Бухгалтерская отчетность какая нормативная документация используется
Перейти к содержимому

Бухгалтерская отчетность какая нормативная документация используется

  • автор:

ПБУ 4/99 — бухгалтерская отчетность организации (нюансы)

ПБУ 4/99 (далее — ПБУ) было введено для обязательного применения приказом Минфина РФ от 06.07.1999 № 43н. Это ПБУ представляет собой методическую основу и свод правил для формирования отчетности юрлиц. Его действие распространяется на все организации, за исключением кредитных и государственных (муниципальных) учреждений (п. 1 ПБУ), которые руководствуются в вопросах отчетности особыми методическими документами, также утверждаемыми Минфином РФ. К примеру, автономные муниципальные учреждения действуют согласно приказу Минфина РФ от 28.12.2010 № 191н.

В ПБУ 4/99 бухгалтер сможет найти ответы на вопросы (п. 3 ПБУ):

  • об используемых формах отчетов;
  • о порядке их составления;
  • об упрощенном варианте бухотчетности;
  • об особенностях формирования сводной, ликвидационной и реорганизационной отчетности;
  • о публикации отчетных документов в СМИ.

О том, кто может формировать бухотчетность по упрощенной форме, читайте в этой статье.

В каких случаях при формировании бухгалтерской отчетности допускается отступление от правил ПБУ 4/99? Ответ на этот вопрос есть в КонсультантПлюс. Получите бесплатный демо-доступ к К+ и переходите в материал, чтобы узнать мнение экспертов К+.

Пользователи бухгалтерской отчетности

Бухотчетность должна иметь нейтральный характер, то есть удовлетворять интересы всех групп ее пользователей (п. 7 ПБУ), которых можно разделить на внешних и внутренних.

К внутренним относятся собственники бизнеса, руководящие лица, внутренние службы и сотрудники компании. Например, топ-менеджерам важны итоговые финансовые показатели для стратегического планирования деятельности и корректировки действующего плана; специалистов отдела продаж заинтересует информация о дебиторской задолженности контрагентов с целью дальнейшего ее взыскания.

Для внутренних целей бухгалтерский баланс может:

  • составляться на определенную дату;
  • иметь сокращенную форму;
  • формироваться по каждому виду экономической деятельности фирмы;
  • предстать в виде текущего прогноза, предварительного и промежуточного отчета.

Внешним пользователям финансовая информация может быть необходима для разных целей:

  • налоговым органам — для проверки правильности и полноты уплаты налогов и сборов;
  • кредитным организациям — для оценки платежеспособности и финансовой устойчивости организации, к примеру, при принятии решения о выдаче кредита или ссуды;
  • инвесторам и спонсорам — для перспективной оценки своих финансовых вложений в коммерческое дело и получения финансовой отдачи;
  • контрагентам — для уверенности в надежности своего делового партнера по бизнесу.

Для правильного анализа показателей отчетности применяются различные методы, о которых вы узнаете из нашего материала «Правила и методы оценки статей бухгалтерского баланса».

Последняя редакция ПБУ 4/99 «Бухгалтерская отчетность организации»

Последняя (актуальная) редакция ПБУ 4/99 датирована 08.11.2010 с изм., внесенными Решением Верховного Суда РФ от 29.01.2018 № АКПИ17-1010. По сравнению с текстом, существовавшим до нее, положения ПБУ изменились незначительно.

Обновления оказались связанными с заменой формулировок. Определение «бюджетные организации» было заменено на «государственные (муниципальные) учреждения» в связи с изменением статуса последних (приказ Минфина РФ 08.11.2010 № 142н). Такие учреждения были поделены на бюджетные, автономные и казенные.

А Верховный суд исключил из ПБУ требование о составлении промежуточной отчетности всеми организациями.

Бухгалтерская отчетность организации по ПБУ 4/99 в 2022 году

Бухгалтерская отчетность за 2022 год включает в себя (п. 5 ПБУ):

  • бухбаланс;
  • отчет о финрезультатах;
  • отчеты об изменении капитала, движении денежных средств и целевом использовании средств;
  • пояснительную записку к бухотчетности.

ВНИМАНИЕ! C 2020 года бухгалтерская отчетность, в т.ч. упрощенная, сдается исключительно в электронном виде. Бумажный бланк больше не примут. Подробнее об изменениях правил представления бух.отчетности читайте здесь. Также напомним, что в 2019 году формы отчетности были обновлены.

Общие правила составления бухгалтерской отчетности по ПБУ 4/99

Несмотря на то что каждая форма имеет свои особенности заполнения, в ПБУ прописан общий подход к составлению бухотчетности, в котором выделяются следующие моменты:

  • бухотчетность должна быть достоверной и полной, должна составляться по нормам действующего законодательства (п. 6 ПБУ);
  • она заполняется на русском языке (п. 15 ПБУ) и с указанием сумм в рублях (п. 16 ПБУ);
  • по предприятиям с филиалами формируется единая (общая) отчетность (п. 8 ПБУ);
  • данные за отчетный год должны быть взаимосвязаны с предшествующими периодами (п. 33 ПБУ);
  • выделение информации, отражаемой в отчетности, определяет принцип существенности (п. 25 ПБУ);
  • отчетный период — календарный год (п. 13 ПБУ);
  • возможно составление промежуточной отчетности (пп. 48–52 ПБУ) помесячно или поквартально нарастающим итогом с 2 обязательными формами (бухбаланс и отчет о финрезультатах) не позднее 30 дней после окончания периода;
  • бухотчетность является открытой для доступа заинтересованного круга лиц (п. 42 ПБУ);
  • активы и пассивы бухбаланса делятся на краткосрочные (до 1 года) и долгосрочные (более 1 года) (п. 19 ПБУ);
  • учетные данные следует подтвердить проведенной инвентаризацией имущества и обязательств (п. 38 ПБУ);
  • зачет между статьями актива и пассива, прибыли и убытков не проводится, кроме случаев, прописанных в ПБУ 4/99 (п. 34 ПБУ);
  • показатели необходимо отразить по нетто (чистой) стоимости (п. 35 ПБУ 4/99).

В шапке отчетов потребуется указать:

  • единицу измерения в тысячах рублей, заполнять отчетность в миллионах нельзя;
  • код из ОКВЭД2.

Содержание бухгалтерской отчетности

Бухбаланс должен свидетельствовать о финансовом положении компании на отчетную дату (п. 18 ПБУ). Это достигается отражением на эту дату данных об остатках на счетах активов и обязательств. Баланс включает в себя числовые показатели, отражаемые в 5 его разделах (п. 20 ПБУ):

  • 2 разделах актива, посвященных внеоборотным и оборотным активам;
  • 3 разделах пассива, отведенных капиталу и резервам, долгосрочным и краткосрочным обязательствам.

Доходы и расходы в отчете о финрезультатах подразделяются на обычные и прочие, которые должны быть представлены несколькими числовыми показателями (п. 23 ПБУ).

Пояснения к бухбалансу и отчету о финрезультатах имеют вид 3 дополнительных отчетов (о движении денежных средств, изменении капитала, целевом использовании средств) и пояснительной записки (п. 28 ПБУ).

Пояснения к бухотчетности должны содержать следующую информацию (п. 27 ПБУ):

  • о наличии на начало и конец периода, движении основных средств (в том числе арендованных) и нематериальных активов, финансовых вложений; о капитале, выпущенных акциях, дебиторской и кредиторской задолженности, резервах предстоящих расходов;
  • об объемах продаж;
  • о производственных затратах;
  • о прочих доходах и расходах;
  • о полученных и выданных обязательствах;
  • о чрезвычайных событиях, которые произошли в деятельности предприятия;
  • о фактах, которые случились на предприятии после отчетной даты.

А также (п. 31 ПБУ):

  • юридический адрес компании;
  • основные виды осуществляемой предприятием деятельности;
  • данные о среднегодовой численности персонала;
  • состав исполнительного и контролирующего органов компании с указанием должностей.

Отчет о движении денежных средств должен отражать информацию о денежных средствах по 3 видам деятельности: финансовой, текущей и инвестиционной. Он раскрывает фактические данные об остатках на начало и конец отчетного периода, приходе и расходе денежных средств (п. 29 ПБУ).

Отчет об изменении капитала должен информировать об уменьшении и увеличении капиталов: добавочном, уставном, резервном (п. 30 ПБУ).

В пояснительной записке обязательно должна присутствовать отметка о том, что отчетность составлена по требованиям российского бухгалтерского законодательства (п. 25 ПБУ).

Пояснения должны содержать информацию о применяемой учетной политике и дополнительные сведения, раскрывающие внесенные в отчетность данные (п. 24 ПБУ). Эти сведения не могут быть показаны в бухбалансе и отчете о финрезультатах. Но без них невозможно дать реальную оценку финансовому состоянию предприятия.

Аудиторское заключение

На законодательном уровне установлены случаи обязательного ежегодного аудита бухотчетности (ст. 5 закона «Об аудиторской деятельности» от 30.12.2008 № 307-ФЗ):

  • для акционерных обществ;
  • компаний, ценные бумаги которых обращаются на организованных торгах;
  • кредитных организаций и бюро по кредитным историям заемщиков;
  • страховых компаний;
  • участников рынков ценных бумаг;
  • негосударственных пенсионных фондов.

Аудиторское заключение является обязательным приложением к бухотчетности подлежащего аудиту предприятия (п. 41 ПБУ).

В балансе за 2022 год обязательно нужно указать сведения о компании, проводившей аудит.

Какие негативные последствия возможны, если на момент сдачи отчетности заключение аудитора еще не готово, узнайте из материала КонсультантПлюс. Если у вас нет доступа к К+, получите пробный онлайн-доступ. Это бесплатно.

Публикация бухгалтерской отчетности

Поскольку бухотчетность должна быть открыта для ее пользователей, предприятию необходимо обеспечить доступ к ней. Некоторые компании обязаны публиковать свою отчетную документацию. К ним можно отнести:

  • публичные акционерные общества;
  • кредитные и страховые организации;
  • компании, формирующие консолидированную бухгалтерскую отчетность;
  • акционерные общества и ООО, которые занимаются публичным размещением ценных бумаг.

Публичные акционерные общества освобождены об обязанности публикации бухотчетности в печатных изданиях (письмо Минфина РФ от 05.06.2014 № 45н).

Итоги

ПБУ 4-99 — Бухгалтерская отчетность организации обязательно для применения всеми юрлицами на территории нашей страны, кроме кредитных и государственных (муниципальных) организаций. Данный документ закрепляет состав бухотчетности, ее содержание, порядок составления и публикации. Бухотчетность должна быть полной и достоверной, а также сформированной в соответствии с нормами действующего законодательства. В состав бухгалтерской отчетности включено 6 форм. В случаях проведения обязательного аудита его заключение прикладывается к бухотчетности.

Здравствуйте. Сроки подгоняют, а решения нет, поэтому прошу помощи,может быть кто то сталкивался с подобным.
Реорганизация в форме присоединения произошла. Присоединенная организация исключена из ЕГРЮЛ. Баланс на дату исключения сдать не могу, налоговая отказывает так как уже нет такой организации, но читаем статью 16 Федеральный закон от 6 декабря 2011 г. № 402-ФЗ “О бухгалтерском учете”п.2 и п.3.
» 2. При реорганизации юридического лица в форме присоединения последним отчетным годом для юридического лица, которое присоединяется к другому юридическому лицу, является период с 1 января года, в котором внесена запись в Единый государственный реестр юридических лиц о прекращении деятельности присоединенного юридического лица, до даты ее внесения.
3. Реорганизуемое юридическое лицо составляет последнюю бухгалтерскую (финансовую) отчетность на дату, предшествующую дате государственной регистрации последнего из возникших юридических лиц (дате внесения в Единый государственный реестр юридических лиц записи о прекращении деятельности присоединенного юридического лица). »
Таким образом, последний баланс является годовым отчетом, срок сдачи которого ( согл. п.5 ст 23 НК РФ) 3 месяца после окончания отчетного года, в нашем случае дата внесения в ЕГРЮЛ записи о прекращении деятельности присоединенного юридического лица.
Налоговая горячая линия не отвечает про бух.отчетность: обратитесь по месту регистрации, по месту регистрации при личном обращении настойчиво рекомендовали сделать Баланс за реорганизуемую организацию от имени правопреемника, но сейчас такая форма баланса не предусмотрена.

Самое неприятное то, что я не успела сдать и годовой баланс ( сроки пока не нарушены,а все налоговые отчеты и декларации сданы вовремя) Объединять балансы до момента ликвидации присоединяемой организации — в законе нет таких правил. Прочитала массу рекомендаций, НО Как сдать балансы я не знаю либо не сдавать совсем, а включить остатки на момент ликвидации (исключения из ЕГРЮЛ) к правопреемнику и продолжать деятельность. Но тогда пропадает годовой отчет ликвидируемого общества.( передаточный акт 19.11.18). Совсем запуталась в правах и обязанностях)

1.3 Нормативные документы, регулирующие бухгалтерскую финансовую отчетность

Система нормативного регулирования бухгалтерского учета в РФ состоит из документов четырех уровней, которые представлены в таблице 1.4. Нормативное регулирование бухгалтерской отчетности:

первый уровень – Закон «О бухгалтерском учете» № 402-ФЗ от 06.12.2011г. (ред. От 04.11.2014г.) и «Положение по ведению бухгалтерского учета и бухгалтерской отчетности в Российской

Федерации» № 34н от 29.07.1998г. (последняя редакция №186 от 24.12.2010г.);

второй уровень – Положение по бухгалтерскому учету «Бухгалтерская отчетность организации» (ПБУ 4/99);

третий уровень – приказ Минфина России «О формах бухгалтерской отчетности организаций» № 66н от 02.07.2010г. (письмо о внесении изменений № 66н от 04.12.2012г.), другие нормативные документы, регулирующие, например, порядок составления сводной бухгалтерской отчетности, порядок публикации бухгалтерской отчетности;

четвертый уровень – нормативное регулирование формирования бухгалтерской отчетности в рамках учетной политики организации, например, внешней и внутренней сегментарной отчетности (ее состав и содержание, адреса и сроки представления, порядок составления Налоговых расчетов и т.д.).

Таблица 1.4. Система регулирования бухгалтерского учета

Органы, принимающие документы

I уровень – законодательный

Федеральные законы, кодексы, указы, постановления

Федеральное собрание, Правительство РФ, Президент РФ

II уровень – нормативный

Положения (стандарты) по бухгалтерскому учету

Министерство финансов РФ, Центральный банк РФ

III уровень – методический

Нормативные акты (иные, чем положения), методические указания

Министерство финансов РФ, федеральные органы исполнительной власти, консультационные фирмы

IV уровень – учетная политика организации

Организационно-распорядительная документация (приказ, распоряжение и т.п.)

Федеральный закон «О бухгалтерском учете» № 402-ФЗ от 06.12.2011г. (ред. От 04.11.2014г.) применительно к отчетности регулирует лишь наиболее общие положения, относящиеся к ней: состав бухгалтерской отчетности, адреса и сроки ее представления и др.

В законе отмечается, что бухгалтерская отчетность организации состоит из бухгалтерского баланса, отчета о финансовых результатах, приложений к ним, предусмотренных нормативными актами.

Положение по ведению бухгалтерского учета и бухгалтерской отчетности содержит следующие разделы, относящиеся к отчетности: основные правила составления и представления бухгалтерской отчетности, порядок представления бухгалтерской отчетности, основные правила сводной бухгалтерской отчетности.

В разделе «Основные правила составления и представления бухгалтерской отчетности» указываются основные требования к отчетности, ее состав, правила оценки основных статей отчетности: финансовых вложений, основных средств, нематериальных активов, сырья, материалов, готовой продукции и товаров, незавершенного производства и расходов будущих периодов, капитала и резервов, расчетов с дебиторами и кредиторами, прибыли (убытка) организации.

В разделе «Порядок представления бухгалтерской отчетности» указывается, что все организации, за исключением бюджетных, представляют годовую бухгалтерскую отчетность в соответствии с учредительными документами учредителям, участникам организации или собственникам ее имущества, а также территориальным органам статистики по месту их регистрации.

В разделе «Основные правила сводной бухгалтерской отчетности» отмечается, что в случае наличия у организации дочерних и зависимых обществ помимо собственного бухгалтерского отчета составляется также сводная бухгалтерская отчетность, включающая показатели отчетов таких обществ, находящихся на территории Российской Федерации и за ее пределами, в порядке, устанавливаемом Министерством финансов РФ.

Федеральные министерства и другие федеральные органы исполнительной власти Российской Федерации составляют сводную годовую бухгалтерскую отчетность по унитарным организациям, а также отдельно сводную бухгалтерскую отчетность по акционерным обществам (товариществам), часть акций (долей, вкладов) которых закреплена в федеральной собственности (независимо от размера доли).

Положение по бухгалтерскому учету «Бухгалтерская отчетность организации» (ПБУ 4/99) устанавливает состав, содержание и методические основы формирования бухгалтерской отчетности организаций, являющихся юридическими лицами (кроме кредитных и бюджетных организаций).

Положение рекомендуется к применению Министерством финансов РФ при установлении типовых форм бухгалтерской отчетности и инструкций о порядке составления отчетности организациями разных форм и видов деятельности и порядка публикации отчетности.

В положении приводятся значения терминов бухгалтерская отчетность, отчетный период, отчетная дата, пользователь отчетности, дается состав бухгалтерской отчетности и общие требования к ней.

В положении подробно характеризуется содержание бухгалтерского баланса, отчета о прибылях и убытках, пояснений к бухгалтерскому балансу и отчету о прибылях и убытках, даются правила оценки основных статей бухгалтерской отчетности, раскрывается информация, сопутствующая бухгалтерской отчетности, указывается, в каких случаях бухгалтерская отчетность подлежит аудиту, раскрывается порядок публикации бухгалтерской отчетности (в тех случаях, когда она подлежит публикации), характеризуется порядок составления промежуточной бухгалтерской отчетности (за месяц, квартал, нарастающим итогом с начала года).

В качестве документа, конкретизирующего положения ПБУ 4/99, утверждены указания об объеме форм бухгалтерской отчетности и о порядке составления и представления бухгалтерской отчетности.

Инструктивные указания по составлению отчетности периодически утверждаются и издаются (раз в несколько лет) Министерством финансов РФ – Департаментом методологии бухгалтерского учета. В инструктивных указаниях Минфина России даются краткие пояснения по составлению каждой типовой формы, входящей в состав отчетности.

В соответствии с приказом Минфина РФ «О формах бухгалтерской отчетности организации» № 66н от 02.07.2010г. (письмо о внесении изменений № 66н от 04.12.2012г.) организациям предоставлено право разрабатывать собственные формы бухгалтерской отчетности с учетом особенностей деятельности организации. Но при этом необходимо соблюдать общие требования, предъявляемые к бухгалтерской отчетности (полнота, существенность, нейтральность и др.), изложенные в ПБУ 4/99. В то же время должны сохраняться коды итоговых строк и коды строк разделов и групп статей бухгалтерского баланса, приведенного в типовом образце (для обеспечения сопоставимости данных различных организаций и составления сводной отчетности).

Исходя из вышеизложенного можно сделать обобщающий вывод, что отчетность – это заключительный элемент метода бухгалтерского учета. Подготовка бухгалтерской отчетности – это забота не только бухгалтерии, но и других экономических и технических служб организации, потому что при составлении отчетности подводятся итоги и оцениваются все аспекты деятельности организации.

Отчет о финансовых результатах дает возможность выполнить анализ финансовых результатов за отчетный год и их динамику по сравнению с предыдущим периодом. Этот отчет содержит информацию о формировании финансовых результатов. Характерно, что в отчете приведена выручка от реализации, очищенная от налога на добавленную стоимость, акцизов и других обязательных платежей.

В отчете о финансовых результатах приведены следующие расходы: себестоимость реализации товаров, продукции, работ, услуг; коммерческие расходы; управленческие расходы.

Отчет о финансовых результатах является важнейшим источником информации для анализа показателей рентабельности организации, рентабельности реализованной продукции, рентабельности производства продукции, определения величины чистой прибыли, остающейся в распоряжении организации и других показателей.

Отчет о финансовых результатах дает нам возможность получить информацию о финансовых результатах фирмы, подробно освещает использование прибыли, а также дает полную характеристику платежей в бюджет, которые осуществляет организация с учетом различных льгот.

Принятые в последнее время ПБУ 9/99 и ПБУ 10/99 значительно приблизили финансовую отчетность в Российской Федерации к международным стандартам. Тем не менее, сохраняется жесткое нормативное регулирование многих вопросов учета финансовых результатов организации. Несмотря на заявление в указанных нормативах о независимости представления финансовых результатов в отчетности от целей налогообложения, на практике сохраняется фискальная направленность учета. Таким образом, сегодня сохраняются существенные проблемы, касающиеся отражения финансовых результатов организации в соответствии с МСФО. Требования, изложенные в МСФО, подходят для нашей страны, поэтому задача дальнейшего реформирования отечественного учета заключается в том, чтобы соответствовать им не только теоретически, но и на практике.

Приказ Минфина РФ от 6 июля 1999 г. N 43н "Об утверждении Положения по бухгалтерскому учету "Бухгалтерская отчетность организации" ПБУ 4/99" (с изменениями и дополнениями)

В соответствии с Программой реформирования бухгалтерского учета в соответствии с международными стандартами финансовой отчетности, утвержденной постановлением Правительства Российской Федерации от 6 марта 1998 г. N 283 (Собрание законодательства Российской Федерации, 1998, N 11, ст.1290), приказываю:

1. Утвердить прилагаемое Положение по бухгалтерскому учету «Бухгалтерская отчетность организации» ПБУ 4/99.

2. Признать утратившим силу приказ Министерства финансов Российской Федерации от 8 февраля 1996 г. N 10 «Об утверждении Положения по бухгалтерскому учету «Бухгалтерская отчетность организации» ПБУ 4/96″.

3. Ввести в действие настоящий приказ начиная с бухгалтерской отчетности 2000 года.

Министр финансов РФ

Положение по бухгалтерскому учету
«Бухгалтерская отчетность организации» ПБУ 4/99
(утв. приказом Минфина РФ от 6 июля 1999 г. N 43н)

С изменениями и дополнениями от:

18 сентября 2006 г., 8 ноября 2010 г.

ГАРАНТ:

С 19 июля 2017 г. настоящее Положение признано федеральным стандартом бухгалтерского учета

О формах бухгалтерской отчетности организаций, применяемых начиная с годовой бухгалтерской отчетности за 2011 г., см. приказ Минфина РФ от 2 июля 2010 г. N 66н

I. Общие положения

ГАРАНТ:

О порядке представления бухгалтерской отчетности см. письмо Минфина РФ от 29 сентября 2003 г. N 16-00-17/31

Информация об изменениях:

Приказом Минфина РФ от 8 ноября 2010 г. N 142н в пункт 1 настоящего Положения внесены изменения, вступающие в силу с 1 января 2011 г.

1. Настоящее Положение устанавливает состав, содержание и методические основы формирования бухгалтерской отчетности организаций, являющихся юридическими лицами по законодательству Российской Федерации, кроме кредитных организаций и государственных (муниципальных) учреждений.

2. Положение не применяется при формировании отчетности, разрабатываемой организацией для внутренних целей, отчетности, составляемой для государственного статистического наблюдения, отчетной информации, представляемой кредитной организации в соответствии с ее требованиями, и составления отчетной информации для иных специальных целей, если в правилах подготовки такой отчетности и информации не предусматривается использование настоящего Положения.

3. Настоящее Положение применяется Министерством финансов Российской Федерации при установлении:

типовых форм бухгалтерской отчетности и инструкции о порядке составления отчетности;

упрощенного порядка формирования бухгалтерской отчетности для субъектов малого предпринимательства и некоммерческих организаций;

особенностей формирования сводной бухгалтерской отчетности;

особенностей формирования бухгалтерской отчетности в случаях реорганизации или ликвидации организации;

особенностей формирования бухгалтерской отчетности страховыми организациями, негосударственными пенсионными фондами, профессиональными участниками рынка ценных бумаг и иными организациями сферы финансового посредничества;

порядка публикации бухгалтерской отчетности.

4. Для целей настоящего Положения указанные ниже понятия означают следующее:

бухгалтерская отчетность — единая система данных об имущественном и финансовом положении организации и о результатах ее хозяйственной деятельности, составляемая на основе данных бухгалтерского учета по установленным формам;

отчетный период — период, за который организация должна составлять бухгалтерскую отчетность;

отчетная дата — дата, по состоянию на которую организация должна составлять бухгалтерскую отчетность;

пользователь — юридическое или физическое лицо, заинтересованное в информации об организации.

III. Состав бухгалтерской отчетности и общие требования к ней

5. Бухгалтерская отчетность состоит из бухгалтерского баланса, отчета о прибылях и убытках, приложений к ним и пояснительной записки (далее приложения к бухгалтерскому балансу и отчету о прибылях и убытках и пояснительная записка именуются пояснения к бухгалтерскому балансу и отчету о прибылях и убытках), а также аудиторского заключения, подтверждающего достоверность бухгалтерской отчетности организации, если она в соответствии с федеральными законами подлежит обязательному аудиту.

6. Бухгалтерская отчетность должна давать достоверное и полное представление о финансовом положении организации, финансовых результатах ее деятельности и изменениях в ее финансовом положении. Достоверной и полной считается бухгалтерская отчетность, сформированная исходя из правил, установленных нормативными актами по бухгалтерскому учету.

Если при составлении бухгалтерской отчетности исходя из правил настоящего Положения организацией выявляется недостаточность данных для формирования полного представления о финансовом положении организации, финансовых результатах ее деятельности и изменениях в ее финансовом положении, то в бухгалтерскую отчетность организация включает соответствующие дополнительные показатели и пояснения.

Если при составлении бухгалтерской отчетности применение правил настоящего Положения не позволяет сформировать достоверное и полное представление о финансовом положении организации, финансовых результатах ее деятельности и изменениях в ее финансовом положении, то организация в исключительных случаях (например, национализация имущества) может допустить отступление от этих правил.

7. При формировании бухгалтерской отчетности организацией должна быть обеспечена нейтральность информации, содержащейся в ней, т.е. исключено одностороннее удовлетворение интересов одних групп пользователей бухгалтерской отчетности перед другими.

Информация не является нейтральной, если посредством отбора или формы представления она влияет на решения и оценки пользователей с целью достижения предопределенных результатов или последствий.

8. Бухгалтерская отчетность организации должна включать показатели деятельности всех филиалов, представительств и иных подразделений (включая выделенные на отдельные балансы).

9. Организация должна при составлении бухгалтерского баланса, отчета о прибылях и убытках и пояснений к ним придерживаться принятых ею их содержания и формы последовательно от одного отчетного периода к другому.

Изменение принятых содержания и формы бухгалтерского баланса, отчета о прибылях и убытках и пояснений к ним допускается в исключительных случаях, например, при изменении вида деятельности. Организацией должно быть обеспечено подтверждение обоснованности каждого такого изменения. Существенное изменение должно быть раскрыто в пояснениях к бухгалтерскому балансу и отчету о прибылях и убытках вместе с указанием причин, вызвавших это изменение.

10. По каждому числовому показателю бухгалтерской отчетности, кроме отчета, составляемого за первый отчетный период, должны быть приведены данные минимум за два года — отчетный и предшествующий отчетному.

Если данные за период, предшествующий отчетному, несопоставимы с данными за отчетный период, то первые из названных данных подлежат корректировке исходя из правил, установленных нормативными актами по бухгалтерскому учету. Каждая существенная корректировка должна быть раскрыта в пояснениях к бухгалтерскому балансу и отчету о прибылях и убытках вместе с указанием причин, вызвавших эту корректировку.

11. Статьи бухгалтерского баланса, отчета о прибылях и убытках и других отдельных форм бухгалтерской отчетности, которые в соответствии с положениями по бухгалтерскому учету подлежат раскрытию и по которым отсутствуют числовые значения активов, обязательств, доходов, расходов и иных показателей, прочеркиваются (в типовых формах) или не приводятся (в формах, разработанных самостоятельно, и в пояснительной записке).

Показатели об отдельных активах, обязательствах, доходах, расходах и хозяйственных операциях должны приводиться в бухгалтерской отчетности обособленно в случае их существенности и если без знания о них заинтересованными пользователями невозможна оценка финансового положения организации или финансовых результатов ее деятельности.

Показатели об отдельных видах активов, обязательств, доходов, расходов и хозяйственных операций могут приводиться в бухгалтерском балансе или отчете о прибылях и убытках общей суммой с раскрытием в пояснениях к бухгалтерскому балансу и отчету о прибылях и убытках, если каждый из этих показателей в отдельности несущественен для оценки заинтересованными пользователями финансового положения организации или финансовых результатов ее деятельности.

12. Для составления бухгалтерской отчетности отчетной датой считается последний календарный день отчетного периода.

13. При составлении бухгалтерской отчетности за отчетный год отчетным годом является календарный год с 1 января по 31 декабря включительно.

Первым отчетным годом для вновь созданных организаций считается период с даты их государственной регистрации по 31 декабря соответствующего года, а для организаций, созданных после 1 октября, — по 31 декабря следующего года.

14. Каждая составляющая часть бухгалтерской отчетности, предусмотренная пунктом 5 настоящего Положения, должна содержать следующие данные: наименование составляющей части; указание отчетной даты или отчетного периода, за который составлена бухгалтерская отчетность; наименование организации с указанием ее организационно-правовой формы; формат представления числовых показателей бухгалтерской отчетности.

15. Бухгалтерская отчетность должна быть составлена на русском языке.

16. Бухгалтерская отчетность должна быть составлена в валюте Российской Федерации.

17. Бухгалтерская отчетность подписывается руководителем и главным бухгалтером (бухгалтером) организации.

В организациях, где бухгалтерский учет ведется на договорных началах специализированной организацией (централизованной бухгалтерией) или бухгалтером-специалистом, бухгалтерская отчетность подписывается руководителем организации и руководителем специализированной организации (централизованной бухгалтерии) либо специалистом, ведущим бухгалтерский учет.

IV. Содержание бухгалтерского баланса

18. Бухгалтерский баланс должен характеризовать финансовое положение организации по состоянию на отчетную дату.

19. В бухгалтерском балансе активы и обязательства должны представляться с подразделением в зависимости от срока обращения (погашения) на краткосрочные и долгосрочные. Активы и обязательства представляются как краткосрочные, если срок обращения (погашения) по ним не более 12 месяцев после отчетной даты или продолжительности операционного цикла, если он превышает 12 месяцев. Все остальные активы и обязательства представляются как долгосрочные.

20. Бухгалтерский баланс должен содержать следующие числовые показатели (с учетом изложенного в пунктах 6 и 11 настоящего Положения):

Бухгалтерская отчетность какая нормативная документация используется

Статья 13. Общие требования к бухгалтерской (финансовой) отчетности

Перспективы и риски споров в суде общей юрисдикции. Ситуации, связанные со ст. 13

1. Бухгалтерская (финансовая) отчетность должна давать достоверное представление о финансовом положении экономического субъекта на отчетную дату, финансовом результате его деятельности и движении денежных средств за отчетный период, необходимое пользователям этой отчетности для принятия экономических решений. Бухгалтерская (финансовая) отчетность должна составляться на основе данных, содержащихся в регистрах бухгалтерского учета, а также информации, определенной федеральными и отраслевыми стандартами.

(в ред. Федерального закона от 21.12.2013 N 357-ФЗ)

(см. текст в предыдущей редакции)

2. Экономический субъект составляет годовую бухгалтерскую (финансовую) отчетность, если иное не установлено другими федеральными законами, нормативными правовыми актами органов государственного регулирования бухгалтерского учета.

3. Годовая бухгалтерская (финансовая) отчетность составляется за отчетный год.

4. Промежуточная бухгалтерская (финансовая) отчетность составляется экономическим субъектом в случаях, когда законодательством Российской Федерации, нормативными правовыми актами органов государственного регулирования бухгалтерского учета, договорами, учредительными документами экономического субъекта, решениями собственника экономического субъекта установлена обязанность ее представления.

(часть 4 в ред. Федерального закона от 23.07.2013 N 251-ФЗ)

(см. текст в предыдущей редакции)

5. Промежуточная бухгалтерская (финансовая) отчетность составляется за отчетный период менее отчетного года.

6. Бухгалтерская (финансовая) отчетность должна включать показатели деятельности всех подразделений экономического субъекта, включая его филиалы и представительства, независимо от их места нахождения.

7. Бухгалтерская (финансовая) отчетность составляется в валюте Российской Федерации.

Ч. 7.1 ст. 13 (в ред. ФЗ от 28.11.2018 N 444-ФЗ) в отношении бухгалтерской (финансовой) отчетности организаций, не являющихся организациями государственного сектора (организациями бюджетной сферы), применяется с 01.01.2020.

7.1. Бухгалтерская (финансовая) отчетность составляется на бумажном носителе и (или) в виде электронного документа, подписанного электронной подписью. В случае, если законодательством Российской Федерации или договором предусмотрено представление бухгалтерской (финансовой) отчетности другому лицу или в государственный орган на бумажном носителе, экономический субъект обязан по требованию другого лица или государственного органа за свой счет изготавливать на бумажном носителе копии бухгалтерской (финансовой) отчетности, составленной в виде электронного документа.

(часть 7.1 введена Федеральным законом от 28.11.2018 N 444-ФЗ)

Ч. 8 ст. 13 (в ред. ФЗ от 28.11.2018 N 444-ФЗ) в отношении бухгалтерской (финансовой) отчетности организаций, не являющихся организациями государственного сектора (организациями бюджетной сферы), применяется с 01.01.2020.

8. Бухгалтерская (финансовая) отчетность считается составленной после подписания ее руководителем экономического субъекта.

(в ред. Федерального закона от 28.11.2018 N 444-ФЗ)

(см. текст в предыдущей редакции)

9. Утверждение и опубликование бухгалтерской (финансовой) отчетности осуществляются в порядке и случаях, которые установлены федеральными законами. В случае, если федеральными законами и (или) учредительными документами экономического субъекта предусмотрено утверждение бухгалтерской (финансовой) отчетности экономического субъекта, внесение исправлений в такую отчетность после ее утверждения не допускается.

(в ред. Федерального закона от 26.07.2019 N 247-ФЗ)

(см. текст в предыдущей редакции)

10. В случае опубликования бухгалтерской (финансовой) отчетности, которая подлежит обязательному аудиту, такая бухгалтерская (финансовая) отчетность должна опубликовываться вместе с аудиторским заключением.

(часть 10 в ред. Федерального закона от 21.12.2013 N 357-ФЗ)

(см. текст в предыдущей редакции)

11. В отношении бухгалтерской (финансовой) отчетности не может быть установлен режим коммерческой тайны.

12. Правовое регулирование консолидированной финансовой отчетности осуществляется в соответствии с настоящим Федеральным законом, если иное не установлено иными федеральными законами.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *