Какое движение в россии правостороннее или
Перейти к содержимому

Какое движение в россии правостороннее или

  • автор:

История появления левостороннего движения

Большой разницы между тем, по какой стороне дороги ездить, нет. Это скорее дело привычки. Логического обоснования, почему так, а не иначе, тоже нет. Универсальный ответ — так сложилось исторически.

Почему в России правостороннее движение?

В России, как и в большинстве стран, правостороннее движение. У нас долго не спорили, по какой стороне ездить, потому что ещё в допетровские времена (до Петра I) сани зимой держались правой стороны и разъезжались левыми боками. А потом в 1752 году императрица Елизавета Петровна издала указ о введении в России правостороннего движения. С тех пор у нас ничего не менялось.

Почему в Великобритании левостороннее движение?

В Британии левостороннее движение законодательно закрепили примерно в то же время, что и в России правостороннее. В 1756 году всех на дорогах в королевстве обязали придерживаться левой стороны. Штраф за нарушение был весьма внушительным — фунт серебра.

Вопрос в другом — почему решили ездить по левой стороне?

Тут версий несколько. Первая версия морская. Великобритания — островное государство и добраться туда можно было только морем. А в старинные времена в английском судоходстве было принято расходиться с другим кораблем правым бортом (то есть левостороннее движение). Сейчас в судоходстве правостороннее движение, но в те времена Англия была очень зависима от моря и на суше переняли морские традиции, которые потом не стали менять.

Другая версия историческая. В Римской империи (в 45 году нашей эры Рим завоевал Британские острова) легионы ходили по левой стороне дороги. Это объяснялось тем, что легионеры держали мечи в правой руке и при встрече с неприятелем им было выгодней находиться с левой стороны, чтобы враг сразу попадал под удар. Впоследствии Римская империя пала, но так как Великобритания — это остров, там левостороннее движение так и осталось.

Кстати, археологические раскопки подтверждают эту версию. Не так давно археологи раскопали старинную римскую каменоломню и там более укатанной была как раз левая колея, по которой ехали тележки с камнем.
Почему в Австралии левостороннее движение?

С Австралией всё просто. До недавнего времени она была английской колонией, так что правила там были такие же, как в Британии. После обретения независимости там просто не захотели ничего менять, поэтому левостороннее движение так и осталось. И такая ситуация, кстати, сохранилась в большинстве бывших английских колоний. В Индии, например.

Почему в Японии левостороннее движение?

Но почему тогда в Японии левостороннее движение, ведь Япония никогда не была английской колонией и тем более не попадала под влияние Римской империи?

Тут дело в политике. Во-первых, при создании железных дорог в Японии были наняты английские специалисты. Они сделали всё на свой лад, по принципу левостороннего движения. Во-вторых, в 1859 году посол королевы Виктории убедил японское правительство принять левостороннее движение и на дорогах.

А вы знаете… почему у нас движение — правостороннее?

Мы редко задумываемся о такой простой вещи, как дороги. Нам кажется, что дороги – для нас, «мирных жителей». Однако это было не так еще в прошлом столетии – дороги были, в первую очередь, созданы государством и для государства. Первую такую дорогу построил персидский царь Дарий I, правивший в 522-486 годах до н. э., чтобы оперативно доставлять информацию из одного конца империи в другой. Как двигались гонцы по дороге – справа или слева, мы не знаем, но Царская дорога стала синонимом быстрого и надежного разрешения любого вопроса.

Стратегическое положение

Для древних римлян, главным делом которых была война, привычка держаться левой стороны при движении давала преимущество в момент неожиданной встречи с врагом. Короткий меч гладиус покоился на левом бедре легионеров, поэтому неожиданно появившийся враг должен был попадать под правую руку, то есть под меч. Завоевав Британские острова, римляне принесли в Альбион и левосторонний принцип движения.

Если для римлян был принципиален вопрос скорости боевого развертывания, то для британцев решающим фактором стал этикет. Англичане носили мечи на левом бедре и использовали левую сторону, чтобы избежать конфликта на пустом месте, случайно задев друг друга оружием в узких переулках средневековых городов.

Удар наотмашь

Правда, есть предположение, что считать первопричиной лишь удобство для воинов не совсем правильно, так как большинством было все же гражданское население. Военные части могли двигаться по левой стороне, а обычные люди, уступая им дорогу, придерживались правой — это позволяло раньше заметить отряд.

По другой версии, привычка ездить слева закрепилась благодаря еще одному правилу этикета. В конных экипажах кучер сидел наверху. Большинство людей — правши. Погоняя лошадей кнутом в правой руке, кучер мог случайно задеть прохожих. Чтобы избежать этого, логично было ехать слева. Закрепилось это правило в стране в 1756 году, когда британский парламент принял билль о движении по Лондонскому мосту.

Своей дорогой

Примечательно, что в России, да и в других странах с правосторонним движением, практика сложилась самостоятельно, то есть вначале так сложилось, а потом закрепили законодательно.

Нашу страну оторвала от колыбели — Европы — зависимость от монгольских завоевателей. Правда, завоевателям тоже были нужны дороги и сообщения: так появился ям и ямщики. Датский посол Юль писал, что при Петре I все повозки ямщиков двигались по правой стороне, а вдоль основной дороги тянулась еще одна, специальная — для царя, а позже и для членов царской семьи. Разъезжаясь и уступая дорогу, увести тяжелую повозку ямщику проще в правую сторону, ведь натягивать вожжи лучше более сильной правой рукой. Вероятно, это и стало причиной правостороннего движения, закрепленного императрицей Елизаветой Петровной в 1752 году.

Истина — посередине

На сегодняшний день левосторонними в мире остались 28% дорог, остальные — правосторонние. Что касается уровня безопасности на дорогах, то, согласно статистике ООН, он зависит от степени экономического развития страны, а не от принятого направления движения. Так, например, в левосторонних Великобритании и Японии смертность в ДТП — 3,3 и 3,6 на 100 000 человек, а в Пакистане и Индии — 14,4 и 30,8.

На безопасность пассажиров в машине направление движения, кстати, тоже не влияет. Согласно тестам, на 16% наименее опасным считается не место за водителем, как думает большинство, а среднее в заднем ряду. Сюда рекомендовано ставить детское автокресло. Так, в случае ДТП при лобовом столкновении ребенок не ударится головой о спинку кресла водителя; сзади детское кресло будет защищено багажником; а при боковом ударе — большим расстоянием от бортов. К тому же при таком расположении проще контролировать ребенка через зеркало заднего вида: водителю не нужно поворачивать голову и отвлекаться от дороги.

Почему в России правостороннее движение, а в Англии — левостороннее

Исторически сложилось, что в большинстве стран именно правостороннее движение. А левостороннее — исключительно в Англии и некоторых ее колониях, а также в Японии. Это делает достаточно неудобным трансфер автомобилей из одних стран в другие и не позволяет большинству автовладельцев приобрести японский или английский автомобиль мечты. Зачем же сохраняется эта традиция и как это вообще возникло?

Английское левостороннее движение

Многие английские традиции восходят ко временам Римской империи. Тогда легионеры ходили по левой стороне дороги, так как носили вооружение в правой руке. Большинство из них было правшами, это было удобно в бою. При нападении легионеры более эффективно отражали атаки, если шли слева, а оружие держали справа.

За легионом ехал обоз с едой и сменным вооружением, а также с бытовыми принадлежностями. Потому езда по левой стороне стала английской традицией. В дальнейшем британцам было не до смены стороны дороги, и они так и оставили все на своих местах.

Почему в России ездят по правой стороне

Многочисленные исторические источники свидетельствуют о том, что в России всегда ездили по правой стороне. А точнее — по колее, то есть по центру дороги. В старые времена покрытий не было, и обозы ехали просто по земле. Летом почва утаптывалась в колею, зимой — в «полоз» для саней. По правой стороне обозы разъехались. ПДД тогда не было, поэтому объезжал тот, который первый встретил другой обоз. Такие вещи нигде не были прописаны и регулировались этикетом.

Странно, но Петр Первый не был тем, кто ввел правила разъезда и движения. Их ввела Екатерина Вторая, она приказала обозам разъезжаться по левой стороне, и держаться левой стороны, когда движешься в городе.

Многие страны унаследовали левостороннее движение от Британии, которая вела активную завоевательную деятельность. На сегодняшний день традиция ездить как англичане сохранилась в Австралии.

В Скандинавии пытались ввести левостороннее движение, но оно не прижилось. Так в Швеции настолько старательно избавлялись от «английской привычки», что заставили водителей поменять сторону в 4.50 утра..

Англия сегодня сохраняет свою сторону движения только в силу традиции. А Россия активно борется с «праворульными» автомобилями, считая их причиной аварий.

Как думаете, обоснованно ли в современном мире иметь левостороннее движение?

Почему в России правостороннее движение?

Мало кто из автомобилистов знает, как в Россию пришло правостороннее движение. На самом деле изначально дороги были созданы для государства, а не водителей, с правой стороны решили ездить ямщики, тогда как в Англию из Рима пришло левостороннее движение.

Почему в России правостороннее движение?

Первую дорогу смог построить персидский царь Дарий, еще 522-486 годах до н. э. Главной целью была быстрая передача информации из одной части империи в другую. Древние римляне ездили по левой стороне не случайно, так у них было преимущество при неожиданной встрече с врагом. Англичане же выбрали ту же сторону из-за этикета — они боялись задеть друг друга мечами.

Еще одна версия гласит, что по левой стороне двигались только военные, тогда как правую оставили для простых людей. Так можно было издалека заметить отряд. В России же правостороннее движение появилось позже, чем в других странах. Почему именно правостороннее — никто не знает, но затем его закрепили на законодательном уровне.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *