Какие реквизиты правового акта определяют его однозначно
Перейти к содержимому

Какие реквизиты правового акта определяют его однозначно

  • автор:

21. Реквизиты правового акта

Правила оформления документов, принятые в делопроизводстве, исходят из того, что документ состоит из отдельных элементов – реквизитов. Перечень 30 реквизитов организационно-распорядительных документов закреплен в ГОСТ Р 6.30-2003.

Как уже отмечалось, в правилах юридической техники под реквизитами правового акта понимаются элементы правового акта, не входящие в его содержательную часть и не содержащие регулятивных положений, предназначенные для отражения юридических свойств и идентификации правового акта. Согласно правилам юридической техники реквизиты отражают важнейшие юридические свойства правового акта, связанные с его статусом и принятием. Основное идентифицирующее значение для правового акта имеют заголовок, дата принятия и номер акта. Например, вид правового акта позволяет судить о юридической силе правового акта, а дата его принятия дает возможность установить приоритет между двумя правовыми актами одного вида.

Состав реквизитов правовых актов различается в зависимости от вида правового акта. Вместе с тем можно установить реквизиты, обязательные для правовых актов любых видов. В этой связи правила юридической техники могут содержать:единый перечень реквизитов, обязательных для всех видов правовых актов, издаваемых органами управления определенного уровня; отдельные перечни реквизитов для правовых актов определенного вида.

Например, единый перечень реквизитов для правовых актов, издаваемых федеральными органами исполнительной власти, приводится в Правилах подготовки нормативных правовых актов федеральных органов исполнительной власти и их государственной регистрации:

наименование органа (органов), издавшего акт;

наименование вида акта и его название;

дата подписания (утверждения) акта и его номер;

наименование должности и фамилия лица, подписавшего акт.

В законах субъектов РФ также устанавливаются перечни реквизитов, единые для всех правовых актов этого уровня. Однако и в этом вопросе в региональных законах нет единообразия. Например, в Законе Ярославской области от 07.03.2001 № 16-З «О правовых актах Ярославской области» (в ред. от 07.10.2008) установлено, что правовые акты Ярославской области имеют следующие реквизиты:

наименование (вид и название) правового акта;

наименование органа, принявшего акт;

дата подписания правового акта и его номер;

должность и фамилия лица, уполномоченного подписывать соответствующий правовой акт.

23. Понятие правотворчества , его соотношение с нормотворчеством, законотворчеством. Виды правотворчества.

Актуальность проблемы правотворчества определяется тем, что она дает жизнь праву, формирует и оформляет его. Правотворчество является отражением социального нормативного регулирования в правовой сфере.

Государство осуществляет свои функции в различных правовых формах. Важнейшей из них, наряду с правоприменительной, учредительной и контрольно-надзорной деятельностью, является правотворчество, в ходе которого разносторонние интересы общества отдельных его социальных слоев и многочисленных индивидов приводятся к общему знаменателю, а также находят свое воплощение в общеобязательных правилах поведения. Правотворчество (в узком смысле) представляет собой деятельность компетентных органов государства, должностных лиц, специально уполномоченных общественных организаций, трудовых коллективов или всего населения по установлению, изменению, отмене и систематизации юридических норм. В широком, данное понятие охватывает деятельность по познанию потребностей в нормативном регулировании тех или иных общественных отношений. Правотворчество является завершающей стадией более широкого процесса – процесса правообразования. Иногда в науке используют термин «нормотворчество», однако ряд авторов указывает на то, что термин «нормотворчество» относится к установлению не только норм права, но и других социальных норм. Характер тех правовых идей, которые в конечном итоге фиксируются в нормативно-правовых актах данного государства, определяется множеством факторов: состоянием экономики, уровнем развитости гражданского общества, типом государственного режима, общей направленностью социально-политического развития государства, его международным положением. Формирование права зависит также от особенностей национального менталитета, от существующих в обществе обычаев и традиций, от умения различных политических сил идти на компромиссы. Задача правотворческих органов – как можно более полно учесть при издании соответствующих актов все вышеперечисленные факторы с тем, чтобы придать формально-определенный, общеобязательный характер наиболее оптимальным для данных условий моделям поведения.

Главное назначение правотворчества – выработка и принятие новых правовых норм. Другие проявления правотворчества (изменение, отмена и систематизация) имеют относительно вспомогательное значение для формирования системы права.

Соответственно выделяются и функции правотворчества:

а) выработка и принятие новых юридических норм;

б) изменение или дополнение действующих норм права;

в) отмена устаревших;

г) систематизация или упорядочение действующего нормативно-правового материала.

24.Деление правотворчества на виды может проводиться по различным основаниям. Так, в зависимости от субъектов издания нормативно-правовых актов различают правотворчество:

а) государственных органов;

б) общественных организаций;

в) трудовых коллективов;

г) всего народа (взрослого населения страны) в ходе референдума.

Наиболее распространенным видом правотворчества является принятие нормативных актов органами государства и уполномоченными на то должностными лицами. Это объясняется необходимостью профессионального подхода к формулированию общеобязательных правил поведения, наиболее полного учета всех факторов, влияющих на эффективность их последующей реализации, обеспечение внутренней согласованности и непротиворечивости системы законодательства. Особенно велика роль государства в издании нормативно-правовых актов во времена значительных социально-политических и экономических преобразований. Только глубокий анализ происходящих в обществе процессов может позволить принять законы «опережающего» характера в обеспечении проводимых реформ.

В Украине правом принятия нормативно-правовых актов обладают: Верховная Рада Украины как единственный орган законодательной власти (ст. 75 Конституции Украины), Верховный Совет Автономной Республики Крым как представительный орган крымской автономии (ст. 136 Конституции Украины), Президент и Кабинет Министров Украины, Совет Министров Автономной Республики Крым, министерства, ведомства, государственные комитеты, местные государственные администрации.

К числу субъектов правотворчества можно отнести также органы местного самоуправления, а также администрации предприятий и учреждений (локальное правотворчество).

Полномочия на издание нормативных актов каждого органа определяются Конституцией Украины и иными законами в зависимости от места, занимаемого каждым из них в системе органов государства.

Правотворческая деятельность общественных (корпоративных) организаций, как правило, исключает самостоятельное принятие этими организациями норм права.

Государство может санкционировать акты, принятые этими организациями, предварительно разрешить издание соответствующего акта либо принять их совместно. Например, могут заключаться соглашения между отраслевыми профсоюзами и работодателями, регулирующие трудовые социально-экономические и профессиональные отношения.

Трудовые коллективы наряду с коллективным договором (локальный нормативный акт), заключенным с администрацией предприятия, имеют право на заключение разного рода соглашений – правовых актов, содержащих обязательство по установлению условий, оплаты труда и т.д.

Непосредственное участие народа в правотворчестве – референдум – в последнее время получает все большее распространение (ст. 69-74 Конституции Украины). В данном случае народ как источник власти реализует свое право на непосредственное участие в решении важнейших вопросов государственной и общественной жизни путем принятия законов. Решения, принятые всеукраинским референдумом, обладают высшей юридической силой и не нуждаются в каком-либо утверждении.

В зависимости от характера участия государства в правотворчестве различают:

а) непосредственную правоустановительную деятельность соответствующих государственных органов;

б) делегирование правотворческих полномочий негосударственным формированиям;

в) санкционирование государством норм, сложившихся в обществе или выработанных определенными организациями.

Реквизиты нормативного текста

РЕКВИЗИТЫ НОРМАТИВНОГО ТЕКСТА — внешние его атрибуты, которые свидетельствуют о надлежащем оформлении нормативного акта и юридической силе его положений. Реквизиты нормативного акта есть совокупность внешних (несодержательных) характеристик нормативного акта, удостоверяющие официальный характер и юридическую силу его (акта) положений. К реквизитам нормативного акта относятся; наименование нормативного акта (заголовок) и принявшего его органа; указание места и даты принятия нормативного акта; удостоверительная подпись утвердившего акт лица; регистрационный номер нормативного акта. Название нормативного акта определяет его предмет, круг регулируемых законодательства, наконец, ссылаться на него в других правовых актах. Обычно используется краткое название акта: закон «О гражданстве», «О чрезвычайном положении», «О государственной тайне», «О безопасности», «О прокуратуре», «О милиции» и т.д.

С юридической точки зрения указание на орган, принявший (издавший) нормативный акт, определяет пространственную сферу действия данного акта, его юридическую силу и место в иерархии действующего законодательства.

Отмеченные реквизиты (за исключением заголовка) — необходимый атрибут всякого нормативного акта. Значение реквизитов заключается в следующем: во-первых, они индивидуализируют акт, выделяют его из совокупности других актов; во-вторых, содержат необходимую информацию об органе, принявшем акт; в-третьих, удостоверяют подлинность нормативного правового акта.

Всякий нормативный акт (точнее его нормативное содержание) отличается специфической рубрикацией.

Элементарные начала общей теории права. — Право и закон, М.: КолосС . под общей ред. д-ра юрид. наук, проф. В. И. Червонюка . 2003 .

Смотреть что такое «Реквизиты нормативного текста» в других словарях:

Средства и правила (технико-юридический интсрументарий) построения текста нормативного акта — выработанная опытным путем техника составления текста нормативного правового акта. Техника составления нормативного акта подчиняется определенным правилам. В частности, правила требуют включения в нормативный акт юридически однородного материала … Элементарные начала общей теории права

Глава 17. Качество закона. юридическая (законодательная) техника и законодательные технологии — Глава 17 КАЧЕСТВО ЗАКОНА. ЮРИДИЧЕСКАЯ (ЗАКОНОДАТЕЛЬНАЯ) ТЕХНИКА И ЗАКОНОДАТЕЛЬНЫЕ ТЕХНОЛОГИИ Качество законаСоциальная адекватность законаЮридическая адекватность законаПравовой закон … Элементарные начала общей теории права

Законодательство — (Legislation) Содержание Содержание как комплекс нормативных актов Законодательство как деятельность по принятию Систематизация нормативных актов Правовая природа и основные характеристики понятия закон. . Основные признаки закона. .… … Энциклопедия инвестора

Юридическая техника — Юридическая техника  совокупность методов, средств и приемов, используемых в соответствии с принятыми правилами при выработке и систематизации нормативно правовых актов для обеспечения их совершенства. Важнейшая ее разновидность … … Википедия

ПРИКАЗ — согласно параграфу 2.7.1 Типовой инструкции по делопроизводству в федеральных органах исполнительной власти, утвержденной приказом Министерства культуры и массовых коммуникаций Российской Федерации от 08.11.2005 № 536, – письменный документ,… … Делопроизводство и архивное дело в терминах и определениях

Реквизиты нормативного правового акта: определение и особенности

Нормативные правовые акты — это документы, имеющие законодательную силу и устанавливающие правила и нормы, регулирующие определенные сферы общественной жизни. Они являются основой правовой системы и гарантируют соблюдение прав и обязанностей граждан и организаций.

Однако документы самы по себе не достаточно для применения правил, необходимы реквизиты нормативного акта. Реквизиты — это технические характеристики документа, которые позволяют идентифицировать его, определить его юридическую силу и узнать, от кого и когда был принят документ.

Реквизиты нормативного правового акта могут включать в себя следующую информацию: название акта, его номер, дату принятия и вступления в силу, наименование органа, принявшего акт, а также ссылки на другие акты, которые акт устанавливает или изменяет.

Значение реквизитов нормативного правового акта заключается в обеспечении его юридической силы, четкости и прозрачности. Реквизиты позволяют идентифицировать акт, проследить его историю и определить его правовое значение. Они также облегчают работу юристов и судей, позволяя быстро находить нужные нормы и анализировать их согласованность с другими актами.

Что такое реквизиты нормативного правового акта?

Реквизиты нормативного правового акта – это информационные элементы, которые обязательно должны присутствовать в тексте любого правового документа. Они представляют собой структурированную информацию, содержащую важные сведения о документе, такие как его название, дату принятия, номер и другие.

Реквизиты нормативного правового акта имеют большое значение, поскольку они позволяют однозначно определить и идентифицировать данное правовое положение. Без надлежащих реквизитов правовой акт не может быть корректно оформлен и не может быть рассмотрен или применен государственными органами, судебными инстанциями и физическими лицами.

Основными реквизитами нормативного правового акта являются:

  1. Название – полное и точное наименование документа, которое должно наиболее полно отражать суть документа.
  2. Дата принятия – дата, когда правовой акт был принят или утвержден компетентным органом.
  3. Номер – уникальный числовой или комбинированный идентификатор документа, который используется для его учета, классификации и поиска.
  4. Подпись – имена и должности должностных лиц, которые участвовали в принятии или подготовке документа.

Реквизиты нормативного правового акта должны быть четко прописаны в его тексте и могут быть определены местом простановки или форматом представления. Важно следить за правильным оформлением реквизитов, чтобы исключить возможность их искажения или подделки, что может негативно сказаться на правовом статусе акта и его дальнейшем применении.

Значение реквизитов в нормативном правовом акте

Реквизиты в нормативном правовом акте играют важную роль, поскольку они позволяют однозначно идентифицировать этот акт, определять его юридическую силу и применяемость, а также облегчают поиск и систематизацию правовой информации. Реквизиты представляют собой совокупность данных, которые указываются в правовых актах для их правильного оформления и классификации.

Основными реквизитами нормативного правового акта являются:

  1. Наименование акта: это название, которое указывается сверху текста акта и должно отражать суть документа. Наименование акта должно быть кратким, информативным и ясным, чтобы сразу давать представление о содержании акта.
  2. Номер акта: уникальный идентификационный номер, присваиваемый акту для его легкой идентификации. Номер акта состоит из числа и года принятия акта, а также порядкового номера, в зависимости от количества актов, принятых в указанном году.
  3. Дата принятия акта: дата, когда акт был принят. Это важный реквизит, поскольку определяет его действительность и вступление в силу.
  4. Подпись: подпись должностного лица или иного лица, ответственного за принятие акта. Подпись является подтверждением авторства и законности акта.
  5. Регистрационный номер акта: уникальный номер, присваиваемый акту при его регистрации в органах государственного контроля или регистрации. Регистрационный номер используется для учета и систематизации актов и обеспечивает их доступность для поиска и ссылок.

Вместе эти реквизиты образуют уникальную идентификацию нормативного правового акта, которая позволяет легко определить его силу, применяемость и отследить его историю изменений и исправлений. Значение реквизитов оказывается важным при работе с нормативными актами для правильного понимания и применения их положений.

Примеры реквизитов в нормативных правовых актах

Реквизиты – это элементы, которые идентифицируют нормативный правовой акт и предоставляют информацию об его составе и характеристиках. Реквизиты позволяют легко находить акт в системе правовых актов, а также определить его юридическую силу и применение.

Примеры реквизитов в нормативных правовых актах:

Наименование акта – указывает на то, как именно называется данный нормативный акт. Например, «Федеральный закон», «Постановление Правительства Российской Федерации».

Дата принятия – указывает на дату, когда был принят данный акт. Обычно это указывается в формате «день.месяц.год». Например, «01.01.2022».

Номер акта – указывает на порядковый номер данного акта в системе нормативных правовых актов. Например, «№ 123».

Степень юридической силы – указывает на то, какую юридическую силу имеет данный акт. Например, «федеральный закон», «постановление Правительства Российской Федерации».

Основание принятия – указывает на то, какой документ или событие послужило основанием для принятия данного акта. Например, «в соответствии с Конституцией Российской Федерации».

Сфера применения – указывает на область, в которой будет применяться данный акт. Например, «налоговое право», «административное право».

Подпись и печать – указывает на то, кто именно принял данный акт, а также ставит отметку о его основном органе или организации. Например, «Председатель Правительства Российской Федерации И.И. Иванов».

Сноски и ссылки – указывают на другие нормативные акты, документы или материалы, которые связаны с данным актом. Например, «см. также Федеральный закон № 456».

Какие реквизиты правового акта определяют его однозначно

Каждый правовой документ имеет реквизиты, которые не только определяют его вид, но и содержат информацию о его предназначении и юридической силе. Правильное оформление реквизитов — неотъемлемая часть правоприменительной деятельности. Однако, не все реквизиты однозначно определяют наименование документа и его вид.

Каждый правовой документ должен содержать следующие реквизиты: наименование документа, дату его принятия, номер и место его публикации. Однако, существует ряд документов, которые, например, по своей форме практически не отличаются друг от друга, но имеют разный вид. Именно поэтому столь важными являются другие реквизиты документов, которые определяют наименование его вида и делают его неповторимым.

В данной статье будут рассмотрены наиболее важные и однозначно идентифицирующие правовые акты реквизиты, которые необходимы для корректного их распознавания и применения в правовой практике.

Важно понимать, что неправильное указание реквизитов в документе может привести к обжалованию его в будущем или же препятствовать к его успешному применению и вступлению юридической силы.

Реквизиты правового акта

Каждый правовой акт должен содержать определенные реквизиты, которые определяют его однозначно и являются важной составляющей его документальной формы. Одни реквизиты указывают на место и время создания акта, другие — на его название и содержание. О некоторых из них расскажем далее.

Название акта

Один из главных реквизитов правового акта — это его название. В названии должно содержаться информация о содержании акта и его форме. Например, Закон «Об основах социального обеспечения» или Постановление Правительства «О введении карантина». Название также должно характеризовать уровень акта — это может быть закон, постановление, указ, распоряжение, приказ и т.д.

Дата и место создания

Одним из главных реквизитов, определяющих акт, является дата его создания. Она указывается в начале документа, в правом верхнем углу. Дата должна соответствовать реальному времени создания акта. Также в правовом акте указывается место его создания — город, регион, республика и т.д.

Номер акта

Каждый правовой акт должен иметь уникальный номер, который позволяет его однозначно идентифицировать. Номер акта должен включать серию (если это предусмотрено на уровне нормативного правового акта) и номер самого акта. Например, Закон Российской Федерации от 25.06.1993 № 5485-1 «О едином государственном реестре юридических лиц».

Подписи и печать

Подписи и печать — это неотъемлемые реквизиты правового акта, подтверждающие его законность и официальный характер. Акт подписывается должностным лицом, от имени которого он выдан. Кроме того, на документе должна быть указана должность лица, который осуществляет подпись, его фамилия, имя и отчество. Помимо подписи, на акте также ставится печать учреждения или органа, издавшего данный акт.

Что такое реквизиты?

Реквизиты — это специальные элементы, которые характеризуют правовые акты и позволяют однозначно определить их. Реквизиты содержат основные сведения о документе, такие как его название, дату создания, номер, подписи, печать и т.д.

Каждый правовой акт должен иметь уникальные реквизиты, которые подтверждают его подлинность и правомерность. Реквизиты являются неотъемлемой частью правового акта и могут включать в себя как информацию о самом документе, так и об организации, которая его издала.

  • Название документа — указывает на тип и суть правового акта.
  • Дата создания — указывает на дату, когда документ был подписан.
  • Номер документа — позволяет идентифицировать документ и отличать его от других.
  • Подписи и печать — являются основным подтверждением подлинности документа и подписываются должностными лицами.

Реквизиты правовых актов необходимы при оформлении, архивировании и хранении документов. Их правильное заполнение и хранение являются гарантией того, что правовые акты имеют юридическую силу и могут использоваться в судебных заседаниях, проверках и других юридических документах.

Определение реквизитов правового акта

Правовой акт — это официальный документ, который содержит нормы права и регулирует социальные отношения. Для однозначной идентификации правового акта необходимы определенные реквизиты.

Первый реквизит правового акта — это вид документа. Правовой акт может быть законом, постановлением, указом, распоряжением, договором и другими видами. Каждый вид документа имеет свои особенности, поэтому определение вида документа — важный реквизит.

Второй реквизит — это название документа. Название должно отражать суть содержания и быть кратким и ёмким. Часто название включает в себя указание на тему или предмет, на который направлен документ.

Третий реквизит — это дата принятия документа. Она позволяет определить актуальность документа и установить его связь с другими нормативными правовыми актами. Также дата принятия документа важна для его правильного использования и применения.

Четвертый реквизит — это наименование органа, который принял документ. Исполнительная власть, законодательный орган, суд или другие организации могут принимать правовые акты. Указание на орган, который принял документ, необходимо для легкой идентификации документа.

Пятый реквизит — это номер документа. Номер позволяет быстро найти и ознакомиться с текстом документа в архиве, а также становится важен при ссылках на правовой акт в других документах или судебных решениях. Номер документа уникален для каждого правового акта.

Таким образом, наличие всех вышеуказанных реквизитов в правовом акте позволяет установить его однозначную идентификацию и использовать его правильно в соответствии с законодательством.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *