2.1.1. Что понимается под обороной?
В настоящем Законе под обороной понимается система политических, экономических, военных, социальных, правовых и иных мер по подготовке к вооруженной защите и вооруженная защита РФ, целостности и неприкосновенности ее территории.
Оборона является элементом безопасности и одной из важнейших функций государства.
Оборона организуется и осуществляется в соответствии с международным правом, Конституцией РФ, действующим законодательством РФ и военной доктриной РФ.
Для обороны с применением средств вооруженной борьбы создаются ВС РФ и устанавливается воинская обязанность граждан РФ.
2.1.2. Что включает в себя организация обороны?
Организация обороны включает:
прогнозирование и оценку военной опасности и военной угрозы;
разработку основных направлений военной политики и положений военной доктрины РФ;
правовое регулирование в области обороны;
строительство, подготовку и поддержание в необходимой готовности ВС РФ, а также планирование их применения;
разработку, производство и совершенствование систем управления ВС РФ, вооружения и военной техники;
мобилизационную подготовку органов государственной власти, органов местного самоуправления и организаций независимо от форм собственности, транспорта, коммуникаций и населения страны;
создание запасов материальных ценностей государственного и мобилизационного резервов;
планирование и осуществление мероприятий гражданской и территориальной обороны;
обеспечение сохранения государственной и военной тайны;
развитие науки в интересах обороны;
координацию деятельности органов государственной власти, органов местного самоуправления в области обороны;
финансирование расходов на оборону, а также контроль за расходованием средств;
международное сотрудничество в целях коллективной безопасности и совместной обороны;
другие мероприятия в области обороны.
2.2. Состояние войны
Состояние войны объявляется федеральным законом в случае вооруженного нападения на РФ другого государства или группы государств, а также в случае необходимости выполнения международных договоров РФ.
С момента объявления состояния войны или фактического начала военных действий наступает военное время, которое истекает с объявлением о прекращении военных действий и их фактическим прекращением.
2.3. Военное положение
Военное положение как особый правовой режим деятельности органов государственной власти, иных государственных органов, предусматривающий ограничение прав и свобод, вводится на всей территории РФ или в отдельных ее местностях в случае агрессии или непосредственной угрозы агрессии против России.
2.4. Мобилизация
С объявлением общей или частичной мобилизации осуществляются мероприятия по переводу ВС РФ, других войск на организацию и состав военного времени, а также по переводу предприятий, учреждений и организаций или их части с мирного на военное положение.
Порядок подготовки и проведения мобилизационных мероприятий определяется федеральным законом РФ.
2.5. Полномочия органов государственной власти и управления
в области обороны
2.5.1. Полномочия Президента РФ в области обороны
Президент РФ является Верховным Главнокомандующим ВС РФ.
Президент РФ:
определяет основные направления военной политики РФ;
утверждает военную доктрину РФ;
в случае агрессии или непосредственной угрозы агрессии против РФ, возникновения вооруженных конфликтов, направленных против РФ, объявляет общую или частичную мобилизацию, вводит на территории РФ или в отдельных ее местностях военное положение с незамедлительным сообщением об этом Совету Федерации и Государственной Думе, отдает приказ Верховного Главнокомандующего ВС РФ о ведении военных действий;
принимает в соответствии с федеральными законами решение о привлечении ВС РФ, других войск, воинских формирований и органов к выполнению задач с использованием вооружения не по их предназначению;
утверждает структуру, состав ВС РФ, других войск, воинских формирований до объединения включительно и органов, а также штатную численность военнослужащих ВС РФ, других войск, воинских формирований и органов;
утверждает общевоинские уставы, положение о Боевом знамени воинской части, Военно-морском флаге РФ, порядке прохождения военной службы, военных советах, военных комиссариатах, военно-транспортной обязанности;
издает указы о призыве граждан РФ на военную службу, военные сборы (с указанием численности призываемых граждан РФ и их распределения между ВС РФ, другими войсками, воинскими формированиями и органами), а также об увольнении с военной службы граждан РФ, проходящих военную службу по призыву в порядке, предусмотренном федеральным законом.
Что понимается под словами оборона государства
Статья 1. Основы обороны
1. В настоящем Федеральном законе под обороной понимается система политических, экономических, военных, социальных, правовых и иных мер по подготовке к вооруженной защите и вооруженная защита Российской Федерации, целостности и неприкосновенности ее территории.
2. Оборона организуется и осуществляется в соответствии с Конституцией Российской Федерации, федеральными конституционными законами, федеральными законами, настоящим Федеральным законом, законами Российской Федерации и иными нормативными правовыми актами.
3. В целях обороны устанавливаются воинская обязанность граждан Российской Федерации и военно-транспортная обязанность федеральных органов исполнительной власти, органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации, органов местного самоуправления и организаций независимо от форм собственности, а также собственников транспортных средств.
(в ред. Федерального закона от 05.04.2013 N 55-ФЗ)
(см. текст в предыдущей редакции)
4. В целях обороны создаются Вооруженные Силы Российской Федерации.
5. К обороне привлекаются войска национальной гвардии Российской Федерации (далее — другие войска).
(п. 5 в ред. Федерального закона от 03.07.2016 N 227-ФЗ)
(см. текст в предыдущей редакции)
6. Для выполнения отдельных задач в области обороны привлекаются спасательные воинские формирования федерального органа исполнительной власти, уполномоченного на решение задач в области гражданской обороны (далее — воинские формирования), Служба внешней разведки Российской Федерации, органы федеральной службы безопасности, органы государственной охраны, органы военной прокуратуры, военные следственные органы Следственного комитета Российской Федерации, федеральный орган обеспечения мобилизационной подготовки органов государственной власти Российской Федерации (далее — органы), а также создаваемые на военное время специальные формирования.
(в ред. Федеральных законов от 27.07.2010 N 223-ФЗ, от 08.12.2011 N 424-ФЗ, от 04.06.2014 N 145-ФЗ, от 29.12.2017 N 473-ФЗ)
(см. текст в предыдущей редакции)
7. Вооруженные Силы Российской Федерации, другие войска, воинские формирования и органы выполняют задачи в области обороны в соответствии с Планом применения Вооруженных Сил Российской Федерации.
8. Другие войска, воинские формирования и органы привлекаются к совместной с Вооруженными Силами Российской Федерации оперативной и мобилизационной подготовке в целях подготовки к выполнению задач в области обороны.
(в ред. Федерального закона от 05.04.2013 N 55-ФЗ)
(см. текст в предыдущей редакции)
П. 8.1 ст. 1 (в ред. ФЗ от 04.11.2022 N 419-ФЗ) распространяется на правоотношения, возникшие с 24.02.2022.
8.1. Для выполнения отдельных задач в области обороны привлекаются добровольческие формирования, содействующие выполнению задач, возложенных на Вооруженные Силы Российской Федерации, в период мобилизации, в период действия военного положения, в военное время, при возникновении вооруженных конфликтов, при проведении контртеррористических операций, а также при использовании Вооруженных Сил Российской Федерации за пределами территории Российской Федерации (далее — добровольческие формирования).
(п. 8.1 введен Федеральным законом от 04.11.2022 N 419-ФЗ)
9. Создание и существование формирований, имеющих военную организацию или вооружение и военную технику либо в которых предусматривается прохождение военной службы, не предусмотренных федеральными законами, запрещаются и преследуются по закону.
(в ред. Федерального закона от 30.12.1999 N 223-ФЗ)
(см. текст в предыдущей редакции)
10. Земли и другие природные ресурсы, предоставленные для нужд Вооруженных Сил Российской Федерации, других войск, воинских формирований и органов, находятся в федеральной собственности.
(в ред. Федеральных законов от 26.06.2007 N 118-ФЗ, от 14.07.2008 N 118-ФЗ)
(см. текст в предыдущей редакции)
11. Земли и другие природные ресурсы, находящиеся в собственности субъектов Российской Федерации, муниципальных образований, в частной собственности, могут быть изъяты для нужд Вооруженных Сил Российской Федерации, других войск, воинских формирований и органов только в соответствии с законодательством Российской Федерации.
(в ред. Федеральных законов от 04.12.2006 N 201-ФЗ, от 26.06.2007 N 118-ФЗ)
(см. текст в предыдущей редакции)
12. Имущество Вооруженных Сил Российской Федерации, других войск, воинских формирований и органов является федеральной собственностью и находится у них на правах хозяйственного ведения или оперативного управления. Имущество Вооруженных Сил Российской Федерации, в отношении которого в соответствии с Федеральным законом от 21 июля 2005 года N 115-ФЗ «О концессионных соглашениях» допускается заключение концессионного соглашения, может быть передано концессионеру в соответствии с указанным Федеральным законом.
ОБОРОНА ГОСУДАРСТВА
Оборона — Оборона ♦ Defense Непобедимых сущностей не бывает. Для всякой вещи, поясняет Спиноза, существует другая, более могущественная, вещь, которой первая может быть разрушена («Этика», IV, аксиома). Особенно справедливо это в отношении живых… … Философский словарь Спонвиля
Активная оборона государства — совокупность военно политических мероприятий, направленных на непрерывное укрепление и совершенствование военного могущества государства в целях обеспечения его постоянной готовности к отражению ударов агрессоров. В Уставе КПСС говорится, что… … Краткий словарь оперативно-тактических и общевоенных терминов
Оборона Козельска — Монгольское нашествие на Русь … Википедия
Оборона государственная — ОБОРОНА ГОСУДАРСТВЕННАЯ, защита отъ внѣшн. враговъ благъ и интересовъ гос тва: его незав сти, територіал. неприкос ности, разл. правъ и выгодъ, обезпечивающихъ благосостояніе народа и осущ леніе его политич. и культурно историч. идеаловъ. Защита… … Военная энциклопедия
Оборона Петрограда — Петроградская оборона Гражданская война в России Строительство баррикад в Петрограде во время наступления Юденича … Википедия
Оборона — У этого термина существуют и другие значения, см. Оборона (значения). Оборона Киева от татаро монголов в 1240 году, Миниатюра из русской летописи … Википедия
Оборона (молодёжное движение) — У этого термина существуют и другие значения, см. Оборона (значения). Российское молодёжное движение «Оборона» … Википедия
Оборона (молодежное движение) — Российское молодёжное движение «Оборона» Лидер: Совет Обороны (коллегиальный орган) Дата основания: 12 марта 2005 Штаб квартира: Москва … Википедия
Оборона Москвы (1238) — Взятие Суздаля монголами Монгольское нашествие на Русь вторжения войск Монгольской империи на территории русских княжеств в 1237 1240 гг. в ходе Западного похода монголов (Кипчакского похода) 1236 1242 гг. под предводительством чингизида Батыя и … Википедия
Оборона Переяславля-Залесского — Взятие Суздаля монголами Монгольское нашествие на Русь вторжения войск Монгольской империи на территории русских княжеств в 1237 1240 гг. в ходе Западного похода монголов (Кипчакского похода) 1236 1242 гг. под предводительством чингизида Батыя и … Википедия
О понятии обороны как предмета военного права Текст научной статьи по специальности «Право»
Текст научной работы на тему «О понятии обороны как предмета военного права»
О ПОНЯТИИ ОБОРОНЫ КАК ПРЕДМЕТА ВОЕННОГО ПРАВА
Оборона представляет собой сложное, многогранное явление и исследуется представителями различных областей научного знания, которые изучают ее под своим, специфическим углом зрения, в рамках определенной области исследования (военного дела, права, военной истории, философии, политологии, социологии, экономики и других)1.
Исследование обороны как предмета военного права предполагает решение ряда задач. Во-первых, необходимо четко определить сущность и предназначение обороны страны, а также ее черты. Во-вторых, важной исследовательской задачей является определение отличий данного понятия от других смежных категорий.
При этом подход к исследованию обороны с точки зрения проблем военного права предполагает анализ ее понятия, содержания и структуры применительно к анализу Конституции Российской Федерации, норм международного права, Федерального закона "Об обороне" , других законодательных и иных нормативных правовых актов Российской Федерации в данной области.
В соответствии с пунктом "м" статьи 71 Конституции Российской Федерации оборона находится в ведении Российской Федерации и, следовательно, является функцией государственной деятельности и одной из ее областей.
Раскрывая сущность обороны как области государственной деятельности и ее особенностей как предмета правового регулирования военного права, необходимо исходить из определения обороны, данного в статье 1 Федерального закона "Об обороне". В соответствии с этой статьей под обороной понимаются вооруженная защита Российской Федерации, целостности и неприкосновенности ее территории, а также система политических, экономических, военных, социальных, правовых и иных мер по подготовке к вооруженной защите. При научном анализе этого определения представляется необходимым отметить следующие сущностные черты этой категории.
Прежде всего, необходимо отметить, что оборона как область государственной деятельности и предмет военного права представляет собой совокупность политических, экономических, военных, социальных, правовых и иных мер по подготовке к вооруженной защите и собственно вооруженной защиты Россий-
ской Федерации, целостности и неприкосновенности ее территории. Эта совокупность определяется Федеральным законом "Об обороне" и другими законодательными актами Российской Федерации.
Давая анализ указанному определению, можно выделить несколько черт, определяющих сущность и понятие обороны как области государственной деятельности и отличающих его от других смежных областей государственной деятельности.
Во-первых, оборона связана с такой функцией Российской Федерации, как защита суверенитета, целостности и неприкосновенности ее территории (статья 4 Конституции Российской Федерации). Защита Российской Федерацией своих пространственных пределов, как выражения суверенитета в отношениях с другими государствами, предусмотрено многочисленными международно-
правовыми актами. В их числе — Устав ООН, Устав Совета Европы, основополагающие документы СНГ и другие. Защита и обеспечение целостности и неприкосновенности территории как своего суверенитета от опасности нападения со стороны других государств является одной из функций Российской Федерации, как и любого государства.
Общее понятие суверенитета выражается общепринятой в международном праве формулой: суверенитет — это присущее государству верховенство на своей территории и независимость в международных отношениях3.
Во-вторых, чертой обороны, отличающей ее от других областей государственной деятельности, является то, что оборона связана с применением военной силы и подготовкой к применению военной силы.
По взглядам ряда военных теоретиков и в соответствии с Военной доктриной Российской Федерации, утвержденной Указом Президента Российской Федерации от 21 апреля 2000 г. № 7 064, современная война, если она случится, окажет влияние на все сферы жизнедеятельности человечества и будет носить коалиционный характер. В ней найдут свое отражение такие методы как широкое использование непрямых, неконтактных и других (в том числе нетрадиционных) форм и способов действий, дальнего огневого и электронного поражения, активное информационное противоборство, дезориентация общественного мнения в отдельных государствах и мирового сообщества в целом.
В-третьих, чертой обороны является также то, что оборона есть защита (подготовка к защите) от вооруженного нападения (агрессии) на Российскую Федерацию иностранного государства или группы государств.
Оборона (самооборона) в международном праве определяется как один из видов правомерного применения силы в международных отношениях. Самооборона государства определяется как одно из средств борьбы с вооруженным нападением, агрессией5.
Важнейшими международно-правовыми нормами, закрепляющими право государств, в том числе и Российской Федерации, на оборону, является пункт 4 статьи 2 и статья 51 Устава Организации Объединенных Наций.
В связи с изложенным, оборону необходимо отличать от других форм военной деятельности государства, и в частности, борьбы с терроризмом, а также от выполнения задач в соответствии с международными договорами Российской Федерации, что в ряде случаев может рассматриваться как коллективная самооборона группы государств в соответствии с международным правом.
Следовательно, оборона как вид государственной деятельности и предмет военного права характеризуется следующими чертами:
оборона связана с реализацией такой функции Российской Федерации, как защита суверенитета, целостности и неприкосновенности ее территории (статья 4 Конституции Российской Федерации);
оборона связана с применением военной силы (военной организации государства) и подготовкой к применению военной силы (военной организации государства);
оборона есть защита (подготовка к защите) от вооруженного нападения (агрессии) на Российскую Федерацию иностранного государства или группы государств.
Таким образом, анализ черт обороны, определенных Конституцией Российской Федерации и федеральными законами, позволяет определить ее как вид государственной деятельности, состоящей в вооруженной защите Российской Федерации, целостности и неприкосновенности ее территории от вооруженного нападения иностранного государства (группы государств), а также в подготовке к осуществлению такой защиты. Она играет важнейшую роль в обеспечении суверенитета, целостности и неприкосновенности территории Российской Федерации. Оборона Российской Федерации включает применение средств вооружен-
ной борьбы, а также охватывает широкий спектр организационных, экономических, правовых, научно-технических и иных мер.
Для понимания сущности обороны Российской Федерации весьма важным является анализ соотношения понятия обороны с такими категориями, как защита Отечества, международная безопасность, а также с понятиями безопасности и военной безопасности, которые используются в нормативных документах, военной, политической и юридической литературе.
Говоря о соотношении понятий оборона и защита Отечества, следует отметить, что Конституция Российской Федерации рассматривает защиту Отечества только как долг и обязанность гражданина. В статье 59 Конституции прямо указывается, что защита Отечества является долгом и обязанностью гражданина Российской Федерации. Гражданин несет военную службу в соответствии с федеральным законом; в случае, если его убеждениям или вероисповеданию противоречит несение военной службы, а также в иных установленных федеральным законом случаях гражданин имеет право на замену военной службы альтернативной гражданской.
Оборона в соответствии со статьей 71 Конституции Российской Федерации является функцией Российской Федерации и одной из областей деятельности государства.
Следовательно, согласно положениям Конституции Российской Федерации понятия «оборона» и «защита Отечества» являются различными категориями: оборона — функция Российской Федерации, а защита Отечества — долг и обязанность граждан Российской Федерации.
В соответствии с положениями международного права под международной безопасностью следует понимать такое состояние международных отношений, при котором исключаются угрозы миру, — нарушения мира и акты агрессии — а отношения между государствами строятся исключительно на общепризнанных принципах международного права. Международная безопасность — это институт международного права, в котором проявляются специфические особенности этого права. Так, в международном праве в отличие от внутригосударственного права нет централизованного органа принуждения. Нормы международного права создаются самими государствами. Если какое-либо государство нарушает нормы международного права, то международное право предусматривает меры борьбы с этим нарушением. Государства на основании норм международного права кол-
лективно осуществляют принуждение в отношении государства, совершившего агрессию и нарушившего нормы международного права.
Следовательно, механизмы обеспечения международной (коллективной) безопасности (всеобщей и региональной) имеют определенные международным правом цели, субъектов и механизмы организации. Эти механизмы не исключают и не дублируют такой сферы государственной деятельности, как оборона страны.
Весьма важным представляется и анализ соотношения понятия обороны с понятиями безопасности, а также военной безопасности.
В настоящее время в законодательстве Российской Федерации и научной литературе сложилось два различных подхода к анализу сущности и содержания категории безопасности и соотношения с ним категории обороны.
Первый подход анализа данных категорий основывается на положениях Конституции Российской Федерации, Федерального конституционного закона "О Правительстве Российской Федерации", Федерального закона «Об обороне», а также ряда других федеральных законов и иных нормативных правовых актов Российской Федерации.
В соответствии с пунктом "м" статьи 71 Конституции Российской Федерации в ведении Российской Федерации находятся оборона и безопасность. Следовательно, в соответствии с данной статьей оборона и безопасность являются двумя различными сферами деятельности Российской Федерации. Исходя из этого, категорию "безопасность" в смысле этой статьи необходимо рассматривать как безопасность Российской Федерации (безопасность государства или государственную безопасность).
В Конституции Российской Федерации также выделяются общественная безопасность и экологическая безопасность, которые определяются частью 1 статьи 72 и относятся к совместному ведению Российской Федерации и субъектов Российской Федерации. Эти категории, следовательно, отличаются от категории безопасности, содержащейся в статье 71 Конституции Российской Федерации. В статье 56 Конституции Российской Федерации говорится об обеспечении безопасности граждан, как одной из целей для введения чрезвычайного положения.
Таким образом, в ряде норм Конституции Российской Федерации идет речь о различных значениях понятия безопасности. Какого-либо обобщающего поня-
тия, интегрирующего все понятия безопасности, в Конституции Российской Федерации не содержится.
Понятие безопасности в контексте безопасности государства содержится также в части 2 статьи 74 и в части 1 статьи 82 (присяга Президента Российской Федерации).
В ряде норм Конституции Российской Федерации (в части 5 статьи 13, части 3 статьи 55 и части 1 статьи 114) прямо говорится о безопасности государства (государственной безопасности). Так, в соответствии с пунктом 1 статьи 114 Конституции Российской Федерации Правительство Российской Федерации осуществляет меры по обеспечению обороны страны и государственной безопасности.
Представляется, что безопасность государства (государственную безопасность) с точки зрения права можно рассматривать как защищенность от преступных посягательств конституционного строя Российской Федерации. Основы конституционного строя определены главой 1 Конституции Российской Федерации. К ним относятся территориальная целостность Российской Федерации, ее суверенитет, форма государственной власти в Российской Федерации, политическое и экономическое устройство, обеспечение свободы личности и ряд других элементов.
Безопасность Российской Федерации как область государственной деятельности отличается от обороны, которая в соответствии со статьей 71 Конституции Российской Федерации является самостоятельной функцией государства, имеет собственный предмет и цели деятельности.
Обеспечение безопасности государства рассматривается как осуществление компетентными органами системы практических мер по ее охране, и в частности, по противодействию терроризму, по пресечению деятельности иностранных разведок, по охране государственной тайны и пр.
Анализ законодательных и нормативных правовых актов позволяет выделить основные задачи государства как в области обороны страны, так и безопасности государства.
Так, основные задачи государства в области обороны страны являются следующими: гарантированная защита целостности и неприкосновенности территории Российской Федерации от вооруженного нападения (агрессии); предотвращение вооруженного нападения (агрессии) или угрозы агрессии против Рос-
сийской Федерации со стороны любого государства или группы государств; поддержание группировок войск (сил) общего назначения Вооруженных Сил Российской Федерации, способных совместно с другими войсками, воинскими формированиями и органами выполнить задачи по предотвращению, локализации и нейтрализации вооруженных конфликтов, инцидентов и других действий с применением оружия; сохранение и совершенствование мобилизационной базы Вооруженных Сил Российской Федерации, других войск и воинских формирований и оборонной промышленности, обеспечивающей стратегическое развертывание и решение задач по отражению агрессии.
Основные задачи в области безопасности государства включают в себя такие задачи, как:
выявление, предупреждение, пресечение разведывательной и иной деятельности специальных служб и организаций иностранных государств, а также отдельных лиц, направленной на нанесение ущерба безопасности Российской Федерации;
выявление, предупреждение и пресечение актов терроризма;
борьба с коррупцией, незаконным оборотом оружия и наркотических средств, контрабандой, деятельностью незаконных вооруженных формирований, преступных групп, отдельных лиц и общественных объединений, ставящих своей целью насильственное изменение конституционного строя Российской Федерации;
обеспечение безопасности объектов оборонного комплекса, атомной энергетики, транспорта и связи, жизнеобеспечения крупных городов и промышленных центров, других стратегических объектов, а также безопасности в сфере космических исследований, приоритетных научных разработок;
защита сведений, составляющих государственную тайну;
осуществление разведывательной деятельности органами внешней разведки;
обеспечение безопасности органов власти и должностных лиц, а также ряд других мер.
Иной подход к определению сущности и содержания категории безопасности и его соотношения с категорией обороны связан с тем, что с конца 80-х годов XX века в СССР, а затем и в Российской Федерации в политологии, а затем и
в нормативных актах появилась категория национальной безопасности и была разработана ее научная концепция.
В соответствии с этой концепцией безопасность (национальная безопасность) рассматривается как универсальное понятие, вбирающее в себя всю совокупность видов безопасности. В ряде работ в области политологии и права с конца 80-х годов XX века в научный оборот вводится понятие национальной безопасности, как универсальное понятие, вбирающее в себя всю совокупность видов безопасности.
В современной отечественной научной литературе, в том числе и юридической, появился термин "национальная безопасность", а также другие связанные политологические термины, такие как "сдерживание", "угроза", "вызов", "соотношение сил", "национальные интересы", "национальная стратегия" и ряд других. Появляется и новая сфера научного знания, связанная с обеспечением национальной безопасности.
При анализе понятия национальной безопасности в отечественной литературе отмечается, что это понятие носит междисциплинарный, межотраслевой характер, позволяет объединить в себя все виды безопасности, защищаемые конкретным государством. В литературе было высказано мнение, что с теоретикоправовой точки зрения понятие национальной безопасности обнаруживает определенную универсальность, выражая собой правовую идею единства состояния безопасности. Правовая особенность понятия "национальная безопасность" состоит в том, что оно наделено свойствами выражать ненарушимое целое, предшествующее определенным состояниям опасности, содержать в себе условия для постоянного определения целого и места всякой части относительно к угрозам и опасностям. Национальная безопасность, как интегрированная категория, включает в себя различные виды и подвиды безопасности, защищаемые государством, которые связаны с жизнедеятельностью людей, общества и государства. Выделяются такие основные составные части национальной безопасности, как оборонная (военная) безопасность, общественная безопасность, международная безопасность, экологическая безопасность, экономическая безопасность и информационная безопасность6.
Свое правовое закрепление понимание категории безопасности через призму данной концепции получило в Законе Российской Федерации от 5 марта 1992 г. № 2446-! "О безопасности" (принятом до вступления в силу Конституции Рос-
сийской Федерации), а также в Концепции национальной безопасности Российской Федерации, утвержденной Указом Президента Российской Федерации от 10 января 2000 г. № 24 , предметом которой является система взглядов на обеспечение в Российской Федерации безопасности личности, общества и государства от внешних и внутренних угроз во всех сферах жизнедеятельности.
Указанные Закон Российской Федерации и Концепция определяют безопасность как состояние защищенности охраняемых законом интересов личности общества и государства, то есть безопасность рассматривается как интегрирующее понятие в широком смысле слова. Систему безопасности образуют органы законодательной, исполнительной и судебной властей, государственные, общественные и иные организации и объединения, граждане, принимающие участие в обеспечении безопасности в соответствии с законом, а также законодательство, регламентирующее отношения в сфере безопасности.
Концепцией была введена категория военной безопасности Российской Федерации. Согласно концепции, обеспечение военной безопасности является важнейшим направлением деятельности государства. Главной целью в данной области является обеспечение возможности адекватного реагирования на угрозы, которые могут возникнуть в XXI веке, при рациональных затратах на национальную оборону. В предотвращении войн и вооруженных конфликтов Российская Федерация отдает предпочтение политическим, дипломатическим, экономическим и другим невоенным средствам.
Категория военной (оборонной) безопасности рассматривается в ряде работ, выполненных юристами, как составная часть национальной безопасности.
Так, в частности, в работе В. А. Золотарева "Военная безопасность России: политико-правовые проблемы" отмечается, что военная (оборонная) безопасность предусматривает поддержание оборонного потенциала Российской Федерации на уровне, достаточном для обеспечения безопасности страны в случае возникновения кризисных ситуаций в непосредственной близости от границ России, обеспечения эффективной обороны (эффективной защиты интересов России), а также при необходимости для участия в коллективных международных акциях по сдерживанию потенциальной агрессии в отношении других госу-
Таким образом, предмет обеспечения военной безопасности рассматривается в связи с предупреждением, пресечением и нейтрализацией военных угроз,
реализацией задач и функций по защите личности, общества и государства от военных угроз10.
В этой связи весьма важно отметить и то, что категория военной безопасности явилась базовой категорий для разработки Военной доктрины Российской Федерации, утвержденной Указом Президента Российской Федерации от 21 апреля 2000 года № 706. Это во многом обусловлено тем, что Военная доктрина является, прежде всего, политическим документом и конкретизирует применительно к военной сфере установки Концепции национальной безопасности Российской Федерации. Положения Военной доктрины опираются на анализ с точки зрения военной и политической науки состояния военно-политической обстановки и ее развития, текущих и перспективных задач военной организации государства, а также на анализ содержания и характера современных войн и вооруженных конфликтов, отечественного и зарубежного опыта военного строительства и военного искусства.
Таким образом, можно отметить, что оборона и безопасность государства (государственная безопасность) являются юридическими категориями, определяющими области государственной деятельности согласно Конституции Российской Федерации и законодательству Российской Федерации. Они имеют собственные предметы, а также меры по реализации, составляющие их содержание.
Национальная безопасность и военная безопасность могут рассматриваться как категории социально-политического характера, определенные Концепцией национальной безопасности Российской Федерации и Военной доктриной Российской Федерации, определяющие взгляды, представления и принципы о путях, средствах и механизме защиты жизненно важных интересов личности, общества и государства, в том числе и в военной сфере.
1 См.: Кривенко А.М. Военная организация государства. М.: 2001; Армия России: состояние и перспективы. М.: 1999; СеребрянниковВ.В. Социология войны. М. 1998; Военная политология. М.: 1996. Ч. 1; Каневский Б. Оборонная политика: особенности, структура и функции // Армия и общество. М.: 1990; Милованов В. К. вопросу о военной организации современного государства // Военная мысль. 1990. № 11.
2 Собрание законодательства Российской Федерации. 1996. № 23. Ст. 2750.
3 См.: Ушаков Н.А. Государство в системе международно-правового регулирования. М., 1997. С. 11 — 19.
4 Собрание законодательства Российской Федерации. 2000. № 17. Ст. 18.
5 Курс международного права. — М., 1968, т. 4, с. 391.
6 См.: Глебов И.Н. Национальная безопасность Российской Федерации: проблемы правового регулирования. СПб, 2000. С. 6 — 14.; Правовые основы обеспечения национальной безопасности. СПб., 2000. С. 8 — 12.
7 Ведомости Съезда народных депутатов Российской Федерации и Верховного Совета Российской Федерации. 1992. № 15. Ст. 769.
8 Собрание законодательства Российской Федерации. 2000. № 2. Ст. 170.
9 Золотарев В.А. Военная безопасность России: политико-правовые проблемы. Автореф. дис. д-ра юрид. наук. М., 1999.
10 См.: Пузанов И.Е. Вооруженные Силы России: права, интересы и безопасность личности, общества и государства // Право и безопасность. 2002. № 4; Евтушенко С.Г. Правовое обеспечение военной безопасности России: Дис. . канд. юрид. наук. М., 2000; Фатеев К.В. Военная безопасность Российской Федерации (теоретико-правовое исследование). М., 2004.