Какая пенсия у федерального судьи
Перейти к содержимому

Какая пенсия у федерального судьи

  • автор:

Какая пенсия у федерального судьи

Статья 19. Материальное обеспечение судей

П. 1 ст. 19 (в ред. ФЗ от 06.03.2019 N 25-ФЗ) распространяется в том числе на судей, ставших инвалидами до 06.03.2019 вследствие причин, не связанных со служебной деятельностью.

1. Ежемесячное денежное вознаграждение судьи состоит из месячного оклада в соответствии с замещаемой им должностью судьи (далее — должностной оклад), месячного оклада судьи в соответствии с присвоенным ему квалификационным классом (далее — оклад за квалификационный класс), ежемесячного денежного поощрения, ежемесячной доплаты за выслугу лет, ежемесячных доплат за ученую степень кандидата юридических наук, доктора юридических наук, за ученое звание доцента, профессора, за почетное звание «Заслуженный юрист Российской Федерации», а также в случаях, предусмотренных законодательством Российской Федерации, ежемесячной доплаты за знание иностранных языков и их использование при исполнении должностных обязанностей.

Размер должностного оклада Председателя Конституционного Суда Российской Федерации устанавливается указом Президента Российской Федерации.

Установить размеры должностных окладов судей Конституционного Суда Российской Федерации в процентном отношении к должностному окладу Председателя Конституционного Суда Российской Федерации согласно приложению 6 к настоящему Закону.

Установить размер должностного оклада Председателя Верховного Суда Российской Федерации в размере 98 процентов должностного оклада Председателя Конституционного Суда Российской Федерации.

(в ред. Федерального закона от 12.03.2014 N 29-ФЗ)

(см. текст в предыдущей редакции)

Установить размеры должностных окладов судей в процентном отношении к должностному окладу Председателя Верховного Суда Российской Федерации согласно приложению 7 к настоящему Закону.

(в ред. Федерального закона от 12.03.2014 N 29-ФЗ)

(см. текст в предыдущей редакции)

Размеры должностных окладов судей ежегодно увеличиваются (индексируются) в соответствии с федеральным законом о федеральном бюджете на соответствующий год и на плановый период с учетом уровня инфляции (потребительских цен). Решение об увеличении (индексации) размеров должностных окладов судей принимается Президентом Российской Федерации.

Установить размеры окладов за квалификационный класс судей в процентном отношении к должностным окладам судей:

девятый квалификационный класс — 30 процентов;

восьмой квалификационный класс — 40 процентов;

седьмой квалификационный класс — 50 процентов;

шестой квалификационный класс — 60 процентов;

пятый квалификационный класс — 75 процентов;

четвертый квалификационный класс — 90 процентов;

третий квалификационный класс — 105 процентов;

второй квалификационный класс — 120 процентов;

первый квалификационный класс — 135 процентов;

высший квалификационный класс — 150 процентов.

Установить размеры ежемесячного денежного поощрения Председателя Конституционного Суда Российской Федерации и судей Конституционного Суда Российской Федерации согласно приложению 6 к настоящему Закону.

Установить размеры ежемесячного денежного поощрения судей согласно приложению 7 к настоящему Закону.

Исчислять ежемесячное денежное поощрение судей, установленное приложениями 6 и 7 к настоящему Закону, исходя из должностных окладов судей.

Установить размеры ежемесячной доплаты за выслугу лет судей в процентном отношении к должностным окладам судей:

от 2 до 5 лет — 15 процентов;

от 5 до 10 лет — 25 процентов;

от 10 до 15 лет — 30 процентов;

от 15 до 20 лет — 40 процентов;

свыше 20 лет — 50 процентов.

Порядок и условия определения выслуги лет судей утверждаются постановлением Совета судей Российской Федерации.

Установить следующие размеры ежемесячной доплаты судьям:

имеющим ученую степень кандидата юридических наук или ученое звание доцента, — 5 процентов должностного оклада;

имеющим ученую степень доктора юридических наук или ученое звание профессора, — 10 процентов должностного оклада;

имеющим почетное звание «Заслуженный юрист Российской Федерации», — 10 процентов должностного оклада.

Установить размер ежемесячной доплаты судьям Конституционного Суда Российской Федерации за знание иностранных языков и их использование при исполнении должностных обязанностей — 20 процентов должностного оклада.

Судье выплачивается ежеквартальное денежное поощрение, которое не входит в состав ежемесячного денежного вознаграждения судьи.

Ежеквартальное денежное поощрение выплачивается в размере ежемесячного денежного поощрения по замещаемой должности.

Ежемесячное денежное вознаграждение судьи и ежеквартальное денежное поощрение судьи, замещающего соответствующую должность судьи, не могут быть уменьшены.

В соответствии с федеральными законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации судьям производятся другие выплаты, которые не входят в состав ежемесячного денежного вознаграждения судьи.

В случаях, установленных законодательством Российской Федерации, к ежемесячному денежному вознаграждению судьи, ежеквартальному денежному поощрению судьи и другим выплатам, предусмотренным соответствующими федеральными законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации, устанавливаются районный коэффициент, коэффициент за работу в пустынных и безводных местностях, коэффициент за работу в высокогорных районах и процентная надбавка за работу в районах Крайнего Севера и приравненных к ним местностях, в южных районах Восточной Сибири и Дальнего Востока в размерах, определяемых с учетом размеров коэффициентов и процентных надбавок, установленных соответствующими нормативными правовыми актами Российской Федерации.

В пределах установленного фонда оплаты труда судьям могут выплачиваться премии и оказываться материальная помощь.

Порядок выплаты премий и оказания материальной помощи судьям определяется актами Конституционного Суда Российской Федерации и Верховного Суда Российской Федерации для судей соответственно Конституционного Суда Российской Федерации и Верховного Суда Российской Федерации и актами Судебного департамента при Верховном Суде Российской Федерации по согласованию с Советом судей Российской Федерации для судей судов общей юрисдикции и арбитражных судов.

(в ред. Федерального закона от 12.03.2014 N 29-ФЗ)

(см. текст в предыдущей редакции)

Судья, достигший возраста 60 лет (женщины — 55 лет), при стаже работы в области юриспруденции не менее 25 лет, в том числе не менее 10 лет работы судьей, вправе, уйдя в отставку, получать ежемесячное пожизненное содержание в полном размере. В стаж работы, учитываемый при исчислении размера ежемесячного пожизненного содержания, включается время работы как на должности судьи, так и на должностях, указанных в пункте 5 статьи 4 настоящего Закона.

(в ред. Федерального закона от 02.07.2013 N 185-ФЗ)

(см. текст в предыдущей редакции)

Судьям, проработавшим в районах Крайнего Севера и приравненных к ним местностях соответственно не менее 15 и 20 календарных лет и ушедшим (удаленным) в отставку, ежемесячное пожизненное содержание и ежемесячное денежное содержание по инвалидности назначаются и выплачиваются с учетом районного коэффициента к ежемесячному денежному вознаграждению независимо от их места жительства и времени обращения за указанным содержанием.

(в ред. Федерального закона от 06.03.2019 N 25-ФЗ)

(см. текст в предыдущей редакции)

Размеры ежемесячного пожизненного содержания судей, а также ежемесячного денежного содержания по инвалидности увеличиваются (индексируются) в размерах и сроки, которые предусмотрены для увеличения (индексации) размеров должностных окладов судей. Также производится пересчет размеров ежемесячного пожизненного содержания судей и ежемесячного денежного содержания по инвалидности в случае увеличения (индексации) размеров любых составляющих ежемесячного денежного вознаграждения судьи.

(в ред. Федеральных законов от 22.12.2014 N 435-ФЗ, от 06.03.2019 N 25-ФЗ)

(см. текст в предыдущей редакции)

(п. 1 в ред. Федерального закона от 25.12.2012 N 269-ФЗ)

(см. текст в предыдущей редакции)

1.1. Фонд оплаты труда судей сверх суммы средств, направляемых для выплаты должностных окладов, формируется за счет средств для выплаты (в расчете на год):

1) оклада за квалификационный класс:

в Конституционном Суде Российской Федерации — в размере 18 должностных окладов;

в Верховном Суде Российской Федерации — в размере 17,6 должностного оклада;

(в ред. Федерального закона от 12.03.2014 N 29-ФЗ)

(см. текст в предыдущей редакции)

в кассационных судах общей юрисдикции, апелляционных судах общей юрисдикции, кассационном военном суде, апелляционном военном суде, верховных судах республик, краевых, областных судах, судах городов федерального значения, суде автономной области, судах автономных округов, окружных (флотских) военных судах, арбитражных судах округов, арбитражных апелляционных судах, арбитражных судах субъектов Российской Федерации и Суде по интеллектуальным правам — в размере 13,8 должностного оклада;

(в ред. Федерального закона от 29.07.2018 N 266-ФЗ)

(см. текст в предыдущей редакции)

в районных, городских, межрайонных и гарнизонных военных судах — в размере 8,4 должностного оклада;

мировым судьям — в размере 5,4 должностного оклада;

2) ежемесячного денежного поощрения:

в Конституционном Суде Российской Федерации — в размере 122,1 должностного оклада;

в Верховном Суде Российской Федерации — в размере 73,2 должностного оклада;

в кассационных судах общей юрисдикции, апелляционных судах общей юрисдикции, кассационном военном суде, апелляционном военном суде, верховных судах республик, краевых, областных судах, судах городов федерального значения, суде автономной области, судах автономных округов, окружных (флотских) военных судах, арбитражных судах округов, арбитражных апелляционных судах, арбитражных судах субъектов Российской Федерации и Суде по интеллектуальным правам — в размере 26,7 должностного оклада;

в районных, городских, межрайонных и гарнизонных военных судах — в размере 26,7 должностного оклада;

мировым судьям — в размере 26,4 должностного оклада;

(пп. 2 в ред. Федерального закона от 29.07.2018 N 266-ФЗ)

(см. текст в предыдущей редакции)

3) ежемесячной доплаты за выслугу лет:

в Конституционном Суде Российской Федерации — в размере 6 должностных окладов;

в Верховном Суде Российской Федерации — в размере 6 должностных окладов;

(в ред. Федерального закона от 12.03.2014 N 29-ФЗ)

(см. текст в предыдущей редакции)

в кассационных судах общей юрисдикции, апелляционных судах общей юрисдикции, кассационном военном суде, апелляционном военном суде, верховных судах республик, краевых, областных судах, судах городов федерального значения, суде автономной области, судах автономных округов, окружных (флотских) военных судах, арбитражных судах округов, арбитражных апелляционных судах, арбитражных судах субъектов Российской Федерации и Суде по интеллектуальным правам — в размере 6 должностных окладов;

(в ред. Федерального закона от 29.07.2018 N 266-ФЗ)

(см. текст в предыдущей редакции)

в районных, городских, межрайонных и гарнизонных военных судах — в размере 4,5 должностного оклада;

мировым судьям — в размере 3 должностных окладов;

4) доплат за ученую степень кандидата юридических наук, доктора юридических наук, за ученое звание доцента, профессора, за почетное звание «Заслуженный юрист Российской Федерации», за знание иностранных языков и их использование при исполнении должностных обязанностей:

в Конституционном Суде Российской Федерации — в размере 4,8 должностного оклада;

в Верховном Суде Российской Федерации — в размере 1,2 должностного оклада;

(в ред. Федерального закона от 12.03.2014 N 29-ФЗ)

(см. текст в предыдущей редакции)

5) ежеквартального денежного поощрения:

в Конституционном Суде Российской Федерации — в размере 40,7 должностного оклада;

в Верховном Суде Российской Федерации — в размере 24,4 должностного оклада;

в кассационных судах общей юрисдикции, апелляционных судах общей юрисдикции, кассационном военном суде, апелляционном военном суде, верховных судах республик, краевых, областных судах, судах городов федерального значения, суде автономной области, судах автономных округов, окружных (флотских) военных судах, арбитражных судах округов, арбитражных апелляционных судах, арбитражных судах субъектов Российской Федерации и Суде по интеллектуальным правам — в размере 8,9 должностного оклада;

в районных, городских, межрайонных и гарнизонных военных судах — в размере 8,9 должностного оклада;

мировым судьям — в размере 8,8 должностного оклада;

(пп. 5 в ред. Федерального закона от 29.07.2018 N 266-ФЗ)

(см. текст в предыдущей редакции)

6) других выплат, предусмотренных соответствующими федеральными законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации:

в Конституционном Суде Российской Федерации — в размере 9 должностных окладов;

в Верховном Суде Российской Федерации — в размере от 6 до 9 должностных окладов исходя из установленных судьям размеров указанных выплат;

(в ред. Федерального закона от 12.03.2014 N 29-ФЗ)

(см. текст в предыдущей редакции)

в кассационных судах общей юрисдикции, апелляционных судах общей юрисдикции, кассационном военном суде, апелляционном военном суде, верховных судах республик, краевых, областных судах, судах городов федерального значения, суде автономной области, судах автономных округов, окружных (флотских) военных судах, арбитражных судах округов, арбитражных апелляционных судах, арбитражных судах субъектов Российской Федерации и Суде по интеллектуальным правам — в размере 3 должностных окладов;

(в ред. Федерального закона от 29.07.2018 N 266-ФЗ)

(см. текст в предыдущей редакции)

в районных, городских, межрайонных и гарнизонных военных судах — в размере 1 должностного оклада;

мировым судьям — в размере 0,1 должностного оклада.

В пределах средств, предусмотренных абзацами четвертым, пятым и шестым настоящего подпункта, Верховный Суд Российской Федерации и Судебный департамент при Верховном Суде Российской Федерации устанавливают конкретный размер средств для получателей бюджетных средств, определяя его исходя из количества судей, в отношении которых законодательством Российской Федерации предусмотрены другие выплаты;

(в ред. Федерального закона от 12.03.2014 N 29-ФЗ)

(см. текст в предыдущей редакции)

7) районного коэффициента, коэффициента за работу в пустынных и безводных местностях, коэффициента за работу в высокогорных районах и процентной надбавки за работу в районах Крайнего Севера и приравненных к ним местностях, в южных районах Восточной Сибири и Дальнего Востока к ежемесячному денежному вознаграждению судьи, ежеквартальному денежному поощрению судьи и другим выплатам, предусмотренным соответствующими федеральными законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации, — в размерах, определяемых с учетом размеров коэффициентов и процентных надбавок, установленных соответствующими нормативными правовыми актами Российской Федерации.

(п. 1.1 введен Федеральным законом от 25.12.2012 N 269-ФЗ)

1.2. Конституционный Суд Российской Федерации, Верховный Суд Российской Федерации, Судебный департамент при Верховном Суде Российской Федерации вправе перераспределять средства фонда оплаты труда судей между выплатами, предусмотренными пунктом 1.1 настоящей статьи.

(п. 1.2 в ред. Федерального закона от 12.03.2014 N 29-ФЗ)

(см. текст в предыдущей редакции)

2. Судьям предоставляются ежегодные оплачиваемые отпуска продолжительностью 30 рабочих дней.

Судьям, работающим в районах Крайнего Севера, ежегодные оплачиваемые отпуска предоставляются продолжительностью 51 рабочий день, а в местностях, приравненных к районам Крайнего Севера, и в местностях с тяжелыми и неблагоприятными климатическими условиями, где установлены коэффициенты к заработной плате, — 45 рабочих дней.

Судье предоставляется ежегодный дополнительный оплачиваемый отпуск с учетом стажа его работы в области юриспруденции:

(в ред. Федерального закона от 02.07.2013 N 185-ФЗ)

(см. текст в предыдущей редакции)

от 5 до 10 лет — 5 рабочих дней;

от 10 до 15 лет — 10 рабочих дней;

свыше 15 лет — 15 рабочих дней.

Время следования судьи к месту отдыха и обратно в срок отпуска не засчитывается. Стоимость проезда к месту отдыха и обратно подлежит оплате.

Порядок определения стажа работы для предоставления ежегодного дополнительного оплачиваемого отпуска устанавливается Верховным Судом Российской Федерации.

(в ред. Федерального закона от 12.03.2014 N 29-ФЗ)

(см. текст в предыдущей редакции)

(п. 2 в ред. Федерального закона от 21.06.1995 N 91-ФЗ)

(см. текст в предыдущей редакции)

3. Абзацы первый — третий утратили силу с 1 января 2019 года. — Федеральный закон от 30.10.2018 N 375-ФЗ.

(см. текст в предыдущей редакции)

В жилых помещениях, занимаемых судьями, во внеочередном порядке устанавливается телефон с оплатой по установленным тарифам.

В таком же порядке предоставляются места в дошкольных образовательных организациях, общеобразовательных организациях, имеющих интернат, летних оздоровительных учреждениях детям судей.

(в ред. Федерального закона от 02.07.2013 N 185-ФЗ)

(см. текст в предыдущей редакции)

(п. 3 в ред. Федерального закона от 22.08.2004 N 122-ФЗ)

(см. текст в предыдущей редакции)

4. Утратил силу с 1 января 2019 года. — Федеральный закон от 30.10.2018 N 375-ФЗ.

(см. текст в предыдущей редакции)

Действие п. 5 распространено на судей, ушедших на пенсию с этой должности, независимо от времени ухода на пенсию (ФЗ от 21.06.1995 N 91-ФЗ).

5. Судья и члены его семьи имеют право на получение медицинской помощи, включая обеспечение лекарственными препаратами для медицинского применения, которое оплачивается за счет средств федерального бюджета. Они также имеют право на санаторно-курортное лечение, которое судье, его супруге (супругу) и несовершеннолетним детям оплачивается за счет средств федерального бюджета. Эти права сохраняются за судьей и после ухода (удаления) его в отставку или на пенсию. При этом находящийся в отставке или на пенсии судья и члены его семьи получают медицинскую помощь за счет средств федерального бюджета в тех же медицинских организациях, в которых они состояли на учете.

(в ред. Федеральных законов от 21.06.1995 N 91-ФЗ, от 25.11.2013 N 317-ФЗ)

(см. текст в предыдущей редакции)

6. В случае прекращения полномочий судьи по основаниям, предусмотренным подпунктом 10 пункта 1 статьи 14 настоящего Закона, его семье выплачивается единовременное пособие из расчета его ежемесячного денежного вознаграждения по последней должности за каждый полный год работы судьей, но не менее 12 ежемесячных денежных вознаграждений.

(в ред. Федеральных законов от 15.12.2001 N 169-ФЗ, от 25.12.2012 N 269-ФЗ)

(см. текст в предыдущей редакции)

В случае упразднения или реорганизации суда, а также если судья оказывается состоящим в близком родстве или свойстве (супруг (супруга), родители, дети, родные братья и сестры, дедушки, бабушки, внуки, а также родители, дети, родные братья и сестры супругов) с председателем или заместителем председателя того же суда, судья может быть с его согласия переведен в другой суд. За время, в течение которого оформляется перевод, за судьей сохраняется ежемесячное денежное вознаграждение. В случае отказа судьи от перевода он имеет право на выход в отставку на общих основаниях. В этом случае ему также выплачивается компенсация в размере 12 ежемесячных денежных вознаграждений по последней должности.

(в ред. Федеральных законов от 25.12.2008 N 274-ФЗ, от 25.12.2012 N 269-ФЗ)

(см. текст в предыдущей редакции)

(п. 6 в ред. Федерального закона от 21.06.1995 N 91-ФЗ)

(см. текст в предыдущей редакции)

Действие п. 7 распространено на судей, ушедших на пенсию с этой должности, независимо от времени ухода на пенсию (ФЗ от 21.06.1995 N 91-ФЗ).

7. Судьи в служебных целях обеспечиваются проездными документами на проезд всеми видами транспорта общего пользования (кроме такси) в городском, пригородном и местном сообщении, приобретаемыми судами у соответствующих транспортных организаций в порядке, определяемом Правительством Российской Федерации.

При направлении в служебные командировки судьи пользуются правом бронирования и получения вне очереди мест в гостиницах и приобретения проездных документов на все виды транспорта.

(п. 7 в ред. Федерального закона от 22.08.2004 N 122-ФЗ)

(см. текст в предыдущей редакции)

8. Судьи обеспечиваются мантиями и служебным обмундированием.

(п. 8 в ред. Федерального закона от 16.04.2022 N 107-ФЗ)

(см. текст в предыдущей редакции)

9. Порядок и нормы обеспечения судей мантиями и служебным обмундированием, порядок их ношения и случаи обязательности ношения служебного обмундирования судьями утверждаются Верховным Судом Российской Федерации и Судебным департаментом при Верховном Суде Российской Федерации в пределах своих полномочий по согласованию с Советом судей Российской Федерации.

(п. 9 введен Федеральным законом от 16.04.2022 N 107-ФЗ)

10. Техническое описание мантии и образцов предметов служебного обмундирования судей утверждается Верховным Судом Российской Федерации в пределах своих полномочий по согласованию с Геральдическим советом при Президенте Российской Федерации, а также Судебным департаментом при Верховном Суде Российской Федерации в пределах своих полномочий по согласованию с Советом судей Российской Федерации и Геральдическим советом при Президенте Российской Федерации.

Пенсия судьи в отставке в 2023

Вопросы пенсионного обеспечения и отставки являются актуальными для любой профессии, включая судейскую. В России судьи имеют особый статус, их пенсионные выплаты и уровень жизни находятся под пристальным контролем Верховного суда и Минюста. В 2023 году пенсионная система для судей в отставке будет доведена до нового уровня, и известны изменения, которые коснутся как размеров пенсий, так и возможных корректировок в графике выхода на пенсию.

Судьи в России имеют право на пенсию в размере 75% от последней должностной зарплаты, если имеют стаж более 25 лет, и 70% если меньше. Размер пенсий устанавливается судьям на день выхода на пенсию и корректируется на основе инфляции. Новые правила, которые будут введены в 2023 году, предусматривают повышение размера пенсии до 80% и увеличение годового роста выплат на не менее чем 2% от общей суммы.

Важным изменением является сдвиг возраста выхода на пенсию до 65 лет, что приведет к значительному росту размеров пенсий для судей, вышедших на пенсию позднее. Кроме того, предусмотрено ускорение процедуры назначения пенсий, что должно уменьшить количество заявлений и снизить нагрузку на пенсионные органы.

Однако, кроме позитивных изменений, существуют ряд возможных рисков, связанных с выходом на пенсию. К таким рискам можно отнести снижение общественного авторитета, проблемы со здоровьем и возможность потери статуса и полномочий, которые имелись на должности судьи. Тем не менее, судьи в России имеют качественное пенсионное обеспечение и активно занимаются социально-общественной деятельностью, что позволяет им сохранять высокую степень репутации после завершения карьеры.

Размер пенсии для судей в отставке

Судьи являются категорией государственных служащих, которые после ухода на пенсию получают специальные вознаграждения. Размер пенсии для судей в отставке зависит от многих факторов, включая стаж работы, должность, занимаемую в судебной системе, а также законодательную базу региона.

Для определения размера пенсии учитываются все годы стажа работы судьи, включая время, когда он находился на должности судьи. Также учитывается размер заработной платы на момент ухода на пенсию, который был начислен судье за послужной список.

Пенсионное обеспечение судей является одним из самых важных вопросов для любой страны, поскольку оно позволяет снизить финансовую нагрузку на зарплаты во время их работы и в то же время сохранить профессиональный уровень судейского корпуса.

  • Важно знать: Размер пенсии для судей в отставке в каждом регионе могут отличаться друг от друга. В таких случаях местные законы вносят изменения и конкретизируют порядок выплат судьям.

На пенсии судья также имеет право на дополнительные выплаты, чтобы улучшить его финансовое положение, в том числе дополнительные выплаты за достигший профессиональный уровень, оплату жилья и медицинское страхование.

Таблица размеров пенсии для судей в РФ на 2021 год:

Категория Средний размер пенсии
Судьи Федерального суда от 150 000 до 200 000 рублей
Судьи субъектов РФ от 75 000 до 150 000 рублей

Как рассчитывается пенсия судьи в отставке?

Судьи в отставке имеют право на пенсию, которая рассчитывается на основании з/п, полученной в должности судьи. Однако, рассчитать пенсию не так просто, так как зависит от многих факторов.

При расчете пенсии учитываются многолетние начисления по взносам в Пенсионный фонд, страховым взносам и резервному фонду. В конечном итоге, это все факторы помогают определить размер пенсии.

Также, размер пенсии зависит от того, сколько лет судья отработал на должности и сколько заработал. Если судья много лет работал, то его пенсия будет больше. Если заработная плата судьи была высокой, то и пенсия будет соответственно выше.

Кроме того, судьи в отставке могут иметь право на дополнительные льготы и доплаты к пенсии, что также может повлиять на размер пенсии. Например, судьи в отставке могут иметь право на доплату за выслугу лет, если проработали больше 20 лет на должности судьи.

Таким образом, пенсия судьи в отставке рассчитывается на основе многих факторов и может быть разной для каждого судьи, в зависимости от его заработка и выслуги лет.

Какие требования нужно выполнить для получения пенсии?

Для получения пенсии необходимо выполнить определенные требования. В первую очередь, необходимо достигнуть определенного возраста. Для женщин этот возраст составляет 55 лет, для мужчин – 60 лет.

Кроме того, необходимо иметь стаж работы не менее 15 лет. Это значит, что судья в отставке, чтобы иметь право на пенсию, должен отработать в суде не менее 15 лет.

Если судья ранее работал в другой организации, то стаж работы в суде будет учитываться только за период, прошедший после трудоустройства в этом учреждении. Таким образом, если судья работал в суде только 10 лет, а до этого работал в другой организации, его общий стаж работы может составлять например 25 лет, но он все равно не имеет права на пенсию.

Также необходимо учитывать, что размер пенсии зависит от размера заработной платы за период работы. Чем выше зарплата, тем больше пенсия. Важно знать, что размер пенсии может быть изменен в зависимости от изменения законодательства и инфляции.

Все эти требования необходимо выполнить для того, чтобы получить пенсию. При этом, если необходимые условия не выполняются, судья не сможет получить пенсию до тех пор, пока не будет соответствовать всем требованиям. Таким образом, для получения пенсии необходимо планировать свою карьеру и работать достаточно долго в одном месте, чтобы иметь право на пенсию.

Размер пенсии судьи с 1 октября 2023 года: новые правила и изменения

Судейская пенсия в России является одной из важнейших составляющих социального обеспечения этой профессиональной группы. Каждый год законодательство вносит изменения в размер пенсии и условия ее назначения. С 1 октября 2023 года вступают в силу новые правила, которые предусматривают определенные изменения в расчете накопительной части и общего размера пенсии.

Одним из основных изменений является повышение базовой величины пенсии доходов судьи, по которой происходит расчет пенсионных накоплений. В соответствии с новыми правилами, базовая величина пенсии будет изменяться каждый год в зависимости от инфляции и роста заработной платы в стране. Это позволит повысить размер накопительной части пенсии и общего размера пенсии для судей.

Другим важным изменением является увеличение стажа работы, необходимого для назначения пенсии судьи. С 1 октября 2023 года суммарный стаж работы должен составлять не менее 20 лет. При этом, не менее 15 лет должно приходиться на работу на должностях судейского состава. Такое условие позволит повысить требования к профессионализму и опыту судей, а также своевременному началу накоплений и формированию пенсии.

Новые правила и изменения размера пенсии для судей, которые вступят в силу с 1 октября 2023 года, направлены на повышение социального обеспечения данной профессиональной группы. Увеличение базовой величины пенсии доходов и повышение стажа работы позволят улучшить условия для назначения и получения пенсии судьями.

Изменение размера пенсии

Начиная с 1 октября 2023 года вступят в силу новые правила, касающиеся размера пенсии судьи. Это изменение имеет целью улучшить условия жизни судей после выхода на пенсию и обеспечить им достойные условия старости.

Согласно новым правилам, размер пенсии судьи будет зависеть от нескольких факторов, таких как:

  • Длительность работы в должности судьи. Чем дольше судья работал на этой должности, тем выше будет его пенсия.
  • Размер оклада. Пенсия судьи будет рассчитываться на основе его оклада на момент выхода на пенсию.
  • Сроки взыскания пенсии. Если судья решит выйти на пенсию раньше установленного срока, его пенсия будет ниже, чем если бы он продолжал работать до установленного срока.

Введение этих изменений позволит судьям получать более справедливую пенсию, соответствующую их трудовому вкладу и длительности работы в должности. Также это позволит повысить привлекательность этой профессии и улучшить работу всей судебной системы.

Все судьи, выйдя на пенсию после 1 октября 2023 года, будут подпадать под новые правила и иметь возможность получить улучшенную пенсию.

Пример расчета пенсии судьи

Приведенная выше таблица демонстрирует пример расчета пенсии судьи в зависимости от его длительности работы, размера оклада и сроков взыскания пенсии. После введения новых правил, судья с рабочим стажем в 30 лет и окладом в 300 000 рублей, решивший выйти на пенсию раньше установленного срока, сможет получать пенсию в размере 150 000 рублей.

Новые правила начисления пенсии

С 1 октября 2023 года вступают в силу новые правила начисления пенсии для судей. Эти изменения введены с целью улучшения условий пенсионирования и обеспечения справедливости при определении размера пенсии для судей.

Основные изменения в правилах начисления пенсии для судей включают следующие:

Увеличение базового размера пенсии. Теперь базовый размер пенсии будет составлять 75% от среднего зарплатного исчисления за последние 10 лет работы судьей.

Установление возрастных ограничений для получения пенсии. Теперь для получения полной пенсии судье требуется достичь возраста 65 лет и иметь стаж работы не менее 25 лет.

Введение понятия «пенсионный коэффициент». Пенсионный коэффициент будет рассчитываться на основе продолжительности работы судьей и будет учитывать влияние перечисленных им вознаграждений на размер пенсии.

Также стоит отметить, что с 1 октября 2023 года изменения коснутся только новых пенсионеров. Судьи, которые находятся на пенсии до этой даты, будут продолжать получать пенсию по старым правилам.

Помимо вышеуказанных изменений, рассматривается вопрос о возможности индексации пенсий для судей с учетом уровня инфляции. Это позволит обеспечить сохранность реальной стоимости пенсии и учесть изменение экономической ситуации в стране.

Ограничения по размеру пенсии

С 1 октября 2023 года введены новые ограничения по размеру пенсии для судей. Эти ограничения были внесены в связи с необходимостью ограничения размера пенсий и приведения их в соответствие с другими категориями граждан.

В соответствии с новыми правилами, максимальная размер пенсии судьи не может превышать 75% от заработка на последнем месте работы. Если заработок судьи на последнем месте работы превышает установленный предел, то пенсия будет ограничена до этого предела.

Важно отметить, что для определения размера пенсии учитываются только доходы, полученные судьей на должности, связанной с осуществлением правосудия. Другие доходы, такие как доходы от аренды недвижимости или инвестиций, не учитываются при определении размера пенсии.

Для судей, освобожденных от занимаемой должности до достижения возраста пенсионного обеспечения, размер пенсии определяется исходя из сложившегося показателя пенсионного обеспечения для других судей.

Пенсии и пенсионные выплаты судьям выплачиваются из Федерального бюджета. Они регулируются законодательством о пенсионном обеспечении судей и могут быть изменены постановлениями Правительства Российской Федерации.

Новые ограничения по размеру пенсии для судей были введены с целью создания более справедливой и уравновешенной системы пенсионного обеспечения. Они помогают достичь более равных условий для всех категорий граждан и снизить неравенство в системе пенсионного обеспечения.

Критерии для расчета размера пенсии

Размер пенсии судьи с 1 октября 2023 года будет рассчитываться на основе нескольких критериев, установленных законодательством. Основные критерии для расчета размера пенсии включают:

  • Стаж работы — чем больше лет судья проработал на должности, тем выше будет его пенсия. За каждый год работы судья получает определенный процент от базового размера пенсии.
  • Средний заработок — пенсия судьи будет зависеть от среднего размера его заработка за последние годы работы.
  • Статус судьи — размер пенсии может быть разным в зависимости от статуса судьи. Например, для высших судей может устанавливаться повышающий коэффициент.

Также стоит отметить, что с 1 октября 2023 года устанавливается максимальный размер пенсии, который не может превышать определенный уровень. Это будет способствовать более справедливому распределению пенсионных выплат судьям.

Расчет размера пенсии судьи будет проводиться пенсионными фондами и регулироваться действующим законодательством, учитывая вышеуказанные критерии и ограничения.

Условия получения пенсии судьи:

Для того чтобы получить пенсию, судья должен соответствовать следующим условиям:

  • Достигнуть пенсионного возраста, который составляет 65 лет для мужчин и 60 лет для женщин.
  • Передать дела другим судьям и прекратить свою деятельность в должности судьи.
  • Отработать определенный минимальный стаж в должности судьи, который составляет 20 лет для женщин и 25 лет для мужчин.

При соблюдении этих условий, судья имеет право на получение пенсии по достижении пенсионного возраста.

Размер пенсии судьи определяется следующим образом:

  1. Базовая пенсия, которая составляет 55% от средней заработной платы судьи за последние 3 года работы.
  2. Премия за каждый отработанный год свыше минимального стажа, которая составляет 3% от базовой пенсии.
  3. Индексация пенсии судьи, которая производится каждый год и зависит от уровня инфляции.

Таким образом, пенсия судьи будет состоять из базовой пенсии, премий за отработанные годы и индексации пенсии.

Дополнительные выплаты к пенсии судьи

Помимо основной пенсии, судья может получать дополнительные выплаты после 1 октября 2023 года. Эти выплаты предусмотрены в новых правилах пенсионного обеспечения и направлены на компенсацию определенных затрат.

1. Повышенная пенсионная ставка. Судьи, имеющие особые заслуги в юриспруденции или проработавшие в судебной системе определенное число лет, могут претендовать на повышенную пенсионную ставку. Повышенная ставка может увеличить размер пенсии на несколько процентов в зависимости от внесенных вкладов в судебную систему.

2. Социальная надбавка. Судьи, которые в своей карьере занимались сложными и ответственными делами, могут получать социальную надбавку к пенсии. Эта надбавка предназначена для учета особенностей труда и повышения социально-экономического статуса судей, которые рассматривали дела особой сложности.

3. Индексация пенсии. В новых правилах установлена система периодической индексации пенсии судьи. Это означает, что размер пенсии будет пересматриваться с учетом инфляции или иных факторов, влияющих на повышение стоимости жизни. Таким образом, пенсия судьи будет корректироваться в соответствии с общими тенденциями развития экономики и уровнем цен.

4. Стимулирующие выплаты. Для повышения мотивации судей и эффективности их работы в новых правилах предусмотрены стимулирующие выплаты. Эти выплаты могут осуществляться в виде подготовки и переподготовки судей, стажировок в зарубежных судебных органах, а также в виде премий и надбавок за добросовестное выполнение служебных обязанностей и достижение определенных результатов.

Дополнительные выплаты помогут обеспечить достойный уровень пенсионного обеспечения для судей и учесть их вклад в судебную систему. Они также позволят удерживать наиболее опытных и квалифицированных специалистов в судебной системе и поддерживать профессиональный рост судей.

Правила учета стажа работы судьи

Для определения размера пенсии судьи с 1 октября 2023 года принимается во внимание его стаж работы. Правила учета стажа работы судьи определены следующим образом:

  1. Учитывается только фактически отработанный стаж в должности судьи.
  2. Время обучения в учебных заведениях, необходимое для получения квалификации судьи, не включается в стаж.
  3. Время прохождения службы в органах местного самоуправления или других организациях до назначения на должность судьи не учитывается в стаже.
  4. Стаж работы судьи в других должностях, связанных с юридической деятельностью (например, адвокат, прокурор, арбитр и т.д.), учитывается в полном объеме.

Таким образом, при расчете пенсии судьи учитывается только фактически отработанный стаж в должности судьи, а также стаж работы в других должностях, связанных с юридической деятельностью. Время обучения и службы в других организациях не учитывается в стаже.

Новые исключения из правил расчета пенсии

С 1 октября 2023 года вступят в силу новые правила расчета пенсии судьи, которые учтут ряд исключений и особенностей.

Вот некоторые из них:

  1. Исключение 1: Размер пенсии судьи будет зависеть от стажа работы, но не будет превышать определенной границы. Таким образом, даже если судья отработал больше предписанного срока, его пенсия не будет увеличиваться сверх определенной суммы.
  2. Исключение 2: Будет введено понятие «максимальный размер пенсии судьи». Это означает, что даже если судья имеет высокий стаж работы и высокую зарплату, его пенсия будет ограничена и не сможет превысить предельную сумму.
  3. Исключение 3: Размер пенсии судьи будет зависеть не только от стажа работы, но и от времени, проведенного на различных должностях. Так, например, время, отработанное в должности председателя суда, будет учитываться с большим коэффициентом и положительно влиять на размер пенсии.
  4. Исключение 4: Возможно, ввод будет введен некий стабилизационный коэффициент, который будет учитывать изменения в экономике и финансовой ситуации в стране. Это позволит защитить пенсионные накопления судьи от инфляции и обеспечить стабильность и предсказуемость их размера в будущем.

Эти исключения и изменения в правилах расчета пенсии судьи были внесены с целью справедливого и сбалансированного учета всех факторов, влияющих на размер пенсии и учитывающих особенности работы судьи. Надеемся, что новые правила смогут обеспечить достойный уровень пенсии для судей и защитить их от возможных финансовых рисков в будущем.

Преимущества пенсии судьи перед другими категориями граждан

Пенсия судьи имеет ряд преимуществ перед пенсиями других категорий граждан. Во-первых, размер пенсии для судей определяется по особым правилам и обеспечивает достойный уровень жизни после завершения службы.

Вот основные преимущества пенсии судьи:

  • Высокий размер пенсии: пенсия судьи рассчитывается исходя из оклада, занимаемой должности и стажа работы. Обычно пенсия судьи составляет значительную часть последнего оклада, а иногда и полностью совпадает с ним.
  • Преждевременная пенсия: судьи имеют право на преждевременное назначение пенсии в возрасте от 50 лет при наличии минимального стажа работы. Это позволяет судьям выйти на пенсию раньше, чем большинство других категорий граждан, и наслаждаться заслуженным отдыхом.
  • Стажевая пенсия: судьи имеют право на получение стажевой пенсии, которая учитывает не только общий трудовой стаж, но и специальный судебный стаж. Это означает, что судьи могут выйти на пенсию с более высоким размером, чем другие граждане с таким же общим стажем.
  • Накопительная пенсия: судьи имеют возможность накопить пенсионный капитал в дополнение к государственной пенсии. Это позволяет им иметь дополнительный источник дохода в пенсионном возрасте и обеспечить более комфортный уровень жизни.

В целом, пенсия судьи предоставляет ряд преимуществ, которые делают ее более выгодной по сравнению с пенсиями других категорий граждан. Это позволяет судьям сосредоточиться на работе и знать, что их труд будет вознагражден достойно после завершения службы.

Возможность работы на пенсии

В соответствии с новыми правилами, вступающими в силу с 1 октября 2023 года, судьи имеют возможность продолжать работать на пенсии. Это означает, что после выхода на пенсию судьи смогут заниматься своей профессиональной деятельностью в качестве пенсионеров.

Работа на пенсии для судей будет предусматривать несколько вариантов. Во-первых, судьи могут оставаться членами судебных коллегий и продолжать участвовать в разбирательствах. При этом, они будут получать вознаграждение за каждое заседание или слушание дела.

Во-вторых, судьи могут заниматься консультационной работой и экспертизой. Так, они смогут оказывать помощь своим коллегам, основываясь на своем опыте и знаниях. При этом, вознаграждение будет выплачиваться за каждую консультацию или экспертное мнение.

Кроме того, судьи могут вести обучающие семинары и проводить тренинги для молодых специалистов. Это позволит передать опыт и знания следующему поколению судей и помочь им стать более квалифицированными и эффективными.

Таким образом, возможность работы на пенсии позволяет судьям продолжать вносить свой вклад в судебную систему, несмотря на выход на пенсию. Это является положительным шагом, так как позволяет сохранить опыт и знания судей, а также повысить качество судебных решений и обеспечить стабильность судебной системы в целом.

Установленные льготы для пенсионеров-судей

Пенсионеры-судьи, которые выходят на пенсию с 1 октября 2023 года, имеют право на ряд льгот и привилегий. Ниже перечислены основные установленные льготы для пенсионеров-судей:

  • Предоставление жилья: судьи, вышедшие на пенсию, имеют право на предоставление жилых помещений социального назначения.
  • Медицинское обслуживание: пенсионеры-судьи имеют право на бесплатное медицинское обслуживание в рамках государственной системы здравоохранения.
  • Льготы по проезду: пенсионеры-судьи имеют право на льготы по проезду на общественном транспорте и железнодорожном транспорте.
  • Социальная поддержка: пенсионеры-судьи имеют право на социальную поддержку в случае потери трудоспособности или утраты кормильца.
  • Предоставление льготной пенсии: размер пенсии для пенсионеров-судей устанавливается в размере 80% от заработной платы судьи на момент выхода на пенсию.

Эти льготы предоставляются пенсионерам-судьям в целях обеспечения достойного уровня жизни после ухода на пенсию и защиты их социальных и экономических прав.

Важные даты, связанные с пенсией судьи

Для судей, претендующих на пенсию, существуют несколько важных дат, которые стоит учитывать:

1 сентября 2023 года: начало действия новых правил и изменений по размеру пенсии судьи.

1 октября 2023 года: пенсии судей будут рассчитываться на основании новых правил, включая установление возрастных требований и стажевых требований.

31 декабря 2023 года: последний день, до которого судьи могут подать заявление на выход на пенсию по старым правилам.

1 января 2024 года: начало действия полностью обновленной системы пенсионного обеспечения для судей.

Учитывайте эти даты, чтобы правильно спланировать вашу пенсию и принять необходимые решения вовремя.

Отличия пенсионных прав судьи от других граждан

Пенсионные права судьи отличаются от прав остальных граждан Российской Федерации. Судьи имеют специальный порядок назначения и размеры пенсий, которые учитывают их служебное положение и значимость занимаемой должности.

Важными отличиями пенсионных прав судьи от других граждан являются:

  1. Особый порядок назначения пенсии. Пенсия судьи назначается исходя из стажа его службы в судах Российской Федерации. Для получения пенсии судьи необходимо иметь стаж не менее 15 лет. Кроме того, судьи имеют право на досрочное назначение пенсии на основании достижения определенного возраста и стажа работы.
  2. Условия назначения и размер пенсии. Назначение и размер пенсии судьи определяются в соответствии с гражданским законодательством. Пенсия судьи включает в себя различные компоненты, такие как основная пенсия, дополнительные выплаты и надбавки, которые зависят от служебного положения и занимаемой должности.
  3. Ограничения и привилегии. Судьи имеют некоторые ограничения по совмещению пенсии и работы. Однако они также имеют привилегии, которые позволяют им получать дополнительные выплаты и надбавки к пенсии в зависимости от продолжительности службы, достижения определенного звания или служебной категории.

Таким образом, пенсионные права судьи отличаются от прав остальных граждан в России. Они основываются на специальных нормах законодательства, учитывающих служебное положение и значение судьи для судебной системы страны.

Ответственность за подлоги при получении пенсии судьи

Получение пенсии судьи является важным этапом в жизни каждого судьи, так как после окончания службы судьи ожидаются заслуженные финансовые выплаты на пенсию. Однако, в процессе подачи заявления и получения пенсии может возникнуть ситуация, связанная с подлогами.

Подлоги при получении пенсии судьи – это предоставление неполной или ложной информации при подаче документов для получения пенсии. Такие действия считаются нарушением закона и могут повлечь за собой правовые последствия.

Судьи, подавшие заведомо ложную информацию о своих доходах или иных материальных обстоятельствах, могут быть привлечены к ответственности по различным статьям уголовного кодекса:

  1. Статья 327 УК РФ «Подделка документов», предусматривает уголовную ответственность за подделку документов, включая документы, предоставляемые для получения пенсии.
  2. Статья 159 УК РФ «Мошенничество», предусматривает уголовную ответственность за обман с целью получения правовых и финансовых преимуществ, включая неправдивую информацию при получении пенсии.
  3. Статья 361 УК РФ «Незаконные вознаграждения должностным лицам», предусматривает уголовную ответственность за получение незаконного вознаграждения, включая неправомерное получение пенсионных выплат.

Наказания за подлоги при получении пенсии судьи могут варьироваться в зависимости от степени тяжести преступления и суммы полученных неправомерно денежных средств. В качестве наказаний могут быть назначены штрафы, ограничение свободы или лишение свободы на определенный срок.

Кроме того, судьи, добросовестно выполняющие свои трудовые обязанности и предоставляющие достоверную информацию при получении пенсии, не подлежат уголовной ответственности. Такие судьи могут быть уверены в получении заслуженной пенсии и сохранении своей репутации.

В целях предотвращения подлогов при получении пенсии судьи, государственные органы и финансовые учреждения могут проводить проверки информации, предоставленной при подаче заявления на пенсию и в процессе ее получения. В случае выявления подлогов, судья может быть привлечен к ответственности и затребовано возвратить неправомерно полученные пенсионные выплаты.

Важно помнить, что подлоги при получении пенсии судьи – это серьезное нарушение закона, которое может повлечь за собой негативные правовые и репутационные последствия. Поэтому, рекомендуется судьям предоставлять только достоверную информацию и следовать установленным правилам и процедурам при оформлении и получении пенсии.

Изменение периода назначения пенсии судьи

С 1 октября 2023 года вступают в силу новые правила назначения пенсии судьи, которые предусматривают изменение периода назначения пенсионных выплат.

До этой даты период назначения пенсии судьи составлял 15 лет с момента вступления в должность. Однако, согласно изменениям, судьи смогут выйти на пенсию уже через 10 лет работы на должности.

Новые правила предусматривают поэтапное увеличение периода назначения пенсии судьи за счет индексации трудового стажа. Так, первые 5 лет работы на должности будут учитываться в коэффициенте 1, а последующие 5 лет учитываться в коэффициенте 1,2. То есть, после 10 лет работы на должности, судья сможет выйти на пенсию и получать пенсионные выплаты.

Новые правила также устанавливают возможность назначения пенсии по достижении определенного возраста. По достижении 65 лет, судьи смогут выйти на пенсию без учета накопленного трудового стажа.

Старые правила назначения пенсии судьи остаются в силе до 1 октября 2023 года. После этой даты все судьи, которые будут выходить на пенсию, должны будут учитывать новые правила и изменения в периоде назначения пенсии.

Новая система выплаты пенсии судьям

С 1 октября 2023 года вступает в силу новая система выплаты пенсии судьям. Данная система была разработана с целью улучшения социального обеспечения судей и обеспечения достойного уровня пенсионного заработка.

В соответствии с новыми правилами, размер пенсии судьи будет зависеть от нескольких факторов:

  • Стаж работы: чем больше лет судья отработал на должности, тем выше будет его пенсия.
  • Размер заработка: пенсия будет рассчитываться с учетом среднемесячного заработка судьи за последние несколько лет перед выходом на пенсию. Чем выше заработок, тем выше будет пенсия.
  • Возраст: минимальный пенсионный возраст для судей будет установлен в соответствии с общим законодательством о пенсиях.

Более подробные правила рассчета пенсии будут определены в специальных нормативных актах, разработанных совместно с правительством. В этих актах будет учтено как стаж работы на должности судьи, так и работа в других должностях в сфере юстиции.

Также будет введена система индексации пенсий судей, которая будет обеспечивать рост пенсионного заработка с учетом инфляции и изменениям экономической ситуации в стране.

Новая система выплаты пенсий судьям направлена на обеспечение достойного уровня жизни после выхода на пенсию и призвана улучшить социальное положение судей, которые внесают значительный вклад в обеспечение правопорядка и справедливости в нашей стране.

Основные требования для оформления пенсии судьи

Для оформления пенсии судьи необходимо соблюдение определенных требований и выполнение определенных условий. Вот основные из них:

  • Возраст: Возраст судьи должен составлять не менее 65 лет. Для некоторых категорий судей возможно получение пенсии при достижении 60 лет, но это требует отдельного уточнения.
  • Стаж: Судья должен иметь не менее 20 лет стажа в должности судьи для получения полной пенсии. Если стаж составляет менее 20 лет, то пенсия может быть назначена пропорционально накопленному стажу.
  • Служба: Пенсионный стаж судьи включает в себя службу на должности судьи. Иные виды службы, такие как служба военной судебной системы, могут быть учтены в пенсионный стаж судьи при выполнении определенных требований.
  • Оформление: Для оформления пенсии судьи необходимо обратиться в специализированный пенсионный фонд с соответствующими документами и заявлением о выходе на пенсию.

В случае выполнения всех требований и условий, судья имеет право на получение пенсии, размер которой будет зависеть от множества факторов, таких как стаж работы и заработная плата в последний период службы.

Освоенные требования для оформления пенсии являются основными, но также могут быть установлены и другие дополнительные требования, которые необходимо уточнить в каждом конкретном случае.

Судье не удалось оспорить запрет на получение пенсий помимо пожизненного содержания

Верховный Суд опубликовал Решение по делу № АКПИ22-519 от 31 августа, которым отказал в административном иске судье, обжаловавшему невозможность получения нескольких пенсий одновременно.

Судье пришлось отказаться от пенсии за выслугу лет в органах внутренних дел

В Верховный Суд с административным иском обратился Анатолий Алексеев, который с 23 мая 2001 г. по настоящее время осуществляет полномочия мирового судьи судебного участка № 158 Санкт-Петербурга.

До назначения на должность мирового судьи он проходил службу в органах внутренних дел, откуда был уволен по выслуге срока службы, дающего ему право на пенсию, которую с 23 мая 2001 г. по 23 мая 2021 г. он ежемесячно получал на основании Закона о пенсионном обеспечении лиц, проходивших военную службу, службу в органах внутренних дел, Государственной противопожарной службе, органах по контролю за оборотом наркотических средств и психотропных веществ, учреждениях и органах уголовно-исполнительной системы, войсках национальной гвардии, органах принудительного исполнения, и их семей (Закон № 4468-1 от 12 февраля 1993 г.).

В целях назначения надбавки к ежемесячному денежному вознаграждению в размере 50% ежемесячного пожизненного содержания мирового судьи, имеющего стаж работы в должности судьи 20 лет, Анатолий Алексеев был вынужден отказаться от получения пенсии за выслугу лет как сотруднику органов внутренних дел.

Судья обращался в Управление Судебного департамента в г. Санкт-Петербурге с вопросом о возможности одновременного получения ежемесячного пожизненного содержания судьи и пенсии за выслугу, назначенной Законом № 4468-1, однако ему ответили, что ежемесячное пожизненное содержание исключает одновременное получение каких-либо других видов пенсий, за исключением пенсии по инвалидности, назначенной вследствие военной травмы. На основании его заявления выплата пенсии за выслугу лет как сотруднику органов внутренних дел судье была прекращена.

Анатолий Алексеев обратился в Верховный Суд с административным исковым заявлением о признании недействующим п. 1.5 Инструкции о порядке назначения и выплаты ежемесячного пожизненного содержания, ежемесячного денежного содержания по инвалидности судьям Верховного Суда, федеральных судов общей юрисдикции, федеральных арбитражных судов и мировым судьям, ежемесячного возмещения в связи с гибелью (смертью) судьи, в том числе пребывавшего в отставке, нетрудоспособным членам семьи судьи, находившимся на его иждивении, утвержденной приказом Верховного Суда и Судебного департамента при ВС от 10 августа 2015 г. № 669кд/234.

Так, согласно п. 1.5 Инструкции ежемесячное пожизненное содержание исключает одновременное получение каких-либо других видов пенсий, за исключением пенсии по инвалидности, назначенной вследствие военной травмы. Судья сослался на противоречие указанного пункта ч. 2 ст. 39 Конституции, п. 5 ст. 15 Закона о статусе судей. По его мнению, положения действующего законодательства в части назначения и выплат пенсий не препятствуют ему в получении пенсии за выслугу лет как сотруднику органов внутренних дел, а также ежемесячного пожизненного содержания как судье в отставке.

Верховный Суд и Судебный департамент в письменных возражениях указали, что оспариваемый пункт Инструкции соответствует нормативным правовым актам, имеющим большую юридическую силу, не нарушает прав административного истца на получение ежемесячного пожизненного содержания в установленном законом размере.

Верховный Суд отказал в иске

Рассматривая административный иск, ВС указал, что доводы о противоречии п. 1.5 Инструкции ч. 2 ст. 39 Конституции, п. 5 ст. 15 Закона о статусе судей лишены правовых оснований, так как основаны на неправильном толковании норм материального права. Он отметил, что, определяя статус судьи в отставке, Закон о статусе судей устанавливает, что за лицом, пребывающим в отставке, сохраняются звание судьи, гарантии личной неприкосновенности, ему выплачивается по его выбору пенсия на общих основаниях или не облагаемое налогом ежемесячное пожизненное содержание, предоставляются иные гарантии и льготы.

Ежемесячное пожизненное содержание, выплачиваемое судьям, пребывающим в отставке, является дополнительной гарантией их надлежащего материального обеспечения в связи с предъявляемыми к ним высокими требованиями, а также установленными для судей запретами и ограничениями, обусловленными спецификой их профессиональной деятельности. Данная выплата производится в целях компенсации заработка (денежного вознаграждения), получаемого судьями в период замещения должности судьи и утраченного в силу прекращения осуществления соответствующих полномочий в связи с выходом в отставку. Таким образом, указал ВС, ежемесячное пожизненное содержание, назначаемое судье, пребывающему в отставке, по сути, является выплатой, аналогичной пенсии, разновидностью государственного социального (пенсионного) обеспечения.

Так, базовым положением, закрепляющим право на ежемесячное пожизненное содержание, является абз. 1 п. 5 ст. 15 Закона о статусе судей, согласно которому пребывающему в отставке судье, имеющему стаж работы в должности судьи не менее 20 лет, выплачивается по его выбору пенсия на общих основаниях или не облагаемое налогом ежемесячное пожизненное содержание в размере 80% ежемесячного денежного вознаграждения работающего по соответствующей должности судьи. Разъяснения, содержащиеся в оспариваемом пункте Инструкции, по существу, конкретизируют положения абз. 1 п. 5 ст. 15 Закона о статусе судей, устанавливающего право выбора пенсионного обеспечения судьям, имеющим право на одновременное получение пенсий различных видов, посчитал ВС.

Суд отметил, что вторым предложением абз. 40 п. 1 ст. 19 Закона о статусе судей установлено, что в стаж работы, учитываемый при исчислении размера ежемесячного пожизненного содержания, включается время работы как на должности судьи, так и на должностях, указанных в п. 5 ст. 4 Закона. При этом в силу ст. 7 Закона о дополнительных гарантиях социальной защиты судей и работников аппаратов судов в стаж работы судьи при исчислении стажа, дающего право на получение всех видов выплат и льгот, включается время предшествующей работы в аппаратах судов на должностях, для замещения которых необходимо высшее юридическое образование, а также в качестве прокурора, следователя, адвоката, если стаж работы в должности судьи составляет не менее 10 лет, за исключением случаев досрочного прекращения полномочий судьи по основаниям, предусмотренным подп. 2 и 9 п. 1 ст. 14 Закона о статусе судей.

По смыслу приведенных законоположений при определении права на получение ежемесячного пожизненного содержания учитывается стаж работы судьи – как непосредственно в должности судьи, так и на иных указанных должностях на момент его ухода (удаления) в отставку, и исходя из продолжительности именно этого стажа исчисляется размер причитающегося судье ежемесячного пожизненного содержания.

Приобретение судьей права на получение в случае выхода в отставку ежемесячного пожизненного содержания в полном размере предопределяет и его право при продолжении работы в должности судьи на установление ежемесячной надбавки к зарплате в размере 50% ежемесячного пожизненного содержания, которое могло быть начислено ему при выходе в отставку (ст. 3 Закона о дополнительных гарантиях социальной защиты судей и работников аппаратов судов).

Верховный Суд заметил, что законодатель, реализуя предоставленное ему полномочие, урегулировал вопросы пенсионного обеспечения граждан в ряде законодательных актов, введя при этом общее правило, в силу которого лицам, имеющим право на одновременное получение пенсий различных видов, устанавливается одна пенсия по их выбору. Ежемесячное пожизненное содержание, выплачиваемое судьям, пребывающим в отставке, по своему предназначению и правовой природе аналогично пенсии за выслугу лет, назначаемой в порядке и на условиях, предусмотренных Законом № 4468-1, что предопределяет необходимость одинакового подхода при решении вопроса о получении пенсии по выбору.

ВС обратил внимание, что исключения из этого правила предусмотрены п. 3 ст. 3 Закона о государственном пенсионном обеспечении, а также ч. 2 и 3 ст. 7 Закона № 4468-1, в которых определены категории граждан, имеющих право на одновременное получение двух пенсий. В свою очередь, абз. 3 п. 5 ст. 15 Закона о статусе судей предусмотрено, что пребывающие в отставке судьи, ставшие инвалидами вследствие военной травмы, имеют право на получение ежемесячного пожизненного содержания и пенсии по инвалидности.

ВС сослался на решения Конституционного Суда, отметив, что установление льготного порядка реализации права на социальное обеспечение для отдельных категорий граждан, предоставляющего возможность одновременного получения двух пенсий, само по себе не затрагивает права лиц, не отнесенных законодателем к числу граждан, пользующихся такой льготой (определения от 3 июля 2008 г. № 678-О-О, от 23 июня 2009 г. № 840-О-О, от 24 сентября 2013 г. № 1373-О и др.). «Из приведенных выше законоположений следует, что ежемесячное пожизненное содержание выплачивается взамен пенсии, предоставляемой на общих основаниях, в том числе трудовой пенсии, и назначение его судье в отставке исключает одновременное получение им каких-либо видов пенсии, кроме пенсии по инвалидности вследствие военной травмы», – отмечается в решении.

ВС посчитал, что, вопреки утверждениям Анатолия Алексеева, правовое регулирование, в рамках которого получение судьей как ежемесячного пожизненного содержания, так и ежемесячной надбавки к зарплате в размере 50% ежемесячного пожизненного содержания, назначаемой в случае, если он, имея право на получение ежемесячного пожизненного содержания, продолжает работать, исключает одновременную выплату ему наряду с этим пенсии за выслугу лет в соответствии с Законом № 4468-1, не может рассматриваться как не согласующееся с принципами пенсионного обеспечения судей и нарушающее права административного истца.

Поскольку п. 1.5 Инструкции не противоречит нормативным правовым актам, имеющим большую юридическую силу, и не нарушает прав административного истца в упоминаемом им аспекте, ВС отказал в удовлетворении заявленного требования.

Эксперты оценили подход Суда

В комментарии «АГ» федеральный судья в отставке Сергей Паршин отметил, что древний принцип уголовного права Non bis in idem («не дважды за одно и то же») был истолкован применительно к социальному обеспечению судей в смысле «не две пенсии одновременно».

«Верховный Суд, как обычно, проявил заботу о сохранности казенных средств. Он объявил, по аналогии закона, ежемесячное пожизненное содержание отставного судьи разновидностью пенсии за выслугу лет, что исключает по общему правилу одновременное получение судьей и пожизненного содержания, и другой пенсии. Данное решение формально обосновано ссылками и на закон, и на содержание ведомственных актов, и на позицию Конституционного Суда. Однако признать такое нормативное регулирование справедливым нельзя: получается, что, например, офицер, заслуживший пенсию, должен трижды подумать, становиться ли мировым либо федеральным судьей в расчете на будущее пожизненное содержание, смириться ли с тем, что отберут уже заработанное. Нужно также учитывать, что судья вправе заниматься попутно некоторыми видами деятельности, в частности преподавательской работой. Тем не менее, если он не отслужил судьей 10 лет, причитающаяся ему пенсия педагога никак не повлияет на размер пожизненного содержания; или – или, отставник принужден к выбору между этими двумя скромными выплатами», – указал Сергей Пашин. Он добавил, что пенсия – не подачка на «дожитие», а отложенная плата за труд. По его мнению, административный истец поставил правильный вопрос, который законодатель должен бы решить по справедливости, то есть в пользу отставных судей и других граждан.

Юрист Ольга Морозова посчитала, что «пенсионная» надбавка к зарплате – это составная часть заработной платы, а не пенсия, пояснив, что в ст. 57 Закона № 4468-1 указано, что «пенсии, назначаемые в соответствии с настоящим Законом, выплачиваются полностью независимо от наличия у пенсионеров заработка или другого дохода». Она полагает, что 20 лет работы в занимаемой должности, получение зарплаты мировым судьей – военным пенсионером не препятствовало получению им пенсии по выслуге лет и сейчас не может препятствовать.

Ольга Морозова отметила, что судье, имеющему право на получение ежемесячного пожизненного содержания в полном размере, но не пребывающему в отставке, в соответствии со ст. 3 Закона о дополнительных гарантиях социальной защиты судей и работников аппаратов судов выплачивается надбавка к зарплате, а не не облагаемое налогом ежемесячное пожизненное содержание, которое, по существу, относится к государственному пенсионному обеспечению судей, согласно Обобщению вопросов и ответов, подготовленных Советом судей РФ за 2012 г.

По мнению юриста, в рамках заявленных требований резолютивная часть решения ВС верная, однако в мотивировочной части решения присутствует необоснованное смешение нормативного регулирования разных правоотношений. «Почему, если речь идет о размере зарплаты, включая все доплаты, и праве проработавшего более 20 лет работника получать еще и “пенсионную” надбавку, право на получение надбавки приравнено к праву на получение ежемесячного пожизненного содержания? Верховный Суд связал в один узел трудовые и пенсионные отношения. Очевидно, что действующий судья и судья в отставке имеют разные статусы, а значит, и разные права», – указала она.

Истец и сам, исходя из выбранного способа защиты, неверно определил правоотношения, решив, что они связаны с пенсионными, посчитала Ольга Морозова. Однако только при выходе в отставку он должен будет сделать выбор между получением двух пенсий (военной и страховой) либо получать ежемесячное пожизненное содержание.

«Надбавка к зарплате никакого отношения к пенсионному обеспечению не имеет, несмотря на то что она рассчитывается исходя из предполагаемого размера (будущего) ежемесячного пожизненного содержания (пенсии судей), поэтому отказывая, Верховый Суд по тексту и указал, что нормативное регулирование “не нарушает прав административного истца в упоминаемом им аспекте”», – отметила она.

Ольга Морозова добавила, что если мировой судья готов отстаивать свое право на получение военной пенсии и зарплаты в объеме, предусмотренном законом, то ему необходимо через суд обязать работодателя назначить спорную «пенсионную» надбавку, не отказываясь от получения военной пенсии, и если исковые требования не будут удовлетворены, то обращаться в Конституционный Суд, так как признаки дискриминации по сравнению с коллегами, имеющими аналогичную выслугу в занимаемой должности, налицо, как и прямое нарушение ст. 57 Закона № 4468-1. «Сапожник без сапог» – для всех нас обычное дело, указала юрист.

Судья в отставке Татьяна Пирожкова отметила, что ежемесячное пожизненное содержание выплачивается взамен пенсии, предоставляемой на общих основаниях, в том числе трудовой пенсии и пенсии по выслуге лет, и назначение его судье в отставке исключает одновременное получение им каких-либо видов пенсии, кроме пенсии по инвалидности вследствие военной травмы либо причин, не связанных со служебной деятельностью. Также следует отметить, что истец продолжает трудиться в должности мирового судьи и вправе отказаться от 50% надбавки к ежемесячному денежному довольствию в пользу получения пенсии по выслуге лет в органах внутренних дел, если его материальное положение после назначения этой надбавки ухудшилось.

Кроме того, в силу требований п. 3 ст. 15 Закона о статусе судей ушедшему или удаленному в отставку судье выплачивается выходное пособие из расчета ежемесячного денежного вознаграждения по последней должности за каждый полный год работы судьей. А в стаж работы в должности судьи включается и время работы на требующих высшего юридического образования государственных должностях России и ее субъектов, должностях государственной службы, муниципальных должностях, должностях в существовавших до принятия Конституции государственных органах СССР, союзных республик СССР, РСФСР и Российской Федерации, должностях в юридических службах организаций, должностях в научных организациях; в качестве преподавателя юридических дисциплин по профессиональным образовательным программам, а также в качестве прокурора, следователя, адвоката, если стаж работы в должности судьи составляет не менее 10 лет. Исходя из этого, можно сделать вывод, что судьи в отставке в Российской Федерации в настоящее время являются одной из наиболее социально защищенных групп пенсионеров.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *