Что является признаком светского государства
Перейти к содержимому

Что является признаком светского государства

  • автор:

Светское государство: характеристика, признаки

В государственной и правовой теории четко установлено, что зависимо от отношений, которые сложились между государством и церковью различают три основных вида государств:

  1. государство теократического вида;
  2. государство клерикального вида;
  3. государство светского вида.

Теократическое государство

Первый вид, теократическое государство (от греч. «Бог» и «власть»), представляет собой форму государственной власти, при которой сама власть абсолютно полностью или частично является принадлежащей церкви.

К примеру, Монголия до 1921 г. или сегодняшнее государство Ватикан, которое является теократической монархией, где законодательная, исполнительная и судебная власть принадлежат Папе Римскому.

Клерикальное государство

Государство клерикального вида (от лат. «церковный») являет собой форму государственной власти, при которой церковь, основываясь на закон, влияет на государственную политику и важные жизненные сферы общества.

Примером служит Исламская республика Иран. Здесь, кроме светских органов, к которым относятся парламент и правительство, существует и духовный государственный лидер. Именно его верующие люди тотально боготворят, всецело поклоняются ему.

Точно так же, деятельность государства может быть напрямую связана с церковной сферой в еще одной дополнительной форме. Это государственная церковь. Суть такой церкви заключается в том, что одна из конфессий полностью признается частицей официальной государственной организации, т.е. воспринимается как главная в стране. И тогда, как правило, все должности страны занимают определенные представители государственной единой религии. Подобный институт имеется в Исландии, Швеции, Дании, Греции, Великобритании, Иордании, Иране. Также был и в России до 1917 года.

Светское государство

Что касается светского государства, то его базовыми принципами представляются принципы абсолютного отделения церковной политики от государства и принципов свободы совести. При этом целый ряд авторов в своих работах по данной проблеме относят принцип отделения церкви от государства к одной из важнейших гарантий свободы совести.

Четко формулируя полноценное содержание понятия светского государства, стоит брать во внимание тот факт, что автономность и абсолютная суверенность интересов страны и религиозных сообществ имеют достаточно принципиальное различие компетенции. В таком случае, понятие суверенности подразумевает верховенство и независимость, а также, полнейшее обладание компетенцией исключительного вида.

Сама страна вовсе не вмешивается в вопросы религиозного характера, в четкие определения гражданами принадлежности к религии, в моменты внутренней самоорганизации религиозного объединения. Объединения религиозного вида абсолютно не вмешиваются в следующие моменты:

  • в государственное управление;
  • в отношения публично-властного вида;
  • в деятельность органов государственной власти;
  • в деятельность правовых и политических институтов.

Светскость, которая выражается через отделение от государства религиозных объединений и объединений, деятельность которых направлена на полное распространение идеологии, а именно разделение государства и подобных объединений, подразумевает, что в религиозных моментах верующие представляют собой хозяев у себя и для себя, а сама страна вовсе не позиционирует как религиозный арбитр.

Основные признаки светского государства

Стоит выделить напрямую следующие базовые признаки светского государства:

  • отделение от страны религиозных образований, деятельность которых существенно направлена на полное идеологическое распространение;
  • абсолютная недопустимость установления всеобщей обязательной идеологии либо религии.

Этапы отделения религиозных сообществ от государства

Главный признак полноценного отделения от государства всех религиозных объединений и тех объединений, у которых деятельность целиком направлена на распространение, вмещает в себя следующие пункты:

  • абсолютная независимость страны и религиозных объединений, точно, как и объединений, прямая деятельность которых строго направлена на распространение идеологии, в сферах, которые соответствуют их компетенции, которая предполагает такие моменты:
    • полная независимость формирования, базового устройства и постоянной деятельности государства, системы права и правовых взаимоотношений от санкционирования религиозного либо идеологического вида, или давления, от религиозных организаций и объединений, у которых деятельность направлена на абсолютное распространение подобной идеологии;
    • абсолютная независимость вышеуказанного порядка формирования и полноценной деятельности государственных органов, других органов и учреждений, также управления на уровне государства, санкционирования либо тотального контроля религиозными сообществами и сообществами, у которых деятельность целиком направлена на распространение подобной идеологии. Исключение составляет осуществление общественного контроля над полноценным выполнением страной своих персональных функций согласно законодательству;
    • полнейшая недопустимость вмешательства самого государства, его определенных органов и должностных лиц во внутренние дела законодательной системы уже действующих объединений религиозного характера. К последним относятся и вопросы внутреннего устройства объединений религиозного вида, и моменты полного определения гражданами своего персонального отношения к религии.
    • абсолютная недопустимость передачи страной религиозным сообществам и объединениям, которые направлены на распространение идеологии, их управленческим органам, должностным лицам или религиозного служителям государственно-властных полномочий органов государственной власти, иных государственных органов или учреждений;
    • полная недопустимость создания и процесса деятельности в государственных органах и подразделениях сообществ религиозного вида, а также сообществ, которые направляют свою деятельность на распространение определенной идеологии;
    • недопустимость создания в государственной системе суда особых судов религиозного или идеологического характера, а также распространения своей юрисдикции на абсолютно всех граждан судов религиозных объединений и объединений, деятельность которых направлена на распространение идеологии; участия государства в реализации решений таких судов;
    • полнейшая недопустимость поступления средств государством религиозной деятельности сообществ религиозного вида, а также идеологической деятельности сообществ, деятельность которых направлена на распространение идеологии, что не исключает возможности содействия государства благотворительной и культурно-просветительской и иной социально значимой деятельности указанных объединений в соответствии с законодательством;
    • недопустимость процесса одновременного замещения должностей политического вида руководителями, которые имеют отношение к религиозных объединений или сообществам, которые действуют с направлением на всеобщее распространение самой идеологии.
    • нормы, которые установлены на религиозном уровне (подразумеваются внутриконфессиональные сообщества) не являют собой источники права в государстве (за исключением случаев, которые специально оговорены законом);
    • решение руководящих органов религиозных сообществ и сообществ, которые действуют с направлением на распространение базовой идеологии. Подобные нормы не имеют никакой правовой силы или актов, а сама страна никак не участвует в их непосредственной реализации для членов религиозных объединений и объединений, деятельность которых направлена на распространение подобной идеологии;
    • правовой статус состояния личности определяется, в свою очередь, нормами законодательства государственного характера.

    Важнейшим признаком недопустимости установления обязательной религии либо идеологии влечет за собой запрет на закрепление на законодательном уровне какой-либо религии или идеологии в качестве базовой. Право на свободное мировоззрение представляет собой существенный признак недопустимости появления общеобязательной религии либо идеологии и включает в себя следующие права и виды свобод:

    • полнейшая свобода мыслей, убеждений и религии, включая право на принятие или изменение религии или убеждений по своему выбору и свободу следовать своей религии или убеждениям как в единоличном порядке, так и сообща с другими, публичным или частным порядками;
    • право на свободное выражение своего религиозного мнения, включая право придерживаться своего личного мнения, право на поиск, получение и распространение всякого рода информации и идей, независимо от государственных границ, в устной и письменной форме, через печать или художественные формы выражения или другими способами по своему усмотрению;
    • протекционное право от прямой дискриминации по признаку отношения к религии, различным национальностям либо расам или мировоззренческим взглядам, а также, на протекцию от пропаганды, дискриминации или прямого геноцида;
    • право на национальную или культурную, либо религиозную принадлежность, включая право на сохранение автономной национальной культуры, на развитие культурного характера, на доступ ко всем культурным ценностям и на участие в культурной жизни, право народов на личностное определение и свободное установление и осуществление своего развития.

    Абсолютное равенство прав, а также свобод человека и гражданина, вне зависимости от убеждений и религиозного характера и полное равноправие религиозных объединений относительно законодательства. Вышеуказанное представляет собой определенный конституционный принцип, означающий равенство юридических прав, а также обязанностей религиозных объединений, которые действуют согласно законодательства.

    Один из базовых принципов полного равенства религиозных сообществ перед законом допускает полную возможность наделения тех или иных религиозных объединений дополнительными преференциями. Такие принципы представляют собой элементы политики страны в сфере взаимоотношений с религиозными сообществами, и никак не препятствует выделению самой страной сообществ религий традиционного характера, наделению их специальным конституционно-правовым базовым статусом и более широкому сотрудничеству с ними, не ущемляя при этом права и свободы других организаций религиозного вида.

    При детальном рассмотрении содержание светского государства, стоит говорить и о таком важнейшем признаке подобного государства, как светскость самой легитимности страны.

    В правовой конституции легитимность фигурирует как понятие признания законности прав и всех полномочий государственного органа власти либо высших должностных лиц, их строжайшая идентичность конституции и воле народа, которая выражена законным образом.

    Стоит учесть важный момент, что вышеуказанный признак вовсе не представляет собой существенный признак государства светского вида, вместе с тем находя свое отражение в приведенных выше существенных признаках данного государства.

    Достаточно высокая степень значимости светскости РФ, как государства, глубоко выражена в определенной протекции базового принципа светскости подобного государства и признании базового значения конституционного вида этого принципа в качестве одной из основ конституционного строя России.

    Принцип светского государства и право на свободу вероисповедания

    Светское государство — это государство, в котором нет официальной государственной религии, ни одно из вероучений не признается единственно верным или обязательным к исповеданию.

    В условиях светского государства догматы и каноны религии, любые религиозные объединения не могут оказывать влияние на государственный строй, на систему государственных объединений и образований, на функционирование государственных органов и должностных лиц, на иные сферы деятельности государства.

    Основные черты светского государства:

    • не вмешивается в определение человеком своего отношения к религии и принадлежности к определенному религиозному направлению;
    • не вмешивается в церковную деятельность и функционирование религиозных объединений (если такая деятельность не противоречит нормам закона);
    • не возлагает на религиозные организации и объединения функции органов власти, госучреждений, органов муниципального самоуправления;
    • обеспечивает в государственных и муниципальных образовательных учреждениях соответствующую природу образования;
    • функционирование и деятельность госорганов власти не может сопровождаться публичными религиозными церемониями и обрядами;
    • государственные служащие, военнослужащие не могут использовать служебное положение для формирования определенного отношения к той или иной религии.

    Государство регулирует и контролирует предоставление религиозным организациям налоговых и иных льгот, оказывает материальную поддержку в реставрации, содержании и охране объектов и зданий, являющихся религиозными памятниками истории и культуры.

    Светское государство — это государство, обеспечивающее органическую сбалансированность и независимость интересов религиозных объединений и публичных институтов. В светском государстве наблюдается неучастие религии в главных вопросах государственной политики и жизни. Государство является гарантом сбалансированности интересов разных социальных групп, оно провозглашает конституционно свободу совести, принимает соответствующие меры для ее реализации.

    Признаки светского государства

    Любому светскому государству характерны определенные признаки:

    • отделение религиозных объединений от государства, государство не возлагает на религиозные объединения исполнение функций органов государственной власти;
    • нормативное закрепление равенства религиозных объединений перед законом, при этом никакое религиозное объединение не может пользоваться никакими преимуществами со стороны государства;
    • равенство прав и свобод каждого человека независимо от религиозных убеждений и его отношения к религии;
    • недопустимость установления официальной или общеобязательной религии.

    Дополнительные признаки проистекают из перечисленных. К ним относятся: сохранение светского характера образования; запрет возлагать на религиозные объединения функции органов государственной власти; невмешательство государства в религиозное самоопределение граждан; отказ в приеме на работу по религиозным мотивам; запрет государственным служащим использовать свое должностное и служебное положение в интересах каких-либо религиозных объединений; гарантии прав на замену военной службы альтернативной службой по религиозным мотивам.

    Религиозные объединения не принимают участия в выборах в государственные органы власти, не принимают участия в деятельности политических партий и объединений. Представители религиозных объединений сохраняют все свои общегражданские права. Они могут участвовать в выборах, выдвигаться, но не как представители религиозных объединений.

    Функции светского государства

    Основные направления деятельности государства, то есть его функции имеют разностороннюю направленность.

    Основные функции светского государства:

    • законодательная;
    • охранительная;
    • стимулирующая;
    • регулирующая;
    • запрещающая;
    • социальная;
    • воспитательная.

    Законодательная функция состоит в том, что государство создает правовое пространство для деятельности религиозных организаций и объединений, государства и общества, юридически гарантирует свободу вероисповедания и совести, устанавливает правовой статус объединений, закрепляет принципы их взаимодействия с властями разного уровня и разных ветвей.

    Охранительная функция подразумевает охрану законной деятельности религиозных объединений и исполнение законодательства о свободе вероисповедания и совести; согласно конституции светского государства, каждый может свободно исповедовать какую-либо религию, или не исповедовать никакой религии.

    Стимулирующая функция — оказание материальной, финансовой или какой-либо помощи религиозным организациям и объединениям, предоставление налоговых льгот, субсидий, содействие в преподавании в религиозных образовательных учреждениях общеобразовательных дисциплин.

    Регулирующая функция состоит в том, что государство регулирует государственно-церковные отношения, регистрирует религиозные объединения и организации, определяет правовой статус религиозных организаций и объединений, контролирует и регулирует процесс вероисповедной политики, регулирует проведение отдельных религиозных церемоний и обрядов, благотворительных мероприятий и др.

    Запрещающая функция состоит в том, что государство через соответствующие законы запрещает создание и дальнейшую деятельность религиозных организаций и объединений, функционирование которых направлено на разжигание религиозной розни, подрыв и угрозу безопасности государства, на пропаганду войны, принуждение к разрушению родственных связей и семьи, нанесение вреда и ущерба здоровью и нравственности граждан и т.д.; запрещено воспрепятствовать проведению религиозных обрядов и богослужений в культовых зданиях; список санкций достаточно широк — исправительные работы, штраф, арест и лишение свободы.

    Социальная функция состоит в том, что государство реализует меры по обеспечению связи и взаимодействия с религиозными организациями для улучшения социальной жизни граждан, обеспечение таких условий жизни, которые соответствовали бы международным стандартам, совместное действие государства и религиозного объединения в сфере защиты материнства и детства, борьбы с наркоманией и алкоголизмом, иными противоправными проявлениями.

    Воспитательная функция состоит в том, что государство помогает нравственной, эмоционально-психологической, интеллектуальной консолидации общества, включая нравственное воспитание подростков и молодежи, военнослужащих, беженцев и т.д.; способствует укреплению семейно-брачного института; защиты тайны исповеди; противодействия нравственному развращению; объявления нерабочими днями религиозных праздников; противодействия алкоголизации населения, распространению наркомании, тунеядства, проституции, преступности.

    Понятие и признаки светского государства Текст научной статьи по специальности «Право»

    Автором исследуются теоретические и практические проблемы реализации светской модели государства, проанализированы различные классификации типов светской модели государства. Проведен сравнительный анализ конституционных признаков светского государства с реалиями

    Похожие темы научных работ по праву , автор научной работы — Филина Нина Владимировнка

    Текст научной работы на тему «Понятие и признаки светского государства»

    УДК 341.211 © Н. В. Филина, 2012

    ПОНЯТИЕ И ПРИЗНАКИ СВЕТСКОГО ГОСУДАРСТВА

    Автором исследу’ются теоретические и практические проблемы реализации светской модели государства, проанализированы различные классификации типов светской модели государства. Проведен сравнительный анализ конституционных признаков светского государства с реалиями

    В последнее десятилетне XX века развитие российского государства и общества обусловлено полнтикотрансформационными процессами. которые затронули все сферы общественной жизни, в том числе сферу взаимоотношений государства и религиозных организаций. На смену политике государственного атеизма пришло демократическое решение религиозного вопроса, открывшее гражданам России возможность свободного мировоззренческого и конфессионального самоопределения Религия вновь стала одним из важнейших факторов общественной и политической жизни.

    Новое законодательное закрепление статуса религиозных организаций стало показателем изменения отношения современного многонационального государства к религиозному вопросу. С принятием Конституции Российской Федерации в 1993 г. закрепление светского характера государства в последнее время часто подвергается критике н сомнению, а также обсуждается в средствах массовой информации.

    В настоящее время, с одной стороны, декларируется отделение религиозных объединений от государства. с другой — происходит активное сотрудничество государственных институтов с религиозными организациями. В связи с этим возникает вопрос: светское ли российское государство.

    Обращаясь к ст. 14 Конституции Российской Федерации, в которой закреплен «светский характер государства, который определяет, что в России нет н не может быть обязательной религии. Вместе с тем гарантируется свобода совести, вероисповедания, свобода религиозных организаций» [1. с. 3].

    В Юридическом энциклопедическом словаре под общ. ред. В. Е. Крутскнх дается следующее определение: «Светское государство — консгитуци-онноправовая характеристика государства, означающая отделение церкви от государства, разграничение сфер их деятельности. Светский характер государства не препятствует емуг оказывать религиозным общинам материальную помощь из государственного бюджета. Конституция Российской Федерации (ст. 14), провозглашая светский характер государства. запрещает устанавливать какую бы то ни было религию в качестве государственной или обязательной» [8. с. 8].

    По мнению А. Ш. Будаговой, «светское государство — это конституционная характеристика го-

    сударства. означающая отсутствие официальной, обязательной для всех религии, отрицание признания религиозных установлений и правил в качестве источников права и их влияния на деятельность государственных органов, отделение церкви от государства, школы от церкви, отсутствие распространяющих свою юрисдикцию на всех граждан религиозных судов. » [8, с.10]. Основным критерием светского государства А. Ш. Будагова считает отсутствие обязательной для всех религии.

    В последнее время средства массовой информации часто на всю страну ведут трансляцию из храма, где крупным планом показывают представителей власти, которые еще в недавнем прошлом вели активную антирелигиозную пропаганду. Вера человека

    — это таинство, которое не рекламируется С трудом верится, что все государственные .ища одновременно стали верующими. Особую активность религиозные объединения стали проявлять в сфере культурнообразовательных учреждений н вооруженных сил Российской Федерации, в которых нередко возникают противоречия между' законодательством и практикой, происходит нарушение признаков светского государства. Все чаше с экранов телевизора мы наблюдаем, что при решении важнейших государственных проблем присутствуют священнослужители, раввины, муфтии, так мы дойдем до того, что на думских заседаниях в прениях по принятию законов мы увидим священнослужителей в церковных облачениях.

    По мнению священника Александра Добродеева, заведу тощ его синодальным отделом по взаимодействию с вооруженными силами и правоохранительными органами, структуры власти должны иметь углублённое представление о религиях своей страны и непременно учитывать это знание в своей деятельности.

    «.Я бы хотел видеть взаимодействие между государством и религиозными организациями в сфере правоохранительной деятельности. Все государственные структуры, которые задействованы в наведении правопорядка в стране, должны иметь сущностное представление о религии. На данный момент они не имеют никаких представлений о религиозных основах жнзни людей своей страны» [12, с. 4]. — заметил он.

    «Наша власть в лице своих представителей достаточно далека от религии, и с этим связана профанация правовых взаимоотношений. Взять хотя

    бы глубокий нравственный упадок в среде сотрудников правоохранительных органов: от полиции до судов и прокуратуры. Во всем государственном аппарате, в вооруженных силах и т.п. ситуация не лучше. Религиозное сознание, если бы оно у них было, препятствовало бы такому невиданному разгулу коррупции, недобросовестности, потребительства. вообще беспринципности, этой жажде жить лишь для собственной корысти» [12, с. 45], — сказал отец Александр. Священник Александр считает что, окрестив всех сотрудников аппарата принуждения, государство окончательно решит вопрос с взяточничеством. коррупцией и превышением должностных полномочий. Осталось только выяснить, какая религия сможет им в этом помочь И не противоречит ли это действующей Конституции Российской Федерации.

    Церковь, мечеть, синагога и т.п превращаются в своеобразные политические партии. Как можно говорить, например, о светскости государства, если верховная власть, правительство почти в полном составе молится напоказ в храме: не могут же они не понимать, что никто в народе не вернт в их религиозность. Тогда, может быть, честно и откровенно нужно записать в Конституции, что все граждане нашей страны живут в православном государстве. Президент может быть православным христианином, мусульманином. буддистом, иудеем — это его право, дело его совести и должно таковым н оставаться.

    Исследование светского государства неминуемо приводит к необходимости анализа допустимой и возможной меры взаимодействия (вмешательства, взаимопроникновения, сотрудничества) государства и религиозных объединений, а также необходимой и должной меры их взаимной изоляции и разделения.

    Необходимо сформулировать основные признаки светского государства, которые, по мнению И. В. Понкина. одновременно могут выступать и в качестве критериев светскости государства. [11]

    Ю. И. Стецовскнй выделяет следующие признаки светского государства:

    1) отсутствие какой-либо официальной (государственной) религии:

    2) никакое вероисповедание не признается обязательным или предпочтительным:

    3) религиозные каноны не являются источниками права;

    4) государственная система образования и воспитания носит светский характер и не преследует цели формирования того или иного отношения к религии:

    5) вопросы свободы совести, выбора и распространения религиозных убеждений — сфера духовной свободы н личной жизни человека, в которую не вправе вмешиваться ни государство, ни частные лица [13, с. 433^34].

    Основным признаком светского государства, по утверждению Ю. И. Стецовского. является не допущение государственной религии Противоположное

    мнение высказывает Л. Юззелл (бывший директор Кестонского института — организации, исследующей реализацию свободы совести по всему миру): «Я не считаю существование государственной религии нарушением религиозной свободы: государственная религия есть в Норвегии, в Великобритании. Если бы Православная Церковь была государственной в России, я не считал бы это незаконным по отношению к правам человека» [5, с. 11].

    А. В. Малашенко выделяет три признака светского государства: 1) отделение религиозных объединений от государства; 2) отключение религии от политики; 3) религия является частным делом каждого гражданина [6, с. 27].

    П. Н. Дозорцев наделяет светское государство следующими признаками:

    1) государство провозглашает идеологическое многообразие и отвергает монополизм в духовной сфере общества;

    2) государство последовательно развивает требующие инднвидуальной оценки права и свободы человека;

    3) государство провозглашает себя правовым и гарантирует своим гражданам свободу' совести, убеждений, вероисповедании и т. п.;

    4) государство позволяет свободно сосуществовать в общественном сознании различным, часто противоположным по целям н направлениям деятельности, религиозным взглядам, школам и идеологиям. гарантирует человеку и гражданину' право религиозного выбора:

    5) государство и религиозные объединения отделены и не вмешиваются в дела друг друта, реализуй тем самым одну из основных библейских заповедей «Богу — Богово. кесарю — кесарево:

    6) государство не оказывает религиозным объединениям какой-либо материальной (финансовой) помощи, а также не контролирует расходы религиозных объединений, связанные с удовлетворением культовых потребностей:

    7) государство признает за религиозными объединениями право собственности не только на предметы культа, но и на землю, здания, сооружения н т.д.;

    8) в государстве отсутствует официальная (государственная) религия:

    9) религиозные каноны н догматы не являются источником права:

    10) государство нормативно закрепляет равенство всех религиозных объединений перед законом:

    11) деятельность религиозных объединений осуществляется в строгом соответствии с законом;

    12) государство провозглашает отделение системы государственного и муниципального образования от влияния религиозных объединений и др. [2, с. 136-138]

    Не все исследователи согласны с утверждением П. Н. Дозорцева, что светское государство не должно оказывать какой-либо материальной помогли

    религиозным объединениям. Например. У. К Дур эм полагает, что финансовая помощь государства религиозным объединениям не нарушает светскости государства. «Страны данного типа часто показывают примеры оказания помощи доминирующим вероисповеданиям. Однако они не выделяют никакой религии и равно относятся ко всем религиозным организациям» [3, с. 28] В этом его поддерживают О. В Чернышова. Ю. Д. Комаров. О. Е. Кутафин. И. В Понкин и др. К тому' же. И. В Понкнн не согласен с включением П. Н. Дозорцевым в признаки светского государства отделения системы государственного и муниципального образования от влияния религиозных объединении. «Мы считаем, что религиозные объединения на равных с иными институтами гражданского общества основаниях в соответствии с законодательством вправе оказывать влияние на национальнуто систему" образования — в формах, не противоречащих законодательству» [11. с. 41].

    Е. М. Мирошникова на примере ФРГ отделение религиозных объединений отождествляет с «нейтралитетом» государства в вероисповедных вопросах как «одним из основных конституционных принципов в ФРГ и основой отношения государства ко всем религиозным организациям и мировоззренческим объединениям», выделяя четыре признака «нейтралитета»:

    1. Нейтралитет как невмешательство.

    Государству' запрещено вмешиваться в область церковной деятельности посредством актов верховной власти. В свою очередь это влечет за собой правовую автономию религиозных организаций, их самоуправление. самоопределение.

    2. Нейтралитет как нендентнфикация.

    Неидентнфикацня не тождественна невмешательству'. Государство может «вмешиваться», но не «идентифицироваться». Государство может издавать законы, касающиеся также и религиозных организаций. но не вмешиваться в их внутреннюю жизнь Оно может проявлять интерес к деятельности церкви и ей содействовать, но не считать эту деятельность непосредственно государственной.

    3. Нейтралитет как равенство в шансах. Власти должны проявлять особуто заботу в том. чтобы никому из-за его принадлежности или непринадлежности к какому'-то убеждению или мировоззрению не был причинен ущерб.

    Равенство шансов, по мнению Е. М. Мирош-ннковой. означает, что каждая религиозная организация может иметь возможность в соответствии с собственными решениями предпринимать определенные действия. При этом нельзя оказывать предпочтение какому-то религиозному объединению, если и другие имеют на это право, нейтралитет как отказ от привилегий. Под привилегией понимается особое право на особое регулирование в контексте общих правит [7. с. 83—84]

    Спорным является утверждение Е. М. Мирош-никовой. что государство не может вмешиваться во

    внутреннюю жизнь религиозных объединений. На наш взгляд, придерживаться данного положения можно до тех пор. пока религиозные объединения не станут нарутпатъ законов государства. Поэтому определенный предел вмешательства государства в сферу свободы совести, скорее всего, должен существовать. Другое дело, что такое вмешательство возможно только в строго оговоренных законодательством случаях. В России часть общества, причем большая, живет светской жизнью, а часть — религиозной, поэтому принцип равноудаленности государства от всех религий очень важен и справедлив. Религиозная монополия всегда будет таить в себе некую опасность. Не менее значимо, чтобы государство придерживалось принципа невмешательства и оказывало равнуто поддержку1 всем религиозным организациям.

    По нашему' мнению, «отделение религиозных объединений от государства» является одним из основных признаков светского государства. По этомуг поводу' И. А. Ильин писал: «Церковь и государство взаимно инородны — по установлению, по духу и достоинству'. по цели и способу действия. Государство, пытающееся присвоить себе силу' и достоинство Церкви, творит кощунство, грех и пошлость. Церковь, пытающаяся присвоить себе власть и меч государства, утрачивает свое достоинство и изменяет своему назначению. Церковь не должна брать меча — ни для насаждения веры, ни для казни еретика или злодея, ни для войны. В этом смысле Церковь «аполитична». задача политики не есть ее задача, средства политики не суть ее средства: ранг политики не есть ее ранг» [4, с. 326].

    И. В. Понкнн к существенным признакам отделения религиозных объединений от государства относит следующие:

    1) религиозные объединения, их органы управления и руководители не включены в системы органов государственной власти и местного самоуправления; в органах государственной власти, других государственных органах и органах местного самоуправления не могут образовываться структуры религиозных объединений:

    2) государство не делегирует религиозным объединениям, их органам утгравлення. руководителям. должностным лицам или служителям культа государственно-властные полномочия н не возлагает на них фу'нкиий органов государственной власти, друтих государственных органов, государственных учреждений и органов местного самоуправления:

    3) религиозные объединения, их органы управления и руководители не вмешиваются в деятельность органов государственной власти, друтих государственных органов, государственных учреждений и органов местного самоуправления и не выполняют их функций;

    4) никакие действия или решения органов государственной власти и местного самоуправления, осуществляемые в рамках их полномочий, не согласовываются с религиозными объединениями и не утверждаются ими:

    5) деятельность органов государственной власти и органов местного самоуправления не сопровождается публичными религиозными обрядами н ритуалами:

    6) государство, его органы и должностные лица, органы местного самоуправления не вмешиваются во внутренние дела законно действующих религиозных объединений в том числе в вопросы внутреннего иерархического устройства религиозных объединений.

    7) религиозные объединения и их органы управления, а также их руководители, выступающие в качестве представителей соответствующих религиозных объединений, не принимают участия в выборах в органы государственной власти и в органы местного самоуправления и др.:

    8) в государственной судебной системе отсутствуют какие-либо особые духовные или религиозные суды или суды религиозных объединений, распространяющие свою юрисдикцию на всех граждан; государство не участвует в реализации их решений для членов религиозных объединений:

    9) нормы религиозных установлений (внутрн-конфесснональные. внутриденоминационные установления. религиозное право, каноническое право, шариатское право и т.д.) не являются источниками права в государстве (за исключением специально оговоренных в законодательстве в ряде стран — в сфере брачных отношений и пр.);

    10) государство, его органы и должностные лица, органы местного самоуправления не вмешиваются в вопросы определения гражданами своего отношения к религии;

    11) государство не финансирует религиозную деятельность религиозных объединений, но при этом содействует благотворительной и культурнопросветительской. иной социально значимой и социально востребованной деятельности религиозных объединений осуществляет правовое регулирование и предоставление религиозным объединениям налоговых и иных льгот, оказывает финансовую, материальную н иную помощь религиозным объединениям в реставрации, содержании и охране зданий и объектов и т.д [11, с. 26.45].

    По мнению И. В. Понкнна. «перечень существенных признаков отделения религиозных объединений от государства не является полным, универсальным. всеохватывающим или жестким, так как в мире существуют специфические правовые модели отношений государства с религиозными объединениями которые содержат элементы, несоответствующие некоторым пунктам этого перечня» [11, с.26].

    Ведущие религиозные объединения России положительно относятся к такому признаку светского государства, как отделение религиозных объединений от государства

    Свою позицию о необходимости соблюдения принципа отделения религиозных объединений от государства Русская Православная церковь выразила

    в своем основном документе — «Основы социальной концепции Русской Православной церкви» (принята в 2000 году): «Священное Писание призывает власть имущих использовать ситу государства для ограничения зла и поддержки добра, в чем и видится нравственный смысл существования государства. Церковь не только предписывает своим чадам повиноваться государственной власти, независимо от убеждений и вероисповедания ее носителей, но и молиться за нее. Во взаимоотношениях между Церковью и государством должно учитываться различие их природ. Нельзя понимать принцип светскости государства как означающий радикальное вытеснение религии из всех сфер жизни народа, отстранение религиозных объединений от участия в решении общественно значимых задач, лишение их права давать оценку действиям властей. Этот принцип предполагает лишь известное разделение сфер компетенции Церкви и власти, невмешательство их во внутренние дела друг друга. Церковь не должна брать на себя функпин. принадлежащие государству' противостояние греху путем насилия, использование мирских властных полномочий, принятие на себя функций государственной власти, предполагающих принуждение или ограничение. Имея различные природы. Церковь и государство нспользутот различные средства для достижения своих целен Государство опирается в основном на материальную ему, включая силу принуждения, а также на соответствующие светские системы идей. Церковь же располагает религиозно-нравственными средствами для духовного руководства пасомыми и для приобретения новых чад. » [9. Ш.2. Ш.З].

    «Основы социальной концепции Российского объединенного Союза христиан веры евангельской» выражают примерно такое же отношение к вопросу' отделения религиозных объединений от государства: «Мы поддерживаем модель светского государства отделение Церкви от государства и невмешательство в дела друг друга (за исключением права государства осуществлять контроль и надзор за законностью деятельности религиозных организаций, а также прав членов религиозных объединений участвовать в управлении делами государства). Бог не обязал Церковь давать советы по управлению государством. Писание приводит несколько случаев, когда апостолы свидетельствовали государственным служащим о необходимости спасения их дутпи. но они никогда не указывали им. как управлять государством В свою очередь Церковь ожидает от государства невмешательства в ее внутренние дел21» [10, с. 5].

    Таким образом, на основе анализа различных подходов к определению понятия светского государства. можно сделать вывод что светское государство — это конституционная характеристика государства, в котором отсутствует официальная, обязательная религия; недопущение религиозных установок н правил в качестве источников права и их влияния на деятельность государственного аппарата:

    не допущение влияния религиозных объединений на уровни власти.

    На наш взгляд, светское государство обладает следующими признаками:

    — право каждого гражданина свободно выбирать вероисповедание, право исповедовать индивиду ально или совместно с другими любую религию или не исповедовать никакой, свободно выбирать, иметь и распространять религиозные и иные убеждения, не противоречащие законодательству', и действовать в соответствии с ними;

    — запрет на установление государственной или обязательной религии:

    — отделение религиозных объединений от государства:

    — равенство религиозных объединений перед законом:

    — отделение светского и религиозного образования:

    — запрещение религиозным объединениям заниматься политической деятельностью.

    Существенным признаком светского государства является отделение религиозных объединений

    от государства. Государство не должно возлагать на религиозные объединения функций органов государственной власти и органов местного самоул!равлення. Государственные органы не должны вмешиваться во внутреннюю жизнь религиозных объединений, за исключением нарушения последними законов госуг-дарства. В свою очередь, религиозные объединения не вправе принимать участия в политической жизни государства. Этот признак закреплен в Конституции РФ и федеральных законах, предусмотрен он и в программных документах Русской Православной церкви, российских мусульманских, иуданстских и протестантских религиозных организаций, хотя в реальной жизни эти положения часто не соблюдаются. Но. как показывает мировая практика, несоблюдение или неполное соблюдение в правовой системе принципа отделения религиозных объединений от государства не всегда приводит к превращению государства из светского в несветское.

    По нашему мнению, современное светское государство может обладать определенным набором признаков, их состав не поддается какому-либо стандарту' и зависит от многих факторов и обстоятельств.

    1 Конституция Российской Федерации II Рос. газета 1993. 25 дек.

    2. ДозорцевП. Н. Развитие светской государственности в России: история и современность. М., 1998: Юридический энциклопедический словарь Под ред В. Е. Крутскнх. М.: ИНФРА-М, 2003.

    3. Дур эм У. К. Перспективы религиозной свободы сравнительный анализ М.. 1999.

    4. Ильин И. А. Одинокий художник: Статьи, речи, лекции. М.. 1993.

    5. Лоуренс Юззелл. интервью II Независимая газета. Религии. 1991. 6 окт.

    6. Малашенко А. В. Христианство н ислам в России: диалог только начинается // Межрелнгиозный мир и согласие как условие мирного будущего народов Северного Кавказа: Материалы международной конференции (Пятигорск. 18-19 февраля 1998 г. ). М.. 1999.

    7. Мирошникова Е. А/ Конституционно-правовой механизм государственно-церковных отношений в ФРГ

    Мировой опыт государственно-церковных отношений. М.. 1999.

    8. Осипова Л. Н Взаимодействие государственных институтов и религиозных объединений в современной России: дне. канд. полит. наук.Уфа, 2004

    9 Основы социальной концепции Русской Православной Церкви URL: http://www. patriarchia. га db. text 141422.

    10 Основные богословские положения Российского объединенного Союза христиан веры Евангельской Москва 2002 г. URL: http://www. cef. га about. ustavnie ?id=2

    И. Понкин И. В. Правовые основы светскости государства и образования. М.: Про-Пресс. 2003.

    12. Священнослужители о месте религии в светском государстве. URL. httpvVwww regions, га news/2316625/

    13. Стецовский Ю. И. Право на свободу' и личную неприкосновенность: нормы и действительность. М., 2000.

    Сведения об авторе:

    Филина Н. В. — аспирантка Омской гуманитарной академии, преподаватель Омского государственного колледжа управления и профессиональных технологий (г. Омск. Российская Федерация).

    Вопрос17 Основные признаки светского государства.

    СВЕТСКОЕ ГОСУДАРСТВО — конституционно-правовая характеристика государства, означающая отделение церкви от государства, разграничение сфер их деятельности. Светский характер государства не препятствует ему в интересах обеспечения прав религиозных меньшинств оказывать их религиозным общинам материальную помощь из государственного бюджета. Конституция РФ (ст. 24), провозглашая С.г., запрещает устанавливать какую бы то ни было религию в качестве государственной или обязательной.

    Конституция Российской Федерации 1993 г. устанавливает, что Россия — светское государство (статья 14). Никакая религия не может устанавливаться в России в качестве государственной или обязательной. Религиозные объединения отделены от государства и равны перед законом.

    Статья 28 гарантирует каждому свободу совести, свободу вероисповедания, включая право исповедовать индивидуально или совместно с другими любую религию или не исповедовать никакой, свободно распространять религиозные и иные убеждения и действовать в соответствии с ними. Детальное осуществление этих прав регулируется законом России “О свободе вероисповеданий” от 25 октября 1990 г. (см. также свобода совести).

    Принцип светского характера государства означает следующее:

    гарантируется свобода вероисповеданий, никакая религия либо нерелигиозная, включая атеистическую, идеология не может устанавливаться в качестве обязательной

    религиозные объединения отделены от государства

    -не выполняют функций органов государственной власти;

    -не участвуют в выборах в органы гос.власти и МСУ

    не могут выдвигать кандидатов в депутаты и на выборные должности

    не ведут предвыборной агитации

    не участвуют в деятельности политических партий и политических движений

    3. государство не возлагает на религиозные объединения выполнения функций органов гос.власти, др. гос. Органов, учреждений и мсу, не осуществляют вмешательство во внутренние (религиозные) дела религиозных объединений

    4. в государственной судебной системе отсутствуют какие-либо особые духовные суды; нормы религиозных законов не являются источниками права в государстве

    5. деятельность органов государственной власти не сопровождается публичными религиозными обрядами и церемониями;

    6. -государство не финансирует религиозную деятельность, но при этом содействует развитию благотворительности и культурно-просветительной и иной социально значимой деятельности традиционных религиозных объединений,

    -осуществляет правовое регулирование и предоставление религиозным объединениям различных льгот налоговых и иных,

    -помощь в реставрации и содержании зданий и объектов, являющихся памятниками истории и культуры

    Вопрос 18 Политическая система: понятие, институты, функционирование.

    Политическая система – это система и механизм формирования, выявления и интересов и ценностей, существующих в обществе.

    ПОЛИТИЧЕСКАЯ СИСТЕМА — (как комплексный конституционно-правовой институт) совокупность норм, устанавливающих конституционно-правовой статус государства как особого политического образования, политических партий, общественных и религиозных организаций и регулирующих взаимоотношения вышеперечисленных субъектов; Политическая система общества — сложная, многогранная система отношений государственных и негосударственных социальных институтов, выполняющих определенные политические функции. Она призвана отражать многообразные интересы социальных групп, которые непосредственно или через свои организации и движения оказывают влияние на государственную власть.

    Если рассматривать систему в институциональном плане, то ее можно свести к совокупности государственных и негосударственных институтов и норм, в рамках которых проходит политическая жизнь данного общества.

    В другом варианте подчёркивается властный аспект политической системы и её определение связывается главным образом с узаконением государственного принуждения как средства регуляции взаимоотношений между людьми.

    В третьем — политическую систему рассматривают как систему авторитарного (при помощи власти) распределения ценностей в обществе.

    Каждый из названных подходов будет корректным при условии конкретного указания аспекта определения понятия.

    [править] Рациональная основа

    Следует также отметить, что политическая система не только формируется, но и действует главным образом на рациональной основе (на основе знания). Рациональность политики воплощается в таких её институтах (по Т. Парсонсу), как лидерство, органы власти и регламентация. Признание института лидерства достаточно точно характеризует специфику политической системы, целенаправленно формирующейся и действующей. В данном контексте понятие «лидерство» означает некую нормативную модель поведения индивида или группы (элиты, партии), включающую, в силу занимаемого ими в данном обществе положения, право и обязанность осуществлять инициативу во имя достижения общей цели и привлекать к её реализации всё сообщество.

    Политическую систему можно рассматривать как социальную систему, для которой предполагается такая взаимосвязь её элементов, которая образует определённую целостность, единство. А это означает объединённость входящих в систему субъектов (общественных групп, организаций, индивидов) специфическими признаками, характеризующими систему, а не отдельные элементы. Причём эти признаки не сводимы к сумме свойств, составляющих систему элементов. В свою очередь, свойства элементов не выводимы из признаков целого.

    Политической системе свойственны общие черты социальных систем. Кроме того, её характеризуют специфические признаки, вытекающие из природы политики и власти. Эта система, в отличие, скажем, от экономической, формируется в основном целенаправленно. В её фундаменте заключена совокупность соответствующих идей, ценностей — идеология, отражающая социальные интересы больших социальных групп и определяющая облик системы. Образующие политическую систему институты, как уже говорилось, представляют собой опредмеченные политические идеи и проекты. Отсюда необходимость учитывать в анализе особую роль духовного фактора в отработке механизмов функционирования и модернизации системы.

    Политическая система, будучи обусловленной социально-экономическими структурами, выступает по отношению к ним и ко всей социальной среде как целое, функционирует в качестве относительно самостоятельного комплекса социальных институтов и политических отношений. Она имеет свою жизнь, свои закономерности, что определяется наличием специальных структурных связей, ролей, функций, а также закреплением и регулированием их особыми нормами — правовыми и политическими.

    Как часть общества, функционируя в социальной среде, политическая система подвергается влиянию тех воздействий, которые исходят извне, от общества, а также импульсов изнутри — взаимодействий её институтов, ценностей и т. д.

    [править] Структура политической системы

    Структура политической системы означает, из каких элементов она состоит, как они между собой взаимосвязаны. Выделяют следующие компоненты политической системы:

    политическая организация общества, включающая в себя государство, политические партии и движения, общественные организации и объединения, трудовые коллективы.

    политическое сознание, характеризующее психологические и идеологические стороны политической власти и политической системы.

    социально-политические и правовые нормы, регулирующие политическую жизнь общества и процесс осуществления политической власти.

    политические отношения, складывающиеся между элементами системы по поводу политической власти.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *