Региональные налоги
Региональные налоги, как и федеральные, регулирует Налоговый кодекс РФ. В нем установлены минимальные и максимальные ставки, в границах которых законодательные органы в регионах определяют местную налоговую ставку.
Региональные налоги — это обязательные платежи, которые граждане и организации вносят в казну республики, области или края. Эти налоги уходят в федеральный бюджет и остаются в регионе.
Обязательные элементы налогообложения — это то, за что, когда и сколько нужно заплатить налогов. К ним относятся: объект, база, период, ставка, порядок исчисления и уплаты, сроки уплаты и льготы.
Элементы региональных налогов — это налоговые ставки, порядок и сроки уплаты налогов, налоговые льготы.
Принципы налогообложения одинаковы для всей России, но ставки и льготы по региональным налогам различаются по субъектам федерации. Также в разных субъектах могут быть разные конечные даты для уплаты налогов и внесения авансовых платежей по налогам.
Функции региональных налогов
Региональные налоги не поступают в федеральный бюджет и полностью остаются в местной казне. Они идут на ремонт дорог, строительство школ и больниц, зарплату губернатора. Вот как это работает.
Если машина стоит на учете в Казани, скорее всего, она ездит по дорогам Казани. Владелец машины платит за нее транспортный налог в бюджет Республики Татарстан, а из бюджета ремонтируют объездную трассу возле Казани.
Собственник здания фабрики пуховых платков в Оренбурге платит региональный налог за владение зданием, построенным на территории Оренбурга. Уплаченный налог пойдет, например, на открытие фельдшерского пункта в поселке Оренбургской области.
Порядок установления
Региональные налоги устанавливаются государством, но местный законодательный орган — законодательное собрание области, государственный совет республики, краевая дума — сам решает, в каком размере и когда их платить. На региональном уровне также устанавливаются налоговые льготы, в дополнение к федеральным.
Что относится к региональным налогам
Налог на имущество организаций. Организации обязаны платить налог за владение недвижимым имуществом, кроме земельных участков.
Имущественный налог рассчитывается по кадастровой стоимости имущества на 1 января того года, за который платится налог, или по его среднегодовой стоимости.
В отличие от граждан, организации сами считают размер налога и платят его не раз в год, а квартальными авансовыми платежами. В конце года доплачивают остаток. Но регион может отменить обязательные авансовые платежи. Сроки уплаты налога тоже определяют регионы.
Налоговая инспекция проверяет правильность расчета налогов. Для этого в течение месяца после окончания квартала организация предоставляет в ФНС расчеты и до 30 марта — налоговые декларации.
Предельные налоговые ставки в размере 2% от кадастровой стоимости имущества и в размере 2,2% от среднегодовой стоимости имущества устанавливаются налоговым кодексом — регионы вправе их уменьшить, но не увеличить.
Налог на имущество платят не все организации. Например, не платят церкви, организации инвалидов, коллегии адвокатов и участники проекта «Сколково».
Транспортный налог. Его платят те, на кого зарегистрированы машины: собственники или доверенные лица с правом владения и распоряжения.
Если вы продали машину, но не уведомили об этом ГИБДД, то налог продолжают начислять вам.
Налог начисляют не только за легковые автомобили, но и за другие транспортные средства, которые перемещаются по дорогам, воздуху или воде.
Надо платить за мотоциклы, автобусы, гидроциклы и снегоходы. Не надо платить за весельные лодки и специальные машины для инвалидов.
Размер налога зависит от мощности двигателя транспортного средства. Базовую налоговую ставку определяет федеральный налоговый кодекс, но региональными законами ставка может быть увеличена или уменьшена в 10 раз.
Региональные власти решают, как часто организациям нужно сдавать квартальные отчеты и платить авансовые платежи: каждые 3 месяца или раз в год.
Граждане и ИП обязаны платить транспортный налог до 1 декабря следующего года на основании налогового уведомления.
От уплаты транспортного налога освобождены многодетные семьи в 28 регионах России, в том числе в Москве, Санкт-Петербурге, Оренбургской области, Адыгее, Хакасии, Чечне. Еще в 22 регионах для многодетных установлены местные льготы.
Налог на игорный бизнес. Организаторы азартных игр платят налог на игорный бизнес. Он рассчитывается по количеству игровых столов (от 50 000 рублей за одно игровое поле), игровых автоматов (от 3000 рублей за один) и точек приема ставок (от 10 000 рублей за каждую).
Налог на игорный бизнес платят каждый месяц до 20-го числа.
Специальные налоговые режимы
Специальные налоговые режимы устанавливаются для всей России, но региональные законодательные органы власти могут решать, кто вправе их использовать и на каких условиях.
К таким налоговым режимам относится единый сельскохозяйственный налог и упрощенная система налогообложения. Единый налог на вмененный доход находится в ведении муниципалитетов.
Единый сельскохозяйственный налог — ЕСХН. Индивидуальные предприниматели и хозяйства, которые разводят животных и выращивают овощи и фрукты, могут платить единый сельскохозяйственный налог вместо нескольких налогов на прибыль (или НДФЛ для ИП) и имущество. Так можно, только если больше 70% дохода связано с сельскохозяйственной деятельностью.
Для рыбных хозяйств и ИП есть дополнительное ограничение: за последние 2 года на предприятии должно работать не больше 300 работников.
Чтобы перейти на ЕСХН, подавайте заявление до 31 декабря. Новый порядок расчета будет со следующего года. Также перейти на ЕСХН можно в первые 30 дней после регистрации ИП или организации.
Ставка ЕСХН — 6% на сумму доходов за вычетом суммы расходов. Регион может снизить ставку по ЕСХН до нуля.
Отчитываться по ЕСХН и платить налог нужно раз в полгода.
Упрощенная система налогообложения — УСН. Применение упрощенной системы налогообложения заменяет уплату налогов на прибыль (для ИП — НДФЛ), имущество и частично — налог на добавленную стоимость.
Ставка по УСН «Доходы» — 1—6%, по УСН «Доходы минус расходы» — 3—15%. Региональные власти вправе снизить ставку по УСН до 0%.
На использование такого удобного налогового режима действует много ограничений. Например, нельзя применять УСН:
- организациям с доходом за 9 месяцев текущего года больше 112,5 миллиона рублей;
- банкам, ломбардам, страховщикам, МФО;
- нотариусам, адвокатам;
- организациям с филиалами;
- работодателям, у которых больше 100 работников;
- иностранным компаниям.
Если у бизнесмена нет ограничений по виду или масштабу деятельности, он может подать заявление в ФНС о переходе на УСН:
- до 31 декабря;
- в течение 30 дней после регистрации организации или ИП;
- в течение 30 дней после перехода с ЕНВД.
Составлять промежуточные отчеты и вносить авансовые платежи нужно каждые три месяца, финальные декларация и уплата налога — раз в год.
Единый налог на вмененный доход — ЕНВД. Налоговым кодексом установлены условия, на которых может применяться ЕНВД, но пока городские власти не напишут про ЕНВД в собственных законах, этот специальный режим не используют.
ЕНВД действует не на все виды деятельности. Например, он не распространяется на оказание услуг населению, розничную торговлю, общепит, наружную рекламу. Даже с подходящим видом деятельности нужны и правильные масштабы предприятия:
- не более 100 работников;
- менее 25% уставного капитала принадлежит другим организациям;
- не более 150 м 2 для магазина или общепита и не более 500 м 2 для хостела или гостиницы;
- не более 20 транспортных средств для перевозок.
В отличие от других специальных режимов, не нужно ждать нового года, чтобы перейти на ЕНВД. Захотели — написали заявление в ФНС, и через 5 дней считайте налоги по усредненному доходу для вашей отрасли.
Сколько бы вы ни заработали, размер ЕНВД будет зависеть от физических факторов.
Региональные налоги
Налоговое законодательство Российской Федерации построено на основе принципа единства финансовой политики государства, проявляющегося, в частности, в установлении закрытого перечня налогов, действующих на всей территории страны.
Виды налогов и сборов, которые могут удерживаться на территории государства, устанавливаются и изменяются Налоговым кодексом РФ. В этом же нормативном акте расписано, какие налоги и сборы к какому уровню налоговой системы относятся.
Так, Налоговый кодекс РФ устанавливает три уровня налоговой системы: федеральный, субъектов Федерации и местный.
Каждый вид налога отнесен к тому или иному уровню исходя из объема функций и полномочий, реализация которых возложена на государство в целом, государственные органы субъектов Российской Федерации или муниципальные образования.
Региональные налоги – обязательные платежи в бюджет соответствующих субъектов РФ, устанавливаемые законами субъектов Российской Федерации в соответствии с Налоговым кодексом и обязательные к уплате на территории всех регионов соответствующих субъектов РФ.
К региональным налогам относятся:
налог на имущество организаций;
Органы государственной власти субъектов РФ определяют налоговые ставки, порядок и сроки уплаты налогов, а также налоговые льготы, основания и порядок их применения. Остальные элементы налогообложения и налогоплательщики определяются Налоговым Кодексом.
Специальные налоговые режимы могут предусматривать федеральные налоги, не указанные выше, а также освобождение от обязанности по уплате отдельных федеральных, региональных и местных налогов и сборов.
Налог на имущество
Налогоплательщиками налога на имущество организаций являются организации, имеющие движимое и недвижимое имущество, учитываемое на балансе в качестве объектов основных средств, за исключением земельных участков и имущества, принадлежащего на праве оперативного управления федеральным органам исполнительной власти.
Транспортный налог
Транспортный налог обязаны уплачивать лица, на которых зарегистрированы транспортные средства: автомобили, мотоциклы, мотороллеры, автобусы и др., воздушный и водный транспорт, снегоходы, мотосани.
Ставки налога устанавливается по каждому виду транспортных средств.
Налог на игорный бизнес
Налог на игорный бизнес платят лица, занимающиеся предпринимательством в сфере игорного бизнеса.
Объектами налогообложения признаются: игровые столы и автоматы, кассы тотализаторов и букмекерских контор.
По каждому такому объекту отдельно определяется налоговая база и налоговая ставка.
Специальные налоговые режимы
Специальные налоговые режимы могут предусматривать федеральные налоги, не указанные выше, а также освобождение от обязанности по уплате отдельных федеральных, региональных и местных налогов и сборов.
Единый сельскохозяйственный налог — ЕСХН
Единый сельскохозяйственный налог — ЕСХН — представляет собой систему налогообложения для организаций и индивидуальных предпринимателей, являющихся сельхозпроизводителями. Налогоплательщики, применяющие данный налоговый режим, освобождаются от уплаты налогов на прибыль, имущество и НДС.
Объектом налогообложения признаются доходы, уменьшенные на величину расходов. Ставка налога составляет 6 процентов.
Упрощенная система налогообложения — УСН
Упрощенная система налогообложения — УСН — может применяться организациями и индивидуальными предпринимателями.
Ставка налога в случае налогообложения доходов составляет 6%, а при выборе объектом налогообложения «доходы минус расходы» — 15%.
Налогоплательщики обязаны вести учет операций для целей исчисления налоговой базы по налогу в книге учета доходов и расходов.
Налогоплательщики, применяющие данный налоговый режим, освобождаются от уплаты налогов на прибыль, имущество и НДС.
Единый налог на вмененный доход — ЕНВД
Данная система налогообложения применяется для отдельных видов деятельности: бытовые услуги, автотранспортные услуги, розничная торговля, общественное питание и т.п.
Налоговой базой для исчисления суммы единого налога признается величина вмененного дохода, рассчитываемая как произведение базовой доходности, исчисленной за налоговый период, и величины физического показателя, характеризующего данный вид деятельности.
Уплата организациями единого налога предусматривает их освобождение от обязанности по уплате налога на прибыль организаций (в отношении прибыли, полученной от предпринимательской деятельности, облагаемой единым налогом), налога на имущество организаций (в отношении имущества, используемого для ведения предпринимательской деятельности, облагаемой единым налогом, за исключением объектов недвижимого имущества, налоговая база по которым определяется как их кадастровая стоимость в соответствии с настоящим Кодексом).
Организации и индивидуальные предприниматели, являющиеся налогоплательщиками единого налога, не признаются налогоплательщиками налога на добавленную стоимость.
Статья 14 НК РФ. Региональные налоги
Комментируемая статья устанавливает перечень региональных налогов.
Следует обратить внимание, что региональных сборов не предусмотрено.
Региональных налогов всего три: транспортный налог, регулируемый главой 28 НК РФ, налог на игорный бизнес, регулируемый главой 29 НК РФ, налог на имущество организаций, регулируемый главой 30 НК РФ, — и они указаны в статье 14 НК РФ.
Задайте вопрос юристу:
Кодексы РФ
Популярные материалы
Документы Пленума и Президиума Верховного суда по ст. 14 НК РФ
(утв. Президиумом Верховного Суда РФ 23.12.2020)
"О практике применения судами законодательства об ответственности за налоговые преступления"
"О практике применения судами уголовного законодательства об ответственности за налоговые преступления"
Документы Пленума и Президиума Верховного суда по НК РФ ч. 1
(утв. Президиумом Верховного Суда РФ 19.07.2023)
(утв. Президиумом Верховного Суда РФ 26.04.2023)
(утв. Президиумом Верховного Суда РФ 26.12.2018) (ред. от 01.06.2022)
Законы Российской Федерации по НК РФ ч. 1
"О внесении изменений в Федеральный закон "Об охране окружающей среды" и отдельные законодательные акты Российской Федерации"
"О внесении изменений в части первую и вторую Налогового кодекса Российской Федерации"
Указы и распоряжения Президента Российской Федерации по НК РФ ч. 1
"О специальном порядке исполнения иностранными покупателями обязательств перед российскими поставщиками природного газа"
"О бюджетной политике в 2003 году"
"О приостановлении действия пунктов 1, 4 и 7 Постановления администрации Воронежской области от 30 июня 1999 г. N 626 "О целевом использовании пшеницы и ржи урожая 1999 года"
Постановления и распоряжения Правительства Российской Федерации по НК РФ ч. 1
"О внесении изменений в постановление Правительства Российской Федерации от 12 октября 2021 г. N 1740"
"О мерах по урегулированию задолженности по уплате налогов, сборов, страховых взносов, пеней, штрафов, процентов, установленных Налоговым кодексом Российской Федерации, в 2023 году"
"Об установлении дополнительных требований к условиям предоставления государственных (муниципальных) услуг в социальной сфере, доступности государственных (муниципальных) услуг в социальной сфере для инвалидов, штатной численности участника отбора исполнителей услуг (в том числе к наличию и численности работников, имеющих определенные образование и квалификацию), оснащению оборудованием, необходимым для оказания государственных (муниципальных) услуг в социальной сфере, а также требований
Нормативные акты министерств и ведомств Российской Федерации по ст. 14 НК РФ
"Об определяющих правовых позициях высших судов по вопросам налогообложения имущественными налогами (за 2020 г.)" (вместе с "Обзором правовых позиций Конституционного суда Российской Федерации и Верховного суда Российской Федерации по вопросам налогообложения имущества (за 2020 год)")
Федеральные, региональные и местные налоги и сборы: отличия и особенности
В современном мире налоги являются неотъемлемой частью жизни любого гражданина или компании, которые работают на территории Российской Федерации. Налоги делятся на три уровня: федеральные, региональные и местные.
Чем отличаются региональные налоги от федеральных? Как местные налоги различаются от региональных? В чем между ними разница и каковы их особенности? В данной статье мы более подробно рассмотрим тему различий между налогами и сборами разных уровней.
Федеральные налоги (ФН) — это налоги, которые собираются на федеральном уровне и не зависят от региональных и муниципальных властей. Региональные налоги (РН) собираются на уровне регионов и прежде всего идут на развитие инфраструктуры.
Местные налоги (МН) — это налоги, которые собираются на муниципальном уровне. Они являются источником дохода для муниципалитетов и муниципальной службы, которые занимаются организацией жизни населения на местах. Все вышеописанные налоги имеют свои особенности и отличия, которые мы рассмотрим в дальнейшем.
Федеральные, региональные и местные налоги и сборы
Федеральные налоги и сборы (ФН) – это налоги и сборы, которые взимаются на всей территории России и являются обязательным платежом для всех налогоплательщиков. Они устанавливаются федеральным законодательством, а доходы от них направляются в федеральный бюджет.
Региональные налоги и сборы (РН) – это налоги и сборы, которые взимаются на территории определенного региона России. Они являются важным источником доходов для бюджетов регионов. Основные различия между ФН и РН заключаются в том, что РН устанавливаются региональными законодательными органами и доходы от них направляются в региональные бюджеты.
Местные налоги и сборы (МН) – это налоги и сборы, которые взимаются в пределах определенного муниципалитета или города. Они являются важным источником доходов для местных бюджетов и могут отличаться от налогов и сборов, установленных на федеральном или региональном уровнях. Между налогами и сборами существует разница: налоги – это обязательный платеж, устанавливаемый законодательными органами, а сборы – это платежи за определенные услуги или права, которые не являются обязательными.
- К основным федеральным налогам относятся: налог на прибыль организаций, НДС, акцизы, налог на добычу полезных ископаемых и др.
- К основным региональным налогам относятся: налог на имущество организаций, налог на игорный бизнес, транспортный налог и др.
- К основным местным налогам и сборам относятся: земельный налог, налог на недвижимость, плата за парковку автомобилей и др.
ФН | РН | МН |
---|---|---|
Взимаются на всей территории России | Взимаются на территории определенного региона России | Взимаются в пределах определенного муниципалитета или города |
Устанавливаются федеральным законодательством | Устанавливаются региональными законодательными органами | Устанавливаются местными законодательными органами |
Доходы направляются в федеральный бюджет | Доходы направляются в региональные бюджеты | Доходы направляются в местные бюджеты |
Определение и различия между региональными, федеральными и местными налогами и сборами
Налоги и сборы являются важной составляющей доходов многих государственных бюджетов во всем мире. По своей природе они могут быть федеральными, региональными (рн) и местными, и различаются не только по уровню государственной власти, но и по своей направленности.
Федеральные (фн) налоги являются налогами, которые взимаются на федеральном уровне и перечисляются в федеральный бюджет. Региональные налоги собираются регионами (рн), и их целью может быть забота о развитии региона и общественных услуг, а также повышение уровня жизни жителей. Местные налоги взимаются на местах и предназначены для поддержки жизни местных жителей и развития территории.
Разница между налогами и сборами заключается в том, что налоги являются обязательными платежами, которые могут быть взимаемыми как федеральными, так и местными органами власти. Сборы, с другой стороны, являются добровольными, поскольку их сбор осуществляется в соответствии с определенной процедурой, которая определяется органами местного самоуправления.
- Федеральные налоги: налог на добавленную стоимость, налог на прибыль, налог на доходы физических лиц;
- Региональные налоги: налог на имущество, налог на землю, налог на транспорт;
- Местные налоги: налог на пользование коммунальными услугами, налог на размещение (тур. налог), налог на спортивников (от гостиниц);
- Сборы: плата за пользование городскими услугами, плата за использование общественных помещений и площадей, сбор за землю в собственность, транспортный налог, экологический сбор, страховые взносы.
Федеральные налоги и сборы
Многие налоги в России подразделяются на федеральные, региональные и местные. Федеральные налоги и сборы – это налоги, установленные федеральным законодательством. Они собираются на территории всей страны.
Региональные налоги – это налоги, введенные региональными законодательными органами. Они собираются в регионах, где проживают налогоплательщики.
В чем разница между федеральными налогами и региональными налогами? Федеральные налоги собираются на всей территории России, в то время как региональные налоги собираются только в определенном регионе.
- Федеральные налоги включают в себя налог на добавленную стоимость (НДС), налог на прибыль организаций, акцизы и т.д.
- Региональные налоги – это налог на имущество, транспортный налог и другие налоги, установленные региональным законодательством.
Федеральные налоги и сборы могут быть установлены федеральным законодательством только в тех случаях, когда это не противоречит конституции Российской Федерации. Они должны быть равными для всех регионов страны.
В отличие от федеральных налогов, региональные налоги и сборы не применяются на всей территории России. Они взимаются отдельными регионами по мере необходимости и обусловленности различных экономических и социальных факторов.
Региональные и местные налоги и сборы
Один из основных вопросов, который может интересовать налогоплательщиков — это разница между местными и региональными налогами и сборами и федеральными. В принципе, все они представляют собой форму налогообложения, однако есть некоторые отличия между ними.
В отличие от федеральных, региональные налоги и сборы взимаются в определенном регионе страны, в зависимости от законодательства. Они используются региональными органами власти для покрытия затрат на местные нужды и улучшения инфраструктуры. Часто, региональные налоги определяются в процентах от дохода самого налогоплательщика
Местные налоги и сборы это то, что собирается на муниципальном уровне. Они используются для поддержания различных услуг, таких как дороги, газеты, электричество и многое другое. Они взимаются с жителей муниципалитетов за свой вклад в собственное благоустройство и улучшение условий жизни.
- Региональные налоги взимаются на региональном уровне
- Местные налоги и сборы взимаются на муниципальном уровне
- Региональные налоги основаны на процентах от дохода, а местные налоги могут быть основаны на таких факторах, как количество недвижимости
В целом, налогоплательщики должны быть готовы к тому, что местные и региональные налоги и сборы присутствуют на их платежных листках, но стоит учитывать, что они используются для улучшения качества жизни и комфорта жителей муниципалитетов и регионов.
Особенности и примеры
Разница между федеральными, региональными и местными налогами и сборами
Федеральные налоги (ФН) – налоги, которые собираются на федеральном уровне и взимаются со всех российских регионов. Они обязательны для всех и могут входить в список самых известных налогов, таких как НДС, НДФЛ, налог на прибыль организаций.
Региональные налоги (РН) – налоги, которые взимаются на уровне регионов. Они могут отличаться в каждом регионе, в зависимости от потребностей и экономической ситуации в регионах. Например, в одном регионе может быть введен дополнительный налог на недвижимость, в то время как в другом – нет.
Местные налоги и сборы – это налоги и сборы, которые устанавливаются на уровне муниципалитетов или городских властей и взимаются от населения в границах определенных территорий. Они могут включать в себя налог на имущество физических лиц, земельный налог, налог на рекламу, плату за парковку, и т.д.
Примеры местных налогов и сборов
- Налог на имущество физических лиц – устанавливается на все виды имущества, например, на квартиры, земельные участки, автомобили и т.д.
- Земельный налог – взимается с собственников земельных участков и определяется в соответствии с их площадью, категорией земель и регионом.
- Плата за парковку – налог, который взимается с владельцев автомобилей за парковку на территории города, обычно размер платы зависит от места парковки, времени и дня недели.
Местные налоги и сборы не обязательны для всех, они зависят от местной среды и могут отличаться в каждом регионе. Однако, они являются важным источником доходов для местных властей и позволяют решать возникающие проблемы на местном уровне.