Как проверить соответствие участника общим требованиям в 2023 году
Участником закупки может стать любое юридическое лицо, ИП и самозанятый гражданин. К каждому из указанных лиц закон предъявляет определенные требования, которым он обязан соответствовать. Однако законом предусмотрены некоторые ограничения. Закупочная комиссия обязана проверить участников закупки на предмет соответствия требованиям единым и дополнительным.
Какие требования предъявляет 44-ФЗ
Их перечень и порядок применения регламентированы ст. 31 ФЗ № 44. Эти нормы касаются всех поставщиков без исключения. В этой же статье определено, кто проверяет соответствие участников закупки требованиям, которые установил заказчик, — закупочная комиссия. Законодательством предусмотрены единые (общие) и дополнительные требования. Единые устанавливаются при конкурентных закупках и в определенных ч. 1 ст. 31 44-ФЗ случаях, при закупке у единственного поставщика. По общему правилу дополнительные критерии предъявляются в закупках с НМЦК более 20 миллионов рублей и в случае закупки определенных видов ТРУ.
Заказчик по собственной инициативе вправе установить требование об отсутствии сведений в РНП. Это необязательно, но избавит заказчика от недобросовестных поставщиков. Если такой критерий установлен, то заказчиком самостоятельно проверяется как соответствие требованию отсутствие сведений в РНП по 44-ФЗ. Требовать представление каких-либо подтверждающих документов от исполнителя заказчик не вправе. Заявки от организаций, которые входят в РНП, возвращаются или отстраняются.
Проверка проходит в автоматическом режиме, если заказчик установил такое требование при размещении тендера. Сотрудники заказчика, которые рассматривают заявки, размещают протоколы рассмотрения заявок, производят проверку с помощью функционала единой информационной системы.
Если выяснится, что организация необходимым условиям не отвечает либо предоставила недостоверную информацию, то заказчик обязан отстранить ее от участия в процедуре или отказать в заключении контракта. Нормами действующего законодательства прямо предусмотрено, кто проверяет участника закупки на РНП: 44-ФЗ говорит о том, что это заказчик. Здесь его прямая обязанность.
Участвовать в закупке не вправе офшорные компании и компании, признанные иноагентами. Таким образом, в широком смысле проверка сведений, содержащихся в документах на их соответствие установленным требованиям, это процедура, проводимая комиссией в целях проверки достоверности информации в представленных поставщиком документах.
Рассмотрим подробнее каждое требование.
Соответствие требованиям, установленным законодательством, к поставщикам товаров, работ или услуг (п. 1 ч. 1)
Здесь речь идет о наличии у поставщика определенных документов, которые необходимы для выполнения тех или иных видов работ (услуг), являющихся предметом сделки, например:
- Лицензии на осуществление определенной деятельности.
- Обладание исключительным правом на результат интеллектуальной деятельности.
- Членство организации в СРО.
Членство организации в СРО и действительность свидетельства о допуске к определенному виду работ проверяют несколькими путями:
- официальным запросом в партнерство;
- с помощью онлайн-сервисов (НОСТРОЙ, НОПРИЗ);
- путем поиска сведений о компании в электронном реестре партнерства, которое выдало свидетельство.
Инструкция, как проверить участника закупки в СРО с помощью сервиса «НОСТРОЙ»:
Шаг 2. Перейти на вкладку «Единый реестр членов СРО».
Шаг 3. Вбить в строку поиска данные организации и нажать кнопку «Поиск».
Шаг 4. Выбрать в результатах поиска нужную компанию и открыть информацию об организации, нажав на ее название.
В том случае, если по условиям закупки участник обязан состоять в СРО, первое, что нужно проверить у поставщика по 44-ФЗ, это наличие его членства в саморегулируемой организации.
Непроведение ликвидации (п. 3 ч. 1)
Это касается юридических лиц и индивидуальных предпринимателей. Также должно отсутствовать судебное решение о признании поставщика банкротом, об открытии конкурсного производства. Возможность проверить статус организации предоставлена бесплатно на портале «Вестник государственной регистрации». Выписки из этой базы имеют юридическую силу.
Неприостановление деятельности (п. 4 ч. 1)
У организации должны отсутствовать административные правонарушения, из-за которых суд приостановил ее работу на дату подачи заявки. Единого источника, где проверяют такую информацию, нет. Заказчик запрашивает данные:
- на сайте ФССП РФ;
- у лицензирующих и контролирующих органов в виде справки.
Отсутствие задолженности по налогам и сборам (п. 5 ч. 1)
Недоимки должны отсутствовать за календарный год, предшествующий дате подачи заявки, и закупочная комиссия проверяет участников закупки на предмет соответствия таким критериям. Ее размер не превышает 25 % балансовой стоимости активов участника. Поставщик, который подал заявление об обжаловании этих сумм и не получил ответа, соответствует этому требованию. Для подтверждения комиссия запрашивает справку из ФНС, разрешено обратиться к реестру ФССП.
Отсутствие судимости за экономические преступления (п. 7 ч. 1)
Требование распространяется непосредственно на участника (физлицо) либо на его руководителей и главного бухгалтера (для организаций). Необходимо, чтобы эти лица не были дисквалифицированы, правомочны занимать должности и заниматься деятельностью, связанной с предметом контракта. А в течение двух лет до момента подачи заявки поставщик не привлекался бы к ответственности за взятки, незаконную предпринимательскую деятельность.
Процедура проверки регламентирована Приказом МВД № 660 от 27.09.2019 (получение справки об отсутствии судимости).
Следует отметить, что в настоящее время оператор электронной площадки проверяет соответствие участника электронного аукциона требованию на запрет участия в закупках по указанным основаниям. Операторы информируют заказчиков о фактах привлечения участников к ответственности по ст. 19.28 КоАП РФ . Реестр юридических лиц, привлеченных к административной ответственности за незаконное вознаграждение, размещен на официальном сайте ЕИС.
Таким образом, ответ на вопрос, обязана ли комиссия по закупкам проверять поставщика на незаконное вознаграждение, — да, должна. Это ее прямая обязанность.
Наличие прав на результаты интеллектуальной деятельности (п. 8 ч. 1)
Правило применимо, если в результате заключения контракта покупатель приобретает права на такие результаты. Сюда же относится создание произведения искусства (литературы), прокат национального фильма.
Комиссия проверяет подлинность патентов, представленных исполнителем в составе заявки. Подтверждают наличие прав бухгалтерские и технические документы, нотариальные копии бумаг (для литературы).
Отсутствие конфликта интересов (п. 9 ч. 1)
Между должностными лицами заказчика и поставщика не должно быть родственных связей. Минтрудом разработаны методические рекомендации по выявлению личной заинтересованности, приводящей к конфликту интересов при проведении закупки. Методические рекомендации, кроме всего прочего, определяют:
- организацию процесса работы по выявлению личной заинтересованности при осуществлении закупок;
- перечень профилактических и аналитических мероприятий в отношении работников, участвующих в закупках.
Методика содержит рекомендуемый образец декларации о возможной личной заинтересованности, которую заполняют сотрудники, занимающиеся закупками.
Данные сотрудника, указанные в декларации, являются конфиденциальными и не подлежат раскрытию третьим лицам.
Для заказчиков, которые находятся на государственной (гражданской) службе, действуют специальные правила по конфликту интересов. Эксперты КонсультантПлюс подготовили готовое решение.
Чтобы прочитать, понадобится доступ в систему: ПОЛУЧИТЬ .
Участник не является офшорной компанией (п. 10 ч. 1)
Еще один единый критерий — то, что участник закупки не является офшорной компанией, которая зарегистрирована в государстве или на территории с льготным налоговым режимом. Список таких мест утвержден Приказом Минфина № 108н от 13.11.2007 . В настоящее время в Госдуму внесен законопроект № 301948-8 , который уточнит единые требования к офшорным компаниям. Планируется, что запрет не коснется юрлиц, в состав которых входят офшорные компании. Допустимую долю участия таких компаний планируют увеличить с 10 до 25 %.
При расчете допустимой доли предложили не учитывать:
- прямое или косвенное участие офшорных компаний в капитале ПАО, если его акции обращаются на торгах в РФ;
- косвенное участие таких компаний в капитале других юрлиц, реализованное через участие в капитале ПАО.
Законопроект вступит в силу с момента его официального опубликования.
Иностранные агенты (п. 10.1 ч. 1)
Иноагенты не вправе участвовать в закупках. Под иностранными агентами закон понимает признанное в установленном порядке юридическое или физическое лицо, общественные либо иные организации, получающие поддержку или находящиеся под иностранным влиянием. Статус приобретается со дня, следующего за днем размещения информации на сайте Минюста в реестре иностранных агентов. На сегодняшний день в реестре содержится 584 позиции. Поиск осуществляется по ФИО, ИНН организации, основанию внесения в реестр.
Следует отметить, что ПП № 851 от 11.05.2022 утвержден перечень юридических лиц и организаций, осуществляющих деятельность в области военно-технического сотрудничества, в отношении которых применяются специальные экономические меры. Постановление устанавливает запрет органам государственной власти различных уровней совершать в отношении организаций, внесенных в перечни, следующие юридически значимые действия:
- совершать сделки (в том числе заключать внешнеэкономические контракты);
- исполнять обязательства по совершенным сделкам;
- осуществлять финансовые операции, выгодоприобретателями по которым являются лица, включенные в перечни.
Отсутствие ограничений для участия в тендере (п. 11 ч. 1)
В законе нет уточнения, о каких ограничениях идет речь. Предполагаем, что дело касается любых ограничений, которые накладываются на участников нормативными актами, Правительством РФ (санкции, национальный режим и т.п.).
Энциклопедия решений. Проверка соответствия участника закупки по Закону N 44-ФЗ требованиям, установленным законом для исполнения контракта
Частью 1 ст. 31 Закона N 44-ФЗ установлены единые требования, которые заказчик обязан предъявить к участникам закупки во всех случаях закупки, в том числе требование соответствия требованиям, установленным в соответствии с законодательством РФ к лицам, осуществляющим поставку товара, выполнение работы, оказание услуги, являющихся объектом закупки. Под этим требованием в первую очередь понимается предусмотренная законом на основании п. 1 ст. 49 ГК РФ необходимость для осуществления того или иного вида деятельности наличия лицензии, или участия в саморегулируемой организации, или наличия выданного саморегулируемой организацией допуска.
По смыслу ч. 8 ст. 31 Закона N 44-ФЗ комиссия по осуществлению закупок в обязательном порядке проверяет соответствие участников закупок требованиям, указанным в п. 1 ч. 1 ст. 31 Закона N 44-ФЗ, и вправе проверять соответствие участников закупок всем прочим единым требованиям, указанным в п.п. 2 — 9 ч. 1 ст. 31 Закона N 44-ФЗ. Соответствие требованию, установленному п. 10 ч. 1 ст. 31 Закона N 44-ФЗ , комиссия по осуществлению закупок проверять обязана, за исключением случаев проведения электронного аукциона, запроса котировок и предварительного отбора, когда она вправе сделать это. Однако данная комиссия не вправе возлагать на участников закупок обязанность подтверждать соответствие указанным требованиям. Формально последняя норма ч. 8 ст. 31 Закона N 44-ФЗ относится ко всем требованиям к участникам закупки, в том числе и к требованиям, указанным в п. 1 ч. 1 ст. 31 Закона N 44-ФЗ.
Тем не менее, нормы, регулирующие осуществление закупки путем проведения конкурсов, электронного аукциона, запроса котировок, предварительного отбора для проведения запроса котировок для целей оказания гуманитарной помощи, ликвидации последствий чрезвычайных ситуаций содержат единообразные указания, что извещение о закупке должно содержать не только требования, указанные в п. 1 ч. 1 ст. 31 Закона N 44-ФЗ, но и перечень документов , подтверждающих соответствие данным требованиям, — см. п. 2 ч. 3 ст. 49, ч.ч. 3, 4 ст. 56, ч. 3 ст. 57, п. 6 ч. 5 ст. 63, п. 1 ч. 1 ст. 73, п. 3 ч. 5 ст. 80, ч.ч. 2, 11, 15 ст. 85 Закона N 44-ФЗ. В отношении запроса предложений п. 2 ч. 4 ст. 83 Закона N 44-ФЗ указывается, что извещение о его проведении должно содержать, помимо прочего, требования, предъявляемые к участникам запроса предложений, и исчерпывающий перечень документов, которые должны быть представлены ими в соответствии со ст. 31 этого Закона. Однако сама ст. 31 Закона N 44-ФЗ содержит указание о предоставлении только документов, подтверждающих соответствие дополнительным требованиям, установленным Правительством РФ на основании ч. 2 и ч. 2.1 этой статьи (ч. 3 той же статьи). С учетом этого, значение п. 2 ч. 4 ст. 83 Закона N 44-ФЗ неясно. Возможно, имелось в виду то же, что и в вышеуказанных нормах, но при формулировании нормы была допущена ошибка юридической техники.
Вместе с тем указание на обязанность участника закупки представлять документы, подтверждающие соответствие требованиям, установленным п. 1 ч. 1 ст. 31 Закона N 44-ФЗ, и на то, что соответствие остальным требованиям только декларируется в заявке, за исключением требования, предусмотренного п. 10 ч. 1 ст. 31 Закона N 44-ФЗ , соответствие которому участник декларировать не обязан, содержатся только в нормах этого Закона, касающихся проведения конкурсов и электронного аукциона (пп. «г»п. 1 ч. 2 ст. 51, п. 2 ч. 5 ст. 66 Закона N 44-ФЗ). Относительно запроса котировок и запроса предложений, к сожалению, аналогичных норм не предусмотрено.
Более того, нормы о запросе котировок запрещают заказчику требовать от участников предоставления документов, не предусмотренных законом в составе заявки на участие в запросе котировок (ч.ч. 3, 4 ст. 73 Закона N 44-ФЗ). По логике обязанности заказчика установить требование о представлении документов, подтверждающих соответствие вышеназванным требованиям, в любом случае должна соответствовать и обязанность участника закупки представить такие документы. Однако регулирующие и контролирующие органы неоднократно высказывали позицию, что поскольку предоставление документов, подтверждающих соответствие вышеназванным требованиям, при запросе котировок не предусмотрено, заказчик не вправе требовать от участников закупки их предоставления в ходе проведения данной процедуры, хотя и вправе проверить соответствие этим требованиям на основе информации из открытых источников, например, реестров лицензий, размещенных на сайтах лицензирующих органов (см. п. 5 письма Минэкономразвития России от 19.08.2014 N Д28И-1616, ответ на вопрос 82 в приложении к письму Минэкономразвития России от 30.09.2014 N Д28И-1889, письмо Минэкономразвития России от 31.12.2014 N Д28и-2918и, п. 2 письма ФАС России от 17.04.2014 N АД/15078/14). В связи с этим обратим внимание, что сведения о лицензиях юридического лица и индивидуального предпринимателя содержатся соответственно в Едином государственном реестре юридических лиц (п.п. «м» п. 1 ст. 5 Федерального закона N 129-ФЗ от 08.08.2001 «О государственной регистрации юридических лиц и индивидуальных предпринимателей» (далее — Закон N 129-ФЗ)) и Едином государственном реестре индивидуальных предпринимателей (пп. «м» п. 2 ст. 5 Закона N 129-ФЗ). Также сведения о получении лицензии, приостановлении, возобновлении действия лицензии, переоформлении лицензии, об аннулировании лицензии или о прекращении по иным основаниям действия лицензии на осуществление конкретного вида деятельности подлежат включению в Единый федеральный реестр сведений о фактах деятельности юридических лиц (пп. «м» п. 7 ст. 7.1 Закона N 129-ФЗ). В качестве варианта допускается установление в извещении требования о предоставлении документов, подтверждающих соответствие требованиям, предусмотренным п. 1 ч. 1 ст. 31 Закона N 44-ФЗ, не в составе заявки в качестве условия допуска к запросу котировок, а после определения лица, с которым должен быть заключен контракт, в качестве условия его подписания заказчиком.
В отношении же запроса предложений Закон N 44-ФЗ не содержит отдельных норм о составе заявки на участие в этом способе определения контрагента, как и, соответственно, запрета на требование не включенных в состав заявки документов и сведений. Исходя из п. 3 ч. 6 ст. 83 Закона N 44-ФЗ требования к содержанию, в том числе составу, форме заявок на участие в запросе предложений и инструкция по их заполнению определяются заказчиком самостоятельно в документации о запросе предложений. При этом не допускается установление требований, влекущих за собой ограничение количества участников запроса предложений или доступа к участию в запросе предложений. Поэтому правоприменительная практика считает правомерным установление в документации о запросе предложений требования о включении в состав заявки документов, подтверждающих соответствие требованиям, предусмотренным п. 1 ч. 1 ст. 31 Закона N 44-ФЗ, и отклонение заявки в случае их отсутствия (см. п. 6 письма Минэкономразвития России от 19.08.2014 N Д28И-1616).
В отношении закупки у единственного поставщика (подрядчика, исполнителя) закон также не предусматривает ни требования о предоставлении документов, подтверждающих соответствие требованиям, предусмотренным п. 1 ч. 1 ст. 31 Закона N 44-ФЗ, ни запрета на их истребование. С учетом того, что закон вообще не регулирует выбор конкретного лица в качестве другой стороны договора в этом случае, это является сугубо внутренним делом заказчика, то такой выбор может быть обусловлен и согласием на предоставление указанных документов.
Инструкция по проверке участника закупки на соответствие общим требованиям
Одна из основных обязанностей закупочной комиссии — проверка участника закупки на соответствие требованиям по статье 31 44-ФЗ. Такая работа важна, т. к. нацелена на отстранение от участия в закупке недобросовестных компаний.
Основные положения
Контрактное законодательство в ст. 31 44-ФЗ с последними изменениями перечисляет требования, общие для всех участников всех закупок, проводимых в порядке 44-ФЗ. Это означает, что независимо от вида проводимой процедуры, предмета закупки и организационно-правового статуса заказчика, он обязан предъявлять к потенциальным контрагентам эти требования. Несоответствие компании даже одному из них исключает получение ею контракта.
Та же норма 44-ФЗ отвечает на вопрос, кто проверяет соответствие участников закупки требованиям закона, — это делает сам заказчик, исследуя заявку каждого потенциального контрагента и проверяя его с помощью сторонних источников, сервисов и ресурсов. Если заказчик выявил несоответствие лица требованиям, он обязан отстранить его от участия в закупке или отказаться от заключения с ним контракта — комиссия обязана проверить участников закупки на предмет соответствия требованиям на всем протяжении процедуры, вплоть до заключения контракта. Допуск контрагента, который заведомо требованиям не соответствует, грозит для заказчика административной ответственностью по ст. 7.30 Кодекса об административной ответственности РФ.
Заказчик обязан проводить проверку самостоятельно и не вправе перекладывать ее на третьих лиц, в том числе на оператора электронной площадки, — оператор электронной площадки проверяет соответствие участника электронного аукциона требованию на запрет участия в закупках по формальным основаниям, перечисленным в Постановлении Правительства от 14.09.2019 № 1202.
Декларацию о соответствии единым требованиям, предусмотренным п. 3-5, 7-11 ч. 1 ст. 31 закона 44-ФЗ, участнику закупки необходимо предоставить в составе заявки на участие в любой конкурентной процедуре.
Рассмотрим подробнее, как проверить соответствие установленным требованиям по 44-ФЗ в 2022 году.
Соответствие поставщиков требованиям специального законодательства (п. 1 ч. 1)
Смысл п. 1 ч. 1 ст. 31 44-ФЗ сводится к необходимости иметь специальные разрешения или допуски, например, членство в СРО. Проверить участника на наличие такого разрешения — обязанность заказчика.
В качестве подтверждения членства в саморегулируемой организации претендент предоставляет соответствующее свидетельство, но заказчику следует проверить его действительность с помощью:
- запроса оригинала этого документа;
- официального запроса в саму СРО;
- с помощью онлайн-реестров.
Постановлением Правительства № 945 от 25.05.2022 утверждены правила формирования и ведения единого реестра о членах саморегулируемых организаций. Постановлением утверждены состав сведений, содержащихся в указанном реестре, и порядок его формирования и ведения.
Реестр сформируют и займутся ведением Национальное объединение изыскателей и проектировщиков (НОПРИЗ) и Национальное объединение строителей (НОСТРОЙ) в электронном виде на своих сайтах в интернете.
Инструкция, как проверить участника закупки в СРО с помощью сервиса НОСТРОЙ:
Шаг 1. На главной странице НОСТРОЙ перейти в Единый реестр членов СРО.
Шаг 2. На появившейся странице выбрать вкладку «Реестр членов СРО», а затем в строке поиска ввести известную о компании информацию. Заполнить достаточно только одно поле, но чем больше информации поисковик получит, тем результативнее найдет нужную компанию.
Шаг 3. Нажать «Ввод» и получить перечень найденных организаций, подходящих по предоставленным параметрам.
Шаг 4. Найти искомую компанию, кликнуть по ее названию и ознакомиться с информационной карточкой.
На сайте сервиса НОПРИЗ порядок проверки контрагента не отличается от сервиса НОСТРОЙ.
Еще требование к участникам закупок, в соответствии с п. 1 ч. 1 статьи 31 Федерального закона № 44-ФЗ, указывает, как правило, на необходимость обладания специальным разрешением для участия в отдельных процедурах. По законодательству о лицензировании, ряд работ или услуг выполняются исключительно лицами, которые обладают лицензией. В соответствии с частью 2 статьи 9 закона № 99-ФЗ, юридическое лицо или индивидуальный предприниматель, получившие лицензию, вправе осуществлять деятельность, на которую предоставлена лицензия, на всей территории Российской Федерации и на иных территориях, над которыми Российская Федерация осуществляет юрисдикцию в соответствии с законодательством и нормами международного права, со дня, следующего за днем предоставления лицензии.
Информация о наличии лицензии является открытой и общедоступной. После 01.01.2022 подтверждением соответствия участника закупки требованиям, установленным п. 1 ч. 1 ст. 31, т. е. наличие у участника лицензии, является только выписка из реестра лицензий.
Вот пример госзакупки с этим требованием:
Непроведение ликвидации (п. 3 ч. 1)
Требование распространяется на участников — юридических лиц и индивидуальных предпринимателей. Заказчики проверяют, чтобы на момент закупки в отношении контрагента отсутствовало решение арбитражного суда о признании банкротом и открытии конкурсного производства. Для проверки этого обстоятельства удобно использовать интернет-издание «Вестник государственной регистрации».
Неприостановление деятельности (п. 4 ч. 1)
Санкция за ряд административных правонарушений, перечисленных в КОАП РФ, предполагает приостановление деятельности хозяйствующего субъекта на несколько месяцев. В течение этого времени компания не вправе вести деятельность и, соответственно, участвовать в госзакупках. Факт вынесения решения суда о приостановлении работы устанавливается с помощью сайта службы судебных приставов, где по наименованию компании доступна вся информация о возбужденных в ее отношении исполнительных производствах.
Отсутствие задолженности по налогам и сборам (п. 5 ч. 1)
Для участника тендера, претендующего на исполнение госзаказа, недопустимо иметь задолженности перед бюджетом. Отсеиваются компании, у которых такая задолженность за последний календарный год возникла и составляет более четверти балансовой стоимости активов.
Участник аукциона требованию на запрет участия в закупках соответствует, если:
- по задолженности ему предоставлена рассрочка или иное подобное послабление;
- компания инициировала официальное обжалование документа, установившего задолженность, но решение по этому обжалованию еще не вынесено.
Проверка наличия или отсутствия у компании долгов доступна на сайте ФССП или ФНС.
Отсутствие судимости за экономические преступления (п. 7 ч. 1)
Заказчики проверяют отсутствие неснятой и непогашенной судимости по некоторым статьям УК РФ, наложенного запрета на занятие определенной деятельностью или административной дисквалификации у следующих лиц:
- претендента — физического лица;
- членов коллегиального исполнительного органа участника — юридического лица;
- руководителя участника — юридического лица;
- главного бухгалтера.
Подтверждается отсутствие судимости с помощью справки, полученной в МВД РФ и через реестр ФНС РФ.
Привлечение компании к административной ответственности (п. 7.1 ч. 1)
Требование состоит в том, чтобы в течение двух лет, предшествовавших тендеру, участник не привлекался к ответственности по ст. 19.28 КоАП РФ. Проверка этого факта теперь осуществляется только на сайте ЕИС.
Наличие интеллектуальных прав (п. 8 ч. 1)
Требование актуально для закупок объектов интеллектуальной собственности: произведений литературы и искусства и иные, перечисленные в Гражданском кодексе РФ. Заказчик проверяет патенты и иные документы, предоставленные в качестве подтверждения этих прав.
Отсутствие конфликта интересов (п. 9 ч. 1)
Конфликт интересов — это ситуация, когда должностное лицо заказчика уполномочено принимать решения в ходе тендеров. Как пример — руководитель организации, член комиссии или руководитель контрактной службы состоит в родстве с лицом, заинтересованным в победе одного из участников. Такое положение вещей негативно сказывается на прозрачности конкурентной закупки, ее честности и интересах конкуренции.
Эксперты КонсультантПлюс разобрали, как регулируется конфликт интересов на госслужбе. Используйте эти инструкции бесплатно.
Участник не является офшорной компанией (п. 10 ч. 1)
Офшорная зона — это государство или территория, на которых действуют льготные налоговые режимы, их перечень приведен в Приказе Минфина № 108н от 13.11.2007. Будущий контрагент заказчика не вправе являться компанией, зарегистрированной в таком регионе.
Тот факт, что участник закупки не является офшорной компанией, подтверждается уже тем, что он прошел регистрацию на электронной площадке — площадка не зарегистрирует офшорную компанию.
Отсутствие ограничений для участия в закупках (п. 11 ч. 1)
Речь идет о любых ограничениях, которые возможны на территории РФ. В частности, санкции или национальный режим. Чаще всего проверка на предмет отсутствия ограничений для кандидатур осуществляется закупочной комиссией. Соответствие этому требованию подтвердят, к примеру, сведения из выписки ЕГРЮЛ или ЕГРИП (их нотариальные копии). Такую информацию направит оператор электронной площадки в составе заявки.
Требование об отсутствии сведений об участнике в РНП (ч. 1.1 ст. 31 закона о контрактной системе)
РНП (реестр недобросовестных поставщиков) — это информационный ресурс, куда включаются сведения о лицах, ранее допустивших серьезные нарушения в сфере госзакупок.
В соответствии с частью 1.1 статьи 31 Федерального закона № 44-ФЗ, устанавливать требование о ненахождении участника в РНП заказчик не обязан.
Если заказчик не воспользовался правом установить требование об отсутствии поставщика в РНП по любым основаниям, тогда он обязан с 01.07.2022 устанавливать требование об отсутствии информации об участниках закупки в Реестре недобросовестных поставщиков, включенной в связи с отказом от исполнения контракта из-за введения в отношении заказчика санкций (пп. «б» п. 1 Постановления 2571 от 29.12.2021).
Проверяют наличие участника закупки в РНП в специальном разделе ЕИС.
Дополнительные требования к участникам закупки
В соответствии с п. 2 и п. 2.1 ст. 31 Федерального закона № 44-ФЗ, заказчик устанавливает дополнительные требования к участникам закупки. Полный перечень информации и документов, которые подтверждают соответствие участников закупок дополнительным требованиям, установлен Постановлением Правительства № 2571 от 29.12.2021.
Если заказчик не устанавливает дополнительные требования в конкурентном способе закупки, а начальная максимальная цена составляет 20 млн и более, то придется установить требование о наличии опыта участника закупки (универсальная предквалификация).
Об авторе этой статьи
Полина Гольцова Юрист Моя первоначальная специальность — юрист, юрисконсульт. Первые два года практической деятельности работала в общем юридическом отделе организации, где занималась всесторонним правовым сопровождением деятельности работодателя.
Однако с 2013 года основным направлением моей практической деятельности стали госзакупки. Я работала в контрактных службах нескольких крупных бюджетных учреждений федерального и регионального уровня и коммерческой организации, деятельность которой связана с госзакупками.
Занималась юридическим сопровождением госзакупок, договорной и претензионной работой, представляла интересы работодателей в арбитражных судах и УФАС.
ПРОВЕРКА ПОСТАВЩИКОВ
По закону оператор электронной торговой площадки в течение часа после получения заявки проводит проверку по следующим пунктам:
— наличие электронной подписи на документах;
— истечение срока регистрации в ЕИС и аккредитации на электронной площадке;
— наличие участника в реестре недобросовестных поставщиков.
Об этих моментах заказчик может не беспокоиться. Но вот соответствие прочим единым и дополнительным требованиям придется проверить закупочной комиссии:
— подлинность представленных документов (например, сертификата СТ-1 или сертификата соответствия на товар);
— наличие долгов по налогам;
— наличие судимости за экономические преступления;
— участие в нескольких юрлицах, дисквалификацию и регистрацию по массовому адресу;
— присутствие в реестре СМП.
Сведения об участнике проверяет Федеральное казначейство на этапе внесения в единый реестр участников закупок. Однако заказчику лучше перестраховаться и повторно проверить бумаги и сведения. Ведь в случае, если будут обнаружены нарушения, убытки понесет именно он. Как это сделать — расскажем дальше.
Как проверить судимость
У физических лиц, индивидуальных предпринимателей (ИП), а также руководителей юрлиц, участвующих в закупках, не должно быть судимости по статьям 289 (незаконное участие в предпринимательской деятельности), 290 (получение взятки), 291 (дача взятки), 291.1 УК (посредничество при взяточничестве). То, что участник отвечает этому требованию, подтверждается декларированием. Если судимость погашена или снята, участник может быть допущен к закупкам. Заказчик вправе проверить наличие судимости в открытых источниках. Существуют три несложных способа.
1-й способ проверки — «Госуслуги»
На главной странице сайта «Госуслуги» в поисковом окне введите услугу «получение справки о наличии судимости».
Справку можно получить бесплатно. Максимальный срок оказания услуги — 30 календарных дней. Чтобы проверить поставщика, загрузите скан паспорта, отправьте заявление и дождитесь результатов проверки. Выберите, в каком виде хотите получить справку — электронном или бумажном. Электронная справка, заверенная электронной подписью сотрудника МВД России, придет в ваш личный кабинет. Она приравнивается к официальному документу на бумажном носителе (ч. 1 ст. 6 Федерального закона от 06.04.2011 № 63-ФЗ).
2-й способ проверки — электронное правосудие
Это сайт, на котором собрана судебная практика арбитражных судов — ras.arbitr.ru. Поиск доступен по фамилии человека, названию юрлица, ИНН, ОГРН. Можно также ввести фамилию в самое первое окно. Вам откроются дела, в которых фигурировал человек. Правда, просматривать их придется вручную, что не очень удобно.
3-й способ проверки — сайт прокуратуры
Проверка доступна на сайте Генеральной прокуратуры (genproc.gov.ru). Перейдите в раздел «Противодействие коррупции». Откройте реестр юридических лиц, привлеченных к административной ответственности за незаконное вознаграждение. Информация представлена по годам, начиная с 2014 года. Это юрлица, которых привлекли к ответственности по статье 19.28 КоАП. Напомним, что участник закупок в течение двух лет до момента подачи заявки не должен быть привлечен по этой статье.
Если судимость есть, заявку поставщика следует отклонить. Что делать, если судимость обнаружена уже на этапе исполнения контракта? В этом случае необходимо расторгнуть договор в связи с несоответствием поставщика единым требованиям, оформив односторонний отказ.
Есть еще несколько полезных ресурсов для проверки физлиц — потенциальных контрагентов:
— кого разыскивает Интерпол, МВД, ФССП, ФСИН, Росфинмониторинг: interpol.int/notice/search/wanted, fedsfm.ru/ documents/terrorists-catalog-portal-act, mvd.ru/wanted, fsin.su/criminal, fssprus.ru/iss/ip_search;
— проверка действительности документов (паспорта, ИНН, дипломы вузов): сервисы.гувм.мвд.рф/info-service.htm?sid=2000, service.nalog.ru/inn.do, frdocheck.obrnadzor.gov.ru;
— проверка на долги: unirate24.ru, peney.net, fssprus.ru/iss/ip, reestr-zalogov.ru/state/index#, bankrot.fedresurs.ru;
— данные об участии физлица в деятельности субъектов предпринимательства (юридических лиц или ИП): zachestnyibiznes.ru/, egrul.nalog.ru/index.html.
Как проверить на участие в нескольких юрлицах, дисквалификацию и адрес регистрации
Проверка участников доступна по сервису «Прозрачный бизнес» — pb.nalog.ru. Можно посмотреть сведения об организации, проверить руководителя на предмет участия в нескольких юрлицах. Также доступны данные о дисквалификации, массовых адресах юрлица, ограничениях участия в юрлицах.
Используя сервис, пользователь может оперативно получить сведения из:
— реестра юридических лиц;
— реестра дисквалифицированных лиц;
— реестра СМП;
— реестра аккредитованных филиалов, представительств иностранных юридических лиц;
— реестра налогоплательщиков (об иностранных организациях);
— журнала «Вестник государственной регистрации».
Чтобы провести проверку, потребуется ввести Ф. И. О. руководителей, наименование юрлица, юридический адрес, ИНН, ОГРН. На этом портале сейчас можно узнать:
— о полном и сокращенном наименовании организации;
— о дате госрегистрации;
— об учете в налоговом органе;
— о состоянии юрлица;
— об адресе (в том числе о ложном адресе и о многократном использовании адреса другими компаниями);
— об основном виде деятельности (ОКВЭД);
— о размере уставного капитала;
— о недостоверности данных о руководителе;
— о многократном участии в других юрлицах;
— о категории СМП.
На сайте ФНС также можно проверить компанию в ЕГРЮЛ, для этого следует зайти на вкладку «Предоставление сведений из ЕГРЮЛ/ЕГРИП» (egrul.nalog.ru/index.html).
Как проверить участника на долги
На сайте судебных приставов (fssprus.ru) работает сервис «Узнай о своих долгах». Достаточно ввести наименование юрлица или Ф. И. О. ИП, адрес и выбрать из списка регион. Откроется банк данных исполнительных производств. В выдаче представлена информация по заданной компании:
— наименование, юрадрес или Ф. И. О. ИП;
— исполнительное производство (номер, дата возбуждения);
— реквизиты исполнительного документа (вид, дата принятия, номер, наименование органа, выдавшего исполнительный документ);
— дата и причина окончания или прекращения ИП (статья, часть, пункт основания);
— сумма непогашенной задолженности;
— отдел судебных приставов, который занимается делом.
Если задолженность по налогам больше 25 процентов балансовой стоимости активов участника закупки, он считается не соответствующим требованиям. В этом случае его отстраняют от закупки или расторгают уже заключенный контракт в одностороннем порядке. Если задолженность ниже установленного порога, участник может продолжать участие в закупке.
Как проверить наличие сертификата СТ-1
Если проводите закупку по правилам допуска иностранных товаров в рамках национального режима, поставщик должен подтвердить страну происхождения одним из этих документов:
— копия специального инвестконтракта;
— акт экспертизы Торгово-промышленной палаты (ТПП);
— заключение Минпромторга;
— декларация;
-сертификат о происхождении товара.
Недобросовестный поставщик может предоставить поддельный сертификат СТ-1. Чтобы этого избежать, проверьте документ на сайте ТПП — verification.tpprf.ru/search/st1. Возьмите бланк, который участник прикрепил к заявке, и запишите указанные на нем данные: номера сертификата, бланка и дату выдачи. Введите их в форму на сайте. Система покажет, действительный сертификат или нет.
Проверка в реестре СМП
С вступлением в силу Федерального закона от 03.08.2018 № 313-ФЗ законодатели закрепили правило о том, что для участия в закупках и получения преимуществ малые предприятия должны входить в единый реестр субъектов малого и среднего предпринимательства. Ниже расскажем, как проверить, есть ли компания или ИП в этом перечне. Реестр находится на сайте налоговой службы (nalog.ru),
Чтобы найти ИП или компанию, введите индивидуальный номер налогоплательщика в поисковую строку. Также можно искать по названию или ОГРН (в случае с ИП — Ф. И. О. и ОГРНИП). В выдаче вы увидите название компании, ОГРН, ИНН, категорию, дату внесения в реестр и субъект РФ. Сведения можно экспортировать в формате Excel.
Чтобы получить подробную информацию об организации из реестра СМП, кликните на название в поисковой выдаче. Карточка члена реестра выглядит.
Как проверить продукцию по реестру отечественного ПО
Закупки программного обеспечения подпадают под ограничения в рамках нацрежима. Заказчикам запрещено закупать иностранное ПО (за исключением произведенного в странах ЕАЭС), если аналогичное есть в реестре отечественных программ. Список размещен на сайте Минсвязи (reestr.minsvyaz.ru). Искать ПО в реестре можно по следующей информации:
— класс программного обеспечения;
— название или его часть;
— правообладатель;
— наименование правообладателя.
В результатах поиска вы увидите карточку организации. Вот пример из реестра, что содержится в карточке:
— название ПО — Система управления базами данных «Ред База Данных»;
— название организации — Общество с ограниченной ответственностью Ред Софт;
— ИНН 9705000373;
— сведения об исключительном праве — приобретение исключительного права;
— класс ПО — Системы управления базами данных;
— сайт производителя — reddatabase.ru/documentation;
— дата регистрации — 29 января 2016;
— решение уполномоченного органа — приказ Минкомсвязи России от 29.01.2016 № 19.
Как проверить сертификат соответствия на товар
В нашей стране существует отдельный перечень продукции, подлежащей обязательной сертификации (постановление Правительства от 01.12.2009 № 982). Заказчик может проверить, действительный ли документ предоставил ему участник, на сайте Росаккредитации — 188.254.71.82/rss_rf_pub. Чтобы искать по единому реестру сертификатов соответствия, введите следующие данные:
— номер сертификата;
— дату выдачи или диапазон;
— срок действия;
— название предприятия-заявителя;
— изготовителя;
— наименование продукции.