УК отвечает за детские площадки, даже если они не входят в состав общего имущества, а земля под домом не оформлена
Обязанность по содержанию детских площадок на прилегающей к жилым домам территории, лежит на УК, которая управляет домом, даже в тех случаях, когда земельный участок под МКД не сформирован, детские площадки не включены в состав общего имущества (ОИ), причем близость площадки к конкретному МКД не имеет значения, – площадка все равно находится в составе общего имущества (Определение Верховного Суда РФ от 25 августа 2020 г. № 303-ЭС20-11685).
На это указали суды в деле об оспаривании предписания в адрес УК об устранении различных нарушений ГОСТ Р 52169-2012 «Оборудование и покрытие детских игровых площадок. Безопасность при эксплуатации. Общие требования».
УК не оспаривала само плачевное состояние площадок, но пыталась доказать, что проведение проверки сопровождалось грубыми нарушениями, и что спорные площадки не входят в зону ее ответственности вышеупомянутым обстоятельствам.
Все важные документы и новости о коронавирусе COVID-19 – в ежедневной рассылке Подписаться
Что касается грубых нарушений процедуры проверки – то суды таковых не установили (в качестве негрубых нарушений суд отметил дописки в акт проверки и отсутствие доказательств направления исправленного акта в адрес юридического лица).
А в части «детских» обязанностей УК суды рассуждали так:
-
предусмотрено, что управление МКД должно обеспечивать благоприятные и безопасные условия проживания граждан, надлежащее содержание ОИ в МКД;
- согласно п. «ж» п. 2 Правил № 491 в состав общего имущества МКД включаются детские площадки, расположенные в границах земельного участка, на котором расположен МКД;
- а в силу п. 10 Правил № 491 общее имущество должно содержаться в соответствии с требованиями законодательства РФ в состоянии, обеспечивающем безопасность для жизни и здоровья граждан;
- в силу п. 66 постановления Пленума Верховного Суда РФ № 10, Пленума ВАС РФ № 22 от 29.04.2010 согласно ч 1 ст. 16, ч. 1 ст. 36 ЖК РФ собственникам помещений в МКД принадлежит на праве общей долевой собственности земельный участок с элементами озеленения и благоустройства, на котором расположен МКД;
- поэтому содержание элементов благоустройства в границах придомовой территории относится к обязанностям УК независимо от того, упомянуты ли они в договоре управления, и имеется ли по вопросу их выполнения решение ОСС;
- по фото и видеоматериалам, по схеме расположения участка судом установлено, что детские площадки «с нарушениями» расположены на территориях, прилегающих к обслуживаемым УК жилым домам;
- наличие государственного кадастрового учета земельного участка под МКД и прилегающей к нему территории имеет значение для определения собственника земельного участка, но не влияет на обязанность УК обеспечивать надлежащее состояние детской игровой площадки на придомовой территории;
- ссылка УК на выписки из ЕГРН по указанным домам и схемы земельных участков отклоняется, поскольку для земельных участков спорных МКД не сформированы границы (это следует из материалов всего дела), иных игровых площадок указанные МКД дома не имеют;
- по этой же причине отклоняется ссылка УК на то обстоятельство, что игровые площадки расположены ближе к иным МКД на той же улице – это не имеет правового значения.
Дополнительно суды сослались на письмо УК в муниципалитет о том, что УК осмотрела детские площадки на придомовых территориях, на основании осмотра ведутся работы по ремонту и демонтажу неисправных элементов: дескать, сами назвали площадки своими, теперь нечего отпираться! Довод УК, что письмо подписано неуполномоченным лицом, был отклонен как не имеющий значения для рассмотрения дела.
Верховный Суд РФ отказал УК в пересмотре дела, поскольку «доводы о неверном отнесении детских площадок к ОИ именно МКД, находящихся под управлением УК, получили надлежащую правовую оценку».
Как УО без нарушений смонтировать и содержать детскую площадку
Безопасность детских площадок на общественных и придомовых территориях стала темой пресс-конференции в МИЦ «Известия». Читайте, почему, по мнению экспертов, эти площадки не всегда содержатся в надлежащем состоянии и на что УО обратить внимание при монтаже или осмотре детских игровых комплексов.
Изучите Технический регламент «О безопасности оборудования для детских игровых площадок»
С 1 декабря 2021 года прекращают действовать переходные положения к требованиям Технического регламента ЕАЭС 042/2017 «О безопасности оборудования для детских игровых площадок». С этого дня все новые детские площадки должны соответствовать регламенту. Старое, ранее смонтированное оборудование под действие ТР ЕАЭС 042/2017 не подпадает: его нужно постепенно демонтировать и заменить.
- Светлана Калинина, член Центрального штаба Общероссийского народного фронта, координатор Центра ОНФ по мониторингу благоустройства городской среды;
- Маргарита Жаркова, заместитель ФАУ «Проектная дирекция Минстроя России»;
- Светлана Разворотнева, исполнительный директор НП «ЖКХ Контроль», председатель комиссии Общественной палаты РФ по ЖКХ, строительству и дорогам;
- Карен Тадевосян, начальник отдела государственного надзора и контроля Росстандарта.
По данным ОНФ, в России за год более 40 тысяч детей получают травмы на детских площадках, в том числе есть смертельные случаи. Центр мониторинга благоустройства городской среды и Минстрой РФ приводят неутешительную статистику: сегодня около 72% новых мест для игр детей уже требуют ремонта.
При реализации проекта «Комфортная городская среда», согласно информации Минстроя РФ, по всей стране установлены 69 тысяч горок, качелей, песочниц и другого оборудования для детей во дворах и парках. При этом по 46% из них нет ежегодных актов осмотра состояния, а более чем за половиной детских площадок не закреплены ответственные за их содержание.
Заранее учтите возможные проблемы при установке и содержании игровой площадки
Эксперты, участвовавшие в пресс-конференции, вывели несколько самых значительных факторов, которые привели к тому, что десятки тысяч детей получают травмы при использовании как старого, так и нового игрового оборудования во дворах и в парках.
- Нехватка знаний и квалифицированных специалистов у заказчиков установки площадок: муниципалитетов, собственников, управляющих домами.
Сегодня законодательно не закреплено, то в органе местного самоуправления должен быть сотрудник, разбирающийся во всех технических тонкостях и требованиях к детским площадкам. Не всегда они есть и в УО. Поэтому техническое задание на такое оборудование составляется без знания нюансов, и его условия позволяют исполнителю некачественно выполнить работы по монтажу или использовать не отвечающие требованиям безопасности материалы.
Принимают готовую площадку тоже, как правило, без специалистов: это делает чаще всего глава муниципального образования или, например, председатель ТСЖ, Совета дома.
- Нехватка у ОМС и собственников средств на содержание площадок или нерациональное использование денег.
Установленные в рамках проекта «Комфортная городская среда» игровые площадки и комплексы нужно содержать, и зачастую бюджетных средств на это не хватает. Такая же ситуация и с площадками, которые монтируются на придомовой территории МКД: собственники на общем собрании принимают решение установить игровое оборудование, но забывают, что затем нужно будет платить за его обслуживание и ремонт.
- Старое оборудование сложно демонтировать.
Светлана Калинина и Маргарита Жаркова рассказали, почему порой не получается добиться замены старого оборудования во дворах многоквартирных домов. Зачастую сложно убедить жителей МКД в необходимости демонтировать горки, качели и песочницы, которые десятки лет назад построили их дедушки и бабушки и которые не отвечают требованиям безопасности.
Также пока неясно, как будет происходить замена устаревшего оборудования детских площадок после 1 декабря 2021 года, ведь тысячи таких объектов стоят не только на придомовых территориях, но и в детских садах, в парках, возле школ и детских больниц. У муниципалитетов нет бюджета для их массовой замены на новые игровые площадки, которые будут отвечать требованиям ТР ЕАЭС 042/2017.
Тщательно проработайте вопросы размещения площадки и объектов на ней
- отсутствие или недостаточная толщина ударопоглощающего покрытия;
- соседство площадки с теплотрассой и линиями электропередачи, контейнерными площадками, автостоянками;
- незакреплённые игровые конструкции;
- качели на жёстких подвесах, запрещённые с 2013 года.
На пресс-конференции примеры наиболее частых нарушений, которые допущены при монтаже и содержании муниципалитетами игровых площадок, привела Светлана Калинина. Она участвует в их мониторинге в регионах России. Управляющим организациям, которые планируют монтаж игрового оборудования на придомовой территории, стоит учесть ошибки коллег и не допускать их.
Покрытие площадки должно быть безопасным. Если используется засыпка, то это не может быть крупная щебёнка: ребёнок, упав на неё, получит травму. Поверхность площадки должна быть ровной, в том числе при засыпке песком. Если покрытие резиновое, то необходимо хорошо его закрепить и обязательно очищать от снега, из-за которого оно быстро портится и вздувается.
Из-за снега резиновое покрытие вздувается и требует замены. Фото ОНФ.
Уделите внимание ограде площадки: дети могут застрять между слишком широко расставленными прутьями забора или напороться на острые прутья.
Опасная ограда: дети могут напороться на проволоку
Вокруг площадки необходимо вырубить сухостой, максимально отдалить её от автодороги и парковки автомобилей. Приведите в порядок территорию вокруг площадки, чтобы детям не приходилось добираться до неё через огромные лужи или перебегая через проезжую часть.
На качелях, горках и других объектах на площадке укажите ограничение возраста детей, которые могут ими пользоваться. Качели с жёстким подвесом обязательно замените на цепочные.
При монтаже объектов игорной зоны правильно расставьте их по территории: съезд с горки не должен упираться в другие элементы, забор или скамейку:
На площадке не должно быть канализационных люков и теплошахт, её нужно максимально отдалить от сетей, в том числе от трансформаторных будок. Ни в коем случае нельзя использовать в игровых зонах самодельные игровые элементы, особенно качели и горки: они не отвечают требованиям безопасности и могут привести к травмам детей.
Назначьте ответственного за содержание площадки и её ежегодный осмотр
- При составлении техзадания – изучите ТР ЕАЭС 042/2017, привлеките специалистов, которые разбираются в теме и помогут составить проект в соответствии с требованиями законодательства к оборудованию.
- Определите наиболее безопасное для детей место размещения площадки – вдали от дорог, трансформаторов. Подготовьте его: вырубите сухие деревья, высадите газоны и другое.
- Привлеките к приёмке смонтированной игровой зоны квалифицированный персонал, чтобы уже на этом этапе заметить и устранить недочёты и опасные для детей нарушения.
- Назначьте лицо, ответственное за ежегодные осмотры и содержание площадки, определите, кто и за что отвечает.
Если на общем собрании собственников участники голосуют за установку детского оборудования во дворе, УО или ТСЖ должны подробно объяснить жителям дома, что они платят не только за сам монтаж горок и качелей, но и за последующее их содержание и ремонт.
Видеозапись пресс-конференции о безопасности детских площадок доступна на сайте МИЦ «Известия».
Кто отвечает за детские площадки во дворе
Дворовые детские площадки редко пустуют. Совсем маленьких деток сюда приводят родители, дети чуть постарше гуляют уже сами. Лазят по горкам, катаются на качелях, пробуют подтягиваться на турниках. Они мало обращают внимание на состояние оборудования и самой площадки в целом. И из-за этого часто получают неприятные травмы. Ведь 80% детских площадок в Украине находятся в запущенном виде и нуждаются в ремонте.
В этом материале расскажем, как понять, безопасна ли игровая локация для ребёнка, и кто отвечает за детские площадки во дворе.
Основные показатели, что детская площадка опасна для ребёнка
Нормы размещения детских площадок и их содержания нарушены в этих случаях:
- Вместо мягкого природного или резинового покрытия использовали бетон, асфальт, гравий, камень или другие жёсткие материалы.
- Оборудование поломано, покосилось, какие-то части не закреплены, расшатаны. Есть острые, режущие края или зазоры, в которых может что-то застрять.
- Краска слезла, на металлических частях оборудования виднеется ржавчина, деревянные поверхности не гладкие, можно загнать занозу.
- Не продуманы защищающие ограждения для безопасности маленьких детей.
- Детская площадка находится рядом с проезжей частью или стоянкой автомобилей.
- На игровой локации есть мусор. В песочнице грязный песок.
- На территории площадки расположен канализационный люк, рядом находятся мусорные баки.
Также родителям важно понимать, на какой возраст рассчитана площадка. Игровые локации для взрослых детей могут быть опасными для маленького ребёнка, так как оборудование там выше и не продумана защита от падений.
К кому обращаться, если дворовая площадка оказалась небезопасной
Если совпал хотя бы один пункт из списка выше, значит площадка небезопасная, требует капитального или частичного ремонта. К кому обращаться в таком случае?
В законе о детских площадках фигурирует такое понятие как «балансодержатель». Это юридическое лицо или непосредственный собственник, который несёт ответственность за эксплуатацию и содержание имущества в должном виде. Именно он должен следить за состоянием площадки и не менее одного раза в год проводить необходимые ремонтные работы. В противном случае балансодержатель может быть оштрафован по статье 152 Кодекса Украины об административных нарушениях.
Балансодержателями детских площадок во дворе могут быть:
- коммунальное предприятие;
- ОСББ;
- частная компания.
Если игровая локация не соответствует требованиям по безопасности, родителям нужно обращаться непосредственно к балансодержателю. Лучше объединить силы с другими жильцами близлежащих домов и написать коллективное заявление на ремонт детской площадки. Балансодержатель обязан рассматривать такие обращения и давать на них вменяемый ответ. Если же он этого не делает, родители могут с полным правом подать жалобу в органы местного самоуправления.
Конечно, многие родители не хотят возиться с бюрократией, предпочитают объединить усилия, чтобы отремонтировать оборудование самостоятельно или выиграть грант на установку новой детской площадки. Это тоже выход. Однако он требует больших затрат по ресурсам и времени.
Кто должен устанавливать детские площадки во дворах
В случае, если во дворе вообще нет детской локации или она находится в таком состоянии, что даже капитальный ремонт не поможет, жильцам домов можно обращаться к балансодержателю территории, в органы местного самоуправления или к депутатам горсовета. К коллективному заявлению можно приложить фото объектов, расположенных во дворе.
При этом финансирование детской площадки будет осуществляться из городского бюджета. Это указано в постановлении Кабмина Украины №869 от 01.06.2011.
Конечно, в идеале сотрудники коммунальных служб обязаны ежедневно осматривать площадки, а проверки с составлением соответствующего акта должны проводиться, как минимум, раз в месяц. Но в реальности их редко проводят даже при введении детской локации в эксплуатацию.
Мы в Hip Park стремимся изменить эту ситуацию. Ещё при проектировании детской площадки мы продумываем все нюансы по её дальнейшему обслуживанию. Поэтому мы используем надёжные, износостойкие, экологически чистые материалы и покрытия, многократно тестируем созданное оборудование, проверяем его на прочность и устойчивость. Да и в принципе обустраиваем игровые локации по международным стандартам безопасности.
Мы из тех компаний, кто строит детские площадки с заботой о детях и их родителях.
Проектируем и создаем детские площадки
Посмотрите проекты, которые мы уже сделали. Может сделаем удивительное и для вас?
Подписывайтесь на рассылку
Присылаем последние новости из мира архитектуры и строительства детских площадок. Ничего лишнего и без засилья рекламы.
Детские площадки во дворе многоквартирных домов. Кто за них отвечает?
Содержание детской игровой площадки, расположенной у двух многоквартирных домов, обязанность управляющей организации.
Независимо от границ земельного участка.
Очень спорное решение приняли суды всех инстанций.
Судебные акты по делу №№: 303-ЭС20-11685, Ф03-1388/2020, 06АП-7632/2019,
А73-13544/2019
Ссылка на дело
➡️ Cодержание элементов благоустройства в границах придомовой территории относится к обязанностям лица, осуществляющего управление домом, независимо от упоминания об этом в договоре управления домом или наличия решения общего собрания собственников помещений в жилом доме по вопросу выполнения таких обязанностей.
➡️ В силу пункта 66 Постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации №10, Пленума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 29.04.2010 №22 согласно части 1 статьи 16, части 1 статьи 36 Жилищного кодекса Российской Федерации собственникам помещений в многоквартирном доме принадлежит на праве общей долевой собственности земельный участок с элементами озеленения и благоустройства, на котором расположен многоквартирный дом и иные входящие в состав такого дома объекты недвижимого имущества.
➡️ В соответствии с пунктом 3.5.11 Правил и норм технической эксплуатации жилищного фонда, утвержденных постановлением Государственного комитета Российской Федерации по строительству и жилищно-коммунальному комплексу от 27.09.2003 №170, территория каждого домовладения должна иметь детские спортивные и игровые площадки с озеленением и необходимым оборудованием малых архитектурных форм для летнего и зимнего отдыха детей.
➡️ Государственный кадастровый учет земельного участка под МКД и прилегающей к нему территории имеет значение для определения собственника земельного участка, но не влияет на обязанность управляющей организации обеспечивать надлежащее состояние детской игровой площадки на придомовой территории.