Вся правда о советском футболисте Эдуарде Стрельцове
Создатели футбольного байопика с Александром Петровым в главной роли изменили очень многое в судьбе легендарного нападающего сборной СССР и клуба «Торпедо». Film.ru пытается разобраться, где в фильме «Стрельцов» быль, а где выдумка.
Эдуард Стрельцов по праву может называться самым любимым в народе футболистом Советского Союза. И любой рассказ о нем, в том числе и тот, что на большом экране, не может обойтись без мифов и легенд, которые слагали люди об Эдике и передавали из уст в уста. К тому же показывал свое мастерство кумир миллионов вдали от вездесущих нынче камер – и найти нарезку с лучшими голами Стрельцова на YouTube у вас не получится. Повлиял на частоту упоминай о нем и тюремный срок за изнасилование, в связи с которым имя Стрельцова старательно замалчивалось и вымарывалось партийными работниками при любой возможности. Именно народная любовь сделала его таким опасным для советской власти – как и Гагарина, Шукшина, Высоцкого и многих других сильных, не привыкших кривить душой личностей. Но отделять мифы от фактов все равно необходимо.
Похож ли актер Александр Петров на реального Стрельцова?
Александр Петров ростом в 175 см, конечно, выглядит щуплым по сравнению с 182- сантиметровым Эдуардом Стрельцовым. Рослый, длинноногий и ширококостный форвард сборной СССР, сделавший хет-трик в своем дебютном матче против соборной Швеции, получил от шведов прозвище Русский танк за свои физические данные и способность проламывать любую защиту. В Союзе Стрельцова называли за эти же качества Слоном. Здесь Петрову не помешала бы какая-то трансформация внешности в духе Кристиана Бейла – особенно в сценах после выхода из тюрьмы. Сын Стрельцова, Игорь, еще отметил, что его отец в жизни не был таким улыбчивым и веселым парнем, как его экранная версия. Но в пользу популярного актера говорит факт его искреннего увлечения футболом – в детстве Петров, болевший за «Спартак», мечтал стать футболистом и даже занимался футболом профессионально, но на его будущей карьере поставила крест травма. Мяч для артиста – тело вовсе не инородное, и обращаться он с ним умеет, хоть, конечно, далеко не на уровне Стрельцова.
Стрельцов действительно был таким хэллрейзером?
Стрельцов, ставший самым молодым советским футболистом, получившим звание Заслуженного мастера спорта, и первым футболистом клуба «Торпедо», взятым в сборную СССР, довольно быстро получил в свое распоряжение невиданные для большинства советских граждан славу и ресурсы. Поэт Евгений Евтушенко, хорошо знавший Стрельцова, вывел его в рассказе «Четвертая Мещанская» в образе футболиста Коки Кутузова, нарушающего режим в ресторане накануне ответственного матча. С подачи Евтушенко Стрельцов был записан и в стиляги – общественное явление, появившееся в середине 50-х. Таким образом в период после смерти Сталина начали выражать себя дети советской номенклатуры, золотая молодежь. Узкие штаны, широкие пиджаки, яркие галстуки, ботинки на толстой подошве, кок на голове и страсть ко всему западному.
Футболист сборной не был стилягой, но одевался хорошо и любил красивую жизнь. Ее атрибутом был и алкоголь, и Стрельцов не очень сильно отличался в этом плане от остальных футболистов – другой член сборной на вопрос тренера, почему он пьет, отвечал, что в шахматы не играет и книг не читает, что же ему еще делать? О подвигах Стрельцова в состоянии подпития ходили легенды, и после брака футболист не успокоился. Однако фильм с возрастным рейтингом 6+ обходит эти моменты стороной. Больше всего имидж Стрельцова пошатнулся после фельетона «Звездная болезнь» Семена Нариньяни, опубликованного в 1958 году в «Комсомольской правде». В нем, помимо пристрастия футболиста к салатам за 37 руб. 50 коп. (около 5% средней месячной зарплаты по тем временам), был описан случай с опозданием футболистов клуба «Торпедо» Стрельцова и Иванова на поезд в Берлин перед важной игрой сборной СССР.
Правда ли Стрельцов совершал трюки в духе Тома Круза (как было показано в фильме), чтобы успеть на ушедший поезд?
В ноябре 1957 года Стрельцов с Ивановым из-за затянувшегося застолья опоздали на поезд, в котором сборная СССР ехала на большой матч со сборной Польши в Германии. Начальник управления футбола Антипенок сумел отправить футболистов на такси в город Можайск, где они могли бы догнать свою команду. Правда, поезд не делал там остановку, и Антипенку пришлось использовать все свои связи и обзвонить все железнодорожное начальство, чтобы остановить поезд. Под Можайском футболистов пересадили в поезд, и не зря – сборная СССР победила Польшу со счетом 2:0, и первый, победный гол был на счету Стрельцова. Поэтому центру нападения не пришлось перескакивать с грузовика в движущийся поезд. И Стрельцов в реальной жизни уж точно не доказывал водителю свои футбольные умения при помощи кочана капусты – если не хотел сломать свою драгоценную ногу. Не стоит пробовать так делать, если не хотите оказаться в травмпункте. Стрельцов ответил на фельетон письмом раскаяния, опубликованным в той же «Комсомольской правде», и был готов отправиться на чемпионат мира 1958 года в Швецию. 20-летний футболист находился в тот момент на пике формы, несмотря на свои загулы.
Было ли липовое изнасилование результатом ревности комсомольского деятеля?
По поводу того, что произошло на роковой вечеринке в подмосковном поселке Правда в ночь с 25 на 26 мая 1958 года, ходит много самых разных версий, однако что было в действительности, не может сказать никто. Буквально накануне примерив в спецателье новую форму и готовясь через три дня отправиться со сборной на чемпионат мира, Стрельцов вместо этого оказывается на следующий день в Бутырской тюрьме по обвинению в изнасиловании вместе с двумя другими игроками сборной, Борисом Татушиным и Михаилом Огоньковым. Поводом для этого стали два заявления от девушек, проводивших ночь с футболистами на даче летчика Караханова. Потерпевшие потом забрали свои заявления, и двоим футболистам удалось избежать уголовной ответственности. Но не Стрельцову. Расследование контролировалось генеральным прокурором СССР, а Хрущев, узнав о происшествии, приказал посадить форварда надолго и использовать на тяжелых работах. Среди многочисленных версий истории с изнасилованием в качестве причины называлась ссора с Екатериной Фурцевой, секретарем ЦК КПСС. На приеме в честь победы советских футболистов в Мельбурне в 1956 году между ними состоялся короткий диалог, и Стрельцов в довольно прямых выражениях отказался становиться ее зятем – поговаривали, что 16-летняя дочь Фурцевой была влюблена в могучего голубоглазого блондина-футболиста, как и многие другие советские девушки. Именно эта версия в упрощенной обработке и легла в основу сценария фильма о Стрельцове. Но были и другие: нежелание переходить в клубы ЦСКА и «Динамо», принадлежавшие силовым структурам, а также подозрение, что футболист, вызывавший интерес у зарубежных клубов, собирается остаться за рубежом во время одной из заграничных поездок. Как бы то ни было, в народном сознании Стрельцов считался невиновным. Сам он был того же мнения – перед смертью в 1990 году он сказал своему сыну фразу: «Одного не пойму, за что меня посадили?»
Сказался ли тюремный срок на здоровье игрока?
Среди болельщиков ходили мифы о том, что Стрельцов отправился отбывать 12-летний срок (9 лет по обвинению в изнасиловании плюс 3 года за замятое дело о драке) с малявой от воровских авторитетов, и на зоне его потчевали шашлыками с икрой. В действительности все было совсем не так. Стрельцову, освобожденному досрочно через 5 лет, действительно вначале покровительствовали на зоне. Однако позже из-за постоянных перемещений по разным колониям и лагерям (а также из-за непокорного характера Эдуарда) вспыхивали конфликты с озлобленными заключенными. В результате одного из них Стрельцов был жестоко избит трубами, и полученные травмы повлияли на его преждевременную смерть в возрасте 53 лет.
Играл ли Эдуард Стрельцов против Пеле?
Стрельцова постоянно сравнивали с бразильским королем футбола, но по различным причинам встретиться на поле им так и не удалось. 4 июля 1965 года на стадионе «Лужники» в Москве действительно состоялся товарищеский матч СССР – Бразилия, и посмотреть вживую на Пеле собралось 102 тысячи болельщиков. Встреча закончилась со счетом 3:0 в пользу гостей, и два гола были на счету Пеле, который провел один из лучших матчей в карьере. Стрельцов наблюдал за матчем с трибуны – недавнего заключенного решили не выпускать в форме сборной (хотя он все равно наденет ее чуть позже и даже сможет выезжать вместе со сборной на матчи за границу). Спустя четверть века в личном разговоре с журналистом Эдуард скажет, что, на его взгляд, они с Пеле были совершенно разными игроками.
Действительно ли болельщики грозились сжечь стадион, чтобы увидеть Стрельцова на поле?
Возвращение Стрельцова на поле после тюремного срока было непростым и наложилось на смену генеральных секретарей КПСС. Леонид Брежнев, занявший пост в 1964 году, был настроен к футболисту более милостиво. Незадолго до этого московское «Торпедо» отправилось в Горький на товарищеский матч, с командой отправился и Эдуард Стрельцов, которому было еще запрещено играть в футбол за команду мастеров. Аркадий Вольский, парторг автомобильного завода ЗИЛ, которому принадлежала команда «Торпедо», рассказывает, что когда на трибунах заметили Стрельцова, то начали скандировать, чтобы его выпустили на поле. Без разрешения выпустить его никто не мог, и тогда разозленные зрители начали поджигать газеты. В перерыве в раздевалку команды пришел руководитель Горьковского автозавода и попросил выпустить все-таки Стрельцова, иначе люди сожгут стадион. Трибуны встретили его стоя, а парторга ЗИЛа по возвращении в Москву ждали бесконечные разбирательства на партсобраниях различного ранга.
Ссср бразилия стрельцов какой счет
23 марта в «Лужниках» в товарищеском матче сыграют сборные России и Бразилии. Это будет пятый в истории визит бразильцев в Москву, причем в четырех предыдущих случаях они неизменно приезжали в статусе действующих чемпионов мира. Участники тех матчей, советские и российские футболисты, рассказали ТАСС, каково было играть против Пеле и Роналдо и почему матчи со сборной Бразилии — это память на всю жизнь.
4 июля 1965 года. Товарищеский матч СССР — Бразилия. 0:3 (0:2)
Голы: Пеле (24, 67), Флавио (32)
Москва. Центральный стадион им. В.И. Ленина. 102 000 зрителей
Владимир Пономарёв (защитник сборной СССР в 1964–1969 годах): Перед тем матчем все были напуганы, ведь у бразильцев отличный состав. Собрались мы на тренировочной базе в Баковке. Приезжали многие — комсомольцы, партийные работники, давали наставления, указания, что вот такая команда приезжает, нельзя ударить лицом в грязь. Напугали, в общем, весь тренерский состав, что вот впервые приезжает к нам сборная Бразилии, ажиотаж дикий. Пеле, Гарринча — вся вот эта компания. Билеты на стадион все были проданы, в итоге 102 тысячи собралось в «Лужниках».
Защитникам была дана установка плотно играть со «своими» нападающими. Мне достался Парана, Васе Данилову — Гарринча. В итоге у нас с Васей получилось сыграть, наши игроки ничего не сделали. А вот Флавио и Пеле в центре поля разыгрывали мяч между собой и обыгрывали наших центральных защитников, даже когда им помогал Валерий Воронин. Итог — 0:3. Как раз перед матчем Пеле сказал: «Вы забьете сколько сможете, а мы — сколько захотим». Так и было, действительно.
Болельщики нас не освистывали, ничего такого. Конечно, они были расстроены, но все понимали. Все перед игрой говорили, что приезжают виртуозы мяча. Хотя ни черта они не виртуозы, просто мы сами сыграли безобразно.
После матча у нас был с бразильцами банкет в «Метрополе». Общались много с ними с помощью переводчика, тот же Пеле абсолютно открытый. Я попросил у них на память автографы, сохранились эти листочки, подписанные бразильцами. После завершения карьеры довелось с ним встретиться, да. Вроде лет пять назад Пеле приезжал на какое-то мероприятие, попросил меня позвать. Мы встретились, он был очень рад мне, фото тоже есть. Спрашивал меня, кто из ребят в живых остался, рассказывал, кто у них остался. Конечно, единицы сейчас с нами. Поэтому надо помнить.
21 июня 1973 года. Товарищеский матч СССР — Бразилия. 0:1 (0:0)
Гол: Жаирзиньо (67)
Москва. Центральный стадион им. В.И. Ленина. 80 000 зрителей
Владимир Мунтян (полузащитник сборной СССР в 1968–1976 годах): Конечно, любая игра с таким соперником несет праздничное настроение, и все зрители были в ожидании этого матча. Тем более он был прощальным для нашего капитана Алика Шестернёва. Мы, может быть, не так убедительно выглядели, но какие-то моменты создавали. Зритель, думаю, остался доволен игрой, но результатом, конечно, нет. Мы очень старались, хотели их победить, но не удалось, к сожалению.
На слуху были многие бразильцы: Клодоальдо, Ривелино, но Жаирзиньо особенно мне запомнился. Он и забил победный гол после подачи с фланга. Жаирзиньо сыграл на опережение, обманул Хурцилаву, оставив его позади себя. Схитрил, чертенок.
Еще их центральный защитник Перейра прекрасно читал игру, мне запомнился момент с ним. Открывается Блохин или Онищенко, я длинную передачу делаю. Потом смотрю — а там Перейра. Думаю, да как он успел?! А ведь, когда делал передачу, опустил глаза на мяч на секунду, а защитник за это время прочитал уже сразу и смещался туда, куда я отдал передачу. Я так во время игры раз ошибся, второй раз. Потом решаю сделать новую длинную передачу, смотрю — а там уже Перейра готов, и я не стал пасовать. Ну, думаю, погоди, посмотрим еще, кто кого обманет.
Вообще все бразильские пацаны были грамотные, приятно было сыграть с ними, вступать в единоборства. Бразильцы во время игры не грубили, относились очень уважительно. Атмосфера была очень спокойная на футбольном поле. После матча благодарили за игру, вроде менялись с нами футболками. У нас, конечно, как я понимаю, настроение было не лучшее, так как желаемого результата мы не добились, бразильцы были довольны. Конечно, они же бразильцы. Когда такие матчи проводятся в «Лужниках», столько зрителей, все остается, конечно, на всю жизнь.
28 августа 1996 года. Товарищеский матч Россия — Бразилия. 2:2 (1:0)
Голы: Никифоров (18, с пенальти), Донизетти (47), Радимов (80), Роналдо (85, с пенальти)
Москва. Стадион «Динамо». 25 000 зрителей
Юрий Никифоров (защитник сборной России в 1993–2002 годах): Тогда «Динамо» было практически полным, все-таки это бразильцы, у них выдающиеся мастера есть в каждом поколении. Конечно, по той игре помню, что я забил гол с пенальти. Мы старались играть без грубости, многие их футболисты играли в испанском чемпионате, так что если не были лично знакомы, то на поле пересекались уже. Игра проходила корректно, хотя обе команды хотели победить, пусть это был и контрольный матч.
Конечно, мне было приятно забить. Хоть и с пенальти, но гол есть гол. Все-таки это сборная Бразилии, забивать таким командам всегда почетно, даже и в товарищеской встрече. Обязательно надо, чтобы и в ближайшей игре наши испытали такие же эмоции. Нашим ребятам просто надо играть в свой футбол, а они играть умеют. Самое главное, чтобы психологически настроились.
Вообще правильное решение проводить игры с бразильцами, вот недавно и с аргентинцами играли — это правильное решение руководства. Именно на таких играх и надо учиться. Главное — в начале игры не делать грубых ошибок, задать хороший тон любому партнеру, любому игроку, потому что если начинать с ошибок вместе с нервозностью, то трудно перебороть. Поэтому и наши ребята должны начать играть спокойно, без нервозности, в хороший футбол, тогда может быть результат. И нельзя бояться, хоть это и сборная Бразилии. Они же из такого же теста сделаны.
1 марта 2006 года. Товарищеский матч Россия — Бразилия. 0:1 (0:1)
Гол: Роналдо, 15
Москва. Стадион «Локомотив». 19 000 зрителей
Алексей Смертин (полузащитник сборной России в 1998–2006 годах): Главное воспоминание — это то, что было холодно. Нам-то привычно было, а бразильцам, конечно, прохладно. При всем этом на стадион «Локомотив», если не ошибаюсь, пришло много болельщиков, так как это была интересная и принципиальная для нас игра.
Мы хотели сыграть на хорошем уровне, но могло получиться и лучше, так как довлел тот факт, что мы играем против бразильцев — действующих чемпионов мира. У меня на тот момент были некоторые воспоминания о матче 1998 года, когда наш экспериментальный состав проиграл 1:5, а я тоже принимал участие в матче.
Жаль, что в той игре не сыграл Роналдиньо, поскольку мы с ним пересекались несколько раз, когда он был игроком «Барселоны», а я играл в Англии, выступали в одни годы во Франции. Запомнился «зубастик» Роналдо, Роберто Карлос — это большие мастера.
Подготовил Александр Бокулёв
Над проектом работали:
Владислав Важник, Михаил Фомин, Максим Малышев, Павел Куколев, Олег Кошелев, Евгений Вагин
В проекте использованы фотографии агентств:
Фотохроника ТАСС (Александр Демьянчук, Артем Коротаев, Петр Ковалев), EPA-EFE/ABEDIN, TAHERKENAREH, EPA-EFE/AIDAN CRAWLEY, EPA-EFE/ANDRES CRISTALDO, EPA/ANDY RAIN, EPA/ANGEL DIAZ, EPA-EFE/ANTONIO BAT, EPA-EFE/BARTLOMIEJ ZBOROWSKI, EPA-EFE/BRENDAN ESPOSITO, EPA/Chris Ricco, EPA/DAN HIMBRECHTS, EPA-EFE/DIMITRIS LEGAKIS, EPA-EFE/ERNESTO ARIAS, EPA/ETIENNE LAURENT, EPA/FAZRY ISMAIL, EPA-EFE/FRANCK ROBICHON, EPA/IAN LANGSDON, EPA/JASON SZENES, EPA-EFE/JEAN-CHRISTOPHE BOTT, EPA-EFE/JEON HEON-KYUN, EPA/JORGE NUNEZ, EPA-EFE/JOSE JACOME, EPA-EFE/JOSE MENDEZ, EPA/KAI FOERSTERLING, EPA/KIMIMASA MAYAMA, EPA-EFE/KIYOSHI OTA, EPA-EFE/LAURENT GILLIERON, EPA/LUKAS COCH, EPA-EFE/MATTEO BAZZI, EPA/MOHAMED MESSARA, EPA-EFE/NOUFAL IBRAHIM, EPA-EFE/PAULO NOVAIS, EPA/PAUL MILLER, EPA/PETER POWELL, EPA/MOHAMED MESSARA, EPA/PETER KLAUNZER, EPA-EFE/RAUL MARTINEZ, EPA/ROBERT GHEMENT, EPA-EFE/RONALD WITTEK, EPA/RUNGROJ YONGRIT, EPA/SEBASTIEN NOGIER, EPA/SERGEY DOLZHENKO, EPA/SRDJAN SUKI, EPA-EFE/STEPHANIE LECOCQ, EPA-EFE/TOLGA BOZOGLU, EPA-EFE/VAHRAM BAGHDASARYAN, EPA-EFE/YOAN VALAT, EPA-EFE/YURI KOCHETKOV, AP Photo/Abdeljalil Bounhar, AP Photo/Antonio Calanni, AP Photo/Ahmed Gamil, AP Photo/Andre Penner, AP Photo/Ariel Schalit, AP Photo/Armando Franca, AP Photo/Brynjar Gunnarsson, AP Photo/Christophe Ena, AP Photo/Czarek Sokolowski, AP Photo/Daniel Munoz, AP Photo/Darko Vojinovic, AP Photo/Denis Tyrin, AP Photo/Fernando Vergara, AP Photo/Geert Vanden Wijngaert, AP Photo/Gustavo Garello, AP Photo/Hassan Ammar, AP Photo/John Raoux, AP Photo/Marcelo Hernandez, AP Photo/Martin Meissner, AP Photo/Martin Mejia, AP Photo/Matt Dunham, AP Photo/Michel Spingler, AP Photo/Moises Castillo, AP Photo/Peter Morrison, AP Photo/Petr David Josek, AP Photo/Rodrigo Abd, AP Photo/Sakchai Lalit, AP Photo/Scott Heppell, AP Photo/Sergei Chuzavkov, AP Photo/Shuji Kajiyama, AP Photo/Sunday Alamba, AP Photo/Tony Avelar, REUTERS/Andres Stapff, REUTERS/Amr Abdallah Dalsh, REUTERS/Brandon Malone, REUTERS/Edgar Su, REUTERS/Eric Vidal, REUTERS/Jaime Saldarriaga, REUTERS/Jason Cairnduff, REUTERS/Jorge Cabrera, REUTERS/Kacper Pempel, REUTERS/Kai Pfaffenbach, REUTERS/Kim Hong-Ji, REUTERS/Leonardo Benassatto, REUTERS/Michael Dalder, REUTERS/Siphiwe Sibeko, REUTERS/Steve Christo, REUTERS/Susana Vera, REUTERS/Zoubeir Souissi, Aitor Alcalde/Getty Images, Amin M. Jamali/Getty Images, Bruno Zanardo/Getty Images, Buda Mendes/Getty Images, Catherine Ivill/Getty Images, Chung Sung-Jun/Getty Images, David Ramos/Getty Images, Denis Doyle/Getty Images, Francois Nel/Getty Images, Hagen Hopkins/Getty Images, Hector Vivas/Getty Images, James D. Morgan/Getty Images, Julian Finney/Getty Images, Lucas Uebel/Getty Images, Michael Regan/Getty Images, Mike Hewitt/Getty Images, Oleg Nikishin/Getty Images, Ronald Martinez/Getty Images, Srdjan Stevanovic/Getty Images, Steve Haag/Getty Images, Stu Forster/Getty Images, Andrew Surma/NurPhoto via Getty Images, Foto Olimpik/NurPhoto via Getty Images, Pedro Fiúza/NurPhoto via Getty Images, Burak Akbulut/Anadolu Agency/Getty Images, Leonardo Benassatto/Anadolu Agency/Getty Images, Mustafa Yalcin/Anadolu Agency/Getty Images, Catherine Ivill — AMA/Getty Images, Robbie Jay Barratt — AMA/Getty Images, Eddy LEMAISTRE/Corbis via Getty Images, Ben Radford/Corbis via Getty Images, Lukasz Laskowski/PressFocus/MB Media/Getty Images, TF-Images/TF-Images via Getty Images, Epsilon/Getty Images, Power Sport Images/Getty Images, VI Images via Getty Images, fckncg/Shutterstock, AP Photo/Paul White
Что сказал Пеле в фильме Стрельцов?
4 июля 1965 года на стадионе «Лужники» в Москве действительно состоялся товарищеский матч СССР – Бразилия, и посмотреть вживую на Пеле собралось 102 тысячи болельщиков. Встреча закончилась со счетом 3:0 в пользу гостей, и два гола были на счету Пеле, который провел один из лучших матчей в карьере.
Что сказал Пеле в фильме Стрельцов? Ответы пользователей
Но каким он теперь им запомнится? Капитан Россия. Ухарь-молодец без царя в голове. И все его приключения под саундтрек из «Любэ»: «Ветер в харю, .
«Лента.ру» изучила биографию советского Пеле и разобралась, насколько правдоподобным получился фильм «Стрельцов», который эксклюзивно выйдет .
Film.ru пытается разобраться, где в фильме «Стрельцов» быль, . Сам он был того же мнения – перед смертью в 1990 году он сказал своему сыну .
Вот и Стрельцов любит «стиляжничать», что в конечном итоге не доводит до добра. После своей скорой свадьбы с первой женой Аллой Деменко он .
Немудрено, что оба добились вызова в национальную сборную. Стрельцов дебютировал за нее феноменально, оформив в первых двух матчах по хет-трику: .
С первых же кадров. Он кто угодно — героический танкист, чертановский борец с инопланетянами — но не Стрелец. Такое ощущение, что он приезжал .
Стрельцов!». Эпическая сцена, что и говорить. Только в действительности болельщики так скандировали во время скромного матча ЗИЛ-ГАЗ, а с Пеле .
Создатели фильма о Стрельцове рассказали историю не о нем, а о чем-то своем . Стрельцов не играл против Пеле, а матч в Москве сборная СССР .
Его талант сравнивали с талантом легендарного Пеле, а к 20 годам он прочно . сказал Александр Петров, актер, исполнитель роли Стрельцова.
«Стрельцов». Хилой грудью на амбразуру
Как правило, природа отдыхает на детях талантливых людей. Однако эта аксиома не мешает звездным сынкам срывать большой куш! За предыдущие выходные картина молодого и, как показала практика, совершенно неопытного сына Алексея Учителя Ильи «Стрельцов» собрала 117,9 миллиона рублей, возглавив российский кинопрокат.
Илья решил сказать новое слово в жанре спортивных байопиков и, не побоюсь этих слов, спекулятивно и конъюнктурно слепил из трагедии советского спорта сладенькую фантазию про любовь-морковь в духе «Стиляг», неизвестно зачем забив «пяточкой» в альковные «ворота» легендарный стрельцовский мяч.
А как не слепить? Повод-то подходящий есть! В июле этого года исполнилось 30 лет со дня смерти великого «торпедовца». Значит, пора ковать железо, пока горячо, и штамповать по шаблону плоские околофутбольные мелодрамы. Футбол тут вообще приключился… неожиданно. Как рекламная красивая упаковка, без которой обойтись никак невозможно. Все-таки одиозный Эдуард Стрельцов был гениальным игроком в истории отечественного футбола.
И о его личной трагедии в этой компьютерной выдумке нет ни слова. Фильм не отвечает на главный вопрос: как Стрельцов смог влюбить в себя всю страну? Как смог вырваться из рядов спортивных статистов, став единственным и неповторимым?
Зато режиссеру и его команде удалось другое. Создатели картины пошли по проторенной дорожке. Величайшего форварда XX века, чья карьера была разбита вдребезги чудовищным обвинением, однако сумевшего вернуться в профессиональный спорт, войти в сборную и добиться звания лучшего футболиста СССР, Учитель окружил проверенными, но, с точки зрения киноискусства, дешевыми штампами. Заодно заштамповав и самого Стрельцова заурядной игрой узкоплечего и малорослого Александра Петрова, которому бы гопника играть (что он у Люка Бессона в «Анне» и делает — естественно и непринужденно), а не историческую личность, крепкого, атлетически сложенного мужика, от которого на поле отлетали соперники.
Штампы персонализированы в лице комсомолки, наверняка спортсменки и просто красавицы (любовная тема — куда ж без нее, иначе кассовых сборов не будет!), мудрого и все понимающего тренера (типичный голливудский образ отца), лучшего друга и злодея (черного человека в костюме сером из партийных рядов).
Как и в случае со скучным и неинформативным фильмом «Лев Яшин. Вратарь моей мечты», в «Стрельцове» две трети экранного времени занимает… примитивная мифологизированная мелодрама, а не правдивый рассказ о восхождении, падении и возрождении не сломленного жизненными обстоятельствами человека.
Так почему-то и кажется, что влюбленные в Петрова девушки (да-да, такие есть!) в ажитации начнут швырять из зала в экран атрибуты шелкового бельишка.
А ярких моментов из биографии скандального Эдуарда и динамичных, запоминающихся матчей не ждите. Здесь нет и намека на красивую спортивную драму, катастрофически не хватает спортивных эмоций, накала страстей на поле и свойственного профессиональному спортивному кино напряжения. Хаотические нарезки «про спорт» погоды не делают, играя здесь второстепенную роль, а клубничный эпизод с предложением руки и сердца на футбольном поле словно вырезан из голливудской мелодрамы.
Дающие представление о мастерстве Стрельцова встречи с разгромным счетом (например, тот же матч против Швеции в Стокгольме в 1955 году) в фильме почему-то так и не показали. Полуфинальный матч Олимпиады-1956 СССР — Болгария отчего-то стал «решающим». И то счастье! Правда, «кондитеры от кино» переборщили со сладким и здесь, приукрасив события до такой степени, что становится тошно.
Ванильный какой-то «Стрельцов» получился. Такой весь чистенький, ангелок, покрытый сусальным золотом! Режиссер показывает красивые картинки из жизни «золотой советской молодежи», в которые верится с трудом. Гопник, безотцовщина, выросший в нищете, не получился даже у Петрова. Слишком холеный он, не мускулинный для этой роли!
Где фельетоны в «Правде» о его пьяных выходках? А лишение звания заслуженного мастера спорта за победу в олимпийском Мельбурне?
Где мутные, неспортивные загулы, бесконечные кабаки и штабеля из баб? Жизнь в тюрьме на грани выживания и кровавая бойня на зоне, отнявшая у Стрельцова надежду на будущее?
После пяти лет тюрьмы Стрельцов в фильме выходит на свободу с… набриолиненной укладкой и, садясь в машину, картинным жестом мажора отбрасывает тюремную телегу в сторону, хочется спросить: это как?! Вы вообще воздух зоны нюхали, мальчики?
Вранье, сплошное вранье.
А значит, и шанса на положительный исход у картины, грешащей бесчисленными неточностями и какими-то по-детски наивными выдумками, нет.
С точки зрения реальных фактов из биографии футболиста, мелодрама Ильи Учителя не выдерживает абсолютно никакой критики. Динамичная, опять же напрочь фантазийная (снята ради «красного словца»!) сцена с попыткой догнать поезд на грузовике вызывает недоумение и смех. Рекомендую догнать экспресс на груженной капустой развалюхе — авось и будет толк. В реальности загулявшего накануне Эдика по спецраспоряжению «сверху» просто подождали в Можайске.
Ну и напоследок о конфликте с картинным злодеем с неизменным портфелем чиновника, которого Александру Яценко играть омерзительно, и этого не удается скрыть. Мстительный антагонист только тем и занимается, что изо всех сил плетет паутину интриг вокруг обаятельного милашки Стрельцова. И наконец достигает желаемого: в финале кошмарного сценария, слепленного номенклатурщиком, заведомо безвинного футболиста под белы рученьки гребут в «воронок». Арест происходит за две недели до первого в истории сборной СССР чемпионата мира.
Знаете, почему этот гнусный мерзавец ломает через колено судьбу спортсмена мирового класса? Девочки, сморкайтесь в платочки! Вся эта развесистая клюква приключилась из-за его беспощадной любви к счастливой избраннице Эдика!
Ловкий партийный функционер выныривает и в финале фильма, решительно не давая встретиться Стрельцову с Пеле на одном поле в «Лужниках» в товарищеском матче СССР — Бразилия.
Фантазия Учителя неукротима: полные «Лужники» начинают жечь факелы из газет, пытаясь привлечь внимание дорогого Леонида Ильича, чтобы тот срочно вернул Стрельцова в состав.
Матч — не выдуманный, да вот в реальности Стрельцов в нем не играл, а сборная СССР потерпела поражение от бразильцев со счетом 0:3…
Не уместнее ли было бы показать не выдумку, а правду? Как освобожденный по УДО Стрельцов несколько лет упорно добивался права играть в чемпионате СССР, а сам в это время отбивал «пяточкой» мяч в рамках первенства автозавода имени Лихачева?
Да, кстати, о дружбе. Валентина Иванова в фильме тоже практически нет. Того самого Иванова, что взошел на пьедестал советского (и мирового!) футбола, заменив Стрельца. Как нет и упоминания о том, что именно в самый сложный, решающий и переломный момент друга рядом с Эдуардом не оказалось. Он осуждал пьянство товарища и на подмосковную дачу в тот вечер не поехал. Спешил к жене.
Нет, такой Стрельцов нам не нужен! Искренний, честный и непридуманный, неидеальный кумир советской молодежи не вписывается в современный «спортивный» мейнстрим. Оголливудившемуся российскому «массфильму» требуется глянец, представление о представлении режиссера, который в силу своей незрелости не способен ощутить нерв ушедшей эпохи.
Впервые с момента просмотра злополучных новогодних премьер («Викинг» и «Т-34») я вышла из зала, сожалея о бездарно потраченных деньгах и убитом времени.
Так себе Учитель. Молодой, неопытный…
СКАЗАНО
Илья Учитель: «Нам хотелось показать Стрельцова романтиком, стилягой, Есениным от футбола».