Что такое тротуар в пдд
ПДД РФ, 1. Общие положения
1.1. Настоящие Правила дорожного движения <*> устанавливают единый порядок дорожного движения на всей территории Российской Федерации. Другие нормативные акты, касающиеся дорожного движения, должны основываться на требованиях Правил и не противоречить им.
<*> В дальнейшем — Правила.
1.2. В Правилах используются следующие основные понятия и термины:
«Автомагистраль» — дорога, обозначенная знаком 5.1 <*> и имеющая для каждого направления движения проезжие части, отделенные друг от друга разделительной полосой (а при ее отсутствии — дорожным ограждением), без пересечений в одном уровне с другими дорогами, железнодорожными или трамвайными путями, пешеходными или велосипедными дорожками.
(в ред. Постановления Правительства РФ от 14.12.2005 N 767)
(см. текст в предыдущей редакции)
<*> Здесь и далее приводится нумерация дорожных знаков согласно Приложению 1.
«Автопоезд» — механическое транспортное средство, сцепленное с прицепом (прицепами).
(абзац введен Постановлением Правительства РФ от 25.09.2003 N 595)
«Велосипед» — транспортное средство, кроме инвалидных колясок, которое имеет по крайней мере два колеса и приводится в движение как правило мускульной энергией лиц, находящихся на этом транспортном средстве, при помощи педалей или рукояток и может также иметь электродвигатель номинальной максимальной мощностью в режиме длительной нагрузки, не превышающей 0,25 кВт, автоматически отключающийся на скорости более 25 км/ч.
(в ред. Постановлений Правительства РФ от 22.03.2014 N 221, от 06.10.2022 N 1769)
(см. текст в предыдущей редакции)
«Велосипедист» — лицо, управляющее велосипедом.
(абзац введен Постановлением Правительства РФ от 22.03.2014 N 221)
«Велосипедная дорожка» — конструктивно отделенный от проезжей части и тротуара элемент дороги (либо отдельная дорога), предназначенный для движения велосипедистов и лиц, использующих для передвижения средства индивидуальной мобильности, и обозначенный знаком 4.4.1.
(абзац введен Постановлением Правительства РФ от 22.03.2014 N 221; в ред. Постановления Правительства РФ от 06.10.2022 N 1769)
(см. текст в предыдущей редакции)
В соответствии с изменениями, внесенными Постановлением Правительства РФ от 06.10.2022 N 1769 знаки: «Велосипедная зона» и «Конец велосипедной зоны» имеют номера 5.39 и 5.40 соответственно.
«Велосипедная зона» — территория, предназначенная для движения велосипедистов и лиц, использующих для передвижения средства индивидуальной мобильности, начало и конец которой обозначены соответственно знаками 5.33.1 и 5.34.1.
(абзац введен Постановлением Правительства РФ от 04.12.2018 N 1478; в ред. Постановления Правительства РФ от 06.10.2022 N 1769)
(см. текст в предыдущей редакции)
«Водитель» — лицо, управляющее каким-либо транспортным средством, погонщик, ведущий по дороге вьючных, верховых животных или стадо. К водителю приравнивается обучающий вождению.
«Вынужденная остановка» — прекращение движения транспортного средства из-за его технической неисправности или опасности, создаваемой перевозимым грузом, состоянием водителя (пассажира) или появлением препятствия на дороге.
«Гибридный автомобиль» — транспортное средство, имеющее не менее 2 различных преобразователей энергии (двигателей) и 2 различных (бортовых) систем аккумулирования энергии для целей приведения в движение транспортного средства.
(абзац введен Постановлением Правительства РФ от 12.07.2017 N 832)
«Главная дорога» — дорога, обозначенная знаками 2.1, 2.3.1 — 2.3.7 или 5.1, по отношению к пересекаемой (примыкающей), или дорога с твердым покрытием (асфальто- и цементобетон, каменные материалы и тому подобное) по отношению к грунтовой, либо любая дорога по отношению к выездам с прилегающих территорий. Наличие на второстепенной дороге непосредственно перед перекрестком участка с покрытием не делает ее равной по значению с пересекаемой.
(в ред. Постановления Правительства РФ от 14.12.2005 N 767)
(см. текст в предыдущей редакции)
«Дневные ходовые огни» — внешние световые приборы, предназначенные для улучшения видимости движущегося транспортного средства спереди в светлое время суток.
(абзац введен Постановлением Правительства РФ от 10.05.2010 N 316)
«Дорога» — обустроенная или приспособленная и используемая для движения транспортных средств полоса земли либо поверхность искусственного сооружения. Дорога включает в себя одну или несколько проезжих частей, а также трамвайные пути, тротуары, обочины и разделительные полосы при их наличии.
«Дорожное движение» — совокупность общественных отношений, возникающих в процессе перемещения людей и грузов с помощью транспортных средств или без таковых в пределах дорог.
(абзац введен Постановлением Правительства РФ от 24.01.2001 N 67)
«Дорожно-транспортное происшествие» — событие, возникшее в процессе движения по дороге транспортного средства и с его участием, при котором погибли или ранены люди, повреждены транспортные средства, сооружения, грузы либо причинен иной материальный ущерб.
(в ред. Постановления Правительства РФ от 24.01.2001 N 67)
(см. текст в предыдущей редакции)
«Железнодорожный переезд» — пересечение дороги с железнодорожными путями на одном уровне.
«Маршрутное транспортное средство» — транспортное средство общего пользования (автобус, троллейбус, трамвай), используемое при осуществлении регулярных перевозок пассажиров и багажа в соответствии с законодательством Российской Федерации об организации регулярных перевозок и движущееся по установленному маршруту с обозначенными местами остановок.
(в ред. Постановления Правительства РФ от 06.10.2022 N 1769)
(см. текст в предыдущей редакции)
«Механическое транспортное средство» — транспортное средство, приводимое в движение двигателем. Термин распространяется также на любые тракторы и самоходные машины. Термин не распространяется на средства индивидуальной мобильности и велосипеды.
(в ред. Постановлений Правительства РФ от 22.03.2014 N 221, от 06.10.2022 N 1769)
(см. текст в предыдущей редакции)
«Мопед» — двух- или трехколесное механическое транспортное средство, максимальная конструктивная скорость которого не превышает 50 км/ч, имеющее двигатель внутреннего сгорания с рабочим объемом, не превышающим 50 куб. см, или электродвигатель номинальной максимальной мощностью в режиме длительной нагрузки более 0,25 кВт и менее 4 кВт. К мопедам приравниваются квадрициклы, имеющие аналогичные технические характеристики.
(в ред. Постановлений Правительства РФ от 22.03.2014 N 221, от 24.10.2014 N 1097)
(см. текст в предыдущей редакции)
«Мотоцикл» — двухколесное механическое транспортное средство с боковым прицепом или без него, рабочий объем двигателя которого (в случае двигателя внутреннего сгорания) превышает 50 куб. см или максимальная конструктивная скорость (при любом двигателе) превышает 50 км/ч. К мотоциклам приравниваются трициклы, а также квадрициклы с мотоциклетной посадкой или рулем мотоциклетного типа, имеющие ненагруженную массу, не превышающую 400 кг (550 кг для транспортных средств, предназначенных для перевозки грузов) без учета массы аккумуляторов (в случае электрических транспортных средств), и максимальную эффективную мощность двигателя, не превышающую 15 кВт.
(в ред. Постановления Правительства РФ от 24.10.2014 N 1097)
(см. текст в предыдущей редакции)
«Населенный пункт» — застроенная территория, въезды на которую и выезды с которой обозначены знаками 5.23.1 — 5.26.
(в ред. Постановления Правительства РФ от 14.12.2005 N 767)
(см. текст в предыдущей редакции)
«Недостаточная видимость» — видимость дороги менее 300 м в условиях тумана, дождя, снегопада и тому подобного, а также в сумерки.
«Обгон» — опережение одного или нескольких транспортных средств, связанное с выездом на полосу (сторону проезжей части), предназначенную для встречного движения, и последующим возвращением на ранее занимаемую полосу (сторону проезжей части).
(в ред. Постановления Правительства РФ от 10.05.2010 N 316)
(см. текст в предыдущей редакции)
«Обочина» — элемент дороги, примыкающий непосредственно к проезжей части, отличающийся типом покрытия или выделенный с помощью разметки 1.2, используемый для движения, остановки и стоянки в соответствии с Правилами.
(абзац введен Постановлением Правительства РФ от 14.12.2005 N 767; в ред. Постановлений Правительства РФ от 28.06.2017 N 761, от 06.10.2022 N 1769)
(см. текст в предыдущей редакции)
«Обучающий вождению» — педагогический работник организации, осуществляющей образовательную деятельность и реализующей основные программы профессионального обучения водителей транспортных средств соответствующих категорий и подкатегорий, квалификация которого отвечает квалификационным требованиям, указанным в квалификационных справочниках, и (или) профессиональным стандартам (при наличии), обучающий управлению транспортным средством.
(абзац введен Постановлением Правительства РФ от 20.12.2019 N 1734)
«Обучающийся вождению» — лицо, проходящее в установленном порядке соответствующее профессиональное обучение в организации, осуществляющей образовательную деятельность и реализующей основные программы профессионального обучения водителей транспортных средств соответствующих категорий и подкатегорий, имеющее первоначальные навыки управления транспортным средством и освоившее требования Правил.
(абзац введен Постановлением Правительства РФ от 20.12.2019 N 1734)
«Ограниченная видимость» — видимость водителем дороги в направлении движения, ограниченная рельефом местности, геометрическими параметрами дороги, растительностью, строениями, сооружениями или иными объектами, в том числе транспортными средствами.
(абзац введен Постановлением Правительства РФ от 10.05.2010 N 316)
«Опасность для движения» — ситуация, возникшая в процессе дорожного движения, при которой продолжение движения в том же направлении и с той же скоростью создает угрозу возникновения дорожно-транспортного происшествия.
(абзац введен Постановлением Правительства РФ от 25.09.2003 N 595)
«Опасный груз» — вещества, изделия из них, отходы производственной и иной хозяйственной деятельности, которые в силу присущих им свойств могут при перевозке создать угрозу для жизни и здоровья людей, нанести вред окружающей среде, повредить или уничтожить материальные ценности.
(абзац введен Постановлением Правительства РФ от 24.01.2001 N 67, в ред. Постановления Правительства РФ от 10.05.2010 N 316)
(см. текст в предыдущей редакции)
«Опережение» — движение транспортного средства со скоростью, большей скорости попутного транспортного средства.
(абзац введен Постановлением Правительства РФ от 10.05.2010 N 316)
«Организованная перевозка группы детей» — перевозка в автобусе, не относящемся к маршрутному транспортному средству, группы детей численностью 8 и более человек, осуществляемая без их родителей или иных законных представителей.
(в ред. Постановления Правительства РФ от 23.12.2017 N 1621)
(см. текст в предыдущей редакции)
«Организованная транспортная колонна» — группа из трех и более механических транспортных средств, следующих непосредственно друг за другом по одной и той же полосе движения с постоянно включенными фарами в сопровождении головного транспортного средства с нанесенными на наружные поверхности специальными цветографическими схемами и включенными проблесковыми маячками синего и красного цветов.
(в ред. Постановления Правительства РФ от 14.12.2005 N 767)
(см. текст в предыдущей редакции)
«Организованная пешая колонна» — обозначенная в соответствии с пунктом 4.2 Правил группа людей, совместно движущихся по дороге в одном направлении.
«Остановка» — преднамеренное прекращение движения транспортного средства на время до 5 минут, а также на большее, если это необходимо для посадки или высадки пассажиров либо загрузки или разгрузки транспортного средства.
«Островок безопасности» — элемент обустройства дороги, разделяющий полосы движения (в том числе полосы для велосипедистов), а также полосы движения и трамвайные пути, конструктивно выделенный бордюрным камнем над проезжей частью дороги или обозначенный техническими средствами организации дорожного движения и предназначенный для остановки пешеходов при переходе проезжей части дороги. К островку безопасности может относиться часть разделительной полосы, через которую проложен пешеходный переход.
(в ред. Постановления Правительства РФ от 12.07.2017 N 832)
(см. текст в предыдущей редакции)
«Островок направляющий» — элемент обустройства автомобильной дороги, расположенный на одном уровне с проезжей частью либо приподнятый над ней и обеспечивающий благоприятные условия разделения и слияния транспортных потоков.
(абзац введен Постановлением Правительства РФ от 06.10.2022 N 1769)
«Парковка (парковочное место)» — специально обозначенное и при необходимости обустроенное и оборудованное место, являющееся в том числе частью автомобильной дороги и (или) примыкающее к проезжей части и (или) тротуару, обочине, эстакаде или мосту либо являющееся частью подэстакадных или подмостовых пространств, площадей и иных объектов улично-дорожной сети, зданий, строений или сооружений и предназначенное для организованной стоянки транспортных средств на платной основе или без взимания платы по решению собственника или иного владельца автомобильной дороги, собственника земельного участка либо собственника соответствующей части здания, строения или сооружения.
(абзац введен Постановлением Правительства РФ от 23.07.2013 N 621)
«Пассажир» — лицо, кроме водителя, находящееся в транспортном средстве (на нем), а также лицо, которое входит в транспортное средство (садится на него) или выходит из транспортного средства (сходит с него).
(абзац введен Постановлением Правительства РФ от 24.01.2001 N 67)
«Перекресток» — место пересечения, примыкания или разветвления дорог на одном уровне, ограниченное воображаемыми линиями, соединяющими соответственно противоположные, наиболее удаленные от центра перекрестка начала закруглений проезжих частей. Не считаются перекрестками выезды с прилегающих территорий.
«Перестроение» — выезд из занимаемой полосы или занимаемого ряда с сохранением первоначального направления движения.
(абзац введен Постановлением Правительства РФ от 25.09.2003 N 595)
«Пешеход» — лицо, находящееся вне транспортного средства на дороге либо на пешеходной или велопешеходной дорожке и не производящее на них работу. К пешеходам приравниваются лица, передвигающиеся в инвалидных колясках, ведущие средство индивидуальной мобильности, велосипед, мопед, мотоцикл, везущие санки, тележку, детскую или инвалидную коляску, а также использующие для передвижения роликовые коньки, самокаты и иные аналогичные средства.
(в ред. Постановлений Правительства РФ от 22.03.2014 N 221, от 24.11.2018 N 1414, от 06.10.2022 N 1769)
(см. текст в предыдущей редакции)
«Пешеходная дорожка» — обустроенная или приспособленная для движения пешеходов полоса земли либо поверхность искусственного сооружения, обозначенная знаком 4.5.1.
(абзац введен Постановлением Правительства РФ от 22.03.2014 N 221)
«Пешеходная зона» — территория, предназначенная для движения пешеходов, начало и конец которой обозначены соответственно знаками 5.33 и 5.34.
(абзац введен Постановлением Правительства РФ от 22.03.2014 N 221)
«Пешеходная и велосипедная дорожка (велопешеходная дорожка)» — конструктивно отделенный от проезжей части элемент дороги (либо отдельная дорога), предназначенный для раздельного или совместного с пешеходами движения велосипедистов и лиц, использующих для передвижения средства индивидуальной мобильности, и обозначенный знаками 4.5.2 — 4.5.7.
(абзац введен Постановлением Правительства РФ от 22.03.2014 N 221; в ред. Постановления Правительства РФ от 06.10.2022 N 1769)
(см. текст в предыдущей редакции)
«Пешеходный переход» — участок проезжей части, трамвайных путей, обозначенный знаками 5.19.1, 5.19.2 и (или) разметкой 1.14.1 — 1.14.3 <*> и выделенный для движения пешеходов через дорогу. При отсутствии разметки ширина пешеходного перехода определяется расстоянием между знаками 5.19.1 и 5.19.2.
(в ред. Постановлений Правительства РФ от 24.01.2001 N 67, от 14.12.2005 N 767, от 14.11.2014 N 1197, от 06.10.2022 N 1769)
(см. текст в предыдущей редакции)
<*> Здесь и далее приводится нумерация дорожной разметки согласно приложению 2.
«Полоса движения» — любая из продольных полос проезжей части, обозначенная или не обозначенная разметкой и имеющая ширину, достаточную для движения автомобилей в один ряд.
«Полоса для велосипедистов» — полоса проезжей части, предназначенная для движения на велосипедах и мопедах, отделенная от остальной проезжей части горизонтальной разметкой и обозначенная знаком 5.14.2.
(в ред. Постановления Правительства РФ от 02.04.2015 N 315)
(см. текст в предыдущей редакции)
«Преимущество (приоритет)» — право на первоочередное движение в намеченном направлении по отношению к другим участникам движения.
«Препятствие» — неподвижный объект на полосе движения (неисправное или поврежденное транспортное средство, дефект проезжей части, посторонние предметы и т.п.), не позволяющий продолжить движение по этой полосе.
(абзац введен Постановлением Правительства РФ от 10.05.2010 N 316)
Не является препятствием затор или транспортное средство, остановившееся на этой полосе движения в соответствии с требованиями Правил.
(абзац введен Постановлением Правительства РФ от 10.05.2010 N 316)
«Прилегающая территория» — территория, непосредственно прилегающая к дороге и не предназначенная для сквозного движения транспортных средств (дворы, жилые массивы, автостоянки, АЗС, предприятия и тому подобное). Движение по прилегающей территории осуществляется в соответствии с настоящими Правилами.
(в ред. Постановления Правительства РФ от 25.09.2003 N 595)
(см. текст в предыдущей редакции)
«Прицеп» — транспортное средство, не оборудованное двигателем и предназначенное для движения в составе с механическим транспортным средством. Термин распространяется также на полуприцепы и прицепы-роспуски.
«Проезжая часть» — элемент дороги, предназначенный для движения безрельсовых транспортных средств.
«Разделительная полоса» — элемент дороги, выделенный конструктивно и (или) с помощью разметки 1.2, разделяющий смежные проезжие части, проезжую часть и трамвайные пути либо отделяющий полосы для маршрутных транспортных средств и (или) полосы для велосипедистов от остальных полос движения в пределах одной проезжей части и не предназначенный для движения и остановки транспортных средств.
(в ред. Постановления Правительства РФ от 06.10.2022 N 1769)
(см. текст в предыдущей редакции)
«Разрешенная максимальная масса» — масса снаряженного транспортного средства с грузом, водителем и пассажирами, установленная предприятием-изготовителем в качестве максимально допустимой. За разрешенную максимальную массу состава транспортных средств, то есть сцепленных и движущихся как одно целое, принимается сумма разрешенных максимальных масс транспортных средств, входящих в состав.
«Регулировщик» — лицо, наделенное в установленном порядке полномочиями по регулированию дорожного движения с помощью сигналов, установленных Правилами, и непосредственно осуществляющее указанное регулирование. Регулировщик должен быть в форменной одежде и (или) иметь отличительный знак и экипировку. К регулировщикам относятся сотрудники полиции и военной автомобильной инспекции, а также работники дорожно-эксплуатационных служб, дежурные на железнодорожных переездах и паромных переправах при исполнении ими своих должностных обязанностей. К регулировщикам также относятся уполномоченные лица из числа работников подразделений транспортной безопасности, исполняющие обязанности по досмотру, дополнительному досмотру, повторному досмотру, наблюдению и (или) собеседованию в целях обеспечения транспортной безопасности, в отношении регулирования дорожного движения на участках автомобильных дорог, определенных постановлением Правительства Российской Федерации от 15 сентября 2020 г. N 1442 «Об определении участков автомобильных дорог, железнодорожных и внутренних водных путей, вертодромов, посадочных площадок, а также обеспечивающих функционирование транспортного комплекса зданий, сооружений и помещений для обслуживания пассажиров и транспортных средств, погрузки, разгрузки и хранения грузов повышенной опасности и (или) опасных грузов, на перевозку которых требуется специальное разрешение, являющихся объектами транспортной инфраструктуры, и признании утратившими силу актов и отдельных положений актов Правительства Российской Федерации».
(в ред. Постановлений Правительства РФ от 24.01.2001 N 67, от 06.10.2011 N 824, от 04.12.2018 N 1478, от 06.10.2022 N 1769)
(см. текст в предыдущей редакции)
«Средство индивидуальной мобильности» — транспортное средство, имеющее одно или несколько колес (роликов), предназначенное для индивидуального передвижения человека посредством использования двигателя (двигателей) (электросамокаты, электроскейтборды, гироскутеры, сигвеи, моноколеса и иные аналогичные средства).
(абзац введен Постановлением Правительства РФ от 06.10.2022 N 1769)
«Стоянка» — преднамеренное прекращение движения транспортного средства на время более 5 минут по причинам, не связанным с посадкой или высадкой пассажиров либо загрузкой или разгрузкой транспортного средства.
«Темное время суток» — промежуток времени от конца вечерних сумерек до начала утренних сумерек.
«Транспортное средство» — устройство, предназначенное для перевозки по дорогам людей, грузов или оборудования, установленного на нем.
«Тротуар» — элемент дороги, предназначенный для движения пешеходов и примыкающий к проезжей части или к велосипедной дорожке либо отделенный от них газоном.
(в ред. Постановления Правительства РФ от 22.03.2014 N 221)
(см. текст в предыдущей редакции)
«Уступить дорогу (не создавать помех)» — требование, означающее, что участник дорожного движения не должен начинать, возобновлять или продолжать движение, осуществлять какой-либо маневр, если это может вынудить других участников движения, имеющих по отношению к нему преимущество, изменить направление движения или скорость.
«Участник дорожного движения» — лицо, принимающее непосредственное участие в процессе движения в качестве водителя, пешехода, пассажира транспортного средства.
«Школьный автобус» — специализированное транспортное средство (автобус), соответствующее требованиям к транспортным средствам для перевозки детей, установленным законодательством о техническом регулировании, и принадлежащее на праве собственности или на ином законном основании дошкольной образовательной или общеобразовательной организации.
(абзац введен Постановлением Правительства РФ от 02.11.2015 N 1184)
«Электромобиль» — транспортное средство, приводимое в движение исключительно электрическим двигателем и заряжаемое с помощью внешнего источника электроэнергии.
(абзац введен Постановлением Правительства РФ от 12.07.2017 N 832)
1.3. Участники дорожного движения обязаны знать и соблюдать относящиеся к ним требования Правил, сигналов светофоров, знаков и разметки, а также выполнять распоряжения регулировщиков, действующих в пределах предоставленных им прав и регулирующих дорожное движение установленными сигналами.
1.4. На дорогах установлено правостороннее движение транспортных средств.
1.5. Участники дорожного движения должны действовать таким образом, чтобы не создавать опасности для движения и не причинять вреда.
Запрещается повреждать или загрязнять покрытие дорог, снимать, загораживать, повреждать, самовольно устанавливать дорожные знаки, светофоры и другие технические средства организации движения, оставлять на дороге предметы, создающие помехи для движения. Лицо, создавшее помеху, обязано принять все возможные меры для ее устранения, а если это невозможно, то доступными средствами обеспечить информирование участников движения об опасности и сообщить в полицию.
(в ред. Постановления Правительства РФ от 06.10.2011 N 824)
(см. текст в предыдущей редакции)
1.5(1). Утратил силу. — Постановление Правительства РФ от 17.05.2014 N 455.
(см. текст в предыдущей редакции)
1.6. Лица, нарушившие Правила, несут ответственность в соответствии с действующим законодательством.
Как отличить тротуар от проезжей части
Пешеходы считают тротуар своей территорией по праву. Однако на деле ее часто занимают машины. Нарушают ли водители закон? Что отличает тротуар от проезжей части? Отвечаем на все вопросы в статье.
Что такое тротуар в ПДД и других документах
Простыми словами тротуар — это возвышенность, отделенная от проезжей части бордюром. Более сложное определение дали в которые определяют тротуар как элемент дороги, предназначенный для движения пешеходов и примыкающий к проезжей части, к велосипедной дорожке или отделенный от них газоном.
В своде правил СП 42.13330.2016 тротуар характеризуют следующие признаки:
- приподнятость над проезжей частью, обозначение разметкой или иным способом;
- предназначение для движения пешеходов, размещения опор освещения, озеленения;
- отделение бортовым камнем, то есть бордюром.
Тротуар следует отличать от:
- Пешеходной дорожки
Она не является частью дороги и обозначается специальным знаком 4.5.1. При этом по пешеходной дорожке также перемещаются пешеходы, а иногда и велосипедисты.
- Велосипедной дорожки
Это или конструктивно отделенная от проезжей части, тротуара часть дороги или самостоятельная дорога, которая нужна для движения велосипедов. Ее обозначают специальным знаком 4.4.1. По ней нельзя ездить ни автомобилям, ни другим на автоматическом ходу.
- Прилегающей территории
По ПДД на ней, как и на тротуаре, запрещено сквозное движение машин. Прилегающую территорию тоже не Транспортные средствавыделяют какими-либо знаками. Разница в том, что тротуар — это элемент дороги, а прилегающая территория не является частью дороги, а лишь располагается рядом с ней. Сюда относят дворы, жилые массивы, автостоянки, Как и тротуары, обочины являются частью дороги. Они тоже не имеют своего дорожного знака. От дороги обочину отличает покрытие, например, гравий, или белая сплошная линия разметки. Тротуары же обычно асфальтируют, иногда их сложно отличить от дорожного полотна. Обочину используют для остановки и стоянки транспорта. Возвышенности для этого используют в особых случаях.
- Проезжей части
По ней ездят транспортные средства. Пешеходы, велосипедисты и владельцы самокатов, гироскутеров и моноколес используют край проезжей части лишь в особых случаях, в основном перемещаясь по тротуару.
Покупка машины позволяет повысить вашу мобильность. За собственные деньги купить авто непросто. Можно воспользоваться выгодной рассрочкой от Совкомбанка.
Для тех автолюбителей, кто хочет испытать что-то новое на наших дорогах, Совкомбанк запустил программу: автомобили Chery и Exeed в беспроцентную рассрочку на срок до 2,5 лет и с нулевым первоначальным взносом. Льготные условия доступны всем владельцам карты «Халва».
Можно ли ездить по тротуару
Согласно пункту 9.9 ПДД , ездить на автомобиле по тротуарам, равно как обочинам, разделительным полосам, пешеходным и велосипедным дорожкам — нельзя. Из правила есть исключения:
- для автомобилей коммунальных и дорожно-эксплуатационных служб;
- для грузового транспорта, подвозящего товар к магазину, если он располагается у тротуара и нет другой возможности подъезда.
Велосипедисты ездят по тротуарам гораздо чаще . Например, обязательно использовать возвышенность велосипедистам от 7 до 14 лет. Также тротуар используют взрослые велосипедисты, если:
- едут вместе с ребенком до 14 лет;
- или перевозят малыша до 7 лет на втором сиденье, велоколяске или прицепе;
- нет велосипедной, велопешеходной дорожки, полосы для велосипедистов, либо они перекрыты, а также нет возможности ехать по краю проезжей части или обочине.
Владельцы должны использовать тротуар. Ехать по велодорожке или по краю проезжей части они могут лишь в редких случаях.
Разрешена ли парковка на тротуаре
Использовать край возвышенности для остановки и стоянки нельзя. Исключения определили в ПДД . Согласно пункту 12.2 ПДД, стоять на тротуаре можно, если есть сочетание знака 6.4 «Парковка» и одной из табличек 8.4.7, 8.6.2, 8.6.3, 8.6.6-8.6.9.
Важное условие — отсутствие обочины на правой стороне дороги. В силу пункта 12.1 ПДД, если такая обочина есть, то водитель использует ее, а не тротуар.
Если есть знак 3.27 «Остановка запрещена», а затем в зоне его действия (на той стороне проезжей части, где он размещен) установили знак 6.4 «Парковка», тогда оставлять автомобиль нельзя, выпишут штраф.
Ставить можно легковые машины, мотоциклы и мопеды (к ним приравнивают самокаты мощностью от 250 ватт).
Автомобиль можно использовать не только в качестве транспортного средства для парковки на тротуарах, но и как залог. Так вы сможете получить кредит на более значительную сумму.
Как с помощью машины получить круглую сумму на ваши нужды? Возьмите кредит под залог ПТС автомобиля в Совкомбанке. Это быстрое и понятное оформление, гарантия получения средств и минимум рисков. Рассчитать платеж можно с помощью онлайн-калькулятора.
Административная ответственность
Остановка и стоянка на тротуаре не по правилам влечет ответственность. Согласно ч. 3 ст. 12.19 КоАП РФ штраф составляет 1000 рублей. В Москве и Санкт-Петербурге нужно заплатить, согласно ч. 6 ст. 12.19 КоАП РФ, 3000 рублей.
Для наказания достаточно:
- отсутствия знака 6.4 «Парковка» и одной из информационных табличек из пункта 12.2 ПДД;
- наезда одним колесом на тротуар или даже нависания бампера над возвышенностью.
Выявить нарушение может не только инспектор , но и средство автоматической фиксации. Камеры часто фиксируют подобные нарушения во дворах: люди используют тротуар из-за дефицита парковочных мест. Нарушение, зафиксированное камерой, проверяет специалист, а уже потом накладывают штраф.
Как узнать законность установки дорожного знака
Часто поводом для наказания становятся жалобы жителей двора . По закону должностные лица обязаны на них реагировать и проверять факты из обращения.
Уровень высоты возвышенности законодатели никак не определили. Это может быть даже 1 см в сравнении с проезжей частью. Отличить такой тротуар от проезжей части сложно. Поэтому лучше не оставлять автомобиль в этом месте, иначе будет повод для штрафа.
Оплатить штраф за остановку и стоянку на возвышенности можно со скидкой 50%. Сделать это нужно в течение 20 дней с момента вынесения постановления, иначе дисконт перестанет действовать. Штраф для двух столиц составит 1500 рублей, для других регионов — 500 рублей.
Помимо неправильной остановки и стоянки, могут наказать за езду по тротуару. Сумма штрафа составит 2000 рублей для всех городов России. Со скидкой придется заплатить 1000 рублей.
Найти штраф можно найти на сайте «Госуслуг» . Обычно система подгружает его автоматически. Если нет, введите номер постановления в специальной форме.
Что будет, если не платить
Если нарушитель не оплатит штраф в течение 60 дней со дня вступления постановления в законную силу,и могут наступить последствия:
- штраф в двукратном размере, но не менее 1000 рублей;
- административный арест до 15 суток;
- обязательные работы до 50 часов.
Сколько стоит обслуживание автомобиля в месяц и год
Могут ли увезти автомобиль на штрафстоянку
Если машина стоит на тротуаре, и это заметили инспекторы ГИБДД, они могут вызвать эвакуатор для отправки авто на штрафстоянку . Помимо штрафа, нужно будет оплатить работу эвакуатора, содержание автомобиля на спецстоянке. Последняя величина — плавающая, зависит от момента, когда вы заберете авто.
Эвакуировать автомобиль могут только в ваше отсутствие. Пока погрузчик не начнет движение с автомобилем, вы можете его остановить и избежать лишних расходов, получив только штраф. Поэтому старайтесь надолго не оставлять машину на тротуарах в запрещенных местах.
Обжалование штрафа
В силу большой загруженности инспекторы ГИБДД не всегда верно определяют нарушение или игнорируют процедуру привлечения к ответственности. Поэтому шансы на успешное обжалование штрафа есть.
Обжаловать постановление можно в течение 10 суток с момента его вручения. Срок начинается со следующего дня после получения документа. Если окончание срока выпадает на нерабочий день, его продлевают до следующего рабочего.
Жалобу подают в районный суд по месту совершения нарушения с приложением всех необходимых документов. Также водитель может попросить рассмотреть дело по месту его жительства.
Если нарушение зафиксировала камера, то подать документы можно электронно , если есть подтвержденная запись на «Госуслугах». Если штраф фиксировала не камера, а инспектор ГИБДД, подавайте жалобу почтой или передавайте лично в канцелярию суда.
Макара привлекли к административной ответственности за парковку на тротуаре. Штраф составил 1000 рублей. Наш герой не согласился с позицией ГИБДД и решил обжаловать постановление через «Госуслуги».
Суд не принял жалобу к рассмотрению, срок на обжалование истек. Однако Макар не растерялся и подал ходатайство о восстановлении срока на подачу жалобы. Он сослался на то, что подал бы жалобу вовремя, если бы не ошибка со способом ее передачи — через «Госуслуги». Суд воспринял этот аргумент, принял жалобу и вынес решение в пользу Макара.
Обратите внимание не только на обстоятельства дела, но и на процедуру. Например, если инспектор допустил ошибки в постановлении, это может стать поводом для отмены решения.
Учитывайте сроки давности привлечения к ответственности . Если постановление выносит должностное лицо, то это 2 месяца. Если судья, то срок увеличивается до 3 месяцев.
Предположим, вы совершили нарушение 10 января 2023 года. Постановление по делу об административном правонарушении составляют 15 апреля 2023 года. То есть прошло больше 3 месяцев с момента совершения нарушения, а значит — это повод отменить такое решение.
Иногда работает схема, когда заявитель оспаривает, что место парковки автомобиля в принципе является тротуаром . Тем более что в ПДД нет четкого определения. Верховный суд встал на сторону оштрафованного автолюбителя. Высшая судебная инстанция мотивировала свою позицию тем, что нижестоящие суды не убедились в том, что место парковки — это тротуар. Дело направили на новое рассмотрение.
Тротуар — это возвышенность над проезжей частью, отделенная бордюром. Он нужен исключительно для движения пешеходов, некоторых велосипедистов и самокатчиков, что и отличает его от проезжей части.
Ездить по тротуару на автомобиле нельзя, однако и в этом правиле бывают исключения — например, для коммунальных служб. Парковка разрешена только при наличии специальных знаков.
Штраф за неправильную парковку на тротуаре — от 1000 до 3000 рублей, причем можно успеть уплатить его со скидкой. Зафиксировать это нарушение могут как представители ГИБДД, так и камеры.
Постановление о привлечении к ответственности можно обжаловать в суде в десятидневный срок с момента получения его текста.
Как заставить муниципалов сделать тротуары в моем районе?
В районе моего дома в Митине почти нет тротуаров, зато организована сплошная парковка автотранспорта. Людям приходится передвигаться вечером и в гололед между проезжающими машинами, в том числе с колясками и малолетними детьми. Даже к детскому садику по соседству пешеходам подойти сложно. По сути, вся территория у дома — это большая парковка, видимость на которой ограниченная. Получается, что безопасность пешеходов под угрозой.
Я не хочу ждать, когда кто-то попадет под машину, поэтому решил действовать профилактически. Уже сейчас можно отделить часть парковки столбиками до тех пор, пока не сделают нормальные тротуары, чтобы люди могли безопасно ходить. С этим я обратился в управу СЗАО. Но они ответили, что в будущем рассмотрят возможность сделать тротуары. А ждать, как мне кажется, не следует.
Есть ли какие-то законодательные нормы, которые регулируют наличие тротуаров в жилых кварталах? Как заставить нерадивых чиновников что-то сделать, а не отписываться?
Законодательные нормы есть, и они обязывают чиновников в том числе строить тротуары и заботиться о безопасности дорог. Сейчас расскажу, на что ссылаться, куда жаловаться и получилось ли у кого-то отстоять свои права на тротуары. Спойлер: да.
Как отличить тротуар от проезжей части для парковки автомобиля?
Тротуары не предназначены для передвижения и парковки автомобилей. Однако определить, что перед вами: тротуар, придомовая территория или обочина – не всегда легко. Ситуация усугубляется и тем, что ПДД дают довольно расплывчатое определение термина «тротуар». Дополнительную информацию приходится искать в многочисленных ГОСТах и СНИПах, однако к обязанностям водителя они отношения не имеют. Да и в этих документах ещё поди разберись. Вот и выходит, что не все водители могут определить, тротуар перед ними или место для парковки. Из-за этого можно получить штраф, а также неприятности с эвакуацией машины. В статье выясним, что такое тротуар, как и чем он обозначается, как его отличить, в каких случаях можно парковать на нём автомобиль. Также посмотрим, сколько штраф за нарушение правил остановки на тротуаре и в каких случаях грозит эвакуация.
Что такое тротуар по ПДД?
Визуально тротуар идентифицируется как приподнятый участок дороги, отделённый от проезжей части бетонным бордюром. Но это визуально и общеизвестно. Что же с точки зрения закона?
Итак, водители обязаны руководствоваться, в первую очередь, Правилами дорожного движения – и там дано определение рассматриваемого нами понятия.
Тротуар» – это элемент дороги, предназначенный для движения пешеходов и примыкающий к проезжей части или к велосипедной дорожке либо отделенный от них газоном.
Обратите внимание, что речь идёт только о примыкании к проезжей части. О том, что тротуар должен быть отделён от дороги бордюрным камнем в ПДД ничего не сказано. Соответственно, может сложиться обманчивое впечатление, что наличие бордюра – вовсе не главный критерий.
Между тем, в ПДД есть определение термину «прилегающая территория». И по смыслу оно достаточно похожее:
«Прилегающая территория» — территория, непосредственно прилегающая к дороге и не предназначенная для сквозного движения транспортных средств (дворы, жилые массивы, автостоянки, АЗС, предприятия и тому подобное). Движение по прилегающей территории осуществляется в соответствии с настоящими Правилами.
Почему это так важно? ПДД не дают чётких критериев и условий, на основе которых можно было бы однозначно сказать, чем является кусок асфальта – тротуаром или прилегающей территорией. Из-за этого возникает неразбериха. В том числе и в судебной практике…
Вот один из недавних примеров:
Автоледи оставила машину во дворе, но это зафиксировал автоматический комплекс «ПАК ПМ». Женщине пришёл штраф на 3 000 рублей, но она подала жалобу. В качестве доказательств автоледи приложила скриншот с Яндекс-карт, а также письма зампрефекта и местного ЖКХ о том, что данный участок не является ни тротуаром, ни газоном – а это придомовая территория. Однако ни районный, ни городской суд эти аргументы не убедили. Штраф был оставлен в силе.
В итоге автоледи дошла до Верховного Суда, и вот что он отметил:
- наличие тротуарной плитки не говорит о том, что эта зона предназначена для пешеходов,
- зелёные насаждения также не подтверждают это утверждение,
- предоставленные истцом письма никак не изучены, что является недостаточной проверкой судами доводов автоледи.
В конечном итоге ВС отменил решения нижестоящих судов о штрафе за парковку на тротуаре и направил дело на пересмотр (Постановление Верховного Суда № 5- АД 18-95 от 15 января 2019 года).
Таким образом, ПДД не дают полного понимания, что считается тротуаром. Согласно определению, он примыкает к проезжей части. Однако остаётся непонятным, должна ли быть возвышенность в виде бордюра или тротуар может находиться на одном уровне с дорогой. И что, если бордюра нет? Идём дальше!
Чем он отличается от проезжей части?
Тем, что проезжая часть предназначена для движения транспортных средств (за исключением трамваев), а по тротуару могут передвигаться исключительно пешеходы, велосипедисты и владельцы СИМов – моноколёс, гироскутеров, электросамокатов и т.п.
Есть ли отдельный знак с обозначением тротуара?
Как ни странно, нет.
Действующие в 2023 году Правила дорожного движения не содержат дорожного знака или разметки для обозначения тротуаров. Соответствующие знаки есть лишь для пешеходной дорожки (4.5.1) и для совмещённой зоны – для пешеходов и велосипедистов (4.5.2).
Вот как они выглядят:
Отсутствие обозначений еще больше усложняет задачу по отличию тротуара от проезжей части и других участков дороги. Особенно это касается зимы, когда бордюр часто бывает засыпан сугробами снега.
Всегда ли тротуар приподнят над дорогой?
Итак, мы выяснили, что в ПДД нет ответа на этот вопрос. Однако ещё есть руководства по обустройству дорожной инфраструктуры, где содержатся технические моменты о применении, покрытии, высоте, ширине и т.д.
тротуар: Территория улиц и дорог, сформированная вдоль проезжей части, входящая в состав поперечного профиля улиц, отделенная бортовым камнем и приподнятая над проезжей частью или обозначенная разметкой (или отделенная другим способом), предназначенная для движения пешеходов, размещения опор освещения, элементов благоустройства, озеленения.
Таким образом, СНИП приводит обязательный критерий определения тротуара – приподнятость над проезжей частью. Соответственно, если вы хотите припарковаться и видите возвышенность – оставлять на ней машину чревато, поскольку речь может идти о парковке на тротуаре.
С приподнятостью разобрались. Но на какую высоту? Старый СНиП 2.07.01-89 в пункте 2.9 указывал, что высота пешеходных тротуаров над проезжей частью должна быть 15 см, однако этот документ в 2023 утратил силу. Ему на смену пришла актуализированная версия СП 42.13330.2016, где вы не найдёте информации о высоте тротуаров.
Отделяется ли он от проезжей части бордюром?
Если ещё раз взглянуть на определение понятия «тротуар» из СП 42.13330.2016, то можно заметить второе обязательное условие – отделение бортовым камнем, что по факту и является бордюром.
В некоторых случаях бордюр может быть занижен. Это сделано специально для проезда людей на инвалидных колясках, а иногда и автомобилей – о чём мы расскажем чуть позже.
Тротуар и обочина – это одно и то же?
Согласно п. 1.2 ПДД, обочина представляет собой элемент дороги, который находится на одном уровне с проезжей частью и примыкает к ней. Этим обочина отличается от тротуара – который, как мы выяснили, возвышается над проезжей частью и отделён бордюром.
Отличием обочины от проезжей части является тип покрытия (щебень, гравий, травма) или белая сплошная линия разметки 1.2. Тротуары не отделяются разметкой и имеют классическое асфальтовое покрытие.
Обочина предназначена для остановки и стоянки транспортных средств. В свою очередь, тротуар не предназначен ни для того, ни для другого (правда, в исключительных случаях разрешается временная остановка).
В каких случаях я могу припарковаться на тротуаре без штрафа?
Правила остановки и стоянки транспортных средств регулируется Разделом 12 Правил. В нём перечислены в том числе и ситуации, когда вы можете оставить машину на тротуаре и нарушением это считаться не будет.
Итак, давайте по порядку:
- Пункт 12.1 ПДД допускает остановку ТС на тротуаре, но ссылается на случаи из п. 12.2 Правил,
- В свою очередь, абзац 4 пункта 12.2 ПДД сообщает о двух условиях, когда водитель может поставить машину на краю тротуара – а именно при наличии самостоятельного знака 6.4 «Парковка» или такого знака + одной из информативных табличек 8.4.7, 8.6.2, 8.6.3, 8.6.6 — 8.6.9.
- В данном случае знак 6.4 обеспечивает возможность припарковать транспортное средство в указанном месте, а таблички к нему могут разъяснять, каким образом это можно сделать:
Но есть одно исключение! Если в начале дороги висит знак 3.27 «Остановка запрещена», и дальше в зоне его действия у края тротуара установлен знак 6.4 «Парковка» – тогда оставлять машину нельзя. Точнее, вам выпишут штраф за любую парковку после знака 3.27.
Ещё одна возможность остановки на тротуаре диктуется необходимостью проехать по нему для погрузки или разгрузки грузов. Несмотря на то, что в п. 12.1 Правил прямого разрешения вы не найдёте, такой манёвр допускает п. 9.9 ПДД.
Допускается движение машин дорожно-эксплуатационных и коммунальных служб, а также подъезд по кратчайшему пути транспортных средств, подвозящих грузы к торговым и другим предприятиям и объектам, расположенным непосредственно у обочин, тротуаров или пешеходных дорожек, при отсутствии других возможностей подъезда. При этом должна быть обеспечена безопасность движения.
Фактически парковаться на тротуаре в таком случае нельзя. Однако, доехав до пункта разгрузки/выгрузки, автомобилю в любом случае придётся остановиться, чтобы переместить грузы или товары. Поэтому, нарушением такое действие вкупе с разгрузкой грузов по закону 2023 года не является, при условии, что иных путей подъезда к объекту нет.
Ещё одна тонкость связана с заездом на тротуар, когда рядом нет знака 6.4 (например, во дворе). Нарушением здесь будет считаться не только наезд хотя бы одним колесом, но и нависание бампера автомобиля над тротуаром. Это особенно актуально для небольших по ширине возвышенностей для пешеходов. Если половину пространства «съест» бампер машины, то это создаст неудобство для передвижения людей, не говоря уже о том, что с коляской по тротуару уже не пройти. Поэтому, инспектор ДПС может вполне законно выписать постановление со штрафом. Правда, встретить дорожный патруль в жилом дворе – большая редкость.
Вывод из вышесказанного очень простой: не уверен – не паркуйся. В противном случае можно ошибочно принять тротуар за проезжую часть или придомовую территорию, с перспективой получить наказание.
Сколько штраф за нарушение парковки на тротуаре в 2023 году?
От 1 000 до 3 000 рублей.
Разница в суммах связана с тем, что стоянка на тротуаре в Москве и Санкт-Петербурге оценивается дороже, чем в регионах. Штраф в этих двух городах за это нарушение составляет 3 000 рублей (часть 6 ст. 12.19 КоАП), в то время как в остальных регионах 1 000 рублей (часть 3 той же статьи).
Однако закон 2023 года позволяет оплатить штраф за парковку на тротуаре с 50% скидкой. Для этого вы должны совершить платёж не позднее 20 дней со дня вынесения постановления (не путайте с датой получения копии). В таком случае можно заплатить половину сумму.
Фиксируют ли нарушение камеры?
Да. Камеры автофиксации нарушений фиксируют в том числе и нарушения парковки на тротуарах. После этого в ЦАФАП перепроверяют снимки в ручном режиме, а потом составляют постановления в адрес собственников машин.
Правда, камеры на парковку в зоне тротуара можно встретить разве что в мегаполисах по типу Москвы, Санкт-Петербурга, Казани и реже в других городах.
Грозит ли эвакуация машины на штрафстоянку?
Да. Перемещение автомобиля на специализированную стоянку – это ещё она неприятность помимо выписанного водителю штрафа.
Задержание транспортного средства применяется в строго ограниченных случаях, перечисленных в статье 27.13 КоАП. Однако и часть 3, и часть 6 статьи 12.19 Кодекса сюда относятся. Поэтому, если ваша машина стоит на тротуаре и это заметят сотрудники ГИБДД, АМПП или МАДИ, они имеют полное право вызвать погрузчик, чтобы тот увёз автомобиль на штрафстоянку. А вам придётся ехать и вызволять машину «из плена».
Как избежать штрафстоянки? Самое простое – не парковать автомобиль на тротуаре, а в случаях, предусмотренных пунктом 12.2 ПДД делать это в соответствии с правилами. При этом эвакуировать машину могут только если вас нет за рулём или если вы не успели прийти до того, как погрузчик начал движение в сторону спецстоянки.