел о банкротстве, по которым первая процедура банкротства введена после опубликования данного документа на сайте Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации.
4. В период процедуры наблюдения на возникшие до возбуждения дела о банкротстве требования кредиторов (как заявленные в процедуре наблюдения, так и не заявленные в ней) по аналогии с абзацем десятым пункта 1 статьи 81, абзацем третьим пункта 2 статьи 95 и абзацем третьим пункта 1 статьи 126 Закона о банкротстве подлежащие уплате по условиям обязательства проценты, а также санкции не начисляются. Вместо них на сумму основного требования по аналогии с пунктом 2 статьи 81, абзацем четвертым пункта 2 статьи 95 и пунктом 2.1 статьи 126 Закона о банкротстве с даты введения наблюдения и до даты введения следующей процедуры банкротства начисляются проценты в размере ставки рефинансирования, установленной Центральным банком Российской Федерации на дату введения наблюдения.
Указанные мораторные проценты за период наблюдения не включаются в реестр требований кредиторов и не учитываются при определении количества голосов, принадлежащих кредитору на собраниях кредиторов.
В связи с этим при заявлении кредитором своего требования не в наблюдении, а в ходе любой последующей процедуры банкротства при определении размера его требования в соответствии с пунктом 1 статьи 4 Закона о банкротстве размер процентов определяется по состоянию на дату введения наблюдения.
С 1 августа 2016 года Федеральным законом от 03.07.2016 N 315-ФЗ пункт 1 статьи 395 ГК РФ изложен в новой редакции, согласно которой размер процентов определяется ключевой ставкой Банка России, действовавшей в соответствующие периоды. Эти правила применяются, если иной размер процентов не установлен законом или договором.
Разъяснения, данные в пункте 5, применяются при рассмотрении судами дел о банкротстве, по которым первая процедура банкротства введена после опубликования данного документа на сайте Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации.
5. По смыслу пункта 1 статьи 4 Закона о банкротстве при включении в реестр требований кредиторов процентов за неправомерное пользование чужими денежными средствами (статья 395 ГК РФ) их размер определяется исходя из учетной ставки банковского процента на дату введения наблюдения.
6. На требования об уплате процентов за пользование чужими денежными средствами (статья 395 ГК РФ) распространяются правила абзаца четвертого пункта 2 статьи 4, абзаца второго пункта 3 статьи 12 и пункта 3 статьи 137 Закона о банкротстве.
7. В силу пункта 3 статьи 137 Закона о банкротстве мораторные проценты, начисляемые в ходе процедур банкротства на основании пункта 2 статьи 81, абзаца четвертого пункта 2 статьи 95 и пункта 2.1 статьи 126 Закона (в том числе за время наблюдения), уплачиваются в процедурах финансового оздоровления, внешнего управления и конкурсного производства в ходе расчетов с кредиторами одновременно с погашением основного требования до расчетов по санкциям.
Мораторные проценты начисляются только на сумму основного требования; на проценты по нему они не начисляются.
Если суд прекратил производство по делу в связи с полным погашением требований кредиторов (в том числе в части мораторных процентов) в ходе финансового оздоровления в соответствии с графиком погашения задолженности или в ходе внешнего управления согласно плану внешнего управления (абзацы второй и третий пункта 1 статьи 57, абзац второй пункта 6 статьи 88, абзац второй пункта 6 статьи 119 и абзац второй пункта 2 статьи 120 Закона о банкротстве), то кредиторы не вправе после прекращения производства по делу требовать от должника доплаты разницы между мораторными и подлежащими уплате по условиям обязательства процентами.
Если утвержденным собранием кредиторов графиком погашения задолженности в ходе финансового оздоровления или утвержденным собранием кредиторов планом внешнего управления предусмотрено неполное погашение включенных в реестр требований (например, без погашения мораторных процентов), то после прекращения производства по делу о банкротстве в связи с погашением требований на условиях указанных графика или плана кредиторы могут в общеисковом порядке потребовать от должника уплаты оставшихся неуплаченными мораторных процентов, если иное не предусмотрено графиком или планом; в качестве иного может быть предусмотрено, в частности, как отсутствие права требовать доплаты таких процентов, так и право требовать доплаты не мораторных, а подлежащих начислению по условиям обязательства процентов.
8. Мораторные проценты входят в состав процентов по требованию залогового кредитора, погашаемых в силу абзаца первого пункта 1 и абзаца первого пункта 2 статьи 138 Закона о банкротстве преимущественно перед требованиями остальных кредиторов.
9. В случае прекращения производства по делу о банкротстве по основанию, предусмотренному абзацем седьмым пункта 1 статьи 57 Закона о банкротстве (в том числе в результате погашения должником всех включенных в реестр требований в ходе наблюдения или погашения таких требований в ходе любой процедуры банкротства третьим лицом в порядке статей 113 или 125 Закона), кредитор вправе предъявить должнику в общеисковом порядке требования о взыскании оставшихся мораторных процентов, которые начислялись за время процедур банкротства по правилам Закона о банкротстве (с учетом приведенных разъяснений).
10. Если при рассмотрении дела о банкротстве суд в ходе любой процедуры банкротства установит, что должник либо аффилированный с ним кредитор обращались с заявлением о признании должника банкротом, зная об имеющей место на самом деле платежеспособности должника и преследуя цель необоснованного неправомерного получения должником выгод от введения процедур банкротства (таких как, например, указанное снижение процентной ставки, или приостановление исполнительного производства, или снятие арестов), то суд с учетом статьи 10 ГК РФ вправе, если должник продолжает к этому моменту оставаться платежеспособным и это соответствует интересам кредиторов, прекратить производство по делу о банкротстве применительно к пункту 1 части 1 статьи 150 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации. В таком случае должник обязан уплатить проценты, подлежащие начислению по условиям обязательства (а не мораторные проценты), за период процедур банкротства. Если данные обстоятельства будут установлены судом при прекращении производства по делу на ином основании (в частности, в силу абзаца седьмого пункта 1 статьи 57 Закона о банкротстве), то суд также вправе указать в определении о таком прекращении на обязанность должника уплатить за период процедур банкротства подлежащие начислению по условиям обязательства, а не мораторные, проценты.
Разъяснения, данные в пункте 11, применяются при рассмотрении судами дел о банкротстве, по которым первая процедура банкротства введена после опубликования данного документа на сайте Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации.
11. Признать утратившими силу абзацы первый — третий пункта 4 постановления Пленума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 23.07.2009 N 63 «О текущих платежах по денежным обязательствам в деле о банкротстве».
12. Разъяснения, данные в пунктах 3 — 5 и 11 настоящего постановления, применяются при рассмотрении судами дел о банкротстве, по которым первая процедура банкротства введена после опубликования настоящего постановления на сайте Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации.
Мораторные проценты: что это и каков порядок их начисления
Юрист и руководитель направления «Разрешение арбитражных вопросов» юрфирмы «Шаповалов, Ляпунов и партнеры» Евгений Соколов подготовил подробный материал с разъяснением того, что же такое мораторные проценты при банкротстве – как они начисляются, в каком размере и есть ли у них свои особенности.
Что такое мораторные проценты?
С даты признания арбитражным судом заявления о банкротстве должника обоснованным и введении первой процедуры, применяемой в деле о банкротстве, наступают определенные правовые последствия, как для должника, так и для его кредиторов.
Так, одним из последствий введения процедуры банкротства является установление моратория, то есть запрета на начисление неустоек (штрафов, пеней) и иных финансовых санкций, а также процентов по обязательствам должника (за исключением текущих платежей).
Для кредитора это означает, что он утрачивает право на согласованный в договоре или законодательно предусмотренный возможный прирост к имеющемуся перед ним долгу, опосредующий, как правило, ответственность за неисполнение обязательства.
Вместо указанных финансовых санкций и процентов с даты введения процедуры банкротства законодателем установлены специальные проценты, начисляемые в период действия моратория, то есть мораторные проценты.
Мораторные проценты призваны решить следующие задачи:
- уравнять кредиторов в части размера ответственности (процентов за правомерное пользование имуществом) должника перед ними по основным обязательствам. Например, в договоре, заключенном должником с одним кредитором, размер неустойки за нарушение обязательства составляет 0,01%, а в договоре с другим кредитором 0,5%;
- стимулировать должника (его контролирующих лиц) к добровольному погашению требований кредиторов ввиду постоянного увеличения размера долга за счет начисления мораторных процентов;
- частично компенсировать для кредиторов негативные последствия неисполнения должником обязательств.
Периоды начисления мораторных процентов
Мораторные проценты начисляются с даты признания арбитражным судом заявления о банкротстве должника обоснованным и введении наблюдения (далее в ходе всех последующих процедур) до момента фактического удовлетворения требований кредиторов:
- в процедуре наблюдения: с даты введения наблюдения до даты введения следующей процедуры, применяемой в деле о банкротстве (п. 4 ст. 63 Закона о банкротстве);
- в процедуре финансового оздоровления: с даты введения финансового оздоровления и до даты погашения требований кредитора, а в случае, если такое погашение не произошло до даты принятия решения о признании должника банкротом и об открытии конкурсного производства – до даты принятия такого решения (абз 2 п. 2 ст. 81 Закона о банкротстве);
- в процедуре внешнего управления: с даты введения внешнего управления и до даты вынесения арбитражным судом определения о начале расчетов с кредиторами по требованиям кредиторов каждой очереди, либо до момента удовлетворения указанных требований должником или третьим лицом в ходе внешнего управления либо до момента принятия решения о признании должника банкротом и об открытии конкурсного производства (абз. 4 п. 2 статьи 95 Закона о банкротстве);
- в процедуре конкурсного производства: с даты открытия конкурсного производства до даты погашения требований должником (абз. 4 п. 2.1 статьи 126 Закона о банкротстве);
- в процедуре реструктуризации долгов гражданина: с даты введения процедуры реструктуризации долгов и до введения процедуры реализации имущества гражданина либо до погашения гражданином требований кредиторов (Определение Судебной коллегии по экономическим спорам Верховного Суда РФ от 14.02.2019 по делу № 304-ЭС17-2162(2), А03-767/2016);
- в процедуре реализации имущества гражданина: с даты введения процедуры реализации имущества гражданина до погашения гражданином требований кредиторов (применяется по аналогии абз. 4 п. 2.1 статьи 126 Закона о банкротстве).
Особенности мораторных процентов
Мораторные проценты в сравнении с иными требованиями имеют свои особенности:
- мораторные проценты не включаются в реестр требований кредиторов;
- мораторные проценты не учитываются при определении количества голосов, принадлежащих конкурсному кредитору на собраниях кредиторов (абз. 5 п. 2.1 статьи 126 Закона о банкротстве).
Кем начисляются мораторные проценты, и в каком размере?
Мораторные проценты начисляются арбитражным управляющим самостоятельно и, по общему правилу, не подлежат утверждению арбитражным судом и/или собранием кредиторов.
Проценты на сумму требований кредитора, выраженную в валюте Российской Федерации, начисляются в размере ставки рефинансирования (ключевой ставки), установленной ЦБ РФ на дату открытия соответствующей процедуры (наблюдения, финансового оздоровления, внешнего управления, конкурсного производства). Если требование кредитора выражено в иностранной валюте, ставка ЦБ РФ заменяется средней ставкой для валютных займов.
Соглашением между конкурсным управляющим и конкурсным кредитором может быть предусмотрен меньший размер подлежащих уплате процентов или более короткий срок начисления процентов по сравнению с предусмотренными законом размером или сроком (абз. 3 п. 2.1 статьи 126 Закона о банкротстве).
Подлежащие начислению и уплате проценты начисляются на сумму основных требований (на проценты по нему они не начисляются) конкурсных кредиторов каждой очереди с даты открытия соответствующей процедуры до даты фактического погашения указанных требований должником.
Порядок и очередность выплаты мораторных процентов
В соответствии с разъяснениями пункта 7 постановления Пленума ВАС РФ от 06.12.2013 № 88 «О начислении и уплате процентов по требованиям кредиторов при банкротстве» мораторные проценты, начисляемые в ходе процедур банкротства (в том числе за время наблюдения), уплачиваются в ходе расчетов с кредиторами одновременно с погашением основного требования до расчетов по санкциям (пункт 3 статьи 137 Закона о банкротстве).
Из системного анализа норм Закона о банкротстве и разъяснений следует, что для выплаты мораторных процентов необходимо погашение всех требований по текущим платежам, а также включенных в реестр требований кредиторов и наличие после этого достаточных средств для выплаты мораторных процентов (до расчетов по санкциям).