Статья 7
1. Если таможенная стоимость импортируемых товаров не может быть определена согласно положениям статей 1-6 включительно, то таможенная стоимость определяется путем использования разумных средств, совместимых с принципами и общими положениями настоящего Соглашения и статьи VII ГАТТ 1994, и на основе данных, имеющихся в стране импорта.
2. Таможенная стоимость согласно положениям настоящей статьи не определяется на основе:
(а) продажной цены в стране импорта товаров, производимых в такой стране;
(b) системы, которая предусматривает принятие для целей таможенной оценки более высокой из двух альтернативных стоимостей;
(с) цены товаров на внутреннем рынке страны экспорта;
(d) иных издержек производства, нежели расчетная стоимость, которая была определена для идентичных или подобные товаров в соответствии с положениями статьи 6;
(е) цены товаров, предназначенных для экспорта в иную страну, нежели страна импорта;
(f) минимальных таможенных стоимостей; или
(g) произвольных или фиктивных стоимостей.
3. По соответствующему запросу импортера, импортер письменно информируется о таможенной стоимости, определенной согласно положениям настоящей статьи, и о методе, использованном для определения такой стоимости.
<< Статья 6 Статья 6 |
Статья 8 >> Статья 8 |
Содержание Соглашение по применению статьи VII Генерального соглашения по тарифам и торговле 1994 года (ВТО, Уругвайский раунд многосторонних. |
Откройте актуальную версию документа прямо сейчас или получите полный доступ к системе ГАРАНТ на 3 дня бесплатно!
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Правила определения таможенной стоимости ввозимых товаров
Правила определения таможенной стоимости товаров, ввозимых на таможенную территорию Евразийского экономического союза, установлены главой 5 Таможенного кодекса ЕАЭС и правовыми актами Комиссии, принятыми в соответствии с пунктом 17 статьи 38 Таможенного кодекса ЕАЭС для обеспечения единообразного применения положений данной главы.
Упомянутые правила применяются с учетом принципов и правил, установленных статьей VII Генерального соглашения по тарифам и торговле 1994 года (далее — ГАТТ 1994) и Соглашением по применению статьи VII ГАТТ 1994 (пункт 1 статьи 38 Таможенного кодекса).
Кроме того, при отсутствии в актах таможенного регулирования положений по отдельным вопросам оценки товаров в таможенных целях, их недостаточной полноте или определенности суды могут учитывать консультативные заключения, информацию и рекомендации Всемирной таможенной организации, принимаемые в соответствии с пунктом 2 статьи 18 Соглашения по применению статьи VII ГАТТ 1994.
В соответствии с пунктом 10 статьи 38 Таможенного кодекса ЕАЭС таможенная стоимость ввозимых товаров и сведения, относящиеся к ее определению, должны основываться на достоверной, количественно определяемой и документально подтвержденной информации.
При оценке выполнения декларантом требований пункта 10 статьи 38 Таможенного кодекса ЕАЭС следует принимать во внимание, что таможенная стоимость, определяемая исходя из установленной договором цены товаров, не может считаться количественно определяемой и документально подтвержденной, если декларант не представил доказательства совершения сделки, на основании которой приобретен товар, в любой не противоречащей закону форме, или содержащаяся в представленных им документах ценовая информация не соотносится с количественными характеристиками товара, или отсутствует информация об условиях поставки и оплаты товара.
В то же время выявление отдельных недостатков в оформлении представленных декларантом документов (договоров, спецификаций, счетов на оплату ввозимых товаров и др.) в соответствии с установленными требованиями, не опровергающих факт заключения сделки на определенных условиях, само по себе не может являться основанием для вывода о несоблюдении требований пункта 10 статьи 38 Таможенного кодекса ЕАЭС.
Система оценки ввозимых товаров для таможенных целей, установленная Таможенным кодексом ЕАЭС и основанная на статье VII ГАТТ 1994, исходит из их действительной стоимости — цены, по которой такие или аналогичные товары продаются или предлагаются для продажи при обычном ходе торговли в условиях полной конкуренции, определяемой с использованием соответствующих методов таможенной оценки. При этом согласно пункту 15 статьи 38 Таможенного кодекса за основу определения таможенной стоимости в максимально возможной степени должна приниматься стоимость сделки с ввозимыми товарами (первый метод определения таможенной стоимости).
С учетом данных положений примененная сторонами внешнеторговой сделки цена ввозимых товаров не может быть отклонена по мотиву одного лишь несогласия таможенного органа с ее более низким уровнем в сравнении с ценами на однородные (идентичные) ввозимые товары или ее отличия от уровня цен, установившегося во внутренней торговле.
В то же время отличие заявленной декларантом стоимости сделки с ввозимыми товарами от ценовой информации, содержащейся в базах данных таможенных органов, по сделкам с идентичными или однородными товарами, ввезенными при сопоставимых условиях, а в случае отсутствия таких сделок — данных иных официальных и (или) общедоступных источников информации, включая сведения изготовителей и официальных распространителей товаров, а также товарно-ценовых каталогов, может рассматриваться в качестве одного из признаков недостоверного (не соответствующего действительной стоимости) определения таможенной стоимости, если такое отклонение является существенным.
Отсутствие подтверждения сведений о таможенной стоимости, заявленных в таможенной декларации и (или) содержащихся в иных представленных таможенному органу документах, а также выявление таможенным органом признаков недостоверного определения таможенной стоимости само по себе не может выступать основанием для вывода о неправильном определении таможенной стоимости декларантом, а является основанием для проведения таможенного контроля таможенной стоимости товаров в соответствии со статьей 313, пунктом 4 статьи 325 Таможенного кодекса.
При проведении такой проверки таможенный орган, осуществляя публичные полномочия, обязан предоставить декларанту реальную возможность устранения возникших сомнений в достоверности заявленной им таможенной стоимости, в связи с чем не может произвольно отказаться от использования закрепленного в пункте 15 статьи 325 Таможенного кодекса ЕАЭС права на запрос у декларанта документов и (или) сведений, в том числе письменных пояснений, необходимых для установления достоверности и полноты проверяемых сведений, заявленных в таможенной декларации, и (или) сведений, содержащихся в иных документах.
В целях надлежащей реализации права декларанта на предоставление документов, сведений и пояснений таможенный орган в соответствии с пунктом 15 статьи 325 Таможенного кодекса ЕАЭС извещает его об основаниях, по которым предоставленные документы и сведения о товаре не устраняют имеющиеся сомнения в достоверности заявленной таможенной стоимости, в том числе с учетом иных собранных таможенным органом документов и полученных сведений (например, сведений, полученных от лиц, имеющих отношение к производству, перемещению и реализации ввозимых (идентичных, однородных) товаров, контрагентов декларанта, иных государственных органов, таможенных органов иностранных государств, транспортных и страховых компаний и т.п.).
В порядке реализации положений пункта 2 статьи 313, пункта 15 статьи 325 Таможенного кодекса ЕАЭС декларант вправе предоставить пояснения об экономических и иных разумных причинах значительного отличия стоимости сделки с ввозимыми товарами от ценовой информации, имеющейся у таможенного органа, которые должны быть приняты во внимание при вынесении окончательного решения.
Исходя из пункта 13 статьи 38 Таможенного кодекса ЕАЭС таможенные органы вправе убеждаться в достоверности декларирования таможенной стоимости ввозимых товаров в соответствии с их действительной стоимостью. В то же время с учетом положений пункта 1 статьи 38 Таможенного кодекса предъявляемые к декларанту требования по подтверждению таможенной стоимости должны быть совместимы с коммерческой практикой.
В связи с этим следует исходить из того, что лицо, ввозящее на таможенную территорию товар по цене, значительно отличающейся от сопоставимых цен идентичных (однородных) товаров, должно обладать документами, подтверждающими действительное приобретение товара по такой цене и доступными для получения в условиях внешнеторгового оборота.
Основываясь на положениях пункта 13 статьи 38, пункта 17 статьи 325 Таможенного кодекса, таможенный орган принимает решение о внесении изменений (дополнений) в сведения о таможенной стоимости, заявленные в таможенной декларации по результатам проверки таможенных, иных документов и (или) сведений, начатой до выпуска товаров, если соответствие заявленной таможенной стоимости товаров их действительной стоимости не нашло своего подтверждения по результатам таможенного контроля, в том числе при сохранении признаков недостоверности заявленной таможенной стоимости, не устраненных по результатам таможенного контроля.
В связи с этим при разрешении спорных ситуаций, следует учитывать, какие признаки недостоверного определения таможенной стоимости были установлены таможенным органом и нашли свое подтверждение в ходе проведения таможенного контроля, в том числе с учетом документов (сведений), собранных таможенным органом и дополнительно предоставленных декларантом.
Непредоставление декларантом документов (сведений), обосновывающих заявленную им таможенную стоимость товара, само по себе не может повлечь принятие таможенным органом решения о внесении изменений (дополнений) в сведения о таможенной стоимости, заявленные в таможенной декларации, если у декларанта имелись объективные препятствия к предоставлению запрошенных документов (сведений) и соответствующие объяснения даны таможенному органу.
Вместе с тем при сохранении неполноты документального подтверждения таможенной стоимости и (или) сомнений в достоверности заявленной декларантом таможенной стоимости, не устраненных по результатам таможенного контроля, по смыслу пункта 17 статьи 325 Таможенного кодекса ЕАЭС решение о внесении изменений (дополнений) в сведения о таможенной стоимости, заявленные в таможенной декларации, может быть принято таможенным органом с учетом информации, имеющейся в его распоряжении и указывающей на подтверждение того, что таможенная стоимость ввозимых товаров не соответствует их действительной стоимости.
По смыслу подпункта 2 пункта 1 статьи 39 Таможенного кодекса ЕАЭС примененная сторонами сделки цена товаров признается неприемлемой для целей таможенной оценки, несмотря на достоверность представленных декларантом сведений, если установлены условия или обязательства, влияние которых на продажу или цену ввозимых на таможенную территорию товаров невозможно измерить в стоимостном (денежном) выражении. В этом случае определение таможенной стоимости ввозимых товаров по стоимости сделки с ними не производится.
При возникновении на практике спорных ситуаций с Таможней по вопросам определения таможенной стоимости, обращайтесь к квалифицированным юристам, специализирующимся в данной отрасли!
Более 1000 ответов на вопросы в сфере таможенного дела, международных перевозок, внешнеэкономической деятельности, Вы узнаете в еженедельно обновляемых разделах Вопрос-Ответ и Публикации на нашем сайте.
Подписывайтесь на нашу рассылку в Instagram, Facebook, ВКонтакте, Telegram прямо сейчас и узнавайте ответы на свои вопросы первыми!
1.8. Соглашение по применению статьи VII ГАТТ-94
Если таможенный режим страны предусматривает взимание таможенной пошлины на адвалорной основе (например, 5% или 10% от стоимости импортируемого товара), реальный размер уплачиваемой пошлины зависит от того, каким образом таможенная администрация определяет ту стоимость, с которой взимается пошлина. Соглашение по применению Статьи VII ГАТТ 1994, известное под названием «Соглашение по таможенной оценке», требует, чтобы эта стоимость определялась на основе цены сделки, то есть фактически уплаченной или подлежащей уплате при осуществлении данной сделки цены. Однако в тех случаях, когда таможенная администрация имеет основания для сомнений в правильности или точности декларированной стоимости, и импортер не может представить убедительные контраргументы, стоимость может быть определена на основе пяти дополнительных методов оценки, изложенных в данном Соглашении.
Типы таможенных пошлин
Таможенные пошлины взимаются на адвалорной основе (например, 10% от стоимости импортируемого товара), либо в форме специфических пошлин (например, 1,5 евро за килограмм или за литр). Для некоторых товаров также действуют комбинированные таможенные пошлины, в которых есть и адвалорная и специфическая составляющая (например, 20% от таможенной стоимости, но не менее 2,5 евро за 1 кг).
Наиболее распространенными являются адвалорные пошлины, что объясняется тремя причинами. Во-первых, органам государственной власти легче оценивать доход, получаемый от взимания адвалорных пошлин, которые собираются на основе стоимости, чем доход, получаемый от взимания специфических пошлин, которые уплачиваются на основе объема или веса. Во-вторых, адвалорные пошлины более справедливы по сравнению со специфическими пошлинами, поскольку уплачиваемая пошлина ниже для более дешевых товаров и выше для более дорогих товаров. Например, специфическая пошлина в 2 евро за литр была бы эквивалентна 50% за бутылку вина стоимостью 4 евро и 10% за бутылку более дорогого вина стоимостью 20 евро. В случае адвалорной пошлины при ставке 10% величина взимаемой пошлины составила бы 0,2 евро за бутылку дешевого вина и 2 евро за бутылку более дорогого вина. Кроме того, если пошлины имеют адвалорное выражение, то в ходе тарифных переговоров гораздо легче осуществлять оценку эффективной защиты рынка, сравнивать уровни тарифного обложения и договариваться о снижении тарифов.
В то же время размер адвалорной пошлины в значительной степени зависит от методов, которые используются для определения стоимости, подлежащей обложению. Например, если таможенная администрация установит стоимость товара, подлежащую взиманию пошлины, в 1000 евро, то при ставке 10% уплачиваемая пошлина составит 100 евро. Если же установленная стоимость будет равна 1200 евро, то за этот же товар импортеру придется уплатить 120 евро. Иными словами, ценность методики «связывания» уровней таможенных тарифов, принятой в ГАТТ 1994, в значительной степени уменьшится, если таможенные органы будут использовать для целей таможенной оценки необоснованные данные. Для того, чтобы реальные ставки, по которым уплачиваются импортные пошлины, не превышали номинальные ставки, указанные в таможенном тарифе импортирующей страны, необходимо соблюдать правила, используемые для оценки товаров в таможенных целях, которые изложены в Соглашении.
Правила Соглашения по таможенной оценке
Система таможенной оценки, содержащаяся в Соглашении, основана на простых и справедливых критериях, учитывающих повседневную коммерческую практику. Требуя от стран-членов гармонизировать свое национальное законодательство в области оценки товаров в таможенных целях на основе изложенных в нем положений, Соглашение ставит своей целью достижение единообразия в применении правил, что позволяет импортерам заранее оценивать размер уплачиваемых пошлин и с определенностью планировать деловые операции.
Основной метод: стоимость сделки
Основное правило Соглашения состоит в том, что стоимость для таможенных целей должна основываться на стоимости сделки, то есть на цене, фактически уплаченной или подлежащей уплате при продаже на экспорт в страну импорта (то есть цена, указанная в счете). В случае необходимости эта цена корректируется с учетом расходов, понесенных покупателем, но не включенных в нее (стоимость упаковки и контейнеров, комиссионное вознаграждение или комиссия брокера, роялти и лицензионные платежи, относящиеся к оцениваемым товарам, которые должны быть выплачены покупателем в качестве условия продажи оцениваемых товаров).
Предыдущее Соглашение по таможенной оценке, которое было выработано в ходе Токийского раунда многосторонних торговых переговоров (1974-1979 гг.) содержало исчерпывающий перечень причин, по которым таможенная администрация имела право отвергнуть стоимость сделки. К ним относились, в частности, такие ситуации, как контрактные ограничения на использование или продажу товара; зависимость цены от условий, стоимость которых невозможно определить (например, цена товара была установлена с условием осуществления дополнительных покупок); взаимосвязь продавца и покупателя, искажающая цену товара. Однако подобные ограничения вызывали недовольство многих стран, в первую очередь развивающихся, считавших, что тем самым ограничивались права таможенных служб, которые сталкивались с проблемой занижения таможенной стоимости импортируемых товаров с целью уменьшения размера таможенных платежей. Это стало, в частности, одной из причин, по которым многие развивающиеся страны отказались от присоединения к данному Соглашению, что сужало сферу его действия и, соответственно, снижало эффективность.
В рамках Уругвайского раунда многосторонних торговых переговоров (1986-1994 гг.) страны-участницы приняли специальное решение, которое исправило эту ситуацию [1] . Если Соглашением Токийского раунда бремя доказательств неправомерности информации относительно стоимости сделки для целей таможенной оценки возлагалось на таможенную администрацию, то в нынешнем Соглашении оно переложено на импортеров, которым предоставлены права для защиты своих интересов. Во-первых, в случаях, когда таможенные органы выражают сомнение в правдивости или точности задекларированной стоимости, импортеры имеют право представить объяснения, включая дополнительные подтверждающие документы. Во-вторых, если таможенную администрацию не удовлетворяют дополнительная информация, представленная импортером, то она в письменной форме должна сообщить импортеру свои основания для сомнений в правдивости или точности представленных сведений. Тем самым, импортеры имеют возможность обжаловать решения, принятые таможенными службами, в более высоких инстанциях, а при необходимости обратиться в суд.
Статьи 1.2(а) и 1.2 (b)
Тот факт, что покупатель и продавец связаны между собой (например, внутрифирменными поставками, при которых существует опасность занижения таможенной стоимости) не должен сам по себе являться основанием для признания стоимости сделки неприемлемой. В этих случаях Соглашение требует от таможенной администрации проведения консультаций с импортером, изучения обстоятельств сделки для того, чтобы убедиться в том, что взаимосвязь продавца и покупателя не повлияла на цену. При наличии взаимосвязи между продавцом и покупателем таможенная стоимость товара начисляется на основе стоимости сделки, если импортер покажет, что такая стоимость близка к цене сделки при продаже «несвязанным» покупателям идентичных товаров, или же к таможенной стоимости идентичных или подобных товаров, как она определена положениями Статьи 5 («метод на основе вычитания стоимости») или Статьи 6 («метод на основе сложения стоимости») Соглашения.
Пять других методов
Статьи 1-7 Соглашения устанавливают порядок определения таможенной стоимости импортируемых товаров в соответствии с его положениями. В тех случаях, когда заявленная стоимость сделки не принимается в качестве основания для таможенной оценки, таможенные службы имеют право использовать для ее определения на непредвзятой основе пять других методов. Однако эти пять методов должны использоваться только в том порядке, в каком они перечислены в тексте, и только в тех случаях, когда стоимость не может быть установлена на основе первого метода.
Метод 2: Стоимость сделки с идентичными товарами
В тех случаях, когда стоимость не может быть определена на основе стоимости сделки, в качестве основы для определения таможенной стоимости принимается стоимость сделки с идентичными товарами, продаваемыми на экспорт в ту же страну импорта и экспортируемыми в то же или почти в то же время, что и оцениваемые товары.
Метод 3: Стоимость сделки с подобными товарами
Если определение стоимости невозможно на основе метода 2, то таможенная стоимость определяется на основе стоимости сделки с подобными товарами. Это товары, которые не являются полностью идентичными, но имеют сходные характеристики и состоят из схожих компонентов, что позволяет им выполнять те же функции, что и оцениваемые товары, и быть коммерчески взаимозаменяемыми. Так же, как и в предыдущем методе, в этом случае должна быть выбрана сделка с идентичными товарами, продаваемыми на экспорт в ту же страну импорта и экспортируемыми в то же или почти в то же время, что и оцениваемые товары.
Определение идентичных или подобных товаров
Для целей Соглашения идентичными товарами считаются товары, которые являются одинаковыми во всех отношениях, включая физические характеристики, качество и репутацию на рынке. Под подобными товарами понимаются товары, имеющие сходные характеристики, сходные компоненты и сходные составляющие материалы, которые позволяют им выполнять аналогичные функции и в коммерческом отношении быть взаимозаменяемыми. Кроме того, для того, чтобы считаться идентичными или подобными, эти товары должны быть изготовлены в той же стране и тем же производителем, что и оцениваемые товары. Товары, произведенные другим изготовителем, учитываются для целей таможенной оценки лишь тогда, когда нет идентичных или подобных товаров, произведенных изготовителем оцениваемых товаров.
Метод 4: На основе вычитания стоимости
Данный метод основывается на цене единицы продукции, по которой импортируемые или идентичные, или подобные товары продаются в наибольшем совокупном количестве одновременно или почти одновременно с импортом оцениваемых товаров. При этом из цены вычитаются такие составляющие, как прибыль, таможенные пошлины и другие налоги, подлежащие уплате в стране импорта в связи с импортом или продажей товаров, транспортные и страховые расходы.
Метод 5: На основе сложения стоимости
Таможенная стоимость импортируемых товаров, согласно положениям данной статьи, основывается на расчетной стоимости, которая является суммой таких факторов, как стоимость материалов и издержки производства при изготовлении импортируемых товаров. К ним добавляется сумма прибыли и общих административных расходов, характерных для товаров того же класса или вида, которые изготавливаются производителями в стране экспорта для поставки в страну импорта.
Примечание к Статье 6
Как общее правило, таможенная стоимость определяется на основе информации, доступной в стране импорта. Однако для определения расчетной стоимости возникает необходимость изучения издержек производства оцениваемых товаров и прочей информации, которую нужно получать за пределами страны импорта. Кроме того, в большинстве случаев производитель товаров будет находиться за пределами юрисдикции властей страны импорта. Поэтому Соглашение устанавливает, что использование метода расчетной стоимости должно быть ограничено теми случаями, когда покупатель и продавец связаны между собой, и производитель готов предоставить органам власти страны импорта необходимые расчеты издержек производства и, если потребуется, обеспечить возможности для последующей проверки.
Метод 6: Резервный
Если таможенная стоимость не может быть определена ни одним из вышеперечисленных методов, то она определяется с использованием экспертных расчетов и оценок и на основе данных, имеющихся в стране импорта, при условии, что применяемые критерии совместимы с принципами и общими положениями данного Соглашения и Статьи VII ГАТТ 1994. Однако таможенная стоимость, определяемая резервным методом, не должна основываться на таких данных, как, в частности, цена товаров на внутреннем рынке страны экспорта; цена товаров, предназначенных для экспорта в иную страну, нежели страна импорта; минимальные таможенные стоимости; а также произвольные или фиктивные стоимости.
Опыт выполнения Соглашения
Со времени вступления в силу Соглашения по таможенной оценке в связи с ним было возбуждено 17 процедур разрешения споров. Из них 11 споров были разрешены на этапе проведения консультаций, и лишь в 6 спорах потребовалось образование третейских судов (“panels”) с целью установления обстоятельств предполагаемых нарушений и подготовки докладов с рекомендациями по их устранению. Со стороны истцов в качестве нарушений, допущенных ответчиками, Статья 1 приводилась 21 раз, Статья 2 – 14 раз, Статья 3 – 14 раз, Статья 4 – 13 раз, Статья 5 – 15 раз, Статья 6 – 14 раз и Статья 7 – 15 раз, то есть распределение перечисленных статей Соглашения было примерно одинаковым. Впрочем, необходимо отметить, что в большинстве инициированных споров истцы указывали на нарушение ответчиком сразу нескольких содержательных статей Соглашений. Это может объясняться, с одной стороны, естественным желанием истцов расширить спектр подаваемой жалобы с целью повышения шансов на выигрыш спора. Другой причиной может быть сложность проведения таможенной оценки в каких-то конкретных случаях и возникающие в связи с этим разногласия сторон в методике и порядке применения статей Соглашения таможенной администрацией ответчика. Однако, учитывая, что из 500 процедур разрешения споров, возбужденных в ВТО к настоящему времени, на Соглашение по таможенной оценке пришлось лишь 6 споров, потребовавших создания третейских судов, выполнение данного Соглашения можно считать бесконфликтным, а его положения – не вызывающими особых разногласий и разночтений.
Законодательство ЕАЭС в области таможенной оценки
В соответствии со Статьей 101 Договора о Евразийском экономическом союзе, подписанного в Астане 29 мая 2014 г., до вступления в силу Таможенного кодекса Евразийского экономического союза таможенное регулирование в Союзе осуществляется в соответствии с Договором о Таможенном кодексе таможенного союза от 27 ноября 2009 г. Вопросы непосредственно таможенной оценки в рамках ЕАЭС в настоящее время регулируются Соглашением Таможенного союза от 25 января 2008 г. об определении таможенной стоимости товаров, перемещаемых через таможенную границу Таможенного союза. Кроме того, это соглашение было позже дополнено специальными Решениями Коллегии ЕЭК, в которых приведено подробное объяснение порядка применения каждого метода таможенной оценки [2] .
В Соглашении указывается, что определение таможенной стоимости товаров, перемещаемых через границу Таможенного союза, основано на принципах и общих правилах, установленных Статьей VII ГАТТ 1994 и Соглашением по применению Статьи VII ГАТТ 1994. Кроме того, в Соглашении Таможенного союза отмечается, что применение методов таможенной оценки в рамках Таможенного союза/ЕАЭС основано также на документах, выработанных Техническим комитетом по таможенной оценке Всемирной таможенной организации. Соответственно, все методики определения таможенной стоимости, используемые в рамках ЕАЭС, соответствуют методам таможенной оценки, определенным в Соглашении по применению Статьи VII ГАТТ 1994.
В октябре 2012 г. Российская Федерация нотифицировала в ВТО в соответствии со Статьей 22 Соглашения ВТО по таможенной оценке Таможенный кодекс Таможенного союза, Соглашение Таможенного союза от 25 января 2008 г. об определении таможенной стоимости, а также Федеральный закон No. 311-ФЗ от 27 ноября 2010 г. о таможенном регулировании в РФ и Федеральный закон РФ «О таможенном тарифе» No. 5003-1 [3] . По состоянию на 29 сентября 2015 г. эти нормативные акты все еще находились на рассмотрении Комитета ВТО по таможенной оценке на предмет их соответствия положениям Соглашения ВТО по применению Статьи VII ГАТТ 1994 [4] .
Можно ожидать, что законодательство ЕАЭС в области определения таможенной стоимости, основанное на соответствующих нормативных документах ВТО и Всемирной таможенной организации, вряд ли вызовет серьезные замечания со стороны членов Комитета по таможенной оценке. В то же время члены Комитета могут обратить внимание, по крайней мере, на два положения законодательства ЕАЭС, не влияющие на его общий характер, но отсутствующие в соответствующем Соглашении ВТО. Это, во-первых, положение о том, что таможенная стоимость товаров, перемещаемых через таможенную границу государства-члена Таможенного союза при вывозе с территории этого государства, определяется в соответствии с законодательством этого государства (Статья 1.1). Во-вторых, вопросы могут возникнуть в отношении нормы, устанавливающей, что процедуры определения таможенной стоимости товаров не должны использоваться в качестве антидемпинговых мер (Статья 2.4).
Вместе с тем, практическое выполнение российской таможенной администрацией ряда нормативных документов Таможенного союза/ЕАЭС уже вызвало возражения со стороны Европейского союза. В ноябре 2014 г. ЕС направил запрос Российской Федерации о проведении консультаций в отношении вопросов тарифного администрирования некоторых сельскохозяйственных и промышленных товаров [5] . В запросе ЕС выражается мнение, что Россия взимает с ряда товаров таможенные пошлины по ставкам, превышающим ее «связанные» ставки, и тем самым нарушает ряд положений ВТО, включая статью VII ГАТТ 1994 и статьи с 1 по 7 Соглашения ВТО по таможенной оценке. Поскольку проведенные консультации не привели к достижению взаимопонимания, в июне 2015 г. была образована третейская группа для рассмотрения данного спора между ЕС и Россией. Срок подготовки докладов в рамках процедуры разрешения споров, как правило, не должен превышать 6 месяцев, поэтому представление доклада по жалобе Европейского союза на Россию можно ожидать к весне 2016 года.
[1] См. «Решение относительно случаев, когда таможенная администрация имеет основания сомневаться в правильности или точности декларированной стоимости», «Результаты Уругвайского раунда многосторонних торговых переговоров. Правовые тексты», Москва, «Наука/Интерпериодика», 2002 г., стр. 387.
[2] Решение Коллегии ЕЭК от 20.12.2012 № 283 «О применении метода определения таможенной стоимости товаров по стоимости сделки с ввозимыми товарами (метод 1)» с последующими изменениями и дополнениями; Решение Коллегии ЕЭК от 30.10.2012 № 202 «О применении методов определения таможенной стоимости товаров по стоимости сделки с идентичными товарами (метод 2) и по стоимости сделки с однородными товарами (метод 3)»; Решение Коллегии ЕЭК от 13.11.2012 № 214 «О применении метода вычитания (метод 4) при определении таможенной стоимости товаров»; Решение Коллегии ЕЭК от 12.12.2012 № 273 «О применении метода сложения (метод 5) при определении таможенной стоимости товаров».
[3] G/VAL/N/1/RUS/1, 17 October 2012, Committee on Customs Valuation, WTO.
[4] “Draft Twenty-First Annual Review of the Implementation and Operation of the Agreement on Implementation of Article VII of the General Agreement on Tariffs and Trade 1994”, G/VAL/W/274, 29 September 2015, WTO.
[5] “Russia – Tariff treatment of certain agricultural and manufacturing products”, Request for consultations by the European Union, WT/DS485/1, G/L/1080/G/VAL/D/13, 4 November 2014, WTO.
Методы определения таможенной стоимости: таможенной оценки
По мнению Международного торгового центра ЮНКТАД/ВТО, сфера действия адвалорных пошлин в большей степени зависит именно от способов, используемых для определения облагаемой суммы. Правилам, применяемым при определении стоимости товаров, отведена решающая роль. Еще при разработке статьи VII ГАТТ была поставлена цель достичь по возможности соразмерное основному принципу вычисление таможенной стоимости, а также предотвратить то, что согласованные тарифные уступки вновь обесценивались различными методами стоимостной оценки. В российской науке методология определения таможенной стоимости рассматривается некоторыми учеными как одна из главных составляющих таможенного тарифа. При этом подчеркивается, что поскольку в таможенной политике за организационно-техническими процедурами всегда стоят конкретные торгово-политические и экономические цели, то посредством таможенного тарифа может оказываться существенное влияние на уровень протекционистской защиты национального производства. Действительно, даже при установлении равных принципов и общих положений о таможенной оценке, но использовании различных методик расчета таможенной стоимости, величина налогооблагаемой базы и, следовательно, размер подлежащих уплате таможенных платежей будут существенно отличаться.
Законодательство Российской Федерации, основываясь на положениях международно-правовых актов, предусматривает шесть методов определения таможенной стоимости товаров, ввозимых на таможенную территорию Российской Федерации.
В юридической литературе методы определения таможенной стоимости классифицируются на группы:
I. Основной метод — это первый метод, применяемый по сделкам с ввозимыми товарами, имеющим стоимостную основу.
II. Сравнительные методы — методы, предусматривающие использование в качестве основы для определения таможенной стоимости, стоимости сделок с идентичными и однородными товарами, ввозимыми при сопоставимых условиях.
III. Расчетные методы — методы, позволяющие определить стоимостную основу внешнеторговой сделки по имеющимся данным о величине издержек, понесенных либо после ввоза импортного товара, аналогичного оцениваемому (метод вычитания), либо издержек экспортера до совершения внешнеторговой сделки (метод сложения).
IV. Резервный метод — используется при невозможности определения таможенной стоимости с помощью ни одного из предыдущих методов и предусматривает гибкое их применение.
1. Метод определения таможенной стоимости по стоимости сделки с ввозимыми товарами (метод 1) сводится к тому, что при его использовании таможенной признается стоимость сделки с ввозимыми товарами. Структуру последней составляют цена сделки с ввозимыми товарами, дополненная определенными обязательными начислениями — некоторые расходы, понесенные продавцом, но не включенные в цену сделки.
Этот метод может применяться только при одновременном выполнении следующих условий.
Во-первых, не существует ограничений в отношении прав покупателя на пользование и распоряжение товарами. Не исключают таможенную оценку товаров по первому методу только ограничения следующего характера:
установленные федеральными законами, указами и распоряжениями Президента РФ, постановлениями и распоряжениями Правительства РФ, а также нормативными правовыми актами федеральных органов исполнительной власти. Законом РФ "О таможенном тарифе" (в ред. Федерального закона от 8 ноября 2005 г. N 144-ФЗ "О внесении изменений в Закон Российской Федерации "О таможенном тарифе") круг нормативных правовых актов, которыми могут устанавливаться ограничения, не влияющие на применение первого метода таможенной оценки, был конкретизирован и расширен: в него включены указы и распоряжения Президента РФ, постановления и распоряжения Правительства РФ, нормативные правовые акты федеральных органов исполнительной власти. Данная редакция Закона в полной мере соответствует Соглашению о применении статьи VII ГАТТ (подп. "а" п. 1 ст. 1 Соглашения);
ограничения географического региона, в котором товары могут быть перепроданы. Введение данных ограничений — обычная коммерческая практика, касающаяся одной из разновидностей операций по перепродаже;
ограничения, существенно не влияющие на стоимость товаров. В Пояснительных примечаниях ВТО к Соглашению о применении статьи VII ГАТТ в качестве примера ограничений, существенно не влияющих на стоимость товаров, названы требования продавца автомобилей к их покупателю не продавать автомобили или не демонстрировать их до определенной даты, ознаменующей начало года выпуска модели.
При определении таможенной стоимости не допустим формальный подход, должны быть проанализированы не только сам факт наличия тех или иных специальных условий внешнеторговой сделки, ограничивающих права покупателя в отношении товара, но и степень влияния таких условий на цену сделки. Например, действие покупателя по внешнеторговой сделке на основании агентского договора с правовой точки зрения свидетельствует об ограничении его прав на распоряжение товаром. Данные ограничения вытекают из существа агентского договора, предусматривающего совершение агентом за определенное вознаграждение юридических и иных действий по поручению принципала (ст. 1005 Гражданского кодекса РФ), а также приобретения товаров агентом не для себя, а с целью передачи их в собственность принципала. Однако само по себе данное обстоятельство не является достаточным для отказа от использования метода определения таможенной стоимости по цене сделки с ввозимыми товарами. При наличии оснований полагать, что ограничения, вызванные действием покупателя на основании агентского договора, влияют на цену сделки, необходимо исследовать степень такого влияния. В случае установления существенного влияния указанного фактора на цену сделки первый метод определения таможенной стоимости нельзя использовать. Такой позиции придерживаются и таможенные, и судебные органы.
Во-вторых, продажа товаров или их цена не зависят от соблюдения условий, влияние которых на стоимость товаров не может быть количественно определено. В научной литературе и правоприменительной практике обсуждается вопрос о том, какие условия, характеризующие конкретную сделку и не типичные для подавляющего большинства внешнеторговых сделок, действительно влияют на продажу товаров или на цену сделки и в связи с этим препятствуют использованию первого метода таможенной оценки (например, наличие между поставщиком товаров и их покупателем дилерского соглашения, в силу которого последний обязуется не закупать аналогичный товар у третьих лиц; поступление товаров не непосредственно от продавца по внешнеторговому договору, а от иного лица — фактического отправителя товаров; сбор и переработка продавцом товаров под будущие поставки под контролем представителя покупателя). Первый метод таможенной оценки не применим, если установлены конкретные условия внешнеторговой сделки, их влияние на продажу товаров или на цену, однако рассчитать конкретный показатель такого влияния (в стоимостном выражении) не представляется возможным.
Влияние определенных условий сделки на продажу или на цену товаров может быть установлено, например, на основе анализа самих документов на оцениваемые товары, а также информации о ценах сделок с аналогичными товарами, совершенных при сопоставимых условиях.
В качестве примеров зависимости продажи или цены товаров от условий, влияние которых нельзя количественно определить, в Комментарии ВТО к Соглашению о применении статьи VII ГАТТ названы следующие:
продавец устанавливает цену на импортируемые товары при условии, что покупатель приобретет также другие товары в определенных количествах;
цена импортируемых товаров зависит от цены или цен, по которым покупатель импортируемых товаров продает другие товары продавцу импортируемых товаров;
цена устанавливается на основе формы платежа, не связанной с импортируемыми товарами, например когда импортируемые товары-полуфабрикаты предоставляются продавцом на условии, что он (продавец) получит определенное количество обработанных товаров.
Вместе с тем наличие условий, относящихся к производству или маркетингу импортированных товаров, не должно влечь отказ от применения стоимости сделки. Например, то обстоятельство, что покупатель предоставляет продавцу проектную документацию и проекты, выполненные в стране импорта, не является основанием для отказа от использования первого метода таможенной оценки. Аналогично условие, когда покупатель осуществляет за свой счет, пусть даже по договоренности с продавцом, деятельность, относящуюся к маркетингу импортированных товаров, и расходы в связи с этой деятельностью не составляют часть таможенной стоимости. Данное условие не влечет отказ от первого метода определения таможенной стоимости.
В российской правоприменительной практике под условиями, от которых зависят продажа или цена товаров и влияние которых не может быть учтено, понимаются условия сделки, по цене которой заявляется стоимость, либо иные условия, влияющие на цену товаров по этой сделке. В случае применения названного основания отказа от использования метода по цене сделки с ввозимыми товарами таможенный орган обязан указать, влияние каких именно условий не может быть учтено при определении таможенной стоимости по этому методу и в чем заключается такое влияние. В этом смысле различие цены сделки с ценовой информацией, содержащейся в других источниках, не относящихся непосредственно к указанной сделке, не может рассматриваться как наличие такого условия либо как доказательство недостоверности условий сделки и является лишь основанием для проведения проверочных мероприятий с целью выяснения этих обстоятельств, в том числе истребования у декларанта соответствующих документов и объяснений.
В-третьих, любая часть дохода, полученного в результате последующих продажи, распоряжения товарами иным способом или их использования, не причитается прямо или косвенно продавцу, за исключением случаев, когда могут быть произведены дополнительные начисления. Названные выше доходы продавца признаются структурными компонентами таможенной стоимости. Эти расходы должны быть выделены из цены сделки, количественно определены и подтверждены документально. При невыполнении данного требования первый метод таможенной оценки не может применяться.
В-четвертых, если покупатель и продавец по внешнеторговой сделке, совершенной с оцениваемыми товарами, взаимосвязаны и их взаимосвязь повлияла на цену сделки.
Понятие "взаимосвязанные лица" раскрыто в подп. 2 п. 1 ст. 5 Закона РФ "О таможенном тарифе". Это лица, отвечающие одному из следующих условий:
каждое из этих лиц является сотрудником или руководителем организации, созданной с участием другого лица;
они являются деловыми партнерами, т.е. связаны договорными отношениями, действуют в целях извлечения прибыли и совместно несут расходы и убытки, связанные с осуществлением совместной деятельности;
они являются работодателем и работником;
какое-либо лицо прямо или косвенно владеет 5% и более выпущенных в обращение голосующих акций обоих лиц, контролирует 5% и более выпущенных в обращение голосующих акций обоих лиц или является номинальным держателем 5% и более выпущенных в обращение голосующих акций обоих лиц;
одно из них прямо или косвенно контролирует другое;
оба они прямо или косвенно контролируются третьим лицом;
вместе они прямо или косвенно контролируют третье лицо;
лица состоят в брачных отношениях, отношениях родства или свойства, усыновителя или усыновленного, а также попечителя и опекаемого.
При этом тот факт, что лица связаны в осуществлении своей деятельности таким образом, что одно из них является независимо от использованного обозначения единственным агентом, единственным дистрибьютором другого лица или единственным пользователем по договору коммерческой концессии, не может служить основанием для признания указанных лиц взаимосвязанными, если данные лица не отвечают ни одному из перечисленных выше условий.
В прежней редакции Закона РФ "О таможенном тарифе" использовался термин "взаимозависимые лица", которыми признавались лица, удовлетворяющие хотя бы одному из следующих признаков:
один из участников сделки (физическое лицо) или должностное лицо одного из участников сделки является одновременно должностным лицом другого участника сделки;
участники сделки являются совладельцами предприятия;
участники сделки связаны трудовыми отношениями;
один из участников сделки является владельцем вклада (пая) или обладателем акций с правом голоса в уставном капитале другого участника сделки, составляющих не менее 5% уставного капитала;
оба участника сделки находятся под непосредственным либо косвенным контролем третьего лица;
участники сделки совместно контролируют, непосредственно или косвенно, третье лицо;
один из участников сделки находится под непосредственным или косвенным контролем другого участника сделки;
участники сделки или их должностные лица являются родственниками.
Таким образом, в действующее редакции названного Закона изменились не только терминология ("взаимосвязанные" вместо "взаимозависимые", что в большей степени соответствует англ. "related" — "связанные", используемому в Соглашении о применении статьи VII ГАТТ), но и критерии взаимоотношений участников внешнеторговой деятельности, влияющие на стоимость сделки. Поскольку не каждый такой критерий подразумевает взаимозависимость лиц, термин "взаимосвязанные лица" в большей степени соответствует юридическому наполнению понятия, для обозначения которого он используется в Законе.
В настоящее время термин "взаимозависимые лица" используется в законодательстве Российской Федерации о налогах и сборах, однако его юридическое значение существенно отличается от термина "взаимосвязанные лица", употребляемого в таможенном праве. В соответствии со ст. 20 Налогового кодекса РФ взаимозависимыми лицами для целей налогообложения признаются физические лица и (или) организации, отношения между которыми могут оказывать влияние на условия или экономические результаты их деятельности или деятельности представляемых ими лиц, а именно:
1) одна организация непосредственно и (или) косвенно участвует в другой организации, и суммарная доля такого участия составляет более 20%. Доля косвенного участия одной организации в другой через последовательность иных организаций определяется в виде произведения долей непосредственного участия организаций этой последовательности одна в другой;
2) одно физическое лицо подчиняется другому физическому лицу по должностному положению;
3) лица состоят в соответствии с семейным законодательством Российской Федерации в брачных отношениях, отношениях родства или свойства, усыновителя и усыновленного, а также попечителя и опекаемого.
Приведенный перечень критериев взаимозависимых лиц не является исчерпывающим: суд может признать лиц взаимозависимыми по иным основаниям, если отношения между ними могут повлиять на результаты сделок по реализации товаров (работ, услуг). Следует отметить, что согласно ст. 40 Налогового кодекса РФ совершение сделки между взаимозависимыми лицами — один из четырех случаев, когда налоговые органы в целях контроля за полнотой исчисления налогов вправе проверять правильность применения цен по сделкам.
Приемлемость или неприемлемость для таможенных целей так называемых трансфертных цен, т.е. цен, которые образуются между предприятиями, входящими в одну транснациональную компанию, — одна из сложных проблем, которая была разрешена в Соглашении о применении статьи VII ГАТТ. Использование в целях определения таможенной стоимости цены товара, образующейся в сделках между связанными лицами, в современных условиях приобретает важнейшее значение, поскольку более одной трети международной торговли является торговлей между связанными лицами (33 — 35%). Такие торговые сделки совершают и в России.
По указанной проблеме в Соглашении была выработана следующая позиция, воспринятая в Законе РФ "О таможенном тарифе": факт взаимосвязи между продавцом и покупателем сам по себе не должен являться основанием для признания стоимости сделки неприемлемой для целей определения таможенной стоимости товаров. Отметим, что при применении первого метода таможенной оценки ввозимых товаров выяснению подлежит наличие взаимосвязи непосредственно между участниками внешнеторговой сделки, например иностранным продавцом и российским покупателем, тогда как при применении четвертого метода определения таможенной стоимости устанавливается взаимосвязь между лицами, осуществляющими куплю-продажу товаров на территории страны импорта. При наличии взаимосвязи анализируются сопутствующие продаже обстоятельства, и, если указанная взаимосвязь не повлияла на цену товара, стоимость сделки должна быть признана приемлемой для целей определения таможенной стоимости товаров.
Таким образом, наличие взаимосвязи сторон сделки не влечет автоматически во всех случаях необходимость уточнения заявленной таможенной стоимости товаров, запрос дополнительных документов с целью ее подтверждения, т.е. не является основанием для принятия решения об уточнении таможенной стоимости. Такое решение должно быть принято таможенными органами, если есть обоснованные сомнения в приемлемости цены сделки для целей таможенной оценки товаров. При отсутствии сомнений таможенная стоимость может быть принята по первому методу без проведения дополнительной проверки и без запроса у декларанта дополнительных подтверждающих документов.
Если же на основе информации, представленной декларантом или полученной таможенным органом иным способом, будут обнаружены признаки того, что взаимосвязь продавца и покупателя повлияла на стоимость сделки, то таможенный орган в письменном виде обязан сообщить об этих признаках декларанту и обеспечить тем самым реализацию последним права доказать правомерность заявленной таможенной стоимости и избранного метода таможенной оценки. Декларант вправе доказать отсутствие влияния взаимосвязи на стоимость сделки.
Стоимость сделки при продаже товаров между связанными лицами должна быть принята таможенными органами и товары оценены с использованием первого метода, если декларант путем сравнения докажет, что такая стоимость близка к имевшей место в тот же или соответствующий ему период времени одной из проверочных величин:
1) стоимости сделки при продаже идентичных или однородных товаров на экспорт в Российскую Федерацию покупателям, не являющимся взаимосвязанными лицами с продавцом;
2) таможенной стоимости идентичных или однородных товаров, определяемой по методу вычитания;
3) таможенной стоимости идентичных или однородных товаров, определяемой по методу сложения.
В используемой в Законе формулировке о том, что заявленная таможенная стоимость должна быть близка к проверочной величине, имевшей место в тот же или соответствующий ему период времени, заложен оценочный критерий, определяемый в каждом случае в зависимости от конкретных условий. В Пояснительных примечаниях ВТО к Соглашению о применении статьи VII ГАТТ разъяснено, что при определении, действительно ли одна стоимость близка ("вплотную приближается") к другой стоимости, должен быть учтен ряд факторов, включая природу импортированных товаров, характер отрасли, сезон, в котором импортируются товары, а также является ли различие в стоимости существенным в коммерческом отношении. Поскольку в каждом конкретном случае эти факторы порой различаются (например, для одного типа товаров небольшое различие в стоимости может быть неприемлемым, тогда как для товаров другого типа приемлемо и большое различие в стоимости), невозможно применить единообразный стандарт, такой как фиксированный процент, ко всем случаям. Отметим, что законодательством Российской Федерации о налогах и сборах установлен 20-процентный критерий существенного колебания цен товаров (работ, услуг) по сравнению с рыночными ценами идентичных (однородных) товаров, используемый в целях контроля за полнотой исчисления налогов (п. 3 ст. 40 Налогового кодекса РФ).
При сравнении заявленной таможенной стоимости с использованием указанных выше проверочных величин учитываются представленные декларантом сведения о различиях в коммерческих уровнях продажи (оптовом, розничном и ином), в количестве товаров, в дополнительных начислениях, признаваемых структурными компонентами таможенной стоимости, а также в расходах, которые обычно несет продавец при продажах, если продавец и покупатель не являются взаимосвязанными лицами, по сравнению с расходами продавца при продажах, когда продавец и покупатель являются взаимосвязанными лицами.
Проверочные величины используются по инициативе декларанта исключительно в целях сравнения и не подлежат использованию в качестве таможенной стоимости товаров.
Рассмотренные четыре условия являются специальными условиями применения первого метода таможенной оценки, несоблюдение которых влечет неприемлемость цены сделки для целей определения таможенной стоимости товаров. Однако ошибочным было бы предположение, что первый метод не применим только в указанных четырех случаях.
Прежде всего таможенная стоимость не может быть определена по первому методу, если не выполняется общее требование о том, что таможенная оценка должна проводиться с использованием количественно определяемой и документально подтвержденной достоверной информации (п. 3 ст. 12 Закона РФ "О таможенном тарифе"). Данное требование распространяется на все методы таможенной оценки и при использовании первого метода должно выполняться в отношении как цены сделки, так и всех дополнительных начислений, подлежащих включению в таможенную стоимость. При отсутствии сведений, документально подтвержденных и поддающихся количественному определению, для осуществления дополнительных начислений к цене сделки метод по стоимости сделки с ввозимыми товарами не применим.
2. Метод определения таможенной стоимости по стоимости сделки с идентичными товарами (метод 2). В рамках этого метода за основу определения таможенной стоимости конкретных перемещаемых через таможенную границу Российской Федерации товаров берется таможенная стоимость других, идентичных с оцениваемыми товаров.
Понятие "идентичные товары" раскрыто в подп. 3 п. 1 ст. 5 Закона РФ "О таможенном тарифе" (в ред. Федерального закона от 8 ноября 2005 г. N 144-ФЗ). Идентичные товары — это товары, одинаковые во всех отношениях, в том числе по физическим характеристикам, качеству и репутации. Незначительные расхождения во внешнем виде не являются основанием для отказа в рассмотрении таких товаров как идентичных, если в остальном товары соответствуют требованиям, установленным указанным пунктом.
Товары не считаются идентичными, если они произведены не в той стране, что и оцениваемые товары, или если в отношении этих товаров проектирование, опытно-конструкторская разработка, художественное оформление, дизайн, эскизы, чертежи и иные аналогичные работы были произведены (выполнены) в Российской Федерации.
Товары, произведенные иным лицом, нежели производителем оцениваемых товаров, рассматриваются лишь в случаях, когда идентичные товары того же производителя не выявлены на таможенной территории Российской Федерации.
Приведенное определение идентичных товаров не претерпело кардинальных изменений по сравнению с закрепленным в ст. 20 прежней редакции Закона РФ "О таможенном тарифе" (до внесения изм. Федеральным законом от 8 ноября 2005 г. N 144-ФЗ) и в полной мере соответствует значению, в котором рассматриваемый термин используется в Соглашении о применении статьи VII ГАТТ.
Понятие "идентичные товары" используется также в законодательстве Российской Федерации о налогах и сборах. Согласно п. 6 ст. 40 Налогового кодекса РФ идентичными признаются товары, имеющие одинаковые характерные для них основные признаки. При этом учитываются физические характеристики товаров, их качество, репутация на рынке, страна происхождения и производитель; незначительные различия во внешнем виде товаров могут не учитываться. Для определения таможенной стоимости и расчета подлежащих уплате таможенных пошлин, налогов, рыночная цена идентичных товаров используется налоговыми органами для целей исчисления налогов, если в соответствии с законодательством Российской Федерации в этих целях не может быть использована цена товаров, подлежащих налогообложению, указанная сторонами сделки.
При использовании второго метода крайне важна правильная оценка каждого критерия идентичности товаров. Последние признаются идентичными только при одновременном соответствии следующим критериям:
физические характеристики (для разных товаров они различны, например длина, ширина, высота, плотность, толщина, технические характеристики);
качество товаров (совокупность потребительских свойств товаров в соответствии с их функциональным назначением);
репутация товаров. Репутация товаров на рынке — это сложившееся мнение, оценка потребителем потребительских свойств (качества) товаров, в том числе в соотношении с их ценой. Высокая репутация обеспечивает устойчивое положение товаров на рынке, стабильный спрос у потребителя и, соответственно, свидетельствует о более высокой цене товаров. Рассматриваемый показатель не является статичным. Одновременно с этим товары, положительно себя зарекомендовавшие и успешно продаваемые на рынке в течение продолжительного периода времени, определенно имеют более высокую репутацию (и, соответственно, более высокую цену) на рынке. Данный критерий носит оценочный характер и подлежит тщательному изучению в каждом конкретном случае.
Репутация товаров влияет на возможность применения и других методов таможенной оценки — по стоимости сделки с однородными товарами, метода вычитания, резервного метода. В качестве примера товаров, не соотносимых по критерию репутации у потребителя, могут быть названы товары торговой марки "Predator" в сравнении с товарами торговой марки "Samsung"; мониторы для персональных компьютеров торговых марок "Mandex" и "Hewlett-Packard" (в Обзоре правоприменительной практики рассмотрения жалоб на решения о корректировке таможенной стоимости, направленном письмом ФТС России от 30 марта 2005 г. N 01-06/9713, ФТС России было указано, что товары марок "Samsung" и "Hewlett-Packard" широко известны массовому российскому потребителю и имеют более высокую репутацию на рынке, в связи с чем ценовая информация о таких товарах не может служить основой для определения таможенной стоимости товаров марок "Predator" и "Mandex").
Следующим шагом после подбора идентичных товаров является проверка выполнения условий применения метода по стоимости сделки с идентичными товарами. В Законе РФ "О таможенном тарифе" (п. п. 1, 2 ст. 20) в качестве таких условий установлены:
1) продажа товаров на экспорт в Российскую Федерацию. Это означает, что за основу для определения таможенной стоимости не может быть взята стоимость сделки с товарами, хотя бы и соответствующими критериям идентичности, но:
— ввезенными в Российскую Федерацию не для продажи (например, временный ввоз экспонатов, выставочных товаров, ввоз с целью переработки);
— проданными для экспорта в иную, чем Российская Федерация, страну;
2) ввоз в Российскую Федерацию идентичных товаров в тот же или соответствующий ему период времени, что и оцениваемые.
Формулируя это условие, законодатель отказался от фиксированного показателя. Отсутствует фиксированный показатель и в Соглашении о применении статьи VII ГАТТ. И это оправданно: стоимость одних товаров может не подвергаться значительным колебаниям в течение продолжительного периода времени, стоимость же других (таких большинство) меняется каждый месяц или даже чаще, поэтому устанавливать один общий показатель для всего многообразия видов товаров, перемещаемых через таможенную границу, вряд ли целесообразно.
Таким образом, при выполнении данного условия необходимо учитывать характер и специфику оцениваемых (и, соответственно, идентичных) товаров, уровень цен на них применительно к периоду ввоза и проч., т.е. период времени должен быть "соответствующим" с точки зрения рыночных конъюнктурных условий;
3) продажа идентичных товаров на том же коммерческом уровне (оптовом, розничном, ином) и по существу в том же количестве, что и оцениваемые. Снижение продажной цены товаров при покупке большими партиями по сравнению с ценой этих же товаров при покупке в меньших количествах — распространенная мировая практика. В связи с этим рассматриваемое условие направлено на обеспечение максимально возможного соответствия цены сделки с идентичными товарами цене сделки с ввозимыми товарами с учетом таких факторов, влияющих на цену, как:
коммерческий уровень продажи;
количество проданных товаров.
Если не выявлено продаж идентичных товаров на том же коммерческом уровне и по существу в том же количестве, что и оцениваемые, используется стоимость сделки с идентичными товарами, проданными на ином коммерческом уровне и (или) в иных количествах, при условии проведения корректировки такой стоимости, учитывающей различия в коммерческом уровне и (или) в количестве.
Такая корректировка проводится на основе сведений, подтверждающих обоснованность и точность этой корректировки, независимо от того, приводит она к увеличению или уменьшению стоимости сделки с идентичными товарами. Данное положение в полной мере соответствует общему требованию о документальном подтверждении, количественной определенности и достоверности сведений, используемых для определения таможенной стоимости. При отсутствии таких сведений метод по стоимости сделки с идентичными товарами неприменим.
В комментарии ВТО к Соглашению о применении статьи VII ГАТТ указано, что условием корректировки вследствие разных коммерческих уровней и (или) разных количеств, независимо от того, повлечет ли такая корректировка увеличение или уменьшение стоимости, является наличие доказательства разумности и точности корректировки. В качестве такого доказательства может рассматриваться, например, действующий каталог цен, содержащий информацию о ценах, относящихся к разным уровням или количествам. Так, если оцениваемые товары состоят из поставок 10 единиц, а идентичные товары были поставлены в количестве 500 единиц, и известно, что продавцом предоставлены скидки, обусловленные количеством продаваемых товаров, корректировка может быть осуществлена с использованием каталога цен продавца, из которого выбирается цена, применяемая к продаже 10 единиц. При этом не должно быть сомнений, что каталог цен применительно к разным количествам товаров составлен добросовестно;
4) таможенная оценка идентичных товаров была проведена по первому методу — по стоимости сделки с ввозимыми товарами. Целесообразность данного условия очевидна: таможенная стоимость товаров, определенная по методу, отличному от первого, все в большей степени носит приблизительный, "теоретический" характер. Каждое последующее использование такой стоимости в целях таможенной оценки других товаров имело бы следствием принятие в качестве таможенной стоимости величины, не отражающей действительную цену товаров по конкретной внешнеторговой сделке.
Подобрав идентичные товары и проверив выполнение условий применения второго метода определения таможенной стоимости, необходимо установить уровень расходов в связи с перевозкой товаров, подлежащих включению в таможенную стоимость, при продажах оцениваемых и идентичных товаров. Это расходы по перевозке (транспортировке) товаров до места прибытия последних на таможенную территорию Российской Федерации, по проведению грузовых операций, связанных с перевозкой (транспортировкой), а также на страхование.
Если имеется ценовая информация по нескольким товарам, отвечающим критериям идентичности, и в каждом случае выполняются условия применения метода по стоимости сделки с идентичными товарами, то для определения таможенной стоимости должна применяться самая низкая из таких стоимостей.
3. Метод по стоимости сделки с однородными товарами (метод 3). В соответствии с Законом РФ "О таможенном тарифе" (подп. 4 п. 1 ст. 5) однородными признаются товары, которые не являются идентичными, но имеют схожие характеристики и состоят из схожих компонентов, что позволяет им выполнять те же функции, что и оцениваемые товары, и быть с ними коммерчески взаимозаменяемыми. Коммерчески взаимозаменяемые товары — это группа товаров, близких по потребительским свойствам, удовлетворяющих в основном одинаковые потребности и сравнимых по их функциональному назначению, применению, качественным и техническим характеристикам, цене и другим параметрам таким образом, что покупатель действительно заменяет или готов заменить их друг другом в процессе потребления. При определении, являются ли товары однородными, учитываются качество, репутация и наличие товарного знака.
Товары признаются однородными только при выполнении всех перечисленных критериев в совокупности.
Не считаются однородными товары, произведенные в иной стране, чем оцениваемые товары, а также если в отношении этих товаров проектирование, опытно-конструкторская разработка, художественное оформление, дизайн, эскизы, чертежи и иные аналогичные работы были произведены (выполнены) в Российской Федерации. Товары, произведенные иным лицом, нежели производитель оцениваемых товаров, рассматриваются лишь в случаях, когда однородные товары того же производителя не выявлены на таможенной территории Российской Федерации.
В Соглашении о применении статьи VII ГАТТ используется термин "similar good’s", точный перевод которого — похожие, подобные товары. Юридическое наполнение закрепившегося в российском законодательстве понятия однородных товаров в целом соответствует названному термину.
Понятие однородных товаров в значении, аналогичном рассмотренному выше, используется также в законодательстве Российской Федерации о налогах и сборах (п. 7 ст. 40 Налогового кодекса РФ). Как и при использовании ценовой информации об однородных товарах для определения таможенной стоимости и расчета подлежащих уплате таможенных пошлин, налогов, рыночная цена однородных товаров применяется налоговыми органами для целей исчисления налогов, если в соответствии с законодательством Российской Федерации в этих целях не могут быть использованы цена товаров, подлежащих налогообложению, указанная сторонами сделки, и рыночная цена идентичных товаров.
Методология таможенной оценки по стоимости сделки с однородными товарами аналогична методологии таможенной оценки на основе предыдущего метода — по стоимости сделки с идентичными товарами. Схематично такая методология может быть представлена следующим образом:
а) подбор однородных товаров;
б) проверка соблюдения условий применения метода, а именно:
однородные товары проданы на экспорт в Российскую Федерацию;
однородные товары вывезены в Российскую Федерацию в тот же или соответствующий ему период, что и оцениваемые товары;
однородные товары проданы на том же коммерческом уровне (оптовом, розничном, ином) и по существу в том же количестве, что и оцениваемые. Если не выявлено продаж однородных товаров на том же коммерческом уровне и по существу в том же количестве, что и оцениваемые, используется стоимость сделки с однородными товарами, проданными на ином коммерческом уровне и (или) в иных количествах, при условии проведения корректировки такой стоимости, учитывающей различия в коммерческом уровне и (или) в количестве;
таможенная стоимость однородных товаров была принята таможенным органом по первому методу;
в) корректировка стоимости сделки с однородными товарами с целью учета значительной разницы в расходах, обусловленных различиями в расстояниях перевозки товаров и использованных при этом видах транспорта:
по перевозке (транспортировке) товаров до аэропорта, морского порта или иного места прибытия товаров на таможенную территорию Российской Федерации;
по погрузке, выгрузке или перегрузке товаров и проведению иных операций, связанных с их перевозкой (транспортировкой) до аэропорта, морского порта или иного места прибытия товаров на таможенную территорию Российской Федерации;
на страхование в связи с международной перевозкой товаров;
г) если выявлено более одной стоимости сделки с однородными товарами (с учетом проведенных корректировок), для определения таможенной стоимости оцениваемых товаров применяется самая низкая из них.
4. Метод вычитания (метод 4). Данный метод исходит из той мысли, что многими ввезенными товарами в дальнейшем торгуют, так что в контексте с импортом хотя еще не имеется сделки купли-продажи, но она вероятна в более поздний период времени. Данный метод довольно сложный, "трудоемкий" в применении, поскольку предусматривает подбор, анализ и расчет таможенной стоимости на основе информации о продаже оцениваемых, идентичных или однородных товаров, осуществление определенных вычетов из цены, взятой за основу для определения таможенной стоимости, корректировку на стоимость, добавленную в результате переработки товаров, и т.д. Каждая из таких операций основывается на количественно определенной и документально подтвержденной достоверной информации. На практике данный метод применяется редко ввиду отсутствия в таможенных органах информации, необходимой для его применения.
Основой для определения таможенной стоимости по методу вычитания может служить цена единицы оцениваемых, идентичных или однородных товаров, по которой эти товары продаются уже на территории Российской Федерации.
В качестве условий применения в целях таможенной оценки по методу вычитания цены единицы оцениваемых, идентичных или однородных товаров при их продаже на рынке Российской Федерации:
1. Оцениваемые, идентичные или однородные товары продаются в Российской Федерации в том же состоянии, в котором были ввезены на ее территорию. Данное условие соответствует общему положению об определении таможенной стоимости ввозимых товаров на основе их стоимости на момент ввоза, пересечения таможенной границы Российской Федерации и предполагает, что по общему правилу за основу определения таможенной стоимости по методу вычитания не может быть взята цена единицы товаров (оцениваемых, идентичных или однородных), проданных на рынке Российской Федерации после переработки, т.е. в измененном, переработанном, состоянии.
Если же ни оцениваемые, ни идентичные, ни однородные товары не продаются в Российской Федерации в том состоянии, в каком они были ввезены на ее таможенную территорию, по заявлению декларанта таможенная стоимость товаров определяется на основе цены единицы товара, по которой они продаются после их переработки (обработки), при условии вычета стоимости, добавленной в результате переработки (обработки). Такие вычеты производятся на основе объективных и поддающихся количественному определению данных, относящихся к стоимости переработки (обработки). Требование о количественной определенности, достоверности и документальном подтверждении предъявляется ко всем сведениям, используемым при определении таможенной стоимости. Данное требование закреплено в Законе РФ "О таможенном тарифе".
Цена единицы товаров, по которой они продаются после их переработки (обработки), не может использоваться в качестве основы для определения таможенной стоимости, если:
в результате дальнейшей переработки (обработки) ввезенные товары теряют свои индивидуальные признаки, за исключением случаев, когда, несмотря на потерю товарами своих индивидуальных признаков, величина стоимости, добавленной в результате переработки (обработки), может быть точно определена;
ввезенные товары составляют незначительную часть в товарах, продаваемых на внутреннем рынке Российской Федерации, и по этой причине стоимость ввезенных товаров не может оказать существенного влияния на стоимость продаваемых товаров.
Возможность применения цены единицы оцениваемых, идентичных или однородных товаров при их продаже после переработки (обработки) определяется в каждом случае в зависимости от конкретных обстоятельств.
2. За основу таможенной стоимости, определяемой по методу вычитания, принимается цена единицы оцениваемых, идентичных или однородных товаров при их продаже наибольшим совокупным количеством.
Это условие означает, что должна подбираться цена, по которой наибольшее число единиц оцениваемых, идентичных или однородных товаров было продано на первом после импорта коммерческом уровне.
Для наглядности рассматриваемое условие можно проиллюстрировать материалами, приведенными в Комментарии ВТО к Соглашению о применении статьи VII ГАТТ.
Товары продаются по каталогу цен, в котором предусмотрены льготные цены за единицу продукции при покупках в больших количествах:
Цена за
единицу
Общее количество,
проданное по
по каждой цене
за единицу