Что такое правила дорожного движения
Перейти к содержимому

Что такое правила дорожного движения

  • автор:

Правила Дорожного Движения

Пра́вила доро́жного движе́ния (сокращенно: ПДД) — свод правил, регулирующих обязанности водителей транспортных средств и пешеходов, а также технические требования, предъявляемые к транспортным средствам для обеспечения безопасности дорожного движения.

Содержание

История

Древний Рим

Первые известные попытки упорядочить городское движение были предприняты ещё в Древнем Риме Гаем Юлием Цезарем. По его указу в 50-х годах до н. э. на некоторых улицах города было введено одностороннее движение. С восхода солнца и до конца «рабочего дня» (примерно за два часа до его захода) был запрещён проезд частных повозок, колесниц и экипажей. Приезжие были обязаны оставлять свой транспорт за чертой города и передвигаться по Риму пешком, либо наняв паланкин. Тогда же была учреждена специальная служба надзора за соблюдением этих правил, в неё набирали в основном бывших пожарных, из числа вольноотпущенников. Основные обязанности таких регулировщиков заключались в предотвращении конфликтов и драк между владельцами транспортных средств. Многие перекрёстки оставались нерегулируемыми. Знатные вельможи могли обеспечить себе беспрепятственный проезд по городу — они высылали впереди своих экипажей скороходов, которые расчищали улицы для проезда хозяина.

Современность

История современных правил дорожного движения берёт своё начало в Лондоне. 10 декабря 1868 года на площади перед Парламентом был установлен механический железнодорожный семафор с цветным диском. Его изобретатель — Дж. П. Найт — был специалистом по железнодорожным семафорам. Устройство управлялось вручную и имело два семафорных крыла. Крылья могли занимать разные положения: горизонтальное — сигнал «стоп» и опущенные под углом 45 градусов — можно двигаться с осторожностью. С наступлением темноты включали вращающийся газовый фонарь, который подавал сигналы красным и зелёным светом. К семафору был приставлен слуга в ливрее, в обязанности которого входило поднимать и опускать стрелу и поворачивать фонарь. Однако техническая реализация устройства оказалась неудачной: скрежет цепи подъёмного механизма был настолько сильным, что проезжавшие лошади шарахались и вставали на дыбы. Не проработав и месяца, 2 января 1869 года семафор взорвался, находившийся при нём полицейский был ранен.

Прототипами современных дорожных знаков можно считать таблички, на которых указывалось направление движения к населённому пункту и расстояние до него. Решение о создании единых европейских правил дорожного движения было принято в 1909 году на всемирной конференции в Париже, ввиду увеличения числа автомобилей, роста скоростей и интенсивности движения на городских улицах. Следующим важным шагом стало принятие «Конвенции о введении единообразия в сигнализацию на дорогах» в 1931 году в Женеве, на Конференции по дорожному движению, в которой среди прочих стран принял участие и Советский Союз.

Содержание правил дорожного движения Российской Федерации

  1. Общие положения
  2. Общие обязанности водителей
  3. Применение специальных сигналов
  4. Обязанности пешеходов
  5. Обязанности пассажиров
  6. Сигналы светофора и регулировщика
  7. Применение аварийной сигнализации и знака аварийной остановки
  8. Начало движения, маневрирование
  9. Расположение транспортных средств на проезжей части
  10. Скорость движения
  11. Обгон, встречный разъезд
  12. Остановка и стоянка
  13. Проезд перекрестков
  14. Пешеходные переходы и места остановок маршрутных транспортных средств
  15. Движение через железнодорожные пути
  16. Движение по автомагистралям
  17. Движение в жилых зонах
  18. Приоритет маршрутных транспортных средств
  19. Пользование внешними световыми приборами и звуковыми сигналами
  20. Буксировка механических транспортных средств
  21. Учебная езда
  22. Перевозка людей
  23. Перевозка грузов
  24. Дополнительные требования к движению велосипедов, мопедов, гужевых повозок, а также прогону животных

Основные положения по допуску транспортных средств к эксплуатации и обязанности должностных лиц по обеспечению безопасности дорожного движения

Приложение. Перечень неисправностей и условий, при которых запрещается эксплуатация транспортных средств

Что такое ПДД

Правила дорожного движения (ПДД) представляют собой свод правил, которые обязаны исполнять все участники дорожного движения, включая водителей, пассажиров и пешеходов, и особые требования к технической исправности транспортных средств, обеспечивающие максимальную безопасность дорожного движения. Целью принятия ПДД стала попытка уберечь автомобилистов и пешеходов от попадания в дорожно-транспортные происшествия (ДТП), способные нанести существенный вред транспорту и здоровью людей.

В современных правилах содержится: 24 раздела, 2 приложения (о дорожных знаках и дорожной разметке), отдельные положения по допуску транспортных средств к эксплуатации и перечень неисправностей, при которых пользоваться транспортным средством запрещено.

В качестве дополнительных материалов к Правилам дорожного движения часто прилагаются:

  • Первая медицинская помощь при попадании в ДТП; ;
  • Автомобильные коды регионов России;
  • Правила и порядок сдачи экзамена в ГИБДД;
  • Схема и порядок прохождения практического экзамена на учебной площадке;
  • Категории транспортных средств.

ПДД сдают при получении водительского удостоверение в качестве теоретического экзамена. Экзамен на знание ПДД включает 40 билетов, и больше всего проблем у новичков вызывают вопросы, связанные с сигналами регулировщика, медициной, правилами остановки и стоянки. В качестве практической части сдачи экзамена на получение водительских прав выступает езда по специально подготовленному полигону и езда с инструктором по городу, во время которой требуется в точности соблюдать Правила дорожного движения.

Правила дорожного движения

Дорожные знаки «Парковка для инвалидов», «Одностороннее движение», «Способ постановки транспортного средства на стоянку» и «Пешеходный переход» на одной из улиц Москвы. 2021

Пра́вила доро́жного движе́ния (ПДД), основной нормативный правовой акт , устанавливающий единый порядок дорожного движения на всей территории государства , права и обязанности участников дорожного движения в целях обеспечения порядка и безопасности движения. Другие нормативные акты, касающиеся дорожного движения, должны основываться на требованиях ПДД и не противоречить им.

Историческая справка

Первые попытки правового регулирования дорожного движения в России относятся к 17–18 вв. Так, с 1784 г. стали действовать правила под названием «Извозчичий билет». Документ содержал 28 пунктов и являлся нормативным актом в области дорожного движения. Правила содержали рекомендации для движения по улице, по проезду перекрёстков, мостов ( Косинский. 2011. С. 118).

В РСФСР первые ПДД были утверждены в 1920 г. Декретом СНК РСФСР «Об автодвижении по городу Москве и её окрестностям (правила)» . В 1927 и 1937 гг. в Советском Союзе принимались стандарты дорожных знаков.

Первые единые для всей территории Советского Союза ПДД были утверждены приказом МВД СССР от 11 января 1960 г. № 25 «Правила дорожного движения по улицам и городам Союза ССР».

Правовое регулирование правил дорожного движения в России

В Российской Федерации действующие ПДД утверждены постановлением Совета Министров – Правительства РФ от 23 октября 1993 г. № 1090 «О Правилах дорожного движения» (вместе с «Основными положениями по допуску транспортных средств к эксплуатации и обязанности должностных лиц по обеспечению безопасности дорожного движения»).

Предметом правового регулирования ПДД является совокупность общественных отношений, возникающих в процессе перемещения людей и грузов с помощью транспортных средств или без таковых в пределах обустроенных или приспособленных и используемых для движения транспортных средств полос земли либо поверхностей искусственных сооружений ( Слышалов. 2011. С. 21–24).

ПДД регламентируют права и обязанности участников дорожного движения ; порядок расположения транспортных средств на проезжей части; маневрирование, обгон, опережение, встречный разъезд, остановку и стоянку; перевозку людей и грузов; применение аварийной сигнализации и знака аварийной остановки; проезд перекрёстков, железнодорожных переездов; движение по автомагистралям, в жилых зонах; разрешённую для автомагистралей и населённых пунктов безопасную скорость движения и др.

Важную часть ПДД составляет перечень технических требований, которым должны отвечать транспортные средства, находящиеся в эксплуатации, а также требования к движению велосипедов, мопедов, гужевых повозок, к прогону животных.

Сущность указанных видов ответственности заключается в следующем. Дисциплинарная ответственность может быть наложена только на водителей как участников дорожного движения, являющихся работниками транспортных организаций, за неисполнение или ненадлежащее исполнение возложенных на них трудовых обязанностей.

Гражданско-правовая ответственность возникает в случае, если в результате нарушения Правил третьим лицам был причинён вред жизни, здоровью или имуществу (включая моральный вред ), и выражается в денежном возмещении причинённого вреда.

Административная и уголовная ответственность наступают за нарушение предусмотренных КоАП РФ и УК РФ составов административных правонарушений и преступлений .

Государственная функция по осуществлению федерального государственного надзора за соблюдением участниками дорожного движения требований законодательства Российской Федерации в области безопасности дорожного движения возложена на Министерство внутренних дел РФ и выполняется Государственной инспекцией безопасности дорожного движения МВД России. Указанная государственная функция осуществляется на основе административного регламента МВД России, утверждённого Приказом МВД России от 23 августа 2017 г. № 664.

Правовое регулирование правил дорожного движения в зарубежных государствах

В иностранных государствах, так же как и в России, действуют национальные ПДД. Однако если в России Правила имеют правовую форму постановления Правительства РФ , то за рубежом принимаются законы о дорожном движении, в том числе имеющие кодифицированный характер, и иные нормативные правовые акты.

В США в каждом штате действует собственный закон, регулирующий дорожное движение. Например, в штате Нью-Йорк принят Закон о транспортных средствах и дорожном движении ( New York Laws ). Вместе с тем в качестве национального стандарта регулирования дорожного движения Федеральным агентством автомобильных дорог США опубликовано «Руководство о методах регулирования дорожного движения» ( The Manual on Uniform Traffic Control Devices ). Целью данного документа является обеспечение единообразия устройств управления дорожным движением, включая знаки, сигналы и дорожную разметку, повышение безопасности и эффективности дорожного движения на улицах и автомагистралях ( Официальный сайт The Manual on Uniform Traffic Control Devices ).

Законы (кодексы) о дорожном движении также приняты в Австрии ( Bundesrecht konsolidiert ), Португалии ( Republicação do Código da Estrada. 1994), Бразилии ( Código de Trânsito Brasileiro. 1997), Германии ( Straßenverkehrs-Ordnung. 2013) и других государствах.

Международно-правовое регулирование правил дорожного движения

Первые унифицированные международные дорожные знаки. Иллюстрация из «Сборника действующих договоров, соглашений и конвенций, заключённых с иностранными государствами». Выпуск 3. Москва, 1927

Первые унифицированные международные дорожные знаки. Иллюстрация из «Сборника действующих договоров, соглашений и конвенций, заключённых с иностранными государствами». Выпуск 3. Москва, 1927. С. 276. Первые унифицированные международные дорожные знаки. Иллюстрация из «Сборника действующих договоров, соглашений и конвенций, заключённых с иностранными государствами». Выпуск 3. Москва, 1927. С. 276. На международном уровне первая попытка юридической регламентации правил международного передвижения автомобилей была предпринята в 1909 г. С 5 по 11 октября 1909 г. в Париже проходила международная конференция, участие в которой приняли многие европейские государства, в том числе и Российская империя. Итогом работы стало принятие Международной Конвенции относительно передвижения автомобилей . Данный документ впервые устанавливал условия допуска автомобилей к передвижению по общественным дорогам, условия допуска лиц к управлению автомобилем, выдачу международных дорожных свидетельств, ввёл 4 дорожных знака.

С целью обсуждения изменений, подлежащих внесению в Конвенцию относительно передвижения автомобилей, в апреле 1926 г. в Париже была организована новая конференция. 24 апреля 1926 г. была принята Международная конвенция относительно автомобильного движения . Обновлённая конвенция более подробно регламентировала технические требования к допуску автомобилей к движению, подготовке водителей автомобилей, заменила круглую форму дорожных знаков на треугольную и ввела два новых дорожных знака.

Несмотря на принятие новой конвенции, между государствами отсутствовала стандартизация дорожных знаков по цветам, которые варьировались от тёмных на светлом фоне до светлых на тёмном фоне. Для разрешения данного вопроса 30 марта 1931 г. в Женеве была подписана Конвенция об унификации дорожной сигнализации , которая установила 26 дорожных знаков ( Ясникова. 2022. С. 59–60).

19 сентября 1949 г. в Женеве на Конференции ООН по дорожному движению была подписана Международная Конвенция о дорожном движении , которая отменила и заменила в отношениях между договаривающимися сторонами Международную конвенцию относительно автомобильного движения 1926 г. (ст. 30 Конвенции 1949), а также Протокол о дорожных знаках и сигналах .

Следующим этапом в становлении основ международно-правового регулирования отношений в области дорожного движения стало подписание в Вене 8 ноября 1968 г. Конвенции о дорожном движении , а также Конвенции о дорожных знаках и сигналах . Указанные международные договоры отменили и заменили ранее принятую Женевскую конвенцию о дорожном движении 1949 г. (ст. 48 Конвенции о дорожном движении 1968).

На 14 марта 2023 г. сторонами Конвенции о дорожном движении являются 88 государств. Союз ССР Указом Президиума ВС СССР от 29 апреля 1974 г. № 5938-VIII ратифицировал Конвенцию о дорожном движении с оговоркой и заявлениями. Российская Федерация как правопреемник СССР стала участницей данного соглашения.

Основной целью принятия Конвенции о дорожном движении стало упорядочение международного дорожного движения и повышение безопасности на дорогах путём принятия единообразных правил движения (преамбула конвенции). Согласно подпункту «а» п. 1 ст. 3 Конвенции о дорожном движении государства-участники должны принимать необходимые меры для того, чтобы действующие на их территории ПДД соответствовали положениям главы II.

Таким образом, ПДД, принятые в том или ином государстве, участвующем в Конвенции о дорожном движении, должны быть стандартизированы и унифицированы в соответствии с положениями главы II.

Тем не менее в правовом регулировании правил дорожного движения разных государств существуют отличия в следующих аспектах:

ограничение скоростного режима;

требования к максимально допустимому уровню алкоголя в крови;

требования к использованию мобильных телефонов в процессе управления транспортным средством;

требования к использованию ближнего света в дневное время;

требования к перевозке в транспортном средстве детей и др. ( Нгуен Тхи Тху Хоай. 2019. С. 23).

Например, согласно п. 10.2. ПДД России максимальная скорость движения в населённых пунктах – 60 км/ч. В свою очередь в Австрии установлено правило, в соответствии с которым водитель транспортного средства не может двигаться со скоростью более 50 км/ч в населённых пунктах [п. 2 § 20 Закона о дорожном движении 1960 г. (Bundesrecht konsolidiert)].

Основополагающим различием в правилах дорожного движения того или иного государства остаётся порядок такого движения. Так, в Великобритании, Австралии, Японии, Индии и некоторых других странах установлено левостороннее движение, а в России, США, Бразилии – правостороннее.

Поскольку правила дорожного движения являются основополагающим, главным нормативным правовым актом, регулирующим общественные отношения в сфере дорожного движения, обеспечение безопасности дорожного движения выступает в качестве цели, обусловливающей необходимость не только установления правил дорожного движения в конкретном государстве, но и их унификации на международном уровне.

ПОНЯТИЕ И ХАРАКТЕРИСТИКА ПРАВИЛ ДОРОЖНОГО ДВИЖЕНИЯ Текст научной статьи по специальности «Право»

В статье рассмотрены сущность и особенности основного нормативно-правого акта в сфере дорожного движения : ключевые направления и требования.

Похожие темы научных работ по праву , автор научной работы — Беломестных А.А.

Текст научной работы на тему «ПОНЯТИЕ И ХАРАКТЕРИСТИКА ПРАВИЛ ДОРОЖНОГО ДВИЖЕНИЯ»

Национальный Исследовательский Томский Государственный Университет

ПОНЯТИЕ И ХАРАКТЕРИСТИКА ПРАВИЛ ДОРОЖНОГО ДВИЖЕНИЯ

Аннотация: в статье рассмотрены сущность и особенности основного нормативно-правого акта в сфере дорожного движения: ключевые направления и требования.

Ключевые слова: дорожное движение, транспортное средство, безопасность, участники дорожного движения.

В настоящее время действуют Правила дорожного движения, которые были утверждены Постановлением Совета Министров — Правительства Российской Федерации 23 октября 1993 года. Данные правила устанавливают единый порядок дорожного движения на всей территории Российской Федерации. Другие нормативные акты, касающиеся дорожного движения, должны основываться на требованиях Правил и не противоречить им.

Правила дорожного движения являются правовым документом, они устанавливают нормы общественного поведения участников дорожного движения и призваны обеспечить безопасность везде, где возможно движение всех наземных транспортных средств, кроме железнодорожных.

Под дорожным движением в Правилах понимается совокупность общественных отношений, возникающих в процессе перемещения людей и грузов с помощью транспортных средств или без таковых в пределах дорог.

Требования Правил дорожного движения распространяются на всех водителей, а также других участников дорожного движения в любых местах, где оно возможно и где оно осуществляется. К таким местам относятся: улицы городов, населенных пунктов,

площади, переулки, проселочные дороги, территории предприятий, учреждений, организаций.

Правила определяют обязанности участников дорожного движения, расположение транспортных средств на проезжей части, значения сигналов регулирования, скорость движения, правила обгона, остановки и стоянки, проезда перекрестков и т.д.

В соответсвии с п. 1. 3 Правил дорожного Движения: Участники дорожного движения обязаны знать и соблюдать относящиеся к ним требования Правил, сигналов светофоров, знаков и разметки, а также выполнять распоряжения регулировщиков, действующих в пределах предоставленных им прав и регулирующих дорожное движение установленными сигналами.

Таким образом, все участники дорожного движения обязаны не только знать, но и, безусловно, соблюдать требования Правил, так как от их правомерного поведения зависит обеспечение безопасности дорожного движения. Любые отступления от требования Правил могут повлечь материальный ущерб или гибель людей. Виновный несет ответственность в зависимости от характера нарушения и наличия вредных последствий.

Непосредственное участие в регулировании движения транспортных средств и пешеходов на улицах и автодорогах принимает Государственная инспекция безопасности дорожного движения (ГИБДД).

В соответствии с п. 1. 4. на дорогах установлено правостороннее движение транспортных средств. Именно с учетом этого требования конструируют транспортные средства, размещают светофоры и дорожные знаки, наносят разметку, реализуют порядок дорожного движения. Несоблюдение данного требования может создать реальную угрозу для безопасного движения транспортных средств и пешеходов.

Также, Правилами предусмотрено, что участники дорожного движения должны действовать таким образом, чтобы не создавать опасности для движения других и не причинять никому вреда.

Запрещается загрязнять или повреждать покрытие дорог, снимать, загораживать,

повреждать, самовольно устанавливать дорожные знаки и другие технические средства

организации движения, оставлять на дороге предметы, создающие помехи для движения. Лицо, создавшее помеху, обязано принять все возможные меры для ее устранения, а если это невозможно, то доступными средствами обеспечить информирование участников движения об опасности, например, путем установки дорожных знаков.

Обеспечение безопасности на дорогах является обязанностью и заботой не только участников движения и ГИБДД, но также и должностных лиц транспортных, дорожных, коммунальных и иных предприятий и организаций, а также любых других лиц. Указанные лица должны действовать таким образом, чтобы не создавать опасности, помех для движения и не причинять вреда.

Требования к порядку и способам организации движения в местах производства дорожных работ обязательны для всех предприятий, учреждений, организаций, независимо от их ведомственной принадлежности, а также для отдельных граждан, которые производят те или иные работы в условиях дорожного движения.

И на основании п. 1. 6 Правил: Лица, нарушившие правила, несут ответственность в соответствии с действующим законодательством. В зависимости от вида и характера нарушения Правил, степени и формы вины, наличия и характера вредных последствий может наступить дисциплинарная, административная, уголовная и гражданская ответственность. К ответственности могут привлечь любое лицо, нарушившее Правила, будь то должностное лицо, водитель, пешеход или пассажир.

Таким образом, Правила дорожного движения являются основным нормативным актом, регулирующим поведение участников дорожного движения и обеспечивающим их безопасность. Правила определяют действия его участников в типичных ситуациях, устанавливают значение дорожных знаков, разметки, сигналов светофоров, регулировщика. В современном мире очень важно обеспечивать безопасность в сфере дорожного движения. Для этого необходимо соблюдать данные Правила, а при их нарушении устанавливать санкции, значение которых, состоит в порицании противоправного поведения и предупреждении совершениях новых правонарушений.

О правилах дорожного движения: постановление Правительства Рос. Федерации от 23 октября 1993 г. № 1090 // Собр. актов Президента и Правительства Рос. Федерации. — 1993. — № 47, — Ст. 4531.

Горев А. Э. Организация автомобильных перевозок и безопасность движения: учеб. пособие/ А. Э. Горев, Е. М. Олещенко. — М. : Академия, 2009. — 256 с.

Байжанов У. С. Актуальные вопросы безопасности дорожного движения: учеб. пособие. М.: «Астана», 2017. С. 6

Якимов А. Ю. Тенденции развития законодательства в области обеспечения безопасности дорожного движения // Безопасность дорожного движения. Сборник научных трудов. — 2013. — № 13, — 4-10 с.

Пугачев И. Н. Организация и безопасность движения: учеб. пособие // И. Н. Пугачев. — М.: ХГТУ, 2004. — 232 с.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *