Как работать с бюджетными обязательствами и авансами с учетом разъяснений Казначейства и Минфина
Для заказчиков изменили порядок принятия бюджетных обязательств и авансирование контрактов в 2023 году. Казначеи будут принимать обязательства только до 1 июля 2023 года. А авансы по некоторым контрактам увеличили до 90 %. Разбираемся, как работать с учетом изменений.
Скачать Письмо Казначейства № 07-04-05/14-8956 от 04.04.2023 о принятии бюджетных обязательств и авансировании в 2023 году по 44-ФЗ |
Как оформить бюджетные обязательства в 2023 году
В 2023 году все бюджетники работают по Закону о федбюджете на 2023 г. и плановые 2024–2025 гг. № 466-ФЗ от 05.12.2022, а БО бюджета принимают в соответствии с постановлением Правительства РФ № 2549 от 30.12.2022. Но бюджет в текущем финансовом году исполняют с учетом некоторых особенностей:
- Распорядители бюджетных средств до 01.05.2023 принимали решения о полном или частичном использовании организациями остатков целевых денег, которые выделили на реализацию федеральных проектов, но не использовали на 01.01.2023. Эти деньги распределили на эти же цели или по другим направлениям расходования.
- Решения о об использовании бюджетных ассигнований на финансирование федеральных проектов, которые входят в состав нацпроектов и транспортной части комплексного плана модернизации и расширения магистральной инфраструктуры, принимали не позднее 01.04.2023. Если распорядители до 01.04.2023 не приняли решение об использовании бюджетных ассигнований по проектам, то эти деньги направили на увеличение бюджетных ассигнований резервного фонда.
- Субсидии производителям товаров, работ, услуг — организациям и ИП, которые предоставляются без отбора, перевели до 01.04.2023. Субсидирование производителей — победителей отбора предоставляли до 01.05.2023.
- Межбюджетные трансферты по результатам конкурсов распределяют до 01.06.2023.
- Внесение изменений в сводную бюджетную роспись федбюджета с целью уменьшения бюджетных ассигнований (БА) по федеральным проектам после 01.06.2023 не допускается. Исключение — когда перераспределяют БА на увеличение ассигнований резервного фонда и использование средств экономии, которая образовалась после заключения госконтрактов, заключенных за межбюджетные трансферты. Если бюджетные обязательства по таким госконтрактам не приняты до 01.09.2023, то деньги отправляются на увеличение резервного фонда. А главные распорядители до 10.09.2023 отправляют в Минфин предложения по перераспределению БА.
- Получатели средств федерального бюджета — заказчики — принимают бюджетные обязательства на поставку товаров, работ, услуг до 01.07.2023 или последнего рабочего дня до указанной даты в соответствии с доведенными до них в установленном порядке до указанной даты на открытые им лицевые счета соответствующими лимитами бюджетных обязательств на текущий финансовый год.
- А вот сроки регистрации бюджетных обязательств в Казначействе: не позднее 03.07.2023 казначеи приостанавливают операции по постановке на учет БО, которые приняты после 01.07.2023, и проводят операции по доведению/отзыву ГРБС лимитов бюджетных обязательств. С 04.07 по 09.07.2023 отменяют приостановление операций в отношении БО, которые разрешено принимать после 1 июля. А до 10.07.2023 отзывают на лицевые счета ГРБС лимиты БО, по которым приостановили операции.
- Получатели средств федбюджета — заказчики — до 06.07.2023 направляют в ТОФК информацию о БО по установленной форме.
- БА в объеме лимитов бюджетных обязательств, которые выделили на закупки товаров, работ, услуг, отраженных на лицевых счетах ГРБС на 01.07.2023, направляются на увеличение резервного фонда до 15.07.2023, а для бюджетных инвестиций в объекты госсобственности РФ — до 15.08.2023. Минфин доводит до Минстроя информацию о внесении изменений в сводную бюджетную роспись из-за уменьшения БА, выделенных на инвестиции в объекты госсобственности, не позднее 1 рабочего дня.
В Федеральном казначействе объяснили, как реализовать на практике новые правила (Письмо ФК № 07-04-05/14-8956 от 04.04.2023). Новый порядок не распространяется на некоторые бюджетные обязательства (п. 5(1) ПП РФ № 2549):
- По закупкам по пп. «б» — «о» п. 11 Положения из постановления Правительства РФ № 1496 от 09.12.2017. Это закупки по гособоронзаказу, по выполнению международных обязательств, заказы за пределами РФ и др.
- По решениям правительственной комиссии об оптимизации и повышении эффективности расходов такие обязательства разрешат принимать до 01.12.2023.
В п. 11 Положения № 1496 от 09.12.2017 добавили несколько подпунктов. К примеру, подпункт «о», который разрешает постановку на учет после 01.07.2023 бюджетных обязательств по закупкам для обеспечения деятельности федеральных государственных органов.
Как только казначеи принимают обязательство, заказчику надо ставить на учет БО в бухгалтерии — по счету 0 502 01 000 (приказ Минфина № 157н от 01.12.2010). Этот счет для принятых обязательств предусмотрен Единым планом счетов. Заказчики вправе использовать рабочие планы счетов в соответствии с типом своего учреждения.
Счет 0 502 01 000 ставят в кредит и корреспондируют его:
- с дебетом счета 0 501 00 000 для лимитов обязательств — так проводят принятие бюджетных обязательств казенные учреждения;
- с дебетом счета 0 506 00 000 для прав на обязательства — так проводят принятие БО автономные и бюджетные учреждения.
Эксперты КонсультантПлюс собрали в один материал ключевые изменения для бухгалтера в бюджетной сфере. Используйте эти инструкции бесплатно.
Как платить авансовые платежи по 44-ФЗ в 2023 году
В постановлении Правительства РФ № 348 от 06.03.2023 для государственных и муниципальных контрактов закрепили новые правила авансирования в бюджетных учреждениях в 2023 году. Порядок касается и госконтрактов с казначейским сопровождением, и контрактов, которые заключили для выполнения субсидий и межбюджетных трансфертов из федерального бюджета.
Вот какой процент аванса по договору поставки бюджетным учреждением в 2023 году надо прописать в контракте:
- от 30 до 90 % от суммы контракта — для контрактов на капитальные вложения в объекты капстроительства государственной собственности в ДНР, ЛНР, Запорожской и Херсонской областях;
- от 30 до 50 % от суммы госконтракта — в остальных случаях
В письме ФК № 07-04-05/14-8956 разъясняется порядок авансирования. Требование о повышенной предоплате по договорам в бюджетных учреждениях в 2023 году обязательно для контрактов за счет субсидий и иных межбюджетных трансфертов из федерального бюджета при софинансировании расходных обязательств региона, которые возникают из госконтрактов на поставку товаров, работ и услуг, необходимых для капвложений. Условие о повышенном авансе включается в соглашение о предоставлении межбюджетного трансферта и в контракты заказчика.
Кроме того, до 31.03.2023 приостановили действие норм об авансировании госконтрактов в размере не более 30 % (абз. 4 пп. «а», пп. «б» п. 18 ПП РФ № 1496, п. 1 ПП РФ № 348). Еще одно новое правило касается размера авансовых платежей для бюджетных учреждений в 2023 году и казначейского сопровождения. В 2023 г. ГРБС вправе принять правовые акты, которые предусматривают включение в госконтракты на поставку товаров, работ услуг с ценой менее 100 млн рублей условие о казначейском сопровождении авансов. Размеры авансов все те же: от 30 до 50 % — для обычных госконтрактов и от 30 до 90 % — для контрактов на капвложения в строительство госсобственности в ДНР, ЛНР, Запорожской и Херсонской областях. ГРБС, которые сами выступают в качестве заказчиков, смогут предусмотреть КС для авансов по контрактам, которые заключили для исполнения основных госконтрактов.
Ответственность за нарушение порядка принятия бюджетных обязательств
Материалы газеты «Прогрессивный бухгалтер», бюджетный выпуск, февраль 2019 г.
Несоблюдение норм законодательства при принятии, регистрации и учета обязательств влечет административную ответственность должностных лиц. Рассмотрим меры ответственности и способы предотвращения нарушения.
Возникновение обязательств
Принятие и учет бюджетных обязательств – первый из этапов исполнения бюджета по расходам предусмотренный ст. 219 БК РФ. Принятие бюджетных обязательств осуществляется получателем бюджетных средств путем заключения государственных (муниципальных) контрактов, иных договоров с физическими и юридическими лицами, индивидуальными предпринимателями или в соответствии с законом, иным правовым актом, соглашением
Сумма принятых обязательств не должна превышать объем доведенных на советующие цели лимитов. Такие полномочия установлены для получателя бюджетных средств п. 3 ст. 219 БК РФ. Данная норма продублирована в ст. 161 БК РФ. Казенное учреждение вправе заключать и оплачивать государственные (муниципальные) контракты, иные договоры, подлежащие исполнению за счет бюджетных средств в пределах, доведенных казенному учреждению лимитов бюджетных обязательств, с учетом принятых и неисполненных обязательств.
Обратите внимание: суммы подтвержденной и учетной органами Федерального казначейства кредиторской задолженности предыдущего финансового периода уменьшают объем прав на принятие обязательств текущего года.
Правила перерегистрации в году, следующим за отчетным финансовым годом показателей (остатков) обязательств текущего финансового года установлены приказом Минфина РФ от 01.12.2010 №157н «Об утверждении Единого плана счетов бухгалтерского учета для органов государственной власти (государственных органов), органов местного самоуправления, органов управления государственными внебюджетными фондами, государственных академий наук, государственных (муниципальных) учреждений и Инструкции по его применению» (далее Инструкция 157н).
Перенос показателей по санкционированию необходимо выполнить в первый рабочий день текущего года – это предусмотрено п. 312 Инструкции 157н.
в ред. 1.0 «Принятое бюджетное обязательство»;
ред. 2.0 «Регистрация обязательств и сведений по договорам».
С подробным описанием операций можно ознакомиться на сайте Информационно-технологического сопровождения its.1c.ru в Справочнике по «1С:БГУ 8» для казенных учреждений.
Чем грозит нарушение законодательства
Нарушение казенным учреждением требований п. 5 ст. 161 БК РФ при заключении государственных (муниципальных) контрактов, иных договоров может явиться основанием для признания их судом недействительными. Иск в данном случае подает орган, осуществляющий полномочия распорядителя бюджетных средств, в ведении которого находится это казенное учреждение.
Итак, принимая обязательства необходимо убедиться, что в распоряжении учреждения есть свободный остаток бюджетных назначений, т.е. сумма остатка по кредиту счета 501.Х3 или 503.Х3 по соответствующему коду бюджетной классификации на соответствующий год финансового периода больше или равна сумме контракта (договора) или иного основания для принятия обязательства.
Должностные лица, которые допустили принятие бюджетных обязательств сверх утвержденных бюджетных ассигнований и (или) лимитов бюджетных обязательств привлекаются к административной ответственности по ст. 15.15.10 КоАП РФ. Мерой наказания является наложение административного штрафа в размере от 20 000 до 50 000 руб. на виновных лиц.
Рассмотрим правоприменительную практику данной статьи.
Объектом состава административного правонарушения, содержащегося ст. 15.15.10 КоАП РФ, являются общественные отношения, возникающие в сфере бюджетных отношений.
С объективной стороны рассматриваемое правонарушение характеризуется совершением виновным лицом действий по принятию бюджетных обязательств с нарушением установленных законом размеров в виде превышения бюджетных ассигнований или лимитов бюджетных обязательств. Следует отметить, что виновное лицо не может быть привлечено к административной ответственности по рассматриваемой статье, в случае если принятие таких бюджетных обязательств предусмотрено бюджетным законодательством РФ, а также иными нормативными правовыми актами, регулирующими отношения в сфере бюджетных обязательств.
С субъективной стороны рассматриваемый состав административного правонарушения характеризуется неосторожной (небрежностью) или умышленной формами вины. Решение о степени виновности лица примет суд.
Можно ли избежать ответственности, если отразить принятие обязательств за счет лимитов, выделенных на следующий год? К сожалению, нет! Дело в том, что факт возникновения и принятия бюджетного обязательства никак не связан со сроками его отражения в учете и сроком представления сведений об обязательстве в казначейство. За неполное отражение данных на 500-х счетах выпишут отдельный штраф по ст. 15.15.7 КоАП РФ, а за нарушение срока регистрации данных об обязательстве в казначействе – по ст. 15.15.6 КоАП РФ.
Следует обратить отдельное внимание на даты принятия обязательств. Иногда бюджетное обязательство принимают за несколько дней до получения соответствующего лимита бюджетных обязательств, т.е. «заранее». Может ли данный фактор служить основанием неприменения ст. 15.15.10 КоАП РФ? Тоже, нет, поскольку суды исходят из наличия самого факта принятия бюджетных обязательств сверх лимита бюджетных обязательств. Например, Магаданский областной суд в Решении от 29.01.2018 № 12-459/2017 рассмотрел ситуацию, когда учреждением были приняты бюджетные обязательства по предоставлению муниципальному образованию субсидии на осуществление реконструкции и капитального строительства гидротехнических сооружений, несмотря на отсутствие лимита бюджетных обязательств, которые были доведены до ответчика расходным расписанием через восемь дней после принятия бюджетных обязательств. Суд принял решение о наложении административного штрафа.
В отдельных случаях бюджетные обязательства сверх лимитов возникают в силу обстоятельств, не зависящих от действия или бездействия должностных лиц. Рассмотрим несколько ситуаций.
Учреждение в соответствии с возложенными на него функциями выплачивает физлицам пособия, возникающие в силу действующих нормативных правовых актов, и являющихся публичными нормативными обязательствами. Например, в конце декабря в учреждение поступило заявление о выплате единовременного пособия по гибели военнослужащего от члена его семьи. Даже при отсутствии сумм бюджетных ассигнований необходимо такое обязательство отразить в учете и отчетности, зарегистрировать и оплатить при поступлении ассигнований.
Казенному учреждению были уменьшены ранее доведенные лимиты распорядителем бюджетных средств, что привело к невозможности исполнения принятых бюджетных обязательств. Например, уменьшение произведено по виду расходов 111 «Фонд оплаты труда учреждений», при этом сотрудник увольняется в конце года и имеет право на выплату компенсации за неиспользованный отпуск в силу норм ТК РФ. В такой ситуации при возникновении превышения сумм обязательств над лимитами не является основанием для отказа в их принятии.
А вот если в аналогичном случае невозможно исполнить бюджетные обязательства, вытекающие из заключенных учреждением им государственных (муниципальных) контрактов, иных договоров, то необходимо обеспечить в соответствии с законодательством РФ о контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг согласование новых условий контрактов, в том числе по цене и (или) срокам их исполнения и (или) количеству (объему) товара (работы, услуги), иных договоров. Это прямое требование п. 6 ст. 161 БК РФ. Если речь идет о сложившемся факте кредиторской задолженности до уменьшения лимитов, по таким обязательствам собственника ответит орган государственной власти, осуществляющий бюджетные полномочия главного распорядителя бюджетных средств, в ведении которого находится соответствующее казенное учреждение (п. 7 ст. 161 БК РФ).
Самый распространенный пример – задолженность по коммунальным услугам. Например, в конце года в связи с сильными морозами существенно возросли расходы на отопление. Суды не принимают сторону должностных лиц, несмотря на «смягчающие» обстоятельства. Так, например, Верховный суд Республики Дагестан в Решении от 05.05.2017 № 21-219/2017 признал правомерным применение ст. 15.15.10 КоАП РФ в случае, когда учреждение приняло бюджетные обязательства сверх доведенных лимитов бюджетных обязательств в сумме 460 000 руб., в том числе по расчетам за поставленный природный газ – в сумме 360 000 руб., по расчетам за потребленную энергию – в сумме 100 000 руб.
Кто ответит за допущенные нарушения
Субъектами административной ответственности по ст. 15.15.6, 15.15.7 и 15.15.10 могут выступать только должностные лица.
Согласно ст. 2.4 КоАП РФ под должностным лицом понимается, в частности, лицо, выполняющее организационно-распорядительные или административно-хозяйственные функции в государственных органах, органах местного самоуправления, государственных и муниципальных организациях, а также в Вооруженных силах, других войсках и воинских формированиях РФ, следовательно, именно то лицо, которое соответствует данным критериям, и будет подлежать привлечению к ответственности.
Например, Магаданский областной суд в Решении от 29.01.2018 № 12-459/2017 рассмотрел случай превышения Министерством природных ресурсов и экологии Магаданской области лимита бюджетных обязательств. Согласно Положению о Министерстве природных ресурсов и экологии Магаданской области министерство возглавляет министр, обеспечивая соблюдение финансовой дисциплины. Поэтому к ответственности был привлечен министр, который, являясь должностным лицом, наделенным организационно-распределительными функциями, в нарушение ч. 3 ст. 219 БК РФ принял бюджетные обязательства в размере, превышающем утвержденные лимиты бюджетных обязательств.
При этом должен быть доказан факт действия или бездействия должностного лица, повлекшие правонарушение.
В ситуации, когда должностное лицо чьи действия или бездействие не могут повлиять на возникновение обязательства скорее всего ситуация будет решена в его пользу. Например, в рассмотренном выше случае, когда потребность в коммунальных услугах возникла в силу объективных причин и объем фактического их потребления превысил объемы, установленные договором. Факт принятия обязательств должен быть подтвержден документально, должностное лицо подтверждает факт принятия обязательства подписывая соответствующие документы. При отсутствии документального обоснования факт нарушения нельзя зафиксировать. В случаях «перерасхода» услуг от которых нельзя отказаться, без того чтобы не повредить жизнедеятельности учреждения остается только рекомендовать поставщику услуг взыскивать средства из соответствующего бюджета путем обращения в арбитражный суд.
В статье использованы материалы Информационно-правового портала «Гарант».
Принятые бюджетные обязательства: как сделать бухгалтерские проводки
Принятые бюджетные обязательства — проводки по ним мы рассмотрим в статье — имеют особенные правила классификации в бухучете государственных учреждений. Изучим специфику данных правил подробнее.
Что представляют собой принятые бюджетные обязательства?
Под бюджетными обязательствами в законодательстве РФ понимаются обязательства по совершению государственным учреждением расходов в рамках того или иного финансового года (ст. 6 БК РФ). Принятие соответствующих обязательств является одной из составляющих процесса исполнения бюджета по расходам наряду с такими процедурами, как (п. 2 ст. 219 БК РФ):
- принятие и подтверждение финансовых обязательств;
- санкционирование выполнения финансовых обязательств;
- подтверждение выполнения финансовых обязательств.
Учреждение, являющееся получателем бюджетных средств, принимает различные обязательства в пределах лимитов (п. 3 ст. 219 БК РФ).
В соответствии с нормами ст. 6 БК РФ, наряду с бюджетными обязательствами учреждения могут иметь также денежные обязательства — те, что предполагают перечисление учреждением денежных средств в пользу управомоченной стороны по договору (например, трудовому или гражданско-правовому).
Как правило, наличие бюджетного обязательства предполагает последующее возникновение и денежного, однако отождествлять их не следует.
Бюджетное обязательство — то, что учреждению предстоит выполнить в соответствии с плановыми расходами распорядителя бюджетных средств. Как только учреждение получает от распорядителя денежные средства на выполнение конкретных бюджетных обязательств, то у него возникает обязательство уже денежное.
Пример
Заключив контракт с поставщиком мебели на сумму 600 000 руб., учреждение приобретает бюджетные обязательства на эту сумму. После того как поставщик, в соответствии с условиями договора, поставил первую партию мебели на 200 000 руб. и выставил счет за нее, то возникает уже денежное обязательство по оплате поставки 200 000 руб. Бюджет перечисляет на счет учреждения данную сумму в целях исполнения учреждением возникшего финансового обязательства.
Бухгалтерский учет бюджетных и денежных обязательств ведется раздельно. Обязательства учреждения могут появляться вследствие заключения государственных контрактов, различных договоров со сторонними хозяйствующими субъектами.
Принятие обязательств государственными и муниципальными учреждениями предполагает отражение соответствующих операций в регистрах бухучета с применением особых проводок. Рассмотрим их специфику.
Учет принятых обязательств в регистрах бухучета: структура счетов для проводок
Принятие бюджетных обязательств государственными учреждениями осуществляется с применением счета 0 502 01 000 (принятые обязательства) по Единому плану счетов, утвержденному приказом Минфина РФ от 01.12.2010 № 157н.
Учреждение вправе применять те счета, что приведены в нормативных актах, регулирующих бухучет в конкретных типах государственных учреждений — казенных (приказ Минфина России от 06.12.2010 № 162н), бюджетных (приказ Минфина РФ от 16.12.2010 № 174н), автономных (приказ Минфина РФ от 23.12.2010 № 183н).
Но так или иначе все счета в указанных источниках права базируются на тех, которые утверждены приказом № 157н, поэтому в качестве регулирующего нормативного акта можно использовать данный приказ, юрисдикция которого распространяется на все типы учреждений.
Проводки по кредиту счета 0 502 01 000, имеющие отношение к принятию бюджетных обязательств, могут корреспондировать, в частности:
- с дебетом счета 0 501 00 000 (лимиты обязательств), если учреждение — казенное;
- с дебетом счета 0 506 00 000 (право на обязательства), если учреждение — автономное или бюджетное.
Бюджетные обязательства, как мы отметили выше, тесно связаны с финансовыми обязательствами, которым также соответствуют отдельные проводки. Для учета финансовых обязательств применяется счет 0 502 02 000 (принятые финансовые обязательства).
Полный код счета бюджетного учета — 26-значный. На практике первые 17 цифр в регистрах бухучета обычно не отражаются, поскольку они определены в перечне КБК и потому одинаковы для всех операций по расходованию бюджетных средств учреждениями в конкретной сфере бюджетного финансирования.
Таким образом, в регистрах бухучета бюджетных учреждений применяется 9-значный код (соответствующий 18–26 разрядам полного счета). При формировании счетов для проводок по бюджетным обязательствам он будет представлен в следующей структуре:
- первая цифра — код финансового обеспечения (по перечню, приведенному в п. 21 Инструкции, утвержденной приказом № 157н);
- следующие три цифры — синтетический код (в нашем случае — 501, 502 или 506);
- следующие 2 цифры — аналитический код (соответствует периоду принятых обязательств — по перечню, приведенному в п. 309 Инструкции);
- еще три цифры в структуре счета — это в общем случае код КОСГУ (но автономные учреждения применяют коды в соответствии с Инструкцией по приказу № 174н).
При этом вторая цифра в двузначном аналитическом коде счета (который следует за трехзначным синтетическим) будет определяться:
- при использовании синтетического кода 501 — статусом лимита бюджетного обязательства (он может быть, к примеру, доведенным — в этом случае фиксируется цифра 1 или утвержденным — в этом случае используется цифра 9);
- при использовании синтетического кода 502 — типом обязательства (если оно бюджетное — фиксируется цифра 1, если денежное — цифра 2).
В зависимости от конкретной хозяйственной операции в регистрах бухучета фиксируются проводки с использованием счетов, формируемых с учетом рассмотренных нами правил.
В числе самых распространенных хозяйственных операций государственных учреждений, которые соответствуют принятым ими бюджетным обязательствам:
- оплата работ и услуг, оказываемых сторонними хозяйствующими субъектами;
- выплата заработной платы сотрудникам;
- освоение целевой субсидии.
Рассмотрим примеры проводок по соответствующим хозяйственным операциям.
Оплата работ и услуг сторонним поставщикам: счета и проводки
Предположим, государственное учреждение заключило договор со сторонней фирмой на оказание консультационных услуг.
Факт принятия учреждением бюджетных обязательств на всю сумму договора с поставщиком отражен проводкой
- Дт 1 501 13 226;
- Кт 1 502 11 226.
Счет 1 501 13 226 используется нами, поскольку включает коды:
- 1 — отражающий факт принятия обязательств за счет бюджетных средств;
- 501 — показывающий принятие бюджетных обязательств по лимиту;
- 13 — отражающий факт санкционирования лимитов в текущем году;
- 226 — показывающий, что учреждение оплачивает услуги (по КОСГУ).
Счет 1 502 11 226 задействуется нами, поскольку включает коды:
- 502 — отражающий, собственно, факт принятия учреждением бюджетных обязательств;
- 11 — показывающий, что обязательства относятся к текущему финансовому году.
Факт принятия хозяйствующим субъектом денежных обязательств (их сумма определяется условиями договора и может быть меньшей, чем сумма бюджетных обязательств — например, если вносится прописанный в договоре аванс) отражается проводкой:
- Дт 1 502 11 226;
- Кт 1 502 12 226.
В свою очередь, код Кт 1 502 12 226 используется нами, поскольку:
- включает код вида 502, который отражает факт принятия учреждением собственно финансовых обязательств;
- включает код 12, который показывает, что финансовое обязательство относится к текущему финансовому году.
Выплата зарплаты: счета и проводки
Зарплата в госучреждениях обычно выплачивается 2 раза в месяц — в виде аванса и основной суммы. Каждая выплата при этом формирует отдельную связку из бюджетных и денежных обязательств.
С 2021 года в КОСГУ планируют внести изменения. В части зарплаты, например, на подстатью 211 нужно будет относить компенсацию за неиспользованный отпуск при увольнении. А из подстатьи 2013 уберут пособия, которые сейчас работодатели оплачивают за счет ФСС.
Допустим, зарплата сотрудника составляет 40 000 рублей, авансом уплачивается 15 000.
В случае с авансом обязательство оформляется проводкой:
- Дт 1 502 11 211;
- Кт 1 502 12 211.
Данная проводка отражает тот факт, что в данном случае сначала возникает только денежное обязательство на сумму 15 000 рублей по авансу. При этом бюджетное обязательство образуется только в конце месяца, при начислении всей зарплаты.
При начислении всей зарплаты (в конце месяца) проводки будут применены следующие:
1. Проводка, отражающая принятие бюджетных обязательств в рамках лимита, то есть на всю сумму в 40 000 рублей:
- Дт 1 501 13 211;
- Кт 1 502 11 211.
Счет 1 501 13 211 используется нами, поскольку включает коды:
- 501 — отражающий тот факт, что зарплата будет выплачиваться за счет лимитов по бюджетным обязательствам;
- 13 — показывающий, что используются лимиты, установленные на текущий финансовый год.
2. Проводка, которая, как и в первом случае, отражает принятие учреждением денежного обязательства на оставшуюся сумму зарплаты в 25 000 рублей:
- Дт 1 502 11 211;
- Кт 1 502 12 211.
Освоение целевых субсидий: счета и проводки
Допустим, бюджетное учреждение получило целевую субсидию на установку пожарной лестницы.
В данном случае мы будем использовать проводки:
1. Отражающую принятие учреждением бюджетного обязательства (по договору с предприятием, которое установит лестницу):
- Дт 5 506 10 225;
- Кт 5 502 11 225.
Счет 5 506 10 225 выбран нами, так как в его структуре присутствуют коды:
- 5 — код финансового обеспечения (в данном случае — субсидия);
- 506 — синтетический код по Плану счетов, отражающий тот факт, что речь идет о реализации права на получение обязательств (данное право может быть реализовано только бюджетными и автономными учреждениями);
- 10 — аналитический код по Плану счетов, отражающий тот факт, что принятые обязательства относятся к текущему финансовому году;
- 225 — код КОСГУ, отражающий тот факт, что учреждение заказывает работы и услуги по содержанию имущества в виде установки пожарной лестницы.
Счет 5 502 11 225 выбран нами, так как в его структуре присутствует код вида 502 — синтетический код, отражающий тот факт, что учреждение приняло бюджетные обязательства.
2. Отражающую принятие учреждением финансового (денежного) обязательства (по факту завершения работ и получения документов на оплату):
- Дт 5 502 11 225;
- Кт 5 502 12 225.
Счет 5 502 11 225 использован нами по той же причине, что и в предыдущей проводке.
Счет 5 502 12 225 задействован нами, поскольку включает коды:
- 502 — отражающего тот факт, что учреждение приняло финансовые обязательства;
- 12 — отражающего тот факт, что обязательства относятся к текущему финансовому году.
Итоги
Принятые государственным учреждением бюджетные обязательства отражаются в регистрах бухучета с применением проводок со счетами по Единому плану, утвержденному Минфином, или же с применением проводок, которые утверждены в отдельных НПА для казенных, автономных и бюджетных учреждений, но так или иначе на основе Единого плана. Формируются данные счета с учетом значения конкретных кодов, которые входят в структуру соответствующих счетов.
Статья 6 БК РФ. Понятия и термины, применяемые в настоящем Кодексе (действующая редакция)
В целях настоящего Кодекса применяются следующие понятия и термины:
бюджет — форма образования и расходования денежных средств, предназначенных для финансового обеспечения задач и функций государства и местного самоуправления;
консолидированный бюджет — свод бюджетов бюджетной системы Российской Федерации на соответствующей территории (за исключением бюджетов государственных внебюджетных фондов) без учета межбюджетных трансфертов между этими бюджетами;
бюджетная система Российской Федерации — основанная на экономических отношениях и государственном устройстве Российской Федерации, регулируемая законодательством Российской Федерации совокупность федерального бюджета, бюджетов субъектов Российской Федерации, местных бюджетов и бюджетов государственных внебюджетных фондов;
доходы бюджета — поступающие в бюджет денежные средства, за исключением средств, являющихся в соответствии с настоящим Кодексом источниками финансирования дефицита бюджета;
расходы бюджета — выплачиваемые из бюджета денежные средства, за исключением средств, являющихся в соответствии с настоящим Кодексом источниками финансирования дефицита бюджета;
дефицит бюджета — превышение расходов бюджета над его доходами;
профицит бюджета — превышение доходов бюджета над его расходами;
бюджетный процесс — регламентируемая законодательством Российской Федерации деятельность органов государственной власти, органов местного самоуправления и иных участников бюджетного процесса по составлению и рассмотрению проектов бюджетов, утверждению и исполнению бюджетов, контролю за их исполнением, осуществлению бюджетного учета, составлению, внешней проверке, рассмотрению и утверждению бюджетной отчетности;
сводная бюджетная роспись — документ, который составляется и ведется финансовым органом (органом управления государственным внебюджетным фондом) в соответствии с настоящим Кодексом в целях организации исполнения бюджета по расходам бюджета и источникам финансирования дефицита бюджета;
бюджетная роспись — документ, который составляется и ведется главным распорядителем бюджетных средств (главным администратором источников финансирования дефицита бюджета) в соответствии с настоящим Кодексом в целях исполнения бюджета по расходам (источникам финансирования дефицита бюджета);
бюджетные ассигнования — предельные объемы денежных средств, предусмотренных в соответствующем финансовом году для исполнения бюджетных обязательств;
бюджетный кредит — денежные средства, предоставляемые бюджетом другому бюджету бюджетной системы Российской Федерации, юридическому лицу (за исключением государственных (муниципальных) учреждений), иностранному государству, иностранному юридическому лицу на возвратной и возмездной основах;
целевой иностранный кредит — форма финансирования проектов, включенных в программу государственных внешних заимствований Российской Федерации, которая предусматривает предоставление средств в иностранной валюте на возвратной и возмездной основах путем оплаты товаров, работ и услуг в соответствии с целями этих проектов. Целевые иностранные кредиты включают связанные кредиты иностранных государств, иностранных юридических лиц, а также нефинансовые кредиты международных финансовых организаций;
связанные кредиты иностранных государств, иностранных юридических лиц — форма привлечения средств на возвратной и возмездной основах для закупок товаров, работ и услуг за счет средств иностранных государств, иностранных юридических лиц в основном в стране кредитора;
нефинансовые кредиты международных финансовых организаций — форма привлечения средств на возвратной и возмездной основах для закупок преимущественно на конкурсной основе товаров, работ и услуг в целях осуществления инвестиционных проектов или проектов структурных реформ при участии и за счет средств международных финансовых организаций;
государственный (муниципальный) долг — обязательства, возникающие из государственных (муниципальных) заимствований, гарантий по обязательствам третьих лиц, другие обязательства в соответствии с видами долговых обязательств, установленными настоящим Кодексом, принятые на себя Российской Федерацией, субъектом Российской Федерации или муниципальным образованием;
государственный (муниципальный) внутренний долг — долговые обязательства публично-правового образования, возникающие в валюте Российской Федерации;
государственный (муниципальный) внешний долг — долговые обязательства публично-правового образования, возникающие в иностранной валюте;
расходные обязательства — обусловленные законом, иным нормативным правовым актом, договором или соглашением обязанности публично-правового образования (Российской Федерации, субъекта Российской Федерации, муниципального образования) или действующего от его имени казенного учреждения предоставить физическому или юридическому лицу, иному публично-правовому образованию, субъекту международного права средства из соответствующего бюджета;
бюджетные обязательства — расходные обязательства, подлежащие исполнению в соответствующем финансовом году;
публичные обязательства — обусловленные законом, иным нормативным правовым актом расходные обязательства публично-правового образования перед физическим или юридическим лицом, иным публично-правовым образованием, подлежащие исполнению в установленном соответствующим законом, иным нормативным правовым актом размере или имеющие установленный указанным законом, актом порядок его определения (расчета, индексации);
публичные нормативные обязательства — публичные обязательства перед физическим лицом, подлежащие исполнению в денежной форме в установленном соответствующим законом, иным нормативным правовым актом размере или имеющие установленный порядок его индексации, за исключением выплат физическому лицу, предусмотренных статусом государственных (муниципальных) служащих, а также лиц, замещающих государственные должности Российской Федерации, государственные должности субъектов Российской Федерации, муниципальные должности, работников казенных учреждений, военнослужащих, проходящих военную службу по призыву (обладающих статусом военнослужащих, проходящих военную службу по призыву), лиц, обучающихся в государственных или муниципальных организациях, осуществляющих образовательную деятельность;
денежные обязательства — обязанность получателя бюджетных средств уплатить бюджету, физическому лицу и юридическому лицу за счет средств бюджета определенные денежные средства в соответствии с выполненными условиями гражданско-правовой сделки, заключенной в рамках его бюджетных полномочий, или в соответствии с положениями закона, иного правового акта, условиями договора или соглашения;
межбюджетные отношения — взаимоотношения между публично-правовыми образованиями по вопросам регулирования бюджетных правоотношений, организации и осуществления бюджетного процесса;
межбюджетные трансферты — средства, предоставляемые одним бюджетом бюджетной системы Российской Федерации другому бюджету бюджетной системы Российской Федерации;
дотации — межбюджетные трансферты, предоставляемые на безвозмездной и безвозвратной основе без установления направлений их использования;
бюджетные полномочия — установленные настоящим Кодексом и принятыми в соответствии с ним правовыми актами, регулирующими бюджетные правоотношения, права и обязанности органов государственной власти (органов местного самоуправления) и иных участников бюджетного процесса по регулированию бюджетных правоотношений, организации и осуществлению бюджетного процесса;
смета доходов и расходов населенного пункта, другой территории, не являющейся муниципальным образованием, — утвержденный органом местного самоуправления городского, сельского поселения, внутригородского района, муниципального района (в отношении населенного пункта, другой территории, расположенных на межселенной территории), муниципального округа, городского округа, внутригородского муниципального образования города федерального значения Москвы, Санкт-Петербурга или Севастополя план доходов и расходов распорядителя (главного распорядителя) средств местного бюджета, уполномоченного местной администрацией городского, сельского поселения, внутригородского района, муниципального района (в отношении населенного пункта, другой территории, расположенных на межселенной территории), муниципального округа, городского округа, внутригородского муниципального образования города федерального значения Москвы, Санкт-Петербурга или Севастополя осуществлять в данном населенном пункте, на другой территории, входящих в состав территории городского, сельского поселения, внутригородского района, муниципального района (в отношении населенного пункта, другой территории, расположенных на межселенной территории), муниципального округа, городского округа, внутригородского муниципального образования города федерального значения Москвы, Санкт-Петербурга или Севастополя, отдельные функции местной администрации;
абзац утратил силу с 1 января 2021 года. — Федеральный закон от 27.12.2019 N 479-ФЗ;
казначейский счет — счет, открытый в Федеральном казначействе отдельному участнику системы казначейских платежей для осуществления и отражения в системе казначейских платежей операций участника системы казначейских платежей с денежными средствами;
единый казначейский счет — банковский счет (совокупность банковских счетов), открытый (открытых) Федеральному казначейству в Центральном банке Российской Федерации в валюте Российской Федерации (в кредитных организациях — в иностранной валюте) для совершения переводов денежных средств в целях обеспечения осуществления и отражения операций на казначейских счетах, за исключением казначейских счетов для осуществления и отражения операций с денежными средствами Фонда национального благосостояния;
единый счет бюджета — казначейский счет (совокупность казначейских счетов для федерального бюджета, бюджетов государственных внебюджетных фондов Российской Федерации), открытый (открытых) в Федеральном казначействе отдельно по каждому бюджету бюджетной системы Российской Федерации для осуществления и отражения операций с денежными средствами по поступлениям в бюджет и перечислениям из бюджета;
казначейское обслуживание — проведение Федеральным казначейством в системе казначейских платежей операций участников системы казначейских платежей с денежными средствами с их отражением на соответствующих казначейских счетах;
бюджетный мониторинг в системе казначейских платежей — деятельность Федерального казначейства по своевременному предупреждению и предотвращению финансовых нарушений участников системы казначейских платежей;
участник казначейского сопровождения — юридическое лицо, индивидуальный предприниматель, физическое лицо — производитель товаров, работ, услуг, получающие средства, определенные в соответствии со статьями 242.25 и 242.26 настоящего Кодекса, использование которых осуществляется после подтверждения на соответствие условиям и (или) целям, установленным при предоставлении средств;
казначейское сопровождение — проведение Федеральным казначейством (финансовыми органами субъектов Российской Федерации (муниципальных образований) операций с денежными средствами участника казначейского сопровождения;
государственные (муниципальные) услуги (работы) — услуги (работы), оказываемые (выполняемые) органами государственной власти (органами местного самоуправления), государственными (муниципальными) учреждениями и в случаях, установленных законодательством Российской Федерации, иными юридическими лицами;
государственное (муниципальное) задание — документ, устанавливающий требования к составу, качеству и (или) объему (содержанию), условиям, порядку и результатам оказания государственных (муниципальных) услуг (выполнения работ);
бюджетные инвестиции — бюджетные средства, направляемые на создание или увеличение за счет средств бюджета стоимости государственного (муниципального) имущества;
налоговые расходы публично-правового образования — выпадающие доходы бюджетов бюджетной системы Российской Федерации, обусловленные налоговыми льготами, освобождениями и иными преференциями по налогам, сборам, таможенным платежам, страховым взносам на обязательное социальное страхование, предусмотренными в качестве мер государственной (муниципальной) поддержки в соответствии с целями государственных (муниципальных) программ и (или) целями социально-экономической политики публично-правового образования, не относящимися к государственным (муниципальным) программам;
финансовые органы — Министерство финансов Российской Федерации, исполнительные органы субъектов Российской Федерации, осуществляющие составление и организацию исполнения бюджетов субъектов Российской Федерации (финансовые органы субъектов Российской Федерации), органы (должностные лица) местных администраций муниципальных образований, осуществляющие составление и организацию исполнения местных бюджетов (финансовые органы муниципальных образований);
главный распорядитель бюджетных средств (главный распорядитель средств соответствующего бюджета) — орган государственной власти (государственный орган), орган управления государственным внебюджетным фондом, орган местного самоуправления, орган местной администрации, а также наиболее значимое учреждение науки, образования, культуры и здравоохранения, указанное в ведомственной структуре расходов бюджета, имеющие право распределять бюджетные ассигнования и лимиты бюджетных обязательств между подведомственными распорядителями и (или) получателями бюджетных средств, если иное не установлено настоящим Кодексом;
распорядитель бюджетных средств (распорядитель средств соответствующего бюджета) — орган государственной власти (государственный орган), орган управления государственным внебюджетным фондом, орган местного самоуправления, орган местной администрации, казенное учреждение, имеющие право распределять бюджетные ассигнования и лимиты бюджетных обязательств между подведомственными распорядителями и (или) получателями бюджетных средств;
получатель бюджетных средств (получатель средств соответствующего бюджета) — орган государственной власти (государственный орган), орган управления государственным внебюджетным фондом, орган местного самоуправления, орган местной администрации, находящееся в ведении главного распорядителя (распорядителя) бюджетных средств казенное учреждение, имеющие право на принятие и (или) исполнение бюджетных обязательств от имени публично-правового образования за счет средств соответствующего бюджета, если иное не установлено настоящим Кодексом;
казенное учреждение — государственное (муниципальное) учреждение, осуществляющее оказание государственных (муниципальных) услуг, выполнение работ и (или) исполнение государственных (муниципальных) функций в целях обеспечения реализации предусмотренных законодательством Российской Федерации полномочий органов государственной власти (государственных органов) или органов местного самоуправления, финансовое обеспечение деятельности которого осуществляется за счет средств соответствующего бюджета на основании бюджетной сметы;
получатель средств из бюджета — юридическое лицо (не являющееся участником бюджетного процесса, бюджетным и автономным учреждением), индивидуальный предприниматель, физическое лицо — производитель товаров, работ, услуг, получающие средства из бюджета на основании государственного (муниципального) контракта на поставку товаров, выполнение работ, оказание услуг, договора (соглашения) о предоставлении субсидии, договора о предоставлении бюджетных инвестиций, а также юридическое лицо, которому в случаях, установленных федеральным законом, открываются счета в Федеральном казначействе в соответствии с настоящим Кодексом;
бюджетная смета — документ, устанавливающий в соответствии с классификацией расходов бюджетов лимиты бюджетных обязательств казенного учреждения;
ведомственная структура расходов бюджета — распределение бюджетных ассигнований, предусмотренных законом (решением) о бюджете, по главным распорядителям бюджетных средств, разделам, подразделам, целевым статьям, группам (группам и подгруппам) видов расходов бюджетов либо по главным распорядителям бюджетных средств, разделам, подразделам и (или) целевым статьям (государственным (муниципальным) программам и непрограммным направлениям деятельности), группам (группам и подгруппам) видов расходов классификации расходов бюджетов;
администратор доходов бюджета — орган государственной власти (государственный орган), орган местного самоуправления, орган местной администрации, орган управления государственным внебюджетным фондом, Центральный банк Российской Федерации, казенное учреждение, осуществляющие в соответствии с законодательством Российской Федерации контроль за правильностью исчисления, полнотой и своевременностью уплаты, начисление, учет, взыскание и принятие решений о возврате (зачете) излишне уплаченных (взысканных) платежей, пеней и штрафов по ним, являющихся доходами бюджетов бюджетной системы Российской Федерации, если иное не установлено настоящим Кодексом;
главный администратор доходов бюджета — определенный в соответствии с настоящим Кодексом орган государственной власти (государственный орган), орган местного самоуправления, орган местной администрации, орган управления государственным внебюджетным фондом, Центральный банк Российской Федерации, иная организация, имеющие в своем ведении администраторов доходов бюджета и (или) являющиеся администраторами доходов бюджета;
администратор источников финансирования дефицита бюджета (администратор источников финансирования дефицита соответствующего бюджета) — орган государственной власти (государственный орган), орган местного самоуправления, орган местной администрации, орган управления государственным внебюджетным фондом, иная организация, имеющие право в соответствии с настоящим Кодексом осуществлять операции с источниками финансирования дефицита бюджета;
главный администратор источников финансирования дефицита бюджета (главный администратор источников финансирования дефицита соответствующего бюджета) — определенный в соответствии с настоящим Кодексом орган государственной власти (государственный орган), орган местного самоуправления, орган местной администрации, орган управления государственным внебюджетным фондом, иная организация, имеющие в своем ведении администраторов источников финансирования дефицита бюджета и (или) являющиеся администраторами источников финансирования дефицита бюджета;
государственная или муниципальная гарантия (государственная гарантия Российской Федерации, государственная гарантия субъекта Российской Федерации, муниципальная гарантия) — вид долгового обязательства, в силу которого соответственно Российская Федерация, субъект Российской Федерации, муниципальное образование (гарант) обязаны при наступлении предусмотренного в гарантии события (гарантийного случая) уплатить лицу, в пользу которого предоставлена гарантия (бенефициару), по его письменному требованию определенную в обязательстве денежную сумму за счет средств соответствующего бюджета в соответствии с условиями даваемого гарантом обязательства отвечать за исполнение третьим лицом (принципалом) его обязательств перед бенефициаром;
обоснование бюджетных ассигнований — документ, характеризующий бюджетные ассигнования в очередном финансовом году (очередном финансовом году и плановом периоде);
лимит бюджетных обязательств — объем прав в денежном выражении на принятие казенным учреждением бюджетных обязательств и (или) их исполнение в текущем финансовом году (текущем финансовом году и плановом периоде);
текущий финансовый год — год, в котором осуществляется исполнение бюджета, составление и рассмотрение проекта бюджета на очередной финансовый год (очередной финансовый год и плановый период);
очередной финансовый год — год, следующий за текущим финансовым годом;
плановый период — два финансовых года, следующие за очередным финансовым годом;
отчетный финансовый год — год, предшествующий текущему финансовому году;
временный кассовый разрыв — прогнозируемая в определенный период текущего финансового года недостаточность на едином казначейском счете или на едином счете бюджета денежных средств, необходимых для осуществления перечислений из бюджета;
долговая устойчивость — состояние, структура и сумма задолженности, позволяющие заемщику в полном объеме выполнять обязательства по погашению и обслуживанию этой задолженности, исключающие нанесение ущерба социально-экономическому развитию и необходимость ее списания и (или) реструктуризации;
денежные обязательства перед публично-правовым образованием — обязанность должника уплатить публично-правовому образованию денежные средства по гражданско-правовой сделке (в том числе обеспечивающей исполнение обязательств) и (или) иному основанию, установленному гражданским или бюджетным законодательством, возникшая в связи с предоставлением публично-правовым образованием на возвратной и возмездной (возвратной) основе денежных средств (в том числе в связи с привлечением целевых иностранных кредитов) или в связи с предоставлением и (или) исполнением государственной (муниципальной) гарантии (включая обязанность по уплате процентов, неустойки (пеней, штрафов), иных платежей, установленных законом и (или) договором, вследствие неосновательного обогащения, причинения убытков, неисполнения или ненадлежащего исполнения обязательств, уступки или перехода по иным основаниям прав требования, предъявления регрессных требований);
временно свободные средства — остаток денежных средств, образовавшийся на едином казначейском счете или на едином счете бюджета вследствие разницы в сроках и объемах поступлений (зачислений) на счет и переводов (перечислений) со счета.